Сложность анализа поэмы «Полтава»
В этой поэме, написанной в 1828 году, разрабатывается волновавшая в то время А.С.Пушкина государственная тема, вопрос об исторической судьбе русского государства.
По своему сложному строению «Полтава» была не похожа на другие поэмы Пушкина (и современных ему поэтов) и потому осталась непонятой и не оцененной ни современниками, ни позднейшей критикой.
Между тем поэт придавал большое значение этому произведению и был очень огорчен неуспехом его у читателей и критики. «Самая зрелая из всех моих стихотворных повестей, – писал Пушкин в одной статье, – та, в которой все почти оригинально…
«Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» – не имела успеха…» Сложность поэмы состояла в том, что в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, не связанные между собой темы.
Первая тема – судьба русского государства среди других европейских стран, способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками.
Эта тема (борьба непобедимого полководца Карла XII с Петром I) связывалась в сознании Пушкина с недавними близкими ему событиями 1812-1815 годов – нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг».
Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу.
- …Но в искушеньях долгой кары,
- Перетерпев судеб удары,
- Окрепла Русь.
- Так тяжкий млат,
- Дробя стекло, кует булат.
Центральным эпизодом этой темы является Полтавский бой, центральным героем ее – Петр I.
Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным, как государственным мыслителем, – тема многонациональное русского государства, вопрос об исторической закономерности объединения разных наций в одно государство и прочности их связи с русским народом и государством.
Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России.
В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение родины, а как коварного властолюбца, презирающего и свободу, и родину. Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме только поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи и не подумал бы о судьбе отдельной личности, частного человека.
Третья тема «Полтавы» – судьба человека, далекого от участия в политических событиях его времени и все же гибнущего, раздавленного колесом истории. Мария – сильная и страстная женщина.
Она преодолевает религиозные препятствия (Мазепа, как крестный отец Марии, по религиозным законам не мог быть ее мужем), проклятие родителей, позор в глазах общества и завоевывает себе личное счастье… Но неожиданные для нее грандиозные и страшные исторические события становятся причиной ее гибели.
Поместив драматический эпизод встречи сошедшей с ума Марии с Мазепой в конец поэмы, Пушкин придал трагический характер и всему произведению. «Сильные характеры и глубокая трагическая тень, наброшенная на все эти ужасы, – вот что увлекло меня», – писал Пушкин в одной заметке.
Создавая эту поэму, вполне реалистическую по своему содержанию, Пушкин написал ее несколько приподнятым стилем, напоминающим стиль украинских народных песен – «дум».
Таково начало поэмы («Богат и славен Кочубей» и далее, поэтические сравнения в описании красавицы Марии, стихи «Не серна под утес уходит» – и далее), монолог Кочубея о трех кладах, звучащий как вставная песня, стихи «Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне?» и другие.
ПОРТРЕТ – изображение внешности героя или группы персонажей: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Функции портрета определяются методом, жанром, стилем, конкретными художественными задачами. (Портрет Базарова в «Отцах и детях»).
Источник: https://www.school-essays.info/slozhnost-analiza-poemy-poltava/
Книга «Полтава»
* “Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, – вот что увлекло меня, – признавался сам поэт, – “Полтаву” написал я в несколько дней; далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все.”
* Читая поэму Пушкина «Полтава», не один, вероятно, читатель остановился в недоумении на строках 378-й и следующей, которые звучат так:
Во тьме ночной они, как воры,
Слагают цифр универсалов…
«Универсалами» назывались на украинском языке тех дней гетманские указы. Слово «цифр» здесь употребляется в смысле “тайнопись”.
*Поэма А.Пушкина «Полтава» изначально должна была называться «Мазепа».
*Историей гетмана, который пошел против царя Петра, поэт интересовался еще во времена своей кишиневской и одесской ссылки. Биографическая хроника Пушкина зафиксировала, что в январе 1824 г.
вместе с братьями Липранди он специально приезжал в Бендеры, чтобы побывать на месте, где располагался лагерь Карла XII и Мазепы. Посетил Варницу, встретился с 135-летним украинцем Николаем Искрой (кто когда-то, в детстве, бывал в лагере шведов и видел короля!), расспрашивал его о Мазепе; пытался отыскать могилу гетмана.
Впоследствии, завершая поэму «Полтава», Пушкин вспомнил этот эпизод:
И тщетно там (в околицах Бендер. — В.П.) пришлец унылый
Искал бы гетманской могилы:
Забыт Мазепа с давних пор!
*Факт поездки в Бендеры весьма красноречивый, хотя прямо и не связанный с замыслом «Полтавы». Замысел поэмы оформился у Пушкина впоследствии, в 1828 г., и вырастал он из полемических намерений автора.
* Прежде всего, зная поэму Байрона «Мазепа» (1819г.), Пушкин хотел показать другого Мазепу, — не молодого романтического любовника, наказанного соперником, а старого, обремененного тяжелыми политическими проблемами гетмана, который — ко всему — переживает позднюю любовь к юной Кочубеевне. Отвечая в 1830г.
своим критикам, Пушкин объяснял: «Байрон знал Мазепу только по вольтеровой „Истории Карла XII“. Он поражен был только картиной человека, привязанного к дикому коню, который несется по степи.
Картина конечно поэтическая,… но не ищите здесь ни Мазепы, ни Карла, ни этого мрачного, ненавистного, страднического лица, которое появляется во всех почти произведениях Байрона, но которого… у Мазепы как раз и нет».
* Другой Мазепа, согласно замыслу Пушкина, должен быть максимально приближен к своему реальному образу и вписан в драматический контекст исторических событий начала ХV??? века. «Пушкин всегда сожалел, что Байрон взялся за Мазепу и не доделал», — писал Петр Вяземский. Выходит, что среди творческих стимулов было желание «доделать» за Байрона, выйти за рамки романтической концепции образа.
* Однако не только Байрон стал для Пушкина раздражителем. В творческой истории «Полтавы» чрезвычайно важным оказался диалог-спор Пушкина с Кондратом Рылеевым, чья поэма «Войнаровский» появилась в 1824 году.
Ее сюжет строится как исповедь Андрея Войнаровского, которого случайно встретил в далеком Якутске молодой русский историк Герхард-Фридрих Миллер. Один из ближайших соратников гетмана Мазепы, сын его родной сестры, Андрей Войнаровский в 1716 г.
по приказу Петра I был схвачен в Гамбурге и, вопреки дипломатическим протестам Австрии, Франции и Швеции, отправлен в Россию. Там его ожидало заключение на несколько лет в Петропавловской крепости, а потом пожизненная ссылка в Сибирь.
Источник: https://www.livelib.ru/book/1000447317/quotes-poltava-a-s-pushkin
Одна из важных тем, которые А.С. Пушкин поднимает в своей поэме «Полтава», — тема многонациональное™ русского государства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством.
Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России.
В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу, и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, даже назвав в рукописи свою поэму «Мазепа».
В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра I. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:
Без милой вольности и славы Склоняли долго мы главы Под покровительством Варшавы, Под самовластием Москвы. Но независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра.
Сначала скажем о характере Мазепы, как одного из главных героев поэмы. Говорят: «Мазепа в поэме жестоко обруган, но не представлен в том виде, каким представляет его история. Одна дума, сочиненная Мазепою и напечатанная в истории Бантыш-Каменского, сильнее рисует характер Мазепы, нежели все эпитеты, данные ему автором поэмы». Итак, по мнению критика, Мазепа был патриот.
Но разве таким представляет его история? Совсем нет! Все его действия нисколько не показывают в нем самоотверженной любви к Малороссии. История представляет в нем хитрого, предприимчивого честолюбца и корыстника, который готов был ничего не пощадить «для себя», обличает в нем характер, несовместимый с высокою любовью к отечеству.
Пушкин понял совершенно и объяснил данный характер в следующих стихах:
Кто снидет в глубину морскую, Покрытую недвижно льдом? Кто испытующим умом Проникнет бездну роковую Души коварной? Думы в ней. Плоды подавленных страстей, Лежат погружены глубоко, И замысел давнишних дней, Быть может зреет одиноко.
Как знать? — Но чем Мазепа злей, Чем сердце в нем хитрей и ложней, Тем с виду он неосторожней И в обхождении простой.
Как он умеет самовластно Сердца привлечь и разгадать, Умами править безопасно, Чужие тайны разрешать! С какой доверчивостью лживой, Как добродушно на пирах Со старцами старик болтливый Жалеет он о прошлых днях, Свободу славит с своевольным, Поносит власти с недовольным, С ожесточенным слезы льет, С глупцом разум ну речь ведет!
Не многим, может быть, известно, Что дух его неукротим, Что рад и честно и бесчестно Вредить он недругам своим; Что ни единой он обиды С тех пор как жив, не забывал, Что далеко преступны виды Старик надменный простирал; Что он не ведает святыни, Что он не помнит благостыни, Что он не любит ничего, Что кровь готов он лить, как воду, Что презирает он свободу, Что нет отчизны для него.
Данный портрет, принадлежащий к лучшим местам поэмы, так верен, что почти на каждый стих можно привести подтвердительные события. Мазепа, выжитый польскими панами за волокитства из Варшавы, где получил блестящее образование, принят Самойловичем в дом и был 6 лет учителем его детей.
После того гетман Самойлович избавил его от Сибири за преданность До- рошенку, вывел его в люди и всегда отличал его.
Но когда Голицын, любимец Софии, так неуспешно совершил безрассудный поход свой против татар, то Мазепа, дабы угодить Голицыну и оправдать его, всю вину неудачи сложил на гетмана Самойлови- ча, оклеветал его, сочинил донос и тем погубил своего благодетеля и его семейство; после сего купил себе у Голицына гетманство.
Но когда упал сей вельможа, Мазепа не преминул донести Петру о взятках, кои брал с него Голицын, и разными происками, унижая других и выставляя только себя, при помощи Головкина он вкрался в любовь государя и пользовался его неограниченною доверенностью, в которой Петр уже позднее раскаивался.
Чтобы завладеть сокровищами удалого и для него опасного Палея, Мазепа зазвал его к себе, заключил в темницу, а потом сослал в ссылку; чтобы погубить Миклашевского и Мировича, он заставил их с горстью козаков защищать крепости против сильных отрядов; требовал казни отца своей любовницы — Кочубея и Искры за справедливый на него донос.
После того Мазепа соединяется с Карлом против Петра; но видя неудачу свою, опять обращается к Петру с предложением предать Карла. Напрасно предполагать, что такие преступные действия клонились к освобождению Малороссии для ее блага: он не имел того в виду и хотел сделать ее независимою для себя, свою независимость хотел утвердить он, завладев Малороссией.
Доказательствами послужит то, что он никогда не соблюдал выгод Малороссии и грабил ее; что он не имел, да, кажется, и не старался приобрести народную любовь, и до того был нетерпим малороссиянами, что, вступая в гетманство, должен был выговорить стрелецкий полк для охранения своей личности и позже также содержал гвардию из заднепровской вольницы и волхвов. Самое «нечестное» сватовство его и связь с дочерью Кочубея Матроною (Мариею) — своею крестницею, родная сестра коей была за его племянником Обидовским, показывает, сколько он уважал мнение малороссиян, до чрезвычайности приверженных своим обычаям.
«Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержанный с начала до конца как резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нем нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты». Такая оценка превращается в приговор одному из героев пушкинской поэмы, и в данном случае его вынес известный пушкинист Б.С. Мейлах.
Вопросы по докладу:
1) Какую историческую тему поднимает А.С. Пушкин в связи с образом Мазепы?
2) Кто такой Мазепа?
3) Каким изображают Мазепу современные украинские историки?
4) Каким изобразил Мазепу А.С. Пушкин в своей поэме «Полтава»? Как это изображение соотносится с реальной исторической личностью?
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/doklady-po-russkoj-literature/doklady-po-russkoj-literature-7-klass/4460-obraz-mazepy-v-poeme-a-s-pushkina-poltava
Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава» – Cкачать сочинение
В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца.
Рылеев, сосредоточивший внимание на политической деятельности Мазепы, только бегло упомянул об этом эпизоде.
Пушкин гениальным чутьем великого художника воспринял его как «разительную историческую черту», не только дававшую психологический ключ к пониманию характера самого Мазепы, но и позволявшую осветить его эпоху.
«Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекало меня»,- писал он позднее. Этот трагический эпизод Пушкин и положил в основу своей поэмы, разработав его с исключительной силой и глубиной.
Замечательным художественным достижением автора «Полтавы» является образ Марии с ее женским очарованием и «неженскою душой» – один из самых ярких образов женщин в пушкинском творчестве, особенно восхитивший Белинского. В своем роде не менее значителен и образ Мазепы.
В предисловии к первому изданию «Полтавы», явно имея в виду своих непосредственных литературных предшественников – Рылеева и Аладьина,- Пушкин писал: «Мазепа есть одно из самых замечательных лиц той эпохи. Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого.
История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварствах и злодеяниях (…) Некто в романтической повести изобразил Мазепу старым трусом, бледнеющим перед вооруженной женщиною, изобретающим утонченные ужасы, годные во французской мелодраме, и пр.
Лучше было бы развить и объяснить настоящий характер мятежного гетмана, не искажая своевольно исторического лица». В противовес мелодраматическому изображению гетмана Аладьиным Пушкин развивает образ «злодея» Мазепы во всей его мрачной и вместе с тем трагической глубине.
В то же время эпизод из личной жизни Мазепы – «губителя» отца Марии и ее самой – объясняет его политический облик – изменника-честолюбца. С этим органично связана и необычная структура поэмы, и действительно в высшей степени своеобразная ее композиция.
Романтическая фабула художественно закономерно сплетается (как это имело место и в историческом романе) с повествованием о важнейших исторических событиях эпохи, которое сопровождает рассказ о трагической любви Марии и Мазепы. Злодей в личной жизни, Мазепа выступает и как злодей политический.
Обманщик и предатель своей возлюбленной в третьей песни поэмы – картине Полтавской битвы – предстает как обманщик и предатель своей страны, народа. В то же время исключительно яркое, динамичное описание Полтавской битвы отнюдь не является чужеродным в романтической поэме, а составляет важнейшую часть идейно-художественного замысла автора.
Вначале Пушкин назвал было свою поэму «Мазепа», однако затем он намеренно дал ей заглавие «Полтава». Заглавие это имеет двоякий смысл. Описанием мирной жизни в Полтаве семьи Кочубеев открывается поэма.
Заканчивается она картиной Полтавского боя. И это не случайно.
Несмотря на то, что большая часть поэмы посвящена любовной истории Мазепы и Марии, именно Полтавская битва является высшей кульминацией и внутренним, идейным стержнем произведения Пушкина.
Победа под Полтавой была, безусловно, решающим моментом в истории всего петровского времени. «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого.
Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем»,- так писал Пушкин в предисловии, которое он предпослал первому изданию своей поэмы.
От исхода борьбы с Карлом XII зависело существование России как великой державы. Тем отвратительнее была продиктованная личными, корыстно-эгоистическими целями измена Мазепы.
И вот «честолюбцу, закоренелому в коварствах и злодеяниях», не любящему родины и готовому предать народ, контрастно противопоставляется Пушкиным в третьей песни «Полтавы» фигура героя-полководца, царя-патриота Петра I, за которым ощутимо стоит и вся мужающая, крепнущая, закаляющаяся, как булат под «тяжким млатом» суровых исторических испытаний, «Россия молодая».
Источник: https://schooltask.ru/obraz-mazepy-v-poeme-pushkina-poltava/
Сочинение на тему «Гетман Мазепа (по поэме А.С. Пушкина «Полтава»)» – Сочинения
Полтава… Кто-то сразу же подумает об одном из украинских городов, но речь пойдет об одноименном произведении Александра Пушкина. А точнее, об образе великого гетмана украинского государства Иване Мазепе.
Мазепа был реальным историческим персонажем. Он был не простым человеком, а государственным деятелем. Мы впервые знакомимся с этим персонажем на страницах книг по истории.
Образ Мазепы в поэме «Полтава»
Пушкин изображает его совершенно другим. Автор изображает главного героя на фоне исторических событий, но при этом полностью раскрывает качества его характера.
Пушкин обращает внимание на то, что властелин не был патриотом, очень часто был злым, хитрым, коварным, но при этом обладал сильным и волевым характером.
Каждый человек имеет право быть таким, каков он есть.
А когда он начинает это скрывать, стесняться самого себя, притворяться и подлаживаться под общий стандарт, он предаёт сам себя…
Позже мы узнаем о том, что гетман никогда не забыл обид, всегда пытался отомстить тому, кто причинил ему невзгоды. Что касается врагов властелина, то с ними он боролся любым способом, порой честным, а иногда так, как складывалась ситуация.
Мазепа и Мария
Очень четко Мазепа проявляет себя как человек в отношениях с Марией. После того, как гетман не получил одобрения на брак со стороны родителей Марии, он принял решение все равно получить то, чего он хочет.
Таким образом, он добивается казни отца Марии. Ее отец был судьей, вследствие чего Петр І приказал казнить непослушного придворного.
Патриотизм в душе Мазепы.
Очень трудно судить о том, нас колько он был патриотичен. Во время перехода на сторону Карла ХІІ, Мазепа заявил о том, что это было сделано во имя независимости Украины. Хотя перед этим он с помощью лести и подкупов заполучил милость русского царя.
А позже предал и молодого царя и его страну, Россию. Если разобраться, то желание гетмана освободить Украину было только потому, что он хотел заполучить полную власть над украинским народом. Его двойственность натуры проявляется и тогда, когда Карл начал проигрывать войну.
В это время Мазепа делает предложение Петру Первому предать Карла.
И в заключении
Заканчивая характеристику этого персонажа, можно сделать вывод, что все его действия были злыми и хорошо обдуманными.
Мазепа не знал о желаниях народа абсолютно ничего, он все время подчинялся своему желанию получить власть.
Каждый человек имеет право быть таким, каков он есть.
А когда он начинает это скрывать, стесняться самого себя, притворяться и подлаживаться под общий стандарт, он предаёт сам себя…
Неважно было, на кого эта власть будет распространяться. Именно Пушкин изобразил Мазепу абсолютно негативным персонажем, с целым списком отрицательных черт характера. В этой поэме автор четко дает понять, что главный герой заслуживает за свои действия самого сурового наказания.
Источник: https://sochinenienatemu.com/pushkin/sochinenie-na-temu-getman-mazepa-po-poeme-a-s-pushkina-poltava/
Образ Марии в поэме «Полтава»
Дочь Кочубея, как известно, звалась Матреной (Мазепа, в письмах к ней, употребляет украинские уменьшительные или ласкательные формы — Мотря, Мотренько, Мотропенко).
Но это имя было очевидно неприемлемо в поэме, особенно в ее лирических и драматических местах, где еще очень явственны приемы байронического стиля, с его идеальными, даже экзотическими героинями, носящими соответственно поэтические имена.
Если даже имя Татьяны, введенное в современный социально-психологический, реалистический роман (но роман в стихах), казалось нарушением установленных канонов и потребовало специальной, ироничной мотивировки, то имя «Матрена» в качестве имени героини поэмы звучало бы для читателей пародически, было бы диссонансом, нарушающим цельность образа.
Это имя — подобное тем, о которых упоминает Пушкин в примечании к имени «Татьяна»: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например: Агафон, Филат, Федора, Фекла и проч., употребляются у нас только между простолюдинами».
Пушкин в черновой рукописи «Полтавы» назвал однажды свою героиню ее подлинным именем — Матрена — и тотчас от этого отказался. Но новое имя было окончательно найдено лишь после некоторых колебаний.
Мелькнувшее однажды в черновике другое имя — Анна было также отклонено — потому, возможно, что поэт вспомнил, что Анной звали другую дочь Кочубея, бывшую замужем за племянником Мазепы Обидовским.
Пушкин и от него отказался и предпочел ему и всем прочим то имя, которое и утвердилось в поэме, — Мария. Это имя было издавна им любимо.
Он назвал Марией (правда, следуя и легендарной традиции) героиню «Бахчисарайского фонтана»; в форме «Мариула» упомянул его в «Цыганах»; особенно часто стал применять после «Полтавы», в позднейших прозаических вещах — в «Романе в письмах», «Метели», «Выстреле», «Романе на Кавказских водах», «Дубровском», «Капитанской дочке».
Для создания образа дочери Кочубея поэт имел, как это было показано выше, лишь очень скудные архивно-исторические материалы, достаточно характеризующие, однако, влюбленность престарелого гетмана в свою юную крестницу и ее страстное ответное чувство, выраженное в ее согласии — после того, как сватовство к ней гетмана было отвергнуто — на тайное похищение.
Похищение, как известно, не удалось — девушка почти сразу была возвращена домой — но оно было, и этот факт давал право поэту построить образ своей героини и ее судьбу, пусть исторически и неточно, но психологически глубоко мотивированно, а главное — давал возможность подвести эту сюжетную («новеллистическую») линию поэмы к» ее кульминации, где она соединяется с историей, — к казни отца обольщенной девушки ее любовником (вспомним два стиха Рылеева, столь поразившие Пушкина). Как трагический финал любовной темы, — да и не только любовной, а всей вообще темы Мазепы — к последнему свиданию гетмана с любимой им некогда дочерью Кочубея, знаменующему собой завершение испытанного Мазепой политического и личного, морального крушения.
То, что Пушкин остановился на имени «Мария», можно объяснить, помимо ритмико-фонетических соображений, помимо давнего «пристрастия» к нему, еще другими, даже важнейшими, быть может, основаниями. Во-первых, тем, что Марией была названа дочь Кочубея в «исторической повести» «Кочубей» Е.
Аладьина, к которой мы вернемся дальше. Отказаться от имени, уже известного читателям из «Невского альманаха», можно было очевидно не ради другого, тоже вымышленного, но только — вернувшись к подлинному ее имени — Матрене,— а этого Пушкин не хотел.
А во-вторых — если верно предположение, высказанное когда-то П. Е.
Щеголевым, — о том, что «Полтава» посвящена Марии Волконской (Раевской), и даже создавалась с мыслью об этой героической женщине, — о чем подробнее нам придется говорить в своем месте, — то желание» поэта дать своей героине ее имя становится еще естественнее.
Итак, создание «Полтавы» было подготовлено задолго и глубоко в творческом сознании Пушкина. Но, воссоздавая историческое прошлое, поэма перекликалась и с настоящим, и современная действительность неизбежно оказывала влияние на ее концепцию.
Историзм, столь свойственный мышлению Пушкина и составлявший один из краеугольных камней его мировоззрения, заставлял его искать причинные связи между современностью и той эпохой, которая ее породила, эпохой Петра I.
Неудача восстания декабристов, показавшая всю слабость этих передовых людей и их полную изолированность от народа, заставила Пушкина пересмотреть свое отношение к власти и к революционной тактике.
«Властитель слабый и лукавый» (как позднее назовет поэт Александра I) сменился новым царем суровым и могучим» (по формуле Лицейской годовщины 1836 г.).
Новый царь, во многом враждебный направлению последних лет царствования Александра I, возбуждал в нем «надежду славы и добра», ожидание реформ и скорой амнистии декабристам. В обиход официозных определений быстро вошло сопоставление Николая I с Петром Великим, и Пушкин охотно принимал это сопоставление, подкреплявшее его ожидания.
«Россию вдруг он оживил войной, надеждами, трудами», — говорил он о Николае, имея в виду вмешательство России в греко-турецкую борьбу, ознаменованное Наваринской победой, и войны с Персией и Турцией.
«Необъятная сила правительства, основанная на силе вещей» (как гласит формулировка в записке «О народном воспитании»), предстала перед ним в лице новой власти — и с этой «силой» надо было, после возвращения поэта из ссылки, устанавливать взаимоотношения.
