Анализ романа “Обломов” Гончарова в вопросах и ответах
Где живет Обломов в Петербурге?
Обломов живет в Петербурге на Гороховой улице.
Сколько лет Обломову в начале романа?
Илье Обломову в начале романа около 32-33 лет.
Почему Обломова зовут Ильей Ильичом?
Обломова зовут Ильей Ильичом, потому что он во многом похож на своего отца. Обломов наследует от отца (как и от матери) лень и апатию, любовь к вкусной еде и сну, доброту и мягкость и т.д. Обломов получает имя своего отца как символ того, что он – настоящий наследник обломовских пороков.
Сколько лет Обломов служит в канцелярии?
Обломов служит в канцелярии всего два года. Затем он уходит в отставку, потому что устает от службы.
Сколько лет Илья Обломов живет в Петербурге?
Обломов живет в Петербурге около 12 лет. До конца жизни он так и не покинул Петербург:
“…Я двенадцать лет не был там…”
“…безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге…”
Почему Штольц дружит с Обломовым?
Андрей Штольц дружит с Обломовым, потому что он ценит его доброту, его чистую, “хрустальную” душу.
Сколько крепостных душ достается Обломову от родителей?
От родителей Обломову достается 350 крепостных душ (крестьян):
“…по смерти отца и матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ…”
Однако со временем число крепостных уменьшается до 300 из-за того, что Обломов не занимается имением:
“…Помилуй, а Обломовка? Триста душ!..”
Сколько гостей приходит к Обломову в начале романа?
В начале романа к Обломову по очереди приходят 6 приятелей (гостей): Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев и доктор Обломова.
Сколько слуг у Обломова?
У Обломова двое слуг: старый слуга Захар служит Обломову с самого детства, а кухарка Анисья появляется со временем.
Почему Обломов переезжает на Выборгскую сторону?
Обломов переезжает на Выборгскую сторону, потому что хозяева квартиры Обломова собираются делать ремонт и просят его съехать. Позднее Обломов хочет отказаться от жилья на Выборгской стороне. Но контракт обязывает его в таком случае выплатить крупную сумму компенсации (это одна из афер Мухоярова). Поэтому Обломов переезжает в дом на Выборгской стороне.
Где знакомятся Обломов и Ольга Ильинская?
Обломов и Ольга знакомятся в доме у Ольги и ее тетки. Штольц знакомит Обломова с Ольгой.
Почему Обломов и Ольга расстаются? Почему происходит их разрыв?
Обломов и Ольга расстаются, когда Ольга наконец понимает, что она не сможет изменить Обломова. Она осознает, что Обломов всегда будет ленивым и апатичным. И Ольга не может это принять. Поэтому между ними происходит разрыв.
Почему Обломов выбирает Агафью Пшеницыну?
Обломов выбирает Агафью Пшеницыну, потому что с ней ему удобно и уютно. Она принимает Обломова таким, какой он есть, и не пытается изменить. Агафья вкусно готовит и окружает Обломова заботой, как это было в его родной Обломовке.
Где живет Обломов с Агафьей Пшеницыной?
Обломов с Агафьей Пшеницыной живут в доме Агафьи на Выборгской стороне в Петербурге.
Сколько детей было у Обломова?
У Обломова и Агафьи Пшеницыной рождается один сын – Андрюша.
Почему сына Обломова зовут Андреем?
Сына Обломова зовут Андреем, потому что сам Обломов захотел назвать сына в честь своего лучшего друга – Андрея Штольца:
Почему Обломов оказывается на грани нищеты?
Обломов оказывается на грани нищеты, потому что он становится жертвой афериста Мухоярова, брата Пшеницыной, а также его сообщников – Тарантьева и Затертого. Мухояров и его приятели пользуется доверчивостью, честностью и наивностью Обломова.
Сколько лет Обломову в конце романа? Во сколько лет умирает Обломов?
В конце романа Обломов умирает в возрасте около 40 лет.
Где умирает Обломов?
Обломов умирает на Выборгской стороне в доме Агафьи Пшеницыной.
Почему сына Обломова воспитывает Штольц?
Штольц воспитывает сына Обломова после смерти последнего. Агафья сама отдает мальчика Штольцу. Она надеется, что так сын получит достойное воспитание и образование. Агафья видится с сыном, когда посещает Штольцев.
Источник: https://literaturus.ru/2016/05/analiz-roman-oblomov-goncharov.html
Анализ романа «Обломов» Гончарова в вопросах и ответах
Какой жанр у романа «Обломов»?
Жанр можно назвать одновременно и комедией, и трагедией. Комедия проявляется в самом главном герое, который слишком ленив для того, чтоб хоть как-то разнообразить свою жизнь. А трагедия выражается в том, насколько человек может закрыться от мира и стать абсолютно социально неприспособленным для жизни только в следствии своей лени.
