Басня Крылова Листы и корни
Листы и корни рисунок
В прекрасный летний день,Бросая по долине тень,Листы на дереве с зефирами шептали,Хвалились густотой, зеленостью своейИ вот как о себе зефирам толковали:”Не правда ли, что мы краса долины всей?Что нами дерево так пышно и кудряво,Раскидисто и величаво?Что б было в нем без нас? Ну, право,Хвалить себя мы можем без греха!Не мы ль от зноя пастухаИ странника в тени прохладной укрываем?Не мы ль красивостью своейПлясать сюда пастушек привлекаем?У нас же раннею и позднею зарейНасвистывает соловей.Да вы, зефиры, самиПочти не расстаетесь с нами”.”Примолвить можно бы спасибо тут и нам”,-Им голос отвечал из-под земли смиренно.”Кто смеет говорить столь нагло и надменно!Вы кто такие там,Что дерзко так считаться с нами стали?” -Листы, по дереву шумя, залепетали.”Мы те,-Им снизу отвечали,-Которые, здесь роясь в темноте,Питаем вас. Ужель не узнаете?Мы корни дерева, на коем вы цветете.Красуйтесь в добрый час!Да только помните ту разницу меж нас:Что с новою весной лист новый народится,А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас”.
Мораль басни Листы и корни
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Листы и корни
Власть зависит от народа. Без него не было бы и власти.
Анализ басни Листы и корни, аллегорический смысл
Баснописец написал Листы и Корни для того чтобы донести к людям проблемы государства и общества, значение общего дела, несоответствие интересов, действий и много другого. По принципу Крылова, мораль всего написанного заложено в последних строках, где давно забытые «корни» заводят разговор.
Своими словами они напоминают молодым «листьям», что из них дерево берет необходимое питание и дает жизнь новым листикам. То есть верхушка (власть) меняется, а корни (простой народ) остаются прежними.
И до тех пор, пока простолюдины живы – будет жить власть и государство, и, конечно же, будет развиваться.
Разбирая и анализируя басню, следует рассмотреть каждого персонажа отдельно. Листы олицетворяют вершину общества (дворян, купцов и др.), перешептываясь с весенним ветром (проходящие мимолетные правители). А корни (простые крестьяне и рабочие) – делают всю работу такую как производство пищи и остальные благи.
Высокомерная, самовлюбленная и поверхностная верхушка общества считает себя самой умной и правой во всех начинаниях, что есть ошибочным решением. В действительности они – всего лишь маленькая часть большой системы, которые связаны между собой и поодиночке не имеют шансов на существование.
Краткое содержание
Басня рассказывает о листьях и корнях. О том как листья красуются, забывая, что без корней он не могли бы жить.
Герои басни (персонажи)
Слушать Басню Крылова Листы и корни
Послушать басню Ивана Андреевича Крылова
Другие Басни этого автора
← Лев и Барс↑ Басни КрыловаБумажный змей →
Несколько интересных Басен
Источник: https://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-listyi-i-korni
Анализ и мораль басни Листы и корни Крылова
Одним из самых древних жанров литературы, дошедших до наших дней, является басня. Еще в V веке до нашей эры в Древней Греции славился своими баснями Эзоп, который в прозе смело описывал пороки общества своего времени.
В России басня как жанр появилась в XVIII веке, но своего совершенства жанр достиг в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Руками мастера было создано более 200 произведений в этом жанре. Басни Крылова отличаются своей поразительной честностью, яркостью языкового выражения мысли, легко запоминающимся сюжетом.
В середине творческого пути писателем была написана басня «Листы и корни». Как и все произведения этого жанра, несмотря на простоту сюжета, она наделена глубоким философским смыслом. Оживлять предметы и наделять их человеческими качествами ( умением говорить, петь) литературная особенность произведений баснописца. Не исключение и «Листы и корни».
Листья дерева ведут разговор о своей значимости с ветром, который ласкает их своей прохладой. Путники отдыхают под ними. Птицы , прячась в листве, заливают свои трели. Девушки водят хороводы.
Да и сам ветер частый их гость. Листы ведут себя очень горделиво, заносчиво, считая себя очень важной персоной. Но их беседу прерывают корни дерева, которые расставляют все по своим местам. Без них невозможно шелестеть листочкам. Корень-источник жизни всего дерева. Век листка мал, весной распустившись к зиме, он погибает и на его место приходит новый лист. Дерево дышит, пока живы корни.
Мораль
Автор не выделяет отдельным четверостишием мораль басни. Последние ее строки являются смыслом всего повествования – если корни погибнут, не будет и листьев. Проблематика творения Крылова велика и рассмотреть ее можно с нескольких позиций.
