Характеристика татьяны лариной в романе “евгений онегин” пушкина: описание внешности и характера

Описание Татьяны Лариной в романе Пушкина “Евгений Онегин”

Характеристика Татьяны Лариной в романе

Какой она была, Татьяна, русская душою? Какой мы ее видим, читая роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»?  Все описание ее поступков указывает на меланхоличный темперамент.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

На склонность к меланхолии указывают и следующие эпитеты: грустна,  молчалива, в уныние погружена, мечтательница нежная.

Пушкин нигде не упоминает о ее внешности  – не говорит ни о цвете глаз, ни о разрезе губ, не рисует портрет.  Все описание сводится к внутреннему, духовному миру Татьяны, ее поступков.

Единственное, что бросается в глаза – это то, что Татьяна была полной противоположностью своей энергичной и беспечной сестры.

И если Ольга была белокурая, и круглолицая барышня, то Татьяна, скорее всего,  была шатенкой  с тонкими чертами всегда бледного  лица и карими глазами.

И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый;

Почему именно карие глаза?

И, утренней луны бледней
И трепетней гонимой лани,
Она темнеющих очей

Не подымает:

Вряд ли Пушкин назвал бы темнеющими голубые, или зеленые глаза.

Татьяна жила в мире своих  мечтаний, избегала общения с соседями, предпочитая их  пустым разговорам и играм с детьми прогулки по лесу или полю.

Дика, печальна, молчалива.
Как лань лесная боязлива.

Как и большинство дворянских детей, она плохо знала русский язык. Ночами зачитывалась французскими романами, и воображала себя героиней   прочитанного.  Но, несмотря на это,  она была русская душою, любила зиму, верила в гадания и приметы.

Обратите внимание

На момент развития сюжета Татьяне было 13  лет. Об этом дважды упоминается в поэме.  Правда, существует мнение литературных критиков о том, что Татьяне было 17 лет.  Но оставим эту точку зрения на совести самих критиков, потому что будь Татьяне 17, родственники девушки усердно подыскивали бы ей жениха, а Пушкин вряд ли вспомнил бы о куклах.

С Татьяной Лариной читатель снова встретится спустя несколько лет в Петербурге. Она повзрослела, стала более женственной.

В обществе Татьяна  держалась с чувством собственного достоинства, и своими манерами, статью, внушала уважение присутствующих  к собственной персоне.

В ней нет никакого кокетства, вульгарности, дамских ужимок.   В заключительной части «Евгения Онегина» мы читаем такое описание Татьяны:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

Провинциальная девочка довольно быстро усвоила уроки высшего света, в котором оказалась благодаря замужеству.  Но такой она стала и благодаря приобретенному горькому опыту. Пребывание ее в  усадьбе Онегина и чтение его книг позволило лучше узнать этого человека.

  Она сумела запереть на замок свое сердце, и не показывала людям  истинных чувств. Нет, она не кривила душой, этого ей было не нужно. Она просто ни кому не обнажала своей души, своего сердца.  А скрывать – это не значит лгать.

Даже если она и не испытывала любви и страсти к своему мужу, она уважала его, а он мог гордиться своей женой  —

равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней

Роскошной, царственной Невы.

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/opisanie-tatyany.html

Характеристика Татьяны Лариной

Предлагаем вашему вниманию краткую характеристику Татьяны Лариной из романа “Евгений Онегин”, над которым Александр Пушкин трудился около восьми лет с 1823-1831 годы.

Образ Татьяны Лариной весьма интересен, и видно, что Пушкин много работал над ним, как и над остальными главными героями романа “Евгений Онегин”.

Важно

Образ Татьяны Лариной Пушкин рисует читателю очень ясно – Татьяна Ларина простая провинциальная девушка, она “дика, печальна и молчалива”. Татьяна задумчива и одинока, и интересно, что окружение не оказывает на нее сильного влияния, потому что она не гордится своими связями, принадлежностью родителей к дворянам, гостями, которые бывают в их доме.

Характеристику Татьяны Лариной формируют совсем другие обстоятельства и события ее жизни. Например, Татьяна обожает природу, она романтична и ее вдохновляют романы Руссо и Ричардсона.

Характеристика Татьяны Лариной при появлении Евгения Онегина

Знакомство с Евгением Онегиным очень сильно влияет на тонкую душевную натуру Татьяны.

Она поражена тем, что Онегин не похож на других молодых людей из ее окружения, она убеждена, что он особенный. Такие чувства будят в Татьяне Лариной пылкую любовь.

Девушка снова поглощена чтением, и это понятно, поскольку рядом с ней нет того друга, которому бы она могла доверить свои сокровенные чувства.

Оказывается, как же сильно затронули Татьяну Ларину прочитанные романы и живущие на их страницах герои – она становится похожа на них и начинает испытывать подобные чувства, обращая их к Евгению Онегину.

Одними из самых сильных эпизодов романа “Евгений Онегин”, которые помогают понять характеристику Татьяны Лариной, это беседа Татьяны со своей няней и письма к Евгению Онегину. Перечитайте эти отрывки романа, чтобы лучше воспринять образ Татьяны Лариной.

Действительно, беседа Татьяны со старой няней показывает, насколько близки они друг другу. Няня Татьяны не только несет народную мудрость, ее слова отражают большой опыт трудной жизни русской женщины.

Очень интересный факт состоит в том, что сам Пушкин говорил о своей няне Арине Родионовне как о прототипе няни Татьяны Лариной.

Письмо Татьяны Лариной к Онегину

Хорошо прослеживается образ Татьяны Лариной в моменте, когда она пишет Евгению Онегину пылкое и откровенное письмо.

Сам по себе такой поступок несвойственен Татьяниному окружению и ее воспитанию, он яркий и отчаянный. Но зато видно, что Татьяна руководствуется исключительно чувствами, но никак не разумом.

Ее письмо лишено кокетных ноток, она откровенна, честна и отдана во власть страстям своего сердца.

Какую характеристику Татьяне Лариной дал сам Александр Пушкин?

Совет

Рисуя образ Татьяны Лариной, Пушкин не прибегает к иронии, и в этом отношении персонаж Татьяны единственный и исключительный, поскольку от ее появления на страницах романа до самой развязки читатель видит только любовь и уважение поэта.

Можно вспомнить такие строчки Пушкина: “Я так люблю Татьяну милую мою”.

Мы представили вам краткую характеристику Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”, надеемся, эта информация окажется для вас полезной. Также предлагаем прочесть краткий анализ романа “Евгений Онегин”.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-tatyany-larinoy

Характеристика Татьяны Лариной

Татьяна – сестра Ольги, в которую был влюблен Ленский. В противоположность сестре с раннего детства она была молчалива и любила уединение, ее не прельщали ни забавы сестры и подруг, ни родительская любовь.

Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Татьяна больше любила ночь, нежели день, любила созерцать в одиночестве рассвет. Как неизбежное следствие отсутствие реальной жизни, она погрузилась в жизнь виртуальную – рано стала читать романы Руссо и Ричардсона о нежных чувствах, благо родители, люди простые и ненавязчивые, не видели в этом никакого вреда, тем более что мать Татьяны сама с удовольствием читала те же романы.

В таком состоянии ее застал визит Онегина. А. С. Пушкин великолепно подчеркивает закономерность увлечения Татьяны. Психофизиологически она созрела для любви, и “ждала… кого-нибудь”, изнывая от неги и тоски.

Сельские нравы были просты – оказалось достаточно одного визита Онегина, чтобы пошли слухи о его сватовстве к Татьяне.

Молодую девушку такие слухи взбудоражили, и она увлеклась человеком, которого видела один только раз и который едва ли сказал ей за время посещения хоть одно слово.

В надуманности и искусственности переживаний Татьяну можно сравнить с Ленским, только Ленский был экстравертом, то есть человеком действия, а Татьяна – интровертом, переживающим все в себе и не выплескивающим свой внутренний мир наружу. А. С. Пушкин с удивительной точностью описывает переживания влюбленной девушки:

Тоска любви Татьяну гонит, И в сад идет она грустить, И вдруг недвижны очи клонит, И лень ей далее ступить. Приподнялася грудь, ланиты Мгновенным пламенем покрыты, Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах…

Обратите внимание

Однако чувства, нашедшие зацепку во внешнем мире, захлестнули Татьяну с такой силой, что она не смогла их держать в себе. Они зажили своей собственной жизнью. Онегин упорно не появлялся. Нужна была пища для продолжения напряженных переживаний.

Поехать к Онегину самой было по правилам того времени немыслимо, оставалось написать письмо, что тоже, в общем-то, являлось предосудительным, но что более можно было сохранить в тайне. И Татьяна пишет Онегину свое знаменитое письмо.

Правда, пишет, по словам поэта, на французском языке.

Оказалось, что в душе молодой, совершенно необразованной девушки, живет поразительное благородство и строгая чистота помыслов. Ее уединенность уберегла ее от поверхностных суждений и суетных мыслей, она отдается новому чувству полностью и с неслыханной смелостью предлагает свою любовь.

Ответ Онегина ее отяжелил и обескуражил, но не настолько, чтобы перестать о нем думать:

Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души, печали жадной; Нет, пуще страстью безотрадной

Татьяна бедная горит…

До той поры, пока Онегин является для нее загадкой, она принадлежит своему слепому чувству. Но жажда понять, а значит познать предмет своей любви, стремительно разовьет ее. Еще одна поразительная находка А. С.

Пушкина – сон Татьяны, в котором за ней гонится медведь и приносит в дом, где Евгений главенствует над всяческой нечистью.

В психологии давно известно, что такие сны – психологическая инициация, то есть полное развертывание женского начала в девушке, после которого она готова инстинктивно совершать действия, связанные с продолжением рода.

Важно

Это своеобразное подключение к закрытой до того базе данных, психологически превращающих девушку в женщину. Как натура исключительно чуткая, не затененная внешними образами, Татьяна предчувствует смерть Ленского, а связь Онегина с нечистой силой символизирует испытания ее созревающей души.

Когда Онегин уехал, она случайно набрела на его дом и стала часто туда приходить, стараясь постигнуть внутренний мир человека, которого совершенно не понимала. Привыкшая работать с книгами, она скоро поняла его душу, и в Москву ехала уже достаточно освобожденная от слепой страсти.

Она по-прежнему не интересовалась светом, всяческие сплетни, расшаркиванья и многозначительные взгляды были ей чужды, но, привыкшая к послушанию, она ездила с матерью по обедам и балам и в конце концов приглянулась одному генералу. Ей было все равно, за кого ее отдадут замуж, потому что неудача первой любви при ее цельности характера перечеркнула для нее возможность нового увлечения.

Она не покорилась свету, потому что никогда не была в своих чувствах зависима от него. Напротив, глубочайшее внутреннее благородство сделало ее дамой в высшем значении этого слова, и невольно все это почувствовали.

Ее отстраненность и при этом безукоризненное выполнение роли вежливой хозяйки влекли к ней и останавливали.

Своей душевной чистотой и прямотой она затмила всех красавиц Петербурга, потому что душевная красота всегда сияет ярче.

Она поняла мотивы Онегина, пропустила через себя. Влюбленность ее ушла, чистое воспоминание о первой любви осталось. Именно это она имеет в виду, когда говорит Евгению:

Я вас люблю, Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Теперь единственное, в чем она может выразить себя в жизни, – это воспитание детей.

Характеристика Татьяны Лариной

Источник: https://home-task.com/xarakteristika-tatyany-larinoj/

Характеристика Татьяны в романе «Евгений Онегин» (с цитатами)

Татьяна — романтичная и нежная девушка, но в то же время имеющая огромную выдержку и силу воли, что подтверждается в финале поэме, когда она, несмотря на свою любовь к Онегину, всё-таки отвечает ему отказом.

Знакомство же читателей с Татьяной Пушкин начинает с описания её еще деревенской девочкой, молчаливой и робкой, держащейся в своей семье обособленно и холодно:

Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Татьяна не умеет ласкаться к родным, не любит играть с другими детьми:

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела.

Конечно, это происходит потому, что ее никто по-настоящему не понимает и не ценит. В семье Лариных не приняты глубокие и серьезные чувства. Мать Татьяны сама легко утешилась, будучи выдана замуж за нелюбимого человека, а о книгах знала лишь понаслышке. Ольга очень быстро забывает Владимира – даже Татьяна тоскует о нем дольше, а ведь она не была в него влюблена!

Совет

Татьяна задумчива, предпочитает находиться одна, большую часть своего времени она проводит за размышлениями и за чтением любовных романов; любит дальние прогулки и природу в предрассветный час.

Такой характер Татьяны формирует и ее отношение к любви, для нее любовь — это целый мир, а любимый человек — это герой, которого она желает выбрать раз и навсегда. Серьезность Татьяны приводит к тому, что и к чувствам своим она относится со всей серьезностью.

Читайте также:  История создания пьесы "гроза" островского: замысел, постановка и публикация драмы

Онегин — ее осознанный выбор, ведь, увидев его, она сразу поняла, что это «он» — тот, кто не раз являлся ей во сне, с кем так долго ждала встречи. Об этом она пишет в искренних строчках своего письма:

Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…»
Ты в сновиденьях мне являлся

Незримый, ты мне был уж мил…

Татьяна — романтичная особа, считающая, что Евгений — ее судьба.

Но после того, как он не отвечает ей взаимностью, она не становится жалкой и обиженной, не испытывает злобы и ненависти к нему, а, наоборот, вызывает уважение и восхищение в глазах читателя, ведь она очень достойно повела себя при разговоре с Онегиным, продемонстрировав свой сильный характер.

В этой девушке заложена огромная душевная сила — ее сила в способности доверчиво и преданно любить, в умении быть простой и откровенной и следовать до конца своему выбору. Татьяна умеет быть сдержанной, когда это нужно, умеет хранить секреты, это самодостаточная и интересная девушка, цельная личность.

В отношениях с мужчинами Татьяна не кокетлива: «Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя»; она отличается верностью и простотой, у нее есть свои моральные ценности и принципы. Связав себя узами брака с генералом, она не позволяет себе пойти на супружескую измену, хотя признается в том, что всё ещё любит Евгения.

В полной мере характер Татьяны проявляется именно в финале поэмы: это статная, величественная дама, вызывающая восхищение окружающих. Онегин очарован таким преображением Татьяны, но он слышит от неё отказ: «Но я другому отдана. Я буду век ему верна». Девушка повзрослела, стала более мудрой и проницательной, поэтому она понимает, что внезапно вспыхнувшая к любовь со стороны Онегина скорее всего вызвана ее теперешним статусом:

Обратите внимание

Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна?

Честолюбивому Онегину может принести роман с ней «соблазнительную честь» в кругах высшего общества, и Татьяна прекрасно осознает всё это, но и при этом разговоре она ведет себя очень достойно. Татьяна честна перед Онегиным, открыто говорит ему о том, что так и не смогла разлюбить его, но всё-таки не дает ему никаких шансов, говоря, что прошлое уже нельзя вернуть:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна вызывает уважение у читателей за свою открытость и честность, за прямолинейность в общении с Онегиным, она не оставляет ему ложных надежд, хотя и заявляет, что её теперешний статус не приносит ей никакой радости, что она готова променять всё, что у нее есть сейчас, лишь бы вернуться в свое «бедное жилище».

…Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас…

Характер Татьяны — это сочетание силы и робости, серьезности и романтичности, замкнутости и открытости. У девушки глубокий внутренний мир, в котором томится столько чувств, столько воспоминаний, но она сдерживает порывы своей души, оставаясь верной своему мужу. Всё это говорит о том, что Татьяна — сильный человек, способный быть верным данному слово.

Источник: http://po-literature.ru/harakteristika-tatyany-v-romane-evgeniy-onegin-s-citatami.html

Образ Татьяны Лариной в романе Александра Пушкина “Евгений Онегин”

В романе “Евгений Онегин” в образе Татьяны Лариной воплотились все представления Пушкина об идеале.

Мне кажется, что когда речь идет о добродетели и красоте, Пушкину в большей степени удается показать их на примере женских характеров: это и Маша Миронова из “Капитанской дочки”, и Марья Гавриловна из “Метели”,и Маша Троекурова из “Дубровского”. Всем им свойственны самоотверженность, благородство, красота и верность супружескому долгу.

Татьяна — любимая пушкинская героиня. Он сознается:”Я так люблю Татьяну милую мою”. Он искренно сопереживает: “Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…”, он гордится ее благородством, когда она отвергает любовь Онегина во имя долга:

Я вас люблю ( к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Способность к самопожертвованию свойственна Татьяне еще в большей степени, чем героиням вышеназванных повестей.

Она пронесла любовь к Онегину через всю жизнь, первой призналась ему в любви, вынесла унизительность его отказа, не потеряла достоинства, поняв легкомысленность отношения Евгения к ней, и сумела построить свою жизнь, “властвуя собой”.

Важно

Отдав руку мужу, изувеченному в сражениях, она никогда его не предаст. Мне кажется, создавая образ Татьяны, Пушкин вдохновлялся реальными женщинами, например женами декабристов, сумевшими остаться преданными супружескому долгу до конца своих дней.

Откуда берутся такие женщины? Татьяна росла в поместье родителей, и этот “прелестный уголок” воспитал в ней любовь к природе, к старинным обычаям, ко всему естественному и прекрасному, что сделало ее душу неповторимой и, как подчеркивает Пушкин, “русской душою”.

Казалось бы, в ней нет ничего необычного: она” верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям”, с трепетом слушала сказки няни, ее”тревожили приметы”, но в то же время “она в семье своей родной казалась девочкой чужой”.

Почему? Потому что в ней не было притворства, кокетства и жеманства, считавшихся неотъемлемыми чертами светских барышень, и хотя семья Лариных выделялась среди других помещичьих семей простотой и естественностью поведения, Татьяна выделялась даже и в ней. Она была незаурядной личностью.

В куклы не играла, дамам высшего общества не подражала. Вероятно поэтому, выйдя замуж и попав в свет — заметно выделялась и там. В свете

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней…

Интонация, с которой Пушкин описывает Татьяну, выдает его с головой. Это тот самый идеал, к которому поэт, возможно, стремился всю жизнь”.”Наука страсти нежной” была ему знакома не меньше, чем Онегину, он хорошо знал и “умел тревожить сердца кокеток записных”, но любить хотел такую девушку, как Татьяна.

Татьяна с детства отличалась от кокеток тем, что у нее был богатый внутренний мир, пытливый созерцательный мир, вместо того, чтобы мечтать о балах и учиться манерам,

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод.

Пушкинская Татьяна, несмотря на то, что была”дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива”, все же “от небес одарена”

Умом и волею живой,

И своенравной головой…

Совет

Ее своенравие выразилось, например, в том, что она, полюбив Онегина, первой призналась ему в любви. В 20е годы XIX века среди молодежи это не было принято.

Но Пушкин не то что не осуждает Татьяну, он защищает ее:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит собственной мечте?

И Пушкин, и его любимая героиня “волненья света ненавидят”. Они стремятся к естественности, ценят открытость и прямоту. Одухотворенная, поэтическая любовь Татьяны делает ее образ неподражаемым, достойным уважения.

Читатель переживает вместе с ней горечь неразделенной любви. Усвоив горький урок, выслушав онегинские нравоучения, она продолжает хранить в себе это высокое чувство, любовь в своем понимании этого слова.

Отказ Онегина не унизил ее, а возвысил.

Пушкин еще раз свел героев в подобной ситуации через несколько лет. Теперь Татьяна, вышедшая замуж за генерала, выслушивает онегинские признания в любви. В ее отповеди нет, злорадства.

Несмотря на то, что она принадлежит теперь высшему обществу, она по-прежнему проста и естественна, а Онегину задает вопрос, который выдает в ней разумную и трезвую натуру: “Зачем у вас я на примете?”.

И поскольку Онегину нечего отвечать, отвечает сама:

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Отметим еще раз — она не торжествует победу, не стремится отомстить за прошлые униженья. Она не желает играть в дешевые светские игры, не приемлет отношений за спиной у мужа, и хотя снова сознается в своей любви к Онегину, отвергает его ухаживания.

Такого урока Онегину прежде никто не преподавал. Это поступок человека высокой нравственности с глубоко осознанным чувством собственного достоинства.

Татьяна отказалась от любви человека, которого сама любила много лет, ради того, чтобы не запятнать в обществе честное имя своего мужа.

Обратите внимание

Мне кажется, что такие понятия как верность, чистота, благородство, воплощенные Пушкиным в образе Татьяны, не устарели до сих пор. Да, отношения между мужчиной и женщиной в чем-то стали проще и примитивнее, но каждый человек, мечтая о настоящей и единственной на всю жизнь любви, имеет в виду именно такое, красивое и подлинное чувство, как у Татьяны к Онегину.

Источник: https://school-essay.ru/obraz-tatyany-larinoj-v-romane-aleksandra-pushkina-evgenij-onegin.html

Характеристика Татьяны Лариной. Евгений Онегин

Татьяна — сестра Ольги, в которую был влюблён Ленский. В противоположность сестре с раннего детства она была молчалива и любила уединение, её не прельщали ни забавы сестры и подруг, ни родительская любовь.

Ни храсотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.

Татьяна больше любила ночь, нежели день, любила созерцать в одиночестве рассвет. Как неизбежное следствие отсутствие ре­альной жизни, она погрузилась в жизнь виртуальную — рано стала читать романы Руссо и Ричардсона о нежных чувствах, бла­го родители, люди простые и ненавязчивые, не видели в этом ни­какого вреда, тем более что мать Татьяны сама с удовольствием читала те же романы.

В таком состоянии её застал визит Онегина. А. С. Пушкин вели­колепно подчёркивает закономерность увлечения Татьяны. Психо­физиологически она созрела для любви, и «ждала… кого-нибудь», изнывая от неги и тоски.

Сельские нравы были просты — оказалось достаточно одного визита Онегина, чтобы пошли слухи о его сва­товстве к Татьяне.

Молодую девушку такие слухи взбудоражили, и она увлеклась человеком, которого видела один только раз и кото­рый едва ли сказал ей за время посещения хоть одно слово.

В надуманности и искусственности переживаний Татьяну можно сравнить с Ленским, только Ленский был экстравертом, то есть человеком действия, а Татьяна — интровертом, переживаю­щим всё в себе и не выплёскивающим свой внутренний мир на­ружу. А. С. Пушкин с удивительной точностью описывает пере­живания влюблённой девушки:

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идёт она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

И лень ей далее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах…

Важно

Однако чувства, нашедшие зацепку во внешнем мире, захле­стнули Татьяну с такой силой, что она не смогла их держать в се­бе. Они зажили своей собственной жизнью. Онегин упорно не появлялся. Нужна была пища для продолжения напряжённых пе­реживаний.

Поехать к Онегину самой было по правилам того времени немыслимо, оставалось написать письмо, что тоже, в общем-то, являлось предосудительным, но что более можно было сохранить в тайне. И Татьяна пишет Онегину своё знаменитое письмо.

Правда, пишет, по словам поэта, на французском языке (русский-де плохо знала).

Оказалось, что в душе молодой, совершенно необразованной девушки, живёт поразительное благородство и строгая чистота помыслов. Её уединённость уберегла её от поверхностных суж­дений и суетных мыслей, она отдаётся новому чувству полно­стью и с неслыханной смелостью предлагает свою любовь.

Ответ Онегина её отяжелил и обескуражил, но не настолько, чтобы перестать о нём думать:

Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души, печали жадной;

Нет, пуще страстью безотрадной Татьяна бедная горит…

До той поры, пока Онегин является для неё загадкой, она принадлежит своему слепому чувству. Но жажда понять, а зна­чит познать предмет своей любви, стремительно разовьёт её. Ещё одна поразительная находка А. С.

Пушкина — сон Татья­ны, в котором за ней гонится медведь и приносит в дом, где Ев­гений главенствует над всяческой нечистью.

В психологии дав­но известно, что такие сны — психологическая инициация, то есть полное развёртывание женского начала в девушке, после которого она готова инстинктивно совершать действия, связан­ные с продолжением рода.

Читайте также:  Цитаты из романа "герой нашего времени" лермонтова: высказывания, афоризмы

Это своеобразное подключение к за­крытой до того базе данных, психологически превращающих девушку в женщину. Как натура исключительно чуткая, не за­тенённая внешними образами, Татьяна предчувствует смерть Ленского, а связь Онегина с нечистой силой символизирует ис­пытания её созревающей души.

Совет

Когда Онегин уехал, она случайно набрела на его дом и стала часто туда приходить, стараясь постигнуть внутренний мир чело­века, которого совершенно не понимала. Привыкшая работать с книгами, она скоро поняла его душу, и в Москву ехала уже дос­таточно освобождённая от слепой страсти.

Она по-прежнему не интересовалась светом, всяческие сплетни, расшаркиванья и многозначительные взгляды были ей чужды, но, привыкшая к послушанию, она ездила с матерью по обедам и балам и в конце концов приглянулась одному генералу. Ей было всё равно, за кого её отдадут замуж, потому что неудача первой любви при её цельности характера перечеркнула для неё возможность нового увлечения.

Она не покорилась свету, потому что никогда не была в своих чувствах зависима от него. Напротив, глубочайшее внутреннее благородство сделало её дамой в высшем значении этого слова, и невольно все это почувствовали.

Её отстранённость и при этом безукоризненное выполнение роли вежливой хозяйки влекли к ней и останавливали.

Своей душевной чистотой и прямотой она затмила всех красавиц Петербурга, потому что душевная красота всегда сияет ярче.

Она поняла мотивы Онегина, пропустила через себя. Влюб­ленность её ушла, чистое воспоминание о первой любви оста­лось. Именно это она имеет в виду, когда говорит Евгению:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Теперь единственное, в чём она может выразить себя в жиз­ни, — это воспитание детей.

На этой странице искали :

  • характеристика татьяны лариной
  • характеристика татьяны
  • характеристика татьяны из евгения онегина
  • татьяна ларина характеристика
  • евгений онегин характеристика татьяны

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/xarakteristika-tatyany-larinoj-evgenij-onegin.html

Образ и характеристика Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Категория: Сочинения по роману Евгений Онегин Actionteaser.ru – тизерная реклама

Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» имеет концептуальное значение. Во-первых, поэт создал неповторимый характер русской женщины. Во-вторых, в этом образе воплощен принцип реалистического искусства. В статье «Мнение М.Е.

Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной» А. С. Пушкин анализирует и объясняет причины появления «литературных чудовищ» возникновением и развитием литературы романтизма, сменившего классицизм.

Он согласен, что общая тенденция литературы — изображение идеала, а не нравоучения, — по сути своей правильна, однако, по мнению Пушкина, ни прежнее представление о человеческой природе как «жеманной напыщенности», ни теперешнее отображение торжествующего в сердце человека порока не являются глубинными.

Обратите внимание

Поэт утверждает новые идеалы (13-я и 14-я строфы третьей главы «Евгения Онегина»): роман, строящийся на любовном конфликте, по замыслу автора, должен был отобразить наиболее характерные и устойчивые приметы жизни представителей нескольких поколений русского дворянского рода.

Герои произведения говорят естественным языком, их переживания не схематичны и однообразны, а естественны и многосторонни. Описывая переживания героев романа, поэт проверяет правдивость своих описаний жизнью, опираясь на собственные наблюдения и впечатления.

Если принять во внимание эту концепцию автора, становится понятен смысл противопоставления образов Ольги и Татьяны, которое для читателя знаменует знакомство с главной героиней романа. Ольга скромна, послушна, весела, простодушна и мила.

У нее голубые, как небо, глаза, льняные локоны, легкий стан, но при этом ничто не выделяет ее из ряда таких же провинциальных барышень — «любой роман возьмите и найдете верно ее портрет». Татьяна внешне не столь привлекательна, как сестра, поведение и увлечения подчеркивают самобытность этой героини, непохожесть ее на всех: * Дика, печальна, молчалива.

* Как лань лесная боязлива, * Она в семье своей родной * Казалась девочкой чужой. К имени Татьяна Пушкин дает примечание: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и проч., употребляются у нас только между простолюдинами».

В авторском отступлении поэт развивает эту мысль: «Впервые именем таким страницы нежные романа мы своевольно освятим». Звучное имя Татьяна гармонически слилось с особенностями внешности ее обладательницы, с ее привычками, манерами, чертами характера.

Природа, книги, деревенский мир, страшные рассказы няни зимою в темноте ночей — все эти милые, незатейливые увлечения постепенно формируют характер девушки. Говорит Пушкин и о том, что было особенно дорого Татьяне: * Она любила на балконе * Предупреждать зари восход, * Когда на бледном небосклоне * Звезд исчезает хоровод.

Большую роль в формировании взглядов Татьяны и ее чувств сыграли книги, по которым она судила о жизни, романы ей заменяли все, давали возможность найти «свой тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты ». Увлечение книгами, погружение в иной, фантастический мир, наполненный всеми красками жизни, был для Татьяны не простым развлечением.

Девушка искала в нем то, чего не могла найти в мире реальном. Быть может, в связи с этим и постигла ее первая жизненная неудача, роковая ошибка — любовь к Онегину. Воспринимая окружающую обстановку как чуждую, противную каждой клеточке ее поэтической души, Татьяна создала свой иллюзорный мир, в котором правили добро, красота, любовь, справедливость.

Важно

Для полноты картины не хватало только одного — героя, единственного и неповторимого. Не потому ли задумчивый, окутанный тайной сосед Онегин показался Татьяне воплощением всех ее девичьих грез: * Счастливой силою мечтанья * Одушевленные созданья… * Все для мечтательницы нежной * В единый образ облеклись, * В одном Онегине слились.

Письмо Татьяны, это милое и трогательное признание в любви, наиболее полно отражает всю гамму чувств, охвативших ее непорочную, мятущуюся душу. Отсюда и резкое противопоставление: «вы нелюдим», «в глуши, в деревне все вам скучно», а мы «ничем… не блестим, хоть вам и рады простодушно».

Отсюда и чрезмерное восхваление избранника, переданное, в том числе, и путем описания Татьяной ее неизгладимого впечатления от первой встречи с Евгением: она всегда знала его, но злая судьба не давала влюбленным шанса встретиться в реальном мире.

И вот произошел этот чудесный миг встречи, узнавания: * Ты чуть вошел, я вмиг узнала, * Вся обомлела, запылала * И в мыслях молвила: вот он! Для Татьяны, которую никто не понимает, и это непонимание несет ей страдания, Онегин — спаситель, избавитель, прекрасный принц, которому суждено расколдовать, оживить ее несчастное сердце.

Казалось бы, мечты воплотились в реальность, но реальность подчас оказывается еще более обманчивой и жестокой, чем можно себе представить. Онегин тронут нежным признанием Татьяны, но он не готов взять на себя бремя ответственности за чужую судьбу, чужие чувства и чужую надежду.

Его совет по-житейски прост и отражает накопленный им опыт жизни в обществе: * Учитесь властвовать собою; * Не всякий вас, как я, поймет; * К беде неопытность ведет. Влюбленная Татьяна оказалась хорошей ученицей.

Преодолев невыносимую душевную боль, она научилась «властвовать собою»: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла!» В равнодушной княгине, величавой и небрежной, трудно узнать прежнюю Татьяну — несмелую, влюбленную, бедную и простую. Однако справедливо ли говорить о том, что если в характере героини произошли значительные перемены, то и ее жизненные принципы претерпели кардинальные изменения? Если мы таким образом будем трактовать поведение новой Татьяны, то последуем в этом за Онегиным, воспылавшим страстью к неприступной богине « царственной Невы ». Татьяна приняла правила чужой игры, но исчезла ли ее нравственная чистота, искренность, прямота, пытливость ума, понимание справедливости и долга, способность с достоинством, мужественно встречать и преодолевать трудности? * «Я вас люблю (к чему лукавить?), * Но я другому отдана; * Я буду век ему верна».

Такие простые слова, но сколько горечи, обиды, страдания, душевной боли скрывается за этой маской простоты! Образ Татьяны, на мой взгляд, убедительный и жизненный. Он вызывает искреннее сочувствие и восхищение. 

Груда мертвых камней,где человеку некуда идти.Ф. М. ДостоевскийПод вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросаю­щего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей высокого пятиэтаж­ного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героя на протяжении всего действия. С этого момент

Совет

Її називали каторжною всі оточуючі. Коли дівчині виповнилося сім років, померла її мати, котра була єдиною людиною, якій Докія могла поскаржитись, просто посидіти поруч та разом поплакати. Після смерті матері батько одружився з іншою жінкою, яку Докія дуже не любила. І дітей її вона теж не любила, навіть била їх.

Батько став пиячити, а мачуха жахливо ставилася до дівчини, примушувала працювати, виконувати всю домашню роботу. Але Докія не могла нічого зробити до пуття: то розіб’є щось, то зламає,

Этот кот оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.

Сведения о Бегемоте автор «Мастера и Маргариты» почерпнул из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904г.), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот.

Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у

В творчестве Островского 70—80-х годов важное место занимает тема «горячего сердца».

Неустанно разоблачая «темное царство» даже в новом облике европеизированных буржуа, драматург утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал в русской жизни силы, которые хотя бы в моральном отношении могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства. В этих поисках он ориентировался прежде всего на представителей народной среды и демократическую ин

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ярко показаны образы народных заступников: Ермилы Гирина, Савелия и Григория Добросклонова – каждый из этих персонажей по-своему призывает крестьянский народ к «выживанию» в той нелегкой атмосфере, которая была в то время.     Песни Григория Добросклонова – это призыв к каждому русскому человеку, в них звучат и боль, и надежда, и вера, и бессилие перед судьбой. В песне «Соленая» показана нищета крестьянской жизни, когда мать не может даже посыпать сол

Обратите внимание

Летние каникулы я провела на ура! Эти три прекрасных месяца были проникнуты огромным интересом. Сейчас я поделюсь с вами моими захватывающими впечатлениями.     Первая моя поездка была в Самару, в парк Гагарина.

Я провела там целый день, и улыбка не сходила с моего лица.

Я прокаталась на всевозможных аттракционах, прыгала на батутах, стреляла в тире, каталась на водных велосипедах, играла в лотерею и даже выиграла вполне приличную мягкую игрушку! В этот день у меня была буря эмоций.      А также

РомантизмИскусство романтизма возникает в конце 18 – начале 19 века в Европе. В первой четверти 19 века в России. Лучшие люди испытывают неудовлетворенность жизни, мечтают о свободе и равноправии, в это переходное время и возникает новое литературное влечение – романтизм.

От французского roman, не только в жизни людей, но и в произведениях.

Поэтическая сказка «Снегурочка» стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского.

В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях «темного царства».

Произведение «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский толь

Гражданская война в Российской империи, захлестнувшая ее в начале прошлого столетия, стала одним из самых печальных моментов в ее истории. Свои головы сложили миллионы россиян, война столкнула в кровавом противостоянии массы людей.

Эти люди были из разных классовых уровней, взглядов на жизнь, но верили они в одно, и история у них была едина.

Важно

Военные действия, тем более между сторонами одного народа – событие неприемлемое, но причиной этим действам всегда был, есть и будет Человек, его принципы и

Роман Пушкина «Евгений Онегин» – новаторское произведение, сложное для литературоведческого разбора.

Гениальный поэт скрыл в своем «романе в стихах» много загадок, но и дал ответы на многие вопросы, недаром «Евгения Онегина» называют «энциклопедией русской жизни».

    Сам Пушкин во вступлении к «Евгению Онегину» так охарактеризовал свое творение: «собранье пестрых глав, / Полусмешных, полупечальных, / Простонародных, идеальных…» Кроме того, поэт определял свое произведение как «свободный роман».

Сейчас смотрят:{module Пушкин:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-pushkina/sochineniya-po-romanu-evgenij-onegin/12390-obraz-i-kharakteristika-tatyany-larinoj-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin.html

Татьяна Ларина

Пылкий монолог Татьяны Лариной о чувствах к молодому повесе — часть обязательной школьной программы. Заучивая строки о первой любви и порывах души, легко уловить смелость и открытость, которая так нехарактерна для барышень позапрошлого столетия. Этим и отличается Татьяна от большинства литературных образов — естественностью и верностью идеалам.

Читайте также:  Композиция романа "капитанская дочка" пушкина: особенности произведения

История создания

Стихотворный роман, который Александр Пушкин считал подвигом, впервые опубликовали в 1833 году. Но за жизнью и любовными похождениями молодого гуляки читатели следили с 1825 года. Изначально «Евгений Онегин» выходил в литературных альманахах по одной главе — этакий сериал 19 века.

Александр Пушкин

Помимо главного героя, внимание к себе приковала Татьяна Ларина — отвергнутая возлюбленная Онегина. Писатель не скрывал, что женский персонаж романа писался с реальной женщины, но имя прототипа нигде не упоминается.

Исследователи выдвигают несколько теорий о предполагаемой музе Александра Сергеевича. В первую очередь упоминают Анну Петровну Керн. Но писатель испытывал к женщине плотский интерес, что разнится с отношением автора к милой Татьяне Лариной. Девушку из романа Пушкин считал прекрасным и нежным созданием, но не предметом страстных желаний.

Анна Керн, Елизавета Воронцова и Наталья Фонвизина

Героиня романа имеет общие черты с Елизаветой Воронцовой. Историки считают, что портрет Онегина написан с поклонника графини Раевского. Поэтому роль литературной возлюбленной досталась Елизавете. Еще один весомый аргумент – мать Воронцовой, как и мать Лариной, вышла замуж за нелюбимого и долго страдала от такой несправедливости.

Дважды жена декабриста Наталья Фонвизина утверждала, что она — прототип Татьяны. Пушкин дружил с мужем Натальи и часто общался с женщиной, но других доказательств, подтверждающих данную теорию, не существует. Школьный товарищ поэта Вильгельм Кюхельбекер считал, что писатель вложил в Татьяну частицу собственных скрытых черт и чувств.

Персонажи романа «Евгений Онегин»

Недоброжелательные отзывы и критика романа не затронули образ главной героини. Наоборот, большинство литературоведов и исследователей отмечают целостность персонажа.

Достоевский называет Ларину «апофеозом русской женщины», Белинский отзывается о Татьяне, как о «гениальной натуре, не подозревающей о своей гениальности».

Безусловно, в «Евгении Онегине» показан женский идеал Пушкина.

Перед нами образ, который не оставляет равнодушным, восхищает внутренней красотой и озаряет светлыми чувствами молодой невинной барышни.

Биография

Татьяна Дмитриевна родилась в семье военного, дворянина, который после службы переселился в сельскую местность. Отец девушки умер за несколько лет до описываемых событий. Татьяна осталась на попечении матери и старой няни.

Татьяна Ларина

Точный рост и вес девушки не упомянут в романе, но автор намекает, что Татьяна не отличалась привлекательностью:

«Итак, она звалась Татьяной.Ни красотой сестры своей,Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей».

Пушкин не упоминает возраст героини, но, по подсчетам литературоведов, Тане недавно исполнилось 17 лет. Это подтверждает письмо поэта близкому другу, в котором Александр Сергеевич делится мыслями о душевном порыве девушки:

«…если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!»

Свободное время Татьяна проводит за разговорами с няней и чтением книг. В силу возраста девушка близко к сердцу принимает все, о чем пишут авторы любовных романов. Героиня живет ожидаем чистого и сильного чувства.

Татьяна Ларина с книгами

Татьяна далека от девчоночьих игр младшей сестры, не любит болтовню и шум легкомысленных подружек. Общая характеристика главной героини — уравновешенная, мечтательная, неординарная девушка. У родных и знакомых создается впечатление, что Таня – холодная и чрезмерно рассудительная барышня:

«Она в семье своей роднойКазалась девочкой чужой.Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей».

Совет

Все меняется, когда в соседнее имение приезжает Евгений Онегин. Новый житель деревни совсем не похож на прежних немногочисленных знакомых Татьяны. Девушка теряет голову и после первой же встречи пишет Онегину письмо, где признается в охвативших чувствах.

Но вместо бурного выяснения отношений, которыми так славятся любимые романы девушки, Ларина выслушивает от Онегина проповедь. Дескать, такое поведение поведет барышню в неправильном направлении. К тому же Евгений вовсе не создан для семейной жизни. Татьяна смущена и растеряна.

Татьяна Ларина и Евгений Онегин

Следующая встреча влюбленной героини и эгоистичного богача происходит зимой. Хотя Татьяне известно, что Онегин не отвечает на ее чувства, девушка не может справиться с волнением от встречи. Собственные именины для Тани превращаются в пытку. Евгений, заметивший томление Татьяны, уделяет время исключительно младшей Лариной.

Такое поведение имеет последствия. Жених младшей сестры застрелен на дуэли, сама Ольга быстро вышла замуж за другого, Онегин покинул деревню, а Татьяна вновь осталась наедине с мечтами. Мать девушки обеспокоена — дочери пора под венец, но милая Таня отказывает всем претендентам на руку и сердце.

Татьяна Ларина пишет письмо

Два с половиной года прошло с последней встречи Татьяны и Евгения. Жизнь Лариной заметно изменилась. Девушка больше не уверена, так ли уж сильно она любила молодого повесу. Возможно, это было иллюзией?

По настоянию матери Татьяна вышла замуж за генерала N, покинула деревню, где жила всю жизнь, и обосновалась с супругом в Петербурге. Незапланированное свидание на балу пробуждает в давних знакомых забытые чувства.

Татьяна Ларина и Евгений Онегин

И если Онегин охвачен любовью к когда-то ненужной девушке, то Татьяна остается холодна. Очаровательная генеральша не выказывает расположение к Евгению и игнорирует попытки мужчины сблизиться.

Лишь на краткое мгновение героиня, которая выдерживает натиск влюбленного Онегина, снимает маску безразличия. Татьяна все так же любит Евгения, но никогда не предаст мужа и не опорочит собственную честь:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Экранизации

Любовная драма из романа «Евгений Онегин» — популярный сюжет для музыкальных произведений и экранизаций. Премьера первого фильма с одноименным названием состоялась 1 марта 1911 года. Черно-белая немая кинокартина затрагивает основные моменты истории. Роль Татьяны исполнила актриса Любовь Варягина.

Ариадна Шенгелая в роли Татьяны Лариной

В 1958 году фильм-опера рассказал советскому зрителю о чувствах Онегина и Лариной. Образ девушки воплотила Ариадна Шенгелая, а вокальную партию за кадром исполнила Галина Вишневская.

Лив Тайлер в роли Татьяны Лариной

Британо-американский вариант романа появился в 1999 году. Режиссером картины стала Марта Файнс, главную роль сыграла Лив Тайлер. Актриса награждена «Золотым Овном» за образ Татьяны.

Интересные факты

  • Пушкин выбрал для героини самобытное имя, считавшееся в то время простым и безвкусным. В черновиках Ларина упоминается как Наташа. Кстати, значение имени Татьяна — устроительница, учредительница.
  • По подсчетам ученых, год рождения Лариной — 1803 по старому стилю.
  • Девушка плохо говорит и пишет по-русски. Татьяна предпочитает выражать мысли на французском языке.

Цитаты

А счастье было так возможно, так близко!..
Но судьба моя уж решена.Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.Его здесь нет. Меня не знают…
Взгляну на дом, на этот сад.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/692-tatiana-larina.html

Образ и характеристика Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» имеет концептуальное значение. Во-первых, поэт создал неповторимый характер русской женщины.

Во-вторых, в этом образе воплощен принцип реалистического искусства. В статье «Мнение М.Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной» А. С.

Пушкин анализирует и объясняет причины появления «литературных чудовищ» возникновением и развитием литературы романтизма, сменившего классицизм.

Он согласен, что общая тенденция литературы — изображение идеала, а не нравоучения, — по сути своей правильна, однако, по мнению Пушкина, ни прежнее представление о человеческой природе как «жеманной напыщенности», ни теперешнее отображение торжествующего в сердце человека порока не являются глубинными. Поэт утверждает новые идеалы (13-я и 14-я строфы третьей главы «Евгения Онегина»): роман, строящийся на любовном конфликте, по замыслу автора, должен был отобразить наиболее характерные и устойчивые приметы жизни представителей нескольких поколений русского дворянского рода. Герои произведения говорят естественным языком, их переживания не схематичны и однообразны, а естественны и многосторонни. Описывая переживания героев романа, поэт проверяет правдивость своих описаний жизнью, опираясь на собственные наблюдения и впечатления.

Если принять во внимание эту концепцию автора, становится понятен смысл противопоставления образов Ольги и Татьяны, которое для читателя знаменует знакомство с главной героиней романа. Ольга скромна, послушна, весела, простодушна и мила.

Обратите внимание

У нее голубые, как небо, глаза, льняные локоны, легкий стан, но при этом ничто не выделяет ее из ряда таких же провинциальных барышень — «любой роман возьмите и найдете верно ее портрет».

Татьяна внешне не столь привлекательна, как сестра, поведение и увлечения подчеркивают самобытность этой героини, непохожесть ее на всех:

  • Дика, печальна, молчалива.
  • Как лань лесная боязлива,
  • Она в семье своей родной 
  • Казалась девочкой чужой.

К имени Татьяна Пушкин дает примечание: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и проч., употребляются у нас только между простолюдинами». В авторском отступлении поэт развивает эту мысль: «Впервые именем таким страницы нежные романа мы своевольно освятим».

Звучное имя Татьяна гармонически слилось с особенностями внешности ее обладательницы, с ее привычками, манерами, чертами характера. Природа, книги, деревенский мир, страшные рассказы няни зимою в темноте ночей — все эти милые, незатейливые увлечения постепенно формируют характер девушки.

Говорит Пушкин и о том, что было особенно дорого Татьяне:

  • Она любила на балконе
  • Предупреждать зари восход,
  • Когда на бледном небосклоне
  • Звезд исчезает хоровод.

Большую роль в формировании взглядов Татьяны и ее чувств сыграли книги, по которым она судила о жизни, романы ей заменяли все, давали возможность найти «свой тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты ».

Увлечение книгами, погружение в иной, фантастический мир, наполненный всеми красками жизни, был для Татьяны не простым развлечением. Девушка искала в нем то, чего не могла найти в мире реальном. Быть может, в связи с этим и постигла ее первая жизненная неудача, роковая ошибка — любовь к Онегину.

Воспринимая окружающую обстановку как чуждую, противную каждой клеточке ее поэтической души, Татьяна создала свой иллюзорный мир, в котором правили добро, красота, любовь, справедливость. Для полноты картины не хватало только одного — героя, единственного и неповторимого.

Не потому ли задумчивый, окутанный тайной сосед Онегин показался Татьяне воплощением всех ее девичьих грез:

  • Счастливой силою мечтанья
  • Одушевленные созданья…
  • Все для мечтательницы нежной
  • В единый образ облеклись,
  • В одном Онегине слились.

Письмо Татьяны, это милое и трогательное признание в любви, наиболее полно отражает всю гамму чувств, охвативших ее непорочную, мятущуюся душу. Отсюда и резкое противопоставление: «вы нелюдим», «в глуши, в деревне все вам скучно», а мы «ничем…

не блестим, хоть вам и рады простодушно». Отсюда и чрезмерное восхваление избранника, переданное, в том числе, и путем описания Татьяной ее неизгладимого впечатления от первой встречи с Евгением: она всегда знала его, но злая судьба не давала влюбленным шанса встретиться в реальном мире.

И вот произошел этот чудесный миг встречи, узнавания:

  • Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
  • Вся обомлела, запылала
  • И в мыслях молвила: вот он!

Для Татьяны, которую никто не понимает, и это непонимание несет ей страдания, Онегин — спаситель, избавитель, прекрасный принц, которому суждено расколдовать, оживить ее несчастное сердце.

Казалось бы, мечты воплотились в реальность, но реальность подчас оказывается еще более обманчивой и жестокой, чем можно себе представить. Онегин тронут нежным признанием Татьяны, но он не готов взять на себя бремя ответственности за чужую судьбу, чужие чувства и чужую надежду.

Его совет по-житейски прост и отражает накопленный им опыт жизни в обществе:

  • Учитесь властвовать собою;
  • Не всякий вас, как я, поймет;
  • К беде неопытность ведет.

Влюбленная Татьяна оказалась хорошей ученицей.

Преодолев невыносимую душевную боль, она научилась «властвовать собою»: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла!» В равнодушной княгине, величавой и небрежной, трудно узнать прежнюю Татьяну — несмелую, влюбленную, бедную и простую.

Однако справедливо ли говорить о том, что если в характере героини произошли значительные перемены, то и ее жизненные принципы претерпели кардинальные изменения? Если мы таким образом будем трактовать поведение новой Татьяны, то последуем в этом за Онегиным, воспылавшим страстью к неприступной богине « царственной Невы ». Татьяна приняла правила чужой игры, но исчезла ли ее нравственная чистота, искренность, прямота, пытливость ума, понимание справедливости и долга, способность с достоинством, мужественно встречать и преодолевать трудности?

  • «Я вас люблю (к чему лукавить?),
  • Но я другому отдана;
  • Я буду век ему верна».

Такие простые слова, но сколько горечи, обиды, страдания, душевной боли скрывается за этой маской простоты! Образ Татьяны, на мой взгляд, убедительный и жизненный. Он вызывает искреннее сочувствие и восхищение.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Образ и характеристика Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/obraz-i-xarakteristika-tatyany-larinoj-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector