Образ и характеристика бирюка в рассказе “бирюк” тургенева

Ответы@Mail.Ru: нужна характеристика бирюка. “бирюк” тургенев

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми; жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и, чтобы разобраться в нем, надо обратить внимание на художественные средства, которыми воспользовался автор. Описание обстановки дома Бирюка говорит о том, насколько беден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу» .

Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка; становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ..Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза» .

Обратите внимание

С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — справедливый и добрый. Он очень честный. Будучи лесником, мог бы построить себе хороший дом, а Бирюк никому не позволял красть господский лес, но и сам не брал ни бревна. И рассказчик явно любуется своим героем. Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне.

От них мы получаем косвенную характеристику лесника: «Мастер своего дела» ; «вязанки хворосту не даст утащить»; «силен… и ловок, как бес.. . И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет» .

Совет

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встретил охотника во время грозы и помог ему; он же поймал крестьянина на месте преступления, а потом отпустил его на свободу) , раскрывает лучшие черты характера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или пожалеть мужика.

Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника жалость, которую обычно он старается подавлять. Оба основных персонажа: лесник, Фома Кузьмич, и пойманный им мужик находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух этих людей разные жизненные позиции. Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон: либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. Бирюк в данной ситуации выбрал человечность.

Бирюк был высокого роста, плечист, сложен на славу,…

Характеристика, подходящая для 5-7 класса.
Бирюк:
Мужественный
Смелый
Угрюмый
Справедливый
Сильный

бирюк одинокий лесник. Он верен господину “вязанки хвороста не даст утащить”.Со стороны он злой, бессердечный, но на самом деле он понимает крестьян (сам бедно живет). Именно поэтому он отпустил вора с лошадью.

он был очень честным так как он никому не позволял красть из леса, но и сам ничего не брал

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома
жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми; жена его бросила,
семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Важно

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и, чтобы разобраться в нем, надо обратить внимание на художественные средства, которыми воспользовался автор. Описание обстановки дома Бирюка говорит о том, насколько беден герой. Печальное
зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло:
не весело войти ночью в мужицкую избу» .

Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка;
становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста,
плечист и сложен на славу. ..Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое
и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие
глаза» .

С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — справедливый и добрый.
Он очень честный. Будучи лесником, мог бы построить себе хороший дом, а Бирюк никому не позволял красть господский лес, но и сам не брал ни бревна. И рассказчик явно
любуется своим героем. Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне.

От них
мы получаем косвенную характеристику лесника: «Мастер своего дела» ; «вязанки хворосту
не даст утащить»; «силен… и ловок, как бес.. .И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет» .

Обратите внимание

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встретил охотника во время грозы и помог
ему; он же поймал крестьянина на месте преступления, а потом отпустил его на свободу) , раскрывает лучшие черты характера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по
велению долга или пожалеть мужика.

Важно

Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у
лесника жалость, которую обычно он старается подавлять.
Оба основных персонажа: лесник, Фома Кузьмич, и пойманный им мужик находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух этих людей разные жизненные позиции.
Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон: либо в
отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности.
Бирюк в данной ситуации выбрал человечность.

1. Экспозиция: дом барыни. 2. Жизнь Герасима в доме барыни. 3. Барыня решает женить пьяницу Капитона Климова. 4. Привязанность Герасима к Татьяне. 5. Расставание с Татьяной. 6. Герасим находит Муму и выхаживает ее. 7.

Барыня велит прогнать собачку. 8. Герасим прячет Муму от барыни. 9. Барыня велит убить собаку, Герасим обещает это сделать сам. 10. Герасим сдерживает свое обещание. 11. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

Совет

Характеристика бирюка Автор указывает на то, что в середине XIX века большинство крестьянского народа относилось к воровству как чему-то естественному и обыденному.

Конечно, к этому явлению вели серьезные социальные проблемы: необразованность, бедность и безнравственность.

Но именно бирюк непохож на большинство этих людей, хоть и такой же нищий, как и все. Изба его состояла из одной комнатушки, низкой и пустой. Но все равно он не ворует, хотя если бы он это делал, то смог бы – Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.

ru/article/204223/i-s-turgenev-biryuk-harakteristika-biryuka

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома
жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми; жена его бросила,
семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Важно

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и, чтобы разобраться в нем, надо обратить внимание на художественные средства, которыми воспользовался автор. Описание обстановки дома Бирюка говорит о том, насколько беден герой. Печальное
зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло:
не весело войти ночью в мужицкую избу» .

Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка;
становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста,
плечист и сложен на славу. ..Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое
и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие
глаза» .

С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — справедливый и добрый.
Он очень честный. Будучи лесником, мог бы построить себе хороший дом, а Бирюк никому не позволял красть господский лес, но и сам не брал ни бревна. И рассказчик явно
любуется своим героем. Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне.

От них
мы получаем косвенную характеристику лесника: «Мастер своего дела» ; «вязанки хворосту
не даст утащить»; «силен… и ловок, как бес.. .И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет» .

Обратите внимание

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встретил охотника во время грозы и помог
ему; он же поймал крестьянина на месте преступления, а потом отпустил его на свободу) , раскрывает лучшие черты характера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по
велению долга или пожалеть мужика.

Важно

Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у
лесника жалость, которую обычно он старается подавлять.
Оба основных персонажа: лесник, Фома Кузьмич, и пойманный им мужик находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух этих людей разные жизненные позиции.
Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон: либо в
отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности.
Бирюк в данной ситуации выбрал человечность.

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома
жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми; жена его бросила,
семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Важно

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и, чтобы разобраться в нем, надо обратить внимание на художественные средства, которыми воспользовался автор. Описание обстановки дома Бирюка говорит о том, насколько беден герой. Печальное
зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло:
не весело войти ночью в мужицкую избу» .

Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка;
становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста,
плечист и сложен на славу. ..Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое
и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие
глаза» .

С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — справедливый и добрый.
Он очень честный. Будучи лесником, мог бы построить себе хороший дом, а Бирюк никому не позволял красть господский лес, но и сам не брал ни бревна. И рассказчик явно
любуется своим героем. Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне.

От них
мы получаем косвенную характеристику лесника: «Мастер своего дела» ; «вязанки хворосту
не даст утащить»; «силен… и ловок, как бес.. .И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет» .

Обратите внимание

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встретил охотника во время грозы и помог
ему; он же поймал крестьянина на месте преступления, а потом отпустил его на свободу) , раскрывает лучшие черты характера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по
велению долга или пожалеть мужика.

Важно

Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у
лесника жалость, которую обычно он старается подавлять.
Оба основных персонажа: лесник, Фома Кузьмич, и пойманный им мужик находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух этих людей разные жизненные позиции.
Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон: либо в
отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности.
Бирюк в данной ситуации выбрал человечность.

лол умно котенок мяу источник сорказм

Описание обстановки дома Бирюка говорит о том, насколько беден герой. Печальное
зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло:
не весело войти ночью в мужицкую избу» .


Совет

Характеристика бирюка Автор указывает на то, что в середине XIX века большинство крестьянского народа относилось к воровству как чему-то естественному и обыденному.

Конечно, к этому явлению вели серьезные социальные проблемы: необразованность, бедность и безнравственность.

Что сделало Бирюка угрюмым и нелюдимым

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми; жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и, чтобы разобраться в нем, надо обратить внимание на художественные средства, которыми воспользовался автор. Описание обстановки дома Бирюка говорит о том, насколько беден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу» .

Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка; становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ..Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза» .

Читайте также:  Мораль басни "слон и моська" крылова (анализ, суть, смысл)

Обратите внимание

С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — справедливый и добрый. Он очень честный. Будучи лесником, мог бы построить себе хороший дом, а Бирюк никому не позволял красть господский лес, но и сам не брал ни бревна. И рассказчик явно любуется своим героем. Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне.

От них мы получаем косвенную характеристику лесника: «Мастер своего дела» ; «вязанки хворосту не даст утащить»; «силен… и ловок, как бес.. .И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет» .

Совет

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встретил охотника во время грозы и помог ему; он же поймал крестьянина на месте преступления, а потом отпустил его на свободу) , раскрывает лучшие черты характера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или пожалеть мужика.

Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника жалость, которую обычно он старается подавлять. Оба основных персонажа: лесник, Фома Кузьмич, и пойманный им мужик находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух этих людей разные жизненные позиции. Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон: либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. Бирюк в данной ситуации выбрал человечность.

Бирюк угрюмый и одинокий человек, жил в Орловской губернии в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми; жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным. Бирюк был молодец высокого роста, плечист и сложен на славу.

Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза» Он отдал все силы тела и души на службу барину. И за ту убогую хибарку, за хлеб и воду служит ему этот великан. Но иногда подходила такая минута, что его служебная стойкость подвергалась испытанию, и долг уступал место чувству жалости.

С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — справедливый и добрый. Он очень честный. Из этого следует, что Бирюк не хочет общаться с людьми, старается избегать общения с ними, потому что у него нет близких людей и друзей. Даже его прозвище “Бирюк” переводится как “Волк-одиночка”
Все окрестные мужики боялись.

Недаром про него кругом говорили: ничем не возьмешь – ни вином, ни деньгами. Это рыцарь долга. Крестьяне дают ему характеристику: «Мастер своего дела» ; «вязанки хворосту не даст утащить»; «силен… и ловок, как бес…». Автор признает, что сердце у него заныло, когда он вошел в нее. Бирюк, по словам автора, удивительный и «славный малый» , грозный и добрый одновременно.

Он не только честно выполняет свою работу, но и понимает, что жизнь безрадостна и тяжела не только у него, но и у других мужиков. Ему тоже жаль их, досадно ловить и пугать их, он просит барина: «Не извольте только сказывать» , — не желая разрушать легенду о своем страшном и злом нраве.
Я считаю, что бирюк очень хороший человек, несмотря на его грозную и суровую внешность.

Ведь человек внешне может выглядеть и казаться жестоким, но внутри него всё равно живёт добро, надо только знать, какие струны его души затронуть, чтобы эта доброта пробудилась.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/70518208

Характеристика героев рассказа бирюк. Образ Бирюка в одноименном рассказе И. Тургенева. Художественные средства изображения главного героя

06.09.2018

Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Автор любует-ся нехитрыми народными характерами, полями, ле-сами, лугами России.

Как бы ни относились к расска-зам, это в первую очередь поэзия, а не политика. С большой любовью и наблюдательностью написан са-мый короткий рассказ цикла «Бирюк».

Глубина со-держания сочетается с совершенством формы, что го-ворит об умении писателя подчинять все компоненты произведения, все свои художественные приемы еди-ной творческой задаче.

Вся сцена кинотеатра собралась на конференцию, чтобы обсудить ошибки Эйзенштейна. Там Шумяцкий обвинил его в том, что он проигнорировал критику. Отрывок из самокритики Эйзенштейна является иллюстративным. Психологическая проблема отца, убившего ребенка, стала центром внимания.

Обратите внимание

И эта обобщенная проблема отбросила центральную задачу на задний план: портрет борьбы кулаков с колхозами.

Важны важные пробелы культурного сопротивления, заметки Кагарлицкого. Но в середине тридцатых годов и особенно для режиссера картина была очень мрачной.

Быть радикальным, говорит Маркс, – «схватить вещь из корня». Но для человека корень – это сам человек. Чаплин никогда не был марксистом. Однако мы показываем в самых разнообразных формах, насколько они могут. воспользоваться новыми техническими возможностями кино. исправить, как он, к сожалению, сделал.

образ человека в опасности, его борьбы за себя. сохранены, разоблачения всего. противостоит и скрывает это человечество.

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека.

Лесник Фома одиноко жил в за-коптелой и низкой избушке с двумя малолетними деть-ми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Главным и единственным событием рассказа явля-ется поимка лесником бедняка-крестьянина, срубив-шего в барском лесу дерево. Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком.

Если, с одной стороны, появление современности грубо трансформировало опыт повседневной жизни, в том же процессе и как на другой стороне той же монеты, формы восприятия реального и исторического были преобразованы.

Кинематографическое искусство, искусство, доступное только в эпоху технической воспроизводимости и рожденное в разгар прогресса науки и техники, находится на перекрестке.

Важно

Лукач обратил внимание на эмансипационные возможности этого нового массового искусства. Но он также предупредил о скрытых опасностях.

В то время, когда область искусства попала в сферу манипуляции, кино как массовое искусство по-прежнему является эффективным средством манипулирования сознанием. Лукас сказал, что в руках великих капиталистических держав кинематографическое производство может быть способом этого превосходства.

Совет

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и что-бы разобраться в нем, обратим внимание на художест-венные средства, которыми воспользовался автор.

Описание обстановки, говорит о том, насколько бе-ден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заны-ло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

Российское и советское дело и взгляд на аграрный мир в трансформации интересны в нескольких плоскостях. Отчуждение, отчужденность. Подход Дранкова к Толстому и интерес автора к изображению форм сельской жизни в Исной Поляне стремились спасти крестьянскую Россию, которая осталась натиском современности.

Но эти взгляды, казалось, были портретами этого «другого», которого больше не видно.

На каких уровнях кинематографическое представление работает при построении этих тождеств? Вернемся к предложению Пола Рикюра, когда он указывает, что акт бытия является передним по отношению к его представлению.

Идея современной и городской России наряду с ее противоположной, отсталой и аграрной Россией. Поле появляется как экзотическое, как «фактор отсталости», который записывается камерами как документ прошлого. Интересно, что этот антагонизм воссоздан в контексте России, которая по-прежнему была в основном крестьянством.

Совет

Психологический портрет лесника свидетельству-ет об исключительной силе Бирюка, становится по-нятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. …

Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый. И рассказчик явно любует-ся своим героем.

Позже советский кинематограф предоставит возможность контрастировать, чтобы объяснить его путь этих противоположных представлений. Даже на эстетическом уровне были очень интересные дебаты. Настолько, что считалось, что сельский материал не был «фотогеничным». Спустя годы оператор Эйзенштейна сказал.

Совет

До сих пор, как здесь, так и на Западе, культивировалось мнение, что сельский материал не является «фотогеничным». Эйзенштейна и Тиссе исследовали в сельской местности, ища эстетику сельского. Так было, в разной степени, Довженко и Медведкин. Это приводит нас к второй области отражения.

Мы видели, что все фильмы, затрагивающие аграрный вопрос во время коллективизации, имели большие проблемы с властями. Отчасти это говорит нам о государстве, которое стремится ориентировать определенное восприятие аграрных отношений.

Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне.

От них мы получа-ем косвенную характеристику лесника: «мастер сво-его дела»; «вязанки хворосту не даст утащить»; «си-лен… и ловок, как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встре-тил охотника во время грозы и помог ему; он же пой-мал крестьянина на месте преступления, а потом от-пустил его на свободу), раскрывает лучшие черты ха-рактера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или пожалеть мужика. Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника луч-шие чувства.

Это говорит нам, короче говоря, о давлениях государства на культуру. Но культурная сфера, как отмечает Кагарлицкий, трудно сдержать в одномерном пространстве. По своей природе художественная деятельность пориста к сложности реального.

Обратите внимание

В начале этой работы мы возвращаемся к обсуждению аграрной ситуации и возможных путей перехода к социализму. У фильмов, отличных друг от друга, есть некоторые точки соприкосновения. Первое ключевое: общественная форма исчезла из сельской традиции досоветской России.

Совет

Муджик представлен как наивное и индивидуалистическое существо. Однако это не похоже на реликвию прошлого. Хотя в области – городские отношения, город является носителем прогресса и его технических средств, осознание необходимости перемен возникает в самом аграрном контексте.

Новое сознание Марии, Хмыра и Василия подпитывается динамикой классовой борьбы в сельской местности. Впоследствии вмешательство партии.

Природа в рассказе служит не просто фоном, она неотъемлемая часть содержания, помогающая рас-крыть характер Бирюка.

Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, унылые картины при-роды подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Тургенев помог не просто увидеть быт крестьян, по-сочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к ду-ховному миру русского мужика, заметил много непо-вторимых, интересных индивидуальностей. «Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете…»,— напи-шет позже И. С. Тургенев. «Записки охотника» — это дань писателя России, своеобразный памятник рус-скому крестьянству.

С другой стороны, хотя фильмы иллюстрируют процессы аграрной коллективизации, они делают это совсем по-другому, чем тот, который был разработан Сталиным. Его план перехода, который он наложил на кровь и огонь, не имел ничего общего с тем, что Маркс выразил в своем письме к Вера Зазулич. Он также не имел никакого отношения к планам Ленина. В ленинском «плане сотрудничества» это рассматривалось в долгосрочной перспективе, а не в краткосрочной перспективе, в убеждении, а не в насилии. После кампании тысяч рабочих процесс был осуществлен на основе насильственной экспроприации и принудительного перемещения. Настоящее имя героя – Фома, а Бирюк является его прозвищем:
“Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу – Бирюк*.”
(*бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый)

О внешности Бирюка известно следующее:
“Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из‑под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из‑под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.”

“…на дороге почудилась мне высокая фигура.”

Бирюк – крепостной крестьянин, лесник, охраняющий лес своего барина:
“…даром господский хлеб есть не приходится.”

“…я часто слышал рассказы о леснике Бирюке…”

“…Я здешний лесник.”

Бирюк один воспитывает двоих детей – 12-летнюю дочь Улиту и новорожденного сына. Жена Бирюка сбежала с прохожим мещанином:
“– Аль у тебя хозяйки нет? – спросил я его.

Читайте также:  Анализ сказки "премудрый пискарь" салтыкова-щедрина: идея, тема, проблемы, смысл, главная мысль

– Нет, – отвечал он и сильно махнул топором.”

“С прохожим мещанином сбежала, – произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке.”

“…девочка, лет двенадцати, в рубашонке…”

Бирюк живет в простой крестьянской избе. Обстановка в его доме очень бедна:
“…увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем.”
“Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего.”
“Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста.”

Бирюк – строгий, непреклонный лесник, которого боятся все местные крестьяне. Бирюк не позволяет крестьянам воровать лес:
“…я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, – силен, дескать, и ловок, как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет – не дается».”

“…я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.”

Бирюк – ловкий и сильный мужчина:
“…силен, дескать, и ловок, как бес…”

Бирюк – добросовестный, ответственный работник:
“Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится.”

Бирюк хорошо знает лес, который охраняет:
“Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка…”

По мнению рассказчика-барина, Бирюк – славный человек:
“Ну, Бирюк, – промолвил я наконец, – удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.”

Это был цитатный образ и характеристика Бирюка в рассказе “Бирюк” Тургенева: описание внешности и характера героя.

Источник: https://realartist.ru/characteristics-of-the-heroes-of-the-story-is-a-turkey-the-image-of-biryuk-in-the-eponymous-story-i.html

Бирюк

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Характеристики героев / Тургенев И.С. / Записки охотника: Бирюк / Бирюк

  Скачать характеристику

    Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться.

В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост.

Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них.

Важно

Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже.

Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели.     Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами.

Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.

    Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.

Добавил: tekerinka

Смотрите также по произведению “Записки охотника: Бирюк”:

  • Сочинения
  • Краткое содержание

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/characters/get/chid/00331791264105195731

Рассказ «Бирюк»

Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Во всех рассказах присутствует один и тот же герой — Пётр Петрович, дворянин из села Спасское. Какую роль он играет в произведении? Интерьер в рассказе Что такое ИНТЕРЬЕР? Пейзаж в рассказе «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающейся грозы.

Пейзаж в рассказе Что такое ПЕЙЗАЖ? Согласны ли вы с ним? Допишите рассказ И.С.Тургенева о жизни Бирюка.

Главным и единственным событием рассказа явля­ется поимка лесником бедняка-крестьянина, срубив­шего в барском лесу дерево. В рассказе «Бирюк» встречаем пример того и другого портрета. Пойманный Бирюком мужик «сидел на лавке неподвижно».

Вот мужик, наконец, решается заговорить и просит Бирюка отпустить его, но безуспешно.

Основу литературного произведения составляет сюжет — последовательность событий, в ходе развития которых проявляется характер героев. Он наблюдает за тем, как даже во время разбушевавшейся грозы Бирюк едет в лес, чтобы поймать с поличным воришку.

На протяжении всего развития действия бушует гроза, как будто проводя параллель с грозой в душе Бирюка. Но глубоко в себе он все время сомневался, ведь Бирюк не понимал, как можно считать воровство обычным делом и спокойно к этому относиться. Один из типов «хорошего» мужика выведен в рассказе «Бирюк».

Рассказ «Бирюк» Рассказ «Бирюк» был написан в 1847 г. Создавая это произведение, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии.

Совет

Конфликт рассказа Почему лесника Фому Кузьмича прозвали Бирюком? В чём заключается КОНФЛИКТ рассказа «Бирюк»?Конфликт рассказа «Бирюк» — внутри самого главного героя.

Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием и бедственным положением «вора».

О портрете литературного героя. портрет героя в рассказе и. с. тургенева «бирюк»

Найдите портрет лесника в рассказе «Бирюк»? В.Г. Белинский. Между какими героями возникает конфликт в рассказе? Чем вызваны озлобленность мужика-вора, его угрозы и ненависть к Бирюку? Каким же мы увидели лесника в начале рассказа? И.С.Тургенев показал художественного героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться человеком.

1. Какое будущее главному герою рассказа И.С.Тургенева рисует литературовед С.М. Петров. И. С. Тургенев был одним из передовых людей своего времени. В сборнике рассказов «Записки охотника» описывается крестьянский мир очень ярко и многогранно.

Сочинение на тему «И.С. Тургенев. Образ Бирюка»

Как бы ни относились к расска­зам, это в первую очередь поэзия, а не политика. С большой любовью и наблюдательностью написан са­мый короткий рассказ цикла «Бирюк». Лесник Фома одиноко жил в за­коптелой и низкой избушке с двумя малолетними деть­ми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком. С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый. И рассказчик явно любует­ся своим героем.

Тургенев помог не просто увидеть быт крестьян, по­сочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к ду­ховному миру русского мужика, заметил много непо­вторимых, интересных индивидуальностей.

Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете…»,— напи­шет позже И. С. Тургенев.

Слайды и текст этой презентации

Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким.

В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться.

Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами.

Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.

Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен.

Бирюк не разрешал что-нибудь утащить, и ничем нельзя было его купить – ни деньгами, ни спиртным и ничем другим

Вот как описывается внешность Бирюка: «Редко мне случалось видеть такого молодца. Рубаха из домотканого полотна говорит и о социальном положении героя, и о его бытовой непритязательности.

Слово «молодец» выражает восхищение рассказчика лесником, выказывает его расположение к Бирюку.

На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.

Обратите внимание

Эти замечания не собраны в одном месте, а рассыпаны по всему тексту рассказа. Волнение персонажа передано в портрете: «мужика подергивало, словно лихорадка его колотила.

Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска» – он готов излить на Бирюка свой гнев и ненависть. Портрет героя – только одно из средств создания его облика в произведении.

Когда в ходе развития действия сталкиваются интересы героев, их чувства, жизненные принципы, характеры, в литературоведении это столкновение называется конфликтом.

Источник: http://zdravbaza.ru/rasskaz-biryuk/

Образ главного героя в рассказе Тургенева «Бирюк»

И. С. Тургенев был одним из передовых людей своего времени.

Он осознавал, что для того, чтобы завоевать право называться народным писателем, мало одного таланта, нужно «сочувствие к народу, родственное к нему расположение» и «способность проникаться сущностью своего народа, его языком и бытом».

В сборнике рассказов «Записки охотника» описывается крестьянский мир очень ярко и многогранно. Во всех рассказах присутствует один и тот же герой — дворянин Петр Петрович. Он очень любит охоту, много путешествует и рассказывает о случаях, которые с ним произошли.

Встречаемся мы с Петром Петровичем и в «Бирюке», где описывается его знакомство с загадочным и мрачным лесником по прозвищу Бирюк, «которого все окрестные мужики боялись как огня». Встреча происходит в лесу во время грозы, и лесник приглашает барина к себе в дом укрыться от непогоды.

Петр Петрович принимает приглашение и оказывается в старой избе «из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». Он замечает мелочи невеселого существования семьи лесника. Его жена «с прохожим мещанином сбежала». И остался Фома Кузьмич один с двумя маленькими детьми.

Старшая дочь Улита, сама еще ребенок, нянчит малыша, баюкая его в люльке. Бедность и семейное горе уже наложили отпечаток на девочку. У нее понурое «печальное личико», робкие движения. Описание избы производит гнетущее впечатление.

Все здесь дышит печалью и убогостью: «изорванный тулуп висел на стене», «лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая», «в углу валялась груда тряпок», «горький запах остывшего дыма» витал повсюду и мешал дышать.

Сердце в груди Петра Петровича «заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». Когда дождь прошел, лесник услышал звук топора и решил поймать нарушителя. Барин пошел вместе с ним. Вором оказался «мужик мокрый, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой», который, по-видимому, не от хорошей жизни пошел на воровство.

Важно

У него «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены». Он умоляет Бирюка отпустить его с лошадью, оправдываясь, что «с голодухи…

детки пищат». Трагичность голодной крестьянской жизни, тяжелого быта предстает перед нами в образе этого жалкого отчаявшегося человека, который восклицает: «Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино».

Реализм изображения бытовых картин жизни крестьян в рассказе И. С. Тургенева впечатляет до глубины души.

И вместе с этим перед нами встают социальные проблемы того времени: бедность крестьян, голод, холод, вынуждающие людей идти на воровство.

Читайте также:  Краткое содержание "ревизор" гоголя: пересказ сюжета, пьеса в сокращении

Источник: http://ruslit.biz/obraz-glavnogo-geroya-v-rasskaze-turgeneva-biryuk/

Сочинение на тему «И.С. Тургенев. Образ Бирюка» – Сочинения

Тургенев всегда с особой любовью описывал Россию в своих произведениях. Об этом свидетельствуют многие его произведения на эту тему. Но самым ярким стал рассказ «Бирюк». И в нем автор выделяет вовсе не любовь к отчизне, не политические вопросы, а моральные ценности.

О главном герое
Бирюком называли лесника. Именно так знали Фому в Орловской губернии. Автор описывает все беды, которые свалились на его голову. Жена ушла от главного героя, оставив на него двоих детей.

Человеком он был нерадостный, всегда угрюмый. Хотя чему радоваться? Он жил с детьми в обветшалой избушке, низкой и закоптелой.

Кажется, что жизнь наложила отпечаток не только на персонажа, но и на состоянии избы тоже.

Я попытаюсь оживить мораль остроумием и умерить остроумие моралью.

Бедность жизни лесника просматривается в описании избы. Нищета настолько крепко засела в его жилище, что гость Бирюка не рад был попасть ночью в избу мужика. Единственным событием, из которого можно было узнать характер Фомы, стала поимка бедного крестьянина, который срубил дерево в лесу барина.

Психологический портрет Бирюка
Мужиком он был сильным, все в округе трепетали от его вида и это не удивительно. Фома был высокого роста, с широкими плечами, его суровое лицо закрывала черная борода, из-под широких бровей смело глядели небольшие глаза. С описания внешности можно сделать вывод, что главный герой – строгий, злой и суровый, а на самом деле он был добрым.

Именно крестьяне дают его характеру целостное описание. Они говорили, что он был честным, сильным и своенравным. Бирюк не разрешал что-нибудь утащить, и ничем нельзя было его купить – ни деньгами, ни спиртным и ничем другим.

Совет

Поступок лесника
Когда Бирюк поймал вора, он не знал, что с ним делать. По правде он должен был его наказать, именно это он и сделал. Фома связал вора и привел к себе домой, поставил его в угол. А потом по доброте душевной отпустил крестьянина. Но глубоко в себе он все время сомневался, ведь Бирюк не понимал, как можно считать воровство обычным делом и спокойно к этому относиться.

Может быть, совесть источник морали. Но мораль никогда еще не была источником того, что по совести считают добром.

Тургенев показывает через образ Бирюка душу обычного русского мужика, который честно и добросовестно выполняет свою работу, беспрекословно занимается своим делом.

Совет

В итоге
Можно сказать, что образ Фомы является однозначным. автор показывает доброту простого человека, который отягощен бременем жизни. Условия, которые создала для Бирюка жизнь, нельзя назвать замечательными.

Но он все равно остался русским человеком с широкой душой.

Источник: https://sochinenienatemu.com/turgenev/sochinenie-na-temu-i-s-turgenev-obraz-biryuka/

Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»

И. С. Тур­ге­нев (рис. 1) со­зда­ет свои рас­ска­зы в 40-50 годы ХІХ в. Сбор­ник «За­пис­ки охот­ни­ка» был издан в 1852 году. Боль­шую часть рас­ска­зов пи­са­тель со­здал за гра­ни­цей, в Гер­ма­нии.

Одна из при­чин, за­ста­вив­ших Тур­ге­не­ва уехать из Рос­сии, на­зва­на им самим: «Я не мог ды­шать одним воз­ду­хом, оста­вать­ся рядом с тем, что я воз­не­на­ви­дел; мне необ­хо­ди­мо нужно было уда­лить­ся от моего врага затем, чтобы из самой моей дали силь­нее на­пасть на него.

В моих гла­зах враг этот имел опре­де­лен­ный образ, носил из­вест­ное имя: враг этот был кре­пост­ное право. Под этим име­нем я со­брал и со­сре­до­то­чил все, про­тив чего я ре­шил­ся бо­роть­ся до конца – с чем я по­клял­ся ни­ко­гда не при­ми­рять­ся…»

Рис. 1. Порт­рет. Тур­ге­нев И. С. (1818–1883)

Из этого  утвер­жде­ния можно сде­лать вывод, что ос­нов­ная идея сбор­ни­ка – об­ли­че­ние кре­пост­ни­че­ства.

 За­слу­га Тур­ге­не­ва в том, что в своих рас­ска­зах автор не про­сто опи­сы­ва­ет серую массу обез­до­лен­ных и несчаст­ных кре­пост­ных кре­стьян.

В каж­дом рас­ска­зе пи­са­тель под­ме­ча­ет ка­кую-то черту кре­стьян­ской жизни, по­это­му все про­из­ве­де­ния дают нам яркую, мно­го­гран­ную кар­ти­ну кре­стьян­ско­го мира.

Сбор­ник «За­пис­ки охот­ни­ка» вме­стил в себя 25 рас­ска­зов и очер­ков. По­ми­мо темы и идеи, их ком­по­зи­ци­он­но объ­еди­ня­ет глав­ный герой – рас­сказ­чик Петр Пет­ро­вич. Это дво­ря­нин из села Спас­ско­го, за­яд­лый охот­ник. Имен­но он и рас­ска­зы­ва­ет о слу­ча­ях, про­изо­шед­ших с ним во время охоты (рис. 2).

Рис. 2. Худ. Кур­на­ков Л.И. «И.С. Тур­ге­нев на охоте»

Зная био­гра­фию Тур­ге­не­ва, мы неволь­но про­во­дим па­рал­лель между ав­то­ром и ге­ро­ем его сбор­ни­ка.

Обратите внимание

Дей­стви­тель­но, со­зда­вая «За­пис­ки охот­ни­ка», Тур­ге­нев опи­рал­ся на соб­ствен­ные впе­чат­ле­ния о жизни кре­стьян в Ор­лов­ской гу­бер­нии. Мно­гие герои, упо­мя­ну­тые в рас­ска­зах, были зна­ко­мы ав­то­ру.

Не ис­клю­че­ни­ем стал рас­сказ «Бирюк». В име­нии ма­те­ри Тур­ге­не­ва был лес­ник Бирюк, ко­то­ро­го в лесу убили свои же кре­стьяне.

Рас­сказ «Бирюк» Тур­ге­нев ведет от пер­во­го лица (от лица рас­сказ­чи­ка Петра Пет­ро­ви­ча). Од­на­ж­ды охот­ни­ка за­стал в лесу страш­ный ли­вень, он вы­нуж­ден был про­сить убе­жи­ща в хи­жине мест­но­го лес­ни­ка, про­зван­но­го в на­ро­де Би­рю­ком. Зайдя в дом, герой уви­дел, что лес­ник живет в неве­ро­ят­ной бед­но­сти вме­сте с двумя ма­лень­ки­ми детьми.

После ко­рот­ко­го раз­го­во­ра, охот­ник и Бирюк услы­ша­ли в лесу стук то­по­ра, что озна­ча­ло неза­кон­ную вы­руб­ку де­ре­вьев. На­ру­ши­тель был пой­ман. Им ока­зал­ся бед­ный кре­стья­нин. В доме лес­ни­ка пой­ман­ный мужик начал оправ­ды­вать­ся, что на кражу его толк­ну­ли голод и ни­ще­та.

Озлоб­лен­ное от­ча­я­ние несчаст­но­го за­ста­ви­ло Би­рю­ка от­пу­стить ви­нов­но­го.

План ха­рак­те­ри­сти­ки героя ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния:

Со­ци­аль­ная при­над­леж­ность

Ав­тор­ская ха­рак­те­ри­сти­ка

Внеш­ность (порт­рет)

Ин­те­рьер (жи­ли­ще)

От­но­ше­ние окру­жа­ю­щих

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим (по­ступ­ки)

Ха­рак­те­ри­сти­ка глав­но­го героя рас­ска­за И. С. Тур­ге­не­ва «Бирюк»

Со­ци­аль­ная  при­над­леж­ность.

Кре­пост­ной кре­стья­нин, слу­жит лес­ни­ком в по­ме­щи­чьем лесу. В его обя­зан­но­сти вхо­дит охра­нять лес от по­жа­ров, неза­кон­ной вы­руб­ки леса и бра­ко­ньер­ства. Никто, кроме по­ме­щи­ка, не имел права охо­тить­ся в лесу или вы­ру­бать де­ре­вья. А такие по­пыт­ки были ча­сты­ми, осо­бен­но со сто­ро­ны кре­стьян.

Опи­са­ние внеш­но­сти.

«Я по­смот­рел на него. Редко мне слу­ча­лось ви­деть та­ко­го мо­лод­ца. Он был вы­со­ко­го роста, пле­чист и сло­жен на славу. Из-под мок­рой за­маш­ной ру­баш­ки вы­пук­ло вы­став­ля­лись его мо­гу­чие мышцы.

Чер­ная кур­ча­вая бо­ро­да за­кры­ва­ла до по­ло­ви­ны его су­ро­вое и му­же­ствен­ное лицо; из-под срос­ших­ся ши­ро­ких бро­вей смело гля­де­ли неболь­шие карие глаза.

Он слег­ка упер­ся ру­ка­ми в бока и оста­но­вил­ся пе­ре­до мною».

Ин­те­рьер. Опи­са­ние избы, в ко­то­рой живет Бирюк с детьми.

 «Изба лес­ни­ка со­сто­я­ла из одной ком­на­ты, за­ко­пте­лой, низ­кой и пу­стой, без по­ла­тей и пе­ре­го­ро­док. Изо­рван­ный тулуп висел на стене. На лавке ле­жа­ло од­но­стволь­ное ружье, в углу ва­ля­лась груда тря­пок; два боль­ших горш­ка сто­я­ли возле печки. Лу­чи­на го­ре­ла на столе, пе­чаль­но вспы­хи­вая и по­га­сая.

На самой се­ре­дине избы ви­се­ла люль­ка, при­вя­зан­ная к концу длин­но­го шеста. Де­воч­ка по­га­си­ла фо­нарь, при­се­ла на кро­шеч­ную ска­мей­ку и на­ча­ла пра­вой рукой ка­чать люль­ку, левой по­прав­лять лу­чи­ну. Я по­смот­рел кру­гом – серд­це во мне за­ны­ло: не ве­се­ло войти ночью в му­жиц­кую избу».

Важно

В избе бро­са­ет­ся в глаза не толь­ко бед­ность, но и за­пу­сте­ние, от­сут­ствие жен­ской руки. И дей­стви­тель­но, хо­зяй­ки здесь нет: жена сбе­жа­ла от лес­ни­че­го с про­ез­жим ме­ща­ни­ном, бро­сив двух ма­лень­ких детей. Так и живет он один, в лесу, вдали от людей, би­рю­ком.

* Би­рю­ком на­зы­ва­ет­ся в Ор­лов­ской гу­бер­нии че­ло­век, оди­но­кий и угрю­мый. (Прим. И.С.Тур­ге­не­ва.)

От­но­ше­ние окру­жа­ю­щих.

На­сто­я­щее имя героя – Фома Кузь­мич. Но он сам на­зы­ва­ет себя Би­рю­ком, как бы со­гла­ша­ясь с мне­ни­ем людей. А от­но­ше­ние окру­жа­ю­щих к нему от­нюдь не доб­ро­же­ла­тель­ное: его не любят и бо­ят­ся. И не уди­ви­тель­но, ведь как лес­ни­чий он ни­ко­му спус­ку не дает.

«От моего Ер­мо­лая и от дру­гих я часто слы­шал рас­ска­зы о лес­ни­ке Би­рю­ке, ко­то­ро­го все окрест­ные му­жи­ки бо­я­лись как огня.

 По их сло­вам, не бы­ва­ло еще на свете та­ко­го ма­сте­ра сво­е­го дела: «Вя­зан­ки хво­ро­сту не даст ута­щить; в какую бы ни было пору, хоть в самую пол­ночь, на­гря­нет, как снег на го­ло­ву, и ты не думай со­про­тив­лять­ся, – силен, де­скать, и ловок как бес…

 И ничем его взять нель­зя: ни вином, ни день­га­ми; ни на какую при­ман­ку не идет. Уж не раз доб­рые люди его сжить со свету со­би­ра­лись, да нет – не да­ет­ся».

Бирюк – гроза для окрест­ных му­жи­ков. Может быть, по­это­му рас­сказ на­чи­на­ет­ся с опи­са­ния грозы: «Гроза на­дви­га­лась. Впе­ре­ди огром­ная ли­ло­вая туча мед­лен­но под­ни­ма­лась из-за леса; надо мною и мне нав­стре­чу нес­лись длин­ные серые об­ла­ка; ра­ки­ты тре­вож­но ше­ве­ли­лись и ле­пе­та­ли. Душ­ный жар вне­зап­но сме­нил­ся влаж­ным хо­ло­дом; тени быст­ро гу­сте­ли…»

По­ступ­ки героя. От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим.

На­блю­дая за ге­ро­ем и его по­ступ­ка­ми, чи­та­тель все боль­ше про­ни­ка­ет­ся ува­же­ни­ем к этому че­ло­ве­ку, ко­то­рый живет по твер­дым мо­раль­ным прин­ци­пам. Он чув­ству­ет от­вет­ствен­ность за по­ру­чен­ное дело: «– Долж­ность свою справ­ляю, – от­ве­чал он угрю­мо, – даром гос­под­ский хлеб есть не при­хо­дит­ся».

Живя в бед­но­сти, до­хо­дя­щей до ни­ще­ты, Бирюк ни­ко­гда не пой­дет на мо­шен­ни­че­ство, ни­ко­гда не поз­во­лит во­ро­вать ни себе, ни дру­гим. Это ярко видно в эпи­зо­де с му­жи­ком, ко­то­ро­го Бирюк пой­мал на во­ров­стве дре­ве­си­ны.

Мужик так объ­яс­ня­ет свой по­сту­пок: «Ей-Бо­гу, с го­ло­ду­хи… детки, пищат, сам зна­ешь. Круто, во как, при­хо­дит­ся». Для Би­рю­ка это не оправ­да­ние. Ведь ему жи­вет­ся не слаще: в дому кроме хлеба нет ни­ка­кой еды.

Но для себя Бирюк твер­до знает одно: «Во­ро­вать ни­ко­му не след».

Имен­но в этот мо­мент  про­ис­хо­дит куль­ми­на­ция всего по­вест­во­ва­ния: мужик про­сит о по­ща­де. Что же пе­ре­ве­сит: прин­цип или со­стра­да­ние?  От­ча­я­ние му­жи­ка по­тряс­ло рас­сказ­чи­ка, он уже готов за­сту­пить­ся за него, но вдруг Бирюк от­пус­ка­ет му­жи­ка.

Совет

Этот по­сту­пок вы­звал у Петра Пет­ро­ви­ча ува­же­ние к герою: «– Ну, Бирюк, – про­мол­вил я на­ко­нец, – уди­вил ты меня: ты, я вижу, слав­ный малый». Од­на­ко  герой не хочет даже об­суж­дать свое ре­ше­ние : «– Э, пол­но­те, барин, – пе­ре­бил он меня с до­са­дой, – не из­воль­те толь­ко ска­зы­вать.

Да уж я лучше вас про­во­жу…» При­чи­ной до­са­ды, недо­воль­ства собой со сто­ро­ны героя по­слу­жи­ла неспра­вед­ли­вость си­ту­а­ции, в ко­то­рой ока­зал­ся Бирюк.

Он пой­мал вора и дол­жен его на­ка­зать, од­на­ко Бирюк по­ни­ма­ет, что му­жи­ка толк­ну­ли на пре­ступ­ле­ние ни­ще­та, от­ча­я­ние, страх за семью, детей, уми­ра­ю­щих от го­ло­да.

Таким об­ра­зом, глав­ный кон­флик­т рас­ска­за носит со­ци­аль­ный ха­рак­тер: кре­пост­ни­че­ство ли­ша­ет че­ло­ве­ка права на сво­бод­ную, счаст­ли­вую и чест­ную жизнь.

Рас­сказ «Бирюк», на­ря­ду с дру­ги­ми рас­ска­за­ми «За­пи­сок охот­ни­ка», сыг­рал опре­де­лен­ную ис­то­ри­че­скую роль. Силь­ное впе­чат­ле­ние сбор­ник про­из­вел на на­след­ни­ка пре­сто­ла, бу­ду­ще­го им­пе­ра­то­ра Алек­сандра ІІ, осво­бо­ди­те­ля кре­стьян от мно­го­ве­ко­во­го раб­ства.

При­ме­ча­те­лен также эпи­зод, про­изо­шед­ший с ехав­шим од­на­ж­ды из сво­е­го име­ния Тур­ге­не­вым.

По до­ро­ге из де­рев­ни в Моск­ву на одной ма­лень­кой стан­ции по­до­шли к пи­са­те­лю двое людей (по ко­стю­му и ма­не­рам ме­щане или ма­сте­ро­вые).

Спро­сив, у пи­са­те­ля, прав­да ли имен­но он автор «За­пи­сок  охот­ни­ка», они сняли шапки и по­кло­ни­лись в пояс со сло­ва­ми: «Кла­ня­ем­ся вам в знак ува­же­ния и бла­го­дар­но­сти от лица всего рус­ско­го на­ро­да».

Тео­рия ли­те­ра­ту­ры

Ли­те­ра­тур­ный порт­рет – изоб­ра­же­ние в про­из­ве­де­нии внеш­но­сти пер­со­на­жа (вклю­чая его одеж­ду, по­ход­ку, же­сти­ку­ля­цию и т. п.).

Обратите внимание

Слу­жит в ос­нов­ном для ха­рак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жа, так как между внеш­ним видом че­ло­ве­ка и его внут­рен­ней сущ­но­стью обык­но­вен­но есть опре­де­лен­ная (не все­гда пря­мая) связь.

Неред­ко порт­рет об­на­ру­жи­ва­ет ав­тор­скую оцен­ку пер­со­на­жа (по­ло­жи­тель­ную или от­ри­ца­тель­ную).

Куль­ми­на­ция (от ла­тин­ско­го culmen – вер­ши­на) – в ли­те­ра­ту­ре мо­мент наи­выс­ше­го на­пря­же­ния в раз­ви­тии сю­жет­но­го дей­ствия, мак­си­маль­но обост­ря­ю­щий ху­до­же­ствен­ный кон­фликт. В куль­ми­на­ции про­ис­хо­дит или на­ме­ча­ет­ся пе­ре­лом, под­го­тав­ли­ва­ю­щий раз­вяз­ку.

Тол­ко­ва­ние уста­рев­ших слов (ис­то­риз­мов):

Дрож­ки – лёг­кий че­ты­рех­ко­лес­ный от­кры­тый рес­сор­ный эки­паж на 1-2 че­ло­век.

Пола́ти – ле­жан­ка, устро­ен­ная между сте­ной избы и рус­ской печью.

Лучи́на – тон­кая длин­ная щепка су­хо­го де­ре­ва. Лу­чи­ны ис­поль­зо­ва­лись в быту кре­стьян вплоть до на­ча­ла XX века.

За­маш­ная ру­ба­ха – кре­стьян­ская ру­ба­ха из за­маш­ки (ткани из бес­плод­ной ко­ноп­ли); ши­лась из гру­бо­го неот­бе­лен­но­го по­лот­на.

Вопросы к конспектам

Со­ставь­те план рас­ска­за И.С. Тур­ге­не­ва «Бирюк».

Под­го­товь­те пе­ре­сказ куль­ми­на­ци­он­но­го мо­мен­та рас­ска­за.

В чем за­клю­ча­ет­ся ос­нов­ная идея рас­ска­за?

Под­го­товь­те уст­ное со­чи­не­ние на тему: «Глав­ный герой рас­ска­за И.С. Тур­ге­не­ва «Бирюк».

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3357

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector