Тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Сказка ложь, да в ней намек…», намек на острые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно воспользуется.
Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе.
Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торжество гиперболы, искусный образец использования эзопова языка.
На что же направляет автор свои усилия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действительности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.
В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свирепые, невежественные правители народа и простые мужики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талантливые и вместе с тем рабски покорные своим господам и холопски им преданные.
Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих произведениях писатель выступает не только как защитник народных интересов.
Он пытается внушить простому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.
Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидевший народ и неожиданно для самого себя без него одичавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпчатое», не выносил «холопьего духу».
Жалко смотреть на него в финале сказки. «…Вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор.
Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только материальных, но и духовных.
В сказках Щедрина оживают и герои народных сказок о животных: здесь читатель найдет и хитрую лису, и неуклюжего медведя, и трусливого зайца, и злого волка.
Аллегоричные образы помогают сатирику иносказательно говорить о многих пороках общества. Показательна в этом плане сказка «Медведь на воеводстве».
Топтыгины совершают в своем лесу «мелкие, срамные» злодеяния и даже «крупные кровопролития», и режим их не менее жесток, чем существовавший в то время в России деспотический строй.
Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя.
«Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?» — вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щедрин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции.
«Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари», — пишет он.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не перестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, справедливости, уважения к народу, доброты, нравственности, гражданственности.
Источник: https://5litra.ru/soch/152-tematika-i-problematika-skazok-m-e-saltykova-schedrina.html
Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Книга Салтыкова-Щедрина “Сказки” включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества.
Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в.
, воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок.
Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.
Самый общий смысл в проблематике “Сказок” заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.
Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Карась-идеалист”, “Бедный волк” и др.
Сатирик, с одной стороны, рисует картину классовых противоречий, произвола властей и страдания угнетенных, с другой – разоблачает и клеймит несостоятельность и вред всяких рецептов мирного урегулирования классовых интересов.
В художественном зеркале “Сказок” представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.
Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат” и “Богатырь”.
В сказке “Медведь на воеводстве” издевательски высмеиваются царь, министры, губернаторы, заметны признаки памфлета на правительство Александра III.
Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы.
В сказке “Орел-меценат” писатель высмеивает деятельность царизма на поприще просвещения. Орел-меценат решил заняться водворением наук и искусств при дворе, учредить “золотой век” просвещения.
В этом произведении Щедрин заклеймил холопство в народе и искусстве, показал, что монархический строй враждебен подлинному просвещению.
Он допускает его только в таких пределах и в таком виде, которые потребны для услаждения паразитических верхов: “орлы для просвещения вредны”.
Карающий смех сатирика не оставляет в покое представителей массового хищничества – дворянство и буржуазию. Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика (“Дикий помещик”), генерала (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), купца (“Верный Трёзор”), кулака (“Соседи”), то – и это чаще – в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д.
Умение сатирика обнажать “хищные интересы” крепостников ярко проявилось уже в первых его сказках – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и “Дикий помещик”. Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показал, что источником материального благополучия и дворянской культуры является труд мужика. Генералы-паразиты обнаружили повадки диких зверей, очутившись на острове без прислуги, одни: “В глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились”. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный “генеральский” облик.
В повествовании же о диком помещике мужик не нашелся… И помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, “ходил же все больше на четвереньках”, “утратил даже способность произносить членораздельные звуки”.
Щедрин высмеивает лицемерие хищников-тунеядцев и разных прекраснодушных апологетов разбоя.
Волк обещал помиловать зайца (“Самоотверженный заяц”), другой волк однажды отпустил ягненка (“Бедный заяц”), орел простил мышь (“Орел-меценат”), добрая барыня дала погорельцам милостыню, а поп обещал им счастливую загробную жизнь (“Деревенский пожар”) – об этом пишут с восхищением другие…
Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв. Разоблачая ложь о великодушии и красоте “орлов”, он говорит, что “орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны … хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют”.
Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения “пестрых людей”, разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью.
В “Премудром пискаре” сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике.
Пискарь, чтоб не быть съеденным хищными рыбами, забился в глубокую нору, лежит и “все-то думает: кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?” Он не заводил ни семьи, ни друзей. “Он жил и дрожал – только и всего”.
Щедрин в сказке “Самоотверженный заяц” иронизирует, с одной стороны, над наглыми волчьими повадками поработителей, а с другой – над слепой покорностью их жертв.
В сказке “Карась-идеалист” речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров.
Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина.
Образ народа представлен во многих сказках и, прежде всего, в таких, как “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Праздный разговор”, “Коняга”, “Кисель” и др.
В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную.
Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных.
Осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократической нравственности посвящены такие сказки, как “Пропала совесть”, “Добродетели и пороки”, “Дурак”, “Баран Непомнящий”, “Христова ночь”, “Приключение с Крамольниковым”.
В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в “негодную тряпицу”, добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, подлинное человеческое достоинство признают ненормальным, опасным и подвергают гонению.
Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях (“Христова ночь”, “Рождественская сказка”, “Путем-дорогою”). В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее.
Внести сознание в народные массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения – в этом состоит основной идейный смысл “Сказок” Щедрина, и к этому он призывает своих современников.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/saltykov-shchedrin/skazki/7255-osnovnaya-problematika-skazok-m-e-saltykova-shchedrina
План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Тема: «Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Цель: выявить проблематику и художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Задачи:
Предметные:
- выяснить причины обращения писателя к сказкам;
- выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;
- определить традиционные и новаторские приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина, углубить знания о сатирических приемах.
Метапредметные:
- развитие критического мышления;
- развитие умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания, проводить аналогии, сопоставлять, обобщать, делать выводы, находить приемы создания сатирического;
- развитие навыков связной устной и письменной речи.
Личностные:
- воспитание критического отношения к себе, к обществу, к своему труду;
- воспитание активной жизненной позиции, негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму.
Ход урока
1.Приветствие
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, напряжение. Давайте улыбнемся друг другу, ведь если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю всем нам хорошего урока
2. Мотивация
1. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» (Салтыков-Щедрин)
- А как любовь к родине проявляется у писателей? (в произведениях)
У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию. Тревожила она в своё время и писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наибольшей популярностью пользуются его сказки.
А.П.Чехов высоко ценил эти произведения: «Прочтите… сказку Щедрина. Прелестная штучка. Получите удовольствие и руками разведёте от удивления…»
Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя.
Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70».
- – Как вы понимаете «изрядного»?
- – Тогда почему писатель избирает именно этот жанр, который больше подходит для детей?
(любимый всеми с детства и всем понятный;
Чтобы обмануть цензуру, в завуалированной форме поднять злободневные вопросы)
- – Ребята, с чего начинается у нас у всех знакомство с литературой? Что дают сказки детям?
(В них заключена мудрость. С помощью сказок дети познают окружающий мир.)
Вот и задача С-Щ – заставить взрослых открыть глаза на окружающий мир, пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
- – Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой, работая над сказками?
(извлечь уроки, понять, как и через что выражает писатель свои мысли)
- Т. О., мы попытаемся разобраться в проблематике и художественном своеобразии сказок С-Щ
3. Актуализация знаний
- С какой сказкой вы уже знакомы из курса 7 класса? («Повесть о том, как один мужик»)
- Кого и за что обличает С-Щ?
(генералов – за паразитизм, глупость, неблагодарность, Мужика – за долготерпение)
- Какая яркая художественная деталь символизирует покорность народа? (веревка)
Итак, генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
- Давайте сравним эти произведения. Взгляните на слайд.
«Робинзон Крузо»
Как герои выдерживают испытание?
Робинзон с честью выдерживает все испытания и оказывается способным выжить в трудных условиях
Проявленные качества
Смекалка, ум, практические умения, изобретательность
«Повесть о том…»
Генералы обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают
Глупость, беспомощность, отсутствие практических умений
Итак, автор намеренно помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над ними своего рода эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые отрицательные черты.
- Т.о., какие основные темы поднимаются в этой сказке С-Щ ?
- Сатира на властьимущих.
- Изображение жизни народа.
4. Изучение нового
- Анализ сказки «Дикий помещик»
- Узнаете ли вы, к какой сказке эта иллюстрация?
- Какие вопросы поднимает?
(социально- политические: тяжелое и бесправное положение народа, паразитизм помещиков, их беспечное существование за счет труда народа)
- Какова была цель С-Щ, когда он создавал образ Дикого помещика?
Определите идею: народ – создатель ценностей. Докажите по тексту (3 с конца абзац)
- Назовите основной прием в изображении помещика? Проиллюстрируйте .
(градация, чтобы показать деградацию, утрату человеческого в человеке: перестал мыться, оброс, стал ходить на четвереньках, перестал произносить членораздельные звуки)
- Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком” ?
(намек на монголо-татарское нашествие: иго – внешний враг, крепостное право – внутренний; только врагу придёт в голову мысль “сократить” население, уничтожить русского кормильца. )
- Какое историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце сказки?
(В начале сказки мужики исчезают, то есть освобождаются от глупого помещика. Но в конце они водворяются на место, так как по сути после отмены крепостного права в России тяжелое положение крестьян не изменилось).
– Что об этом же говорил Некрасов?
- Как вы думаете, проблема народа и власти актуальна в наше время?
Предлагаю вам провести параллель с современностью. Прочитайте отрывок из интервью генерального директора государственной социологической службы Валерия Федорова от 22.03.2009:
«Главная проблема в отношениях народа и власти – кризис доверия. Люди привыкли, что государство реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на практике же делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда будет сталкиваться с недоверием».
- Что нужно сделать, чтобы избежать конфликта или не потерять доверие народа?
(Честно жить и работать, любить родину. Чтобы слово не расходилось с делом)
Таким образом, хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и современными.
- Чтобы определить еще одну тему, поднимаемую в сказках С-Щ. обратимся к сказке «Премудрый пескарь»
1. Я предлагаю провести суд присяжных, в котором выступит сторона обвинения в адрес главного героя, сторона защиты, а присяжные заседатели должны вынести решение (вердикт) суда. Я буду выполнять роль судебного заседателя
Итак, рассматривается дело по обвинению героя сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Слово предоставляется стороне обвинения. Поясните суду и присяжным заседателям, в чем вы обвиняете героя?
(в том, что он прожил бессмысленную жизнь, замуровав себя в тёмной норе. Образ премудрого пескаря – это образ мелкой рыбёшки, беспомощной и трусливой, жизнь которой пуста и бессмысленна. Мудрый, но мудрость пескаря «трусливая».Бесполезная жизнь, незаметная жизнь. Не испытал настоящих чувств, заботу, любовь. Не создал и не попытался создать семью).
– Слово предоставляется стороне защиты.
(«Ума палата была»; Слушал своих родителей (отца); Имел свой дом; Долгожитель; поддерживал здоровый образ жизни, в конце осознает свою никчемность).
– Мы выслушали две стороны: обвинения и защиты.
Прошу присяжных заседателей вынести вердикт: Имеет ли смысл жизнь главного героя сказки Салтыкова Щедрина?
(Риторические вопросы в тексте: « Какие у него были радости? Кого он приютил? Кому доброе слово сказал? Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал хорошего?»- имеют один ответ – никого, никому, никаких… « Жил – дрожал и умирал – дрожал». Такая жизнь не имеет смысла
– Только пескарю вы выносите свой суровый вердикт?
(под пескарём Салтыков-Щедрин имел в виду именно человека, который должен оставить хоть какой-то след, чтобы о нём знали, чтобы его помнили. А о премудром пескаре никто никогда и не вспомнит, потому что и вспомнить – то нечего…)
2. – А теперь обратимся к композиции (проверкам д/з)
Элементы композиции: Экспозиция – наставления старого пескаря, рассказ об ухе. Завязка – решение премудрого пескаря прожить жизнь так, «чтоб никто не заметил». Развитие действия – жизнь пескаря. Кульминация – предсмертное «прозрение» героя. Развязка – исчезновение пескаря
Я хотела бы обратиться к экспозиции. Чем интересна экспозиция? В ней звучит наставление отца: какую роль оно играет? (дает неправильные жизненные ориентиры)
- Какие заветы оставляют своим детям другие отцы – герои классических произведений литературы? (если не помнят, то слайд с цитатами)
- Посмотрите экранизацию сказки «Премудрый пескарь» (режиссер Валентин Караваев, 1979) Обратите внимание на символическую концовку фильма. Что хотели ею сказать создатели мультфильма? (часы стали гробом для пескаря: время уносит таких в бездну небытия)
- Вот мы говорим о сатире, злом смехе, а я обратила внимание на комментарии к этому мультфильму. Никто не сказал «смешно». Почти все писали: «страшно», «жутко»… Почему? (страшно прожить всю жизнь вот так..)
- А как вы хотите прожить?
3. Анализ рисунков «Нарисуй мечту»
….всего этого не было у пескаря.
- Определите значение приставки ПРЕ: очень или пере?
- Я желаю вам одного – быть мудрыми без приставки ПРЕ, не перемудрить.
- Русские народные сказки нам знакомы. Но ведь и сказки С-Щ построены по тому же принципу. Назовите общие черты с примерами…. А теперь попробуйте определить черты, присущие только С-Щ.: (фишбоун)
Сходство:
– Вымысел
– Герои – животные
-Гипербола
– Аллегория
– Положительные герои
-Сказочные приемы(зачин, концовка, магическая цифра 3, гипербола
– Лексика народных сказок
Различия:
-Узнается эпоха, т.е. фантастика наполняется реальным содержанием
(назовите реалии времени)
– = гротеск
-Эзопов язык
– нет положительного героя
-алогизм
– офиц-деловая и общ-полит.лексика
Народные сказки учат и веселят, они заканчиваются победой добра над злом. Сказитель в них – добродушный балагур (юмор). Сказки С-Щ. учат и разоблачают, поэтому
основное орудие писателя – сатира. Улыбка балагура сменяется саркастической усмешкой мудрого человека
5 .Рефлексия:
- Как вы понимаете фразу: «Любить ненавидя».
Дикий помещик, генералы, Топтыгины, Премудрый пескарь – все образы отрицательные, но через них писатель утверждает высокие нравственные качества.
- Сказка – ложь…. Какие же вы уроки для себя извлекли?
6. Домашнее задание
«Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Бертольд Брехт)
«Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха» (Леонардо да Винчи)
- Написать сказку в стиле М.Е.Салтыкова-Щедрина
Управление образования города Кузнецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Кузнецка
Семинар руководителей образовательных учреждений
«Качество образования… качество личности»
Волкова Ирина Петровна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Кузнецк, 2016
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/12/13/problematika-i-poetika-skazok-m-e-saltykova-shchedrina
Основные темы и проблемы сказок Салтыкова-Щедрина
Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка.
Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо. Форму народной сказки использовали многие писатели.
В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”). Сказки Щедрина отличаются истинной народностью.
Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием.
Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе. Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп.
Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя.
Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле — это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать).
И сам Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.
Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. 'Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.
25. Проблематика и идейное содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак».
Давно занимавшая творческое воображение Салтыкова и оставшаяся неосуществленной мысль о создании произведения (под названием “Паршивый”), героем которого должен был бы явиться самоотверженный поборник социальной справедливости, революционер типа Чернышевского или Петрашевского, – эта мысль нашла свое частичное претворение в сказке “Дурак”.
В ней представлена свободная от всех нравственных пороков привилегированного общества личность гуманиста – правда, не в образе революционера, а в опрощенном соответственно народной сказке образе прирожденного крестьянского “праведника”, который “не понимал” и потому не признавал никаких требований официального морального кодекса.
Разумеется, жизнь одинокого протестанта, взгляды и поступки которого находились в непримиримом конфликте с господствующей средой, должна была закончиться трагически. Финальный эпизод сказки – внезапное исчезновение, а затем, по прошествии многих лет, возвращение измученного Иванушки – намекает на административную кару, постигшую героя.
Такова была участь многих “справедливых людей” из народа, и Салтыков своей сказкой выражал им сочувствие.
26. Проблематика и идейное содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц»
М.Е Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Многочисленные политические выступления против трусов, изменников революционному делу, обывателей, ставящих личное мещанское благополучие выше дела революции – вот главная тема данной сказки. В основу сказки «Самоотверженный заяц» положена та же идея, что и в «Премудром пескаре».
В образе самоотверженного зайца, угодливо отдающего себя на растерзание волку, М.Е. Салтыков-Щедрин высмеивает ту часть «благонамеренной» интеллигенции, которая, отказавшись от активных методов борьбы, полагала, что возможен договор, мирное соглашение с самодержавием.
В образе волка сатирик имеет в виду царский режим, не знающий никаких компромиссов в своей борьбе с революцией. Здесь главный герой – «заяц» – не благородный идеалист, а обыватель, надеющийся на доброту «хищников».
Сказка «Самоотверженный заяц» о поработителях с их волчьими повадками и об их жертвах, слепых в своей покорности.
Заяц перед волком провинился. Не остановился, когда тот звал его, более того, еще пуще ходу прибавил. Волк придумал, как поступить со строптивым зайцем: «… сиди под этим кустом и жди очереди. А может быть, …ха-ха, я тебя и помилую!» Вот и сидел заяц под кустом, трясся, боялся с места сойти.
Автор клеймит укоренившуюся в народных массах психологию рабской верности господам, а эту верность можно расценивать как предательство своих классовых интересов.
А.А.Фет личность поэта
Дата рождения: 23 ноября 1820 Дата смерти: 21 ноября 1892
Место рождения: Российская империя, Орловская губерния, усадьба Новоселки
Фет Афанасий Афанасьевич (23 ноября 1820 года – 21 ноября 1892), великий русский поэт-лирик, мемуарист, переводчик.
Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии.
После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста.
В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.
В университете Афанасий сблизился с одним из студентов – Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов
Афанасий Фет оставил значительный след в русской литературе. Свой первый сборник стихов «Лирический пантеон» он выпустил, когда учился в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от действительности.
Он воспевал красоту природы, много писал о любви.
Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – он говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.
·
1820 год, 23 ноября – родился в имении Новоселки Орловской губернии
· 1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства
· 1835-1837 годы – учился в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро
· 1838-1844 годы – учился в университете
· 1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон»
· 1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России
· 1846 год – получил офицерский чин
· 1850 год – вышел второй сборник стихов «Стихотворения»
· 1853 год – перешел на службу в гвардейский полк
· 1856 год – вышел третий сборник стихов
· 1857 год – обвенчался с Марией Боткиной
· 1858 год – вышел в отставку
· 1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений
· 1867 год – избран мировым судьей
· 1873 год – вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин
· 1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни»
· 1892 год, 21 ноября – умер в Москве от сердечного приступа
Лирика Фета.
Основой лирики Фета уже в ранний период ero поэтического творчества становятся тема природы, в ее нетленной кpacoтe и бесконечной изменчивости и тема любви с ее радостями и горестями. Эти темы красной нитью пройдут и через всю зрелую лирику Фета. Поэт остро воспринимает красоту действительной жизни.
«У всякого предмета, – позднее подчеркнет он, – тысячи сторон», но «художнику дopoгa только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или численность».
Изображая с артистической пластичностью природу и любовь в их тесной связи и взаимопроникновении, Фет проявляет себя превосходным мастером поэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики. К числу шедевров фетовской лирики принадлежит стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (1850), которое поражает подлинным новaторством в изображении мира природы и мира человека.
Внимание Фета часто привлекает начало того или иного явления природы или переходные моменты в ней. Природа вызывает у Фета яркие лирические эмоции, которые «поэт мгновения» навсегда останавливает в своих стихах. Он утверждает, что «человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может нaзываться поэтом».
Стихотворения, объединенные общностью мотива или характера переживания, поэт включает в поэтические циклы, названия которым дают вpeмена года («Весна», «Лето», «Осень»), время суток «Вечера и ночи»), лирические жанры («Элегии и дyмы», «Антологические стихотворения», «Послания, посвящения. ..» ).
Тема любви.
В 1877 году поэт опубликовал стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», которое является одним из лучших образцов русской любовной лирики.
В своей лирике Фет постоянно выражал мысль о бедности слова, которое не способно передать высокую человеческую духовность и глубину чувства.
Лирика Ф.И.Тютчева.
Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.
Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.
К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории
Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными.
Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природойК шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А.
Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностьюЛирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии.
Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.
Тютчев. Личность поэта.
Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873)Русский поэт
Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.
Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.
В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни.
Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел.
Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.
В 1817 году Ф.И. Тютчев начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете. А в 1819 году был зачислен в студенты этого университета. В 1821 году окончил университет со степенью кандидата словесных наук.
В начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел и был направлен на службу в Мюнхен. Здесь Тютчев женится на Элеоноре Петерсон, от которой имеет трех дочерей.
В 1836 году поэзия Тютчева впервые получила всеобщее признание, после публикации его стихотворений в пушкинском “Современнике”.
В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине.
В 1838 году скончалась жена Тютчева, что стало большой утратой для поэта.Но уже в 1839 году Ф.И. Тютчев вступил в брак с Эрнестиной Дёрнберг. Из-за самовольного отъезда в Швейцарию Тютчев был исключен из числа чиновников Министерства. Он уехал в Мюнхен.
В 1844 году вернулся с семьей в Россию, а через полгода Федор Иванович Тютчев вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.
В 1848 — 1849 годах под впечатлениями от событий политической жизни, Тютчев создал такие прекрасные стихотворения, как “Неохотно и несмело…”, “Когда в кругу убийственных забот…”, “Русской женщине” и др.
В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой.
17 апреля 1858 года Федор Иванович Тютчев был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. В этот период он создает много “публицистических статей в стихах”: “Гус на костре”, “Славянам”, “Современное”, “Ватиканская годовщина”.
В 1861 году в свет выходит сборник стихотворений на немецком языке.
30 августа 1865 года Ф.И. Тютчев был произведен в тайные советники.
В марте 1868 года печатается второе издание стихотворений Тютчева.
15 июля (27 июля) 1873 года в Царском Селе скончался Федор Иванович Тютчев.
Источник: https://stydopedia.ru/2x999e.html
Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Категория: Салтыков-Щедрин М.Е. Actionteaser.ru – тизерная реклама
Книга Салтыкова-Щедрина “Сказки” включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества. Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем.
Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в., воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок. Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами.
Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.
Самый общий смысл в проблематике “Сказок” заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.
Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Карась-идеалист”, “Бедный волк” и др.
Сатирик, с одной стороны, рисует картину классовых противоречий, произвола властей и страдания угнетенных, с другой – разоблачает и клеймит несостоятельность и вред всяких рецептов мирного урегулирования классовых интересов.
В художественном зеркале “Сказок” представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.
Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат” и “Богатырь”.
В сказке “Медведь на воеводстве” издевательски высмеиваются царь, министры, губернаторы, заметны признаки памфлета на правительство Александра III. Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы.
В сказке “Орел-меценат” писатель высмеивает деятельность царизма на поприще просвещения. Орел-меценат решил заняться водворением наук и искусств при дворе, учредить “золотой век” просвещения. В этом произведении Щедрин заклеймил холопство в народе и искусстве, показал, что монархический строй враждебен подлинному просвещению.
Он допускает его только в таких пределах и в таком виде, которые потребны для услаждения паразитических верхов: “орлы для просвещения вредны”. Карающий смех сатирика не оставляет в покое представителей массового хищничества – дворянство и буржуазию.
Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика (“Дикий помещик”), генерала (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), купца (“Верный Трёзор”), кулака (“Соседи”), то – и это чаще – в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д.
Умение сатирика обнажать “хищные интересы” крепостников ярко проявилось уже в первых его сказках – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и “Дикий помещик”. Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показал, что источником материального благополучия и дворянской культуры является труд мужика.
Генералы-паразиты обнаружили повадки диких зверей, очутившись на острове без прислуги, одни: “В глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились”. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный “генеральский” облик.
В повествовании же о диком помещике мужик не нашелся… И помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, “ходил же все больше на четвереньках”, “утратил даже способность произносить членораздельные звуки”. Щедрин высмеивает лицемерие хищников-тунеядцев и разных прекраснодушных апологетов разбоя.
Волк обещал помиловать зайца (“Самоотверженный заяц”), другой волк однажды отпустил ягненка (“Бедный заяц”), орел простил мышь (“Орел-меценат”), добрая барыня дала погорельцам милостыню, а поп обещал им счастливую загробную жизнь (“Деревенский пожар”) – об этом пишут с восхищением другие… Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв.
Разоблачая ложь о великодушии и красоте “орлов”, он говорит, что “орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны … хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют”.
Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения “пестрых людей”, разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью. В “Премудром пискаре” сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике.
Пискарь, чтоб не быть съеденным хищными рыбами, забился в глубокую нору, лежит и “все-то думает: кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?” Он не заводил ни семьи, ни друзей. “Он жил и дрожал – только и всего”. Щедрин в сказке “Самоотверженный заяц” иронизирует, с одной стороны, над наглыми волчьими повадками поработителей, а с другой – над слепой покорностью их жертв.
В сказке “Карась-идеалист” речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров.
Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина. Образ народа представлен во многих сказках и, прежде всего, в таких, как “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Праздный разговор”, “Коняга”, “Кисель” и др. В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную. Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных. Осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократической нравственности посвящены такие сказки, как “Пропала совесть”, “Добродетели и пороки”, “Дурак”, “Баран Непомнящий”, “Христова ночь”, “Приключение с Крамольниковым”. В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в “негодную тряпицу”, добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, подлинное человеческое достоинство признают ненормальным, опасным и подвергают гонению. Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях (“Христова ночь”, “Рождественская сказка”, “Путем-дорогою”). В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее.
БОГДАН-ІГОР АНТОНИЧ АВТОБІОГРАФІЯВ горах, де ближче сонця, перший раз приглянувся небу,тоді щось дивне й незнане пробудилося у мені,і піднеслася голова, й слова прийшли до уст зелені.Тепер – де б я не був і коли-небудь,я все – п'яний дітвак із сонцем у кишені.А як зійшов із гір гамірливих міст,у злиднях і невдачах не кляв ніколи долі та не ганив,глядів спокійно на хвиль противних гурагани.Мої пісні – над річкою часу калиновий міст,я – закоханий в життя поганин.{loadposition textmod} Зараз дивля
В 1834 г., когда замысел «Человеческой комедии» достаточно созрел, Бальзак пишет роман «Отец Горио», который стал ключевым в цикле: именно в нем около 30 персонажей предыдущих и последующих произведений должны были сойтись вместе.
Отсюда совершенно новая структура романа: многоцентровая, полифоничная.
Один из центров выстраивается вокруг образа отца Горио, чья история напоминает судьбу короля Лира: Горио все свое состояние отдает дочерям, выдав Анастази за знатного графа де Ресто, а Дельфину — за
Роман Владимира Набокова “Машенька” — произведение исключительное и необыкновенное. Он отличается от всех написанных им романов и пьес.
Я прочла у Набокова множество произведений, но именно “Машенька” привлекала меня красотой языка, легкостью, философскими рассуждениями о роли любви на земле.
Если кратко говорить о теме романа, то это повествование о необычном человеке, находящемся в эмиграции, в котором уже начинает угасать интерес к жизни. И только встретив случайно любовь своей юности, он пыт
Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни.
Петербургский цикл открывается «Нев ским проспектом». Петербург Гоголя — это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа — это один Петербург.
За этим великолепием выступает другой Петербург — город мелких чиновников, маст
М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки. Почти все произведения Салтыкова-щедрина имеют сатирическую направленность.
Писателя возмущало русское общество не справедливое отношение господ к рабам покорность простого народа к высшим чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества.
Ярким и доступным для читателя примером безнравстве
Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полу печальных, Простонародных, идеальных. Небрежный плод моих забав. А. С. Пушкин Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасет мир”.
Наша современная действительность нуждается в спасении: в грудных условиях материальной жизни человек должен найти4 точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе.
И в этом нам помогает природа, она дает духовные силы, как родник устало
Федор Иванович Тютчев Зима недаром злится,Прошла её пора —Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.И всё засуетилось,Всё нудит Зиму вон —И жаворонки в небеУж подняли трезвон.Зима еще хлопочетИ на Весну ворчит.Та ей в глаза хохочетИ пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злаяИ, снегу захватя,Пустила, убегая,В прекрасное дитя…Весне и горя мало:Умылася в снегуИ лишь румяней сталаНаперекор врагу.
1836«Зима недаром злится», анализ стихотворения ТютчеваПейзажная лирика всегда была распространена среди русс
“Маленькие трагедии” — действительно маленькие, короткие истории, но столь захватывающие, что прочитываешь их “одним вздохом”.
Сюжеты о Дон Жуане или о Моцарте и Сальери были известны и до Пушкина, не только он использовал их в своем творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести эти легенды так ярко и выразительно, что они стали для большинства настоящей и непреложной истиной.
Очень сильна эмоциональная сторона трагедий. Характеры героев, их поведение представлены чрезвычайно ясно. Читатель вме
Роман «Герой нашего времени» создан М. Ю. Лермонтовым в 1837 – 1839 годах. Роман является одним из истоков русской прозы.
Новизна формы изложения, динамичность сюжета, зарисовки жизни, быта, обычаев на Кавказе сделали этот роман интересным для читателя и сегодня. Максим Максимыч в известном смысле противопоставлен Печорину.
Читатель встречается с героем в «Бэле», «Максиме Максимыче», «Фаталисте». Максим Максимыч – типичный представитель офицерского гарнизонного корпуса русской армии, несшего
Некрасов изобразил в своей поэме народ XIX века. И всё это было сделано не случайно. Ведь практически каждый ученик старших классов знает, что именно в девятнадцатом столетии было отменено крепостное право. Но сразу назревает вопрос. Если был принят такой закон, то почему же тогда у народа могло пойти что-либо не так в дальнейшей жизни? Оказывается, на это есть свои причины. Отмена крепостного права была очень долгожданным событием. Но все надежды на хорошее будущее были подорваны. Некрасов
Сейчас смотрят:{module Салтыков:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-saltykova-shchedrina/12957-osnovnaya-problematika-skazok-m-e-saltykova-shchedrina.html