Тут образцом отношений между царем и подданным явился для него, конечно, Петр Великий. Традиционный человеческий образ Петра, сложившийся в XVIII в., определялся известными словами Державина в оде «Вельможа» (1794):
- Оставя скипетр, трон, чертог,
- Быв странником, в пыли и в поте,
- Великий Петр, как некий бог,
- Блистал величеством в работе:
- Почтен и в рубище герой!
В свете этих настроений становится понятным и создание «военной» поэмы и прославление Петра, «начало славных дней» которого «мрачили мятежи и казни», понимая под «мятежами» не только стрелецкие бунты, но и предательство Мазепы.
Было бы, однако, глубокой ошибкой видеть в «Полтаве» какое бы то ни было — хотя бы, скрытое и иносказательное — положительное изображение нового царствования.
Официальные круги во главе с самим Николаем ожидали, конечно, от Пушкина прямого «воспевания» повой власти: таково было невысказанное, но явно подразумевавшееся условие «прощения», объявленного царем опальному поэту 8 сентября 1826 г.
, — условие, которое сам поэт, однако, понимал как соглашение, заключенное между ним и правительством.
Соглашение это, в представлении Пушкина, налагало на власть обязательства реформ и прощения декабристов, а самому поэту давало право быть советником власти, посредником между народом и ею.
Такое понимание высказывалось и в записке «О народном воспитании», составленной по заданию Николая в конце 1826 г.
, вскоре по возвращении поэта из ссылки, и в изданных около того же времени «Стансах», и еще более в стихотворении «Друзьям», почти непосредственно предшествующем началу работы над «Полтавой».
Если Вам понравилось сочинение на тему: Образ Марии в поэме «Полтава», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Нравится
Источник: https://soshinenie.ru/obraz-marii-v-poeme-poltava/
Исторические прототипы и герои поэмы А.С.Пушкин «Полтава» – презентация
1
2 Исторические прототипы и герои поэмы А.С.Пушкин «Полтава»
3 «Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня»,- писал А.С.Пушкин.
4 Основополагающий вопрос: Каким образом переплетаются в поэме существующие в истории процессы: болезненное, но неизбежное преобразование общества и трагические судьбы попавших под неумолимое колесо исторического прогресса людей? Каким образом переплетаются в поэме существующие в истории процессы: болезненное, но неизбежное преобразование общества и трагические судьбы попавших под неумолимое колесо исторического прогресса людей?
5 Цели работы: Познакомиться с мнениями историков, Познакомиться с мнениями историков, литературоведов о героях «Полтавы». Рассмотреть текст поэмы как настоящий источник характеристики пушкинских образов. Рассмотреть текст поэмы как настоящий источник характеристики пушкинских образов. Узнать, являются ли образы Мазепы, Марии, Кочубея и Петра 1 исторически верными или порождены творческим сознанием поэта. Узнать, являются ли образы Мазепы, Марии, Кочубея и Петра 1 исторически верными или порождены творческим сознанием поэта. Учиться выделять главное из собранной информации и оформлять работу в виде презентации. Учиться выделять главное из собранной информации и оформлять работу в виде презентации. Познакомиться с мнениями историков, Познакомиться с мнениями историков, литературоведов о героях «Полтавы». Рассмотреть текст поэмы как настоящий источник характеристики пушкинских образов. Рассмотреть текст поэмы как настоящий источник характеристики пушкинских образов. Узнать, являются ли образы Мазепы, Марии, Кочубея и Петра 1 исторически верными или порождены творческим сознанием поэта. Узнать, являются ли образы Мазепы, Марии, Кочубея и Петра 1 исторически верными или порождены творческим сознанием поэта. Учиться выделять главное из собранной информации и оформлять работу в виде презентации. Учиться выделять главное из собранной информации и оформлять работу в виде презентации.
6 Критерии оценивания проектов. Проект 1 группы Образ Мазепы Проект 2 группы Образ Кочубея Проект 3 группы Образ Марии Проект 4 группы Образ Петра 1 Содержание проекта: грамотностьлогичностьдоступность Соотнесенность с основополагающ им вопросом Оригинальность, творческий подход Умение отбирать главное Оформление, графический дизайн Общая оценка, примечания
7 Мазепа глазами историков. (Мазепа Иван Степанович – Гетман Левобережной Украины) Историк Н. И. Павленко характеризует Мазепу как лукавого царедворца, лишенного нравственных начал, как человека мстительного и жестокого, который во всех своих поступках руководствовался не интересами украинского народа, а личной выгодой. Павленко считал Мазепу изменником дела Петра. Иная точка зрения у А. Л. Юрганова. Он не считает Мазепу изменником. Все гетманы Украины после Богдана Хмельницкого оказывались на стороне противников России, т.к. российское правительство ограничивало самостоятельность Украины, что, естественно, вызывало сопротивление гетманств.
8 Каким же видит Мазепу А. С. Пушкин ? (Известно, что Пушкин хотел назвать поэму «Мазепа») В предисловии к поэме, которое позднее перестало печататься, Пушкин писал: « Мазепа есть одно из самых замечательных лиц той эпохи». В статье « Опровержение на критики» Пушкин писал : «Мне …говорили, что… я изобразил Мазепу злым. Добрым я его не нахожу… Мазепа…в моей поэме точь- в-точь как и в истории…»
9 В тексте образ Мазепы дан в несколько ином виде, нежели в предисловии. Не многим, может быть, известно, …….. Что он не ведает святыни, что он не помнит благостыни, Что он не любит ничего, Что кровь готов он лить как воду, Что презирает он свободу, Что нет отчизны для него. Это совершенно уничтожающая характеристика Мазепы. Выясняется, что в человеке ничего не остается человеческого. Однако стилистическая форма отрывка свидетельствует, что Пушкин излагает не свою точку зрения, а так называемое мнение «немногих».
10 Любящий мужчина и гетман Украины… …Что чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Мгновенно сердце молодое Горит и гаснет. В нем любовь Приходит и приходит вновь. … Пылает сердце старика, Окаменелое годами. … Но поздний жар уж не остынет И с жизнью лишь его покинет. В этой характеристике Пушкин показывает,что Мазепе не просто ведома любовь. Она может покинуть его только вместе с жизнью.
11 Близ ложа крестницы младой Сидит с поникшею главой Мазепа тихий и угрюмый. В его душе проходят думы, Одна другой мрачней, мрачней: «Умрет безумный Кочубей; Спасти нельзя его». … Но, брося взор на ложе, Мазепа думает: «О Боже! Что будет с ней, когда она Услышит слово роковое!» … Но дочери любовь Главы отцовской не искупит… Мрачные думы Мазепы-от неизбежности трагедии и невозможности ее предотвратить. В нем сталкиваются два чувства. Одно-великая необыкновенная любовь к девушке. С другой стороны, Мазепа- гетман, и он должен выполнить ту социальную роль, которую сам на себя возложил.
12 Так поэт раскрывает перед читателем чувства Мазепы, который сначала предстает злобным старцем и ни во что не верит. Но когда он говорит о Марии, перед нами совершенно другой человек, не только ведающий любовь, но и способный на глубочайшие страдания. Мария верь: тебя люблю я больше славы, больше власти.
13 Но только своего волненья Преодолеть не мог старик И на протяжный слабый крик Другим ответствовал-тем криком, Которым он в веселье диком Поля сраженья оглашал, Когда… и с этим Кочубеем Он в бранном племени скакал. Тоска, тоска его снедает, … И молча он коня седлает, И скачет с беглым королем, И страшно взор его сверкает, С родным прощаясь рубежом. Чей-то слабый крик слышит Мазепа. И это заставляет его сердцем и душой объединиться с тем, с кем скакал по полям жестоких сражений, чью дочь он крестил. Душа Мазепы рвется на части: одна принадлежит гетману Украины, другая- скорбит об обреченном на смерть друге. Закончилось крахом дело его жизни. Борьба с самодержавным великаном обернулась личной трагедией: нет рядом любимой, погиб на плахе его друг Кочубей Последняя жертва- потерянная Родина.
14 Наше мнение: Мы считаем, что все помнит пушкинский Мазепа, и «ведает» он святыню, и ощущает он благостыню не только пространство полей Украины, по которым он скакал когда-то со своими верными друзьями. В душе Мазепы-тоска, отчаянье, отчуждение. Мазепа изображается в поэме не столько как патриот, борющийся за освобождение своей родины, а как сложный трагический образ, как человек, страдающий от неизбежности творить зло.
15 Образ Кочубея.
16 Кочубей Кочубей Василий Леонтьевич – Генеральный судья. Гордится своей красавицей дочерью. Из – за побега Марии к старику Мазепе Кочубей отправляет донос Петру на своего старого друга. Мазепа в гневе казнит Кочубея. Мария сходит с ума и бежит от гетмана. Такова печальная участь Кочубея.
17 Свидетельство историка. Н.И.Павленко пишет: «Случай с Матрёной тяжёлым грузом лёг на сознание Кочубея. Но одной личной драмой невозможно объяснить поступок Кочубея. Обида на гетмана – не единственная причина для извета, но нельзя и убрать со счетов личные отношения, установившиеся после обольщения Матрёны. Здесь сыграли роль несхожие представления о будущем Украины: Кочубей придерживался идеи Богдана Хмельницкого о совместном существовании двух братских народов в едином государстве, а Мазепа ратовал за восстановление на Украине власти польских магнатов и шляхты.»
18 Характеристика Пушкиным своего героя. Характеристика Пушкиным своего героя. Пушкин в отличие от историков считает, что Кочубей мстит за поруганную честь своей дочери, ведь поступок Марии на то время был просто безумием. Но автор обращает внимание на то, что Кочубея уже больше волнует не судьба дочери, а ненависть и злоба к Мазепе. Всё то, что переживает Кочубей, вполне естественно в подобной ситуации. …Он голубит Едину мысль и день, и ночь: Иль сам погибнет, иль погубит – Отмстит поруганную дочь. …На дыбе, корчась в истязаньях, Ты проклянешь и день, и час, Когда ты дочь крестил у нас…
19 Было время, когда Кочубей и Мазепа были друзьями. Нельзя не обращать внимание и на тот факт, что Кочубей и Мазепа были друзьями. В поэме есть небольшой отрывок о том времени, когда Кочубей был другом Мазепы. Но дружба умерла. Для понимания этих строк, следует вспомнить, что утрата дружбы была едва ли не самой трагической потерей для Пушкина. Так! было время: с Кочубеем Был друг Мазепа; в оны дни, Как солью, хлебом и елеем, Делились чувствами они.
20 О чем же думает поверженный Кочубей? О чем же думает поверженный Кочубей? Не завещая никому Вражды к злодею своему!… Вот они, подлинно ключевые слова: перед смертью Кочубей не склонен прощать своих врагов. Да и Пушкин не дает ему этой возможности: вместо монаха осужденного на смерть Кочубея навещает палач, свирепый Орлик. От имени Мазепы он требует, чтобы Кочубей указал ему место сокрытия им драгоценного клада. Кочубей бросает врагам прямой и беспощадный вызов. Кочубей говорит, что три клада были отрадой всей его жизни. Первый – его честь, которую отняли в пытках царские палачи. Второй – честь его любимой дочери, украденная Мазепой. Но вот, наконец, третий клад, сохранённый Кочубеем, – святая месть Мазепе, разорителю его дома: Её готовлюсь Богу снесть. Таким образом, пушкинский Кочубей совершил два доноса – донос царю на бывшего друга в виде бумажки и донос Богу на ненавистного человека – в виде Святой мести.
21 Наше мнение. Мы больше склоняемся к мнению Пушкина и считаем, что к доносу Кочубея побудил бесчестный поступок Мазепы или, может быть, это лишь оправдание, чтобы не покрыть себя позором предателя. На эту тему можно долго размышлять. Взгляды на судьбу Украины у обоих были совершенно разные. Но они когда-то были лучшими друзьями. Да, разногласия между ними были, но всё же это не могло стать причиной доноса. Значит, поруганная честь дочери – истинная причина навета.
22 Мария (Кочубей Матрена Васильевна – дочь Генерального судьи В.Л.Кочубея) Имя Мария было самым любимым именем Пушкина. В его произведениях оно встречается 9 раз. Свою первую дочь Пушкин назвал этим именем. Образ Марии в самой незначительной степени связан с реальной дочерью Кочубея Матреной, которую действительно крестил Мазепа. Известно, что Матрена быстро охладела к Мазепе, в чем тот ее часто упрекал. (По мнению Павленко Н. И.)
23 Мария и Мазепа (с одной стороны, любовь и свобода…) Целые два дня, То молча плача, то стеня, Мария не пила, не ела, Шатаясь, бледная как тень, Не зная сна. На третий день Ее светлица опустела. Отрывок этот свидетельствует, что уход Марии к Мазепе был результатом свободного выбора женщины. И с любовью Марии в поэму впервые приходит свет: девушка оставляет ради избранника свою девичью светлицу.
24 Мария и Мазепа (с другой стороны, традиции и обычаи) И скоро слуха Кочубея Коснулась роковая весть: Она забыла стыд и честь, Она в объятиях злодея! Какой позор!… Мы видим два различных понимания одной и той же ситуации.В глазах оскорбленных родителей нарушение дочерью принятых в обществе того времени нравственных принципов оборачивается несмываемым позором.
25 Мария и Мазепа (гетман и его возлюбленная) Мазепа доверяет своей молодой возлюбленной то, что, в принципе, не должно быть ей доверено, ибо это противоречило роли, которую выполнял Мазепа- роли гетмана,врага царя Петра. Но независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра.
26 Мария в ответ на это открытие сердца совершает второй свободный выбор. Мария Я близ тебя не знаю страха- Ты так могущ! О, знаю я: Трон ждет тебя. Мазепа А если плаха?… Мария С тобой на плаху, если так… Выбор Марии оборачивается страшной трагедией. Не стало отца. В борьбе с самодержавным великаном потерпел поражение Мазепа. Обрушившееся горе невыносимо. И Мария теряет рассудок.
27 Наше мнение: Судьба Марии, оставившей семью ради любимого человека, не могла оставить нас равнодушными. Мария испытала и счастье, и страдание. Она сделала выбор, давшийся ей нелегко. К сожалению, героиня оказалась «винтиком» в колесе исторического процесса. Жизнь ее была разрушена. Мы считаем образ Марии самым светлым в поэме.
28 Петр 1 Романов Петр Алексеевич Император России, Петр Великий ( ) Романов Петр Алексеевич Император России, Петр Великий ( )
29 В «Полтаве» Петр предстает как самодержавный великан, научивший русских войне. Именно Петр создал эти блестящие, стройные полки, способные победить Карла 12. …Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен.
30 Так какой же он, царь Петр? Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. … Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат. Пушкин наряду с признанием исторической неизбежности преобразовательной деятельности Петра показывает ту страшную цену, которой была оплачена энергия самодержавного великана. Эта цена-трагические человеческие судьбы. Жизнь этих людей была раздроблена тяжелым молотом истории.
31 Наше мнение: Можно и осуждать этого героя, и восхищаться им. Бесспорно то, что победа под Полтавой имеет позитивные исторические последствия для государства российского. Пушкин же характеризует затеянный Петром полтавский бой как разрушение жизни. Был ли у Петра1 выбор другого пути, более гуманного? Оставим ответ историкам. А пока… историческим деятелям воздвигаются памятники, а героям, созданным воображением поэта, отдается вечность.
32 Выводы по работе: Исследуя эту тему, мы заметили, что если признание исторической миссии Петра дается исключительно от имени истории, то показ трагической судьбы Марии, Кочубея, Мазепы дается через сердце поэта. Трагические герои Пушкина-сильные, гордые, полные страстных чувств и смелых надежд люди. Следы их любви, ненависти и кровавых стремлений исчезли из истории, но остались в духовной культуре, созданной поэтом. Петр1 как исторический деятель всегда будет вызывать, наряду с признанием его вклада в историю страны, отрицательную оценку как герой, лишенный сердца.
33 Использованная литература: Л.Н.Мосолова, К.Е.Ям. Душа в заветной лире. Пособие для учителей гуманитарных предметов. Московский педагогический университет.-М.,1998. Н.И.Павленко. Петр Великий.-М.,1994. А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва. История России 16-18вв.-М.,1995. Электронная энциклопедия. Русские писатели 19 в.-М.,1994. Продукт 1С. Пушкин в зеркале двух столетий.-М.,2000. Над проектом работали учащиеся 7 «А» класса, учитель высшей категории гимназии 32 г. Калининграда Зинатуллина Инна Борисовна г.
Источник: https://www.myshared.ru/slide/615283/
Образ Мазепы в поэме Пушкина “Полтава”
В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца.
Рылеев, сосредоточивший внимание на политической деятельности Мазепы, только бегло упомянул об этом эпизоде.
Пушкин гениальным чутьем великого художника воспринял его как “разительную историческую черту”, не только дававшую психологический ключ к пониманию характера самого Мазепы, но и позволявшую осветить его эпоху.
“Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекало меня”,- писал он позднее. Этот трагический эпизод Пушкин и положил в основу своей поэмы, разработав его с исключительной силой и глубиной.
Замечательным художественным достижением автора “Полтавы” является образ Марии с ее женским очарованием и “неженскою душой” – один из самых ярких образов женщин в пушкинском творчестве, особенно восхитивший Белинского. В своем роде не менее значителен и образ Мазепы.
В предисловии к первому изданию “Полтавы”, явно имея в виду своих непосредственных литературных предшественников – Рылеева и Аладьина,- Пушкин писал: “Мазепа есть одно из самых замечательных лиц той эпохи. Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого.
История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварствах и злодеяниях (…) Некто в романтической повести изобразил Мазепу старым трусом, бледнеющим перед вооруженной женщиною, изобретающим утонченные ужасы, годные во французской мелодраме, и пр.
Лучше было бы развить и объяснить настоящий характер мятежного гетмана, не искажая своевольно исторического лица”. В противовес мелодраматическому изображению гетмана Аладьиным Пушкин развивает образ “злодея” Мазепы во всей его мрачной и вместе с тем трагической глубине.
В то же время эпизод из личной жизни Мазепы – “губителя” отца Марии и ее самой – объясняет его политический облик – изменника-честолюбца. С этим органично связана и необычная структура поэмы, и действительно в высшей степени своеобразная ее композиция.
Романтическая фабула художественно закономерно сплетается (как это имело место и в историческом романе) с повествованием о важнейших исторических событиях эпохи, которое сопровождает рассказ о трагической любви Марии и Мазепы. Злодей в личной жизни, Мазепа выступает и как злодей политический.
Обманщик и предатель своей возлюбленной в третьей песни поэмы – картине Полтавской битвы – предстает как обманщик и предатель своей страны, народа. В то же время исключительно яркое, динамичное описание Полтавской битвы отнюдь не является чужеродным в романтической поэме, а составляет важнейшую часть идейно-художественного замысла автора.
Вначале Пушкин назвал было свою поэму “Мазепа”, однако затем он намеренно дал ей заглавие “Полтава”. Заглавие это имеет двоякий смысл. Описанием мирной жизни в Полтаве семьи Кочубеев открывается поэма.
Заканчивается она картиной Полтавского боя. И это не случайно.
Несмотря на то, что большая часть поэмы посвящена любовной истории Мазепы и Марии, именно Полтавская битва является высшей кульминацией и внутренним, идейным стержнем произведения Пушкина.
Победа под Полтавой была, безусловно, решающим моментом в истории всего петровского времени. “Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого.
Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем”,- так писал Пушкин в предисловии, которое он предпослал первому изданию своей поэмы.
От исхода борьбы с Карлом XII зависело существование России как великой державы. Тем отвратительнее была продиктованная личными, корыстно-эгоистическими целями измена Мазепы.
И вот “честолюбцу, закоренелому в коварствах и злодеяниях”, не любящему родины и готовому предать народ, контрастно противопоставляется Пушкиным в третьей песни “Полтавы” фигура героя-полководца, царя-патриота Петра I, за которым ощутимо стоит и вся мужающая, крепнущая, закаляющаяся, как булат под “тяжким млатом” суровых исторических испытаний, “Россия молодая”.
Загрузка…
Образ Мазепы в поэме Пушкина “Полтава”
Другие сочинения по теме:
- Фигура героя-полководца в поэме Пушкина “Полтава” Петр I как исторический деятель и как личность – полная противоположность и Карлу XII, и Мазепе. (Карл – “воинственный бродяга”,…
- Изображение Полтавского боя поэме “Полтава” “Полтава”. В 1828 г. Пушкин, снова обращаясь к теме Петра, пишет поэму “Полтава”. “Полтава” – героическая поэма. В центре ее…
- Историческое произведение из эпохи Петра I “Полтава” В “Полтаве” Пушкин снова обратился к излюбленному жанру, ставшему ведущим поэтическим жанром литературы 20-х годов,- жанру стихотворной поэмы. Однако новая…
- Образы двух важнейших персонажей поэмы Кочубея и Мазепы Несравненно менее содержательными, чем источники, послужившие для исторической сюжетной линии поэмы, были материалы, которыми располагал Пушкин для построения ее “новеллистической”,…
- Твір по поемі Пушкіна “Полтава” “Полтава” (1828) присвячена оспівуванню славної історичної події – Полтавської битви, що знаменувала зміцнення російської держави. У Пушкіна це був перший…
- Образ Пушкина в стихотворном цикле “Тема с вариациями” Центральное положение в образной системе цикла занимает образ Пушкина, явно или скрыто присутствующий во всех стихотворениях цикла, кроме последнего. Образ…
- Трагический образ типического героя в поэме “Демон” “Демон” Лермонтова, особенно в его наиболее последовательной и цельной шестой редакции,- значительнейшее произведение активного романтизма, где трагический образ типического героя…
- Образ Земфиры, как предельное выражение степной, цыганской свободы в поэме “Цыганы” Образ Алеко породили такой живой и сочувственный отклик у К. Ф. Рылеева и других декабристов. Но вместе с тем уже…
- Сочинение по поэме Пушкина “Руслан и Людмила” В петербургский период Пушкин написал и первую свою поэму – ” Руслан и Людмила ” (1820). По жанру это шуточная…
- Образ города в поэме “Медный всадник” “Вступление”, посвященное торжественному описанию столицы, толкуется как прославление дел и личности Петра, как победа царя над стихией. Но Белинским же…
- Трагическая судьба девушки в поэме Пушкина “Русалка” “Русалка” – опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба…
- Типический образ героя-современника в произведениях Пушкина Субъективно-романтический метод изображения “главного лица” вступал в противоречие с замыслом Пушкина – воспроизвести типический образ героя-современника, ибо нельзя создать объективный…
- Проблема личности и государства в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Одним из основных вопросов творчества А. С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема “маленького…
- ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее…
- Полтава. Поема (1828), у скороченні Список добутків у скороченні цього автора Руслан і Людмила. Поема (1817 – 1820) Кавказький бранець. Поема (1821 – 1822) Бахчисарайський…
- Образ автора в поэме “Паломничество Чайльда Гарольда” Поэма Байрона “Паломничество Чайльд Гарольда” – это лирический дневник поэта. В ней он показал свое отношение к жизни, свои философские…
- Образ матери – страдалицы в поэме Анны Ахматовой “Реквием” Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись “врагами народа”, исчезали безследно, попали в…
- Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов центральный образ поэмы В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова – человек, способный к самопожертвованию…
- Образ рассказчика в поэме Шевченко “Сон” Летом 1844 года Шевченко написал одно из величайших своих произведений, сокрушительную сатиру на деспотический режим Николая I – поэму “Сон”…
- Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока “Двенадцать” Образ Христа в “Двенадцати” связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее – с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей…
Источник: https://ege-russian.ru/obraz-mazepy-v-poeme-pushkina-poltava/