Иллюстрации к рассказу “один день ивана денисовича”: картинки, рисунки, кадры из фильма

Рассказ А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича» ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ… Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» – презентация

1 Рассказ А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича» ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ… Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна

2 Цели: познакомить учащихся с историей написания повести; проанализировать особенности композиции повести, помочь понять характер главного героя; выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения

3 Произведение было задумано в лагере в Экибастузе, северный Казахстан, зимой годов, написан в 1959 году (начат 18 мая, закончен 30 июня) в Рязани, где в июне 1957 года Александр Исаевич окончательно поселился по возвращении из вечной ссылки. Работа заняла меньше полутора месяцев. ” Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а рядовой, вот тот самый день, из которого складываются годы. Задумал я так, и этот замысел остался у меня в уме, девять лет я к нему не прикасался и только в 1959, через девять лет, сел и написал”. История написания повести А.И.Солженицын

Обратите внимание

4 Летом 1956, освободившись после 11 лет тюрем, лагерей и ссылки, Александр Исаевич Солженицын перебрался из Казахстана в Россию, стал учить математике деревенских детей во Владимирской области, через год поселился в Рязани. Там и был написан рассказ “Один день Ивана Денисовича”. “Писал я его недолго совсем, всего дней 40, меньше полутора месяцев. Это всегда получается так, если пишешь из густой жизни, быт которой ты чрезмерно знаешь и…только отбиваешься от лишнего материала, только-только чтоб лишнее не лезло, а вот вместить самое необходимое”. Написал и спрятал. А рискнул предложить в печать лишь спустя два с лишним года, после атаки Хрущёва на “культ личности” Сталина. История написания повести А.И.Солженицын

5 “Это было чудо. Для того чтобы такое случилось, нужно было стечение невероятных обстоятельств и исключительных личностей, – говорил спустя 20 лет Солженицын. – Если бы не было Твардовского как главного редактора журнала – нет, повесть эта не была бы напечатана. И если бы не было Хрущева в тот момент – тоже не была бы напечатана. Напечатание моей повести в Советском Союзе, в 62-м году – подобно явлению против физических законов, как если б, например, предметы стали подниматься от земли кверху или холодные камни стали бы сами нагреваться, накаляться до огня”. История написания повести В ноябре 1961г. московские друзья отнесли рукопись в “Новый мир”. Через одиннадцать месяцев 12 октября 1962 года Президиум ЦК КПСС под давлением Хрущёва принял решение о публикации “Одного дня Ивана Денисовича”. Ещё через месяц в ноябрьской книжке “Нового мира” рассказ был напечатан, тиражом под 100 тысяч.

6 Особенности композиции повести В композиционном отношении интересно, что весь рассказ выстроен как несобственно-прямая речь Ивана Денисовича. Рассказывая о лагерной жизни, писатель мог бы избрать иную повествовательную манеру. Это могло бы быть эпическое повествование «от автора» или (противоположный вариант) рассказ от первого лица, целиком сориентированный на точку зрения героя. Солженицын предпочел такую форму рассказывания, которая позволяла предельно сблизить точку зрения мужика с точкой зрения автора.

7 Главным героем своего произведения А. Солженицын сознательно сделал рядового крестьянина, обыкновенного мужика. Именно такие люди, по мысли писателя, и решают в конечном счете судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности. Обыкновенная и одновременно необыкновенная биография героя позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия. Главный герой повести Что мы узнаём о главном герое повести? Почему автор главным героем выбрал простого мужика- крестьянина?

8 Действие в повести Сколько времени охватывает действие в повести? Действие в повести умещается в один день от подъёма до отбоя. С утра Шухов чувствовал себя больным, его знобило, но температуры не было. Вместе с другими зэками он был отправлен на стройку почти в 30 градусный мороз. Со стройки Ивану Денисовичу удалось, несмотря на шмон, вынести в рукавице ножовку (незаменимая вещь в хозяйстве). Ему досталась лишняя миска баланды, а лагерник Цезарь Маркович поделился с ним колбасой из посылки. Один день в рассказе Солженицына содержит сгусток судьбы человека, своего рода выжимку из его жизни

9 Счастливый прожитый день Совсем иначе звучит авторская оценка, внешне спокойно-объективная и оттого ещё более страшная:«Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось». Повествование ведётся автором, но в авторских словах слышится голос героя: его мысли, его оценки, его, мнение. Солженицын добивается почти полного слияния авторского голоса и речи героя:«…в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый». Каковы же были другие дни, если этот – СЧАСТЛИВЫЙ?

10 Символ эпохи Каковы судьбы солагерников Шухова? В небольшом рассказе уместился целый перечень несправедливостей, рождённых системой: наградой за мужество в плену стал для сибиряка Ермолаева и героя Сопротивления Сеньки Клевшина 10-летний срок; за веру в Бога при объявленной Сталинской Конституцией свободе веры страдает баптист Алёшка, первый бригадир Шухова Кузёмин и нынешний Тюрин были арестованы в начале 30-х г., в период борьбы за «победу колхозного строя». Система беспощадна и к 16-летнему Гопчику, носившему в лес еду бандеровцам; и к капитану второго ранга верному коммунисту Буйновскому; и к бандеовцу Павлу; и к интеллигенту Цезарю Марковичу; и к эстонцам, вся вина которых – в желании свободы для своего народа. Злой иронией звучат слова о том, что Социалистический городок строят заключённые.

11 Символ эпохи Один день из жизни зэка сталинских лагерей разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России. Полуголодные измученные зэки работают на государство, которое обрекло их на страдания, сломало жизнь. В лице незлобивого Ивана Денисовича Шухова Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к окружающим, человечность, снисходительность к людским слабостям и непримиримость к нравственным порокам. В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается ОБВИНИТЕЛЬНА ЯСИЛА произведения Солженицына

Важно

12 Гимн своему поколению Александр Исаевич Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство, выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать детей и беззаветно любить свою Родину.

13 Использованный материал Источники иллюстраций: jpg Википедия свободная энциклопедия Егорова Н.В.Поурочные разработки по русской литературе в 11 классе. – М.: Вако, Егорова Н.В. Литературоведческий анализ произведений русской литературы в классе. – М.: Вако, 2007.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/154758

Презентация на тему: А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Описание слайда:

А.И.Солженицын«Один день Ивана Денисовича» …Когда человек говорит об уничтожении, о ликвидации шестидесяти миллионов человек, нельзя говорить о литературе и о том, хорошая ли это литература или нет. В его случае литература поглощена тем, что он рассказывает… И. Бродский

Описание слайда:

В 1944 году дошедший со своей частью до Кенигсберга боевой офицер Солженицын, имевший очень уважаемые награды: и орден Красной Звезды, и орден Отечественной войны 2 степени, был арестован… арестован — за то, что в письме товарищу высказал свои взгляды на происходящее вокруг… И был осужден на восемь лет лагерей и ссылку.

Описание слайда:

Рязанский учитель физики и математики А.И. Солженицын написал свой рассказ в 1959 году, назвав «Щ–854 (Один день одного зэка)»

Описание слайда:

Рассказ Солженицына написан за 3 недели в 1959 году. Летом 1962 года его привез в Москву и принес в редакцию журнала «Новый мир» товарищ писателя по Марфинской «шарашке» Лев Копелев.

Рукопись попала к редактору Анне Берзер, сразу прочитавшей ее и положившей на стол главному редактору журнала А.Т. Твардовскому.

Прочитав «Щ-854…», Твардовский был потрясен, решил добиться разрешения печатать произведение и передал помощнику главы государства В.С. Лебедеву.

Описание слайда:

Вскоре автора рассказа приняли в Союз советских писателей по инициативе самого Союза. В январе 1963 года «Один день Ивана Денисовича» был опубликован тиражом 750 тысяч экземпляров, из которых 100 000 разошлись за 1 месяц. А в конце 1963 года рассказ был выдвинут редакцией «Нового мира» на Ленинскую премию по литературе.

Описание слайда:

Совет

как вы думаете, что потрясло первых читателей рассказа? чего не знали обычные жители страны, не прошедшие через лагеря, верившие правительству?

Описание слайда:

Об отношении к человеку в советской стране, «где так вольно дышит человек» Обычный советский читатель узнал правду о том, кто и за что сидит в лагерях: чаще невинные жертвы и, например, герои войны; узнал о нечеловеческих условиях жизни «зэков»; о жестокости власти — от конвоиров до тех, кто издает декреты; узнал об извращении идей и колоссальной лжи в основе «социалистического строительства».

Описание слайда:

А еще автор показал, что человеческая правда может быть выше государственной. Ведь государство объявило врагами своих попавших в плен граждан. Обратим внимание на некоторые фрагменты рассказа

Описание слайда:

Вот образ «тихого» Семена Клёвшина. Что знает о Сеньке Шухов? «Ухо у него лопнуло одно, еще в сорок первом. Потом в плен попал, бежал три раза, излавливали, сунули в Бухенвальд.

… он в Бухенвальде сидел и там в подпольной организации был, оружие в зону носил для восстания. И как его немцы за руки сзади спины подвешивали и палками били.

…теперь отбывает срок тихо» — в советском лагере! Как такого человека назвать? Ведь это настоящий герой Великой Отечественной войны. И в судьбе его самое страшное — несправедливость родного государства.

Описание слайда:

Открытия Солженицына Неизвестные картины лагерной жизни (какие?) Правда о несправедливости и преступности власти, о несчастье целого народа, о конкретных событиях эпохи (например, об осуждении бывших пленных и даже героев войны как шпионов: ср. судьбы Буйновского, Клевшина).

Описание слайда:

Читайте также:  Петрович в повести "шинель" гоголя: характеристика портного

Открытие героя, парадоксально неожиданного. Солженицын писал о нем: «…Выбирая героя лагерной повести, я взял работягу, не мог взять никого другого, ибо только ему видны истинные соотношения лагеря (как только солдат пехоты может взвесить всю гирю войны)… Впрочем, Шухов не промах и судит обо всех событиях в стране посмелее генерала…».

Описание слайда:

Открытие языка. «Солженицын вернул в литературу «сказ», вычеркнутый вместе с книгами великих мастеров — Замятина, Зощенко, Платонова. Сказ — замечательный инструмент, позволяющий изображать многозначность мира и населяющих его людей. Его запрещение было логичным в литературе, высшей ценностью которой стала — однозначность…» (Мих. Геллер).

Описание слайда:

Речь сказа очень своеобразна и требует конкретных знаний.

Например, есть язык зоны: попки на вышках, бдительность травят, придурок, вагонка, шакал, вертухай, шестерка, кум, косануть, доходяга, шмон, фитили… Народная речь проявляется в лексике, грамматике, словообразовании (взлез, обледь, засветляли, наскорях, не окунумши, дохрястывают, доболтки…), а также — просторечиии, диалектизмах. Встречаются авторские словообразование и словоизменение (подлизнул, замусленными, плесь, подстрельнуть, зарьялись, напересек…) и даже орфография («цынга», «цыгарку»).

Описание слайда:

Обратите внимание

Каковы ваши впечатления о герое? Что в нем удивляет? Что отталкивает? Что вызывает уважение? Что нравится?

Описание слайда:

В чем же особенности героя Солженицына? Они открываются более всего в его поведении, мыслях и в сопоставлении с другими героями. Оказывается, что перед нами — очень сильный, смышлёный, довольно-таки смелый человек.

Он умеет использовать полученный опыт, он прекрасный работник, крестьянское здоровье и терпенье помогают ему выживать, хотя и с трудом, в условиях каторжного лагеря. То есть он умело приспосабливается, а потому выживает.

Иногда Иван Денисович вынужден идти на компромиссы, быть агрессивным, а потому вряд ли он праведник

Описание слайда:

Но удивляет в Шухове другое: «он не был шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошел бы и под страхом смерти».

То есть — приспособленцем и подлецом не стал. А это уже — результат осознанного нравственного выбора, постоянного процесса работы совести и самовоспитания «простого человека».

Можно думать — вслед за автором, что в тяжелые годы так выживал народ и сохранял живую душу.

Описание слайда:

«Засыпал Шухов вполне удоволенный.

Описание слайда:

Презентация составлена учителем русского языка и литературы Шовкомуд Т.В.по материалам урока Т.Я. Ереминой,учителя русского языка и литературы,Санкт-Петербургhttp://www.solzhenitsyn.ru/upload/text/Eremina_T.Ja._Aleksandr_Solzhenitsyn._Rasskaz_Odin_den_Ivana_Denisovicha.doc

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/aisolzhenicyn-odin-den-ivana-denisovicha.html

“Один день Ивана Денисовича”. 50 лет спустя… / Телеканал «Россия 1»

В ноябре 1962 года в журнале “Новый мир” была опубликована повесть, тогда еще никому не известного автора, работавшего учителем в рязанской школе, которая называлась “Один день Ивана Денисовича”. В ней описывался один день заключенного ГУЛАГа, деревенского мужика Ивана Денисовича Шухова. Так в русской литературе впервые зазвучал голос Александра Исаевича Солженицына.

Еще до выхода “Нового мира” литературная Москва была взбудоражена слухами о новом явлении в русской литературе. 17 ноября 1962 года журнал пошел по подписчикам, а на следующий день появился в продаже. Стотысячный тираж был раскуплен практически мгновенно, в библиотеках читатели записывались в очередь на Солженицына.

Анна Ахматова, познакомившись с автором “Одного дня Ивана Денисовича”, назвала его Светоносец. Невероятная энергия, собранность и трудолюбие до самопожертвования поражали в Солженицыне всех, кто помогал ему в эти годы.

Важно

После того как “Один день Ивана Денисовича” был переведен на все основные языки мира, он стал не меньшим потрясением для зарубежных читателей.

История первой солженицынской публикации напоминала остросюжетный детектив. Александр Исаевич передал рукопись в редакцию “Нового мира” в ноябре 1961 года через московских друзей.

Рассказ был без имени автора и назывался “Щ-854”.

Редактор отдела прозы Анна Берзер сумела передать рукопись, минуя заместителей, сразу в руки главного редактора Александра Трифоновича Твардовского, сказав при этом: “Лагерь глазами мужика, очень народная вещь”.

В редакции Александр Трифонович заявил: “Печатать! Печатать! Никакой цели другой нет. Все преодолеть, до самых верхов добраться, до Никиты… Доказать, убедить, к стенке припереть. Говорят, убили русскую литературу. Черта с два! Вот она, в этой папке с завязочками. А он? Кто он? Никто еще не видел…”.

Десять месяцев боролся Твардовский за то, чтобы опубликовать рассказ. В результате ему удалось убедить Хрущева дать разрешение на публикацию. 12 октября 1962 года под давлением Никиты Сергеевича Президиум ЦК КПСС принял историческое решение – повесть Солженицына печатать!

Позже сам  Александр Исаевич писал о выходе своей повести в “Новом мире” так:

“Если бы не было Твардовского как главного редактора журнала, – нет, повесть эта не была бы напечатана. И если бы не было Хрущева в тот момент – тоже не была бы напечатана.

Больше – если бы Хрущев именно в этот момент не атаковал Сталина – тоже бы не была напечатана. Напечатание моей повести в Советском Союзе, в 62-м году – подобно явлению против физических законов.

Как если б, например, предметы стали сами подниматься от земли кверху или холодные камни стали бы нагреваться, накаляться от огня”.

Многие письма, приходившие в редакцию “Нового мира”, были написаны бывшими узниками ГУЛАГа.

Источник: https://russia.tv/brand/show/brand_id/34369

“Один день Ивана Денисовича”. Пятьдесят лет спустя

Имя, прорвавшее плотину молчания о политических репрессиях. Полвека назад на страницах «Нового мира» была впервые опубликована повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

 Это событие теперь называют кульминацией оттепели. Полувековому юбилею произведения посвящены новые издания книг, научные конференции.

О том, что это значило – прочитать о сталинском лагере на страницах советского журнала – вспоминают и участники событий.

«Я должен сохранять то, что я прошел, то, что видел», – говорит жертва и свидетель сталинских репрессий Лев Александрович Нетто.

Совет

Воевал, попал в плен, вернулся на родину, осужден по статье 58-й, годы каторжного труда в вечной мерзлоте, участие в лагерном восстании. Это сейчас он пишет воспоминания, а когда вернулся из ГУЛАГа в мирную советскую жизнь конца 50-х – молчал.

«Люди не вспоминали, не говорили, не писали, а потому, что боялись», – отмечает Лев Нетто.

Плотину молчания прорвал этот номер «Нового мира».

«Я знала, уже вся Москва знала, что что-то будет в этом 11-м номере, мы все его ждали», – вспоминает вдова писателя Наталия Солженицына.

Получив, прочитала два раза подряд с начала до конца – так Наталья Дмитриевна впервые встретилась со своим мужем.

«В русской литературе сразу появилось огромное имя, это мне было совершенно понятно, хотя я еще не была знакома с Александром Исаеевичем, училась на последнем курсе МГУ», – рассказывает Наталия Солженицына.

Чудо – встреча неординарных личностей, совпадение необыкновенных обстоятельств – иначе не объяснить литературный дебют Солженицына на страницах советского журнала.

Учитель физики, бывший ЗК, на электричке из Рязани в Москву привозит свою неформатную – с двух сторон без полей – меньше листов – легче прятать, не подписанную рукопись с колючим названием «Щ-854». В «Новый мир», потому что поверил в Твардовского. И не зря. Тот изменил название, сгладил углы: например, у автора было написано «подыхает».

Его попросили, ну, давай, не «подыхает», а «погибает».

Собрал хвалебные внутренние рецензии, и передал Хрущёву лично. И как в душе автора «Василия Теркина» задел Иван Денисович мужицкие струны, так и в душе генсека. И не просто понравилась повесть Хрущеву, решил – станет подспорьем в развенчании культа личности.

И сразу приняли в Союз писателей, выдвинули на Ленинскую премию. Издали общим тиражом почти миллион экземпляров – пройдет десять лет, и всё это будут изымать из библиотек, но тогда, в 62-м, дошло, поразило, вызвало шквал писем.

«Ведь это написано обо мне, о моих номерах на лбу и спине “А – 691”, которые я носил десять лет за то, что два дня был в плену», – писали люди.
И вот странное дело – вроде не от первого лица написана повесть, а чувствовали читатели – пишет автор о том, что пережил лично.

Наталия Дмитриевна хранит и лагерные четки Александра Солженицына, и записную книжку: и то и другое использовал, как зарубки на память – чтобы не забыть сочиненные в лагере стихотворения, поэмы и пьесы. Но так сложилось, литературная его биография не с них началась, а с написанной по итогам лагерного опыта повести об обычном человеке в нечеловеческих обстоятельствах.

Не первый год играет свой моноспектакль Александр Филиппенко, опера на музыку Александра Чайковского – в репертуаре Пермского театра оперы и балета.

А письма Солженицыну, которые начинались с обращения «Дорогой Иван Денисович» – с них начался сбор материала к художественному исследованию «Архипелаг Гулаг» – которое теперь в школьной программе, на книжной полке каждого, кто помнит о сталинских лагерях.

Обратите внимание

Полувековой юбилей “Ивана Денисовича” отметили в Доме русского зарубежья. Полвека назад, в ноябре 1962 года, тысячи людей, купившие номер «Нового мира», пережили подлинное потрясение.

Увидела свет автобиографическая повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Рассказ об одном дне лагерного заключенного означал начало эпохи подлинного осмысления и пересмотра трагических страниц недавнего прошлого.

Об этом вспоминали сегодня литературоведы, историки, писатели на международной конференции в Доме русского зарубежья.

Вряд ли в начале 60-х предполагали, что через полвека журнальные публикации «Одного дня Ивана Денисовича» станут предметом торгов ведущих мировых аукционных домов. Тогда, в атмосфере липкого страха, этот солженицынский рассказ стал глотком свободы для всех советских людей.

Источник: https://samolit.livejournal.com/55449.html

Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Описание: Повесть, рассказ и цикл микрорассказов.
Иллюстрация на обложке — фрагмент картины Александра Грицая (в издании не указан). Содержание:

  1. Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича (повесть), стр. 3-196
  2. Александр Солженицын. Матрёнин двор (рассказ), стр. 197-260
  3. Александр Солженицын. Крохотки (цикл)
    1. Александр Солженицын. Дыхание (микрорассказ), стр. 262-263
    2. Александр Солженицын. Озеро Сегден (микрорассказ), стр. 264-266
    3. Александр Солженицын. Утёнок (микрорассказ), стр. 267-268
    4. Александр Солженицын. Прах поэта (микрорассказ), стр. 269-271
    5. Александр Солженицын. Вязовое бревно (микрорассказ), стр. 272
    6. Александр Солженицын. Отраженье в воде (микрорассказ), стр. 273
    7. Александр Солженицын. Гроза в горах (микрорассказ), стр. 274-275
    8. Александр Солженицын. Город на Неве (микрорассказ), стр. 276-277
    9. Александр Солженицын. Шарик (микрорассказ), стр. 278
    10. Александр Солженицын. Способ двигаться (микрорассказ), стр. 279
    11. Александр Солженицын. Старое ведро (микрорассказ), стр. 280-282
    12. Александр Солженицын. Колхозный рюкзак (микрорассказ), стр. 285-286
    13. Александр Солженицын. Костёр и муравьи (микрорассказ), стр. 287
    14. Александр Солженицын. Мы-то не умрём (микрорассказ), стр. 288-289
    15. Александр Солженицын. Приступая к дню (микрорассказ), стр. 290
    16. Александр Солженицын. Путешествуя вдоль Оки (микрорассказ), стр. 291-292
    17. Александр Солженицын. Молитва (стихотворение в прозе), стр. 293
    18. Александр Солженицын. Лиственница (микрорассказ), стр. 294
    19. Александр Солженицын. Молния (микрорассказ), стр. 295-296
    20. Александр Солженицын. Колокол Углича (микрорассказ), стр. 297-299
    21. Александр Солженицын. Колокольня (микрорассказ), стр. 300-302
    22. Александр Солженицын. Старение (микрорассказ), стр. 303-304
    23. Александр Солженицын. Позор (микрорассказ), стр. 305-306
    24. Александр Солженицын. Лихое зелье (микрорассказ), стр. 307
    25. Александр Солженицын. Утро (микрорассказ), стр. 308-309
    26. Александр Солженицын. Завеса (микрорассказ), стр. 310
    27. Александр Солженицын. В сумерки (микрорассказ), стр. 311-312
    28. Александр Солженицын. Петушье пенье (микрорассказ), стр. 313
    29. Александр Солженицын. Ночные мысли (микрорассказ), стр. 314-315
    30. Александр Солженицын. Поминовение усопших (микрорассказ), стр. 316
    31. Александр Солженицын. Молитва о России (стихотворение в прозе), стр. 317

Примечание: Картина Александра Грицая 1986 года «Залеменга». Информация об издании предоставлена: Гвардеец, alpasi (художник)

Источник: https://fantlab.ru/edition176193

Рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Урок литературы в 11 классе. Александрова Т.А.

Человек в тоталитарном государстве.

Анализ рассказа А.И.Солженицына

«Один день Ивана Денисовича»

Оформление урока: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу, выставка книг.

Цели урока: вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу повести «Один день Ивана Денисовича», увлечь учащихся прочтением повести, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение.

Эпиграф:

Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени, и если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезвожившую себя почти потерявшую Россию.

В.П.Астафьев.

Ход урока:

1.Слово учителя.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то консерванта «омертвевших литературных традиций», то нарушителя основ художественности, то учителя жизни?

Ни одна из этих ролей ему не подходит.

Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист, и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы.

Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным.

Рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка», роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы» и … принесли автору мировую известность.

А в 1970 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе. Казалось, что справедливость восторжествовала.

…Но в один из февральских дней 1974 года (в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Солженицын был насильственно выслан из России. В немецкий Франкфурт-на-Майне приземлился самолет с единственным пассажиром.

Солженицыну было 55 лет.

Что же о нем известно?

2. Индивидуальные выступления учащихся.

а) Детство А.И.Солженицына.

б) Солженицын и Великая Отечественная война.

в) Литературный дебют Солженицына.

3. Беседа по рассказу «Один день Ивана Денисовича».

-Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович?

Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?

Важно

Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат , имел двоих детей. Но началась война, и он стал солдатом.

«А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо-Западном окружили их армию всю… И так помалу немцы по лесам ловили и брали…Шухов пробыл в плену пару дней.» Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине – и за решетку.

Шухов выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – задание»

Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним, никогда не сидевшего, общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере.

Что же ожидало бы героя, если бы он не подписал «дело» ?

«Не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал».

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого себя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.

Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисович? Что помогает ему устоять, остаться человеком?

-Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка « горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок спало двести человек»…

– Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику – июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время – июль: крапиву в котел секут»

– На улице мороз, перехватывающий дыхание. А бригада Тюрина (в которой работал и Шухов), собирается на работу… Бесконечные проверки и досмотры.

– Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Он помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина: В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто куму ходит стучать» Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе.

Для него в этой работе – достоинство мастера, владеющего своим делом. работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд – это жизнь для Шухова.

– Он не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки… Бережет хлеб, носит в специальном карманчике.

Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

– Главный герой повести, пройдя через все испытания, сумел сохранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужику черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены?

– Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал 3 раза, но его «излавливали». Даже в Бухенвальде «чудом смерть обманул, теперь отбывает срок тихо».

– Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факультета…

Баптист Алешка…

Бригадир Тюрин…

Капитан Буйновский…

Кинорежиссер Цезарь Маркович…

Шестнадцатилетний юноша Гопчик…

А.И.Солженицын описал лагерный день одним днем. И каким?

Герой повести считал этот день удачным, почти счастливым.

«На дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали…бригадир хорошо закрыл процентовку, стену клал Шухов весело, с ножовкой на шмоне не попался… И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.

А вот авторская оценка прошедшего дня: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три»

От таких дней становится жутко.

4. Вывод. Кто же виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей?

Нет возможности заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере « качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними – это не просто ошибки, это продуманная система репрессий – трагедия целого поколения. Трагедия государства.

Вот уже несколько лет нет с нами великого классика современности, Александра Исаевича Солженицына. Но его жизнь, его судьба, его произведения всегда останутся для нас символом правды, справедливости, патриотизма. Он верил в свой народ. Он верил в счастливое и свободное государство.

5. Домашнее задание. Сформулируйте главную мысль повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича. Напишите свои раздумья.

Источник: http://konesh.ru/rasskaza-a-i-soljenicina-odin-dene-ivana-denisovicha.html

Один день Ивана Денисовича. 50 лет спустя (2012)

В ноябре 1962 года в журнале “Новый мир” была опубликована повесть, тогда еще никому не известного автора, работавшего учителем в рязанской школе, которая называлась “Один день Ивана Денисовича”. Так в русской литературе впервые зазвучал голос Александра Исаевича Солженицына.

Серия: Один день Ивана Денисовича. 50 лет спустя (2012) Один день Ивана Денисовича. 50 лет спустя (2012)

remove_red_eye 15009 favorite_border

Фильм “Однажды двадцать лет спустя” вышел на экраны в 1981 году.

Наталья Гундарева, которая сыграла в картине мать…

Люцерн. Название этого города с латыни переводится, как “излучающий свет”. По легенде, однажды жители небольшой…

Обратите внимание

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего…

Обратите внимание

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего…

Совет

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего один день. Мини-приключение с Дианой Джалаловой в Болонье.

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего один день. Мини-приключение с Зоей Бербер в Будапеште.

Обратите внимание

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего…

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего один день. Рита Митрофанова расскажет о своем мини-приключении в Дрездене.

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего один день. Мини-приключение с Дианой Джалаловой в Неаполе.

Обратите внимание

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего…

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего один день. Рита Митрофанова расскажет о своем мини-приключении в Берлине.

Обратите внимание

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего…

Обратите внимание

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего…

В Женеву легко можно влюбиться всего за один день. Мы проложим уникальный маршрут, который вы легко сможете повторить,…

Обратите внимание

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего…

Обратите внимание

Как с пользой и удовольствием провести время в незнакомом городе, да еще если времени на знакомство с ним – всего…

Авианосец “Теодор Рузвельт” – не только один из мощнейших кораблей в мире, но и форпост США на Ближнем Востоке. …

Он 20 лет не выходил на сцену, но стал художественным руководителем театра. И первое же его решение на этом посту…

Плохое всегда хочется забыть. Однако есть события, о которых мы обязаны помнить, чтобы они больше никогда не повторились….

Один обыкновенный и впечатляющий день из жизни разных представителей дикой природы: от неприметных насекомых…

Важно

Документальная программа посвящена легендарным изобретениям в области техники, которые изменили мир, в частности,…

В основе фильма лежат истории, о которых до сегодняшнего дня знал очень узкий круг людей. Долгие годы они находились…

В истории русской армии было три по-настоящему больших и славных похода на Запад, когда нашего русского солдата…

Документальный фильм, приуроченный к 70-летию Льва Лещенко. О личной жизни певца мы знаем совсем немного. Между…

В далеком теперь уже 1972 году в СССР, на экраны вышел художественный фильм “Джентльмены удачи”, который за год проката…

Декабрь 1974 года. В ленты мировых информагентств попадает сенсационная новость: «Побег из СССР. Гражданин Советского…

Огромный астероид падает на планету Земля. Разлом земной коры достигнет глубины в 10 километров. Ударная волна…

Обычные люди были для них, в лучшем случае, музыкантами из оркестра жизни, в худшем – картами, которые нужно во …

Совет

Терроризм относится к числу самых опасных  и труднопрогнозируемых явлений  современности, которое приобретает…

Фильм Андрея Медведева.
Что мы знаем о Дне Победы? Знаем, какой ценой он нам достался, знаем, что это главный праздник…

Есть множество дат, от которых можно вести отсчет. Редакция сама выбрала дату наиболее образную и поэтическую:…

Вся Армения представляет собой огромный музей под открытым небом, рукотворные экспонаты которого были созданы…

Город Кронштадт в 2014 году празднует 310 годовщину. Это – город, которым Россия может гордиться. Фильм расскажет …

Еда массового поражения, монстры глубин, новейшее оружие и секретные военные разработки – самые невероятные факты,…

День оленеводов — главный праздник для ямальцев. Заканчивается полярная ночь, начинается полярный день — один большой день солнца.

Они самые смертоносные стрелки, каких только знал мир. Хищники, находящие и убивающие жертву, а потом растворяющиеся…

Обратите внимание

Фильм рассказывает о самолёте – истребителе пятого поколения Т-50, который находится в начале своей лётной жизни….

Бандиты из “Черной кошки” не были похожи на своих прототипов – реальных преступников послевоенных лет. История…

Его трудно снимать – за ним не угонишься: Питер, Ульяновск, Саратов, Москва, города мелькают, как в калейдоскопе……

Мультипликационная иллюстрация к одноимённому летописному своду, составленному в XII веке монахом Киево-Печерской…

В пустыне надо помнить цифры, от которых зависит твоя жизнь. Пятьдесят градусов – каждое лето температура воздуха…

Челябинск. 15 февраля. 9.26 утра. На предприятиях в разгаре рабочая смена. В школах идут уроки. Обычный день. Но через…

Василий Верещагин известен всему миру как непревзойдённый художник-баталист. Он писал с натуры, прямо на полях…

Телевизионный марафон сенсационной информации. Что скрывают от мировой общественности руководители крупнейших…

Важно

Откровенный рассказ о жизни советского солдата в немецком плену. Повседневная жизнь бойца Красной армии в начале…

Во Вселенной ничто не вечно. Планеты и звезды исчезают, уступая место новым. Катастрофы космического масштаба происходят регулярно.

6 августа 1945 года. Первое задание подобного рода. На город Хиросима было сброшено новое разрушительное оружие….

70 лет назад бомба, сброшенная с американского бомбардировщика “Энола Гей”, уничтожила японский город Хиросиму….

После блокады они заново строили свою жизнь – учились, влюблялись, женились. Менялись не только люди, но и город,…

Последний век дома Романовых. Он начался в эталонном для империи 1913 году, но всего пять лет спустя династия пала….

Источник: https://dok-film.net/5282-odin-den-ivana-denisovicha-50-let-spustya-2012.html

Один день Ивана Денисовича Критика и отзывы

Cлайд 1

Один день Ивана Денисовича. Критика и отзывы.

Cлайд 2

Вокруг публикации развернулась острая полемика. Первая рецензия, написанная Константином Симоновым, «О прошлом во имя будущего», появилась в газете «Известия» буквально в день публикации «Ивана Денисовича»: Лаконичная и отточенная проза больших художественных обобщений Повесть «Один день Ивана Денисовича» написана рукой зрелого, своеобычного мастера. В нашу литературу пришел сильный талант.

Cлайд 3

22 ноября — статья Г. Бакланова «Чтоб никогда не повторилось» в «Литературной газете»: Среди ежемесячного, ежедневного потока литературных произведений, в разной степени талантливых, отвечающих различным читательским вкусам, являются вдруг книги, знаменующие собой гораздо большее, чем даже появление нового выдающегося писателя. Верится, однако, что человеку этому предстоит многое сказать людям.

Cлайд 4

23 ноября — статья В. Ермилова «Во имя правды, во имя жизни» в газете «Правда»: В нашу литературу пришел писатель, наделенный редким талантом. …как это свойственно истинным художникам, рассказал нам такую правду, о которой невозможно забыть и о которой нельзя забывать, правду, которая смотрит нам прямо в глаза. Повесть А. Солженицына, порою напоминающая толстовскую художественную силу в изображении народного характера, особенно значительна в том, что автор целиком сливается со своим изображаемым героем и мы видим все изображаемое в произведении глазами Ивана Денисовича

Cлайд 5

Характер споров вокруг рассказа обозначен Чуковским. 24 ноября он записал в дневнике: …встретил Катаева. Он возмущён повестью «Один день», которая напечатана в «Новом Мире». К моему изумлению, он сказал: повесть фальшивая: в ней не показан протест. — Какой протест? — Протест крестьянина, сидящего в лагере. — Но ведь в этом же вся правда повести: палачи создали такие условия, что люди утратили малейшее понятие справедливости и под угрозой смерти не смеют и думать о том, что на свете есть совесть, честь, человечность. Человек соглашается считать себя шпионом, чтобы следователи не били его. В этом вся суть замечательной повести — а Катаев говорит: как он смел не протестовать хотя бы под одеялом. А много ли протестовал сам Катаев во время сталинского режима? Он слагал рабьи гимны, как и все

Cлайд 6

В ноябре под свежим впечатлением от «Одного дня Ивана Денисовича» Варлам Шаламов писал в письме автору: Повесть — как стихи — в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал. И столь нужного — ибо без честного решения этих самых вопросов ни литература, ни общественная жизнь не могут идти вперёд — всё, что идёт с недомолвками, в обход, в обман — приносило, приносит и принесёт только вред. Есть ещё одно огромнейшее достоинство — это глубоко и очень тонко показанная крестьянская психология Шухова. Столь тонкая высокохудожественная работа мне ещё не встречалась, признаться, давно. Вообще детали, подробности быта, поведение всех героев очень точны и очень новы, обжигающе новы. Таких подробностей в повести — сотни — других, не новых, не точных, вовсе нет. Вся Ваша повесть — это та долгожданная правда, без которой не может литература наша двигаться вперёд

Cлайд 7

8 декабря в статье «Во имя будущего» в газете «Московская правда» И. Чичеров написал, что Солженицын неудачно выбрал в качестве главного героя повести крестьянина Шухова, нужно было бы усилить «линию» Буйновского, «настоящих коммунистов, партийных вожаков». «Трагедия таких людей почему-то мало интересовала писателя». На историческое литературное событие живо откликнулась эмигрантская печать и критика: 23 декабря в «Новом русском слове» появилась статья Мих. Корякова «Иван Денисович», а 29 декабря «Один день Ивана Денисовича» вышел впервые за рубежом на русском языке (в газете «Новое русское слово»; газета печатала рассказ частями, вплоть до 17 января 1963 года). 3 января 1963 года Г. Адамович пишет статью о Солженицыне под рубрикой «Литература и жизнь» в газете «Русская мысль» (Париж).

Cлайд 8

В январе 1963 года появляются статьи И. Друцэ «О мужестве и достоинстве человека» (в журнале «Дружба народов», № 1): Небольшая повесть — и как просторно стало в нашей литературе!

Cлайд 9

Ф. Кузнецова «День, равный жизни» (в журнале «Знамя», № 1): За внешней сдержанностью ощущается огромная нравственная сила автора в марте — В. Бушина «Насущный хлеб правды» (в журнале «Нева», № 3), Н. Губко «Человек побеждает» (в журнале «Звезда», № 3): Лучшие традиционные черты русской прозы XIX века соединились с поисками новых форм, которые можно назвать как полифоничность, синтетичность

Cлайд 10

В январе 1964 года в журнале «Новый мир» опубликована статья В. Лакшина «Иван Денисович, его друзья и недруги»: Если бы Солженицын был художником меньшего масштаба и чутья, он, вероятно, выбрал бы самый несчастный день самой трудной поры лагерной жизни Ивана Денисовича. Но он пошёл другим путём, возможным лишь для уверенного в своей силе писателя, сознающего, что предмет его рассказа настолько важен и суров, что исключает суетную сенсационность и желание ужаснуть описанием страданий, физической боли. Так, поставив себя как будто в самые трудные и невыгодные условия перед читателем, который никак не ожидал познакомиться со «счастливым» днём жизни заключённого, автор гарантировал тем самым полную объективность своего художественного свидетельства…

Cлайд 11

30 января — статья С. Маршака «Правдивая повесть» в газете «Правда»: Повесть написана с тем чувством авторского достоинства, которое присуще только большим писателям… Эта повесть не о лагере — о человеке.

Cлайд 12

Осенью 1964 года в «самиздате» стал распространяться анонимный (написанный В. Л. Теушем) анализ основных идей повести. Этот анализ очень точно был оценён «литераторами в штатском»: В анонимном документе автор стремится доказать, что повесть «Один день Ивана Денисовича» имеет важное значение, так как раскрывает не только жизнь конкретного исправительно-трудового лагеря, а является по существу отражением одного дня жизни советского общества. Он проводит прямую аналогию взаимоотношений, с одной стороны, между руководителями лагеря и заключенными, а с другой — между руководящими деятелями страны и населением; между положением заключенных и жизнью советских людей, непосильным трудом заключенных и «рабским» трудом советских трудящихся и т. д. Все это маскируется под изображение периода культа личности, хотя фактически налицо — явная критика социалистической системы

Cлайд 13

Писатель в ответ на издание получил большое число писем читателей:. Когда бывшие зэки из трубных выкликов всех сразу газет узнали, что вышла какая-то повесть о лагерях и газетчики её наперехлёб хвалят, — решили единодушно: «опять брехня! спроворились и тут соврать». Что наши газеты с их обычной непомерностью вдруг да накинутся хвалить правду — ведь этого ж, всё-таки, нельзя было вообразить! Иные не хотели и в руки брать мою повесть. Когда же стали читать — вырвался как бы общий слитный стон, стон радости — и стон боли. Потекли письма. Значительное количество исследований и воспоминаний появилось в 2002 году, к 40-летию первой публикации.

Источник: http://bigslide.ru/literatura/1462-odin-den-ivana-denisovicha-kritika-i-otzivi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector