Сравнительный анализ образов Константина Левина и Алексея Вронского из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Никонов С. С. Сравнительный анализ образов Константина Левина и Алексея Вронского из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] // Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12525/ (дата обращения: 27.03.2019).
Статья посвящена сравнению Константина Левина и Алексея Вронского. Автор выявляет общее начало у обоих героев, которое скрыто за занавесом контраста. Это «общее» еще более раскрывает мысль семейную, которое является центральной идеей романа. Таким образом, мы приходим к выводу, что Толстой изобразил в романе единый закон жизни — веру в Бога.
Ключевые слова: Л. Н.
Толстой, роман Анна Каренина, мысль семейная, Левин и Вронский, мировоззрение героев, жизненный путь, сходства и различия, общее начало
Современным читателям сложно полностью понять художественный текст, написанный десятки, а то и сотни лет назад.
Для современников Софокла было естественно, что Эдип, в страхе перед оракулом, бежал из отчего дома, а позже был подавлен, узнав, что убил отца и женился на матери: человек XXI века может отнестись к этим фактам иначе. Так же естественно было для современников Шекспира, что тень отца Гамлета выходит из могилы и повелевает мстить за себя: мы можем принять это иначе.
Им не надо делать усилие над своим сознанием, чтобы понять произведение. Что делать нам, читателям нынешнего века, когда мы читаем творения ушедших веков? Нам остаётся лишь трактовать по-своему.
Для полного понимания художественного текста, его специфику и идею автора необходимо проводить множество сопоставлений между произведениями как отечественных, так и зарубежных, сравнивать как главных, так и второстепенных героев. Сравнивая характер и поведение героев, мы можем совершенно иначе истолковать текст.
Л. Н.
Толстой имел дар создавать и изображать в своих произведениях сложную систему героев, которые иногда даже не вмещаются в единую схему, но четко укладываются в сознании читателя.
Статья будет посвящена сравнению двух центральных персонажей романа «Анна Каренина»: Константина Дмитриевича Левина и Алексея Кирилловича Вронского.
Данная тема является актуальной, поскольку между исследователями и читателями до сих пор существует спор о жизнях этих героев и об их роли в осмыслении романа. Жизненное восхождение к вере и к семейным ценностям Левина многими не видится как гармоничный путь и действительный нравственный рост, а Вронский воспринимается как ограниченный, не целостный человек.
Мы попытаемся доказать, что эти два героя являются важной частью в осмыслении романа, что их образы способны к нравственному восхождению.
Тем более что и сам автор во многом проводит скрытое сравнение между Левиным и Вронским: чуткий взгляд Анны отмечает сходство героев: «…Несмотря на резкое различие, с точки зрения мужчины, между Вронским и Левиным, она, как женщина, видела в них то самое общее, за что и Кити полюбила и Вронского, и Левина» [1, с. 811].
Что это за «общее» и из-за чего Анна полюбила Алексея Вронского, может быть, именно из-за этого его основополагающего начала?
На первый взгляд Левин и Вронский являются противоположными друг к другу людьми. «Вронский — это один из сыновей графа Кирилла Ивановича Вронского и один из самых лучших образцов золоченой молодежи петербургской…
Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант и вместе с тем — очень милый, добрый малый» [1, стр. 69] — так, описывается Вронский в начале романа, а Левин как простой помещик, типичный идеалист, который неотделим от природы, от родного дома и презирающий столичную жизнь.
Еще одна противоположность видится в целях и желаниях героев: Левин мечтает о семейной жизни с Екатериной Александровной Щербатской, возлагает на него большие надежды, а Вронский «еще меньше мог поверить тому, что он должен жениться» [1, с. 89].
Левин, чувствуя духовную связь с Кити, стремится поскорее сделать ей предложение, а Вронский не знает, что предпринять, когда «почувствовал, что та духовная тайная связь, которая существовала между ним и Кити, утвердилась нынешний вечер так сильно» [1, с. 89].
Можно сопоставить также и окружение двух героев.
Левин живет среди мужиков и работает вместе с ними: «Левин посмотрел, как шагал Мишка, ворочая огромные комья земли, налипавшей на каждой ноге, слез с лошади, взял у Василья севалку и пошел рассевать» [1, с. 200], а Вронского мы видим с его другом Яшвиным — игроком и кутилой. Описание Яшвина следующее: «не только человек без всяких правил, но с безнравственными правилами» [1, с.
221], напоминает самого Вронского с его жизненными установками. Оба офицера раскрывают картину праздной, столичной жизни, в которой время занято не трудом, а хересом, рейнвейном и водкой. Если для Левина и мужиков стоит вопрос: как сеять, то для Яшвина — что выпить: «Ты лучше скажи, что выпить; такая гадость во рту, что…» [1, с. 223].
Также сравнивая романтические чувства героев, мы видим, что любовь Вронского и Анны превращается в животную страсть и это доказывает то, как Вронский, сидя в карете, потирает икру своей ноги, ощущая телесность — он приземлен.
А Левин в свою очередь, ожидая объяснения с Кити, «чувствовал себя совершенно независимым от тела: он двигался без усилия мышц и чувствовал, что все может сделать» [1, с. 346] — это значит, что у героя настолько возвышена любовь, что он не ощущает своего тела и чувствует, что у него выросли крылья.
В романе есть интересная деталь как книга, она дает характеристику герою, например чувства Анны мы узнаем, когда она читает английский роман: «Анна Аркадьевна читала и понимала, но ей неприятно было читать, то есть следить за отражением жизни других людей. Ей слишком самой хотелось жить» [1, с. 136].
Так, Левин на протяжении всего романа сам пишет книгу, а Вронский лишь смотрит на книгу французского романа. Символично, что книга эта лежит на тарелке: писатель подчеркивает, что она не может быть духовной пищей. Более того, Вронский смотрит в книгу, не читая.
Другим отличием героев можно назвать воспитание.
Мысль семейная, заложенная в детстве, помогали Левину окончательно не запутаться и не отчаяться в жизни: «Теперь ему ясно было, что он мог жить только благодаря тем верованиям, в которых он был воспитан» [1, с. 753]. Левин видит жизнь умерших родителей, как «идеал всякого совершенства», который «он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей» [1, с. 92].
У Вронского всё иначе: «Вронский никогда не знал семейной жизни. Мать его была в молодости блестящая светская женщина… Отца своего он почти не помнил» [1, с. 164]. Мать для него не является примером семейного счастья, потому что опыт у графини Вронской богат лишь в плане интриг и увлечений. Вронский относиться к своей матери лишь «в высшей степени покорно и почтительно» [1, с.
138], он не чувствует к своим родителям благоговения, нежели Левин, для которого это стало залогом правильной жизни.
Однако на протяжении всего романа Алексей Вронский вырастает до мысли семейной. Он под влиянием любви к Анне меняется и преображается. Вспомним слова Вронского из разговора с Долли в Воздвиженском: «Мы соединены святыми для нас узами любви.
У нас есть ребенок, у нас могут быть еще дети. И завтра родится сын, мой сын, и он по закону — Каренин, он не наследник ни моего имени, ни моего состояния, и как бы мы счастливы ни были в семье и сколько бы у нас ни было детей, между мною и ими нет связи», — говорит Вронский Долли [1, с. 442]. Также доказательством того, что Вронский встал на путь самосовершенствования, являются его слова о поведении Алексея Каренина: «Разумеется, — сказал он мрачно, — это одна из этих фарисейских жестокостей, на которые способны только эти люди без сердца» [1, с. 567]. Вронский точно замечает, что в Каренине происходят странные перемены, когда тот начинает увлекаться фарисейством, под воздействием графини Лидии Ивановны. Также не случайно, что в одной из частых ссор с Анной, описанных автором в седьмой части романа, Вронский потеряет терпение, когда Каренина назовет его «человеком без сердца» [1, с. 831].
Таким образом, за этим контрастом скрывается общая черта. У обоих героев присутствует стремление к нравственному росту и преображению. Вронский обладает скрытым и неизвестным ему самому запасом жизненных сил, душевной глубиной, которые сближают его с Левиным. Анна полюбила Вронского, почувствовав возможность его нравственного роста, ту которую видела Кити у обоих героев, их общее начало — силу жизни, способность поверить в Бога всем сердцем и всей душою, пройти через трудности, сомнения и выйти к вере как необходимости для дальнейшего существования.
Литература:
- Толстой Л. Н. Анна Каренина. — 978–5-699–65467–3. — М.: Эксмо, 2014. — 961 с.
Основные термины (генерируются автоматически): анна, герой, книга, нравственный рост, осмысление романа, роман, семейная жизнь, столичная жизнь, художественный текст.
Но и это единство места в семейном романе далеко не обязательно. Более того, отрыв времени жизни от определенной и ограниченной пространственной локальности, скитание главных героев, прежде чем они обретут семью и материальное положение…
Рубрика: 4. Художественная литература.
Встатье предпринимается попытка сравнительного анализа главных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Всю эту идею романа можно обобщить термином самого Л. Н. Толстого «мысль семейная», которое…
художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная
В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
время, герой, роман, главный герой, пространство, жизнь, романное пространство, научное осмысление, герой повести, художественный мир.
В статье рассматривается чувство страха у персонажей романа «Анна Каренина», которая имеет глубокие корни.
Черты неореализма в романе В.С. Маканина «Испуг». Страх смерти движет поступками героя, страх реальной жизни заставляет уйти от реальности.
Идейно-художественное осмысление романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» в сценическом воплощении Льва Додина.
Структура спектакля. Письмо матери Штрума сыну — ключевой и, пожалуй, самый знаменитый текст романа «Жизнь и судьба».
Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — книга от которой нельзя оторваться. Мальчишеская клятва главного героя романа Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — для многих
Развитие понимания текста художественного произведения…
время, герой, роман, главный герой, пространство, жизнь, романное пространство, научное осмысление, герой повести, художественный мир.
Это объединяло и воспитывало юношество, удерживало жизнь в традиции православной культуры» [5, 192].
Думается, что главная мысль первой части рассказа сводится к осознанию главным героем
Литература: 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Источник: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12525/
Русский язык и литература. Литература
1870 – Толстой больше задумывается о проблемах семьи и брака. Окружавшая его действительность способствовала этому. В январе 1872 года под поезд бросилась Анна Степановна Пирогова, неофициальная жена помещика Бибикова. Семья Толстых хорошо знала погибшую, именно ее судьба отражена в «Анне Карениной» (1873 – 1877).
Идея романа – образ замужней женщины из высшего света, которая загубила себя. Толстой хотел сделать эту женщину жалостливой, а не виновной. Работа над романом продолжалась 4 года. Главная мысль романа – семья. Прообразом Карениной стала старшая дочь Пушкина Мария Гартунг.
Краткий сюжет романа: Главная героиня романа Анна Каренина в финале бросается под поезд. Это светская замужняя женщина, мать 8-летнего сына, занимавшая высокое положение в обществе благодаря своему мужу. Она влюбляется в молодого офицера Вронского, бросает мужа и уходит к любовнику.
Но возможность счастья с любимым остается мечтой: высшее общество закрывает глаза на измены, но не может простить искренней и открытой любви.
2 сюжетные линии: Карениной и Левина.
Роман начинается с мысли «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая семья несчастлива по-своему». Эти слова – «психологический ключ» к роману: в центре внимания несчастливые семьи. Далее фраза «Все смешалось в доме Облонских». Роман начинается с распада семьи, разрушения человеческих отношений.
Главная проблема произведения раскрывается на примере нескольких семейный пар: Анна – Алексей Каренины, Долли – Стива Облонские, Китти – Константин Левины.
Символы романа:
- Железная дорога – появилась недавно, уже в романе Толстого. Каренина и Вронский встречаются на ж/д вокзале. Зло, которое угрожает человечеству.
- Первая встреча Карениной с Вронским на вокзале – через пару минут мужчина гибнет под колесами поезда — прообраз гибели героини.
- Сильная метель при возвращении Анны в Петербург – предупреждение о буре, которая всколыхнет жизнь Анны
- Блеск лица Анны, когда она поняла, что любит Вронского – «Он напоминал страшный блеск пожара среди темной ночи»
- Сцена гонок – аморальная абсурдная жизнь, где идет жестокая борьба.
- Свеча – символ любви Анны
Действующие лица романа, списанные с окружения Толстого: Облонский – Оболенский, Левин – Лев Толстой, Вронский – Воронцов, Щербацкие – Щербатовы. Но это не портреты, а только основа. Это собирательные образы родственных писателю по типу.
Образ Каренина. Толстой изучал греческий язык, увлекся «Одиссеей». «Каренон – у Гомера – голова», поэтому Каренин – у него рассудок преобладает над сердцем, чувствами. Есть разные трактовки по поводу прототипа Каренина:
- С.М. Сухотинин (его покинула жена, вышла замуж за Ладыженского). Он не был типичным чиновником.
- П.А. Валуев (широко образованный человек, либеральный формалист). Министр. Как и Каренин, был занят делами об «инородцах». При нем возникло дело о продаже башкирских земель, явилось одной из причин отставки.
- В.А. Иславин (друг детства Толстого, занимал высокий пост).
- А.М. Кузминский (свояк Толстого, честолюбивый судебный деятель).
- Барон Менгден (деятельный, но черствый человек, занимал высокий пост, тяжелый характер, привлекателен, небольшого роста)
Стива Облонский тоже собирательный тип.
Долли похожа на всех многодетных матерей и жен, которых знал Толстой. В ней черты его жены (у них было 5 детей).
Вронский – типичный гвардейский офицер из аристократической семьи. Толстой составлял этот образ по памяти Крымской кампании или тех, кого знал, когда бывал в Петербурге. Характерно: энергичность, твердость характера, честолюбие, отношение к товарищам и женщинам.
Левин – его можно назвать портретом Толстого. Он вложил в Левина свои взгляды, манеры, склонность восставать против общепризнанных авторитетов, искренность, отрицательное отношение к земству и суду, увлечение хозяйством, отношения с крестьянами, разочарование в науке. Как и Толстой, Левин живет в деревне, а не в городе.
Исследователи называют портрет Левина фотографией 70-х годов Толстого, т к в переживаниях Левина отразился только один период жизни толстого. Главное, что отличает Толстого и Левина – творчество.
Вместо творчества Левин пишет статью о с/х рабочих, в ней отражено увлечение Толстого с/х, которое уже прошло во время написания «Анны Карениной».
Семья Щербацких. Типична для всех помещиков, проводивших зимы в Москве. В это время они вывозили «в свет» на балы своих дочерей. Такой же была семья Щербатова, директора Лосиной фабрики. Одно время Толстой увлекался его дочерью Прасковьей. Подобные семьи: Трубецких, Львовых, Сухотиных, Горчаковых.
Семья Облонских. Роман начинается с конфликта в этой семье. Стива изменил Долли с молодой гувернанткой. Долли не может его простить. Анна вмешалась, все решила. Толстой считает эту семью несчастливой. У Долли 6 детей, и они постоянно переживают тяжелые ситуации. Стива – добрый, компанейский человек, очень любит жизнь, но роль семьянина – не для него.
Не умеет распоряжаться деньгами, из-за этого жена и дети всегда в нужде. Стива подвержен увлечениям с другими женщинами. Долли очень верная. Она мечтает отомстить мужу и придумывает образ влюбленного в нее мужчины, но она все время занята домом и детьми. Она обижена на мужа за то, что он живет весело, а она рано состарилась из-за детей и семейного быта.
Супруги ссорятся и мирятся, чувствуют себя счастливыми. Все это благодаря Долли: она простила измену, постоянно закрывает глаза на образ жизни мужа, проницательна, добра. На свадьбе Китти и Левина вспоминает свою, влюбленность в мужа.
После визита к Анне и Вронскому много пересматривает для себя: на примере Анны видит, что счастье не в деньгах, не в нарядах, не в наличии свободного времени и не в том6 как сильно муж выражает свою любовь. У Анны все это есть, но она несчастна и полна страхов. Она с ужасом думает о единственном ребенке Анны и Вронского (девочка Аня), и радуется, что у нее их шесть.
Эта семья не идеальна, но это живые люди, которые вместе преодолевают препятствия, непонимания, негативные стороны друг друга. Они умеют прощать, просить прощения и любить, растить детей и строить совместную жизнь.
Семья Левиных. Левин – помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом «был целым миром Левина». Он с гордостью говорит о патриотизме и аристократизме своих предков. Наступает период разорения «дворянских гнезд», Левин понимает неизбежность этой системы».
Он пытается понять тайну новых общественных отношений и свое место в жизни. Он мечтатель, трезво смотрит на жизнь и борется за свое счастье, сохраняя душевное равновесие.
Он близок к природе (радуется, когда слышит шорох сухих листьев и видит как растет трава под ними), ее естественным законам, в этом видит залог своего счастья и семейного благополучия. Общается с крестьянами. Брак с Китти счастливый, они понимают друг друга, но духовные запросы Левина за пределами семьи.
Для него важно дальнейшее развитие России. Идеал – большая и дружная крестьянская семья, которой есть до всего дело. Западные теории преобразования непригодны для России, надо учитывать специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поймут государство. Левин ищет правду жизни.
Описание жизни Левина образует одну из 2 сюжетных линий в романе, но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией. Душевные терзания Анны и поиски истины Левина – взаимосвязанные стороны жизни в пореформенную эпоху, показывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления.
Семья Карениных. Алексей Александрович Каренин муж Анны, высокопоставленный государственный деятель, влиятелен в светском обществе. Его уважают за честность, порядочность, рассудительность. Он трудолюбив, целеустремлен и упорядочен в делах и чувствах. Он живет «по расписанию». Работа занимает все его время.
К жене и сыну порой относится пренебрежительно, скрывает свои истинные чувства. Любит свою семьи и дорожит ей. Когда Каренин узнает о связи Анны и Вронского, проявляется его слабость – неумение проявлять свои чувства. Он зависит от общепринятых норм.
Не борется за свою любовь, пытается найти разумное решение, вместо того, чтобы увеличить свою нежность к жене, замыкается в работе. Он решил оставить все как есть, но постоянно напоминает Анне о приличиях. Он прощает ее и бескорыстно любит, когда Анна в тяжелом состоянии после родов дочери.
Искренне заботится о ней, готов воспитывать дочь Анны и Вронского. Анна приходит в себя и снова уходит от него, он опять слабеет, хотя по натуре боец. Вронский наоборот проявляет характер и решительность. В конце романа выясняется, что Каренин все же слабый человек, скрывающийся за мундиром.
После смерти Анны останавливается его карьера, в домашних делах тоже застой, пока за них не взялась графиня Лидия Ивановна. Он еще ведомый, начинает посещать тайный религиозный кружок. После смерти Анны и отъезда Вронского, воспитывает их дочь.
Анализ «семейной мысли» в романе. В романе представлены 2 сюжетные линии – Анны Карениной и Константина Левина. Первая – несчастный путь, вторая – счастливый. Толстой показал кризис старой семьи, основанной на общественной морали. Он противопоставляет искусственную семейную жизнь естественным отношениям. Попытался наметить пути выхода из кризиса.
Путь первый. Каренина сознательно идет на разрыв со своим мужем, а значит и с узаконенными нормами морали в дворянском обществе. Причина – пробуждение чувства личности и настоящей любви. Это трагедия личности и общества. Анна отстаивает свое право на жизнь, любовь, счастье без светских оков. Гибель Анны – это урок Толстого-учителя.
По мнению писателя, семья – главное в жизни человека. Анна бросила мужа и ребенка, пожертвовала семейными узами ради любви. В этом ее сила и одновременно грех. По мнению Толстого, с ней не могло случиться иначе. Самоубийство – это импульс, которому она отдалась после ссоры с Вронским, роковая случайность. С другой стороны – мотив возмездия. Она хочет его наказать.
Последние слова Вронскому: «вы раскаетесь в этом». Еще мотив раскаяния: Анна видит смерть как единственный выход ля Алексея Александровича, Сережи и для нее. В момент этих мыслей в комнате гаснет свеча (Символ! Погасла любовь). И Анна сама как догоревшая свеча, у которой больше нет основы, чтобы продолжать гореть и жить.
Перед смертью ее мучали кошмары про «испачканного уродливого мужичка в фуражке, который что-то делает над железом». Внутренне, еще не осознанно, Анна была готова к смерти. Она говорила Кити: «Я заехала проститься с тобой». Долли аналогично: «Так прощай, Долли». Анна переосмысливает свои отношения с Вронским.
Мысли обращенные к веселой компании «От себя не уйдете», обращены к ней самой. Ей некуда идти, но и умирать она не хочет. Она цепляется за жизнь, но без шансов: пишет записку Вронскому, но она не доходит, едет в гости к Долли, но ни Долли, ни Китти не понимают ее, не могут помочь.
Анна пытается утешить себя любовью к Сереже, но сама обвиняет себя в том, что променяла любовь к сыну и смогла без нее жить. Ее добила записка от Вронского, написанная небрежным подчерком. «Нет, я не дам тебе мучать себя» — подумала она. Мысль и воспоминание о раздавленном на вокзале человеке в день первой ее встречи с Вронским натолкнули ее на решение.
«Туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя». Она перекрестилась и бросилась между вагонами. Анна не хотела умирать. Она упала на руки и пыталась тотчас встать, ужаснулась содеянному. Но было уже поздно: «что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову». Это была судьба. Анна чувствовала невозможность борьбы.
И снова Толстой-учитель: нельзя противостоять наказанию, оставалось только просить прощения. Он жестоко описывает смерть Анны. Важно, что даже после смерти Анна хочет жить. «вьющиеся волосы на висках», «прелестное лицо с полуоткрытым румяным ртом», в «незакрытых глазах, молящих о жизни, ужасное выражение, которое напоминает Вронскому ее слова о том, что он раскается».
Путь второй. У Левина все как у Толстого. Женитьба Китти и Левина сделала его самым счастливым человеком, семьянином, но не сгладился его разрыва в отношениях с обществом. Он воспринимает капитализм как всеобщее бедствие, сопротивляется его наступлению.
Для него главное хозяйство – он с любовью удобряет землю, выращивает урожаи. Но ощущение того, что вопрос о изменении общественно-экономического устройства всей страны не может быть решен таким образом, заводит Левина в противоречия.
Он сопоставляет свою личную жизнь с жизнью крестьян и делает вывод, что решение проблем в основе сближения правящих классов с народом. Правда на стороне народа. Общее благо как результат нравственного совершенствования отдельной личности наступит само собой, независимо от усилий со стороны.
Духовные искания Левина – путь размышлений Толстого о собственной жизни за 10 лет после «Войны и мира».
Эти искания продолжают линию Оленина («Казаки»), Андрея Болконского и Пьера Безухова, с той разницей, что Левин в отличие от своих предшественников ищет причины собственных неудач не в отсутствии полезной деятельности, а в экономической структуре общества.
Устами Левина Толстой показал в чем состоял переворот русской истории. «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом. Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не жизнь». Своим идеалом Толстой провозгласил «жизнь простого трудового народа, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей».
Источник: https://pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/page/view.php?id=11838
Образ Алексея Александровича Каренина (в сравнении с Вронским)
В романе Льва Толстого «Анна Каренина» образ мужа Анны, Алексея Александровича, занимает одно из центральных мест. Это чиновник высшего света, петербургский государственный деятель. Он живет по строгому графику, все время занят делами. Человек он, несомненно, трудолюбивый.
Многие верят, что он человек выдающийся, и его ждут еще более блестящие должности и большие свершения. В начале романа верит в это и сама Анна, всячески поддерживая мужа, создавая ему идеальные условия дома.
Слабость Алексея Каренина обнаруживается, когда у жены начинается роман с Вронским.
Слабость эта в том, что Каренин не умеет выражать свое собственное мнение, личные чувства. Он так привык жить «по протоколу», «по этикету», по правилам, что беспомощен в ситуациях, где эти правила нарушаются.
Каренин всегда хорошо относился к жене, был нежен с ней и, конечно, любил, хотя не привык говорить об этом.
Но теперь, когда ему нужно удвоить свою любовь, нежность, понимание, проявить силу чувства, Алексей Каренин растерялся. Он замкнулся в себе, обиделся и твердит Анне о приличиях.
Какой контраст он составляет с Вронским: страстным, любящим, настойчивым, отчаянно целеустремленным! Вронский, неопытный мальчишка, борется за свою любовь, за право быть с любимой женщиной.
Он восхищается Анной, твердит ей о своих чувствах, сочувствует ее положению. Каренин же погружен в обиды, ушел с головой в работу, жестко обращается с Анной. Он будто ждет, что ситуация разрешится сама собой, а она тем временем усугубляется.
Единственный раз в Алексее Каренином просыпается большое чувство – прощение, бескорыстная любовь, смирение – когда Анна рожает дочь от Вронского. Он великодушен, готов заботиться о ребенке, простить Вронского и Анну, забыть о своих интересах и положении в свете. Но этот порыв недолог, да и Анна его не поддерживает.
Слабость Каренина – это слабость его характера. Этот государственный деятель – не борец по натуре, он слишком подвержен чужому влиянию, общепринятым нормам. Каренин не умеет действовать иначе, чем привык, и в этом его беда.
В противоположность ему мальчишка-офицер Вронский по ходу романа учится проявлять характер, создавая и обустраивая свою проблемную семью, заново начиная карьеру, что ему с успехом удается.
Ближе к концу романа Алексей Каренин представляется слабым человеком, каким и был всегда под «застегнутым на все пуговицы» мундиром высокопоставленного чиновника.
Карьера его остановилась, когда исчезли поддержка Анны и прочный семейный тыл.
Во всех домашних делах Алексея Александровича «прибрала к рукам» старая графиня Лидия Ивановна. Она во всем влияет на него, решает за него насущные вопросы. Для сравнения – попытка Анны во всем контролировать поведение Вронского встречает немалый отпор.
Из-за влияния Лидии Ивановны Каренин не дает Анне развода, даже на просьбу Анны повидаться с сыном Сережей ответ пишет Лидия Ивановна.
Цитатная характеристика Кити Щербацкой из романа “Анна Каренина”
Стива Облонский, характеристика
Анализ романа “Анна Каренина” Л. Толстого
Характеристика образа Анны Карениной
Источник: https://ycilka.com/article.php?id=81
Образ и характеристика главной героини романа “Анна Каренина”
Первоначально “Анна Каренина” (1873-1877) была задумана Толстым как семейно-бытовой роман о неверной жене. В процессе работы замысел углублялся и расширялся. В центре внимания писателя оказались не только семейные, но и экономические социальные, общественные отношения.
На страницах романа воссоздавалась широкая панорама русской жизни. Один из героев произведения – Левин – говорил: “У нас теперь… все это переворотилось и только укладывается”. Такую формулу. И. Белинский считал классической для характеристики русского пореформенного развития.
Все переворотилось: не только экономика, но и привычные представления о морали, нравственности… В этой атмосфере неустойчивости, тревоги, неуверенности в себе, недоверия к окружающим, в предчувствии грозящих катастроф живут герои Толстого. Отсюда напряженность их переживаний, подчеркнутый драматизм событий – несмотря на то что действие происходит в мирное время и замыкается в сравнительно узкой сфере семейных отношений.
Толстой говорил, что в “Анне Карениной” он любил “мысль семейную” (а в “Войне и мире” – “мысль народную”). Однако в новом его романе мысль семейная сопрягается, хотя и не всегда явно и непосредственно, с мыслью народной. Проблемы семьи, быта, личностных связей воспринимаются писателем в тесной связи с вопросом о состоянии всего русского общества в переломный период его истории.
Образ главной героини романа не сразу сложился у автора. В процессе работы Толстой последовательно возвышал облик Анны, наделяя ее не только замечательной физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу.
Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда в образе героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью.
Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с “нормами” светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения – открыто уйти от нелюбимого мужа к Вронскому, что и стало источником и причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества.
В “Анне Карениной” Толстой избегает однозначных решений. В этом отношении новый роман отличается от ” Войны и мира “. Там авторский приговор обычно был окончательный, отрицательные персонажи не были даны в динамике, эволюции.
Теперь взгляд Толстого лишен известной предвзятости: он умеет увидеть правду своей героини (и внушить к ней горячее сочувствие читателей), но не исключает наличия своей правды и у Каренина (хотя это и не так очевидно).
Тот полифонизм, который обычно связывают с именем Достоевского, присущ и “Анне Карениной”.
Каренин – воплощение петербургской бюрократии, сухой, черствый человек, но все же человек, испытывающий горе, страдания, способный и на великодушие, и на жестокость^ Замечательный советский артист Николай Хмелев, первый исполнитель роли Каренина в известной инсценировке, которая с большим успехом шла на сцене Московского Художественного театра в 930-е годы, говорил: “Когда я надел мундир Каренина и когда потрогал неживой рукой его баки, мне сказали с восхищением: вот, вот, главное вы нашли – олицетворение бюрократического Петербурга, так и играйте! Я так и играю, но счастья нет в моей душе, творческого счастья. Скажу по правде, меня втайне тянет к драме Каренина, ведь там есть драма и даже трагедия…” .
Своя драма есть и у Алексея Вронского, оказавшегося достойным того высокого чувства, которое связывало его с Анной. Любовь возвысила и облагородила не только ее, но и его. И все же Анна не была счастлива не только в первой семье (с Карениным), но и во второй (с Вронским).
Происходит самое страшное – отсутствие духовного единения, взаимопонимания, распад человеческих связей. Трудно найти в данном случае одного конкретного виновника.
Виновато бесчеловечное светское общество с его лживой моралью, виноваты несправедливые законы о браке, виноваты Каренин и Вронский, виновата и сама Анна.
Эпиграф к роману гласит: “Мне отмщение, и Аз воздам”. В исследовательской литературе не прекращаются споры относительно его истолкования.
Предполагается, что угроза неизбежного наказания, заключенная в эпиграфе, связана была с первоначальным замыслом романа; Возможно, Толстой хотел сказать, что только бог имеет право наказать грешницу, но не люди. Но если это и так, вопрос о виновности Анны все же остается.
Светское общество не имеет морального права судить Анну, однако же Толстой судит ее с высоты той мысли семейной, которую он сам считал главной в романе.
ПисателЬ, сделавший, казалось бы, все, чтобы возбудить в читателе очарование героиней романа, вместе с тем вовсе не воспринимает ее как идеал. Только в самом начале произведения “неудержимая радость и оживление” сияют на лице Анны.
Затем ее душевное состояние (и чем дальше, тем сильнее) отмечено совсем другими признаками: подозрительностью, озлоблением, отчаянием, ревностью… Этому соответствует и система эпитетов, применяемая Толстым: “мучительная краска стыда”; “когда-то гордая, а теперь постыдная голова”; счастье, оплаченное “страшною ценою стыда”, и т. д.
Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества (“дух лжи и обмана”) и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство.
Трагическое ощущение своей вины не оставляет ее.
Размышляя о своих отношениях с Вронским, Анна четко и откровенно формулирует самую суть противоречия, трагическая неразрешимость которого предопределяет всю невыносимость ее положения: “Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем иным”.
Истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере ее страсти, в невозможности уйти от укоров совести.
Центральная для романа проблема рассматривается на примере нескольких семейных пар: Анна – Каренин, Долли – Облонский, Кити – Левин.
И во всех случаях Толстой не находит положительного ответа на постоянно волнующие его вопросы, имеющие не просто узко интимное, но и общественное значение.
Источник: https://ukrtvir.com.ua/obraz-i-xarakteristika-glavnoj-geroini-romana-anna-karenina/
Сочинение «Образ и характеристика Левина в романе «Анна Каренина»»
Решение сложных проблем семейной жизни героев произведения совершенно недвусмысленно оттеняется в «Анне Карениной» изображением поистине счастливой семьи крестьянина Ивана Парменова. Соответствующие страницы служат не только фоном, на котором яснее видна постоянная неудовлетворенность своей личной жизнью героев романа, но и открытым уроком и даже упреком им. Толстой в «Анне Карениной» уже подошел к тому коренному перелому в его мировоззрении, который окончательно оформится через несколько лет, в начале 80-х годов. Он уже здесь обличает искусственную жизнь «верхов» через контрастное ее сопоставление с естественной, полной подлинных человеческих интересов жизнью народа.
Так, в текст введены реплики мужиков, наблюдающих встречу Долли с Анной и ее окружением. Этот прием станет впоследствии основным в комедии «Плоды просвещения». Мир простого народа с его мужеством и энергией, простотой и ясностью мироощущения противопоставлен обществу господ. Лучшие из толстовских героев понимают весь драматизм своей разобщенности с этой естественной и прекрасной жизнью. Те настроения, которые были свойственны главному герою в повести «Казаки», теперь испытывает и Левин, когда он слушает пение крестьянок, возвращающихся с сенокоса: «Когда народ с песнями скрылся из вида и слуха, тяжелое чувство тоски за свое одиночество… охватило Левина».
В критике 70-х годов высказывалось мнение, что Толстой написал не один, а два романа: об Анне и Левине. Писатель с этим решительно не соглашался. Он отвечал, что гордится архитектурой своего произведения и добавил: «Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». Такая внутренняя связь существует между Анной и Левиным, который тоже мучительно и напряженно ищет возможность жить без фальши и лжи, без всякого обмана себя и других. Они знакомятся друг с другом лишь в самом конце романа.
Их сюжетные линии развиваются как бы параллельно, почти не пересекаясь, но по замыслу писателя они теснейшим образом соотнесены, как два противоположных решения центральной проблемы романа. Это не значит, конечно, что Левин и Анна противопоставлены друг другу, как положительный герой отрицательной героине. Рисуя их судьбы, Толстой подвергает самому пристальному анализу то общее в их социальной и индивидуальной психологии, что пытается преодолеть в себе Левин и против чего восстает нравственное чувство Анны. Она противостоит Левину не как грешница праведнику, а как человек трагической судьбы — человеку, нашедшему, как ему казалось, выход из подстерегавшей его трагедии.
Образ Левина может быть назван автобиографическим не столько в смысле частичного совпадения жизненных обстоятельств, сколько по сходству идейно-нравственных исканий, характерных для всех любимых героев Толстого на всем протяжении его творчества. Сначала интересы Левина сосредоточиваются в области практической помещичьей деятельности. Он начинает с того, чем кончил Николай Ростов в Эпилоге «Войны и мира». Но если Ростов полностью удовлетворен своими отношениями с крепостными, то Левин уже понимает всю ложность «игры» в доброго барина, благодетеля. Хозяйственная деятельность приносит ему лишь острое разочарование. Он не мог не ощущать справедливость слов своего брата Николая: «…ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею».
Из тяжелого состояния Левина, не раз уже думавшего о самоубийстве, выводит случайно услышанный им рассказ о старом крестьянине Платоне Фоканыче, который «для души живет. Бог помнит». Подобно тому как некогда Пьер Безухов был потрясен встречей с Платоном Каратаевым, так и теперь слова о «праведном старике» Платоне Фоканыче произвели в душе Левина «действие электрической искры». Ему кажется, что он нашел смысл жизни, что социальные проблемы можно решить с помощью религии, ибо найден «несомненный смысл добра». Очень характерно размышление Левина, что найденный им ответ на мучительные вопросы он узнал «не разумом, а это дано мне, открыто мне, и я знаю это сердцем, верую». Вывод Левина: «не для нужд своих жить, а для бога» не исчерпывает, не «перекрывает» всех трагических проблем, поставленных содержанием романа. Это лишь один из этапов трудного пути героев к постижению мира и истины.Роман построен как резкое, непримиримое отрицание общества, в котором страдает и гибнет человек, не имеющий возможности добиться гармонической полноты существования. Острая постановка актуальнейших конкретно-социальных, психологических, философских вопросов явилась замечательным достижением Толстого-романиста. Много замечательных страниц в романе уделено описанию природы. Лучшие пейзажи с Левиным, что, как известно, у Толстого всегда является средством характеристики. Толстовские пейзажи отличаются глубокой правдивостью. Писатель не старается улучшить, приукрасить природу. Он находит прекрасное в самом ее богатстве и разнообразии и поэтому не боится так называемых антиэстетических деталей, подобных такому, например, описанию левинского поля:
* «Было то время года, когда присохшие, выветренные кучи навоза пахли по зорям медовыми травами…»
Источник: https://litsochinenie.ru/obraz-i-harakteristika-levina-v-romane-anna-karenina.html
Образ Анны Карениной и главный конфликт романа
ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)
ГЛАВНЫЕ ОБРАЗЫ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА»
Образ Анны Карениной и главный конфликт романа
Судьба Анны Карениной (впрочем, как и все произведение) полна глубокого драматизма. Эта женщина имела особую красоту, душевную глубину, независимость и достоинство. Всегда спокойная и рассудительная, внимательная жена, любящая мать, она вдруг открыла в себе страстную натуру. Анна вроде и пытается бороться со своим греховным чувством к Вронскому, и оно оказывается сильнее нее.
Сцена из балета «Анна Каренина». Майя Плисецкая в роли Анны
Во время первого (возможно, не окончательно ею осознанного) флирта с Вронским во время танца в доброй и женственной внешности Анны сквозит какая-то потаенная, нечеловеческая привлекательность: «Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, волшебное вьющиеся волосы розладнаної прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, волшебное это красивое лицо в своей живости; и было что-то ужасное и жестокое в ее очарования». Складывается странное впечатление, что иногда Толстой и сам не знает, как он относится к своей героине. Однозначно симпатизируя ей (эта Анна Каренина уже не совсем та, достойна лишь осуждения, перелюбниця, какой она была в первой редакции произведения), в то же время он как бы предупреждает читателя о какую-то адскую силу или опасность, которой подвергается героиня, изображая ее чуть ли не ведьмой: «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней, – сказала себе Кити». И почему-то не верится, что это – необъективная оценка своей успешной соперницы, сделана презираемой Вронским Кити.
Анна желала чистых, высоких отношений с любимым, поэтому ее не могла удовлетворить банальная светская интрижка. Вероятно, что лицемерное светское общество не заметило бы ее скрытая связь, поскольку для него это было нередкость. Вспомним хотя бы эхо в романе слухов о бурной молодости матери Вронского или амурные дела Бетси Тверской.
Однако, несмотря на это, перед ними двери великосветских салонов не захлопнулась. Возможно, что какие-то тайные отношения Анны с Вронским в конце концов простил бы ей и Алексей Каренин.
Однако нескрываемый связь, на который решается замужем женщина и мать, Анне никто не прощает, и с ней, как с нарушительницей общественных норм, перестают общаться, не принимают в светских гостиных.
Кто в этой ситуации прав, однозначно ответить трудно (правда, может именно этого граф Толстой и стремился?).
С одной стороны, если уже высший мир был на самом деле таким требовательным к нравственности «сливок общества», то почему аристократы, которые хорошо знали и даже не без удовольствия сплетничали о тайные интрижки, не презирали Бетси Тверскую, не говоря уже о Стиву Облонского? Почему, пока Анна, имея потайной связь с Вронским, жила в доме своего законного мужа и придерживалась внешних правил благопристойности, представители высшего света даже способствовали ее свиданием с любовником? И только после того, как Анна стала жить с Вронским открыто, эти великосветские «моралисты» вдруг опомнились, прозрели и резко осудили перелюбницю. Ситуация дошла до абсурда – Каренину осуждает даже Тверская: «Единственная женщина, которая приехала ко мне в Петербурге, была Бетси Тверская, – говорит Анна. – По сути – это найрозпусніша женщина. Она была в связи с Тушкевичем, якнайогидніше обманывая мужа. И она мне сказала, что не хочет меня знать, пока мое положение будет неправильно». Причем, с точки зрения Бетси, «неправильность» положения Анны заключалась не в супружеской измене, а в ее открытости, в абсолютном нежелании Карениной хотя бы как-то скрывать свой греховный связь, «фаты» по неписаным, но общепринятым для некоторых людей их круга «правилами». То что же общество и высший мир осуждают самом деле: супружескую неверность и нарушение материнского долга как таковые или неумение (или нежелание) скрывать их?
Анна не понимает, почему имитация внешней благопристойности будто бы оказалась приемлемой и для самой «пострадавшей стороны» – ее мужа: «Я требую соблюдать внешних условий приличия до тех пор, – голос его задрожал, – пока я приму меры, обеспечивающие мою честь, и скажу о них вам».
Она чувствует, что мужа раздражает не только и даже не столько ее связь с Вронским (хотя, конечно, для Каренина это неприятно и крайне унизительно), сколько открытое афиширования ней, нежелание сохранять хотя бы внешнюю благопристойность. А ее раздражает его «полуправда».
Ведь, считает Анна, если бы Каренин ревновал ее как преданный мужчина, пусть даже убил ее любовника из ревности, то это была бы «правда его чувств». Однако он не требует расторжения его связи с Вронским, не наказание ли Вронского («Если бы он убил меня, убил Вронского, – говорит Анна о мужчине, – я бы уважала его»), а хотя бы внешней имитации благопристойности.
Поэтому такая позиция мужчины, с ее точки зрения, тоже является своеобраВНОй ложью, неискренностью: «Я дурная женщина, я пропащая женщина, – думала она, – но я не люблю лгать, я не выношу лжи, а его (мужа. – Авт.) пища – это ложь. Он все знает, все видит; что же он чувствует, если может так спокойно разговаривать?.. Ему нужны только ложь и приличие».
Итак, казалось бы, Толстой устами Анны Карениной разоблачает лицемерие и неискренность высшего мира, и это согласуется с его жизненной позицией сближения с народом, «опрощення», о которой уже говорилось.
М. Врубель. Иллюстрация к роману Л. Толстого «Анна Каренина». 1878 г.
С другой стороны, «развенчан» Анной высший мир по-своему прав. Ведь как можно не осудить женщину, которая давала брачный обет перед Богом в церкви, а потом подняла ее и материнский долг перед сыном («Я тоже думала, что любила его, – говорит она о сыне.
– А жила же я без него, променяла же его на другую любовь и не жаловалась на эту проміну, пока удовлетворялась той любовью»), 3 учитывая все это, уже сам факт ее незасудження обществом превратился бы в своеобраВНОе поощрение не только перелюбниці, но и матери, которая не слишком озабочена судьбой своего ребенка.
И высший мир осудил Анну. Она, прекрасно осознавая всю сложность и принципиальную невирішуваність ситуации, которую сама же и создала, невыносимо страдает, одновременно заставляя страдать всех: и преданного мужа, и брошенного сына, и самого Вронского. Добавим, что ее любовник стал жертвой своего чувства к Анне.
Да, он был человеком неглубокой, но из него нельзя делать примитивного ловеласа или альфонса вроде бальзаковского Максима де Трая, который использовал влюбленных в него женщин. Нет, Вронский не использует любви Анны, да и сам искренне ее любит. Он даже пожертвовал ради нее карьерой, семейными связями, общественным мнением.
Жертва Вронского была действительно значительной, недаром же его мать уже после смерти Анны, прекрасно зная, что о покойниках говорят или хорошо, или ничего», все-таки не может себя сдержать и называет Каренину «гадкой женщиной»: «Бедный сын мой отдался весь ей. Бросил все – карьеру, меня, и вот здесь она еще не пожалела его, а нарочно убила его совсем.
Нет, как ни говорите, самая смерть ее – смерть уродливой женщины без религии. Да простит мне Бог, но я не могу не ненавидеть память ее, глядя на гибель сына».
В процессе развертывания сюжета раскрывается вся ужасная глубина и невирішуваність конфликта, который имеет глубокие корни. Умная и наблюдательная женщина, Анна выделяет среди петербургских аристократов три круга. «Каренина, – пишет Толстой, – имела друзей и тесные связи в трех различных кругах».
Первое – это товарищи Алексея Каренина, к которым она поначалу относилась с «чувством почти набожной почтительности». Однако, познакомившись с ними поближе, потеряла к ним всякий интерес.
Ведь «это круг правительственных, мужских интересов никогда, несмотря на поучения графини Лидии Ивановны, не могло интересовать ее, и она избегала его».
Второй круг было то, с помощью которого Каренин сделал свою карьеру. В его центре стояла Лидия Ивановна. Сначала Анна уважала этот круг, даже имела друзей в нем. Однако вскоре и этот очаг стал невыносимым для нее. «Это был кружок старых, некрасивых, благотворительных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин.
Один из умных людей, относящихся к этого кружка, называл его “совестью петербургского гражданства”». Анна ценила свои связи в этом кружке, но после возвращения из Москвы разорвала их, осознав, что все эти люди лицемерят, лишь прикидываясь добропорядочными, а на самом деле – злые и расчетливые.
Она не смогла общаться с ними после знакомства с Вронским.
В конце концов Анна вошла до третьего круга, центром которого была Бетси Тверская. Внешне княгиня не похожа на Лидию Ивановну с ее набожностью, она не скрывает своих любовных приключений, но когда, на склоне лет, собирается стать таким же, как и Лидия Ивановна.
Поведение княгини Бетси Тверской и графини Лидии Ивановны – это словно две стороны одной медали.
Признание Бетси («Когда стара буду и дурна, я сделаюсь такой же, но для вас, для молодой, хорошенькой женщины, – говорит она Карениной, – еще рано в эту богадельню») проливает яркий свет на образ жизни и ее самой, и Лидии Ивановны, ведь им обоим необходима маска лицемерия.
Лицемерным было все общество, с которым общалась Анна, и в этом она убеждается все больше и больше. Она искала честного, бескомпромиссного счастья, зато нашла вокруг себя ложь, ханжество, открытую или скрытую разврат. Поэтому ситуация становится зеркальной, а противостояние – непримиримым: Анна осуждает общество, общество осуждает ее.
Героини присущи чувства и любящей матери и любящей женщины, однако они так и остались для нее непоєднаними. С Карениным она была безупречной матерью их сына и верной женой, а с Вронским – женщиной, которая любит.
Через такое раздвоение она запуталась в своих чувствах и, находясь в родовой горячке, на Грани между жизнью и смертью, честно призналась мужу: «Не удивляйся меня. Я все и сама… Но во мне есть другая, я ее боюсь – она полюбила того (Вронского. – Авт.
), и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была раньше. И не я. Теперь я настоящая, я вся. Равно мне нужна ты прости мне, прости совсем!»
Об ужасной раздвоенности личности и напряженную внутреннюю борьбу в душе героини свидетельствует противоречивость его мыслей и действий: «Я ужасна, но мне няня говорила: святая мученица – как ее звали? – она хуже была.
И я поеду в Рим, там пустыни, и тогда я никому не буду мешать, только Сережу возьму и девочку…
Нет, ты не можешь простить! Я знаю, этого нельзя простить! Нет, нет, иди отсюда, ты слишком хороший! – Она держала одною горячею рукой его руку, второй отталкивала его».
Кадр из кинофильма «Анна Каренина»
Грета Гарбо в роли Анны
Однако на этом испытания и страдания Анны не заканчиваются. Снова стать верной женой Алексея Каренина она не могла, а состояние лжи и обмана, в котором она находилась после встречи с Вронским, тоже был для нее невыносимой. Наблюдая за судьбой героини, читатель видит, как одна за другой рушатся все ее мечты.
Так случилось с надеждой уехать с Вронским за границу и там про все забыть. Однако действительность, от которой она хотела убежать, настигла ее и там. В России остался сын Сергей, и Анна не могла быть счастлива в разлуке с ним.
К тому же от безделья заскучал Вронский, и она мгновенно почувствовала, что мужчина, ради отношений с которым и осуществлен этот заграничный вояж, втайне начинает скучать по ней. На родине ее ожидали страдания даже больше, чем те, которые она переживала раньше.
Времена сладких мечтаний о будущем миновали безвозвратно, а настоящее предстало перед ней во всей своей горечи и отвратительности.
В имении Вронского состоялся заключительный акт трагедии Анны Карениной, которая, хотя и казалась многим (и даже хотела казаться себе самой) счастливой, на самом деле была глубоко несчастна.
Ее последняя встреча с Долли как будто подводит итог жизни их обоих. В образе Долли Толстой воспел триумф материнского чувства.
Ее жизнь – это подвиг ради детей, и в этом смысле оно является своеобразным укором Анне.
К большому сожалению, Анна Каренина, эта умная, красивая, необычная женщина, совсем запуталась. Она не нашла лучшего выхода, чем добровольно уйти из жизни, что по христианскому учению является страшным грехом.
Покидая этот мир, героиня бросает ему обвинения в лживости и злые: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» Однако не стала и она (возможно, сама того не желая) носителем и частью того же обмана и зла?..
Источник: https://zarlitra.in.ua/56-14.html