Мораль басни “слон и моська” крылова (анализ, суть, смысл)

Анализ басни Крылова «Слон и Моська»

Басня «Слон и Моська» была написана Крыловым не позднее 1808 года. Первая публикация этой басни состоялась в журнале «Драматический вестник». Для басни Иван Андреевич использовал сюжет, близкий к притче А.П.Сумарокова «Мышь и слон». Действие басни происходит на городских улицах, по которым водят диковинное для нашей страны животное – слона.

Естественно, за слоном ходят толпы любопытствующих горожан, желающих посмотреть на это огромное чудо природы.

Завидев слона, на него с лаем бросается маленькая собачка, которую автор называет Моськой. Она неистово лает на невозмутимого слона.

Обратите внимание

Другая собака делает замечание Моське, говоря, что та старается зря – ведь слон совсем не обращает на Моську внимания. На это Моська отвечает, что она лает на слона с расчетом, прекрасно понимая, что тот не отреагирует на ее нападки. Моська рассчитывает за счет своего поведения, ничем особо не рискуя, получить репутацию забияки.

Она надеется, что о ней будут говорить, как о сильной собаке, которая смеет лаять на такое величественное существо, как слон.

Непростое дело – людская молва. Иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, могут облаять люди с мелкой душонкой. Из-за чего? Если бы они толково указывали: «Это не так, другое не так».

Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанию, сделанному не ради задора, а из любви ко всеобщему благу, можно только порадоваться. А лает подчас негодный человек, только, чтобы себя показать. Таких задорных «брехунов» Крылов изобразил в своей басне в виде Моськи.

Заключительные строчки басни получили такую популярность, что со временем стали пословицей.

Басня «Слон и Моська» высмеивает тех расчетливых людей, которые посредством скандальных нападок на известных личностей рассчитывают завоевать уважение и расположение людей из своего круга.

Они прекрасно понимают, что их нападки настолько мелки, что великие мира сего просто не обратят на них внимания. И можно, таким образом, ничем особо не рискуя, стать авторитетной и уважаемой личностью.

Такие люди встречаются нередко и в наши дни, поэтому басня Крылова «Слон и Моська» по-прежнему остается актуальной и востребованной.

Важно

Определяя мораль басни «Слон и Моська», можно сказать так: несуразны и смешны средства достижения цели Моськи, недальновидны и собаки, находящиеся рядом с Моськой, принимающие её выходки за чистую монету. Уловки Моськи направлены именно на них, собак, а не на Слона. Люди, подобные Моське, могут создать вокруг себя ажиотаж, но умные разберутся, что за этим стоит.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/krylov/analiz_slon_i_moska/

Мораль басни “Слон и моська”

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

0 Спам 10 g18r0778   (18.12.2016 14:10) Если весь смысл басни состоит в том,что чиновник велик и недосягаемый,а человек только раб,за счет которого и живет эта мразь.Но если сявки объеденяться,то и слону придется убегать.На мой взгляд,мораль басни имеет двоякий смысл. л

0 Спам 9 orenkomp.ru   (30.07.2015 14:32) Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.

0 Спам 8 лилия   (22.11.2014 15:58) как эту басню толковать драк и ссор не затевать . кто криками селён становится смешон

0 Спам 7 гога   (17.03.2014 10:23) вы не поняли вы хорошо почитайте басню моська – маленькое свободное животное, которое может облаять даже слона а слон в басне, на цепи, это большое животное раб, и может только идти туда куда его поведут он просто НЕ МОЖЕТ ничего сделать моське

0 Спам 6 Мира   (26.11.2013 20:39) Не понимаю почему некоторые люди недолюбливают чеченцев? Я надеюсь когда нибудь люди поумнеют и поменяют своё мнение. Я безумно благодарна 12летним мальчишкам, которые спасли мою мать. Мне тогда было 10 когда мама уехала по работе куда то рядом с каким то городом, где начиналась война. Тогда когда маму очень сильно ранили в ногу, она кричала о помощи. Со слезами на глазах она рассказывала, что русские мужчины которым было примерно 20/25 лет проходили мимо и кричали , что они сами должны спастись, раз беритесь с проблемой сами, вы уже взрослая! Тогда мама была уверенна, что не выжевит! Тогда к ней подбежали мальчишки примерно 11/12 лет, и чуть ли не взявши маму на руки отвели домой. Их звали: Ахмед, Анзор, Абубакар и Али. Они были чистые чеченцы. Они рассказали родителям о случившемся и их отец немедленно отвёз меня в больницу, там ей сделали операцию, которая стоила немалое количество денег. Их отец рассплатился за маму, и через 3 дня они купили маме билет на самолёт, и она приехала с хорошим на строением. Я до сих пор молюсь за тех детей, я точно прийму мусульманскую веру! Чеченцы- дай Бог Вам здоровья!!!!!

0 Спам 5 Мира   (26.11.2013 20:22) Да Инга если б не такие как Асхаб весь мир уже бы перессорился и передрался!!! Респект Кавказу!!! Респект чеченцам!!!

0 Спам 4 Мира   (26.11.2013 20:13) Точно! А как тебя зовут, кавказец?

0 Спам 3 Инга   (26.11.2013 20:08) Ничего, отвали!:((((

0 Спам 2 Мира   (26.11.2013 20:06) Что смешного?

0 Спам 1 Инга   (26.11.2013 20:06) Хахаха

Источник: https://rus-liter.ru/publ/krylov_ivan/basni/moral_basni_quot_slon_i_moska_quot/35-1-0-37

Урок литературы в 3 классе. Тема : Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни

  1. Семёновой Раисой Александровной

  2. МАОУ «СОШ №1» г. Набережные Челны

  3. Учитель начальных классов

Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.

Цель: Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»

Задачи:

— Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

— Учить анализировать басню с точки зрения авторской идеи.

— Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.

— Содействовать воспитанию интереса к творчеству И. А. Крылова.

Предметные умения:

— Уточнить понятия «басня», «мораль».

— Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.

— Уметь характеризовать героев басни.

Метапредметные умения:

Постановка и формулирование проблемы, выделение цели, работа по плану, умение выражать свои мысли.

Планируемые достижения:

Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль, уметь давать характеристику персонажам басни.

1. Орг. момент

Звенит звонок и весел, и горласт

И радостью душа переполняется

И каждый раз, для каждого из нас

Чудесные уроки начинаются.

– Народная  пословица  гласит: «Чтение – лучшее учение».  Согласны ли вы с этой народной пословицей?

-Что для вас значит урок чтения?

-Что нового и интересного вы ждёте от  нашего  урока чтения?

2. Актуализа- ция знаний — Посмотрите внимательно на экран. — Чей портрет вы видите?— Что можно сказать об этом человеке по внешнему виду (доброе открытое лицо, проницательные мудрые глаза).-Что вы знаете об этом великом человеке?— Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца начала 19 века. Мои помощники познакомят нас с краткой биографией Ивана Крылова.
3. Постановка учебной задачи 1-йученик:Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.3-й ученик:В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

  1. Что такое басня? (басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки).
  2. Как вы понимаете слово «нравоучительный»?

3.Соотнесите басню с моралью.( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак»)1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна,Да только всё не впрок.И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица)2. Ты всё пела – это дело,Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей)3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь, щука и рак)Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська»— А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения)Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней)4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.)Вспомним эталон работы над баснями.1. Автор, название.2. Действующие лица и их характеристика.3.Работа над содержанием басни.4.Работа над выразительностью.5.Мораль басни.

4. Работа с басней до чтения. 1. Прочитайте название басни.2.Чему может научить басня с таким названием?

  1. Кого видите на иллюстрации?
  2. Предположите, какой разговор могут вести герои басни?
5. Работа с басней во время чтения
  1. Прочитайте самостоятельно басню.
  1. Оправдались ли ваши предположения?

б) Словарная работа.1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?ЗЕВАКИ — люди которые слоняются по улицамбез делаНАПОКАЗ — обращает внимание для видаЗАБИЯКА — человек, который любитзатевать ссоры.ОТКОЛЕ – откудаШАВКА – непородистая собакаДИКОВИНКА – странная, удивительнаявещь или явление.б) Вторичное чтение.Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и выражения:— отколе ни возьмись— метаться— срамиться— возиться— вот то-то мне и духу придаётв) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.— Назовите действующих лиц басни.— Как ведёт себя Моська?— Как Слон отнёсся к нападению Моськи?— Какой вы представляете Моську? А слона?— Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок?— Какой вы представляете Шавку?г) Выборочное чтение.— Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?— За что Шавка осуждает Моську?— Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…)— Что высмеивает И.А.Крылов в басне?— Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.— Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?Давайте попробуем сами сочинить поучение к этой басне.(Работа в группе). Проверка.Чтение басни мастером художественного слова.-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский.— Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?Грамзапись— Мы тоже поучимся читать басню выразительно.е) Работа над выразительным чтением басни.Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.Чтение по ролям.Рефлексия.— Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)— Когда в жизни можно употребить эти слова?( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)— Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?— Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)— Современны ли басни в наши дни?— Почему сюжеты не устаревают?— Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. (Слайд)Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ обИ.А. Крылове или выучить басню;на « 4»- выразительно читать басню.Заканчиваем урок стихами П.А. ВяземскогоЗабавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль,Он баснями себя прославил,И слава эта – наша быльИ не забудут этой были,Пока по – русски говорят:Её давно мы затвердили,Её и внуки затвердят.

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/urok-literaturi-v-3-klasse-tema-basnya-i-a-krilova-slon-i-mosyka-moraly-basni

План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни

  1. Прочитайте самостоятельно басню.
  1. Оправдались ли ваши предположения?

б) Словарная работа.

1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?

  ЗЕВАКИ – люди которые слоняются по улицам

                                   без дела

  НАПОКАЗ –  обращает внимание для вида

  ЗАБИЯКА – человек, который любит

                                       затевать ссоры.

  ОТКОЛЕ – откуда

  ШАВКА – непородистая собака

  ДИКОВИНКА – странная, удивительная

   вещь или явление.

б) Вторичное чтение.

  Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и  выражения:

– отколе ни возьмись

– метаться

– срамиться

– возиться

– вот то-то мне и духу придаёт

в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.

– Назовите действующих лиц басни.

– Как ведёт себя Моська?

– Как Слон отнёсся к нападению Моськи?

– Какой вы представляете Моську? А слона?

– Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок?

– Какой вы представляете Шавку?

г) Выборочное чтение.

– Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?

– За что Шавка осуждает Моську?

– Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…)

– Что высмеивает И.А.Крылов в басне?

– Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

– Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?

Давайте попробуем сами сочинить поучение  к этой басне.

(Работа в группе). Проверка.

 Чтение  басни мастером художественного слова.

-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский.

– Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Грамзапись

– Мы тоже поучимся читать басню выразительно.

е) Работа над выразительным чтением басни.

Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.

      Чтение по ролям.

Рефлексия.

– Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)

– Когда в жизни можно употребить эти слова?

( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)  

 – Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

   – Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)

    – Современны ли басни в наши дни?

    –  Почему сюжеты не устаревают?

   – Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?

(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)

Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)

            В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову,          так как там он провел свои детские годы. (Слайд)

 Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об

   И.А. Крылове или выучить басню;

    на « 4»- выразительно читать басню.

Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль,

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль

И не забудут этой были,

Пока по – русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/21/basnya-iakrylova-slon-i-moska-moral-basni

Мораль Басни Крылова Слон и Моська

https://lavkachudec.ucoz.ru/publ/volshebnye_stati/chem_luchshe_vy_otnosites_k_sebe_tem_luchshego_cheloveka_vy_privlechete_v_svoju_zhizn/5-1-0-1074

ЧЕМ ЛУЧШЕ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К СЕБЕ, ТЕМ ЛУЧШЕГО ЧЕЛОВЕКА ВЫ ПРИВЛЕЧЕТЕ В СВОЮ ЖИЗНЬ!!!

Пожалуйста, (…)

ЧЕМ ЛУЧШЕ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К СЕБЕ, ТЕМ ЛУЧШЕГО ЧЕЛОВЕКА ВЫ ПРИВЛЕЧЕТЕ В СВОЮ ЖИЗНЬ!!! Пожалуйста, запомните эту фразу, напишите ее на бумаге, повесьте ее перед глазами, чтобы постоянно видеть.

Это абсолютная правда! Я убеждаюсь в ее истинности на примере моей собственной жизни и на примерах жизненных историй моих учеников и читателей. Есть такая притча. Приходит человек в одну деревню, чтобы поселиться там, и обращается к мудрецу-суфию: «Скажи мне, о мудрец, какие люди живут в этой деревне?».

«А какие люди жили там, откуда ты пришел?» – спрашивает мудрец. «О, это были бандиты, воры, недостойные люди! Они обманывали меня, не возвращали долги, а женщины были очень скандальны», – отвечает ему человек. «Ты знаешь, тебе не повезло, здесь живут точно такие же люди. Они тебе не понравятся», – говорит суфий. Человек ушел.

Вскоре в этой же деревне появляется еще один путник и изъявляет желание поселиться здесь. Он тоже идет к суфию и спрашивает его: «Скажи, о мудрый из мудрых, какие люди живут здесь?». «А какие люди жили там, откуда ты родом?» – опять спрашивает мудрец. «О мудрейший, я был там очень счастлив.

Там, откуда я пришел, живут прекрасные люди. Они отзывчивы, добры, веселы. Мы радости и беды делили пополам и жили, как одна семья. Именно поэтому мне хотелось бы знать, кто живет здесь». «Тебе очень повезло, о сын мой, – отвечает мудрец-суфий. – В этой деревне живут замечательные люди. Они добры, веселы и отзывчивы.

Я уверен, что тебя ждет теплый прием, и ты будешь счастлив здесь».

Мораль сей басни такова: вы сами носите с собой свой источник счастья и несчастья, где бы вы ни появились. И это относится ко всем живым существам.

https://www.33dodo.ru/goods.php?id=39

Стикер Овечки. Басня Крылова для декора стены

Стикер Овечки. Басня Крылова для декора стены

https://www.33dodo.ru/goods.php?id=39

Стикер Овечки. Басня Крылова для декора стены

Стикер Овечки. Басня Крылова для декора стены

https://www.33dodo.ru/goods.php?id=39

Стикер Овечки. Басня Крылова для декора стены

Стикер Овечки. Басня Крылова для декора стены

https://sochionline.3dn.ru/blog/fotografii_skulptur_iz_metalla_na_ulicakh_sochi_40_foto/2011-03-06-40

А это скульпутра изображает героев басни Крылова Квартет. Есть в Сочи и еще с дестяок других удивительных (…)

А это скульпутра изображает героев басни Крылова Квартет. Есть в Сочи и еще с дестяок других удивительных скульптур и памятников. Например, мне еще очень нравится дракончик в саду Советско-японской дружбы и памятник учительнице, к которой ходят сочинские школяры перед экзаменами и контрольной, чтобы потереть указку и наколдовать хорошую оценку.

https://pinterest.com/pin/162411130281583259/

Felix Lorioux.Ворона и Лиса.Басни Лафонтена-Крылова

Felix Lorioux.Ворона и Лиса.Басни Лафонтена-Крылова

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/33/768/33768248_0_1f71d_7246506e_L.jpg

Но больше всего в городе Сочи памятников забавных. Например, вот этот – Вороне и лисице. Стоит он в парке Ривьера (…)

Совет

Но больше всего в городе Сочи памятников забавных. Например, вот этот – Вороне и лисице. Стоит он в парке Ривьера и , конечно же, посвящен героям знаменитой басни Крылова. Как мы видим запечатлен момент, когда “лисица видит сыр, лисицу сыр пленил”.

Вот иллюстрация к знаменитой басне Крылова про ворону, лисицу и стремление нажиться поскорее. Здесь присутствуют (…)

Вот иллюстрация к знаменитой басне Крылова про ворону, лисицу и стремление нажиться поскорее. Здесь присутствуют все действующие лица старинной трагедии: лиса, ворона и сыр. Ещё чуть-чуть, и преступление будет совершенно, и птица лишится ужина. А пока всё хорошо.

https://ia118.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=439553583253&photoType=0

слон и моська)))

слон и моська)))

Источник: https://www.pinme.ru/u/emma/moral-basni-kryilova-slon-i-moska/

Басня Крылова “Слон и Моська”. Мораль и содержание

Басни любят слушать дети, а взрослые видят в них скрытый смысл и “двойное дно”. Малыши воспринимают их как сказки, ведь главными героями произведения являются звери, птицы, насекомые. Написаны они в стихотворной форме, но легко воспринимаются, так как язык образный и доступный.

Басни отличаются сатирической направленностью. Также обязательной частью является мораль – это определенный вывод, к которому приходит баснописец. Иногда он его прямо озвучивает в конце произведения, а порой читатель к нему должен прийти сам.

Интересной и любимой многими является и басня Крылова “Слон и Моська”.

Из истории

Появились басни довольно давно. Древние греки читали Эзопа, французы – Лафонтена. В России его басни пересказал и изложил собственным языком Крылов, который стал самым известным русским баснописцем.

Любимая басня Крылова

“Слон и Моська” – одно из наиболее известных произведений, написанных в данном жанре. В этой басне имеется два основных персонажа. Пассивный – это Слон. Он необычен для данной местности, поэтому в то время, когда его водят по улицам, собираются толпы желающих посмотреть на него. Активна собака Моська.

Она всеми возможными способами пытается привлечь внимание Слона и окружающих. Для этого Моська лает, визжит и рвется вперед. Казалось бы, своей цели она не достигает, так как Слон совсем не обращает на нее внимания, а продолжает идти вперед.

Басня Крылова “Слон и Моська” показывает, что по-настоящему великому человеку все равно, какое мнение сложилось о нем у ничего не значащих для него людей. Хула либо виляние хвостом – ему нет никакого дела до них. Однако поведение Моськи заметила ее соседка Шавка. Она предлагает своей знакомой перестать срамиться, ведь ее действия ни к чему не привели.

На это Моська отвечает, что та совсем не поняла ее замысла. Она вовсе и не собирается вступать в открытый конфликт со Слоном. Напротив, ей нравится, что не участвуя в драке, она сможет создать о себе мнение как о большой забияке.

И.А. Крылов. “Слон и Моська”. Анализ морали

В этой басне нет отдельного абзаца, где был бы сделан вывод. Поэтому здесь нет однозначной морали. Одни считают Моську отрицательным персонажем, который рекламирует себя, не имея на то никаких оснований. Разговаривая со своей соседкой Шавкой, она объясняет, что хотя она и пристает к Слону, но вовсе не его мнение ей важно.

Он – лишь способ показать свою силу и храбрость. Именно к таким выводам должны прийти окружающие, наблюдающие эту сцену. Моська ведет себя как стратег, умеющий достичь поставленных целей хитростью и обходными путями.

Другие считают, что басня Крылова “Слон и Моська” указывает, насколько жалко и нелепо выглядят усилия маленькой собачки, пытающейся привлечь к себе внимание важного и великого зверя.

В то же время насколько глупо ее окружение, если они принимают хитрость Моськи за храбрость и смелость! Другие люди полагают, что в басне нет скрытого смысла, и маленькая Моська, лающая на самого Слона, действительно сильна. Ее действия оценят те, для которых важнее, как они выглядят со стороны, чем то, каковы они на самом деле.

Басня “Слон и Моська”, текст которой весьма двусмысленный, стала еще и цитируемым произведением. Последние строчки превратились в поговорку. Так часто говорят о мелких политиках, громогласно критикующих великих, зная, что те не станут с ними связываться.

Источник: https://4u-pro.ru/obrazovanie/literatura/publikacii-i-napisanie-statej/basnya-krilova-slon-i-moska-moral-i-soderzhanie

Басня как литературный жанр. И.А.Крылов “Слон и Моська”

Айкодыкова Светлана Мардихановна

учитель русского языка и литературы І категории

средней школы №273, г. Байконур

Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов «Слон и Моська»

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

  • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

Тип урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-беседа, комбинированный.

Методы: групповая, коммуникативная, диалог.

Оборудование:мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

– Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение. 

– Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению. (На партах лежат полоски-“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное)

– А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

– Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: –Прочитайте отрывки, определите жанр произведения, автора и название.

1. Электроник взял бумагу и карандаш Раздел «Любимые книги» Приключения

Электроника. Евгений Велтистов.

и мгновенно нарисовал чертёж

2. Королева издает Указ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. ( «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак. Драматическая сказка.)

3. Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без драки, И . А. Крылов «Слон и Моська»

Могу попасть в большие забияки.

Учитель: – Какие произведения нам уже знакомы, и с чем мы встретились на уроке впервые?

– Какая тема сегодняшнего урока?

Иван Андреевич Крылов « Слон и Моська» ( с. 91)

3.Постановка цели и задач урока. Выявление места и причины затруднения (постановка проблемного вопроса).

Сценка «Встреча с И.А.Крыловым»

Входит Крылов. У него в руках книга с надписью «Эзоп. Басня». Он читает книгу. Появляются Оля, Игорь и профессор.

Игорь: Оля, смотри, мы в Москве 19 века!

Оля: А что это за книги? (показывает на книги у доски)

Пока Оля и Игорь рассматривали книги, Николай Александрович вступил в разговор с незнакомцем

-Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?

– Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

– Я интересуюсь детским чтением… но, простите, я не представился.

– Профессор Рождественский к вашим услугам.

– Крылов, Иван Андреевич, – в свою очередь представился его собеседник, приподняв шляпу.

Игорь схватил Олю за руку, и близнецы, забыв о приличиях, стали в упор рассматривать человека лет 35, высокого , с грузной фигурой. (Ну конечно же, это тот портрет висел у них в классе, только живой Крылов, которого они сейчас видели, был значительно моложе)

– Позвольте выразить вам свое восхищение, сударь,- продолжал Николай Александрович. – Я знаком с вашими пьесами и баснями, весьма и весьма занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

– Я не могу с вами согласиться, милостивый государь, – возразил Крылов,- напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл и интересен короткий занимательный сюжет. Басни чем-то напоминают сказки: Дети любят разыгрывать басни. Так – то, сударь….- и Крылов, поклонившись на прощанье, уходит.

-Нам пора, друзья мои, – обратился к детям Николай Александрович

Игорь, наконец, пришел в себя после всего увиденного и услышанного.

– Хм, басни, – сказал он вдруг. – Я никогда их особенно не любил, а теперь почему – то захотелось почитать Крылова.

– Как только вернемся, мы обязательно почитаем, – отозвался Н.А.

Учитель: – Итак, ребята, вы уже поняли, что мы встретились с великим баснописцем 19 века И.А.Крыловым. — С кем встретились наши герои? Что из их разговора вы узнали о Крылове? Что утверждает Николай Андреевич? С чем не согласен И.А. Крылов? Как бы вы сформулировали проблемный вопрос урока? 

– А теперь сравним ваши вопросы с проблемным вопросом авторов учебника лит. чтения.

Проблемный вопрос: – Актуальны ли басни И. А. Крылова в наше время и почему мы их читаем, заучиваем? 

– Совпали наши мнения?

4. Построение проекта выхода из затруднения. ( способ, план, средство).

Учитель: – Посмотрите внимательно на экран. 

– Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)

– Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека

-Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.

Обратите внимание

Слова: биография, басня, мораль, «Слон и Моська», актуальность – будут опорными словами на уроке.

5. Реализация построенного проекта.

– Мои помощники на уроке познакомят нас с

краткой биографией И. А. Крылова. 

1-йученик:Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик:В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных

4-ученик: . И.А.Крылов сочинял не только басни. Он создавал оперы, комедии, трагедии, повести и даже роман. Свою первую пьесу он сочинил, когда ему было 15 лет, и получил за нее от издателя немалый по тем временам гонорар – 60 рублей. Радость Крылова была велика.

Но он обрадовался еще больше , когда вместо денег ему позволили выбрать на эту сумму книги лучших драматургов. Тогда ему было 15 лет. А в 20 лет он уже самостоятельно издавал журнал «Почта духов» и печатал в нем свой роман. А басни Крылов начал писать в 1806 году, то есть в начале 19 века. За свою жизнь И.А.Крылов написал более 200 басен.

За свою литературную деятельность И.А.Крылов был избран академиком Петербургской Академии наук. Именно басни обессмертили его имя

5-ученик: Басни люди стали писать еще в древности. Первые басни, сохранившиеся до наших времен, принадлежат древнегреческому баснописцу Эзопу. Его книгу читал Крылов при встрече с нашими героями. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми., обладающими властью. Он стал придумывать истории, которые случались с животными.

И хотя все понимали , что идет речь о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том , что он высмеивает поступки определенного человека. Т.Е. Эзоп придумал иносказание, иносказательную речь. И мы, читая басни, будем учиться понимать иносказательную речь. В каждой стране свои баснописцы. В Росcии лучшим баснописцем считается И.А.Крылов.

Учитель: Что вы можете добавить из биографии о писателе?

– Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
– Давайте вместе с вами вспомним их.

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…»

Учитель:– Кто сможет продолжить?

  1. «Вороне где-то бог послал кусочек сыру… 
    На ель ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем

    Уж собралась…»

Учитель: -Что еще вы можете прочитать из произведений Крылова? (чтение 1-2 отрывков) – Кто из казахских поэтов переводил произведения Крылова? –Вы можете вспомнить какие –нибудь строки?

6. Первичное закрепление с проговариванием.

Учитель:

– Как вы считаете, к какому литературному жанру относятся эти произведения? ( басня)

– Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Где можем найти ответ? 

Параллельно, работаем в тетради, с. 37, 1 задание.

– Читаем монолог Крылова (самостоятельное чтение, затем выборочное чтение и запись в рабочей тетради) по цепочке

Я вам постараюсь помочь. Работа с текстом и в тетради, чтение вывода.

– Читаем, что же такое басня?

(Басня – это занимательный короткий рассказ, в форме диалога, где герои – животные, предметы, иногда люди, выражают основную идею о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

Учитель:- Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль – это моральбасни.

– Вспомните, в басне «Стрекоза и муравей» какова мораль? (Ты все пела, это дело, так поди же, попляши…)

7. Знакомство с басне Крылова «Слон и Моська»

Учитель. Сегодня мы знакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.

Прогнозирование содержания

– Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?

Самостоятельное чтение .

2.Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

– Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?

2.Словарная работа.

– Встретились ли вам незнакомые слова?
– Давайте посмотрим значение этих слов.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – для вида, для показа
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

– Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.

Вы будете работать в группах. Работу выполняем, следуя инструкции.

1 группа. Инструкция к выполнению работы.

Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы.

1. Где происходит действие?

2. Назовите действующих лиц басни. (Действующие лица в басне: автор, Моська, Шавка)

3. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

4. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице, и, даже, не замечает Моську)

Свой ответ начните так. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

Это ответ на 1 и 2 вопрос, дальше ответы продолжите самостоятельно.

2 группа. Инструкция к выполнению работы.

Прочитайте «по цепочке» басню.

Используя выборочное чтение, ответьте на вопросы.

1. Какой вы представляете Моську? А слона?

2. Какой вы представляете Шавку?

3. Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське? (Соседка…….)

4. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..

5.Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

(Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится, даже, Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

Учитель. – Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

3 группа.

Подготовьтесь прочитать басню по ролям.

– Сколько нужно человек для чтения? (3)– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

– Работу 3 группы мы проверим чуть позже.

Чтение мастером художественного слова.

– Ребята, я предлагаю вам посмотреть диафильм «Слон и Моська»
– Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Заметили разницу при чтении?

Чтение по ролям- 3 группа.

– Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям, соблюдая правильную интонацию.

Выступление 3 группы.

Учитель: – Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!?”

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

9. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: – Вернемся к важному вопросу.

Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова. (Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство.) Разбейте их на две группы. 

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

Подводящий диалог.

Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы. 

 – Оцените свою работу. (Самопроверка)

– Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Учитель:Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами.

По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе.

Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

Самооценка учащихся и оценка учителя.

Домашнее задание:

а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова. ( по желанию)

Рефлексия.

– У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И. А. Крылова.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/basnia-kak-litieraturnyi-zhanr-i-a-krylov-slon-i-mos-ka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]