Анализ «Очарованный странник» Лесков
Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста.
Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.
Год написания – 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.
История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.
Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизма.
Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.
Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.
Направление – романтизм.
В “Очарованом страннике” анализ не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.
Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год.
В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать.
Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.
Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором.
Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой.
Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.
Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.
Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.
Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему.
Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь – есть движение в этом направлении.
“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров.
Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.
Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил.
Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину.
Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Очарованного странника».
Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.
Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке.
С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра.
Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.
С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/ocharovannyy-strannik/analiz-proizvedeniya-leskova.html
Анализ повести “Очарованный странник” Лескова
Иван Флягин и Груша. Художник И. Глазунов |
Повесть “Очарованный странник” является одним из самых известных произведений Николая Лескова.
В этой статье представлен анализ повести “Очарованный странник” Лескова: анализ сюжета, сути и смысла произведения.
Смотрите:
– Краткое содержание повести
– Все материалы по “Очарованному страннику”
(отрывок из очерка “Н.С.Лесков (Очерк творчества)”)
“…повесть “Очарованный странник” (1873). Здесь Лесков уже отходит от церковной темы: черноземный богатырь Иван Северьяныч Флягин, видом своим похожий на Илью Муромца, знаток лошадей, “несмертельный” авантюрист, становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже “деться было некуда”.
Особым и глубоким смыслом наполнен длительный и кажущийся на первый взгляд почти бессвязным – до того разнообразны и даже ни с чем порой несообразны перипетии этой человеческой судьбы – рассказ о странствиях по жизни Ивана Флягина. Исходная точка этих странствий – крепостное, дворовое положение героя. Оно освещено особым, чисто лесковским образом. За нагнетениам странных предзнаменований, примет таинственной “судьбы”, нависшей над будущим странником, читатель видит горькую правду крепостнический отношений. Иван Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь из-за того, что он не угодил хозяйкиной кошке. На этой теме-теме оскорбленного личного достоинства – Лесков не особенно настаивает, потому что его в этом случае интересует другое, его интересует дальнейшее углубление и развитие этой же темы. Важнее всего то, что в сознании Ивана Флягина нет никакой опорной точки, никакой нити, связующей отдельные проявления его личности. Неизвестно, как он поступит в том или ином случае – он может поступить и так, и совсем иначе. Внутренняя размытость норм сословной жизни здесь сказывается отсутствием нравственных и вообще каких-либо иных критериев душевной жизни. Случайность – таков главный признак “душевного хозяйства” Ивана Флягина в начале его странствий. …чистая и, так сказать, последовательная и беспредельная случайность… единственная норма внутренней жизни. Именно это полное безразличие и к добру и к злу, отсутствие внутренних критериев и гонит странника по миру. Случайность внешних перипетий его судьбы органически связана с особенностями внутреннего мира странника. Эпопея странника есть вместе с тем (и это главная ее тема) поиски новых связей, поиски высоких нравственных норм. В результате “хождения по мукам”, странничества, Иван Флягин обретает эти высокие нравственные нормы. Важно то, как он находит их.
Кульминация духовной драмы странника – его встреча, с цыганкой Грушей. Этой встрече предшествует крайняя степень духовной пустоты, выражающаяся в бессмысленных и диких запоях.
Случайно встреченного в трактире человека из “благородных”, деклассированного дворянина-босяка, Иван Флягин просит избавить его от этой немочи, и тот его избавляет (сюжет “Очарованного странника” вообще отмечен чертами сказочного эпоса). Его запой, так же как и падение самого “магнетизера”, – следствие опустошенности и потери старых общественных связей.
Флягин самоотверженно, с бесконечной готовностью служить другому человеку, влюбился в цыганку Грушу. В другом человеке, в бесконечном к нему уважении, преклонении перед ним нашел странник первые нити связей с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности.
Отсюда – прямой путь к любви, еще более широкой и всеобъемлющей, – любви к народу, к родине.
Эпопея “хождения по мукам” оказалась драмой поисков путей служения родине. В монастырь страниик попал не по призванию, религиозному фанатизму, не потому, что так судила сказочная “судьба”. Он попал туда потому, что “деться было некуда” выломившемуся из своей среды человеку.
Он ведет речи, совершенно несвойственные монаху… В конце повести Флягин сообщает слушателям, что собирается идти воевать… Это уже не столько “повесть”, сколько эпос, имеющий сказочную основу: о герое-богатыре, которому смерть на роду не написана, не смотря на постоянные опасности. Таким образом, тема “праведника” в творчестве Лескова в целом чрезвычайно значима.
В ней, в этой теме, выражено стремление писателя найти в эпоху распада старых общественных связей новые нормы поведения, нравственности, и шире – нового национального самоопределения. Уже Иван Флягин характеризовался как человек-артист… Отсюда – тема “очарованности”, “легкого”, артистического отношения к жизни.
Эта сторона лесковской постановки темы сохраняется и в вещах, специально демонстрирующих трудовую удаль, размах и артистичность простого русского человека. В этом отношении очень типичен для Лескова его “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе” (1881).”
(отрывок из очерка “Н.С.Лесков (Очерк творчества)” П.Громова и Б.Эйхенбаума, “Собрание сочинений в 11 томах”, том 1, 1956 г.)
Источник: https://literaturus.ru/2016/10/analiz-povesti-ocharovannyj-strannik-leskova.html
“Очарованный странник” – анализ повести Лескова
Многие знакомы с произведением Николая Лескова “Очарованный странник”. И действительно, эта повесть – одна из самых известных в творчестве Лескова. Сделаем сейчас краткий анализ повести “Очарованный странник”, посмотрим на историю написания произведения, обсудим главных героев и составим выводы.
Итак, Лесков написал повесть “Очарованный странник” в период с 1872 по 1973 годы. Дело в том, что задумка появилась во время путешествия автора по водам Карелии, когда он отправился в 1872 году на остров Валаам, известный приют монахов.
Под конец того же года повесть была почти закончена и даже готовилась к печати под названием “Черноземный Телемак”. Но издательство отказалось публиковать произведение, сочтя его сырым и недоработанным. Лесков не отступал, обратившись за помощью в редакцию журнала “Новый мир”, где повесть приняли и напечатали.
Перед тем, как мы сделаем непосредственно анализ повести “Очарованный странник”, коротко рассмотрим суть сюжета.
Анализ “Очарованного странника”, главный герой
События повести происходят на Ладожском озере, где повстречались путешественники, целью которых является Валаам. Познакомимся с одним из них – конэсером Иваном Северьянычем, который облачен в подрясник, он и поведал остальным, что с юности имеет чудесный дар, благодаря которому может приручить любую лошадь. Собеседникам интересно послушать историю жизни Ивана Северьяныча.
Герой “Очарованного странника” Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ с того, что его родина – Орловская губерния, родом он из семьи графа К. В детстве ужасно полюбил лошадей.
Как-то раз забавы ради он так избил одного монаха, что тот умер, откуда видно отношение главного героя к человеческой жизни, что важно в “Очарованном страннике”, анализ которого мы сейчас делаем.
Далее главный герой рассказывает о других событиях своей жизни – удивительных и странных.
Очень интересно в общем отметить последовательную организацию повести. Почему можно определит её, как сказ? Потому что Лесков построил повествование как устную речь, которая имитирует импровизационный рассказ. При этом воспроизведена не только манера главного героя-рассказчика Ивана Флягина, но и отражена особенность речи других персонажей.
Всего в “Очарованном страннике” 20 глав, первая глава — это некая экспозиция или пролог, а другие главы рассказывают непосредственно историю жизни главного героя, и каждая из них оконченная история.
Если говорить о логике сказа, то видно, что ключевую роль здесь играет не хронологическая последовательность событий, а воспоминания и ассоциации рассказчика.
Повесть напоминает канон жития, как высказываются некоторые литературоведы: то есть сначала мы узнаем о детских годах героя, затем последовательно описывается жизнь, также видно, как он борется с соблазнами и искушениями.
Выводы
Главный герой в анализе “Очарованного странника” типично представляет народ, и его сила, а также способности отражают присущие русскому человеку качества.
Видно, как герой духовно развивается — изначально он просто лихой, беспечный и горячий парень, зато в концовке повести это опытный и зрелый годами монах.
Однако его самосовершенствование стало возможным лишь благодаря тем испытаниям, которые достались ему в удел, ведь без этих трудностей и передряг он не научился бы жертвовать собой и пытаться искупать собственные грехи.
В общем благодаря такому, пусть и краткому анализу повести “Очарованный странник”, становится понятно, каким было развитие русского общества. И Лесков сумел показать это на судьбе всего одного своего главного героя.
Отметьте для себя, что русский человек, по замыслу Лескова, способен на жертвы, и не только сила богатыря присуща ему, но и дух щедрости. В этой статье мы сделали краткий анализ “Очарованного странника”, надеемся, он окажется для вас полезным.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/ocharovannyy-strannik-analiz-povesti-leskova
Анализ повести Лескова Очарованный странник
Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, жизненный путь которого описывается писателем в повести, рассказывающей о его бесконечных странствиях.
Структурную композицию повести составляют двадцать глав, каждая из которых представляет собой самостоятельный фрагмент жизненного пути Ивана Флягина, небольшой логично оформленный рассказ, имеющий смысловое окончание, тем самым давая развитие сюжетной линии.
В изображении ключевых героев произведения писатель использует некоторые особенности в виде противоречий во внешности, характере и поступках.
Внешний вид Флягина, ставшего в конце жизни монахом, имеет богатырское телосложение, широкие формы, высокий рост, а характерными чертами героя автор называет его мудрость, способность логически мыслить, но при этом совершать крайне глупые, безрассудные поступки, влекущие непоправимые последствия. Тем самым писатель подчеркивает
В образе возлюбленной главного героя, цыганки Груши, писатель описывает девушку, обладающую страстную, импульсивную натуру, сочетающуюся с добродетельной личностью.
Ключевой идеей повести автор рассматривает взаимосвязь человеческой жизни в разрезе его отношения к родине и религиозным понятиям, подчеркнутыми особенностями русской духовной ментальности и выражающимися в встречающихся жизненными разочарованиями, несправедливыми поступками, при этом не теряющими надежду на лучшее будущее и стойкого загадочного оптимизма.
Кроме этой идеи, в повести затрагивается иная многообразная проблематика в виде влияния религии на судьбу человека, истинности любовных отношений, социального неравенства, образования, сопоставления монашества и мирской жизни, а также понятия справедливости.
По своей направленности повесть представляет собой аллюзию на евангельское писание, рассказывающее жизнь блудного сына, в образе Ивана Флягина, первоначально ушедшего от божьего предназначения, окунувшись в водоворот мирской жизни, но в результате вернувшись к богу в виде принятия монашеского сана.
Таким образом, писатель в произведении раскрывает перед читателем образ праведника, затрагивая насущные человеческие проблемы современности.
Анализ 2
Путники встретились на водном судне, один из них был монах, вот именно он и решил рассказать попутчикам о своей жизни. На примере данного монаха Ивана, автор показывает изменчивость и нестабильность общества, отношения людей внутри него.
Вот именно монах и рассказывает о том, где он рос, какая у него судьба. Главный герой произведения обычный крестьянин, он рос в поместье графа, работал на него. Он настолько весел и безрассуден, что его просто не унять, он бегает резвиться, совершает всякие поступки. Но один заставил его задуматься и остался с ним до конца дней.
Как то он ехал на лошади и не успел свернуть, врезался в монаха, тот умер на месте. С тех пор постоянно приходит ему во сне и требует, чтоб главный герой искупил свои грехи. Вскоре Иван встречает свою первую любовь Грушу, это девушка из цыганской семьи.
Но его любви не суждено было быть ответной, его возлюбленная была влюблена в графа. Граф же к цыганке серьезно не относился, в результате очередной ссоры Груша погибла из-за неразделенной любви. Иван огорчился, не знал, что делать и решил идти воевать.
После того как он поучаствовал в нескольких боях, был приставлен к награде за храбрость. Вскоре ему дали звание офицера, но Иван не желает себе такой судьбы, он всем говорит, что у него очень много грехов.
Соответственно чтобы искупить данные грехи главный й герой собирается стать монахом и служить Господу богу. После того как Иван стал монахом он немного получил душевного спокойствия и умиротворения. Но в момент разговора с соседями по лодке, он им рассказывает о том, что готов идти воевать.
Характер главного героя сложный и многогранный постоянно изменчивый и неуверенный, после одних событий происходят другие, монах хочет все изменить, но не знает как.
У него просто нет достаточного убеждения в своих силах и в уверенности в своих поступках, поэтому он постоянно прибегает от одного берега к другому. Главному герою не хватает серьезности и уверенности в себе.
Но одновременно, будучи хулиганом в молодости, Иван смог подавить свои плохие черты характера и стать служителем церкви. Смог убрать свои дерзкие замашки и разгульный образ жизни, это свидетельствует о твердости характера главного героя.
Название произведения взято из следующих соображений. Многие действия Иван совершает как с повеления кого-то превыше всех нас. Кроме этого он очень религиозен, раз пошел служить в монахи. А еще основная мысль названия и всего творения в том, что главный герой на протяжении всей своей жизни искал смысл жизни и свое предназначение в этом мире и нашел его.
Интересный ход автора произведения в том, что в начале истории уже видим, кем стал главный герой, чего добился в жизни. А далее идет повествование с уст самого Ивана, он рассказывает о себе и об успехах в своей жизни.
Вторая сюжетная линия, это, конечно же, православная вера, здесь автор всем дает надежду на то, что после покаяния и признания всех своих грехов, человек вновь может быть принят богом. После того как искренне раскаялся, долго молился и выполнял церковные законы, человек может быть принят в лоно духовной православной жизни.
Вариант 3
Повесть «Очарованный странник» является одним из самых странных, но в то же время завораживающих произведений из классической прозы XX века.
Обратимся к образу главного героя. Иван Северьяныч Флягин является человеком с исключительной судьбой и необычным мировоззрением. Для неподготовленного читателя станут настоящей экзотикой приключения Флягина.
Они захватывают тебя и не отпускают до самых последних страниц. Многие знают, что прообразом для своего героя Лесков взял небезызвестного Чичикова из «Мертвых душ» Гоголя.
Однако, в отличии от Чичикова, Флягин, пройдя огромное количество испытаний, не теряет доброту в сердце и искренность своих чувств.
Детская наивность персонажа идет несколько вразрез с его могучим телосложением. И это притягивает читателя, заставляет его провялить к Флягину симпатию. Особый интерес вызывает отношение Флягина к своей совести – он согласовывает с ней все свои дела.
Из-за своей совести герою Лескова приходится часто поступаться с общепринятой моралью и ценностями. Из двух зол Флягину приходится выбирать меньшее. Именно из-за него умирает монах, именно он забивает татарского князя плеткой до смерти. И это он сталкивает свою любимую с обрыва.
Но Лесков утверждает, что Флягин – лучший и честный актер, с чем, конечно, можно и поспорить.
В какой-то момент Флягин оказывается в монастыре. Деться ему, по его же словам, было решительно некуда. Вот тут на него и обрушиваются мысли о своей родине и народе. Он становится готов «помереть» за простых людей.
Но герой видит только внешних врагов, решительно не замечая врагов внутренних. Но, моментами, все же в нем что-то просыпается, и Флягин начинает журить дворян.
Но не злобно, а будто бы отец ругает своих капризных детей, мол, что с них взять!
В конечном итоге он собирается и едет на войну с врагами своей земли. Он готов отдать жизнь, ведь как же родина без него обойдется? Пока в самом государстве ругаются умные, образованные люди с их прогрессивными идеями, должен же кто-то это самое государство защищать!
Флягин один из тех, кто не получал образования, он многого не понимает, это человек наивный, работящий, истинный сын своей страны. Таких много и в настоящие дни, и именно поэтому Флягин является собирательным образом простого русского человека.
← Анализ рассказа Тупейный художник
← Сербский сражатель в рассказе Старый гений↑ ЛесковИстория жизни Ивана Флягина в повести Очарованный странник →
Иван Иваныч в рассказе Старый гений →
- Сочинение по картине Яблонской Хлеб 5 класс
Татьяна Николаевна Яблонская, знаменитая художница Советского Союза. Но ее превосходные работы были известны, и за границей от чего художница имела колоссальную популярность в то время. Зрителю очень нравилось лицезреть работы Яблонской - Сочинение на тему Поход в Кино (кинотеатр)
Наш город небольшой, развлечений немного, но недавно открылся новый кинотеатр «Дружба». Несмотря на то, что работает он всего пару недель, отзывы о нем только положительные. - Исторические события в романе Капитанская дочка Пушкина: историческая основа, правда и вымысел
Пушкин был большим патриотом Отечества, считал, что «должно» гордиться «славою предков» и написал много работ на исторические темы. К их числу относится роман «Капитанская дочка» - История создания повести Пиковая дама Пушкина (замысел и прототипы героев, история написания и публикации)
Как известно, сюжет «Пиковой дамы» взят из реальной жизни. Так Пушкин рассказал своему другу Нащекину о курьезном случае, который произошел с князем Голицыным. Однажды молодой человек сильно проигрался в карты - Образ и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума 9 класс с цитатами
Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/leskov/analiz-ocharovannyj-strannik
Анализ произведения Очарованный странник Лескова сочинение
Произведения Лескова производят неизгладимое впечатление на человека. Со школьной скамьи каждый знаком с несколькими его работами. Одним из таких является повесть «Очарованный странник», которое признано одним из самых знаменитых его произведений.
Лесков создавал повесть с 1872 по 1873 год. Задумка пришла автору во время путешествия по Карелии. По местным водам он отправился на остров Валаам к монахам.
Именно там создавалось произведение и через год было готово к печати с названием «Черноземный Тельмак». Тогда Лескова отказали, объясняя крайне не интересным сюжетом и недоработанностью.
Тогда Лесков обратился в другой журнал, где его согласились опубликовать.
Название «Очарованный странник» несёт в себе мысль путешествия главного героя в поисках собственной души, развития. Он странствует как по ладожскому озеру, так и по своему внутреннему миру. Странник стремится познать свое предназначение, а самое главное – своего места на земле и жизни.
Обо всем этом говорит второе слово в названии, а первое указывает на способность сердца героя очаровывать я своей страной, природой, способность любить и ценить окружающую среду.
Часто в повести автор использует словосочетание «колдовские чары» – это значит, что герой будто не сам совершает различные действия, а под влиянием чего-то высшего.
В произведении 20 глав, но они не представляют собой единую композицию. Они словно расположены хаотично, как шло вдохновение автора. Можно сказать, что это череда случайных событий. Флягин много рассказывает о своей жизни, и она такая же сумбурный и хаотичная.
Неслучайно в повести имеется целый цикл легенд, ведь в повести заложена биография одного из святых, чья жизнь была наполнена божественными знаками. Это видно по рассказу о детстве странника, где бог свыше указывает ему на путь судьбы, а во взрослая жизнь переполнена аллегорией и высоким смыслом.
Кульминацией всего произведения является искушение главного героя бесами, с которыми он справляется с помощью веры в Бога.
Таким образом, мы видим, как много заложено в повести Лескова. Не сразу удалось заметить ценность произведения, но оно все равно вышло в свет и смогло наставить на истинный путь многих читателей. Ведь это очень важно в современном мире.
Вариант 2
Автором произведения “Очарованный странник” является Н.С. Лесков. Именно во время путешествия по Ладожскому озеру появилась задумка создания повести. Писал повесть Лесков на одном дыхании. Меньше года ушло на это творение.
Главным действующим персонажем повести является выходец из простого народа – Иван Флягин. Родился он в семье дворовой челяди. Как-то, из-за забавы, он избил монаха до смерти. После этого покойный начинает преследовать Ваню, являясь ему во снах, и, предрекая в далёком будущем службу богу.
В скором времени Иван покидает дом хозяина, прихватив с собой верёвку и коня. Понимая своё никчемное существование, он решает повеситься. Но осуществить свой план ему так и не удается. Спасает его цыган, перерезав верёвку.
После долгих скитаний по незнакомым землям, герой попадает к татарам. Недолго думая, он становится участником местного обычая, смысл которого заключался в следующем – двое садились напротив друг друга и начинали бить соперника плетями.
Тот, кто продержится дольше, в качестве выигрыша забирал себе коня. Иван воодушевлено борется с соперником, желая получить чудного коня. Но он перестарался, и ненароком насмерть забил противника. За этот опрометчивый поступок, татары калечат ему ноги.
С этих пор он начинает прислуживать им.
Волей случая в татарское поселение приезжают приезжие. Воспользовавшись случаем, Ивану удаётся сбежать. Долго странствуя, он добирается до Астрахани. Но оттуда его ссылают обратно к бывшему хозяину. Тут он начинает присматривать за его лошадьми.
В округе за Ивана распространяется слух, как о волшебнике, так как он безошибочно, с первого взгляда, мог определить хорошего коня. Вскоре, об этом узнаёт местный князь. Он желает воспользоваться его знаниями и берёт Ивана на должность конэсера.
Значимым моментом в жизни главного героя становится знакомство в трактире с красавицей-цыганкой Грушенькой, Несмотря на то, что она приходилась любовницей князю, молодые люди влюбляются друг в друга. Князь заготовил девушке страшную судьбу.
Вскоре он должен был жениться, а Грушу, как уже неугодную, задумал отправить в пчелиный лес на верную погибель. Цыганка сбегает с княжеского двора и приходит к Ивану со страшной просьбой – она просит утопить её, так как другого выхода у неё нет. С долгими раздумьями он совершает этот ужасный поступок.
Теперь, оставшись совсем один, Ваня решает уйти на войну, где, по его мнению, и закончит свою жизнь, погибнув от рук врага.
На поле битвы Ивану так и не удаётся найти смерть. Вернувшись с войны, он пробует сначала себя в качестве рабочего в адресном столе, а затем – артиста, но и тут не находит себя.
Отчаявшись во всём, он уходит в монастырь. Именно в этом месте главный герой обретает покой, понимая, что принял единственное правильное решение за всю свою долгую жизнь.
В “Очарованном страннике” Лесков показал все жизненные трудности, с которыми сталкиваются простые люди, делая особый акцент на негативных аспектах жизни.
Сочинение по рассказу Очарованный странник
В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы.
На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным, рассказывает попутчикам о скитаниях, которые ему довелось вынести, Внешностью он напоминал русских былинных богатырей.
Его удивительный, поэтический народный язык и манера повествования – старинный русский сказ, последовательность и изложение событий его жизни похоже на канонический древнерусский жанр жития. Попутчиков Иван покоряет искренностью рассказов о своих скитаниях.
Многие критики, современники Лескова, восприняли это произведение враждебно, упрекали автора в том, что нет в его повести ни логического сюжета, ни правдивости в описанном им национальном характере, ни основы любви героя к русской земле.
Все повествование главного героя о своих странствиях оценивали, то ли как «от дурака откровение», то ли от «умного речь», а самого главного героя представляли, как пародию на человека с русским характером.
Однако, образ главного героя при кажущейся внешней простоватости, многогранен и сложен.
Лесков, познавая таинственную глубину русской души, ищет нравственные порывы в поступках грешного человека, неистового правдоискателя, который, часто ошибался, но страдая, не теряя веры, приходит на путь покаяния. Лесков показал, что русскому человеку не совсем присуще христианское смирение, ему свойственно согрешить ради справедливости.
Главный герой с детства был родителями завещан Богу, потому что был долгожданный и вымоленный ребенок. И по предсказанию ему было суждено уйти в монастырь.
Много испытаний выпало на долю Ивана: крепостная повинность, побег, скитания без документов и денег, десятилетний плен у иноверцев, пятнадцатилетняя рекрутская служба на Кавказе, где за отвагу был пожалован Георгиевским крестом и офицерским чином.
Он невольно стал причиной смерти трех человек: монаха, свалившегося под колеса телеги, татарина, бившегося за коня, цыганки, обезумевшей от ревности. Довелось ему побывать конэсером, нянькой, лекарем, солдатом, справщиком в конторе, актером в балагане.
Сам герой считает себя страшным грешником, но пройдя через искушения и испытания, находит успокоение в служении и вере. Последний приют он находит в монастыре, но и там ему скучна спокойная жизнь. Его душа в поиске, она жаждет обрести цель жизни. Он очарованный жизнью бродяга с чистой, как у младенца душой, но сильным и независимым характером.
В конце повести путь героя не завершен. Он ищет возможность послужить с верой за Отечество, чтобы найти окончательное пристанище своей неприкаянной душе.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/leskov/analiz-proizvedeniya-ocharovannyj-strannik
«Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
«Очарованный странник» — это одно из наиболее знаменитых произведений талантливого русского писателя Николая Семёновича Лескова. Задумка истории возникла у автора в ходе путешествия по Ладожскому озеру на остров Валаам, где по сей день обитают монахи.
Первые очерки были написаны Лесковым под заглавием «Чернозёмный Телемак» в конце 1872 года. А в сентябре 1873 года, через некоторое время после возвращения автора из путешествия, повесть была опубликована в газете «Русский мир» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».
Произведение входит в цикл легенд Лескова о русских праведниках.
Анализируемое произведение относится к такому популярному в XIX веке литературному направлению, как критический реализм. Оно выражается в стремлении автора достоверно изобразить все трудности жизни простого человека, без прикрас описать быт русского народа.
Лесков обращает больше внимания на негативные стороны, а не позитивные, чтобы заставить читателя задуматься над непростыми вещами. «Очарованный странник» относится к жанру повести, так как рисует цепь эпизодов, составляющих период жизни основного персонажа, и, в отличие от романов, обладает единственной сюжетной линией. Однако в этом творении Н.
Лескова также прослеживаются и былинные мотивы. Композиция произведения линейна, однако логика повествования строится не на хронологии событий, а на ассоциациях и воспоминаниях рассказчика. Повесть состоит из нескольких замкнутых эпизодов, примечательно, что такое же строение имеют жития, а также приключенческие романы.
Элементы и того, и другого жанра фигурируют в «Очарованном страннике», что являлось нововведением Н. Лескова в конце XIX века.
Колоритный язык писателя выделяют его стиль среди других русских прозаиков того времени. Пестрые строки автора, полные просторечия, совсем не похожи на классические литературные приёмы Пушкина и Тургенева.
Лесков писал на том языке, на котором изъяснялся простой работящий народ: наполненном всевозможными говорами, неправильном, резком.
И всё же его тексты совсем не кажутся безграмотными или пустыми, напротив, в них есть особенный шарм, который обогащает русский язык.
Повесть «Очарованный странник» обладает единственной сюжетной линией, которая неразрывно связана с образом главного действующего героя, Ивана Флягина. За двадцать глав, на которые и разделена повесть, персонаж проходит через всевозможные испытания, трудности и искушения, вырастает духовно.
Итогом всех его приключений и лишений является уход в монастырь, в котором герой обрёл успокоение. Флягин очистился от грехов прошлого: убийства любимой женщины и невинного монаха, хоть эти преступления и были совершены не из злодейских побуждений. Казалось бы, злой рок преследовал главного героя на протяжении всей его жизни: это соответствует задумке Н.
Лескова изобразить все тяготы жизни простого русского человека.
Иван Флягин не идеален: во многих его поступках читается и безрассудность, и грубость. Тем не менее, Лесков относит его к числу праведников.
Несмотря на свои отрицательные стороны, этот противоречивый персонаж обладает высокой нравственностью, набожностью, способностью взять чужой грех на себя – особенно это заметно в эпизоде со смертью цыганки Грушеньки.
Образ этой героини также очень интересен: на её примере Лесков одним из первых заговорил о бесправии женщин в России XIX века. Трагическая судьба горячо любящей женщины, которая молила о том, чтобы избавить её от греха самоубийства, не может не вызывать сочувствия у читателей.
Сложно оценить количество проблем, поднимаемых Лесковым в его знаменитом произведении. Повесть даёт ответы на многие морально-этические вопросы о доброте и любви, раскрывает национальный характер русского народа, заставляет задуматься о проблеме поиска счастья. Недаром она считается одной из жемчужин Отечественной литературы.
-
«Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
-
«Старый гений», анализ рассказа Лескова
-
«Однодум», анализ рассказа Лескова
-
«Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
-
«Человек на часах», анализ рассказа Лескова
-
«Левша», анализ повести Лескова, сочинение
-
«Левша», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
-
«Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
-
«Зверь», анализ рассказа Лескова
-
«Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
-
«Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
-
«Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
-
«Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
По произведению: «Очарованный странник»
По писателю: Лесков Николай Семёнович
Источник: https://goldlit.ru/leskov/1213-ocharovanii-strannik-analiz
Анализ повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”
Герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) — крепостной крестьянин, выросший на графской конюшне. В начале своей жизни это щедро одаренный «дичок», своего рода «естественный человек», изнемогающий под бременем неуемной жизненной энергии, которая толкает его порой на самые безрассудные поступки.
Огромная природная сила, которая «так живчиком и переливается» по его жилам, роднит молодого Ивана Северьяныча с легендарными героями русских былин Ильей Муромцем и Василием Буслаевым. Сходство с первым из них автор отмечает на первых же страницах повести.
Таким образом, сразу дается понять, что это характер «почвенный», имеющий глубокие корни в русской жизни и русской истории. Долгое время богатырская сила Ивана Северьяныча как бы дремлет в нем.
Пребывая во власти младенческой непосредственности, он до поры до времени живет вне категорий добра и зла, проявляя в своих рискованных поступках крайнюю беспечность, безоглядную дерзостность, чреватую самыми драматическими последствиями.
В азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить.
Однако свойственный «очарованному богатырю» прирожденный артистизм со временем выводит его на новый, более высокий уровень существования.
Органически свойственное Ивану Северьянычу чувство прекрасного, развиваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием — оно обогащается чувством горячей привязанности к тем, кто вызывает у него любование.
Развитие этих чувств представлено в одном из центральных эпизодов повести, изображающем встречу Ивана Северьяныча с цыганкой Грушей. Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открывается новая красота — красота женщины, таланта, человеческой души.
Пережитое очарование Грушей дает возможность полностью раскрыться душе Ивана. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.
Гибель Груши, не вынесшей измены любовника-князя, была так сильно пережита Иваном, что, по существу, снова сделала его «другим человеком», а того, прежнего, всего «зачеркнула». Он поднимается на новую нравственную высоту: на смену своеволию, случайности поступков приходит целеустремленность всех действий, подчиненных теперь высокому нравственному побуждению.
Иван Северьяныч думает только о том, как бы ему «постраждовать» и тем самым отмолить грех. Повинуясь этому влечению, он отправляется на Кавказ вместо молодого новобранца. За воинский подвиг его представляют к награде, производят в офицеры, но Иван недоволен собой.
Наоборот, в нем все более и более пробуждается голос совести, который толкает его творить суровый суд над прошлой жизнью и осознавать себя «великим грешником».
В конце жизни Иван Северьяныч одержим идеей героического самопожертвования во имя отечества. Он готовится пойти на войну. Спокойно и просто он говорит своим случайным попутчикам, что ему «за народ очень помереть хочется».
Созданный писателем образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение, позволяющее осмыслить настоящее и будущее народа. По мысли автора, народ — это младенец-богатырь, только выходящий на сцену исторического действия, но имеющий необходимый для этого неисчерпаемый запас сил.
Понятие «артистизм» сопряжено у Лескова не только с природной одаренностью человека, но и с пробуждением его души, с крепостью характера. Истинный художник, в представлении писателя, — это человек, одолевший в себе «зверя», примитивный эгоизм своего «я».
Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой.
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/436-povest-ns-leskova-ocharovannyy-strannik.html
Анализ повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
В повести Н.С. Лескова раскрыта основная суть типичного представителя из народа, способного на многое, ведь он русский народ.
Очарованным странником представлен главный герой Иван Северьяныч, от рождения крестьянин, выросший на графских конюшнях, в полной мере был сроднен со своим окружающим миром, где свобода, сила и горячий нрав лошадей полностью соответствует нраву крепкого, гарцующего молодого крестьянина.
Его буйный, неудержимый гонор и бесшабашная беспечность толкает на страшный поступок – убийство спящего в сене воза монаха. Но, этот поступок не трогает его душевного спокойствия, а монах частенько начал нарушать сон гарцующего по жизни молодого богатыря, в котором рвется наружу неуемная сила в сочетании со спящим разумом.
По мере взросления, Иван начинает также расти и в чувственном мире, который его окружает. У него появляется понимание горя Груши и красивой молодой цыганки. Неожиданно для самого себя крестьянин меняется, находясь под впечатлением горестной жизни цыганки, брошенной молодым князем.
Странное, но в то же время смешанное чувство, нарушается привычной, простой и понятной жизнью Ивана – крепостного конюха, бурлящего здоровьем и неуемным нравом. Перемена, требующая недюжинных усилий и изменений в характере, а не внешних каких-то взглядов.
Лесков показывает, как меняется очарование жизни героя, превращая его в одушевленную личность, способную сопереживать горе и смерть близкого человека.
Полностью и категорически измененное мировоззрение Ивана, отбрасывает его прошлую бесшабашную и беспечную жизнь. Обновленная личность, вооружившись стремлением самопожертвования, подталкивает его к новым целям и уже обдуманно, совершенно определенно, став новобранцем, отправляется на Кавказ воевать и отмаливать свои грехи.
Вооружившись своей целью, новобранец совершает поразительные подвиги, получает награды от командования и со временем производится в офицеры. Достигнув высоких результатов, Иван мог бы и остановиться в своем стремлении, но измененная полностью его личность не дает ему покоя, а душевные переживания толкают его все к большим и большим высотам роста нравственности.
Полное переосмысление своей жизни меняют душевные и сердечные влияния на Ивана Северьяныча, толкают его на осознанные действия, применяя все заложенные природой силы и мужество истинного русского богатыря. Это именно тот момент, когда он может положить живот свой за народ свой.
Таким образом, писатель, в роли главного героя представляет собранный характер русского народа, который, невзирая на свое произрастание и окружение, способен категорически измениться и стать в действительности избавителем души от грехов и спасителем окружающего его народа.
Н.С.
Лесков в своей повести, написанной в 1873 году, запечатлел для потомков то, что будет очевидно всегда во все времена, земля русская, как родила, так и будет рожать великих богатырей, способных не только на большие подвиги, но и на самоотречение. Эта тема, заложенная еще в сказках для детей, переносится на обычного человека, его жизнь становится примером и показывает истинную миссию русского человека, пришедшего в этот мир.
Источник: https://lib.repetitors.eu/literatura/174-2014-08-05-10-38-47/3676—–l-r
Анализ произведения “Очарованный странник” Лескова
Название «Очарованный странник» настолько загадочно и многозначно, что по праву считается одним из высших художественных достижений писателя. Об этом вы можете судить сами по тому количеству вопросов, которое ставит это название перед внимательным и грамотным читателем.
Во-первых, как понимать слово «очарованный»: как прилагательное или как причастие? В данном случае это не наукообразная лингвистическая казуистика, а вопрос, от ответа на который зависит понимание смысла. Если это страдательное причастие прошедшего времени, то «странник» кем-то или чем-то очарован. Если же это прилагательное — то тогда мы очарованы им.
Более того, возникает еще один вопрос, в каком из значений употреблено писателем это слово? Словари приводят три его значения. Но в художественном контексте могут проявиться и новые значения этого слова.
Задумайтесь над этим вопросом, обратитесь к словарям, к тексту повести, а пока для нашего разговора примем три основных версии значения: 1) странник очарован, в смысле околдован, приворожен какими-то чарами: 2) странник очарован, иначе говоря, восхищен кем-то; 3) мы, читатели, восхищены или очарованы странником, а, может быть, и автор тоже?
А. А. Горелов: «Лесков увидел народного героя на том повороте его бытия, когда в прежде наивном и импульсивном простолюдине заговорила, повела его по жизни самосознающая воля к историческому действию. Тогда не только внешние «чары», но уже «чары» внутренние некие самоограничители воли, оформившиеся в особенности…
русского национального характера, стали представляться ему тем, что требует преодоления. Конфликт двоякий, конфликт коренной — с внешними и ставшими натурой народа внутренними началами — такова историческая ситуация, в которой читатель видит «очарованного странника» — нового Илью Муромца, изобильного яркими свойствами и задатками, переполненного силой.
Как можно постепенно убедиться, именование героя «очарованным» и сравнение с «заговоренным», избавленным от гибели в бою Ильей означают некоторое взаимное противостояние, в гораздо меньшей степени присущее фольклорным источникам и прорисованное со всей остротой (отсюда и «драмокомедия» символического персонажа) писателем XIX столетия, стремящимся вскрыть потребности национального развития, а тем самым послужить разгадке будущего нации».
Николая Семеновича Лескова по праву называют «волшебником слова». Кто не помнит его «клеветон» или «долбицу умножения».
Но поиски особых словесных форм, порой создание новых слов важны были писателю не сами по себе, а прежде всего как средство показать, вернее изобразить героя и выразить свое отношение к нему.
А это нужно было для того, чтобы читатель яснее понял позицию творца, его взгляд на освещаемые проблемы.
Лесков находит особую жанровую форму. Он объединяет классические фольклорные жанры и жанры литературные, дает им уточняющие определения жанровой структуры, позволяющие направить интерпретацию в нужном автору направлении: например, «открытое письмо», «семейная хроника», «легендарный случай», «картинки с натуры». А судьбу Ивана Северьяновича Флягина Лесков называет «житейской драмокомедией».
Таким образом, литературное обновление известных по фольклорной традиции жанровых форм позволяет наделить их новой содержательностью при сохранении многих знакомых читателю принципов изложения.
А в результате получается своеобразный, присущий именно Лескову жанр-«рассказ-полубыль», о котором он говорит так: «Здесь описана правда, смешанная с вымыслом и затушеванная, чтобы иметь право быть печатаемой».
Обратите внимание на слово «затушеванная», когда будете искать ответы на вопросы о смысле названия.
Композицию «Очарованного странника», собственно, как и жанр, тоже смело можно назвать лесковской. Смотрите, сквозного сюжета нет, а есть одна господствующая тема.
Она растекается «на мелкие ручейки малых фабул и подчиненных мотивов, соединенных в повествовательное целое одной только личностью главного рассказчика».
То есть перед нами, по существу, биография героя, хроника его жизни, представляющая собой бесконечную дорогу поисков настоящего. Обратите внимание, что и рассказывается она в дороге.
Короткие главы, на которые разбито произведение, с одной стороны, делают чтение более захватывающим (короткая история с началом и концом), а с другой — подчеркивают идейно-художественную значимость каждой истории, которая по отдельности может выглядеть как анекдот, а, соединившись вместе с другими, создает настоящее многомерное пространство жизни героя, страны, их судеб и их предназначения. Таким образом, художественный мир произведения начинает переплетаться с миром реальности. У читателя создается художественная иллюзия присутствия одновременно в двух пространствах: художественном и реальном.
Кстати, обратите внимание, что у Ивана Северьяновича какие-то особые отношения с пространством и временем, как у сказочного или былинного богатыря. И эти отношения композиционно подчеркнуты в «рассказе-были». Примеры найдите сами.
Итак, мы делаем вывод. Жанр и композиция «Очарованного странника» позволяют увидеть не только события жизни героя, а панораму жизни страны, народа через эти авантюрные истории.
Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/leskov_n_s/analiz_proizvedenija_ocharovannyj_strannik_leskova/78-1-0-646