Отношения печорина и княжны мери в романе “герой нашего времени”: любовь и взаимоотношения

Печорин и княжна Мери сочинение

Печорин и княжна Мери являются ключевыми фигурами замечательного романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Отношения офицера и юной красавицы девушки являются, пожалуй, одной из самых ярких сюжетных линий этого уникального произведения.

Они интересны во всех отношениях: непринужденно завязавшись – стремительно заканчиваются вследствие проведенной между Печориным и Грушницким дуэли и смерти последнего.

Обратите внимание

Молодой повеса, познакомившись в Пятигорске с юной княжной, решает непременно завоевать ее сердце.

Это было нетрудно сделать, ибо эти два персонажа происходили из слоев высшего общества и практически постоянно находились в одних и тех же местах.

Он ненавязчиво знакомится с ней, благодаря отвратительной выходке драгунского капитана, подославшего к девушке пьяного кавалера; а затем и продолжает знакомство, следуя свободе курортных обычаев – приглашать на танец незнакомых дам.

Всерьез свое увлечение Печорин решил не воспринимать, вознамерившись волочиться за Мери ради забавы и ради “легализации” своих встреч с Верой. Печорин, будучи мужчиной с богатым жизненным опытом по части обольщения женщин, без труда очаровывает юную особу.

При этом надо отметить, что Печорин всего лишь влюбляет в себя девушку, она же не просто симпатизирует офицеру, а влюбляется в него до безумия.

А что же сам Печорин? У него не имеется абсолютно никаких искренних чувств по отношению к бедняжке княжне, он просто играет на ее чувствах, делая это столь искусно, что никто из окружающих их людей не подозревает лжи. Хотя у него и возникает на минутку предположение, что его чувства искренне, чем ему самому хотелось бы.

Юная девушка является для Печорина не только объектом мучений. Он, ухаживая за княжной, гонится за новыми душевными эмоциями, которых ему не хватает.

Мери является также своеобразной ширмой, закрывающей главного героя и его реальные чувства от сплетен.

Важно

Его прежней возлюбленной была замужняя женщина по имени Вера, и Печорин решает скрыть возобновившиеся отношения от общества, показывая, что роман окончен и у него появилась новая пассия.

Однако в полные флирта и соперничества отношения Печорина и Мери стремительным вихрем ворвался товарищ офицера – глуповатый и выспренный юнкер Грушницкий, влюбленный в Мери.

Княжна, увлекшаяся было романтически настроенным молодым человеком, вскоре понимает, что Грушницкий отнюдь ей не подходит, он очень быстро надоедает девушке своим навязчивым поведением. Грушницкий отвержен, Мери не отвечает ему взаимностью.

Но не добившись своими действиями положительного результата, Грушницкий решается идти на крайние меры: он компрометирует Мери и Печорина в глазах общества. Этого-то Печорин вытерпеть не смог, поэтому он вызывает бывшего приятеля на дуэль и убивает его, еще более возвышаясь в глазах княжны и ее матери.

Княжна спешит заключить возлюбленного в свои объятия, а он ей честно признается в том, что играл ее чувствами и просто над ней смеялся, поспешив откланяться и уйти.

Мэри после такого обмана остается одна, ее чувства растерзаны, в ее сердце поселилась глубокая печаль. Отныне она может лишь страдать и ненавидеть.

Полная обмана, подлости и игры самолюбий история отношений Печорина и Мери помогает нам понять главного героя, его холодную и противоречивую натуру, способную и на низость, и на возвышенный поступок – но только не на настоящую любовь!

Источник: https://schoolessay.ru/pechorin-i-knyazhna-meri-sochinenie/

Какое отношение Печорина к Мери в романе Герой нашего времени

Роман “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова считается одним из лучших произведений классической русской литературы. Говорить о нем можно очень долго – интересных тем для обсуждения более чем достаточно. Сегодня мы остановимся на одной из них – попытаемся понять, каким было отношение Печорина к Мери.

Характер Печорина

Сначала следует разобраться в характере главного героя. Нельзя не признать, что это человек, по своему развитию выше общества, окружающего его. Однако он не сумел найти применения своим талантам и способностям. 1830 годы – сложный период в российской истории.

Будущее молодых людей того времени было “иль пусто, иль темно”. Лермонтов в Печорине запечатлел черты молодого поколения тех лет. Портрет его героя составлен из пороков всего времени. В нем как будто два человека.

Первый из них действует, а второй наблюдает за его действиями и рассуждает о них или, вернее, осуждает.

Отрицательные черты характера Печорина

В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с этим. Он говорил, что эгоизм “не обвиняет себя”, “не страдает”. Действительно, Печорин страдает из-за того, что ему скучно среди людей, принадлежащих к “водяному обществу”.

Стремление из него вырваться заключается в том, что герой растрачивает себя на различные мелкие дела. Печорин рискует жизнью, ища забвения в любви, подставляя чеченские пули под себя. Он очень страдает от скуки и осознает, что жить так, как живет он, неправильно. Герой честолюбив и злопамятен.

Где бы он ни появился, везде случаются несчастья.

Для чего герой обманул Мери?

Глубокую душевную рану этот герой нанес княжне Мери. Он обманул эту девушку, предал ее любовь к нему. Какую же цель преследовал он? Исключительно собственное удовлетворение.

В этом совершенно разными были Печорин и княжна Мери. Отношения между героями характеризуются тем, что княжна стремится сделать счастливым своего возлюбленного, а он думает лишь о себе.

Однако Печорин хорошо осознает, какую неблагодарную роль сыграл в жизни этой девушки.

Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери

Для того чтобы понять, каким было истинное отношение Печорина к Мери, вкратце проследим историю развития их весьма необычного романа. Мери – молодая и красивая дочь княгини Лиговской. Однако она чересчур наивна, а также чрезмерно доверчива к другим людям, включая Печорина.

Сначала девушка не обратила внимание на главного героя, однако он сделал все, чтобы заинтересовать ее. Он переманил к себе поклонников Мери, рассказывая им забавные истории. После того как Печорин завоевал ее внимание, он попытался произвести на княжну хорошее впечатление историями и рассказами из своей жизни.

Его цель заключалась в том, чтобы девушка начала видеть в нем необыкновенного человека, и он добился своего. Печорин постепенно покорил девушку. Во время бала он “спас” княгиню от пьяного нахала, пристававшего к ней. Заботливое отношение Печорина к княжне Мери не осталось незамеченным девушкой.

Совет

Она считала, что герой искренен в своих поступках. Однако девушка жестоко ошиблась. Он просто хотел покорить ее, она для него была очередной игрушкой. Однажды вечером отправились на прогулку Печорин и Мери. Взаимоотношения их к тому времени уже развились достаточно для того, что произошло во время нее.

Княжна почувствовала себя плохо, переходя через речку. Печорин обнял ее, девушка облокотилась на него, и тогда он ее поцеловал.

Был ли Печорин влюблен в Мери?

Печорин утверждал и старался убедить себя в том, что увлечение Мери ничего для него не значит, что он добивается любви этой девушки лишь для собственного удовольствия. Однако на самом деле отношение Печорина к Мери было несколько другим. Душа героя жаждала настоящей любви.

Печорин начинает сомневаться: “Уж не влюбился ли я в самом деле?”. Однако он тут же ловит себя на мысли, что привязанность к этой девушке – “жалкая привычка сердца”. Любовь Печорина к Мери так и умерла в зародыше, поскольку герой не позволил ей развиться.

А жаль – возможно, он обрел бы счастье, полюбив.

Таким образом, отношение Печорина к Мери является противоречивым. Герой уверяет себя в том, что не любит ее. Перед дуэлью он говорит Вернеру, что вынес из жизненной бури лишь несколько идей, однако не вынес ни одного чувства. Он признается, что давно живет головой, а не сердцем. Собственные поступки и страсти он взвешивает, разбирает “со строгим любопытством”, однако “без участия”.

На первый взгляд то, как относится Печорин к Мери, подтверждает это представление главного героя о себе, которое свидетельствует о жестокости, безжалостной холодности его игры. Однако главный герой не так уж бесстрастен, каким пытается казаться. Несколько раз он ощущает, что увлекся, даже становится взволнованным.

Главный герой упрекает себя за способность к чувству: ведь он уверил себя, что для него счастье заключается не в любви, а в “насыщенной гордости”. Его натуру искажают невозможность найти высокую цель в жизни и вечный разлад с окружающими. Однако Печорин напрасно полагает, что ему принесет счастье эта “насыщенная гордость”.

Читайте также:  Жанр пьесы "горе от ума" грибоедова: жанровое своеобразие и особенности произведения

И Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина.

Пока герой видит в княжне избалованную поклонением светскую барышню, ему приносит удовольствие оскорблять гордость девушки.

Обратите внимание

Однако после того как в ней проступает душа, выявляется способность искренне страдать, а не просто играть в любовь, главный герой меняет свое мнение. Однако автор не завершает историю счастливым финалом – остаются одинокими Печорин и княжна Мери.

Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие.

Как следует относиться к Печорину?

Вероятно, Печорин навсегда испортил жизнь этой девушки. Он разочаровал ее в любви. Теперь Мери не будет доверять никому. К Печорину можно относиться по-разному.

Конечно, он подлец, недостойный любви другого человека и даже уважения к себе. Однако его оправдывает то, что он является порождением общества.

Он воспитывался в среде, где истинные чувства было принято прятать под маской безразличия.

Заслужила ли Мери свою участь?

А что же Мери? К ней тоже по-разному можно относиться. Девушка видела настойчивость главного героя. И из этого сделала вывод о том, что он любит ее.

Мери слышала, какие странные речи произносил этот герой, и поняла, что это необыкновенный человек. И она полюбила его, пренебрегая законами общества. Ведь Мери первая осмелилась сказать о своей любви.

Это значит, что она верила, что герой ответит ей взаимностью. Однако тот молчал.

В чем была виновата мери

Можно считать, что Мери сама виновата во всем, так как она была одновременно наивна и высокомерна, уверена в себе и слепа. В ней нет безоглядной преданности, свойственной Вере, нет искренности и страстной силы любви Бэлы. Но главное в том, что она не понимает Печорина. Девушка полюбила вовсе не его, а модного героя.

Ее чувство к нему можно сравнить с чувством к Грушницкому – Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого.

Если бы главный герой не приехал на воды, скорее всего, девушка бы влюбилась в Грушницкого, вышла за него замуж, несмотря на сопротивление матери, и была бы счастлива с ним.

Что оправдывает Мери

Однако можно ли так безоговорочно винить героиню? Ведь она не виновата, что молода, что ищет героя и готова найти его в первом встречном.

Как и любая женщина, Мери мечтает о том, чтобы ее полюбил одинокий и сильный человек, для которого она готова стать целым миром, обогреть его и утешить, принести ему покой и радость. В этом смысле порождениями своей среды и времени были Печорин и княжна Мери.

Отношения между ними характеризуются тем, что каждый играл свою роль. И если герой ее выдумал сам, то героиня играла естественную роль женщины, предназначение которой заключается в любви.

Возможно, не появись в ее жизни Печорин, она бы обрела свое счастье. Девушка прожила бы всю жизнь с иллюзией того, что Грушницкий – особенное существо, что она спасла его от одиночества и несчастий своей любовью.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих взаимоотношений заключается в том, что даже в любви, которая является самой большой душевной близостью, люди зачастую неспособны до конца понять друг друга. Для того чтобы сохранить спокойствие и уверенность, нужны иллюзии.

У Мери с Грушницким могла бы сохраниться иллюзия необходимости любимому, а тому хватило бы тихого домашнего очага, любви и преданности княжны. Что-то подобное, возможно, произошло бы, если бы не разошлись Печорин и Мери.

Взаимоотношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, однако непонимание и в этой паре, безусловно, также имело бы место.

Источник: https://autogear.ru/article/215/558/kakoe-otnoshenie-pechorina-k-meri-v-romane-geroy-nashego-vremeni/

Проявление характера Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери

Герой нашего времени — роман Лермонтова, где главным лицом является Печорин. Читая произведение и знакомясь с работой автора на уроке литературы, мы видим, как раскрывается образ героя в отношениях с другими действующими лицами.

Наблюдаем мы проявление характера Печорина и во взаимоотношениях с такими героями, как Грушницкий, княжна Мэри, Вера и Вернер.

Со всеми вышеуказанными личностями, которые были придуманы Лермонтовым, главный герой открывается с новой для нас стороны.

Взаимоотношения с Вернером

Если рассуждать об отношениях Печорина и Вернера, то скорее это дружеские отношения. Персонажей связывает наблюдательность, особый ум и находчивость.

Вот только здесь мы видим пассивность к жизни со стороны Вернера, что является преградой Вернеру к поступкам, в то время как главный герой в постоянном поиске приключений. Печорин активен и любит испытать свою судьбу.

В целом, в данных отношениях проявляется такая черта характера у Печорина, как эгоизм, где такого понятия, как дружба, герой не признает. Ведь здесь нужно самозабвение и жертвы к которым он не готов.

Взаимоотношения с Грушницким

По иному проявляется характер Печорина в отношениях с Грушницким, с которым у него были сначала добрые отношения, переросшие затем в некую борьбу. Она привела героев к дуэли.

Когда мы видим отношения Грушницкого и Печорина, то отмечаем, что для главного героя является нормой отсутствие таких понятий, как страх, злоба, жалость.

Эти чувства напрочь исчезли, о чем говорит и сам герой, который перед дуэлью ничего из вышесказанного не почувствовал.

Взаимоотношения с княжной Мэри

В отношениях с Мэри проявляется противоречивость характера Печорина. С одной стороны он уже давно не живет сердцем, а с другой стороны, несколько раз почувствовал себя увлеченным. Но в целом, все у него продумано, все он взвешивает. Им управляет расчет и любопытный разум.

Он уже давно ни для кого не открывается и быстро разочаровывается в спутницах. Этого разочарования он боялся и в случае отношений с княжной Мэри. Здесь герой предстает перед нами холодным и эгоистичным человеком, для которого увлечение Мэри является не более, чем игрой.

Как по мне, то Печорин попросту боится обыденности, вот и отвергает женские чувства, напуская на себя холодность и равнодушие.

Взаимоотношения с Верой

Казалось бы, можно делать выводы о бездушности Печорина, может даже некой жестокости по отношению к другим людям, если бы не встреча с Верой.

Да, эти отношения не имеют счастливого конца, однако мы видим, что герой не бездушен. Есть еще у него в глубине души небольшой, еле тлеющий огонек человечности.

Жаль только, что у Печорина этот огонек, из-за его эгоизма и холодности, быстро затухает.

  • как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким
  • княжна мери характеристика печорина
  • Отношения печорина и вернера произведение Лермонтов герой нашего времени княжна мери
  • печорин и грушницкий взаимоотношения

Источник: http://sochinyshka.ru/proyavlenie-xaraktera-pechorina-vo-vzaimootnosheniyax-s-grushnickim-vernerom-veroj-knyazhnoj-meri.html

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами (“Герой нашего времени”)

Образ Печорина — новаторский. В чём же заключается это новаторство? Сравните его с другими персонажами. О Печорине мы узнаем от Максима Максимыча, бесхитростного и непосредственного человека. Он не судит и не осуждает Печорина, а просто рассказывает о нём.

Читайте также:  Образ и характеристика николая алексеевича в рассказе "темные аллеи" бунина: описание в цитатах

В истории с Бэлой Печорин совершил немало предосудительных поступков, которые в конце концов привели к гибели девушки, но и тут Максим Максимыч воздерживается от оценок. Кроме одного раза: не понимает Максим Максимыч смеха от отчаяния, которое овладело Печориным после смерти Бэлы.

«Я бы на его месте умер с горя», — недоумевает штабс-капитан…

Они не просто разные люди: Лермонтов показывает, насколько духовный мир Печорина более развит, чем у окружающих его людей. Ему удалось создать характер настолько глубокий, что переживания и поступки которого недоступны пониманию даже его друзей.

Важно

Максим Максимыч никак не может объяснить поведение Печорина, его человеческие качества: избалованность, заносчивость, ветреность, наконец: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!» Печорин — другая личность, сложная, противоречивая, постоянно размышляющая над своим психологическим состоянием и мотивами своих поступков, — о таких вещах Максим Максимыч, конечно же, не задумывается. Он просто живет.

Глава «Тамань» — настоящая приключенческая повесть. Печорин пускается в приключения, чтобы разнообразить свою жизнь, добавить в неё риска, проверить своё знание людей. Морской пейзаж словно окрылил его, вдохнул в него новые надежды. Его влечёт любопытство, жажда новых впечатлений и переживаний. В его скучной жизни отправленного на Кавказ офицера не хватает эмоций.

(Вы уже поняли это из главы «Бэла».) И  вот он вновь готов рискнуть размеренностью и предсказуемостью своей службы. Сейчас он узнает, действительно ли он настоящий «физиогномист», смог ли он понять окружавших его людей.

Правда ли, что они, подобно тому как лодчонка борется с высокими волнами, способны бороться за свою судьбу? Увы, в очередной раз люди разочаровали Печорина. Они оказались жадными и жестокими, готовыми пойти на любое преступление ради мелкой наживы.

Так что все приключение заканчивается иронической и печальной записью в дневнике героя: «Что сталось со старухой и бедным слепым, не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казенной надобности!..»

История с Бэлой могла создать впечатление, что Печорин особенно актвен тогда, когда в нём кипит страсть, затронуты его сугубо личные чувства. Приключение в Тамани рассеивает такое предположение. Печорин очертя голову бросается в рискованное предприятие не более как из любопытства и желания испытать сильные ощущения.

Но если в «Тамани» наш герой в значительной мере был вовлечён в приключение, то в Пятигорске, среди «водяного общества», он сам пытается создать — и создаёт — конфликтную ситуацию, потому что размеренная жизнь для него неприемлема. Правда, эта ситуация мелка и недостойна могучей натуры Печорина.

С Грушницким у Печорина никогда не могло быть даже сколько-нибудь длительной дружбы. Печорин презирает романтическое позёрство. В лице Грушницкого перед нами — карикатура на Печорина, всё то скверное, что он всю жизнь старается изжить в себе: кичливость, нарочитость, поверхностность.

Решительность, с которой Печорин тщетно стремится побороть в себе эти пороки, заставляет его идти на крайние меры: подслушай, что его дуэльный пистолет собираются подло оставить незаряженным, Печорин доводит дуэль до кровавой развязки и убивает Грушницкого. Этот символический «расстрел» своего позёрства, своего желания нравиться и быть интересным людям трагичен прежде всего для самого героя.

Совет

Дуэль мало что изменяет в его жизни. В этом смысле Печорин становится провидцем в отношении собственной судьбы.

Отношения Печорина с женщинами — история душевной драмы. В конце он описывает себя несчастным существом, способным на горькое сожаление и раскаяние.

Герой подчас предстаёт перед нами человеком сильных эмоций, но эти страсти причиняют боль, приносят лишь страдания не только ему, но и другим. Всякий раз его отношения проходят несколько стадий: от пылкой влюбленности до обиды и равнодушия.

Стоят ли эти шаблонные персонажи истинной глубокой страсти Печорина? Конечно, он несравненно глубже и интереснее княжны Мери – заурядной представительницы «водяного общества». И всё же Мери в чём-то оказывается выше него: она способна целиком отдаться своему чувству, а Печорин из холодного расчёта играет роль влюблённого, хотя и казнит себя за это.

Для Печорина влюблённость — родимое пятно романтизма, а он презирает в людях всё романтическое. И всё же любовь к женщине возвращает его к романтической риторике, когда появляется Вера. Но им не суждено было встретиться. Печорину не удалось обрести Веру — как многозначительна эта деталь, эта игра слов…

Действительно, для одинокого скептика Печорина Вера — дороже жизни. Автор подсказывает нам — вот один из поворотных пунктов его судьбы, вот одна из утраченных возможностей.

Быть может, поэтому именно здесь в его внутренней речи вновь рождаются известные читателю романтические формулы: «как безумный выскочил», «молился, проклинал, плакал, смеялся», «дороже жизни, чести, счастья!».

И далее — формула, повторённая в сотнях, а то и в тысячах романтических произведений: «Я думал, грудь моя разорвётся».

Обратите внимание

И всё же маска ироничного циника оказалась сильнее романтического пробуждения: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок». Печорин боится выглядеть сентиментальным, влюблённым.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/vzaimootnoshenija_pechorina_s_drugimi_personazhami_geroj_nashego_vremeni/54-1-0-2173

Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях

Печорин. Произнося это имя, мы сразу вспоминаем красавца офицера из романа Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”. Но, даже внимательно вчитываясь в строки произведения, возникает много вопросов. Кто на самом деле Печорин – циник, насмешник, дамский угодник или законченный эгоист, любящий только себя?

В произведении несколько новелл, в каждой из которых герой открывается перед нами с новой стороны. Лермонтов показывает Печорина глазами нескольких лиц, а затем дает слово ему самому, используя форму дневника. Все это делается для того, чтобы мы поняли сложную натуру героя.

1

Как проявляется характер Печорина в новелле “Бэла”

Григорий Александрович Печорин – человек умный, темпераментный, с аналитическим складом ума, но с противоречивым характером, от которого страдает он сам и окружающие его люди.

В новелле “Бэла” мы узнаем о Печорине от штабс-капитана Максима Максимыча. В свое время, Печорин служил в крепости на Кавказе под его руководством. Старый вояка с отеческой заботой предложил молодому офицеру свою дружбу. Григорий с высокомерием не принял протянутой руки.

В этой части романа есть еще и любовная завязка, где герой похож на избалованного эгоистичного ребенка: хочу – беру. Увлекшись юной черкешенкой, Печорин организует похищение красавицы.

Когда же цель достигнута – плененная девушка к нему привязалась, Григорию становится скучно. Но в порыве жалости он притворяется заботливым и влюбленным.

Кому же нужно такое сострадание, если, в конечном счете, из-за эгоизма и прихоти офицера погибает Бэла и ее отец.

2

Как проявляется характер Печорина – “Максим Максимыч”

Через пять лет после описанных событий Печорин вышел в отставку. По дороге в Персию он встречается со штабс-капитаном в придорожной гостинице. Старый служака готов броситься на шею молодому офицеру, но тот с пренебрежением и равнодушием смотрит на своего знакомого, вновь отвергая дружеское рукопожатие.

3

Как проявляется характер Печорина – “Тамань”

В новелле рассказ ведет сам Печорин. Надо отдать ему должное, он ничего не утаивает и не приукрашивает, говорит, как было.

По казенным делам герой задерживается в небольшом местечке Тамань и останавливается в доме глухой старухи. На побережье Григорий встречает ведущих себя очень странно, девушку-ундину и слепого мальчика.

Важно

Заинтересовавшись происходящим, Печорин начинает следить за ними. Тут-то и проявляется его авантюризм, любопытство, безрассудная храбрость, наивность. В итоге Печорин выясняет, что девушка и слепой связаны с контрабандистами.

Но нельзя безнаказанно проникать в чужую тайну – ундина едва его не утопила, а мальчик – обокрал.

4

Как проявляется характер Печорина – “Княжна Мери”

В рассказе “Княжна Мери” – Печорин двуликий. С одной стороны – это искренний, мужественный, разумный офицер, который защищает княжну от сплетен и пересудов. Рискуя жизнью, он вызывает обидчика Мери, Грушницкого, на дуэль.

С другой – самоуверенный, эгоистичный, мстительный человек, который изощренными методами добивается любви наивной девушки. Зная, что Грушницкий любим Мери, Григорий злит его, ухаживая за юной прелестницей. Кстати говоря, любовь Мери не нужна герою.

Его влечет само действие, достижение цели – чтобы душа неопытной девушки открылась ему. Когда же Мери влюбляется настолько, что хочет связать с ним судьбу, лукавый повеса прямо говорит, что никогда ее не полюбит.

Свои недостойные поступки Печорин оправдывает, ссылаясь на то, что общество Грушницких сделало из него такого “нравственного калеку”.

А в сцене с погоней за Верой, мы видим уже другого человека. Это не расчетливый скептик, а настоящий мужчина, который боится потерять любимую женщину. Скачка во весь опор, отчаяние, слезы – все говорит об этом.

5

Как проявляется характер Печорина – “Фаталист”

Последняя глава показывает нам, что герой не ценит жизнь. Даже возможная смерть для него – игра, помогающая развеять скуку. Рисуется ли Печорин или думает так на самом деле? Понять сложно. Мы только видим, как Григорий, подвергая свою жизнь опасности, утихомиривает отчаянного убийцу. Здесь проявляется храбрость, стальные нервы, героизм офицера.

Печорин – романтический герой своего, да и нашего времени. Он не может применить свои способности, не знает, что сделать героического, полезного, ценного для общества. В итоге, этот незаурядный человек несет людям только несчастья. Герой так и остался для нас загадкой, но может быть это и привлекает читателей?

Источник: https://sovetclub.ru/kak-proyavlyaetsya-harakter-pechorina-vo-vzaimootnosheniyah

Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени

Автор: Лермонтов М.Ю.

Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера.

Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что не когда не умел воспользоваться своим знанием». Вернер в повести представлен свидетелем жизни, чем ее участником.

Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущен низостью, но при этом доктор – лишь сопровождении Печорина. По своей воли он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его как может. Скептицизм Вернера парализует его действия, делает равнодушным ко всему, не удовлетворенность же Печорина жизни ведет к протесту.

Совет

Активность Печорина свидетельствует о глубинной вере его в людей и тем самым возвышает его над Вернером.

Вернер пассивен, и это ставит в наших глазах значительно ниже Печорина.

Но в отношениях с Вернером обнаруживается и эгоизм Печорина, который не признает дружбы, потому что она требует самозабвения: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один – раб другого, хотя часто не один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…».

Отношение Печорина к Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бестрепетности. «Из жизненной бури, – говорит он Вернеру перед дуэлью, – я вынес только несколько идей – и не одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Казалось бы, отношение с Мери совершенно подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствует о безжалостной холодности, жесткости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз он чувствует себя увлеченным, даже взволнованным.

Печорин винит за способность на живое чувство: ведь он было уверил себя, что счастье для него не в любви, а только лишь в «насыщенной гордости».

Постоянный разлад с окружающими и не возможность посветить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии подменяется деспотизмом победителя сердец.

Но Печорин напрасно надеется, что «насыщенная гордость» принесет ему счастье. И Вера, и Мери любят его, а счастья ему это не приносит. Да и отношения с ними развиваются не только по его воли.

Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость.

Обратите внимание

Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет отвергнуть его чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако не притворное страдание княжны трогает его.

Печорин жестко судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок…». И все-таки отвергает возможность любви.

«Жалкая и гадкая роль» Печорина в отношения с Мери осуждена им самим, и это подчас мешает увидеть, что при всем не благородстве интриги Печорин совершил удивительное: Кукольная барышня стала живым, хотя и страдающим, человеком.

«Орудием казни» он остается даже в отношениях с Верой, которую – единственную – любит, хотя и разлучен с нею. Не будь развивающегося параллельно с историей княжны романа с Верой, мы бы были убеждены в бездушии Печорина, в его не способности любить. Но отношение с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему убеждению, способен «безумствовать под влиянием страсти».

Вера входит в роман как напоминание о «благотворных бурях» молодости Печорина и как жертва его странного характера. «Глубокие и спокойные глаза» Веры, знающей чувство и страдание, так не похожи на «бархатные глаза» еще не чем не волнуемой княжны. Вера любит сильно и искренне.

«Упрек», «Глубокое отчаяние» и пылкость – вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он без гордости говорит, что «ни когда не делался рабом любимой женщины», с удивлением замечает в себе трепет и боль.

Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, – и я ее не обманул: она – единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть».

Тем не менее Печорин признает и глубину натуры Веры: «…это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… » Вера видит не только их : «… в твоей природе есть что-то особенное, что-то гордое и таинственное… никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно не счастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Справедливость этих слов и жесткость логики жизни, которая разводит Веру и Печорина, подчеркнутая местом эпизода с письмом в повести. Только что убит Грушницкий. Печорин обессилен душевно, и новый удар – потеря Веры – обрушивается на него, как невыносимое потрясение. Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/pechorin-v-otnosheniyah-s-vernerom-veroy-meri-v-romane-myu-lermo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector