Тест по литературе Творчество А.И. Куприна. 11 класс
-
Укажите годы жизни А.И.Куприна.
а)1885 – 1954гг б) 1870 – 1938гг в) 1840 – 1906гг г) 1902 – 1960гг
-
Назовите город юности А.И.Куприна.
а) Санкт-Петербург б) Москва в) Пенза г) Наровчат
-
А.И.
Куприн был специалистом (получил документ об образовании):
а) в военном деле; б) в медицине; в) в экономике; г)в журналистике.
-
Укажите, как назывался первый опубликованный рассказ А.И.Куприна.
а) «Олеся»; в) «Гранатовый браслет»
б) «В цирке»; г) «Последний дебют»
-
Как называется село, в котором происходит действие повести «Олеся»?
а) Разброд б) Заброд в) Переброд г) Наброд
а) Сидориха б)Тарасиха в) Мануйлиха г) Акимиха
-
Укажите, какая проблема не поднята автором в произведении.
а) проблема веры и суеверия
б) проблема противостояния злому и жестокому обществу
в) проблема истинной красоты человека
г) проблема ревности
-
Какую роль в композиции произведения «Олеся» играет природа?
а) Является фоном повествования.
б) Является средством раскрытия характера Ивана Тимофеевича.
в) Подчеркивает естественность, самобытность и чистоту Олеси.
г) Усиливает ощущение тяжелой жизни бабки Мануйлихи и её внучки.
-
Как называется художественный приём, основанный на образном определении предметов и явлений: «Хата была пуста. В ней господствовал тот ПЕЧАЛЬНЫЙ, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда».
а) эпитет б) метафора в) олицетворение г) сравнение
-
Кому принадлежат слова: «Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете»?
а) бабке Мануйлихе б) Ивану Тимофеевичу в) Ярмоле г) Олесе
-
Узнайте героя по описанию.
«Прелесть его [лица] заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».
а) Мануйлиха б) Иван Тимофеевич в) Олеся г) Ярмола
-
Какую вещь Олеся оставляет на память Ивану Тимофеевичу?
а) красный платок в) красный кошелек
б) красные варежки г) красные бусы
-
Укажите, к какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Олеся».
а) рассказ б) новелла в) роман г) повесть
-
Укажите, какое определение любви подходит к истории Олеси и Ивана Тимофеевича.
а) Любовь – самопожертвование, высочайший порыв души. б) Любовь – это «запоздалые цветы» жизни.
в) Любовь – страсть, неразделённая и трагичная
г) Любовь – это предательство, ложь и лицемерие.
-
Какая проблема не поднята в повести «Гранатовый браслет»?
а) чести в) самопожертвования ради любви
б) истинной любви г) разрушающего влияния денег
-
Начало описываемых событий в произведении «Гранатовый браслет» происходит на побережье:
а) Балтийского моря в).
Азовского моря
б) Чёрного моря г) Каспийского моря
-
Определите по описанию героиню: «..унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница.
»
а) Анна Николаевна Фриессе в) Вера Николаевна Шеина
б) Жени Рейтер г) Людмила Львовна Дурасова
-
Гранатовый браслет княгиня Вера получила в подарок от:
а) мужа б) любовника в) поклонника г) брата
-
В браслете среди красных гранатов находился один гранат:
а) лилового цвета в) чёрного цвета
б) иссиня-чёрного цвета г) зелёного цвета
-
Желтков подписал своё письмо:
а) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Г.С.Ж.
б) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Желтков.
в) С любовью и уважением к Вам. Ваш Г.С.Ж.
г) С любовью и уважением к Вам. Ваш Желтков.
-
Этот человек говорил Вере: «… может быть, твой жизненный путь, …, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
а) брат Николай б) генерал Аносов в) подруга г) сестра Анна
-
В конце описываемых событий Желтков:
а) переезжает в другой город в) убивает себя
б) попадает в полицию г) вызван на дуэль мужем Веры
-
В прощальном письме Вере Желтков просит вспоминать его под музыку:
а) Глинки б) Чайковского в) Мусоргского г) Бетховена
-
Какова дальнейшая судьба гранатового браслета: он был:
а) перепродан в) уничтожен
б) выброшен в море г) повешен на икону
-
Кому принадлежит высказывание: «Гранатовый браслет» – один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?
а) Паустовскому К.Г. б) Горькому М. в) Шолохову М г) Толстому А.К.
Тест по творчеству А.И. Куприна
-
Укажите годы жизни А.И.Куприна.
а) 1870 – 1938гг б) 1885 – 1954гг в) 1840 – 1906гг г) 1902 – 1960гг
-
Назовите город юности А.И.Куприна.
а) Наровчат б) Москва в) Санкт-Петербург г) Пенза
-
А.И.Куприн был специалистом (получил документ об образовании):
а) в военном деле; б) в медицине; в) в экономике; г)в журналистике.
-
Укажите, как назывался первый опубликованный рассказ А.И.Куприна.
а) «Олеся» в) «Последний дебют»
б) «В цирке» г) «Гранатовый браслет»
-
Кому принадлежит высказывание: «Гранатовый браслет» – один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?
а) Толстому А.К. б) Горькому М. в) Шолохову М г) Паустовскому К.Г.
-
Начало описываемых событий в произведении «Гранатовый браслет» происходит на побережье:
а) Балтийского моря в) Азовского моря
б) Каспийского моря г) Чёрного моря
-
Определите по описанию героиню: «…унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница.»
а) Анна Николаевна Фриессе в) Вера Николаевна Шеина
б) Жени Рейтер г) Людмила Львовна Дурасова
-
Гранатовый браслет княгиня Вера получила в подарок от:
а) мужа б) поклонника в) любовника г) брата
-
В браслете среди красных гранатов находился один гранат:
а) зелёного цвета в) чёрного цвета
б) иссиня-чёрного цвета г) лилового цвета
-
Желтков подписал своё письмо:
а) С любовью и уважением к Вам. Ваш Г.С.Ж.
б) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Желтков.
в) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Г.С.Ж.
г) С любовью и уважением к Вам. Ваш Желтков.
-
В прощальном письме Вере Желтков просит вспоминать его под музыку:
а) Глинки б) Бетховена в) Мусоргского г) Чайковского
-
В конце описываемых событий Желтков:
а) переезжает в другой город в) вызван на дуэль мужем Веры
б) попадает в полицию г) убивает себя
-
Какова дальнейшая судьба гранатового браслета: он был:
а) повешен на икону в) уничтожен
б) выброшен в море г) перепродан
-
Этот человек говорил Вере: «… может быть, твой жизненный путь, …, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
а) брат Николай б) генерал Аносов в) подруга г) сестра Анна
-
Какая проблема не поднята в повести «Гранатовый браслет»?
а) чести в) самопожертвования ради любви
б) истинной любви г) разрушающего влияния денег
-
Укажите, какая проблема не поднята автором в произведении «Олеся».
а) проблема веры и суеверия
б) проблема ревности
в) проблема истинной красоты человека
г) проблема противостояния злому и жестокому обществу
-
Как называется село, в котором происходит действие повести «Олеся»?
а) Разброд б) Переброд в)Заброд г) Наброд
-
Какую роль в композиции произведения «Олеся» играет природа?
а) Является фоном повествования.
б) Является средством раскрытия характера Ивана Тимофеевича.
в) Подчеркивает естественность, самобытность и чистоту Олеси.
г) Усиливает ощущение тяжелой жизни бабки Мануйлихи и её внучки.
-
Как зовут слугу Ивана Тимофеевича?
а) Яков б) Ярмола в) Аким г) Арихип
-
Узнайте героя по описанию.
«Прелесть его [лица] заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».
а) Мануйлиха б) Иван Тимофеевич в) Олеся г) Ярмола
-
Какое погодное явление происходит в ночь перед отъездом Олеси?
а) град в) метель
б) ураган г) ливень
-
Кому принадлежат слова: «Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете»?
а) бабке Мануйлихе б) Ивану Тимофеевичу в) Ярмоле г) Олесе
-
Укажите, какое определение любви подходит к истории Олеси и Ивана Тимофеевича.
а) Любовь – самопожертвование, высочайший порыв души. б) Любовь – это «запоздалые цветы» жизни.
в) Любовь – страсть, неразделённая и трагичная
г) Любовь – это предательство, ложь и лицемерие
-
Укажите, к какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Олеся».
а) рассказ б) новелла в) роман г) повесть
-
Как называется художественный приём, основанный на образном определении предметов и явлений: «Хата была пуста. В ней господствовал тот ПЕЧАЛЬНЫЙ, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда».
а) эпитет б) метафора в) олицетворение г) сравнение
Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/oqbgqlcu.html
Викторина по творчеству АИ Куприна
Викторина
Жизнь и творчество А. И. Куприна
1870 – 1938
Кто были предки Куприна по материнской линии, от которых, по его мнению, ему досталась «бешеная кров»?
Были ли среди писателей 19 века земляки Куприна, родившиеся в той же губернии, что и он, а кто из писателей-современников был его ровесником?
Какую фамилию дал Куприн своему автобиографическому герою в романе «Юнкера», а кого наградил эпитетом «обожаемая»?
Какое горестное воспоминание о кадетском училище осталось у писателя на всю жизнь и отразилось в повести «Кадеты»?
Как пострадал юноша в юнкерском училище за первый опубликованный рассказ?
На какое «страшное, гнусное дело» откликнулся 17-летний Куприн?
Что помешало молодому офицеру поступить в Академию Генерального штаба и заставило подать в отставку?
Будучи романтиком по натуре, какие романтические профессии пытался освоить Куприн?
Что послужило для Куприна главной писательской « школой»?
Кого он называл «людьми со священным безумием в сердце»?
Как парадоксально озаглавлен купринский рассказ о бедном чиновнике, нашедшем кошелек с тремя рублями и сошедшем с ума?
Какая повесть принесла 26-летнему автору известность?
Кто такой Молох и чему он уподоблен в одноименной повести?
Как сформулировал свое творческое кредо молодой Куприн: «…все,…все,…все и обо всем»? Какие глаголы пропущены?
О каком своем произведении писатель отозвался так: «Мой главный, девятый вал, мой последний экзамен»?
Почему Куприн назвал свою повесть об армии «Поединок»?
Как зовут главного героя повести и как называет его любимая женщина?
Какие три призвания, достойные человека, выделяет он и какое выбирает для себя?
Какая смешная, наивная привычка думать о себе была у Ромашова, как и у одной толстовской героини?
Что пообещала Ромашову Шурочка при последнем свидании, и что почувствовал он?
Взгляды какого немецкого философа отразились в монологах Назанского?
О ком Назанский говорил: «…все они на службе делаются низменными, трусливыми, глупыми зверюшками»?
Куприн верил, что «человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и …». Чего?
По мнению писателя, «чем ближе человек к природе, тем выше его … …». Что выше?
Кто такой Гамбринус?
На чем играет герой «Гамбринуса» в начале и конце рассказа?
Продолжите афоризм, которым завершается «Гамбринус»: «Человека можно искалечить, но искусство …».
Чьё это признание: «Случилось так, что меня не интересовало в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей, для меня вся жизнь заключается только в Вас»?
Какое музыкальное произведение завещал исполнить Желтков?
Откуда взяты слова молитвы «Да святится имя твоё»?
Попробуйте угадать купринских героев: а) «Его нежная, почти женственная натура жестоко страдала от грубых прикосновений действительности»; б) чувствительный офицер, который сотрясался от рыданий, «точно плачущая женщина», при виде истязаемого солдата-татарина; в) «добрый», но «слабый» интеллигент, не сумевший помочь любимой девушке; г) «чистый» и «жалкий» молодой человек, страдающий от окружающей пошлости и неразделенной любви.
Кто из купринских героинь осознала, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется один раз в … лет»? Во сколько лет?
Кто и о ком говорит: «До сих пор, пока люди будут любить друг руга имя твоё во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью»?
Какую машину изобрел учитель гимназии, герой рассказа «Механическое правосудие, и был ею же «наказан»?
Кого взялся экзаменовать другой учитель из рассказа «Исполины» и ставил экзаменуемым самые низкие баллы?
Где происходит действие купринской «Ямы»?
Какую эсеровскую газету редактировал Куприн после Февральской революции?
Какую повесть о старом профессоре-эмигранте и французской девочке, к которой он привязался, написал Куприн, находясь в эмиграции?
Вспомните заглавия купринских рассказов о «братьях меньших»: «Белый …», «Собачье …», «Золотой …», «Медвежья …», «…» (кличка лошади), «…» (кличка собаки), «…» (кличка кошки).
Ответы
Татарские князья. Мать – урожденная княжна Куланчакова.
М. Лермонтов и В. Белинский тоже уроженцы Пензенской губернии. И.Бунин – ровесник Куприна (1870 г.р.).
Александров, т.е. превратил свое имя в фамилию. Мать Любовь Алексеевна, которую обожал.
Публичная порка розгами. Так был наказан и герой повести Буланин.
Получил дисциплинарное взыскание и попал в карцер.
На расправу над народовольцами, обвиненными в подготовке покушения на царя (1887).
Столкновение с околоточным надзирателем, за что был отозван с экзаменов в полк и подал в отставку.
Воздухоплавание и авиаторство, водолазное дело. Кроме того, выступал на цирковой арене борцом.
Репортерская работа в киевских газетах.
Авиаторов.
«Миллионер» (1895).
«Молох» (1896).
Древний моавитянский бог солнца, огня и войны, «требовавший» человеческих жертвоприношений. Заводу, пожирающему человеческие жизни, «прогрессу, машинному труду, успеху культуры» — цивилизации вообще.
«…видеть», «…знать», «…уметь», «…писать».
О повести «Поединок» (1904-1905).
Авторское объяснение – «мой поединок с царской армией». Кроме того, герой – правдоискатель находится в конфликте со своей средой, и повесть завершается дуэлью между двумя офицерами, на которой погибает главный герой.
Георгий (Жора) Ромашов – Ромочка.
Искусство, наука и физический труд. Первое.
Думать о себе в третьем лице. У Наташи Ростовой.
Что никто из дуэлянтов не будет ранен; «… между ними незримо проползло что-то тайное, гадкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу».
Ф Ницше.
Об офицерах, своих сослуживцах.
«…счастья».
«…духовная красота».
Король, покровитель пивоварения.
На скрипке и свистульке.
«… всё перетерпит и всё победит».
Желткова («Гранатовый браслет»).
Сонату Бетховена №2 (часть 2).
Их слышит героиня «гранатового браслета» при звуках бетховенской музыки, как будто с ней разговаривает умерший возлюбленный.
а) Бобров («Молох»), б) подпоручик Козловский («Дознание»),
в) Иван Тимофеевич («Олеся»), г) Ромашов («Поединок»).
Вера Николаевна («Гранатовый браслет»); «тысячу».
Царь Соломон о Суламифи («Суламифь»).
Для сечения розгами и сам был высечен.
Русских писателей – классиков. А портрет Щедрина поставил в угол.
В борделе на Ямской улице в Киеве.
«Свободная Россия».
«Жанета».
«…пудель», «счастье», «петух», «молитва», «Изумруд», «Пиратка», «Ю-ю».
“
”
Источник: https://aplik.ru/ref/2275/
11 класс. Литература. А. И. Куприн. Этапы жизни и творчества. – А. Куприн. Олеся
Цели урока:
Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,
осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Вид урока: урок решения «ключевых» задач.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Слово учителя о творческой истории повести:
Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».
Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».
Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».
Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.
В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.
Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».
3. Аналитическая работа с текстом (по группам)
Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.
1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).
Крестьяне, их нравы (глава 1).
Что доказывает, что Иван Тимофеевич – человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).
Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».
Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)
Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)
Для справки:
Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.
Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.
В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза».
Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами.
Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».
В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».
Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».
Мир Олеси – лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.
Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».
Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.
Группа 3. Олеся.
Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).
Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).
Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).
Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).
Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).
Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).
Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).
Олеся о церкви (гл.6).
Группа 4. О любви.
Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?
Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)
Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)
Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).
Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).
Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.
Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)
Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)
На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).
Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).
Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.
4. Беседа:
– Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?
– Ваше отношение к главным героям повести
– Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?
Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)
Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.
Вопросы | ||
1 | Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам? | Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить. |
2 | О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича? | Был ли он с ней счастлив. |
3 | Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич? | Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом. |
4 | Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню? | Купить мыла и соли, а бабушке – чаю. |
5 | Что было самым примечательным в портрете Олеси? | Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ. |
6 | Сколько лет Олесе? | 25. |
7 | Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению? | Зовут зовуткой, а величают уткой. |
8 | Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши? | Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни. |
9 | Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси? | Вино и женщины. |
10 | Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу? | В 67 лет. |
11 | Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу? | Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем. |
12 | Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю? | Ландыш, малина. |
13 | Как Мануйлиха называет болезнь Олеси? | Огневица. |
14 | Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»? | Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица. |
15 | Как называется место, где разворачиваются описанные события? | Волынская губерния, Полесье. |
16 | Какой дар передан Олесе по наследству? | Умение гадать. |
17 | Назовите местную интеллигенцию. | Ксендз, органист, урядник, конторщик. |
18 | Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич? | 11 дней. |
19 | Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке? | В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра. |
20 | Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича? | На углу оконной рамы. |
21 | Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече? | Деньги. |
22 | О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем? | Что у них нет ребёночка. |
23 | Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей? | С грецкий орех. |
24 | Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне? | Вы ещё наплачетесь досыта. |
25 | Что напоминала хата колдуньи? | Сказочную избушку на курьих ножках. |
26 | Настоящее имя Олеси? | Алёна. |
27 | Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи? | Чай и сахар. |
28 | Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края? | Она говорила образно, здесь так не умеют. |
29 | Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях? | При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги. |
30 | Как звали собаку Ярмолы? | Рябчик. |
31 | Самое любимое занятие дворян? | Охота. |
32 | Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем? | Полесская лихорадка. |
33 | Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: … | маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее». |
34 | Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать? | Сделала надрез, а потом заговорила кровь. |
35 | Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом? | Жениться на Олесе. |
36 | Чего больше всего в жизни боялась Олеся? | Посещения церкви. |
37 | Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу? | Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды. |
38 | О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу? | О зайце и волке. |
39 | Как местные бабы расправились с Олесей? | Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног. |
40 | Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было? | Чёрный кот и сова. |
41 | За что люди прогнали ведьму из села? | Извела у одной молодицы дитя. |
42 | Какие птицы дружили с Олесей? | Зяблики. |
43 | О чём писал рассказы Иван Тимофеевич? | Об убийствах. |
44 | Какой картой в колоде является Олеся? | Трефовая дама. |
45 | Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию? | 2 месяца. |
46 | Почему Олеся никогда не ходила в церковь? | Её душа с рождения продана дьяволу. |
47 | За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси и её бабушки? | За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось. |
48 | Чего самого элементарного не знает Олеся? | Грамоты. |
49 | За что все вокруг корили и ругали Ярмолу? | За пьянство. |
50 | Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание? | Бусы. |
51 | Во сколько раз деревня меньше Петербурга? | В 500 раз. |
52 | На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу? | В середине болит, ни есть, ни пить не могу. |
53 | Сколько грамотных людей в деревне? | Ни одного. |
54 | В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда? | В Троицу. |
55 | Какие «украшения» были в избе Мануйлихи? | Печь, травы, корешки, посуда и скворцы. |
Источники
https://lusana.ru/presentation/2833
https://uslide.ru/literatura/8753-povest-aikuprina-olesya.html
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/05/20/urok-po-povesti-kuprina-olesya-0 – конспект
Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2051/lesson/6497
Проверочная работа по повестям А. И. Куприна
Самостоятельная работа по произведениям А. И. Куприна: «Олеся», «Гранатовый браслет»
Определите, о ком идет речь.
Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении и имел звание камер-юнкера. Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей – мальчика и девочку; больше она решила не иметь детей и не имела.
Ответ_____________________________
У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать.
Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьезным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха.
Сегодня он рассказывал о неудавшейся женитьбе Николая Николаевича на одной богатой и красивой даме. В основе было только то, что муж дамы не хотел давать ей развода.
Ответ_____________________________
Не одна красота (…) меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины.
Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее первобытное, яркое воображение: о странах и народах, об явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях, о больших городах… Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным.
Но я с самого начала нашего знакомства взял с нею такой серьезный, искренний и простой тон, что она охотно принимала на бесконтрольную веру все мои рассказы.
Ответ_____________________________
Наискось комнаты лежал на столе (…). Голова его покоилась очень низко, точно нарочно ему, трупу, которому все равно, подсунули маленькую мягкую подушку.
Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь.
Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видала на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона.
Ответ_____________________________
Старшая, (…), пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна.
Ответ_____________________________
Генерал Аносов, тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки, держась одной рукой за поручни козел, а другой – за задок экипажа. В левой руке он держал слуховой рожок, а в правой – палку с резиновым наконечником.
У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухлыми полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть.
Обе сестры, издали узнавшие его, подбежали к коляске как раз вовремя, чтобы полушутя, полусерезно поддержать его с обеих сторон под руки.
Ответ_____________________________
(…), знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте, различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц – этот самый (…) никак не мог представить себе, почему, например, буквы “м” и “а” вместе составляют “ма”. Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения.
Ответ_____________________________
Младшая – (…), – наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана, или Ланг-Темира, как с гордостью называл ее отец, по-татарски, этого великого кровопийцу.
Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница.
Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, – лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры.
Ответ_____________________________
Все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы.
Ответ_____________________________
(…) вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий.
Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза; была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища, посещала за границей сомнительные кафе, но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество. У нее были редкой красоты спина, грудь и плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница.
Ответ_____________________________
10.
По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой.
В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, – черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости.
Ответ_____________________________
11.
В ней не было ничего похожего на местных “дивчат”, лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение.
Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь.
Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.
Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом.
Ответ_____________________________
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/testi/provierochnaia_rabota_po_poviestiam_a_i_kuprina
Персональный сайт – Тест 11 кл. “Олеся” А.Куприн
Тест по содержанию произведения А. Куприна «Олеся»
11 класс
Задания с выбором одного правильного ответа
- Определите жанр произведения А.Куприна «Олеся»:
А роман
Б повесть
В новелла
- Прочитайте цитату: «… Лоно природы… простые нравы… совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» О каком народе идет речь:
А белорусском
Б молдавском
В украинском
- Почему Мануйлихе с Олесей пришлось жить в лесу:
А боялись преследования людей
Б не любили сельского шума и суеты
В из-за скверного характера не ужились с соседями
- О чем главный герой попросил Олесю, посетив её во второй раз:
А приворожить понравившуюся ему девушку
Б погадать на судьбу
В сделать целебную настойку
- Прочитайте цитату: «Да мне и самой гадко, что я так вижу, сама себе я противна делаюсь». Какой дар так беспокоил Олесю:
А определять по лицу человека его скорую «нехорошую» смерть
Б безудержное желание нагонять страх на людей
В знала о людях, совершивших преступления, но не могла ничего предпринять
- Дополните цитату: «…Нигде человек не высказывается так ясно, как …»:
А во время личной беседы
Б во время работы
В во время еды
- Почему Олеся, никогда не посещавшая церкви, решилась в неё зайти:
А чтобы вымолить прощения за грехи
Б чтобы сделать приятное Ивану
В чтобы сблизиться с жителями поселка
- Предсказывая судьбы людей, Олеся знала о трагичности своих отношений с Иваном Тимофеевичем, но все же не отказалась от общения с ним. Почему:
А полюбила его всем сердцем
Б решила попробовать обмануть судьбу
В из-за отшельнической жизни ей недоставало мужского внимания
- Какой предмет в память об Олесе остался Ивану:
А браслет
Б бусы
В кольцо
- Прочитайте цитату: «Итак, опасения Олеси оправдались». Чего именно она боялась:
А мести жителей за все происходящие в селе несчастья
Б посещения урядника и выселения из дома
В ответственности за свои угрозы в адрес посельчан
- Прочитайте цитату: «Она принуждала меня пускаться в чудовищные сравнения, в самые дерзкие примеры, и если я затруднялся подыскать выражение, она сама помогала мне целым дождем нетерпеливых вопросов…» На какие качества в характере главной героини она указывает:
А вспыльчивость и безрассудство
Б настойчивость и нетерпеливость
В пытливый ум и богатое воображение
- Определите, в чем состоит главная мысль произведения «Олеся»:
А стремление познать тайны природы и осознать смысл человеческого существования
Б оптимизм и вера в силу своего характера – главная движущая сила жизни
В любовь – это дар, возвышающий душу человека, но данный природой далеко не каждому человеку
Задания с выбором нескольких правильных ответов
- Что привлекло Ивана в Олесе:
А молчаливость и неприступность
Б физическая красота
В таинственность её лесной жизни
Г колдовские возможности девушки
Д гордая уверенность в своих силах
- Укажите причины, по которым сельские жители преследовали Олесю с Мануйлихой:
А умение Мануйлихи привораживать чужих мужей
Б излишняя суеверность
В низкий уровень образованности
Г зависть Олесиной красоте
Д злопамятность и мстительность
- Определите черты художественного мира А.Куприна,, присутствующие в произведении:
А тема «природного человека», осмысление самобытных «детей природы» как
носителей здоровых моральных сил
Б интерес к «стихийным душам», к природно-первобытным добрым основам
духовной жизни человека
В стремление отобразить масштабные исторические процессы и общественные
события
Г изображение героев, которые хоть раз пережили мгновение «счастливых
гармоничных состояний»
Д тема беззащитности человека перед хаосом бытия
КЛЮЧ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Б | В | А | Б | А | В | Б | А | Б | А | В | В | Б,В,Д | Б,В,Д | А,Б,Г |
Источник: https://u4itel.ucoz.ua/index/test_11_kl_quot_olesja_quot_a_kuprin/0-136
открытая библиотека учебной информации
Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил разработке этой сложной психологической темы.
Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос его творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом.
По этой причине большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность
Куприн в своих рассказах и повестях рассматривал социальные и нравственные проблемы, причём сам автор всегда верил в победу добра над злом.
Произведения о любви: мир человеческих чувств, тема социального неравенства, смысл спора о сильной и бескорыстной любви.
«Олеся» (1898) – схема повести традиционна: в глухом углу Полесья интеллигент встречается с девушкой, выросшей вне общества и цивилизации.
Под влиянием её искренности, обаяния и загадочности (пусть на время) Иван Тимофеевич постепенно готов переродиться, стать благородным, простым и цельным человеком.
Чуть раньше Олеся дала точную характеристику: «Человек ты добрый, но слабый; доброта твоя не хорошая, не сердечная». При этом обстоятельства оказываются выше…
Любовь повинуется голосу сердца и необъяснимым предчувствиям, по мысли автора здесь, любовь не следует логике и общепринятым нормам мира бездушной цивилизации. Образ Олеси – воплощение чистоты, самопожертвования и благородства.
«Суламифь» (1908)– «Гимн женской красоте и молодости»… Это поэма в прозе, соединяющая в себе здоровую чувственность с высокой одухотворённостью; здесь много смелого, дерзкого, по-библейски откровенного, но нет ни одной фальшивой ноты.
«Гранатовый браслет» (1910) Одно из самых благоуханных произведений о любви. Это печальная история о «маленьком человеке», которого погубила и возвысила любовь, бескорыстная, самоотверженная не ждущая награды.
Здесь автор не только утверждает право «маленького человека» на счастье, но и показывает его духовное превосходство над миром людей, не сумевших понять силу его любви.
Темы, также рассматриваемые автором в этой повести: мир человеческих чувств, тема социального неравенства, смысл спора о сильной и бескорыстной любви.
Самостоятельная работа: – иметь представление о жизни и творчестве писателя (социальных и нравственных проблемах, мастерстве психологического анализа, его гуманистической позиции).
Практическая работа:
– составить тезисный план по биографии и творчеству писателя; – знать содержание одной из повестей А.И.Куприна.
- Укажите годы жизни А.И.Куприна.
а) 1870 – 1938гг
б) 1885 – 1954гг
в) 1840 – 1906гг
г) 1902 – 1960гг
- Назовите город юности А.И.Куприна.
а) Наровчат
б) Москва
в) Санкт-Петербург
г) Пенза
- А.И.Куприн был специалистом (получил документ об образовании):
а) в военном деле;
б) в медицине;
в) в экономике;
г)в журналистике.
- Укажите, как назывался первый опубликованный рассказ А.И.Куприна.
а) «Олеся»;
б) «В цирке»;
в) «Последний дебют»;
г) «Гранатовый браслет»;
- Черты какого литературного направления преобладают в творчестве А.И.Куприна.?
а) реализм;
б) романтизм;
в) модернизм
г) социалистический реализм.
- Определите ведущую тему произведений А.И.Куприна?
а) тема любви; в) тема искусства в преображённом мире;
б) тема революции; г) тема взаимоотношений человека и природы.
- Где происходит действие повести «Олеся»?
а) в Петербурге;
б) в Москве;
в) в Полесье;
г) в Орловской губернии.
- Почему расстаются герои повести «Олеся»?
а) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;
б) Олеся полюбила другого человека;
в) Олесю вынуждают покинуть родные места;
г) Олесю обвиняют в воровстве.
- Какова роль зимнего пейзажа в повести «Олеся»?
а) является действующим образом;
б) предвещает необычные события;
в) углубляет социальную характеристику;
г)выражает философскую проблематику.
- Какая деталь в повести «Олеся» стала символом «нежной, великодушной» любви героини?
а) ветка сирени;
б) прощальное письмо;
в) нитка красных бус;
г) рисунок Олеси.
- Психологическая кульминация рассказа «Гранатовый браслет» заключается в сцене:
а) прощания Веры с умершим Желтковым
б) чтения письма Желткова на вечере у Шеиных
в) посещения квартиры Желткова князем Шеиным и Николаем Булат-Тугановским
г) прощания генерала Аносова и Веры
Источник: https://oplib.ru/random/view/296690