Сколько лет Обломову?
Илья Ильич – это молодой мужчина тридцати двух лет.
Каким родом занятий занимается Обломов?
У него нет определенного рода занятий, он бездельничает и считает, что это определенный протест обществу.
Как зовут слугу Обломова?
Его зовут Захар.
Что осталось у Обломова после смерти родителей?
У него остались триста пятьдесят крепостных.
Как зовут друга детства Обломова?
Его зовут Андрей Иванович Штольц.
Похожи ли Штольц и Обломов?
Они полные противоположности друг другу. Обломов – достаточно аморфный боярин, который больше всего любит полежать на диване, а Штольц достаточно энергичный и амбициозный молодой человек.
Где была родина Обломова?
Родина Ильи Ильича – это небольшое поселение Обломовка.
Куда переехал Илья Ильич?
Он переехал в Петербург.
Что делает с Обломовым Штольц?
Прежде всего, Андрей заставляет Илью выйти в свет, возит по гостям и знакомит с новыми людьми. А позднее, знакомит его с Ольгой, в которую влюбляется Обломов.
Для чего Штольц знакомит Обломова с Ольгой?
Андрей просто хочет заставить Обломова встать с дивана посредством общения с достаточно активной и энергичной Ольгой. Однако Штольц не предусмотрел то, что Обломов влюбится.
На ком женится Захар?
Захар женился на Анисье – простой бабе, которая в достаточно короткое время приводит в порядок дом Обломова.
Какие отношения у Обломова и Тарантьева?
Тарантьев хочет отобрать имение и состояние Обломова, а Обломов принимает их общение за настоящую дружбу.
Куда переезжает Обломов по предложению знакомого Тарантьева?
Он переезжает в дом, снятый ему Тарантьевым, и попадает в руки еще одного проходимца Мухоярова и его сестры Агафьи.
Как складываются отношения Обломова и Ольги?
Они расстаются и Ольга выходит замуж.
Что предпринимает Агафья?
Агафья влюбляет в себя Обломова, показывая себя как уравновешенная, спокойная и преданная хозяйка и в итоге они женятся.
Что шокировала в сложившейся ситуации Обломова?
Обломов узнал про то, что практически хозяином его имения становится Мухояров.
Кто рождается у Обломова и Агафьи?
У них рождается сын Андрей.
Что произошло с Обломовым через пять лет?
Спустя пять лет Обломов умирает.
Кто забирает сына Обломова на воспитание?
Сына забирает старый друг Андрей Штольц.
Что такое явление Обломовщина?
Это явление не столько социальное, сколько глубоко психологическое. Можно объяснить, как «нежелание покидать зону комфорта». С такими людьми достаточно тяжело взаимодействовать, поскольку они не обладают никаким стимулом для того, чтоб хоть каким-либо образом повлиять на собственную жизнь.
Актуален ли в наше время роман «Обломов»?
Если рассуждать относительно стиля написания – то он достаточно устаревший, поскольку довольно длительная завязка действия, а что касается проблем, затронутых в романе, то безусловно актуален.
Ведь современный жизненный уклад и безграничные возможности постепенно приводят к тому, что для комфортного существования человека сейчас абсолютно не обязательно контактировать с социумом и это приводит к некоторой апатии современных людей.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/1659
Анализ «Обломова» Гончарова
Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках».
Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа.
«Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв».
В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.
Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.
Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан.
Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.
Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей.
Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.
5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».
Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной.
Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.
Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной.
Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью.
Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.
Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует.
Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания.
Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.
Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд.
Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым.
Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет.
Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.
Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение.
Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества.
Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.
Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером.
Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель.
Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически.
Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.
Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара.
Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует.
Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.
Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир.
Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни.
Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.
Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни.
Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться.
Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.
Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще.
Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге.
Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.
В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича.
В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.
Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/analiz-proizvedeniya-goncharova.html
Вопросы и задания по второй, третьей и четвертой части романа Гончарова “Обломов”
- Озаглавьте главы 2 части романа.
- Расскажите о детстве, юности и воспитании Андрея Штольца.
- Расскажите о родителях Штольца.
Какими принципами руководствовались они в воспитании сына?
- Какие два противоположных начала жизненного уклада сформировали облик Штольца?
- Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные принципы?
- Как такой человек, как Штольц, мог «быть близок Обломову»? Как на этот вопрос отвечает Гончаров? Как бы ответили вы?
- Какую оценку своей прошлой жизни дает Обломов в разговоре со Штольцем (глава 4)?
- Как относится Обломов к нововведениям Штольца, к цели его деятельности, жизни? Как вы понимаете слова Обломова о том, «что жизнь есть поэзия», что он – «поэт в жизни»?
- Чьи доводы в споре Обломова и Штольца убедительнее? Почему? Какую оценку современной действительности дает Обломов? В чем Обломов видит норму жизни? Идеал?
- В чем вина Обломова? Почему обломовский вопрос был глубже гамлетовского?
- Как и при каких обстоятельствах появляется слово «обломовщина»? Что оно означает?
- Как произошло знакомство Обломова с Ольгой? Как проявляет себя Обломов? Ольга?
- Портрет Ольги. Его значение в раскрытии образа.
- Значение музыки и пения Ольги в развитии их взаимоотношений.
- Почему с появлением чувства исчезает детализированность быта, «вещность» мира.
- Расскажите историю любви Обломова и Ольги. Каковы «стадии» любви? Кто из героев выглядит убедительнее?
- Какие рассуждения Гончарова о любви и жизни человеческой показались вам чем-либо интересными? Какие – спорными? Какие сцены вам не понравились?
- Почему отношения Ольги и Обломова лишены будущего?
- Расскажите о второстепенных персонажах романа (тетка, барон, Мухояров, Тарантьев)?
- Чье чувство, Ольги или Обломова, кажется вам убедительнее?
- Какие художественные детали использует Гончаров, описывая роман Ольги и Обломова?
- Почему Обломов покраснел, когда Ольга сказала о путешествии в Африку?
- Что такое Casta diva?
- Кто хотел сделать Обломова своим секретарем, библиотекарем?
- Что нужно делать, чтобы не выскочил ячмень?
- Как вы понимаете слова Гончарова об Обломове: «Но все эти заботы на выходили пока из магического круга любви; деятельность его была отрицательная»?
- Кто из героев и почему вспомнил мудрое правило: «живи, как бог велит, а не как хочется»?
- «Мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь» – кто, где и почему написал это?
- Объясните слова: «выдуманная им ночью ошибка было такое отдаленное будущее… «Ведь не одна любовь, ведь вся жизнь такова…»
30. Почему, на ваш взгляд, отношения Ольги и Обломова
лишены будущего?
31. Когда впервые в романе появляется Агафья Матвеевна?
32. Какова роль Обломова в жизни Пшеницыной?
33. Сравните отношение к Илье Ильичу Ольги Ильинской и
Агафьи Пшеницыной.
34. Проведите сравнительный анализ жизни Обломова на
Гороховой, в доме Пшеницыной, и в воспоминаниях Ильи Ильича об Обломовке.
35. Опишите совместную жизнь Ольги Ильинской и Андрея
Штольца. Достигли они идеала?
36. Почему, с точки зрения
Штольца, духовная смерть Обломова наступила раньше физической?
37. Почему Илья Ильич отказался от последней встречи с
Ольгой?
38. Как сложилась судьба сына Обломова?
39. Почему смерть Обломова Гончаров сравнивает со сном?
40. Расскажите, как жила после смерти Обломова Агафья
Матвеевна.
41. Почему в конце романа вновь звучит слово «обломовщина?
Что, на ваш взгляд, вкладывает Гончаров в это понятие? Что такое, по-вашему,
обломовщина?
42. Какова роль Штольца в романе?
43. Гончаров использует в своем романе принцип антитезы.
Приведите примеры.
44. Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу,
Ильинской, Пшеницыной.
45. Обломов как трагический герой.
46. Предопределение и свобода (по роману «Обломов»).
Источник: https://litera865.blogspot.com/2013/09/ii-iv.html
«Обломов», анализ романа Ивана Александровича Гончарова
Гончаров свой главный замысел вынашивал долгие годы.
В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» – глава неоконченного романа «Обломовщина».
Отправляясь в летний отпуск в родной Симбирск, Гончаров даже заранее договорился в одной из петербургских редакций о публикации полного текста романа, уверенно рассчитывая привезти его из отпуска.
Таким образом, можно предположить, что уже к лету 1849 г. первоначальный план « Обломова» сложился в творческом воображении писателя.
Но принадлежа к тому типу литератора, которому для создания произведения необходима сверхидея, Гончаров вновь обратился к своему замыслу лишь после возвращения из экспедиции на фрегате «Паллада», во время которой он имел возможность наблюдать нравы и обычаи, характеры и темпераменты самых разных народов, неизменно сравнивая их с русскими. «Обломов» увидел свет в 1859 г., и именно ему суждено было стать гончаровским ответом на вопрос о «корнях» и о «кроне» русской души.
Сюжет, проблематика и композиция
Помещик Илья Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу он давно забросил, ни в какой другой деятельности себя не нашел. При этом он милый, добрый, образованный человек.
Андрей Штольц, друг детства Обломова, тщетно пытается «пробудить к жизни» дорогого ему человека. Причем сделать это он пытается с помощью своей юной «ученицы» Ольги Ильинской.
Он надеется таким образом внести «ровный свет, несколько градусов тепла» в беспросветную, мрачную и холодную жизнь Обломова.
Неторопливое развитие романа Ильи и Ольги составляет центральные – вторую и третью – части произведения. В конце концов вместо света в «несколько градусов тепла» – разгорелся огонь. Оказывается, в самом Обломове «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму» . Свет натолкнулся на свет – и породил огонь.
Но Ольге не нужен такой человек, как Обломов, и она в конце концов становится женою Штольца.
А Илья в 4-й части романа находит пристанище у вдовы-мещанки Агафьи Пшеницыной, на которой в конце концов женится и с которой до самой своей смерти ведет «растительное» существование. « В ее имени, – замечает литературовед Е. А.
Краснощекова, – возможно, отозвался и мифологический мотив (Агафий – святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада) » .
Впрочем, защитить от внутреннего огня – не значит ли загнать его еще глубже внутрь? Можно ли (и нужно ли) спасти человека от такого огня? Этот вопрос был популярен во второй половине ХІХ века, и причиной тому, если попытаться уложить ее в некую схему, можно назвать обострение извечного конфликта европейской культуры Нового времени – конфликта языческих (огонь желаний) и христианских (любовь-агапэ – еще одно толкование имени Агафья) элементов культурной традиции.
Жанр
Современное литературоведение часто относит «Обломова» к жанру «романа-мифа», ибо в нем «выразилась самая сущность русской культуры». В то же время это один из первых «чистых» образцов русского психологического романа, не признающего однозначных, формальных характеристик.
Так, автор «Обломова» вряд ли был бы согласен со знаменитой первой фразой «Анны Карениной», ибо и о счастливой семье Андрея и Ольги Штольцев ему хочется знать не только то, что они в конце концов были счастливы, но и то, ценою каких усилий каждого из них давалось их семейное счастье.
Персонажи
Еще современная Гончарову критика сосредоточилась на антитезе «Обломов – Штольц» как главной символической оси романа.
Объехав по периметру всю Азию, автор «Фрегата “Паллада” » вынес о ней почти то же самое впечатление о полном и убежденном погружении в сон, какое у Обломова (еще в его раннем «Сне… » ) осталось от Обломовки.
Однако, находя много родственного на Востоке, русский человек в то же время никогда не переставал дивиться дивам Запада и молиться на «священные», по словам Достоевского, «камни Европы».
Автору «Обломова» и «Фрегата “Паллада” » быть может более других русских писателей свойственно это умиленное (но и достаточно отстраненное) восхищение Европой. «Все, начиная с человека, породисто и красиво в Англии», — замечает автор «Фрегата “Паллада” » .
И вновь настаивает: «Все породисто здесь: овцы, лошади, быки, собаки, как мужчины и женщины» . И в «Обломове» о Штольце он говорит: Штольц породист, «как английская кровная лошадь» .
Уважение, умиление, восхищение – вот чувства, которые вызывает Штольц: у Обломова и Ольги, у Захара («патриархального» слуги Обломова), у повествователя, у читателя… Вот только быть как Штольц или даже быть рядом с ним – тяжелый, непосильный труд.
И не на такой ли труд обрекла себя Ольга, выйдя за Штольца? … Не испытывая к нему – поначалу – влечения-эроса, не умея и любить «ни за что», любить любовью-агапэ, и, таким образом, лишенная одной из двух возможных надежд на счастье в браке, не будет ли она до конца жизни внутренне метаться, не находя никакого внешнего выхода? …
«У меня нет ни одного типа, а все идеалы», — утверждал сам автор, имея в виду двух главных героев и двух главных героинь «Обломова» . Каждый и каждая из них идеальны в чем-то одном и для кого-то одного.
Илья не готов быть главой семьи, быть не просто умным собеседником, нежным любовником (его « голубиную нежность» еще долго поминают между собою Ольга и Андрей), но мужем, берущим на себя ответственность и без колебаний предлагающим жене единственно верный (конечно, всего лишь для их семьи) ответ на любой вопрос.
Илье нужна Агафья: та ни в чем не усомнится, сама все решит и за все ответит. И Агафья идеал, и Ольга, и Илья идеал, и, конечно, Андрей – но в разном, для разного, для разных и по-разному.
«Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются – а Штольц был счастлив! … Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге: он не ожидал никогда и этого».
Направление
Итак, вот что такое идеал по Гончарову: нечто настолько прекрасное, что в жизни встретить его не ожидаешь – а вот встречаешь же… Это и есть реализм в его новом и полном проявлении.
Реализм ведь не в том, чтоб назвать идеал «положительным типом» и «подтягивать» к нему действительность, а в том, чтоб в познании самой действительности пройти глубже индивидуального и глубже типического – туда, где можно встретиться с идеальным.
По произведению: «Обломов»
По писателю: Гончаров Иван Александрович
Источник: https://goldlit.ru/goncharov/804-oblomov-analiz
Анализ романа «Обломов» Гончарова
В центре повествования находится помещик Илья Ильич Обломов, более 10 лет назад уехавший из своего родового имения Обломовка в Петербург.
В юности у него имелось немало планов проявить себя, многого добиться в жизни, сделать карьеру, однако Обломов очень быстро разочаровывается как в службе, заключающейся в монотонном писании бумаг, так и в светской жизни, ограничивающейся лишь игрой в карты и злословием о знакомых.
В начале романа читатели видят Илью Ильича постоянно лежащим дома на диване и категорически не желающим покидать постель, чтобы куда-либо отправиться или чем-то заняться.
При этом сам Обломов не считает себя бездельником.
Он постоянно разрабатывает план переустройства своего поместья и не перестает мечтать о сладкой, сытой, спокойной жизни в деревне вместе с женой и детьми или о совершении великого подвига, о грандиозной славе, хотя все это так и ограничивается мечтаниями на диване.
Илья Ильич крайне ленив и сам это осознает, мысль о том, чтобы хотя бы сменить квартиру, приводит его в панический ужас, не говоря уже о поездке в Обломовку или за границу, как ему советует доктор, видя нарастающее ожирение пациента и несомненную перспективу апоплексического удара в недалеком будущем.
Все знакомые относятся к Обломову несколько презрительно, считая, что он не способен ни на что, кроме лежания на диване и поглощения пищи, окружающие думают, что у него едва ли имеются какие-либо мысли.
Они ошибаются, у Ильи Ильича богатый внутренний мир, он нередко думает о том, как изменить судьбы всего человечества, сделать людей счастливыми и принести им как можно больше пользы.
Однако он даже не пытается воплотить в жизнь хоть какие-то свои надежды и мечты, в реальности ему лень даже подняться с дивана для того, чтобы слуга Захар мог убраться у него в спальне. Илья Ильич с негодованием отвергает его предложение уйти из дома на весь день, хотя периодически и отчитывает Захара за царящий в квартире беспорядок.
В своем сне Обломов возвращается во времена своего детства, когда родители всячески лелеяли его и никогда не позволяли ему ничего делать самостоятельно, он, как напоминает Илья Ильич слуге, от рождения ни разу не натягивал чулок, это всегда делали сначала няня, а потом приставленный к подростку Захар. Став взрослым, Обломов не только не умеет, но и не желает предпринимать никаких усилий, хотя и боится, что останется вовсе ни с чем, ведь дела в Обломовке, судя по письмам старосты, идут все хуже и хуже.
Основное противостояние в этом произведении начинается с того момента, когда к Обломову приезжает его старинный друг Андрей Штольц, с которым они сблизились еще в период обучения в пансионе.
Штольц полностью противоположен Илье Ильичу, он является чрезвычайно активным и энергичным человеком, почти постоянно находится за границей по делам своей компании, к тридцати с лишним годам он уже успел существенно продвинуться по службе и заработать немалые капиталы, тогда как ленивый и мечтательный Илья не сумел достигнуть абсолютно ничего.
Едва появившись в квартире Обломова, Штольц начинает возмущаться тем, что его друг полностью погряз в своей лени и давно не выходит из дома, он заставляет Илью Ильича ездить в гости вместе с ним, и Обломов вынужден ему подчиниться, невзирая на отчаянное нежелание бывать в обществе.
В их последующих беседах Илья старается доказать Андрею, что нахождение в свете, наполненном злобными сплетнями и бесконечными картами, является таким же бессмысленным и бездеятельным времяпровождением, как и его лежание.
По словам Обломова, в этом обществе невозможно научиться ничему полезному ни для ума, ни для души, и он предпочитает оставаться дома, чтобы, по крайней мере, не засорять своего сердца и головы.
В то же время Илья Ильич соглашается с обличениями друга относительно того, что он напрасно тратит свою жизнь, он и сам в глубине души чувствует, как изо дня в день опускается и тупеет. Он не против поехать с Андреем за границу, однако так и не может решиться на это окончательно в силу своей беспредельной лени и страхом перед любыми переменами, и в итоге Штольц все же уезжает один.
У Обломова завязывается роман с юной Ольгой Ильинской, с которой его знакомит тот же ближайший приятель. На некоторое время Илья словно пробуждается от своей многолетней спячки, его переполняют чувства и он готов полностью изменить свою жизнь и измениться сам.
Но, как только от Обломова начинают требоваться конкретные действия, связанные с предстоящей женитьбой, Илья тут же начинает снова испытывать боязнь того, что у них с Ольгой ничего не получится, он полностью не уверен в себе, к тому же Обломов не имеет представления о том, в каком состоянии его имение и сможет ли он обеспечить будущую семью. Его все больше пугают настойчивость и решительность Ольги, в глубине души он прекрасно понимает, что они не являются подходящей парой. Решение возлюбленной расстаться с ним Илья Ильич воспринимает очень болезненно, пережив после этого длительную горячку, но в то же время понимая неизбежность такого поворота событий.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Финал романа вызывает искреннее сожаление.
Обломов рано уходит из жизни, так ничего и не совершив, последние годы он живет сладкой и спокойной жизнью, окруженный заботой со стороны своей супруги Агафьи Матвеевны, и всецело смиряется с тем, что он уже никак не сможет идти одной дорогой со Штольцем и Ольгой, вступившими в брак. После его смерти остается маленький сын Андрей, которого друзья Обломова берут к себе на воспитание, рассчитывая вырастить его так, чтобы хотя бы он в дальнейшем вел полезное, деятельное существование.
Образ Ильи Ильича крайне неоднозначен, в нем немало положительных черт, таких, как доброта, мягкость, нежность, честность, верность дружбе.
Однако все имеющиеся в нем замечательные качества оказываются не в силах противостоять лени, избалованности, полнейшему отсутствию воли, заложенным в нем еще в детские годы, поэтому в итоге Обломова ожидает бесславный, грустный конец.
Это произведение и спустя полтора столетия после его написания заставляет читателей размышлять о том, почему все же судьба центрального героя романа оказалась столь печальной и достойный человек так и не нашел для себя никакого применения в окружающей действительности.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/analiz-romana-oblomov-goncharova.html
Анализ произведения Гончарова «Обломов» Помощь по литературе
Роман «Обломов» является одним из лучших произведений, написанных в стиле критического реализма. Автор умело изобразил кризис русского общества в XIX столетии. С начала романа читатель видит двух совершенно разных героев — Обломова и Штольца.
У них совершенно разные характеры, различное восприятие мира. Говоря о главных героях, Гончаров подводит черту под целой эпохой в жизни страны.
Не смотря на то, что крепостное право было отменено в 1861 году, уже в начале столетия было понятно, что этот период себя изжил, он завершен.
Произведение на примере главного героя Обломова изображает несостоятельность того строя и саму невозможность нормального развития человека в тот период. Обломов с самого детства был воспитан так, что ему доставалось все без усилий. При этом в нем не было развито ни одно стремления, которое руководило бы им в жизни. Обломов не понимал необходимости человеческой «пустой» суеты.
Ему было не понятно назначение документов, с которыми он столкнулся на службе и он ушел в отставку. Он не мог понять, что ему даст образование, а потому не брал в руки книг. Обломов не видел смысла в приемах гостей и перестал выходить в свет. Ему только тридцать два года, но вся его жизнь проводится на диване.
Он не участвует ни в каких делах и постоянно задается вопросом о том, как жить ему дальше.
Роман постигает психологию, глубокие изъяны, которые были нанесены нормальному с рождения человеку нравами общества и воспитанием. Гончаров ввел особый термин — «обломовщина». Это та самая болезнь, которая состоит из поощрения недостатков и пренебрежением достоинствами. Это явление довело Обломова до такого существования, которые мы видим с первых страниц повествования.
Автор неторопливо описывает всевозможные детали, рассказывает подробно и точно. Эта… эпическая манера изложения прекрасно передает причины, по которым герой оказался в таком положении.
То, что Обломов все дни проводит лежа на диване, символически отображает его духовную слабость. Раньше герой всерьез думал о том, чтобы делать что-то полезное для общества, но все оказалось не более чем рассуждениями.
Более того, Обломов спокойно относится к такому неподвижному образу своей жизни, а диван становится символом остановки жизни героя произведения.
Илья Ильич Обломов любит мечтать, он апатичен и мягок. Никогда никого не стеснив, он и сам не считает необходимым оказывать кому либо помощь и даже заботиться о себе. Дела в его поместье пущены на самотек.
Как противовес, подчеркивающий деградацию Обломова, выступает Штольц — очень активный человек, который видит смысл жизни в борьбе за свои ценности, идеалы и мечты.
Он не равнодушен к проблемам окружающих, равно как и полон участия к своему другу Обломову.
Последним шансом освободиться из-под гнета «обломовщины» становится для героя Ольга Ильинская. Девушка полюбила героя и она отдает много сил и времени на то, чтобы преобразить его и вызвать в нем интерес к окружающему миру. Но Обломов не приспособлен к жизни и боится ее, он не способен принимать решения и действовать. «Обломовщина» побеждает.
Гончаров изобразил Обломова и «обломовщину» не для того, чтобы показать судьбу отдельного человека, а для того, чтобы указать на то, что, таких как его герой очень много. Автор судит само общество, которое губит хороших людей.
Гончаров обличает лень и бездеятельность помещиков, и их деградацию в такой среде.
Это наследие способно привести страну к разрухе, а потому автор поднимает вопрос обновления общества людьми, которые будут не просто мечтать об искоренении зла, а действовать в этом направлении.
Источник: https://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/1457_analiz_proizvedeniya_goncharova_171_oblomov_187.htm
Общий анализ романа “Обломов”
Иван Гончаров написал роман “Обломов” в 1858 году, а через год журнал “Отечественные записки” напечатал текст произведения.
Однако построение сюжетной линии романа было сделано намного раньше, когда Гончаров написал первую часть романа “Сон Обломова”. Сделаем общий анализ романа “Обломов” Гончарова, обсудим характеристику главных героев “Обломова”.
Надо сказать, что Гончаров создал трилогию, куда помимо “Обломова” вошли произведения “Обыкновенная история” и “Обрыв”.
Какие вопросы затрагивает Гончаров в романе “Обломов”? В основном это вопросы острого социального значения, характерные для той эпохи, когда жил автор.
Например, Гончаров говорит о становлении нового поколения в России, о том, какое противостояние идет между европейским мышлением и русской ментальностью.
И обязательно в романе “Обломов” Гончаров пишет о смысле и судьбе человека, о настоящей любви и счастье. Продолжим анализ “Обломова” Гончарова, рассмотрев конкретных персонажей произведения.
Характеристика героев романа “Обломов”
Как и в любом другом гениальном литературном шедевре 19 века, каким, собственно, является и роман “Обломов”, все персонажи имеют важное значение для раскрытия идей автора и сюжетной линии. Например, Гончаров противопоставляет мужские образы женским: Обломов и Штольц, Ильинская и Пшеницына.
Если рассмотреть характеристику героев, то Обломов и Пшеницына выступили представителями слоев общества, которым присущи архаичные, устаревшие идеи, то что преобладало в русском мещанстве.
Они находятся в отрешенном состоянии, бездеятельны и спокойны.
Этой паре героев Гончаров противопоставляет Штольца и Ольгу, которые стремятся к новым веяниям, европейским нормам и устоям, новой ментальности общества.
Делая анализ романа “Обломов” Гончарова, обязательно нужно принимать во внимание это противопоставление главных героев, на основе которого автор строит главную идею романа.
Проблематика романа “Обломов”
Какие еще вопросы затронул Гончаров в “Обломове”? Тема романа связана с многими историческими, общественными и философскими вопросами, которые актульны по сей день.
Центральная проблематика произведения – проблема “обломовщины”, которая так ярко проявилась у русских мещан, став историческо-социальным явлением общества.
Такие люди не хотели перенимать новые идеи, меняться и двигаться вперед.
И не только общество находилось в таком состоянии. По мнению Гончарова “обломовщина” стала характерной и для отдельных людей, по сути, непосредственно человека, который поддался деградации.
Сделав анализ романа “Обломов” видно, что классические русские типажи, которые отразились в главных персонажах, имеют первостепенное значение для ментальности русского общества.
Такие типажи, как: помещик, предприниматель, девушка-невеста, жена, слуги, жулики, чиновники и др. ярко раскрывают русский характер и ставят его в противопоставление европейской ментальности.
Это опять же хорошо видно на примере Обломова и Штольца.
Если вы уже ознакомились с общим анализом “Обломова” Гончарова, предлагаем вам прочесть краткое содержание “Обломов” или перейти в раздел Книг. Кроме того, обязательно прочитайте биографию Ивана Гончарова.
Еще по теме:
- Характеристика Обломова в романе “Обломов”
- Критика романа “Обломов”
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/obshchiy-analiz-romana-oblomov
Анализ романа “Обломов”
«Обломов» – это роман, который в своем поэтапном раскрытии отображает конец эпохи отмены крепостничества и невозможность нормального развития и роста личности в условиях процветающего тогда крепостного права.
Приведенный ниже анализ романа “Обломов” наглядное тому подтверждение.
Главный герой представлен автором в качестве собирательного образа человека, который не может после службы приобщиться к какому-нибудь делу и найти ответ на вопрос: как жить дальше? Роман «Обломов» представляет собой смешение романтизма с ослабленной волей человека, душевной немощью.
“Обломов”: анализ 1 главы
В начале произведения автор знакомит читателя с героем (Обломовым) и с его бытовым окружением.
Применяя метод поэтапного (ступенчатого) сужения образов, Гончаров переносит нас сначала на одну из основных улиц аристократии в городе Петербурге, перемещая суть действий в большой многонаселенный дом, где мы и попадаем в жилище и «опочивальню» главного героя.
Неопрятная комната соответствует как внешнему виду, так и внутреннему настроению хозяина, где мы обнаруживаем, что «ковры были в пятнах» и «лепилась в виде фестонов паутина». А сам герой – Обломов кличет периодически: «Захар!».
И после ворчанья и стука «спрыгнувших откуда-то ног», перед нами возникает второй персонаж романа, слуга, также в довольно неприглядном виде. Лакей Захар для хозяина дома Обломова – не только «преданный слуга», он также выступает в роли хранителя родовых воспоминаний, друга, няньки.
Это автор наглядно демонстрирует, представляя вереницу забавных бытовых сценок в результате общения лакея с барином.
Благодаря грубой, откровенной и неприкрытой лицемерием манере общения Захара мы знакомимся с отрицательными чертами Обломова – и с ненавистью к труду, и с жаждой покоя и безделья, и со склонностью преувеличивать тягость собственных забот.
Между слугой и помещиком явно прослеживается параллель: подобно тому, как Илья Ильич Обломов самоотверженно трудится над планом, лакей Захар всячески демонстрирует намерения провести генеральную уборку. Только совершенно не следует полагать, что Захар является двойником помещика или простачком ленивым. Не стоит о нем судить так поверхностно.
Жизнь Ильи Ильича как бы протекает в своем особом мирке, который то и дело терпит вторжение посторонних: уж многим людям есть дело до него.
К помещику стучались в дверь и светский шалопай Волков, Пенкин – модный литератор, усердный чиновник Судьбинский и делец Тарантьев, даже какой-то «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией».
Петербуржцев привлекает в квартире Обломова тепло души и мягкость её хозяина. Даже такой негодяй, как Тарантьев, понимает, что в этом доме он найдет «теплый, спокойный приют».
По существу, уже в экспозиции намечается пояснение того, почему Обломов как чиновник не достиг успеха.
Мы видим, что «среда не «заела», среда отторгала» народ, подобный главному герою, который, на самом деле, в духовном отношении гораздо выше любого из своих гостей.
Обломов к концу первой части романа готов изменить свою прежнюю жизнь. Герой находится под давлением внешних обстоятельств в виде необходимости переезда по причине снижения доходности имения.
Только вот внутренние побуждения оказываются важнее.
И прежде чем нам предстоит увидеть результат усилий помещика Ильи Ильича подняться с дивана, автор приводит для рассуждение особую новеллу о детских годах персонажа – «Сон Обломова».
Сон Обломова: анализ эпизода
В этом отрывке мы находим ответ на вопрос о том, как бодрый и резвый мальчик Илья Обломов превратился в мужчину, которой не желает никого и ничего знать, окромя собственного кабинета и прислуживающего ему лакея.
Обломовский сон – это связь прошлого и настоящего, предопределение судьбы героя. Сон показывает, как появился такой человек, как Илья Обломов, личность которого сочетает в себе добрые и приятные черты, а также полную индифферентность к происходящим событиям, желание полного отчуждения.
В более широком смысле сон является общим состоянием души героя. Представленная Обломовка существует лишь для того, чтобы пробудиться утром, а вечером уснуть.
Так и Обломов бежит в свой кабинет на Выборгской от суеты и несвободы жизни, стремясь обрести покой и размеренность.
Герой уверен, что лишь во сне он обладает полной свободой и может повелевать временем, по желанию видеть давно упокоенную мать и перемещаться в “благославенный уголок”.
Анализ 9 главы “Обломова” показывает, что герой стремится ко сну, подменяя им ощущение свободы.
Будучи метафорой жизни героя, “Сон Обломова” проходит через все пространство романа, определяя, что именно сновидения сподвигают “человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разума и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления”.
Анализ 3 главы “Обломова”
В этой главе романа мы видим, как Обломова навещает Андрей Штольц – друг детства.
Уже на пороге Илья Ильич засыпает Штольца жалобами на собственное здоровье: изжога мучит и ячмени одолели. Врач советует ему путешествовать, но разве здравый человек поедет «… в Америку и Египет!…Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Штольцу же страх и доводы Обломова непонятны и смешны.
Далее Обломов рассказывает своему другу о письме старосты и требовании хозяйки съемного жилья съехать с квартиры.
Штольц, ознакомившись с письмом, предлагает товарищу действовать и излагает свое видение решения данной проблемы.
Но нет, таковое не для Ильи Ильича. Перемены для него страшнее всего на свете. Обломов не верит в то, что перемены дадут результат, как и план преобразования Обломовки, который он пишет уже ни один год. Илья Ильич не в состоянии совершать изменения в собственной жизни, они обходятся ему затратой слишком многих усилий.
Таким образом, вышесказанное о романе Гончарова “Обломов”, анализ которого вы только что прочитали, раскрывает слабость духа человеческого и кризис неопределенности бытия, осознание нищенского духовного существования личности и смирение с этим. Подводя черту, следует сказать, что и в наши дни можно встретить “обломовщину”, так что проблема, описанная автором, актуальна и сегодня.
Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/analiz-romana-oblomov