Глубокий смысл Произведения “Чайка” А. П. Чехова
Сочинения › Чехов А.П. Готовые Домашние Задания
“Чайка” была написана в Мелихове. В этой пьесе Чехов впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию, показав в ней людей искусства.
Это пьеса о мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса о любви (“Мало действия, пять пудов любви”,— шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб.
Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, общей идеи, цели существования, определенного мировоззрения, без которого жизнь — “сплошная маета, ужас”.
Премьера “Чайки” состоялась 17 декабря 1896 г. в Александрийском театре. Уже с самого начала действия стало ясно, что пьеса воспринимается публикою совсем не так, как предполагали автор и постановщики.
На другой день после премьеры все утренние петербургские газеты сообщали о провале спектакля; рецензенты отмечали грандиозность и скандальность провала.
В литературе о Чехове распространено утверждение, что причины провала “Чайки” прежде всего заключались в неудачной постановке Александрийского театра: “Провал был неизбежен, так как вся устойчивая система художественных средств этого театра, соответствующая устойчивым же, трафаретным формам драматургии, органически была чужда художественной тенденции и материалу новой пьесы”.
Постановка “Чайки” Московским художественным театром (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Спектакль прошел с большим успехом. Летящая чайка сделалась эмблемой МХАТа.
Пьеса развивается как полифоническое, многоголосое произведение, в котором звучат разные мотивы, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют равноправно: нет судеб главных и побочных, то один, то другой герой выходит на первый план, чтобы затем уйти в тень.
Очевидно, поэтому невозможно, да вряд ли и нужно выделять главного героя “Чайки”. Вопрос этот не бесспорный. Было время, когда героиней, несомненно, была Нина Заречная, позже героем стал Треплев.
В каком-то спектакле вперед выдвигается образ Маши, в каком-то другом всех собой затмевают Аркадина и Тригорин.
Актриса Аркадина переживает роман с писателем Тригориным, холостяком в солидных годах. Они приблизительно одинаково понимают вещи и одинаково профессиональны каждый в своей сфере искусства. Другая пара влюбленных — сын Аркадиной Константин Треплев, который надеется стать писателем, и дочь богатого помещика Нина Заречная, мечтающая о карьере актрисы.
Затем идут как бы ложно построенные пары влюбленных, жена управляющего имением Шамраева, влюбленная в доктора, старого холостяка, Дорна, дочь Шамраевых Маша, безответно влюбленная в Треплева. которая от отчаяния выходит замуж за нелюбимого человека. Даже бывший статский советник Сорин, больной старик, признается, что он симпатизировал Нине Заречной.
Внезапно возникшая связь Тригорина и Заречной многое переменила в жизни героев пьесы. Измена любимого человека, верного друга, уязвила Аркадину и принесла невыносимую боль еще одному человеку — Треплеву, который искренне любил Нину.
Он продолжал ее любить и когда она ушла к Тригорину, и когда родила от него ребенка, и когда была брошена им и бедствовала. Но Заречная сумела утвердить себя в жизни и после двухлетнего перерыва снова появилась в родных местах. Треплев радостно встретил ее, полагая, что к нему возвращается счастье.
Но Нина была по-прежнему влюблена в Тригорина, благоговела перед ним, однако не искала с ним встречи и вскоре внезапно уехала. Не вынеся испытаний, Треплев застрелился.
Любовь, охватившая почти всех героев, составляет главное действие “Чайки”. Но сильнее любви оказывается преданность искусству. У Аркадиной оба этих качества — женственность и талант — сливаются воедино. Тригорин, интересен именно как писатель. Во всем остальном он безвольное существо и полная посредственность.
По привычке он волочится за Аркадиной, но бросает ее, когда выпадает случай сойтись с молоденькой Заречной. Можно объяснить себе такое непостоянство чувств тем, что Тригорин — писатель и новое увлечение — своего рода новая страница жизни, имеющая шанс стать новой страницей книги. Отчасти так оно и есть.
Мы наблюдаем, как он заносит в записную книжку мелькнувшую у него мысль о “сюжете для небольшого рассказа”, повторяющем в точности жизнь Нины Заречной: на берегу озера живет молодая девушка, она счастлива и свободна, но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее.
Символична сцена, в которой Тригорин показывал Заречной на чайку, убитую Треплевым. Треплев убил птицу — Тригорин убивает душу Нины.
Треплев значительно моложе Тригорина, он принадлежит к другому поколению и в своих взглядах на искусство выступает как антипод и Тригорина. и своей матери.
Он сам считает, что проигрывает Тригорину во всем: как личность он не состоялся, любимая от него уходит, его поиски новых форм были высмеяны как декадентские.
“Я не верую и не знаю, в чем мое призванье”,— говорит Треплев Нине, которая, по его мнению, нашла свою дорогу. Эти слова непосредственно предшествуют его самоубийству.
Таким образом, правда остается за средней актрисой Аркадиной, живущей воспоминаниями о своих успехах. Неизменным успехом пользуется и Григории. Он самодоволен и в последний свой приезд в имение Сорина даже принес журнал с рассказом Треплева. Но.
как Треплев заметил, все это у него показное: “Свою повесть прочел, а моей даже не разрезал”. Тригорин снисходительно оповещает Треплева при всех: “Вам шлют поклон ваши почитатели… В Петербурге и в Москве вообще заинтересованы вами. И меня спрашивают все про вас”.
Тригорин хотел бы не выпускать из своих рук вопрос о популярности Треплева, хотел бы сам отмерить ее меру: “Спрашивают: какой он, сколько лет, брюнет или блондин. Думают все почему-то, что вы уже немолоды”. Так и видятся здесь дамы из окружения Тригорина, это их расспросы он постарался еще больше обесцветить.
Тригорин буквально водружает надгробную плиту над человеком, которого к тому же ограбил и в личной жизни.
Тригорин полагает, что и неудачное писательство Треплева — лишнее подтверждение того, что Треплев иной участи недостоин: “И никто не знает вашей настоящей фамилии, так как вы печатаетесь под псевдонимом. Вы таинственны, как Железная Маска”. Другой “таинственности” он в Треплеве и не предполагает.
Если вслушаться внимательней в характеристики героев, в определения, какие они дают друг другу, то можно понять, что Чехов отдает некоторое предпочтение жизненной позиции Треплева.
Жизнь Треплева богаче и интереснее той вялой, рутинной жизни, которую ведут остальные герои, даже самые одухотворенные — Аркадина и Тригорин.
Совершенно очевидно, что все симпатии Чехова на стороне молодого, ищущего поколения, тех, кто только входит в жизнь. Хотя и здесь он видит разные, не сливающиеся пути.
Молодая девушка, выросшая в старой дворянской усадьбе на берегу озера, Нина Заречная, и недоучившийся студент в потрепанном пиджаке Константин Треплев — оба стремятся попасть в чудный мир искусства. Они начинают вместе: девушка играет в пьесе, которую написал влюбленный в нее талантливый юноша.
Пьеса странная, отвлеченная, в ней говорится об извечном конфликте духа и материи. “Нужны новые формы! — провозглашает Треплев.— Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно!”
В вечернем саду наспех сколочена сцена. Может быть, здесь рождается новое произведение искусства… Но пьеса остается недоигранной. Мать Треплева, знаменитая актриса Аркадина, демонстративно не желает слушать “декадентский бред”. Представление сорвано. Так обнажается несовместимость двух миров, двух взглядов на жизнь и позиций в искусстве.
“Вы, рутинеры, захватили первенство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а остальное вы гнетете и душите! — восстает Треплев против матери и преуспевающего писателя Тригорина.— Не признаю я вас! Не признаю ни тебя, ни его!”
В этом конфликте проступает кризисная ситуация в русском искусстве и в жизни конца XIX века, когда “старое искусство разладилось, а новое еще не наладилось”.
Старый классический реализм, в котором подражание природе превратилось в самоцель (“люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки”), выродился лишь в ловкое техническое ремесло. Искусство нового, грядущего века рождается в муках, и пути его еще не ясны.
“Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах” — эта программа Треплева звучит пока как туманная и претенциозная декларация.
Он со своим талантом оттолкнулся от старого берега, но еще не пристал к новому. И жизнь без определенного мировоззрения превращается для молодого искателя в цепь непрерывных мучений.
Потеря “общей идеи — Бога живого человека” разобщает людей переходной эпохи. Контакты нарушаются, каждый существует сам по себе, в одиночку, не способен к пониманию другого. Поэтому так особенно безнадежно здесь чувство любви: все любят, но все нелюбимы и все несчастны.
Вся пьеса проникнута томлением духа, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства, всеобщей неудовлетворенностью. Даже самый, казалось бы, благополучный человек — известный писатель Тригорин — и тот тайно страдает от недовольства своей судьбой, своей профессией, и в сущности и он несчастлив и одинок.
Словом, до боли доходит здесь ощущение всеобщей неустроенности жизни. Почему же в таком случае пьеса названа “Чайка”?
И почему при чтении ее охватывает и покоряет особое чувство поэтичности всей ее атмосферы? Скорее всего потому, что Чехов извлекает поэзию из самой неустроенности жизни.
“Чайка” — мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Не банальный “сюжет для небольшого рассказа” извлекал писатель из истории с подстреленной чайкой, а эпически широкую тему горькой неудовлетворенности жизнью, пробуждающей томление, тоску о лучшем будущем.
Только через страдания приходит Нина Заречная к мысли о том, что главное — не слава, не блеск, не то, о чем она когда-то мечтала, а умение терпеть.
“Умей нести свой крест и веруй” — этот выстраданный призыв к мужественному терпению открывает трагическому образу Чайки воздушную перспективу, полет в будущее, не замыкает ее исторически очерченным временем и пространством, ставит не точку, а многоточие в ее судьбе.
Сочинения по теме:
- Сложные характеры и судьбы героев произведений А. П. Чехова сочинение
- Ложные мечты и идеалы героев произведений А. П. Чехова сочинение
- Обычные люди – обычная жизнь, в произведениях А. П. Чехова сочинение
- Великий русский писатель А. П. Чехов сочинение
Источник: https://1soch.ru/chehov-ap/raznoe-822/glubokiy-smysl-proizvedeniya-chayka-a-p-chehova
Символика и система образов в пьесе А. Чехова “Чайка”
В основе символа лежит аллегория, но символ – это не однозначная аллегория. И именно таким есть главный символ пьесы – образ чайки.
Этот образ связан и с тенью Треплева, который предрекает, что убьет себя, как эту чайку, и с судьбой Нины, и Тригориным, который увидел в чайке сюжет для рассказа о судьбе девушки, и образ чайки превращается в многозначный символ чего-то без толку и бездушно забытого.
Этот символ становится доминирующим для оценки всей жизни, обрисованной в пьесе. Символический характер приобретает и озеро – своеобразное действующее лицо в пьесе Треплева да и самого Чехова: “О, колдовское озеро!” и театральная эстрада, построенная для спектакля Треплева.
На ней читается монолог о мировой душе, здесь звучали слова о любви, а потом отсюда слышит Медведенко чей-то плач. Это плакала Нина за утраченными надеждами.
Таким образом, (символ жизни) закончен, и финал ее печален. Диалоги происходят на высоком этапе эмоционального напряжения. В заключительной сцене разговора Треплева с Ниной несколько раз говорит о конях: “Кони мои стоят близ калитки”; “Кони
мои близко”.
И хотя мы понимаем, что речь идет о бытовых деталях (не надо провожать Нину), образ коней приобретает другое содержание: кони – это символ дороги, непройденного пути.
“Чайка” не дает ответа, который ждет в конце пути, так как в самой пьесе учитывается жизнь как процесс, который не имеет конца в пьесе. Он где-то за ее пределами.
Интересным символом становится умышленная литературность пьесы, которая оказывается, в частности, в диалогах, построенных на многочисленных реминисценциях, например в творении Шекспира.
Так Аркадий неоднократно читает сыновни монологи королевы из Гамлета, а он ей отвечает будто ради шутки репликами Гамлета. Речь Нины, стихотворная, отрывистая будто иллюстрирует забывчивость не столько ее самой, сколько их героев.
Это символ таких самых напряженных поисков смысла жизни, как для героини, которую именно надо вспомнить в сцене последнего разговора с Треплевым.
Из путаных отрывистых предложений вытекает один символ – креста и обязанности, который должных нести каждый. Но Нина и на этом не останавливается. Она в поиске, как и все герои пьесы “Чайка”, – символа надежды, воли, полета.
Иногда становится страшно, когда задумываешься над жизнью, ее течением и построением. Анализируя день, который завершается, неожиданно доходишь до вывода, что жизнь пуста. В самом деле, что ты сделал за эти неповторимые часы своего существования.
Проснулся, навел утренний марафет, позавтракал, пообедал, поужинал, сколько-то времени прихорашивался перед зеркалом, сколько-то болтал со знакомыми, что-то там делал. Ничего не открыл, ничего не изобрел.
День прошел в мелочах, таких самых как вчера, и таких самых, которые будут завтра. Человек прикован до мелочей.
Именно этот трагичный аспект жизни и становится для Чехова, так сказать, главным персонажем его рассказов.
Раскроем наугад его сборник. Вот “Дама с собачкой”, “Прозаичный” случай двойной супружеской измены, где интимные отношения находятся рядом с поеданием арбуза, пока женщина поплачет от непривычки. А потом длинная и обычная связь с обычными уже и даже ритуальными поисками на словах выхода из ситуации, которая сложилась. Господи, это Тристан и Изольда?!
“Девятилетний мальчик Ванька Жуков, отданный на обучение к сапожнику Алякину в ночь перед Рождеством не ложился спать”.
Мальчик пишет письма к своему дедушке в Село, а в том письме снова перечень ряда мелочей, которые пожирают человеческую жизнь и надежды на лучшее будущее.
Самое страшное то, что наставники Ваньки в свое время испытали такую же науку и, казалось бы, должны были дойти до определенных выводов, упомянуть свои боли…
Хотя! Со дня на день повторяется страшная, мелочность Беликова. Почему он стал “человеком в футляре”? Что исказило его личность? Ведь не родился он таким, а становился на протяжении многих лет. Не усматриваю причин упадка этого человека в боязни перед государством.
Часто мне кажется, что это была попытка бегства от опостылевшей жизни, что приманивала обещаниями радости, а потом превращала все в цепь банальностей и вранья.
А в древнегреческой литературе были герои, которые восставали против самой судьбы, которой подчинялись бессмертные боги.
И Беликов умер, и на лице у него было выражение радости. Теперь он, в конце концов, был свободен от повседневности, дьяка Бог, в конце концов свободен…
В самом деле, вся жизнь каждого человека на девяносто девять процентов складывается из тех мелочей. Из повседневных и обычных действий. Это может быть источником трагедии может быть ручательством счастья. Разрешите мне объяснить эту мысль старинной притчей.
“Путешественник встретил на пути мужчину, который с проклятиями толкал, упершись, свою тачку, наполненную каменьями.
– Что ты делаешь, добрый человек?
– Разве ты не видишь? Я вожу эти треклятые каменья – несчастье моей жизни.
И человек с камнем тронулся дальше трудной походкой. А немного спустя путешественник встретил второго человека, который тоже вез камни.
– Что ты делаешь, добрый человек?
– Разве ты не видишь? Мне сказочно повезло: я строю Кельнский собор, величественнее которого не будет ни в одной стране”.
Чеховские персонажи не знали, зачем и куда они тянут свой груз – и каждый день становился расточением жизни и сил. Знаем ли мы, куда мы тянем свою тележку?
(No Ratings Yet)
Символика и система образов в пьесе А. Чехова “Чайка”
Источник: https://fable.in.ua/simvolika-i-sistema-obrazov-v-pese-a-chexova-chajka/
«Чайка» Чехов главные герои
«Чайка» Чехов главные герои и их характеристика Сорина, Дорна, Маши Шамраевой и Семена Медведенко.
Главные герои произведения «Чайка»
- Ирина Николаевна Аркадина , по мужу Треплева, актриса
- Константин Гаврилович Треплев , ее сын, молодой человек
- Петр Николаевич Сорин, ее брат
- Нина Михайловна Заречная , молодая девушка, дочь богатого помещика
- Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина
- Полина Андреевна, его жена
- Маша, его дочь
- Борис Алексеевич Тригорин , беллетрист
- Евгений Сергеевич Дорн, врач
- Семен Семенович Медведенко, учитель
«Чайка» Чехов характеристика героев
Врач Евгений Сергеевич Дорн – своеобразный представитель автора в пьесе. Это пожилой уже мужчина лет 55, который привык к вниманию женщин и их расположения. Дорн любит искусство, знает толк в нем. Он едва ли не единственный поддерживает Треплева, считая, что в произведении повино быть «подъем духа». Но предостерегает молодого автора, что он должен знать; для чего пишет: «… Так как … забредет, и ваш талант погубит вас».
Эпизодическую роль выполняет в пьесе и Петр Сорин, владелец поместья, где происходит действие пьесы, брат Аркадина. Действительный статский советник вышел на пенсию, купил усадьбу и живет в полном бездействии, все дела передоверил управляющему и оказался в определенной материальной зависимости от него. Он хотел стать писателем, хотел научиться красиво говорить, хотел вступить в брак, но ничего этого не сделал.
Сорин имеет доброе сердце. Он сочувствует своим родным, защищает Константина и просит у сестры денег для него, предостерегает Аркадиной: «нельзя так … вести себя с молодым самолюбием». Треплев, в свою очередь, просит у матери денег для дяди, так как считает, что все болезни – от однообразия жизни.
Маша Шамраева – дочь управляющего имением Сорина. Она нюхает табак и пьет водку, ходит в черном, нося траур по самому себе, так как считает себя несчастным из-за неразделенной любви к Треплева. Она отвечает Аркадина на замечание, что выглядит старше своих лет: «А у меня такое ощущение, будто я родилась уже давно … И часто не бывает никакого желания жить».
Чтобы вырвать из своего сердца любовь к Треплева, Маша выходит замуж за Медведенко, рожает ребенка, но так и не может справиться со своими чувствами. Следовательно, и здесь трагедия неразделенной любви, преодолевшей и материнские чувства, и чувства долга.
Учитель Семен Семенович Медведенко – человек среднего возраста, умеренный и добродушный, немного образованный, но больше – ограниченный, поэтому автор даже подсмеивается над ним. Хотя проблема бедности, особенно в среде провинциальных учителей, была действительно серьезной.
Медведенко самоотверженно любит Машу, терпеливо переносит ее прихоти и равнодушие. Следовательно, и здесь существует проблема неразделенной любви в браке.
Выстраивается такой любовный цепочка: Медведенко -> Маша -> Треплев -> Нина -> Тригорин.
Источник: https://fizika-ili-himija.ru/chayka-chehov-golovni-geroyi/
Чайка Чехов Анализ
Главная › Книги
Пьеса «Чайка» А.П.Чехова — одна из самых глубоких в его драматургии. Это комедия, но в ней нет смешных сцен, курьезных случаев, веселых героев.
Конфликт «Чайки» — в столкновении поколений, он построен на контрасте, с одной стороны, маститые и уверенные в себе Аркадина и Тригорин, а с другой — молодые, неопытные, непризнанные Треплев и Заречная. Автор подчеркивает то, что молодые бросают вызов известным, а в такой ситуации трагический конец неизбежен, он предрешен.
Ирине Николаевне Аркадиной, по мужу Треплевой, совсем не нравится пьеса, написанная сыном Константином. Прочитав ее, она заявила, что в ней много упаднического, то есть она декадентская.
Еще большим ударом для Константина являются слова Нины Заречной перед выходом на сцену: «В вашей пьесе трудно играть. В ней нет живых лиц». Это, как сильная пощечина слабому от любви человеку.
Но самым болезненным испытанием для Константина стало не столько то, что Заречная пренебрежительно отозвалась о его произведении, а то, что отвергла его настоящее чувство.
Свое сердце молодая девушка отдала любовнику его матери Тригорину. Финал угадывается за этими событиями — Константин Треплев уходит из жизни, так как не удалась ни литературная карьера, ни любовь.
Основные проблемы, которые А.П.
Чехов поднимает в своей комедии:
— проблема счастья (раскрывается на образе Маши, дочери Петра Николаевича Сорина, именно она утверждает, что не в деньгах счастье);
— проблема любви (Константин Треплев влюблен в Нину Заречную. Именно он любит ее беззаветно, а она позволяет ему это делать. Она, настоящая актриса, стала его музой.
Их творческий порыв — его (автора пьесы) и ее (актрисы) — проявляется на сцене, но, к сожалению, его любовь не творит чудеса);
— проблема неразделенной любви (учитель Медведенко признается в своих чувствах к Маше. Он честно заявляет, что беден, что семья у него большая, но он любит всем сердцем.
А она не питает к нему никаких чувств и, сожалея, говорит ему об этом);
— проблема предательства (Нина Заречная совсем не в восторге от пьесы Треплева, а когда та провалилась, сказала: «Не правда ли, странная пьеса!». Из ее уст это прозвучало как предательство).
Казалось бы, житейский сюжет: любовный треугольник, вечная проблема родителей и детей.
В чем же гениальность писателя?
Да в том, что за каждой репликой видишь целую человеческую жизнь, характер, судьбу. Ведь сюжет «Чайки» посвящен обычной жизни рядовых людей, но вместе с тем тут раскрывается сложность их связей друг с другом и со средой. Чехов утверждает, что драматизм не только в исключительном, но и в мелочах жизни. Вот именно эту философскую мысль закладывает автор в свою пьесу «Чайка».
Источник картинки: livelib.ru
Источник: https://setadra.ru/2012/07/chajka-chexov-analiz/
«ЧАЙКА» ЧЕХОВА КАК КОМЕДИЯ
Негромкий чеховский смех начинается с первых завываний Нины Заречной, наверняка по-любительски декламирующей слова безымянной пьесы: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, – словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли…» Конечно, это смешно – перед нами Гоголь в описании Сорочинской ярмарки: «Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки»; это самые пафосные строки из всего, что Чеховым написано, в чьём творчестве этот самый пафос отсутствует принципиально. Далее ещё смешнее: следует истеричная реакция автора пьесы Треплева на реплику матери – по сути, сам автор глупо срывает собственную постановку, и, что следует из дальнейшего действия, навсегда теряет так любимую им Нину. Смешно, но не очень: просто следует понимать, что смех Чехова здесь имеет иную природу – юмор Антоши Чехонте эволюционировал от комичных рассказов в сто строк до пьес, написанных с мрачной обречённостью смертельно больного писателя. Однако, комичность «Чайки» в другом – в мастерски выстроенном сюжете, а не в игривости актёров, как, к примеру, в постановке Андрея Кончаловского [1].
По сути, это «Гамлет» наоборот.
Ссылка на шекспировский сюжет тонко задана с самого начала пьесы, в первом акте, где Аркадина комично цитирует датскую королеву: «Мой сын! Ты очи обратил мне внутрь души, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах – нет спасенья!» Треплев ей тут-же подыгрывает: «И для чего ж ты поддалась пороку, любви искала в бездне преступленья?» Комизм переклички «Чайки» с пьесой Шекспира усиливает Маша Шамраева, мрачный персонаж, по-гамлетовски одетый в чёрное и по-гамлетовски в жизни разочарованный. Этот Гамлет в юбке нюхает табак и уже за завтраком прикладывается к бутылке: конечно, «Чайка» – это комедия! Ещё одна цитата из Шекспира присутствует во втором действии – Треплев, видев Тригорина, принца прозы, который появляется на сцене, занятый чтением книги, реагирует на это так:
– Вот идет истинный талант; ступает, как Гамлет, и тоже с книжкой. (Дразнит.) «Слова, слова, слова…»
На самом деле, Гамлет – это он сам.
Потому как главное действующее лицо «Чайки» – вовсе не Нина Заречная, 17-летняя барышня, подавшаяся в актёрки. Да, она считает себя несчастной, однако девушка получает именно то, к чему стремилась: она хотела стать актрисой – она ею стала.
Другое дело, что цена вопроса оказалась иной, чем ей казалось в начале: умерший ребёнок от Тригорина, на какое-то время ушедшего к ней от Аркадиной, приставания «образованных» купцов, подписанный ангажемент на зиму в провинциальном Ельце – жизнь удалась.
Главный персонаж «Чайки» – это Константин Треплев, сын Аркадиной.
Все самые значимые события происходят именно вокруг автора провалившейся пьесы (ещё одна перекличка с «Гамлетом» – пьеса внутри пьесы) и вне сценического действия «Чайки»: по сути, её самый главный акт Чеховым намеренно не написан.
Он гениально выброшен, ведь между вторым и третьим действием «Чайки» пропущена целая недели, на которую приходятся самые важные и драматические события и зритель вынужден их домысливать по намёкам, разбросанным в репликах самых разных персонажей.
Из этой реконструкции получается, что имел место вызов Треплевым на дуэль Тригорина, чему наверняка предшествовала ссора между ними, о которой в тексте пьесы вообще не имеется ни единого упоминания.
После чего Треплев предпринимает попытку самоубийства, и эта попытка самоубийства – симуляция: в третьем акте «Чайки» мы видим, что у него перебинтована голова, что смешно до колик: как можно стрелять себе в голову из пистолета и промахнуться?
На самом деле, это крик о помощи.
На который никто не отзывается: у Аркадиной по-матерински нежная смена повязки на голове сына кончается отвратительной с ним ссорой, ей самой и спровоцированной; её упрёки сыну: «Оборвыш!» комичны, потому что укор следует обратить на себя саму. В причину попытки самоубийства сына она не пытается даже вникнуть: «Вот уеду, так и не буду знать, отчего стрелялся Константин». Эгоизм, самолюбование, рубль чаевых на трёх слуг; из того, что написано её сыном, она не прочла ни строчки.
Какова реакция Нины, прежде в Треплева влюблённой? Она его бросает ради посредственности, именно так модный прозаик Тригорин выглядит в глазах Треплева. Написанная самим Треплевым пьеса (как знать, возможно, она гениальна) летит в огонь.
Что потом? Между первым и последним действием «Чайки» проходит два года, после чего все действующие лица собираются в том же составе. Зачем? Это становится понятно из реплики Сорина, брошенной врачу Дорну между прочим: «Если вы нашли нужным выписать сюда сестру, значит, я опасно болен. (Помолчав.
) Вот история, я опасно болен, а между тем мне не дают никаких лекарств».
«А чего вы хотите? Валериановых капель? Соды? Хины?»
Валерьянка с содой – это лекарства? понятно, что Петр Николаевич (он старше Аркадиной на семнадцать лет) смертельно и безнадёжно болен – по сути, это прощание. Которое Треплев мелодраматично превращает в собственные похороны, на этот раз стреляясь по-настоящему.
Это финальное самоубийство полностью смещает прежние акценты пьесы именно на этот персонаж, в момент опускания МХАТовского занавеса с чайкой делая его центральным.
И это самоубийство Чехов подаёт комично – доктор Дорн, мгновенно поняв, что произошло, уверяет, что в его походной аптеке что-то лопнуло:
– Так и есть. Лопнула склянка с эфиром. (Напевает.) «Я вновь пред тобою стою очарован…» И сообщает Тригорину, что Константин Гаврилович застрелился.
Всё не так, как кажется.
Вспомним, что Чехов словами своего персонажа Тригорина как-бы расшифровывает, почему пьеса носит такое название: «Так, записываю… Сюжет мелькнул… (Пряча книжку.
) Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка.
Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».
Это – литературный штамп, Тригорин и вправду пошляк и посредственность, а сам Чехов, признанный мастер короткого рассказа, ничего подобного не написал-бы! Антон Павлович из-за кулис иронично смеётся над зрителем: чайка в пьесе – это не Нина Заречная.
Треплев, убив эту птицу, тем самым убивает самого себя: в последнем действии пьесы появляется чучело, изготовленное из убитой им птицы – и за сценой тут-же раздаётся выстрел.
Finita la commedia.
…и я скажу незнающему свету, как всё произошло.
Имеется и вторая причина, почему пьесы Чехова именуются им комедиями – это обычная путаница в терминах.
Водевиль как её разновидность восторжествовал именно во времена Чехова, да и нынешняя комедия как жанр – это, как правило, комизм внешний.
Между тем, в чеховском подзаголовке «комедия», присутствующим на обложках его последних пьес, использовано его истинное, первозданное и античное определение комедии как вида искусства – это высмеивание.
В конце концов, схождение в ад Данте тоже назвал комедией.
_____________________________
[1] «Чайка». Государственный академический театр им. Моссовета. Режиссер: Андрей Кончаловский , 2007 годИсточник: https://hanzzz-muller.livejournal.com/116787.html