Дерево – российское государство XIX века. Корни – обычный народ, на котором держится власть и высшее сословие. Народ создает своим руками материальные блага, которыми пользуются люди высшего общества. На том и держится государство, не будет народа, не будет власти.
Можно рассмотреть смысл басни по-иному. Человек никогда не должен забывать свои корни, место своего рождения, людей которые подарили ему жизнь. Если перешагнуть и не помнить прошлое не будет и будущего.
Актуальность басни доказана веками. Сейчас часто можно увидеть людей, занимающих высокие посты в правительстве, звезд шоу-бизнеса, которые считают себя выше других. Но достигнуть таких высот им помогли именно люди, которые верят им. Гордыня один из тяжких грехов перед Богом и прежде чем возвысить себя необходимо вспомнить поучительную басню И.А.Крылова.
Вариант 2
Басня это произведение иногда в прозе, а чаще в стихах, которое содержит нравоучение (мораль). Общепризнанным баснописцем, мастером своего дела, является Иван Андреевич Крылов.
Более двухсот басен столько написано И. А. Крыловым за весь период его творчества! Его басни затрагивают проблемы человека и проблемы общества, в целом, отражая насущные проблемы того времени и не только. Его басни были переведены на множество языков, а строчки из них давно стали общеизвестными афоризмами.
В основе названия басни «Листы и корни» лежит антитеза, автор противопоставляет два понятия свет и тьму, верх и низ, пишет о тех, кто работает, и о тех, кто только пользуется чужим трудом.
В речи Листьев слышно хвастовство и презрение, а в речи Корней спокойная уверенность и мудрость, это еще раз подчеркивает противопоставление двух понятий в этой басне. Под «деревом» автор понимает Россию.
Под «корнями» Крылов показывает крестьянство, которое не покладая рук во «тьме» трудится на благо «листьев». А под «листьями» И. А. Крылов подразумевает высшие слои общества того времени.
«Листья» считают, что это они то, чем дерево вправе гордится, это мы понимаем из их хвастливой речи в первой половине текста. Так и наделенные властью высшие слои населения считали, что все существующее это исключительно их заслуга.
Во второй же половине текста Корни отвечают, что это они залог существования Дерева. Голос народа подчеркивает, что для того чтобы существовали помещики, крестьяне каждый день трудятся, обеспечивая существование тщеславных «верхов».
Но на самом деле залог гармоничного существования дерева это слаженная работа и «верхушки» Дерева и его «низов».
«С весною новою лист новый народится…» в этой строчке и кроется основная мораль этого произведения. И. А. Крылов подчеркивает, что власть не вечна, она в любой момент может поменяться, а народ останется верным своему государству.
Басни Ивана Андреевича Крылова будут актуальны до тех пор, пока в обществе сохраняются пороки, которые они так талантливо высмеивают.
← Образы животных в баснях Крылова
← Анализ басни Стрекоза и муравей↑ КрыловАнализ и мораль басни Лебедь, щука и рак →
Анализ и мораль басни Мартышка и очки →
- Сочинение по картине Летом Пластова 5 класс
Пластов Аркадий Александрович, знаменитый русский художник 20 века. Родился в прекрасной семье. Его родители были потомственные иконописцы. - Критика о повести Поединок Куприна и отзывы критиков-современников
Острое произведение писателя на знакомую ему армейскую тематику не прошло незамеченным и вызвало реакцию современной ему критики. - Сочинение Человек кузнец своего счастья рассуждение по пословице
Полностью соглашусь со словами темы сочинения. Именно от нас самих зависит, будем ли мы счастливы. Что же для этого нужно? Думаю, чтобы обрести счастье, за него нужно бороться. - Сочинение День защитника отечества 23 февраля
Традиционно День защитника отечества празднуется в последний месяц зимы — в феврале, когда холодная пора уже тихонько отступает, и все начинает оживать. Это день дедов, отцов, сынов, братьев, наших потенциальных защитников. - Осень
Осень – великолепная пора, которая потрясает до глубины души. В ней есть что-то волшебное и загадочное, что можно понять лишь полюбив её. Осенью можно вечно любоваться.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/krylov/analiz-basni-listy-i-korni
Басня Крылова «Листы и Корни» — анализ и краткое содержание
В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».
Герои
Корни и листы
Краткое содержание
Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров.
Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые.
А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.
Мораль
Самое важное может быть совсем не то, что на виду.
Анализ басни
История создания
Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.
Смысл названия
В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.
Основная тема
Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.
Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие.
Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя.
Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.
Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.
Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл.
Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения.
Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.
Проблематика
В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.
Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.
Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.
Композиция
Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.
Чему учит автор
Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?
Источник: https://spadilo.ru/basnya-krylova-listy-i-korni/
Конспект урока на тему “Мораль басни Д. И. Крылова “Листы и корни”
Мораль басни И.А. Крылова “Листы и корни”
Урок литературы: Мораль басни И.А. Крылова «Листы и корни»
Цели урока: познакомить учащихся с моралью басни И.А. Крылова «Листы и Корни»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
начинается урок!
Урок, на котором мы откроем еще одну страницу литературы. Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно используем все богатство и красоту русского языка в своей устной и письменной речи. Как именно выполнять различные задания каждый из вас выбирает сам. Доверьтесь своим чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет послушна.
II. Целеполагание урока учащимися.
Итак, вы знаете, что у каждой работы должна быть цель.
– Какова ваша цель работы на этом уроке?
(познакомиться с И.А. Крыловым, научиться правильно говорить и писать на русском языке, узнать, о чем говорится в басне «Листы и Корни», что такое мораль, басня, аллегория)
– Что вы хотите узнать, сделать на этом уроке?
(Ответы детей)
III. Актуализация знаний.
1. Откройте тетради, запишите дату и тему урока. (Слайд 1)
2. Разделите тетрадь в два столбика, запишите в одной колонке слова, характеризующие положительные качества человека, в другой – отрицательные.
Прочитайте то, что вы написали. (Чтение слов, запись на доске)
– Скажите, а где в литературе, в произведениях какого жанра, мы можем встретить пересечение этих человеческих качеств? (Версии детей)
-Совершенно верно, в баснях.
– Ребята, а кого считают главным баснописцем России? (Иван Андреевич Крылов)
– Что нам известно о нем?
-Какие басни Крылова вы знаете?
2. Сообщение ученика (презентация, Приложение 2)
– Какие незнакомые слова встретились вам в этом сообщении?
3. Работа со словарями, справочниками (теория литературы)(слайд 2)
– Найдите значения этих слов
Басня – короткий, нередко комический рассказ в стихах или в прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.
Баснописец – тот, кто пишет басни
Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.
Мораль – нравоучительный смысл.
Вот эти понятия тесно взаимосвязаны, так как все они относятся к жанру басни
IV. Изучение нового материала.
Кто такой И.А. Крылов и что такое басня мы узнали. И сейчас посмотрим и прочитаем, каков жанр басни в творчестве И.А. Крылова (Слайд 3)
Жанр басни в творчестве И.А. Крылова:
Первую басню И.А. Крылов написал в 11 лет;
Книги басен Крылова расходились огромными тиражами, переиздавались 3-4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.
Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся);
Персонажи басен – животные, растения, предметы
Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики;
Строчки разной длины, помогает передать разговорную речь.
Словарная работа.(Слайд 5)
Перед чтением басни познакомимся со следующими словами:
Зефир – теплый, легкий ветер
Толковать – говорить
Чтение учителем басни «Листы и корни»(Слайд 6)
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладой укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами». –
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», –
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» –
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, – им снизу отвечали, –
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы – Корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас».
Обсуждение и анализ басни.
– кто герои басни?
– Что говорят листья? А корни?
– По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать?
– Какие из перечисленных качеств на доске присущи листьям? Корням?
– Какой иносказательный (аллегорический) смысл заключен в басне?
– Какова ее мораль? Чему она учит нас?
(В басне «Листы и корни», как явствует из ее названия, Крылов противопоставляет два понятия: верх и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто работает и кто пользуется чужими трудами – о барах и мужиках, и крестьянстве и дворянстве. Сложных сюжетов он не любил и предпочитал простые и ясные позиции. Так и начинается басня:
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали…
Крылов отмечает густоту и зеленость листьев. Этого было достаточно, чтобы Листы могли загордиться и говорить о себе «Не правда ли, что мы краса долины всей…».
В этой басне Крылов отмечает несомненные достоинства Листов – покрытое листвой дерево дает тень, под ветвями приятно танцевать, слушать пение соловья. Однако нельзя забывать о тех, кто неустанно работает, трудится, надо сочувствовать им и по возможности облегчать их положение.
Листья и Корни – составляющие одного и того же дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть очевидного.
В басне скрыт глубокий смысл – часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда из-за скромности).
Основная мысль басни: часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда из-за скромности
Мораль басни:
Без участия скромных, трудолюбивых, мужественных людей не спорится (не делается) ни одно дело;
Все разногласия «кто главнее» лишены смысла.
– На кого вы хотели бы быть похожими?
V. Закрепление.
1.Работа с иллюстрациями (слайд 8):
Перед нами три картины: дерево, люди светского общества – дворяне, простые люди – крестьяне.
Посмотрите на дерево: здесь герои басни Листы и Корни.
-Кто подразумевается под Листами, а кто под Корнями?
Посмотрите на людей на первой картине.
-Что они делают?
– Посмотрите на вторую картину. Что вы видите в ней?
– Что они делают? Почему они работают? Что они получают за свою работу?
– Кто пользуется их трудом?
Вывод: дворяне, как листья питаются корнями, пользуются трудом крестьян – рабочих. А труд крестьян не виден, как и корни дерева. Как листья не могут существовать без корней, так и дворяне не могут жить без труда крестьян.
2.Чтение басни по ролям (групповая работа):
1 группа: найти слова листьев, при чтении передать хвастливость, высокомерие, надменность листьев.
2 группа: найти слова корней, при чтении передать сдержанность, достойное спокойствие, уверенность корней.
Сделать вывод: кто из героев понравился, а кто не понравился, почему.
VI. Рефлексия.
Оценить свою работу
Продолжить фразу «Сегодня на уроке…»
Было интересно…
Я понял, что…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Было трудно…
Я почувствовал…
Я научился…
Я смог…
VII. Домашнее задание.
1. Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному чтению.
2. Составить синквейн со словами листы и корни(1 существительное,
2 прилагательных,
3 глагола,
пословица
1 существительное)
3. Определить мораль и основную мысль басни И.А. Крылова «Волк на псарне»
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-moral-basni-d-i-krilova-listi-i-korni-3355848.html
Какая мораль в басне Крылова Листы и корни?
Какая мораль в басне Крылова Листы и корни?
-
Мораль басни заключается во всем тексте, то есть она не концентрируется на чем-то одном, а захватывает все целиком.
Итак,в чем же заключатся мораль в басне И. Крыловаquot;Листы и корниquot;? В этой басне листья и корни одного дерева спорят друг с другом, кто из них важнее и чей труд важнее. Они работают в паре. В жизни,к сожалению, случается такие же ситуации, когда один из группы ставит себя и свой труд выше других. После этого случаются конфликты, которые лишены смысла, потому что работая в паре (группе) достичь результата можно только усердно трудясь каждому – иначе ничего не получится. -
Мораль в басне Крылова quot;Листы и корниquot; в основном в последних строчках басни.
Крылов подметил, что какая бы новая власть не пришла, а народ остатся вс тот же.
Власть может меняться каждый год, а народ нет. Народ это корень, а власть это листочки.
Пока живут эти корни, будет жить общество, государство и власть правящая. - Мораль этой басни очень актуальна в современной России. Когда мы смотрим телевизор мы вилим как политики и различные артисты , да и те кто находится рядом с ними, козыряют своими нарядами, домами , яхтами и т.д. Но все это проходяще и если у них нет нормальных детей, то они как листья рано или поздно опадут. А корни это трудовой народ который их кормит и живет можно сказать как корни во тьме и грязи. Но именно благодаря ему и живут эти нахлебники.
- Басня quot;Листы и корниquot; была написана в 1811 году, но и сегодня она актуальна. Каждый извлекает из нее свою мораль, это наглядно видно – сколько высказалось авторов, столько и мнений. Как я понимаю, листы и корни – это разные сословия, слои общества. Листы – высшее общество, красота, блеск. Во времена Крылова это было дворянство, в наше время люди шоубизнеса, бизнесмены, всякие разные депутаты и прочие quot;сливкиquot;. А корни и во времена Крылова, и в наше время – это народ трудяга, на плечах которых и держится государство. Не будет трудового народа, всей этой quot;верхушкеquot; нечем будет подпитываться. Без корней все quot;сливки обществаquot; никто.
-
Когда писатель Крылов писал эту басню в мире не было пластической хирургии или современной политики, поэтому глупо валить вс на искусственную красоту или власть.
Мораль в этой басне проста и очевидна: корни дерева прячутся в земле и их важных функций внешне не видно, в то время как листья украшают дерево. Но без корней не будет ни ствола, ни листьев, ни веток, ни самого дерева.
То же можно сказать и про хлеборобов и пекарей – без хлеборобов пекари не смогут испечь вкусный хлеб, так как не из чего будет печь.
Или взять генерала армии, разве был бы он генералом, если бы у него не было рядовых солдат? Нет.
Мораль: важны все части и функции любого вещества, какой-либо вещи, какого-либо существа и т.д., чтобы полноценно существовать. - quot;Листы и корниquot; – еще одна басня великого писателя, в которой поднимается тема хвастовства. Только теперь в роли хвастунишек выступают гордящиеся своей красой зеленые листья. Когда в их беседу с ветром вклиниваются корни, листья их возмущенно обрывают – как вы мол смеете влезать, копающиеся в грязи. Но корни за словом в карман не лезут и сообщают зарвавшейся листве, что не только питают ее, но и в отличии от нее не облетают на зиму, а если погибают, то и все дерево гибнет. Мораль же этой истории в том, что вся красота этого мира построена на труде и чтобы хвастать этой красотой надо иметь на то право, которое дает только труд создателя. Неплохо бы помнить об этом тем, кто делает кучу пластических операций и подтяжек и считает, что становится красивее всех.
Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/kakaya-moral-v-basne-krilova-listi-i-korni/
Листы и корни. Басня Крылова
Басня «Листы и Корни» – крик души «локомотива» общества, порыв несправедливо забытой основы, начала всех начал, «придавленной» кормилицы всех верхов, общественных руководителей и вершителей. Произведение пронизано актуальными проблемами всех времен, поэтому найдет отголосок в сердце каждого.
Басня «Листы и Корни»
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
“Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами”.
“Примолвить можно бы спасибо тут и нам”,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
“Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?” –
Листы, по дереву шумя, залепетали.
“Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас”.
Мораль басни Крылова «Листы и Корни»
Главная мысль басни «Листы и Корни» вынесена в последние строки поучительного стихотворения.
В ней автор говорит о том, что какими бы ни были звездные регалии, какое бы количество светил не было схвачено с вершин Олимпа, сколько бы победоносных речей не было сказано с пьедестала почета, не стоит ни на минуту забывать о начале своего пути и о тех людях, благодаря которым и были достигнуты все звания и почести, ведь по закону природы каждый ее сезонный цикл уносит всю листву и однолетние растения, а «фундаментальные» корни остаются, как и рабочий класс, составляющий крепкую почву под ногами сменяющих друг друга «верхов».
Анализ басни «Листы и Корни»
Басня «Листы и Корни» Крылова начинается с представления героев произведения: прекрасных листьев деревьев и зефиров – теплых весенних ветров.
Разговор листьев сводится к расхваливанию зелеными красавцами самих же себя, ищущими в этом единомышленника среди зефиров.
После определенного ряда самовозвеличивающих доводов этих персонажей в диалог вступают корни, которые и пытаются напомнить окрыленным порхающим листкам об их месте на этой земле. Резюмирует все это действо мораль.
Стоит заметить, что данная ситуация характерна не только для «крыловского» времени, олицетворенного в несправедливости отношения к рабочему классу со стороны дворянства и купечества, она актуальна и по сей день, причем перенести выводы из этой басни можно в любую сферу деятельности, от политической до научно-педагогической и театральной: поднимаясь на любую ступень своего развития, пусть даже это будет наивысшая его точка, не стоит забывать о тех «корнях» которые помогли взрастить волю к победе и вскормить несомненный талант вашей персоны.
Крылатые выражения из басни «Листы и Корни»
В настоящее время ни одна из фраз басни «Листы и Корни» не используется вне авторского текста Ивана Андреевича.
Читать все басни Крылова
Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/listy-i-korni-basnya-krylova/
Сочинение по басне И. А. Крылова “Листы и корни” – Сочинения
Великий сатирик, баснописец Иван Андреевич Крылов в очередной своей басне «Листы и корни» не обошёлся без аллегории и ярких сравнений.
В этой басне достаточно ясно и хорошо показано противопоставление двух сторон, столкновение их интересов.
И, как часто бывает, те, кто имеет о себе довольно величественное представление, на самом деле ничего не значат без труда тех, кто скромно и кропотливо выполняет свою работу, не расхваливая и не превознося себя.
«Мораль сей басни…»
В басне «Листы и корни» И. А. Крылов противопоставляет две стороны – «листы» и «корни», верх и низ, свет и тьму.
В то время, когда была написана басня, Крылов высмеивал, в первую очередь, презрительное отношение дворянства по отношению к работающим и трудолюбивым крестьянам.
Именно против ленивых дворян, вельмож, бюрократов, ничем не занимающихся, но распевающих про свои достоинства во всей красе, талантливый баснописец направил всю остроту и сарказм своей басни.
Самолюбие, дерзость, высокая самооценка, горделивость – всё это сквозит в речах «листов». Перечисление всех их преимуществ и заслуг занимает более половины басни.
А скромные, незримые «корни» удостаиваются лишь нескольких ответных строк. Но именно в этом ответе заложен основной смысл басни, раскрытие главной поворотной линии сюжета.
«Корни», несмотря на очевидные достоинства, отвечают сдержанно, спокойно, ненарочито. Но и такой ответ был воспринят как «дерзкий».
Мораль басни Крылова «Листы и корни» заключается в постоянном противоборстве двух разных сторон, преувеличении достоинств одной стороны и явной недооценке преимуществ противоположной стороны. Крылов полагал, что эти стороны никогда не найдут соглашения между собой. Тем не менее, он видел положение вещей на тот момент и постарался в сатирической форме высмеять его.
«Листы и корни» — басня с широким смыслом
В современное время басню Крылова можно трактовать несколько иначе.
1) Сравнение с человеком
Проводя аналогию с людьми, Крылов на примере самоуверенных растений показывает эгоистичное отношение человека к себе и предвзятое отношение к другим людям. Часто многие люди готовы восхвалять все свои достоинства, не замечая своих недостатков. А по отношению к окружающим наоборот: большинство людей склонны видеть в других недостатки, не разглядев положительных качеств.
2) Сравнение с трудом
В этом случае можно интерпретировать басню, проводя аналогию с трудом человека. Например, некоторые люди незаслуженно приписывают значимость своего труда, не обращая внимания на труд работающих рядом. И нередко труд других отличается большими объёмами, кропотливостью, тщательностью, нежели собственный. Но не всегда люди умеют ценить и уважать чужой труд.
3) Сравнение с талантом
В большинстве случаев люди, по-настоящему талантливые и гениальные, остаются в тени. А те, кто имеет материальный достаток, связи, чрезмерную самоуверенность, пробиваются наверх.
Таким образом, небольшая басня Крылова «Листы и корни» имеет столько различных глубоких смыслов, актуальных и в наши дни.
Источник: https://sochinenienatemu.com/basnya/sochinenie-po-basne-i-a-krylova-listy-i-korni/
Листы и корни – басня Ивана Андреевича Крылова
Басни Ивана Андреевича Крылова известны нам с младшего школьного возраста.
Почему же, несмотря на глубокий моральный смысл, лучшие произведения русского баснописца преподают именно в начальных классах? Это делается для того, чтобы дети как можно раньше научились оценивать плохие и хорошие поступки, а рифмованные истории Крылова идеально подходят для этого. В данной статье мы проанализируем произведение «Листы и корни». Басняидеально подходит не только для изучения школьниками, но и для домашнего чтения.
Краткое содержание произведения
Басня Крылова «Листы и корни» имеет очень интересный сюжет, который сам по себе заслуживает внимания. Именно поэтому перед тем, как начать полный анализ произведения, давайте ознакомимся с его кратким содержанием.
Повествование начинается с того, как листья мило беседуют с зефирами (здесь нужно обратить внимание на то, что в сюжете данной басни автор именует зефирами южные ветры), которые нежно ласкают их с самого утра до поздней ночи.
Главные герои хвалятся тем, как полезны всем вокруг: путники скрываются под кроной во спасение от зноя, красивые девы прибегают к ним водить хороводы, а соловей выбирает дерево для весенних песнопений…
«Листы и корни» басня очень необычная, потому как до Ивана Крылова никому и в голову не приходило «оживить» крону дерева.
Вторая часть стихотворения начинается тогда, когда к монологу листьев подключаются глаголющие из земли корни дерева, на котором они растут. Здесь произведение тут же принимает другой оборот, в конце которого отдельным четверостишием прописан его основной смысл.
Мораль басни «Листы и корни»
Как и все остальные, представленная рифмованная история несет в себе определенный смысл и проводит аналогию с человеком. «Листы и корни» – басня, которая на примере растений показывает горделивое отношение к себе и неуважение к другим людям.
Листья – самовлюбленные, красивые и такие незаменимые, безусловно возгордились. Они приводят в пример зефирам несколько ситуаций, в которых крона, состоящая из них, просто незаменима для людей…
История напоминает случай из жизни, когда успешный артист гордится своими заслугами, и окружающие люди зачастую не знают, что залог его популярности – это кропотливая работа продюсера – человека, всегда остающегося в тени.
Так и корни на самом деле имеют большую значимость, о которой самоуверенные листья, очевидно, позабыли.
«Листы и корни» – басня с многогранным смыслом
Помимо основной морали, представленное произведение Ивана Андреевича Крылова имеет некое «двойное дно». Понятный смысл басни в том, что не всегда успех и признание заслуженны. На примере листьев показан человек, который возгордился из-за своих способностей и совсем забыл о тех, кто помогал ему все время.
Еще одна мораль стихотворения в том, что настоящие таланты всегда остаются в стороне.
Во времена бытности Ивана Крылова действительно было очень сложно пробиться человеку с огромными способностями, не имеющему каких-либо связей… А, впрочем, так, наверное было всегда.
Корни в представленном произведении находятся на самом дне, подобно нищему человеку, который продает свое творчество в руки тех, у кого больше финансовых возможностей.
Источник: https://autogear.ru/article/130/876/listyi-i-korni—basnya-ivana-andreevicha-kryilova/
Анализ басни Крылова Листы и корни Где риторические… – Двоечка.com
Этот мир я сравнил бы с простым фонарем. Солнце с свечкой, пылающей жарким огнем.
Мы блуждаем, как тени, в загадочном мире,
Ничего достоверно не зная о нем.Омар ХайямВеликий поэт и философ Омар Хайям и в наши дни широко известен как выдающийся мыслитель, исследователь, астроном. Но и это далеко не все, чем славится его имя. Он стал настоящим энциклопедистом своего времени.
Не случайно среди его титулов можно услышать такие, как Ученейший муж века, Доказательство Истины, Царь философов Востока и Запада и множество других, не менее достойных званий. Но жизнь великого ученого не ограничивалась научными изысканиями. Известно около двух тысяч лирических четверостиший (рубай), написанных им. И каждое из них — маленькая поэма.
Хайяма переполняла любовь к жизни, он наслаждался ею во всех проявлениях. И это чувство выражал в своей поэзии:
Мир прекрасен! На все благодарно взирай!
Нам для жизни Господь подарил этот рай!Омар Хайям призывает своих читателей беречь каждый миг этой жизни, делать его радостным и пьянящим, жить так, чтобы оставить свой значимый след, стараться приносить пользу, делать добро тем, кто находится рядом с тобой.
Поэт в своих стихах пел гимны искренней дружбе, воспевал любовь — чистое, безгреховное чувство, которое «изначальней всего остального», то, «что всей нашей жизни основа», то, что «одно в этом мире духовно». В любви Хайям видел главный смысл жизни.
Он утверждал, что дни, проведенные без любви, бессмысленны и пусты, а человек, не познавший этого волшебного чувства, «без утешения влачит свой век унылый». С уверенностью говорил он:Кто не знает любви, не пылает любовью,Тот мертвец, ибо жизнь, безусловно, любовь.
Центральной идеей всего мировоззрения поэта было утверждение прав личности. Личность — вольная, чистая душой, свободно мыслящая — вот неизменный идеал Хайяма.Он постоянно воспевал основные человеческие ценности: мудрость, жизнерадостность, способность к искренним чувствам.
Но реальная жизнь сложна и противоречива. Поэтому в его стихах часто можно встретить сомнение, неверие, озадаченность, иногда даже отчаяние:
Нет ни рая, ни ада, о сердце мое!
Нет из мрака возврата, о сердце мое!
И не надо надеяться, о мое сердце!
И бояться не надо, о сердце мое!Поэт всегда прославлял движение, вечное и непрерывное, что и составляет абсолютный закон бытия.Омар Хайям четко разграничивал добро и зло, умел отличить одно от другого, но никогда не навязывал читателю свои взгляды и убеждения.
Как философ он обладал способностью так выражать свои мысли, свое понимание жизни, чтобы окружающие сами могли разобраться во всем и сделать правильные выводы. Омар Хайям не поучает, он размышляет. Размышляет над непреходящими ценностями, над важнейшими проблемами, стоящими перед человечеством, над смыслом самого бытия.
Он постоянно ставит перед нами и перед собой вопросы и тем самым как бы вовлекает нас, читателей, в свои размышления, заставляет всерьез задуматься о том, для чего мы пришли в этот мир.Многогранно и уникально творчество Омара Хайяма.
Критики отмечают, что по своеобразию и глубине созданных им произведений ему нет равных ни среди его современников, ни среди последующих поколений. Им написано великое множество стихотворений и трактатов. И людей во все времена не перестает интересовать ход его мыслей, восхищать и удивлять мудрость, звучащая в его творчестве.
Всю жизнь свою посвятил великий мыслитель постижению смысла человеческого бытия. Но даже он не смог до конца разгадать эту тайну. И все же безмерна ценность заветов философа:
Смысла жизни открыть не пытайся секрет,
Не постигнешь всю мудрость за тысячу лет,
Лучше рай сотвори на зеленой лужайке —
На небесный надежды особенно нет.
Источник: https://dvoechka.com/literatura/dv379191.html
Иван Андреевич Крылов начал писать басни достаточно поздно, когда был уже зрелым человеком, – почти в сорок лет (первые басни писателя появились в 1806 году).
Вероятно, этим объясняет глубина осмысления проблем, мудрость писателя, заключенные в его баснях: всем своим предшествующим опытом жизни Крылов был подготовлен к тому, чтобы правильно и объективно оценить окружающую его жизнь и людей, сделать правильные и мудрые выводы относительно того или иного явления или проблемы.
Язык басен И.А. Крылова, как отмечают исследователи (В. Архипов, В. Коровин), отличается афористичностью, интонационным богатством, близостью к народной речи.
Особенностями языка крыловских басен, и в частности басни «Листы и Корни», являются индивидуализированность языковых характеристик, живая интонация, свободная разговорная речь, яркие, быстрые диалоги, монологи, драматизация поэтической речи, насыщенность пословицами, поговорками, фразеологизмами. Многие выражения Крылова стали пословицами, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А жаль, что не знаком ты с нашим петухом» и др.
Крылов – мастер афоризмов. Вот некоторые из его афоризмов, не потерявшие своего актуального значения и сейчас:
«Услуга в дружбе – вещь святая», «Хлеб слаще, нажитый трудом», «Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет», «Мстят сильно иногда бессильные враги», «Скупой теряет все, желая все достать», «На деньги люди чутки», «Сила без ума – сокровище плохое».
К числу особенностей стиха И.А. Крылова исследователи относят то, что басенный стих писателя ознаменовал переход от монотонно-ораторского стиха поэтов XVIII в. к живому, насыщенному разговорной интонацией, ритмически разнообразному стиху XIX в. – стиху А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, А.Н. Некрасова. И.А.
Крылов первым в истории русской литературы сблизил литературный язык с живой народной речью, вводя в него просторечные слова, пословицы и поговорки, придавая языку «народный склад» и живую разговорную интонацию. Как верно отмечают исследователи творчества Крылова (В. Виноградов, Н. Степанов, В. Архипов и др.
), основным стилистическим принципом басенного языка Крылова является отсутствие всяких разграничений между книжным и разговорным языком.
И.А. Крылов справедливо считается создателем жанра басни в России. Как говорил великий русский критик В.Г. Белинский, «…истинным своим торжеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и великий баснописец».
Басни разных времен и народов являются выражением национального характера. «… отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться», – говорил великий русский поэт А.С. Пушкин. Он считал И.А. Крылова ярким представителем духа своего народа.
«Листы и Корни», эта маленькая по объему басня, заключает в себе широкий и глубокий смысл. Истина и ложь, незаметный повседневный труд и самодовольная праздность, этика поведения – эти глубинные философские и этические вопросы поднимает непритязательное на первый взгляд произведение.
В басне И.А. Крылова утверждается мысль о роли труда в жизни человеческой цивилизации: (человечество живет трудом, без труда не может существовать человеческое общество), об уважении к людям труда.
В этой басне Крылов вновь обращается к проблеме «истина и ложь», правда, в несколько ином, нежели в басне «Лжец», плане: не в бытовом, а общефилософском.
Праздные Листы, хвастаясь своей «густотой», «зеленью», красотой, убеждают в своей необходимости:
.. .Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей…
Однако это утверждение – ложь: понятно, что без Корней не было бы и Листьев. И они сами это понимают и втайне признают.
Потому-то так резко меняется их речь (интонация, лексика, синтаксис) – от самодовольного любования собой до крайнего 64 раздражения, негодования, когда Корни, истинные труженики, без которых невозможны жизнь и существование всего дерева, и Листьев в том числе, «смиренно» заметили, что без них «не станет дерева, ни вас»:
Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Кто вы такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?
Баснописец подчеркивает и еще один момент, связанный с этической стороной проблемы «истина и ложь»: истина – немногословна, некриклива, не требует никаких доказательств, тогда как ложь — всегда громогласна, криклива, всегда нуждается в многочисленных подтверждениях и свидетельствах.
И.А. Крылов соблюдал форму эзоповой басни: его басня «Листы и Корни» состоит из двух частей – рассказа (повествования) и поясняющей его морали. Именно в морали выражена позиция автора, авторская точка зрения на проблему.
К особенностями языка басни «Листы и Корни» справедливо отнести живость диалогов, кропотливо отобранную лексику, мастерское синтаксическое построение произведения: тщательно отобранная писателем лексика отличается лаконизмом, точностью, образностью; синтаксис фразы необыкновенно продуман и выразителен.
Басне присущи многослов- ность, преобладание вопросительных и восклицательных предложений, интонационное богатство: мы слышим хвастливые интонации Листьев и выдержанность, спокойную уверенность, лаконизм, четкость, сдержанность речи Корней.
Важно отметить и удачно использованные Крыловым приемы экспрессивно-звукового выражения явлений природы и языка животных, звукопись: шепот и шелест Листьев передан искусным подбором слов с шумно – зубными, свистящими фонемами:
«Кто вы такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» – Листы, но дереву шумя, залепетали.
Крылов был убежден в том, что русская литература должна быть правдивой, демократической, должна изображать истинную жизнь народа, преследовать и карать зло.
В его произведениях с удивительным мастерством художника-баснописца нашли воплощение современная ему жизнь, а также личность самого писателя: народная мудрость, сила духа и мужество, умение выделить самое главное в сути человеческих характеров и проблем, ненависть к угнетателям – паразитирующим классам помещиков и чиновников, убежденность и непоколебимость его взглядов и убеждений. Особенность творчества И.А. Крылова состоит в том, что, какие бы пороки он ни высмеивал, предметом его сатиры всегда было современное ему общество. Все «общечеловеческое» было для поэта современным, злободневным.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/doklady-po-russkoj-literature/doklady-po-russkoj-literature-6-klass/4530-basnya-i-a-krylova-listy-i-korni-kak-vyrazhenie-svoeobraziya-khudozhestvennoj-manery-velikogo-basnopistsa