Игоша смерть в кармане в повести “детство” горького: описание в цитатах

Образ Игоши Смерть в Кармане в повести Детство Горького сочинение

Очень глубокое и интересное произведение Максима Горького Детство известно всем, которое носит автобиографический характер. Здесь автор сосредоточил все моменты и события произошедшие в детстве и наделил каждого героя своей ролью и своим предназначением. Здесь наказания соседствовали с радостью, а злость с добротой и отзывчивостью бабушки главного героя.

Игоша Смерть В Кармане является второстепенным персонажем и впервые читатель сталкивается с ним в 7 главе повести. Он предстает перед нами высоким и сухим человеком с хромотой и с лохматыми и жесткими волосами. У него костлявое лицо и руки с красными глазами.

Сутулость и поникший взгляд говорит о том, что в жизни тяжело найти своё место. Его одеяние всегда неизменно это длинный тяжелый тулуп из овчины и мохнатая темная шапка. Первое впечатление, что это безумный человек в поиске чего-то важного и серьезного.

А опущенная голова и раскачивание в разные стороны говорит об унынии в жизни.

Обратите внимание

Игоша Смерть В Кармане наполнен слабостью и беззащитностью. Читатель видит как над ним издеваются дворовые мальчишки, как бросают в него камни и оскорбляют, но он будто не чувствует боль и идет дальше. Его трясущиеся руки, которыми он поправляет шапку после камней попавшие в него, заставляют нас жалеть этого бедолагу.

Он постоянно ругается на этих мальчишек, при этом использует всегда три слова. Но Игоша не может постоять за себя, так как его душа находится в блаженной невесомости от этих проблем. Из-за жизни в нищете он стал пьянствовать и отмахиваясь от мальчишек он всегда неуклюже размахивал руками.

  Главному герою этой повести Алексею Пешкову очень неприятно смотреть на эту ситуацию, которая происходит с Игошей. Ведь отчасти тот не виноват, что жизнь сложилась неудачно.

Всё в произведении Максима Горького противопоставляется. Перед нами некая школа жизни и жестокая реальность. Доброта души бабушки, которая определила и пробудила нравственные нотки в душе Алексея Пешкова отражается в его сочувствии к окружающему миру. Для него непонятно как Игоша Смерть В Кармане смог довести себя до такого состояния.

Ведь столкнувшись с жестокостью мира в детстве можно преодолеть ее в более во взрослом возрасте. Так и получилось у главного героя, в отличие от второстепенного персонажа Игоши.

Поэтому загнав себя в нищету и алкоголь этот человек с подбитыми крыльями и трясущимися руками никогда уже не сможет выплыть наружу, так как в его жизни главное спиртное.

  • Сочинение Любовь в повести Ася Тургенева
    Действие повести разворачивается за границей в Германии. Повествование ведется от лица главного героя Н.Н. В первых же строках мы узнаем из его уст, что был он молод, весел и здоров, ни в чем не нуждался и путешествовал без всякой цели
  • Сочинение по картине Портрет А.П. Струйской Рокотова
    В картинах Рокотова всегда присутствовала некая харизма и обаяние со стороны модели для картины. По картинам видно, что при их написании автор старался как больше внимания уделять именно лицу и взгляду и как меньше всему остальному
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова – одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.
  • Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс
    В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что он оружейник, на щеке небольшая родинка, а на висках выдранные волосы, это произошло на учениях
  • Образ Ани Раневской в пьесе Вишнёвый сад и ее характеристика сочинение
    Аня Раневская – это малозначащее действующее лицо, но все же раскрыла значительный образ в пьесе Чехова «Вишневый сад».

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gorkij/obraz-igoshi-smert-v-karmane-v-povesti-detstvo

Сочинение Игоша Смерть в Кармане в повести Детство Горького

Произведение носит автобиографический характер. В повести «Детство» автор рассказал о собственных детских годах. В детстве для писателя главным являлась его бабушка. В повести каждый герой играет особую роль.

К второстепенным героям относится Игоша Смерть в Кармане. Писатель упоминает героя в 7 главе произведения. По характеру Игоша был безумным человеком. Здешние дворовые мальчики глумились и дразнили бедного Игошу.

Кроме того герой постоянно поддавался избиению камнями. Физически он был очень слабым и не умел заступиться за себя. Главный герой мальчик Алеша не может смотреть, как Игошу постоянно оскорбляют.

Игоша был очень беден и постоянно пил.

Важно

По телосложению Игоша Смерть в кармане был худым и высокорослым мужчиной с тощим грязным лицом. Он всегда ходил в шубке из овчины. Его волосы всегда были грязными и жесткими. По улицам герой бродил безмолвно и постоянно раскачивался по сторонам.

Его голова всегда была опущена. При ходьбе он постоянно сутулился. Его грустные и небольшие глаза вызывали уважение у мальчика Алеши. Мальчишка всегда думал, что Игоша занятой и деловой человек. И поэтому Алеша не хотел ему мешать в его раздумьях.

При прогулке по улицам дворовые мальчики кидали ему камень прямо в спину.  Он не замечал нападение мальчишек, поскольку совершенно не чувствовал боль от удара. Пройдя какое – то время Игоша оборачивался и поправлял шапку. При этом он не произносил ни слова. В ответ мальчики дразнили его «Смертью в кармане».

Иногда герой хватался за карман и наклонялся и брал камешек с земли либо чурку. Иногда он подбирал кусок грязи, чтобы отмахнуться от драчунов. Из-за своего сумасшествия и постоянного пьянства он не мог попасть в своих обидчиков и неуклюже размахивал длинными руками.  Он постоянно потреблял только ругательские слова. В его разговорный словарь входили 3 ругательских слова.

В отличие от него, мальчишки знали больше слов. При ходьбе Игоша прихрамывал на одну ногу.

Порой он медленно гнался за хулиганами. Игоша не мог быстро бежать, поскольку ему препятствовала его длинная и грязная шуба. Часто Игоша падал на землю. Его черные руки были подобны деревянным высохшим сучкам. Смелые мальчики всыпали ему на голову горсть пыли и песка.

← История создания повести Детство
← Критика о пьесе Горького На дне ↑ ГорькийПочему так часто ссорились в семье Кашириных →
Семья Кашириных в повести Детство →

  • Маленький человек в Петербургских повестях Гоголя сочинение
    Рассмотрим образ мелкого чиновника, занимающего нижнюю грань в обществе, У него нет прав в обществе. Он находится на грани бедности. Государственный аппарат поглотил его, и жалкое жалование обрекает на вечную нужду
  • Сочинение Что значит словосочетание недостижимый идеал? Итоговое
    Другими словами недостижимый идеал называют утопией. К примеру, если говорить простыми словами и примерами, недостижимым идеалом может морковь, которую вешают перед лицом ишака, для того чтобы он шел вперед и не останавливался.
  • Дядя Хвост в рассказе Тургенева Муму – сочинение
    Дядя Хвост – один из персонажей в произведении Тургенева Муму, которое автор написал со своей уникальной эмоциональной окраской и стилем написания. Дядя Хвост – крепостной
  • Сочинение Кудряш в пьесе Гроза Островского
    Одним из второстепенных, тем не менее, значимых персонажей «Грозы» Островского, является Иван Кудряш. Как устоялось в русском народном творчестве, обычно Иваны выступают дурачками
  • Сравнительная характеристика двух одноклассников (двух друзей) сочинение 8 класс
    Каждый человек индивидуален по-своему. Мы все отличаемся друг от друга внешними качествами, характером, привычками. У каждого свой вкус и свои взгляды на все, что происходит вокруг.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/igosha-smert-v-karmane-v-povesti-detstvo

Характеристика героев повести «Детство» Горького

Алеша Пешков – главный герой и рассказчик повести. В раннем детстве он поселяется в семье матери – злом и скандальном семействе Кашириных. Повесть «Детство» — это рассказ Алеши о его тяжелой жизни у Кашириных.

Бабушка Акулина Ивановна Каширина – добрая, энергичная женщина. Ей около 60 лет. Бабушка становится лучшим другом Алеши на многие годы.

Дед Василий Васильевич Каширин – уважаемый, состоятельный человек, владелец красильной мастерской. Ему около 80 лет. Дед – умный, но жадный и жестокий человек.

Мать Алеши Варвара Васильевна Каширина (в замужестве – Пешкова, Максимова) – молодая женщина. После смерти мужа Варвара оставляет сына Алешу на воспитание бабушке Акулине.

Отец Алеши Максим Савватеевич Пешков – отец Алеши Пешкова и муж Варвары. Максим Пешков – добрый, веселый человек. Умирает в молодом возрасте.

Дядя Яков Васильевич Каширин – один из двух дядьев Кашириных. Яков – злой, жестокий, глупый, завистливый человек. Яков избил свою жену до смерти.

Дядя Михайло (Михаил Васильевич Каширин) – второй дядя Алеши, жестокий, завистливый, злой человек. Он избивает свою беременную жену, тетку Наталью.

Иван Цыганок – 19-летний парень, подкидыш, воспитанный в семье Кашириных. Цыганок – веселый, добрый человек. Он погибает по вине дядьев Якова и Михаила

Мастер Григорий Иванович – добрый, умный старик, верный помощник деда Василия в его мастерской. В конце концов Григорий слепнет и становится нищим.

Хорошее Дело – мужчина, имя которого не указано в повести. Он снимает комнату в доме деда Каширина. Хорошее Дело – добрый, милый и очень одинокий человек. Он становится лучшим другом Алеши, но вскоре дед выживает мужчину из дома.

Тетка Наталья Каширина – жена дяди Михаила, робкая и тихая женщина. Беременная тетка Наталья терпит побои своего мужа и мучается в семье Кашириных. Во время родов третьего ребенка она умирает.

Саша Каширин (Яковов сын) – сын дяди Якова, двоюродный брат Алеши Пешкова. Злой, хитрый мальчик, как и его отец.

Саша Каширин (Михайлов сын) – сын дяди Михаила и тетки Натальи, двоюродный брат Алеши Пешкова. Тихий, печальный и ленивый мальчик.

Катерина Каширина – дочь дяди Михаила и тетки Натальи, двоюродная сестра Алеши Пешкова.

Нянька Евгенья живет в доме Кашириных и ухаживает за детьми.

Евгений Максимов – отчим Алеши Пешкова, второй муж Варвары. Евгений – дворянин. Женившись на Варваре, он проигрывает все деньги в карты, из-за чего семья впадает в нищету. Он бьет свою жену и изменяет ей.

Дядя Петр – извозчик, жилец в доме деда Каширина. Алеша с интересом слушает его истории из жизни крестьян. Дядя Петр кончает жизнь самоубийством.

Игоша Смерть в Кармане – блаженный человек. Местные мальчишки обижают и бьют Игошу. Алеша, напротив, с сочувствием относится к бедному человеку.

Источник: https://rulit.online/articles/harakteristika-geroev-povesti-detstvo-gorkogo/

Краткое содержание «Детство»

Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Произведение написано в жанре автобиографической повести, в которой автор по-иному переосмыслил и изобразил многие эпизоды из своего детства.

Глазами главного героя – мальчика Алексея Каширина, читатель видит окружающий героя суровый, очень жестокий мир, который, тем не менее, неразрывно связан со сказками, которые Алексею рассказывала бабушка. Повесть относится к литературному направлению «неореализм».

На нашем сайте вы можете онлайн прочитать краткое содержание «Детства» по главам. Горький в своей повести раскрыл многие «вечные» темы: отношения отцов и детей, развития личности ребенка, становления человека в социуме и поиск своего места в мире.

Совет

Пересказ «Детства» будет полезен учащимся 7 класса при подготовке к уроку либо контрольной работе по произведению.

Алексей – главный герой произведения, за детством которого читатель следит на протяжении всей повести и от имени которого ведётся всё описание рассказа «Детство».

Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алексея, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом» с роскошной густой косой, «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

Василий Васильич Каширин – дед Алексея, очень строгий, «небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками».

Варвара – мать Алексея, «сама на всю жизнь сирота».

Михаил – дядя Алексея, «чёрный гладковолосый».

Яков – дядя Алексея, «сухой, как дед, светлый и кудрявый».

Григорий – полуслепой мастер, служивший у Кашириных, «плешивый, бородатый человек в темных очках».

Иван-Цыганок – приемный сын Кашириных, подмастерье, «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой». Веселый и находчивый парень, но наивный как ребенок.

