История создания пьесы «Гроза» Островского: замысел, постановка и публикация драмы
Александр Николаевич Островский внес колоссальный вклад в развитие русской литературы 19 столетия. Основной особенностью его творчества являлось акцентирование внимания не на одном, а сразу на нескольких персонажах, а также изображение простых героев в обыкновенных жизненных обстоятельствах.
Островский является автором многих интереснейших пьес – «Свои люди – сочтемся», «Бедность – не порок», «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Бесприданница», «Семейная картина», «Бедная невеста», «Не так живи, как хочется», однако настоящим шедевром автора, его лебединой песней, считается пьеса в пяти действиях «Гроза».
Задумываться о написании «Грозы» Островский начал еще в 1856 году. В этот период он работал над не менее интересным и знаменитым своим произведением под названием «Не сошлись характерами». Именно в это время у драматурга начали закладываться первые детали собирательного образа деспотичной и своенравной Кабанихи.
В 1859 году писатель приступил к работе над этим произведением. Базой для написания пьесы было достаточно длительное путешествие по Волге, основным назначением которого являлось изучение обычаев и традиций жителей различных городов России. Таким образом, во время этого путешествия Островский выискивал города-прототипы Калинова, которыми в результате стали Осташково, Торжок, Кинешма и Тверь.
Прототипом же главной героини произведения Катерины, стала возлюбленная писателя – актриса Любовь Косицкая, наличие собственной семьи у которой стало причиной расставания любовников. Сон Катерины также написан по рассказам актрисы и является не чем иным, как немного переделанным ее собственным сном.
Бытовало также мнение, что в основу произведения Александр Островский положил реальное событие 1859 года, произошедшее в Костроме – смерть молодой мещанки Александры Клыковой. Однако это мнение ошибочно, ведь данное произведение было завершено ровно за месяц до случившейся трагедии.
Поставлена данная пьеса была в 1859 году сначала в Москве, а затем в Петербурге. Произведение было принято критиками восторженно. Положительные отзывы о нем оставили П. Плетнев, И. Гончаров и Н. Добролюбов. Пьеса также удостоилась Большой Уваровской премии в размере трех тысяч рублей серебром, что является наиболее ярким и неоспоримым свидетельством ее гениальности.
Опубликована впервые пьеса была в 1860 году в журнале «Библиотека для чтения». Вскоре произведение увидело свет и в виде отдельного издания.
Пьеса «Гроза» считается художественной универсализацией образа провинциальной России в дореформенный период, изображенной с помощью реалистичной зарисовки верхневолжских обычаев и традиций.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/2019
История создания пьесы «Гроза»
«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала.
С. А. Юрьев
Александр Николаевич Островский был одним из крупнейших культурных деятелей XIX столетия. Его творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие русского театра сложно переоценить.
Писатель внёс некоторые изменения в постановки пьес: внимание не должно было больше акцентироваться лишь на одном герое; вводится четвёртая сцена, отделяющая зрителей от актёров, чтобы подчеркнуть условность происходящего; изображаются обычные люди и стандартные житейские ситуации.
Последнее положение наиболее точно отражало суть реалистического метода, которого придерживался Островский. Его литературное творчество началось в середине 1840-х годов. Были написаны «Свои люди – сочтёмся», «Семейные картины», «Бедность не порок» и другие пьесы.
У драмы «Гроза» история создания не сводится лишь к работе над текстом и прописыванию разговоров между персонажами.
История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Долгое время существовала гипотеза, что сюжет «Грозы» был полностью позаимствован из реальной жизни. В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова.
во время следствия высинилось, что обстановка в семье Клыковых была достаточно напряжённой. Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию.
Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовому служащему.
Это предположение сильно укоренилось в сознании людей. Наверняка в современном мире в то месте уже были бы проложены туристические маршруты. В Костроме «Грозу» издавали отдельной книгой, при постановке актёры старались походить на Клыковых, а местные жители даже показывали место, откуда якобы сбросилась Александра-Катерина.
Костромской краевед Виноградов, на которого ссылается известный исследователь литературы С. Ю. Лебедев, нашёл в тексте пьесы и в «костромском деле» множество буквальных совпадений. И Александру, и Катерину рано отдали замуж. Александре едва исполнилось 16 лет. Катерине было 19. Обеим девушкам приходилось терпеть недовольство и деспотизм со стороны свекровей.
Александре Клыковой приходилось делать всю чёрную работу по дому. Ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей. На этом ряд «совпадений не заканчивается». Следствию было известно, что у Александры были отношения с другим человеком, работником почты. В пьесе «Гроза» Катерина влюбляется в Бориса.
Именно поэтому долгое время считалось, что «Гроза» – не более чем отражённый в пьесе случай из жизни.
Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати.
Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной.
Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Вполне возможно, что Александру, как и Катерину, мучила та духота, о которой говорится в пьесе.
Изживающие себя старые порядки и абсолютная косность и беспросветность сложившейся ситуации. Однако не стоит полностью соотносить Александру с Катериной. Вполне возможно, что в случае с Клыковой причинами гибели девушки были лишь бытовые трудности, а не глубинный личностный конфликт, как у Катерины Кабановой.
Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы.
Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям.
В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова:
«… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».
История создания пьесы «Гроза» Островского по-своему занимательна: есть и легенды, и личная драма. Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/istoriya-sozdaniya-pesy-ostrovskogo.html
История создания и постановки
Драма «Гроза»
История создания и постановки драмы «Гроза»
С деятельностью великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823- 1886) связана целая эпоха в развитии русского театра. За сорок лет напряженного труда — с 1847 по 1886 год — им написано около пятидесяти оригинальных пьес.
Продолжая лучшие традиции драматургии Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островский окончательно утвердил на русской сцене оригинальную, самобытную по своему содержанию и форме, русскую национальную драматургию.
Он создал богатый, высокохудожественный национальный репертуар для русского театра. В произведениях А. Н. Островского нарисована многообразная, широкая картина жизни русского общества середины и второй половины XIX века.
Драма «Гроза» является одним из самых замечательных художественных творений А. Н. Островского. Писать «Грозу» драматург начал в июне-июле 1859 года и закончил ее 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале «Библиотека для чтения», 1860, № 1. В том же году вышла отдельным изданием.
«Гроза» написана А. Н. Островским в годы, когда тема «свободы чувства», «эмансипации женщины», «семейных устоев» являлась весьма популярной и злободневной.
В литературе и драматургии ей был посвящен целый ряд произведений. Поэтому «Гроза» была встречена с величайшим интересом. Причем ни одно из произведений А. Н.
Островского не вызвало в печати такой ожесточенной полемики, какая началась вокруг «Грозы».
Одним из первых на новую пьесу откликнулся Добролюбов — широко известна его статья «Луч света в темном царстве», появившаяся в октябрьском номере «Современника» за 1860 год. В своей статье критик утверждал, что А. Н. Островский в «Грозе» изобразил «мертвящие начала» власти «темного царства», а Катерину он назвал «светлым лучом в темном-царстве».
Своеобразную позицию в полемике о «Грозе» занимал А. Григорьев, большая по объему статья которого «После «Грозы» Островского» печаталась в трех номерах «Русского мира» (январь — февраль 1860 года).
Острая борьба вокруг «Грозы», развернувшаяся в пору ее появления в печати и на сцене, продолжалась и в последующие годы. Так, большой резонанс получила опубликованная в мартовском номере журнала «Русское слово» за 1864 год (то есть четыре года спустя после публикации и постановки пьесы) статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы».
31 октября 1859 года «Гроза» была разрешена драматической цензурой. Первое представление состоялось 16 ноября 1859 года в московском Малом театре. Этот спектакль, блестящий по составу артистов, явился выдающимся театральным событием. Критика особенно выделяла игру Л. П. Косицкой-Никулиной в роли Катерины и П. М. Садовского в роли Дикого.
В Санкт-Петербурге «Гроза» впервые была представлена 2 декабря 1859 года в Александринском театре. По мнению тогдашней критики, этот спектакль все же уступал московскому. Ф. А. Снеткова очень хорошо выражала моральную чистоту, поэтичность Катерины, но лишила ее бытовых красок и по внешнему облику походила более на петербургскую барышню. Ф. А.
Бурдин портил роль Дикого чрезмерной суетливостью и крикливостью. Е. М. Левкеева в основном правильно воссоздавала образ Варвары, но в ряде случаев придавала ему излишнюю грубость и т. д. Кроме того, при наличии прекрасных, в основном, исполнительских сил, спектакль, как и в Москве, весьма снижался небрежным, бедным декоративным оформлением.
В Москве и в Петербурге «Гроза» А. Н. Островского шла с исключительным успехом. Все первые ее представления сопровождались аншлагами. Очень хорошо она принималась и в провинции (хотя бывали случаи, когда в провинции «Грозу» снимала с репертуара местная власть). Играть в пьесе «Гроза» стремились многие лучшие артисты.
В настоящее время «Гроза» прочно вошла в репертуар русских драматических театров Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов России и зарубежья.
Источник: https://scribble.su/ege/universal/118.html
А.Н. Островский «ГРОЗА»
РћРґРЅРёРј РёР· шедевров Островского Рё всей СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ драматургии РїРѕ праву считается “Гроза”, которую сам автор оценивал как творческую удачу, радовался, РєРѕРіРґР° актерам удавалось воплотить его замысел, глубоко переживал, если сталкивался СЃ непониманием, актерской посредственностью или СЃ небрежным отношением Рє пьесе.
«Гроза» была задумана Островским во время путешествия по Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода в почтовой карете вместе с актером Провом Садовским.
Драматург был очарован красотой великой СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ реки Рё расположенных вдоль нее РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё сел. Рто были длительные этнографические исследования.
Р’ своей корреспонденции РёР· Твери Островский писал Рѕ поразивших его фресках, увиденных РїСЂРё осмотре развалин РіРѕСЂРѕРґР° Вертязина. Рти изображения РЅР° тему Рѕ Литовском разорении отзовутся РІ «Грозе».
В очаровательном Торжке Островский встретился с сохранившимися от времен новгородской старины странными в новое время обычаями девичьей свободы и строгого затворничества замужних женщин.
Рти наблюдения получат отражение РІ характерах незамужней Варвары Рё обреченной РЅР° семейный плен Катерины.
Особенно понравилась Островскому Кострома редкостной красотой своей природы, общественным садом с прогуливающимися купеческими семьями, беседкой в конце бульвара, откуда открывался вид на заволжские дали, восхитительные просторы и живописные рощи.
Полученные впечатления многие годы питали творчество Островского.
Отразились РѕРЅРё Рё РІ “Грозе”, действие которой РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ вымышленном глухом волжском РіРѕСЂРѕРґРєРµ Калинове.
Костромичи долгое время утверждали, что именно Кострома явилась прообразом города Калинова.
Когда Островский представил свою пьесу в цензуру, состоялся знаменитый диалог драматурга с чиновником, который усмотрел в Кабанихе символизированную фигуру царя Николая и потому выразил сомнение в возможности публикации пьесы. Тем не менее, она была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году, на что не без труда было получено цензорское разрешение.
Однако еще до журнальной публикации «Гроза» появилась на русской сцене, для которой она прежде всего и была предназначена.
Премьера состоялась 16 ноября 1859 года в Малом театре по случаю бенефиса крупнейшего актера С.Васильева, игравшего Тихона. Другие роли также исполняли выдающиеся мастера П. Садовский, Н.В. Рыкалова, Л.П.
Никулина-Косицкая Рё РґСЂ. Ртой постановкой СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» сам Рђ.Рќ. Островский. Премьера Рё последующие спектакли имели огромный успех Рё превратились РІ сплошной триумф.
Такая же сценическая удача ждала и актеров Александринского театра в Петербурге. Здесь постановку спектакля также осуществлял сам драматург.
Через год после блистательных премьеры «Грозы» пьеса А.Н.
Островского была удостоена самой высокой, академической награды – Большой Уваровской премии, присуждение которой состоялось по ходатайству писателя �.А. Гончарова и профессоров П.А. Плетнева и А.Д. Галахова.
Рта премия стала первым свидетельством значимости того вклада, который Островский внес Рё РІ СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ литературу, Рё РІ отечественное сценическое искусство.
Литература
Роговер Е.С. Русская литература второй половины ХIХ века М., 2006
Источник: https://trassa.narod.ru/lekzia/ostrovskiy/groza.htm
История создания пьесы “Гроза”
“Грозу” не Островский написал… “Грозу” Волга написала.
С. А. Юрьев
Александр Николаевич Островский был одним из крупнейших культурных деятелей XIX столетия. Его творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие русского театра сложно переоценить.
Писатель внес некоторые изменения в постановки пьес: внимание не должно было больше акцентироваться лишь на одном герое; вводится четвертая сцена, отделяющая зрителей от актеров, чтобы подчеркнуть условность происходящего; изображаются обычные люди и стандартные житейские ситуации.
Последнее положение наиболее точно отражало суть реалистического метода, которого придерживался Островский. Его литературное творчество началось в середине 1840-х годов. Были написаны “Свои люди – сочтемся”, “Семейные картины”, “Бедность не порок” и другие пьесы.
У драмы “Гроза” история создания не сводится лишь к работе над текстом и прописыванию разговоров между персонажами.
История создания пьесы “Гроза” Островского берет свое начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи “Грозы”.
Долгое время существовала гипотеза, что сюжет “Грозы” был полностью позаимствован из реальной жизни. В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже ее тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова.
во время следствия высинилось, что обстановка в семье Клыковых была достаточно напряженной. Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию.
Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовому служащему.
Это предположение сильно укоренилось в сознании людей. Наверняка в современном мире в то месте уже были бы проложены туристические маршруты. В Костроме “Грозу” издавали отдельной книгой, при постановке актеры старались походить на Клыковых, а местные жители даже показывали место, откуда якобы сбросилась Александра-Катерина.
Костромской краевед Виноградов, на которого ссылается известный исследователь литературы С. Ю. Лебедев, нашел в тексте пьесы и в “костромском деле” множество буквальных совпадений. И Александру, и Катерину рано отдали замуж. Александре едва исполнилось 16 лет. Катерине было 19. Обеим девушкам приходилось терпеть недовольство и деспотизм со стороны свекровей.
Александре Клыковой приходилось делать всю черную работу по дому. Ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей. На этом ряд “совпадений не заканчивается”. Следствию было известно, что у Александры были отношения с другим человеком, работником почты. В пьесе “Гроза” Катерина влюбляется в Бориса.
Именно поэтому долгое время считалось, что “Гроза” – не более чем отраженный в пьесе случай из жизни.
Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошел в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнес пьесу для печати.
Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего еще не совершилось в реальности. Но творческая история “Грозы” от этого не становится менее интересной.
Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Вполне возможно, что Александру, как и Катерину, мучила та духота, о которой говорится в пьесе.
Изживающие себя старые порядки и абсолютная косность и беспросветность сложившейся ситуации. Однако не стоит полностью соотносить Александру с Катериной. Вполне возможно, что в случае с Клыковой причинами гибели девушки были лишь бытовые трудности, а не глубинный личностный конфликт, как у Катерины Кабановой.
Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы.
Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям.
В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова:
“… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют”.
История создания пьесы “Гроза” Островского по-своему занимательна: есть и легенды, и личная драма. Премьера “Грозы” состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.
Источник: https://home-task.com/istoriya-sozdaniya-pesy-groza/
Пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза”: анализ, история создания :
А. Н. Островский был видным литературным деятелем. Он многое изменил в постановке пьес, а его произведения отличаются реализмом, взглядов которого придерживался писатель. Одно из его наиболее известных произведений – пьеса “Гроза”, анализ которой представлен ниже.
История создания пьесы
Анализ “Грозы” следует начать с истории ее написания, потому что обстоятельства того времени сыграли важную роль в создании сюжета. Пьеса была написана в 1859 году во время путешествия Островского по Поволжью. Писатель наблюдал и исследовал не только красоты природы и достопримечательности поволжских городов.
Его не меньше интересовали люди, которые встречались ему в путешествии. Он изучал их характеры, особенности быта, истории их жизни. Александр Николаевич делал записи, а потом на их основе и создал свое произведение.
Но история создания “Грозы” Островского имеет различные версии. Очень долго придерживались того мнения, что сюжет для пьесы писатель взял из реальной жизни. В Костроме жила одна девушка, которая, не выдержав притеснений свекрови, сбросилась в реку.
Исследователи находили множество совпадений. Случилось это в том же году, в котором была написана пьеса. Обе девушки были молодыми и в очень раннем возрасте были выданы замуж. Обеих притесняли свекрови, а мужья были слабохарактерными.
У Катерины был роман с племянником самого влиятельного человека в городе, а у бедной костромской девушки – с почтовым служащим.
Неудивительно, что из-за такого большого количества совпадений долгое время все считали, что сюжет основан на реальных событиях.
Но более детальные исследования опровергли эту теорию. Островский отправил пьесу в печать в октябре, а девушка сбросилась месяцем позже. Поэтому сюжет не мог быть основан на истории жизни этой костромской семьи. Однако, может, благодаря своей наблюдательности Александр Николаевич смог предугадать этот печальный конец. Но есть у истории создания пьесы и более романтичная версия.
Кто был прототипом главной героини?
В анализе “Грозы” можно указать и то, что было множество споров о том, с кого же был списан образ Катерины. Нашлось место и для личной драмы писателя. И у Александра Николаевича, и у Любови Павловны Косицкой были семьи. И это послужило препятствием для дальнейшего развития их отношений.
Косицкая была театральной актрисой, и многие считают, что она является прототипом образа Катерины в “Грозе” Островского. Позднее Любовь Павловна сыграет ее роль. Сама женщина была родом с Поволжья, а биографы драматурга писали, что “Сон Катерины” был записан со слов Косицкой. Любовь Косицкая, как и Катерина, была верующей и очень любила церковь.
Но “Гроза” – это не только драма о личных отношениях, это пьеса о нарастании конфликта в обществе. В ту эпоху уже были люди, которые хотели изменить старые порядки, но закосневшее “домостроевское” общество не хотело им подчиняться. И это противостояние отражено в пьесе Островского.
Краткое содержание “Грозы” Островского
Действие пьесы происходит в вымышленном приволжском городе Калинове. Жители этого городка – люди, привыкшие к обману, тирании, невежеству. Несколько человек из калиновского общества выделялись своим стремлением к лучшей жизни – это Катерина Кабанова, Борис и Кулигин.
Молодая девушка была замужем за слабохарактерным Тихоном, чья суровая и деспотичная мать постоянно угнетала девушку.
Кабаниха установила в своем доме очень суровые порядки, поэтому все члены семейства Кабановых ее не любили и боялись.
Во время отъезда Тихона по делам Катерина тайно встречается с Борисом – образованным молодым человеком, приехавшим из другого города к своему дяде – Дикому, человеку такого же крутого нрава, как и Кабаниха.
Когда вернулся ее муж, молодая женщина перестала видеться с Борисом. Она опасалась наказания за свой поступок, потому что была набожной. Несмотря на все уговоры, Катерина во всем призналась Тихону и его матери. Кабаниха еще пуще стала тиранить молодую женщину.
Бориса дядя отправил в Сибирь. Катерина, попрощавшись с ним, бросилась в Волгу, понимая, что она больше не сможет жить в тирании. Тихон обвинил мать в том, что это из-за ее отношения его жена решилась на такой шаг. Это краткое содержание “Грозы” Островского.
Краткое описание персонажей
Следующий пункт анализа пьесы – это характеристика героев “Грозы” Островского. Все действующие лица получились запоминающимися, с яркими характерами.
Главная героиня (Катерина) – молодая женщина, воспитанная на порядках домостроя. Но она понимала всю закоснелость этих взглядов и стремилась к лучшей жизни, где все люди жили бы честно и поступали правильно.
Набожная, любила ходить в церковь и молиться.
Кабанова Марфа Игнатьевна – вдова, зажиточная купчиха. Придерживалась устоев домостроя. Обладала крутым нравом, установила тиранические порядки в доме. Тихон – ее сын, слабохарактерный мужик, любил выпить. Понимал, что его мать несправедлива к жене, но боялся пойти против ее воли.
Борис – образованный молодой человек, приехал, чтобы Дикой дал ему часть наследства. Впечатлителен, не принимает законов калиновского общества. Дикой – влиятельный человек, все его боялись, потому что знали, какого он сурового нрава. Кулигин – мещанин, верящий в силу науки. Пытается доказать другим всю важность научных открытий.
Это характеристика героев “Грозы” Островского, которые сыграли значительную роль в сюжете. Их можно разделить на два маленьких общества: придерживающихся старых взглядов и тех, кто верил, что изменения необходимы для создания лучших условий.
Луч света в пьесе
В анализе “Грозы” стоит выделить главный женский образ – Катерину Кабанову. Она является отражением того, что может сделать с личностью тирания и деспотическое отношение. Молодая женщина хоть и выросла в “старом” обществе, в отличие от большинства, видит всю несправедливость таких порядков.
А Катерина же была честной, не хотела и не умела обманывать, и это одна из причин, по которой она все рассказала мужу. А те люди, которые ее окружали, привыкли обманывать, бояться, тиранить. А молодая женщина не могла это принять, вся ее духовная чистота противилась этому.
Из-за внутреннего света и стремления жить честно образ Катерины из “Грозы” Островского сравнивали с “лучом света в темном царстве”.
И единственными радостями в ее жизни были молитва и любовь к Борису. В отличие ото всех тех, кто рассуждал о вере, Катерина верила в силу молитвы, она очень боялась совершить грех, поэтому не могла встречаться с Борисом.
Молодая женщина понимала, что после ее поступка свекровь будет терзать ее еще больше. Катерина видела, что в этом обществе никто не хотел меняться, а жить среди несправедливости, непонимания и без любви она не могла.
Поэтому броситься в реку казалось ей единственным выходом. Как потом сказал Кулигин, она обрела покой.
Образ грозы
В пьесе одни из важных эпизодов связаны с грозой. По сюжету, Катерина очень боялась этого природного явления. Потому что люди верили, что гроза покарает грешного человека. И все эти тучи, гром – все это только усиливало угнетающую обстановку дома Кабановых.
В анализе “Грозы” следует также отметить, что весьма символично то, что все эпизоды с этим природным явлением связаны с Катериной.
Это отражение ее внутреннего мира, того напряжения, в котором она находилась, той бури чувств, которая бушевала у нее внутри. Катерина боялась этого накала чувств, поэтому она очень переживала, когда была гроза.
Также гроза и дождь – это символ очищения, когда молодая женщина бросилась в реку, то она обрела покой. Так же, как и природа кажется чище после дождя.
Основная идея пьесы
Какой же главный смысл “Грозы” Островского? Драматург стремился показать то, как несправедливо устроено общество. Как могут угнетать слабых и беззащитных, что людям не оставляют никакого выбора.
Возможно, Александр Николаевич хотел показать, что обществу стоит пересмотреть свои взгляды. Смысл “Грозы” Островского состоит в том, что нельзя жить в невежестве, лжи и закоснелости.
Нужно стремиться стать лучше, терпимее относиться к людям, чтобы их жизнь не походила на “темное царство”, как у Катерины Кабановой.
Личностный конфликт
В пьесе показано нарастание внутреннего конфликта у Катерины. С одной стороны – понимание, что жить в тирании нельзя, любовь к Борису. А с другой – строгое воспитание, чувство долга и боязнь совершить грех. Женщина не может прийти к одному решению. На протяжении пьесы она встречается с Борисом, но даже и не думает о том, чтобы уйти от мужа.
Конфликт все нарастает, а толчком для печальной гибели Катерины стала разлука с Борисом и усилившиеся гонения со стороны свекрови. Но личностный конфликт занимает не самое главное место в пьесе.
Социальный вопрос
В анализе “Грозы” следует отметить, что драматург постарался передать настроение общества, которое было на тот момент.
Люди, понимали, что нужны изменения, что старый строй общества должен уступить место новому, просвещенному. Но люди старых порядков не хотели признавать, что их взгляды потеряли свою силу, что они невежественны.
И эта борьба между “старым” и “новым” нашла отражение в пьесе А. Островского “Гроза”.
Источник: https://www.syl.ru/article/355790/pesa-aleksandra-nikolaevicha-ostrovskogo-groza-analiz-istoriya-sozdaniya
История создания пьесы «Гроза» Островского | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году.
“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.
Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови задержки части приданого.
В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова “не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.
Вскоре после этой злополучной истории, в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А.Н. Островского “Гроза” (1860 год). Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В 1892 году Н.И.
Коробицын в своем исследовании “Опыт комментария к драме “Гроза” писал: “Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило …“клыковское дело”.
В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал и не мог знать о “клыковском деле”. Пьеса “Гроза” была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.
“Литературная экспедиция”, сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах.
Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность.
Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.
“Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа.
Источник: https://resoch.ru/istoriya-sozdaniya-pesy-groza-ostrovskogo/
История создания пьесы Гроза Островского
1859 год. Для Островского это время ознаменовалось премьерой его пьесы Гроза, которую зрители восприняли с удовольствием. Эта жизненная драма показала жизнь и быт людей, все особенности и противоречия крепостнической России девятнадцатого века. В своей работе автор поднимал разные конфликты, где столкнулись разные характеры.
Так, мы видим борьбу нового и старого, борьбу свободолюбивого характера с пережитками прошлого. Островский показал конфликт между самодурами, затронул психологический конфликт, показывая внутреннюю борьбу главной героини. Осветил Островский и социально-бытовой конфликт в драме. Интересна также и история создания пьесы Гроза.
Об этом и будет наше сочинение.
История создания пьесы Гроза кратко
С историей создания пьесы Гроза связывают разные легенды. Так, согласно одному из предположений, пьеса была написана по мотивам одного случая, произошедшего в реальной жизни в Костроме.
Оказывается в этом городке жила девушка Александра, которая от постоянного угнетения, обвинений, постоянных упреков и подозрений в изменах, не выдержала такой жизни и завершила ее самоубийством, прыгнув в реку. Следствие выяснило причину самоубийства девушки, и как оказалось, ею стала действительно тяжелая жизнь женщины, у которой была тайная любовь с почтовым служащим.
Неудивительно, что костромичи увидели в пьесе Гроза много сходства, назвав Александру Клыкову прототипом Катерины. Прочитав Грозу, костромичи увидели и одинаковый возраст этих женщин: выдуманной и настоящей. Нашли и сходства в их судьбе и любовных страданиях. Одинаковой была и концовка этих историй, поэтому можно считать, что как раз эта история и натолкнула писателя на создание пьесы Гроза.
Но присутствовало одно, но. Несовпадение временных рамок доказывает, что сюжет пьесы был просто придуман драматургом и никакой реальной основы в нем не было. Да и драма вышла за месяц до произошедших событий в жизни Александры.
Некоторые предполагают, что прототипом главной героини драмы Гроза стала актриса, знакомая Островского, которую звали Любовь Косицкая. Полагают, что именно ее сон, рассказанный Островскому, стал сном Катерины в пьесе.
Но как говорят исторические источники, свою пьесу писатель писал под впечатлением от поездки по Волге, которую он совершил, будучи участником этнографической экспедиции.
Так, изучая нравы и быт людей, он все записывал, а позже перенес на лист бумаги, создав свою знаменитую работу.
И несмотря на то, что город Калинов был выдуман, он стал прототипом всех существующих городов, которые встречались Островскому по пути.
Вот такая она история создания пьесы Гроза, которую изучают в 10 классе.
Источник: https://sochinyshka.ru/istoriya-sozdaniya-pesy-groza-ostrovskogo.html
История создания драмы Гроза Островского сочинение
Начало работы над произведением было летом в конце пятого десятилетия девятнадцатого века. И, что примечательно, закончил работу над ним автор в том же году в середине осени. Предшествовало этой работе путешествие автора по реке Волге. Он участвовал в этнографической экспедиции, изучая нравы и обычаи местного населения.
Персонажи произведения имели реальных прототипов в виде местных жителей. А также собирательным образом стал и сам город Калинов. Островский был человеком крайне наблюдательным, и записывал свои наблюдения в тетрадь. Из этих записей и сложились образы героев произведения.
Однако даже какое-то время бытовало мнение, что основной сюжет произведения был полностью реальным случаем. В том же году, когда писатель работал над произведением, жительница одного из городов на Волге ушла ранним утром из дома, а в скором времени ее тело обнаружили в реке.
Девушку звали Александра, а в семье где она жила обстановка не располагала на дружелюбный лад. Выражалось это в издевательствах свекрови над ней, и при этом со стороны мужа не было никакой реакции, так как он не имел твердого характера. И типичным для такой ситуации стал роман девушки с другим мужчиной.
Разумеется, здесь можно увидеть множество совпадений произведения и реальных событий. Например, молодой возраст девушек, откровенные издевательства их свекровей над ними. А также отсутствие в их семьях детей. Совпадений было еще много, роман девушек с мужчиной на стороне тоже входит в их число. Именно поэтому основой пьесы долго считался реальный случай из жизни людей.
Но через какое-то время стало очевидно, что роман был отправлен в печать еще за месяц до наступивших событий. И совершенно очевидно, что писатель не мог изложить еще не свершившиеся события. Можно лишь предположить, что автор предугадал то, что может произойти на самом деле.
Вполне возможно, что истории не настолько схожи, как кажется на самом деле. Чувства Екатерины, были настолько глубоки и трагичны, что может не являться отражением только лишь бытового конфликта произошедшего с реальной девушкой.
Еще одним прототипом главной героини можно считать актрису театра Любовь Косицкую. Она же и сыграла трагическую роль Катерины. Между автором и актрисой были отношения, которым помешали семейные отношения друг друга.
Любовь родом именно из Поволжья и в молодом возрасте она покинула дом и отправилась на поиски другой жизни. Сон Екатерины, по мнению некоторых, является сном самой Любови Косицкой.
А история создания пьесы имеет и личные мотивы.
Но помимо личных отношений, разумеется, существенную роль в создании пьесы сыграло путешествие по местным городам, и наблюдения за множеством жизненных сцен. Они происходили в реальности, на глазах у писателя и наверняка не смогли не задеть его чувства. Оказавшие влияние на автора многие сцены были сохранены в неизмененном виде, что придало пьесе поистине народный характер.
История создания драмы Гроза Островского
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Перова Тройка 4 класс
Шедевр, который создал известный русский художник В.Г. Перов, заставляет человека задуматься, так как сюжет этой работы довольно печальный, но в то же время, он отражает суровую реальность того сложного времени. - Характеристика и образ Ани и Пети Трофимова в Вишневом саде сочинение
В знаменитой пьесе Чехова Антона Павловича «Вишневый сад» такие персонажи, как Аня и Петя не являются главными героями. Стоит отметить, что всех главных героев Антон Павлович так или иначе связывает с вишневым садом, - Проблематика романа Обломов сочинение
С самого начала необходимо понять, что роман был создан в то время, когда Россия стояла на пути изменения своего внутреннего строя. А именно отмена крепостного права а, следовательно, изменения экономики, политики и всего остального. - Сочинение по картине Поленова Заросший пруд 8 класс
Художнику принадлежит достаточно много картин о природе. Это «Речка Свинка близ Алексина», «Золотая осень», «Река Клязьма. Жуковка», «Разлив на Оке», «Ранний снег» и другие. В них отражаются различные времена года, природные явления и места - Сочинение Подготовка к Новому году
Еще с самого детства, Новый год, мой самый любимый праздник, так как это самое волшебное время, когда могут сбываются самые заветные желания, а это всегда кажется невероятным и волшебным действием, которого ты всегда ждешь. - Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в расказе Тарас Бульба сочинение
В этой повести, огромное количество героев, которые выполняют свою, собственную миссию, которая им была уготована свыше. У Тараса, было два сына, которых он очень сильно любил, но это были два свершено разных человека, так как имели разные характеры,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/istoriya-sozdaniya-dramy-groza-ostrovskogo
История создания пьесы
Искусство и развлечения 7 декабря 2014
50-60 годы XIX века – довольно сложное время для всей России.
Оно ознаменовалось широким общественным подъемом, имевшим место в связи с возникновением новых демократически настроенных сил и актуализацией вопроса о крепостном праве.
На этом фоне громко заговорили о существующих противоречиях между поколениями и о положении русской женщины в условиях патриархальных отношений, все еще сохранявшихся на большей территории страны.
В такой непростой обстановке писалось, затем ставилось на сцене и публиковалось довольно нашумевшее в те годы произведение А.Н.Островского.
Хронология работы над драмой
Много вопросов вызывает история создания пьесы «Гроза». Кратко ее можно обозначить так.
Островский, скорее всего, приступил к работе над произведением в июле 1859 года (во всяком случае, не позже этого месяца), а в начале октября отослал готовый текст в издательство.
Это доказывает оригинал рукописи, по сей день хранящейся в Российской государственной библиотеке. Спустя месяц пьеса уже ставилась на петербургской сцене: 16 ноября была премьера в Малом театре, 2 декабря – в Александрийском.
В следующем году ее напечатали в «Библиотеке для чтения» (в №1), чуть позже издали отдельной книжкой.
Видео по теме
Реакция прогрессивных умов на появление пьесы
Новая драма известного тогда уже «Колумба Замоскворечья» была встречена бурными отзывами и комментариями, как положительными (например, оценка Н.Добролюбова, И.Гончарова, П.Плетнева), так и осуждающими (Л.Толстой, А.Фет).
Неоднозначно воспринял новое детище Островского и признанный в то время критик Д.Писарев, вступивший в этой связи по ряду вопросов в полемику с Добролюбовым. Как бы то ни было, «Гроза» навсегда вошла в число лучших пьес драматурга.
А настоящей наградой, несомненно, стала Большая Уваровская премия, присуждаемая авторам лишь за поистине гениальные произведения, написанные для сцены.
Сюжет и герои
История создания пьесы «Гроза» во многом объясняется действием драмы, которое разворачивается в небольшом городке с красивым названием Калинов, расположенном на берегу Волги. При знакомстве он выглядит вполне благополучным: великолепный пейзаж, дающий ощущение тишины и покоя.
Одна из первых фраз, которую слышит зритель от местного жителя: «Красота!» Но по мере знакомства с героями настроение и общая атмосфера меняются. Драматург умело изобличает пороки общества, веками живущего по законам домостроя. Отсюда, возможно, и название города – Калинов, пришедшее из русского фольклора.
Это символ устоявшегося, страшного, «сказочного» мира, который трудно разрушить.
И вот в среде «злых» и могущественных сил появляется человек, решившийся открыто выступить против их власти – Катерина.
Судьба героини складывается трагически, так как она пока еще не находит ни единомышленников, ни защитников (в лице, например, того же мужа), способных поддержать ее в начавшемся противостоянии.
Молодой человек, в котором она видит свое будущее счастье и лучшую судьбу, тоже струсил, не поняв по-настоящему Катерину. В условиях, когда уничтожены все нравственные начала, трудно найти и виновников гибели девушки.
Споры по поводу истоков сюжета
Высказывания по поводу прототипов и сюжетной основы произведения весьма противоречивы.
Так, для костромичей творческая история создания пьесы «Гроза» напрямую была связана с недавними трагическими происшествиями в их городе.
Некоторые детали указывали на то, что прототипом Катерины могла стать знакомая писателя Л.П.Косицкая. Люди, лично знавшие драматурга, считали, что появление «Грозы» – результат путешествия Островского по Волге.
Чем же были вызваны подобные суждения?
Трагедия семья Клыковых
Согласно первой версии, история создания пьесы «Гроза» связана с происшествием в городе Костроме. В начале ноября 1859 года исчезла одна из жительниц города Александра Клыкова, которой было всего 19 лет. Позже ее тело нашли в водах Волги, и по этому факту возбудили уголовное дело.
Рассматривалось две версии: самоубийство или убийство и попытка скрыть преступление. В ходе расследования выяснилось, что недавно девушку выдали замуж, и она попала в купеческую семью, где всецело властвовала деспотичная и ни с кем не считавшаяся свекровь.
Воспитанная в других условиях, Александра не смогла смириться со своей участью и прижиться в новой семье. Не нашла она поддержки и в муже – тихом, послушном, во всем уступавшем матери. Все эти детали легко узнаваемы в драме.
Вот почему после появления книги в Костроме местные жители упорно заговорили о том, что создание пьесы «Гроза» напрямую связано с жизнью семьи Клыковых.
И хотя позже выяснилось, что произведение было написано за месяц до этой трагедии, актеры, игравшие на местной сцене, долго гримировались именно под семью Клыковых. А место на берегу Волги, с которого якобы бросилась в воды Катерина-Александра, входило в число местных достопримечательностей.
Гроза – это личная драма А.Н.Островского?
Другая версия, касающаяся прототипа главной героини, связывается с пометкой самого драматурга в тексте. Рядом с монологом Катерины, в котором она рассказывает Вареньке о своем сне, записано: «Слышал от Л.П. про такой же сон…» За Л.П. скрывается известная актриса Л.П.Косицкая, у которой с Островским, вероятнее всего, были отношения.
Оба – люди семейные, поэтому вынужденные скрывать свою привязанность. Исследователи, объясняющие создание пьесы «Гроза» Островского и рассматривающие эту версию, ссылаются и на то, что впервые роль главной героини сыграла именно Косицкая.
А драматург, как известно, предпочитал сам выбирать актеров для постановки собственных произведений в Малом театре.
Поездка по Волге
Наконец, третья и более вероятная версия – история создания пьесы «Гроза» связана с путешествием автора по великой русской реке.
В летние месяцы 1856-57 годов Островский принимал участие в экспедиции русского Географического общества по Волге.
Он посетил множество населенных пунктов, расположенных по берегам реки, встречался и долго разговаривал с местными жителями, изучал особенности уклада их жизни.
Островский стал свидетелем многих сцен, разворачивавшихся в отдельных семьях и в городе в целом. Его интересовали мельчайшие детали, которые впоследствии он проанализировал в очерке «Путешествие по Волге».
Отголоски этих наблюдений можно найти и в драме: живой народный язык, типичные сцены общения между людьми (они, кстати, часто не связаны напрямую с сюжетом, но хорошо характеризуют общую атмосферу города), прекрасно показанные, причем с разных сторон, особенности быта. Все это подтверждает, что история создания пьесы «Гроза» Островского берет начало в его личных наблюдениях и попытках разобраться, чем живет русский человек, что тормозит развитие всего общественного уклада России.
Драматург-провидец?
Таким образом, трагедия, произошедшая в Костроме осенью 1859 года, была предугадана Островским, хорошо знавшим особенности жизни русского купечества в середине XIX века. Это типичная ситуация, которая могла произойти в любой семье, живущей на обширной территории русского государства.
Драматургом удачно изображен момент, когда старые силы все еще цепляются за уходящее и стараются всеми способами сохранить свою власть, а новые, только зарождающиеся, вступают в нелегкую борьбу, исход которой и определит дальнейшую судьбу России. И на этом фоне уже не столь важно, с чем связана история создания пьесы «Гроза».
Главное, что это могло послужить началом прогрессивных перемен всей жизни страны.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/129650/