Мораль басни “музыканты” крылова (анализ, суть, смысл)

Анализ басни Крылова «Квартет»

Басня «Квартет» была написана в 1811 году. В основу этой басни положен оригинальный сюжет о зверях-музыкантах. Живущие в лесу Медведь, Осел, Козел и Мартышка решили организовать музыкальный квартет.

Раздобыв инструменты и ноты, они попробовали играть, но ничего не получилось. Тогда Мартышке пришло в голову, что они неправильно сидят, отчего и музыка не выходит. По ее указаниям звери пересели, но толку от этого не было.

Они попробовали занять другие места, но тоже не достигли нужного результата.

Долго несостоявшиеся музыканты спорили, пока на шум не прилетел Соловей. Звери попросили Соловья рассадить их правильно, чтобы музыка звучала красиво. На их просьбу Соловей ответил, что для исполнения музыки требуется умение и музыкальный слух. Он добавил, что как бы звери ни садились, настоящих музыкантов из них не получится.

Обратите внимание

Существуют две версии того, что послужило поводом для написания басни «Квартет». По одной версии в басне идет речь о четырех вельможах, которых не знали, как рассадить в четырех отделах Государственного Совета.

В 1810 году князь Лопухин был назначен председателем департамента дел гражданских и духовных, Завадовский – председателем департамента законов, граф Аракчеев – департамента военного, бывший военный министр Мордвинов – департамента государственной экономии.

Вот и появилось предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом – Лопухина, а под Медведем – Аракчеева.

По другой версии, басня написана на открывшееся тогда литературное общество «Беседы любителей русского слова», которое было составлено из четырех департаментов, наподобие Государственного Совета, с председателями и попечителями в каждом из них.

Крылов с трудом выдерживал заседания этого общества, на котором зачитывались длиннейшие и скучнейшие литературные произведения.

Характеризуя атмосферу, царившую в обществе, он писал в басне: «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь», намекая на литературные «таланты» участников общества.

В любом случае, эта басня ценна и поныне, она давно пережила то историческое событие, по поводу которого она была написана. Славный «Квартет» музыкантов, которые, как бы ни садились, «дерут, а толку нет», приходит на память всюду, где встречаются люди, берущиеся не за свое дело, или решившие поправить дело какой-нибудь внешней, показной реформой.

Зачастую самоуверенные люди, безусловно верящие в свои «таланты», полагают, что за какое бы дело они ни взялись, всё у них будет сделано в лучшем виде. Как в басне, достаточно приобрести инструменты, сесть под липки и можно «пленять своим искусством свет». А если что-то не выходит, то значит, виновата какая-то мелочь, типа неправильной посадки музыкантов.

Важно

Но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма (результат) не меняется. Как бы не менялись местами дилетанты, успеха не будет. Добиться успеха можно только через профессиональный, кропотливый труд.

Какие пороки высмеивает Крылов в басне «Квартет»?
Излишнюю самоуверенность, невежество, дилетантство, негибкость разума, глупость.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/krylov/analiz_krylov_kvartet/

Басня Крылова Квартет

Квартет рисунок

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки -Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.”Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!”Расселись, начали Квартет;Он все-таки на лад нейдет.”Постойте ж, я сыскал секрет, -Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем”.Послушались Осла: уселись чинно в ряд,А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборыИ споры, кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:”Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть;Скажи лишь, как нам сесть!” -“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней, -Им отвечает Соловей. -А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь”.

Мораль басни Квартет

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни

Если браться за дело не умючи его делать, толку не будет, как не садись. Надо учиться.

Как говорят: От перемены слагаемых сумма не меняется

Анализ басни Квартет

Естественно, басня имеет скрытый смысл и она вовсе не про животных – музыкантов, которые не имеют слуха.

Есть версия, что таким образом Крылов высмеивал царскую власть, в которой также было много болтунов.

Также она обращена и к обычным людям, которые на словах могут многое, а на деле – ничего. Самоуверенные люди считают, что любое дело, за которое они возьмутся им по зубам. Но это не так. Если нет таланта или навыком в чем – либо, то каким бы самоуверенным ни был человек – это не даст ему право владеть наравне с профессионалами какой – то деятельностью.

Совет

Считают, что он высмеивал царскую власть, потому – что среди политиков также много болтунов. Они говорят много всего и устраивают дебаты, в свою очередь они не способны отвечать за слова и доказать эти слова поступками. Крылов дает понять, что для правления не достаточно просто занимать какой – то высший чин. Для этого нужно хотя бы что – то понимать в том деле, которым занимаешься.

Яркий пример можно увидеть в басне «Осел и соловей». Там также осел не разбирался в пении и считал, что петух поет лучше соловья.

Такие басни хорошо подходят детям, так как в детском возрасте они любят хвастаться. Прочитав басню, они поймут, что прежде чем говорить что – то нужно подумать, а сможешь ли ты это сделать на самом деле.

Краткое содержание

В басне «Квартет» мартышка, осел, козел и медведь решают сыграть на музыкальных инструментах. Как только они начинают играть, то понимают, что у них совсем не получается.

Тогда они начинают искать причину, то они не так сидят, то нужно сесть поближе и много других нелепых причин. Конечно, причина вся в том, что ни один из них не умеет играть на музыкальных инструментах.

Они взяли занятие не по себе, ведь чтобы хорошо играть нужно умение.

Герои басни (персонажи)

  • Осел
  • Козел
  • Мартышка
  • Мишка косолапый

Герои басни, которые не умеют играть на инструментах, но не вдомек им, что музыка плоха не от того, как они сидят.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Квартет

  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Слушать Басню Крылова Квартет

Мультфильм по басне И.А.Крылова “Квартет”

Другие Басни этого автора

← Две Бочки↑ Басни КрыловаСвинья под дубом →

Несколько интересных Басен

Картинка Басня Крылова Квартет

Источник: https://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-kvartet

Анализ и мораль басни Квартет Крылова 5 класс

Басня «Квартет» была написана Иваном Андреевичем Крылов в 1811 году. Считается, что в основу сюжета произведения легло разделение Государственного совета на четыре департамента в 1810 году.

По аналогии с басней, в которой четыре главных персонажа – мартышка, осел, козел и мишка, было четыре вельможи, которых не знали как «рассадить» по образовавшимся департаментам.

Почему были трудности с определением кандидатов на ту или иную должность? Скорее всего, ни один из них не выделялся особенными достижениями в той сфере департамента, которую должен был занять. Отсюда и появилось выражение Крылова:

«А вы, друзья, как не садитесь, все ж в музыканты не годитесь».

Басня уже давно пережила то историческое событие, которое стало поводом для ее написания. Но, несмотря на это, она остается актуальной и на сегодняшний день. Мартышка, осел, козел и мишка были очень сильно уверенны в своих музыкальных способностях. Они считали, что для того, чтобы «пленить искусством свет» им не хватает только нот и инструмента, которые впоследствии они нашли.

Сев играть на лужайке под липками, герои были удивленны и озадаченны тем, что музыка у них получилась. Но и на этот счет мартышка нашла объяснение в том, что они неправильно расселись. Однако, сколько бы не менялись звери местами и как бы не садились, музыка все равно не получалась.

Тогда они обратились за помощью к соловью, попросив рассадить их «правильно». На что соловей ответил, что от того, как герои сядут не зависит звучание музыки.

Для того, чтобы играть на каком-либо инструменте нужна не только вера в собственные силы, но и талант и умение, которые можно приобрести только благодаря упорному кропотливому труду.

Мораль

Обратите внимание

Басня «Квартет» – это произведение не только о музыке и музыкантах. В каждой сфере жизни человек является сначала новичком, а затем уже в ходе прилагаемых им усилий может дыбиться определенных результатов и даже профессионального успеха.

Самоуверенные же люди иногда полагают, что для достижения результата им не нужно прилагать усилий. Они настолько уверенны в своих способностях, что недоумевают, почему что-то не получилось с первого раза не так, как они задумывали.

Такие люди искренне полагают, что дело не в них, а в каких-то неблагоприятных внешних факторах

Вариант 2

Крылов написал много басен, которые в простой форме описывают разные вариации человеческой глупости. Как реагируют многие люди, когда у них нечто не выходит, когда какая-то затея становится провальной? Зачастую причину ищут где-то вовне, но не в себе и в этом заключается основная проблема.

В басне Квартет Крылов рассказывает о том как животные собрались для того чтобы создать оркестр. Они не умеют пользоваться музыкальными инструментами и поэтому выходит полнейшая какофония. При этом животные не хотят понять собственного неумения, а пытаются рассаживаться разными способами для того чтобы получить какой-то дельный эффект.

Понятное дело ничего из таких перестановок не выйдет, ведь причина гармоничности оркестра заключается в том как умеют пользоваться инструментами музыканты, в том как чувствуют друг друга. Решение просто пересаживаться разными способами – наиболее простое, но и наиболее глупое.

Нередко люди совершенно не хотят прилагать старания к собственным делам, они думают будто положительные результаты могут быть достигнуты только выполнением каких-то внешних условий, но ведь дело не в этом.

На самом деле смысл всегда заключается в том чтобы прикладывать определенные усилия и старания.

Понятное дело, как бы ни сели музыканты, которые умеют пользоваться инструментами, практически всегда оркестр будет звучать гармонично.

Намерение зверей из басни сесть определенным образом для того чтобы стать музыкантом, является в корне нелепым. Крылов говорит о значимости содержания, так как форма совершенно не имеет значения, если есть определенное содержание. Также этот механизм действует и наоборот – только форма не может создать содержание.

Важно

Если люди, которые не являются оркестром, сядут как оркестр и начнут изображать оркестр, они оркестром не станут. Хотя, конечно, этот вопрос может быть немного дискуссионным.

Например, иногда для того чтобы стать лучше, людям которые привыкли плохо себя вести, советуют хотя бы внешне подражать хорошим людям. Пускай внутренние намерения отличаются, но внешнее положительное поведение может настраивать на определенный лад. Такой совет нередко дают психологи, например, неуверенным в себе людям.

Каждому неуверенному в себе советуют проявлять внешние признаки уверенности: расправить плечи, говорить ясно и четко. Как ни странно, но тут иногда форма может давать некоторые преобразования, поэтому не следует бездумно читать басни Крылова.

← Анализ и мораль басни Лебедь, щука и рак
← Анализ и мораль басни Мартышка и очки↑ КрыловАнализ и мораль басни Свинья под дубом →
Анализ и мораль басни Волк и ягненок →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/krylov/analiz-i-moral-basni-kvartet

Мораль в басне И. А. Крылова “Квартет”

Цели: Обучающие:

  1. продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.

  2. учить понимать глубину содержания произведения;

  3. формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

  4. находить мораль в произведении;

  5. учить читать басню по ролям;

  6. различать речь автора и героев басни;

7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие:

  1. содействовать развитию мыслительных операций:

  2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;

  3. развивать творческое воображение, познавательную активность,

  4. работать над развитием разговорной речи .

Воспитательные:

  1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,

  2. формировать положительные качества,

  3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.

  4. пробуждать добрые чувства,

  5. воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни ; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

  1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

  2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

  1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

  2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,

  3. планируют свои действия для решения учебной задачи,

Коммуникативные:

  1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

  2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока

Урок литературного чтения. Сегодня на уроке будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучать творчество Ивана Андреевича Крылова и познакомимся еще с одной из его басен «Квартет».

Что такое квартет? (Ответы детей)

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

Учитель. -А сейчас мы послушаем басню. ( включается аудиозапись)

О чем эта басня? – Какая история описывается? (ответы детей)

Прочитайте теперь басню про себя и подчеркните незнакомые вам слова

Словарная работа после чтения; объяснение слов:

«квартет» – ансамбль из четырех музыкантов;

«бас» – музыкальный инструмент или голос с низким звучанием;

«альт» – музыкальный инструмент, немного больше скрипки;

«прима» – инструмент, исполняющий первую, т.е. ведущую партию;

«втора» – второй голос в музыкальной партии;

«свет» – высшее общество.

Учитель.Случайно ли автор выбрал таких героев?

Дети. – Автор выбрал таких героев не случайно: они не имеют никакого отношения к музыке.

  • Они взялись не за свое дело, поэтому у них ничего не получилось.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, как автор изображает это событие и героев.

(Басня читается по частям)

1я часть. (От начала и заканчивая словами:

«Пленят своим искусством свет»)

Учитель. Можно ли здесь определить отношение автора к событию и к своим героям?

Дети. – Нет, здесь простое сообщение.

  • Автор говорит так, что вроде бы у героев должно все получится.
  • И все у них есть для хорошей музыки: и ноты, и инструменты.

Учитель. А как вы поняли выражение:

«Пленять своим искусством свет»?

Дети. – Это значит очаровывать, увлекать. Это слова синонимы.

  • Показать настоящее искусство.

Учитель. Прочитаем следующий отрывок.

2я часть (От слов: «Ударили в смычки…» и заканчивая словами: «У нас запляшут лес и горы»).

Учитель. Какой вам представилась мартышка?

Дети. – Она вертлявая, крикливая; («кричит»)

  • Легкомысленная, – она делает выводы. Не вникая в суть дела.
  • Самоуверенная: «У нас запляшут лес и горы»
  • Не умеет играть на инструменте, а взяла на себя роль примы, т.е. ведущей партии.
  • Давайте прочитаем слова мартышки выразительно.

Учитель. А как автор изображает Осла? Прочитайте в следующем отрывке.

(Дети читают следующую часть)

3я часть (От слов: «Расселись, начали Квартет» и заканчивая словами: «А все-таки квартет нейдет на лад»)

Дети. – Осел глупый.

  • И тупой: уже после первой попытки сесть по-другому он должен был понять, что дело не в рассадке. Но до него это не дошло.
  • А как же прочитать слова Осла? Прочитайте.

Учитель. А другие герои, Мишка и Козел, какие они?

Дети. – Они молчат…

  • Но все равно, мне кажется, что они глупые и тупые: слушают советы и слепо им доверяются, не хотят вдуматься, напрячь мозги.
  • Они ленивые тугодумы, – не хотят сами найти умный вывод из создавшейся ситуации, полагаются на других.

Учитель. Прочитайте басню до конца. 4я часть (От слов: «Вот пуще прежнего…» и до конца.)

Учитель. А теперь поговорим о заключительной части. Почему И. А. Крылов в судьи выбрал именно Соловья, а не другого героя?

Дети. – Потому что Соловей красиво поет.Он музыкален, знаток этого искусства. Мастер искусного пения.

Учитель. И как же он рассудил наших горе-музыкантов? Что необходимо для того, чтобы Квартет получился?

Дети. – Надо иметь музыкальный слух: «И уши ваших понежней».

  • Этому искусству надо учиться: «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение». «А вы друзья, как не садитесь, Все в музыканты не годитесь».

Учитель. Как же называются такие поучительные слова, в которых скрывается главный смысл басни? (мораль)

Учитель. В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова? (соловей)

Учитель. А эти поучительные слова относятся только к музыкантам?

Дети. – Нет, они относятся ко всем людям.

  • Эти слова о том, что, прежде чем взяться за новое дело, надо ему научиться.
  • И иметь к нему призвание, способность.

Учитель. В этой басне много диалогов, поэтому ее можно прочитать по ролям.Давайте попробуем передать в чтении иронию, насмешку автора над бестолковой игрой “музыкантов”.

Каким тоном надо читать всю басню? (серьезным тоном, неторопливо, так как все звери очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и уменье).

Сколько героев в басне? (5 осел, козел, мартышка, мишка и соловей) У скольких есть слова?( у троих)

Чтение по ролям . у доски 4 человека читают. Несколько групп. Мартышка- Осел- Соловей- Автор-

Итог урока.Учитель. Давайте теперь сделаем вывод в нашей беседе по данной басне.

Чему учит нас данная басня И.А.Крылова?

Какие пороки людей высмеивал автор в этой басне?

Какие выражения вам запомнились из этой басни?

Что для вас было интересным на уроке?

Что поучительного для себя вы узнали на этом уроке?

Домашнее задание.

КВАРТЕТ

Проказница-Мартышка,Осел,Козел,Да косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки,— 

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;Он всё-таки на лад нейдет.«Постойте ж, я сыскал секрет»,Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А всё-таки Квартет нейдет на лад.

Вот, пуще прежнего, пошли у них разборыИ споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть:Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней»,Им отвечает Соловей:«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

Источник: https://infourok.ru/moral-v-basne-i-a-krilova-kvartet-2794946.html

Анализ басни И. А. Крылова «Квартет»

Анализ басни И. А. Крылова «Квартет».

–Aline 17:19, 13 апреля 2010 (UTC)

Басня- стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Иван Андреевич Крылов — великий 
русский баснописец, сделавший басню 
не только остро – сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту.

Крылов в своих баснях критикует 
царскую власть, правительство и 
чиновников, во многих своих произведениях 
он высмеивает конкретные события и 
определенные исторические личности.

Совет

Таким образом, Крылов учит людей 
узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно 
от них избавиться.

Примером может служить один из маленьких шедевров Крылова- басня 
«Квартет». Впервые басня «Квартет» 
была напечатана в 1811 году. Слово квартет 
обозначает ансамбль из четырёх исполнителей (инструменталистов или вокалистов). В этой басне речь идёт о животных, выступающих в роли музыкантов. Выбор 
героев (для квартета) с самого начала кажется необычным.

Крылов не зря 
использовал образы таких животных как мартышка, осёл, козёл и мишка. Проказница- мартышка напоминает нам что-то поучительное, хвастливое, от которой мало толку. Осёл и козёл считаются символами упрямства. Косолапый мишка, как нам известно, грубый и неуклюжий.

Затеяв сыграть в квартет, они не представляли себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно ещё и умение. Они достали ноты, взялись за инструменты и «сели на лужок под липки, пленять своим искусством свет». «Ударили в смычки, дерут, а толку нет».

«Ударили», «дерут»- эти неблагозвучные слова, которые даже вне зависимости от своего лексического значения воссоздают дисгармонию. Поэтому «музыканты» принялись искать причину неудавшейся игры и решили, что всё из-за того, что они неправильно сидят. Они спорили, несколько раз менялись местами, усаживались «чинно в ряд», но и это не дало им желаемого результата.

В басне “Квартет” перестановки слов («на лад нейдет», «нейдет на лад») наглядно изображают попытки зверей найти подходящий порядок своего расположения. Дело не в том, как рассядутся артисты, а в том, что нужно уметь владеть инструментом и исполнять на нём музыкальные произведения. Развитие басенного сюжета завершает крушение ложного представления о действительности самих персонажей.

Так, соловей, прилетевший на их шум, раскрывает глаза несостоявшимся музыкантам: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней… А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». В роли судьи Крылов выбирает именно соловья, потому что он прекрасный певец и вправе критиковать таких бездарных исполнителей.

Поводом к созданию этой басни явилось 
желание Крылова осмеять Государственный 
совет (учрежденный в 1810 году) и его 
руководителей, которые оказались 
неучами и болтунами. Во главе 
были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Эти люди были неспособны решать конкретные политические задачи, они невежественны, беспомощны, бесталанны. Поэтому Крылов в своей басне говорит, что для занятия политикой или делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора.

Обратите внимание

В этой басне отчетливо видно, что под «квартетом» Крылов подразумевает Государственный совет. Его создали, но дела у него не пошли.

Басня «Квартет» заканчивается 
моралью. Крылов осуждает невежественных и самоуверенных людей, берущихся 
не за своё дело. Также он показывает, что в общем деле очень важно 
иметь согласие, без которого хороший 
результат невозможен. ВСЕ ЭТО ПРЕКРАСНО, НО ИЗ ЭТОГО РАССКАЗА НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО ПО ПОВОДУ РАЗГРАНИЧЕНИЯ БАСНИ И ПРИТЧИ 

Басня Квартет читать

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка 
Затеяли сыграть Квартет. 
Достали нот, баса, альта, две скрипки 
И сели на лужок под липки – 
Пленять своим искусством свет. 
Ударили в смычки, дерут, а толку нет. 
“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! 
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

 
Ты с басом, Мишенька, садись против альта, 
Я, прима, сяду против вторы; 
Тогда пойдет уж музыка не та: 
У нас запляшут лес и горы!” 
Расселись, начали Квартет; 
Он все-таки на лад нейдет. 
“Постойте ж, я сыскал секрет, – 
Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим, 
Коль рядом сядем”. 
Послушались Осла: уселись чинно в ряд, 
А все-таки Квартет нейдет на лад.

 
Вот пуще прежнего пошли у них разборы 
И споры, кому и как сидеть. 
Случилось Соловью на шум их прилететь.

 
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье: 
“Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье, 
Чтобы Квартет в порядок наш привесть: 
И ноты есть у нас, и инструменты есть; 
Скажи лишь, как нам сесть!” – 
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье 
И уши ваших понежней, – 
Им отвечает Соловей. – 
А вы, друзья, как ни садитесь, 

Все в музыканты не годитесь”.

Мораль басни 
Квартет

А вы, друзья, как 
ни садитесь, 
Все в музыканты не годитесь.

Басня Квартет – анализ

Талант необходим 
во всех делах, как и призванье. Упорный 
труд и обучение, а не манера красиво 
себя преподносить, которая рушится в мгновенье.

Не подумайте, что басня Квартет высмеивает только музыкантов-самоучек, концерты которых зачастую – смех да и только, произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей – мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет.

Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся – у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде, однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.

Важно

Кого высмеивает Крылов в этой басне? Да всех болтунов, способных только на слова, а не на дело.

Говорят и часто сравнивают героев басни с политическими 
деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные 
знания и опыт.

Такие устраивают дебаты и представления, а что 
толку? И только мудрый Соловей знает: для хорошей игры в команде 
нужен профессионализм.

Дети, опирающиеся 
на свой совсем небольшой жизненный 
опыт, быстренько разбираются, что к 
чему, потому что хвастовство в 
их возрасте особенно ярко выражено.

Басня Квартет – крылатые выражения

  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Источник: https://referat911.ru/Literatura/analiz-basni-i-a-krylova/312211-2691715-place1.html

Басня Крылова Квартет: в чем мораль и суть?

Еще будучи совсем маленькими, мы уже любили слушать сказки, давали родителям книжки, чтобы они нам их читали перед сном. Нам очень нравилось знакомиться с интересными и поучительными историями и рассматривать красивые и яркие иллюстрации. Потом, когда мы уже научились читать самостоятельно, стали изучать литературу, в школе учили произведения известных авторов.

Что для человека значит книга?

Книги – это источник знаний, кладезь мудрости. Именно из них мы познаем окружающий мир, знакомимся с правилами поведения. Помните, как в детском стихотворении: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» По этому же принципу мы обучаемся и на других книгах.

Теперь мы уже стали совсем взрослыми, окончили школу, и кто-то решил связать свою сферу деятельности с русским языком и литературой. И вот мы заново проходим все те произведения, романы, стихотворения, басни, которые изучали в детстве. Только теперь их тщательно анализируем и определяем смысл написанного, размышляем над тем, что попытался донести до нас автор.

Кстати, о баснях. В этой статье мы поговорим с вами об известных произведениях. Конкретно нас интересует басня Крылова «Квартет».

Об авторе

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, кто такой Иван Андреевич Крылов и какой вклад он внес в литературу. Его басни входят в программу обязательного изучения, находятся в составе детской литературы первой половины девятнадцатого века.

Сам Крылов считал басни народным жанром. Он говорил, что читать их могут и дети, и слуги. Басни отражали мышление народа, написаны были в шутливой, афористической форме. Можно заметить, что большая часть из произведений автора создана на темы, которые он брал непосредственно из жизни.

История создания

Басня Крылова «Квартет» была создана неслучайно. Прочитав ее, мы видим, что четыре зверя решают сыграть квартет, но им это никак не удается.

Поводом к написанию послужило желание автора осмеять государственный орган России, то есть Государственный Совет. Он был создан на год раньше, чем вышла басня Крылова «Квартет». Состоял Совет из четырех департаментов.

В их главе находились вельможи Мордвинов, Лопухин, Завадовский и Аракчеев.

Анализ басни Крылова «Квартет»

Итак, мы уже выяснили, что в басне есть четыре персонажа, которых Крылов представил так: под Мартышкой он подразумевал Мордвинова, под Ослом – Завадовского, под Медведем – Аракчеева, под Козлом – Лопухина.

Они не могли договориться между собой и поделить обязанности, поэтому решили поменяться местами. Басня Крылова «Квартет» представляет нам такую же картину. У зверей нет способностей, чтобы заниматься музыкой, однако они решили во что бы то ни стало «пленять искусством свет».

Они считают себя опытными мастерами и профессионалами, хотя на деле собой ничего не представляют. От перемены местами ничего не меняется, и их также преследует неудача. Моралью этой басни являются слова соловья, которого звери позвали на подмогу.

Он сказал, что для того чтобы заниматься каким-либо делом, нужно в первую очередь иметь какие-то знания и умения. А они (звери) в музыканты никак не годятся.

Басня Крылова «Квартет», текст которой читается очень легко, заканчивается следующими словами:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…»

В этих словах и заключается мораль.

Источник: https://autogear.ru/article/127/895/basnya-kryilova-kvartet-v-chem-moral-i-sut/

Басня Ивана Крылова “Квартет”

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки –

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!”

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

“Постойте ж, я сыскал секрет, –

Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем”.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры, кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

“Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

Скажи лишь, как нам сесть!” –

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, –

Им отвечает Соловей. –

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь”.

Неспособность власти вести государственные дела, принимать важные решения, слышать глас народа.

И сколько бы политики не меняли законы, должности и пр., все это не дает народу того, в чём он нуждается.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней…»

В басне “Квартет” Крылов высмеял государственный Совет и руководящий состав четырех департаментов, во главе которых находились высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка), пустопорожние болтуны и неучи, неспособные решать конкретные политические задачи. Они не могли договориться и поделить обязанности, поэтому решили поменяться местами.

Совет

Персонажи басни не способны заниматься музыкой, играть на инструментах, однако они решают «пленять искусством свет», сыграть квартет. Им это не удается.

Они считают себя мастерами и все для этого у них имеется, и ноты, и инструменты, но необходимо иметь знания, умения и опыт.

И только мудрый соловей, в лице которого Крылов подразумевает народ, понимает, что главным условием слаженной игры является профессионализм:

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней”,

Им отвечает Соловей.

Категорично звучит концовка басни:

“А вы, друзья, как ни садитесь.

Все в музыканты не годитесь”.

  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Источник: https://tikitoki.ru/fable/basnja-ivana-krylova-kvartet

Какая Мораль В Басне Крылова Квартет?

Великий писатель Крылов в некоторых баснях имеет ввиду поведение политиков, так же и в басне “Квартет”, напомню что в ней идёт речь о группе лесных жителей решивших создать квартет и дать концерт всему лесу, так как никто из них не умел играть ни на одном музыкальном инструменте у них ничего не получалось, они подумали и решили меняется местами, но ничего не вышло и кто то сказал очень умную фразу: “Как друзья вы не садитесь, в музыканты не годитесь”(пока играть не научитесь), мораль такова: сколько бы политики не менялись местами, законы, повышение должности и т. д. не даст народу того в чём он нуждается, пока вы не услышите их прозьбы.

Четыре зверя стараются сыграть на музыкальных инструментах, но у них никак не получается, эту басню Крылов написал не просто так. Он осмеивает Государственный орган, тот же Государственный Совет. Совет состоял их 4-х департаментов и во главе этого совета стояли вельможи : Мордвинов, Лопухин, Завадовский, Аракчеев.

Мораль басни Крылова “Квартет” такова :

Фраза “а вы друзья как не садитесь” из этой басни стала крылатой. Ее знают все. И в этой фразе можно при желании и обнаружить мораль этой басни. Когда группа людей начинает заниматься без подготовки каким-либо делом у них как правило ничего не получается.

Это как раз тот случай, про который еще говорят, что первый блин комом. Для любого дела, даже если оно представляется вам совершенно простым и ясным, нужны сноровка, тренировка, умение. Ничего и никогда не получается просто так, разве что выигрыш в лотерею. Все остальные умения приходят в результате упорного труда.

И никакие попытки заменить необходимые навыки перестановкой мест тут не помогут.

Мораль в этой басне такова: если не умеете что-либо делать, то можно менять позу или место на какое угодно, но вы все равно не сможете это сделать. Не умеешь- не делай, это главный смысл басни Квартет.

В басне Квартет высмеяны самонадеянность участников оркестра. Думая, что легко делать любое дело, даже не умея пользоваться инструментом, человек выставляет себя на посмешище, а другим причиняет муки от своих неумелых действий.

Приступая к чему-либо надо знать как это делать. Не умеешь не берись. Еще можно выразить мораль таким выражением: Плохому танцору туфли жмут. Можно искать долго причины не удач, винить в этом кого угодно. Но если ты этого не умеешь делать, то никто тебе не поможет.

Обратите внимание

В басне “Квартет” вся мораль басни сводится к одной фразе “а вы друзья как не садитесь”, суть её в том, что к каждому делу, даже к самому пустяковому нужно подходит ответственно и не быть самонадеянным. Нужно иметь определенную подготовку и понимать что именно нужно делать. То есть если ты что-либо не умеешь делать, лучше научись это делать и сделай правильно, либо не делай вообще.

А действительно, как не сядь, если таланта и уменья нет, ничего хорошего не получится. Мораль в том, что за любое дело следует браться, только обучившись ему. А показывать из себя нечто, если сам ноль без палочки, – это выставлять себя на посмешище.

Мораль басни Крылова “Квартет” можно растолковать так: приступая к делу нужно сначала разобраться как это делать, и даже если кажется что это дело такое пустячное и само с собой разумеющееся. Начиная работу, нужно разбираться в том что тебе предстоит сделать, потрудиться понять, а иногда даже этого не достаточно. Нужно обладать талантом, профессионализмом.

Как друзья вы не садитесь, а в музыканты не годитесь. На мой взгляд, в этой басне, Крылов высмеивал бюрократов того времени, которым, какое дело ни поручи, они с им не справятся по причине неумения (надобно уменье).

Исторически, вроде бы Крылов писал о правительстве того времени, когда Госсовет разделили на 4 отдела. Я понимаю мораль этой басни так: что если люди чего-то не умеют, то как бы они ни старались, а простой рокировкой они это делать не научатся. Или: если ты берешься за дело, то узнай хотя бы как это надо делать.

Источник: https://otvet.expert/kakaya-moral-v-basne-krilova-kvartet-161716

И.А.Крылов. Басня «Квартет». Сравнительный анализ с басней К. Хетагурова «Редька и мед»

План- конспект урока литературы в 5- ом классе

Тема урока. И.А.Крылов. Басня «Квартет». Сравнительный анализ с басней К. Хетагурова «Редька и мед».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

познакомить учащихся с басней И.А.Крылова « Квартет». Обучить учащихся делать сравнительный анализ произведений. Сформировать понятие об аллегории, олицетворении, побудить интерес к жанру «басня».

развивать навык работы по анализу произведения, умения применять полученные знания в ходе выполнения учебных задач, умение выступать перед слушателями.

воспитание добросовестного отношение к учебе, вдумчивого чтения, языкового чутья.

Оборудование: ИКТ

Словарь:

Басня – один из древнейших жанров словесного искусства: отличается краткостью и всегда носит поучительный характер.

Аллегория – (иносказание) – литературный прием или тип образности, основой которого является иносказание; одно явление изображает и характеризуется через другое.

Эзопов язык – (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – особый вид тайнописи, подцензурное иносказание.

Олицетворение – особый вид метафоры: перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.

Мораль – вывод.

Афоризм – (определение, краткое изречение) обобщенная мысль, выраженная в локальной, художественной форме.

Сегодня Я познакомлю вас с А.И.Крыловым, великим баснописцем. Я расскажу вам о его детстве, о том, как он был талантливый человек и, прочитаем басню «Квартет».

Иван Андреевич родился в 1769 году в дворянской семье, в семье бедного армейского офицера в Москве.

Когда Крылову исполнилось 10 леи, отец умер. В это время они жили уже в Твери, куда отец их перевез, выйдя в отставку. Они с матерью остались без всяких средств. Маленькому Ивану пришлось зарабатывать деньги для семьи переписыванием судебных бумаг.

Важно

В наследство мальчику от отца остался сундук с книгами. Он с жадностью набросился на чтение книг. Выучил французский язык. Когда ему исполнилось 14 лет, поступил в уездный суд.

А в 15 лет поехал в Петербург с матерью хлопотать о пенсии и так и остался там. Снова определился писцом в казенную палату. Через 5 лет умерла его мать. Крылов остался один.

Не раз менял, он службу, урывками дополнял свое образование, служил учителем в провинции. Одним словом, перевидал очень много.

Крылов был очень талантлив и способен. Он хорошо рисовал, играл на скрипке. В молодые годы как музыкант славился игрою своей на скрипке и участвовал в дружеских квартетах первых виртуозов.

Увлекался театром, писал комическую оперу, издавал журнал, а к изучению языков имел необыкновенную способность.

Начал изучать французский и немецкий еще в родительском доме, а в 50 лет захотел изучить греческий язык, чтобы читать греческих писателей в подлиннике.

И когда ему говорили, что это трудно и поздно, отвечал, что никогда не поздно тому, у кого есть на то твердая воля и за два года изучил древнегреческий язык. А английский язык – даже к 53 годам.

Он мог стать замечательным актером, также имел большие способности к математике. Но он решил стать литератором и слал.

Совет

Крылов писал комедии, драмы, оперы и становится популярным писателем. Но Всемирную славу ему принесли басни.

А писать он их начал в зрелом возрасте. За спиной была трудная жизнь, которая его сблизила с народом; время, когда он посещал народные гулянья и ярмарки, слушал и усваивал живой народный язык.

Первые басни появились в 1806 году.

Ему было 37 лет и, конечно, был подготовлен к тому, чтобы правильно и объективно оценить окружающую его жизнь, сделать правильные и мудрые выводы относительно того или иного явления или проблемы.

Впервые басни появились в Индии, а потом перекочевали на Запад и разошлись по всей Европе. Наибольшую известность из басен древности приобрели басни знаменитого грека раба Эзопа.

Эзоп не мог открыто высказывать свои мысли и делал это иносказательно. Такой прием в литературе называется аллегорией.

В баснях действующие лица – не люди, а звери, птицы, насекомые, предметы, наделенные человеческими качествами. Такой прием в литературе, когда автор переносит черты характера, присущие человеку на неодушевленные предметы, называется олицетворением.

Изображая зверей, птиц, насекомых, предметов, автор говорит о человеческих недостатках и слабостях.

Эзоп широко применял аллегорию, оттуда и выражение – эзопов язык. Но басни были сухие и скучные.

Обратите внимание

Впервые в шуточный рассказ басню обработал в 18 веке французский писатель Лафонтен! В России басни писали Хемницер и Дмитриев.

Но лучше всех писал Крылов. Он был очень трудолюбивый и требовательный к себе.

Однажды он написал басню «Кукушка и Петух» и прежде чем получить окончательный вариант сделал около 200 черновых набросков. А басня всего из 21 строчек была. Он любил все основательно делать

( чтение басни «Кукушка и Петух учителем.

) Он в совершенстве овладел эзоповым языком, высмеивал и разоблачал человеческие пороки и недостатки как лень, жадность, зависть, невежество, хвастовство, упрямство, лесть, лицемерие, тупость, глупость.

Крылов соблюдал форму эзоповской басни.

Она требовала, чтобы басня состояла из рассказа и поясняющей его части морали – заключения, выводы, представляющего нравоучительное стихотворение. Каждая басня имеет вывод – мораль.

Она у него помещается то в начале басни, то в конце.

Речь его басен насыщена недомолвками. Ироническими намеками, это и есть эзопов язык, которым он овладел в совершенстве.

Многие строки крыловских басен стали пословицами, поговорками. Например: «У сильного бессильный всегда виноват».

Он был самым известным русским баснописцем. А в первой половине 19 века – самый читаемый писатель в России. Написал он около 200 басен, в которых по определению Белинского «вся житейская мудрость».

Крылов – первый из русских писателей, который при жизни удостоился торжественного чествования 50 – летия своей писательской деятельности в 1838 году.

По приказу царя Николая 1 была выбита в честь Крылова медаль.

Умер Крылов в 1844 году 9 декабря, в возрасте 76 лет, а в 1856 году был поставлен дедушке Крылову памятник в Петербурге в летнем саду. Автор памятника – скульптор барон Клодта. Крылов изображен среди своих любимых героев – зверей, птиц.

Важно

В 1976 году баснописцу поставлен памятник в Москве на Патриарших прудах, недалеко от того места, где жил Крылов.

Я познакомила вас с великим баснописцем Крыловым, человеком наблюдательным, талантливым, целенаправленным, целеустремленным, человеком сильной воли.

Вопросы к учащимся.

Учитель. Какие факты из моего рассказа о Крылове подтверждают, что он был талантливый?

Ученик. Он хорошо рисовал, играл на скрипке. Хорошо усваивал языки.

Учитель. А что подтверждает, что он трудоспособный, трудолюбивый?

Ученик. Однажды он написал басню. Прежде чем он получил окончательный вариант, сделал около 200 черновиков. И еще , он написал очень много басен, всего около 200.

Учитель. Докажите каким – не будь фактом из его жизни, что Крылов человек сильной воли.

Ученик. Когда он захотел изучить греческий язык, ему сказали поздно и будет трудно, он ответил, что никогда не поздно тому, у кого есть твердая воля.

Учитель. Крылов – целенаправленный человек, откуда это понятие?

Ученик. Он специально, целенаправленно изучил греческий язык, чтобы в подлиннике читать греческих писателей.

Учитель. Написать такие замечательные басни помогла ему и его наблюдательность. В чем она выражается?

Ученик. Он посещал народные гулянья и ярмарки, усваивал живой народный язык.

Учитель. Крылов – общепризнанный писатель. Какой эпизод из его жизни подтверждает это?

Ученик. Еще при жизни по приказу царя он удостоился торжественного чествования 50 – летия своей писательской деятельности в 1838 году. По приказу царя Николая 1 даже выбита была медаль в честь Крылова.

Учитель. А сейчас кто- нибудь из вас перескажет, что запомнил из моего рассказа о баснописце И. А. Крылове,это будет монологический ответ . Остальные внимательно слушают, чтобы смогли дополнить ,если понадобится.

Ученик (дает монологический ответ,рассказывает о баснописце без наводящих вопросов учителя.)

Учитель. Итак, я познакомила вас с очень интересным и талантливым писателем Иваном Андреевичем Крыловым.

А теперь познакомимся с одной из его басен «Квартет». Чтоб понимать его содержание, нужно узнать значение некоторых слов.

Словарная работа.

Квартет – ансамбль из четырех музыкантов.

Бас, аль – музыкальные струнные инструменты.

Прима – партия первой скрипки.

Втора – партия второй скрипки.

Чтение басни учителем.

Чтение басни учениками по ролям.

Вопросы для размышления.

Учитель. Назовите героев басни. Почему автор отметил их имена заглавными буквами?

Ученик. Действующими лицами в басне являются проказница – Мартышка, Осел, косолапый Мишка и Соловей. Заглавными буквами они отмечены, потому что писатель подразумевает людей.

Учитель. Посмотри на доску и выбери из слов, написанных там те, что обозначают человеческие качества, которые высмеивает Крылов, представляя «действующих лиц» басни: Медведя, Козла, Осла, Мартышку.

Лень, жадность, зависть, невежество, упрямство, лесть, лицемерие, трусость, грубость.

Ученик. Этим героям присуши: тупость, хвастовство, невежество.

Учитель. Докажите.

Ученик. Они вообще не разбираются в музыке, в этом их невежество, им кажется, что если сядут иначе: –

«Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы»

И в этом их тупость и глупость.

Учитель. Какое качество человека воплощает Соловей?

Ученик. Соловей талантлив, он понимает и знает, что как бы они не садились, у них не получится музыка.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших по нежнее, –

Им отвечает Соловей, –

А вы друзья, как не садитесь!

Все в музыканты не годитесь!

Учитель. В басне Крылов пользуется приемом, который в литературе называется олицетворением. Это когда человеческие качества и переживания приписываются предметам, животным, птицам. Есть в басне олицетворение?

Ученик. В басне животные разговаривают, спорят, а птица тоже разговаривает. Она говорит. Что они в музыканты не годятся. Значит, есть олицетворение. Говоря о тупости и хвастовстве животных, Крылов подразумевает людей с этими качествами. Такой прием в литературе – аллегория. Первым его начал применять Эзоп, Оттуда и выражение – Эзопов язык.

Учитель. Каждая басня имеет заключение, вывод. Это мораль. Она бывает или в начале произведения, или в конце. Определите мораль басни?

Ученик. Мораль в басне есть. Произносит ее Соловей. Расположена она в конце басни.

« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …

Учитель. Басни Крылова переведены на многие европейские языки, их хорошо знают народы России. Переводил басни Крылова и Коста Хетагуров. Например, такие басни: «Волк и Журавль, «Ворона и Лисица», «Гуси». К.Хетагуров не только переводил, но и сам писал басни. В баснях осетинского писателя высмеиваются те же человеческие пороки, что и в баснях баснописца.

Потому что эти пороки у всех народов характеризуют человека только отрицательные стороны.

Развитие речи.

Лень, жадность, зависть, невежество, хвастовство, упрямство, лесть, лицемерие, тупость, грубость.

(Делаю перевод данных слов на осетинский язык , чтобы дети поняли их значение)

Учитель. Задание. Подберите противоположные по значению слова(антонимы)

Лень – трудолюбие

Жадность – щедрость

Зависть – доброжелательность

Хвастовство – скромность

Упрямство – уступчивость

Грубость – нежность

Тупость – мудрость

Лесть – прямолинейность.

У нас получилось два столбика слов.

– Какими качествами вы хотели бы обладать?

– Укажите тот столбик, где расположены эти слова?

Учитель. Читаем басню К.Хетагурова «Редька и Мед»

За глаза, мой друг, не смейся:

Осуждай пороки смело!

Будь ты лучше всех на свете,

Но бахвалиться не надо! …

Сколько кушаний приносит

Добрая хозяйка! Что же:

Ведь и бедный стол порою

Честь оказывает тоже.

Все же кушанья гордятся

И себя возносят сами,

И одно чернит другое,

Похваляясь пред гостями.

Ну, шашлык, пирог – понятно!

Им всегда почет и слава.

Но вот задын, хомыс, бламык –

Вы бы помолчали право:

Вас едят – и то спасибо!

Вот и редька нос задрала.

Горло жжет и дурно пахнет,

О себе же мнит немало! …

Так однажды на обеде

Редька тоже очутилась

И украдкой, потихоньку,

Близко к меду подкатилась.

«Как вкусна я с этим медом!» –

Прошептала редька гостью.

«Обо мне не беспокойся:

Я и без тебя ведь вкусен!» –

Мед ответил ей со злостью.

К. Хетагуров в басне высмеивает хвастовство:

Вот и редька нос задрала

Горло жжет и дурно пахнет

О себе же мнит немало!

Такую характеристику дает автор и дальше:

Как вкусна я с этим медом!

К. Хетагуров говорит о хвастовстве редьки, но подразумевает хвастливых людей. Он пользуется приемом аллегории.

Учитель. Назовите мне, где встречается литературный прием – олицетворение, есть ли он в басне.

Ученик. Это 3 строфа, в котором говорится:

Все же кушанья гордятся

И себя возносят сами,

И одно чернит другое – (а вот это уже зависть)

Похваляясь пред гостями.

И еще:

Вот и редька нос задрала

……………………………………………

О себе же мнит немало!

Учитель. «Чернить другого», «нос задирать» и «мнить о себе» могут только люди. А автор перенес эти качества на предметы. Значит, это олицетворение.

Учитель. Скажите, где находится мораль и прочитайте.

Ученик. Мораль находится в начале басни:

Будь ты лучше всех на свете,

Но бахвалиться – не дело! …

Учитель. К. Хетагуров осуждает в басне зависть, хвастовство. В морали басни мы видим национальную черту. Осетины испокон веков считала позором хвалить себя. Их всегда отличала скромность.

Итак, в творчестве разных народов высмеиваются одни и те же человеческие пороки.

Итог. Я познакомила вас сегодня с русским писателем баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым. Прочитала его басню «Квартет». До этого мы читали сказки – народные и литературные. Что общего между басней и сказкой?

Ученик.

В сказках тоже разговаривают и люди и предметы. В баснях авторы используют литературные приемы – аллегорию и олицетворение. И в сказках и в баснях встречаются афоризмы. И в сказках и в баснях осуждаются, высмеиваются человеческие пороки.

И те другие учат жизни, имеют вывод.

Учитель. Например, в баснях Крылова встречаются такие афоризмы:

Услуга в дружбе – вещь святая.

Хлеб слаще, нажитый трудом.

Кого вам хвалит враг, в том, верно, проку нет.

Мстят сильно иногда бессильные враги.

На деньги люди чутки.

Сила без ума – сокровище плохое.

В баснях Крылова и взрослый, и ребенок находят удовольствие, получают доброе поучение, потому что они написаны простым народным языком, которым до Крылова никто не писал.

Крылов – создатель жанра басни в России.

Домашнее задание: Рубрика « Развиваем свою речь». Задание 1. 2,

Перевести на родной язык выражения – « А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-24614295.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]