Анализ и мораль басни Волк и ягненок Крылова
Создавая собственные басни, Крылов, конечно, не хотел изобразить нечто наподобие передачи В мире животных, он не претендовал на достоверность, а через образы животных представлял различные человеческие пороки или особенности отношений между людьми.
Мораль басни Волк и ягненок на самом деле заключается в одной первой строчке: «У сильного всегда бессильный виноват». Между людьми практически всегда выстраиваются отношения подчинения и преобладания, сильного и слабого, могущественного и ничтожного.
Конечно, в живой природе волк не спрашивает ягненка прежде чем полакомиться, они оба являются частью гармоничной (как минимум мы можем так считать) системы, в которой действуют разные элементы и одни поедают других, но в этом и заключается особенность существования животных.
Если мы говорим о человеческом обществе, то люди часто стараются выделить себя из животного мира, они придумывают мораль и различные варианты оправданий для собственного поведения. К примеру, люди руководствуются (или хотя бы стараются) абстрактными понятиями, такими как: добро, справедливость и подобными.
Соответственно, естественный для животного мира порядок отношений сильный-слабый меняется на нечто иное. Хотя, как правило, такое остается только в идеале, а на деле люди по-прежнему руководствуются вполне элементарными животными истинами, таким как право сильного. В этой басне данный факт великолепно иллюстрируется.
Сначала волк всяческими ухищрениями пытается сделать из ягненка виновного в чем-то, более того, себя он выставляет несчастным созданием, против которого всегда нечто замышляют и который оказывается в ситуации несправедливости. Тут Крылов отлично представляет лицемерную сущность подобных персон.
После того как доводы исчерпаны и волк не знает как себя оправдать, он выводится, так сказать, на чистую воду. Проявляется истинная причина всех заискиваний, глупых упреков и подобных действий: ягненок виноват только в одном – волк хочет кушать, волк сильнее. Этот аргумент снимает все предыдущие и раскрывает суть феномена.
Мораль
Безусловно, в этой басне Крылов обличал насколько глупым может быть поведение людей, которые стараются сами себя обмануть. Как они хотят выглядеть благочестивыми и ищут какие-либо разумные доводы собственному поведению. При этом в действительности подобные создания являются просто в более выгодной ситуации по сравнению с другими и хотят попросту этой ситуацией воспользоваться.
Вариант 2
Многие басни великого И.А.Крылова знакомы с детства. Крылатые фразы из них прочно вошли в языковой оборот и используются в повседневном общении. Каждое творение писателя- шедевр, изобличающий пороки людей и общества целиком.
Не исключение составляет и басня «Волк и ягненок». Необычность произведения, в сравнении с другими крыловскими творениями, составляет наличие морали в начале басни. Читателю сразу становится понятно, о чем пойдет речь. Сильный всегда найдет виноватого, того кто его слабее. Мораль написана не как наставление мудрого учителя, а как установленный человеческим обществом факт.
Из название произведения понятно, что главными героями являются Волк и Ягненок. Образы настолько тесно связаны друг с другом, что невозможно воспринимать их отдельно.
Волк- олицетворение силы, власти. Он понимает, что его положение в обществе позволяет ему совершать проступки и быть безнаказанным. Словно хозяин жизни он ведет себя нагло и все дозволенно. В образе Волка автор воплощает не только представителей высших чинов света, но и всю государственную машину власти.
Ягненок – существо безобидное, понимающее свое бесправное положение. Он старается своим поведением не спровоцировать того кто выше тебя положением. Он безропотно терпит все оскорбления в свой адрес. Вот он русский народ- бесправный, не имеющий право свободно выражать свои взгляды.
Сюжет не замысловат. Маленький ягненок пытается удалить жажду в жаркий день и тут появляется Волк, который хочет есть. Все как в обычно в животном мире. И тут Крылов прибегает к литературному приему аллегории.
Голодный волк ищет предлог, чтобы съесть ягненка, придирается к нему, притворяется несчастным созданием, которого все стараются обмануть. Ягненок оправдывается, каждому обвинению у него имеются доводы непричастности. Когда у Волка все надуманные обвинения заканчиваются, он тащит его в лесную глушь.
Читатель понимает, что Волк в любом случае съел бы ягненка, независимо не от чего.
Басня актуальна и по сей день. Люди старшие по должности часто унижают младших. У сильных мира виноваты слабые. Достаточно обернуться и можно увидеть, как обычные люди готовы переступить через своего друга, близкого для достижения желаемого результата. Не устаревают строки басен: «У сильного всегда бессильный виноват», « Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».
← Анализ и мораль басни Квартет
← Анализ и мораль басни Свинья под дубом↑ КрыловАнализ и мораль басни Демьянова уха →
Анализ басни Слон и Моська →
- Дефорж в романе Дубровский Пушкина
Один из лучших романов «золотого» века является роман «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина. Главный герой Владимир Дубровский занимает место героя второстепенного плана – Дефоржа - Анализ рассказа Распутина Последний срок
Повесть Распутина «Последний срок» эмоциональна и правдива. Здесь очень тонко изображены нравственные проблемы поколений, отношение к семейным ценностям, темы совести и чести, милосердия и долга. Эта повесть о жизни и смерти. - Образ и характеристика Настасьи Филипповна Идиот Достоевского сочинение
Настасья Филипповна, является главной героиней романа, автор ее изображает, красивой девушкой с израненной душой. Ее красота очаровывала и притягивала многих мужчин. Увидев, ее фотопортрет Мышкин, влюбляется в нее, но вмести, с симпатией он испытает - Сочинение Почему разные поколения не понимают друг друга? Итоговое 11 класс
Проблема «отцов и детей» существует очень давно и, вполне возможно, она вечна. - Анализ произведения Алеша Бесконвойный Шукшина
Практически каждый человек знаком с творчеством великого автора Василия Шукшина. Огромное количество его творений связаны с темой деревни и людей, которые живут там. Василий описывал людей
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/krylov/analiz-i-moral-basni-volk-i-yagnenok
Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.)
Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, афористической форме:
У сильного всегда бессильный виноват…
На эту тему и написана басня, призванная как бы иллюстрировать наперед заданное.
Что подтверждается и местом “морали” в басне: она предшествует рассказу. Но что интересно и характерно: данное введение нельзя назвать моралью в строгом смысле слова. Оно не поучает, не наставляет, не требует, оно не долженствование, а констатация факта, распространенного и всеобщего, о чем и спешит заявить автор.
Итак, виновность бессильного не мораль, не наставление, не нравственная теорема, требующая доказательства. Это – истина, и, если угодно, банальная. Доказывать ее не следует: она давно доказана историей, она – первое, что бросается в глаза при первом
знакомстве с историей, и последнее, что нас провожает, когда мы расстаемся с последней страницей исторического сочинения.
Таким образом, крыловское “моралите” в данном случае выполняет троякую задачу.
Первое. Оно формулирует истину.
Второе. Утверждает ее всеобщность (“тьма примеров”).
Третье. Заявляет, что эта истина носит конкретно-исторический характер.
Но отсюда проистекает и четвертая функция “моралите”. Оно является неким эстетическим введением в теорию басни. Оно устанавливает родство басенного рассказа с историческим повествованием. Крылов наперед говорит об историзме басни, о реальности ее содержания, о жизненности своего рассказа, облаченного в форму басни. “Тому” История знает много примеров. Но мы не пишем Истории. Мы пишем Басню.
Таково теоретическое введение в популярную басню, истинность которой подтверждается Историей на каждом шагу.
Ягненка, пьющего из ручья, увидел голодный Волк. Он “на добычу стремится”… Пока что мы находимся в сфере естественной жизни животных. Это не басня. Здесь нет иносказания. Здесь царство естественности и необходимости. Голодный Волк хочет есть. Против этого возражать невозможно. Все живое должно жить, для этого оно должно питаться.
Запомним: в начальных строках рассказа Крылова аллегория (еще не ставшая аллегорией, а являющаяся прямым и непосредственным изображением животных) рисует перед нами картину, очень естественную и необходимую, не способную никого удивить. Пока что это не Иван Крылов, а Альфред Эдмунд Брем, автор “Жизни животных”. Но далее вступает в свои права Крылов.
Волк не просто набрасывается на Ягненка. Для него – это целое дело. В канцелярско-бюрократическом, если не судебном смысле слова. Съесть, разорвать Ягненка может волк Альфреда Брема, волк с маленькой буквы. Крыловский Волк – Волк с большой буквы. Он не может так просто взять и съесть Ягненка.
Он “заводит” на него дело в строгом соответствии с уставом и законом.
…”Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?”.
Здесь уже аллегория выступает как аллегория, как иносказание,- Брем уже сыграл свою роль, он может уйти. И он уходит. Но роль, сыгранная им, велика. Жизнь животных, став аллегорической, перекинула мостик в иной мир, она нашла к нему дорогу и сблизилась с ним.
И это сближение не механическое, не пространственное, оно идет по законам родства, по законам подобия. В чем и состоит функция и действительность аллегории, и ее разумность. Аллегория тогда действительна (и только тогда рождает басню), когда она естественна.
Аллегория появляется и делает свое дело на пути отыскания родства и подобия миров. Если родство отыскано, аллегория рождает басню, и басня работает, говорит, рассказывает.
Если нет – работа пропала впустую, аллегория сделала “бросовый ход”, и басня молчит: ей нечего сказать.
Аллегорическая форма рассказа, родившаяся в процессе отыскания родства двух миров, является двуединой. Ее “составные” усиливают и обогащают друг друга. Но только в том случае, если найдена естественная полнота соответствия. А коли нет – басня разваливается, и никакой моралью ее не скрепить.
В Крылове удивляет не знающая границ сила отыскания родства и подобия в явлениях жизни. Его ассоциации скреплены намертво. Взаимозаменяемость художественных элементов басни полная. Аллегория настолько естественна, что она зачастую забывает о том, что она аллегория. В результате чего иносказания не замечаешь, оно ничем себя не обнаруживает.
И рассказ льется в естественной непринужденности, хотя в нем соединены разнородные элементы… Из мира животных, где царят волчьи законы и “право” сильного, Крылов с помощью аллегории, отыскавшей подобие действительности, привел нас в мир человеческий, в мир людских отношений.
Волк обвиняет, Волк завел “дело” на Ягненка и, не выслушав “подсудимого”, уже объявил свой приговор – высшую меру: “Я голову с тебя сорву”.
Это явное несоответствие “вины” и наказания, нежелание выслушать обвиняемого со всей наглядностью говорят о том, что судопроизводство ведется по каким-то другим, неписаным “законам” и “уставам”.
Но по законам естественным и необходимым, о чем мы узнали в самом начале басенного рассказа: Волк был голодным. И в данном случае писаные законы лишь прикрывают наготу волчьих отношений между людьми.
Не забудем, однако, что Крылов привел нас из одной сферы жизни в другую по мостику естественного уподобления и родства. Но куда же мы, собственно, попали, в какой мир?
Слушая Волка, мы уже несколько освоились в обстановке. Но вот заговорил Ягненок, после чего все прояснилось и спрашивать о чем бы то ни было надобность отпала.
“ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью”.
Казалось бы, полнейшее, неопровержимейшее доказательство своей невиновности представил Ягненок. Но разве в этом было дело? События развиваются по законам необходимости, не имеющим ничего общего с “законами” и “уставами” “судоговорения” и судопроизводства: Волк был голоден, к тому же он имел силу, имел власть. Это и определяет дальнейшее.
“Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!”
Теперь уже ясно, куда мы попали. Идет “распеканция”, маленького чиновника большим, “Светлейшим” сановником. “Распеканция”, при которой все резоны, доводы, самые несомненные доказательства ровным счетом ничего не стоят. Картина изумительно верная и написана с раздирающей душу силой.
Здесь маленький человек Гоголя и Достоевского, попавший в переплет, обрисован с головы до ног. И как обрисован!.. Да, здесь все ясно. Но неясно одно: куда делась аллегория? Где она запропастилась? Ведь в сцене-то ничего аллегорического нет! Она жильем взята из повседневности, где волчьего было больше, чем у самых матерых волков. Потому-то и исчезла аллегория.
Она пропала, она спряталась, она как бы застеснялась, застыдилась и поспешила скрыться.
Аллегория исчезла. Все дальнейшее развивается но законам человеческой логики, которая превзошла логику волчьих законов и отношений.
…И опять Ягненок оправдался, вчистую:
“Помилуй, мне еще и от роду нет году”.
Но и это несомненное не имело решительно никакого значения и смысла. Виновен он иль нет, ответчик он, истец ли – все равно. Волк голоден. Это решает. Все остальное – порядковый номер, папка, закон, разбор дела, устав, суд – формальности чистейшей воды. Но Светлейший без этого не может: ведь он же носитель, олицетворение закона и права. И комедия суда, разбор дела, продолжается:
…”Так это был твой брат”.-
“Нет братьев у меня”.
Опять полнейшая реабилитация. Но к чему и зачем она? Все оправдания только удлиняют проволочку, дело может длиться год, два, несколько лет – конец один, он заранее известен.
Наивный ягненок! Он даже не знает, как много значат при разборе “дела” родственные связи. Стоило бы Светлейшему закричать: “А как доводится тебе та овца, которая в запрошлом лете”,- чтобы для обвинительного решения было достаточное основание. Бедный, наивный Ягненок. Но он может считать себя счастливым: перед смертью ему довелось узнать правду.
Волку наскучила комедия – затянувшийся разбор “дела”. И он решил быстро его окончить.
…”Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
Последняя аллегорическая деталь не нарушает небасенного реализма всей сцены. Эта деталь в свете и пропорциях целого уже не воспринимается как аллегорическая. Крылов ввел столь разительные реплики действительной жизни в свой рассказ, что они подчинили себе аллегорию, осветив ее дневным светом.
Аллегория басни Крылова (исчезая и появляясь в рассказе, она многозначна) не столько маскирует действительность иносказанием, сколько обличает ее. Точнее, маскируя, разоблачает.
Нарисовав правдиво, без всяких недомолвок и иносказаний реальную жизненную ситуацию, которую будут разрабатывать многие наши писатели, Крылов аллегорической деталью выявляет ее настоящую сущность, которую может порой недосказать сама жизнь и которую не всегда улавливает прямое, небасенное изображение.
И здесь на помощь простому видению приходит басенная аллегория. Она, зачастую огрубляя, усиливает резкость и контрастность изображения. И то, что не улавливается простым обозрением, то фиксируется проекцией на экране басенной аллегории.
Басня “Волк и Ягненок” является одним из шедевров творчества Крылова. По ней можно судить о природе крыловской басни вообще.
Источник: https://ege-essay.ru/moral-basni-volk-i-yagnenok-i-ee-analiz-krylov-i-a/
“Волк и Ягненок”: анализ басни Крылова
Известный басенный сюжет, в который Крылову удалось внести своё понимание отношений Силы (Волк) и Бессилия (Ягненок), показать, что проблема их взаимоотношений выходит за рамки конкретных ситуаций и является общечеловеческой, она была всегда и будет тоже всегда, вот только каждая эпоха наполняет её собственным конкретным содержанием.
В басне Крылова “Волк и Ягненок”, анализ которой мы проведем, мы встречаемся с не совсем традиционной для басни композицией: мораль, которая чаще всего завершает басню (как “объяснение” происходящего), в данном случае ее предваряет “У сильного всегда бессильный виноват”, и тем самым задаётся авторская точка зрения на изображаемые в произведении события, выражается далеко не такая простая авторская позиция.
Уже в самом начале повествования автор говорит о том, что в поведении Волка является наиболее отталкивающим.
В общем-то, Волк животное не травоядное, он хищник, поэтому его радость при виде Ягнёнка объяснима: он голоден, а тут сама пища пришла к нему…
Если бы он просто съел Ягненка, то его трудно было бы за что-то осуждать, но он старается придать своим поступкам законность, обосновать правильность своего поведения: “Но делу дать хотя законный вид и толк…”.
Крылов тонко подметил основную черту всякой несправедливости: тот, кто ее совершает, старается придать своим действиям внешне пристойный вид, он никогда не признается, что творит произвол, осуществляет “право сильного”.
Поэтому Волк начинает всячески придираться к Ягнёнку, обвинять его в том, что “наглец, нечистым рылом” мутит его питьё, что “ты ещё в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил”, а на робкие возражения Ягнёнка (“Помилуй, мне ещё и отроду нет году”) разражается тирадой, в конце которой обещает “разведаться” с Ягнёнком за “грехи” его несуществующих родственников. В конце концов, устав выслушивать оправдания несчастного Ягнёнка (“Молчи! Устал я слушать…”), Волк заявляет прямо и откровенно: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”! Этого оказывается достаточно для того, чтобы Волк “в тёмный лес Ягненка поволок”.
Таким образом, в конце басенного повествования читателю становится понятным, что все предыдущие рассуждения Волка о якобы справедливости наказания, которому он подвергнет Ягненка, не более чем попытка оправдать своё поведение некими высшими соображениями морали.
Следовательно, Крылов усложняет мораль басни “Волк и Ягненок”, автор осуждает Волка не столько за то, что тот олицетворяет собой грубую Силу, сколько за лицемерие, за стремление оправдать своё безжалостное отношение к “бессильному” моральными нормами, что противоречит самому понятию морали.
Такая трактовка хорошо известного басенного образа может быть объяснена новаторством Крылова-баснописца.
Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/krylov_i_a/volk_i_jagnenok_analiz_basni_krylova/115-1-0-1701
Мораль басни Волк и Ягненок. Анализ и содержание
Сюжет многих произведений вечен. Они были актуальны в древние времена, не потеряли актуальности и сейчас. К таковым относится “Волк и Ягненок”. Впервые о них рассказал древнегреческий баснописец Эзоп. Ягненок, страдая от жажды, в жаркий летний день подошел к ручью и стал пить студеную воду. Волк решил его съесть.
Желая оправдать свой поступок, предъявил обвинение в том, что ягненок замутил воду, из-за чего теперь хищник не может напиться. Ягненок ответил, что этого не может быть, потому, что воды он едва касается губами, да и находится ниже по течению. Тогда Волк сказал, что в прошлом году он оскорбил его отца.
И здесь малыш нашел аргументы, ведь тогда он еще не появился на свет и даже если бы захотел, не смог бы этого сделать. Волк заметил, что Ягненок знает толк в оправданиях, но он все равно будет съеден. Если кто-то решил совершить злое дело, то его ничего не остановит. Такова мораль басни “Волк и Ягненок”.
Затем на этот же сюжет создали басни Лафонтен, Сумароков, Державин. В начале 19 века одноименную басню написал Крылов.
Мораль басни “Волк и Ягненок”
В произведении два главных героя, образы которых важны и немыслимы один без другого.
Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что когда сталкиваются сильный и бессильный, то виноватым в любом случае окажется последний.
Далее он уверяет читателя, что существует много исторических примеров, подтверждающих данный вывод, и приводит уже известный эпизод встречи Волка и Ягненка у ручья.
Содержание.”Волк и Ягненок”
Мораль произведения, правда, в том, что хищник был уже голоден и сразу имел намерение кого-нибудь съесть. Малышу не повезло, что на его пути попался именно он. Был бы на его месте зайчик или утенок, пострадали бы они. Мораль басни “Волк и Ягненок” повествует о безысходности слабого.
Однако Волк желает оправдать свой поступок и говорит, что Ягненок сам виноват, так как помешал ему выпить чистой водицы. В изысканных выражениях Ягненок отвечает, что такого не может быть, так как он находится ниже по течению на 100 метров. Волка этот разумный и вежливый ответ явно не удовлетворяет.
Он начинает кричать, что в прошлом году Ягненок ему нагрубил на этом же месте. Поэтому Волк весь год не мог простить такой обиды, а теперь сможет ему отомстить. Узнав, что такого не могло быть, так как в прошлом году Ягненок еще не появился на свет, он отвечает, что это был кто-то из его родственников или знакомых.
Ягненок резонно вопрошает, а при чем тут, собственно, он. Волк восклицает, что тот виновен уже в том, что волк хочет есть. Далее он перестает разговаривать со своей жертвой и тащит его в темный лес.
“Волк и Ягненок”. Анализ
Есть мнение, что в данной басне показано бесправие простого человека перед власть имущими. Становится понятно, что выигрывает тот, кто сильнее, а не тот, на чьей стороне справедливость.
Волк ведет себя грубо, понимая свою полную безнаказанность. Ведь часто тем, у кого больше силы и власти, даже не приходится ничего объяснять и искать себе оправданий.
Крылов понимает, как сложно остановить тех, на чьей стороне выгодное положение. Такова мораль басни “Волк и Ягненок”.
Источник: https://autogear.ru/article/130/409/moral-basni-volk-i-yagnenok-analiz-i-soderjanie/
Басня Крылова Волк и Ягненок
Волк и Ягненок рисунок
У сильного всегда бессильный виноват:Тому в истории мы тьму примеров слышимНо мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питье МоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву”.
-“Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу”. -“Поэтому я лгу!Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил;Я этого, приятель, не забыл!” -“Помилуй, мне еще и от роду нет году”.
-Ягненок говорит. – “Так это был твой брат”. -“Нет братьев у меня”. – “Так это кум иль сват.И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотите,И если можете, то мне всегда вредите;Но я с тобой за их разведаюсь грехи”. -“Ах, я чем виноват?” – “Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Мораль басни Ивана Крылова – Волк и Ягненок
В каждой басни содержится краткое нравоучительное заключение – мораль. И эта басня не исключение. Основную мысль И.А.Крылов передает читателям, одну из своих основных тем творчества – бесправность обычного народа, в самом начале басни «У сильного всегда бессильный виноват». К несчастью, данная формулировка актуальна во все времена.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Крылова
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать и Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Здесь показана ситуация, когда при наличии силы и власти, можно самому назначать виновных.
Анализ басни Волк и Ягненок, главные герои басни
Волк
Богатого, знатного и имеющего власть человека олицетворяет читателям один из главных героев Волк, который не стыдится злоупотреблять своей властью или можно сказать по-другому – воплощение «власти» в современном мире.
Писатель показывает нам на Волке образец злой силы и ее принцип действия.
Ягненок
В Ягненке наоборот мы видимо бедного и беззащитного человека или же «народ».
Ягненок поначалу диалога не страшится Волка, так как он же никому не мешает, и даже после нелепых обвинений, которые выдвигает Волк Ягненку, он не боится отрицать их, но и пытается сохранить тон своего уважения и почтения. При помощи «закона» Волк пытается обвинить Ягненка, хотя при этом он прекрасно знает, что не прав, это читатели могут увидеть в строках «…
Но, делу дать хотя законный вид и толк…». Анализируя ответы Ягненка, складывается впечатление, мол, это он загоняет врага в тупик, в его ответах чувствуется самоуважение и смелость. Но к огорчению Ягненка это не спасает. Каждый стоящий его ответ злит хищника все больше и больше.
Вскоре Волк не может найти никаких доводов для обвинений, «…Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» – последняя несправедливая и абсурдная реплика с его стороны в сторону Ягненка, после которой происходит неожиданное и ожидаемое одновременно: «Сказал и в темный лес Ягненка поволок».
С первых строк было уже ясно, что так оно произойдет или должно было произойти, однако наблюдая за смелостью Ягненка, была надежда, что он докажет свою невиновность и останется в безопасности.
Анализ
Так же и в современном человеческом мире, очень часто можно встретить подобную ситуацию, и это не касается только власти и народа. Подобный случай может случиться где угодно, на работе, в школе или даже в детском саду.
Польза басен
«Подлинная книга народной мудрости» — говорил Н. В. Гоголь про басни И. Крылова. Подобные басни будут полезны не только детям, но и взрослым. С помощью таких придуманных авторами аллегорий, учишься быть честным, справедливым и смелым. Поэтому перечитывать такие произведения и делать выводы из прошлых ошибок очень полезно, чтобы не повторять их в дальнейшем.
Крылатые выражения, которые пошли из басни Волк и Ягненок
- Делу дать хотя законный вид и толк
- У сильного всегда бессильный виноват
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
Слушать Басню Ивана Крылова Волк и Ягненок
Мультфильм по мотивам басни Крылова “Волк и Ягненок” смотреть
Анимированая сказка. Читает Лев Дуров
Несколько интересных Басен
Источник: https://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-volk-i-yagnenok
Басня Крылова «Волк и Ягненок». Мораль басни :
Невозможно представить русскую литературу без нашего обожаемого писателя-басенника Ивана Андреевича Крылова, творческий талант которого считается весьма ярким и своеобразным.
В своем творчестве он всегда выступал за истину и пытался показать действительность без всяких там идеалистических приукрашиваний и преувеличений. Сатирическое направление у молодого Крылова в творчестве проявлялось везде, но самым привлекательным для него стал басенный жанр.
Писатель считал, что басни отличаются демократизмом, общедоступностью и доходчивостью, они просты и понятны, их могут читать «и слуги, и дети».
Басня Крылова «Волк и Ягненок»
В итоге басни стали неким венцом долгой литературной деятельности Крылова, где он претворил весь свой писательский опыт. Нет смысла перечислять весь арсенал его знаменитых произведений.
Остановимся только на одной басне – «Волк и Ягненок».
В ней Иван Андреевич с первых строк открывает свою мораль, ничего не вуалируя, он сразу настраивает читателя на то, что речь пойдет о сильных, у которых всегда виноват слабый.
Итак, басня Крылова «Волк и Ягненок» рассказывает о двух главных героях. Это Волк и Ягненок. Эти два образа, к сожалению, не могут существовать друг без друга. Один пришел напиться, другой поживиться.
Главные герои
Образ Волка характеризует тип человека, обладающего большой силой, который всегда пользуется своим положением и понимает свою безнаказанность. К тому же он очень груб. Это подтверждают слова Волка о том, что Ягненок – наглец с нечистым рылом. В общем, всю свою бесстыдную и наглую сущность хищник раскрывает в словах: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Образ Ягненка является олицетворением простого беззащитного человека или бесправного народа. Он хочет добром и лаской смягчить озлобленный настрой Волка и, понимая свое бессилие, все же не нарушает и нотки почтения в своих словах.
Мораль басни «Волк и Ягненок»
Теперь можно попытаться сделать выводы. Басня Крылова «Волк и Ягненок» является открытым намеком сильным мира сего о бесправии простого народа. В своих произведениях Иван Андреевич считал эту тему излюбленной.
Вот и тут он не упустил возможности еще одной басней легко расставить все отношения по своим местам. Он считает, что те человеческие пороки, которые высмеиваются в басне, нужно немедленно искоренять в обществе.
Но Крылов понимает, что действующую силу сложно остановить, и она будет все равно действовать, как ей заблагорассудится. Ведь Волкам не требуется ни перед кем оправдываться в своих поступках.
Басня Крылова «Волк и Ягненок» говорит о том, что сила человека должна быть всегда направлена на восстановление справедливости. Читателю только и остается, что восхищаться удивительной способностью Крылова тонко и лаконично напоминать сильным мира сего о том, как порой унизительно они себя ведут.
Источник: https://www.syl.ru/article/184724/new_basnya-kryilova-volk-i-yagnenok-moral-basni
Какая Мораль В Басне Крылова Волк И Ягненок?
Полное содержание известнейшей басни Крылова “Волк и ягненок” можно почитать на таком сайте. То, что хочет передать автор басни, актуально и на сегодняшний день, есть место морали и в наши дни.
А мораль такая – сложно сдерживать и тем более управлять теми, кто сильнее тебя, кто имеет большую власть, кто “сидит” выше тебя, кто в более выгодном положении. В басне мы можем увидеть бесправие обыденного и неимущего человека перед властью влиятельно, вседозволенной и могущественной.
Выигрывает в споре или в чём-то еще не тот, кто объективно справедлив, а тот, за кем сила, кто более сильный тебя. Волк в басне – сила и безнаказанность.
Мораль этой басни, ее основную мысль Иван Крылов высказал в самом ее начале, вероятно специально, чтобы читатели ее долго не искали. Это утверждение, что у сильного всегда виноват бессильный.
И если забыть про мир животных, волков и ягнят, то это утверждение оказывается справедливым и в цивилизованном мире. У начальника всегда виноваты подчиненные, даже если он сам ничего толком не объяснил и вообще забыл о сроках сдачи к примеру отчета.
У учителя виноваты ученики, что они ни как не хотят понимать рассказанный материал, у родителей виноваты дети, у правительства – народ, у богатой страны – бедная.
Примеров сколько угодно, а суть их в том, что никто не хочет добровольно брать на себя ответственность за неудачи, всем нравится быть победителем, а потому неудачниками окажутся те кто слабее.
Мораль в этой басне не в том, что сильный всегда слабого обвинит. Ведь то зло, которое волк хочет причинить ягнёнку, он оправдывает тем, что наказывает слабое существо за какие-то его проступки. Например за то, что ягнёнок воду мутит. Он не может сказать, что он просто злой и поэтому ищет оправдание своим отвратительным поступкам.
Животные в баснях сравниваются с людьми. Также и люди, творящие зло, ищут себе оправдания.
Мораль в басне Крылова “Волк и Ягнёнок” такова, что когда сталкиваются сильный и бессильный, виноватым всегда оказывается бессильный.
В этой басне показано, как простой человек бессилен перед власть имущими, выигрывает тот, кто сильнее, а не тот который ищет справедливости, Волк ведёт себя очень грубо, чувствуя свою безнаказанность, ведь у кого больше силы, власти, не приходиться что-то объяснять и искать оправдания.
Басня “Волк и Ягнёнок” для меня пожалуй самая жизненная в том смысле что описанная ситуация всегда была, будет и существует в наше время жизни почти каждого человека, в басне говорится о Ягнёнке который пил воду с ручья и тут появился голодный и хитрый Волк обвинивший Ягнёнка в том что он баламутит ему воду, Ягнёнок начал оправдывается и доказывать свою невиность так как он не баламутил воду, но Волк стоял на своём, сделал его виновным и “в наказание” сьел Ягнёнка. Мораль такова: если ты в низком социальном положении, тебя унижают и обвиняют в чём то, ты доказываешь и оправдываешься всевозможными способами, тот кто выше тебя, докажет и сделает тебя виноватым даже если ты прав, ведь нужно сделать кого то крайним. Например в этой ситуации: ты работаешь охранником на складе дорогой техники, один из сотрудников что то украл и ты точно знаешь кто нодоказать некак, тем более ты новенький а вор давно работающий там человек, начальник начинает тебя обвинять в содеянном, а ты начинаешь оправдывается и доказывать что это украл тот самый работник, вор говорит что не брал и начальник ему верит потому что “хорошо” его знает, а тебя обвинили и ты выгнали с работы.
Мораль в басне Волк и Ягненок проста : прав тот у кого больше прав, волку все равно, он хочет есть, он сильный, а козленок беспомощен, слаб, поэтому волк считает его своей добычей и так ему хочется с ним поступить, так как хочет есть. ” У сильного всегда бессильный виноват” – такой вывод из строк басни, так невинный может повстречав сильного мира сего пострадать, только лишь по прихоти сильнейшего.
Басни Крылова точно подмечают черты характера человека. Бывает человека назначили на руководящую должность и он начинает упиваться своей властью. Он забывает, что сам когда-то был простым работником. Мораль басни Крылова напоминает, что тот , кто имеет власть всегда будет прав и ему не нужны никаких объяснения.
Потому что есть власть, которая опирается на законы государственные или придуманные свои.
У сильного всегда бессильный виноват. Вот и вся мораль. Прямо скажем, что эта мораль, не очень хорошая и идёт вразрез с моральными ценностями цивилизованного мира.
Но, тем не менее, примеры руководства такой моралью, мы наблюдаем достаточно часто.
Мораль басни Волк и Ягненок в том что у сильного всегда бессильный виноват. Или кто сильнее тот и прав. Сколько Ягненок не приводил доказательств что он не виноват – Волк всё равно сделал то что и хотел сделать.
Крылов И. А. очень любил Гнедича Н. И., человека, который был на 20 лет его моложе. Крылову нравилась его открытость, откровенность, душевное благородство. Перевод Гнедичем «Илиады» вдохновлял баснописца на новое творчество. Однажды Гнедич рассказал Ивану Андреевичу о своих коллегах по работе. Он восхищался их свободомыслием, их нетерпимостью к существующим порядкам, смелостью в своих поступках. Затем Николай Иванович Гнедич прочитал одно из своих вольнолюбивых стихов. Крылов смотрел на Гнедича и думал, что и он когда-то в молодости был таким, а сейчас он уже не в силах выступать открыто. Но, он сможет бороться с помощью сатиры. И тогда Крылов прочёл Гнедичу свою басню «Волк и ягнёнок». Волк – неумолимый хищник, тиран. Он жесток, вероломен. А ягнёнок беспомощен, он не может по справедливости отстоять своё право. Blockquote”У сильного всегда бессильный виноват!”
Источник: https://otvet.expert/kakaya-moral-v-basne-krilova-volk-i-yagnenok-166400
Самостоятельная работа по методике русского языка на тему “Анализ Басни”
1
Что вы знаете об авторе? Что послужило толчком для создания этого произведения? Как написана басня прозой или стихами?
Крылов Иван Андреевич – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов.
“Дедушкой Крыловым” наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему.
На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей.
“Книгой мудрости самого народа” назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад.
Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий – таков Крылов – писатель конца XVIII века.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера.
Использование пословиц и поговорок придает языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. В пословицах он нашел живописные, лаконичные формулы, которые способствовали выражению взглядов баснописца.
В своих баснях Крылов идейно и сатирически заострял образы, сложившиеся в народном представлении, вкладывая в них конкретные политические намеки.
Пользуясь сатирическими образами народных пословиц, и сказок, Крылов с поразительным художественным совершенством и тактом сочетает едкий народный юмор пословицы, ее словесную изобразительность с меткой оценкой современности, обогащая новым содержанием образы, созданные народом.
За басенными образами Крылова стояла коллективная мудрость, тот веками накопленный опыт, которые выражают взгляды народа. Это сказалось как в самом характере басенной морали, в той народной мудрости, которая лежит в основе басни, так и в их художественном своеобразии, в “живописном способе” выражения.
Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. И теперь их читает и стар и млад, и меткие, ставшие пословицами стихи его басен служат нам во всех случаях жизни.
Басня «Волк и Ягнёнок» написана в стихотворной форме.
Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам.
Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить.
Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Возможно эта ситуация послужила толчком для написания такого произведения.
Источник: https://infourok.ru/samostoyatelnaya-rabota-po-metodike-russkogo-yazika-na-temu-analiz-basni-754186.html
Басня Крылова Волк и Ягненок
Волк и Ягненок – одна из самых любимых детьми басен Крылова, ярко и с юмором описывающая, как у сильного всегда бессильный виноват…
У сильного всегда бессильный виноват:Тому в истории мы тьму примеров слышимНо мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…
https://www.youtube.com/watch?v=YoCguBhHHX0
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питье МоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву”.
-“Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу”. -“Поэтому я лгу!Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил;Я этого, приятель, не забыл!” -“Помилуй, мне еще и от роду нет году”.
-Ягненок говорит. – “Так это был твой брат”. -“Нет братьев у меня”. – “Так это кум иль сват.И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотите,И если можете, то мне всегда вредите;Но я с тобой за их разведаюсь грехи”. -“Ах, я чем виноват?” – “Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь.
Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе.
Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?
Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.
Персонаж Волка:
- Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
- Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
- Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
- Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство
Персонаж Ягненка:
Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.
Какие можно сделать выводы?
Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить.
Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости… Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
- У сильного всегда бессильный виноват
- Делу дать хотя законный вид и толк
Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/volk-i-jagnenok/
Мораль басни
Часто думаем, что будто бы не надо искать смысла в словах. Зачем? Лишние думы, старания напрасные. Но без этого, прослушаем или прочитаем зря. Уважаемые друзья, исходим из того, что вы хотите все узнать. Так утолим это мимолетное желание.
Мораль басни заключается во всем. То есть она не концентрируется на чем-то одном, а захватывает все целиком. Вспомним рассказы известных писателей. Твердят одно: как же хорошо быть предупрежденным заранее. Узнав это, уберем из своей отличной жизни плохие качества: лень, делание одно и того же. У басни надобно учиться, даже очень часто прибегать к ее обдумыванию.
Только прочитав ее, ослепленные желанием не поверить концовке. Ну как такое может быть, если в реальности не снится никому? На это есть магическое свойство басни. И так уж повелось, народ в большинстве случаев сам создает их. Авторам же остается только собрать воедино и приукрасить.
Не осуждаю всех великих писателей. По праву считаются друзьями народа на все времена. Поэтому, басня так и блещет красками обыденными. Или положение страны, высмеивают, либо возвышают и возводят в культ. Естественно все обязано находить поддержку у людей. То подскажут, то раскритикуют басню.
Слушая песни некоторые, говорят, что морали вовсе не нужно. Что бы только смешно и весело было. Но ведь это не по настоящему, а значит, не может быть воспринято самым должным образом.
Басню учат страстно любить свою родину. И не просто делая вид, а показывая всеми знаками внимания. Хотят приучить, наказать. Так человек точно поймет свои просчеты, и, по крайней мере, сделает попытку исправиться.
Все изображаемые животные повторяют тот облик, который им дала природа. Легко узнать характеры, и составить впечатление или отзыв о каждом.
Выступают еще неодушевленные предметы. Тем показывают, что безразличие до добра не доведет.
Мораль басни творит самые редкие чудеса. Не получается показывать путем усиленной пропаганды низости и коварства, только в стихотворной форме это возможно. Легче усваивается вся мудрейшая информация.
Для тех кто ищет морали басен Крылова и других русских баснописцев, у нас в комментариях описаны некоторые из них.
Мораль басни Филин и чиж
Мораль басни Стрекоза и муравей
Мораль басни Муха
Мораль басни Листы и корни
Мораль басни Ларчик
Мораль басни Бесхвостая лисица
Мораль басни Ворона и лисица
Мораль басни Обоз
Мораль басни Осел и соловей
Мораль басни Свинья под дубом
Мораль басни Волк и ягненок
Мораль басни Квартет
Источник: https://kanks.ru/moral-basni
Басня Ивана Крылова “Волк и Ягненок”
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву”. –
“Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу”. –
“Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!” –
“Помилуй, мне еще и от роду нет году”. –
Ягненок говорит. – “Так это был твой брат”. –
“Нет братьев у меня”. – “Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи”. –
“Ах, я чем виноват?” – “Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Начало произведения начинается с морали:
“У сильного всегда бессильный виноват”
Крылов с присущей ему легкостью громко заявляет, что при столкновении сильной и слабой стороны, виноват оказывается последний.
Действительно, а что может доказать маленький Ягненок, каким бы он вежливым и обходительным не казался? Как себя защитить перед голодным Волком?
Произведение “Волк и Ягненок”- одно из немногих басен, в которой главные герои одинаково важны.
Волк олицетворяет людей, которые обладают силой, пониманием собственной безнаказанности, используя свое положение, пренебрегая правилами приличия.
Волк проявляя грубость и злость по отношению к Ягненку, обзывает его “наглецом, нечистым рылом”. Силу остановить сложно, ведь таким людям, как Волк, не нужно ни перед кем оправдываться.
Он показывает наглость и бесстыдство, всю свою сущность одним лишь выражением: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
Беззащитный Ягненок воплощает в себе бесправие простого народа в целом и человека в частности.
Учитывая свое безвыходное положение, Ягненок старается мягкостью речи и гибкостью разговора смягчить гнев Волка. Хотя с самого начала он прекрасно осознает свою слабость и бессилие.
Обращаясь к Волку, как к знатной особе со словами:
Источник: https://www.tikitoki.ru/fable/basnja-ivana-krylova-volk-i-jagnenok
Анализ басни Крылова
Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен.
Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А. Крылов, давший произведениям из глубокого прошлого новую жизнь, приблизив их к реалиям современной ему действительности. При этом среди произведений баснописца сравнительно мало обладающих отвлеченным сюжетом.
В большинстве случаев читатель при ознакомлении с очередным творением Крылова погружался в среду языка, образов и исторических параллелей, присущих русской национальной культуре.
Баснописец уделял большое внимание вопросам морали и нравственного совершенства, а также справедливости существующего общественного устройства.
Эти искания нашли свое отражение во многих произведениях Крылова.
Благодаря глубокой творческой работе над басенной традицией автору удалось создать новые, оригинальные басенные сюжеты и привнести в классические сюжеты больше точности и жизненной правдивости.
Большую группу его басен составляют те, которые посвящены общественному устройству или как-либо иначе касаются политической жизни России.
Как правило, в них обличаются пороки сильных мира сего, выявляется произвол власти повсюду, где он имеет место, бичуется бюрократизм чиновников. В баснях такого рода детально вырисовываются отношениях “верхов” и “низов”.
Эта группа включает в себя такие хорошо известные ныне произведения, как “Волк и Ягненок”, “Конь и Всадник”, “Крестьянин и Река”, “Рыбья пляска”, “Вельможа”, “Лягушки, просящие царя” и т. д.
В некоторых баснях писатель высказал свои взгляды на разумное устройство мира, в котором каждое сословие знает свое место и исполняет свои прямые обязанности. Попутно в баснях данной направленности Крылов беспощадно высмеивал такие пороки, как кумовство, взяточничество, проповедовал выполнение общественно полезной деятельности.
Как человек, выросший на идеях екатерининской эпохи, Крылов в баснях социальной направленности нередко поднимал проблемы просвещения.
Наиболее известны морализаторские басни Крылова, которые отличаются свободным слогом и прозрачностью сюжетной линии. В этих произведениях автор размышляет о человеческой природе и обнажает такие людские пороки и недостатки, как жадность, леность, падкость на лесть, беспечность и многие другие.
Особое место в творчестве Крылова занимают исторические басни, в первую очередь цикл, посвященный Отечественной войне 1812 года. Одна из наиболее известных басен этого цикла -“Волк на псарне”. Известно, что ее читал вслух своим солдатам М. И. Кутузов, который на фразе “ты сер, а я, приятель, сед” снял головной убор, обнажив седины.
Были среди исторических басен и остросатирические, критикующие положение во внешней политике.
Басни Крылова любимы за то, что их язык живой, сочный, богатый, близкий к народному. Образы, выходящие из-под пера писателя, неизменно ярки и правдивы. Чаще всего это животные, которые позаимствованы из русских сказок, что делает басни еще более увлекательными.
Из фольклора Крылов позаимствовал также и традицию наделять то или иное животное какой-либо одной человеческой чертой. Такой прием делает произведения писателя еще более привлекательными.
В этих баснях лиса неизменно плутовка, волк – кровожадный злодей, медведь – невежда, осел – глупец и т. д. Динамическое развитие действия и живость слога усиливают воздействие басни на читателя, ставят произведение над классическими традициями жанра.
“Басни Крылова – это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня” .
Источник: https://home-task.com/analiz-basni-krylova/