Характеристика Попа (Кому на Рус жить хорошо)
Реальный мир персонажей поэмы привлекает читателя. Странники ищут счастливых среди тех, кто находится рядом с ними. Одними из таких людей являются священнослужители. Образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» схож с действительностью, но есть в тексте и созвучие с известными сказочными персонажами.
Первый встречный
Из семи спорящих мнение, что счастлив поп, принадлежит Луке. Имя мужика означает свет. Имя Лука дают людям, которые видят во всех положительное начало. Лука вселяет веру в божественное предназначение человека.
Почему автор решил показать попа первым? Ответ можно искать в реальной жизни крестьянина. Рождение, смерть, праздники на Руси начинались с попов. Они сопровождали все главные события жизни человека любого сословия.
Попы отвечали за связь земного с небесным, реального с потусторонним, материального с духовным.
Жизнь попа
Сельская церковь – место службы персонажа поэмы. Автор не приводит в описании индивидуальных черт внешности. Поп типичен и практически безлик. Единственный эпитет – строгое лицо. Заработок священнослужителя – доходы от крестьян. Он мало чем отличается от нищих: побирается, прося за свой труд.
Поп не требует платы, ему дают каждый столько, сколько может. Понимает персонаж, что деревни нищают, и его жизнь становится трудней. Ему хочется счастья для мужика. «Наживаться» на богатых проще. Поп объясняет странникам, почему он берет у крестьян: это плата за работу, средства для пропитания своих членов семьи.
Если брать плату только словами благодарности, семья попа пойдет по миру. Тяжело совестливым священнослужителям брать пятаки из костлявых рук больных и нищих. Мозолистые руки дающих сами просят о помощи. Богатые купцы и помещики перебираются в города, оставляя деревни под присмотр своих слуг, управляющих.
Жизнь и манера поведения священнослужителей часто становилась предметом насмешек. Поп знает об этом. В песнях, сказках, частушках высмеивается не только сам поп, но и его жена, дочь, дети. Не всегда это справедливо, но слава о них бежит впереди. Даже приметы в народе не радуют священника: «С кем встречи вы боитеся».
Дурной знак, если на пути появляется священник. Нет почета в народе к служителям веры в Бога, потеряли они уважение к себе.
Положительные черты характера героя
Странники встретили попа, которого нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем. Искренне он рассказывает ходокам, что нельзя быть равнодушным к людскому горю. Смерть не может ни расстроить. Переживает поп, видя сирот, вдов.
Привычка не вырабатывается: «Нет сердца, выносящего … предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль…». Душа переболит, ломается, но не черствеет.
Терпение. Священники чаще получают приход по наследству. Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.
Умение выслушать и поддержать. Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.
Смелость. Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег.
Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.
Отрицательные черты священнослужителей
Среди поповского сословия встречаются разные характеры. В большинстве они отрицательны, поэтому и относится к ним народ с таким пренебрежением. Живут попы за счет чужого труда. Они как купцы берут в дом слуг, заставляют их работать на свою семью.
Какие черты наиболее типичны для священников:
- цинизм;
- тунеядство;
- стяжательство;
- жадность;
- грубость;
- обжорство.
Такими, в основном, были высшие церковные круги. Странники встретили обыкновенного сельского служителя церкви. Рассказ его о счастье автор сравнивает с исповедью, судом над жизнью своих. Больно понимать, что живешь на слезах и боли мужика. Странно, но понятно, что нет в рассказе денег, которые получил поп на крещении младенцев, венчании. Рождение чаще проходит на жатве, во время работы, некогда звать священника. А свадьбы в поэме еще несчастнее.
Встречается на страницах поэмы еще один поп – Иван. Он герой рассказа Матрены. Из его слов можно понять, что нечем заплатить народу за ритуалы священные:«… за свадебку, за исповедь должают по годам». Иван равнодушен, жесток и циничен.
Он шутит над горем матери, не видит греха в истязании тела малыша на глазах у страдающей женщины. Он пьет с властями, ругает нищий приход. Нет сочувствия в попе Иване.
Что же для попа счастье? Доверие людей к религии, покорность, смирение. Но все это уходит в далекое прошлое.
Изменилась жизнь. Народная бедность, исчезновение класса помещиков подорвали поповское благополучие. Чувства священника противоположны. Ему жалко мужика, но где брать деньги. Сочувствием к народному горю сыт не будешь. Сословие попов разнородно.
Не все сострадали, большинство лицемерно и жестоко обирали крестьян, верящих в необходимость религиозных ритуалов.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1465-harakteristika-popa-komu-na-rus-zhit-horosho.html
Герои “Кому на Руси жить хорошо” (Н.А.Некрасов): характеристика персонажей :
Над своей поэмой Н. А. Некрасов работал в течение долгого времени – начиная с 1860-х годов и вплоть до конца своей жизни.
При жизни отдельные главы произведения были опубликованы, однако полностью оно увидело свет только в 1920-м году, когда К. И. Чуковский решил выпустить полное собрание сочинений поэта.
Во многом произведение «Кому на Руси жить хорошо» построено на элементах русского народного творчества, язык поэмы близок к тому, который был понятен крестьянам того времени.
Основные персонажи
Несмотря на то что Некрасов планировал в своей поэме осветить жизнь всех сословий, основные герои «Кому на Руси жить хорошо» – это все же крестьяне.
Поэт рисует их жизнь в мрачных тонах, в особенности, сочувствуя женщинам. Самыми яркими образами произведения являются Ермила Гирин, Яким Нагой, Савелий, Матрена Тимофеевна, Клим Лавин.
При этом перед глазами читателя предстает не один лишь мир крестьянства, хотя на нем и сделан основной акцент.
Нередко школьники получают в качестве домашнего задания описать кратко героев «Кому на Руси жить хорошо» и их характеристики. Для получения хорошей оценки обязательно нужно упомянуть не только о крестьянах, но и о помещиках.
Это князь Утятин со своей семьей, Оболт-Оболдуев, великодушная губернаторша, управляющий-немец. Для произведения в целом характерно эпическое единство всех действующих героев.
Однако вместе с этим поэт представил и немало личностей, индивидуализированных образов.
Ермила Гирин
Этот герой «Кому на Руси жить хорошо», по мнению тех, кто с ним знаком – счастливый человек. Окружающие люди его ценят, а помещик проявляет уважение. Ермила занимается общественно полезным делом – содержит мельницу. На ней он работает, не обманывая простых крестьян. Гирин пользуется доверием у всех.
Это проявляется, к примеру, в ситуации сбора денег на сиротскую мельницу. Ермила оказывается в городе без денег, а мельница выставлена на продажу. Если он не успеет вернуться за деньгами, то она достанется Алтынникову – от этого никому не поздоровится. Тогда Гирин решает обратиться к народу. И люди объединяются для того, чтобы сделать хорошее дело.
Они верят в то, что их деньги пойдут на добро.
Этот герой «Кому на Руси жить хорошо» был писарем и помогал обучиться грамоте тем, кто ее не знает. Однако странники не сочли Ермилу счастливым, ведь он не выдержал самого трудного испытания – властью. Вместо своего родного брата Гирин попадает в солдаты. Ермила раскаивается в содеянном. Его уже нельзя считать счастливым.
Яким Нагой
Одним из главных героев «Кому на Руси жить хорошо» является Яким Нагой. Сам себя он определяет так – «до смерти работает, до полусмерти пьет». История Нагого проста и в то же время очень трагична.
Когда-то он жил в Петербурге, однако попал в тюрьму, потерял имение. После этого ему пришлось поселиться в деревне и приняться за изматывающую работу. В произведении ему доверено защищать сам народ.
Духовные потребности человека неистребимы
Во время пожара Яким теряет большую часть нажитого, так как принимается спасать картинки, которые приобрел для своего сына. Однако и в своем новом жилище Нагой принимается за старое, покупает другие картинки.
Почему он решает спасти эти вещи, на первый взгляд, являющиеся простыми безделушками? Человек старается сохранить то, что ему дороже всего. И эти картинки оказываются для Якима дороже денег, нажитых адским трудом.
Жизнь героев «Кому на Руси жить хорошо» – это непрекращающаяся работа, результаты которой попадают в чужие руки. Но душа человека не может довольствоваться таким существованием, в котором есть место только для бесконечного каторжного труда. Дух Нагого требует чего-то высокого, а эти картинки, как ни странно, являются символом духовности.
Бесконечные невзгоды только укрепляют его жизненную позицию. В III главе он произносит монолог, в котором детально описывает свою жизнь – это каторжный труд, результаты которого оказываются в руках трех дольщиков, бедствия и беспросветная нищета. И этими бедствиями он оправдывает свое пьянство. Оно было единственной радостью для крестьян, единственным занятием у которых был тяжкий труд.
Место женщины в произведении поэта
Значительное место в произведении Некрасова занимают и женщины. Их долю поэт считал самой трудной – ведь именно на плечи русских крестьянок ложился долг воспитания детей, сохранения домашнего очага и любви в суровых русских условиях. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» герои (точнее, героини) несут самый тяжелый крест.
Наиболее детально их образы описаны в главе под названием «Пьяная ночь». Здесь можно столкнуться с непростой судьбой женщин, работающих прислугой в городах. Читатель встречает Дарьюшку, которая исхудала от непосильной работы, женщин, у которых обстановка в доме хуже, чем в аду – где зять постоянно берется за нож, «того гляди, убьет».
Матрена Корчагина
Кульминацией женской темы в поэме является часть под названием «Крестьянка». Ее главный персонаж – это Матрена Тимофеевна по фамилии Корчагина, жизнь которой является обобщением бытия русской крестьянки.
С одной стороны, поэт демонстрирует всю тяжесть ее судьбы, но с другой – несгибаемую волю Матрены Корчагиной.
Народ считает ее «счастливой», и странники отправляются в путь, чтобы своими глазами посмотреть на это «чудо».
Матрена поддается на их уговоры и рассказывает о своей жизни. Она считает свое детство самой счастливой порой. Ведь ее семья была заботливой, никто не пил.
Но вскоре настал тот момент, когда нужно было выходить замуж. Здесь ей вроде бы повезло – супруг любил Матрену. Однако она становится младшей снохой, и ей приходится угождать всем и каждому.
Рассчитывать на доброе слово она даже не могла.
Только с дедушкой Савелием Матрена могла раскрыть душу, поплакаться. Но даже дед, хоть и не по своей воле, но причинил ей страшную боль – не усмотрел за ребенком. После этого судьи обвинили в убийстве младенца саму Матрену.
Счастлива ли героиня?
Поэт подчеркивает беспомощность героини и словами Савелия велит ей терпеть, ведь «нам правду не найти». И эти слова становятся описанием всей жизни Матрены, которой пришлось пережить и потери, и горе, и обиды от помещиков. Только один раз ей удается «отыскать правду» – «вымолить» супруга от несправедливой солдатчины у помещицы Елены Александровны.
Возможно, именно поэтому Матрену стали звать «счастливой». А быть может и потому, что она, в отличие от некоторых других героев «Кому на Руси жить хорошо», не сломалась, несмотря ни на какие невзгоды. По мнению поэта, доля женщины является самой тяжелой.
Ведь ей приходится страдать и от бесправия в семье, и волноваться за жизнь близких людей, и выполнять непосильную работу.
Гриша Добросклонов
Это один из главных героев «Кому на Руси жить хорошо». Родился он в семье бедного дьяка, который к тому же был ленивым. Мать его являла собой тот образ женщины, который был детально описан в главе под названием «Крестьянка». Гриша сумел понять свое место в жизни уже в юном возрасте.
Этому способствовала трудовая закалка, голодное детство, великодушный характер, жизнестойкость и упорство. Гриша стал борцом за права всех униженных, он стоял за интересы крестьян. На первом месте у него находились не личные потребности, а общественные ценности.
Основные черты героя – это неприхотливость, высокая работоспособность, умение сострадать, образованность и острый ум.
Кто может обрести счастье на Руси
На протяжении всего произведения поэт пытается ответить на вопрос о счастье героев «Кому на Руси жить хорошо». Возможно, именно Гриша Добросклонов – самый счастливый персонаж. Ведь когда человек делает доброе дело, у него появляется приятное ощущение собственной ценности.
Здесь же герой спасает целый народ. С самого детства Гриша видит несчастных и притесненных людей. Некрасов считал способность к состраданию источником патриотизма. У поэта человек, который сострадает народу, поднимает революцию – это Гриша Добросклонов.
В его словах отражена надежда на то, что Русь не погибнет.
Помещики
Среди героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо», как было указано, есть и немало помещиков. Один из них – Оболт-Оболдуев. Когда крестьяне спрашивают его о том, счастлив ли он, в ответ он лишь смеется.
Затем с некоторым сожалением вспоминает ушедшие годы, которые были полны достатка. Однако реформа 1861 года отменила крепостное право, хотя и не была доведена до конца.
Но даже изменения, которые произошли в общественной жизни, не могут заставить помещика трудиться и почитать результаты труда других людей.
Под стать ему еще один герой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – Утятин. Он всю жизнь «чудил и дурил», а когда нагрянула общественная реформа, то его хватил удар. Его дети, чтобы получить наследство, вместе с крестьянами разыгрывают настоящий спектакль. Ему внушают, что он не останется ни с чем, а на Руси до сих пор господствует крепостничество.
Дед Савелий
Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» была бы неполной без описания образа деда Савелия. Читатель знакомится с ним уже тогда, когда тот прожил долгую и тяжелую жизнь. В старости Савелий живет вместе с семьей сына, он приходится свекром Матрены. Стоит отметить, что старик недолюбливает свою семью. Ведь домочадцы обладают не лучшими характеристиками.
Даже в родном кругу Савелия называют «клейменым, каторжным». Но он не обижается на это и дает достойный ответ: «Клейменый, да не раб». Таков характер этого героя «Кому на Руси жить хорошо».
Краткое описание характера Савелия можно дополнить и тем фактом, что он не прочь иногда подшутить над членами своего семейства.
Главное, что отмечается при знакомстве с этим персонажем – это его отличие от остальных, как от сына, так и от других обитателей дома.
Источник: https://www.syl.ru/article/350444/geroi-komu-na-rusi-jit-horosho-n-a-nekrasov-harakteristika-personajey
Система образов «Кому на Руси жить хорошо»
Система образов. Особенностью системы персонажей поэмы, обусловленной ее эпичностью, является то, что в ней нет одного главного героя, как в романе, поскольку Некрасова волнует судьба целого народа.
Центральный персонаж здесь представляет собой собирательный образ народа, воплощенный прежде всего в семерых странниках. Недаром они лишены индивидуальных признаков: у них нет портретов, биографий, ничего не известно об обстоятельствах их личной жизни, нет у них и индивидуальных речевых особенностей.
Общаясь со своими собеседниками, они отвечают все вместе, как бы «хором». Так поэт стремится показать не семь отдельных образов, а один цельный образ, в котором воплощено народное сознание, народное мировосприятие.
Именно оно и является критерием оценки всех событий, явлений и персонажей, представленных в поэме, что соответствует жанру народной эпопеи.
Это взгляд на события, происходящие в пореформенной России, на ее прошлое и будущее, представляющий не частную точку зрения, не только авторскую позицию, хотя она имеется и выражена в прямых авторских словах. Но главное здесь — это точка зрения всего народа, крестьянского мира, которую и выражает собирательный образ странников.
Сходные причины обусловливают появление огромного количества эпизодических персонажей, нарисованных буквально одной- двумя чертами, которые составляют основу многочисленных массовых сцен.
Именно на них строятся такие главы поэмы, как «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые» и особенно последняя часть «Пир — на весь мир», которая дается как предельное обобщение, теряя черты бытового реалистического изображения и превращаясь в собирательной образ всей Руси.
Через Вахлачину проходят представители самых разных слоев нации, она служит местом пересечения настоящего, прошлого и будущего народа. Такая всеобъемлющая мысль потребовала в качестве героев представить собирательный образ, который реализуется в массовых сценах и песнях, Сменяющихся отдельными «ариями».
Так образ народного заступника, появляющийся в этой части поэмы, это и живущий «по-божески» Фомушка, и «божия посланница» Ефросиньюшка, и «старообряд» Кропильников, которые воплощают живущую в самом народе идею праведной жизни, страдания за других.
Но в наиболее полном виде идея народного заступничества воплощена в образе Гриши Добросклонова, который представляет не только конкретный тип личности интеллигента-разночинца, но и является обобщенным и даже условным образом.
Вот почему наряду с вполне определенными социально-психологическими чертами, присущими ему (сын бедного дьячка, семинарист, собирающийся учиться в университете, сочиняющий песни; он добрый парень, любящий деревню и мужика, понимающий горести и чаяния народа), в образе этого героя есть и общее представление о молодости, устремленности в будущее и готовности принести себя в жертву ради него. Отсюда некоторая неопределенность этого образа, проблематичность вопроса о том, можно ли считать его ответом на вопрос о счастливом человеке. Так были склонны трактовать его многие из современников Некрасова, его соратники по борьбе, а затем эта трактовка была подхвачена литературоведением советского периода. Но, очевидно, для Некрасова вопрос о народном счастье не может быть решен в судьбе одного человека, он должен решаться именно всенародно, как «пир на весь мир».
Точно так же в поэме выделяется более крупно и рельефно и ряд других образов, которые несут в себе определенные черты народного характера, воплощают отдельные стороны народной жизни и народного сознания: Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна Корчагина, Савелий, легендарный разбойник Кудеяр.
Им посвящены либо отдельные песни и сцены, либо главы или даже целая часть поэмы («Крестьянка»), но эти образы находят свое отражение во многочисленных эпизодических персонажах, которыми так густо населена поэма.
Так мотив богатырской силы народа, не находящей себе достойного применения и потому гибнущей, воплощен в образе Савелия, «богатыря святорусского», построенного во многом не только на конкретно-исторических, но и на былинных чертах.
Но перед читателями проходят и другие подобные ему образы, например, богатыря- каменщика Трофима, который надорвался под тяжелым грузом, как и Савелий, у которого, по его собственному признанию, сила богатырская «по мелочам ушла». Таков и былинный богатырь Святогор, который «в землю сам ушел по грудь с натуги», подняв «тягу страшную».
Но Савелий — это и образ народного гнева, страшного в своей неотвратимости и жестокости. Он с гордостью говорит о себе: «Клейменный, да не раб». В нем показано пробуждение народного самосознания, которое пытается отыскать истинную причину зла, но все еще остается под игом вековой покорности и долготерпения.
Эта двойственность народного сознания отражена в самой судьбе Савелия и выражена им самим в чеканной формуле: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть». Сходными чертами сознания отличается и герой-правдоискатель Яким Нагой, плоть от плоти крестьянских низов, пахарь, словно выросший из земли и связанный с нею кровными узами.
Хотя мы видим его «пьяненьким», «убогеньким», но и в его портрете, и в его речи чувствуется духовное богатство и сила, не сломленная ни тяжким трудом, ни страшной судьбой. Яким немало пережил: и погорел, спасая из всего своего имущества так дорогие ему «картиночки», и в тюрьме сидел («С купцом тягаться вздумалось!»), и побывал в городе в поисках справедливости.
Он способен понять, что беда крестьянина в долготерпении, в попытке все горести утопить в вине, а главное в том, что
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Показательна и судьба Ермила Гирина, который снискал в народе почет и любовь «строгой правдою, умом и добротой». Но попытка «жить по правде» в условиях неправедной, несправедливой системы оканчивается неудачей. Сначала ему пришлось покривить душой, отдав вне очереди в солдаты сына Власьевны вместо своего младшего брата.
Совесть не дает ему покоя, он уволился с должности бурмистра, поддержанный всем крестьянским миром, взял в аренду мельницу и «брал за помол по совести».
Но финал его истории печален: он оказался в остроге, потому что не захотел участвовать в усмирении бунта крестьян, когда его позвали, зная, что «народ поверит Гирину, народ его послушает».
С особым чувством говорит поэт о судьбе русской женщины- крестьянки, которой посвящена целая часть поэмы: ведь русская женщина всегда была для поэта главной носительницей жизни, выражением ее полноты, символом национального существования.
«Крестьянка» написана от первого лица, по форме это рассказ Матрены Тимофеевны Корчагиной, жены внука Савелия-богатыря, о своей судьбе, но ее голос — это голос самого народа, ее образ собирает в себе все то, что поэт хотел сказать в своем творчестве о русской женщине.
Вот почему здесь так много песен, фольклорных, народно-поэтических образов и мотивов. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки и потому особенно впечатляет: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страшное — смерть ребенка.
Она слывет «счастливой» только потому, что вышла замуж за любимого человека и по чистой случайности спасла мужа от рекрутчины. Но многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали душевную силу и волю к жизни.
За свою семью, за счастье своих детей она готова бороться, не склоняя головы перед грозными начальниками. Но при этом Матренушка сохраняет душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот:
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Она прекрасна и талантлива, добра и полна сочувствия к людям, горделива и преданна долгу жены и матери. Но она может и разумно, трезво мыслить, может оценить свою жизнь и жизнь таких же, как она обездоленных русских женщин, для которых счастье возможно только в мечтах:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!
Среди этих замечательных народных образов особняком стоят те, кто извращает лучшие черты народной души и народного характера. Некрасов беспощадно рисует подхалимов, холопов, лакеев, прямых предателей, которые чаще всего выходили из среды дворовых.
Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который все же не вынес унижений и повесился на глазах своего мучителя.
Это и «чувствительный холуй» Ипат; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, который совершил великий грех: польстившись на богатые посулы наследника, он уничтожил завещание помещика об освобождении крестьян.
Еще более резкими сатирическими чертами обрисованы те, кто противостоит народу, не понимает его интересов и чаяний, кто на протяжении веков являлся беспощадным эксплуататором народа, виновником его страданий и бед.
За личиной добряка, «кругленького», «пузатенького» помещика Оболта-Оболдуева, который лицемерноуважительно разговаривает со странниками, явно проступают черты высокомерного и злобного помещика. Недаром он с такой тоской вспоминает прежнее время, когда ему жилось вольно и спокойно, «как у Христа за пазухой».
Прощание с той жизнью помещик воспринимает как прощание со счастливой жизнью для всей Руси («невесело глядеть, как изменилося лицо твое, несчастная родная сторона»). Но крестьяне-странники дают точную оценку этому счастью с народной точки зрения: «Да, было вам, помещикам, житье куда завидное».
Тем самым они явно противопоставляют счастье народное и то, что является счастьем в представлении помещичьего сословия.
Также противопоставлен народному миру и образ священника из главы «Поп». Как и для помещика, для него счастье осталось в прошлом: ведь «покой, богатство, честь», которые, на его взгляд, составляют основу счастья, теперь исчезли. Ведь раньше доход прихода держался на помещичьих пожертвованиях, а ныне «как племя иудейское, рассеялись помещики по дальней чужеземщине».
И наконец символическим образом этого уходящего прошлого представлен помещик Утятин из главы «Последыш». Это гротескный образ старого мира, хищного («нос клювом, как у ястреба»), жестокого, не представляющего своей жизни без беспредельной власти над крепостными.
Крестьяне же здесь выступают уже не как былинные богатыри, а как актеры или скоморохи, а крепостное право представляется в виде пародии, комедии, которая, однако, так тесно переплетается с жизнью, что может обернуться гибелью. Агап не выдержал того, что старый помещик «пилил, пилил его, права свои дворянские высчитывал ему».
Так обнаруживается, что крепостное право страшно и смешно одновременно: страшно своим прошлым, но смешно, потому что наступает новое время, которое порывает с этим прошлым навсегда.
На этой оптимистической ноте завершается последняя часть поэмы — ведь там, после главы «И старое и новое» звучат «Доброе время — добрые песни», среди которых особое место занимает сочиненная Гришей Добросклоновым песня «Русь». В ней намечен образ новой Руси, основу которой составит
Сила народная.
Сила могучая,
Совесть спокойная,
Правда живучая!
На этой странице искали :
- система образов в поэме кому на руси жить хорошо
- система образов кому на руси жить хорошо
- характеристика героев кому на руси жить хорошо
- образы героев кому на руси жить хорошо
- кому на руси жить хорошо характеристика героев
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/sistema-obrazov-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html
Типы крестьян в поэме н. а. некрасова «кому на руси жить хорошо»
ТИПЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создана в последний период жизни поэта (1863—1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо?
Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после «освобождения». О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана».
Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени.
Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка.
Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.
Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Выслушав рассказ попа о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали:
Ты мимо их, помещиков!
Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно «слово христианское».
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!
Они обладают чувством собственного достоинства. В главе «Счастливые» сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: «Проваливай!» Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему:
На, выпивай, служивенький!
С тобой и спорить нечего:
Ты счастлив — слова нет.
Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:
— А мы на что, кума?
Давай серпы! Все семеро
Как станем завтра, — к вечеру
Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии:
Как зубы с голоду,
Работает у каждого
Проворная рука.
Однако более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-бор- цов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле…
Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян.
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту.
Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле.
И его голос — голос самых решительных крестьян.
У каждого крестьянина
Душа что туча черная —
Гневна, гроза — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям…
С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ер- милу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян,
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил…
Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».
Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ер- милу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда
…Бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова…
Ермил Гирин — защитник крестьянских интересов.
Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.
Савелий, богатырь святорусский — борец за народное дело. Тяжела была жизнь Савелия. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Ша- лашникова, его управляющего.
Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живого немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям.
«Клейменый, да не раб!» — говорил он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель:
…Наши топоры
Лежали — до поры!
О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие… пропащие».
Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Образ Савелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера.
Большая часть поэмы посвящена русской женщине. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость.
Тяжело пережила она смерть сына Демуш- ки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федо- тушку, когда вздумали наказать его розгами.
Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимофеевна говорит:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..
По мне обиды смертные
Прошли неоплаченные…
Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не дело — между бабами счастливую искать!»
В последней главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит об общей женской доле:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны У бога самого.
Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:
Еще ты в семействе покуда — раба,
Но мать уже вольного сына!
С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением.
В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с «разбитым на ноги дворовым человеком», который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его «дочка — вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны».
А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью — подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужи- ков, не понимая всей низости своего лакейского положения.
Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:
А я князей Утятиных
Холоп — и весь тут сказ!
С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное.
…выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно! Две проруби:
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет —
И водки поднесет.
Не мог Ипат забыть господских «милостей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской». Покорный раб показан также в образе «холопа примерного — Якова верного».
Яков служил у жестокого господина Поливанова, который «в зубы холопа примерного… походя дул каблуком». Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу.
Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность. С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб.
Он, подкупленный наследником, уничтожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».
Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, что счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены, изменились только формы угнетения крестьян.
Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту, и поэт верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем будет хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь для русского народа.
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Источник: https://www.prepodka.net/tipy-krestyan-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/
Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова
В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова лежит изображение русского крестьянства после отмены крепостного права. На протяжении всего произведения герои ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто считается счастливым, кто несчастен.
Мужики-правдоискатели
На передний план исследования выходит путешествие семи мужиков по российским селениям в поиске ответа на поставленный вопрос. В облике семерых «вольнообязанных» мы видим лишь общие черты крестьян, а именно: бедность, пытливость, непритязательность.
Мужики спрашивают о счастье встречающихся крестьян, солдат. Им кажутся счастливцами поп, помещик, торговец, дворянин и царь. Но главное место уделено в поэме крестьянству.
Яким Нагой
Яким Нагой работает «до смерти», но живет впроголодь, как и большинство жителей Босово. В описании героя мы видим насколько тяжела жизнь Якима: «…Сам на землю-матушку похож он».
Яким осознает, что крестьяне – величайшая мощь, он гордится, что он принадлежит к этой группе людей. ему знакомы сильные и слабы стороны крестьянского характера.
Главным недостатком мнит алкоголь, который оказывает губительное действие на мужиков.
Для Якима недопустимо мнение, что бедность крестьянства вызвана употреблением вина. По его мнению, это связано с обязанностью трудиться на «дольщиков». Судьба героя типична для русского народа после отмены крепостного права: проживая в столице, он вступает в спор с купцом, оказался в тюрьме, откуда вернулся в деревню и начал пахать землю.
Ермила Гирин
Ермила Гирина Н.А. Некрасов наделил честностью и большим умом. Он жил ради народа, был честен, справедлив, никого не оставил в беде.
Единственный нечестный поступок он совершил ради семьи – сберег племянника от рекрутчины. Вместо него отправил сына вдовы. От собственной лживости, от мучений совести Гирин чуть не повесился.
Ошибку свою он исправил и впоследствии выступил на стороне бунтующих крестьян, за что был посажен в острог.
Замечателен эпизод с покупкой Ермилой мельницы, когда крестьяне выражают абсолютное доверие Ермилу Гирину, и тот в ответ честен с ними до конца.
Савелий — богатырь
Некрасов проговаривает мысль о том, что крестьяне для него сродни богатырям. Тут выступает образ Савелия – богатыря святорусского. Он искренне сочувствует Матрене, тяжело переосмысливает гибель Демушки. В этом герое сочетается добро, простота, чистосердечие, помощь угнетенным и злоба к угнетающим.
Матрена Тимофеевна
Крестьянские женщины представлены в образе Матрены Тимофеевны. Эта сильная душой женщина всю свою жизнь сражается за вольность и женское счастье.
Ее жизнь напоминает жизнь множества крестьянских женщин того времени, хотя она еще счастливее многих.
Это с учетом того, что после замужества она попала в семью, ненавидящую ее, бита была мужем только один раз, ее первенца поели свиньи, а вся ее жизнь основана на надрывной работе в поле.
Крестьяне-угнетатели
Автор показывает, как тяжело отражается крепостное право на жизни людей, как оно калечит их, морально уничтожая. Есть и такие крестьяне, которые выбрали сторону своих хозяев – Ипат, Клим, Яков верный, угнетающие простой люд наравне с помещиками.
В своей поэме Некрасов показал жизнь крестьянства после реформы 1861 года, отобразил образы русских крестьян, говоря, что народ обладает силой несметной и вскоре он начнет осознавать свои права.
Источник: https://spadilo.ru/obrazy-krestyan-komu-na-rusi-zhit-xorosho/
Образ и характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
Одна из глав поэмы Н. А. Некрасова посвящена простой русской женщине, Матрене Тимофеевне Корчагиной. Ей нет еще и 40 лет, но она считается уже старухой. У нее седые волосы, строгие глаза, крепкий, осанистый стан, она смугла, у нее длинные ресницы.
Она красива, просто, по-крестьянски. Матрена много, с раннего детства, работала: пасла домашних животных, гребла сено, помогала по дому. В родном доме, особенно матушка, ее любили и жалели.
Когда она вышла замуж, в далекие от родного дома, края, жизнь ее резко изменилась. И хотя муж относился к жене хорошо, но советовал ей молчать и терпеть придирки его многочисленных родных.
Золовка и свекровь изводили ее придирками.
У Матрены Тимофеевны пятеро детей. Одного из них, первенца, она потеряла в младенчестве. И всю жизнь не может забыть о нем, простить себе его смерть.
По велению свекрови она оставила ребенка со старым, столетним дедом мужа, Савельичем, который не уследил за малышом.
Матрена жалеет своих детей, старается, как может, облегчить их жизнь, накормить сытно и хорошо, подставляет свою спину, когда выходит битье плетьми, восьмилетнему сыну Федоту.
Русские крестьянки, к которым относится Корчагина, много и тяжело работают. Но она стойко переносит клевету судей, которые обвиняют ее в смерти младенца. Придирки родственников мужа. Нередко Матрены Тимофеевны встает на защиту своих детей, супруга. Будучи «на сносях», доходит до самой губернаторши, спасая мужа от рекрутства, а семью от потери кормильца.
Матрена Тимофеевна крепко верит в Бога и часто, в тяжелые минуты, обращается к образу Божьей Матери, так как знает, что именно она поможет и спасет ее близких от горя и бед. Некрасов понимает и рассказывает всем, устами простой бабы, что среди женщин, земли русской, не следует искать счастливых, жизнь каждой из них трудна и тяжела.
Вариант №2
«Я лиру посвятил народу своему…» – писал великий поэт Н.А.Некрасов. Все его творчество было посвящено изображению тяжелой жизни простых людей: рабочих, солдат, крестьян и т.д.
Важное место в его произведениях занимал образ русской женщины, чаще всего – крестьянки.
В стихотворении «Тройка» Некрасов изображает все ее жизненные невзгоды, а в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он продолжает эту традицию и раскрывает непростую тему наиболее глубоко.
Целая глава знаменитой поэмы посвящена описанию непростой жизни крестьянки по имени Матрена. Выросла она хоть и в простой, но в счастливой семье, где никто не страдал от пьянства и все очень много работали.
Она была счастливым ребенком: помогала родителям, гуляла с друзьями, а позже, повзрослев, мечтала о большой любви. Вскоре ее мечта сбылась – встретила Матрена Филиппа Корчагина и влюбилась в него. Родители предупреждали ее, просили не спешить со свадьбой, ведь она может отправиться «из девичьей холи в ад».
Но это ничуть не смутило молодую девушку, и все же свадьба состоялась. А позже она убедилась в том, что родители были правы.
Хоть у Матрены и действительно была большая взаимная любовь с мужем, но он часто отправлялся в командировки по работе, оставляя ее наедине со своей семьей. Свекровь постоянно ругала молодую девушку, нагружала ее непосильной тяжелой работой, унижала, сквернословила. Матрена работала день и ночь, вредя своему здоровью. Вскоре оба родителя ее умерли.
А когда родился ее первый ребенок, девушка стала чувствовать себя чуть счастливее, чем раньше. Но и тут жизнь обрушила на нее испытание: дед мужа случайно заснул, пока следил ребенком, и его съели свиньи. Велико горе бедной Матрены! На и на этом испытания ее не закончились. Позже Филиппа незаконно забрали в рекруты, и женщина осталась совершенно одна.
И тогда она пошла просить о помощи к губернаторше, а позже родила прямо у нее на руках.
В своем произведении Некрасов ничуть не приукрашивает жизнь бедной крестьянки. Тяжелая судьба предначертана буквально каждой русской женщине.
Удивительно, но никакие жизненные испытания при этом не смогли сломать сильную натуру Матрены. Ее история изображает могучую внутреннюю силу русской женщины.
Некрасов подчеркивает в своей героине невероятное терпение, покорность судьбе и непрогибаемый, стальной характер.
В заключении хотелось бы сказать, что в своем творчестве Некрасов не просто изображает огромную силу духа русских женщин, но и доказывает, что именно на них держится не только семья, но и вся наша родная земля…
Образ и характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо
Сейчас читают:
- Характеристика и образ Хлестакова из Ревизора сочинение
“Ревизор” – одно из самых известных произведений, принадлежащее перу Николая Васильевича Гоголя. С помощью такого приема как гротеск, описываются многие пороки общества того времени, особенно внимание уделяется проблеме чинопочитания. - Женские образы Тихого Дона сочинение
Женские персонажи романа основываются на основе эпического повествования. Шолохов обогащает наше понимание мира, уникальными характерами Аксиньи, Ильиничны, Натальи и Дуняши. Женщины романа, погружены в яростно кипящую жизнь своего - Сочинение на тему Самый лучший день лета
Лето всегда было моим любимым временем года, наполненным не только теплом воздуха, но и теплотой улыбок, яркими цветами девичьих платьев, загорелыми телами и немного выцвевшими от яркого солнечного света волосами. - Сочинение Лето – это маленькая жизнь
В нашей стране, очень хорошо выражены все поры года, и это приносит очень большое удовольствие ее жителям, так как всегда можно полюбоваться прелестями различных пор года, что не возможно в других странах. Среди всех пор года, моя самая любимая пора, - Сочинение по картине Грабаря Зимнее утро 5 класс
Сочинение по картине И. Э. Грабаря “Зимнее утро”Передо мной картина очень талантливого художника И. Э. Грабаря “Зимнее утро”. Автор полотна, как мне известно, любил изображать зимние пейзажи. Каждая работа, созданная художником, - Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс
Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника . Картина была создана в 1882 году .
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-matreny-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho
Образ русского крестьянина в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” явилась вершиной творчества поэта.
В этом монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и после-реформенной России, показал те перемены, которые произошли в стране в это время.
Сама поэма писалась в пореформенную эпоху, когда стала ясна для крестьян вся сущность реформы. Вместо обещанных правительством льгот она обрекала крестьянина на разорение и кабалу. Народ сам видел все “добро” от реформы и едко осуждал ее:
Добра ты, царскат грамота,
Да не про нас ты писана… Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, которые заспорили о том, кому “живется весело, вольготно на Руси”, вводит нас в обстановку горестного существования народа.
Чтобы ответить на этот вопрос, семеро временнообязанных крестьян решают походить по России и посмотреть, кому живется лучше всех и где находится счастье.
Сам перечень деревень, из которых происходят крестьяне, убедительно красноречив:
Сошлись семь мужиков,
Семь временнообязанных,
Подтянутой
губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
Мужикам позже придется пройти через Испуганную и Неграмотную губернии, они встретятся с жителями деревень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки.
Набредут на своем пути крестьяне также на попа и помещика. Эти два мира, два образа жизни – мир крестьян и мир господ – противопоставляются в поэме друг другу. Автор с любовью рисует крестьян, показывает их невеселую жизнь, которая скорее сродни простому выживанию, и резко критикует помещиков-крепостников.
Беспринципность помещиков и ограниченность жестоких деспотов, превративших свои деревни в “Нееловы” и “Разутовы”, резко контрастирует с широтой и нравственными идеалами крестьян.
Яким Нагой, Aгaп Петров, староста Влас, Ермил Гирин, Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, дед Савелий – эти и другие крестьяне в поэме показаны крупным планом. Некрасов подчеркивает их душевную красоту и благородство. Описывая крестьян, автор не скрывает и их слабые стороны.
Мужик любит разгуляться на “ярмарке”, затянуть “веселую”, может выспаться после пьянки и драки в канаве. Яким Нагой сам про себя говорит, что он “до смерти работает, до полусмерти пьет”. Крестьянин груб, неотесан и упрям:
Мужик, что бык: втемяшится
В башку какая блажь,
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит! Но крестьянам надоело уже быть покорными и терпеть грубость. Таков Aгап Петров. Грубому, непокладистому мужику надоело выслушивать “пиленье” барина, который “права свои дворянские высчитывал ему”, и он высказал помещику в глаза все, что думали о нем крестьяне.
Aгan погибает, не перенеся надругательства над его человеческим достоинством. В Якиме Нагом Некрасов показал еще одного своеобразного народного правдолюбца. Яким живет такой же трудовой, нищенской жизнью, как и все крестьяне. Но он отличается непокорным нравом.
Яким готов постоять за свои права, в нем нет ничего холуйского, он честный труженик, ревниво оберегающий свое человеческое достоинство.
Живет – с сохою возится,
А смерть придет Якимушке –
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох… Не менее тяжела и судьба русской женщины, которая показана на примере жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной. Только в раннем детстве и была ее жизнь счастливой:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья… Но даже в хорошей семье уже малые дети приучаются к работе. Начала с пяти лет работать и Матрена. Выйдя замуж, она “попала с девичьей доли в ад”. Издевательства мужниной родни, побои, каторжный труд и смерть ребенка выпали на ее долю.
Поэтому и говорит Матрена странникам – “…не дело – между бабами счастливую искать”. Но тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь не сломила Матрену.
Она сумела сохранить доброту, великодушие, благородство – именно те качества, которые присущи русским женщинам.
Несмотря на то, что русский мужик не образован и безграмотен, на базар отправляется “пить горькую”, он не лишен хитрости, смекалки и находчивости. Одним из таких смекалистых мужиков является Клим Яковлич Лавин, который сумел хитростью завоевать расположение помещика и сделался бурмистром, чтобы облегчить жизнь крестьян.
Среди крестьян уже есть такие, которые способны на настоящую борьбу. Таков Савелий – “богатырь святорусский”. В его характере сочетаются свободолюбие, могучая сила (в одиночку на медведя хаживал) презрение к рабской покорности, гордость, человеческое достоинство. “Наши топоры лежали до поры”, – говорит Савелий.
Он попал на каторгу, но сохранил стойкость духа, мужество, ум, гордость и благородство: “клейменый, да не раб”. Савелий – олицетворение лучших черт характера русского мужика: трудолюбия, бодрости, стремления к свободе, непокорности.
Настоящими борцами за униженных и несчастных выступают в поэме разбойник Кудеяр и Ермил Гирин, который попал в острог за защиту интересов крестьян.
Крестьянам пытается помочь революционная интеллигенция, которую представляет в поэме Гриша Добросклонов. Гриша Добросклонов – сын “батрачки безответной” и сельского дьячка, который, несмотря на свое положение, жил “беднее захудалого последнего крестьянина”.
Гриша понимает и видит положение крестьян, их рабский труд и беспросветную жизнь, поэтому хочет помочь. А для этого надо быть там, “где трудно дышится, где горе слышится”.
Народный борец знает, что ждет его впереди, и тем не менее он готов отдать свою жизнь за то, “чтоб каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси!” Гриша в своей борьбе не одинок, вместе с ним поднимаются сотни народных борцов. Их всех ожидает одна участь:
Путь славный, имя громкое
Народного заступника, Чахотка и Сибирь.
Несмотря ни на что, Гриша не сломлен, он верит в светлое будущее страны и народа и поэтому чувствует “в груди своей силы необъятные”.
Уверенностью в победе звучат слова:
Рать подымается –
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – подлинно народное произведение, где не только показана тяжелая жизнь крепостного крестьянина, вера в светлое будущее, но и указан путь, как этого добиться.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/obraz-russkogo-krestyanina-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/