Образ и характеристика карла xii в поэме “полтава” пушкина: описание в цитатах

«Полтава» Пушкин главные герои

«Полтава» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году, и описывает Полтавскую битву. Давайте вместе вспомним главных героев «Полтава» Пушкина и их характеристики.

Главные герои «Полтава» Пушкин

  • Мазепа, Иван Степанович — украинский гетман, главный герой поэмы Пушкина «Полтава». Это «крепкий старик», в которого влюбляетсяМария, дочь главного судьи Малороссии Кочубея.
  • Кочубей, Василий Леонтьевич — украинский генеральный судья, антагонист гетмана Мазепы, казнённый им за переход на сторону Петра. Кочубей — отец главной героини поэмы, Марии.
  • Любовь — жена Кочубея
  • Мария Кочубей — главный женский персонаж поэмы Пушкина «Полтава», дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, возлюбленная гетмана Мазепы. (прототипом явилась дочь В. Л. Кочубея Матрёна)
  • Пётр Великий — российский царь
  • Карл XII — шведский король

Кто главный герой поэмы «Полтава» и почему?

В поэме А. С. Пушкина «Полтава» главным героем является украинский гетьман Иван Мазепа, в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария. Главным героем гетьмана можно назвать потому, что все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.

Характеристика главных героев «Полтава»

Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Г. Байрона, «Войнаровско-му» К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма.

Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей — вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману — К.

приговорен, Мария сходит с ума) прорастает героический эпос, в ее пространстве появляется множество персонажей; естественно, это не может не сказаться на изображении главных героев.

Сюжет отводит К. (прототип — генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей) «служебную» роль отца, препятствующего «беззаконной» любви дочери. Но автор усложняет «рисунок» роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера К.

Обратите внимание

Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности «долгу» (его «орлиный взор» давно уже проник в сердцевину «изменнических» помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них К., пока они были заодно), но лишь из чувства мести.

«Предприимчивая злоба» заставляет судью действовать.

Месть становится смыслом его жизни; даже в темнице, в ночь перед казнью, он дерзко отвечает Орлику, пришедшему пытать его и требующему открыть тайну клада: «…но сохранил я клад последний, / Мой третий клад: святую месть. Ее готовлюсь Богу снесть».

Рядом е «мнимо-второстепенным» (а на деле — сомасштабным главному герою) К. — «настоящие» второстепенные персонажи: жена, что «злобой женскою полна» и действует заодно с мужем; молодой казак, что безнадежно влюблен в Марию и берется доставить донос в столицу империи.

И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и К.; но их страсти слабее; их характеры мельче; по законам перспективы это не может не увеличивать объем фигуры самого К.

По существу, в 1-й и 2-й частях он становится «полноценным» антагонистом Мазепы; в одной из последних «кочубеевских» сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь — темница Кочубея и украинская ночь — темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и К.

, в 3-й части, на роль антагониста «заступает» Петр Великий, с чьим гением мужала «Россия молодая» и чья борьба с Мазепой будет начисто лишена «личных» мотивов.

Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.

Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.

После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М.

медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тотчас же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле.

Важно

Как герой новеллы, он (в 1-й и 2-й частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части 3-й) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером — энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М.

, сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он, в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский», равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти.

И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей и ни о чем не ведающей Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».

Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра.

Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М.

с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик».

В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

Читайте также:  Краткое содержание "повести о капитане копейкине" из поэмы "мертвые души": краткий пересказ сюжета

Мария Кочубей — героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе.

Пушкин указывает на это «прозаическое» имя — Матрена — в примечаниях; оговорка важна — благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое йространство.

Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму — и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь» и, конечно, с грудью «белой, как пена».

И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной М., до конца 1-й части не догадывающейся о заговоре Мазепы — а до конца 2-й части не понимающей, что ее любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое.

Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.

Совет

Беспредельно наивной М. движет одно чувство — любовь. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому» но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что М.

— крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным: где-то на самой окраине смысла мерцает намек на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства.

Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, М.

тут же успокаивается — и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет / Корона царская!..» Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.

Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность М. «удобна» автору с сюжетной точки зрения.

Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что М.

ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери — упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная М. бежит; погоня бесполезна.

И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ М. в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, М. утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е.

в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. И после этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» М.

в песне седого бандуриста — и навсегда примиряют с покинутой ею жизнью.

Петр — российский император. «Петровская» тема естественно возникает в поэме.

Обратите внимание

Романтический сюжет о «беззаконной любви» гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда «Россия молодая / Мужала с гением Петра».

Да и сама сюжетная коллизия (отец Марии судья Кочубей доносит русской власти на изменника Мазепу) невозможна без «косвенного» участия русского царя, без его жестокой ошибки (донос пересылают Мазепе, Кочубей гибнет, Мария сходит с ума).

И все-таки тема одно, а персонаж — другое. Пока сам П. остается в сюжетной тени, расстановка сил в поэме соответствует неписаным правилам лорда Байрона; антагонист Мазепы — оскорбленный отец Кочубей; основной конфликт — любовно-психологический и т. д.

Но в последней, 3-й части Пушкин, описывая Полтавскую битву России с Карлом XII и Мазепой, вводит П. в состав действующих лиц. И сразу все пропорции меняются.

Мазепа из любовного героя разом превращается в антагониста русского царя; Кочубей — перестает казаться неудачным антагонистом Мазепы и становится трагическим союзником победителя (пускай и отдавшего его на растерзание врагу, главное, что в конце концов признавшего свою ошибку!).

Даже казавшиеся назойливыми и неоправданными оценочные эпитеты, которыми автор «награждал » изменника Мазепу, вдруг обретают художественно-идеологический смысл.

Как все остальные герои «Полтавы» (кроме слабого Карла, чьи психологические черты в «Медном всаднике» Пушкин перенесет на образ Александра I), П. наделен сильным характером; как всe они, не знает промежуточных состояний и если гневен, то гневен, если весел, то весел, а если добр, то добр.

(Другое дело, что автор, описывая героя, садящегося на коня, использует оксюморон — «Лик его ужасен Он прекрасен»; это лишь усиливает эффектность образа.) Но в отличие от остальных, П. одушевлен не местью (как Кочубей), не жаждой власти (как Мазепа), а высокой страстью государственного делания. Решение «сдать» Кочубея.

Мазепе — трагическая ошибка, а не преступление; она не снижает образ П. Пушкин считает необходимым выстроить параллельные описания: Мазепа перед боем — Петр перед боем; Мазепа после казни Кочубея (т. е. после победы, одержанной над врагом) — Петр после победы над Карлом и Мазепой, пьющий за здоровье врагов.

Важно

Это дает возможность подчеркнуть «качественное» различие между ними; для одного — власть орудие насилия, для другого — инструмент общегосударственного творчества. Сила П.

— это мощь молодой империи, за которой (по Пушкину) — правда Истории; он связан со стихией рождающегося света («Горит восток зарею новой»), тогда как Мазепа— с ночной стихией (сцена перед казнью Кочубея). И потому П. в «Полтаве» — идеальный герой исторического эпоса.

Читайте также:  Мораль басни "медведь у пчел" крылова (анализ, суть, смысл)

Источник: http://ktoikak.com/poltava-pushkin-glavnyie-geroi/

Карл XII (17 июня 1682-30 ноября 1718) — король Шве­ции в 1697-1718, полководец, потративший большую часть своего царствования на продолжительные войны в Европе.

Карл XII взошел на трон после смерти отца Карла XI в воз­расте 15 лет и надолго покинул страну спустя 3 года, при­ступив к многочисленным военным кампаниям за пределами страны с целью окончательно сделать Швецию доминирую­щей силой в Северной Европе.

Тем временем Петр отбил у Карла часть прибалтийских земель и основал на отвоеванных землях новую крепость Санкт-Петербург. Это заставило Карла принять фатальное решение о нападении на русскую столицу Москву.

Во время похода им было принято решение вести свою армию на Украину, гетман которой — Мазепа — перешел на сторону Карла, но не был поддержан основной массой малороссийского казачества. Шедший на помощь Карлу шведский корпус Левенгаупта был разбит при Лесной.

К тому моменту, когда шведские войска подошли к Полтаве, Карл потерял до трети своей армии. После неудачной для шведов трехмесячной осады Полтавы произошло сражение с основными силами русской армии, в результате которого шведская армия потерпела сокрушительное поражение. Карл бежал на юг в Османскую империю, где он организовал ла­герь в Бендерах.

В 1828 году Пушкин создает произведение, в котором раскрыты другие стороны образа Петра, — поэму «Полтава». Пушкин старается точно воссоздать историческую эпоху — «когда Россия молодая» . Прошлое он раскрывает через жи­вые человеческие судьбы, характеры. Пушкин понимает ог­ромную роль в исторических судьбах России Полтавского сражения. Битва могла быть выиграна лишь преображенной

Россией. Романтическая поэма как бы перерастает в нацио­нально-героическую эпопею. В основу произведения поло­жено не событие из личной жизни, а событие, имеющее на­циональное значение.

Совет

Образ одного из главных героев — Петра, творца победы, раскрывается в контрастном сопос­тавлении с гетманом Мазепой и шведским королем Кар­лом XII. В изображении этих исторических лиц, равно как и в целом исторического прошлого, Пушкин стоит на прочных позициях историзма, исторической точности.

Точен поэт в изображении Карла XII. Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых со­ображений. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. Позиция Пушкина, его глубокий историзм особен­но подчеркнуты в эпилоге.

Оказывается, что подлинную оценку событий и исторических лиц дает сама история. Па­мятником Петру стала Полтавская битва: «Лишь ты воздвиг, герой!»

В поэме А.С. Пушкина «Полтава» Карл является лжегеро­ем. Легкомыслие и честолюбие— отличительные черты его характера. В сравнении с Петром особенно видно ничтожест­во Карла, которое в итоге признает даже его временный со­ратник Мазепа. Суетные, мелкие честолюбивые желания не оставляют следа в народной памяти, и потому лишь «мхом поросшие ступени / Гласят о шведском короле».

Вопросы по докладу:

1)    Кто такой Карл XII? Какие исторические события про­исходили в период правления Карла XII?

2)   С каким героем сопоставлен Карл XII в поэме А.С. Пушкина «Полтава»?

3)    Почему в поэме А.С. Пушкина «Полтава» Карл XII лже­герой?

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/doklady-po-russkoj-literature/doklady-po-russkoj-literature-7-klass/4461-obraz-karla-xii-v-poeme-a-s-pushkina-poltava

Сочинение на тему: “Петр I и Карл XII в поэме Пушкина Полтава”

Главная » Литература » Сочинение на тему: “Петр I и Карл XII в поэме Пушкина Полтава”


Здесь Вы можете скачать Сочинение на тему: “Петр I и Карл XII в поэме Пушкина Полтава” для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

(1 вариант)А.С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А.С.

Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С.

Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России Полтавского боя.Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца.

Обратите внимание

Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:…Выходит Петр. Его глазаСияют. Лик его ужасен.Движенья быстры. Он прекрасен,Он весь, как божия гроза.Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С.

Пушкин использует глаголы движения:И он промчался пред полками,Могущ и радостен, как бой.Он поле пожирал очами…Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:Несомый верными слугами,В качалке, бледен, недвижим,Страдая раной, Карл явился.

Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:Вдруг слабым манием рукиНа русских двинул он полки.Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С.

Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.

(2 вариант)

Образы двух императоров в поэме «Полтава» противопоставлены друг другу. Петр с Карлом уже встречались:Суровый был в науке славыЕй дан учитель: не одинУрок нежданный и кровавыйЗадал ей шведский паладин.

Но все изменилось, и с тревогой и злобой видит перед собой Карл XIIУж не расстроенные тучиНесчастных нарвских беглецов,А нить полков блестящих, стройных,Послушных, быстрых и спокойных.Кроме автора, обоих императоров характеризует Мазепа, причем если А.С. Пушкин описывает Петра и Карла во время и после боя, то Мазепа вспоминает их прошлое и пророчит их будущее.

Читайте также:  Дворянство и светское общество в романе "евгений онегин": образ и характеристика

Петру, чтобы не нажить себе врага, не надо было унижать его достоинство, дергая Мазепу за усы. Карла Мазепа называет «мальчиком бойким и отважным», перечисляет общеизвестные факты из жизни шведского императора («к врагу на ужин прискакать», «ответствовать на бомбу смехом», «обменять на рану рану»), и все же «не ему вести борьбу с самодержавным великаном».

«Самодержавный великан» – Петр, ведущий в бой русские войска. Характеристика, выданная Карлу Мазепой, больше подошла бы юноше, чем именитому полководцу: «Он слеп, упрям, нетерпелив, // И легкомыслен, и кичлив…», «воинственный бродяга».

Главная же ошибка шведского императора, с точки зрения Мазепы, в том, что он недооценивает противника, «силы новые врага успехом прошлым только мерит».Пушкинский Карл ещё «могучий», «отважный», но вот «грянул бой», и два великана столкнулись. Петр выходит из шатра «толпой любимцев окруженный», его голос звучен.

Важно

Портрет, данный автором русскому императору, похож на все его живописные и скульптурные изображения. В поэме как бы воссоздается, оживает символ Петербурга, скульптура Фальконе:… Его глазаСияют. Лик его ужасен.Движенья быстры. Он прекрасен,Он весь, как божия гроза.Идет. Ему коня подводят.Ретив и смирен верный конь.Почуя роковой огонь,Дрожит.

Глазами косо водитИ мчится в прахе боевом,Гордясь могущим седоком.Как непохоже на героический портрет Петра перед боем описание Карла.Несомый верными слугами,В качалке, бледен, недвижим,Страдая раной, Карл явился.Вожди героя шли за ним.Он в думу тихо погрузился.Смущенный взор изобразилНеобычайное волненье.

Казалось, Карла приводилЖеланный бой в недоуменье…Вдруг слабым манием рукиНа русских двинул он полки.Только последние две строчки, ломая картину, ритм, говорят о том, насколько опасен и непредсказуем этот человек, сколько силы и угрозы скрыто в Карле. Петр могуч и радостен, Карл бледен и недвижим, но оба в предчувствии схватки.

Рядом с русским императором «птенцы гнезда Петрова», со шведским – «вожди героя». На время боя все перемешалось: «швед, русский – колет, рубит, режет». Вожди, так по-разному начинавшие сражение, в пылу боя ведут себя одинаково: «Среди тревоги и волненья // На битву взором вдохновенья // Вожди спокойные глядят, // Движенья ратные следят…».

Но уже близок миг победы, и шведы сломлены.Пирует Петр. И горд, и ясенИ славы полон взор его.И царской пир его прекрасен.При кликах войска своего,В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих,И славных пленников ласкает,И за учителей своихЗаздравный кубок подымает.Одним из учителей Петра был Карл XII.

Где же он? Как реагирует учитель, побежденный своим учеником?Опасность близкая и злобаДаруют силу королю.Он рану тяжкую своюЗабыл. Поникнув головою,Он скачет, русскими гоним…«Прошло сто лет», но помнят ли об этих сильных и гордых мужах? «В гражданстве северной державы, // В ее воинственной судьбе, //…ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе». А Карл?Три углубленные в землеИ мхом поросшие ступениГласят о шведском короле.

О славе и поражении могли бы многое рассказать герои Нарвы и Полтавы, расскажут поэты, прочтут и запомнят многие поколения читателей.

Другие материалы из категории Литература

Источник: https://docbase.org/52453-sochinenie-na-temu-petr-i-i-karl-xii-v-poeme-pushkina-poltava.html

Каталог файлов

Образы Петра и Карла в
поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Образ Петра
I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь. Пётр I – полководец,
патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник. Пётр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её
укрепления как великой державы. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила,
величие, мощь. “И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой .

..”. 
В поэме «Полтава»
образ Петра воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России.
Вот как описано явление Петра на бранном поле: «Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра…» Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра
подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим
величием обычным людям.

Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к
победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не
возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе: «В шатре
своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за
учителей своих Заздравный кубок поднимает».

Значительность роли Петра Первого в
поэме подтверждает
эпилог. Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего “от сильных, гордых
сих мужей…”. Осталась только история — огромный памятник Петра Первого.
Памятник — главное, что есть в эпилоге,
главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр Первый становится, можно
сказать, идеальным героем.

Совет

Образу Петра
в поэме противопоставлен образ другого полководца Карла 12.
Поэт точен и в изображении
Карла. Молодой король по призванию был воином. Своей безмерной жаждой боя и храбростью, личным примером он вдохновлял
своих воинов. Они верили в него и преклонялись перед ним.

Это был король-солдат, который жил только армией, войной,
походами.

Никакой личной жизни в собственном смысле слова у него попросту не
было.

Пушкин
не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него
нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений.Вот как
описывает Карла в поэме Мазепа: «он слеп, упрям, нетерпелив, И легкомысленен, и
кичлив». Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл.

: «Казалось, Карла приводил Желанный
бой в недоуменье…»Упадший с высшей степени воинской славы и величия, раненый и
терзаемый горестью и досадою, Карл переправился чрез Днепр с Мазепою и
малочисленною свитою, и искал убежища в Турецкой империи. Но и там он не нашёл
поддержки.

 Эпилог «Полтавы» сводит все содержание поэмы воедино:

Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось —
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.

(V, 63)

Торжество
дела Петра воплощено в исторической судьбе России, во имя которой он творил;
память о Карле XII неразрывно связана с воспоминанием о его бесславии.

Источник: http://marinkinrasskaz.ucoz.ru/load/1-1-0-18

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector