Графика
Родительские страницы:
- Главная
- Музеи
- Наши фонды
- Графика
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Башилов Михаил Сергеевич (1821–1870). Бумага. Карандаш. 23,0 × 17,0.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Башилов Михаил Сергеевич (1821–1870). Бумага, карандаш. 17 × 10 (рисунок), 19,5 × 13 (лист).
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение»
Пастернак Леонид Осипович (1862–1945). Картон, итальянский карандаш, 43,2 × 31,5.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение»
Пастернак Леонид Осипович (1862–1945). Картон, уголь, белила, 25,8 × 41,7 (изображение), 31,2 × 47 (картон).
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение»
Пастернак Леонид Осипович (1862–1945). Бумага на картоне, итальянский карандаш, мел, 31,1 × 41,4.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение»
Пастернак Леонид Осипович (1862–1945). Бумага, итальянский карандаш, белила. 31 × 41.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение»
Пастернак Леонид Осипович (1862–1945). Бумага, итальянский карандаш, белила. 32,2 × 25.
Иллюстрация к роману «Воскресение». 1915 г
Пастернак Леонид Осипович (1862–1945). Бумага на двойной бумаге, акварель, гуашь, 25,3 × 18,7 (в свету), 39,9 × 29,7 (картон).
Иллюстрация к роману «Воскресение»
Пастернак Леонид Осипович (1862–1945). Бумага на картоне, акварель. 28,5 × 20,4.
Набросок иллюстрации к рассказу Толстого «Чем люди живы». 1886 г
Ге Николай Николаевич. Бумага. Итальянский карандаш. Уголь. 43,5 × 29,5.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Дехтерёв Борис Александрович (1908–1993). Бумага, уголь. 70 × 52 (лист), 63,5 × 50 (в свету).
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Верейский Орест Георгиевич (1915–1993). Бумага, акварель, тушь. 40,4 × 30 (лист), 35,6 × 27 (в свету).
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Пименов Юрий Иванович (1903–1977). Бумага, уголь. 63,7 × 52,3 (лист), 60,1 × 49,7 (в свету).
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Рудаков Константин Иванович (1891–1949). Эскиз. Бумага, акварель, уголь. 34,2 × 26,5 (лист).
Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Казаки»
Лансере Евгений Евгеньевич (1875–1946). Картон, темпера. 40 × 31,5.
Иллюстрация к повести «Казаки»
Лансере Е. Е (1875–1946). Эскиз. Бумага на картоне, акварель, темпера. 42,5 × 30,4.
Иллюстрация к повести Толстого «Хаджи-Мурат»
Лансере Евгений Евгеньевич (1875–1946). Бумага. Темпера. 31 × 47.
Иллюстрация к повести «Хаджи-Мурат»
Лансере Евгений Евгеньевич (1875–1946). 1913 г. Бумага. Темпера. 46 × 45.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Пименов Юрий Иванович (1903–1977). Бумага, уголь. 63,7 × 52,3 (лист), 60,1 × 49,7 (в свету).
Иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964). 17,5 × 13,5.
Иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964). 17 × 13,5.
Иллюстрация к роману «Война и мир»
Николаев Андрей Владимирович (1922–2013). Бумага, наклеенная на картон, тушь, перо. 27,3 × 12,3.
Иллюстрация к роману «Война и мир»
Николаев Андрей Владимирович (1922–2013). Бумага, тушь, перо. 26,5 × 17,9.
Репин Илья Ефимович (1844–1930). Бумага, акварель. 34,3 × 25,0 (в свету).
Репин Илья Ефимович (1844–1930). Бум. желтая, акварель, графитный карандаш. 32,3 × 24,1 «История рода Толстых — история России» в Государственном музее А. С. Пушкина.
Репин Илья Ефимович (1844–1930). Бумага, карандаш. 33 × 24. «История рода Толстых — история России» в Государственном музее А. С. Пушкина.
Репин Илья Ефимович (1844–1930). Картон, акварель. 52 × 39,5. «История рода Толстых — история России» в Государственном музее А. С. Пушкина.
Толстой Лев Львович (1871-1945). Бумага, карандаш. 25,1 × 21,2. Справа внизу авторская надпись: «Mon père d`après mémoire. L. Tolstoy. 1930. Paris» («Мой отец по памяти. Лев Толстой. 1930. Париж» — фр.).
Толстой Лев Львович (1871-1945). Рисунок. Лист из альбома для рисования в синей бумажной обложке. Бумага, карандаш. 26 × 35,5.
Гусаков Илья Лейбович. Казань. 1951 г. Б., акварель. 28,8 × 39,3, 24,3 × 30,4 (в свету), 34,9 × 39,4 (паспарту).
Ругендас Иоганн Лоренц (1775–1826). Раскрашенная гравюра. 38,5 × 55, 49 × 54.
С. Мотте. Литография. 25,5 × 34,2, 37,5 × 51.
Музей Толстого хранит более 7 тысяч произведений графики. Это портретные изображения писателя и его окружения, иллюстрации к его произведениям, виды мест, связанных с его жизнью и творчеством (рисунки, акварели, гравюры). Большая часть работ была исполнена художниками при жизни писателя, а иногда в тесном творческом общении с ним (иллюстрации).
Иллюстрации к Толстому
Первые иллюстрации к роману «Война и мир», исполненные по существу ныне полузабытым художником М. С. Башиловым, представляют собой огромный интерес как пример прямого сотворчества писателя и художника. В музее хранятся 23 иллюстрации Башилова и выполненные с них гравюры для первого издания романа.
Толстой с нетерпением ждал от Башилова готовых рисунков к роману «Война и мир», признаваясь в письме к художнику, что они вызывают у него «подстрекающее чувство» к продолжению работы над романом.
Но Башилов из-за болезни не смог завершить начатый труд, и роман, к огорчению Толстого, вышел без рисунков художника.
Нужно отметить, что писатель испытывал живой пристальный интерес к изобразительному искусству, и у него самого иногда проявлялась потребность выразить мысль не только словом. В фондах ГМТ хранятся рисунки Толстого, сделанные в разные периоды. В 1850-е гг.
это рисунки в кавказских записных книжках, которые можно считать своего рода набросками с натуры к рассказам «Набег», «Рубка леса», «Кавказский пленник», к повести «Казаки»; 17 иллюстраций к роману Ж.
Верна «Вокруг света», исполненные для своих детей в 1870-е гг.
В 1893 г. Толстой познакомился на Передвижной выставке с замечательным художником Л. О. Пастернаком. Во время своего первого визита к писателю в Хамовники художник показал ему свои иллюстрации к «Войне и миру», исполненные по заказу журнала «Север». Рисунки привели Толстого в восторг.
Он тогда же задумал при первой же возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству. Спустя несколько лет, в конце 1880-х гг., художнику посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа «Воскресение» и автором прославленных иллюстраций к нему.
Вся серия к «Воскресению» поступила в музей от самого художника.
В 1904 г. Пастернак еще раз обращается к иллюстрированию Толстого, на этот раз по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг. Для серии народных иллюстрированных изданий он исполнил рисунки к рассказу Л. Н. Толстого «Чем люди живы».
К этому времени этот рассказ писателя уже иллюстрировали Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. Н. Бакшеев, для «Посредника» к рассказу сделали рисунки А. Д. Кившенко, В. Лебедев, М. Малышев, Е. М. Бём. Сам Пастернак считал эти иллюстрации самыми удачными.
Высоко оценил их и Толстой.
Роману «Анна Каренина» при жизни писателя известные художники уделили значительно меньше внимания. В музее хранятся иллюстрации с изображением главной героини работы Е. М. Бём (конец 1870-х гг.), М. А. Врубеля (1883 г.), М. В. Нестерова (1887 г.).
В советское время эту традицию портретного изображения образа Анны продолжили Н. В. Верещагина-Розанова (1940-е гг.), М. К. Соколов (1946 г.). Иллюстрации к роману создавали Верейский О. Г. (1975 г.), Ванециан А. В. (1952–1953 гг.), Дехтерёв Б. А. (1939 г.), Самохвалов А. Н. (1952 г.
), Пименов Ю. И. (1944 г.), Рудаков К. И. (1940 г.).
Много и успешно иллюстрировали Толстого в традициях своего времени И. Е. Репин, Н. Н. Ге, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, К. В. Лебедев, К. А. Савицкий, П. М. Боклевский, А. Д. Кившенко, В. Н. Бакшеев, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, Д. Н. Кардовский, С. А. Виноградов, Родионов М. С. и др.
Гордость коллекции музея составляют иллюстрации к повестям «Хаджи-Мурат» (1912–1914 гг.) и «Казаки» (1917 г.) с богатейшим подготовительным материалом (более 200 единиц хранения), исполненным с натуры на Кавказе в 1912–1914 гг. художником Е. Е. Лансере. Художнику удалось наиболее точно передать художественное своеобразие произведения Толстого.
В советское время художники продолжали обращаться к произведениям Толстого. Среди иллюстраторов видное место заняли Н. И. Пискарев, К. И. Рудаков, В. А. Фаворский, Н. А. Тырса, М. К. Соколов, А. Н.
Самохвалов, М. С. Родионов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, В. А. Милашевский, П. П. Павлинов, Д. А. Шмаринов, О. Г. Верейский, А. И. Харшак, А. В. Кокорин, А. В. Николаев, А. Л. Костин и многие другие.
Если у Ю. И. Пименова это всего один рисунок — иллюстрация к сцене «Венчание Левина и Кити», то А. В. Николаев передал в музей целую коллекцию иллюстраций к «Войне и миру». С 1948 г. художник постоянно обращается в творчестве к этому роману — он создал 6 вариантов иллюстраций (черно-белый графический, подготовленный в 1960-70-е. гг.
, целиком находится в фондах ГМТ, как и значительное число иллюстраций в технике гуаши). Вся коллекция иллюстраций О. Г. Верейского к роману «Анна Каренина» (1975–1981 гг.), включая подготовительный материал (более 500 единиц хранения), коллекция А. И. Харшака к роману «Воскресение», А. И. Зыкова к трилогии «Детство. Отрочество.
Юность» составляют знгачительный раздел фонда.
Портреты Толстого и его окружения
Особый раздел графических фондов музея составляют портретные изображения писателя и его окружения, исполненных разными художниками частью с натуры, а иногда по фотографиям. Среди них есть подлинные шедевры.
Много рисовал писателя на протяжении 30 лет И. Е. Репин.
Он изображал Льва Николаевича в разные моменты жизни, за разными занятиями — за работой, за чтением, игрой в шахматы, музицирующим в четыре руки с дочерью Александрой, идущим за сохой на поле бедной яснополянской вдовы Анисьи Копыловой.
Эту серию дополняют портретные изображения Софьи Андреевны с младшими детьми Сашей и Ванечкой, портреты Льва Львовича, дочерей Татьяны и Марии, свояченицы писателя Т. А. Кузминской, а также друзей Толстого — В. Г. Черткова, А. А. Стаховича, А. Ф. Кони.
С 1893 года постоянно рисовал Толстого и его семью Л. О. Пастернак. Он изобразил писателя на косьбе, за пахотой, за чтением, в общении с крестьянами, в семейной обстановке. Сам художник считал все свои произведения, посвященные Толстому «пластически выраженными мемуарами о нем».
В последнее десятилетие жизни писателя к нему в Ясную Поляну стремились попасть многие художники. К изображениям этого периода относятся работы П. Трубецкого 1899 г. и 1910 г., М. В. Нестерова (1906 г.), А. В. Моравова (1909 г.), В. Н. Мешкова (1910 г.).
Особое место принадлежит графической коллекции (большая часть рисунков в альбомах) Т. Л. Толстой-Сухотиной. Она училась живописи и рисунку у Репина, Ге и Пастернака. Ее толстовиана наиболее обширна.
Многочисленные изображения отца в разные годы и его окружения, в том числе и изображения яснополянских крестьян, и всей многочисленной родни, представляют собой не только художественную, но и документальную ценность.
В 1930-е гг. в Париже сын писателя Лев Львович Толстой сделал по памяти ряд карандашных портретов отца. В фондах музея хранятся и другие произведения, авторы которых -представители семьи Толстых.
Это силуэты работы Ф. П. Толстого, рисунки Е. А.
Берс, старшей сестры Софьи Андреевны, рисунок, исполненный братом Толстого Дмитрием Николаевичем, а также карандашный портрет жены, исполненный самим Толстым.
В фондах музея хранится немало портретов писателя, исполненных иностранными художниками, среди них — Ян Стыка (Чехословакия), Людвиг Кюн и Ганс Вейль (Германия), Аксель Тальберг (Швеция), В. Г. Раффе (Англия), Эдуард Леон (Франция), Лю Чуй (Китай) и др.
Помимо иллюстраций и портретов, в фонде музея хранится большая коллекция гравюр на тему войны 1812 года Фабер-дю-Фора, Альбрехта Адама, Стадлера, Ругендаса, Лебо и Леружа, карикатуры И. И. Теребенева, а также виды Москвы и Петербурга, Казани, Севастополя и других мест, связанных с жизнью и творчеством Льва Толстого.
- ЛНТ
- Ясная поляна
- ГМТ
Тел./факс (499) 766-93-28 (Государственный музей Л.Н. Толстого (ГМТ). Литературная экспозиция на Пречистенке. 119034, г. Москва, Пречистенка, 11/8, м. «Кропоткинская»). Тел./факс (499) 246-94-44 (Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках (ГМТ). Ул. Льва Толстого, 21, м. «Парк культуры»)
Тел.
/факс (495) 951-58-08 (Толстовский центр на Пятницкой-12 (ГМТ). Ул. Пятницкая, 12, м. «Новокузнецкая»)
Тел/факс: 8 (47464) 2-17-37 (Мемориальный музей памяти Л.Н. Толстого «Астапово» (филиал ГМТ). 399870, Липецкая область, Лев-Толстовский р-н, п. г. т. Лев Толстой, ул. Центральная, д. 8)
Культурный центр имени Л.Н. Толстого (филиал ГМТ).
Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Ленина, 7
Политика обработки персональных данных.
© 2013 Государственный музей Л. Н. Толстого. Все права защищены.
Использование любых, находящихся на сайте материалов, без официального разрешения запрещено.
Программирование — Elcos
Источник: https://tolstoymuseum.ru/museums/funds/graphics.php
Книга «Детство. Отрочество. Юность (сборник)»
Л.Н. Толстой. “Детство” (1852), “Отрочество” (1854), “Юность” (1857)
Безумство искренности. Мне интересно, что это за память, которая столь подробно и детально помнит не даты и события, а чувства, эмоции, переживания? Даже такое было: я читал и думал недоверчиво “Ну уж да, конечно” и только позже, через несколько глав, всё глубже погружаясь в детство – вдруг вспоминал “А ведь и, правда – было!”. Удивительно, просто удивительно.
Идущая, обычно, под одной обложкой трилогия Толстого выходила постепенно и была одними из его первых шагов в литературе. А “Детство” – так уж натуральным дебютом. “Или всё сожгу или продолжу” – писал он, отправляя повесть в журнал.
К счастью, Некрасов (бывший редактором журнала) всячески поддержал и воодушевил Толстого. Хотя, если честно, я сильно сомневаюсь, чтобы такую глыбу можно было уничтожить критикой. Доставить массу страданий, заставить сомневаться в себе, не верить в себя – это всё, да.
Но перестать писать Толстой бы не смог, я так думаю.
Однако о трилогии.
В ней есть всё то, что сопутствует детским, отроческим и юным годам: любовь, непонимание, обиды, страх, ложь, обострённые чувства восприятия несправедливости и прекрасного, смена жизненных ориентиров, метания, стыд за каждый свой шаг и надежда.
Но больше всего любовь. Поправьте меня, если считаете иначе, но, я думаю, ребенок есть сгусток любви. Да, бывает много чего выходящего из общего течения, но, в целом, ребёнок – это существо излучающее и поглощающее любовь.
Именно любовью, в первую очередь, пропитана книга (обобщу три в одну) Толстого, именно любовь – центр, вокруг которого крутятся, наращиваясь, эмоции и жизненный опыт. И даже плохим (относительно плохим – ведь мы в мире молодого человека) поступкам импульс дает любовь.
Он хочет, надеется, мечтает и, неизменно, блуждает, заходит не туда, идёт не там, наступает на очередные грабли, излишне увлекается чем то, не обращает внимания на что-то.
И в результате всего этого идет своей, особенной, дорогой (несмотря на ее индивидуальность так похожую на все наши пройденные пути).
И что меня еще поразило – изображение любви к людям. Для Толстого нет существенного различия в изображении любви к другу и девушке. В античной Греции его герой был бы бисексуален, но здесь, у нас – он кристально чист в отношении к обоим полам. Влюбляется ли он в мальчика друга, влюбляется ли в девочку-гостью – мы видим, как в нем затрагиваются одни и те же душевные струны.
Странно, что я не помню “Детство. Отрочество. Юность” у себя в школьной программе. Действительно важная книга способная говорить с ребенком на забытом взрослыми языке.
Источник: https://www.livelib.ru/book/1002727180-detstvo-otrochestvo-yunost-sbornik-l-n-tolstoj
Наде́жда (На́дя) Никола́евна Ру́шева (31 января 1952, Улан-Батор, Монголия — 6 марта 1969, Москва) — художник-график
Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать — первая тувинская балеринаНаталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Летом 1952 года семья переехала вМоскву.
Мать, отец и маленькая Надя
Надя Рушева на скамейке возле своего дома
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане»Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
Выставки
В мае 1964 года состоялась первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет.
За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок вМоскве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».
Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир»Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.
Смерть
Скончалась 6 марта1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
Творчество [править]
Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.
Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.
Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков.
Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок.
Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее г. Саров Нижегородской обл. и ГМИИ им. Пушкина в Москве.
Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
В свои ранние годы Надя Рушева больше всего любила сказку «Маленький принц» французского писателя и лётчика Антуана де Сент-Экзюпери. Она нарисовала порядка 30 рисунков к этому произведению. Одним из самых любимых писателей девочки являлся А. С. Пушкин. Однажды, слушая «Сказку о царе Салтане», Надя изобразила на бумаге сразу около сорока рисунков.
Беря в руки карандаш, девочка быстро и точно наносила на бумагу изображение. Создавалось впечатление, что на листе уже присутствуют невидимые линии. Ребёнок их только обводит.
При этом юная художница никогда не пользовалась стиральной резинкой. Она создавала очередную иллюстрацию один раз и навсегда.
Каждое из этих творений представляло собой уникальное изображение, удивительно точно раскрывающее образ сказочного героя.
А. С. Пушкин с женой
Очень много рисунков Надя Рушева посвятила А. С. Пушкину. Она изображала его самого, жену, детей. Есть рисунки, рассказывающие о последних часах жизни поэта. Все эти иллюстрации удивительно точно характеризуют эпоху первой половины XIX века. Создаётся впечатление, что юная художница была непосредственной участницей тех далёких событий.
Конечно, столь точное изображение давно минувших дней можно отнести на богатое воображение девочки, но только ли в нём дело. Творчество Нади невозможно втиснуть в рамки обычной одарённости. Её рисунки указывают на определённые способности ясновидения, на дар видеть то, что не дано видеть другим.
А. С. Пушкин прощается с семьёй перед смертью
Мастер знакомится с Маргаритой
Самую большую роль в развитии таланта девочки сыграл её отец. Он первым заметил необычный дар и ненавязчиво следил за тем, чтобы дочь неустанно развивала его.
Его забота и внимание имели очень большое значение для Нади. Именно отец дал ей прочитать книгу «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова.
Этот роман начал публиковаться в СССР только в 1966 году, хотя закончен был в 1940 году.
Надя прочитала книгу на одном дыхании. После этого отец с дочерью прошли по тем местам в Москве, которые были описаны в романе. Под впечатлением всего этого девушка создала целую серию рисунков, посвящённую «Мастеру и Маргарите».
Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита в подвальчике у застройщика
Маргарита утешает Мастера: “Не бойся ничего, я с тобой”.
Маргарита преображенная
Над рукописью
Иешуа
Иван Бездомный входит в Массолит
Маргарита над рукописью в подвале у застройщика
Прощайте!
Маргарита и Азазело
Именно герои бессмертного романа стали последними в творческой жизни девушки. Но до фатального конца состоялось ещё 15 выставок Нади Рушевой. Её работы выставляли в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Индии, Румынии, Польше, США. О Наде много писали в прессе.
Правда, хвалебные отзывы не всем нравились. Находились серьёзные люди, считавшие, что не следует так сильно превозносить совсем молоденькую девушку. Слава портит зрелых людей, а тут почти ребёнок, у которого вся жизнь впереди.Известность Надю не испортила.
По своему характеру она была далека от амбиций, самомнения, зазнайства. Её волновали совсем другие вещи, недоступные для понимания большинству людей. На мир девушка смотрела не так как окружающие.
Во всём она искала внутренний, скрытый от людских глаз смысл, а затем старалась выразить его в своих рисунках.
Полёт в бесконечность
Ещё одна иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»
Балет «Анна Каренина»
Девушка также создала рисунки, посвящённые балету «Анна Каренина». Это произведение великого русского писателя произвело на Надю очень сильное впечатление. Всего же насчитывается более 10 тысяч рисунков, охватывающих не менее 50 произведений различных классиков.
В конце февраля 1969 года девушка уехала с отцом в Ленинград. В городе на Неве киностудия «Ленфильм» начала снимать фильм, посвящённый юной художнице. Назывался он «Тебя, как первую любовь…». Это были одни из самых прекрасных дней в жизни девушки. Она много гуляла по одному из красивейших городов мира, знакомилась с его историей, памятниками архитектуры, музеями.
В начале марта Надя Рушева вернулась в Москву. Ранним утром 6 марта 1969 года девушка собиралась в школу. Она надевала обувь, когда вдруг упала на пол. К дочери тут же кинулся отец, но та была без сознания. Николай Константинович обежал соседей, но ни у кого из них телефона не было. Тогда мужчина побежал в ближайшую больницу.
«Скорая помощь» приехала быстро и забрала девушку, так и не пришедшую в сознание. Уже на операционном столе выяснилось, что Надя страдала от рождения аневризмой сосуда головного мозга.
В 60-е годы XX века это заболевание не поддавалось лечению. Через несколько часов талантливая художница умерла. Её смерть вызвала у людей шок.
Многие отказывались в это верить: казалось просто невероятным уйти из жизни в 17 лет на пике славы и творческого подъёма.
рисунок Нади Рушевой «Кентавренок»
Могилы Нади Рушевой и её отца
Похоронили Надю на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентаврёнка». Именем девушки назвали школу № 470, в которой училась юная художница. В честь Нади Рушевой названа малая планета, открытая астроном Л. Г. Карачкиной в 1982 году.
В 1972 году состоялась премьера балета «Анна Каренина». Главную героиню танцевала Майя Плисецкая. Костюмы создавал Пьер Карден. Балет имел огромный успех. Поразительным же было то, что Надя нарисовала исполнителей балета в тех же самых платьях, которые через несколько лет после этого создал маститый французский модельер, испытывающий определённые чувства к Майе Плисецкой.
Сатиресса поит кентавра. 1966
Лермонтов. “Герой нашего времени” Бела
Вальс кентавриц. 1967
Бег кентавриц. 1965
Пегас
Двое
Смятение
Индийский танец
Танец Шехерезады. 1968
Офелия в беспамятстве
Смерть Офелии
Леди Гамильтон
Шекпир
“Сон в летнюю ночь”
Гамлет
Яго
Из серии рисунков к сказке А. Сент-Экзюпери “Маленький принц”
Античность
Женщины Эллады
Геракл и Деянира
Дочь Лаконии
Аполлон и Дафна. 1969
Цикл рисунков к роману Л. Толстого “Война и мир”
Наташа
Пьер Безухов
Наташа и Пьер
Наполеон
Князь Андрей
Рисунки из разных серий
Освенцим
Непокорённая
Мольба Фриды
Черномор уносит Людмилу
Олененок. Линогравюра
Автопортреты
Автопортрет в пятнадцатилетнем возрасте в Манеже
Автопортрет (рисующей на полу)
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43777495479/next
Рисунки Нади Рушевой
?
Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
2011-07-03 16:43:00 Игорь Лебедев
kot_begemott
2011-07-03 16:43:00 Categories:
Многие считают её самой талантливой художницей советского периода нашей истории. Скажу больше: талант такого рода мог возникнуть только и исключительно в СССР. Посмотрите внимательно на тематику её творчества. На те идеалы, которых она придерживается. На то, во что она верит. В какой ещё период существования России могла возникнуть такая женская душа?
Её именем названа не только московская школа, где она училась (там же открыт мемориальный музей), но и перевал на Кавказе, и одна из небольших планет. В 1976 году в издательстве “Изобразительное искусство” вышел большой альбом с её рисунками. Её рисунок стал логотипом «Международного Центра Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр”. Есть сообщество в ЖЖ, ей посвящённое: nadja_rusheva, в Сети множество сайтов, связанных с её творчеством (например, https://nrusheva.narod.ru).
Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя. Это классическое выражение талантливого человека. Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве.Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Да, чуть не забыл: умерла она в возрасте 17 лет.
Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Летом 1952 года семья переехала в Москву.
(Маленький Принц – в период СССР очень любили эту сказку Экзюпери)(Грустный Лис (после расставания с Маленьким принцем))Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать.
В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
(Юный Пушкин и дама его мечты)В мае 1964 года — первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет.
За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. (Балерина Майя Плесецкая) В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко»..
Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.(нарисовано во время отдыха в пионерлагере “Артек”)
В 1969 году на Ленфильме был снят фильм “Тебя, как первую любовь…”, посвящённый Наде Рушевой. Фильм не окончен.
Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.(Самый известный рисунок Нади Рушевой – Наталья Гончарова, жена Пушкина)Похоронена на Покровском кладбище на первом участке. На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок».
Вот ещё её работы:(Укрощение)(Узница)(Два пажа)(Адам и Ева)(Аполлон и Дафна)(Геракл и Деянира)(Иллюстрация к “Войне и миру”)(Иллюстрация к “Войне и Миру”)(Из иллюстраций к Войне и миру”: Пьер Безухов)(Князь Андрей)(Князь Андрей и Наташа перед разлукой)(Бэла из “Героя Нашего Времени” Лермонтова)(Леди Гамильтон)(Смятение)(без названия)(Балерина Майя Плесецкая – Умирающий Лебедь)Предлагаю посмотреть её иллюстрации к “Мастеру и Маргарите” Булгакова:(Коровьев и Кот)(Мастер и Маргарита)(Встреча Маргариты и Мастера)(Мастер и Маргарита в подвале у застройщика)(Над рукописью)(Маргарита преображённая)(Понтий Пилат с псом)(Иешуа)(Маргарита)(Воланд)(Иван Бездомный)(Мольба Фриды)(“Прощайте!”)
Источник: https://kot-begemott.livejournal.com/1169948.html
Толстой Лев Николаевич — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги
Лев Толстой — один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством.
Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.
«Исполняй все то, что ты определил быть исполненному»
Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца.
Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя — Александра Остен-Сакен. Два старших ребенка переехали к тете в Москву, а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.
В 1841 году Александра Остен-Сакен умерла, и Толстые перебрались к тете Пелагее Юшковой в Казань. Через три года после переезда Лев Толстой решил поступить в престижный Императорский Казанский университет.
Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров — некомпетентными.
Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекала светские развлечения.
В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования.
В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки.
Однако вскоре пришел к выводу, что легче строить планы, чем их осуществлять.
Аскетизм Толстого часто сменяли кутежи и игры в карты. Желая начать правильную, по его мнению, жизнь, он составлял распорядок дня. Но не соблюдал и его, а в дневнике снова отмечал недовольство собой.
Все эти неудачи побудили Льва Толстого изменить образ жизни. Случай представился в апреле 1851 года: в Ясную Поляну приехал старший брат Николай. В то время он служил на Кавказе, где шла война.
Лев Толстой решил присоединиться к брату и отправился вместе с ним — в деревню на берегу реки Терек.
На окраине империи Лев Толстой прослужил почти два с половиной года. Он коротал время охотясь, играя в карты и время от времени участвуя в набегах на вражескую территорию.
Такая уединенная и монотонная жизнь нравилась Толстому. Именно на Кавказе родилась повесть «Детство».
Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт.
В июле 1852 года Толстой отправил рукопись повести в журнал «Современник» и приложил письмо: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое».
Редактору Николаю Некрасову понравилось произведение нового автора, и вскоре «Детство» напечатали в журнале. Воодушевленный первым успехом писатель вскоре приступил к продолжению «Детства».
В 1854 году он опубликовал в журнале «Современник» вторую повесть, «Отрочество».
«Главное — литературные труды»
В конце 1854 года Лев Толстой прибыл в Севастополь — эпицентр военных действий. Находясь в самой гуще событий, он создал рассказ «Севастополь в декабре месяце». Хотя Толстой и непривычно откровенно описывал батальные сцены, первый севастопольский рассказ был глубоко патриотичным и прославлял храбрость русских солдат.
Вскоре Толстой начал работать над вторым рассказом — «Севастополь в мае». К тому моменту от его гордости за русскую армию уже ничего не осталось. Ужас и потрясение, которые Толстой пережил на линии фронта и во время осады города, сильно повлияли на его творчество. Теперь он писал о бессмысленности смерти и бесчеловечности войны.
В 1855 году из руин Севастополя Толстой отправился в изысканный Петербург.
Успех первого севастопольского рассказа дал ему ощущение цели: «Моя карьера — литература, — писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия — все».
В столице Лев Толстой закончил «Севастополь в мае» и написал «Севастополь в августе 1855 года» — эти очерки завершили трилогию. А в ноябре 1856 года писатель окончательно оставил военную службу.
Благодаря правдивым рассказам о Крымской войне Толстой вошел в петербургский литературный кружок журнала «Современник». В этот период он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара», закончил трилогию повестью «Юность».
Однако через некоторое время отношения с писателями из кружка испортились: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Чтобы развеяться, в начале 1857 года Лев Толстой отправился за границу.
Он побывал в Париже, Риме, Берлине, Дрездене: знакомился с известными произведениями искусства, встречался с художниками, наблюдал, как живут люди в европейских городах. Путешествие не вдохновило Толстого: он создал рассказ «Люцерн», в котором описал свое разочарование.
Летом 1857 года Толстой вернулся в Ясную Поляну. В родной усадьбе он продолжил работать над повестью «Казаки», а также написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». В дневнике Толстой так определил для себя свое назначение на тот момент: «Главное — литературные труды, потом — семейные обязанности, потом — хозяйство… А так жить для себя — по доброму делу в день и довольно».
В 1859 году Толстой основал школы для крестьянских детей в Ясной Поляне и в окрестностях деревни. Через год после их открытия писатель снова отправился за границу, чтобы узнать, как устроено народное образование в европейских школах и «как бы это так сделать, чтобы, самому ничего не зная, уметь учить других».
Через девять месяцев европейского путешествия он вернулся в Россию. Толстой хотел создать свою систему образования в яснополянской школе: он упразднил все правила дисциплины и отменил педагогические программы. В 1862 году писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна» с книгами для чтения.
Позднее написал «Азбуку» и «Новую азбуку» — с собственными рассказами и авторскими переложениями сказок и басен.
«Любить и быть так счастливым»
В художественном творчестве Толстого в это время наступил кризис. В дневниках он все чаще выражал недовольство жизнью: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтоб работать».
В 1862 году Лев Толстой нашел выход из уныния: «Пишу из деревни, пишу и слышу наверху голос жены, которая говорит с братом и которую я люблю больше всего на свете. Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым». Невестой литератора стала 18-летняя Софья Берс. С ней писатель прожил 48 лет.
За время брака у них родилось 13 детей. Софья стала секретарем, переписчицей и неофициальным редактором Льва Толстого.
В этот период душевного равновесия Лев Толстой начал писать роман «Война и мир» — масштабный эпос. Основой для мирных бытовых сцен стала жизнь семьи Толстых, батальные и гражданские сцены писатель создал на основе событий российской истории.
Главной идеей произведения стал не патриотизм, а пацифизм: яростный протест автора, выраженный еще в «Севастопольских рассказах», сподвиг его на описание бед, которые влечет за собой война. В 1869 году Толстой завершил «Войну и мир».
Книга имела огромный успех.
К началу 1870-х годов Толстого считали одним из величайших русских писателей, но он был не в ладах с собой. Дворянина и землевладельца беспокоили социальное неравенство в российском обществе, нищета крестьян и бескомпромиссный царский режим.
К тому же Толстой начал болеть. В 1871 году Толстой отправился в Самарскую губернию: по рекомендации доктора лечиться кумысом. Он так вдохновился степной природой и бытом башкирских кочевников, что на лето 1873 года привез сюда всю семью.
Самара стала для писателя убежищем и источником вдохновения. После семейной поездки он снова взялся за роман «Анна Каренина», который начал еще весной 1873 года.
Толстой одновременно любил и ненавидел это произведение, ставшее для него очень личным: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька… но не говорите мне про нее дурного или, если хотите, то с ménagement (с осторожностью. — Прим. ред.), она все-таки усыновлена».
В 1877 году Толстой закончил «Анну Каренину». Это был мрачный роман — в нем не было той идиллии, которая присутствовала в финале «Войны и мира».
«Довольствоваться малым и делать добро другим»
В начале 1880-х годов, на вершине успеха, Лев Толстой отрекся от своего литературного прошлого и от идеала семейной жизни — для него начался период духовного и нравственного поиска.
Толстой писал философские трактаты, в которых рассуждал о жизни, искусстве и религии.
Среди них — «Исповедь», «Так что же нам делать?», «О голоде», «Что такое искусство?», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас…».
Писатель отказался от догматов Русской православной церкви и даже создал свою версию Евангелия. Он объединил четыре Евангелия в одно, убрал все, с чем он не соглашался, например все рассказы о чудесах, и оставил только слова Христа. То, о чем писал Толстой, не стало абстрактной философией: он намеревался жить в соответствии со своими словами.
Под влиянием идей Льва Толстого в России возникло целое религиозно-этическое течение — толстовство.
Кроме трактатов, Толстой писал и художественные произведения: повесть о поиске смысла жизни «Смерть Ивана Ильича», повесть о праведном затворнике «Отец Сергий», пьесу о безысходности «Живой труп», повесть о трагической гибели наиба Шамиля «Хаджи-Мурад».
В 1899 году Толстой написал роман «Воскресение». В этом произведении писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Презрение, с которым Толстой описывал институт церкви в романе «Воскресение», вызвало ответную реакцию.
В феврале 1901 года в журнале «Церковные ведомости» Святейший Синод опубликовал постановление об отлучении графа Льва Толстого от церкви.
Это решение лишь усилило популярность Толстого и привлекло внимание публики к идеалам и убеждениям писателя.
Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах.
Сам Толстой не хотел получать награду и даже сообщил финскому писателю Арвиду Ярнефельту, чтобы тот постарался помешать присуждению премии, потому что, «если бы это случилось… было бы очень неприятно отказываться».
В этот период семейные отношения Толстых оказались в глубоком кризисе — во многом из-за дружбы Льва Толстого с Владимиром Чертковым, которого Софья Толстая называла дьяволом: «Он [Чертков] всячески забрал в руки несчастного старика, он разлучил нас, он убил художественную искру в Льве Николаевиче и разжег осуждение, ненависть, отрицание, которые чувствуются в статьях Льва Николаевича последних лет, на которые его подбивал его глупый злой гений».
Самого Толстого тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями и в начале ноября 1910 года тайно покинул яснополянскую усадьбу.
Дорога оказалась непосильной для пожилого человека: в пути он тяжело заболел и был вынужден остановиться в доме смотрителя железнодорожной станции Астапово. Здесь писатель провел последние дни своей жизни.
Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне.
Источник: https://www.culture.ru/persons/8211/lev-tolstoi
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: к уроку по трилогии Л.Толстого “Детство.Отрочество.Юность”
Слайд 1
«Юность» Л.Н.Толстой
Слайд 2
Лев Николаевич Толстой Родился 28 августа 1828 года в родовом имении Ясная Поляна под Тулой. (7) 20 ноября 1910 года великий писатель Лев Николаевич Толстой умер на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область ). Был похоронен в Ясной Поляне.
Слайд 3
О трилогии Появление в 1852 г. на страницах журнала «Современник» повестей Л. Толстого «Детство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни . Автобиографическая трилогия Толстого не была предназначена для детского чтения. Скорее, это книга о ребенке для взрослых .
Уже в автобиографической трилогии отчетливо виден напряженный интерес Толстого не к внешним событиям, а к подробностям внутреннего мира, внутреннего развития героя, его «диалектики души ». Первые повести Толстого обратили на себя внимание Герцена: по его инициативе «Детство» и «Отрочество» были переведены в 1862 году в Лондоне.
Это была первая публикация Толстого за рубежом.
Слайд 4
« Детство », по замыслу автора, должно было показать «теплоту и верность чувства »; « Отрочество » – скептицизм, неопытность и гордость; « Юность » – тщеславие и неуверенность в самом себе, лишь позже человек узнает себе цену.
Слайд 5
«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь Х I Х век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Г и де М опассан Главный герой трилогии – Николенька Иртеньев Главный вопрос повести – каким надо быть? К чему стремиться ? Процесс умственного и нравственного развития человека.
Слайд 6
Детство В детстве, избавляясь от пелены, закрывавшей его глаза, приобретая способность анализировать и рассуждать, Николенька видит неблагополучие в семейных отношениях родителей, развенчивает образ отца, холодного игрока, проматывающего наследство детей, рано узнает правду о материальном положении семьи. Теряет мать. Осознает , что не все люди равны.
Слайд 7
Из отзывов «Ты уже из 2-го моего письма можешь видеть, какое впечатление произвело на меня «Детство». Ты прав — это талант надежный.
В одном упоминании женщины под названием Ратаноте , которая появляется в конце повести,— целая драма. Пиши к нему — и поощряй его писать.
Скажи ему, если это может его интересовать,— что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему». Из письма Тургенева к Некрасову 28 октября 1852 г
Слайд 8
Отрочество В «Отрочестве» герой выходит из семейного мира в мир людей, которым он безразличен. Для Николеньки это самый тяжелый период его жизни. Он чувствует разобщенность людей, горько воспринимает жестокость и несправедливость. Умирает его бабушка. Потрясением для него становится опять же обнаружение этих качеств в его родных.
Слайд 9
Юность «Юность» предстает как обновление и более зрелое возвращение к детству, через понимание драматизма жизни. В этой повести тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее , уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром.
Он ищет в жизни свое место: «Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе». Опять Николенька сталкивается с противоречием между мечтой и действительностью.
Он мечтает о том, как станет лучшим студентом, а потом – великим ученым, но внезапно для себя осознает, что им движет тщеславие, и стыдится этого.
Слайд 10
Юность Николенька сам невольно разоблачает идеал комильфо. Отличный французский язык, длинные ногти, умение кланяться, танцевать и разговаривать, равнодушие ко всему, презрительная скука и манера одеваться – это не назначение человека.
Он находит в себе такой недостаток, как самолюбование, а слишком рациональная программа приводит героя к раздвоению: он тянется к светским развлечениям и не в силах соблюдать жесткие требования программы. Николенька-первокурсник проваливается на экзамене по математике. После он решает, что с праздным времяпровождением покончит.
Он осознал противоречия, которые мешают его духовному росту . Однажды поздно вечером Николай достаёт тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва.
Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им. Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.
Слайд 11
Из отзывов «Задача Ваша ужасна, и Вы её выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша „Юность“ доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже „Детства“ и „Отрочества“, тому Вы можете плюнуть в физиономию.
Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым… …избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками. Иногда Вы готовы сказать: „У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии“.
Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить её не надо ни за что в свете » А.В. Дружинин
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/02/17/k-uroku-po-trilogii-l-tolstogo-detstvo-otrochestvo-yunost
Обзор повести «Юность» Л.pptx – Презентация по литературе “Обзор повести “Юность” Л.Н.Толстого” (9 класс)
Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
Из дневника Л.Н.Толстого 1848г. 1.
Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. 2. Довольствоваться настоящим. 3. Искать случаев делать добро… 1849г. 1. Изучить весь курс юридических наук. 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4. Изучать сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5.
Изучать историю, географию и статистику. 6. Изучать математику, гимназический курс. 7. Написать диссертацию. 8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9. Написать правила. 10. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Составить сочинение из всех предметов, которые будут изучать.
Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я
выполнил!
Из истории создания В 1851 году вместе с братом Николаем Толстой отправился на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами. Отправился, однако, с твердым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми для
него людьми и в то же
В июле 1852 «Детство». Толстой послал Некрасову в «Современник». Это свидетельствовало о большом уважении молодого писателя к журналу.
Проницательный редактор, Некрасов высоко оценил талант начинающего автора, отметил важное достоинство его произведения-простоту и действительность содержания. Повесть была напечатана в сентябрьском номере журнала.
Так в России появился новый выдающийся писатель, не ученик, а зрелый мастер,- это было очевидно для всех. «Отрочество» -1854 г. «Юность» -1857г.Все три повести составили
автобиографическую трилогию
«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь ХIХ век, вместившийся в его жизнь и в его произведения» (Ги де
Мопассан)
ДИАЛЕКТИКА ДУШИглавный предмет изображения это душа человека в ее постоянном движении Николенька
Иртеньев
Краткое содержание https://szhato.ru/tolstoy/79-yunost.html Какой главный принцип человеческой жизни продемонстрировал Л.Н. Толстой на примере Николеньки Иртеньева? Каким надо быть? К чему нужно
стремиться?
В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром.
Он ищет в жизни свое место: «Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе». Николенька сталкивается с противоречием между мечтой и действительностью.
Он мечтает о том, как станет лучшим студентом, а потом – великим ученым, но внезапно для себя осознает, что им движет тщеславие, и стыдится этого.
Отличный французский язык, длинные ногти, умение кланяться, танцевать и разговаривать, равнодушие ко всему, презрительная скука и манера одеваться – это не назначение человека.Он находит в себе такой недостаток, как самолюбование, а слишком рациональная программа приводит героя к раздвоению: он тянется к светским развлечениям и не в силах соблюдать жесткие требования программы.
Николенька-первокурсник проваливается на экзамене по математике. После он решает, что с праздным времяпровождением покончит. Он осознал противоречия, которые мешают его духовному росту.Однажды поздно вечером Николай достаёт тетрадь, на которой написано: «Правила жизни».
От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами
не отчаяния, а раскаяния и морального порыва.
нравственного самосовершенствов внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стремление образовывать свой анияразум, воспитывать волю, отвращение к праздной жизни, борьба с самолюбием, тщеславием и
равнодушием
Мастерство писателя в создании образа
Л.Н.Толстой для вас «Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями» «Нельзя одним людям улучшить жизнь других людей.
Каждый человек может только сам улучшить свою жизнь» «Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай, никогда не достигнешь совершенства.
Да ведь дело твое не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том, чтобы все больше и больше приближаться к нему»
«Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями»«Нельзя одним людям улучшить жизнь других людей.
Каждый человек может только сам улучшить свою жизнь»«Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай, никогда не достигнешь совершенства.
Да ведь дело твое не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том, чтобы все больше и больше приближаться к нему»
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
Источник: https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_literature_obzor_povesti_yunost_lntolstogo_9_klass-34005/41143