Образ и характеристика фенечки в романе “отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

Любовь николая петровича и фенечки

Образ и характеристика Фенечки в романе

Полное собрание материалов по теме: любовь николая петровича и фенечки от специалистов своего дела.

Образ и характеристика Фенечки в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

Фенечка с ребенком. Художник К. И. Рудаков

Фенечкая является одной из второстепенных героинь романа “Отцы и дети”

Тургенева

.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Фенечки в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера героини в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”

Краткая характеристика Фенечки в романе “Отцы и дети”

Фенечка, или Федосья Николаевна – неофициальная жена помещика 

Николая Петровича Кирсанова

.  Фенечке 23 года. По происхождению она – крестьянка (вероятно, вольнонаемная крестьянка).

Фенечка – хорошая хозяйка и заботливая мать. Она любит порядок и чистоту. Фенечка малообразованна, глуповата и пустовата, но при этом – хороша собой и мила. 

Однажды Фенечка и ее мать устраиваются на работу к помещику Николаю Петровичу Кирсанову. Между ним и Фенечкой завязываются отношения. Кирсанов старше Фенечки на 20 лет. Он – дворянин, а она – крестьянка, но это не мешает им быть вместе.

У Фенечки и Кирсанова рождается сын Митя. Спустя 3 года совместной жизни Кирсанов женится на Фенечке. 

Образ и характеристика Фенечки в романе “Отцы и дети”

Возраст Фенечки – около 23 лет:

“…Это была молодая женщина лет двадцати трех…”

Полное имя героини – Федосья Николаевна:

“…Федосья Николавна…”

Фенечка – крестьянка по происхождению: “…«Поцелуй же ручку у барина, глупенькая», – сказала ей Арина…” (крестьяне целовали у барина руку)

Фенечка – сирота: “…Муж у ней давно умер…” (речь идет про отца Фенечки)

“…мать, Арина, умерла от холеры…” (Мать Фенечки умерла от холеры, когда дочери было около 20 лет)

Фенечка – красивая молодая женщина: “…И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках?..”

“…Какая хорошенькая!..”

“…Известно о ком: одна только хорошенькая…”

“…У твоего отца, видно, губа не дура…”

Внешность Фенечки в цитатах: “…Фенечка. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах…”

Еще статьи:  Книги про ревность психология

“…мелькнуло молодое женское лицо…”

“…в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Фенечка…”

“…показалась мягкая масса черных, блестящих, слегка растрепанных волос…”

“…горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица…”

“…тихонько вышла. Она ходила немножко вразвалку, но и это к ней пристало…”

“…Фенечка и свои волосы привела в порядок, и косынку надела получше, но она могла бы остаться, как была…”

“…приложил губы к Фенечкиной руке, белевшей, как молоко, на красной рубашечке Мити…”

“…лицо Фенечки скользнуло перед ним такое бледное и маленькое…”

“…Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки. Все к тому способствовало, даже июльский зной, который стоял тогда.

Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках.

Она почти не могла работать; руки у ней так и скользили на колени. Она едва ходила и все охала да жаловалась с забавным бессилием…”

“…Она сидела на скамейке, накинув по обыкновению белый платок на голову…”

У Фенечки “хорошенькие глазки”: “…Фенечка подняла на Базарова свои глаза, казавшиеся еще темнее от беловатого отблеска, падавшего на верхнюю часть ее лица…”

“…Прелестно было выражение ее глаз, когда она глядела как бы исподлобья да посмеивалась ласково и немножко глупо…”

“…в ее хорошеньких глазках…”

У Фенечки приятный голос: “…Я люблю, когда вы говорите. Точно ручеек журчит…”

“…Здравствуйте-с, – ответила она негромким, но звучным голосом…”

Фенечка – стыдливая девушка:

“…она предполагает… она стыдится…”

“…Напрасно ж она стыдится…”

“…поставив ее перед

Павлом Петровичем

, вся застыдилась…”

“…Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти…”

Фенечка – достойная женщина: “…если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает…”

Еще статьи:  Как привязать мужчину тельца?

“…Конечно, если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть…”

Фенечка – вежливая девушка:

“…Фенечка всем в доме говорила вы…”

Фенечка – тихая и скромная девушка: “…редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько…”

Фенечка – глуповатая, пустая девушка: “…Ах, как я люблю это пустое существо!..”

“…посмеивалась ласково и немножко глупо…”

Фенечка любит порядок: “…Она наследовала от своей матери любовь к порядку…”

Фенечка – рассудительная и степенная девушка: “…Она наследовала от своей матери рассудительность и степенность…”

Фенечка – малограмотная девушка:

“…на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами «кружовник»…”

Фенечка и Николай Петрович Кирсанов

В начале романа Фенечка – неофициальная жена Николая Петровича Кирсанова:

“…эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки…”

У Фенечки и Николая Петрович есть сын Митя:

“…вошла Фенечка с Митей на руках…”

“…– Сколько, бишь, ему месяцев? – спросил Павел Петрович.

– Шесть месяцев; скоро вот седьмой пойдет, одиннадцатого числа…”

Фенечка любит Николая Петровича: “…Я Николая Петровича всем сердцем люблю Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо! Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!..”

В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке несмотря на то, что она – крестьянка, а он – барин: “…Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…”

Тема любви в романе “Отцы и дети” раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки.

В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе “Отцы и дети” помогает понять характер персонажей.

Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным.

Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его.

Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Еще статьи:  Не получается общаться с девушками

Обратите внимание

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это “пустота” и “распущенность”. Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером.

Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством.

Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй – одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства.

Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство.

Сам Евгений осознает, что бороться с собой – безнадежное дело!

Еще статьи:  Потом меня любить не надо

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, выбила из колеи. В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале.

Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной.

Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве.

Оба они раньше были “охотниками до женщин”, однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны “не добьешься толку”, однако не смог не думать о ней.

И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и “еще мучительнее” к ней привязался. Эта история любви в романе “Отцы и дети” проходит через всю его жизнь. Базарова тоже “мучила и бесила” любовь, от которой его спасла только смерть.

Важно

И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что “исхудалая голова” Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца.

Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора.

Тема любви в романе “Отцы и дети” Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова.

Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Еще статьи:  Если муж ревнует без причины

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Читайте также:  Именины татьяны лариной в романе "евгений онегин" (текст эпизода)

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе “Отцы и дети” представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей.

У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной.

Совет

Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича.

Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе “Отцы и дети” Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье.

Страницы романа “Отцы и дети” Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе “Отцы и дети” – одна из ключевых в этом произведении.

Источник: https://xn—-etbhjbchkvbebdbf6aza0c2d6g.xn--p1ai/lyubov-nikolaya-petrovicha-i-fenechki/

«Отцы и дети» – описание Фенечки – Русская историческая библиотека

…Вместо Дуняши на террасу вышла сама Фенечка. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах.

Она несла большую чашку какао и, поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев.

Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти…

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

(Тургенев «Отцы и дети», глава V. См. краткое содержание, полный текст и анализ романа.)

——————————

…Николай Петрович познакомился с Фенечкой следующим образом. Однажды, года три тому назад, ему пришлось ночевать на постоялом дворе в отдаленном уездном городе. Его приятно поразила чистота отведенной ему комнаты, свежесть постельного белья.

«Уж не немка ли здесь хозяйка?» – пришло ему на мысль; но хозяйкой оказалась русская, женщина лет пятидесяти, опрятно одетая, с благообразным умным лицом и степенною речью. Он разговорился с ней за чаем; очень она ему понравилась.

Николай Петрович в то время только что переселился в новую свою усадьбу и, не желая держать при себе крепостных людей, искал наемных; хозяйка, с своей стороны, жаловалась на малое число проезжающих в городе, на тяжелые времена; он предложил ей поступить к нему в дом в качестве экономки; она согласилась.

Муж у ней давно умер, оставив ей одну только дочь, Фенечку. Недели через две Арина Савишна (так звали новую экономку) прибыла вместе с дочерью в Марьино и поселилась во флигельке. Выбор Николая Петровича оказался удачным. Арина завела порядок в доме.

О Фенечке, которой тогда минул уже семнадцатый год, никто не говорил, и редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько, и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица. Так прошло более года.

В одно утро Арина явилась к нему в кабинет и, по обыкновению низко поклонившись, спросила его, не может ли он помочь ее дочке, которой искра из печки попала в глаз. Николай Петрович, как все домоседы, занимался лечением и даже выписал гомеопатическую аптечку. Он тотчас велел Арине привести больную. Узнав, что барин ее зовет, Фенечка очень перетрусилась, однако пошла за матерью.

Николай Петрович подвел ее к окну и взял ее обеими руками за голову. Рассмотрев хорошенько ее покрасневший и воспаленный глаз, он прописал ей примочку, которую тут же сам составил, и, разорвав на части свой платок, показал ей, как надо примачивать. Фенечка выслушала его и хотела выйти. «Поцелуй же ручку у барина, глупенькая», – сказала ей Арина.

Обратите внимание

Николай Петрович не дал ей своей руки и, сконфузившись, сам поцеловал ее в наклоненную голову, в пробор. Фенечкин глаз скоро выздоровел, но впечатление, произведенное ею на Николая Петровича, прошло не скоро.

Ему все мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки.

Он начал с большим вниманием глядеть на нее в церкви, старался заговаривать с нею.

Сначала она его дичилась и однажды, перед вечером, встретив его на узкой тропинке, проложенной пешеходами через ржаное поле, зашла в высокую, густую рожь, поросшую полынью и васильками, чтобы только не попасться ему на глаза. Он увидал ее головку сквозь золотую сетку колосьев, откуда она высматривала, как зверок, и ласково крикнул ей:

– Здравствуй, Фенечка! Я не кусаюсь.

– Здравствуйте, – прошептала она, не выходя из своей засады.

Понемногу она стала привыкать к нему, но все еще робела в его присутствии, как вдруг ее мать, Арина, умерла от холеры. Куда было деваться Фенечке? Она наследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего…

(Тургенев «Отцы и дети», глава VIII.)

Источник: https://rushist.com/index.php/rus-literature/6110-ottsy-i-deti-opisanie-fenechki

Образ и характеристика Фенечки в романе Отцы и дети Тургенева сочинение – novoevmire.biz

Фенечка в романе Тургенева “Отцы и дети” – это незаконная жена Николая Петровича Кирсанова. По происхождению обычная крестьянка. Матушка Фенечки поступила в дом Кирсановых на должность экономки, Николая Петровича поражала ее чистоплотность, умение содержать жилище в порядке.

После внезапной смерти матери Фенечка осталась в доме Кирсановых, они с Николаем Петровичем полюбили друг друга и стали жить вместе. Оказалось, что мама Фенечки – Арина Савишна была хозяйкой одного постоялого двора, чистота которого поразила Николая Петровича.

В конце концов Фенечка привыкла к Николаю Петровича, а после смерти матери – Арины Савишны от холеры, девушка и вовсе стала жить вместе с барином. Когда она умерла, он взял на себя заботу о молодой Фенечке, в которую впоследствии влюбился. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе.

В этот момент читатель узнает о том, как Фенечка появилась в доме Кирсановых. Фенечку описывают как приятную девушку, двадцати трёх лет, с привлекательной внешностью, милым голосом, и прекрасным характером. Из произведения видно, что она очень добрая, хоть и немного глуповатая и наивная ввиду отсутствия образования, но в этой наивности и проявляется её милость и привлекательность.

Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения.

Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.

Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья, Никитична Кукшина.

Женские образы в романе “Отцы и дети” противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.


Важно

Николай Петрович обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька.

От Кирсанова у Фенечки родился мальчик, получается, что это братик Аркадия по отцу. В конце романа все-таки Фенечка становится женой Николая Петровича. Мы можем догадаться, что она, как бы мы назвали сейчас, гражданская жена или сожительница Николая Петровича.

Фенечка – один из центральных персонажей романа “Отцы и дети”, дочь бывшей экономки Николая Петровича, которая осталась в усадьбе после смерти матери. Кажется из мещан, но точно не крепостная, потому что могла покинуть усадьбу после смерти матери. Она влюбилась в Николая Петровича, а тот в свою очередь полюбил Фенечку.

Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Таковы Елена (“Накануне”), Наталья (“Рудин”), Лиза (“Дворянское гнездо”). В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой. Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична.

В начале романа Фенечка – сожительница Николая Петровича.

История жизни Федосьи Николаевны

Фенечка – незаконная жена Николая Петровича. По происхождению обычная крестьянка. После смерти отца осталась вдвоем с матерью.

Матушка Фенечки поступила в дом Кирсановых на должность экономки, Николая Петровича поражала ее чистоплотность, умение содержать жилище в порядке. Внимание Николая Петровича привлекла юная дочь экономки, он старался чаще с ней видеться и общаться.

После внезапной смерти матери Фенечка осталась в доме Кирсановых, они с Николаем Петровичем полюбили друг друга и стали жить вместе. Фенечка родила от него сына, Митеньку.

Описание Фенечки

Внешний облик молодой Федосьи Николаевны автор описывает, передавая читателю восхищение этой особой: Фенечка миловидная девушка. Невзирая на крестьянское происхождение, она воспитана. Глуповата, неграмотна, но мила и добра. От матери наследовала любовь к чистоте и уюту в доме.

Она скромна и немного стесняется жителей и гостей Марьина: Единственным человеком, с которым она чувствовала себя абсолютно свободно, был Евгений Базаров:

Полностью раскрывается ее характер в материнстве. Она трепетно относится к сыну, обожает и балует малыша.

Огромную радость ей приносит интерес Павла Петровича к маленькому племяннику:

Кирсанов и Фенечка

В начале романа Фенечка – сожительница Николая Петровича. Такие отношения, кажется, лишены будущего. Он — дворянин, она – обычная крестьянка. Но рождение ребенка дарит Федосье Николаевне новое положение, Николай Петрович переселяет ее в дом, сообщает сыну о своих отношениях.

Но сохраняется какая-то неопределенность в судьбе девушки. Кирсанов сам стесняется чувств:
Фенечка преданно любит отца своего ребенка: Она выше всяких обсуждений и наговоров. Простота и естественность девушки делают ее прекрасной и ни на кого не похожей.

Итогом трехлетних неузаконенных отношений становится долгожданная свадьба Фенечки и Николая Петровича.

Образ Фенечки тщательно прорисован Тургеневым. Он сочувствует ей, восторгается искренностью и открытостью.

Из женских образов, представленных в романе «Отцы и дети», она больше остальных подходит к идеальному типу тургеневской девушки.

Другие материалы по роману «Отцы и дети»:

Краткое содержание

Сочинение Образ и характеристика Фенечки

Знаковый роман Тургенева И.С. «Отцы и дети» был написан во второй половине ХIХ века. Действие, описанное в романе, происходит в родовом имении Кирсановых летом 1859 года.

Наряду с главными героями нашли своё место на страницах произведения яркие женские образы. Одним из них является образ Федосьи Николаевны. Фенечка – так любовно называют героиню окружающие. Мать героини, обычная крестьянка, служила в доме Кирсановых экономкой. Хозяин дома, Николай Петрович, был доволен своей экономкой.

Читайте также:  Критика о поэме "песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова": отзывы современников и критиков xx в.

Ему нравилась её чистоплотность и способность содержать дом в полном порядке. После внезапной смерти матери, Фенечка становится любовницей хозяина дома. У неё рождается сын, которого назвали Митей.

Совет

Впервые Фенечка появляется после приезда младшего Кирсанова с Базаровым. Внешнее описание молодой женщины 23-х лет оставляет только приятное впечатление.

Кроме миловидности, мастерски описанной Тургеневым, девушка скромна и стеснительна. Перед гостями появилась не сразу, не в первый день их приезда. Положение её было двойственным и это было весьма очевидно. Барин проявил великодушие и поселил свою возлюбленную вместе с ребёнком у себя в доме.

Но тот факт, что он сам стеснялся своего поступка, сводило всё его благородство к нулю.

Фенечка, как существо чуткое, понимала всю сложность своего положения. Ей были и совестно за то, что она живёт в грехе со своим барином. И в то же самое время она интуитивно чувствовала, что за ней есть какое-то право.

Тургенев, описывая образ девушки, как будто бы сам любуется ей, как мадонной с младенцем на руках. Своим положительным отношением к героине, автор поднимает её выше всех пересудов и кривых толкований.

Фенечка мягкая и естественная, нравится почти всем окружающим. Так Базаров испытывал истинное удовольствие только от общения с Фенечкой. Он даже менялся в лице. Всегда строгое и даже грубоватое лицо Евгения Васильевича становилось добрым и внимательным.

Он рассмотрел в героине не просто молодую красивую женщину, похожую на распустившийся цветок.  Ему удалось увидеть чистоту её души, её естественность, отсутствие притворства. Не равнодушен к девушке и брат Николая Петровича, Павел Петрович Кирсанов.

Обратите внимание

Это он вызвал на дуэль Базарова, когда стал случайным свидетелем поцелуя между Базаровым и Фенечкой.

В конце романа Николай Петрович всё-таки узаконил свои отношения с Фенечкой. Таким  образом, сам Тургенев восстановил справедливость. Потому что образ Федосьи Николаевны – лучший женский образ в произведении.

Вариант 3

Есть множество замечательных произведений русского классика Тургенева, которые так или иначе раскрывают своеобразный идеал женщины, повествуя нам о том, какой  именно она должна быть, каких взглядов должна придерживаться, какого характера должна быть, и наконец, как должна выглядеть. Однако, несмотря на немалое количество такого рода произведений в литературной биографии Тургенева, выделить можно только одно, и это роман “Отцы и дети”.

В произведении мы знакомимся с множеством колоритных женских характеров, которые автор наполнил самыми различными чертами, как плохими, так и хорошими, но своё внимание он заставляет остановить на Фенечке. Фенечка – крестьянка по происхождению, является неказённой женой Николая Петровича.

Фенечка является Тургеневским идеалом русской женщины, которую он описывает практически богиней, с прелестным характером и убеждениями, которого нужно придерживаться всем женщинам. В её образе присутствует множество различных черт, которые, по мнению Тургенева, обязательны к наличию у хорошей девушки.

Это такие черты характера как: доброта, самостоятельность, ум, заботливость, усиленный материнский инстинкт.

Постепенно рассказывая нам о Фенечке автор всё более и более влюбляет нас в неё, заставляя сопереживать, и относится, как к родной.

Её детская наивность и поистине безграничная доброта ко всему живому вызывает несомненную симпатию и привязанность.

Несмотря на всю свою нелёгкую судьбу, Фенечка осталось всё такой же добродушной и милой, как и была до этого. Через её образ Тургенев показывает нам, насколько же прекрасен этот идеал, им же и созданный. Выявляя очевидные вещи, автор заставляет с такой же очевидной наивностью влюбиться в данного персонажа, пытаясь сопереживать ей, и, несомненно, поддерживать всё произведение.

Важно

Так или иначе, Тургенев создал замечательный и завораживающий образ женского идеала, которому должны придерживаться девушки, так как он наполнен, несомненно, хорошими чертами, которыми должен обладать каждый человек.

Также через её детскую наивность, но взрослые взвешенные решения, автор пытается передать всю силу и волю её характера, как бы показывая нам сильную сторону данного идеала.

В общем и целом, автор написал замечательное произведение, позволившее в полной мере увидеть тот самый идеал в лице Фенечки.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/obraz-i-harakteristika-fenechki-v-romane-ottsy-i-deti-turgeneva-sochinenie.html

Женские образы в романе Отцы и дети

 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..3ГЛАВА 1.Женские образы Анны Сергеевны 
    Одинцовой и Катерины Сергеевны 
    Локтевой в романе «Отцы и дети»……………………………………………………….4
    ГЛАВА 2. Образ Фенечки в романе Тургенева 
    «Отцы и дети»………………………………………………….……8
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….12
    ИСТОЧНИКИ…………………………………………….13 
      

ВВЕДЕНИЕ

       Произведения И. С. Тургенева 
    — одни из самых лиричных 
    и поэтичных произведений в 
    русской литературе. Особенное очарование 
    им придают женские
    образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю.
       “Тургеневским женщинам” присущи 
    и поэтичность, и цельность 
    натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к 
    женщинам раскрывает все
    хорошее или плохое, что есть в его героях.
       В романе “Отцы и дети” Тургенев 
    показал нам три основных женских 
    образа: образ Анны Сергеевны 
    Одинцовой, образ Катерины Сергеевны 
    Локтевой, образ Фенечки и образ 
    Кукшиной.
    ГЛАВА 1. Женские образы Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины Сергеевны Локтевой в романе «Отцы и дети». 
       Тургенев описывает Анну Сергеевну 
    и Катерину Сергеевну совсем 
    противоположными. Анна Сергеевна 
    кокетлива, очень опытна в отношениях 
    с мужчинами, разговорчива. А Катерина 
    Сергеевна робка, молчалива, “беспрестанно краснеет и быстро переводит дух”. Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами.
       Даже во внешнем облике автор 
    показывает их противоположность, 
    непохожесть друг на друга. Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. “Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.” Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но “она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть- чуть сжатые плечи…”
       Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он выбрал Катю. Скорее всего это случилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.
        Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что  это  дама  из высшего общества. Анна  Сергеевна  Одинцова  поражала  достоинством  осанки,
    плавными 
    движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От  ее  лица  веяло 
    мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только  ее  движения  и  взгляд. Жизнь  в  ее  имении   отличалась   роскошью,   спокойствием,   холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство  –  главные  черты
    уклада 
    в имении Одинцовой.
       Когда Базаров с Аркадием  приехали  к  ней  в  усадьбу,  они  увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь  оказалось
    “поставлено  на  рельсы”.  Комфорт   и   безмятежность   составляли   основу существования Одинцовой. Она 
    достаточно перенесла в жизни  (“тертый  калач”) и теперь как 
    будто хотела только отдыхать  от  своего  прошлого.  Не  раз  в разговоре с Базаровым она называла себя старой. У этой  молодой женщины душа  старухи.  Иначе  как  объяснить  ее  стремление  всеми  силами заглушить в себе  возникшую  влюбленность,  только  чтобы  она  не помешала размеренному образу жизни.
          Автор пишет о ней: ’’Её 
    ум был пытлив  и  равнодушен  в  одно  и  тоже время.  Её  сомнения  не  утихали  
    никогда  до  забывчивости  и  никогда  не дорастали 
    до тревоги. Не будь она и 
    независима, она, быть  может,  бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры,  она говорит Базарову:  ’’Я люблю то,  что вы  называете комфортом.’’
       Но в то же время Анна  Сергеевна  способна  на  благородные  
    поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с  умирающим  Евгением,
    хотя 
    он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
       В конце романа мы узнаем, что 
    Анна Одинцова вышла замуж 
    “не по  любви, а по убеждению, 
    за одного из будущих русских деятелей…” Холодность  рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.
       У Одинцовой сильный характер,  и  она  даже  в  чем-то  подавила  свою младшую сестру 
    Катю.
       Катя — славная девушка, и, 
    хотя в первый момент она 
    воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер.  Темная  брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми  глазами.  В  детстве  была очень дурна собой, к 16 годам стала  поправляться  и  сделалась  интересной. Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет  и  вздыхает,  боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет  из  них букеты. В комнате у неё удивительный  порядок.  Терпелива,  нетребовательна, но в то же время упряма.  Постепенно раскрывается  ее  индивидуальность,  и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
       Образ Одинцовой интересен как 
    раз своей  неоднозначностью.  Её  нельзя назвать ни положительной, 
    ни отрицательной героиней, не  погрешив  при  этом против  истины.  Анна  Сергеевна – живой и яркий человек,   со   своими достоинствами и недостатками.
       Тургенев в отношении Одинцовой 
    нигде  не  допускает  иронии. Он считает ее достаточно  умной  
    женщиной  (“Баба  с мозгом”, 
    — по словам Базарова), но вряд ли он сильно чарован ею.
    ГЛАВА 2. Образ Фенечки в романе Тургенева 
    «Отцы и дети» 
       Первое появление Фенечки оставляет 
    в душе ощущение чего-то  мягкого,  теплого  и очень естественного: 
    “Это  была  молодая  женщина  
    лет  двадцати  трех,  вся 
    беленькая и мягкая,  с темными волосами  и глазами,  с красными,  детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное  ситцевое  платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
        Надо отметить, что Фенечка появилась 
    перед Аркадием и Базаровым не  в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной,  хотя,  конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.
       Двойственность  ее  положения  
    очевидна:  крестьянка,  которой   барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся.  Николай  Петрович  совершил
    поступок, казалось бы, благородный. Он поселил 
    у себя женщину,  родившую  от  него ребенка, то есть, как бы признал 
    определенные ее права  и  не  скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя  при  этом так,  что Фенечка не  могла чувствовать себя  свободно  и справлялась со  своим   положением   только благодаря природной естественности и достоинству.
       Вот как Николай Петрович  говорит  
    о  ней  Аркадию:  ”Не  
    называй  ее, пожалуйста, громко… Ну да… она теперь живет у меня.  Я поместил  ее  в доме…  там были  две небольшие комнатки.   Впрочем,   это   все   можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до  того  ему было неловко.
       Но  вот  Фенечка  появилась  
    перед  гостями:  “Она  опустила  глаза  и остановилась у стола, слегка опираясь на самые  кончики  пальцев.  Казалось, ей и совестно было,  что  она  пришла,  и  в  то  же  время  она  как  будто чувствовала, что имела право прийти”.
       Тургенев сочувствует Фенечке и любуется  ею.  Он  как  будто хочет защитить ее и показать, что она в своем  материнстве  не  только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков:  “И  в  самом  деле,
    есть  ли  на  свете  что-нибудь  пленительнее  молодой  красивой  матери  со здоровым ребенком на руках?”
       Базаров, живя у Кирсановых, с 
    удовольствием общался только 
    с Фенечкой: “Даже лицо его 
    изменялось,  когда  он  с  
    ней  разговаривал.  Оно  
    принимало выражение ясное, почти 
    доброе, и к  обычной  его  
    небрежности  примешивалась какая-то шутливая внимательность”.   Дело тут  не  только  в  красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии,  какого  бы  то  ни  было жеманства и попыток строить из себя барыню.
       Базарову  понравилась  Фенечка,  он  однажды  крепко  поцеловал  ее  в раскрытые губы, чем  и  нарушил  все  права  гостеприимства  и  все  правила нравственности. Фенечке  то  же  понравился  Базаров,  но  она  бы  едва  ли отдалась ему.
       Павел Петрович даже был влюблен 
    в Фенечку, несколько раз приходил 
    в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине,  но  он  не  был
    настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался  с Базаровым 
    на дуэли и чтобы дальше не  соблазняться  Фенечкой,  он  уехал  за границу.
       Образ Фенечки подобен нежному  цветку,  имеющему,  однако,  необычайно  крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она  наиболее  близка
    к “тургеневским женщинам”.
       Прямой противоположностью Фенечки 
    является Евдоксия, а точнее Авдотья 
    Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее,  карикатурный,  но не  случайный.  Вероятно,  в  середине  XIX  века  эмансипированные  женщины появлялись все чаще, и  это  явление  не  просто  раздражало  Тургенева,  но вызывало у него жгучую  ненависть.  Подтверждением  тому  является  описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые  номера  русских  журналов,  большей
    частью  неразрезанные,  валялись  по   запыленный   столам.   Везде   белели  разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В  маленькой  и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного,  но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”,  ходит  она  ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка  ее  на пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики  и химии,  читает  статьи  о  женщинах,  хоть  с  грехом  пополам,  а  все-таки рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все  ее  мысли обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички,  снадобья  и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами.  И  чтобы подчеркнуть  полную  ее  противоположность  Фенечке,  можно привести   следующую цитату: “…что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно  это-то она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно,  то есть не просто, не естественно”.  
          
         
Читайте также:  Зарецкий в романе "евгений онегин" пушкина: характеристика в цитатах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       “Тургеневские женщины” — сильные 
    женщины. Пожалуй, они гораздо 
    сильнее духом окружающих их 
    мужчин. Может  быть,  заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить  маску,  которая так мешала ему, и способствовала  становлению личности  этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу  писателя? Конечно, Фенечка, именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства.  А эмансипированные   женщины,   в   их   худших   проявлениях,   ему   глубоко несимпатичны.   Одинцова   отталкивает   своей   холодностью   и   эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины  заключается  в  умении  любить  и  жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень  разные,  у  каждой  из

Источник: https://turboreferat.ru/literature/zhenskie-obrazy-v-romane-otcy/154081-777429-page1.html

Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети (стр. 1 из 2)

Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы.

“Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.

Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.

Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.

В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке.

Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.

Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.

Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный.

Совет

Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын.

Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.

Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.

Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.

Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”

Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал.

Оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”.

Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню.

Обратите внимание

Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то же понравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.

Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.

Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.

Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть.

Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам.

Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”.

В то же время почитывает кое-что из физики и химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами.

И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “…что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”.

Важно

На образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени, эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека.

Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.

Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа”.

Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувство любви, начинающее зарождаться в его сердце.

Анна не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.

Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами.

От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей.

Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.

Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”.

Совет

Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого.

Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой.

Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом, кокетничает – ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.

Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете комфортом.’’

Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.

В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.

У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю.

Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной.

Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма.

Обратите внимание

Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.

Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.

Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.

“Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин.

Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека.

Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом.

Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

Источник: https://MirZnanii.com/a/355163/zhenskie-obrazy-v-romane-turgeneva-ottsy-i-deti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]