Тест по повести “олеся” куприна в вопросах и ответах (викторина на знание текста)

Тест по литературе Творчество А.И. Куприна. 11 класс

  1. Укажите годы жизни А.И.Куприна.

а)1885 – 1954гг б) 1870 – 1938гг в) 1840 – 1906гг г) 1902 – 1960гг

  1. Назовите город юности А.И.Куприна.

а) Санкт-Петербург б) Москва в) Пенза г) Наровчат

  1. А.И.

    Куприн был специалистом (получил документ об образовании):

а) в военном деле; б) в медицине; в) в экономике; г)в журналистике.

  1. Укажите, как назывался первый опубликованный рассказ А.И.Куприна.

а) «Олеся»; в) «Гранатовый браслет»

б) «В цирке»; г) «Последний дебют»

  1. Как называется село, в котором происходит действие повести «Олеся»?

а) Разброд б) Заброд в) Переброд г) Наброд

а) Сидориха б)Тарасиха в) Мануйлиха г) Акимиха

  1. Укажите, какая проблема не поднята автором в произведении.

а) проблема веры и суеверия

б) проблема противостояния злому и жестокому обществу

в) проблема истинной красоты человека

г) проблема ревности

  1. Какую роль в композиции произведения «Олеся» играет природа?

а) Является фоном повествования.

б) Является средством раскрытия характера Ивана Тимофеевича.

в) Подчеркивает естественность, самобытность и чистоту Олеси.

г) Усиливает ощущение тяжелой жизни бабки Мануйлихи и её внучки.

  1. Как называется художественный приём, основанный на образном определении предметов и явлений: «Хата была пуста. В ней господствовал тот ПЕЧАЛЬНЫЙ, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда».

а) эпитет б) метафора в) олицетворение г) сравнение

  1. Кому принадлежат слова: «Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете»?

а) бабке Мануйлихе б) Ивану Тимофеевичу в) Ярмоле г) Олесе

  1. Узнайте героя по описанию.

«Прелесть его [лица] заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

а) Мануйлиха б) Иван Тимофеевич в) Олеся г) Ярмола

  1. Какую вещь Олеся оставляет на память Ивану Тимофеевичу?

а) красный платок в) красный кошелек

б) красные варежки г) красные бусы

  1. Укажите, к какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Олеся».

а) рассказ б) новелла в) роман г) повесть

  1. Укажите, какое определение любви подходит к истории Олеси и Ивана Тимофеевича.

а) Любовь – самопожертвование, высочайший порыв души. б) Любовь – это «запоздалые цветы» жизни.

в) Любовь – страсть, неразделённая и трагичная

г) Любовь – это предательство, ложь и лицемерие.

  1. Какая проблема не поднята в повести «Гранатовый браслет»?

а) чести в) самопожертвования ради любви

б) истинной любви г) разрушающего влияния денег

  1. Начало описываемых событий в произведении «Гранатовый браслет» происходит на побережье:

а) Балтийского моря в).

Азовского моря

б) Чёрного моря г) Каспийского моря

  1. Определите по описанию героиню: «..унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница.

    »

а) Анна Николаевна Фриессе в) Вера Николаевна Шеина

б) Жени Рейтер г) Людмила Львовна Дурасова

  1. Гранатовый браслет княгиня Вера получила в подарок от:

а) мужа б) любовника в) поклонника г) брата

  1. В браслете среди красных гранатов находился один гранат:

а) лилового цвета в) чёрного цвета

б) иссиня-чёрного цвета г) зелёного цвета

  1. Желтков подписал своё письмо:

а) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Г.С.Ж.

б) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Желтков.

в) С любовью и уважением к Вам. Ваш Г.С.Ж.

г) С любовью и уважением к Вам. Ваш Желтков.

  1. Этот человек говорил Вере: «… может быть, твой жизненный путь, …, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

а) брат Николай б) генерал Аносов в) подруга г) сестра Анна

  1. В конце описываемых событий Желтков:

а) переезжает в другой город в) убивает себя

б) попадает в полицию г) вызван на дуэль мужем Веры

  1. В прощальном письме Вере Желтков просит вспоминать его под музыку:

а) Глинки б) Чайковского в) Мусоргского г) Бетховена

  1. Какова дальнейшая судьба гранатового браслета: он был:

а) перепродан в) уничтожен

б) выброшен в море г) повешен на икону

  1. Кому принадлежит высказывание: «Гранатовый браслет» – один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?

а) Паустовскому К.Г. б) Горькому М. в) Шолохову М г) Толстому А.К.

Тест по творчеству А.И. Куприна

  1. Укажите годы жизни А.И.Куприна.

а) 1870 – 1938гг б) 1885 – 1954гг в) 1840 – 1906гг г) 1902 – 1960гг

  1. Назовите город юности А.И.Куприна.

а) Наровчат б) Москва в) Санкт-Петербург г) Пенза

  1. А.И.Куприн был специалистом (получил документ об образовании):

а) в военном деле; б) в медицине; в) в экономике; г)в журналистике.

  1. Укажите, как назывался первый опубликованный рассказ А.И.Куприна.

а) «Олеся» в) «Последний дебют»

б) «В цирке» г) «Гранатовый браслет»

  1. Кому принадлежит высказывание: «Гранатовый браслет» – один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?

а) Толстому А.К. б) Горькому М. в) Шолохову М г) Паустовскому К.Г.

  1. Начало описываемых событий в произведении «Гранатовый браслет» происходит на побережье:

а) Балтийского моря в) Азовского моря

б) Каспийского моря г) Чёрного моря

  1. Определите по описанию героиню: «…унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница.»

а) Анна Николаевна Фриессе в) Вера Николаевна Шеина

б) Жени Рейтер г) Людмила Львовна Дурасова

  1. Гранатовый браслет княгиня Вера получила в подарок от:

а) мужа б) поклонника в) любовника г) брата

  1. В браслете среди красных гранатов находился один гранат:

а) зелёного цвета в) чёрного цвета

б) иссиня-чёрного цвета г) лилового цвета

  1. Желтков подписал своё письмо:

а) С любовью и уважением к Вам. Ваш Г.С.Ж.

б) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Желтков.

в) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Г.С.Ж.

г) С любовью и уважением к Вам. Ваш Желтков.

  1. В прощальном письме Вере Желтков просит вспоминать его под музыку:

а) Глинки б) Бетховена в) Мусоргского г) Чайковского

  1. В конце описываемых событий Желтков:

а) переезжает в другой город в) вызван на дуэль мужем Веры

б) попадает в полицию г) убивает себя

  1. Какова дальнейшая судьба гранатового браслета: он был:

а) повешен на икону в) уничтожен

б) выброшен в море г) перепродан

  1. Этот человек говорил Вере: «… может быть, твой жизненный путь, …, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

а) брат Николай б) генерал Аносов в) подруга г) сестра Анна

  1. Какая проблема не поднята в повести «Гранатовый браслет»?

а) чести в) самопожертвования ради любви

б) истинной любви г) разрушающего влияния денег

  1. Укажите, какая проблема не поднята автором в произведении «Олеся».

а) проблема веры и суеверия

б) проблема ревности

в) проблема истинной красоты человека

г) проблема противостояния злому и жестокому обществу

  1. Как называется село, в котором происходит действие повести «Олеся»?

а) Разброд б) Переброд в)Заброд г) Наброд

  1. Какую роль в композиции произведения «Олеся» играет природа?

а) Является фоном повествования.

б) Является средством раскрытия характера Ивана Тимофеевича.

в) Подчеркивает естественность, самобытность и чистоту Олеси.

г) Усиливает ощущение тяжелой жизни бабки Мануйлихи и её внучки.

  1. Как зовут слугу Ивана Тимофеевича?

а) Яков б) Ярмола в) Аким г) Арихип

  1. Узнайте героя по описанию.

«Прелесть его [лица] заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

а) Мануйлиха б) Иван Тимофеевич в) Олеся г) Ярмола

  1. Какое погодное явление происходит в ночь перед отъездом Олеси?

а) град в) метель

б) ураган г) ливень

  1. Кому принадлежат слова: «Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете»?

а) бабке Мануйлихе б) Ивану Тимофеевичу в) Ярмоле г) Олесе

  1. Укажите, какое определение любви подходит к истории Олеси и Ивана Тимофеевича.

а) Любовь – самопожертвование, высочайший порыв души. б) Любовь – это «запоздалые цветы» жизни.

в) Любовь – страсть, неразделённая и трагичная

г) Любовь – это предательство, ложь и лицемерие

  1. Укажите, к какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Олеся».

а) рассказ б) новелла в) роман г) повесть

  1. Как называется художественный приём, основанный на образном определении предметов и явлений: «Хата была пуста. В ней господствовал тот ПЕЧАЛЬНЫЙ, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда».

а) эпитет б) метафора в) олицетворение г) сравнение

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/oqbgqlcu.html

Викторина по творчеству АИ Куприна

Викторина

Жизнь и творчество А. И. Куприна

1870 – 1938

Кто были предки Куприна по материнской линии, от которых, по его мнению, ему досталась «бешеная кров»?

Были ли среди писателей 19 века земляки Куприна, родившиеся в той же губернии, что и он, а кто из писателей-современников был его ровесником?

Какую фамилию дал Куприн своему автобиографическому герою в романе «Юнкера», а кого наградил эпитетом «обожаемая»?

Обратите внимание

Какое горестное воспоминание о кадетском училище осталось у писателя на всю жизнь и отразилось в повести «Кадеты»?

Как пострадал юноша в юнкерском училище за первый опубликованный рассказ?

На какое «страшное, гнусное дело» откликнулся 17-летний Куприн?

Что помешало молодому офицеру поступить в Академию Генерального штаба и заставило подать в отставку?

Будучи романтиком по натуре, какие романтические профессии пытался освоить Куприн?

Что послужило для Куприна главной писательской « школой»?

Кого он называл «людьми со священным безумием в сердце»?

Как парадоксально озаглавлен купринский рассказ о бедном чиновнике, нашедшем кошелек с тремя рублями и сошедшем с ума?

Какая повесть принесла 26-летнему автору известность?

Кто такой Молох и чему он уподоблен в одноименной повести?

Как сформулировал свое творческое кредо молодой Куприн: «…все,…все,…все и обо всем»? Какие глаголы пропущены?

О каком своем произведении писатель отозвался так: «Мой главный, девятый вал, мой последний экзамен»?

Почему Куприн назвал свою повесть об армии «Поединок»?

Как зовут главного героя повести и как называет его любимая женщина?

Какие три призвания, достойные человека, выделяет он и какое выбирает для себя?

Какая смешная, наивная привычка думать о себе была у Ромашова, как и у одной толстовской героини?

Что пообещала Ромашову Шурочка при последнем свидании, и что почувствовал он?

Взгляды какого немецкого философа отразились в монологах Назанского?

О ком Назанский говорил: «…все они на службе делаются низменными, трусливыми, глупыми зверюшками»?

Куприн верил, что «человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и …». Чего?

По мнению писателя, «чем ближе человек к природе, тем выше его … …». Что выше?

Кто такой Гамбринус?

На чем играет герой «Гамбринуса» в начале и конце рассказа?

Важно

Продолжите афоризм, которым завершается «Гамбринус»: «Человека можно искалечить, но искусство …».

Чьё это признание: «Случилось так, что меня не интересовало в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей, для меня вся жизнь заключается только в Вас»?

Какое музыкальное произведение завещал исполнить Желтков?

Откуда взяты слова молитвы «Да святится имя твоё»?

Попробуйте угадать купринских героев: а) «Его нежная, почти женственная натура жестоко страдала от грубых прикосновений действительности»; б) чувствительный офицер, который сотрясался от рыданий, «точно плачущая женщина», при виде истязаемого солдата-татарина; в) «добрый», но «слабый» интеллигент, не сумевший помочь любимой девушке; г) «чистый» и «жалкий» молодой человек, страдающий от окружающей пошлости и неразделенной любви.

Кто из купринских героинь осознала, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется один раз в … лет»? Во сколько лет?

Кто и о ком говорит: «До сих пор, пока люди будут любить друг руга имя твоё во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью»?

Какую машину изобрел учитель гимназии, герой рассказа «Механическое правосудие, и был ею же «наказан»?

Кого взялся экзаменовать другой учитель из рассказа «Исполины» и ставил экзаменуемым самые низкие баллы?

Где происходит действие купринской «Ямы»?

Какую эсеровскую газету редактировал Куприн после Февральской революции?

Какую повесть о старом профессоре-эмигранте и французской девочке, к которой он привязался, написал Куприн, находясь в эмиграции?

Совет

Вспомните заглавия купринских рассказов о «братьях меньших»: «Белый …», «Собачье …», «Золотой …», «Медвежья …», «…» (кличка лошади), «…» (кличка собаки), «…» (кличка кошки).

Ответы

Татарские князья. Мать – урожденная княжна Куланчакова.

М. Лермонтов и В. Белинский тоже уроженцы Пензенской губернии. И.Бунин – ровесник Куприна (1870 г.р.).

Александров, т.е. превратил свое имя в фамилию. Мать Любовь Алексеевна, которую обожал.

Публичная порка розгами. Так был наказан и герой повести Буланин.

Получил дисциплинарное взыскание и попал в карцер.

На расправу над народовольцами, обвиненными в подготовке покушения на царя (1887).

Столкновение с околоточным надзирателем, за что был отозван с экзаменов в полк и подал в отставку.

Воздухоплавание и авиаторство, водолазное дело. Кроме того, выступал на цирковой арене борцом.

Репортерская работа в киевских газетах.

Авиаторов.

«Миллионер» (1895).

«Молох» (1896).

Древний моавитянский бог солнца, огня и войны, «требовавший» человеческих жертвоприношений. Заводу, пожирающему человеческие жизни, «прогрессу, машинному труду, успеху культуры» — цивилизации вообще.

«…видеть», «…знать», «…уметь», «…писать».

О повести «Поединок» (1904-1905).

Авторское объяснение – «мой поединок с царской армией». Кроме того, герой – правдоискатель находится в конфликте со своей средой, и повесть завершается дуэлью между двумя офицерами, на которой погибает главный герой.

Георгий (Жора) Ромашов – Ромочка.

Искусство, наука и физический труд. Первое.

Думать о себе в третьем лице. У Наташи Ростовой.

Что никто из дуэлянтов не будет ранен; «… между ними незримо проползло что-то тайное, гадкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу».

Ф Ницше.

Об офицерах, своих сослуживцах.

«…счастья».

«…духовная красота».

Король, покровитель пивоварения.

На скрипке и свистульке.

«… всё перетерпит и всё победит».

Желткова («Гранатовый браслет»).

Сонату Бетховена №2 (часть 2).

Обратите внимание

Их слышит героиня «гранатового браслета» при звуках бетховенской музыки, как будто с ней разговаривает умерший возлюбленный.

а) Бобров («Молох»), б) подпоручик Козловский («Дознание»),

в) Иван Тимофеевич («Олеся»), г) Ромашов («Поединок»).

Вера Николаевна («Гранатовый браслет»); «тысячу».

Царь Соломон о Суламифи («Суламифь»).

Для сечения розгами и сам был высечен.

Русских писателей – классиков. А портрет Щедрина поставил в угол.

В борделе на Ямской улице в Киеве.

«Свободная Россия».

«Жанета».

«…пудель», «счастье», «петух», «молитва», «Изумруд», «Пиратка», «Ю-ю».


Источник: https://aplik.ru/ref/2275/

11 класс. Литература. А. И. Куприн. Этапы жизни и творчества. – А. Куприн. Олеся

Цели урока:

Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;

Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения

                               анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации  в мире знаний о нравственности,

                           осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Вид урока: урок решения «ключевых» задач.

Тип  урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование к уроку:  компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Слово учителя о творческой истории повести:

Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».

Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».

Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».

Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

Важно

Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич – человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».

Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Для справки:

Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как  в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из  своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.  

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза».

Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами.

Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».

Совет

В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».

Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».

Мир Олеси – лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и  «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.

 Если в сказке мотив бесовства связывают  с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а  «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».

Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.

Группа 3. Олеся.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Чары Олеси  («фокусы») – (гл.5).

Олеся о церкви (гл.6).

Группа 4. О любви.

Обратите внимание

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).

Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье  (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате  (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.

4. Беседа:

– Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?

– Ваше отношение к главным героям повести

– Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?

Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет  развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)

Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.

Вопросы
1 Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам? Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.
2 О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича? Был ли он с ней счастлив.
3 Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич? Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.
4 Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню? Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.
5 Что было самым примечательным в портрете Олеси? Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.
6 Сколько лет Олесе? 25.
7 Как зовут  и величают Мануйлиху люди, по её мнению? Зовут зовуткой, а величают уткой.
8 Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши? Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.
9 Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси? Вино и женщины.
10 Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу? В 67 лет.
11 Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу? Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем.
12 Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю? Ландыш, малина.
13 Как Мануйлиха называет болезнь Олеси? Огневица.
14 Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»? Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.
15 Как называется место, где разворачиваются описанные события? Волынская губерния, Полесье.
16 Какой дар передан Олесе по наследству? Умение гадать.
17 Назовите местную интеллигенцию. Ксендз, органист, урядник, конторщик.
18 Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич? 11 дней.
19 Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке? В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.
20 Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича? На углу оконной рамы.
21 Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече? Деньги.
22 О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем? Что у них нет ребёночка.
23 Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей? С грецкий орех.
24 Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне? Вы ещё наплачетесь досыта.
25 Что напоминала хата колдуньи? Сказочную избушку на курьих ножках.
26 Настоящее имя Олеси? Алёна.
27 Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи? Чай и сахар.
28 Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края? Она говорила образно, здесь так не умеют.
29 Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях? При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.
30 Как звали собаку Ярмолы? Рябчик.
31 Самое любимое занятие дворян? Охота.
32 Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем? Полесская лихорадка.
33 Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: … маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее».
34 Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать? Сделала надрез, а потом заговорила кровь.
35 Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом? Жениться на Олесе.
36 Чего больше всего в жизни боялась Олеся? Посещения церкви.
37 Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу? Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.
38 О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу? О зайце и волке.
39 Как местные бабы расправились с Олесей? Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.
40 Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было? Чёрный кот и сова.
41 За что люди прогнали ведьму из села? Извела у одной молодицы дитя.
42 Какие птицы дружили с Олесей? Зяблики.
43 О чём писал рассказы Иван Тимофеевич? Об убийствах.
44 Какой картой в колоде является Олеся? Трефовая дама.
45 Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию? 2 месяца.
46 Почему Олеся никогда не ходила в церковь? Её душа с рождения продана дьяволу.
47 За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси  и её бабушки? За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось.
48 Чего самого элементарного не знает Олеся? Грамоты.
49 За что все вокруг корили и ругали Ярмолу? За пьянство.
50 Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание? Бусы.
51 Во сколько раз деревня меньше Петербурга? В 500 раз.
52 На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу? В середине болит, ни есть, ни пить не могу.
53 Сколько грамотных людей в деревне? Ни одного.
54 В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда? В Троицу.
55 Какие «украшения» были в избе Мануйлихи? Печь, травы, корешки, посуда и скворцы.

Источники

https://lusana.ru/presentation/2833

https://uslide.ru/literatura/8753-povest-aikuprina-olesya.html

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/05/20/urok-po-povesti-kuprina-olesya-0  – конспект

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2051/lesson/6497

Проверочная работа по повестям А. И. Куприна

Самостоятельная работа по произведениям А. И. Куприна: «Олеся», «Гранатовый браслет»

Определите, о ком идет речь.

Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении и имел звание камер-юнкера. Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей – мальчика и девочку; больше она решила не иметь детей и не имела.

Ответ_____________________________

У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать.

Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьезным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха.

Сегодня он рассказывал о неудавшейся женитьбе Николая Николаевича на одной богатой и красивой даме. В основе было только то, что муж дамы не хотел давать ей развода.

Ответ_____________________________

Важно

Не одна красота (…) меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины.

Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее первобытное, яркое воображение: о странах и народах, об явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях, о больших городах… Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным.

Но я с самого начала нашего знакомства взял с нею такой серьезный, искренний и простой тон, что она охотно принимала на бесконтрольную веру все мои рассказы.

Ответ_____________________________

Наискось комнаты лежал на столе (…). Голова его покоилась очень низко, точно нарочно ему, трупу, которому все равно, подсунули маленькую мягкую подушку.

Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь.

Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видала на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона.

Ответ_____________________________

Старшая, (…), пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна.

Ответ_____________________________

Генерал Аносов, тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки, держась одной рукой за поручни козел, а другой – за задок экипажа. В левой руке он держал слуховой рожок, а в правой – палку с резиновым наконечником.

Совет

У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухлыми полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть.

Обе сестры, издали узнавшие его, подбежали к коляске как раз вовремя, чтобы полушутя, полусерезно поддержать его с обеих сторон под руки.

Ответ_____________________________

(…), знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте, различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц – этот самый (…) никак не мог представить себе, почему, например, буквы “м” и “а” вместе составляют “ма”. Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения.

Ответ_____________________________

Младшая – (…), – наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана, или Ланг-Темира, как с гордостью называл ее отец, по-татарски, этого великого кровопийцу.

Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница.

Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, – лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры.

Ответ_____________________________

Все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы.

Ответ_____________________________

(…) вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий.

Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза; была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища, посещала за границей сомнительные кафе, но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество. У нее были редкой красоты спина, грудь и плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница.

Ответ_____________________________

10.

По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой.

Обратите внимание

В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, – черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости.

Ответ_____________________________

11.

В ней не было ничего похожего на местных “дивчат”, лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение.

Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь.

Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.

Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом.

Ответ_____________________________

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/testi/provierochnaia_rabota_po_poviestiam_a_i_kuprina

Персональный сайт – Тест 11 кл. “Олеся” А.Куприн

Тест  по содержанию произведения  А. Куприна «Олеся»

11 класс

Задания с выбором одного правильного ответа

  1. Определите жанр произведения А.Куприна «Олеся»:

А   роман

Б   повесть

В   новелла

  1.  Прочитайте цитату: «… Лоно природы… простые нравы… совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» О каком народе идет речь:

А   белорусском

Б   молдавском

В  украинском

  1. Почему Мануйлихе с Олесей пришлось жить в лесу:

А   боялись преследования людей

Б   не любили сельского шума и суеты

В   из-за скверного характера не ужились с соседями

  1. О чем главный герой попросил Олесю, посетив её во второй раз:

А   приворожить понравившуюся ему девушку

Б   погадать на судьбу

В   сделать целебную настойку

  1. Прочитайте цитату: «Да мне и самой гадко, что я так вижу, сама себе я противна делаюсь». Какой дар так беспокоил Олесю:

А   определять по лицу человека его скорую «нехорошую» смерть

Б   безудержное желание нагонять страх на людей

            В   знала о людях, совершивших преступления, но не могла ничего предпринять

  1. Дополните цитату: «…Нигде человек не высказывается так ясно, как …»:

А   во время личной беседы

Б   во время работы

В   во время еды

  1. Почему Олеся, никогда не посещавшая церкви, решилась в неё зайти:

А   чтобы вымолить прощения за грехи

Б   чтобы сделать приятное Ивану

В   чтобы сблизиться с жителями поселка

  1. Предсказывая судьбы людей, Олеся знала о трагичности своих отношений с Иваном Тимофеевичем, но все же не отказалась от общения с ним. Почему:

А   полюбила его всем сердцем

Б   решила попробовать обмануть судьбу

В   из-за отшельнической жизни ей недоставало мужского внимания

  1. Какой предмет в память об Олесе остался Ивану:

А   браслет

Б   бусы

В   кольцо

  1. Прочитайте цитату: «Итак, опасения Олеси оправдались». Чего именно она боялась:

А   мести жителей за все происходящие в селе несчастья

Б   посещения урядника и выселения из дома

В   ответственности за свои угрозы в адрес посельчан

  1. Прочитайте цитату: «Она принуждала меня пускаться в чудовищные сравнения, в самые дерзкие примеры, и если я затруднялся подыскать выражение, она сама помогала мне целым дождем нетерпеливых вопросов…» На какие качества в характере главной героини она указывает:

А    вспыльчивость и безрассудство

Б    настойчивость и нетерпеливость

В    пытливый ум и богатое воображение

  1.  Определите, в чем состоит главная мысль произведения «Олеся»:

А   стремление познать тайны природы и осознать смысл человеческого существования

Б   оптимизм и вера в силу своего характера – главная движущая сила жизни

В   любовь – это дар, возвышающий душу человека, но данный природой далеко не каждому человеку

Задания с выбором нескольких правильных ответов

  1. Что привлекло Ивана в Олесе:

А   молчаливость и неприступность

Б   физическая красота

В   таинственность её лесной жизни

Г    колдовские возможности девушки

Д   гордая уверенность в своих силах

  1.  Укажите причины, по которым сельские жители преследовали Олесю с Мануйлихой:

А   умение Мануйлихи привораживать чужих мужей

Б   излишняя суеверность

В   низкий уровень образованности

Г   зависть Олесиной красоте

Д   злопамятность и мстительность

  1. Определите черты художественного мира А.Куприна,, присутствующие в произведении:

А   тема   «природного человека»,   осмысление  самобытных  «детей природы» как

      носителей здоровых моральных сил

Б   интерес   к    «стихийным душам»,  к  природно-первобытным  добрым  основам

      духовной жизни человека

В   стремление  отобразить  масштабные  исторические  процессы  и общественные

      события

Г   изображение   героев,   которые   хоть   раз   пережили  мгновение   «счастливых

      гармоничных состояний»

Д   тема беззащитности человека перед хаосом бытия

КЛЮЧ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Б В А Б А В Б А Б А В В Б,В,Д Б,В,Д А,Б,Г

Источник: https://u4itel.ucoz.ua/index/test_11_kl_quot_olesja_quot_a_kuprin/0-136

открытая библиотека учебной информации

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил разработке этой сложной психологической темы.

Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос его творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом.

По этой причине большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность

Куприн в своих рассказах и повестях рассматривал социальные и нравственные проблемы, причём сам автор всœегда верил в победу добра над злом.

Произведения о любви: мир человеческих чувств, тема социального неравенства, смысл спора о сильной и бескорыстной любви.

«Олеся» (1898) – схема повести традиционна: в глухом углу Полесья интеллигент встречается с девушкой, выросшей вне общества и цивилизации.

Важно

Под влиянием её искренности, обаяния и загадочности (пусть на время) Иван Тимофеевич постепенно готов переродиться, стать благородным, простым и цельным человеком.

Чуть раньше Олеся дала точную характеристику: «Человек ты добрый, но слабый; доброта твоя не хорошая, не сердечная». При этом обстоятельства оказываются выше…

Любовь повинуется голосу сердца и необъяснимым предчувствиям, по мысли автора здесь, любовь не следует логике и общепринятым нормам мира бездушной цивилизации. Образ Олеси – воплощение чистоты, самопожертвования и благородства.

«Суламифь» (1908)– «Гимн женской красоте и молодости»… Это поэма в прозе, соединяющая в себе здоровую чувственность с высокой одухотворённостью; здесь много смелого, дерзкого, по-библейски откровенного, но нет ни одной фальшивой ноты.

«Гранатовый браслет» (1910) Одно из самых благоуханных произведений о любви. Это печальная история о «маленьком человеке», которого погубила и возвысила любовь, бескорыстная, самоотверженная не ждущая награды.

Здесь автор не только утверждает право «маленького человека» на счастье, но и показывает его духовное превосходство над миром людей, не сумевших понять силу его любви.

Темы, также рассматриваемые автором в этой повести: мир человеческих чувств, тема социального неравенства, смысл спора о сильной и бескорыстной любви.

Самостоятельная работа: – иметь представление о жизни и творчестве писателя (социальных и нравственных проблемах, мастерстве психологического анализа, его гуманистической позиции).

Практическая работа:

– составить тезисный план по биографии и творчеству писателя; – знать содержание одной из повестей А.И.Куприна.

  1. Укажите годы жизни А.И.Куприна.

а) 1870 – 1938гг

б) 1885 – 1954гг

в) 1840 – 1906гг

г) 1902 – 1960гг

  1. Назовите город юности А.И.Куприна.

а) Наровчат

б) Москва

в) Санкт-Петербург

г) Пенза

  1. А.И.Куприн был специалистом (получил документ об образовании):

а) в военном делœе;

б) в медицинœе;

в) в экономике;

г)в журналистике.

  1. Укажите, как назывался первый опубликованный рассказ А.И.Куприна.

а) «Олеся»;

б) «В цирке»;

в) «Последний дебют»;

г) «Гранатовый браслет»;

  1. Черты какого литературного направления преобладают в творчестве А.И.Куприна.?

а) реализм;

б) романтизм;

в) модернизм

г) социалистический реализм.

  1. Определите ведущую тему произведений А.И.Куприна?

а) тема любви; в) тема искусства в преображённом мире;

б) тема революции; г) тема взаимоотношений человека и природы.

  1. Где происходит действие повести «Олеся»?

а) в Петербурге;

б) в Москве;

в) в Полесье;

г) в Орловской губернии.

  1. Почему расстаются герои повести «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;

б) Олеся полюбила другого человека;

в) Олесю вынуждают покинуть родные места;

г) Олесю обвиняют в воровстве.

  1. Какова роль зимнего пейзажа в повести «Олеся»?

а) является действующим образом;

б) предвещает необычные события;

в) углубляет социальную характеристику;

г)выражает философскую проблематику.

  1. Какая деталь в повести «Олеся» стала символом «нежной, великодушной» любви героини?

а) ветка сирени;

б) прощальное письмо;

в) нитка красных бус;

г) рисунок Олеси.

  1. Психологическая кульминация рассказа «Гранатовый браслет» заключается в сцене:

а) прощания Веры с умершим Желтковым

б) чтения письма Желткова на вечере у Шеиных

в) посœещения квартиры Желткова князем Шеиным и Николаем Булат-Тугановским

г) прощания генерала Аносова и Веры

Источник: https://oplib.ru/random/view/296690

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]