Характеристика Яши (Вишневый сад)
Целая галерея персонажей изменяющейся Руси проходит перед зрителями пьесы А.П.Чехова. Образ и характеристика Яши в пьесе «Вишневый сад» вызывают только негативные чувства. Герой молод и безнравствен. Он не любит родину, не дорожит матерью, пользуется чувствами влюбленной девушки.
Место в сюжете
Яков введен в пьесу с разными целями: показать новое поколение крестьян. Оно цинично, жестоко и безнравственно. Невежественность Яков подменяет внешним стремлением подчиниться всему иностранному. Лакей наводит лоск, набирает в речи несколько французских выражений. Он выглядит смешно, но зритель (читатель) понимает, что это смех сквозь слезы.
Роль в пьесе
У Якова непростая роль. Лакей Яков – особый класс. Это обнаглевшая прислуга, которая пытается руководить хозяевами. Он пользуется тем, о чем прежние слуги даже не мечтали. Яков пугает, можно представить, насколько развратит легкая жизнь мужчину. Страшно представить, сколько таких Яковов гуляет по загранице, унижая и оскорбляя все русское.
Авторитеты и пристрастия
Преклонение перед иностранным – основное в образе слуги. Яков гордится тем, что не заслужил своим умом, а преподнесла ему судьба. Оказавшись лакеем Раневской, он попадает во Францию. Бездельник пользуется дарами судьбы: требует в ресторанах дорогие блюда, курит сигары, пьет шампанское.
Якову кажется, что это его жизнь. Он горд и напыщен. Французская культура не меняет русского хамства и безграмотности. Якова не волнует положение господ. Он произносит фразу: «Да здравствует Франция!», надеясь всю свою никчемную жизнь провести за границей.
Читатель может представить его будущее по-разному. Лакей будет рядом с Раневской, пока у нее будут деньги. Он сможет прислуживать другим дворянам, уехавшим из страны. В его характере столько подхалимства и наглости, что смена хозяев не удивит читателя.
Страшно слушать Якова.
Безграмотный ленивый наглец называет Россию страшными словами:
- необразованная;
- безнравственный народ;
- невежество;
- скука;
- на кухне кормят безобразно.
Все характеристики стоят рядом: еда, народ, школа и честь. В словах лакея нет логики, но есть уверенность, что ему разрешено ругать Россию и русский народ.
Яков и Дуняша
Горничная Дуняша, бедная девушка, влюбляется в Якова. Ее покоряют лоск и умные слова лакея. Иностранный шарм для ничего не видевшей Дуни – это эталон невозможного. Она не может выехать дальше своего имения, а Яков был в другой стране.
О чем еще может мечтать крестьянка? Все его фразы, иностранные изречения она принимает за образованность и культуру. Мужчина пользуется наивностью, он делает вид, что влюблен, но все завершается печально. Яков начинает воспитывать горничную: «Ведите себя прилично…» – не придется плакать.
В этих словах не только грубость, но и безнравственность лакея. Его жестокость, умение манипулировать людьми отталкивают. Яков обобщает самое ценное чувство – любовь, сравнивает его с распутством. Не хочется быть рядом с персонажем. Возможно, поэтому автор добавил к образу неприятный запах.
С Яковом никто не хочет стоять близко, то он пахнет селедкой, то курицей.
Яков и старшее поколение
Два лакея Яков и Фирс – это два поколения прислуги. У Якова жизнь начинается, у Фирса подходит к концу. В молодом юноше нет уважения к старости. Он не любит мать, заставляет ее ждать в людской.
Старая женщина может ждать сына в людской по несколько дней. Якову напоминают о матери, но он не торопится повидаться с ней. Причем он готов вообще с ней не встречаться: «Бог с ней совсем!».«Очень нужно…».
«Могла бы и завтра прийти».
Насмешки над старым лакеем не добавляют Якову положительного отношения читателя. Ему чем-то надоел старый слуга. Он не стесняется в выражениях: «Хоть бы ты поскорее подох…». Высокомерие, которому нет оснований, не поражает, а вызывает грусть.
Грустный образ наглого лакея вызывает тоску за будущее России. Яков отказывается от своих корней, презирает женщину, подарившую ему жизнь, оскорбляет того, кто равен ему по положению в имении. Классик образом лакея предупреждал, что будет с Россией, если не изменить отношения внутри общества, не вернуться к образованию и культуре.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2037-harakteristika-yashi-vishnevyy-sad.html
«Вишневый сад» характеристика героев
Аня – дочь Раневской, 17 лет. Захвачена студентом Петром Трофимовым и находится под его влиянием. Под влиянием его рассуждений о том, что нужно искупить прошлое страданием и непрерывным трудом, говорит, что уже не любит вишневого сада, как прежде, и непременно уйдет из дома.
Утешая мать после продажи имения, декламирует так же, как и Трофимов: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого …» – и т. Д, В ней есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезда из старого дома, потому что «начинается новая жизнь».
Привлекательные ее решимость и энтузиазм, но в то же время у них есть привкус возможного разочарования: слишком легко и безоглядно верит она Трофимову, который красиво декларирует свои убеждения, хотя ничем пока не подтвердил их.
«Вишневый сад» характеристика Варе
Варя (Варвара Михайловна) – дочь Раневской, 24 лет. Варя фактически выполняет роль экономки Раневских, все хозяйство лежит на ней, и она добросовестно выполняет свои обязанности.
Варя ждет предложения от купца Лопахина, он нравится ей, как и она ему, но почему-то медлит с объяснением, даже тогда, когда его к этому подталкивают. Как объясняет сама Варя, «у него дел много, ему не до меня».
Варя говорит, что мечтает выдать Аню за богатого, а сама бы потом пошла в пустынь, в Киев, ходила бы по святым местам. После продажи имения, так и не дождавшись предложения Лопахина, зпрацюе экономкой в других помещиков.
«Вишневый сад» характеристика Гаева
Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. Чтобы скрыть свои переживания, принимает словечки вроде «кого?» Или бильярдные «от пули направо в угол». Сентиментален, как и сестра.
В нем есть артистизм (знаменитое обращение к «многоуважаемой шкафы») и искренность. Он увлекается и говорит слишком много, декламирует, потом спохватывается, понимая неуместность своих выступлений.
О себе говорит, что он человек восьмидесятых годов и ему доставалось немало за убеждения. Идеалист и романтик, он строит различные планы спасения имения, честью своей клянется племянницы Ани, что имение не будет продано, хотя ничего у него не получается.
После продажи вишневого сада устраивается служащим в банке, на что Лопахин с сомнением замечает: «впрочем не усидит, ленив очень …»
«Вишневый сад» характеристика Лопахина
Лопахин Ермолай Алексеевич – купец. Его отец, торговал в лавке в селе, был крепостным у деда и отца Раневской. Он чувствует благодарность к ней за то, что она много для него сделала, и говорит, что любит как родную. Теперь он разбогател, но о себе с иронией говорит, что «мужик мужиком».
Он искренне хочет помочь Раневской выручить их вишневый сад, который продается за долги, и предлагает проект – разбить землю и вишневый сад на дачные участки и отдавать в аренду под дачи. Для этого следует, по его мнению, вырубить вишневый сад.
Пытаясь внушить им, что нужно делать, он наталкивается на протест и полное непонимание со стороны хозяев. Лопахин лишен эстетического чувства и, если для Раневских сад – символ прежней счастливой жизни, символ их молодости, то для Лопахина замечательного в нем «только то, что он большой».
Раневские для него странные именно своей легкомыслием и неделовитость. Сам он, по его словам, встает в пять часов утра, работает с утра до вечера.
В Лопахина чувствуется страсть и размах, и сам он чувствует свою огромную силу, которая требует приложения и выхода.
Откликаясь на размышления студента Трофимова о будущем и о том, что надо работать, он говорит, что при тех необъятных просторах, которые дал им Бог, они и сами должны быть великанами. В конце концов Лопахин покупает вишневый сад.
Это момент наивысшего его торжества: он, сын мужика и сам мужик, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». В нем неожиданно проступает действительно грубое, хищническое начало, купеческий безудерж ( «За все могу заплатить!»). Радость буквально рвется из него, он хохочет и топает ногами.
«Вишневый сад» характеристика Раневской
Раневская Любовь Андреевна – помещица, пять лет прожила за границей. Шесть лет назад умер ее муж, потом утонул младший, семилетний сын Гриша. Лопахин отзывается о ней как о легкой, простого человека. В Париже она жила открытым домом, принимала гостей, тратила много денег. Сентиментальная.
Ее монологи полны чувствительности и пафоса: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно …» Вернувшись в имение, плачет при виде своей детской. Пообедав в городе и потратив много денег, искренне раскаивается в своих бессмысленных расходах, зная, что Варя из экономии кормит всех молочным супом.
Она понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами, но тем не менее снисходительна к себе, измениться не может и не хочет. Она требует яркого, красивого, насыщенной жизни.
Привязана к человеку, с которым жила во Франции и который, по ее словам, обокрал и бросил ее, а теперь снова зовет ее, она готова снова ехать к нему, хотя и понимает, что это не принесет ей счастья. В финале, после продажи вишневого сада, Р. отправляется в Париж.
«Вишневый сад» характеристика Трофимова
Трофимов Петя – бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Разночинец. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, носит очки и Резонерство о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать».
Герой красиво проповедует веру в непременный наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что «человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину ».
Он разоблачает «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешной.
О своих отношениях с Аней он говорит, что они выше любви: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! “Опять же, как и Гаев, он призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье.
Раневская не без основания упрекает его в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продать. Она точно подмечает, что он только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил, только судьба бросает его с места на место.
Повторяя любимое слово Фирса, она называет его недотепой и гимназистом второго класса. На иронический вопрос Лопахина, дойдет он до «высшей правды», Трофимов уверенно отвечает: «Дойду или укажу другим путь, как дойти». В финале он разыскивает забыты галоши, которые становятся символом его неудачного, несмотря на хорошие слова и вдохновляющий пафос, жизни.
«Вишневый сад» характеристика Дуняши
Дуняша – горничная. Обеспокоена главным образом желанием выйти замуж. Ей сделал предложение Епиходов, но она проявляет знаки внимания, а потом признается в любви лакею Яши.
Простодушно кокетничая с ним, Дуняша говорит о себе: «Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни.
Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь … »
«Вишневый сад» характеристика Епиходова
Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик. Играет на гитаре. Его называют «двадцать два несчастья», поскольку с ним постоянно случаются разного рода неприятности: то он перебрасывает стул, то упускает букет, то еще что-нибудь. Он делает предложение горничной Дуняше.
О себе говорит: «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться …» При этом постоянно носит при себе пистолет. Язык его очень затейливая, так что трудно бывает понять, что он хочет сказать.
«Вишневый сад» характеристика Семенова-Пищика
Симеонов-Пищик Борис Борисович – помещик.
Чудак, который осуществляет смешные поступки, хвастается своим лошадиным здоровьем (считает, что от лекарств ни вреда, ни пользы, и выпивает вместе все пилюли Раневской), несмотря на то, что с ним уже дважды был удар.
Лейтмотив его образа – хлопоты о деньгах, которые он постоянно занимает у всех. В финале он выплачивает часть долгов, потому что отдал англичанам в аренду свою землю.
«Вишневый сад» характеристика Фирса
Фирс – лакей, старый 87 лет. Тип слуги старого времени, беззаветно преданного хозяевам и заботится о них, как о собственных детях. Когда отменили крепостное право, он был старшим камердинером и «не согласился на волю, остался при господах».
Постоянно вспоминает прошлое, когда барин “ездил в Париж … на лошадях …» и когда все было понятно: «мужики при господах, господа при мужиках». Он плачет от радости, что барыня приехала. Фирс плохо слышит, и его оговорки невпопад вызывают жалость и сочувствие.
После продажи имения и отъезда хозяев Фирса забывают в старом забитом дома.
«Вишневый сад» характеристика Шарлотты
Шарлотта Ивановна – гувернантка Раневских. Умеет показывать фокусы. О себе рассказывает, что ее родители ездили по ярмаркам и давали концерты, в которых участвовала с различными трюками и она. Она жалуется, что у нее нет настоящего паспорта, так что она даже не знает, сколько ей лет. Героиня чувствует себя очень одинокой и жалуется, что ей не с кем поговорить.
«Вишневый сад» характеристика Яши
Яша – молодой лакей. Карикатурная, саркастически изображена фигура – хам, чрезвычайно доволен собой и поклоняется всему иностранному. Когда ему сообщают, что к нему пришла мать из деревни и со вчерашнего дня ждет в человеческий, он пренебрежительно говорит: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти». Выражая свои взгляды на жизнь, выдает такие перлы: «По-моему так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». Фирсу один он цинично говорит: «Надоел ты, дед. Хотя бы ты поскорее подох ». Он просит Раневскую взять его снова в Париж, потому что в России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука …»
Источник: https://fizika-ili-himija.ru/vishneviy-sad-harakteristika-geroyiv/
Описание образа Лопахина в пьесе «Вишневый сад»
Вот это изменение общественных формаций и показал Чехов пьесе «Вишневый сад». Представителем буржуазии в пьесе есть Лопахин. Он, выходец из простого народа, сумел стать хозяином жизни. «Только что вот богатий, денег много, а когда подумать и разобраться, то мужиком-мужиком»,- говорит он.
Лопахин живет в то время, когда над миром властвовал один господин и бог – голый чистоган. Может быть, Лопахин не был бы таким человеком, если бы жил в другое время. Он был выходцем с мужикив, его дед находился у крепостной зависимости в господ Раневских. Очень рано он понял, что такое господа, а что – мужик. Очевидно, Лопахин грамотный.
Он, правда, засыпает над книгой, но строки из «Гамлета» Шекспира зажгли ему в душе: «Охмелия, иди в монастырь…»
Он воспитан, знает, как говорить с господами. Его голос становится мягким, добрым, когда он утешает Раневскую, Но Лопахин – это” капиталист. Ему нужны деньги, и он их извлекает любым путем. Он буквально требует, чтобы Раневская продала ему вишневый сад. Лопахин решительный и напористый в достижении поставленной цели.
Вишневый сад – его давняя мечта, и он покупает его. Если ему нужны будут деньги, он достанет их. Не пожалеет он денег и для выгодного соглашения. Капитализм немыслимый без таких Лопахиних. Но он, по мнению Чехова, нужен для обмена веществ, чтобы мир не стоял на месте. Он хищник, который сожрет каждого, который слабее его.
Но в то же время и он понимает, что ему не пройти бедствия, если появится зверь сильнее его. Поэтому й Лопахин будет выворачиваться, искать лазейки, во избежание разрушение и обнищание.
Не всегда такая жизнь удовлетворяет его, со слезами говорят он: «0, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
Сохранились у него, правда, некоторые черты хорошего человека: у него «тонкие, нежные руки», он добрый и чуткий на ласку. Не совсем равнодушный он и к красоте: «А когда мой мак цвел, что это была за картина!» Но сразу слышим от него: «заработал сорок тысяч…»
Лопахин не скрывает нет от кого, что он «мужик… попросту». Он совсем не отдаляется от народа. Очевидно, он считает, что лучше не садиться в чужие сани и не лезть « со свиным рылом в калашний ряд»..
В пьесе Чехов показал торжество буржуазии. Но он убеждает зрителя, что это господство временное, потому что ему на смену идет другая сила – творческая, демократически настроенная интеллигенция, которая превратит мир в других, справедливых началах.
Он выходит из той мысли, которые в реальной жизни люди не так часто ссорятся, мирятся, бьются и стреляются, как это происходит в современных пьесах. Намного чаще они просто гуляют, разговаривают, пьют чай, а в настоящее время и разбиваются их сердца, строятся или разрушаются судьбы. Внимание сосредоточено не на событии, а на внутреннем миру героев, настроения, чувстве, мыслях.
Из этого и родился прием Чехова, который теперь принято называть смысловым подтекстом, «подводным течением», «теорией айсберга».
«На сцене должно быть все так же просто и так же сложно, как в жизни» (Чехов). И действительно, в произведениях А. П. Чехова мы видим не изображение самого быта, как это было в А. Н. Островского, а отношение кнему.
Основной замысел Чехова в создании новой пьесы не мог не отразиться на особенностях драматического произведения в обычном его понимании (завязка, развитие действия и т.д.). Сюжет новый, фабула отсутствующая. У Чехова сюжет – судьба России, а фабула – лишь сцепления событий.
Можно сказать, что пьеса Чехова держится не на интриге, а на настроении. В композиции произведения это особое лирическое настроение создают монологи героев, восклицания («Прощай, старая жизнь!»), ритмические паузы.
Даже пейзаж вишневого в цвету использует Чехов, чтобы передать ностальгическую грусть Раневской и Гаева по старой беззаботной жизни
Интересные также чеховские детали: звук струны, которая лопнула, как оттеняющий и усиливающее эмоциональное впечатление, бутафория, реплики, а не только пейзаж, как у Островского.
Например, телеграмма, которая получила Раневская в самом начале пьесы, есть как бы символом старого жизни. Получая ее в конце пьесы, Раневская тем самым не может отказаться от старого жизни, она возвращается туда.
Эта деталь (телеграмма) помогает оценить отношение Чехова к Раневской, что не смогла переступить в новую жизнь
Лирическое настроение пьесы связанный и с особенностью ее жанра, что сам автор определял как «лирическую комедию» . Определяя жанр пьесы, нельзя не отметить, что у Чехова нет положительного героя, наличие которого было характерно для произведений предшественников. В пьесе Чехова нет однозначной оценки характеров героев.
Например, Шарлотта Ивановна у Чехова и комический, и в то же время трагический герой. Но в пьесе есть единственный герой, которого автор оценивает беспощадно, – это Яша. «Вишневый сад» – это комедия стариков отживших типов людей, которые пережили свое время. Чехов с грустью подсмеивается над своими героями.
Над старым Гаевим, «прожившим свой залог на леденцах», которому еще больше «древний» Фирс по привычке советует, которые «брючки» надеть, над Раневской, клявшейся в любви к Родины и сразу же уезжающей назад в Париж, пока не передумал возвращаться любовник.
Даже над Петей Трофимовим, что, казалось бы, символизирует восстановление России, Чехов иронизирует, называя его «вечным студентом».
Стремление Чехова показать широкий социальный фон событий, которые происходят в пьесе, приводит к тому, что он изображает большое количество внесценических персонажей.
Все люди, которые когда-то были связаны с имением, как бы окружают его, влияют на жизнь реально действующих персонажей (отец Лопахина, родители Раневской, ее мужчина и сын, парижский любовник, тетушка Ани, к которой собираются обращаться за деньгами, и т.д.).
Несомненной художественной стоимостью пьесы можно считать максимально простой, естественный и индивидуализированный язык персонажей.
Восхищенные речи Гаева, повторы некоторых слов, которые делают его речь мелодичной, его бильярдные сроки, забавные реплики Шарлотти Ивановны, сдержанный язык «лакея из хорошего дома» Фирса, купеческая говорок Лопахина индивидуализируют персонажей, свидетельствуют о талантливости их творца
Но новаторство Чехова в то время было далеко не очевидным для современников, потому что зритель, воспитанный на произведениях Пушкина, Лермонтова, Островского, не мог постичь драматургии Чехова.
Автор долго старался убедить и актеров, и режиссеров в том, что его пьеса – это комедия, а не трагедия. В того-то и новаторство Чехова, который у него нет внешнего конфликта, его конфликт внутренний.
Он основан на несоответствии внутреннего душевного залога и окружающей действительности
Художественная своеобразность пьесы «Вишневый сад» помогает нам понять, почему пьесы Чехова до сих пор интересные, актуальные, а также чему их автора называют одним из основоположников « нового театра».
Описание образа Лопахина в пьесе «Вишневый сад»
Источник: https://forege2015.blogspot.com/2015/03/blog-post_433.html
Характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад» – образ для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru
Образ Гаева в пьесе «Вишневый сад» стал карикатурой на дворянство в целом.
Все отрицательные стороны Раневской нашли более уродливое отношение в ее брате, тем самым еще более подчеркивая комизм происходящего.
В отличии от Раневской, описание Гаева в основном находится в ремарках, которые раскрывают его характер через действия, в то время как персонажи крайне мало говорят о нем.
Особенности характера Гаева
О прошлом Гаева рассказывается очень мало. Но понятно, что он человек образованный, умеющий обличать свои мысли в красивые, но пустые речи.
Всю жизнь он прожил в своем имении, завсегдатай мужских клубов, в которых предавался своему любимому занятию-игре в бильярд. Все новости он приносил именно оттуда и там же получил предложение стать служащим банка, с годовым окладом в шесть тысяч.
Однако для окружающих это было очень удивительно, сестра говорит: « Где тебе! Сиди уж…», сомнение высказывает и Лопахин: «Только ведь не усидит, ленив очень…». Единственным человеком, который верит ему, является его племянница Аня « Я верю тебе дядя!».
Чем же вызвано такое недоверие и в чем-то даже пренебрежительное отношение со стороны окружающих? Ведь даже лакей Яша показывает свое неуважение к нему.
Как уже было сказано, Гаев – пустослов, в самые неподходящие моменты он может пуститься в разглагольствования, так, что все окружающие просто теряются и просят его молчать. Леонид Андреевич и сам это понимает, но это часть его натуры. Так же он очень инфантилен, не способен отстаивать свою точку зрения, да и сформулировать ее толком не может.
Ему так часто нечего сказать по существу, что постоянно звучит его любимое слово « Кого» и появляются совершенно неуместные бильярдные термины.
Фирс до сих пор ходит за своим хозяином как за малым дитём, то с брючек пыль стряхивает, то несет ему теплое пальто, и для пятидесятилетнего мужчины ничего зазорного в такой опеке нет, даже спать он идет ложиться под чутким взором своего лакея. Фирс искренне привязан к хозяину, но даже Гаев в финале пьесы «Вишневый сад» забывает про своего преданного слугу.
Он любит своих племянниц и свою сестру. Вот только стать главой семьи, в которой он остался единственным мужчиной, так и не смог и помочь никому он не может, так как ему это в голову даже не приходит. Все это показывает, насколько неглубоки чувства этого героя.
Для Гаева вишневый сад значит так же много, как и для Раневской, но, как и она не готов принять предложение Лопахина.
Ведь разбить имение на участки и сдавать в аренду «пошло», во многом по тому, что это приблизит их к таким дельцам как Лопахин, а для Леонида Андреевича это недопустимо, так как он считает себя истинным аристократом, поглядывая свысока на таких вот купцов.
Вернувшись в подавленном состоянии с аукциона, на котором было продано имение, у Гаева на глазах лишь слезы, и едва услышав удары кия об шары, они высыхают, еще раз доказывая, что глубокие переживания ему попросту не свойственны.
Гаев как заключительная ступень эволюции дворянства в творчестве А.П. Чехова
Гаев замкнул цепь, состоящую из образов дворян, созданных Чеховым на протяжении всей творческой жизни. Он создал «героев своего времени», аристократов с прекрасным образованием, не способных отстаивать свои идеалы, и именно эта слабость позволила занять господствующее положение таким, как Лопахин.
Для того, что бы показать насколько обмельчали дворяне, Антон Павлович максимально занизил образ Гаева, доведя его до карикатуры. Многие представители аристократии очень критично отнеслись к такому изображению своего класса, обвиняя автора в незнании их круга.
Но ведь Чехов и хотел создать даже не комедию, а фарс, что у него с успехом получилось.
Рассуждения об образе Гаева и описание особенностей его характеры может быть использована учениками 10 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад»».
Источник: https://erainfo.ru/xarakteristika-gaeva-v-pese-vishnevyj-sad-obraz-dlya-sochineniya-po-teme/
Образ Лопахина в пьесе Чехова «Вишневый сад» на Сёзнайке.ру
При создании пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехов большое внимание уделял образу Лопахина как одному из центральных образов комедии. В раскрытии авторского замысла, в решении основного конфликта именно Лопахину принадлежит очень важная роль.
Лопахин необычен и странен: он вызывал и вызывает недоумение многих литературоведов. В самом деле, чеховский персонаж не укладывается в рамки обычной схемы: грубый, необразованный купец уничтожает красоту, не задумываясь над тем, что он делает, заботясь лишь о своих прибылях.
Ситуация для того времени типичная не только в литературе, но и в жизни. Однако, если хоть на мгновение представить себе Лопахина таковым, рушится вся тщательно продуманная система чеховских образов.
Жизнь сложнее всяких схем, и потому предложенная ситуация отнюдь не может быть чеховской.
В среде русского купечества появились люди, явно не соответствовавшие традиционному понятию о купцах. Двойственность, противоречивость, внутренняя неустойчивость этих людей ярко переданы Чеховым в образе Лопахина. Противоречивость Лопахина особенно остра потому, что положение черезвычайно двойственно.
Ермолай Лопахин — сын и внук крепостного. Ему в память до конца жизни, наверное, врезалась фраза, сказанная Раневской избитому отцом мальчику: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет…».
Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: «Мужичок… Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках… а если подумать и разобраться, то мужик мужиком…». Лопахин глубоко страдает от этой двойственности.
Он уничтожает вишневый сад не только ради наживы, да и не столько ради нее. Была другая причина, гораздо важнее первой — месть за прошлое. Он уничтожает сад, прекрасно сознавая, что это — «имение, лучше которого ничего нет в мире».
И все же Лопахин надеется убить память, которая против воли всегда показывает ему, что он, Ермолай Лопахин, — «мужик», а разорившиеся владельцы вишневого сада — «господа».
Всеми силами Лопахин стремится стереть грань, отделяющую его от «господ». Он единственный, кто появляется на сцене с книгой. Хотя потом он и признается, что ничего в ней не понял.
У Лопахина есть своя социальная утопия. Он очень серьезно рассматривает дачников как огромную силу в историческом процессе, призванную стереть эту самую грань между «мужиком» и «господами». Лопахину кажется, что уничтожая вишневый сад, он приближает лучшее будущее.
В Лопахине есть черты хищного зверя. Но деньги и власть, приобретенная вместе с ними («За все могу заплатить!»), калечили не только таких людей, каким был Лопахин.
На торгах в нем просыпается хищник, и Лопахин оказывается во власти купеческого азарта. И именно в азарте он оказывается владельцем вишневого сада.
И он вырубает этот сад еще до отъезда его прежних владельцев, не обращая внимания на настойчивые просьбы Ани и самой Раневской.
Но трагедия Лопахина в том, что он не осознает собственного «звериного» начала. Между его помыслами и действительными поступками лежит глубочайшая пропасть. В нем живут и борются два человека: один — «с тонкой, нежной душой»; другой — «хищный зверь».
К моему величайшему сожалению, победителем чаще всего оказывается хищник. Однако очень многое в Лопахине привлекает. Удивляет и оглушает его монолог: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоящему великанами…»,
Да полно! Лопахин ли это?! Не случайно Раневская пытается понизить пафос Лопахина, спустить его «с небес на землю». Такой «мужичок» удивляет и пугает ее. Лопахину свойственны взлеты и падения. Его речь может быть удивительна, эмоциональна. И тут же — срывы, провалы, свидетельствующие, что о подлинной культурности Лопахина говорить не приходится («Всякому безобразию есть свое приличие!»).
У Лопахина есть стремление, настоящая и искренняя жажда духовности. Он не может жить только в мире барышей и чистогана. Но как жить иначе ему тоже неизвестно. Отсюда и его глубочайший трагизм, его надорванность, странное сочетание грубости и мягкости, невоспитанности и интеллигентности.
Трагизм Лопахина особенно отчетливо виден в его монологе в конце третьего действия. Особенного внимания заслуживают авторские ремарки. Сначала Лопахин ведет совершенно деловой рассказ о ходе торгов, он откровенно радуется, даже гордится своей покупкой, потом сам же конфузится.
Он ласково улыбается после ухода Вари, нежен с Раневской, горько-ироничен к самому себе…
«О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…». И тут же: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!».
Да полно, за все ли?
Поймет ли Лопахин когда-нибудь всю свою вину перед заколоченным в доме Фирсом, перед уничтоженным вишневым садом, перед родиной?
Лопахин не может быть ни «нежной душой», ни «хищным зверем». В нем одновременно уживаются эти два противоречивых качества. Будущее не сулит ему ничего доброго именно в силу его двойственности и противоречивости.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9424-obraz-lopahina-v-pese-chehova-vishneviy-sad