Лирические отступления в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.
Роман в стихах «Евгений Онегин» изобилует лирическими отступлениями. Сложно найти другое литературное творение, в котором они были бы столь значимы. Основная задача этих вставок — время.
Пушкин уходит в лирические отступления, когда нужно было подчеркнуть промежутки прошедшего в ходе повествования времени. Но в то же время они гармонично вплетены в сюжет повествования.
Таким образом поэт выражает свой авторский взгляд на те, или иные события, отношение к своим героям. Пушкин незримо присутствует в общей канве повествования.
Пока главный герой романа Евгений Онегин скачет на почтовых в деревню дяди, и в глубине души готовится ухаживать за больным, Пушкин знакомит читателя со своим героем. В этой главе строфы, где описываются характер героя, его образ жизни, органично переплетаются с лирическими отступлениями.
В первой главе отступления введены в XVIII, XIX строфах и посвящены театру, Пушкин называет имена, оставшиеся в истории театрального искусства. Он искренне любил театр и восхищался постановками. Эти отступления помогают также подчеркнуть равнодушие Онегина к театральному искусству. Далее следует экспозиционная строфа об отношении к театру Онегина, куда он приезжает, чтобы показать себя.
Следующие отступления в этой главе встречаются, когда Онегин отправляется на бал. И пока он находится там, Пушкин отдает дань петербуржским балам, которые сам любил в свое время.
Он с удовольствием описывает прелесть балов, блеск и радость дам, коротко касается нравов, царивших в бальных залах, вспоминает женщину, которую успел полюбить, море, свои мечты.
Пушкинские стихи можно сравнить с кистью художника, который легкими мазками наносит полупрозрачные штрихи, превращающиеся в картину.
Онегин протанцевал на балу почти всю ночь, и под утро полусонный возвращается домой. И пока Онегин спит в своей постеле, Пушкин снова пускается в рассуждения. Поэт говорит о том, что когда-то дружил с Онегиным, и даже они собирались отправиться в дальнее путешествие.
Молодой повеса прибыл в деревню и нашел дядю на погребальном столе. Глава заканчивается лирическими отступлениями о любви Пушкина к деревенской природе, о своем поэтическом творчестве и отношении к своей новой работе.
Вторая глава начинается с описания деревни. Некоторые критики готовы это описание также включить в список лирических отступлений романа «Евгений Онегин», но нет. Композиционно это – экспозиция, пейзаж показывающий, в какие условия попал главный герой.
Во второй главе небольшие рассуждения встречается в XIV, XVII, XVIII строфах, они помогают читателю лучше понять зародившиеся отношения между Онегиным и Ленским. Последние 2 строфы поэт посвятил себе. Пушкин выразил свое стремление творчеством оставить о себе память.
В 3-й главе, где Онегин знакомится с Татьяной, но некоторые строки говорят о планах Пушкина. В XV строфе автор выражает сочувствие Татьяне, таким образом, приближаясь к своим героям.
Первые 2 строфы четвертой главы воспринимаются как лирическое отступление, но, тем не менее, это рассуждения Онегина, который был обескуражен признанием Татьяны.
Отступления появляются в XXVIII-XXX и посвящены модному молодежному увлечению – девичьим альбомам, куда молодые люди вписывали стихи, признания в любви, посвящения. От альбомов Пушкин переходит к размышлениям о поэзии.
В 6-й главе в XXXIII, XXXIV строфах идут размышления об убийстве человека. И далее Пушкин думает об участи, о судьбе убитого Ленского. Пушкин осознает, что он уже не мальчик, скоро исполнится 30 лет. Пройдена половина жизненного пути, и с этим надо смириться и жить дальше.
Удивительно. Весна – время пробуждения природы на автора наводит грусть. Об этом он говорит в лирических отступлениях 7-й главы.
Восьмая глава начинается воспоминаниями автора о юности, годах учебы в царскосельском лицее, о пребывании на Кавказе, в Молдавии.
После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.
Лирическим отступлением, прощанием автора с читателем заканчивается поэма.
Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!
Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/liricheskie-otstupleniya-v-romane-evgenij-onegin.html
Дуэль. Трагическая гибель Ленского (Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, 9 класс)
Главная » Литература » Дуэль. Трагическая гибель Ленского (Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, 9 класс)
Здесь Вы можете скачать Дуэль. Трагическая гибель Ленского (Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, 9 класс) для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Муниципальное образовательное учреждение
«Общеобразовательное учреждение лицей №2
г.Красноярска»
Конспект урока по литературе
в 9 классе
«Дуэль. Трагическая гибель Ленского».
(Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Владышевская Илона Кенсариновна
Красноярск 2010
Урок литературы в 9 классе
Владышевская Илона Кенсариновна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ «Общеобразовательное учреждение
лицей №2 города Красноярска»
Дуэль. Трагическая гибель Ленского.
(Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Цель урока: дать понятие «дуэльный кодекс» и выявить повод и истинную причину состоявшейся дуэли между Онегиным и Ленским; охарактеризовать чувства главного героя после свершившейся трагедии и увидеть черты эволюции характера Евгения Онегина.
…Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его.
А.С.Пушкин
Тема сегодняшнего урока – «Дуэль. Трагическая гибель Ленского». 29 января 1837 года не стало гения, «солнца русской поэзии», А.С.Пушкина, умершего вследствие раны, полученной им на дуэли. Буквально на следующий день сердца передовых людей 19-го столетия обожгли строки М.Ю.Лермонтова:
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр Сергеевич Пушкин – поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность.
Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» – фраза, которая сегодня воспринимается как шутка.
Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, давайте попытаемся взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.
Итак, что значила дуэль для дворянина в 19 веке? Можно ли было ее избежать? Как оценить поступок Онегина? Пожалуй, именно эти вопросы и будут для нас ключевыми.
1. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». Цитируя, Пушкин выпустил средний стих, отчего полностью изменился смысл.
У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать». Здесь причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости племени.
С пропуском среднего стиха появилась другая причина небоязни смерти – следствие разочарованности и «преждевременной старости души»
– Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине. Но Онегин был типичным представителм своего времени.)
– Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). Цель Онегина – позлить Ленского и только.
– Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).
В строфе 4 появляется новое лицо – некий Зарецкий. И ему посвящено целых 5 строф. Много для второстепенного персонажа. Но это не случайно. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. Пожалуй, более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у Пушкина нет.
– Расскажите, пожалуйста, об этом герое с использованием цитат.
– Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? (Секундант). К этому персонажу мы еще вернемся.
Мог ли Онегин что-то исправить? На этот вопрос мы не сможем верно ответить, если не поймем, чем была дуэль для современников Пушкина. И к сегодняшнему уроку группа историков-исследователей подготовила сообщение-презентацию «Дуэль и дуэльный кодекс в России 19 века». Предоставим им слово. (Прошу вашего особого внимания!)
Представление презентации (см.приложение к уроку).
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ
Итак, вам был представлен общепринятый дуэльный кодекс. Ваша задача обратиться к тексту главы и выяснить, был ли нарушен этот кодекс? Были ли объективные причины считать дуэль несостоявшейся? Ответы подтверждайте цитатами.
Нарушения дуэльного кодекса:
1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.
При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.
9 строфа: Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.
2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант – свободно нанятый лакей, Гильо.
27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).
3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» – спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.
4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделалэтого.
– Почему Зарецкий так себя ведет? (Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).
Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит.
3. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
– А теперь перенесемся во времени назад и посмотрим на наших главных героев перед дуэлью. Действительно ли Ленский был решительно настроен на поединок? (Строфа 15 -23)
Уже нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим.
Но, будучи романтиком, он практически убеждает себя с присущим романтизму пафосом, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я».
Дорога ему сейчас собственная жизнь? Сейчас, когда он вновь почувствовал счастье? Безусловно.
– Какие же мысли занимают ум и сердце Онегина перед поединком? Желает ли он поединка с другом? (Найти ответ в 10 строфе)
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной,
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится: в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…
Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.
– Оба наших героя терзаются сомнениями. Что же для Онегина становится причиной участия в дуэли? (Мнение света)
– Какой комментарий этой ситуации дает Пушкин? «Но дико светская вражда боится ложного стыда».
Действительно, ложного стыда. Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент экранизации романа «Евгений Онегин» английским режиссером Мартой Файнс.
Интересна история создания фильма.
Английский актер Рэйф Файнс, прочитав в 1998 г. роман Пушкина, был так потрясен историей любви Татьяны и Евгения, что решил непременно снять фильм. И благополучно сделал это благодаря своей сестре-режиссеру, а сам снялся в главной роли. Очень радует, что произведения А.С.
Пушкина тревожат сердца людей не только нашей страны.
Удалось ли актерам передать то состояние, которое испытывали Онегин и Ленский? И еще подумайте, пожалуйста, если бы вы были консультантами съемочной группы, высказали бы какие-то пожелания, касающиеся соответствия событий фильма тексту романа?
Просмотр фрагмента фильма «Онегин».
4. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОСМОТРА.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Мне кажется, очень удачно передано смятение Ленского, его неуверенность в словах обвинения, обращенных к Онегину, боязнь трагического исхода. Онегин тоже находится в двойственном состоянии: идет на поединок, но очень неохотно. А особенно выразительно и ярко показано потрясение героя, вызванное осознанием содеянного:
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его…напрасно.
В тоске сердечных угрызений…глядит на Ленского…
Убит! Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем отходит.
– Какие несовпадения отметили бы консультанты? Проверим внимательность.
Неточности:
- время года (по роману – зима, в фильме – осень);
- появилась как свидетель Татьяна,
- Онегин очень настоятельно просит Ленского одуматься,
- Ленский был убит пулей навылет в грудь, а не в висок.
Вернемся к теме нашего урока. На мой взгляд, эпизод фильма наглядно продемонстрировал нам ужасный лик совершенно нелепой, бесцельной смерти 18-летнего(!) юноши.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
– Только ли по вине Онегина и Зарецкого все-таки погибает Ленский? Виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения.
Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, – боязнь быть смешным или сделаться объектом сплетен.
Четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или поступить так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.
Интересно, что в 6 главе автор показывает нам 2 возможных варианта судьбы погибшего в цвете лет поэта.
– В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему?
Эти размышления и станут вашим домашним заданием.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сочинение-рассуждение (не менее 150 слов): «Какой из вариантов судьбы Ленского мне кажется более верным и почему?»
Список использованной литературы
-
Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней…»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII-XIX веков/ В.П.Мещеряков, М.Н.Сербул. – М.: Дрофа, 2003.
-
Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
-
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://weblog.rc-mir.com/time1586920_1235948400_0_20093.html
https://www.koolinar.ru/blog/comments/4002
https://zx-kino.ru/movie/pushkin-poslednyaya-duel/4704/
https://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-901589965
https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post107604083/
https://lermontov.niv.ru/lermontov/zhivopis-i-grafika/pictures_5.htm
Другие материалы из категории Литература
Источник: https://docbase.org/15173-duel-tragicheskaya-gibel-lenskogo-analiz-6-glavy-romana-a-s-pushkina-evgeniy-onegin-9-klass.html
Смерть Ленского, как избавление от разочарования и непонимания (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)
Сочинения › Пушкин А.С. › Евгений Онегин
Готовые Домашние Задания
Ленский – юноша восемнадцати лет, друг Онегина, практически его противоположность, погибает от руки товарища. Случайно ли этот персонаж прощается с жизнью в романе, ведь он так молод, мечтателен, полон надежд и романтических мыслей?
Автор характеризует Ленского как человека с прекрасными задатками. Ему присуще «благородное стремленье и чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда».
Но юноше недостает знания и понимания действительности. «Сердцем милый невежда», он воспринимает людей и жизнь как романтик-мечтатель.
Как и Онегину, общество провинциального дворянства для Ленского чужое, но он в своих мечтах превозносит Ольгу, обыкновенную девушку, возводит ее в ранг идеала.
Ленский – образованный, культурный человек. В его беседах с Онегиным затрагиваются философские и научные проблемы. Пушкин отмечает у него «вольнолюбивые мечты» и склонность к сентиментальной и романтической прозе. Для Ленского присущи мотивы «любви, печали, разлуки», таинственного «нечто», воспевание «поблеклого цвета жизни», «туманной дали» и «романтических роз».
Непонимание людей, восторженность приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью. Здесь от него требовалась сдержанность и здравый смысл, а не максимализм и эмоциональность.
Такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они или примиряются с тем, что есть, или погибают при первом же случае, когда нужно проявить твердость характера. Ленский погиб – такой приговор вынес Пушкин.
Но что было бы, если бы он остался жив? Скорее всего, превратился в обыкновенного помещика-обывателя, в посредственного мужчину со скучающим и разочарованным взглядом без проблеска страсти.
Мечты бы со временем потускнели, ударившись о реальность, романтика надоела бы, а сентиментальность заменили цинизм и разочарованность в людях. У Ленских того времени не было будущего, и Пушкин доказал это, убив своего героя на дуэли.
Сочинения по теме:
- Схожесть характеров Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” сочинение
- Основная интрига романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” сочинение
- Женский идеал для А. С. Пушкина в романе “Евгений Онегин” сочинение
- Выбор Татьяны (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) сочинение
Источник: https://1soch.ru/pushkin-as/evgeniy-onegin/smert-lenskogo-kak-izbavlenie-ot-razocharovaniya
Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны – А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Глава 6
Там, где дни облачны и кратки, Родится племя, которому умирать не больно. Петрарка А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Глава 6. Анализ сцены дуэли. Эпиграф к 6 главе разбивает все наши надежды. Так нелепа и – внешне, во всяком случае, – незначительна ссора Онегина и Ленского, что нам хочется верить: всё ещё обойдётся, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге… Эпиграф исключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушённому читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли. Случайная ссора – только повод для дуэли, а причина её, причина гибели Ленского гораздо глубже, мы уже говорили о ней: Ленский с его наивным, розовым миром не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали, но об этом речь впереди.
– Какое чувство после вызова испытывает Онегин? – Найдите слова и словосочетания, которые об этом говорят прямо. – Каков ритм строк, рисующих раздумья Онегина? – В чём он себя обвиняет? |
Перечитаем строфу 11. |
– Найдите строчки, в которых сквозит покорность, пассивность, неспособность противостоять случившемуся.
– Найдите строчки, в которых звучит голос поэта. Каково мнение поэта о предстоящей дуэли?
Пушкин осуждает не саму дуэль как способ защиты чести.
Здесь он был сыном своего века. Он показывает бессмысленность и жестокость поединка, совершённого в угоду общественному мнению. Введение реплики Чацкого: «И вот общественное мненье!» – подчёркивало, что, в отличие от Онегина, тот не испугался бы сплетен, «хохотни глупцов».
Онегин пытается любыми способами избежать дуэли, как отмечает Ю. Лотман.
|
Послушайте комментарий к строфам 27-30.
Строфа 30 заканчивается строчкой: “роняет молча пистолет” и запятой, – у читателя есть ещё надежда: может, только ранен? Но строфа 31 снимает надежду.
Проанализируем строфы 31-32.
– Найдите сравнения, употребляемые поэтом применительно к смерти Ленского. – Как эти образы помогают понять отношение Пушкина к гибели молодого поэта? – Что нового вносит строфа 32 в картину смерти, в образ Ленского? – Какое из всех 3-х сравнений самое страшное? |
Ленский – Лемешев
– Почему в сцене описания смерти Ленского перемежаются романтический и реалистический стиль повествования?
Перечитайте строфу 35.
– Сравните поведение Онегина и Зарецкого и сопоставьте их восприятие смерти Ленского.
Онегину невероятно тяжело. Но Зарецкого ничто не мучит. “Ну что ж? убит”, – решил сосед.
В 6 строчках два раза повторяется слово страшный. Пушкин нагнетает, сознательно училивает тоску, ужас, охватившие читателя. Вот теперь уже ничего нельзя изменить; то, что произошло, необратимо. И никакие романтические слова так не передали бы ужаса происходящего, как бытовая деталь: “Почуя мёртвого, храпят и бьются кони…”.
Перечитайте строфу 36.
– Как относится Пушкин к смерти Ленского?
Ленский ушёл из жизни, уходит и со страниц романа.
Наивный мир поэта исчезает – он не мог сохраниться в соприкосновении с окружающим его миром пошлости.
Для Ленского возможны были три пути: гибель; разрушение мечтаний – замена их будничной жизнью; и – третий – путь самого Пушкина, пересмотревшего свои романтические увлечения.
Верный своему принципу предельной краткости автор не рассказывает нам, как Ленского привезли домой, как узнала Ольга, что было с Татьяной…
Перечитайте строфы 42-43. Именно здесь, в конце 6 главы, после смерти Ленского, Пушкин прощается со своей молодостью. Это понятно: Ленский и есть молодость Пушкина, мечты, романтизм, восторженное отношение к жизни…
– Как Пушкин называет Онегина?
– Отрекается ли он от него?
– Что нам подсказывает, что Пушкин сочувствует Онегину?
– Почему и в этой сцене Онегин возбуждает не только осуждение, но и сострадание поэта?
Пушкин изображает человека, зависимого от среды, рисует трагедию целого поколения и утверждает идеал общества, которое даёт возможность человеку гармонично развиваться, применять свои силы.
Домашнее задание. Перечитать 7, 8 главы.
Источник: https://gvozdikova.ucoz.ru/index/a_s_pushkin_quot_evgenij_onegin_quot_glava_6/0-87
Сочинение «Описание-изложение эпизода смерти Ленского в романе «Евгений Онегин»»
Смерть Ленского описана иначе, чем все остальные. Это кульминация фабулы, событие, решающее судьбы всех главных героев.
Можно снисходительно относиться к Ленскому, подмечать все иронические сентенции о нем, щедро рассыпанные Пушкиным, но нельзя пройти мимо того, что гибель юного поэта и в авторе, и в его героях (даже поначалу в Ольге, олицетворяющей человеческий и литературный стандарт), и в читателях-персонажах (например, в “горожанке молодой”), и просто в читателях постоянно отзывается горечью и состраданием. В.Г. Белинский, несмотря на серьезные основания, напрасно посчитал смерть Ленского самым достойным выходом из неизбежного в будущем опошления. Опошление проблематично, и, более того, нам представляется, что Пушкин оставил возможную судьбу Ленского непредсказуемой и заодно поставил читателям маленькую ловушку, предлагая им решить альтернативу XXXVII и XXXIX строф шестой главы с позиций “превосходства, быть может, воображаемого”. Смерть Ленского, разумеется, большое несчастье, происшедшее в первую очередь из-за непоправимой ошибки главного героя. Вспомним в связи этим первую реакцию виновника кровавой драмы:
* В тоске сердечных угрызений, * Рукою стиснув пистолет, * Глядит на Ленского Евгений. * “Ну, что ж? убит”, — решил сосед. * Убит!.. Сим страшным восклицаньем * Сражен, Онегин с содроганьем * Отходит и людей зовет.
* (VI, 132)
Зарецкий произносит свою реплику нарочито регистрирующим тоном, но его ровное “убит” отзывается в душе Онегина “страшным восклицанием”.
Смерть Ленского занимает фактически всю вторую половину романа. Она, можно сказать, размножена в тексте, парадоксально неоднократна. Если беглых замечаний о смерти множества персонажей мы почти не запоминаем, то убийство Ленского подчеркнуто происходит дважды: Онегин повергает его “длинным ножом” в сне Татьяны и убивает из пистолета на дуэли.
Ведь в поэтическом мире сон и явь одинаково реальны (12)*. Описана также смерть поэта в обывательском модусе. Ленский как бы убит один раз предварительно, другой — по-настоящему и еще раз умирает посмертно. Абсолютное событие, с одной стороны, усиливается этими повторами, с другой — становится вероятностным.
За текстом в пропущенной XXXVIII строфе шестой главы спрятан героический модус гибели:
* Он совершить мог грозный путь, * Дабы последний раз дохнуть * В виду торжественных трофеев, * Как наш Кутузов иль Нельсон, * Иль в ссылке, как Наполеон,
* Иль быть повешен, как Рылеев.
Кстати сказать, высокий модус XXXVII строфы предварен в XXXVI, цитируемой гораздо реже. В ней гибель поэта дана на реминисценциях множества скорбных элегических сетований с характерным восклицанием “где”:
* Увял! Где жаркое волненье, * Где благородное стремленье * И чувств и мыслей молодых, * Высоких, нежных, удалых?
* Где бурные любви желанья…
Итак, смерть Ленского с ее разнообразными отзвуками по всей второй половине романа (совсем вне мотива остается лишь четвертая глава, хотя “обертоны” есть и в ней) получает гораздо больший вес, чем все остальные смерти, вместе взятые. Наше первоначальное впечатление о смерти как о естественном моменте в круговороте бытия вдруг резко смещается по большой амплитуде смысла. Сначала жизнь и смерть почти приравниваются друг к другу, а затем смерть оказывается драматическим событием. Пушкин спокойно позволяет остаться этой антитезе, и две оценки смерти рождают структурно-смысловое напряжение своим неснимающимся противоречием.
Источник: https://litsochinenie.ru/opisanie-izlozhenie-epizoda-smerti-lenskogo-v-romane-evgeniy-onegin.html
Образ Владимира Ленского в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” (стр. 2 из 2)
Жажда любви, стремление быть любимым, свойственные юности, делают Ленского слепым, неспособным разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую способен юный поэт. Понятно, почему он «сухо отвечал» на замечание-вопрос Онегина:
«Неужто ты влюблен в меньшую?»-«А что?»-«Я выбрал бы другую, когда б я был как ты поэт». А Ленский и не выбирал:
Чуть отрок, Ольгою пленённый,
Сердечных мук ещё не знав,
Он был свидетель умиленный
Её младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял её забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседи, их отцы.
Этому равнодушному, охлажденному человеку стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтоб понять разницу между обеими сестрами, – тогда, как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простенькая девочка, которая совсем не стоила того, чтоб за неё рисковать убить приятеля или самому быть убитым.
Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал
2.3 Дуэль с Евгением
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Дуэль Онегина и Ленского — самый трагичные и самый загадочный эпизод романа. Онегин — в лучшем случае «ученый малый, но педант», однако не хладнокровный убийца и бретер. Владимир Ленский — наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка.
Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и поставленной задачей жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. “Не в силах снесть обмана”, Ленский вызывает Онегина на дуэль, “решась кокетку ненавидеть”.
Канун дуэли. Пред поединком Ленский едет к Ольге. Её простодушный вопрос: «Зачем вечор так рано скрылись?» – обезоружил юношу и резко изменил его душевное состояние.
Исчезла ревность и досада
Пред этой ясностию взгляда…
Очень естественное поведение влюбленного и ревнивого юноши, который «сердцем милый был невежда». Переход от сомнений в чувстве Ольги к надежде на её ответное чувство дает новый поворот мыслям Ленского: он убеждает себя в том, что должен защитить Ольгу от «развратителя» Онегина.
И вновь задумчивый, унылый
Пред милой Ольгою своей,
Владимир не имеет силы
Вчерашний день напомнить ей;
Он мыслит: «Буду ей спаситель
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вдохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял ещё полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.
Ситуация, приведшая к ссоре двух друзей в том виде, как ее представляет себе Ленский, далека от действительности. К тому же, находясь наедине со своими мыслями, поэт выражает их не обыкновенными словами, а прибегает к литературным штампам (Онегин – червь презренный, ядовитый; Ольга – лилеи стебелек, двухутренний цветок), книжным словам: спаситель, развратитель.
2.4 Возможности в судьбе
Пушкин находит и другие приемы изображения Ленского.
Здесь и легкая ирония: контраст взволнованного состояния юноши и обычного поведения Ольги при встрече (,,…
как и прежде, На встречу бедного певца Прыгнула Оленька с крыльца); и шуточное разрешение остроты положения введением разговорно-бытового оборота речи; «И молча он повесил нос»; и авторское заключение: «Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я».
Пушкин переводит содержание монолога Ленского на обычный, естественный разговорный язык. Введена авторская оценка всего происходящего как нелепости (дуэль с приятелем).
Ленский предчувствует трагический для него исход поединка. По мере приближения рокового часа усиливается тоскливое настроение («Сжалось В нем сердце, полное тоской; Прощаясь с девой молодой, Оно как будто разрывалось»). Первая фраза его элегии:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
-типично романтический мотив жалобы на раннюю утрату молодости.
И вот уже, «кипя враждой нетерпеливой» к своему вчерашнему другу, становится под пулю холодного и равнодушного Онегина.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов ещё ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить – но как раз
Онегин выстрелил…
Тревожное напряжение, нараставшее с начала подготовки к дуэли до выстрела Онегина, сменяется разрядкой отчаяния. Действие замедляется, наступает страшная тишина:
…поэт
Роняет, молча пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает…
Далее следуют строки, в которых самый подбор существительных, сравнений, метафор переносит нас в мир поэзии Ленского:
…младой певец
Нашёл безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
Потух огонь на алтаре!..
Но это уже не ирония, не пародия. Слова, напоминающие нам звуки «умолкнувшей лиры» Ленского,- это своеобразный способ усилить воспоминание, воскресить в памяти читателя образ юного поэта-романтика.
Глядя в лицо убитого им друга, Евгений внутренним взором видит живого Ленского, слышит его восторженные речи, вспоминает его романтические стихи.
В ином стиле дается следующая строфа, где о смерти говорится простыми, точными словами:
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь, текла.
Последующее развернутое сравнение отличается поразительной простотой. Пожалуй, не было ещё в мировой поэзии стихов, где трагическая тема смерти была бы воплощена в таких обыденных словах: дом, ставни, окна, хозяйка и так далее:
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь;
Теперь, как в доме опустелом,
Всё в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окны мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след.
Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не сведущий реальности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.
Он привлекателен нам своей чистой юностью, непосредственностью и неподдельностью своих чувств, им всегда и во всем руководит «ко благу чистая любовь». Мы по-доброму иронизируем над тем, что Ленский верит, по-видимому, в невозможное.
А самим почему-то грустно соглашаться, что это – невозможное. И прав был Белинский, который в свое время о Ленском написал: «В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод… Это не была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и идти вперед.
Это был романтик и больше ничего».
Размышляя о несостоявшемся будущем Ленского, Пушкин предполагает два варианта: либо слава великого поэта или обыкновенный удел прозаического существования:
Быть может, он для блага мира
Или хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла…
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился…
И Владимир Ленский стал бы таким же помещиком, как его родители, одним из тех, кого искренне презирал, в юности.
Оба эти варианта исторически возможны, потому что Пушкин ведь говорит не только о своем герое. Ленский – социальный тип своего времени, типический характер.
3 Значение образа романтического поэта
Описав раннюю гибель Ленского, Пушкин говорит нам: «Друзья мои, вам жаль поэта». Поэт не спрашивает, он уверен, что читатель имен так и думает.
И действительно, как бы ни был иногда странен и даже порой смешон Ленский, он всегда нам одновременно и трогателен. И если относимся к нему отчасти с иронией, но эта добрая ирония. В нем много хорошего, положительного.
Талантливый поэт – лирик, самые благородные убеждения, самые «вольнолюбивые мечты».
Но последствия романтического воображения, основанного не на реальной действительности, а на горячих чувствах, при столкновении с жизнью могут быть грустными, тяжелыми и даже трагическими как для самого человека, так и для окружающих. Так случилось и с Ленским.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что Ленский сразу был задуман как типичный образ русского поэта – романтика на рубеже 10-20-х годов XIX века.[1]
Владимир – порывистый, безмятежный, исполненный вольнолюбия, готовый принести себя в жертву дружбе и уверенный в ответных чувствах друзей, оптимист, верящий, что главное назначение человека – служение отечеству.
Ленский – поэт-романтик. Иначе и быть не могло: страстная, порывистая натура искала выход своей неиссякаемой энергии, а юные мечты питали его стихи.
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты…
Он пел любовь, любви послушной,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных.
«Отметим, что понятия «простоты» и «ясности» в поэзии романтика Ленского не совпадает с требованием простоты и ясности, свойственными реалисту Пушкину. У Ленского они идут от незнания жизни, от устремленности в мир мечты, они порождены поэтическими предрассудками души»
Источник: https://MirZnanii.com/a/136322-2/obraz-vladimira-lenskogo-v-romane-as-pushkina-evgeniy-onegin-2
Сочинения на Getsoch.ru
Образ Ленского в романе «Евгений Онегин»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Ленский — порядочный и искренний молодой человек, богатый сирота, красавец и поэт.
Это 18-летний либеральный помещик с восторженными речами, получивший образование в Германии. Характер роднит Ленского с Татьяной: «Ему не нравились пиры, бежал он их беседы шумной».
При этом герой живет в своем романтическом мире и влюбляется в легкомысленную Ольгу лишь потому, что она привлекательна. Владимир нарисовал в своем воображении несуществующие достоинства девушки и идеализировал ее. Это доказывает, что он не видел противоречий в жизни и плохо разбирался в людях.
Главные черты характера Ленского — пылкость, мечтательность, доверчивость и восторженность. Владимир порядочный и искренний оптимист. Он не боится заявлять всему миру о своей любви, но при этом ведет себя с невестой очень целомудренно.
Владимир потянулся к Онегину, потому что остальное окружение с их бестолковыми беседами не привлекало юношу, ему больше нравился «домашний круг». Была и еще одна причина: «от делать нечего друзья».
Но и с Онегиным дружба была странной: «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».
Владимиру это общение было более нужным, чем Евгению — он нуждался в собеседнике, умном друге, с которым можно было философствовать или играть в шахматы.
Вся жизнь Ленского была верой в любовь, дружбу и идеалы. Поэтому глупый флирт Евгения с Ольгой так больно ранил молодого поэта, и он вызвал прежнего друга Онегина на дуэль.
Именно горячность характера и погубила юношу — он решает спасти Ольгу от коварного искусителя, которым в его воображении выступил Онегин. Это была первая любовь Владимира и «он сердцем милый был невежда».
Ленский в последнюю ночь читает Шиллера, пишет стихи, думая об Ольге, в то время как Онегин спит крепким сном.
Гибель Ленского достаточно символична — женившись на Ольге, он бы превратился в заурядного обывателя. Живя среди мещан с такой легкомысленной женой, герой точно перестал бы писать стихи. Это была бы совершенно другая личность, возможно циничная, но совершенно непохожая на романтичного восторженного юношу.
Смерь героя произвела впечатление на читателей. Лермонтов в стихотворении, посвященному гибели Пушкина, вспоминает Ленского. Так вышло, что автор повторил судьбу персонажа: «И он убит — и взят могилой, как тот певец, неведомый, но милый, добыча ревности глухой. Воспетый им с такою чудной силой, сраженный, как и он, безжалостной рукой.»
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/560-obraz-lenskogo-v-romane-evgenij-onegin.html
Описание-изложение эпизода смерти Ленского в романе «Евгений Онегин» – Сборник сочинений
Смерть Ленского описана иначе, чем все остальные. Это кульминация фабулы, событие, решающее судьбы всех главных героев.
Можно снисходительно относиться к Ленскому, подмечать все иронические сентенции о нем, щедро рассыпанные Пушкиным, но нельзя пройти мимо того, что гибель юного поэта и в авторе, и в его героях (даже поначалу в Ольге, олицетворяющей человеческий и литературный стандарт), и в читателях-персонажах (например, в “горожанке молодой”), и просто в читателях постоянно отзывается горечью и состраданием. В.Г. Белинский, несмотря на серьезные основания, напрасно посчитал смерть Ленского самым достойным выходом из неизбежного в будущем опошления. Опошление проблематично, и, более того, нам представляется, что Пушкин оставил возможную судьбу Ленского непредсказуемой и заодно поставил читателям маленькую ловушку, предлагая им решить альтернативу XXXVII и XXXIX строф шестой главы с позиций “превосходства, быть может, воображаемого”. Смерть Ленского, разумеется, большое несчастье, происшедшее в первую очередь из-за непоправимой ошибки главного героя. Вспомним в связи этим первую реакцию виновника кровавой драмы:
- В тоске сердечных угрызений,
- Рукою стиснув пистолет,
- Глядит на Ленского Евгений.
- “Ну, что ж? убит”, – решил сосед.
- Убит!.. Сим страшным восклицаньем
- Сражен, Онегин с содроганьем
- Отходит и людей зовет.
- (VI, 132)
Зарецкий произносит свою реплику нарочито регистрирующим тоном, но его ровное “убит” отзывается в душе Онегина “страшным восклицанием”.
Смерть Ленского занимает фактически всю вторую половину романа. Она, можно сказать, размножена в тексте, парадоксально неоднократна. Если беглых замечаний о смерти множества персонажей мы почти не запоминаем, то убийство Ленского подчеркнуто происходит дважды: Онегин повергает его “длинным ножом” в сне Татьяны и убивает из пистолета на дуэли.
Ведь в поэтическом мире сон и явь одинаково реальны (12)*. Описана также смерть поэта в обывательском модусе. Ленский как бы убит один раз предварительно, другой – по-настоящему и еще раз умирает посмертно. Абсолютное событие, с одной стороны, усиливается этими повторами, с другой – становится вероятностным.
За текстом в пропущенной XXXVIII строфе шестой главы спрятан героический модус гибели:
- Он совершить мог грозный путь,
- Дабы последний раз дохнуть
- В виду торжественных трофеев,
- Как наш Кутузов иль Нельсон,
- Иль в ссылке, как Наполеон,
- Иль быть повешен, как Рылеев.
Кстати сказать, высокий модус XXXVII строфы предварен в XXXVI, цитируемой гораздо реже. В ней гибель поэта дана на реминисценциях множества скорбных элегических сетований с характерным восклицанием “где”:
- Увял! Где жаркое волненье,
- Где благородное стремленье
- И чувств и мыслей молодых,
- Высоких, нежных, удалых?
- Где бурные любви желанья…
Итак, смерть Ленского с ее разнообразными отзвуками по всей второй половине романа (совсем вне мотива остается лишь четвертая глава, хотя “обертоны” есть и в ней) получает гораздо больший вес, чем все остальные смерти, вместе взятые.
Наше первоначальное впечатление о смерти как о естественном моменте в круговороте бытия вдруг резко смещается по большой амплитуде смысла. Сначала жизнь и смерть почти приравниваются друг к другу, а затем смерть оказывается драматическим событием.
Пушкин спокойно позволяет остаться этой антитезе, и две оценки смерти рождают структурно-смысловое напряжение своим неснимающимся противоречием.
Источник: https://schooltask.ru/opisanie-izlozhenie-epizoda-smerti-lenskogo-v-romane-evgenij-onegin/
В чем состоит значение образа владимира ленского в романе “евгений онегин”?
В чем состоит значение образа владимира ленского в романе “евгений онегин”? Как этот персонаж помогает понять главных героев произведения?
Судьба Владимира Ленского имеет для писателя самостоятельное значение. Прежде всего, его смерть на дуэли – кульминационное событие сюжета. Смерть Ленского была предсказана ранее, во сне Татьяны, и не раз вспоминается позже. Этот образ отдельными своими сторонами как бы прилегает, повторяет, копирует центральную пару персонажей и автора.
С Онегиным Ленского сближает уже семантика фамилий, имеющих “северное”, “речное” звучание. Не случайно, что при всей разности жизненного опыта, характеров, воззрений все же “они сошлись”.
С Татьяной же они похожи многим: возрастом, исконно русской семантикой имен, воспитаны на западных романтических литературных образцах, далеки от среды, в которой живут, мечтательны и странны, неопытны, отчего ошибаются в своем первоначальном выборе.
Не случайно же искушенный и умный Онегин заметил, что Татьяна гораздо больше подходит Ленскому, чем Ольга: “Я выбрал бы другую, / Когда
бы был, как ты, поэт”. Наконец, Онегин сыграл в их судьбе сходную роковую роль. Сначала он “убил” романтически настроенную Татьяну:
Блистая взорами, Евгений Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилася она.
Затем – самого Поэта-романтика. И позже Татьяна говорит себе, что в Онегине она должна ненавидеть “убийцу брата своего”.
Автор рассуждает о двух вариантах будущего Ленского. При этом первым называется достойный, высокий путь: “Быть может, он для блага мира / Иль хоть для славы был рожден”. Разумеется, герой не был застрахован и от иного. Незавершенное в нем должно “доразвиться” в героях, оставшихся жить, и в авторе.
Онегину еще предстоит пройти через “убийственный выстрел”, теперь уже в него (“Стоит Евгений, / Как будто громом поражен, / В какую бурю ощущений / Теперь он сердцем погружен!”). Впрочем, следует понять, что Татьяна сурова вынужденно: слишком далеко заходит Онегин в покушении на непререкаемые для нее ценности и правила (они же были и естественной основой натуры убитого Ленского).
Этот “выстрел”, следовательно, правильнее считать “самоубийственным”, спровоцированным самим героем.
И его задача – стать в духовном смысле тем, чем мог бы стать убитый им Ленский и чего по-своему достигла Татьяна: она реализовала не пошлый вариант семейной жизни, а возвышенно одухотворенный, достойный уважения своей моральной высотой, общественно-значимый (“благо мира”), по мнению писателя.
Многообразны и связи Ленского с развивающимся образом автора. Упоминаемые в романе жанры, темы, настроения стихов Ленского близки тем, которые можно обнаружить в раннем творчестве самого Пушкина. Идеал красоты юного поэта не был вовсе и всегда чужд Пушкину, который, с иронией нарисовав портрет Ольги, замечает: “Я прежде сам его любил, / Но надоел он мне безмерно”.
Расставаясь с Ленским, поэт незаметно переходит к рассуждениям о своем творчестве, судьбе, говорит о переходе к иным принципам творчества: “Лета к суровой прозе клонят, / Лета шалунью-рифму гонят”. Но при этом надеется сохранить то, чем так дороги ему Ленский, уходящая молодость, романтически окрашенная поэзия:
А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаще прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь…
Глоссарий:
- роль ленского в романе евгений онегин
- значение образов онегина и ленского
- образ ленского и его роль в романе
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/v-chem-sostoit-znachenie-obraza-vladimira-len-skogo-v-romane-evgenij-onegin/
Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина ( «Евгений Онегин»)
Во второй главе романа о жизни Евгения Онегина появляется новый персонаж — молодой сосед Владимир Ленский, о котором Пушкин пишет с улыбкой:
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Что общего было у скучающего скептика Онегина с пылким романтиком Ленским? Автор признает, что даже Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Онегин и Ленский в романе они все-таки подружились, значит, были какие-то точки соприкосновения. Ленский, молодой русский дворянин, учившийся в Германии, был увлечен идеями немецкого романтизма. Он привез в Россию не только «учености плоды», но и «вольнолюбивые мечты». Правда, вольнолюбие его было абстрактным, а убеждения носили мечтательный характер.
Иначе говоря, милый поэт Ленский старался казаться романтиком на немецкий лад — одиноким, страдающим от непонимания и насмешек окружающих. Для Онегина же ближе был Байрон с его культом демонической личности вроде Чайльд Гарольда или Наполеона. Он не мог принять восторженности мечтательного романтизма, его раздражало отсутствие у романтиков трезвого взгляда на жизнь.
Поэтому они с Ленским о многом судили по-разному:
Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все повергалось их суду.
Онегина удивляли наивность суждений и нравственная слепота его молодого приятеля, его неспособность понять даже близкого ему человека, которого он любил, — Ольгу. Для Онегина, как и для Пушкина, Ленский «сердцем милый был невежда».
Различие между Онегиным и Ленским похоже на разницу между героем и подражанием ему, пародией на него. Ибо тоска и разочарование Евгения были подлинными, собственная неприкаянность раздражала и угнетала его. А восемнадцатилетний Ленский не случайно выбрал не задумчивую Татьяну, а резвую жизнерадостную
Ольгу. И Пушкин с горькой иронией прочил этому певцу «туманной дали» совсем другую жизнь:
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле…
Как рассудить, что лучше — такая жизнь или нелепая смерть во цвете лет от руки друга?
Получается, что презирающий свет и светские приличия, умудренный жизненным опытом Онегин и юный влюбленный Ленский оказались во власти одних и тех же ложных представлений о чести, во имя которых один подставил грудь под выстрел, а другой выстрелил в друга. Тут виновны и обмануты оба. Это их сближает.
А что же в конечном счете разнит? То, что для Онегина никогда, ни при каких обстоятельствах невозможен счастливый конец. Он — одинокий волк. До сих пор неясно до конца, мог ли Онегин примкнуть к декабристам. Но в любом случае — на каторге, в ссылке, просто в собственной деревне Онегин будет одинок и несчастен.
Не случайно он прошел мимо чистой и наивной любви Татьяны: разделенная любовь — не для него.
Если рассматривать пушкинскую метафору построчно, обнаружится разница между человеком с уже сложившимся характером и убеждениями (Онегин) и юношей в процессе становления (Ленский).
«Волна» — это что-то изменчивое, текучее, «камень» — тяжелое и постоянное, «стихи» — легкое и возвышенное, «проза» — в данном случае скептическое и обыденное, «пламень» — яркое, неистовое, «лед» — твердое и безжалостное.
Этот «лед» и погубил в конечном счете Ленского.
Так на примере судеб двух героев Пушкина мы видим, как люди умные, образованные и способные губили друг друга из-за ложно понятого чувства чести и неумения найти применения своим силам.
Источник: https://prepodka.net/onegin-i-lenskij-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/