Мораль басни Стрекоза и Муравей: в чем основная мысль произведения, чему она учит и каковы отзывы
Каждый ребенок знает басни Крылова, эти произведения давно разобрали на крылатые выражения, что является лучшим подтверждением таланта писателя.
Его тонкие шутки, которые беззлобно указывают на недостатки людей, делают каждое произведение ценным сокровищем. Так, автор на примере стрекозы показывает, к чему приводит лень и беззаботность.
А трудолюбивых муравьев Крылов ставит в пример другим. В чем состоит мораль басни «Стрекоза и муравей».
Краткое содержание
Краткое содержание для читательского дневника басни про стрекозу и муравья. Наступило лето лето, в течение которого все насекомые заняты своими делами.
В басне два главных героя::
- Муравей – маленький, но упорный, постоянно трудится, запасает пропитание на зиму, почти не отдыхая. Использует теплые дни, чтобы подготовится к холодам, крайне дальновидный;
- Стрекоза – плясунья, наслаждается каждым теплым днем, танцует и веселится, совершенно при этом не думая о грядущей зиме. Живет только одним днем и не задумывается о будущем.
Но рано или поздно теплая пора кончается и приходит зима, везде лежит снег, кушать нечего.
Муравей беззаботно пережидает холода в теплом домике, кушая то, что запасал летом, а попрыгунья бродит среди сугробов, не находя пропитания.
И вот она просит у своего кума помощи, чтобы тот впустил ее погреться и накормил, но получает отказ, ведь она не работала и не заслужила помощи. Муравей отвечает гостье крылатой ныне фразой «Так пойди же, попляши!»
Анализ басни
Некоторые произведения писателя заимствованы у других литераторов, а басня Крылова «Стрекоза и муравей» своим сюжетом повторяет подобное произведение Лафонтена.
Крылов перевел текст и несколько видоизменил его, в частности, подробно описал характер действующих лиц.
Кроме того, были некоторые изменения и в самой структуре, поскольку Иван Андреевич к басне Стрекоза и муравей решил приблизить российские реалии.
Особенности басни:
- Стрекоза предстает перед читателем резвой, с живым темпераментом и веселым нравом. Крылов подобрал уникальное слово для ее описания — попрыгунья, характеризуя ее как легкомысленную особу.
- Муравей напротив, отличается степенностью и рассудительностью, постоянно трудиться, четко понимая, что труд сегодня позволит ему отдыхать в будущем.
- Русское лето крайне непродолжительное, поэтому прекрасное (Лафонтен не упоминает о продолжительности лета). Насекомые не успели опомниться, как теплая пора прошла. При этом зима в России крайне быстро наступает и отличается суровостью, автор отлично это показывает: «Помертвело чисто поле» и попрыгунья уже совсем без сил: «К Муравью ползет она».
- Называя соседей кумовьями Крылов обращается к старинным русским традициям патриархата, согласно которым народ является единым родом и всячески помогает друг другу.
- Плясунья не раскаивается и не обещает измениться, а лишь просит помощи, чтобы дотянуть до весны, а потом снова собирается продолжить скакать.
Крылов показывает читателю: рано или поздно приходит тот момент, когда необходимо платить за свое безделье. Надо уметь не только веселиться без особых усилий, но и упорно трудиться, чтобы обеспечить себе будущее.
Автор также показывает, что всегда будет тот, кто пожелает воспользоваться чужими трудами, нажиться на работе других, при этом ничего не делая самостоятельно. Басня Крылова показывает читателю два типа людей: бездельников и трудолюбивых.
Конечно, автор слегка утрировал образы для лучшего преподнесения морали и раскрытия основной мысли, что необходимо с умом и трудиться, и отдыхать.
Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/basni-krylova-strekoza-i-muravej.html
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль, анализ басни, краткое содержание для читательского дневника, характеристика героев. Какие крылатые выражения можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?
В этой статье описывается история создания басни «Стрекоза и Муравей», ее сюжет, мораль и основная мысль.
Басня — это нравоучительное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. Персонажи басни обычно животные, вещи, растения или насекомые. С их помощью легче понять суть морали. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»? Мораль, основную мысль и рассуждения вы сможете найти в этой статье.
Кто и когда написал басню «Стрекоза и Муравей»: автор, история создания
«Стрекоза и Муравей»
Автором произведения «Стрекоза и Муравей» считается Иван Андреевич Крылов. Это произведение появилось не позднее мая 1808 года. Впервые его опубликовали в печатном издании «Драматический вестник».
Но создателем этого произведения был не Крылов. Он просто переписал с другого языка на русский басню французского писателя Жана де Лафонтена «Цикада и Муравей».
Лафонтен также не является автором басни, так как позаимствовал сюжет у Эзопа — греческого баснописца, жившего в 6 веке до нашей эры. Но именно Крылов сделал перевод на русский язык.
Получилось произведение, которое мы знаем сейчас, и на котором воспиталось много поколений.
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: текст
Текст произведения небольшой. Учить его задают детям начальной школы. Оно легко запоминается. Вот текст басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:
Текст басни
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль
Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.
- Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
- Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
- Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.
Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника
Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:
Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом.
Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето.
Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.
Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев
«Стрекоза и Муравей»
В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.
- Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
- Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.
Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.
Почему Стрекоза обратилась к Муравью, о чем попросила Стрекоза Муравья?
Стрекоза обратилась к Муравью, потому что он трудолюбивый, и все лето работал, чтобы зимой у него было где жить и что есть. Стрекоза признала свою ошибку, и попросила Муравья вежливо о приюте и еде, чтобы он ее покормил и обогрел.
Что осуждается, высмеивается в басне «Стрекоза и Муравей», чему учит басня?
«Стрекоза и Муравей»
В произведении «Стрекоза и Муравей» осуждается легкомысленность и самовлюбленность. Также здесь высмеивается такие пороки людей, как лень, беспечность и праздность. Басня учит быть трудолюбивыми, мудрыми, серьезными и ответственными. Кроме праздников и веселья, есть еще и трудовые будни, когда нужно трудиться, чтобы было что кушать и где жить.
Как относится автор к Стрекозе и Муравью в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»?
Автор воспринимает Муравья, как трудолюбивого и положительного героя. Его можно ставить в пример, так как он понимает, что неправильно жить одним днем, необходимо всегда думать о завтрашнем дне.
Стрекоза вызывает сочувствие. Она не может осознать то, что неправильно поступила, привыкла жить одним днем и на всем готовом. Советы она готова принять, но только на время, так как в основном Стрекоза способна только на беспечное существование. Она не является отрицательным героем, но недостойна быть примером для других.
Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения
Все басни нравоучительные и поэтому они нравятся взрослым и детям после прочтения. Ведь с их помощью можно увидеть пороки и научиться не совершать таких ошибок, какие делают персонажи. Вот подробное рассуждение, почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей:
Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны.
Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне.
Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.
Какой можно совет дать Муравью и Стрекозе в басне Крылова?
При помощи этой басни, автор дает советы читателям, как нужно жить: не лениться, а трудиться. Но и отдыхать также нужно. Муравей работал все лето, а зимой он отдыхает, так как за окном холодно, а у него есть кров и пища. Муравью можно дать такой совет: оставаться таким же серьезным и трудолюбивым, а Стрекозе — набраться ума, работать и думать о будущем.
Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?
Стрекоза пришла к Муравью просить еду и кров
Школьникам из начальной школы задают на дом или в классе написать сочинение на тему басни «Стрекоза и Муравей». Вот план для сочинения
- Развлечения Стрекозы.
- Просьба о помощи у Муравья.
- Как он проучил Стрекозу за бездельничество?
Чтобы было легче писать сочинение, можно поставить вопросы, а ответы к ним — это готовое сочинение. Вот вопросы:
- Что делала Стрекоза летом?
- Что изменилось в ее жизни с наступлением холодов?
- К кому обратилась Стрекоза, когда ей понадобилась помощь? Что она попросила?
- Что ответил ей Муравей? Как понять его слова: «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»?
- Испытываете ли вы чувство жалости к Стрекозе? Дайте развернутый ответ.
- Чтобы вы сделали на месте Муравья и почему?
- В каких строках заключается главная мысль басни?
- При помощи этого произведения, что нам хотел донести автор?
- На примере Стрекозы и Муравья — как люди не должны поступать?
При написании сочинения важно понять главную мысль произведения. В этой басне она заключается в том, что не нужно поступать бездумно, иначе потом можно остаться ни с чем.
Какие крылатые выражения, пословицу можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?
Крылатые выражения и афоризмы из этого произведения используются даже современными людьми в разговорной речи. Это говорит о том, что данное произведение действительно интересное и поучительное. Крылатые выражения, которые можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»:
Это выражение означает проведение времени без пользы, пустая трата времени.
Данное выражение указывает на мимолетность времени. Лето — короткое и быстро проходит, а за ним быстро наступает зима.
Везде у Стрекозы было угощение. В любом месте можно поспать и поесть.
Это выражение указывает на то, что не хочется даже заниматься любимыми делами, если голодно и холодно.
Легкомысленное поведение всегда ведет к тому, что человек забывает о важных делах.
К басне «Стрекоза и Муравей» подходят такие пословицы:
Пословицы, которые подходят к басне «Стрекоза и Муравей»
Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы
Любую басню Крылова можно выучить в течение получаса. Необходимо воспользоваться некоторыми хитростями. Вот советы, как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»:
- Можно слова произведения пропеть. Три или четыре таких повторения под любимую мелодию, и басня быстро запомнится.
- Вообразите себя великим чтецом и прочитайте басню перед зеркалом.
- Представляйте события, которые описываются в басне. Также представьте последовательность развития сюжета. С первого раза, конечно, не получится запомнить, но вы можете подглядывать во время заучивания — 30 минут и басня заучена без труда.
- Также можно повторять четверостишиями. Сначала выучите первые 4 строки, потом вторые и так далее. Затем 3 раза повторите все произведение.
Кроме этого, заучиванию можно помочь, если представить себя Стрекозой. Еще нужно проговаривать все по заранее составленному плану. Выше был написан план и вопросы к басне. Обозначьте для себя последовательность событий и тогда выучить произведение не составит большого труда.
Инсценировка басни, сценарий театральной постановки для праздника осени «Стрекоза и Муравей»: слова, текст
Басня «Стрекоза и Муравей» небольшая и рассказать ее можно за 30 секунд. Но это не означает, что с этим произведением не получится сделать театральную постановку. Можно придумать оригинальную инсценировку басни, например, для праздника осени. Вот сценарий к этой басне — слова, текст:
Инсценировка басни: действующие лица
Инсценировка басни
Инсценировка басни: следующая сцена
Стрекоза идет к муравейнику, закутавшись в сухой лист. Выглядывает Муравей.
Инсценировка басни: концовка
Эта сценка на 5 минут. Она получится интересной и веселой. Важную роль играют декорации и костюмы персонажей. Праздник осени с инсценировкой басни Крылова будет запоминающимся, так как произведение «Стрекоза и Муравей» всеми любимое — и взрослыми, и детьми.
Видео: Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов. Басня
Источник: https://heaclub.ru/basnya-i-a-krylova-strekoza-i-muravej-moral-osnovnaya-mysl-analiz-basni-kratkoe-soderzhanie-dlya-chitatelskogo-dnevnika-harakteristika-geroev-kakie-krylatye-vyrazheniya-mozhno-vydelit-iz-basni-s
Анализ и мораль басни Стрекоза и муравей Крылова
В своей басне Стрекоза и муравей Крылов рассказывает о трудолюбии и потребности своевременно заботиться о собственном процветании. Главные герои выступают как бы антиподами: с одной стороны муравей как символ трудолюбия, а с другой стрекоза как символ праздности.
Стрекоза на протяжении всего лета не думает о собственном доме, запасании пищи и чем-то подобном. Стрекоза наслаждается и радуется, так как везде может отыскать пищу и повсюду тепло, поэтому дом не нужно утеплять. Когда наступает зима, стрекоза понимает собственную оплошность, но не может более ничего сделать и поэтому просит приюта у муравья.
Другой герой – муравей, он в свою очередь не тратит времени на пустые развлечения и работает на протяжении всего лета, хотя тепло и он может практически ничего не делать.
Тем не менее, муравей укрепляет собственный дом, собирает пищу, чтобы зимой не испытывать нужды.
Зима не приносит ему неудобств, но он довольно сурово относится к стрекозе и не дает приюта, оставляет, так сказать, на холоде.
Сюжет и мораль вполне простые и, казалось бы, из этого легко извлечь урок и понять схему для собственного использования. Конечно, мир не так прост как басни, но есть какие-то понятные механизмы, в том числе и основанные на трудолюбии. При этом, удивительным образом, люди, которые даже читали басню, зачастую совершают довольно простые ошибки.
Мне не особенно интересна экономика и политика страны, но недавно оказались доступными сведения о текущей ситуации. Как оказывается, наша страна во многом зависит от стоимости нефти, которая является одним из наиболее существенных ресурсов. Если стоимость нефти высокая, то делать практически ничего не требуется и даже есть возможность подготовиться к другим периодам.
Тем не менее, как оказывается, ранее в стране не особенно пользовались логикой муравья и более предпочитали поведение стрекозы. Поэтому сейчас, когда наступили трудные времена, мы тоже более похожи на стрекозу, которая просится ко всем муравьям приютиться. При этом, вероятнее всего, нам просто придется поплясать.
Такой простой пример также может часто наблюдаться и на примере школы. К примеру, далеко не все делают домашние задания последовательно, когда для этого имеется достаточно времени. Благодаря басни Крылова мы можем понять, как существенно обладать трудолюбием и своевременно выполнять различные дела.
Вариант 2
Иван Андреевич Крылов известный русский баснописец. Несмотря на то, что многие сюжеты для своих произведений он заимствовал у древних авторов, критики высоко оценили его талант и оригинальность. Взяв за основу известную басню, он интерпретировал ее на русский лад так, что она выглядела совершенно по-новому.
Сюжет басни «Стрекоза и муравей» также не является оригинальным. До Крылова к этой теме обращались Эзоп и Лафонтен. А Хемницер выполнил дословный перевод этой басни, ничего не меняя в сюжете. Крылов же дополняет свою басню подробным описанием главных героев.
Сначала появляется стрекоза. Это веселая, беззаботная, подвижная дама, которая любит петь и танцевать. Ее совершенно не волнует будущая жизнь, она наслаждается сегодняшним днем и живет только в свое удовольствие. Описывая стрекозу, автор использует слово «попрыгунья». Не в каждом языке можно найти подобное слово. Этим он хотел показать главную черту ее характера – легкомыслие.
Далее появляется муравей. Он выступает полной противоположностью стрекозы. Целыми днями он работал, готовился к наступлению холодов. Муравей отличается трудолюбием и мудростью.
В басне Крылов подчеркивает именно русскую погоду. Зима приходит быстро, стрекоза не успела оглянуться, как лето уже закончилось. В зарубежных странах лето не такое короткое, как у нас.
Крылов называет его красным, подчеркивает его радость и веселье. А зиму он описывает в хмурых тонах, нет уже светлых дней, «помертвело чисто поле».
Если летом стрекоза – «попрыгунья», то зимой она уже еле ползет на помощь к муравью.
Стрекоза обращается к муравью по-родственному, называет его кумом. Так автор показал старинный русский обычай, в котором соседи безвозмездно помогали друг другу. В зарубежном варианте басни такого нет.
Там стрекоза просит взаймы, а в русской басне она надеется переждать трудные времена за счет муравья, и с наступлением тепла продолжить свою беззаботную жизнь. Именно поэтому муравей ей и отказывает.
В ее словах нет раскаянья, она не поняла свои ошибки.
В образе стрекозы и муравья скрыты характеры людей. Автор высмеивает лень, беззаботность, легкомыслие. Муравей предстает в роли труженика, показывает пример для подражания.
← Моя любимая басня Крылова
← Образы животных в баснях Крылова↑ КрыловАнализ басни Листы и корни →
Анализ и мораль басни Лебедь, щука и рак →
- Образ и характеристка Веры Павловны в романе Что делать Чернышевского сочинение
Ключевым персонажем произведения является Розальская Вера Павловна, о жизни которой и ее развитии в плане духовности ведется повествование писателем. - Анализ произведения Колокол Углича Солженицына
Все творчество А. Солженицына постоянно находится на гребне читательского обсуждения. Оно никого не оставляет равнодушным. Один из немногих российских писателей, который был гоним и обласкан - Взаимоотношение человека и природы сочинеие
Человек и природа единое целое. Как люди зависят от природы, так и природа зависит от людей и важно достичь гармонии в этих взаимоотношениях. - Сочинение Прогулка в зимнем лесу 3, 4, 6 класс
Ожидание зимы для меня всегда волнительно. Почему так? Да, наверное, от того, что зима – сказанное время года, окунающее в себя целиком с головой и окутывающее весь мир в сверкающий серебряный плед. - Образ Княжны Алины в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение
лина – типичная представительница европейского/городского, она княжна, проживает одна в большом доме, а точнее доживает свои дни, болея чахоткой. Противоположностью для нее является кузина
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/krylov/analiz-basni-strekoza-i-muravej
Басня Крылова «Стрекоза и муравей»: мораль басни :
Писатели в своих нравоучительных произведениях высмеивают человеческие пороки. В басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» мы также видим недостатки людей через образы героев и узнаем основную мысль, мораль, которую автор приготовил для читателей.
Содержание басни «Стрекоза и муравей»
Каждое нравоучительное произведение содержит мораль: основную мысль, которую хотел передать нам автор. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» также содержит ее. Она, как полагается в таких произведениях, находится в самом конце. А перед ней разворачиваются целые события перед читателями, показывающие в лице муравья и стрекозы человеческие качества и пороки.
Всё начинается с того, что И. А. Крылов рисует перед нашими глазами то, как лето сменилось холодною зимою, поле помертвело, и настали холод и нужда. Стрекоза не готовилась к такому, все лето она пропела и прорезвилась.
А теперь ей не до песен, хочется поесть и согреться, да нечего и негде. Она обратилась с просьбой к муравью, который всё лето трудился, чтобы подготовиться к зиме.
Он ответил стрекозе сарказмом, сказав ей, что раз она пела, то пусть идет попляшет.
Басня Крылова «Стрекоза и муравей» показывает нам как пороки, так и положительные качества людей. Ведь насекомые-герои подобраны для высмеивания человеческих недостатков. В образе стрекозы автор показывает ту категорию людей, которые не задумываются о будущем. Они ленивые, и образ жизни у них праздный.
Когда наступают тяжелые времена, они пытаются спастись при помощи чужого труда. Не случайно автор выбрал в качестве одного из героев такое насекомое, как стрекоза. Ведь в народе легкомысленных людей часто так и называют.
Муравей же с древних времен олицетворяет собой образ трудяги, который всегда занят благоустройством своего жилища и поиском запасов.
Мораль басни
Любое нравоучительное произведение заканчивается тем, что автор подводит читателей к основной мысли. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.
Эта басня актуальна всегда, ведь она показывает нам, как кто-то пытается выжить за счет чужого труда, не делая для этого ничего. В реальной жизни всегда найдутся люди-«стрекозы» и люди-«муравьи». Одни хотят только развлекаться, а другие думают о будущем. Это и показывает нам басня Крылова «Стрекоза и муравей». Мораль басни: каждый пожинает свои плоды.
Заключение
Басня Крылова «Стрекоза и муравей» при помощи своих героев показывает нам два типа людей: праздных и трудящихся. Однако всё-таки стоит задуматься о том, что эти образы не просто противоположные.
Они также изображают две крайности: чрезмерное разгильдяйство и чрезмерное трудолюбие. Нужно уметь и работать, и отдыхать, но стоит помнить, что первым делом – работа, ну а после – отдых и развлечения.
Источник: https://www.syl.ru/article/178945/new_basnya-kryilova-strekoza-i-muravey-moral-basni
Анализ басни Ивана Крылова «Стрекоза и муравей»
Самый знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов создал множество произведений. Сюжеты для своих басен он брал из жизни. Писатель соблюдал основные особенности в написании басен. То есть главные действующие герои – животные, способ для повествования автор избрал – поэтический, и обязательное наличие морали в конце или начале произведения.
Сюжет этой басни не нов. Произведения с похожими героями и аналогичным сюжетом есть у греческого писателя Эзопа и у француза Лафонтена. Крылов написал свою версию этой истории выбрав привычных русскому читателю героев: стрекозу и муравья. Точная дата написания неизвестна, но она была написана не позднее 1808 года потому что в этом же году опубликована в журнале «Драматический вестник».
Яркие образы достигнуты благодаря аллегории и сравнению. Стрекоза – легкомысленная, веселая, беззаботная, ленивая, безответственная. Муравей – мудрый, трудолюбивый, ответственный, продуманный, серьезный. Эти два образа противопоставляются друг другу, как противопоставляются две черты характера: праздность (леность) и трудолюбие.
Беззаботная стрекоза не знает ничего кроме развлечений. Для нее вся жизнь праздник и веселье.
Пока тепло, светло и много еды ее ничего не беспокоит, но стоит только наступит холодам, как появляются проблемы, с которыми стрекоза не в силах справиться.
Она бежит за помощью к муравью, над которым смеялась летом и получает от него вполне справедливый отказ. Мораль этой басни очень проста: уют, покой и сытный ужин могут принести только трудолюбие.
Композиция этой басни последовательная, линейная, но отличается от других басен тем, что не поделена на две части. То есть мораль не выносится в отдельную строфу ни в начале, ни в конце. Она включенная в повествование, содержится в словах муравья: Ты все пела? Это дело, так пойди же, попляши.
Концовка произведения весьма драматична. Крылов решил наказать ветряную стрекозу, чтобы четче выделить леность и беззаботность как порок. Муравей предстает как жестокий, бессердечный герой. Тогда, как у других авторов, муравей помогает стрекозе. Басня, вышедшая из-под пера Крылова, является нравоучительной и более показательной, чем басни с таким же сюжетом, написанные другими авторами.
Образ крыловского муравья – мудрый и справедливый трудяга, который осуждает леность. Басни Крылова – всегда яркое отражение и высмеивание человеческих пороков.
(1 votes, average: 1.00
Источник: https://school-essay.ru/analiz-basni-ivana-krylova-strekoza-i-muravej.html
Анализ басни Крылова «Стрекоза и муравей»
Иван Андреевич Крылов считал часть своих басен заимствованными. Сюжеты этих басен он брал у древних баснописцев. Но поэт-критик Жуковский называл переводные басни Крылова тоже оригинальными.
Для того, чтобы понять, на какой высоте стоит Крылов в сравнении со всеми предшественниками, достаточно сделать сравнение любой заимствованной басни с оригиналом и подражаниями. Например, и Хемницер, и Крылов оба подражали Лафонтену в басне «Стрекоза и Муравей»
Вот как эта басня выглядит у Лафонтена: «Стрекоза, пропевши все лето, осталась без запаса, когда настала зима. Пошла она к соседу-муравью и просит одолжить несколько зерен, чтобы прожить до весны, обещая отдать долг с процентами. Муравей не хотел давать Стрекозе в долг и спросил, что она делала все лето? День и ночь пела. Ты пела, так теперь пляши.
Хемницер сделал стихотворный перевод этой басни Лафонтена, но при этом ничего не изменил в сюжете. Его перевод достаточно прост и наивен.
Крылов же в своем варианте басни подробно описывает характер действующих лиц. Сначала он представляет читателям Стрекозу, подвижную, резвую, с живым темпераментом и веселым характером.
Характеризуя Стрекозу, он не сказал просто «прыгающая», а употребил слово «попрыгунья», нашел в русском языке такое слово, которое не на всякий язык перевести можно.
И притом употребил его для того, чтобы придать Стрекозе качество нравственное, обозначить не лучшую черту ее характера – легкомыслие.
Тем самым автор подготавливает читателя к тому, как надо встретить такую просительницу. Муравей же у Крылова — насекомое степенное, работящее.
В России, в отличие от теплых стран, лето короткое, и Крылов два раза обозначил эту особенность русского климата: во-первых, от этой непродолжительности, оно нам милее и оттого в народе называют лето прекрасным: «Лето красное пропела». Во-вторых, Стрекоза не успела даже оглянуться, как лето пролетело, и настала зима.
У Лафонтена нет упоминания о скоротечности лета и это вполне понятно – лето в Европе гораздо продолжительнее, чем в России. Крылов еще более подчеркивает прелесть нашего лета, когда рисует картину зимних полей: «Помертвело чисто поле».
Зима у Крылова не приходит, как в басне Лафонтена и переводе Хемницера, у Крылова зима приезжает на санях, причем по-русски, быстро: «Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза». У Лафонтена Стрекоза не меняет своего поведения с наступлением зимы.
А у Крылова она уже не в силах ни летать, ни прыгать: «К Муравью ползет она».
Всего двумя словам, «попрыгунья» и «ползет» гениальный баснописец обозначил начало и конец целой драмы в жизни насекомого.
Обращение Стрекозы к Муравью «Не оставь меня, кум милый!» отражает старинный патриархальный обычай, по которому русский человек обращается к своим соседям с употреблением родственных названий, тем самым показывая, что он смотрит на свой народ, как на единую семью. Стрекоза у Крылова надеется пережить зиму за счет Муравья в его жилище.
У Лафонтена ни о какой безвозмездной помощи и речи не идет, Стрекоза в его басне лишь просит взаймы, обещая вернуть и капитал и проценты. Такая модель поведения более характерна для жителей Европы.
Нельзя не заметить, что Крылов гораздо глубже вошел в натуру насекомого и психологически верно изобразил врожденное легкомыслие Стрекозы. Она не раскаивается, не обещает изменить образ жизни и трудиться, а всего лишь «…Злой тоской удручена». Стрекоза все еще находится под обаянием летних развлечений, не может оторваться от них:
«До того-ль голубчик было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило!»
Источник: https://DetskiyChas.ru/school/krylov/analiz_strekoza_i_muravey/
Какая мораль в басне Крылова Стрекоза и муравей?
Какая мораль в басне Крылова Стрекоза и муравей?
- Мораль в том что Стрекоза жила одним днм и совсем не думала о том что будет завтра. Когда закончилось лето настали холодные и голодные времена. Муравей летом работал и заготовил хорошие припасы на зиму но делиться со Стрекозой он не захотел.
-
Басня Крылова quot;Стрекоза и муравейquot; нам явно дает понять, что трудится стоит постоянно. Не стоит забывать, что кроме отдыха и развлечения есть труд. Когда есть в жизни цель, то чтобы воплотить ее в жизнь, надо много трудиться, как муравей. А все по одному щклчку пальцем не придет.
Кто трудится и не ленится работать, тот всегда будет и обеспечен, и не останется возле разбитого корыта как некоторые герои из сказок и басен наших писателей. -
Начну с небольшого отступления. В детстве меня всегда интересовала в этой басне прыгающая, да еще и поющая стрекоза, т.к. я в природе всегда только молчаливых летающих стрекоз наблюдал. Позже я узнал, что во времена написания этой басни стрекозой называли кузнечика, который, в общем то, реально прыгает и поет, точнее издает звуки. Забавно то, что ни никто не мог объяснить это ребенку, читая эту странную басню.
На первый взгляд мораль в басне, примерно та же, что и в пословице quot;готовь сани летом, а телегу зимойquot;. Что бы выжить в этом мире, необходимо работать. При этом стрекоза (кузнечик) выглядит туповатым легкомысленным самоубийцей, а муравей трудолюбивым, хозяйственным и предусмотрительным работником. Но есть одно quot;НОquot;. В этом случае Иван Андреевич не учитывал биологические аспекты жизни насекомых. А с их учетом возникает вопрос: На фига стрекозе (кузнечику) к зиме готовиться, если ей жить то отведено только одно лето? От прыгал, от стрекотал свое и к праотцам. Если же учитывал, то мораль несколько изменится в сторону высокого предназначения для одних и низменности для других, и соответственно не понимания одних другими. И здесь муравьишка уже выглядит не далеким чернорабочим. А стрекоза (кузнечик) наделенным талантом дарить искусство не долго, но красиво. В общем, та еще басенка получилась. - Мораль такова, надо трудиться, что легкомысленные бездельники остаются у quot;разбитого корытаquot;. Но жизнь показывает обратное. Трудится человек, трудится как муравей и не чего не имеет, а легкомысленная quot;стрекозаquot; прыг, прыг глядишь и допрыгалась до до богатого мужа.
- Смысл этой басни, или лучше сказать морали, каждый человек воспринимает по разному, то есть судя по себе, лично я эту басню узнала ещ в садике и с того момента по сей день, мораль к этой басне в мом мнении такова: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня и у тебя вс будет хорошо.
- Басни Крылова, безусловно, заслуживают уважения тем, что они очень жизненные. Мораль басни стрекоза и муравей, я бы хотела выразить известной поговоркой: делу время-потехе час! Так и есть. Никто не позаботится о тебе кроме себя самого. Стоит думать не только о развлечениях, но и о хлебе насущном.
- В произведении автора басни Крылоа quot;Стрекоза и муравейquot;, писатель осмеивает человеческие недостатки людей, в образе героев басни. Также в этой басни мы узнам основную мысль и мораль. Вс начиналось с того, как только начались холода, стрекоза захотела согреться и поесть, да негде и нечего. Так как муравей вс лето трудился, готовился к холодной зиме, чтобы не погибнуть. А стрекоза вс лето пропела и ничего не делала. А муравей ей отвечает с усмешкой, что раз она пела, то пусть идет попляшет. Автор басни quot;Стрекоза и муравейquot; подразумевает такое понятие, что надо не только уметь гулять и резвиться. но и уметь трудиться.
-
мораль в басне Крылова Стрекоза и муравей
Мораль этой басни такова: если тебе повезло по жизни, но у тебя вдруг произошел временный сбой, то на поклон тебе придется идти к нудным и ограниченным неудачниками, которые не способны в своих мыслях подняться высоко и поэтому живут на одни копейки. - Мораль этой басни не выделена композиционно (как обычно в баснях), она заключена в словах Муравья: quot;Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!quot; Подразумевается мысль, что за любую лень, развлечение приходит расплата в виде голода, холода, бездомства. Странно, конечно, что воспевается зануда, труженик, насмешник, ехида Муравей, у которого ни капельки сочувствия и милосердия. Вроде как Стрекоза легкомысленна, а поэтому должна получить по заслугам. За басенным сюжетом угадывается противостояние витающей в облаках женщины и реалистичного мужика-хозяина. Мне искренне жаль Стрекозу. А Муравей пусть сидит всю зиму один-одинешенек, ест свои припасы и не услышит веселой песни Стрекозы, не совершит романтических выходок. Жадина он.
- Этой басне много лет но она до сих пор актуальна именно по этому е заставляют учить в школе наизусть. Мораль сей басни такова – надо готовить сани с лета. А раз стрекоза пела так пришло время и лапу сосать)
Источник: https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/kakaya-moral-v-basne-krilova-strekoza-i-muravej/
Урок литературного чтения на тему Анализ басни И.А.Крылова Стрекоза и Муравей1.docx – Конспект урока по литературному чтению на тему “Басни И.А.Крылова “Стрекоза и муравей” (3 класс)
Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
— развивать у школьников образное мышление через умение выделятьглавное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать,сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен; развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагатьсвои мысли;— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умениепреодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации,творческие задания.МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор,презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басенИ.А.Крылова, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»,костюмы Стрекозы и Муравья, диафильм «Стрекоза и Муравей», пословицы отруде, «крылышки» для Стрекозы, «брёвна» для домика Муравью.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:Информационнокоммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа,проблемнодиалогический. Ход урока.1. Организационный момент. Психологический настрой к уроку. Все легонечко вздохнём,Наш урок сейчас начнём.Ребята, продолжаем знакомиться с произведениями, которые содержатюмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.Литературная разминка.
2
Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни? (Слайд)(Показать человеческие недостатки, смеяться над ними) (слайд)А какие недостатки могут быть у людей? (Лень, высокомерие, глупость,лицемерие, жестокость, зло, жадность)Ребята, вот мы читали басни.
А на какой жанр похожа басня, если тамживотные разговаривают? (На сказку).
А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль)А что такое мораль? (Мораль – это нравоучение, совет)Давайте вспомним, из скольких частей состоит басня? (слайд) ( Из двухчастей: в одной части повествуется какойнибудь случай из жизни, во второйчастимораль).Вот мы и составили модель жанра басни.
Значит, басню пишут, чтобсмеяться над недостатками людей, рассказывают какойнибудь случай, и вконце выводят мораль. ( Слайд.)Соотнесение иллюстраций с названиями и моралью басен. Введениев тему.Ребята, я подготовила для вас такие интересные иллюстрации к баснямдедушки Крылова, с названиями басен и отрывками из них.
Но пока я была наперемене, какойто озорник всё взял у меня со стола и положил на ваши парты.Я теперь не могу разобраться, где какие басни. Поможете мне?(Дети подбирают к иллюстрациям названия басен и мораль. Остаётся«Стрекоза и Муравей» По слайду – проверка. А там лишним остаётся заглавие«Стрекоза и Муравей».)Работа над новой темой.
4
Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивыхнасекомых будем сегодня читать. Мы должны найти в басне мораль и понять,что же хотел сказать нам своей басней И.А.Крылов. Просмотр диафильма «Стрекоза и Муравей».
Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья)Почему она осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она незаботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время)Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог)Словарная работа._Ребята, в басне есть устаревшие слова, которых сейчас не употребляют.Давайте поясним значение этих слов.
КатитнаступаетПомертвелоопустелоБолебольшеНуждабедность, недостаток в чёмнибудьУдрученасильно огорченаВешние днивесенние дниМуравамолодая трава. Физминутка.Самостоятельное чтение. ( После читает один ученик.)
6
Трудолюбивый, весёлая, злой, добрый, справедливый, спокойный,ленивая, беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий,беззаботный.Чтение по ролям.Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям.
Сколько персонажей вбасне? (Чтец, Стрекоза, Муравей) Я хочу, чтобы вы прочитали оченьвыразительно, правильно поставили логические ударения, сделали в нужномместе паузы. Хотите послушать, как читают настоящие артисты. Давайтепослушаем басню в исполнении артиста и одновременно следим по учебнику, Прослушание аудиобасни.
А сейчас вы попробуйте. Кто хочет?Чтение по ролям.Работа с пословицами.Ребята, к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде.Прочитайте, пожалуйста. Я тоже подготовила вам пословицы, но видимо чтото перепутала. Воттакая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдитенужную половину пословицы.
Лето пролежишь… и рыбку из пруда.Без труда не выловишь…. зимой с сумой побежишь.Труд человека кормит, тот не ест.Пчёлка маленькая, потехе час. Кто не работает, а лень портит.
8
Подведение итогов.Чему учит басня? ( Надо думать о завтрашнем дне) От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма,беспечности, жестокости, лени)Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев.
Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобылюди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее,лучше.Домашнее задание.Дома выучите пословицу.
А кому трудно выучить пословицу полностью,можно половину.
10
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_na_temu_basni_iakrylova_strekoza_i_muravej_3_klass-172350/196879