Хорошее Дело – нахлебник, один из постояльцев Кашириных, «худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках», «молчалив, незаметен».

Евгений Максимов – отчим Алексея, второй муж Варвары.

Глава 1

Главный герой, мальчик Алексей, жил с матерью и отцом в Астрахани. Повесть начинается с воспоминаний мальчика, как от холеры умирает его отец Максим. От горя у матери Алексея, Варвары, в день смерти мужа начались преждевременные роды. Мальчик все помнил очень смутно, обрывками, так как на тот момент сильно болел.

После похорон бабушка мальчика Акулина Ивановна Каширина забрала дочь с двумя внуками Нижний Новгород. Семья ехала на пароходе, маленький брат главного героя Максим умер по дороге и во время остановки в Саратове женщины вынесли и похоронили мертвого малыша.

Читайте также:  Мораль басни "слон в случае" крылова (анализ, суть, смысл)

Чтобы отвлечь Алексея от всего, что происходило, бабушка рассказывала мальчику в дороге сказки, которых знала очень много.

В Нижнем Новгороде бабушку, маму и Алексея встречала многочисленная семья Кашириных.

Тут же мальчик познакомился и с главой семейства – строгим, сухоньким старичком – Василием Васильичем Кашириным, а также со своими дядьями – Михаилом и Яковом, двоюродными братьями. Дед мальчику сразу не понравился, так как он «сразу почувствовал в нём врага».

Глава 2

Вся большая семья жила в огромном доме, но все постоянно ссорились и враждовали между собой. Алексея очень пугала постоянная вражда в семье, ведь он привык жить в дружелюбной атмосфере.

В нижней части дома находилась красильная мастерская – причина распри между дядьями и дедом (старик не хотел отдавать им часть мастерской – наследство Варвары, которое женщина не получила, так как вышла замуж без благословения деда).

По семейному обычаю каждую субботу дед наказывал всех провинившихся внуков – сек их розгами. Не избежал это участи и Алеша – один из двоюродных братьев подговорил его покрасить парадную скатерть. Дед очень рассердился, узнав об этой шалости. Во время наказания не привыкший к побоям мальчик укусил деда, за что старик, сильно разозлившись, очень сильно отсек его.

Обратите внимание

После этого Алексей долго болел и в один из дней дед сам пришел к нему мириться, рассказав о своем тяжелом прошлом. Мальчик понял, что дед «не злой и не страшен».

Особое впечатление на Алексея произвел Иван-Цыганок, который также заходил к нему поговорить. Цыганок рассказал мальчику, что во время наказания вступился за него, подставив руку под розги, чтобы они сломались.

Глава 3

Когда Алексей выздоровел, он стал больше общаться с Цыганком и они подружились. Цыганка подкинули как-то зимой к дому бабушки и деда, и женщина, настояв на том, что его нужно оставить, воспитала почти как собственного сына.

Бабушка все время была уверена, что Цыганок умрет не своей смертью.

Вскоре Цыганок погиб (как говорил мастер Григорий, его уморили дядья Алексея).

Это произошло случайно: в один из дней Яков решил отнести на могилу своей жены, которую сам же и убил, тяжелый дубовый крест (мужчина дал после смерти жены обет, что в день годовщины отнесет этот крест на собственных плечах на ее могилу). Иван-Цыганок и Михаил помогали Якову.

Неся комель, Цыганок в какой-то момент споткнулся и братья, опасаясь, что их покалечит, опустили крест. Тяжелая древесина придавила Иван, от чего он вскоре умер.

Глава 4

Атмосфера в доме становилась все хуже, единственной отдушиной для героя было общение с бабушкой. Алексею очень нравилось наблюдать за тем, как молилась бабушка.

Помолившись, она рассказывала мальчику истории об ангелах, чертях, рае и боге.

В один из вечеров загорелась мастерская Кашириных.

Пока дед не мог взять себя в руки, бабушка организовала людей и сама побежала в горящую мастерскую, чтобы вынести бутылку с купоросом, который мог взорваться и разнести весь дом.

Глава 5

«К весне дядьки разделились». «Михаил уехал за реку, а дед купил себе большой дом на Полевой улице, с кабаком в нижнем каменном этаже, с маленькой уютной комнаткой на чердаке и садом». Весь дом дед сдавал квартирантам и только на верхнем этаже отвел большую комнату для себя и приема гостей, бабушка же с Алексеем поселились на чердаке. Мать мальчика приходила очень редко и ненадолго.

Бабушка разбиралась в травах и снадобьях, поэтому многие люди обращались к ней за помощью как к лекарке и повитухе. Как-то женщина сокращенно рассказала Алексею о своем детстве и молодости. Мать бабушки была искусной кружевницей, но однажды барин ее напугал и женщина выбросилась из окна.

Женщина не погибла, а только лишилась руки, поэтому ей пришлось оставить свое ремесло и ходить с дочерью по людям, прося милостыню. Женщина постепенно обучала девочку всему, что знала – плетению кружева, знахарскому делу.

О своем детстве рассказывал и дед, который помнил свои малые годы «от француза». Мужчина делился своими воспоминаниями о войне, о французских пленных.

Через некоторое время дед начал учить Алексея грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным учеником.

Гулять на улицу Алексея отпускали очень редко, так как местные мальчишки постоянно били его.

Глава 6

Как-то вечером прибежал взволнованный Яков, сообщая, что к деду идет разъяренный сын Михаил, чтобы убить его и забрать приданое Варвары. Дед прогнал сына, но Михаил не успокоился и начал приходить к ним регулярно, скандаля на всю улицу. Однажды дед подошел к окну с зажженной свечой, Михаил бросил в него камень, но не попал, только разбив стекло.

В другой раз дядя, пытаясь выбить входную дверь толстым колом, разбил маленькое окошко рядом с дверью. А когда бабушка высунула руку, чтобы прогнать его, ударил и по ней, сломав кость. Рассердившись, дед открыл дверь, ударил Михаила лопатой, облил холодной водой и, связав, уложил в бане. К бабушке позвали костоправку – сгорбленную, с острым носом, опирающуюся на клюку старуху.

Алексей принял ее за саму смерть и пытался прогнать.

Глава 7

Алексей «очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой». Бабушка молилась каждый раз по-другому, словно общаясь с богом, и ее бог был всегда рядом. Ему подчинялось все на земле. «Бабушкин бог был понятен мне и не страшен, но пред ним нельзя было лгать, стыдно».

Однажды женщина, поучая внука, сказала ему «памятные слова»: «В дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они богом испытаны, а ты ещё нет, и живи детским разумом. Жди, когда господь твоего сердца коснётся, дело твоё тебе укажет, на тропу твою приведёт,- понял? А кто в чём виноват – это дело не твоё.

Господу судить и наказывать. Ему, а – не нам!». Бог деда, напротив, был жесток, но помогал ему. Старик всегда молился одинаково, как еврей: принимал ту же самую позу и читал одни и те же молитвы.

Важно

Когда мастер Григорий ослеп, дед выгнал его на улицу, и мужчине пришлось ходить просить милостыню.

Бабушка всегда старалась подать ему. Женщина была уверена, что за это бог обязательно накажет деда.

Глава 8

В конце зимы дед продал старый дом и купил новый, более уютный «по Канатной улице», тоже с заросшим садом. Дед начал набирать квартирантов и вскоре дом был забит незнакомыми людьми, среди которых особенно привлек Алексея нахлебних «Хорошее Дело» (мужчина постоянно произносил эти слова). В его комнате было много странных вещей, нахлебник постоянно что-то изобретал, плавил металлы.

Однажды бабушка рассказывала сказку о Иване-воине и Мироне-отшельнике, в которой Мирон перед смертью начал молиться за весь мир людской, но молитва оказалась настолько длинной, что читает он ее по сей день.

В конце нахлебник расплакался, после он просил прощение за свою слабость, оправдываясь, что «Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! Молчишь, молчишь,- и вдруг – вскипит в душе, прорвёт… Готов камню говорить, дереву».

Его слова впечатлили Алексея.

Алексей постепенно сдружился с нахлебником, хотя бабушке и деду не нравилась их дружба – они считали Хорошее Дело колдуном, боялись, что он сожжет дом. Постоялец всегда знал, когда Алексей говорит правду, а когда врет. Нахлебник научил мальчика, что «настоящая сила – в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней». Однако через некоторое время «Хорошее Дело» выжили, и ему пришлось уехать.

Глава 9

Однажды Алексей, проходя мимо дома Овсянникова, увидел через щель забора троих мальчиков, которые играли во дворе. Герой стал случайным свидетелем того, как младший мальчик упал в колодец и помог старшим вытащить его. Алексей начал дружить с ребятами, приходил к ним в гости, пока его не увидел полковник, дед мальчиков.

Когда Овсянников выставлял героя из своего дома, мальчик назвал его «старым чертом», за что после дед его сурово наказал и запретил дружить с «барчуками». Как-то извозчик Петр заметил, что мальчик общается с ними через забор и доложил деду. С того момента между Алексеем и Петром началась война.

Они постоянно пакостили друг другу, пока Петра не убили за то, что он грабил церкви – извозчика нашли мертвым в саду у Кашириных.

Глава 10

Мать Алексей вспоминал редко. Как-то зимой она вернулась и, поселившись в комнате нахлебника, начала учить мальчика грамматике и арифметике. Дед пытался заставить женщину снова выйти замуж, но она всячески отказывалась.

Бабушка пыталась заступиться за дочь, дед рассердился и сильно избил жену, после чего Алексей помогал бабушке доставать из головы глубоко вошедшие под кожу шпильки. Видя, что бабушка не обижается на деда, мальчик сказал ей: «ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!».

Решив отомстить деду за бабушку, мальчик порезал его святцы.

Дед начал устраивать в доме «вечера», приглашая гостей, среди которых был старый неразговорчивый часовщик. Дед хотел выдать за него Варвару, но женщина, возмущаясь, отказалась выходить за него замуж.

Глава 11

«После этой истории [об отказе часовщику в женитьбе] мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». Женщина начала звать в гости братьев Максимовых.

После Святок Алексей заболел оспой. Бабушка начала пить, спрятав у мальчика под кроватью чайник со спиртным. Все время, пока Алексей болел, она ухаживала за ним, рассказывая об отце Алексея. Максим был сыном солдата, по профессии был краснодеревщиком.

С Варварой они поженились против воли деда, поэтому тот не сразу принял зятя. Бабушке же сразу понравился Максим, так как у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер.

После ссоры с братьями Варвары (они пьяными пытались утопить зятя) Максим с семьей уехал в Астрахань.

Глава 12

Варвара вышла замуж за Евгения Максимова. Алексею отчим сразу не понравился. Мать с новым мужем вскоре уехали. Алексей сделал себе убежище в яме в саду, и там провел почти все лето. Дед продал дом и сказал бабушке, чтобы шла кормиться сама. Старик снял для себя две темные комнаты в подвале, бабушка некоторое время жила у одного из сыновей.

Вскоре приехали Евгений и снова беременная Варвара. Они говорили всем, что их жилье сгорело, но было понятно, что отчим все проиграл. Молодые сняли в Сормове очень скромное жилье и Бабушка с Алешей переехали к ним.

Евгений зарабатывал на жизнь тем, что за бесценок скупал у рабочих кредитные записки на продукты, которые им давали вместо денег.

Совет

Алексея отправили в школу, но он плохо ладил с учителями: дети осмеивали его бедную одежду, учителям не нравилось его поведение.

Отчим завел любовницу и начал избивать жену, за что Алексей его как-то чуть не зарезал. У матери Варвары родился больной мальчик Саша, который умер вскоре после рождения второго ребенка, Николая.

Глава 13

Алексей с бабушкой снова стал жить у деда. Под старость мужчина стал совсем скуп, поэтому разделил хозяйство пополам, внимательно следя, чтобы они не ели его еду.

Бабушка зарабатывала на жизнь плетением кружев и вышивкой, Алеша собирал ветошь и сдавал ее, воровал с другими мальчиками дрова.

Алексей успешно перешел в третий класс, его даже наградили похвальной грамотой и комплектом книг.

Вскоре к ним приехала очень больная мать с маленьким, больным золотухой, Николаем, так как Евгений потерял работу. Женщина была очень больна, с каждым днем ей становилось все хуже.

В августе, когда отчим вновь нашел работу и только снял жилье, Варвара умерла, так и не попрощавшись с мужем.

После того как Варвару похоронили, дед сказал Алексею, что «ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди».

И мальчик пошел в люди.

Произведение Максима Горького «Детство» рассказывает о нелегком детстве маленького Алексея Каширина, который, не смотря ни на что, благодарно принимал свою судьбу: «в детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».

Обратите внимание

Центральной идеей повести, которая прослеживается даже при прочтении краткого пересказа «Детства» Горького является идея, что всегда и во всем нужно искать что-то хорошее: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей».

После прочтения краткого содержания рассказа – обязательно проверьте свои знания:

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 5328.

Читайте также:  Иллюстрации к рассказу "один день ивана денисовича": картинки, рисунки, кадры из фильма

Источник: https://obrazovaka.ru/books/gorkiy/detstvo

Цыганок из повести “Детство” Горького, портрет, характеристика

Цыганок из повести “Детство” Горького, портрет, характеристика.

  1. Иван по прозвищу Цыганок был подкидышем. Его нашли весной на лавке, стоящей у ворот дома. Шел дождь, и малыша просто не могли не забрать к себе. У ребенка были черные волосы и смуглая кожа, за это его и стали называть Цыганком. Но его главной отличительной чертой была жуликоватость. От бабушки Алеша узнал, что мальчик подворовывает на рынке. Дед давал Цыганку деньги, кое-что он все же честно покупал, но большую часть тягал тайком. У Ивана это получалось очень хорошо, поэтому жулик продолжал заниматься воровством не из-за нужды, а по причине проснувшегося азарта.

    Цыганок был красивым мальчиком широкогрудым, кудрявым, ладно сложенным. Особенно привлекательным Иван становился, когда наряжался в праздничную золотистую рубаху, штаны из флиса и сапоги, скрипевшие при каждом движении.

    Его черные как смоль волосы блестели, веселые раскосые глаза призывно сверкали под густыми бровями, а улыбка обнажала ровные белоснежные зубы. Нарядная рубаха Ивана отражала огонек лампады, и, казалось, горела не менее ярко.

    Алеша сдружился с Цыганком.

    Шустрый жуликоватый мальчишка оказал большое влияние на формирование личности главного героя. Иван объяснял Алеше, как правильно себя вести во время порки, чтобы не было так больно.

    Цыганок оказался настолько непохожим на окружающих, что ассоциировался у Пешкова со сказочным персонажем то ли Иванушкой-дурачком, то ли Иваном-царевичем.

    Пешков подметил, что все обитатели дома Кашириных относились к Цыганку с особым чувством. Даже суровый дед не так сильно хлестал Ивана, как своих внуков, и кричал на него не так громко, как на сыновей. Дядья тоже не обижали подкидыша своими обидными шутками (всю злость они направляли на мастера Григория).

    Чем Цыганок так понравился Алеше? Подкидыш активно помогал Кашириным по хозяйству, без устали трудился в красильне. Несмотря на свою жуликоватость, он никогда не обманывал ни деда, ни бабушку. К сожалению, жизнь Цыганка не была долгой.

    Он умер по трагической случайности. Дядя Яков попросил у Ивана помощи. Ему нужно было отнести крест на могилу жены. Дело было в самом начале зимы, в субботний день. Цыганок поскользнулся, упал, и его придавило тяжелым крестом.

    Важно

    Похороны подкидыша прошли тихо и незаметно.

    Цыганок, как и бабушка, был для Алеши и другом, и заступником в неприветливом доме Кашириных. Иван на личном примере показал главному герою, как важно сопереживать людям, любить их. У него была добрая душа, озарявшая своим теплым светом невеселую Алешину жизнь.

  2. Характеристика героя Цыганок (Детство Горький М. )

    Цыганок (Иван) – второстепенный герой повести Максима Горького “Детство”. Иван – подкидыш, “раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке”. Цыганок работает в красильне деда, помогает в бытовых делах и др.

    Прозвали его Цыганком за смуглую кожу, чрные волосы и, конечно, за то, что был он нечист на руку: “Бабушка объяснила мне, что Цыганок не столько покупает на базаре, сколько ворует. – Даст дед ему пятишницу, он на три рубля купит, а на десять украдт. Любит воровать, баловник! Раз попробовал – ладно вышло, он и взял воровство в обычай”.

    Внешность у Цыганка была привлекательная: “Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой.

    Блестели его волосы, сверкали раскосые веслые глаза под густыми бровями и белые зубы под чрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады”. Речь Цыганка – веслая, живая, лукавая. Цыганок оказал большое влияние на развитие характера Алши Пешкова. Он был одним из его близких друзей.

    Цыганок учил Алшу правильно вести себя во время порки, помог ему в случае со скатертью и так далее. Все жители дома относились к Цыганку особенно” “Дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей….

    Дядья тоже обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не шутили с ним, как с мастером Григорием, которому почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое”. Автор уважает Цыганка за его “золотые руки”, за его честность по отношению к хозяевам (бабушке и деду) .

    Умер Цыганок в субботу, в начале зимы. Цыганку помогал дяде Якову нести крест, на могилу его жены. Цыганок поскользнулся, его придавило крестом. Похоронили его незаметно, не памятно.

Источник: https://info-4all.ru/drugoe/ciganok-iz-povesti-detstvo-gorkogo-portret-harakteristika/

Нравственные искания Алеши Пешкова (по повести А. М. Горького «Детство»)

В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в че­ловека…

Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бур­ным весельем, вражда и предательство соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили.

Доб­рота ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль: «До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в не­прерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим челове­ком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Совет

Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и вера? Каким должен быть человек?

Алеше очень нравился «бабушкин» Бог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе пред­ставляла Бога бабушка: «Сидит Господь на холме, среди луга райского… А около Господа ангелы летают во множестве…

Бога видеть человеку не дано, — ос­лепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста».

Алеша представлял, «что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пче­лы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок». Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен, «но перед ним нельзя было лгать — стыдно.

Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке». В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравст­венному становлению мальчика. Одним из таких уро­ков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.

Бабушке этот поступок не понравился: «в дела взрос­лых не путайся! Взрослые — люди порченые; они Бо­гом испытаны, а ты еще нет, и — живи детским разу­мом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, — понял? А кто в чем виноват — это дело не твое. Господу судить и на­казывать. Ему, а не нам!»

Дедов Бог и молитва отличались от бабушкиных. Дедов Бог — «существо вездесущее, всеведущее, все­видящее». Молился он твердо, точно повторял урок, крестился часто, судорожно кивая головой, голос его взвизгивал и всхлипывал.

В отличие от бабушкиного доброго и справедливого Бога, дед всегда подчеркивал в силе Божией ее жесто­кость: «…вот согрешили люди и — потоплены, еще со­грешили и — сожжены, разрушены города их». «…де­дов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не лю­бил никого, следил за всем строгим оком, он прежде всего искал и видел в человеке дурное, злое, грешное».

Обратите внимание

В детстве, в период становления личности, ребенку особенно необходимы нравственные ориентиры в жизни. «Мысли и чувства о боге были главной пи­щей» для души Алеши. Бог в душе у мальчика ассо­циировался с образом бабушки, поэтому он ему и нра­вился, в отличие от Бога деда.

Первые уроки нравст­венности, полученные от бабушки, навсегда остались с Алешей: «Я не мог терпеть, когда ребята стравлива­ли собак и петухов, истязали кошек, гоняли еврей­ских коз, издевались над пьяными нищими и блажен­ным Игошей Смерть в Кармане». От Григория Ивано­вича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню, Алеша убегал.

Ему было «нестерпимо стыдно перед ним», стыдно, что дедушка отказал ста­рому мастеру в крове и еде.

Хорошей школой жизни стали для Алеши Пешко­ва детские годы. Столкнувшись с человеческой зло­бой и жестокостью, ему пришлось рано повзрослеть. Но сердце мальчика не очерствело, оно осталось от­крытым для любви к людям.

У бабушки Алеша нау­чился черпать силы, научился оптимизму, бескоры­стной любви к миру, она открыла ему светлого и доб­рого Бога. Бог для мальчика — это символ всего прекрасного, что окружает человека.

Размышления о «милом друге всему живому» способствовали духов­ному и нравственному становлению Алеши.

Источник: http://5litra.ru/soch/252-nravstvennye-iskaniya-aleshi-peshkova-po-povesti-a-m-gorkogo-detstvo.html

Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

— Чей портрет описан в приведенном отрывке из повести М. Горького «Детство»? Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши?

Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым.

Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она — темная, но светлая изнутри — через глаза — неугасимым, веселым; и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить сплела все в разноцветные кружева и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой любви к миру.

Важно

Это портрет бабушки Алеши — Акулины Ивановны, ставшей на долгие годы другом своему внуку, открывшей ему многие свои представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии. Ее любовь к людям была действенной, Акулина Ивановна стремилась помочь им. А главное — она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.

Какие художественные средства, делающие рассказ о бабушке похожим на произведения устного народного творчества, вы можете отметить?

В этом описании М. Горький пользуется инверсией (перестановкой слов) — «говорила она», «портил его… нос», «до нее как будто спал я» и т. п.

Много сравнений — «слова, похожие на цветы», «темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.

В портрете бабушки множество эпитетов, рисующих как ее внешность, так и характер, — «ласковые, яркие, сочные» слова, «белые крепкие зубы», «лицо казалось молодым и светлым», она светилась «неугасимым, веселым и теплым светом» и т. д.

III. Анализ II главы повести.

Беседа по вопросам.

— «Теперь, оживляя прошлое я сам с трудом верю, что все было именно так… много хочется оспорить, опровергнуть…». Во что автор верил с трудом и что хотелось бы опровергнуть? (Дядья требовали раздела имущества. Ссора и драка во время обеда за столом. История с наперстком. Отношение братьев Якова и Михаила к матери Алексея. (Мать… умела говорить краткие слова…

«Моя мать — самая сильная!») История со скатертью (Саша дяди Якова серьезный мальчик; он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить. Взрослые хвалили его за ум, за послушание, но дедушка говорил: «Экой, подхалим!» Именно Саша и посоветовал Алеше взять белую праздничную скатерть. «Саша визжал… противно: «Не буду-у…

Ведь я же сказал про скатерть…»)

— Что изменилось в Алексее после наказания? («…Явилось беспокойное внимание к людям… чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой…» Он познает жизнь.)

— Почему ему стало грустно, когда он услышал разговор матери и бабушки? («Я мешаю ей уйти из дома… это было очень грустно. Еще один жизненный урок получил он: «…мать — не сильная; она, как все, боится деда».)

— Что повлияло на изменение отношения к деду? (Каждый день преподносил ему уроки жизни, он взрослел, начинал понимать страдания другого человека, потянулся к тому хорошему, что было в душе этого человека. А в Каширине много было хорошего: внешность («Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелком… Чище и красивей сыновей…

»), его отношение к подхалимству («Экой подхалим», «Доносчику первый кнут…») Дед рассказывает о своем тяжелом детстве, и Алеша уже видит как бы другого человека. Изменяется у Алеши и восприятие внешности деда. Чем дальше дед ведет рассказ, тем более сильным, выносливым, отважным кажется он внуку.

Читайте также:  Образ и характеристика сергея кознышева в романе "анна каренина": описание в цитатах

«Говорил он и быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из маленького сухого старичка в человека силы сказочной».

Автор показывает духовное взросление героя, его понимание сложностей и противоречий жизни».)

— Почему, глядя на Цыганка, Алеша вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка? (Искрящаяся, яркая, радостная, внешность Цыганка, его «шелковый, ласковый смех», добрые, простые слова, скромные, самоотверженные поступки — все близко Алеше, вызывает те же чувства, что и любимые, добрые герои бабушкиных сказок. Посещение Цыганка — для него «самое яркое впечатление этих дней».)

Вывод. Алеша, живший в семье в атмосфере добра, любви, заботы стал понимать, что есть и другие стороны жизни, которые влияют на человека и его жизнь; рядом с жестокостью, грубостью живут бескорыстная любовь бабушки к миру, душевная щедрость Цыганка, мудрая рассудительность и терпимость к людям Григория Ивановича.

IV. Подведение итогов урока.

— Что нравилось Алеше в деде?

Домашнее задание: читать III главу повести.

Урок 58

Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение III главы повести.

1. Разговор-беседа о развлечениях дяди Якова и Михаила, Цыганка.

— Как относился Григорий Иванович к проделкам братьев? («…но мастер все сносил молча» … Дядья жестоки, ограниченные даже в своих развлечениях. Им доставляет удовольствие причинить зло, высмеять, надругаться над человеком. Развлечения Цыганка веселы (с.

60), добры, человечны, как он сам, простой, ласковый, похожий на большого ребенка. Сравните: строчки о братьях — и целая страница о Цыганке.

Это говорит о том, что сам Алеша тянулся к творческому, светлому, благородному, упорно сопротивляясь дикости и злобе, он не принимал ту жизнь, какую видел вокруг себя.)

— Как описан праздничный вечер? (Эпизод «Пение Якова». Музыка, по словам автора, не приподнимала Якова, наоборот, она подчеркивала ограниченное и низменное, что было в его натуре: «Он… вытягивал шею, точно гусь», «…

лицо его становилось сонным», «глаза угасали в масляном тумане». Сама музыка отупляла слушателя, рождала какое-то грустное, беспокойное чувство, заставляла думать о плохом и жалеть себя и всех!.

Совет

Контрастом по отношению к Якову выступает Цыганок, автор сравнивает его с пылающим огнем, плавно реющим коршуном, стремительным золотым стрижом.)

2. Чтение учителем сцены «Пляска бабушки».

(Она сутула, почти горбата, но кажется стройной, выше ростом. Вдохновение бабушки, ее молодой задор, чистая душа, которая светится в каждой черточке — все вызывает восторженное отношение мальчика.)

Задание: вспомнить другие эпизоды, в которых бабушка вызывала теплые чувства: любовь к природе, вся светится изнутри, любовь к Цыганку, просит деда отдать все детям.

3. Смерть Цыганка (пересказ).

— Почему погиб Иван? («Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут, истребляют! Братья боялись, что дед мастерскую отдаст Ивану. У него, по словам деда, золотые руки. «Волки!» — сказал отец сыновьям.)

Вывод. Григорий Иванович, Цыганок, бабушка помогают Алеше разобраться в жизни, хотя это очень трудно. («Тут, Леня, дела — кружева, а плела их слепая баба, где уж нам узор разобрать».

Они понимали, что Алексей не такой, как все, что трудно будет ему разобраться в жизни. Григорий Иванович советовал Алексею: «Ты еще не понимаешь, что к чему говорится, к чему делается, а надобно тебе все понимать. Сиротское житье трудное.

Отец твой, Максим Савватеич, козырь (умный) был, он все понимал, — за то дедушка и не любил его, не признавал».)

III. Подведение итогов урока.

— Какой след в душе Алеши оставил Цыганок?

— Что можно сказать об авторе, который через многие годы так живо воспроизвел жизнь, быт, взаимоотношения обитателей дома Кашириных?

Домашнее задание: подготовить пересказ IV главы.

Урок 59

Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

— Перечитайте, как плясали Цыганок и бабушка Акулина Ивановна. Сравните их пляску. Как в танце проявляются характеры этих героев?

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так я пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда…

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой.

Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее — так буйно красива к мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

Цыганок пляшет весело, самозабвенно, увлекая своим настроением всех зрителей. В пляске проявляется его темперамент, стремление к свободе и какой-то совсем иной, лучшей жизни.

Обратите внимание

Бабушкин танец больше похож на лирическую песню, где всему есть место: и грусти, и тоске, и доброму веселью.

Пляска преображает Акулину Ивановну и одновременно открывает ее сердце, где много не только мудрости и тревоги много жившего человека, но и молодого задора, не утраченного с годами упоения жизнью, удивления перед ней.



Источник: https://infopedia.su/12xa659.html

Горький «Детство» краткое содержание по главам

В повести «Детство» М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка.
Логического конца повесть не имеет так как существует продолжение «В людях».

Краткое содержание по главам «Детство» Горького может понадобится всем кому интересен этот рассказ, но у кого мало времени читать его полностью.

1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведётся от имени мальчика Алёши Пешкова.

Глава I

Моё первое воспоминание — смерть отца. Я не понимал, что отца больше нет, но в память мне врезался плач матери Варвары. Перед этим я сильно болел, и к нам приехала бабушка Акулина Ивановна Каширина, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом». Бабушка нюхала табак и была вся «чёрная, мягкая», как медведица, с очень длинными и густыми волосами.

В день смерти отца у моей матери начались преждевременные роды. После похорон бабушка забрала меня, мать и новорождённого брата в Нижний Новгород. Ехали на мы пароходе. По дороге мой маленький брат умер. Бабушка, стараясь отвлечь меня, рассказывала сказки, которых знала великое множество.

В Нижнем нас встречало множество народу. Я познакомился с дедом Василием Васильичем Кашириным — маленьким, сухоньким старичком «с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». С ним пришли дядья Алёши, Яков и Михайло и двоюродные братья. Дед мне не понравился, «я сразу почувствовал в нём врага».

Глава II

Жила семья деда в большом доме, нижний этаж которого был занят красильной мастерской. Жили недружно. Мама вышла замуж без благословения, и теперь дядья требовали у деда её приданое. Время от времени дядья дрались. Дом «был наполнен горячим туманом вражды всех со всеми». Наш приезд только усилил эту вражду. Мне, выросшему в дружной семье, было очень тяжело.

По субботам дед сёк внуков, провинившихся за неделю. Меня это наказание тоже не миновало. Я сопротивлялся, и дед засёк меня до полусмерти. После, когда я отлёживался в постели, дед пришёл мириться.

После этого мне стало понятно, что дед «не злой и не страшен», но забыть и простить побои я не мог. Особенно поразил меня в те дни Иван-Цыганок: он подставлял руку под розги, и часть ударов досталась ему.

Глава III

После я очень подружился с эти весёлым парнем. Иван-Цыганок был подкидышем: бабушка нашла его как-то зимой возле своего дома и воспитала. Он обещал стать хорошим мастером, и дядья часто ссорились из-за него: после раздела каждый хотел взять Цыганка себе.

Несмотря на свои семнадцать лет, Цыганок был добрым и наивным. Каждую пятницу его отправляли на рынок за продуктами, и Иван тратил меньше, а привозил больше, чем следовало. Оказалось, он приворовывал, чтобы порадовать скупого деда.

Бабушка ругалась — она боялась, что однажды Цыганка схватит полиция.

Вскоре Иван погиб. Во дворе у деда лежал тяжёлый дубовый крест. Дядька Яков дал обет отнести его на могилу жены, которую сам же и убил. Цыганку выпало нести комель этого огромного креста. Парень надорвался и умер от кровотечения.

Глава IV

Прошло время. В доме жилось всё хуже. Спасали мою душу только бабушкины сказки. Бабушка не боялась никого, кроме тараканов. Однажды вечером загорелась мастерская. Рискуя жизнью, бабушка вывела из горящей конюшни жеребца и очень сильно обожгла руки.

Глава V

«К весне дядьки разделились», а дед купил большой дом, на первом этаже которого был кабак. Остальные комнаты дед сдавал. Вокруг дома рос густой запущенный сад, спускавшийся в овраг. Мы с бабушкой поселились в уютной комнате на чердаке. Все любили бабушку и обращались к ней за советом — Акулина Ивановна знала множество рецептов лекарств из трав. Родом она была с Волги.

Её мать «обидел» барин, девушка выбросилась из окна и осталась калекой. С детства Акулина ходила «по людям», просила милостыню. Потом её мать, бывшая искусной кружевницей, выучила дочь своему мастерству, а когда о ней слава пошла, и дед появился.

Дед, пребывая в хорошем настроении, тоже рассказывал мне о своём детстве, которое он помнил «от француза», и о своей матери — злой бабе калашнице.

Некоторое время спустя дед взялся учить меня грамоте по церковным книгам. Я оказался способным к этому, и вскоре бегло разбирал церковный устав. На улицу меня отпускали редко — всякий раз местные мальчишки избивали меня до синяков.

Глава VI

Вскоре наша спокойная жизнь кончилась. Однажды вечером прибежал дядька Яков и сообщил, что дядька Михайло идёт убивать деда. С того вечера дядька Михайло являлся ежедневно и учинял скандалы на радость всей улицы. Так он пытался выманить у деда мамино приданое, но старик не сдавался.

Глава VII-VIII

Ближе к весне дед неожиданно продал дом и купил другой, «по Канатной улице». При новом доме тоже был заросший сад с ямой — остатками сгоревшей бани. Слева с нами соседствовал полковник Овсянников, а справа — семейство Бетленга. Дом был набит интересными людьми.

Особенно интересен для меня был нахлебник по прозвищу Хорошее Дело. Его комната была заполнена странными вещами, и он постоянно что-то изобретал. Вскоре я сдружился с Хорошим Делом. Он научил меня правильно излагать события, не повторяясь и отсекая всё лишнее.

Бабушке и деду эта дружба не понравилась — они считали нахлебника колдуном, и Хорошему Делу пришлось съехать.

Глава IX

Очень интересовал меня и дом Овсянникова. В щели забора или с ветки дерева я видел трёх мальчиков, играющих во дворе дружно и без ссор. Однажды, играя в прятки, младший мальчик упал в колодец.

Я бросился на помощь и вместе со старшими детьми вытащил малыша. Мы дружили, пока я не попался на глаза полковнику. Пока он выставлял меня из дому, я успел обозвал полковника «старым чёртом», за что был бит.

С тех пор мы с Овсянниковыми-младшими общались только через дыру в заборе.

Глава X

Мать я вспоминал нечасто. Однажды зимой она вернулась и поселилась в комнате нахлебника. Мать начала учить меня грамматике и арифметике. Жилось мне в те времена трудно. Часто дед ссорился с матерью, пытался принудить её к новому замужеству, но та всегда отказывалась. Бабушка заступалась за дочь, и однажды дед жестоко её избил. Я отомстил деду, испортив его любимые святцы.

Мать подружилась с соседкой, женой военного, к которой часто приходили гости из дома Бетленгов. Дед тоже начал устраивать «вечера» и даже нашёл матери жениха — кривого и лысого часовщика. Мать, женщина молодая и красивая, ему отказала.

Глава XI

«После этой истории мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». У неё в гостях стали часто бывать братья Максимовы, перекочевавшие к нам от Бетленгов.

После Святок я долго болел оспой. Всё это время за мной ухаживала бабушка. Вместо сказки она рассказывала мне об отце. Максим Пешков был сыном солдата, «дослужившегося до офицеров и сосланного в Сибирь за жестокость с подчинёнными».

В Сибири Максим и родился. Мать его умерла и он долго скитался. Попав в Нижний Новгород, Максим стал работать у столяра и вскоре сделался знатным краснодеревщиком.

Мать моя вышла за него замуж против воли деда — тот хотел дочь-красавицу выдать за дворянина.

Глава XII

Вскоре мать вышла замуж за младшего Максимова, Евгения. Отчима я сразу возненавидел. Бабушка от расстройства начала пить крепкое вино и часто бывала пьяной. В яме, оставшейся от сгоревшей бани, я выстроил себе убежище и провёл в нём всё лето.

Осенью дед продал дом и заявил бабушке, что больше кормить её не будет. «Дед снял две тёмные комнатки в подвале старого дома». Вскоре после переезда появились мать с отчимом.

Они рассказали, что дом их сгорел со всем скарбом, но дед знал, что отчим проигрался и приехал просить денег. Мать с отчимом сняли бедное жильё и забрали меня с собой.

Мама была беременна, а отчим обманывал рабочих, скупая за полцены кредитные записки на продукты, которыми на заводе платили вместо денег.

Меня отдали в школу, где мне очень не нравилось. Дети смеялись над моей бедной одеждой, а учителя меня не любили. В то время я часто хулиганил и досаждал матери. Жизнь между тем становилась всё тяжелее.

Мама родила сына, странного большеголового мальчика, который вскоре тихо умер. У отчима появилась любовница. Однажды я увидел, как он своей тонкой и длинной ногой бьёт снова беременную мать в грудь. Я замахнулся на Евгения ножом.

Мама успела меня оттолкнуть — нож только разрезал одежду и скользнул по рёбрам.

Глава XIII

Источник: http://ktoikak.com/gorkiy-detstvo-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector