Вопросы и ответы по рассказу “муму” тургенева: главные “почему”, “зачем”, “как”

Муму. Иван Тургенев – отзыв

“Не стыдись, страна Россия!
Ангелы — всегда босые…”

Думал ли Иван Сергеевич, создавая “Муму”, что пишет бессмертное произведение для школьной программы 5 -го класса? Вряд ли. Разве что для 10-го… И вряд ли приходило Тургеневу в голову тогда , в пыльном 1852-м , принудительно находившемуся в родном Спасском-Лутовинове, что его сентиментальный рассказ будет восприниматься. как остро-социальный памфлет.

Тем не менее, рассказ стал хрестоматийным и навечно прописался в разделе детской литературы.Сцена казни Муму растрогает и любого взрослого циника, а что уж говорить о неустойчивой психике пятиклассника…

Честно говоря, с трудом заставила себе перечитать этот рассказ перед написанием отзыва, я и так его прекрасно помнила со школы, и перечитывание не доставило особого удовольствия – сплошной депрессняк. Говоря высокопарно – ужасы крепостного права наглядно продемонстрированы на примере невинно убиенной собачки и ее безответного хозяина.

Обратите внимание

Утрем же слезы и присмотримся поближе к автору и описанному им эпизоду из жизни русского поместья…

История немого великана и его собачки была взята Иваном Сергеевичем отнюдь не с потолка, а из настоящей жизни собственного двора.

Об этом весьма подробно рассказывает в своих любопытнейших воспоминаниях сводная сестра Тургенева, а по совместительству и сводная сестра Софьи Андреевны Толстой, – Варвара Николаевна Житова.

Сохранились и другие свидетельства о реальном существовании в Спасском-Лутовинове немого дворника, звали которого Андрей.

Тургенев изменил только имена и финал этой истории. Придуманный писателем Герасим ушел,туда куда желал, а вот реальный Андрей остался при барыне, и продолжал ей верно служить до последних ее дней…

А ведь кроме Муму и Герасима в рассказе есть еще одна невинная загубленная душа – это Татьяна, которую насильно выдают замуж и, в общем-то, ломают жизнь… И хотя у Татьяны нет никаких физических дефектов – она так же безответна, как и немой Герасим и его собака. Она нема перед помещичьей властью , как и остальной крепостной люд…

О народе в целом Тургенев, по барски, был невысокого мнения, стоит прочесть только его “Деревню” или “Дым”, что бы в этом убедиться… Но почему то именно в “Муму” – он дает возможность своему герою из народа совершить поступок , поступок не быдла, не управляемого скота, а человека разумного, человека, имеющего душу и разум, и “лучше выдумать не мог”…

Тургенев написал Муму в 1952-м, спустя 2 года после смерти матери, которую так колоритно вывел в образе безымянной барыни на страницах своего рассказа, И , соответственно, спустя 2 года после того как вступил в права наследства всеми ее имениями и прилагающимся к ним- Герасимами ,Татьянами, Капитонами… После смерти матери он стал сказочно богат…

Важно

А ведь невозможно представить что бы Иван Сергеевич написал подобный рассказ при жизни Варвары Петровны Тургеневой – до последнего дня своей жизни она пыталась держать сыновей под жестким контролем, контролем финансовым и моральным. В детстве порка барчуков была обычным, почти ежедневным делом, часто барин “Жан” окрававленный убегал прятаться от розг за ограду. Перед барыней, реальной, а не книжной, трепетали все – от дворника до родных детей.

Взрослых же , держала она сыновей в жесткой финансовой узде – те были вынуждены унижаться и буквально вымаливать у матери каждый грош, неприглядная картина… Конечно, Тургенев, как натура с тонкой душевной организацией русского классика тонко чувствовал и перманентно страдал.

Смерть матери освободила его от материальных проблем и психологического гнета, смерть Муму дала Герасиму свободу от чужой воли, свободу от зависимости, свободу от лишений- нечего терять и не о чем страдать…. Понятно, что имел в виду Тургенев – освобождение от зависимости, от привязанности, от любви – дает свободу, непонятно – что должен делать с этой информацией десятилетний школьник.

При этом, сам Тургенев так и не смог утопить свою “муму”, всю жизнь играя роль третьего при Виардо… да и хотел ли топить…

Источник: https://irecommend.ru/content/analiz-proizvedeniya-shkolnoi-programmy-za-5-klass-mi-bemol-mazhor-ili-zachem-turgenev-sobac

Чему посвящён рассказ “Муму”, против чего он направлен?

Чему посвящён рассказ “Муму”, против чего он направлен?

  • Рассказ это очень сильный, и при его прочтении производи очень сильное эмоциональное впечатление от прочитанного. Все что в нем описано посвящено крепостному праву, как издевались над крестьянами, а ведь это действительно было так раньше, в те далекие времена.
    Главный герой тут выступает немым, но возможно так и было задуман автором, ведь в это кроется некий смысл.
    Герасим убивает свою собаку по приказу, ведь он не мог ослушаться, ведь за непослушание можно было даже поплатиться своей жизнью.
  • Мне кажется, рассказ просто кричит о раболепстве людей, он направлен на борьбу с их тупостью, чрезмерной преданностью своему хозяину, он рассказывает нам о том, как можно сгубить свою жизнь, прислушиваясь к чужим советам и подчиняясь приказам.
    Так, Герасим лишился тех, к кому был привязан больше всего на этом свете: сначала он потерял возлюбленную, затем свою собаку.
    Тургенев – весьма тонкий психолог, он одарил Герасима немотой. Казалось бы, зачем? Затем, чтобы привлечь внимание читателя к вопросу о невозможности отстоять свою точку зрения при помощи языка в данном случае. Но много ли изменилось бы, если бы Герасим не был нем? Уверена, многие читатели задумывались об этом. Этого-то и добивался автор рассказа: он хотел призвать ущемленных в правах людей к высказыванию своих мыслей и к стремлению удовлетворить в первую очередь свои личностные интересы. Тургенев хотел доказать нам, что язык – это не только орган, но и инструмент для самовыражения.
  • В рассказе quot;Мумуquot; мы чтко можем наблюдать вс негативное влияние от крепостного праваю Ведь главный герой нерасим, будучи порабощнным, топит свою собачку Муму. И вс по тому, что не имеет своего права голоса. Крестьяне все подченины баринам и не имеют возможности сами распоряжаться своей жизнью, вс только по указанию.
    И, конечно, данное произведение в своей направленности имеет антикрепостную мысль. Мысль о том, что люди должны быть свободными, должны сами принимать решения и не должны умирать и принмать наказания от хозяев. Все мы люди и все должны быть хотя бы относительно равны.
  • Против человеческого рабства, против крепостного права. У Герасима отобрали вс, что ему было дорого и что он так любил.Конечно, его физический недостаток тоже сыграл свою роль.Но, тем не менее, Герасим любил девушку- не смого быть с ней, любил собаку- заставили убить.
    В момент , когда Герасим утопил собаку, он, вдруг понял, что не хочет быть рабом. Это был его своеобразный внутренний бунт и протест. Он уходит от барыни.
  • Рассказ Тургенева quot;Мумуquot; посвящен крепостному праву, самодурству барыни и бесправию крепостных крестьян. Не даром Герасим главный герой был немым. Так и крепостные были полностью зависимы от воли барина, которому принадлежали. Их могли обучать и содержать в хороших условиях, а могли забить до смерти.
  • Основной сюжет рассказа Тургенева quot;Мумуquot; в трагической гибели собаки. Ее утопил Герасим по приказу барыни. Но на самом деле, это литературное произведение о крепостном праве и полнейшему бесправию крепостных людей. Они должны были полностью подчиняться своему владельцу и жить по их приказу. Фактически они жили как рабы.
  • Рассказ quot;Мумуquot; Тургенев посвятил крепостному праву в России. Вернее полному бесправию, покорности, безропотности крепостных крестьян и своеволию баринов, в данном случае барыни. По сути барин мог делать вс что захочет с крепостным и тот должен был покорно принять его волю, даже если это лишение жизни.
  • В рассказе Тургенева Муму прослеживается две основные мысли:
    Предательство. Герасим идет убивать собаку, несмотря на то, что животное было для него единственным родным существом. Старик боится расправы над собой. Автор превозносить собаку, которая в обратной ситуации защищала бы Герасима просто потому, что животное доверяли человеку.
    Безоговорочное подчинение крестьян. Герасим убивает собаку еще и потому, что это приказ хозяйки, которую он не смеет ослушаться. Можно сказать, что убийство собаки – это каприз хозяйки и не более того.
    Рассказ направлен против устоев крепостной России.
  • Рассказ quot;Мумуquot; производит очень сильное впечатление, и не зря многие поколения школьников изучают этот рассказ на уроках литературы и гадают, почему же Герасим все-таки утопил Муму. Рассказ посвящен конечно теме бесправия крепостного в русском обществе. Барыня, которая могла казнить и миловать, обладала неограниченной властью над умами и душами своих крепостных, она могла приказать все – и они были вынуждены подчиниться. Захотела Барыня выдать крепостную за пьяницу – легко, никто и слова не сказал, и только бедного Герасима пришлось обманывать и убеждать, в пьянстве Татьяны. Не понравилось барыне собачка Герасима и ее выкинули. А когда Герасим тайком отыскал ее и продолжал кормить, ведь он по-настоящему привязался к Муму, то барыня приказала ее утопить. И что Герасим? Он подчиняется барыне, несмотря на весь внутренний протест, который буквально превращает его в бунтовщика. Ведь не осмеливаясь не исполнить волю барыни Герасим топит собачку, но в знак протеста уходит без спроса в деревню. То есть ослушаться напрямую приказа он не посмел, но продемонстрировал свое возмущение.
    Рассказ этот имеет яркую антикрепостническую направленность, поскольку ни один человек не может быть превращен в раба. Потому что свобода – главное достояние человечества.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/chemu-posvyashyon-rasskaz-quotmumuquot-protiv-chego-on-napravlen/

Почему Герасим утопил Муму

Когда выясняется, что Герасим после убийства своей собаки не возвращается на службу к барыне, а сбегает в родную деревню, возникает глубокое недопонимание между читателем и автором, выражаемое в простом вопросе: «Зачем же Герасим утопил несчастную Муму?» Действительно, со стороны кажется, что этот глухонемой верзила мог сбежать вместе с любимым питомцем, раз уж он не собирался оставаться во владениях барыни, которой это животное было так ненавистно. Однако действия Герасима можно объяснить его чувствами. Глубокие переживания, основанные на несчастной судьбе, побудили его к совершению трагического убийства.

Жизнь Герасима до появления в ней Муму была лишена того привычного быта и уклада, который глухонемой имел в родной деревне. Привыкший к тяжелому физическому труду, он был вынужден приспосабливаться к городской жизни и обилию свободного времени. Не умея находиться в бездействии, Герасим сам себе искал работу, за что считался отличным служащим, тем самым он находил себе утешение. Вскоре утешением и в то же время увлечением, подарившим ему смысл и радость жизни, стала придворная девушка Татьяна, скромная прачка, за которой Герасим ненастойчиво ухаживал. Когда Татьяну выдали замуж за башмачника, еще и пьяницу, коих Герасим ненавидел, он снова потерял стремление к жизни и окунулся в уже привычную угрюмость, застывшую на его лице.

Собачка, спасенная им однажды ночью, вновь вдохновила дворника, подарив ему новые краски жизни и осмысленность. Любовь к собаке заполнила пустоту в его сердце, оставленную вышедшей замуж Татьяной, и Герасим был по-своему счастлив, привязавшись к питомцу. Когда барыня приказала избавиться от животного, Герасим взял на себя ответственность за его убийство. Он не мог позволить постороннему человеку причинить боль любимой собаке. Ревность пробирала Герасима, когда кто-то даже пытался погладить Муму, что же говорить об убийстве? Ослушаться барыню он не мог, таков уж порядок: хозяин – барин. Это легко понять. Но почему же он не мог уйти вместе с собакой?

Когда Герасим понял, что положение его во дворе неизбежно и сохранить жизнь Муму не получится, он взялся избавиться не просто от животного, он решился утопить единственное любимое ему существо, ведь до тех пор любовь и привязанность приносили ему лишь боль и отчуждение.

О разочаровании Герасима в светлых чувствах счастья говорит его дальнейшая одинокая жизнь, которую он вел уже в деревне – «он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит».

Боясь боли, испытываемой Герасимом каждый раз, когда его сердце наполнялось любовью, он не решался больше повторять свою судьбу.

Видя, что чувства к Муму, как и чувства к Татьяне не способны осчастливить его, Герасим решается убить то единственное, что ему было дорого, тем самым убить источник глубокого несчастья.

Разочаровавшись в любви и осознав, что она оборачивается лишь болью и безысходностью, Герасим не смог найти смысл сохранения жизни Муму, как и дальнейший смысл службы при дворе барыни, сбежав на свою родину и занявшись привычным делом – работой в поле.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-867847-pochemu-gerasim-utopil-mumu

Проверочное тестирование по рассказу И.С. Тургенева “Муму” в 5 классе

Тест по  рассказу  И. С. Тургенева  «Муму»

1 вариант

  1. Зачем И. С. Тургенев  начинает свой рассказ  с описания   серого дома с покривившимся балконом?

а) чтобы показать обнищание барыни в) чтобы воссоздать картину старой Москвы

б) чтоб подчеркнуть её старость и объяснить причину капризности  и раздражительности

2. Кто является  истинной виновницей всех бед и страданий Герасима?

а) Муму б) Татьяна в) барыня

3. Что сближает Герасима с былинным богатырём?

а) он необычайно силён и связан с землёй б) «торжественная важность»

в)  покорность барской воле

4. В чём видит Герасим смысл жизни?

а) в том, чтобы угождать барыне, служить ей верой и правдой

б) чтобы окружать заботой слабых, согревать их своей любовью

в) чтобы протестовать против власти барыни

      5. Почему после истории с Муму Герасим не завёл ни одной собаки?

               а) слишком велика  была привязанность  к Муму и горе  из-за её потери

б) ему собака была не нужна, потому что « к нему на двор вора ослом  не затащить»

в)  больше не нашлось собачки  испанской породы

      6. Какой художественный приём использует автор в сцене появления Герасима на пороге своей каморки  перед толпой  дворовых людишек?

               а) Гипербола б) литота в) противопоставление

Читайте также:  Мораль басни "тришкин кафтан" крылова (анализ, суть, смысл)

    7. Почему автор  в конце рассказа сравнивает Герасима уже не с быком, а со львом?

Совет

               а) И. С.Тургенев восторгается решимостью Герасима не признавать больше власти барыни

б) этим он   подчёркивает жестокость и неблагодарность Герасима

в) так автор хочет передать скорость, с какой  

                его герой   возвращался в родные края.  

 8. Вспомните описание портрета Капитона. Почему автор использует здесь слова с уменьшительными суффиксами: « поставил правую ножку…», « прищурил…глазки»?

                а) Автор любуется этим персонажем

б)  уничижительными суффиксами хочет подчеркнуть пустоту и самолюбование персонажа

в) портрет дан в восприятии Гаврилы, а дворецкий уважает башмачника

Тест по  рассказу  И. С. Тургенева  «Муму»

2 вариант

  1. Как понять слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

           а) Прожит ещё один день б) погода  вечером выдалась  ненастная и холодная

в) автор подчёркивает тоску и скуку никому не нужного человека

2. Сколько раз барыня вмешивается в жизнь Герасима, ломая её по своей нелепой прихоти?

а) один раз б) три раза в) она не вмешивалась в жизнь дворника

3. Как автор подчёркивает трагедию Герасима, оторванного от деревенского быта  и привезённого в Москву?

            а) сравнением с быком, которого взяли с нивы, где сочная трава в) «со степенным гусаком»

б) сравнением с деревом, выросшим на плодородной земле

4. Почему покорности Герасима приходит конец?

                а) слишком тяжела была работа дворника в) мать-старушка ждала его на родине

б) это результат господского произвола, отнявшего у героя всё самое дорогое

5. Автор наделяет недюжинной силой не только Герасима, но и лакея Степана. Какую цель, на ваш взгляд, преследовал И.С.Тургенев?

               а) оттенить таким образом  убожество внутреннего мира Степана

б) показать, что не перевелись на Руси богатыри

в) только такие люди могли нести службу при барском подворье

6. Почему в день возвращения Муму  Герасим  «усердствовал» как никогда?

               а) радость от возвращения Муму удесятерила его силы б) чтобы умилостивить барыню

в) чтобы получить похвалу от  дворецкого  Гаврилы

7. Зачем И.С.Тургенев  так эмоционально рисует ночной пейзаж в конце рассказа?

               а) Он хочет передать тоску Герасима по родным местам

б)  природа словно  одобряет бунт героя и  помогает ему преодолеть путь до дома

в) автор хочет убедить читателя в бессмысленности поступка  своего героя

8. Барыня назвала Герасима «неблагодарным человеком» и не захотела возвращать его. Согласны ли вы  с барыней, или  у вас другое мнение?

              а) Конечно, барыня права: ведь она «жаловала его как верного и сильного сторожа»

б) Герасим ушёл без её разрешения, следовательно, отплатил за всё неблагодарностью

в) Барыня была не способна понять Герасима и  сама причинила ему  горе    

Источник: https://multiurok.ru/files/provierochnoie-tiestirovaniie-po-rasskazu-i-s-turg.html

Почему Герасим утопил Муму, причины поступка

Наверняка каждый из нас читал потрясающее произведение И.С. Тургенева «Муму». Это один из первых рассказов, с которым знакомятся школьники на уроках литературы. Этот рассказ описывает достаточно не веселую историю глухонемого деревенского богатыря Герасима, который оказался в городе старой и вредной барыне, будучи у нее в услужении.

Суть рассказа

Герасим не имел личной жизни, она у него просто не сложилась. Он очень длительное время любил Татьяну, которая по нужде вышла замуж за другого. Через время Герасим приобрел собачку, которой дал имя Муму. Назвал он ее так потому, что был глухонемой и только звук «муму» и мог произнести.

Герасим очень привязался к щенку, он:

  • Заботился о нем.
  • Кормил его.
  • Ходил с ним на прогулки.
  • Считал его смыслом своей жизни.

Но спустя некоторое время, Муму стала раздражать хозяйку Герасима. Дело в том, что собачка время от времени могла лаять по ночам, мешая барыне спать. И та не выдержала, она приказала Герасиму срочно избавиться от Муму. Так как Герасим был на услужении у барышни, он просто не мог отказать на ее приказ.

Неподалеку от дома был пруд, в котором Герасим и утопил своего единственного друга, смысл своей жизни. На следующий день после смерти Муму, Герасим просто ушел из дома, он бросил все, остался жить один без семьи и друзей, у него не было даже Муму, с которой можно было разделить свою грусть.

Мог ли Герасим не топить Муму?

Многие взрослые люди, еще раз перечитывая рассказ Тургенева, задаются вопросом: «Зачем Герасим выполнил приказ барыни, если потом все равно покинул ее дом?». Также Герасим мог по-другому повести себя в такой ситуации, ведь у него не было приказа убить животное, его попросили просто избавиться от него.

Герасим мог:

  • Продать Муму.
  • Отдать в руки хорошим людям.
  • Отнести на рынок, где ему всегда будет что покушать.

Зачем было идти на такие кардинальные меры? Приказ барыни просто лишил Герасима последнего, что у него было.

Он вырвался из привычной деревни в чужую местность, работал на барыню, которая его не ценила и в итоге заставила избавиться от лучшего друга. Он поступил именно так потому, что просто не мог не послушать свою барыню.

С детства он был воспитан строгими родителями, ему всегда твердили, что подчиняться своим хозяевам нужно всегда и везде, какой бы плачевной не была ситуация.

Обратите внимание

То, почему Муму умерла именно такой смертью, остается известно только автору. Для многих это до сих пор останется большой и непонятной загадкой.

Источник: https://topkin.ru/voprosy/raznoe-voprosy/pochemu-gerasim-utopil-mumu-prichinyi-postupka/

Почему Герасим Муму утопил?

Мало кого оставил равнодушным рассказ И. Тургенева «Муму» написанный в середине позапрошлого столетия. Пронзительный и лаконичный, он красочно описывает времена крепостничества, бесправие крестьян и вседозволенность помещиков в те сложные для простого люда времена.

Вопрос без ответа

Но рассказ не просто погружает читателя в крестьянско-помещичий быт середины 19-го века и заставляет взгрустнуть над трагическим концом. «Муму» по завершении чтения оставляет нам вопрос без ответа. Вопрос, который каждый, кто прочитал рассказ, задает себе, автору или другим читателям – «Зачем же Герасим Муму утопил»?

Неужели не было другого выхода? Ведь уничтожив любимое существо, он не вернулся к своим обязанностям в усадьбе сумасбродной барыни и не стал продолжать жизнь бесправного крепостного. Он отказался от своей прежней жизни, вернулся в свою родную деревню и так и прожил там до конца жизни – холостяком, и без домашних животных.

Так почему он тогда не вернулся в свою деревню вместе с Муму?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь представление о том, как жилось на Руси крепостным крестьянам.

Жизнь крепостных на Руси

Они были собственностью, рабами, существами абсолютно бесправными и не имеющими собственного мнения.

За них думали и принимали решения, их перевозили с места на место как домашнюю утварь или мебель, их женили и выдавали замуж, не спросив их мнения.

За малейшую провинность их могли засечь розгами до смерти, их благополучие полностью зависело от расположения духа помещика и все это воспринималось и рабами и их хозяевами как данность.

Подобная рабская психология культивировалась столетиями и передавалась из поколения в поколение. Крепостные рождались, чувствуя себя вещами, жили в вечном страхе перед барином и помыслить не могли того, чтобы ослушаться его приказа.

Не избежал подобной участи и Герасим – добродушный глухонемой герой этого трагического рассказа. Он беспрекословно подчинился, когда помещица и хозяйка приказала ему покинуть его родную деревню и прибыть в ее усадьбу ей в услужение.

Он смирился с тем, что милую его сердцу крестьянку Татьяну выдали замуж за пьяницу и дебошира, а после отослали подальше от усадьбы. Своеобразную замену своей несостоявшейся любви нашел он в Муму – найденной собаке неопределенной породы.

Именно она стала ему членом семьи, которого он любил и о котором беспокоился больше, чем о ком бы то ни было.

Важно

Но, несмотря на свою привязанность к собаке, у него и в мыслях не было ослушаться барыню, когда она приказала избавиться от собачонки, которая «нанесла оскорбление» ее достоинству сначала зарычав на нее, а затем неоднократно нарушив ее сон и спокойствие.

Таков был естественный порядок вещей в те времена – когда хозяин приказывает, крепостной подчиняется, несмотря на свои чувства, желания и вопреки душевной боли.

Но даже крепостной, как бы он ни был подавляем волей помещика – в первую очередь является живым человеком.

И выполняя очередной приказ барыни вопреки своей воле, убивая единственное близкое ему существо, Герасим, словно убил в себе свою покорность и безропотность.

Неожиданная развязка

Он выполнил приказ, он исполнил то, что от него ждали, но – в последний раз. В последний раз он был покорным, в последний раз смирился укладом жизни, который впитал в себя еще с пеленок. Утопив Муму, он стал свободным – пусть не телом, ведь формально и жизнь его, и его благополучие по-прежнему принадлежали капризной барыне, но дух его стал свободным.

И он ушел – ушел в свою родную деревню, туда, откуда его насильно вырвали когда-то, но где был его дом и где он, как свободный духом человек и хотел находиться, прожить свою жизнь и умереть.

Таким образом, смерть его любимицы Муму стала символичной и изменила и его самого и его дальнейшую жизнь – ведь благодаря стечению обстоятельств, Герасим не был наказан за самовольный уход, а прожил в деревне всю свою жизнь, как и хотел. Но помня о том, что в любой момент он может все потерять по воле помещика, он навсегда исключил из своей жизни привязанность к кому-либо и больше никогда не заводил домашних животных.

Муму – рассказ, требующий вдумчивого прочтения и последующего анализа.

На наш взгляд, прохождение данного произведения в средних классах школы является ошибкой – дети еще не понимают сути данного произведения и не могут самостоятельно найти ответ на вопрос «Зачем же Герасим утопил Муму?» Именно этот факт и делает произведение Тургенева в представлении большинства столь трагичным и бессмысленным.

Песенка на злобу дня про Муму от Алексея Кортнева:

Источник: https://morepochemu.ru/pochemu-gerasim-mumu-utopil/

Почему Герасим утопил Муму по приказу барыни, а не вернулся вместе с собакой в деревню, откуда эта покорность?

Хороший вопрос: ведь Герасим мог попросту уйти от барыни вместе с собакой. Но, кажется, это просто не пришло ему в голову: из послушания перед Госпожой он сначала топит Муму (не забывая ее накормить напоследок щами; это что-то из русского менталитета, подмеченное Тургеневым: ср.

с фронтовым дневниковым рассказом Твардовского о пойманном немце, которого не могли больше с собой водить и сначала досыта накормили, а потом уже пристрелили в амбаре), ну а затем, поняв, что содеянное окончательно и он по приказу барыни погубил единственное дорогое ему существо, решает резко изменить свою жизнь и возвращается в родную деревню.

Можно, таким образом, сделать вывод, что мозг Герасима не приспособлен к стратегическому мышлению.

Совет

Но можно придумать и другую трактовку. Незадолго до истории с Муму барыня лишает Герасима любимой девушки Татьяны: Герасим, правда, не знает, что барыня здесь замешана, но понимает, что уже после мнимого «падения» Татьяны решение о ее свадьбе с Капитоном может принимать только хозяйка дома.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что нужда в сердечной привязанности, которая у Герасима была неудовлетворенной со времени разочарования в Татьяне, перекинулась на собаку.

Ну а дальше барыня велит избавиться от нее, и Герасим разыгрывает карту гордости, которую хорошо обозначил Островский в «Бесприданнице»: «Так не доставайся ж ты никому!» Вот только Муму вряд ли могла его за это поблагодарить, как Лариса — Карандышева.

Ну и, в качестве постскриптума, третье соображение, не противоречащее двум предыдущим. Известно, что в основе рассказа «Муму» лежит реальная история: прототипом барыни здесь стала мать Тургенева, прототипом Герасима — немой крепостной мужик Андрей.

Утопив собаку, Андрей вернулся в услужение в тургеневский дом. Тургенев же решил придать сюжету романтическую развязку, приписал герою бунт. Возможно, при этом он не подумал, что такой герой покажется читателю не слишком сообразительным (см.

первый абзац), но Тургеневу и не нужно было делать из Герасима интеллектуала.

На этот вопрос отлично отвечает Дмитрий Быков. Суть сводится к тому, что, чтобы обрести свободу, человек должен освободиться от всяких привязанностей. Свобода ведь вещь очень страшная, она пугает. Чтобы не быть ни от чего и ни от кого не зависящим нужно быть человеком высшего порядка.

Тот же Базаров это человек высшего порядка, презирающий всякие условности человеческого общения. И потому он свободен. А как только он влюбляется, своей неумелой любовью, его тут же настигает смерть.

А обычному человеку тем сложнее уйти куда-нибудь в лес, чем больше он обрастает  привязанностями, ответственностью за кого-либо. Не случайно ведь говорится: “У того, кто в молодости не был революционером, — нет сердца. У того, кто в зрелости не стал консерватором, — нет мозгов”.

В двадцать лет человек недостаточно встроен в социальную иерархию, ему практически нечего терять, его душа бунтует, его душа свободна. А к тридцати у него появляется семья, дети, хорошая работа, хочется этих детей обеспечить безбедным, безопасным существованием. И так человек постепенно теряет свободу.

Обратите внимание

Чтобы обрести свободу, нужно обесчеловечиться, нужно убить свое “муму”. То есть Муму у Тургенева это олицетворение всего человеческого, что есть в Герасиме. И лишь убив ее он сможет вернуться в деревню.

Читайте также:  Иван петрович берестов в повести "барышня-крестьянка" пушкина

Потому что жил Герасим во времена крепостного права и слово барыни для него было законом. А последняя отобрала у несчастного мужика всё, что было ему дорого: деревню, которую он обожал, Татьяну, которая была вынуждена выйти замуж за Капитона, и Муму, к которой Герасим так привязался.

Потому что Герасим бессмысленно и бесконечно предан барыне со всей прямотой своего примитивного, если называть вещи своими именами, сознания. Потому что смерть несчастной собачки, единственного родного существа, освобождает Герасима от покорности, с которой он так долго жил, и он утрачивает все прошлые социальные связи.

Эдакий катарсис, если хотите, сопереживание высшей гармонии в состоявшейся трагедии. 

Ну, и чтобы подтвердить закон Архимеда, конечно же… 

Читать ещё 7 ответов

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/114554/pochemu-gerasim-utopil-mumu-po-prikazu-baryni-a-ne-vernulsya-vmeste-s-sobakoi-v-derevnyu-otkuda-eta-pokornost

Вопросы и ответы к рассказу И. С. Тургенева «Муму»

О каких событиях рассказал Тургенев в рассказе “Муму”?

И. С. Тургенев изобразил события, свидетелем которых был сам. Его мать, Варвара Петровна, была жестокой помещицей-крепостницей, и в детстве будущий писатель не раз был свидетелем расправы над дворовыми людьми. В рассказе “Муму” события также происходят в доме московской барыни, которую обслуживают и развлекают крепостные люди.

Как жилось дворовым в доме старой барыни?

Крепостные не только с утра до вечера работали на свою госпожу, но и полностью зависели от ее воли, от ее настроения. Она решала их судьбы, выдавала замуж и женила, не думая об их чувствах. Она оторвала Герасима от привычной работы, разлучила его с Татьяной, отобрала Муму.

Каким рисует крепостных людей писатель?

Трудолюбивыми, добрыми, беспрекословно выполняющими приказания барыни. Только Герасим, утопив Муму, отважился на протест – ушел без разрешения в деревню. Крепостные полюбили Муму, они сочувствовали Герасиму, но боялись гнева барыни и поэтому исполняли приказания.

Какие чувства хотел пробудить в читателях Тургенев?

Писатель, давший в юности клятву бороться с крепостным правом, хотел пробудить в своих современниках ненависть к крепостничеству, сочувствие к подневольным людям, лишенным права на счастье и простые человеческие радости.

В чем смысл ухода Герасима?

Тургенев не зря назвал своего героя “самым замечательным лицом” из всех дворовых людей. Будучи крепостным, он сохранил чувство человеческого достоинства, способность на самостоятельный и смелый поступок. Его уход – это протест против власти человека над человеком, против крепостничества.

Как описывает автор Герасима? Каким увидели его художники П. Боклевский, А. И. Кулешов?

“… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”. Тургенев называет Герасима “самым замечательным лицом” из числа всей челяди…. Таким представил нам своего героя писатель.

Видение художников П. Боклевский, А. И. Кулешов: “Герасим был высокий мужик богатырского сложения с гордым взгядом, с вопрошающим взглядом”.

Можно ли говорить о речевой характеристике Герасима? Как он общался с окружающими?

Устной речи в нашем обычном понимании у Герасима не было. Но он общался с окружающими, и они его понимали. Для общения служили жесты, мимика, звуки.

Даже Муму хорошо понимала своего хозяина.

Какой герой рассказа “Муму” отличался многословием?

Важно

Очень любил поговорить и был многословен пьяница-башмачник Капитон. Степенный дворецкий Гаврила Андреич думал о нем: “Нечего сказать, аккуратно говорит человек”.

Попробуйте сочинить монолог в защиту Муму.

Это задание подсказал один ученик 5 класса. Он стремился всех убедить в том, что несправедливый поступок Герасима нужно осудить, чтобы никто его не повторял. Он не раз произносил в классе проникновенные слова в защиту Муму. Вот один из его монологов.

“Муму – очень умная и преданная хозяину собачка. Она чистоплотна. Она знала свое дело – защиту двора и никогда не нарушала порядка в этом дворе. Даже тогда, когда хозяин решил с ней расстаться и ее утопить, она даже не догадалась, что ей грозит гибель, – так любила и верила в своего хозяина.

Я осуждаю Герасима и считаю, что он мог уйти в свою деревню вместе с собачкой”.

Источник: http://www.sochuroki.com/voprosy-i-otvety-k-rasskazu-i-s-turgeneva-mumu/

Трагическая развязка рассказа И. С. Тургенева «Муму» иеё смысл

Трагическая развязка рассказа И. С. Тургенева «Муму» иеё смысл – страница №1/1

Тема урока: Трагическая развязка рассказа И. С. Тургенева « Муму» и её смысл.

Цель урока: раскрыть смысл трагической развязки рассказа И. С. Тургенева «Муму»

Задачи:

Образовательные:

-формирование внимательного отношения к авторскому слову

Развивающие:

-способствовать развитию аналитического мышления

Воспитательные:

– на примере литературного героя воспитывать чувство собственного достоинства

Форма урока: урок-размышление

Вид урока: проблемное изложение

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Ход урока:

I. Мотивация.

Из многих произведений, прочитанных в школе, рассказ «Муму» И. С. Тургенева, бесспорно, остается в памяти каждого учащегося. Почему? Может быть, потому, что запоминается трогательная история Герасима и Муму, или потому, что в поведении главного героя остается что-то непонятным?

-Всё ли в поведении Герасима понятно вам? На какие вопросы хотели бы получить ответы?

( Почему Герасим сам утопил Муму?

Герасим был крепостной. Почему же после гибели собаки он ушел в деревню?

Почему Тургенев, создавая художественный текст, изменил развязку истории крепостного Андрея, принадлежавшего матери писателя?)

II.Анализ содержания учебного материала.

Чтобы понять смысл трагической развязки этого рассказа, обратимся ещё раз к авторскому тексту и найдем ответы на поставленные вами проблемные вопросы.

Что отличает героя рассказа от других дворовых? Герасим – единственный крепостной, кто сохранил свою искренность, кто не умеет притворяться. Странное для окружающих качество вызывает скрытое раздражение, ведущее к противостоянию. История с Муму ускорила этот процесс.

Как проявляет себя в наступившем противостоянии наш богатырь? Вспомним ту ночь, когда бледный Герасим в своей каморке сжимал пасть Муму, пытаясь скрыть её присутствие. Перечитайте эпизод

– Отчего Герасим лежал весь бледный? О чём мог думать немой крепостной, зная, что остальная дворня безропотно выполняет все капризы своей барыни?

( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от злодеев, которые окружают его со всех сторон. Выхода нет)

-Почему же Герасим решил сам выполнить приказ барыни?

( (Единственное, что он мог сделать – спасти собаку от жестокости бесчувственных лакеев). Утром он дает понять собравшейся толпе о своем решении выполнить приказ барыни. Значит, противостояние закончилось ,и Герасим присоединился к тем, чьи поступки определяются покорным : «Слушаю-с»? Так ли это?

Прочитаем эпизод «Герасим перед собравшейся толпой».

-Что нового мы узнаем о герое? Какое слово использует автор для его характеристики ?

(Великан)

Автор называет Герасима не только богатырем, но и великаном. Зачем Тургенев использует это слово? Не заставляет ли нас ещё раз взглянуть на окружающих героя людей?

(Писатель назвал их людишками)

Людишки – слабосильные, ленивые, низкие.

Слово «низкие» имеет два значения:

  1. низкий – малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли;
  2. низкий – подлый, бесчестный.

-Как вы охарактеризуете поведение дворовых людишек?

– Что подчеркивает реплика Степана: « Он на это не то, что наш брат. Что правда, то правда. Да».

( Особое положение Герасима. Он возвышается над остальными, благодаря своей честности)

Итак, Герасим сам выполняет приказ барыни, чтобы избавить Муму от жестокости дворни ,выбрав , наверное, наименее мучительный способ.

Обратимся к страницам, описывающим, как это приказание было выполнено, чтобы прочувствовать душевное состояние героя.

-О чем говорит его болезненное озлобление на лице?

( Болезненное озлобление на лице говорит о том, с каким нечеловеческим усилием подчиняет себя он данному обещанию. Герасиму страшно открыть глаза после того, что он сделал.)

-Что понял Герасим ? О чем мог рассуждать после этой трагедии?

( «Как я, такой большой и сильный, мог убить беззащитное существо? Неужели я тоже стал тем, кто на всё отвечает: «Слушаю-с»? Но ведь я добрый человек, никогда не был злодеем и не желаю им быть. Мне не позволили быть с Татьяной, запретили держать Муму, значит ,и чувства мои должны принадлежать барыне?)

Самые страшные минуты его жизни неразрывно слились с картинами, от которых не могло не защемить его сердце. Читаем «Вот уже Москва…»

Может быть, лишившись Муму, Герасим в отчаянном горе ощутил не только острую тоску одиночества, но и понял, что спасет его только мир, жестоко отнятый у него барыней; мир, готовый всегда согреть лучами солнца, одарить лаской ветерка и запахом поспевающей ржи.

– Разве человек, являющийся частью этого мира, может быть чьей-то собственностью?

-Как ответил бы на этот вопрос глухонемой Герасим?

(Не может)

Какое решение принял для себя крепостной дворник?

( Он не станет больше служить барыне и уйдет из города).

Читаем эпизод «Герасим спешит домой».

III. Итог урока:

– Почему Тургенев, создавая художественный текст, изменил развязку истории крепостного Андрея, принадлежавшего матери писателя?

(Автор таким образом показал свое отношение к крепостному праву. Герасим своим уходом в деревню попытался отстоять чувство собственного достоинства и выступил против признанного порядка).

IV .Домашнее задание:

на выбор:

-напишите мини-сочинение от первого лица « О чём думает Герасим после смерти Муму?»;

– ответьте на вопрос: Почему, уйдя в деревню, Герасим не завел собаку?

Источник: http://davaiknam.ru/text/tragicheskaya-razvyazka-rasskaza-i-s-turgeneva-mumu-iee-smisl

Так зачем же Герасим утопил-таки Муму?

Герой повести Ивана Тургенева «Муму» дворник Герасим – образец стихийной силы и бессмысленной преданности. Трогательная история его привязанности к собачке Муму окончилась трагически, потому что вызвала гнев барыни, которая и приказала избавиться от животного.

“МУМУ” мультфильм по рассказу И.С.Турненева СССР 1987 г.


Однако удивление вызывает тот факт, что Герасим вызвался утопить Муму собственноручно (ведь этого барыня не требовала). Зачем Герасим утопил Муму, доподлинно неизвестно, ведь он не был ни садистом, ни графом Дракулой, но можно выдвинуть несколько предположений.

Зачем Герасим утопил Му-Му? (Кортнев):

Бытовое объяснение. Герасим был предан хозяйке с прямотой примитивного сознания. Он не усомнился в ее праве распоряжаться жизнью собаки, точно так же, как и его собственной жизнью. Так что Герасим утопил Муму, чтобы выполнить ее приказ. Однако возникает вопрос: зачем топить собаку и после этого уходить в деревню? Почему не уйти вместе с Муму?

Зачем Герасим утопил Му-Му – группа HORUS:

Психологическое объяснение. Всю свою жизнь Герасим не представлял себе даже возможности перечить барыне, и в этот раз не собирался. Однако случилось неожиданное: утопив единственное родное существо, Герасим будто утратил все социальные связи, освободился от покорности, с которой жил столько лет. Смерть Муму дала ему силы бросить город, в котором его больше ничто не удерживало, и вернуться в деревню. Значит, он утопил Муму, чтобы освободиться от психологической зависимости и обрести внутреннюю свободу.

Научное объяснение. Существует точка зрения, что Тургенев написал всю повесть ради одной этой сцены.

То, как немой богатырь с глубокой нежностью топит в реке единственное существо, к которому он привязан, – настолько сильное зрелище, что, изобразив его, писатель уже не заботился ни о психологических, ни о бытовых подробностях.

Он достиг своей цели: поразил воображение читателя и заставил его придумывать объяснения поступкам Герасима. А для этого понадобилось только одно: чтобы Герасим утопил Муму.

znayuvse.ru

Бедное Му-Му – в исп. Иваси (А. Иващенко, Г. Васильев)

* * *

Архимед: Чтобы лишний раз подтвердить
мой закон.


Карл Маркс: К этому его вела логика
классовой борьбы.


Конфуций: Чтобы соблюсти должное и
поддержать добродетель, показывая
почтительность к старшим и высшим.


Барбара Картленд: Чтобы завоевать
сердце барыни, показав, на какие безумства
способна его любовь…


Карл Юнг: К этому его подтолкнуло
бессознательное стремление следовать
архетипическому образу жертвоприношения.


Зигмунд Фрейд: Это закономерный
результат длительного подавления скрытых
сексуальных фантазий.


Адольф Гитлер: Чтобы расширить
жизненное пространство для высшей расы.


Бивис и Батхед: Потому что крейзанутый
был. Ты понял, пельмень. Хе-хе-хе.


Эрнесто Че Гевара: Чтобы привлечь
внимание всех прогрессивных людей мира к борьбе
против угнетателей.


Жан-Поль Сартр: Чтобы подвергнуть
сомнению традиционные культурные ценности
общества.


Руперт Мердок: Чтобы потом сделать из
этого бестселлер. Фактически, это отлично
удалось.


Егор Гайдар: Чтобы сократить
налогооблагаемую базу, избавившись от
необходимости платить налог на животных.


В. Жириновский: Чтобы труп несчастной
собаки отравил воду! Это же диверсия!


Ясир Арафат: Чтобы потом во всём
обвинили арабов.


Эжен Ионеско: Чтобы потрясти погрязшего
в суете обывателя.


Маркиз де Сад: Чтобы получить
изысканное наслаждение последними минутами её
жизни и, конечно, этими восхитительными
бульканьями за бортом.


Лев Толстой: Чтобы опроститься и стать
ближе к народу.


Сенека: Чтобы освободиться от груза
лишних привязанностей к миру.


Фома Торквемада: Чтобы спасти её
заблудшую душу ценой уничтожения бренного тела.


Карл Лейбниц: Так было предписано
Предустановленной мировой гармонией.


Hильс Бор: Это не обязательно Герасим. С
ненулевой вероятностью Му-му как квантовая
система могла в любой момент преодолеть
потенциальный барьер и оказаться за бортом.


Шерлок Холмс: Чтобы избавится от камня,
этой неопровержимой улики! А бедная Му-му,
которую он к нему привязал, была призвана пустить
следствие по ложному пути.


Курт Гёдель: В рамках доступных нам
теорий невозможно ни опровергнуть, ни
подтвердить верность поступка Герасима.


Советское информбюро: Hаш народ с
негодованием отвергает эту очередную
пропагандистскую фальшивку.


Гаутама Будда: Отрицая в себе Му-му,
Герасим отдалился от просветления.


Мартин Лютер Кинг: Я верю, что настанет
день, когда никто больше не сможет утопить Му-му.


Министерство обороны: Мы не имеем
подтверждения случившегося; журналисты могли
быть введены в заблуждение.

Источник: http://polsergmich.blogspot.com/2013/02/blog-post_8728.html

Урок по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

1. /Муму И.С.Тургенева.doc Урок по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

2 слайд

«Крепостное право и Личность. Такое возможно?»

(итоговый урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Одним из самых сложных для понимания произведений, которое включено в программу 5 класса, является рассказ И.С.Тургенева «Муму». Пятиклассникам оценить всю глубину и серьезность произведения бывает очень трудно.

Ребятам прежде всего жаль несчастную собачку Муму, они жалеют и в то же время восхищаются богатырской силой глухонемого Герасима, кто-то осуждает его за то, что он утопил Муму, не попытавшись противостоять барыне. То есть, прежде всего, – это эмоции.

Читайте также:  Алоизий могарыч в романе "мастер и маргарита": характеристика, образ, описание

А вся сложность этого произведения и состоит в том, чтобы, откинув эмоции, увидеть в глухонемом Герасиме символ крепостной России – такой же сильной, могучей и неспособной говорить, противостоять. Данный урок является последним в изучении этого произведения.

Подводятся итоги, делаются выводы, вспоминаются факты биографии писателя.3 слайд

Цель урока:

1) Образовательная:

– повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству; – вспомнить об истории создания рассказа «Муму»; – рассмотреть героев и их поступки.

2) Развивающая:

– формировать умение анализировать текст художественного произведения; – развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; – формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; – учить сжато излагать повествовательный текст; – развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; – продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

– воспитание общечеловеческих ценностей; – умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Вступительное слово учителя: – Добрый день, ребята. Мы с вами прочитали рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». На нашем уроке мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».

Сегодня нам предстоит решить нелегкую проблему, которая заключается в таких понятиях: крепостное право и личность. Запишем тему урока в тетради. Для начала нам необходимо определить значение этих понятий. Дома по толковому словарю С.И.Ожегова значение этих слов вы посмотрели и записали в тетради. Давайте прочитаем их. (Ученики читают определения).

Крепостное право – исторический строй в России, форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв.

В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права; здесь крепостное право отменено в ходе реформ конце XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно – Соборным уложением 1649. В XVII-XVIII вв.

всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861.

Крепостной человек, Крепостной:

1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к земле и принадлежащих ему крестьян.

2. Крепостной крестьянин. Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств.

Учитель: Рассказ «Муму» написан в 1851 году, за девять лет до 1861 года, когда было отменено крепостное право. Запишем в тетради: 1852 год – рассказ «Муму», 1861 год – отмена крепостного права. – Что же такое крепостное право?

(Сообщение подготовленное учениками)

Ученики: Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.

Дворяне имели право владеть землей и людьми – крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным. – Что вы знаете о крепостных крестьянах? (Ответы детей) – Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, то есть крепостные, жившие с хозяевами в городе.

Учитель: Ребята, а к какому сословию принадлежал И.С.Тургенев?

(Ответы детей)4 слайд – Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губернии. Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом. Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. Какие сведения о ней вам известны?5 слайд

Ученик: Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, – женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой.

И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной.

Совет

Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

Учитель: Однажды в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с завода Варвары Петровны. Какие сведения об отце Ивана Сергеевича нам известны?

Ученик: Это был молодой офицер, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умен.

Учитель: Варвара Петровна сразу влюбилась в молодого офицера. В 1816 году состоялась их свадьба. Через год у них родился сын Николай, а затем сын Иван. А что вспоминает Тургенев о своем детстве?

6 слайд

Ученик: Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно.

«Мне нечем помянуть моего детства, – говорил много лет спустя Тургенев. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали, как рекрута.

Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

Учитель: Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право.

Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» – вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

– Итак, обратимся к рассказу. Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку – барыню.

– Как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом).

7 слайд

– Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне).

– Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).

– Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век.

Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать).

– Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем? (Герасим).

Работа в группах. (учитель раздает вопросы над которыми работают 4 группы)8 слайд

1 группа: «Как описывает автор Герасима? Как работал Герасим? Ответы подтверждайте цитатами».

Примерный ответ детей 1 группы: Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.

Автор пишет: «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о его неутомимости и трудолюбии.

9 слайд

2 группа: «Что такое сравнение? Найдите сравнения в описании работы Герасима».

Примерный ответ детей 2 группы: Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»; Герасим «смахивал на степенного гусака»; когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»

10 слайд

3 группа: «Что такое гипербола? Найдите в тексте примеры гипербол. Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?»

Примерный ответ детей 3 группы: Гипербола – это сильное преувеличение. Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы».

Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух коров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».

Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.

11 слайд

4 группа: «Найдите в тексте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя?»

Примерный ответ детей 4 группы: Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней.

«…Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

12, 13 слайд

– Обратимся к иллюстрациям, которые вы подготовили. (Работа с иллюстрациями учеников. Многие ученики изобразили Герасима. Они аргументируют свои ответы).

14 слайд

– Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух.

Обратите внимание

Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность.

Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни.

– Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё. Мог ли Герасим вернуться в дом барыни после того, как исполнит ее жестокое приказание? (Нет. Герасим не смог простить барыню и вернуться в ее дом. Он исполняет ее жестокое приказание, но не прощает ее).

15 слайд – Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, не задумываясь о том, как себя будет чувствовать Герасим. Но ее и не волновало это. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно.

– Вернемся к теме нашего урока и попробуем ответить на вопрос: совместимы ли понятия «личность» и «крепостное право». (Нет. Крепостное право – это зависимость, а личность – это свобода. Герасим выбирает свободу).

– Тургенев не просто так изображает Герасима немым от рождения. В лице Герасима он олицетворяет русский народ, бесправный молчаливый народ в условиях крепостного права. Но Герасим своим уходом доказывает, что и молчаливый народ может протестовать и иметь свое мнение.16 слайд

Учитель: Представьте, что нам предстоит составить «лестницу» и расположить на ней героев. На какую ступень мы поставим барыню, а на какую Герасима? (Герасима мы поставим на более высокую ступень, чем барыню).

– Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).

Итог урока. Выставление и комментирование оценок.

Источник: http://uz.denemetr.com/docs/768/index-282072-1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector