Образ и характеристика варвары в пьесе “гроза” островского (варвара кабанова)

Характеристика Варвары (Гроза)

Образ и характеристика Варвары в пьесе

Пьеса «Гроза» Островского считается одним из самых известных произведений в его творчестве. Женские образы заслуживают отдельного внимания. Каждый из них по-своему уникален. Образ и характеристика Варвары в пьесе «Гроза» нельзя назвать главным, но он не менее интересен и ярок, несмотря на второстепенность.

Существование в одном доме с матерью искалечила Варвару в нравственном плане, но она смогла доказать, что не желает в отличие от брата подчиняться патриархальным законам, бросив вызов и сбежав из родных стен, туда, где ее ждет новая, самостоятельная жизнь без давления со стороны.

Варвара Кабанова – дочь Кабанихи.

Родная сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова.

Образ и характеристика

Варвара полная противоположность брата. Ей так же, как ему не нравятся законы, царящие в доме, но девушка научилась приспосабливаться к обстоятельствам.

Смелая. Она единственная, кто не боится Кабаниху, ее мать. Открыто протестует ей. Плюет на запреты матери, мечтающей ограничить ее пространство.

Хитрая, изворотливая. Всегда делает по-своему. Где надо схитрит, а где при необходимости слукавит. Уверена, что без обмана в их доме не проживешь. Все построено на нем и ей пришлось научиться.«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Потом ложь вошла в привычку. Жизненный принцип: «Делай, что хочешь, только бы шито, крыто было».

Как она ловко обошлась с заменой замка. Используя свой ключ, могла беспрепятственно бегать на свидания к Кудряшу. Никто не заметил подвоха, даже вездесущая мать, привыкшая держать все под контролем.

Хорошая подруга. Варвара одна поддерживала Катерину в трудных ситуациях, искренне переживая за нее. Любит и жалеет ее.

«Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама люблю тебя до смерти!». Давала хорошие советы, как могла успокаивала. Всегда была рядом. Чувствует перепады настроения подруги. Готова помочь советом и делом. Она инициатор свидания Катерины с Борисом. Видя, что девушка страдает от любви, помогла им организовать встречу наедине.

Если бы она знала, чем это закончится, тысячу раз бы подумала, помогать подруге или нет.

Реалистична и практична. Варвара не витает в облаках. Девушка четко знает, чего хочет от жизни. Все у нее по плану.

Неразговорчива. Варвара не из тех девушек у кого рот не закрывается.«Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне…»
Жизнелюбива.

Варвара не из тех, кто страдает и убивается. В каждом прожитом дне, девушка видит положительные моменты. Любит петь, веселиться от души. Умеет быть счастливой и наслаждаться этим.

Свободолюбива. Не терпит ограничений и запретов. Авантюристка, любящая приключения. Способна отстаивать собственную независимость.

В финале пьесы она доказала это, сбежав с Кудряшом из дома после того, как мать решила запереть ее.“Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!». Вот так и вышло”.

Обратите внимание

Убежав из дома, она смогла нанести удар в самое сердце матери, не ожидавшей от нее такого поступка.

Спокойна и рассудительна. Несмотря на юный возраст, Варвара мудрая и опытная женщина. На все имеет собственное мнение. Даже в любви девушка сохраняет хладнокровие, относясь к встречам с Кудряшом, как к данности. Беседуя с любимым, она постоянно зевает.

Ей скучно и неинтересно. Поэтому любовные терзания Катерины ей совершенно непонятны. Ее душевные порывы кажутся Варваре чем-то смешным и нелепым. Она привыкла руководствоваться здравым смыслом, мечтательность ей несвойственна. Любовь для Вари больше обязанность, окрашенная каплей авантюризма.

Аморальна. На вопросы морали Варе плевать. Ее не смущают тайные встречи с женихом. Хотя она прекрасно знает, что в обществе за такие поступки наказывают. Она ведь незамужняя девушка.

Варвара не типичный портрет русских женщин, раболепствующих перед мужчиной и свято соблюдающих сложившиеся традиции старины. Она абсолютно свободна от предрассудков и способна отстаивать собственные интересы. Она никому не позволит загнать себя в рамки ханжества и самодурства.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1599-harakteristika-varvary-groza.html

Характеристика и образ Варвары из пьесы Гроза сочинение

Варвара, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой и свояченица Катерины, яркий персонаж второго плана, в пьесе «Гроза». Эта молодая девушка под воздействием постоянных нотаций матери, будучи от природы, правдивой и честной, научилась врать, хитрить и изворачиваться.

Она тайно встречается со служащим купца Дикого – Кудряшом. Варя умная и хитрая девушка. Каждый свой шаг она продумывает и от каждого дела хочет получить радость. Она хороша собой и ей нравится, когда ей говорят об этом. Младшая Кабанова бойкая и смелая девушка. На прогулках по набережной она без смущения отвечает на любые замечания и просто слова.

Варвара не идет на открытый конфликт с матерью, а делает свои дела « тихонько, без шума». Четко понимает, что добром, при такой родительнице и окружении, которое существует в городе Калинове, ни ей и никому другому, ничего не достигнуть. Чтобы хоть как-либо изменить свою жизнь Варвара, лукавя и применяя плутовство, ходит на свидания. Она сознательно нарушает все семейные устои.

Она молода и не замужем, и если бы узнали об ее романе, девушка подверглась бы, не только осуждению, но и помещению в монастырь, как падшая. Хотя она любит и жалеет Катерину, но все, же и ее вовлекает в тайные встречи. Устраивает тайные встречи не только себе, но и жене брата.

Она точно знает, что из себя представляет ее брат Тихон. Под давлением их матери он стал безвольным и слабым, сильно пьет. Жене он помочь не сможет. Варваре кажется, что ее тайны и секрет Катерины, никогда не станут явью, о них никто не узнает.

Варя прагматична, она стремится к развлечениям, получает и не стыдится их.

Она осторожная и практичная. В отличие от романтичной Катерины Варвара, как бы приземленная и циничная. Варя, как бы «продукт» времени, города и окружения. Она не знает любви и не любит сама.

Но девушка хорошо разбирается в людях: видит их ложь, обман. Она хочет спасти Катерину от раскаяния, чем спасти ее.

Важно

После гибели Катерины, Варвара чувствуя свою вину и как бы предвидя и свою гибель под давлением «темного царства», непокорная девушка убегает из города со своим возлюбленным.

Дальнейшая ее судьба не известна, но кажется, что, ни в Калинове ей не будет счастливой жизни, но и Ваня Кудряш, для нее не лучший выбор, а безысходность, она чувствует, что ложь и притворство окружает ее. У Варвары есть силы бросить вызов всем, всему окружающему.

Характеристика и образ Варвары из пьесы Гроза

Сейчас читают:

  • Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке – сочинение, реферат, доклад
    Солнце и огонь издавна почитались нашими предками, так как даруемые ими свет и тепло были очень ценными ресурсами, без которых жизнь была невозможна
  • В чем состоит трагедия жизни Обломова сочинение рассуждение
    Гончаров, в своё романе, «Обломов» показывает нам судьбу «лишнего» человека, которому за всю свою жизнь так и не удалось найти в ней место. Не удалось понять, для чего он нужен обществу. Мать и отец Ильи Ильича являлись помещиками.
  • Нравственные уроки древнерусской литературы 7 класс сочинение
    Произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени.
  • Сочинение по картине Семенова Как прекрасен этот мир (5 класс)
    Картину русского художника А. Семенова «Как прекрасен этот мир» можно считать одним из самых выдающихся его произведений. Оно интересно простотой сюжета, и в то же время, глубоким смыслом, в ней заключённым – в том что жизнь прекрасна
  • Сочинение Образ и характеристика Элен Курагиной в произведении Война и мир Толстого
    Роман “Война и мир” Толстого является замечательным произведением, которое известно на весь мир. Оно наполнено множеством ярких и не очень персонажей, и не очень, которые являются олицетворением тех или иных человеческих черт характера. Из произведения мы
  • Сочинение по картине Шишкина “Парк в Павловске” 7 класс
    Шишкин Иван Иванович – один из знаменитейших художников пишущих природу. Он написал немало работ, являющиеся шедеврами искусства, среди них есть картина «Парк в Павловске», написал он её в 1889 году.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obraz-varvary-iz-pesy-groza

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» — сочинения для 10 класса

В произведении Островского «Гроза» каждый персонаж по-своему интересен и значим. Драматург сумел показать все типы, которые могут жить в изображённом «тёмном царстве»: и самодуров, и героев-мечтателей, и бессильных обманщиков, и решительных героинь, и инфантильных пьяниц. С этой точки зрения любопытно узнать о характеристике Варвары из пьесы «Гроза».

Варвара Кабанова — сестра Тихона Кабанова и дочь Марфы Игнатьевны. Уже с первых страниц становится понятно как сильно отличаются брат и сестра. Можно сказать, что они практически противоположны: бойкая Варвара и безынициативный Тихон.

Но ни того, ни другого не устраивают правила и законы, по которым приходится жить. Тихон находит утешение в выпивке, Варвара приспосабливается иначе. Удивительно, но Варвара в пьесе «Гроза» — это единственный персонаж, который приспособился.

Именно приспособился, а не смирился, как Кулигин.

Варвара научилась врать, лицемерить, научилась изворотливости и в некотором смысле игнорированию. Её характер намного сильнее, чем у Тихона, но открытый протест против патриархальных устоев Варваре не нужен.
Ей незачем бросаться в речку, чтобы показать отчаянную глубину того дна, на которое сами себя опустили люди.

Читайте также:  Анализ романа "мастер и маргарита" булгакова: популярные вопросы

Варвара слишком любит жизнь, чтобы так рисковать ей. Она практична, и именно этим и притягательна. Как лихо девушка справляется с запретами матери ограничить её пространство! Тихо, без истерик и пространных размышлений Варвара просто меняет замок, чтобы с помощью своего ключа беспрепятственно ходить на встречи.

При этом, как говорят, и волки сыты, и овцы целы.

Кроме того, в семье Кабановых только Варвара поддерживает Катерину, слушает её, даёт советы. Девушке нравится Катя, ей искренне жаль, что такой чистой и сильной Катерине достался пьющий безвольный муж. Варвара хоть немного пытается облегчить существование Кати в доме Кабанихи.

К сожалению, единственный способ добиться этого — лгать. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара хоть и шёпотом, но всё же даёт язвительные комментарии по поводу истерик Кабанихи.

Совет

Она достаточно умна и проницательна для того, чтобы понять неправильность и непригодность существующих законов. Варваре замечает изменения в настроениях Кати, уверенно говоря, что та тоскует по какому-то мужчине. Варвара реалистично смотрит на вещи.

Это доказывает один из первых диалогов с Катериной: на реплику о том, что Катя мечтает с кем-то гулять и кататься по Волге, Варвара точно замечает: «только не с мужем».

Девушка помогает устроить свидание Катерины и Бориса, хотя ни один из них её об этом не просил. Она видит, как мучаются от невысказанных чувств оба, и решает помочь, абсолютно бескорыстно. Она переживает за влюблённых, встречается с Борисом, сообщая ему о состоянии Кати.

Хоть автор не даёт полного описания Варвары, оббраз героин ярко вырисовывается в воображении читателей.
Девушка в чём-то схожа с кошкой, которая гуляет сама по себе, но позволяет другим думать, будто они имеют над ней некую власть.

Хочет — гуляет с Ваней Кудряшом, хочет — с кем-то другим. Она пользуется свободой настолько, насколько это возможно. Варваре нравится жить, петь песни, сбегать от матери, быть счастливой.

Установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в «Грозе» в образе Варвары. Девушка с удовольствием гуляет с Кудряшом, поэтому нисколько не осуждает поведение Катерины. Варвара всячески пытается отговорить Катю признаваться в измене.

В этом поведение девушки схоже с поведением Бориса. Тот тоже не хочет, чтобы о тайных встречах с Катей кто-то узнал. Но Борис хочет этого ради самого себя, а Варвара — ради Катерины.

В финале пьесы читатель узнаёт, что Варвара сбегает из дома матери с Кудряшом. Об этом сообщает Тихон: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла».

«Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала её тиранить и на замок запирать.

«Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло».

Обратите внимание

Таким поступком девушка высказала свой протест, нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Марфы Игнатьевны. Как только девушка перестала мириться с ситуацией в доме, она сбежала. Варвара сама себе хозяйка, несмотря на её возраст, она кажется опытной и знающей жизнь.

Она лучше разбирается в людях, в самой себе, её желания вполне понятны. Побег с Кудряшом отнюдь не импульсивное решение, которое было задумано только ради того, чтобы показать насколько дурна Кабаниха. Это не прыжок в Волгу, а начало нового этапа в жизни Варвары.

Можно строить множество догадок о том, как сложиться её судьба дальше: будет ли она с Кудряшом или бросит его, попадёт ли в Москву или ещё куда-нибудь, но при этом возникает стойкое ощущение, что с Варварой всё будет в порядке, ведь она сможет найти выход из любой ситуации.

А если ситуация не будет её устраивать, девушка изменит её.

Невозможно себе представить, что впоследствии Варвара могла бы стать похожей на мать. Да, девушка лжёт, создаёт впечатление порядочной и послушной, но Варвара слишком сильно ценит свободу, чтобы загнать себя в рамки ханжества и самодурства. К тому же она видит к чему может привести неоправданная жестокость и патологическое желание контролировать всё.

Образ и характеристика Варвары из пьесы «Гроза» Островского | источник

Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/xarakteristika-varvary-iz-pesy-groza-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Образ Варвары в пьесе “Гроза”. Сравнительная характеристика Катерины и Варвары

Варвара Кабанова является одним из нескольких главных персонажей в известной драме А. Н. Островского «Гроза».

По сюжету, живет Варвара в городе Калинове, ей не нравятся многие порядки в этом городе, но она не стремится с ними бороться, она научилась жить по-своему, просто приспосабливаясь к чужим правилам.

Образ Варвары в пьесе «Гроза» очень быстро привлекает внимание читателя. Эта девушка имеет сильный и стойкий характер, и, несмотря на то, что она не пытается противостоять своей матери, не собирается ей потакать.

Какая она – Варвара?

Варя является человеком реалистичным, она прекрасно понимает, что ее судьба зависит только от нее самой. Этим образ Варвары в пьесе «Гроза» существенно отличается от образа мечтательной Екатерины. Варвара понимает, что жизнь, которой живут люди в ее городе, уже не актуальна, поэтому она не боится критиковать слова своей матери. Это подчеркивает ее ум и характер.

Далее в пьесе перед читателем еще ярче раскрываются такие черты характера Вари, как мышление и проницательность. Она с легкостью догадывается, что замужняя Катерина тоскует по чужому мужчине. И пока та еще не до конца разобралась со своими желаниями, как Варя уже все поняла и начала строить планы.

Варвара достаточно прагматичная девушка. Она понимает, что не нужно ждать от окружающих ни жалости, ни сострадания и уж тем более беспрекословно выполнять чужие распоряжения. Но при этом ей удается не вступать в открытый конфликт с окружающими, создавая видимость приличия.

Реалистичная Варвара

Образ Варвары в пьесе «Гроза» привлекает внимание своей реалистичностью. Варя не берет близко к сердцу чужие слова, замечая в них ханжество и обман.

Это хорошо проявляется в момент, когда перед Варей и Катериной появляется некая сумасшедшая барыня, которая пророчит девушкам божью кару за все их грехи.

В то время как Катерину одолевает испуг и непонятная тревога после услышанного, Варвара вовсе не переживает по этому поводу. Может быть, именно по этому ей намного легче живется в мире.

Но помимо всего, о Варе нельзя сказать, что она человек «с каменным сердцем». Варя способна на жалость, сострадание и понимание. Девушка искренне заботится о своей золовке Катерине, желая ей только добра и понимая ее чувства.

Можно сказать, что Варя хорошо разбирается в происходящем и в окружающих ее людях. Не может она понять только мечтательную Катерину, которая, на ее взгляд, так отличается от остальных.

Катерина и Варвара

Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского “Гроза” значительно отличаются друг от друга не только своей внешностью, но и характером, мировоззрением. Катерина выступает принципиальным, искренним и честным персонажем.

Эта героиня не умеет обманывать и не способна на фальшь. Она принимает все за чистую монету, поэтому ей очень тяжело жить не только в семье Кабановых, но и в самом городе Калинове.

Важно

Катерина – это человек, который не изменит своим правилам, не пойдет против своих принципов, не сможет долго жить в неволе.

Совсем другое дело – Варвара. Она не суеверна, ничего не боится. Варя способна не только жить по чужим правилам, но и нарушать их, не вызывая при этом ни единого конфликта. Варвара – человек, который научился жить в том мире, который сложился вокруг.

Две противоположности

Варвара полна решительности, в отличие от своей золовки Катерины. Она реально оценивает недостойный характер своего брата и не видит ничего плохого в том, что Катерина ему изменяет.

Будь Варя на ее месте, она бы так никому и не призналась в этой измене, но Катерина не способна молчать, она все рассказывает мужу.

Можно ли считать Варю подлой или циничной? Нельзя ничего утверждать, ведь именно такой характер помогал ей справиться с условиями, в которых она росла.

В этом и заключается сравнительная характеристика образов. Катерина и Варвара в драме «Гроза» являются как бы противоположными мирами, которые пересекаются между собой. С помощью этих двух девушек автор пытался показать разные типажи людей, их поведение, сильные и слабые стороны.

Плюсы и минусы характера Варвары

Очень много различных качеств соединил в себе образ Варвары. В пьесе «Гроза» она выступает очень реалистичной девушкой, даже слишком. Хорошо это или плохо – судить читателю. Также Варя является прямолинейной, но в то же время хитрой девушкой.

В ней собрано достаточно большое количество прекрасных черт характера, но атмосфера фальши и обмана в родительском доме, оставила свой отпечаток на ее характере. «Делать можно все, лишь бы никто не знал» – это является жизненной позицией героини.

План образа Варвары из пьесы «Гроза» несет в себе не только ее черты характера, но и ее мировоззрение, ее поведение в различных ситуациях, ее ошибки.

Совет

Варвара намного умнее и опытнее, чем Катерина. Хоть последняя – замужняя женщина. Варя намного лучше разбирается в жизни.

Читайте также:  Краткое содержание сказки "дикий помещик" салтыкова-щедрина: краткий пересказ сюжета

Источник: https://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/obraz-varvari-v-pese-groza-sravnitelnaya-harakteristika-katerini-i-varvari

Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много» – рассказывает Катерина о своем детстве.

Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души. Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки. Катерина мечтает о детях: « Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их.

Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это». Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях. Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека.

Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов: «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», – вспоминает она. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой.

Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство.

По словам Добролюбова, в ее поведении проявляется «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибает, но не изменит себе». Совсем другая предстает перед нами Варвара. Она не суеверна, не боится грозы. Варвара не считает обязательным соблюдать обычаи.

Она смогла приспособиться к поведению окружающих ее людей. В ней живет надежда, что, выйдя замуж, она сможет вырваться из этого «темного царства». Варвара презирает бесхарактерность брата, бессердечность матери, но и Катерину она не во всем понимает и поддерживает. Варвара – дитя «темного царства».

Обратите внимание

Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и приспосабливаться к окружающему миру. Если бы она, как и Катерина, не прожила всю жизнь в «темном царстве», то возможно и Варвара смогла также восстать против него. Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины.

Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир. Таким образом, Островский с помощью двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны.

Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова. Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.

На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: «…у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, «как на обра- зах».

Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей. В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого.

Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным «ангелом», чуждым жестокой обыденности. Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: «…

и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Такое безвременное существование — предел мечтаний уже замужней Катерины: «…засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет…» Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей.

Важно

Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, — тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача — найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.

Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. «Да ведь и у нас то же самое», — говорит она. Катерина же физически ощущает .

тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю «Домострою» и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время «сетований» Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может.

Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с «маменькой». Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. «Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» — говорит она Кабанихе.

В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой «в сторону». Она имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт.

«Шито да крыто» — ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель — это плата за жизнь.

Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: «Я умру скоро… что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю…» Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: «И теперь иногда снится, да редко, да и не то». Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: «Нет у меня воли». Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное «рабство» не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей.

Но для самой Катерины ее поступок — грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: «… я бы все шла… и не оглянулась бы «. У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было «шито да крыто», она не хочет, уехать — не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет «не по своей воле».

Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины? Если уж в «праведной» земле, где «красота в природе разлита», молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где «салтаны землей правят» и «люди с песьими головами». Остается одна дорога — в омут. Но в то же время это — дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. «В могилу… в землю».

Совет

Не выносит жизни у «маменьки» и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними.

Читайте также:  Описание картины "осенний день. сокольники" левитана: материалы для сочинения

Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.

Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.

Источник: https://myessay.ru/2014-11-27-17-18-17/85—–qq/1476——–lr.html

Легко ли Варваре стать “Кабанихой”?

Сочинения › Островский А.Н. › Гроза

Готовые Домашние Задания

Варвара Кабанова, персонаж драмы Островского “Гроза”, при пристальном прочтении вызывает значительный интерес читателя. В этой девушке виден характер, и характер достаточно сильный. Пусть она и не пытается открыто бороться со своей матерью и порядками, царившими в городе Калинове.

Но тем не менее она совершенно не собирается вести себя так, как того требует ее властная и -жестокосердная мать. Варвара прекрасно понимает, что она сама хозяйка своей судьбы. Варвара — девушка реалистичная, и в этом она существенно отличается от романтичной и мечтательной Катерины.

Варя подвергает критике все, что говорит ее мать. Это показывает, что девушка достаточно умна, чтобы понять: все, чем живут люди в городе, уже устарело. Дальше, по ходу действия пьесы, читатель все больше и больше убеждается в уме и проницательности Варвары.

Ведь Варвара сразу догадывается, что Катерина тоскует по какому-то мужчине. И мужчина этот — не ее муж. Об этом свидетельствует следующий диалог. Катерина говорит о своем желании: “Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы.

И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…”.

На что Варя справедливо замечает: “Только не с мужем”. Действительно, сердце Катерины тоскует, душа ее неспокойна. Молодая женщина теперь поняла, насколько тяжела жизнь в неволе.

Поэтому и рвется она куда-то, где нет надоедливой свекрови, слабохарактерного мужа и тягостных порядков. Примечательно, что сама Катерина до конца не понимает своего желания. А Варя уже обо всем догадалась. Катерина мучится, мечется места себе не может найти.

Обратите внимание

А реалистичная Варвара прямо говорит: “Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет”.

Варвара смотрит на жизнь очень прагматично, на стремится наслаждаться всеми радостями жизни и охотно это делает. А Катерине на все ее терзания она советует: “А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!”.

Кажется, что Варвара намного умнее и опытнее, чем Катерина. А на самом деле последняя — замужняя женщина, а Варя — еще только молодая неопытная девушка. Но Варя намного лучше разбирается в жизни.

Она понимает, что никто вокруг не проявляет друг к другу жалости и сострадания. А раз так, то не имеет никакого смысла мучить себя, пытаясь неукоснительно выполнять чужие распоряжения.

И вместе с тем Варвара понимает, что нужно уметь создавать видимость приличия, чтобы открыто не вступать в конфликт с существующими правилами и традициями.

Варвара умеет видеть чужой обман и ханжество. Об этом ясно свидетельствует один эпизод. Катерина и Варвара беседуют, и вдруг появляется сумасшедшая барыня. По своему обыкновению полоумная старуха говорит о божьей каре, об огне, в котором будут гореть все грешники. После ее ухода Катерина по-настоящему испугана.

Она говорит: “Ах, как она меня испугала! я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь”. Катерина предчувствует что-то плохое, хотя до трагедии еще далеко. Развитое воображение служит девушке плохую службу, она теряет чувство реальности. И начинает мучиться от непонятной тревоги.

А Варвара реагирует на слова сумасшедшей барыни очень просто: “На свою бы тебе голову, старая карга!”.

Важно

Варвара ни на секунду не принимает слова сумасшедшей барыни близко к сердцу. Она успокаивает

Катерину, говорит, что барыня “всем так пророчит”: “Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама боится, тем и других пугает”.

Варвара не допускает мысли, что слова сумасшедшей старухи могут хотя бы что-то значить. Она не боится пустых тревог и волнений, поэтому ей намного легче жить на свете.

Но вместе с тем Варвару нельзя обвинить в отсутствии чуткости и сострадания к ближним. Варвара искренне печется о Катерине. Сама того не желая, Варя толкнула Катерину на гибельный путь.

Ведь именно она устроила встречу своей золовки с любимым человеком. Но могла ли думать Варвара, что судьба женщины сложится столь трагично!

Идя на подобный шаг, Варвара надеялась, что Катерина станет немного веселей и счастливей, когда окажется рядом с любимым мужчиной. Варвара просто не поняла, что Катерина — непохожий на нее человек, она мерит людей по своим меркам. Варвара прекрасно знает своего брата, говорит, что как только он вырвется из-под материнского контроля, то обязательно запьет. Так и происходит на самом деле.

Варенька прекрасно разбирается в жизни и в людях, которые ее окружают. Она только не может до конца понять Катерину, ведь та так сильно отличается ото всех.

Варвара сама охотно проводит время с Кудряшом, поэтому она нисколько не осуждает Катерину за ее поведение. В сознании Варвары действует установка, что можно вести себя так, как хочешь, главное — создать нужное впечатление. И поэтому она сама с удовольствием нарушает любые запреты, никого не ставя об этом в известность.

Совет

Варвара всячески желает спасти Катерину от раскаяния. Она уговаривает ее, пытается привести в чувство. Но все уговоры оказываются бессильны. Катерина признается в содеянном и навлекает на себя гнев мужа и свекрови.

Разумеется, совершенное преступление не может пройти незамеченным и для Варвары. Она также испытывает на себе гнев матери. Но с ней шутки плохи.

Как только ситуация перестала ее устраивать, непокорная девушка сбежала из родительского дома.

Об этом говорит сам Тихон: “Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла”. При этом никто не знает, куда ушла отчаянная девушка: “Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. “Не запирайте, говорит, хуже будет!” Вот так и вышло”.

Трудно сказать, как сложится судьба Варвары дальше. Можно строить различные догадки и предположения относительно тою, повторит ли Варвара судьбу своей матери. На первый взгляд, кажется, что нет. Ведь девушка смела, она не боится бросить вызов окружающим.

Ее поступок, когда она устраивает для Катерины встречу с любимым, говорит сам за себя. Разве Варвара не знала все возможные для себя последствия этого шага? И тем не менее она поступает именно так, как считает нужным. Девушка прекрасно знает цену любви.

И считает несправедливым, если

Катерина в своей жизни будет обделена этим прекрасным чувством.

Жизнь Варвары так же скучна и убога, как и у большинства людей в городе Калинове. Но тем не менее девушка находит для себя возможность хоть как-то скрасить свое существование. Она не считает позором для своей семьи, если золовка будет изменять мужу, ведь Варвара прекрасно видит, что на самом деле из себя представляет ее брат.

Девушку можно назвать циничной, но этот цинизм совершенно нормален, если учитывать условия, в которых она выросла. Варвару с детства окружают ложь и притворство. И поэтому она лучше других усваивает пословицу: “С волками жить — по-волчьи выть”.

Обратите внимание

А Катерина мечется, пытается найти для себя ответы на вопросы, которые вовсе не существуют.

Варвара может показаться слишком реалистичной, но ей не откажешь в здравом смысле. Будь она на месте Катерины, девушка ни за что не призналась бы в содеянном. В самом деле, кому плохо от того, что Катерина некоторое время провела рядом с любимым человеком?

Можно рассмотреть характер Варвары с другой стороны. Вполне можно представить, что со временем она станет похожей на свою мать. Ведь Варвара умело играет по неписаным правилам, которые существуют в городе Калинове. Она умеет притворяться, лгать, изворачиваться.

Разве не сможет она со временем стать такой же жестокосердной, как и сама Кабаниха? Правда, все-таки не хочется в это верить. Ведь Варвара ценит свободу, а значит, со временем она вряд ли захочет кого бы то ни было лишать такого ценного права, как личная независимость.

Возможно, со временем она сможет стать такой же властной, как и ее мать. Но вряд ли она станет такой же жестокой и бессердечной.

Сочинения по теме:

  • Темные стороны человеческой души в образах персонажей А.Н. Островского (по пьесе “Гроза”) сочинение
  • Критика образа Катерины из пьесы “Гроза” Островского в статье Н.А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” сочинение
  • “Гроза” и демократия: о чём спорили Писарев и Доброболюбов сочинение
  • Чувства против разума или почему Борис не пара Катерине сочинение

Источник: https://1soch.ru/ostrovskiy-an/groza/legko-li-varvare-stat-kabanihoy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]