Анализ и мораль басни Свинья под дубом Крылова
Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы, более-менее развитой культурой мысли, не могут увязать причины и следствия, понять зависимость одного от другого.
В басне Свинья под дубом рассказывается о свинье, которая кушает желуди под дубом. Ненасытное животное в поисках желудей начинает не просто рыскать, но и рыть корни у дуба в надежде отыскать там немного пищи. Дуб, наблюдая за этим действом, обращает внимание свиньи на элементарный факт: именно он является источником желудей и если свинья подроет корни, то и желудей не останется.
Такое поведение является распространенным, хотя не всегда люди могут признать этот факт. Например, отношение к природе у людей порой довольно странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются разнообразными благами, но при этом безмерно вредят планете.
Суть заключается в простом факте: на самом деле природа дает все эти блага и если пользоваться природой безраздумно, то ничего не останется. Тем не менее, человечество в каком-то смысле подобно ненасытной свинье, которая подрывает корни у дуба, с которого кормится. Поэтому басня, хотя и не нова, по-прежнему остается актуальной.
Крылов рассматривает различные негативные качества, такие как: ограниченность взглядов, то есть невежество; забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежение другими; отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и следствиями.
Довольно интересным тут является факт анатомии свиней, который следует здесь отметить.
На самом деле свиньи физиологически не могут поднять голову, они на протяжении всего своего существования могут вообще не видеть небо, в связи с собственной физиологией.
Этот факт вполне может быть метафорой существования невежественного человека. Такой человек подобно свинье смотрит только перед собой, только вниз, он увлечен своими элементарными интересами и более ничем. Такой человек не видит «неба» и даже не может понять откуда появляются «желуди», которые его питают.
Мораль
Басня учит читателей разумнее относиться к собственным действия и поведению. Иногда мы не представляем откуда исходят получаемые блага и действуем безрассудно. При этом безрассудное поведение может повредить вообще всем, не только нашей персоне, но и окружающим.
Анализ 2
Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.
Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.
Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.
Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.
Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.
Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.
Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.
← Анализ и мораль басни Мартышка и очки
← Анализ и мораль басни Квартет↑ КрыловАнализ и мораль басни Волк и ягненок →
Анализ и мораль басни Демьянова уха →
- Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 класс
На картине можно увидеть мальчика на вид лет десяти – одиннадцати. Он явно не позирует перед своим отцом, а смотрит куда-то совершенно в другую сторону. Но взгляд, как мне кажется, не направлен на что-то определенное - Сочинение У природы нет плохой погоды
Это, смотря как посмотреть. Если всё воспринимать негативно, то наша российская погода очень плохая. На большей территории девять месяцев зима, остальное – лето - Образ и характеристика Клеща в пьесе На дне Горького сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Клещ, проживающий в ночлежном доме вместе с женой Анной, находящейся при смерти. - Характеристика и образ Марьи Антоновны в комедии Ревизор Гоголя сочинение
Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет. - Сочинение Анализ рассказа Старуха Изергиль Горького
Максиму Горькому нравился Ницше, об этом свидетельствуют, как ни странно, его усы. Действительно Ницше был кумиром для многих творческих людей времен Горького, да и сейчас остается таковым.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/krylov/analiz-i-moral-basni-svinya-pod-dubom
Краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом»: легендарные смыслы Крылова
Меню статьи:
Точная дата написания басни «Свинья под дубом» не известна. Однако, по всей видимости, Иван Крылом завершил произведение в один из декабрьских дней 1822-го или же 1823 года.
Опубликована же басня была в 1825 году, выйдя в «Северной пчеле» – одной из российских газет. В этой статье мы представим краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом».
Но перед тем как перейти непосредственно к тексту басни, хотелось бы обратиться – ненадолго – к личности автора.
Баснописец Крылов
Иван Крылов – автор множества произведений, среди которых выделяются сатирические, публицистические и поэтические тексты. Однако наиболее всего писатель известен баснями. В «портфолио» Ивана Крылова числится больше 230-ти басен, которые выходили в виде сборников. Всего таких сборников известно 9 – все вышли при жизни автора.
Крылов нередко заимствовал идеи басен. Например, при чтении некоторых произведений легко заметить схожесть с текстами Лафонтена – известного французского баснописца, легендарного древнегреческого автора Эзопа, а также таких авторов древности, как Федр и Бабрий.
Что касается басни «Свинья под дубом», то идея этого произведения явно заимствована у Эзопа (который затронул похожую тему в «Пешеходах и Яворе»).
Схожие мотивы встречаются также в текстах Лессинга (а именно в произведении «Дуб и Свинья»). Среди других авторов, которыми, вероятно, вдохновлялся Крылов, – Базилевич и Папышев.
Что такое басня?
Басня – как литературное произведение – относится к разряду дидактических произведений. То есть басни всегда несут некий воспитательный, поучительный, нравственный смысл. Выводы произведений характеризуются моральным оттенком. Моралью называется завершение басни, нравоучительное заключение.
Особенность этого жанра литературы – действующие лица. В баснях нередко в качестве главных героев представлены животные и растения. Также персонажами выступают вещи, наделенные человеческими чертами. Метафорический и аллегорический характер басен позволяет высмеивать, раскрывать человеческие пороки.
Басня – древний жанр, который появился еще в древнегреческой культуре. Наиболее известный баснописец из Древней Эллады – это, безусловно, Эзоп. В римской культуре в историю вошло имя Федра. Жанр басни наличествует как в европейских культурах, так и в восточных. Например, в Индии басни собраны в целостное произведение под названием «Панчатантра».
В России басня получила удивительную популярность, породив целую плеяду именитых авторов-баснописцев. Среди них: Сумароков, Хемницер, Измайлов, Дмитриев, Кантемир, Тредиаковский, Полоцкий и другие. Но легендарным является имя именно Ивана Крылова, ведь изречения из произведений писателя давно обрели крылатый характер.
Краткое изложение содержания басни о свинье под дубом
Как и полагается классической басне, «Свинья под дубом» представляет главную героиню – свинью, которая кормится около старого дуба. Дерево – древнее, пережившее несколько веков.
С дуба нападало много желудей, а, как известно, желуди – излюбленная пища свиней. Поэтому животное часто навещает дерево, в надежде найти лакомство у корней дуба.
Увлекшись поеданием пищи, свинья начала рыть древесные корни.
Заметив, что свинья портит дуб, ворон, который любил сидеть на ветвях дерева, постарался объяснить глупому животному, что оно причиняет дереву вред. Однако свинья сказала, что не тревожится этими проблемами.
После ворона, увещевать свинью попытался сам дуб. Дерево обратилось к животному, объясняя, что порча корней – это выражение неблагодарности за щедрость, ведь дуб не жалел для свиньи желудей. Свинья не понимает, откуда берутся желуди.
Происхождение лакомства – не небо, а именно дуб. Однако животному не суждено понять этой мудрости, потому что физиология свиньи не предусмотрела этого: свинья не способна поднять голову вверх, чтобы увидеть, откуда падают желуди.
Донести истину до животного не удалось: свинья продолжила портить корни дуба.
В чем мораль произведения Ивана Крылова?
Заключение басни Крылова – это четыре строки, которые несут главный смысл произведения. Свинья – это символ невежества, существа, порицающего ученье, противостоящего науке и просвещению. Такое существо отрицает влияние и само наличие науки, не замечая, как пользуется ее плодами.
Образы басни – аллегорическое описание человеческих пороков, склонности к лени, невежеству, нежеланию подняться над собственными недостатками. Люди, отличающиеся невежеством и темнотой, порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении.
Однако эти же люди упорно не замечают (или не хотят замечать) того, что цивилизация и блага, которыми они пользуются, – это результаты прогресса, распространения науки и образования.
Крылов хочет сказать больше: свинья портит дуб, представляет опасность для дерева. Расшифровывая эту метафору, мы бы могли сказать, что люди, не осознающие собственного невежества и глупости, причиняют вред цивилизованному обществу и культуре в целом.
Невежественный человек, который портит то, чем пользуется (как свинья роет корни дуба), не осознает также нанесения вреда – себе и потомкам. Более того, драматизм ситуации заключается в том, что глупые невежды чувствуют гордость за собственную темноту, со временем теряя способность прислушиваться к мудрым советам и мнениям других людей.
Анализ басни о свинье и дубе
Образ свиньи
Свинья – это, прежде всего, аллегория невежественности, глупости, лени и неблагодарности. Лень не позволят человеку понять ценность знаний, поэтому такие люди относятся к попытке просвещения агрессивно и неуважительно.
Свинья видит только то, что находится под самым ее носом, но то, что лежит дальше носа, не увидит никогда. Косность способствует стабильности точки зрения свиньи на вещи.
Свинья не меняет мнения по поводу оценки собственного поступка.
Разумеется, выбор Крылова пал именно на свинью не случайно. Это животное наделено любопытной физиологической особенностью. Свиньи способны держать голову прямо, однако не могут поднять рыла вверх. Эта специфика свиньи усиливает авторский посыл: Крылов описывает человека, не только не желающего познавать новое, но и утратившего к этому способность.
Образ ворона
Мудрый персонаж в басне Крылова. Ворон первым старается наставить свинью на путь истинный, однако попытка вразумить невежду, просветить глупое животное не увенчалась успехом. Ворон – наивный и доверчивый. Ворон – это образ типичного человека просвещения, философа.
Впитав мудрость Древней Греции, ворон считает, что человек, знающий, что такое добро, не способен на плохие, злые поступки. Однако это не так. Также читатель заметит, что Крылом делает акцент на необходимости различения двух процессов: иногда можно слушать, но не слышать.
Слушать и слышать – это разные вещи, разные процессы.
Образ дуба
Дуб в басне Крылова проявляет наибольшую, наивысшую мудрость. Дуб не наивен. Вековое дерево многое повидало за годы, столетия жизни, поэтому осознает, что пытаться наставить свинью на путь истинный – дело гиблое.
Дуб не пытается увещевать животное, не верит в возможность донесения до свиньи знания. Дерево лишь выкрикивает истину, горькую правду, без надежды на исправление ситуации.
Через уста дуба изрекается мораль – суть басни о дубе и свинье.
Хотя Крылом обращается к легкости и шуткам, чтобы продемонстрировать страшнейший порок человека эпохи Просвещения – глупость, все же басня явно носит грустный, пессимистичный характер.
Крылов вывел на сцену повествования не только образы ругающих, порицающих науку, но также тех, кто оказывает препятствия движению прогресса. Литературный критик Водовозов прекрасно выразился о том, какой смысл автор басни поместил в центр произведения.
Критик писал, что образ свиньи вызывает отвращение. Свинья – это аллегория человека, наевшегося из приготовленной кормушки. После насыщения свинья портит источник пищи, не понимая, что вредит себе.
Схожий смысл раскрывает в пьесе «Недоросль» и другой российский писатель – Фонвизин.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-krylov/svinja-pod-dubom.html
Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему: И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»
Тема урока: И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»
Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи:
обучающие: проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;
воспитательные: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно – этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивныеУУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме «Басни», дидактический материал.
Ход урока
- Мотивирующее начало. Приём «Прогнозировани»
– Ребята, послушайте строки, принадлежащие русскому поэту Петру Андреевичу Вяземскому, и скажите, о ком они?
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил…
(О Крылове)
– С какими баснями Крылова вы знакомы?
– С какой целью Иван Андреевич создавал свои басни?
(Отвечают)
– А вот что он сам сказал об этом: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
– Попробуем объяснить смысл этих слов. Что такое порок? Какие пороки вам известны? А вот ещё какие пороки существуют. (Слайд).
– И все их Крылов любил в баснях «пощипать». Что значит «пощипать»?
(Ответы )
- Актуализация опорных знаний
1) -Вспомним, что мы называем «басней»? Мораль?
– В баснях используются олицетворения. (Примеры).
– Аллегория? (За образом Лисы – хитрый человек, Муравья – трудолюбивый, Стрекозы- бездельник, Вороны- глупый и т.п.)
– А кто скрывался за образами Ловчего и Волка в басне «Волк на псарне»?
– Какому историческому событию она посвящена?
– Чему нас учит эта басня? (Как следует поступать с захватчиками, вздумавшими посягнуть на независимость нашей Родины)
– Крылов проявил патриотические чувства в своём произведении?
Кто такой «патриот»?
2) Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учащимися. Результат домашнего задания.
3. Физкультминутка.
4 . Формулировка темы и цели урока.
– Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним басенным шедевром И.А.Крылова. Прочтите в учебнике название басни, с которой мы будем работать на уроке.
– Сформулируем тему. (И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»)
Запись темы на доске и в тетрадях.
– Определимся с целями! Что мы будем делать на уроке? Чему мы ложны будем научиться?
(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; учиться выразительному чтению и т. д.)
5. Открытие новых знаний
1) Знакомство с басней.
Учитель демонстрирует видеозапись басни в исполнении мастера художественного слова Алексея Грибова. Обращает внимание учеников на то, чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.
– Достаточно ли прослушанного текста, чтобы понять смысл басни?
(Нет, необходим анализ произведения)
2). Исследовательская работа в парах.
1-я пара «Литературоведы».
Докажите, что произведение «Свинья под Дубом» – это басня. (В случае необходимости обратитесь к справочному материалу учебника)
работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет)
2 – я пара «Исследователи».
Кто Свинья? Дайте определение. О чём она думает? Кто Дуб? Какое определение он даёт Свинье? Прочитайте его с правильной интонацией.
3-я пара «Лингвисты».
Найдите в толковом словаре значение слов «невежа» и «невежда». Запишите в тетрадь.
3). Работа с текстом басни. Контроль первичного усвоения материала
1. Выступление учащихся
1-я пара «Литературоведы»
(Басня – это рассказ нравоучительного характера. Есть мораль, аллегория, олицетворения. Приводят примеры)
2 – я пара «Исследователи».
– Какая Свинья? (Глупая, ленивая).
– О чём она думает? (О своём удовольствии).
– Кто Дуб? Почему вековой? ( Вековой – это не только старый, но и мудрый).
– Какое определение даёт он Свинье? (Неблагодарная).
– Найдите корни в этом слове, попытайтесь определить значение слова (отсутствие чувства признательности к оказавшему добро).
– В чем неблагодарность Свиньи? (Она не только поела, не поблагодарив, но и стала подрывать корни дерева).
– То есть, Свинья поступила … как? (по –свински)
3-я пара «Лингвисты».
Зачитывают значение слов «невежа» и «невежда».
– Кто Свинья?
– Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?
– В чём мораль басни? (Невежды не понимают пользы учения)
– Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (Ученики ругают школу, забывая, что ученье – свет)
– Чему научила нас басня?
– Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?
4). Чтение басни по ролям.
6. Рефлексия. Заполнение карточки эмоционального состояния.
Карточка эмоционального состояния
Заполните карточку значками: -да, – нет, – затрудняюсь ответить.
На уроке мне было интересно
Я чувствовал (а) себя комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был (а) успешен (успешна)
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен
Самооценка работы на уроке
Оценка учителя
7. Домашнее задание. По выбору.
1. Выучить басню наизусть
2. Нарисовать иллюстрацию или рассказать, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/11/21/i-a-krylov-analiz-basni-svinya-pod-dubom
Басни Крылова – анализ – Русская историческая библиотека
Лучшая и главная часть творчества Ивана Андреевича Крылова, это его басни; они никогда не устареют и устареть не могут; в них проявилось художественное творчество и огромный, самобытный талант автора. Недаром Плетнев, написавший его биографию, сказал по поводу первой басни («Дуб и трость»), написанной в 1806 году: «Для нас Крылов родился в 40 лет».
Невозможно перечислить и проанализировать все басни Крылова (см. краткие содержания многих из них на нашем сайте): так они разнообразны и богаты по темам, сюжетам и смыслу. При общей их оценке надо сказать, что главные художественные достоинства басен заключаются, во-первых, в языке и художественности формы, а во-вторых, в поразительной выпуклости и реализме.
Портрет Ивана Андреевича Крылова. Художник К. Брюллов, 1839
Крылов говорит чисто-русским, народным языком; он часто употребляет уменьшительные формы слов, – «куманек», «светик», – или такие выражения и обороты речи, которые свойственны лишь простонародному, бытовому языку: «невеста-девушка смышляла жениха», «отколе ни возьмись», – «тихохонько медведя толк ногой», «случись тут мухе быть». Или же он пользуется народными оборотами речи, с пропуском глагола или другого слова: – «навстречу моська им. – Увидевши слона, ну на него метаться». – «И с возом бух – в канаву».
Некоторые выражения Крылова вошли в употребление, как поговорки, что доказывает, насколько они удачны: «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»; – «рыльце в пушку»; – «ларчик просто открывался»; названия некоторых басен стали служить обще-употребляемыми эпитетами: «Демьянова уха», «Тришкин кафтан».
Баснописец Иван Андреевич Крылов
Странно, что среди такого чисто русского языка басен встречаются иногда мифологические, античные имена Юпитера, Афины, Апеллеса, Нептуна; правда, встречаются они не слишком часто, и это единственное, чем Крылов в своих баснях отдал дань классицизму.
Реализм басен – удивителен, некоторые картины описаны с такой, если можно так выразиться, – выпуклостью, живостью, что их одновременно и видишь и слышишь. Как радуется «дворовый верный пес, Барбос» («Две собаки») своей старой знакомой, Жужу, увидав ее в окне:
«К ней ластится, как будто бы к родне, Он с умиленья чуть не плачет И под окном Визжит, вертит хвостом
И скачет…».
Так и видишь этого лохматого, простоватого Барбоса.
Интересно, между прочим, сравнить одну из самых известных басен «Ворона и лисица» с одноименной басней: «Le Corbeau et le Renard» Лафонтена, который так тонко передает изящный французский язык XVII-го века. У Крылова же ворона и лиса – русские, в этом не ошибешься. С каким реализмом описана хитрая лиса, которой хочется покушать, ее осторожные, ловкие приемы!
«Плутовка к дереву на цыпочках подходит, Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша:
Голубушка, как хороша!»
Каким чисто народным выражением заканчивает автор свою басню – «с ним была плутовка такова»!
Еще одна характернейшая черта басен Крылова – уменье остроумными намеками, как бы мимоходом, задевать и высмеивать человеческие недостатки, даже если эти недостатки не относятся к главному сюжету басни.
Так, в басне «Лжец» приятель говорит хвастуну-лжецу, что с моста, по которому «лжец ни один пройти не смеет», обрушились в воду «два журналиста, да портной»; намек на то, что часто журналистов и портных обвиняют во лжи.
В басне «Кот и повар», рассказывая, как «повар-грамотей с поварни побежал своей в кабак», оставив кухню на попечение кота, Крылов как бы мимоходом иронизирует по поводу ханжества повара: «он набожных был правил и в этот день по куме тризну правил»…
Басни Крылова часто дают учить наизусть маленьким детям, но в сущности многое в них непонятно в детском возрасте; многому может научиться и взрослый человек, вникая в эти живые, тонко-остроумные и часто глубокие по мысли образы и картины.
В заключение сказанного приведем несколько слов из трогательного письма младшего брата Крылова, который восхищается талантом Ивана Андреевича и говорит: «читал я басни других писателей (Измайлова), но в сравнении с твоими, как небо от земли: ни той плавности в слоге, ни красоты нет, а особливо простоты, с какою ты имеешь секрет писать, ибо твои басни и грамотный мужик и солдат с такою же приятностью читать может… Как ты, любезный тятенька, пишешь, так это – для всех: для малого и для старого, для ученого и простого, и все тебя прославляют»…
Вот как трогательно и удивительно верно характеризует и восхваляет Лев Андреевич Крылов замечательные произведения своего знаменитого брата!
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/4425-basni-krylova-analiz
Какая мораль в басне Крылова Свинья под дубом?
Какая мораль в басне Крылова Свинья под дубом?
- Свинья в этой басне олицетворяет ограниченного человека, который кроме сиюминутной выгоды и удовлетворения насущной потребности не задумывается ни о чем больше. Басня высмеивает глупых, невежественных людей, не видящих ничего дальше своего носа, не задумывающихся о последствиях своих поступков.
- Что и не говори, а именно Крылов мог так легко преподнести нам все человеческие пороки. Вот и в своей самой популярной басне он в очередной раз высмеял человеческую лень, невежество. То что каждый из нас пользуется плодами науки, но не каждый это понимает и осознает, порой ругая того или иного изобретателя в quot;непродуманностиquot; или quot;недоделкахquot;)))) Будьте внимательнее к себе… и все будет гораздо проще…
-
Мораль басни Крылова Свинья под дубом такова, что в ней высмеивается невежество, неблагодарность, неуважение к чужому труду. Крылов высмеивает в образе Свиньи тех людей, которые не ценят и не уважают чужой труд и это подчркивает нежелание Свиньи что-то слушать и даже не имеет способность этого делать.
В басне описывается главная черта Свиньи, е глупость, эгоистичность, ленивость, Свинья отображает образ человека услаждающегося только самого себя. - Басня quot;Свинья под дубомquot; – одна из популярных в творчестве Крылова. Саму басню можно почитать здесь – quot;Свинья под дубомquot;. Там же описана и мораль басни, и анализ. Ну а мораль сей басни такова, свинья – это лень и невежество людей, которые высмеиваются. Невежды только и умеют как бранить науку.
- Фраза quot;После нас хоть потопquot; выражает суть поведения свиньи в этой басне. Таких людей с коротким умом, живущих одним днем, очень много. Вот интересно, времена меняются, а пороки у человечества одни и те же.
- Бася quot;Свинья под дубомquot; – это отповедь невежеству, узости мышления. По сюжету свинья откушав желудями и отдохнув начинает подрывать корни дубу, не думая о том, что именно он дает ей пищу. Так и многие люди совершают поступки не задумываясь о последствиях. Они безжалостно рубят леса, забывая, что это легкие планеты, источник кислорода, они загрязняют реки, не думая, что им приходится их пить, и это только в глобальном масштабе. Но и в жизни маленького человека есть такие ситуации, когда неплохо было бы слегка поднять голову и посмотреть, откуда желуди у тебя под ногами. Смысл этой басни можно выразить другой поговоркой – не рубите сук, на котором сидите.
- По моему мнению мораль такова: свинья она и в Африке свинья животное которое отвечает само за сво название, а под дубом то как всем известно это любимое лакомство свиней, вывод: человек сытый и в материальном достатке, но не ценить этого и поступает как свинья пользуясь тем что у него есть но жадничая.
-
В этой басне несколько моралей:
- Как та свинья, человек не видит ничего вокруг, когда ему что-то нужно. Он не задумывается о будущем. Как человек травит природу (загрязняет реки и воздух, вырубает леса) не задумываясь о будущем и как человек не видит важности бережного отношения к природе, уничтожает е.
- Вторая мораль более распространенная: человек (чаще школьник) не понимает значения в его жизни учбы и ругает е и строгих учителей. А ведь вс это идт ему во благо. Ему надо стать умным и образованным, чтобы чего-то добиться в жизни, а он не понимает этого и видит только себя сейчас, а не в будущем.
- Опять мораль,которую искала-ученье свет ,а для невежды quot;салоquot;.Как много пользующихся открытиями учных,в то же время их хают,потому что как свиньи не умеют поднимать голову вверх,то есть смотреть в будущее.
-
Невежество людей и глупость описаны в образе свиньи. Людей, которых интересует только еда или деньги, которые думают, что в этом смысл деньги. Как раньше кричала толпа quot;Хлеба и зрелищ! и больше ничего не надо было.
Мораль басни тупость может убить все живое, любое научное начинание может погубить чиновничья глупость.
Источник: https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/kakaya-moral-v-basne-krilova-svinya-pod-dubom/
Анализ басни Ивана Крылова «Свинья под дубом»
Великий мастер слова, баснописец Иван Андреевич Крылов создал множество незабываемых нравоучительных историй. Высмеивая человеческие пороки, он мечтал сделать мир лучше, сердечней, порядочней.
До сих пор его произведения пользуются спросом и не теряют актуальности. Басня «Свинья под дубом» была написана в 1823 году. Сюжет для басни Крылов придумал сам.
Никаких прообразов, как для некоторых других басен, не было.
Для создания яркой зрительной картинки автор использует животных и растения. Причем животных и растения с яркими портретными и характерными чертами.
На примере животных людям легче воспринимать свои отрицательные черты. Свинья ассоциируется с грязью, ворон с мудростью, дуб с величием.
Это отличительная черта творчества автора: сочетать в героях портретные характеристики с моральными пороками.
Образы главных героев, автор проецирует на людей, используя при этом аллегорию. Так, свинья – это неблагодарный, грубый, ограниченный, самовлюбленный, ленивый человек.
Ворон – умудренный опытом человек, указывающий на ошибки. Дуб – справедливый человек, безотказно предоставляющий свои ресурсы другим. Выяснить, кто из них является главней, представляет сложность.
Скорее всего, главным персонажем является дуб, который и объясняет суть морали.
Басня отличается от прочих литературных жанров не только содержанием, но и композицией. Композиция этой басни состоит из двух частей. В первой части, которая состоит из семнадцати строк, раскрывается основная история.
Композиция первой части линейная последовательная. Вторая часть представляет собой четверостишье, которое связано с первой частью по смыслу. Является итогом, выводом, моралью того, о чем повествовалось в первой части.
Мораль басни можно рассматривать в двух смыслах.
В широком – высмеивание неблагодарности, невежественности. В более узком смысле, рассматривается отношение необразованных личностей к науке. Невеж нельзя подпускать к благам, созданным наукой, в их руках они обречены на гибель. Личности, подобные свиньям, набравшись даров науки склоны подрывать ее авторитет, не уважая никого, кто причастен к его созданию.
Для удобства восприятия ритмического строя, автор прибегает к инверсии. Использует различные виды рифмовок, перекрестная, сочетается с последовательной и кольцевой.
Крылов сумел, со свойственным ему юмором, передать серьезные нравственные темы с необычайной легкостью, доступной даже детям.
Источник: https://school-essay.ru/analiz-basni-ivana-krylova-svinya-pod-dubom.html
Анализ басни Крылова «Свинья под дубом» Помощь по литературе
Баснописец И. А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.
Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И. А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни.
Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей.
Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.
В роли главного героя в данном произведении выступает свинья. которая «нажралась желудей», «выспалась под дубом» и осталась не благодарной.
Свинья в самом деле изображает образ своего предназначения, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, пытается сгубить дерево, которое дает возможность существовать ей. Она утвердительно настаивает, чтоб дерево сохло и уничтожалось. Животное не способно увидеть…
прок и оценить то, что дает ей помощь выжить, так и открывается отображение человеческой сущности, порой человек не ценит то, что у него есть.
Противоположный по значению персонаж — это ворон. который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества.
Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.»
Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.
«Невежда так и в ослепленье
Бранит науку и ученье.»
Свинья поела желудей и легла спать под дубом. Когда проснулась начала рыть корни дуба. И не понимает свинья, что желуде растут на дубе.
Источник: https://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4076_analiz_basni_krylova_svinya_pod_dubom.htm
Мораль басни
Часто думаем, что будто бы не надо искать смысла в словах. Зачем? Лишние думы, старания напрасные. Но без этого, прослушаем или прочитаем зря. Уважаемые друзья, исходим из того, что вы хотите все узнать. Так утолим это мимолетное желание.
Мораль басни заключается во всем. То есть она не концентрируется на чем-то одном, а захватывает все целиком. Вспомним рассказы известных писателей. Твердят одно: как же хорошо быть предупрежденным заранее. Узнав это, уберем из своей отличной жизни плохие качества: лень, делание одно и того же. У басни надобно учиться, даже очень часто прибегать к ее обдумыванию.
Только прочитав ее, ослепленные желанием не поверить концовке. Ну как такое может быть, если в реальности не снится никому? На это есть магическое свойство басни. И так уж повелось, народ в большинстве случаев сам создает их. Авторам же остается только собрать воедино и приукрасить.
Не осуждаю всех великих писателей. По праву считаются друзьями народа на все времена. Поэтому, басня так и блещет красками обыденными. Или положение страны, высмеивают, либо возвышают и возводят в культ. Естественно все обязано находить поддержку у людей. То подскажут, то раскритикуют басню.
Слушая песни некоторые, говорят, что морали вовсе не нужно. Что бы только смешно и весело было. Но ведь это не по настоящему, а значит, не может быть воспринято самым должным образом.
Басню учат страстно любить свою родину. И не просто делая вид, а показывая всеми знаками внимания. Хотят приучить, наказать. Так человек точно поймет свои просчеты, и, по крайней мере, сделает попытку исправиться.
Все изображаемые животные повторяют тот облик, который им дала природа. Легко узнать характеры, и составить впечатление или отзыв о каждом.
Выступают еще неодушевленные предметы. Тем показывают, что безразличие до добра не доведет.
Мораль басни творит самые редкие чудеса. Не получается показывать путем усиленной пропаганды низости и коварства, только в стихотворной форме это возможно. Легче усваивается вся мудрейшая информация.
Для тех кто ищет морали басен Крылова и других русских баснописцев, у нас в комментариях описаны некоторые из них.
Мораль басни Филин и чиж
Мораль басни Стрекоза и муравей
Мораль басни Муха
Мораль басни Листы и корни
Мораль басни Ларчик
Мораль басни Бесхвостая лисица
Мораль басни Ворона и лисица
Мораль басни Обоз
Мораль басни Осел и соловей
Мораль басни Свинья под дубом
Мораль басни Волк и ягненок
Мораль басни Квартет
Источник: https://kanks.ru/moral-basni
Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И. Крылова
Тема: Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»
Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи:
-
обучающие: проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;
-
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;
-
уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний.
– Мы вновь обращаемся к творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова. С его произведениями вы знакомились в начальной школе, на прошлых двух уроках. (слайд1)
– Что такое басня?
Напомню вам слова Крылова: «Люблю, где случай есть пороки пощипать»
Вспомните изученные басни. Какие пороки обличал Крылов?
-А вот о каких пороках мы будем говорить сегодня. Вы мне скажете, прочитав эпиграфы к уроку. Какая мысль объединяет эти афоризмы? (слайд 2)
-
Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. (Сократ)
-
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.(Вольтер )
-
Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность – самый худший из пороков.(Т.Фуллер)
Неблагодарность — один из величайших грехов, какие только существуют на свете.(М. де Сервантес)
3.Формулировка темы и цели урока.
-
– О чем они? Какая тема их объединяет?
-Что такое невежество, неблагодарность? (пороки, которые следует обличать и, высмеивая, бороться с ними)
– Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока! (3 слайд)
Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»
– Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке?
(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; работать с иллюстрациями; учиться выразительному чтению и т.д.)
-
Повторим теорию. Игра «Верю – не верю» (Верю – жёлтая карточка, не верю – красная карточка)
Верите ли вы, что
а) в басне есть зачин и концовка
б) в басне есть аллегория
в) басне свойственна афористичность языка
г) в басне употребляются троекратные повторы
д) басне свойственна лаконичность
е) в басне есть развёрнутый сюжет
ж) мораль в басне используется для развития сюжета
-
Основной этап урока. Открытие новых знаний путём знакомства с басней И.А.Крылова «Свинья под дубом».
1) Знакомство с басней. Прослушивание в записи чтения басни артистом.
– Начнем со знакомства с басней. Открыли учебники на с. .
А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова.
слайд 5
5. Работа в группах слайд 8
1 группа «Исследователи текста 1»
Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, выявить мораль басни.
– Какое чувство вызывает у вас Свинья?
– Почему? Какой описывает Крылов Свинью?
– На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером!
– Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией! – Что Свинья делает после еды и отдыха?
– Как характеризует свинью этот поступок?
– Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?
– Почему?
– Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?
– Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи?
– Какое же из этих слов характеризует Свинью?
– Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?
2 группа «Фольклористы»
– Найти в сборниках пословицы, поговорки, фразеологические выражения о свинье.
– Какие качества этого животного верно подмечены народом? ( Подложить свинью, поступить по-свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья
Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол – она и ноги за стол.
По образу – как я, а по уму – свинья. Свиная рожа везде вхожа.
)
–-Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по-свински, подложить свинью? Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?
(устроить втихомолку и незаметно неприятность, гадость, совершить подлость, вместо благодарности на добро ответить злом, нанести вред, поступить подло, некультурно, неблагородно)
Выберите из предложенных характеристик те, которые в народном представлении присущи свинье.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: неопрятность, весёлость, доброта, подлость, трусость, глупость,
лень, справедливость, миролюбие.
Напишите на желудях и прикрепите на доске.
3 группа «Аналитики»
– Что можете сказать о Вороне? С каким человеком можно сопоставить этот персонаж?
– Случайно ли именно Ворону Крылов доверил просветить Свинью? Вспомните, как в фольклоре относились к Ворону.
Прочтите иформацию о том, как славяне относились к дубу.
Что, по-вашему, олицетворяет Дуб?
Дуб – отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину – его устами Крылов и передает нам мораль басни.)
Дуб
Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Предание о мировом древе, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небесный свод, славяне относят к дубу.
В их памяти сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира.
Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море, среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила.
Существует предание о железном дубе, на котором держатся вода, огонь и земля, а корень его покоится на божественной силе. Бытовало поверье, что семена дуба прилетают по весне из Ирия. В древности наши предки творили суд и правду под старыми дубами.
КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.
– Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.
4 группа «Артисты»
В каких строчках заключена мораль басни? – Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (слайд10)
В каких жизненных ситуациях их можно использовать?
Подготовьте чтение басни по ролям. Подумайте, как передать характер персонажей.
Вспомните, как читал басню артист.
5 группа
Сравните басни Лессинга «Дуб и свинья», басню Эзопа «Путники и платан» с басней Крылова, результаты сравнения занесите в таблицу. Сделайте вывод, что нового внёс в басню И.Крылов.
сходства
различия
Форма произведения
персонажи
характеры персонажей
мораль басни
6. Минипроект –
– Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. Ведь еще Н.В.Гоголь назвал творчество И.А. «книгой мудрости русского народа».
-В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнить хотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах листочки в форме свитков, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басен Крылова и прикрепите на страничке в Книге мудрости.
(На доске: символическая книга, заполняют свитки, отвечают 3-4, остальные просто прикрепляют)
7.Домашнее задание: выучить наизусть басню
Анализ басни «Свинья под дубом» (вопросы адресуются участникам групп, они отчитываются о проделанной работе, выбирая ответственного) + отработка навыка выразительного чтения в ходе работы
– Какое чувство вызывает у читателя Свинья?
(неприятное, отвращение, она нам не нравится)
– Почему? Какой описывает Крылов Свинью?
(глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии).
– На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером!
(лениво, вальяжно, грубо)
-Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией!
(«неблагодарная»)
– Что такое неблагодарность? Слайд 11
(1группа: Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)
– Но это мягко сказано… Что Свинья делает? Ведь она не просто поела, не поблагодарив… ! Какие устойчивые выражения со словом свинья вы вспомнили или нашли?
( Подложить свинью, поступить по-свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья
Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол – она и ноги за стол.
По образу – как я, а по уму – свинья. Свиная рожа везде вхожа.
)
–-Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по-свински, подложить свинью? Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?
(устроить втихомолку и незаметно неприятность, гадость, совершить подлость, вместо благодарности на добро ответить злом, нанести вред, поступить подло, некультурно, неблагородно)
– Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?
(нет, ее «ничуть то не тревожит»)
-Почему?
(Потому что она не только неблагодарная некультурная, но еще и необразованная: не осознает, не желает понять, откуда берутся жёлуди, и из-за своего невежества начинает подрывать корни дуба, т.е разрушать то, что даёт ей пищу)
– Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?
(зачитывают)
– Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи? Слушаем
(Невежа – не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный человек.
Невежда – необразованный, несведущий человек; неуч.)
– Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?
– Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?
4 группа
– Что можно сказать о других персонажах басни? (6 группа) Слайд 15
(Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что она его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
Дуб – отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину – его устами Крылов и передает нам мораль басни.)
– Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.
– Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.
– Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?
(Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки).
-
Чтение басни по ролям
-
Минипроект – Слайд 16
– Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. Ведь еще Н.В.Гоголь назвал творчество И.А. «книгой мудрости русского народа».
-В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнить хотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах листочки в форме свитков, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басен Крылова и прикрепите на страничке в Книге мудрости.
(На доске: символическая книга, заполняют свитки, отвечают 3-4, остальные просто прикрепляют)
-
Итоги урока (отзыв учителя, оценки) Слайд 17
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
Ив памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский.
-Пусть и в вашей памяти, ребята, останутся крылатые крыловские слова, строчки из его басен, постоянно напоминая о том, что недостатки и порки необходимо искоренять.
-
Домашнее задание: Слайд 18
-
Выучить басню наизусть
-
Подготовить инсценировку
-
Продолжить заполнение таблицы
Источник: https://infourok.ru/osmeyanie_nevezhestva_i_neblagodarnosti_v_basne_i._krylova-284203.htm