Жанр романа “дубровский” пушкина: художественные особенности

Анализ «Дубровский» Пушкин

В начале XIX столетия в русской литературе большой популярностью стали пользоваться авантюрно-приключенческие повести и романы.

Не встал в стороне от модных тенденций и Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман о благородном разбойнике. В «Дубровском» анализ произведения включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанра и истории создания.

Он будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с тщательным разбором по плану «Дубровский».

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.

Год написания – 1833 год.

История создания – В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный путь.

Тема – В произведении автор поднимает множество социальных проблем, среди которых – беззащитность честных бедных людей перед продажным правосудием, конфликт отцов и детей, защита собственной чести и многие другие.

Композиция – Экспозиция – описание героев и обстановки; завязка – ссора между Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета – приезд Владимира Дубровского, поджог Кистеневки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация – свадьба Маши со стариком; развязка – отъезд Дубровского заграницу.

Жанр – Социальный роман.

Направление – Реализм.

Обратите внимание

Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский, он понял, что ее можно взять за основу будущего романа.

По воспоминания Нащокина, однажды он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий, однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане. Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду, и стал промышлять грабежами.

Осенью 1832 года Пушкин приступил к работе над новым романом, и в короткий срок написал две части из задуманных трех. Второй том был завершен в феврале 1833 года, а третий по каким-то причинам так и не был начат.

Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 год после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили «Дубровский». Смысл названия достаточно прост – так звали главного героя романа.

Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Центральная тема «Дубровского» – защита человеческого достоинства.

Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы.

Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.

Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.

Основная мысль романа – отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.

Важно

Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия – покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.

Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.

Композиция романа отличается четкой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей – помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.

Завязкой произведения ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистеневку. Узнав вердикт судьи, Дубровский сходит с ума и спустя время умирает.

Далее происходит развитие сюжета. Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистеневку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.

Желая отомстить своему главному обидчику – Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно – Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.

В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем.

Развязка романа – это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского заграницу.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дубровского».

При анализе произведения следует отметить, что принадлежит оно жанру социального романа, в котором раскрыто множество остро социальных тем своего времени.

Направление, характерное для романа Пушкина «Дубровский» – реализм. Однако в произведении присутствуют и некоторые черты романтизма.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/dubrovskiy/analiz-proizvedeniya-pushkina.html

Разработка урока Жанровые особенности романа А.С.Пушкина «Дубровский» 6 класс

Урок по литературе.

Жанровые особенности романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели:

  • познавательный аспект: выявить особенности жанра романа А.С.Пушкина «Дубровский» как авантюрно-приключенческого; закрепить знания содержания произведения;
  • развивающий аспект: развивать навыки характеристики персонажей, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли, работать выборочно с художественным текстом; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование и оформление урока:

  • презентация
  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • карточки с заданиями по группам,
  • раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся, сообщение цели урока):

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку, всё ли у вас есть на столах, настроимся на серьёзную работу.

Мы продолжаем говорить о романе «Дубровский». Сегодня нам предстоит вспомнить изученный материал о жанровых особенностях романа вообще, его видах, попробовать определить тип пушкинского произведения. Слайд 2

II. Повторение. Жанровые особенности романа (фронтальный опрос учащихся)

Что такое роман? К какому роду литературы относится?

Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века и до сегодняшнего времени. Слайд 3

Каковы основные признаки жанра романа?

Выберите и подчеркните из всех признаков эпических произведений те, которые соответствуют жанру романа (задание выполняется на интердоске) Слайды 4-5

большой объём, одно-два места происходящих событий, несколько сюжетных линий, несколько героев, характеры героев даны в развитии, одна сюжетная линия, много героев, перенос действий в разные места, готовый характер героя, охватывается большой временной промежуток, связь героев с историческими событиями и другими людьми, события происходят в течение суток, представлена жизнь целой эпохи .

Можно ли произведение «Дубровский» отнести именно к этому жанру и почему?

Слайды 6-8

1.Достаточно большой объём: произведение состоит из 2-х томов.

2. На протяжении всего романа происходит много разных событий, которые охватывают большой временной промежуток. Несколько сюжетных линий: Троекуров – старший Дубровский, Маша – Владимир Дубровский, Маша – князь Верейский, Дубровский – разбойники и т.д.

Совет

3. События переносятся в разные места: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.

4. В произведении много героев: помещики, Владимир Дубровский, Маша Троекурова, заседатель Шабашкин, кузнец Архип и др.

5. Характеры героев даны в развитии, показаны сложные отношения между людьми.

6. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).

  • Вывод делают учащиеся: по всем признакам изучаемое произведение можно отнести к жанру романа.

III. Актуализация знаний учащихся.

Работа с таблицей «Типы романов». Слайд 9

По изученным романам Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Д.Дефо «Робинзон Крузо», знакомому всем «Дон Кихоту» Сервантеса учащиеся определяют следующие типы романов: сатирический, приключенческий, рыцарский.

К какому типу наш роман явно не подходит? (к сатирическому, рыцарскому)

IV. Решение проблемного вопроса: к какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?

1.Учитель знакомит детей с другими видами романов: социально-философским и авантюрно-приключенческим.

Лексическая работа (индивидуальные сообщения учащихся). Слайд 10-11

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН рисует широкую картину общества в определенную эпоху. В центре такого романа – важные общественные проблемы.

АВАНТЮРНО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ РОМАН появился в середине XIX века. Его отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, быстрое развитие действий, острота сюжетных ситуаций, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Задача приключенческой литературы — развлекать читателя.

АВАНТЮРА – рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ – происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

ИНТРИГА (фр. intrigue, от лат. intrico «запутываю»), заинтересованность вокруг события, явления или личности.

Интрига выражается в том, что герой стремится осуществить свой план, вступая в борьбу с другими персонажами.

ХРОНОЛОГИЯ – определённая последовательность событий

2. Работа с интердоской.

Задание: соотнесите признаки романов. Слайд 12.

«Дубровский»

Роман

Социальный? Авантюрно-приключенческий?

Обратите внимание

острота, напряжённость сюжета; общественные проблемы, неожиданность сюжетного поворота; интриги; общественные явления (бунт, митинг и т.д.); необычные герои (разбойники); «тайная занимательность» (нарушение хронологической последовательности); любовный треугольник; неравенство людей; романтические герои.

В результате работы выявляются признаки социально-философского и авантюрно-приключенческого романов:

«Дубровский»

Роман

Социальный Авантюрно-приключенческий

общественные проблемы острота, напряжённость сюжета

общественные явления неожиданность сюжетного поворота

(бунт, митинг и т.д.) необычные герои (разбойники);

неравенство людей интриги

любовный треугольник

романтические герои;

«тайная занимательность (нарушение хронологи-

ческой последовательности).

  • Перед вами признаки двух типов романов. Нам предстоит решить основную задачу урока: определить тип романа «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в пушкинском тексте те особенности, которые свойственны социально-философскому роману.

3. Определение признаков социального романа. Слайд 13

Есть ли в романе социальные проблемы?

(В романе показаны два помещика, но один богатый, другой бедный).

Расскажите подробнее о помещиках.

Выступления учащихся.

1 группа готовила рассказ о Троекурове. Слайд 14.

Троекуров Кирила Петрович – отставной генерал-аншеф (высший армейский чин), богатый барин, знатного рода, живёт в роскоши. У него огромное имение, и не одно («пространные владения»), большая псарня, горничных только шестнадцать! По характеру он избалованный, своенравный, жестокий, властный. Настоящий помещик-крепостник.

А почему он такой?

Богатства и власть позволяют ему делать всё, что он захочет, отрицательно влияют на характер человека.

Читайте также:  Анализ пьесы "чайка" чехова (мнение критиков)

2 группа – рассказ о старшем Дубровском. Слайды 15-16.

Андрей Гаврилович Дубровский – отставной поручик (третий по счёту офицерский чин в русской армии), бедный, разорившийся помещик, имеет всего одну деревню и 70 душ крепостных. Живёт очень скромно, все доходы идут на содержание единственного сына, живущего в Петербурге. Он не может позволить себе содержать такую псарню, как у Троекурова, хотя сам заядлый охотник.

По характеру он отличается от Троекурова: гордый, независимый, решительный, человек прямой, с чувством собственного достоинства.

Почему же Дубровский не такой, как Троекуров, ведь он тоже помещик?

Дубровский не избалован в силу своего материального положения.

Итак, у помещиков разный социальный статус, нет равноправия.

Есть ли в романе другие социальные проблемы?

Да, в романе показаны помещики – люди высшего социального сословия – и простые люди- крестьяне, которые находятся в полной зависимости от своих хозяев.

Также в 5 главе крестьяне бунтуют против несправедливого решения суда, сжигают приказных. Бунтарство их проявляется ещё и в том, что они уходят в лес и становятся разбойниками. Таким образом, Пушкин показывает проблему противоречий между крестьянами и властью.

Можно сказать, что это бунт против всего крепостного права как общественного явления?

Нет, это бунт против несправедливого явления и конкретного помещика, т.е. это пока ещё неосознанный, стихийный бунт.

  • Вывод: в произведении А.С.Пушкина есть признаки социально-философского романа.

4. Определение признаков авантюрно-приключенческого романа. Слайд 17

А). Напряжённость, острота сюжета. Слайд 18

Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее запоминающимися: ссора помещиков, смерть старшего Дубровского, пожар в Кистенёвке, гибель приказных, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Владимира Дубровского.

Б). Неожиданность сюжетного поворота. Слайд 19

Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя:

Владимир Дубровский вначале офицер, затем француз Дефорж, потом разбойник.

Неожиданным кажется и поведение Маши Троекуровой в конце романа, когда она отказывается от побега с Владимиром.

В). Интриги. Слайд 20

Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», погоню, образы разбойников.

Г). Нарушение хронологической последовательности. Слайд 21

Важно

Учащиеся по группам составляют план 8-11 глав и сопоставляют с хронологией событий (раздаточный материал):

Проверка на слайде

В романе

Глава

По хронологии

Глава

1.Дефорж в «медвежьей» комнате

8

1. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем

11

2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском

9

2. Дефорж в «медвежьей» комнате

8

3. Спицын в комнате у Дефоржа

10

3. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском

9

4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем

11

4. Спицын в комнате у Дефоржа

10

В ходе наблюдения над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно. Читателя это интригует, он втягивается в круг необычных событий.

Д). Любовный треугольник. Слайд 22

Учащиеся определяют любовный треугольник: Дубровский – Маша Троекурова – князь Верейский, ставший неожиданным соперником Владимира. Следствие – конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах.

Е). Романтические герои.

Выступление 3 группы – рассказ о Владимире Дубровском. Слайд 23

Дубровский – молодой, образованный офицер, мужественный, храбрый. Эти качества проявляются особенно ярко в сцене «Дефорж в «медвежьей» комнате». Чувство человеческого достоинства, гордость определяются в его отношении к Троекурову – обидчику отца. Дубровский не раз проявляет главное качество – благородство: отказывается от мести ради любимой девушки, сохраняет жизнь князю Верейскому.

Таким образом, в нашем герое налицо черты романтического героя: храбрость, гордость, благородство.

Выступление 4 группы – рассказ о Маше Троекуровой. Слайд 24

Сентиментальная барышня, воспитанная на романтических романах Радклифа, мечтательная, ждущая благородного рыцаря. И внимание на Дефоржа она обращает только после случая с медведем, увидев в молодом учителе храброго, гордого человека – те качества, которые она ценила в литературных героях, благородных рыцарях романов.

Почему же счастье влюблённых молодых людей не состоялось? Слайд 25

Для Маши характерно чувство долга, ответственности: клятва, данная перед Богом, не позволяет ей остаться с любимым человеком.

  • Вывод: в романе Пушкина есть все признаки авантюрно-приключенческого романа.

Подводя итоги всем нашим наблюдениям, сопоставлениям, сообща приходим к выводу, что в романе есть признаки и социально-философского, и авантюрно-романтического романов.

Мы пришли к главному вопросу нашего урока: к какому же типу романов можно отнести это произведение? Слайд 26

  • Учащиеся более склонны к авантюрно-романтическому, потому что в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор лишь затрагивает социальные проблемы, не вскрывая их глубоко.

V. Тест (работа по группам) Слайд 27

Раздаточный материал.

VI. Рефлексия.

Все ли согласны с определением жанра романа А.С.Пушкина «Дубровский»?

Всем всё было понятно на уроке?

VII. Заключительное слово учителя.

Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель разбойников: отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.

VIII. Домашнее задание: творческая работа.

Каким вы видите финал романа? Проба пера.

Кроссворд

по роману Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».

По горизонтали:

1. Село, в котором жил Троекуров.

3. Фамилия богатого князя, за которого хотели отдать замуж дочь Троекурова.

5. Имя штаб-лекаря, который лечил больных собак.

7. Как называли комнатного слугу?

11. Роман состоит из двух … ( в им. п.)

12. Фамилия няни Дубровского младшего.

13. Куда поехали Верейский и Марья Кириловна ( в им. п.)

15. Месяц, в котором князь Верейский вернулся из заграницы.

По вертикали:

1. Фамилия автора повести «Капитанская дочка».

2. Название села, в котором жил Дубровский.

4. Младший офицерский чин в кавалерии.

6. Любимая фраза Троекурова: « … победы раздавайся!»

8. Место, куда младший брат Маши положил кольцо.

9. Чувство, которое испытывал Владимир к Маше.

10. Отношения, которые связывали двух помещиков после ссоры.

14. Имя старой птичницы.

П

О

К

Р

О

В

С

К

О

Е

Источник: https://infourok.ru/razrabotka_uroka_zhanrovye_osobennosti_romana_a.s.pushkina_dubrovskiy_6_klass-305230.htm

Идейно-художественное своеобразие романа “Дубровский”

Принято, считать, что “Дубровский” – это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по объему “Дубровский” скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению “барства дикого” .

Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троекурова – это изображение типического характера в типических обстоятельствах (отношение к крестьянам, дворовым, сцена с медведем, тяжба с Андреем Дубровским).

Совет

В образе Верейского, аристократа-англомана, обличается деспотизм (отношение к Маше Троекуровой).

Реализм в изображении барства сочетается в романе с идеализацией старинного дворянства (Дубровские: честь, достоинство, моральные и нравственные устои). Обличение продажного чиновничества нашло свое отражение в сцене неправедного суда и образе заседателя Шабашкина. В основе истории Андрея Дубровского лежит подлинное дело поручика Ивана Муратова.

Пушкин еще до Гоголя обращается к теме продажности и паразитической сущности чиновничества (сцена пьянства чиновников в имении Дубровского). Другим важным аспектом является тема народного восстания, изображенная в романтической традиции.

Реалистические тенденции связаны с общим сатирическим пафосом произведения и образом кузнеца Архипа, но романтизм преобладает (выбор жанра: авантюрно-приключенческий роман о благородном разбойнике; композиция: любовь благородного разбойника к дочери своего врага, ситуация переодевания, ситуация мести за поруганную честь). Владимир Дубровский – типично романтический герой, реалистических черт в нем почти нет. Читателю ничего не известно о его быте, социальном окружении. Образ Владимира Дубровского дан в развитии: честолюбивый и беспечный мот становится защитником угнетенных, благородным мстителем. Образ не обладает реалистической цельностью и художественной завершенностью.

Владимир не типичен по положению, в которое поставлен обстоятельствами предводитель крестьян-повстанцев. Пушкин идеализировал своего героя и строил его взаимоотношения с крестьянами на патриархально-идиллической преданности. В “Дубровском” Пушкин верно наметил общее решение проблемы отечественного реалистического романа, органично соединив идейность и авантюрность, интригу.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Идейно-художественное своеобразие романа “Дубровский”

Другие сочинения по теме:

  1. Идейно – художественное своеобразие романа В. Скотта “Айвенго” Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой…
  2. Что послужило основой сюжета романа “Дубровский”? В 1832 г. Пушкин начинает писать роман “Дубровский”, в котором среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях…
  3. Идейно-художественное своеобразие романа “Господа Головлевы” Жанровые особенности: Каждая глава представляет собой как бы отдельный очерк жизни семейства Головлевых в тот или иной период времени. Публицистичность…
  4. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” “Преступление и наказание” – это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского (“Бесы”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”). В нем раскрылся…
  5. Идейно-художественное своеобразие “Маленьких трагедий” “Маленькие трагедии” создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры (что нашло фактическое отражение в сюжете…
  6. Идейно-художественное своеобразие романа Герцена “Кто виноват?”, проблематика повестей “Доктор Крупов” и “Сорока-воровка” Писатель работал над романом “Кто виноват” шесть лет. Первая часть произведения появилась в “Отечественных записках” в 1845-1846 годах, а обе…
  7. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья – идейный центр произведения. Образы…
  8. Идейно-художественное своеобразие баллад В. А. Жуковского Вопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое…
  9. Идейно-художественное своеобразие “Слова…” Автор “Слова…” неизвестен. Разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, у Мусина-Пушкина был не оригинал…
  10. Русские Ромео и Джульетта (Маша Троекурова и Владимир Дубровский) Внимание Пушкина к трагедии “Ромео и Джульетта” сказалось и в том, что он напечатал о ней большую заметку в альманахе…
  11. Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. Лермонтова Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем…
  12. Урок по главе романа “Дубровский” глава “Любовь и бегство” Этот урок переключает внимание учеников на отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Домашнее задание, выполненное учениками, способствует тому, что класс…
  13. Пример сочинения: Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева Поэзия Ф. Тютчева – “поэзия мысли”, “философская поэзия”, “поэзия космического сознания”. Важнейшая Пример сочинения для Тютчева – хаос, заключенный в…
  14. Краткое содержание романа Пушкина “Дубровский” В своем поместье Покровское живет богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи,…
  15. “Дубровский” в читательском восприятии школьников “Дубровский” давно включен в школьные программы. Его переносили из класса в класс, но не убирали из числа произведений, подлежащих изучению….
  16. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина “Дубровский” (главы I-VI) Цель: Познакомиться с содержанием произведения; выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, умение выделять…
  17. Художественное своеобразие романа Булгакова “Мастер и Маргарита” Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые…
  18. Твір по повісті Пушкіна “Дубровский” “Дубровский” (1832-1833). В останні роки життя Пушкін у ряді своїх добутків (і насамперед в “Дубровском” і “Капітанській дочці” ) звертається…
  19. Образы второстепенных персонажей в повести А. С. Пушкина “Дубровский” Дворянское общество в повести Дубровский представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие менее подробно…
  20. Человек как жертва общественных институтов (на примере повести “Дубровский”) Любовь, брак, личное счастье – вот магический круг, очерчивающий сферу женского бунта в пушкинскую эпоху. Для мужчины больше случаев вступить…
Читайте также:  Цитаты из романа "война и мир" толстого: афоризмы и интересные высказывания (по томам и частям)

Источник: https://ege-russian.ru/idejno-xudozhestvennoe-svoeobrazie-romana-dubrovskij/

каковы особенности жанра романа А. С Пушкина “Дубровский”

*♥*นрนнล*♥* Высший разум (2313453) 6 лет назад «Повесть как эпический жанр. А. С. Пушкин «Дубровский» : трагические последствия конфликта между бывшими сотоварищами, сослуживцами, соседями» .

Жмите на ссылку и читайте…

))) “Какой жанр произведения «Дубровский» ? Некоторые исследователи считают, что это повесть, а некоторые придерживаются другой точки зрения, утверждая, что «Дубровский» – роман. Чем отличается роман от повести? Правильно, объемом.

Но так как произведение не было завершено Александром Сергеевичем, мы не знаем какой объем предполагался, поэтому трудно однозначно дать ответ, на вопрос роман это или повесть.

Над романом “Дубровский” А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта.

Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П. В. Нащокина, который был другом поэта, “об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить”.

Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет. “

Источник: http://forfeelfuck.blogspot.ru/2011/12/blog-post_556.html

СТЕПАН САЛОВ Ученик (167) 3 года назад “Какой жанр произведения «Дубровский» ? Некоторые исследователи считают, что это повесть, а некоторые придерживаются другой точки зрения, утверждая, что «Дубровский» – роман. Чем отличается роман от повести? Правильно, объемом. Но так как произведение не было завершено Александром Сергеевичем, мы не знаем какой объем предполагался, поэтому трудно однозначно дать ответ, на вопрос роман это или повесть.

Над романом “Дубровский” А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта.

Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П. В. Нащокина, который был другом поэта, “об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить”.

Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет. “

ольга барсукова Ученик (160) 2 года назад “Какой жанр произведения «Дубровский» ? Некоторые исследователи считают, что это повесть, а некоторые придерживаются другой точки зрения, утверждая, что «Дубровский» – роман. Чем отличается роман от повести? Правильно, объемом. Но так как произведение не было завершено Александром Сергеевичем, мы не знаем какой объем предполагался, поэтому трудно однозначно дать ответ, на вопрос роман это или повесть. Над романом “Дубровский” А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П. В. Нащокина, который был другом поэта, “об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить”.

Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет. “

Источник: http://forfeelfuck.blogspot.ru/2011/12/blog-post_556.html

Игорь Филатов Знаток (289) 2 года назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/81917622

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Технология проблемного обучения. “Жанровые особенности романа А. С. Пушкина “Дубровский” “

Технология проблемного изучения

Учитель:  Вишневская Елена Павловна

ГБОУ СОШ № 78 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Предмет: литература в 6 классе.

Тема урока: «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Тип урока: комбинированный.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология проблемного обучения, поисковый метод, коллективная система обучения,  развивающее обучение, исследовательский метод.

Цели урока:

  • выявить особенности жанра романа А. С. Пушкина «Дубровский» и доказать, что роман можно назвать авантюрно-приключенческим.
  • закрепить содержание романа.
  • развить навыки характеристики персонажа, умение учащихся строить свои рассуждения, работать выборочно с художественным текстом.
  • воспитать положительные качества у учащихся на примере героев произведения.

Оборудование и оформление урока:

  • портрет А. С. Пушкина.
  • иллюстрации к отдельным фрагментам урока.
  • опорная схема (закрыта):
«Дубровский»роман?
Социально-философский? Авантюрно-приключенческий?

  • Острота, напряженность сюжета.
  • Неожиданность сюжетного поворота.
  • Интриги.
  • Герои-разбойники.
  • Нарушение хронологической последовательности («Тайная занимательность»).
  • Любовный треугольник.
  • Романтические герои

Ход урока

  • Сообщение учителем цели урока.

Ребята, мы продолжаем говорить о романе А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить изученный материал о жанровых особенностях романа, его видах и, обратившись вновь к некоторым страницам пушкинского произведения, определить, к какому типу романов его можно отнести.

  1. Повторение. Жанровые особенности романа (фронтальный опрос учащихся).

Что такое роман?

Учащиеся уже знакомы с романом Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века до сегодняшнего дня.

Это большое по объёму произведение, в котором герои показаны в связи с историческими событиями и другими людьми.

Каковы основные признаки жанра романа? Почему «Дубровский» относится именно к этому жанру?

Обратите внимание

Роман прочитан предварительно, и учащиеся могут определить признаки этого жанра в произведении А. С. Пушкина.

1. Достаточно большой объём: произведение состоит из двух томов.

2. На протяжении всего романа происходит довольно много разных событий, которые охватывают большой промежуток времени.

3. События происходят не в одном каком-то месте, а переносятся в разные населённые пункты: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.

4. В произведении наблюдается несколько сюжетных линий (дружба и вражда между помещиками Троекуровым и Дубровским, любовная сюжетная линия, Дубровский среди разбойников и т. д.).

5. В романе много героев (Троекуров, Дубровский (старший), Владимир, Маша, князь Верейский. заседатель Шабашкин, кузнец Архип, крестьяне и т. д.).

6. Прослеживается вся жизнь героев, характеры их даны в развитии, показаны отношения между людьми (часто сложные и противоречивые).

7. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).

Перечислив все признаки жанра романа, приведя конкретные примеры из текста,  учащиеся приходят к выводу, что изучаемое произведение и есть роман.

  1. Решение проблемного вопроса урока.

К какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?

Для этого необходимо вспомнить, какие типы романов есть. Есть романы социально-философские, сатирические и  авантюрно-приключенческие.

  1. Работа с опорной схемой на доске.

К какому типу роман А.С. Пушкина отнести нельзя?

Роман нельзя считать игровым или сатирическим.

Каким по типу, на ваш взгляд, является роман «Дубровский»?

Роман может быть социально-философским или авантюрно- приключенческим.

Учитель открывает опорную схему.

Каковы признаки социально-философского романа? А авантюрно- приключенческого?

Учащиеся зачитывают на схеме признаки обоих жанров.

Нам предстоит решать основную задачу урока :  определить жанр (тип) романа А. С. Пушкина «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в тексте романа те особенности, которые свойственны авантюрно – приключенческому роману.

  1. «Авантюрно – приключенческий роман и его признаки»:

а) Острота, напряженность сюжета.

Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее интересными, запоминающимися:

Ссора двух друзей помещиков Троекурова и старшего Дубровского, смерть последнего, пожар в Кистенёвке, гибель приказных во время пожара, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Дубровского.

б) Неожиданность сюжетного поворота.

Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя романа:

Дефорж оказывается Дубровским, затем он, собираясь отомстить помещику Троекурову за смерть своего отца, превращается из благородного офицера в обычного разбойника. Неожиданным кажется и поведение главной героини Маши Троекуровой в конце повествования, когда она отказывается от побега.

в ) Наличие интриг и сцен из авантюрных романов.

Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», похищение невесты и, наконец. образы разбойников.

г) Нарушение хронологической последовательности

Учащиеся под руководством учителя составляют план 8 – 11 глав и сопоставляют с хронологией событий :

В романе: По хронологии:
  1. Дефорж в «медвежьей» комнате (глава 8).
  2. Обед у Троекуровых. Отзывы о Дубровском (глава 9).
  3. Спицын в комнате у Дефоржа (глава10).
  4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем (глава 11).
  1. Дубровский встречается с французом Дефоржем (глава 11).
  2. Дефорж в «медвежьей» комнате (глава 8).
  3. Обед у Троекуровых. (глава 9).
  4. Спицын в комнате у Дефоржа (глава 10).

В ходе наблюдений над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает хронологическую последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно, читатель заинтригован, заинтересован во всём происходящем.

д) Любовный треугольник.

Учащиеся определяют любовный треугольник Дубровский – Маша Троекурова – князь Верейский, ставший неожиданным соперником главного героя. И как это бывает в такой ситуации, возникает конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах, во время погони и ранения Дубровского.

е) Романтические герои.

Выступление учащихся получивших предварительное задание – подготовить устный рассказ о главных героях. дать им краткую характеристику.

Сообщение о Владимире Дубровском.

Важно

Дубровский – молодой, образованный офицер, мужественный. храбрый. что особенно ярко проявляется в эпизоде «Дефорж в «медвежьей» комнате».

одно из главных качеств Владимира Дубровского – гордость, чувство собственного достоинства – особенно ярко проявляется в поведении Дефоржа – мнимого учителя в доме Троекуровых и в желании мстить за смерть отца и поруганную честь.

Владимир Дубровский, будучи разбойником, сохраняет жизнь князю Верейскому, отказывается от мести Троекурову (в эпизоде с приказчиком Анны Саввишны Глобовой).

Читайте также:  Тема воспитания в комедии "недоросль": проблемы воспитания и образования

Перечитайте самые трепетные страницы романа, прочитайте так, чтобы услышать Дубровского, голос его сердца.

Чтение эпизодов свидания из главы 12, в которой Дубровский признаётся Маше, что он не Дефорж, что он отказывается от мести её отцу. В главе 15 он отказывается и от мести князю Верейскому.

Каков разбойник-мститель здесь?

Он не кровожадный разбойник, он просто влюблённый. Мы видим, что он искренне, сильно любит Машу Троекурову и на всё готов пойти ради неё.

Какая гуманная мысль Пушкина звучит здесь?

Любовь побеждает зло, она облагораживает человека, делает его гуманнее, добрее, человечнее.

В каких словах звучит эта мысль?

«…знайте, что Дубровский рождён был для иного назначения, что душа его умела вас любить…», «никогда злодейство не будет совершено во имя ваше», «… в моём сердце нет места ненависти».

Сообщение о Маше Троекуровой.

Сентиментальная барышня, воспитанная на романах Радклиф, полная аристократических предрассудков, мечтательная, ждущая благородного рыцаря. Её отношение к людям зависит от их социальной принадлежности.

Совет

Так она не замечает Дефоржа только потому, что он относится,  по её мнению, к категории второсортных людей, слуг.

Но её мнение о нём  меняется после случая с медведем, когда она увидела в учителе человека храброго, гордого, самолюбивого – те качества, которые она видела в литературных героях, благородных рыцарях романов. Она стала испытывать к нему совсем другие чувства –  уважение, симпатию, а в дальнейшем и любовь.

Как можно объяснить отказ Маши от свободы, от избавления от нелюбимого человека?

Слова героини, объясняющие её поведение: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского», «Я согласилась, я дала клятву…».

Это чувство долга, ответственности характерно для пушкинских героинь:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

(«Евгений Онегин»)

В то время обряд венчания имел особенно важное значение в жизни людей. Клятва, данная перед Богом, обязывала супругов быть верными друг другу до конца жизни. Измена же считалась страшным, неискупимым грехом перед Богом.

Подводя итоги всем нашим наблюдениям, сопоставлениям, приходим сообща к выводу, что в романе Пушкина есть все признаки приключенческого романа.

«Социально – философский роман» и его признаки:

Есть ли в романе социальные проблемы?

Сообщение об Андрее Гавриловиче Дубровском и Кириле Петровиче Троекурове.

Андрей Гаврилович Дубровский – бедный помещик, отставной поручик гвардии (третий по счёту офицерский чин в русской армии); Троекуров Кирила Петрович – отставной генерал-аншеф (полный генерал, высший армейский чин), богатый помещик.

У  них разное имущественное положение: Дубровский – разорившийся помещик, имеющий одну деревню и 70 душ крепостных, живущий скромно; Троекуров – богатый барин, знатного рода, живущий в роскоши, богатстве, постоянных развлечениях.

Они люди с совершенно разными характерами:  Дубровский – гордый, независимый, решительный, нетерпеливый, прямо высказывающий своё мнение, с чувством собственного достоинства; Троекуров – необразованный, избалованный, пылкого нрава, ограниченного ума, страдающий постоянно от обжорства, своенравный и часто жестокий, властный.

Как в такой характеристике прослеживается авторское отношение к героям?

Обратите внимание

Пушкин явно симпатизирует Дубровскому, относится к нему с глубоким уважением, сочувствует ему. И, наоборот, в образе Троекурова мы видим сатирическое изображение помещика. Автор иронизирует, насмехается над ним, выражает свою неприязнь и презрение к нему.

Почему Троекуров такой?

Положение, его права помещика-крепостника дают ему силу, власть, возможность делать всё, что угодно.

Какова авторская позиция по отношению к крепостному праву?

На примере этого образа Пушкин показывает, насколько пагубно влияет крепостное право на человека, заглушает в нём добрые, нравственные начала.

Почему же тогда Дубровский не такой плохой, ведь он тоже помещик?

Дубровский не столь сильно избалован в силу своего материального положения, привычного скромного образа жизни, к тому же большую роль здесь играют определённые его черты характера.

Есть ли в романе другие социальные проблемы?

В главе 5 крестьяне бунтуют против несправедливого суда отдать их Троекурову, а затем сжигают приказных. Бунтарство крестьян выражается также и в том, что они уходят в лес  и становятся разбойниками. Таким образом, выявляется проблема противоречия крестьян с властью.

Можно ли сказать, что это бунт крестьян против всего крепостного права как общественного явления?

Это бунт не против всего крепостного права, а лишь против несправедливого суда и конкретного, плохого помещика, т. е. это своего рода неосознанный, стихийный, одиночный бунт.

 В романе А. С. Пушкина е есть признаки и авантюрно-приключенческого романа, и элементы социального романа. Мы подошли к главному вопросу урока: к какому типу романов можно отнести это произведение?

Важно

Роман Пушкина всё-таки приключенческий, поскольку в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы и социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор в своём произведении лишь затрагивает социальные проблемы, здесь нет обличения крепостного права вообще.

V. Заключительное слово учителя (связано с финалом романа).

Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель мятежников, отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.

Домашнее задание.

Выступить в роли автора и завершить роман.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/24/tekhnologiya-problemnogo-obucheniya-zhanrovye-osobennosti

Роман А. С. Пушкина

Роман А. С. Пушкина «Дубровский»

1.Жанровые особенности романа «Дубровский» (слово учителя)

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал очень популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти. Писатели для того, чтобы придать занимательность произведению, часто использовали «переодевания» героев и нарушение хронологии повествования.

Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С. Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение.

Пушкин не мог вместить живых героев в жёсткие схемы.

2.Словарная работа.

Авантюра – рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчёте на случайный успех.

Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный – 1.общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2.пользующийся широкой известностью.

Роман (от франц. – повествование) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

3.Реализация индивидуального домашнего задания (отвечает подготовившийся ученик).

История романа.

Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Роман не был завершён и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П. В. Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю.

Был вытеснен из имения, и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные обстоятельства.

Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

4.Обмен впечатлениями о героях романа.

А) Чтение отрывка из романа (от слов «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин…» до слов «Никто не дерзал отказываться от его приглашения…»).

Б) Беседа по 1-ой главе:

– Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?

– Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? А как к ним относился Троекуров?

– Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту?

– Почему Троекуров уважал Андрея Гавриловича Дубровского?(«…они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях»).

– В чём проявилось это сходство?

5. Анализ первого события – ссоры Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым.

– В чём причина ссоры Дубровского с Троекуровым? (чтобы углубить понимание этого события, являющегося завязкой действия, необходимо обратить внимание учащихся на то, при каких обстоятельствах произошла ссора, как ведут себя в этом случае действующие лица, чем вызваны их поступки).

Совет

1) Чтение из первой главы сцены на псарне («Раз, в начале осени..») и комментирование её.

Обратить внимание на сокровенные мысли и чувства Дубровского, который был страстным охотником и«не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

Дубровский невольно сравнивает псарню с крестьянскими избами и не может не сказать Троекурову о своих впечатлениях, тем более что всегда открыто выражал своё мнение. И на этот раз он остаётся верен себе, сказав Троекурову: «…псарня чудная, — вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».

– Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное, хуже своих подопечных?

– Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню?

2) Самостоятельное чтение учащимися письма Андрея Гавриловича и подготовка небольшого рассказа о том, как углублялась ссора помещиков.

Вопросы для самостоятельной работы (раздаются на каждую парту).

1. Что можно сказать о Дубровском на основании его письма?

2. Почему письмо Дубровского вызвало гнев Троекурова и как сильно повлияло оно на ссору? (важно обратить внимание на содержание и тон письма).

Андрей Гаврилович совсем не похож на Троекурова. Он мягче и справедливее своего соседа. Он честный и смелый человек. Но он тоже владелец крепостных, барин и помещик. Каждое слово письма говорит об этом. Дубровский – дворянин и гордится этим.

Он оскорблён, задета не только дворянская честь, но и его человеческое достоинство, и он требует удовлетворения. Не доверяя Кириле Петровичу, Дубровский просит выслать к нему оскорбившего его псаря, чтобы помиловать его или наказать.

Он ничем не отличается, судя по письму, от обычного барина и крепостника.

Вывод: Письмо углубило ссору. Троекуров оскорблён и ждёт удобного случая, чтобы отомстить Дубровскому.

3) Работа над первой главой завершается рассматриванием иллюстраций Б. Кустодиева и А. Пахомова или рисунка художника В. Ермолова «На псарне» (эта работа поможет учащимся лучше представить барский дом, сад, имение, героев, окружающую их обстановку, правильнее понять содержание романа).

Обратите внимание

При рассмотрении рисунка «На псарне» нужно обратить внимание на центральные фигуры рисунка, выяснить, какой момент осмотра псарни изобразил художник и как он это показал в рисунке.

– Насколько, по-вашему мнению, верно изображены Троекуров, Дубровский, гости и псари?

– В чём вы согласны с художником, а в чём нет?

6. Итог работы над первой главой.

Подумать над ответом на вопрос «Как возникло судебное дело о Кистенёвке и как свершился неправый суд?»

7. Домашнее задание: стр. 151 – вопросы и задания ко II и III главам.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/roman_a._s._pushkina-10670.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector