«Евгений Онегин» с иллюстрациями Елены Петровны Самокиш-Судковской
?
Category: Оригинал взят у tvsher в «Евгений Онегин» с иллюстрациями Елены Петровны Самокиш-Судковской
Бельгийский художник импрессионист Фернан ТуссенОчень приятно держать в руках книгу с такими иллюстрациями! И знаете, Онегина я оценила гораздо позже, чем в первый раз познакомилась с этим произведением А.С.Пушкина. Рано всё таки его в школе изучать, рано. Ну что, полистаем?
Оригинал взят у leninka_ru в Книга на выходные. К началу учебного года«Евгений Онегин» с иллюстрациями Елены Петровны Самокиш-Судковской.С. 1. «Летя в пыли на почтовых»:С. 2:С. 7. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»:С. 19:С. 21:C. 23. «Как жизнь поэта простодушна, как поцелуй любви мила»:
С. 30. «Явились. Им расточены порой тяжёлые услуги гостеприимной старины…». Эта иллюстрация заставила меня задуматься о том, что, пожалуй, Ольга гораздо лучше подходила Онегину, а Татьяна — Ленскому. И почему они не перезнакомились в другом порядке?С. 42 «На отуманенном стекле заветный вензель О да Е»:С. 46. «Я вас люблю любовью брата и, может быть, ещё нежней»:С. 59. «Таинственно ей все предметы провозглашали что-нибудь»:С. 76:С. 82:С. 94. «И ей открылся мир иной»:С. 109:С. 116 «И, не сводя с него очей, от жадных уст не отымает бесчувственной руки своей»:Титульный лист, заставки и концовки к изданию рисовал другой художник — Александр Николаевич Лео:
Специалисты-искусствоведы работу художницы не жалуют: …В наиболее широкой аудитории востребованными были те [иллюстрации], которые предназначались для читателей, воспринимавших «Евгения Онегина» как нравоучительный рассказ из обычной жизни, обрамлённый милыми штрихами любомудрия автора, в связи с чем в 1900-е годы очень популярно было издание романа поэта с иллюстрациями Е.П.Самокиш-Судковской. Книга впервые выпускается в 1908 году в Санкт-Петербурге издательством Р.Голике и А.Вильборг. Изысканные акварели художницы в духе салонного реализма по своей сути театрально-постановочны. Повсюду на страницах текста — символы искусств, любви и смерти. В рисунках доминирует романтично-идеализированный, сентиментально-чувственный подход к интерпретации пушкинского сочинения. Но располагающе-приятный антураж этих композиций не соотносим с идейной глубиной, богатством образов, поэтикой и красотой литературного творения Пушкина. Тем не менее «Евгений Онегин» неоднократно переиздается с иллюстрациями Самокиш-Судковской и в последующие годы (источник). В чём только её не упрекали: в излишней красивости, вырождающемся импрессионизме, неверной трактовке отдельных сцен (например, бал у Лариных показан в пышной дворцовой зале). Однако, судя по многочисленности современных переизданий, читатель нашего времени говорит этим иллюстрациям: «мне ваша искренность мила».
Издание в открытом доступе: Пушкин, Александр Сергеевич (1799–1837). Евгений Онегин / [Соч.] А.Пушкина; С ил. Е.Самокиш-Судковской; [Тит. л., виньетки и концовки: А. Лео]. — Санкт-Петербург : т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1908. — [4], 120 с., 1 л. нот. : цв. ил.; 25х24.
Примеры книг, проиллюстрированных Еленой Петровной Самокиш-Судковской, в электронной библиотеке РГБ: Л.А.Чарская. Смелая жизнь: подвиги загадочного героя | К.М.Станюкович. Вокруг света на «Коршуне»: сцены из морской жизни | А.Ф.Кони.
Фёдор Петрович Гааз: биографический очерк | В.С.Новицкая. Безмятежные годы. Первые грёзы | Коронационный сборник. Том 1; том 2 | В.С.Махцевич (Новицкая).
Хорошо жить на свете!: (из воспоминаний счастливой девочки); Кошечка-актриса
Источник: https://picturehistory.livejournal.com/1554866.html
П. П. Соколов(1826 – 1905) Иллюстрации к “Евгению Онегину”
Рисунки из издания 1892 года “Иллюстрированный альбом к роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина”, скан альбома был выполнен в РГБ. Рисунки художником были сделаны много ранее: в 1855-1860 годах.
Рисунки сопровождаются рукописным текстом, не знаю, как в оригинале, но в скане почти везде плохо разборчивым, поэтому предпочёл представить его в более читабельном виде.Глава 1, строфа I:
И жить торопится и чувствовать спешит.Кн. Вяземский.
«Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог,Он уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!Какое низкое коварствоПолуживого забавлять,Ему подушки поправлять,Печально подносить лекарство,Вздыхать и думать про себя:Когда же черт возьмет тебя!»
Глава 1, строфа XII:
Как рано мог уж он тревожитьСердца кокеток записных!Когда ж хотелось уничтожитьЕму соперников своих,Как он язвительно злословил!Какие сети им готовил!Но вы, блаженные мужья,С ним оставались вы друзья:Его ласкал супруг лукавый,Фобласа давний ученик,И недоверчивый старик,И рогоносец величавый,Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.
Из гл.1, строф XXV, XXVI:
Второй Чадаев, мой Евгений,Боясь ревнивых осуждений,В своей одежде был педантИ то, что мы назвали франт.Он три часа по крайней мереПред зеркалами проводилИ из уборной выходилПодобный ветреной Венере,Когда, надев мужской наряд,Богиня едет в маскарад.В последнем вкусе туалетом
Заняв ваш любопытный взгляд
Иллюстрация к первой главе:Из гл.1, строфы XXII:
Еще амуры, черти, змеиНа сцене скачут и шумят;Еще усталые лакеиНа шубах у подъезда спят;Еще не перестали топать,Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;Еще снаружи и внутриВезде блистают фонари;Еще, прозябнув, бьются кони,Наскуча упряжью своей,И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони
Гл. 1, из строф XXVIII, XXIX:
Музыка уж греметь устала;Толпа мазуркой занята;Кругом и шум и теснота;Бренчат кавалергарда шпоры;Летают ножки милых дам;По их пленительным следамЛетают пламенные взоры,И ревом скрыпок заглушенРевнивый шепот модных жен.Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума
Гл.1 , из строф XXX, XXX1:
Ах! долго я забыть не могДве ножки… Грустный, охладелый,Я всё их помню, и во снеОни тревожат сердце мне.
Когда ж и где, в какой пустыне,Безумец, их забудешь ты?Ах, ножки, ножки! где вы ныне?Где мнете вешние цветы?Взлелеяны в восточной неге,На северном, печальном снегеВы не оставили следов:Любили мягких вы ковровРоскошное прикосновенье.
Давно ль для вас я забывалИ жажду славы и похвал,И край отцов, и заточенье?Исчезло счастье юных лет,
Как на лугах ваш легкий след.
Из гл.1, строфы XXXV
А Петербург неугомонныйУж барабаном пробужден.Встает купец, идет разносчик,На биржу тянется извозчик,С кувшином охтенка спешит,Под ней снег утренний хрустит.Проснулся утра шум приятный.Открыты ставни; трубный дымСтолбом восходит голубым,И хлебник, немец аккуратный,В бумажном колпаке, не разУж отворял свой васисдас.
Гл.1 , строфа XLIX
Адриатические волны,О Брента! нет, увижу васИ, вдохновенья снова полный,Услышу ваш волшебный глас!Он свят для внуков Аполлона;По гордой лире АльбионаОн мне знаком, он мне родной.Ночей Италии златойЯ негой наслажусь на воле,С венецианкою младой,То говорливой, то немой,Плывя в таинственной гондоле;С ней обретут уста мои
Язык Петрарки и любви.
Портрет Ольги художник сопровождает строками из строф XXIII, XXII второй главы:
Глаза, как небо, голубые,Улыбка, локоны льняные—-Она поэту подарилаМладых восторгов первый сон,И мысль об ней одушевилаЕго цевницы первый стон.Простите, игры золотые!
******Цевница – свирель.К рисунку с Татьяной на балконе строфа XXVIII из второй главы
Она любила на балконеПредупреждать зари восход,Когда на бледном небосклонеЗвезд исчезает хоровод,И тихо край земли светлеет,И, вестник утра, ветер веет,И всходит постепенно день.Зимой, когда ночная теньПолмиром доле обладает,И доле в праздной тишине,При отуманенной луне,Восток ленивый почивает,В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.
***Доле(устаревшее) – сравн. степень к долго. Из главы 3, строфы XXXVII:
Татьяна пред окном стояла,На стекла хладные дыша,Задумавшись, моя душа,Прелестным пальчиком писалаНа отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
К рисунку с Ольгой и Ленским за шахматами: из строфы XXVI четвертой главы:
Уединясь от всех далеко,Они над шахматной доской,На стол облокотясь, поройСидят, задумавшись глубоко,И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.
Из гл. 5, строфа II
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь;Бразды пушистые взрывая,Летит кибитка удалая;Ямщик сидит на облучкеВ тулупе, в красном кушаке.Вот бегает дворовый мальчик,В салазки жучку посадив,Себя в коня преобразив;Шалун уж заморозил пальчик:Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Бал у Лариных (гл. 5):Татьяна около дома Онегина, из гл. 7, строфы XVI:
И входит на пустынный двор.К ней, лая, кинулись собаки.На крик испуганный еяРебят дворовая семьяСбежалась шумно. Не без дракиМальчишки разогнали псов,
Взяв барышню под свой покров.
К рисунку, изображающему Татьяну в доме Онегина, – из строф XIX, XX, XXIII седьмой главы:
И этот бледный полусвет,И лорда Байрона портрет,И столбик с куклою чугуннойПод шляпой с пасмурным челом,С руками, сжатыми крестом.Татьяна долго в келье моднойКак очарована стоит.Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей
Приготовления к отъезду в Москву(гл. 7):
Источник: https://kapuchin.livejournal.com/784537.html
Д.Белюкин иллюстрации к роману А.С.Пушкина “Евгений Онегин”
?
Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2011-06-14 21:13:00 Николай Подосокорский
philologist
2011-06-14 21:13:00 Categories:
- отношения
- литература
- Cancel
Д.Белюкин иллюстрации к роману А.С.Пушкина “Евгений Онегин”
Творчество нашего великого поэта стало для художника одним из самых любимых, в 1986 году Дмитрий Анатольевич Белюкин с отличием защитил дипломную картину “Смерть Пушкина” при выпуске из суриковского художественного училища, а затем выпустил целую серию иллюстраций к произведениям Александра Сергеевича. Иллюстрации к одному из самых совершенных поэтических романов в русской литературе, к “Евгению Онегину” А.С.Пушкина, художника Д.А.Белюкина я и предлагаю ко всеобщему вниманию…
Белюкин Д.А. Евгений Онегин у памятника Петру I
Но был ли счастлив мой Евгений, Свободный, в цвете лучших лет, Среди блистательных побед, Среди вседневных наслаждений? Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?
Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели, Затем, что не всегда же мог Beef-steaks и стразбургский пирог Шампанской обливать бутылкой И сыпать острые слова, Когда болела голова; И хоть он был повеса пылкой, Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Белюкин Д.А. В Летнем саду
Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l'Abbé, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил…
Белюкин Д.А. Онегин на бульваре
Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник? С кого начнет он? Все равно: Везде поспеть немудрено. Покамест в утреннем уборе, Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Белюкин Д.А. В театре
Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис, Онегин полетел к театру, Где каждый, вольностью дыша, Готов охлопать entrechat, Обшикать Федру, Клеопатру, Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).
Белюкин Д.А. Пушкин и Онегин
Белюкин Д.А. Онегин перед балом
Вот наш герой подъехал к сеням; Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням, Расправил волоса рукой, Вошел. Полна народу зала; Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры, И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
Белюкин Д.А. Ножки
Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил. Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд; Люблю их ножки; только вряд Найдете вы в России целой Три пары стройных женских ног. Ах! долго я забыть не мог Две ножки… Грустный, охладелый, Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
Белюкин Д.А. Владимир Ленский
В свою деревню в ту же пору Помещик новый прискакал И столь же строгому разбору В соседстве повод подавал. По имени Владимир Ленской, С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Белюкин Д.А. Татьяна Ларина
Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Белюкин Д.А. Татьяна пишет письмо Онегину
Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Белюкин Д.А. Ленский верхом
Белюкин Д.А. Зимой в усадьбе
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Белюкин Д.А. Онегин на балу
Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой. К минуте мщенья приближаясь, Онегин, втайне усмехаясь, Подходит к Ольге. Быстро с ней Вертится около гостей, Потом на стул ее сажает, Заводит речь о том, о сем; Спустя минуты две потом Вновь с нею вальс он продолжает; Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.
Белюкин Д.А. Дуэль
“Теперь сходитесь”. Хладнокровно, Еще не целя, два врага Походкой твердой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов еще ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить – но как раз Онегин выстрелил… Пробили Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает…
Белюкин Д.А. После дуэли
В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений. “Ну, что ж? убит”, – решил сосед. Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Зарецкий бережно кладет На сани труп оледенелый; Домой везет он страшный клад. Почуя мертвого, храпят И бьются кони, пеной белой Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.
Белюкин Д.А. Московский Кремль
Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Белюкин Д.А. Бал в московском дворянском собрании
Белюкин Д.А. Бал
Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс… Меж тем, Между двух теток, у колоны, Не замечаема никем, Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь… она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек, К своим цветам, к своим романам И в сумрак липовых аллей,
Туда, где он являлся ей.
Белюкин Д.А. Путешествие Онегина
Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест). Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавленная тень Ему являлась каждый день, И начал странствия без цели, Доступный чувству одному; И путешествия ему, Как всё на свете, надоели; Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
Белюкин Д.А. Раут у Татьяны
Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла! Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал? И он ей сердце волновал! Об нем она во мраке ночи, Пока Морфей не прилетит, Бывало, девственно грустит, К луне подъемлет томны очи, Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь!
Белюкин Д.А. Светский раут в Петербурге
Белюкин Д.А. Объяснение Онегина и Татьяны
А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена. Неосторожно, Быть может, поступила я: Меня с слезами заклинаний Молила мать; для бедной Тани Все были жребии равны… Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Сайт художника Галерея Дмитрия Белюкина
Источник: Дневник Алевтины Князевой
Источник: https://philologist.livejournal.com/739730.html
“Евгений Онегин” в иллюстрациях, обложки самых разных художников
“Евгений Онегин” в иллюстрациях, обложки самых разных художников.
В этом году юбилейная дата – 185 лет назад вышло в свет полное издание романа Александра Пушкина «Евгений Онегин» (1833)
“Читали ли вы “Онегина”? Каков вам кажется “Онегин”? Что вы скажете об “Онегине”?
Вот вопросы, повторяемые беспрестанно в кругу литераторов и русских читателей”, – отмечал после выхода в свет второй главы романа писатель, предприимчивый издатель и, кстати, герой многочисленных эпиграмм Пушкина Фаддей Булгарин.
Уже давно ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА не принято оценивать.
Говоря словами того же Булгарина, он “написан стихами Пушкина. Этого довольно”. Зато иллюстраторы до сих пор радуют читателей разными художественными находками…
“Евгений Онегин” – “свободный роман”, замысел которого, по словам самого Пушкина, привиделся ему “сквозь магический кристалл”.
Пленительный и завораживающий, он не устареет никогда, так же как не сойдут с подмостков мировых сцен драматургические произведения великого поэта.
В каждой пушкинской строке читатель найдет что-то важное, нужное, бесценное для себя. “Мой Пушкин” – так назвала свою книгу Марина Цветаева. Откройте своего Пушкина!
“Энциклопедией русской жизни” назвал Белинский роман в стихах “Евгений Онегин”.
И действительно, это бессмертное произведение лучше любого учебника истории живописует русскую жизнь первой половины XIX века, быт и нравы от высшего света Петербурга до патриархальной деревни.
***
Художник Гельмерсен В.В.
Графический конкурс авторской обложки
к романам мировой литературы и произведениям непрофессиональных писателей
Тур 9
Обложка к поэме А.С.Пушкина “Евгений Онегин” источник
Конкурс на лучшую обложку к роману .Разворот обложки. Работа № 2 (чудо-ёжик)
Конкурс на лучшую обложку к роману. Работа № 18 (Кристюша) 5-е место
Конкурс на лучшую обложку к роману. Разворот обложки. Серебро конкурса
Конкурс на лучшую обложку к роману. Работа №3 – Разворот обложки
Конкурс на лучшую обложку к роману. Работа №4
Работа № 4 (Анна Би) разворот
Конкурс на лучшую обложку к роману
Конкурс на лучшую обложку к роману. Работа № 11 (gloomy glory) . Заняла 4-е место
Работа № 11 (gloomy glory) 4-е место – Разворот обложки
Конкурс на лучшую обложку.Работа № 7 (Avi) разворот
Работа № 5 (Кармен) разворот
Работа № 9 (ПеРина) золотой
Конкурс на лучшую обложку к роману
Работа № 12 (LizOk)
Работа № 13 (Anastazia) бронза
Работа № 19 (Talamaska)
Работа № 21 (Lady Honey)
Работа № 22 (Кэродайн)
Работа № 29 (Кэродайн)
Работа № 33 (Сирена Питерская) разворот
Источник
Пчёлка Майя просветленный
- Активность: 85k
- Репутация: 11k
- Пол: Женщина
Пчёлка Майя просветленный
Источник: https://obiskusstve.com/1437061548609374905/evgenij-onegin-v-illyustratsiyah-oblozhki-samyh-raznyh-hudozhnikov/
Д.Белюкин иллюстрации к роману А.С.Пушкина “Евгений Онегин”
podosokorskiy — 14.06.2011 Д.Белюкин иллюстрации к роману А.С.
https://www.youtube.com/watch?v=HwUlfmKZMoY
Пушкина “Евгений
Онегин”
Творчество нашего великого поэта
стало для художника одним из самых любимых, в 1986 году
Дмитрий Анатольевич Белюкин с отличием защитил дипломную картину
“Смерть Пушкина” при выпуске из суриковского художественного
училища, а затем выпустил целую серию иллюстраций к произведениям
Александра Сергеевича. Иллюстрации к одному из самых совершенных
поэтических романов в русской литературе, к “Евгению Онегину”
А.С.Пушкина, художника Д.А.Белюкина я и предлагаю ко
всеобщему вниманию…
Белюкин Д.А. Евгений Онегин у
памятника Петру I
* * *
Но был ли счастлив мой
Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-steaks и стразбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Белюкин Д.А. В Летнем саду
* * *
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил…
Белюкин Д.А. Онегин на
бульваре
* * *
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Белюкин Д.А. В театре
* * *
Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).
Белюкин Д.А. Пушкин и
Онегин
Белюкин Д.А. Онегин перед
балом
* * *
Вот наш герой подъехал к
сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
Белюкин Д.А. Ножки
* * *
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки… Грустный, охладелый,
Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
Белюкин Д.А. Владимир
Ленский
* * *
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Белюкин Д.А. Татьяна Ларина
* * *
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Белюкин Д.А. Татьяна пишет
письмо Онегину
* * *
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Белюкин Д.А. Ленский
верхом
Белюкин Д.А. Зимой в
усадьбе
* * *
Зима!.. Крестьянин,
торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Белюкин Д.А. Онегин на балу
* * *
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том, о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.
Белюкин Д.А. Дуэль
* * *
“Теперь сходитесь”.
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить – но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет,
На грудь кладет
тихонько руку
И падает…
Белюкин Д.А. После дуэли
* * *
В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
“Ну, что ж? убит”, – решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад.
Почуя мертвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.
Белюкин Д.А. Московский
Кремль
* * *
Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Белюкин Д.А. Бал в московском
дворянском собрании
Белюкин Д.А. Бал
* * *
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс… Меж тем,
Между двух теток, у колоны,
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К своим цветам, к своим романам
И в сумрак липовых аллей,
Туда, где он являлся ей.
Белюкин Д.А. Путешествие
Онегина
* * *
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как всё на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
Белюкин Д.А. Раут у Татьяны
* * *
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
И он ей сердце волновал!
Об нем она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь!
Белюкин Д.А. Светский раут в
Петербурге
Белюкин Д.А. Объяснение Онегина
и Татьяны
* * *
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Сайт художника Галерея Дмитрия
Белюкина
Источник: Дневник Алевтины Князевой
www.liveinternet.ru/users/3370050/
Архив записей в блогах:
Ракаблики, которые мы потеряли (2)
Немножко иванной онанитики о том, какие должны были быть ракаблики Что именно ждеть обычный алехан от ракабликов? ощущения мощи многотонной чуниевой дуры, громыхания главным калибром, веселого драйва торпедных атак из тьмы ночи или под прикрытием дымов, эпичных налетов авиации, дальних ко … 10 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ МАМЕ МАЛЬЧИКОВ ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ЗАРАНЕЕ
1. ЭМОЦИИ МАЛЬЧИШЕК ГЛУБЖЕ, ЧЕМ КАЖУТСЯ Читать далее: …
Жан Буш КП. Сразу даю простокол: Не согласная я!))) В первую очередь с дорожной на 2 уровень и со второй оценкой категорически. Executed Elements 1. 4T+3T 14.40 0.29 2 3A 8.50 0.14 3 CSSp3 …
Всем кому запудрили мозги продажные журналисты, политологи и политтехнологи, живущие на деньги Госдепа. Тимошенко — враг Украины. Первое премьерство — три кризиса (сахарный, бензиновый и мясной) и взлет цен. Второе премьерство — …
Продаю свой пепелац. https://www.avito.ru/sankt-peterburg/avtomobili_s_probegom/peugeot_406_2000_203853230 Продаю не по причине тех.неисправности или предвкушения больших вложений. Машина самому нравится. Пришло время «Ч» в решении квартирного вопроса. Посему деньги нужнее. …
Источник: https://yablor.ru/blogs/dbelyukin-illyustracii-k-romanu-aspushkina-evgeniy/1644924
“Евгений Онегин” с рисунками Николая Кузьмина
?
red_balls (red_balls) wrote,
2017-05-16 16:22:00 red_balls
red_balls
2017-05-16 16:22:00 Category:
Идея проиллюстрировать Евгения Онегина зародилась у Николая Кузьмина в 1928 году. Тогда, на курсах переподготовки комсостава под Саратовом, он брал томик Пушкина и читал – читал неспешно, по строчке, без помех.
“Раньше, по установившейся традиции, для иллюстраций выбирались те сюжетные моменты, которые вошли в либретто оперы Чайковского.
Лирические отступления, составляющие значительную и весьма существенную часть романа, никогда до сих пор не иллюстрировались.
В этих отступлениях множество автобиографических намеков, которые мне показалось интересным отметить и прокомментировать для читателя в беглых рисунках на полях. Так, кроме действующих лиц романа, я ввел в иллюстрации и самого автора.”
Евгения Онегина иллюстрировало много замечательных художников, но большинство из них увлекалось иллюстрированием именно сюжета. А ведь “Евгений Онегин” – гораздо более сложное произведение, чем попросту история неудачной любви юной романтической барышни из провинции.
Невозможно в сюжетных иллюстрациях выразить лирические отступления, выразить самого автора, его чувства, его мысли.
И Кузьмин предлагает совсем иной подход – рисовать так, как возможно рисовал бы сам Пушкин пером на полях своих рукописей, рисовать и Онегина и т.н. лирического героя, то есть по сути самого автора. И рисовать в стилистике самого Пушкина.
Думаю, многие помнят эти легкие портреты, зарисовки, сделанные рукой самого поэта
И Кузьмин отрисовывает всего Евгения Онегина именно так – построчно, по строфам, по лирическим отступлениям, скользя по тексту вслед автору.
“Когда иллюстрируешь классика, часто задаешь себе вопрос: а как бы отнесся к твоим иллюстрациям сам автор книги? Ощущение «посмертного благожелательства» автора для иллюстратора не безделица: тягостно, неприятно чувствовать во время работы у себя за спиной великую тень, неодобрительно качающую головой.
Раздумывая над утверждением К. И. Чуковского, я спрашиваю себя: а почему бы Пушкину и не быть благосклонным к моим иллюстрациям? Ведь главное их качество в том, что сделаны они без карандаша, без резинки, без калькирования — сразу пером по бумаге, то есть так же, в том же темпе, что и рисунки Пушкина на полях его рукописей. Рисунками поэта я восхищался смолоду, еще до того, как они стали предметом изучения специалистов. Я не подражал (попробуйте подражать!) рисункам Пушкина, а лишь следовал его методу рисования пером: сразу, без предварительного карандашного контура.”
В дальнейшем именно это многие и ставили в упрек художнику – всех смущала простота. Но эта простота лишь кажущаяся:
“Это трудный метод: изведешь вороха бумаги, прежде чем добьешься желаемого результата. То, что Пушкин с маху достигал в своих портретных набросках—пером по бумаге или мелком по зеленому сукну ломберного стола — поразительного сходства (об этом свидетельствуют многие современники поэта), всегда казалось мне чудесным даром.”
Источник: https://red-balls.livejournal.com/211408.html
«Евгений Онегин» в изданиях и иллюстрациях конца XIX — XX вв. Избранное». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника
«Евгений Онегин» в изданиях и иллюстрациях конца XIX — XX вв. Избранное».
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника
Наша небольшая выставка может служить коротким художественным комментарием к истории иллюстрации «Евгения Онегина». «Главная добродетель иллюстратора – умение читать Пушкина», – писал в 1967 году известный русский график Николай Васильевич Кузьмин.
История иллюстрации знаменитого пушкинского романа – подтверждение литературного и художественного опыта художника, создавшего к нему самую знаменитую серию картинок.
Первые иллюстрации к роману появились в 1828 году, когда были изданы только шесть глав. Выполнены они были по рисункам молодого художника А.В. Нотбека и помещены в «Невском альманахе на 1829 год».
Это гравюры С.Ф. Галактионова, Е.И. Гейтмана, А.А. Збруева. М.И. Иванова, И.В. Ческого. Опыт однако был признан неудачным.
«Только неумением художника «унизиться до “смиренной прозы”», т.е. просто, «без искусства», изобразить жизнь, как это впервые сделал Пушкин в романе» объяснима эта неудача первой попытки создать художественную интерпретацию текста романа (Павлова Е.В. Пушкин в русской советской иллюстрации. М.,1987. С.8.). Неудача приписывалась именно автору рисунков, а не гравёрам.
После смерти Пушкина первым удачным опытом иллюстрации к роману станет «Татьяна» (1862 г) М.О.
Микешина , гравюра на стали; и хотя художник погрешит в изображении бытовых деталей, по духу гравюра будет отвечать пушкинскому замыслу и станет трогательным художественным впечатлением для многих поколений читателей романа.
Именно этим можно объяснить то обстоятельство, что собиратель пушкинской реликвий А.Ф. Отто – Онегин , живя в Париже, экслибрисом к своему собранию изберёт эту известную для каждого русского читателя гравюру.
Примером интересной в историческом, но наивной в художественном плане иллюстрации являются рисунки А.Ф. Густавсона , литография М.П. Клодта, картинка к «Онегину» из серии художественных приложений к журналу «Нива», исполненные во второй половине XIX века.
Любопытна картинка О.Л. Делла-Вос – Кардовской, художницы, исполнившей вместе с мужем, известным графиком Дмитрием Кардовским, иллюстрации к «Евгению Онегину» по заказу театральной секции в 20-х годах XX века.
В 1933 году, к 100-летию выхода в свет романа, было подготовлено его юбилейное издание. Иллюстратором стал известный русский график Н.В. Кузьмин. Цикл иллюстраций к роману представлял собой серию из 141 рисунка пером в манере рисунков-набросков, имитировавших манеру самого поэта. Это стало своеобразным открытием в художественной интерпретации Пушкина.
«Они были новы вдвойне: по замыслу и по манере исполнения. Кузьмин оказался тем редкостным художником, который благодаря своему природному дару историка и лингвиста смог постигнуть и графически выразить восприятие «живого» Пушкина своими современниками… Рисунки произвели ошеломляющее впечатление своей необычностью…» ( Павлова Е.В. Пушкин в портретах. М., 1989.С.
107-109).
Другой известный иллюстратор Пушкина и замечательный русский график, представленный на выставке – Ф.Д. Константинов.
Более известны его иллюстрации к «Медному всаднику» и «Полтаве»; в нашем собрании три ксилографии к роману «Евгений Онегин». Художника считают глубоким истолкователем творчества А.С. Пушкина.
И это стало возможным, прежде всего, потому, что Ф.Д. Константинов, так же как Н.В. Кузьмин, был внимательным читателем Пушкина.
Графика П.Л. Бунина, рисунки к роману, выполненные в середине XX века, продолжают традицию читающего художника, внимательного к пушкинскому слову и осторожного в художественной его интерпретации.
О.Н.
Сандалюк,
хранитель ИЗО
В качестве примера издательской судьбы романа «Евгений Онегин» на выставке представлены книги из собрания научной библиотеки музея.
А изящные изделия из бисера и бисерные картинки пушкинской и послепушкинской поры из фонда декоративно-прикладного искусства служат своеобразной иллюстрацией времени, когда чтение, письмо и домашнее рукоделие были основным содержанием усадебной жизни в России.
Источник: https://pushkin.ellink.ru/museum/exh/exh11/exh230.asp
Иллюстрации к пушкину. образ татьяны
В этой статье представлен образ Татьяны Лариной (героини романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”) на иллюстрациях художницы Лидии Тимошенко (1903–1976).
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так видно небом суждено.
Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет”.
Так проповедовал Евгений.
Сквозь слез не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет;
Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее – слава богу –
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева…
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно все. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43455722618
«Евгений Онегин». Иллюстрации Лидии Тимошенко
?
Categories:
- литература
- искусство
- отношения
- Cancel
ТИМОШЕНКО Лидия Яковлевна (1903-1976) – художница сложной творческой судьбы.
Расцвет её творчества пришёлся на середину 1930-х – в это время сформировался образный язык, собственная живописная и графическая манера художницы.
Большинство работ этого периода посвящены темам детства и юношества, на них запечатлены пионеры, подростки, проводящие время на спортивных площадках, загорающие и купающиеся на пляже, танцующие, собирающие плоды… Во многом именно выразительные образы Тимошенко сформировали современное представление об эпохе 1930-х.
В 60-х годах она приобрела негласный статус особо утончённого портретиста, – серия её портретов, лаконично экспрессивных и раскрепощённых по цвету, стала знаковой для среды московской интеллигенции конца 60-х.
Произведения художницы находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.В её творчестве тесно соседствуют графика и живопись. Более двадцати лет занял у Лидии Тимошенко грандиозный труд по иллюстрированию романа в стихах А.С.
ПУШКИНА «Евгений Онегин» в живописной и графической технике. Это две совсем разные серии, первая была сделана маслом в начале послевоенного периода, вторая – в 60-е годы, в цветной литографии.
► «Портрет Онегина». 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 27 х 22 см.
► «Портрет Пушкина». 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 30 х 23 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 26 х 22 см.Глава 1.«Быть можно дельным человекомИ думать о красе ногтей:К чему бесплодно спорить с веком?…Он три часа по крайней мереПред зеркалами проводил…»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 36 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 29 х 22 см.
Глава 2.«Он слушал Ленского с улыбкой.Поэта пылкий разговор,И ум, ещё в сужденьях зыбкой,И вечно вдохновенный взор, –Онегину всё было ново;Он охладительное словоВ устах старался удержать…»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 42 х 32 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 28 х 21 см.
Глава 3.«Воображаясь героинейСвоих возлюбленных творцов,Кларисой, Юлией, Дельфиной,Татьяна в тишине лесовОдна с опасной книгой бродит,Она в ней ищет и находитСвой тайный жар, свои мечты…»
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 28 х 21 см.
Глава 3.«Вдруг мысль в уме её родилась…”Поди, оставь меня одну.Дай, няня, мне перо, бумагу,Да стол подвинь; я скоро лягу;Прости”. И вот она одна.Всё тихо. Светит ей луна.Облокотясь, Татьяна пишет.И всё Евгений на уме,И в необдуманном письмеЛюбовь невинной девы дышит».
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 29 х 22 см.
Глава 4.«”Я вас люблю любовью братаИ, может быть, ещё нежней.Послушайте ж меня без гнева:Сменит не раз младая деваМечтами лёгкие мечты;Так деревцо свои листыМеняет с каждою весною.Так, видно, небом суждено.Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою;Не всякий вас, как я, поймёт;К беде неопытность ведёт”.Так проповедовал Евгений.Сквозь слёз не видя ничего,Едва дыша, без возражений,Татьяна слушала его».
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
► 1960-1967 гг.
Бумага, цветная литография.
Глава 4.«Час от часу пленённый болеКрасами Ольги молодой,Владимир сладостной неволеПредался полною душой,Он вечно с ней.
В её покоеОни сидят в потёмках двое;Они в саду, рука с рукой,Гуляют утренней порой;И что ж? Любовью упоенный,В смятенье нежного стыда,Он только смеет иногда,Улыбкой Ольги ободренный,Развитым локоном игратьИль край одежды целовать».
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография.
Глава 4.«Но я плоды моих мечтанийИ гармонических затейЧитаю только старой няне,Подруге юности моей,Да после скучного обедаКо мне забредшего соседа,Поймав нежданно за полу,Душу трагедией в углу…»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 29 х 44 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография.
Глава 5.«Настали святки.
То-то радость!Гадает ветреная младость,Которой ничего не жаль,Перед которой жизни дальЛежит светла, необозрима;Гадает старость сквозь очкиУ гробовой своей доски,Всё потеряв невозвратимо;И всё равно: надежда имЛжёт детским лепетом своим.Татьяна любопытным взоромНа воск потопленный глядит:Он чудно вылитым узоромЕй что-то чудное гласит…»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография.
Глава 5.«И снится чудный сон Татьяне.Ей снится, будто бы онаИдёт по снеговой поляне,Печальной мглой окружена……
Татьяна в лес; медведь за нею;Снег рыхлый по колено ей;То длинный сук её за шеюЗацепит вдруг, то из ушейЗлатые серьги вырвет силой;То в хрупком снеге с ножки милойУвязнет мокрый башмачок……
Упала в снег; медведь проворноЕё хватает и несёт;Она бесчувственно-покорна,Не шевельнется, не дохнёт;Он мчит её лесной дорогой…»
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 27 х 21 см.
Глава 5.«Буянов, братец мой задорный,К герою нашему подвёлТатьяну с Ольгою; проворноОнегин с Ольгою пошёл;Ведет её, скользя небрежно,И наклонясь ей шепчет нежноКакой-то пошлый мадригал,И руку жмет – и запылалВ её лице самолюбивомРумянец ярче. Ленский мойВсё видел: вспыхнул, сам не свой;В негодовании ревнивомПоэт конца мазурки ждёт…»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
Глава 6.«ПробилиЧасы урочные: поэтРоняет молча пистолет,На грудь кладет тихонько рукуИ падает. Туманный взорИзображает смерть, не муку.Так медленно по скату гор,На солнце искрами блистая,Спадает глыба снеговая.Мгновенным холодом облит,Онегин к юноше спешит,Глядит, зовет его… напрасно:Его уж нет.
Младой певецНашёл безвременный конец!Дохнула буря, цвет прекрасныйУвял на утренней заре,Потух огонь на алтаре!….. В тоске сердечных угрызений,Рукою стиснув пистолет,Глядит на Ленского Евгений.«Ну, что ж? убит», – решил сосед.Убит!.. Сим страшным восклицаньемСражён, Онегин с содроганьемОтходит и людей зовет».
45 х 35 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография.
Глава 7.«Таня входит в дом пустой,Где жил недавно наш герой…. Татьяна взором умиленнымВокруг себя на всё глядит,И всё ей кажется бесценным,Всё душу томную живитПолумучительной отрадой:И стол с померкшею лампадой,И груда книг, и под окномКровать, покрытая ковром,И вид в окно сквозь сумрак лунный,И этот бледный полусвет,И лорда Байрона портрет……
Хранили многие страницыОтметку резкую ногтей;Глаза внимательной девицыУстремлены на них живей.Татьяна видит с трепетаньем,Какою мыслью, замечаньемБывал Онегин поражён,В чем молча соглашался он.На их полях она встречаетЧерты его карандаша.Везде Онегина душаСебя невольно выражаетТо кратким словом, то крестом,То вопросительным крючком.
И начинает понемногуМоя Татьяна пониматьТеперь яснее – слава богу –Того, по ком она вздыхатьОсуждена судьбою властной:Чудак печальный и опасный,Созданье ада иль небес,Сей ангел, сей надменный бес,Что ж он? Ужели подражанье,Ничтожный призрак, иль ещёМосквич в Гарольдовом плаще,Чужих причуд истолкованье,Слов модных полный лексикон?..Уж не пародия ли он?»
► 1950-1955 гг.
Картон, масло. 45 х 35 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 28 х 23 см.
Глава 8.«Княгиня смотрит на него…И что ей душу ни смутило,Как сильно ни была онаУдивлена, поражена,Но ей ничто не изменило:В ней сохранился тот же тон,Был так же тих её поклон.
Ей-ей! не то, чтоб содрогнуласьИль стала вдруг бледна, красна…У ней и бровь не шевельнулась;Не сжала даже губ она».
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
► 1960-1967 гг.
Бумага, цветная литография. 27 х 23 см.
Источник: https://the-morning-spb.livejournal.com/194988.html