Вопросы с ответами по роману “дубровский” пушкина, анализ произведения

Вопросы с ответами по роману “Дубровский” Пушкина, анализ произведения

Дубровский читает
письма матери.
Иллюстрация Д. Шмаринова

Роман “Дубровский” является одним из самых известных произведений в прозе великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина. 
В этой статье представлены некоторые вопросы с ответами по роману “Дубровский”, анализ произведения и т.д.

Смотрите: 
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Дубровский”


О Владимире Дубровском

В каком городе жил и воспитывался Владимир Дубровский?

До 7 лет Владимир Дубровский живет в имении Кистеневка вместе со своим отцом. В 7-летнем возрасте мальчика привозят в Петербург, и там он учится в Кадетском корпусе.
Цитаты из текста:

“Сын Дубровского воспитывался в Петербурге…”

“Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию…”

В каком городе служил Владимир Дубровский?

Закончив учебу, Владимир Дубровский служил в гвардии в Петербурге. 


Какой образ жизни ведет Владимир Дубровский в Петербурге?

В Петербурге Владимир Дубровский ведет расточительную и беззаботную жизнь.
Цитата из текста:

“Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.”


Шабашкин и чиновники


Почему Шабашкин взялся выполнить просьбу Троекурова?
Шабашкин охотно взялся выполнить просьбу Троекурова, чтобы угодить ему и, вероятно, в будущем получить какую-то выгоду.

Почему Шабашкин – “продажная душонка”?

Шабашкина можно назвать “продажной душонкой”, потому что он знает, что Троекуров неправ, но все равно помогает ему в его подлом деле – помогает отобрать имение у Дубровских.

Какие черты Шабашкина подчеркиваются автором?

Автор подчеркивает такие черты Шабашкина, как подлость, отсутствие чувства собственного достоинства.


Какую роль сыграл Шабашкин в конфликте Троекурова и Дубровских?

Шабашкин играет очень важную роль в конфликте героев, так как именно Шабашкин помогает Троекурову нечестным способом уладить все дела (подкупает судей и т.д.).
Цитата из текста:

“…Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы.”

Как встречают чиновники уездного суда господина Андрея Дубровского?
Когда старик Дубровский является в суд, чиновники не обращают на него внимания в отличие от господина Троекурова, которого они встречают с особой почтительностью.
Цитата из текста:

“…Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца, ночевал у него, и на другой день утром явился в присутствие уездного суда. Никто не обратил на него внимания. Вслед за ним приехал и Кирила Петрович. Писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, придвинули ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности…” 

Возраст героев


Сколько лет младшему сыну Троекурова?

Младшему сыну господина Троекурова – Саше – около 9 лет.

Сколько лет Троекурову?

Возраст Троекурова не указан в тексте романа. Судя по всему, ему 50-60 лет.

Сколько лет Владимиру Дубровскому?

Ему около 23 лет.

Другие цифры из романа

Сколько крепостных душ у Троекурова?
У господина Троекурова около 3000 крепостных душ.

Сколько собак содержит у себя Троекуров?

Он содержит в своем имении 500 охотничьих собак.
Это были вопросы с ответами по роману “Дубровский” А. С. Пушкина, анализ произведения и т.д.

Смотрите: 
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Дубровский”

Источник: http://www.literaturus.ru/2019/01/voprosy-otvety-dubrovskij-pushkin-analiz.html

Анализ «Дубровский» Пушкин

В начале XIX столетия в русской литературе большой популярностью стали пользоваться авантюрно-приключенческие повести и романы.

Не встал в стороне от модных тенденций и Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман о благородном разбойнике. В «Дубровском» анализ произведения включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанра и истории создания.

Он будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с тщательным разбором по плану «Дубровский».

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.

Год написания – 1833 год.

История создания – В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный путь.

Тема – В произведении автор поднимает множество социальных проблем, среди которых – беззащитность честных бедных людей перед продажным правосудием, конфликт отцов и детей, защита собственной чести и многие другие.

Композиция – Экспозиция – описание героев и обстановки; завязка – ссора между Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета – приезд Владимира Дубровского, поджог Кистеневки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация – свадьба Маши со стариком; развязка – отъезд Дубровского заграницу.

Жанр – Социальный роман.

Направление – Реализм.

Обратите внимание

Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский, он понял, что ее можно взять за основу будущего романа.

По воспоминания Нащокина, однажды он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий, однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане. Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду, и стал промышлять грабежами.

Осенью 1832 года Пушкин приступил к работе над новым романом, и в короткий срок написал две части из задуманных трех. Второй том был завершен в феврале 1833 года, а третий по каким-то причинам так и не был начат.

Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 год после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили «Дубровский». Смысл названия достаточно прост – так звали главного героя романа.

Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Центральная тема «Дубровского» – защита человеческого достоинства.

Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы.

Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.

Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.

Основная мысль романа – отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.

Важно

Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия – покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.

Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.

Композиция романа отличается четкой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей – помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.

Завязкой произведения ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистеневку. Узнав вердикт судьи, Дубровский сходит с ума и спустя время умирает.

Далее происходит развитие сюжета. Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистеневку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.

Желая отомстить своему главному обидчику – Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно – Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.

В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем.

Развязка романа – это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского заграницу.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дубровского».

При анализе произведения следует отметить, что принадлежит оно жанру социального романа, в котором раскрыто множество остро социальных тем своего времени.

Направление, характерное для романа Пушкина «Дубровский» – реализм. Однако в произведении присутствуют и некоторые черты романтизма.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/dubrovskiy/analiz-proizvedeniya-pushkina.html

Викторина по содержанию романа А.С. Пушкина “Дубровский”

Вопросы викторины (на знание текста) по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

1) Покровское, Кистеневка, Арбатово — Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.

2) «Всегдашние занятия его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…» О ком идет речь в этом фрагменте?

3) Как звали отца Владимира Дубровского?

4) Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?

5) Какой чин был у Троекурова?

6) Что отвечал отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?

7) Кто такой Тимошка?

8) Как звали псаря, обидевшего Дубровского?

Совет

9) «.. .я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а …». Вставьте в письмо Дубровского пропущенное слово.

10) Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?

11) Узнайте героев по описаниям:

а) «маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний»;

б) «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;

в) «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах »;

г) «толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»;

д) «человек лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, бороде, сущий портрет Кульнева».

12) Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?

13) Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».

14) «Приезд Троекурова и прием, ему оказанный, были уже известны всему околотку, и тамошние политики предвещали важные оному последствия». О каком событии идет речь и правы ли были «тамошние политики»?

Обратите внимание

15) «…я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на … . Как увидишь его, страх и трепет клонят ниц, а спина сама так и гнется, так и гнется». Кто и о ком это говорит?

Вставьте недостающее имя.

16) Основное занятие Маши Троекуровой.

17) Чему должен был учить француз Сашу?

18) «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?

19) Как звали Спицына?

20) «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?

21) Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маше в то время, на которое приходятся основные события романа?

22) «…красная шкатулка была точно пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли…».

Куда подевались деньги? Чья это была шкатулка?

23) Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?

24) Сколько лет было Верейскому?

25) Какую песню любил насвистывать Троекуров?

26) «…оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки…». Как звали мальчика?

27) «Славная весть, — сказал ему Кирила Петрович, — я поймал Дубровского».

О каком эпизоде идет речь?

Творческое задание (развернутый ответ в виде сочинения миниатюры)

  1. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значительные:

Честь — достоинство — месть — ненависть — любовь — благородство — приключение — страдание — деньги — красота — искусство — обжорство — смерть.

  1. Какую роль в «Дубровском» играют воля и судьба героя? Как вы думаете, что имеет большее значение в жизни главного героя и других персонажей?

  1. Почему Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)?

Читайте также:  Краткое содержание пьесы "бесприданница" по действиям и явлениям (по главам)

Ключ к вопросам викторины:

1) Покровское —Троекуров; Кистеневка —Дубровский; Арбатово —Верейский.

2) О Кириле Петровиче Троекурове.

3) Андрей Гаврилович.

4) Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский.

5) Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.

6) «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».

7) Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.

8) Псарь Парамошка.

9) …старинный дворянин…

10) «Дубровский… решился… проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту».

Важно

11) а) заседатель Шабашкин; б) Андрей Гаврилович Дубровский; в) мать Владимира Дубровского; г) Спицын; д) Дубровский, под видом генерала явившийся к Анне Савишне Глобовой.

12) Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.

13) Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.

14) Событие, о котором идет речь, — приезд Троекурова в Кистеневку и изгнание его Владимиром Дубровским. Последствия этого события — приезд в Кистеневку приказных и пожар.

15) «…на Кирила Петровича…» Дьячок говорит это о Троекурове.

16) Чтение романов.

17) Грамматике и географии.

18) О «шутке» с медведем.

19) Антон Пафнутьевич.

20) Троекуров Спицыну.

21) Дубровскому 22 года (23-й), Маше — 17 лет.

22) «…в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.

23) Три недели.

24) Около пятидесяти.

25) «Гром победы раздавайся».

26) Митя.

27) Эпизод, связанный с Митей.

Творческое задание (развернутый ответ в виде сочинения-миниатюры)

  1. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значительные:

Честь — достоинство — месть — ненависть — любовь — благородство — приключение — страдание — деньги — красота — искусство — обжорство — смерть.

Возможный вариант ответа:

«Я считаю, что главное слово в романе — любовь. Владимир Дубровский любил отца, смерть его очень огорчила сына. Потом он полюбил Машу и тоже ее потерял.

Второе место, мне кажется, занимает слово «месть». После смерти отца Владимир хочет отомстить за него Троекурову, но любовь к Маше пересиливает ненависть.

Третьим важным словом я считаю «благородство». Дубровский отказывается от мести из-за любви к Маше, из-за нее он даже пощадил князя Верейского. Он дает слово своей любимой и не нарушает его».

  1. Какую роль в «Дубровском» играют воля и судьба героя? Как вы думаете, что имеет большее значение в жизни главного героя и других персонажей?

Возможный вариант ответа:

«Воля — способность человека решать, какой жизненный шаг предпринять; судьба — необходимость поступить так, как вынуждают обстоятельства. В начале романа Владимир Дубровский — беззаботный офицер, его ждет блестящее будущее, о котором он пока не очень-то заботится.

Однако уже первое жизненное испытание (письмо няни) заставляет его принять решение в соответствии с чувством долга. Решение Владимира уйти в разбойники — попытка изменить судьбу, которая несла ему бедность и унижение.

Чувство любви к Маше заставляет его подчиниться ее воле, ее чувство долга перед нелюбимым мужем создает обстоятельства, которые оказываются сильнее Дубровского, несмотря на его попытки бороться с судьбой».

  1. Почему Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)?

Возможный вариант ответа:

«Мне кажется, потому что Дубровский совершил грех. Хоть и во имя справедливости, но все равно грех. Владимир должен был расплатиться за свои «справедливые грехи» перед несправедливыми богатыми людьми. «Мы живем в несправедливом мире» — мне кажется, на эту мысль опирался Пушкин, когда пытался закончить роман. В таком мире невозможна счастливая развязка».

Источник: https://infourok.ru/viktorina-po-soderzhaniyu-romana-as-pushkina-dubrovskiy-1449526.html

Урок-викторина по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Урок – викторина по литературе для 6 класса

«Роман А.С. Пушкина «Дубровский»

Разработала и провела Ананьева А.Н.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8»

г. Новочебоксарска

Цель: формировать у обучающихся познавательный интерес к творчеству А.С.Пушкина как романиста

Задачи:

  • обобщить знания по теме «Роман А.С. Пушкина «Дубровский», полученные на предыдущих уроках;
  • осуществить контроль изученности темы;
  • создать условия для формирования у обучающихся собственного отношения к роману «Дубровский»

Оборудование:

мультимедийное оборудование

презентация 

  • Урок-викторина “Дубровский” PPTX / 4.94 Мб жетоны карточки для рефлексии

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. Целеполагание.(Слайд 1)

Александр Сергеевич Пушкин – не только великий русский поэт, но и непревзойденный прозаик – романист, истинный мастер художественного слова. Роман «Дубровский» – еще одна замечательная иллюстрация литературного таланта А.С. Пушкина.

Как мастера слова, Пушкина всегда интересовал человек, движения его души.

Вместе с героями своего романа автор искал ответы на жизненно важные вопросы: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти, о нравственном долге и личных корыстных интересах. (Слайд 2)

Над романом «Дубровский» А.С.Пушкин работал с 21 октября 1832 г. по 6 февраля 1833 г., но не завершил его. При жизни поэта роман не был опубликован, издатели дали ему название по имени главного героя.

Совет

Хорошо известно, что в основу романа легли реальные жизненные обстоятельства (Рассказ друга поэта Нащокина об одном богатом дворянине, который незаконным образом был вытеснен соседом из имения, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.) «Дубровский» был высоко оценен литературными критиками. В.Г.

Белинский считал этот роман А.С.Пушкина «поэтическим созданием, которым по справедливости всегда может гордиться русское общество». (Слайд 3)

2.Актуализация знаний.

ü  Когда был написан роман «Дубровский»? (1833 г.)

ü  Назовите главных героев романа? (Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский, Марья Троекурова, Владимир Дубровский)

ü  В каких имениях происходит действие? (Покровское, Кистеневка, Арбатово)

ü  Каков финал романа? (финал открытый, роман не был окончен, дальнейшая судьба героев неизвестна)

3.Ход викторины

Блок викторины Вопрос (ответ)

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urokviktorina_po_romanu_aspushkina_dubrovskij_235844.html

Анализ произведения Дубровский Пушкина сочинение

Основная идея произведения заключается в размышлениях автора о причинах, порождающих разбойническое настроение в народных массах, мстящих за нарушения правды насильственными властными мерами.

Писатель отражает в романе основные проблемы существующего современного общества в виде своеволия помещиков, бесправного положения крепостного народа, произвол царских судебных органов и, как результат в форме стихийного протеста, разбойничества.

В основе произведения лежат реально произошедшие в России события, которые писатель использует в создании романа, демонстрируя в нем характерные для разбойничьих сказаний традиции в виде проникновения разбойника в дом злодея, любовные отношения романтичного героя-разбойника с дочерью своего обидчика.   

Задачей писателя становится достоверное и психологичное описание жизненности происходящих в романе событий и реалистичности изображенных героев.

В образе главного героя романа автор представляет Владимира Дубровского, описанного в качестве бедного молодого дворянина величественного вида с зычным голосом.

Основной персонаж произведения участвует в двух конфликтах, рассматриваемых писателем, первый из которых отражает социальное сословное неравенство, неограниченную власть имущего класса в виде взаимоотношений Дубровского и Кирилы Троекурова. Результатом кульминации данной конфликтной линии становится бунт Дубровского, нежелающего терпеть произвол помещика.

Второй конфликт произведения связан с развитием любовных отношений главного героя, выраженный в форме семейно-бытовых зарисовок, раскрывающий проблему бесправного положения женщин в обществе.

Обратите внимание

Обе конфликтные сюжетные композиции писатель объединяет образом Кирилы Троекурова, ставшего причиной разбойничьего поведения главного героя Дубровского и возможного инициатора несчастной жизни собственной дочери Маши.

Автор делает акцент на беспринципности, невежественности, порочности и низости Троекурова, не имеющего в душе истинных человеческих чувств, легко уничтожая собственных крепостных и не жалея ради наживы родную дочь, воплощая в образе Кирилы типичного представителя уездного помещичьего общества.

При этом Троекуров не лишен человеческих порывов в виде мук совести, любви к Маше, однако обладание безграничной властью придает данным проявлениям уродливые черты, превращая некогда неплохого человека в деспотичного самодура.  

Раскрытие народного стихийного бунта в форме разбойничества передается писателем как проявление единственно возможного способа для простого люда высказать собственное мнение в виде протеста и гнева.

Произведение является незаконченным, оставив развязку финала на усмотрение читателей, при этом в планах писателя согласно его заметках в черновиках окончание сюжетной линии романа должно было стать положительным в виде воссоединения влюбленных Дубровского и Маши Троекуровой, которые обретают долгожданное семейное счастье.

Анализ 2

Роман А. С. Пушкина «Дубровский». Роман написан в 1833 году, но Пушкин не решался его публиковать, и только после трагической гибели поэта «Дубровский» был напечатан. Пушкин давно хотел написать роман, о благородном разбойнике, он был вдохновлен произведениями В. Скотта. Многие критики ругали «Дубровского» считая его одним из неудачнейших произведений поэта.

Герой Дубровского, это дворянин, который мстит за поруганное имя, помещику Троекурову (косвенно виновному в смерти его отца) и обществу которое это поощрило. Это байроновский герой, привлекательный и в то же время демонический.

Произведение повлияло на творчество Лермонтова, на такие его произведения как «Герой нашего времени» и «Вадим». Пушкин отобразил в произведение николаевскую эпоху, – беззаконие творимое помещиками и продажную бюрократию, которая им помогает это делать. А так же поднял тему «русского бунта, жестокого и беспощадного».

Важно

Писатель показал и истоки (причины) народного бунта, показал, что так продолжаться не может. В романе поднимается так же проблема крепостного крестьянства, его бесправия и несправедливости вообще, когда дворянин при деньгах и связях может погубить другого дворянина, не богатого и без связей.

Внимание Пушкина к разбойничеству можно объяснить не только литературными источниками. В течение долгого времени России разбой на «больших дорогах» был распространённой проблемой.

Беглые крепостные и рекруты, разоренные мелкие дворяне, бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, нападали и жгли поместья. Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение в народном творчестве.

В романе присутствует и любовная линия, Дубровский влюбляется в дочку своего врага. Но, у их отношений нет будущего, они обречены как и сам Дубровский.

Здесь выступает фатум героя, его выбор сделан, по сути он прав, но он не уживается с обществом и становится разбойником.

В личности Дубровского отображена суть человека не понятого и отвергнутого обществом и он в свою очередь ведёт свою «войну» против них. Самым главным врагом Дубровского выступает помещик Троекуров.

Троекуров из-за прихоти и самолюбия решил погубить отца Дубровского, используя земельную тяжбу. Дубровский отец умирает, не выдержав моральных переживаний. Это и становится отправной точкой для дальнейших действий для Дубровского сына.

Сочинение по роману Дубровский

Главная идейная мысль в произведении “Дубровский” предстает в авторских раздумьях о том, что же способствует зарождению преступного настроенческого поведения в народных массах.

Автор поднимает в своём произведении важные общественные проблемы, социального и политического характера, которые заключались в своевольном поведении помещиков, отсутствии прав и свобод у крестьянства, полный произвол со стороны судей – это все способствовало зарождению протеста со стороны страдающего народа.

Основу романа наполнили реальные события, которые происходили в России. Писатель повествует о проникновении представителя из народа в дом знатного обидчика, а также описывает завязку отношений с родной дочерью богатого человека.

Совет

Писатель ставит перед собой задачи с полной достоверностью происходящего суметь изложить в романе те события, свидетелями которых он отчасти являлся.

Главным героем романа автор делает небогатого представителя дворянства, молодого человека Владимира Дубровского. Он является защитником интересов народа и принимает участие в разных конфликтах.

Дубровский, вступая в конфликт с Троекуровым, делает попытки пресечь неравенство и вседозволенность богатого класса, тем самым выражая свое нежелание терпеть подобный произвол.

Далее автор вовлекает своего героя в развитие любовных отношений, с помощью которых поднимается вопрос бесправия женщин.

Все конфликтные ситуации в произведении автор соединяет образом Троекурова, поведение которого стало главной причиной восстания Дубровского. Писатель подчеркивает все самые низменные черты Троекурова, у которого не осталось в душе подлинных человеческих качеств. Он не только не жалеет своих крепостных, но и абсолютно холоден по отношению к родной дочери.

У Троекурова иногда возникают тревожные отголоски совести, всплески любви к дочери, но все же жажда власти берет свое и будучи когда-то хорошим человеком он снова превращается в тирана и деспота.

Читайте также:  Тест по роману "обломов" гончарова на знание текста: вопросы и ответы (викторина)

Писатель преподносит народный бунт, который достигает стихийного проявления, как единственный шанс и возможность дать народу высказаться и быть услышанными.

Роман носит незавершенный характер. Автор даёт возможность читателю размышлять, предполагая то, что могло бы послужить для достойного завершения.

Обратите внимание

По плану автора, который был найден в черновике, финал сюжета романа представлялся ему полностью положительным. Он хотел, чтобы Дубровский и Маша обрели счастливую семейную жизнь без участия вольнодумцев.

Суть, смысл, идея, темы и проблемы

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-dubrovskij

Анализ романа А.С. Пушкина “Дубровский”

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А.С.Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти.

Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома.

Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года.

В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Поль­зуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него закон­но принадлежащее ему имение.

Об одном таком случае рассказал Пушкину его приятель Нащокин, знавший не­коего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, лишился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Писатель заботился о реалистической правдивости своего романа, о приближении его к подлинной действительности.

Реализм Пушкина в этом романе принимает критическую окраску.

Каждое из действующих лиц в «Дубровском» носит признаки своей социальной принадлежности. Например, богатый помещик Троекуров. Его роль в романе «злодей­ская». Но по натуре он совсем не «злодей». У него есть задатки благородства и великодушия.

Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загла­дить свою несправедливость и вернуть старику Дубровско­му отобранное имение.

Но все эти хорошие задатки гибнут в той атмосфере, в которой он живет: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивле­ния. «Избалованный всем, что только окружало его, — говорится в романе, — он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».

Важно

Троекуров — явление типическое, и не только для своего времени. Такие Троекуровы неизбеж­но возникают в обстановке безграничного произвола одних и полного бесправия других.

В старике Дубровском сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно, отно­сительная) не только не уменьшает, но еще и обостряет дворянскую гордость.

В столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, он не мог удержаться от зависти при виде великолепной псарни своего богатого соседа и сказал ему колкость, на которую тот сначала не обратил внимания.

Окончательный разрыв последовал тогда, когда Дубровский, верный своим твердым дворян­ским правилам, потребовал присылки к нему троекуровского псаря для наказания за его дерзкий ответ.

Возникшая из пустяков ссора растет и приводит в конце концов к тяжелым последствиям как для самого старика Дубровско­го, так и для молодых героев романа — Владимира и Маши. Это постепенное развитие вражды, разгорающейся, как костер, описано у Пушкина с величайшим художествен­ным мастерством: все события естественно вытекают одно из другого.

Крестьяне в романе непримиримее и последовательнее в своей ненависти к насильникам, чем их обиженный барин. Поведение их самое решительное: «Умрем, а не выдадим», — говорят они Владимиру. Крестьяне вступают­ся за молодого барина, потому что только в нем и могут найти хоть какую-нибудь защиту.

Они боятся жестокости и произвола чужого господина, особенно такого, как Трое­куров. Кучер Антип говорит: «Во владение Кирилу Петро­вичу! Господь упаси и избави — у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет».

Противозаконная передача имения чужому господину служит толчком для восстания. Владимир становится атаманом крестьян. Он поддер­живает дисциплину, осуществляет военное руководство.

Совет

В его действиях есть хотя и не совсем ясная, но все же какая-то общая идея: он грабит, например, только богачей, чиновников и казну, а прочих не трогает.

О содержании последнего, третьего тома можно судить только по черновым наброскам, из которых видно, что Дубровский должен был в конце концов соединиться с Машей Троекуровой. Затем следует, как обозначено в плане, «развязка» — очевидно, благополучная.

Текст «Дубровского», не получивший еще окончатель­ной отделки, обладает такими же свойствами, как и вся пушкинская проза вообще: ясностью, простотой и сжатос­тью. Достаточно одного какого-нибудь жеста, движения, слова — и перед нами весь человек.

Вот, например, как сообщает Дубровский дворовым о смерти отца: «Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался». Сразу виден силь­ный человек, владеющий собой и не привыкший обнару­живать свои чувства, и только быстрый, решительный шаг (он появляется «вдруг») и это «отрывисто» выдают его внутреннее волнение.

Кажется, все так просто и естествен­но, а между тем мало кто мог бы так безошибочно найти нужную деталь, чтобы показать человека.

Незаконченный и оставшийся в рукописи «Дубров­ский» имеет некоторую романтическую окраску «разбой­ничьего» романа. Но в то же время дает широкую социаль­ную картину, написанную с глубоким реализмом.

Все фигуры здесь типичны: и Троекуров, бесцеремонно коман­дующий своими мелкопоместными соседями, и окружаю­щие его подхалимы, вроде Антона Пафнутьевича, и пря­мой, честный старик Дубровский, стоящий на страже своей чести, и приказные, готовые на любое беззаконие для удовлетворения сильного человека, угодливые перед высшими и наглые в обращении с низшими, и крестьяне, упорные в борьбе за правду. Представители разных групп и сословий изображены в «Дубровском» с величайшим художественным совершенством.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/392-roman-as-pushkina-dubrovskiy.html

Сочинение Анализ романа «Дубровский» А.С. Пушкина-Сочинения по русскому языку и литературе для 1-11 классов

Роман «Дубровский А.С. Пушкин начал писать осенью 1932 года, а закончил работу над ним зимой 1933 года. По словам самого автора. В основу романа легли реальные факты из жизни обедневшего белорусского дворянина.

В романе есть несколько основных персонажей: Троекуров, Дубровский-старший, Дубровский-младший, Маша Троекурова.

Троекуров Кирилла Петрович – барин. Он богат, владеет большим имением, гордится своей псарней. Кирилла Петрович очень своеволен, привык командовать всеми, любит лесть, самодур.

Обратите внимание

Дубровский-старший отставной поручик. Он честен, не богат, владеет небольшим имением, которое досталось ему от отца.

Маша Троекурова дочь Кирилла Петровича. Отец держит ее в четырех стенах. Девушка любит читать французские романы, скромна и боится отца.

Дубровский-младший – это сын Дубровского-старшего. Он был вызван в имение отца, после того, как Троекуров отсудил у того имение.

В романе прослеживаются две сюжетные линии: вражда между Троекуровым и Дубровским-старшим, борьба Дубровского-младшего с богачами.

В первой половине романа Пушкин описал историю вражды между Троекуровым и Дубровским-старшим. Троекуров обиделся на Дубровского-старшего за то, что тот не примчался к нему в имение по первому зову и требовал извинений за слова псаря Кирилла Петровича. Дубровский-старший был оскорблен словами псаря и отказался идти на поводу у Троекурова.

Тогда Троекуров подкупил судью, чтобы забрать имение у Дубровского-старшего. Дело он выиграл, а Дубровский-старший вскоре заболел и скончался. В день его смерти у Кирилла Петровича проснулась совесть, он хотел извиниться перед соседом, но тот велел прогнать его со двора.

После этого Троекуров разозлился еще больше и выселил Владимира Дубровского из имения.

Крестьяне Дубровских не желали переходить к Троекурову и согласились вместе с Владимиром Дубровским организовать бандитскую шайку. Именно жизни Владимира посвящена вторая часть романа.

Важно

Из нее мы узнаем о том, что Владимир стал грабить богатеев, которые проезжали через лес недалеко от имения Троекурова. Потом он проник в дом Троекурова под видом учителя французского, чтобы отомстить за смерть отца. Но Владимир влюбился в Машу и отказался от мести.

Он хотел помочь Маше уйти от отца-тирана, но не успел, и отец выдал девушку за своего богатого друга.

В своем произведении Александр Сергеевич поднял несколько проблем. Во-первых, неравноправие разных слоев населения в России. Именно эту проблему Пушкин проиллюстрировал при помощи взаимоотношений Кириллы Троекурова и Андрея Дубровского.

Троекуров привык всегда получать свое, поэтому пошел наперекор закону и совести и отсудил имени у Андрея Гавриловича. Второй проблемной точкой романа стал конфликт Троекурова и его дочери Маши.

Отец решил насильно выдать дочь замуж за старого князя, потому что тот был богат.

В целом роман мне понравился. Он помогает проследить наиболее острые социальные и моральные проблемы первой половины девятнадцатого века. Произведение учит нас тому, что надо отвечать за свои поступки и думать об их последствиях.

Поделись сочинением с друзьями!

Источник: http://alfasoch.ru/sochineniya-po-literature/analiz-romana-dubrovskij-a.s.-pushkina.html

6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. О создании романа «Дубровский». Сюжет, характеры, проблематика. Историко-культурный контекст времени. – Повесть А.С.Пушкина

1) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов;

2) развивать умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей;

3) совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения;  

Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский»

-Как автор характеризует дворовых Троекурова?

(гл. 1) («…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство).

-Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?

(Покровские мужики воруют лес у Андрея Гавриловича).

-Отсюда можно сделать вывод, что хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и своенравны. Что нового узнаём мы об отношениях господ Дубровских и их слуг из разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?

(гл. 3) («…у него (Троекурова) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо сдерёт. Нет, дай Бог здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»).

В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается: «Зачем ты встал с постели, — говорила ему Егоровна, — на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди». Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как вы думаете, кто мог бы сказать такие слова?

(Только очень близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-матерински).

-Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, вспомним слово «семейственные» и употребим его, говоря об этих отношениях. Подобные отношения между господином и слугой мы сможем наблюдать в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» между Петрушей Гринёвым и Савеличем (учащиеся делают на полях в тетради пометки «А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Савелич»)

-Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? Обратите внимание на выражение внутренних переживаний героя и найдите авторские оценки этого состояния.

(гл. 10) («Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения… », «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова»).

-Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос?

(«…псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам»).

http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/4ae61004.jpg&percenta=

-Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?

(Завистью).

-А что такое «зависть»? Обратимся к словарю В. И. Даля: «Зависть – досада по чужом добре или благе». И в той словарной статье приведена поговорка: «Лихоманка и зависть – Иродовы сёстры». Но не только завистью было вызвано его язвительное замечание Андрея Гавриловича, в нем был виден весь Дубровский, прямой, независимый, смелый.

Читайте также:  Вера алмазова в рассказе "куст сирени" куприна: образ и характеристика

-Обидел ли он своими словами Троекурова?

(Нет, реакции не последовало).

-А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?

(Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»).

-Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича?

(Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги).

-Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?

(Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича).

-Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров?

(Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал, о том, что было в душе Дубровского, он просто не думал).

-Как дальше развиваются события?

(Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания).

– Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно».

Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте?

(Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей).

-А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться?

Как показал автор Троекурова после охоты?

(«Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»).

-Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?

(Соседи, доносившие всё в искажённом виде, сплетни тоже сыграли свою роль).

-Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?

(Отнять имение).

-Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?

(Сломить гордость Андрея Гавриловича).

-Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?

(Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал).

-Что мы узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?

(Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце).

-Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову? (Кирила Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая, поэтому Пушкин так подробно описывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же гордый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показан статично. Пушкин этим эпизодом ещё раз показал правильность той характеристики героев, которую дал в начале романа).

-Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются во время жизни в Петербурге, а какие – в Кистенёвке?

(Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведёт светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистенёвку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напоминал старшего Дубровского).

http://i.ytimg.com/vi/M5q-eecAYmc/maxresdefault.jpg

-С какой целью автор даёт в пятой главе описание осеннего пейзажа?

(Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца.

Пейзаж даётся в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течёт, и ручей течёт. Не случаен именно осенний пейзаж, ведь осень – символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни.

Совет

Такое аллегорическое сравнение мы встретим при описании пейзажа и у Льва Толстого) (на полях тетради учащиеся записывают: Л. Толстой «Война и мир»).

-Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родную усадьбу?

(гл. 6) (Портрет матери, её письма – всё это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы «враг его семейства» надругался над этим).

-Каков Дубровский в роли предводителей разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками?

(Нет).

http://amigefamilyschool.ru/images/cover/event/68/b469ecbb2a01a0f483d051256de71b41.jpg

-О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнаёт читатель и от кого?

(От Анны Савишны Глобовой. Ей он является как генерал, который возвращает деньги, украденные её приказчиком).

-В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?

(В роли учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побоявшегося остаться наедине с разъярённым медведем).

-Когда мы узнаём, что Дефорж – это Владимир Дубровский?

(В 10-ой главе, когда он отомстил Антону Пафнутьичу за лжесвидетельство в пользу Троекурова).

Изложение событий 

-Зачем же Пушкин в 8-10 главах отказался от последовательного изложения событий?

(Чтобы заинтриговать читателя).

-Сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле».

 В романе: гл. 8 – Дефорж и медведь; гл. 9 – обед у Троекурова; гл. 10 – Спицын и Дефорж; гл. 11 – встреча Дубровского с Дефоржем.

Хронологическая последовательность: встреча Дубровского с Дефоржем – гл. 11; Дефорж и медведь – гл. 8; обед у Троекурова – гл. 9; Спицын и Дефорж – гл. 10.

Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные.

До сих пор говоря о произведении, о событиях, описываемых в нём, мы использовали такой термин, как сюжет. Сегодня мы познакомимся с новым термином – фабула. Чем же они отличаются? Поможет нам «Краткий словарь литературоведческих терминов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева» (М., 1978): «Фабула – от лат. сказание, рассказ, предание.

Может употребляться в том же смысле, что и сюжет. Иногда под сюжетом понимают хронологическую последовательность событий, а под фабулой – тот порядок, в котором о них повествуется». Итак, история дворянина Островского, рассказанная Пушкину его другом П. В. Нащокиным, явилась фабулой, на основе которой строился сюжет повести «Дубровский».

Фабула, таким образом, средство достижения авторской цели.

Несовпадение фабулы и сюжета мы встретим и у М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени» (запись на полях в тетради: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

В 11-ой главе А. С. Пушкин рассказывает о встрече на почтовой станции Владимира и француза Дефоржа. Мы уже читали повесть «Станционный смотритель». Кого напоминает вам смотритель из повести «Дубровский»: Самсона Вырина или героя стихотворения П. Вяземского «Станция», слова из которого взяты эпиграфом к повести «Станционный смотритель»: «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор»?

-Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

(гл. 12) («Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию»).

-Как вы понимаете слова: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» (гл. 3) и слова из гл. 8: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича… есть героиня нашей повести»?

(Настоящими героями повести А. С. Пушкин назвал Владимира и Машу, значит, эта повесть – о любви).

-Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство?

(гл. 3, 12, 15).

Как относится Маша к Дубровскому?

(гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она ещё не была влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в её сердце»; гл.

14: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал её как плаха, как могила… «Нет, нет, повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).

Обратим внимание на этот ряд: умереть – монастырь – за Дубровского. Разве так думают о любимом человеке?

И ещё одна цитата из 16-ой главы: «Главное для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».

Обратите внимание

Брак с князем Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дубровскому. Почему после венчания Маша отказывается от предложения Владимира? Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему никаких чувств?

(гл. 18) («Я дала клятву». Чувство долга, чести берёт верх) (запись на полях в тетради: А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Татьяна и Онегин).

-Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте главы 18 начало эпизода, когда Владимир появляется перед Верейским и Машей.

(Чтение со слов: «Вдруг раздались крики погони…»).

-Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»?

(Он появляется перед Машей в полумаске, это ещё одна роль, роль благородного спасителя).

-В каком произведении А. С. Пушкина мы встречались с мотивом маскарада, переодевания?

(В повести «Барышня-крестьянка»).

-На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.

-Работа над романом не была завершена А. С. Пушкиным. Если I часть была написана за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над повестью.

В черновиках писателя сохранился план III части: «Жизнь М. К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин.

Свидание…» Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстаётся со своими сообщниками?

(Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо обиженным и обманутым (Анна Савишна Глобова), и конечно же – спасение любимой девушки от ненавистного брака).

-Давайте ещё раз обратимся к «Словарю русских личных имён». Что значит имя Владимир?(Владимир – владеющий миром).

-И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя. Владимир Дубровский по своему характеру, принципам не вписывается в круг разбойников. Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. А прочитав повесть «Капитанская дочка», мы поймём и отношение Пушкина к бунту.

Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с тою ролью, которая выпала на его долю.

Подведение итогов

 Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя.

Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам.

Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана). Подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев.

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:

(Князь Верейский) —Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка .

Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина».

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

ИСТОЧНИК

http://aplik.ru/shkolniku/9-klass/izuchenie-romana-a-s-pushkina-dubrovskii-v-6-klasse/

http://soshinenie.ru/osuzhdenie-proizvola-v-povesti-pushkina-dubrovskij/

http://www.studfiles.ru/preview/1604992/page:2/

http://v.5klass.net/zip/d26b93d83876a092775b734da40ed544.zip

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/4362/lesson/14479

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector