Характеристика образа Хлестакова в комедии «Ревизор»
В тему ревизии незаметно включается и сам Хлестаков, который тоже помогает нам кое-что понять из нравов той среды, в которую не вхож, но о которой наслышан предостаточно. Сцена вранья, вранья для чиновников – по существу довольно правдивая картина жизни высшего петербургского света.
Вранье Хлестакова – своеобразная ревизия петербургских нравов, отраженных хоть и в кривом зеркале его воображения, а все же в зеркале. Но ревизора ждут не просто чиновники вообще, а различные типы, разнообразные характеры, выполненные в особой гоголевской манере.
В той манере, которая, обманывая поначалу гиперболической внешностью, лишь постепенно обнаруживает истинные психологические глубины образа. Присмотримся к Хлестакову, самому сложному характеру комедии.
Думается, не бесспорно представление о том, что Хлестаков необыкновенно наивен, никого не хочет обманывать, плывет по воле волн, говорит как раз не о том, о чем следует говорить именно с этим человеком.
На самом деле Хлестаков все же плоть от плоти того Петербурга, из которого он приехал, и хотя его Петербург – это Петербург темных передних, все-таки он повертелся в департаментах и гостиных, книжных лавках и модных кофейнях, кое-что залетело и к нему в уши.
А залетевшее – это мечта о деньгах и чинах, о карьере и светской жизни. Но ничто из этого не осуществилось, вот и тащится теперь Иван Александрович в деревню. Однако в голове его много бродит игривых фантазий еще до встречи с Городничим и с «добрыми» чиновниками.
Хлестаков как бы всегда готов к любым авантюрам, к любым случаям, где можно порисоваться, покутить, побросать денежки, сорвать банчик.
Интрижка – одно из любимых слов Ивана Александровича, он заводит ее с «дочечками» начальников, с самими начальниками, когда удачно ляжет житейская карта.
И врать начинает Хлестаков далеко не в сцене вранья. Эта сцена – лишь апофеоз его возможностей. Он начинает раньше, потому что всегда готов к неожиданностям: либо его подденет пехотный капитан, либо он, и так может случиться, где-нибудь что-нибудь перехватит.
В номер ничего не подозревающего о городской суматохе Хлестакова входит Городничий. Хлестаков сейчас не пьян, ему не надо прикидываться значительным лицом, и все же вот как звучат первые его реплики при встрече с Городничим: «…Да как вы смеете!..
Да вот я… Я служу в Петербурге… Я, я, я… я прямо к министру, я бы, признаюсь, больше бы ничего не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность…» Не правда ли, и смысл и самый ритм этих реплик весьма напоминает «сцену вранья».
То же обрывистое «я», те же неоконченные угрозы и похвальбы, то же ощущение себя значительным лицом, причем еще до всего до того, как страх города сделал его таковым.
И уже здесь, в этом первом диалоге Хлестакова и Городничего начинает звучать неповторимая особенность гоголевской комедии: в ней не верят правде и с открытыми ртами внимают вранью. Жизнь поставлена с головы на ноги.
Ведь иногда и правду говорит Хлестаков: «Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки». И мгновенная реакция Городничего: «Эк куда метнул! Какого туману напустил!» Или дальше. Хлестаков: «Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню».
Городничий: «…В Саратовскую губернию! А? и не покраснеет!» Городничий удивительно «чуток» на правду. Он обязательно видит ее как ложь, она ему не органична, каждое слово правды для него будто в тумане: эк, какого туману напустил.
И напротив, как только Хлестаков сообщает, что поедет жаловаться к министру, Городничий успокаивается, это правда, ложь успокаивает его нервы, она кажется ему единственной истиной.
Итак, Хлестаков не столь уж наивен. Он действительно простодушен в том смысле, что принимает обстоятельства такими, какие они есть, а не творит их.
Но простодушие и жизнь по законам среды – не одно и то же. Нельзя выключать Хлестакова из цепи тех житейских ассоциаций, которые ему привычны.
А если помнить и об этих ассоциациях, по-своему осмысленных, то не абсурдными окажутся его диалоги с чиновниками.
На первый взгляд бессмысленна его беседа со Шпекиным, если исходить из понятий логики жизни. Но эта беседа окажется вполне «разумной», если исходить из понятий Хлестакоза о жизни.
В Шпекине он чувствует близкого, что-то мелькает родственное для него в этом вертлявом молодом человеке, а Шпекин действительно молод, с ним кокетничает Марья Антоновна. Хлестаков и Шпекин и вправду близки.
Шпекин – это как бы местный Хлестаков, местный бонвиван, их даже и зовут одинаков
о – Иванами: Иван Александрович, Иван Кузьмич – оба порхающие Жаны. Письмо некоего поручика, о котором с восторгом рассказывает Шпекин, очень схоже со сценой вранья Хлестакова.
«Жизнь моя… течет… в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет…» – это пишет поручик – идеал почтмейстера. А вот говорит Хлестаков: «На столе, например, арбуз-в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа… Я всякий день на балах.
Там у нас и вист свой составился…» Удивительно похожи стилистика, круг интересов, «размах» мечты. И возможно, Хлестаков уже перебросился со Шпекиным несколькими словечками, когда они завтракали вместе с ним у Земляники. Они уж, наверное, понравились друг другу, в чем-то сошлись.
И потому, когда Хлестаков, казалось бы ни с того ни с сего, спрашивает у Шпекина о городе, в котором он живет: «Не правда ли, ведь это не столица?.. Ведь это только в столице бонтон и нет провинциальных гусей. Как ваше мнение, не так ли?..» он знает, о чем спрашивает. Именно только об этом и можно говорить со Шпекиным – о столичных удовольствиях, о скуке провинциальной жизни.
Таким образом, можно было бы проанализировать и другие сцены Хлестакова с чиновниками – сцены, из которых стало бы видно, что не так уж «без царя в голове» Иван Александрович Хлестаков.
Обычно считается, что Осип подсказывает своему барину необходимость сматываться подобру-поздорову: мол, не за того принимали. Да, действительно, о необходимости отъезда говорит Осип, но и Хлестаков уже подозревает неладное.
Еще до реплики Осипа он, оставшись один после визитов чиновников, замечает: «Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека… Экое дурачье!» Или в другом месте, рисуясь перед Марьей Антоновной, Хлестаков чуть-чуть проговаривается: «Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который…» Но тут же и обрывает свою фразу: нет, он не так наивен, чтобы раскрыть ошибку чиновников и тем навлечь на себя беду. Правда, он тянет, медлит, не может прийти к решению. Решает Осип. Но сообразил нелепость происходящего первый все же не слуга, а именно барин, как бы ни казалось нам, что слуга всегда умнее господина.
Итак, Хлестаков уже понял, что его принимают за кого-то другого. В комедии возникает тема самозванства.
Хлестаков не надувал чиновников, но, когда они обманулись сами, он не раскрыл им ошибки – согласился на эту роль и тем самым «влез в шкуру» особого действующего лица русской драмы – самозванца. История самозванства издавна занимала русскую драматургию.
Начиная с пьесы Сумарокова «Димитрий Самозванец» тема эта не раз приходила на страницы отечественной литературы. Серьезно интересовала эта проблема Пушкина, создававшего «Бориса Годунова».
(нет оценок)
Loading…
Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/harakteristika-obraza-hlestakova-v-komedii-revizor/
Характеристика Хлестакова из комедии «Ревизор»
Каждый школьник знает, что театральную пьесу «Ревизор» написал Николай Васильевич Гоголь, и это сочинение стало одним из первых его работ, созданных для театра.
Поскольку одним из ключевых героев комедии является Хлестаков, мы в этой статье поговорим именно о нём – молодом человеке, который очутился среди жителей города N в тот момент, когда отправился из Петербурга в деревню к отцу.
Итак, ниже представлена характеристика Хлестакова из комедии «Ревизор».
Вот что можно сразу сказать о Хлестакове, и эта информация в сжатой форме вам поможет, если вы пишете сочинение на тему «Характеристика Хлестакова». Этот человек ветряный и «без царя в голове». Иными словами, он поступает в угоду себе, не думая о последствиях и окружающих, в том числе, и о своих близких.
Например, Гоголь описывает, как Хлестаков промотал присланные отцом деньги, причём, просто за карточным столом. А трактирщику он ещё остался должным, потому что, проживая в его трактире вместе с Осипом (слуга Хлестакова), он не платит за постой и питание.
Ко всему прочему этот герой с возмущением отзывается о том, что его не кормят даром, будто это чья-то обязанность. Такова краткая характеристика Хлестакова из комедии Гоголя «Ревизор». Давайте посмотрим, какую роль Гоголь отвёл в своей пьесе этому персонажу.
Хлестаков – пустейший человек в комедии Гоголя
Читая комедию Гоголя «Ревизор», мы видим, что видные люди города N думают о Хлестакове, как о проверяющем. Испугавшийся вначале, молодой человек быстро сообразил, что эта ситуация может сыграть ему на руку.
Был момент, когда Хлестаков боялся городничего, потому что тот, по его мнению, хотел арестовать молодого человека.
Но потом оказалось, что опасения эти пустые, и характеристика Хлестакова для нас, как для читателей, сразу явно обозначилась.
Он понял, что городничий и другие боятся чинов, и заискивают перед теми, кто стоит по долгу службы выше, и Хлестаков буквально вымогает деньги из карманов этих людей, скрывшись после этого неизвестно где.
Вам в сочинении на тему характеристика Хлестакова пригодится следующий вывод: этот персонаж создан Гоголем, чтобы проявить сущность чиновников в городе N. Все их недостатки и нечистые поступки вылезли наружу.
А как они стали вести себя по отношению друг к другу? Да, поначалу все они строили милые физиономии и растягивали лица в улыбках, как будто уважают друг друга и всё у них замечательно.
Но после – эта «элита» города превратилась в непримиримых врагов, которые оскорбляют других и готовы окунуть кого угодно в грязь с головой.
О чем говорит нам фамилия хлестакова в комедии «ревизор»
Многие задаются вопросом, связана ли фамилия этого персонажа с его действиями и его ролью по замыслу Гоголя. Подумаем над этим, раз мы изучаем характеристику Хлестакова.
По сути, его фамилия, безусловно, говорящая. «Отхлестав» по лицу каждого своего персонажа, Гоголь придумал человеку, выполняющую эту роль, замечательную фамилию. Действительно, обман Хлестакова оказался пощечиной для чиновников. Отметим, что окружающие сами навязали Хлестакову такое положение, а тот просто не упустил своего шанса.
Вот что еще нужно учесть в сочинении, обращая внимание на краткую характеристику Хлестакова:
- Хлестаков подстраивается под людей. Со слугой он строит из себя барина, с чиновниками сначала ведёт себя боязливо, затем играет роль важного человека.
- Особый разговор о женщинах. Хлестаков шепчет любезности дамам, неважно, какого они возраста, и пытается разыграть из себя столичного франта.
- Почуяв опасность, и во многом здесь помог своему барину Осип, Хлестаков успел свернуться и исчезнуть, не дав себя разоблачить.
Можно ли черты Хлестакова, характеристику которого мы рассматриваем, а также поведение чиновников города N, разглядеть в современном обществе? Безусловно! И сегодня некоторые преклоняются перед чинами, чтобы завоевать себе лучшее положение или что-то выгадать. Да и немало людей есть, которые любят врать, изворачиваться, приспосабливаться, лишь бы остаться в выигрыше, переступая при этом через все нормы нравственности и этикета.
Благодаря вышесказанному, вы лучше понимаете, какова краткая характеристика Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор», а также это поможет вам написать сочинение на данную тему. Вас также может заинтересовать по теме:
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-hlestakova-iz-komedii-revizor
Сочинение на тему: Хлестаков в Ревизоре: образ, характеристика (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Весной 1836 года — в дни появления «Ревизора» на сцене и в печати — русское общество переживало то приподнятое, волнующее чувство, которое обычно рождает встреча с великим произведением искусства. С тех пор прошло уже почти два века, а чувство это и у зрителей, и у читателей не проходит.
Я думаю, это происходит потому, что гоголевские персонажи и в настоящее время встречаются не реже, чем в XIX веке. Они имеют несколько другой внешний облик, умеют пользоваться компьютером, иногда действуют в более сложных ситуациях.
Но все равно — это Хлестаковы и Чичиковы — две ипостаси вечного зла и бессмертной людской пошлости. Они живы вечно.
Мы будем говорить о Хлестакове. Гоголь говорил: «Хлестаков — самый трудный образ в пьесе». Почему? Да потому, что он все делает без соображения, непреднамеренно. Сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал.
Сыграв прекрасно роль ревизора, он даже не понял, что ее играет. Только к середине четвертого действия Хлестакову пришло в голову, что его принимают за «государственного человека». Но как раз в этой непреднамеренности — его сила.
Всех поражает поведение Хлестакова. Вот мысли городничего о нашем герое: «А и не покраснеет! О, да с ним нужно ухо востро…», «Врет, врет и нигде не обоврется!». На городничего произвело впечатление не вранье Хлестакова, а его наглость: «и не покраснеет ».
Но дело в том, что он совершенно искренен и спровоцировал всю хитроумную игру чиновников не хитростью, а чистосердечием. В образе Хлестакова Н. В. Гоголь представил нам не обычного враля, а большого артиста, вошедшего в роль именно того, за кого его принимают.
Та легкость, с которой Хлестаков ориентируется в создавшейся обстановке, «гениальна». Вот, например, такой эпизод. Хлестаков, желая покрасоваться перед Марьей Антоновной, приписывает себе сочинение Загоскина «Юрий Милославский», но она вспоминает истинного автора.
Положение создалось безнадежное, но Хлестаков и тут быстро нашел выход: «Это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж точно мой». Важной чертой характера Хлестакова является отсутствие памяти. Для него не существует прошлого и будущего. Он сконцентрирован только на настоящем.
В силу этого Хлестаков неспособен к корыстолюбивым и эгоистическим расчетам.
Так как наш герой живет одной минутой, постоянное превращение является его естественным состоянием. Принимая какой-либо стиль поведения, Хлестаков мгновенно достигает в нем высшей точки. Но что легко приобретается, легко и теряется. И заснув главнокомандующим или фельдмаршалом, он просыпается вновь ничтожным человеком.
Речь Хлестакова характеризует его как мелкого петербургского чиновника, претендующего на столичную образованность. Он любит для красоты слога употреблять то заковыристые литературные штампы, как-то: «срывать цветы удовольствия», «мы удалимся под сень струй», то французские слова.
В то же время в его языке встречаются бранные и вульгарные словечки, особенно по отношению к простолюдинам. Своего слугу Осипа Хлестаков называет «скотиной и дураком», а по отношению к хозяину трактира кричит: «Мошенники, канальи… Подлецы!.. Бездельники!».
Речь Хлестакова отрывистая, свидетельствующая о его полной неспособности остановить на чем-либо свое внимание, точно передает его духовную нищету.
Современник писателя Аполлон Григорьев говорил: «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве… Но придайте Хлестакову хоть немного расчета в хвастовстве, — и он перестанет уже быть Хлестаковым». Фамилия Хлестаков стала употребляться как нарицательное имя.
Считают, что Гоголь открыл в жизни новое явление, имя которому «хлестаковщина». Хлестаковщина — это беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье, крайняя несерьезность, ложь, фразерство. К сожалению, это явление не редкость для русского характера: «Всякий хоть на минуту… делался и делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж… и наш брат, грешный литератор окажется иногда Хлестаковым» (Н. В. Гоголь). Скачать оригинальный файл
Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-hlestakov-v-revizore-obraz-harakteristika-po-komedii-n-v-gogolya-revizor
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
По авторской характеристике, Хлестаков «несколько приглуповат», «без царя в голове», таких людей обычно «в канцеляриях называют пустейшими», «Говорит и действует без. всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно».
Уже при первом появлении Хлестакова в трактире во действии бросается в глаза его барская манера говорить. Это выражается и в придирках к Осипу, и в одергивании его: «опять валялся на кровати?», «Врешь, валялся…
», «Как ты смеешь?», и в высокомерном укоре и угрозе трактирному слуге: «ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! со мной не советую»; и в повелительной форме, к которой он часто прибегает, обращаясь к Осину: прими, посмотри, ступай, скажи, позови, урезонь, уговори, растолкуй, и др.
; и в потоках брани, которые он обрушивает и на Осипа, и на трактирного слугу, и на его хозяина и подобных ему людей: дурак, скотина, грубое животное, мошенники и т. п. В Хлестакове заметно выпирает его высокомерная барственность в презрительном употреблении слова мужик как чего-то низкого, недостойного.
«Он думает, – говорит Хлестаков трактирному слуге про его хозяина, – что как ему, мужику, ничего, если не поест день». Он не щадит провинциальных помещиков и называет их «пентюхи», достается от него и его отцу: «старый хрен».
Но когда его притиснет нужда, он находит совершенно иные интонации и слова и уж не приказывает, а просит Осипа.
Так, он обращается к Осипу, посылая его за обедом: «Там скажи… чтобы мне дали пообедать», причем Гоголь в авторской ремарке отмечает, что эти слова он произносит «голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе».
Он любезен и с трактирным слугой, когда намеревается выпросить у него обед. «Здравствуй, братец! Ну, что ты, здоров» – предупредительно встречает Хлестаков слугу, хотя, конечно, до его здоровья ему нет никакого дела.
Затем Хлестаков вежливо расспрашивает его о гостинице: «Как у вас в гостинице? хорошо ли все идет?», «Много проезжающих?» Дальше, вежливо называя слугу «любезный» (два раза), он осторожно и заискивающе просит и урезонивает его дать обед, прибавляя даже слово «пожалуйста» («пожалуйста, поторопи»). Белинский, восторгаясь мастерством Гоголя в показе Хлестакова в снопе с трактирным слугой, писал: «Посмотрите, как он (Хлестаков) подличает перед трактирным прислужником, справляясь о его здоровьи и о числе приезжающих в их трактир, и как ласково просит его поторопиться принести ему обед! Какая сцена, какие положения, какой язык!».
Но стоило появиться обеду, даже и плохому, как самочувствие Хлестакова, а вместе с тем и речь его резко меняются. Он сейчас же становится требовательным и неуважительным по отношению к хозяину трактира, в нем вновь заговорило его барское самолюбие. «Я плевать на твоего хозяина!» – заявляет он слуге и требует себе хороший обед. Второе действие комедии дает яркий материал для раскрытия внутренних противоречий Хлестакова, что неминуемо сказывается и в речи его. Как уже было отмечено, в сцене разговора Хлестакова с Осипом и трактирным слугой заметны резкие переходы от грубости к любезности, от заискивания к высокомерию. Стремление проматывать деньги, чтобы доставлять себе постоянные развлечения и удовольствия – снять лучшую комнату, получить лучший обед, поиграть в картишки, ездить на извозчике, каждый день ходить в театр, гулять по «прешпекту», т. е. поступать не так, как надлежит серьезному и ведущему себя сдержанно молодому человеку, очень , верно отмечает и Осип. Поняв, что его в городе принимают за очень важного чиновника, а потому и оказывают почтение, Хлестаков прибегает к привычной, видимо, для него форме выражения своих вкусов и желаний: «Мне, нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе», «Я люблю поесть», «Я признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться», «Я доволен», «Мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца» и многие другие. Эта цель создать о себе среди окружающего провинциального общества большое впечатление, произвести фурор выражается и в другой характерной для него черте,- беспардонном вранье, не знающем ни удержу, ни меры. Можно привести многочисленные примеры вранья, к которому Хлестаков прибегает при всяком удобном случае.
«В других городах мне ничего не показывали», – заявляет он чиновникам в действии Ложь его в этих словах заключается не в том, что ему не показывали (это-то – правда), а в том, что он и не попадал в такое положение, когда ему городские власти должны были что-то показывать.
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/gogol-n-v/revizor/3268-avtorskaya-kharakteristika-khlestakova
Характеристика Хлестакова. Ревизор Гоголя
По оценке самого Гоголя, Иван Александрович Хлестаков — центральный персонаж комедии.
Он направляется из Петербурга, где служит переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию, в деревню отца, недовольного карьерными успехами сына. По дороге, в Пензе, он проигрался, теперь не имеет денег на дорогу, голодает.
Волей случая он просит денег у местных чиновников, они, приняв его за ревизора, дают ему деньги.
Лишь только зайдя слишком далеко, он понимает, что его принимают за кого-то другого, но и тут он не видит ничего особенного: он объясняет происходящее не случайностью, а петербургским костюмом и обхождением.
Хлестаков легко подмечает чужие недостатки, но взглянуть на себя со стороны, оценить действительное положение дел он не в состоянии. И если бы не сметливый по-народному слуга Осип, Хлестаков не успел бы покинуть город до своего разоблачения.
Неповторимость фигуры Хлестакова в том, что он враль по вдохновению, а не обманщик по умыслу. Контраст между его ничтожеством и высокой социальной легендой о нем, которую создают чиновники, создает комическую атмосферу пьесы. Этот образ — художественное открытие Гоголя.
Герой имеет говорящую фамилию. Неизвестно почему, но она создает отрицательную смысловую ассоциацию.
Помогает раскрытию его образа и речь героя. Она течет легко и непринужденно, в общем бессодержательно. Хлестаков либо бранится (разговор со слугой в трактире), либо врёт, заходя в своём вранье до запредельных высот (с Пушкиным на дружеской ноге!).
У зрителя смех переходит в недоумение: почему все верят этой нелепости, которая доносится из его уст?
Легкомыслие — главное качество героя. Это проявляется и в общении с чиновниками, и в отношениях с дамами. Слуга Осип оказывается куда серьезнее и осмотрительнее своего господина.
Доведенная до чрезвычайной остроты конфликтная ситуация завершается немой сценой. Чиновников больше всего поразило не то, что они обманулись, а то, что обманулись так нелепо: невозможно было не раскусить Хлестакова, а они ошиблись.
Страх — вот что парализовало их волю. Но это уже другой разговор, а образ Хлестакова учит читателя не верить своим стереотипам, не создавать их. И просто не быть таким, как Хлестаков!
На этой странице искали :
- характеристика хлестакова
- характеристика хлестакова из ревизора
- характеристика хлестакова сочинение
- сочинение характеристика хлестакова
- характеристика хлестакова из ревизора кратко и понятно
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/xarakteristika-xlestakova-revizor-gogolya.html
Сочинение Гоголь “Ревизор” характеристика Хлестакова
“Ревизор” – одно из самых известных произведений, принадлежащее перу Николая Васильевича Гоголя. С помощью такого приема как гротеск, описываются многие пороки общества того времени, особенно внимание уделяется проблеме чинопочитания.
Все это раскрывается все первую очередь через главного героя комедии – Хлестакова. Как становится из реплик персонажей и авторских ремарок, выглядел он как молодой человек примерно 23 лет, очень худой и тонкий. На первый взгляд герой производит впечатление глуповатого, “без царя в голове” человека, каких полно в низших канцеляриях.
Но, как только жители города узнают о том положении, которое занимает Хлестаков, им мнение сразу же меняется. Как отмечал сам Гоголь, герой никого не обманывает.
Он просто пользуется ситуацией, в которую случайно, но так удачно попал.
Даже поняв, что его приняли за кого-то другого, он не спешит покинуть города, старается получить максимум от своего положения: брать деньги в долг у жителей города, ухаживать за дамами, и даже просить руки одной из них.
Сам Хлестаков глуп, необразован, сам искренне верит всему, что говорит, забывает, где врал, а где говорит правду. Приписывает себе авторство “Женитьбы Фигаро”, “Роберта-Дьявола”, “Нормы”, хвастается личным знакомством с Пушкиным, понимая, что жители поверят каждому его слову, стараясь услужить герою.
Проживает он в Петербурге, где служит в чине коллежского регистратора, и, из-за своего пристрастия к выпивке и игре в карты, работает он мало и лениво, поэтому совершенно не продвигается по службе.
Как отмечал Н. Г. Чернышевский, в каждом из нас живет Хлестаков, с его простодушностью, инфантильностью и хвастливостью. Все эти качества, благодаря создавшейся комедийной ситуации, старается раскрыть автор.
Образ и характеристика Хлестакова из Ревизора
Николай Васильевич Гоголь преимущественно писал прозаические тексты. “Ревизор” – это его своего рода дебют в драматическом искусстве.
Он создал пьесу, главным героем которой стал “удалый” молодой человек, которому удалось, что говорится, обвести вокруг пальца администрацию города N.
По словам Николая Васильевича, Хлестаков “пустой” человек.
Автор в своем произведении показывает читателю ситуацию, когда его главного героя принимают за совершенно другого человека. Хлестаков – человек не робкого десятка, поэтому он сложившуюся ситуацию поворачивает в свою пользу.
Гоголь нарочно показывает Хлестакова порочным и лживым человеком. Ему это необходимо для того, чтобы показать все пороки, которые опутали русское общество того времени. Да, что же греха таить продолжают существовать и сегодня.
В творческом наследии Николая Гоголя достаточно много “говорящих” фамилий. И Хлестаков не становится исключением в этом случае. Образно говоря этот литературный персонаж “хлещет” всех, кто его окружает. Литературоведы спорят по поводу фамилии героя Николая Васильевича до сих пор. Но если вчитываться в смысл текста, то такая фамилия очень уместна для литературного героя “Ревизора”.
Таких людей, как Хлестаков, в обществе называют “хамелеон”. И действительно, он очень легко “втирается в доверие” к людям.
Рассмотрим отношения Хлестакова с его слугой Осипом. С ним он ведет себя как истинный барин. Он капризничает и грубит.
Осип, надо сказать, не остается в долгу: бранит барина своего, но и дает ему иногда весьма ценные советы. Например, в конце пьесы Осип советует своему хозяину “поскорее убраться восвояси”.
Хлестаков следует совету слуги и именно благодаря этому решению успевает покинуть городишко, и никто его не разоблачил.
Обратим свое внимание на отношения Хлестакова к “слабому полу”. Он повеса. Он, грубо говоря, “волочится за каждой юбкой”. Ему ничего не стоит разбрасывать комплименты направо и налево, начиная с неопытной молоденькой девушки и заканчивая зрелыми дамами….
Если анализировать взаимоотношения с администрацией уездного городка, то нетрудно заметить, что сначала Хлестаков насторожен. Но, как только он понимает, что попал в выгодное положение, то тотчас из “испуганного воробышка” он превращается в “гордого орла”.
Главная отличительная черта Хлестакова – это его “приспособляемость”, что позволяет ему ловко и с личной выгодой выйти из любой ситуации, что говорится, “не замочив ног”.
Если провести параллели между бессмертным творением Гоголя и сегодняшним днем, то можно найти большое количество точек пересечения.
Во-первых, “поклонение чинам” в сегодняшнем мире приветствуется. На ум приходит пословица: “Без бумажки, ты букашка…”.
Во-вторых, в сегодняшней суровой действительности таких людей как Хлестаков становится все больше и больше. Сегодня, как говорится модно, хвастать и прислуживаться, быть альфонсом, обманывать….
Пьеса написана два столетия назад. А когда читаешь ее сегодня, то складывается впечатление, что все Николай Васильевич рассказал о сегодняшнем дне.
И еще является немаловажным факт гениальности и одаренности автора. Талант, он и есть талант, потому что произведение “Ревизор” создал Гоголь в 27-летнем возрасте. Как же тонко и точно он сумел предугадать события современного нам времени….
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-gogol-revizor-xarakteristika-xlestakova/
Характеристика Хлестакова из “Ревизора”
Кто такой Хлестаков Роль Хлестакова в пьесе Фамилия Хлестакова и его роль в пьесе – есть ли связь? Отношения Хлестакова с героями пьесы Хлестаков и современность
Кто такой Хлестаков
” Ревизор ” – одна из первых театральных пьес, написанных Николаем Васильевичем Гоголем. Один из центральных персонажей произведения – Хлестаков, молодой человек, оказавшийся в городе N проездом из Петербурга в деревню к отцу.
Краткую характеристику Хлестакова из “Ревизора” Гоголя можно составить всего из двух слов: легкомысленный и безответственный. Все деньги, которые присылал ему отец, он спустил, проиграл в карты. В трактире, где Хлестаков живет со своим слугой Осипом, за жилье и за еду он задолжал. Да еще и возмущается, что его не хотят кормить бесплатно, словно все вокруг обязаны его содержать.
Как пишет Гоголь в краткой характеристике в “Замечаниях для господ актеров”, Хлестаков – пустейший человек.
Роль Хлестакова в пьесе
По ходу пьесы Хлестаков оказывается в ситуации, когда его принимают за проверяющего. Хлестаков поначалу испугался,
подумав, что городничий собрался посадить его в тюрьму, но потом, быстро сориентировавшись, использовал ситуацию в свою пользу.
Поняв, что ему пока ничего не грозит и используя чинопочитание со стороны городничего и других персонажей, Хлестаков выуживает у них деньги и скрывается в неизвестном направлении. Сам того не подозревая, Хлестаков играет роль скальпеля, вскрывшего нарыв на теле больного. Все грязные делишки, которые творят чиновники в городе N вдруг вылезают наружу.
Люди, считающие себя “элитой” города, начинают поливать друг друга грязью. Хотя до сцены, где все несут Хлестакову подношения, все мило улыбались и делали вид, что все хорошо.
Фамилия Хлестакова и его роль в пьесе – есть ли связь?
Фамилия Хлестаков, хорошо подходит к его роли в пьесе, ведь он своим обманом словно “отхлестал” по щекам всех персонажей. Сложно сказать – связывал ли Гоголь характер Хлестакова в комедии “Ревизор” с его фамилией. Но по смыслу получается очень похоже на это. Причем Хлестаков просто принял на себя роль, навязанную ему окружающими, и воспользовался случаем.
Отношения Хлестакова с героями пьесы
В зависимости от того, с кем и при каких обстоятельствах он находился, менялось и его отношение к героям.
Например, с Осипом Хлестаков – барин, капризный, немного грубоватый, ведет себя как маленький неразумный ребенок.
Хоть и бранит его временами, Хлестаков все же прислушивается к его мнению, именно благодаря пронырливости и осторожности слуги, Хлестаков успевает уехать до разоблачения.
С женщинами Хлестаков – столичный франт, нашептывающий комплименты любой дамочке, независимо от возраста.
С Городничим и городскими чиновниками – поначалу испуганный, а потом обнаглевший заезжий врунишка, строящий из себя важную птицу.
Хлестаков легко приспосабливается к любой ситуации и находит выгоды для себя, в результате выходя “сухим из воды”.
Хлестаков и современность
Сюжет пьесы удивительно перекликается с сегодняшним днем.
И сейчас можно встретить описанное в произведении чинопоклонничество. И характеристика Хлестакова в комедии “Ревизор” вполне подходит многим людям. Ведь часто бывает, когда человек, стараясь казаться значительнее, хвастается знакомствами со знаменитостями или, приспосабливаясь к ситуации, врет и изворачивается.
Гоголь словно описывает события, происходящие в нынешнее время. А ведь, когда он писал “Ревизора” ему было всего двадцать семь лет. И это лишний раз подтверждает, что гениальность не зависит от возраста.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-xlestakova-iz-revizora/
Характеристика и образ Хлестакова из Ревизора сочинение
“Ревизор” – одно из самых известных произведений, принадлежащее перу Николая Васильевича Гоголя. С помощью такого приема как гротеск, описываются многие пороки общества того времени, особенно внимание уделяется проблеме чинопочитания.
Все это раскрывается все первую очередь через главного героя комедии – Хлестакова. Как становится из реплик персонажей и авторских ремарок, выглядел он как молодой человек примерно 23 лет, очень худой и тонкий. На первый взгляд герой производит впечатление глуповатого, “без царя в голове” человека, каких полно в низших канцеляриях.
Но, как только жители города узнают о том положении, которое занимает Хлестаков, им мнение сразу же меняется. Как отмечал сам Гоголь, герой никого не обманывает.
Он просто пользуется ситуацией, в которую случайно, но так удачно попал.
Даже поняв, что его приняли за кого-то другого, он не спешит покинуть города, старается получить максимум от своего положения: брать деньги в долг у жителей города, ухаживать за дамами, и даже просить руки одной из них.
Сам Хлестаков глуп, необразован, сам искренне верит всему, что говорит, забывает, где врал, а где говорит правду. Приписывает себе авторство “Женитьбы Фигаро”, “Роберта-Дьявола”, “Нормы”, хвастается личным знакомством с Пушкиным, понимая, что жители поверят каждому его слову, стараясь услужить герою.
Проживает он в Петербурге, где служит в чине коллежского регистратора, и, из-за своего пристрастия к выпивке и игре в карты, работает он мало и лениво, поэтому совершенно не продвигается по службе.
Как отмечал Н.Г.Чернышевский, в каждом из нас живет Хлестаков, с его простодушностью, инфантильностью и хвастливостью. Все эти качества, благодаря создавшейся комедийной ситуации, старается раскрыть автор.
8 класс кратко
Образ и характеристика Хлестакова из Ревизора
Николай Васильевич Гоголь преимущественно писал прозаические тексты. «Ревизор» – это его своего рода дебют в драматическом искусстве.
Он создал пьесу, главным героем которой стал «удалый» молодой человек, которому удалось, что говорится, обвести вокруг пальца администрацию города N.
По словам Николая Васильевича, Хлестаков «пустой» человек.
Автор в своем произведении показывает читателю ситуацию, когда его главного героя принимают за совершенно другого человека. Хлестаков – человек не робкого десятка, поэтому он сложившуюся ситуацию поворачивает в свою пользу.
Гоголь нарочно показывает Хлестакова порочным и лживым человеком. Ему это необходимо для того, чтобы показать все пороки, которые опутали русское общество того времени. Да, что же греха таить продолжают существовать и сегодня.
В творческом наследии Николая Гоголя достаточно много «говорящих» фамилий. И Хлестаков не становится исключением в этом случае. Образно говоря этот литературный персонаж «хлещет» всех, кто его окружает. Литературоведы спорят по поводу фамилии героя Николая Васильевича до сих пор. Но если вчитываться в смысл текста, то такая фамилия очень уместна для литературного героя «Ревизора».
Таких людей, как Хлестаков, в обществе называют «хамелеон». И действительно, он очень легко «втирается в доверие» к людям.
Рассмотрим отношения Хлестакова с его слугой Осипом. С ним он ведет себя как истинный барин. Он капризничает и грубит.
Осип, надо сказать, не остается в долгу: бранит барина своего, но и дает ему иногда весьма ценные советы. Например, в конце пьесы Осип советует своему хозяину «поскорее убраться восвояси».
Хлестаков следует совету слуги и именно благодаря этому решению успевает покинуть городишко, и никто его не разоблачил.
Обратим свое внимание на отношения Хлестакова к «слабому полу». Он повеса. Он, грубо говоря, «волочится за каждой юбкой». Ему ничего не стоит разбрасывать комплименты направо и налево, начиная с неопытной молоденькой девушки и заканчивая зрелыми дамами….
Если анализировать взаимоотношения с администрацией уездного городка, то нетрудно заметить, что сначала Хлестаков насторожен. Но, как только он понимает, что попал в выгодное положение, то тотчас из «испуганного воробышка» он превращается в «гордого орла».
Главная отличительная черта Хлестакова – это его «приспособляемость», что позволяет ему ловко и с личной выгодой выйти из любой ситуации, что говорится, «не замочив ног».
Если провести параллели между бессмертным творением Гоголя и сегодняшним днем, то можно найти большое количество точек пересечения.
Во-первых, «поклонение чинам» в сегодняшнем мире приветствуется. На ум приходит пословица: «Без бумажки, ты букашка…».
Во-вторых, в сегодняшней суровой действительности таких людей как Хлестаков становится все больше и больше. Сегодня, как говорится модно, хвастать и прислуживаться, быть альфонсом, обманывать….
Пьеса написана два столетия назад. А когда читаешь ее сегодня, то складывается впечатление, что все Николай Васильевич рассказал о сегодняшнем дне.
И еще является немаловажным факт гениальности и одаренности автора. Талант, он и есть талант, потому что произведение «Ревизор» создал Гоголь в 27-летнем возрасте. Как же тонко и точно он сумел предугадать события современного нам времени….
8 класс кратко
Характеристика и образ Хлестакова из Ревизора
Сейчас читают:
- Сочинение на тему Самый лучший день лета
Лето всегда было моим любимым временем года, наполненным не только теплом воздуха, но и теплотой улыбок, яркими цветами девичьих платьев, загорелыми телами и немного выцвевшими от яркого солнечного света волосами. - Образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание сочинение
Сонечка Мармеладова – самая нежная, открытая и в то же время непонятная героиня романа «Преступление и наказание». В первый раз ее образ появляется со слов ее папы, бывшего титулярного советника, Семена Мармеладов. - У природы нет плохой погоды сочинение-рассуждение
Как точно автор одной старой песни подметил “каждая погода благодать”. И это правда, ведь у природы действительно нет плохой погоды. На протяжении целого года люди созерцают удивительную красоту природы, сталкиваются с погодными условиями каждый день, - Главные герои повести Капитанская дочка (роман Пушкина) сочинение
Главным героем произведения является Петр Андреевич Гринев. Знакомясь, как бы с его мемуарами, мы узнаем о событиях, которые давно прошли - Сочинение на тему Мой день рождения
Моя мама, большая затейница. Она всегда придумывает мне необычные праздники. У меня уже был день рождение в морском стиле, пиратская вечеринка и даже королевский бал, где я был рыцарем. - Три дня на воле Мцыри сочинение
Считается, что сюжет поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтов не придумал, а услышал от одного старого монаха, которого встретил на Кавказе. Монах был горцем по происхождению, но в детстве был пленен русским генералом, но позже болезненный мальчик
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obraz-hlestakova-iz-revizora
Характеристика Хлестакова (Ревизор)
Гоголь в своем произведении постарался заострить внимание общественности на отношение должностных лиц к своим обязанностям на рабочем месте.
Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» позволит составить сборный портрет всех чиновников в лице главного героя.
Хлестаков умудрился собрать в себе все общечеловеческие пороки, дав название целому явлению – «хлестаковщине», под которым скрывается глупость, вранье, легкомыслие и безответственность за свои поступки.
Образ Хлестакова
Гоголь в самом начале произведения описывал Хлестакова следующим образом: «…молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…»
Полное имя Иван Александрович Хлестаков. Прибыл из Петербурга. Родом из Саратовской губернии, где живут родители. Чиновник.
Шатен невысокого роста с бегающими глазками. Внешность приятная, производил на женщин особое впечатление. Одеваться Хлестаков любил по моде. Именно любовь к дорогим нарядам сыграла с ним злую шутку. Местные чиновники ошибочно приняли его за ревизора. Речь главного героя отрывиста. Фразы вылетают раньше, чем он успевает подумать.
«Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»
Характеристика
Хлестаков оказался на месте описываемых событий случайно. Проигравшись в пух и прах в карты, вынужден был остановиться в местной гостинице. «…Если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой…» Дорога в родную деревню по причине полного опустошения кармана была отложена на некоторое время.
Мелкий человек, прекрасно осознающий свое положение в обществе. В канцелярии зарплата мизерная, а жить красиво хочется. Хлестаков, работая в Петербурге, насмотрелся на людей, не отказывающих себе в удовольствиях, привыкших жить на широкую катушку. Он тоже так хотел, но с его возможностями оставалось об этом лишь мечтать.
Отец регулярно пересылал непутевому сыну деньги. С завидной регулярностью, Хлестаков проигрывал наличные в карты. Дурная привычка успела прочно закрепиться за ним.
Неудачник. Даже слуга относится к нему с легким пренебрежением. Талант Хлестакова заключается в умении врать и пускать пыль в глаза.
Ловко он воспользовался ситуацией, когда его приняли за ревизора и начали давать деньги. Другой на его месте от стыда сгорел, а он нет. Наглость второе счастье. Это про него.
Любитель женщин. Умудрился положить глаз сразу на двоих, на жену и дочь городничего.
«…Дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы…» Женщины не заподозрили в сладких речах подвоха, сразу поверив пройдохе.
Помимо вранья Хлестаков любил пофантазировать. Более того, верил в свои фантазии, частенько представляя себя в роли генерала, известного писателя, общественного деятеля.
Человек «без царя в голове». Легкомыслен. Поверхностен. Совершая поступки, совершенно не задумывается о последствиях.
Как он мог брать деньги в долг, зная, что вернуть не сможет. По его мнению, для успеха не надо особых усилий. Глупец тот, кто горбом и кровью зарабатывает на жизнь. Хлестаков считал, что все в жизни зависит от случая. Если выпал счастливый билет, как в случае с взятой на него ролью ревизора, отчего же им не воспользоваться.
Ему удалось одурачить всех чиновников города. Словно под гипнозом поддались они его обаянию и умению красиво говорить. Никто даже не удивился, как в его возрасте можно достигнуть таких высот.
Самомнение этого человека зашкаливает.
Считая себя на порядок выше других по уму, он смотрит на людей, как на дураков, над которыми можно и нужно кичиться и глумиться.
Его приключение могло вылиться в заключение под стражу, если бы он вовремя не укатил из города. Вскоре после его отъезда городничий и другие чиновники узнали правду из письма, оставленного Хлестаковым для друга-журналиста. В голове городничего вертелась одна мысль, как он мог«Сосульку, тряпку принять за важного человека! Вот он теперь по всей дороге заливает колокольчиком!»
В этих словах вся сущность Хлестакова. Пустышка и самодур, умеющий вовремя притвориться тем, кем нужно и воспользоваться ситуацией во благо себе.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1435-harakteristika-hlestakova-revizor.html