Cемья Болконских в романе «Война и мир»
Судьба семьи Болконских в романе «Война и мир» является одной из ключевых сюжетных линий романа.
На протяжении всего повествования персонажи эволюционируют, развиваются, меняют свои убеждения и меняются сами, в лучшую или худшую стороны.
Оглавление:
- Описание и цитатная характеристика семьи Болконских
- Описание имения Болконских Лысые горы
- Особенности воспитания и отношения между детьми в семье Болконских
- На чем основана семейная близость Болконских
- Интересы семьи
- Обстановка в доме, семейный уклад и традиции
- Отношения к окружающим семьи Болконских
- Все смешалось в доме Болконских
- Сравнение семьи Болконских и Ростовых
- Заключение
Описание и цитатная характеристика семьи Болконских
Представим описание каждого члена этой семьи.
Князь Николай Болконский
Глава семьи Болконских в романе предстает скупым, ограниченным тираном. Он дурно обращается с дочерью, не дружен с сыном.
По отношению к крестьянам князь Николай жесток и безжалостен, он не вникает в нужды зависимых от него людей, предпочитая пользу человеческому отношению.
Превыше всех добродетелей князь ценит ум и деятельность, не обращая внимания на моральные качества человека.
Однако старый князь не является антагонистом – он пылкий патриот России, служащий своему Отечеству верой и правдой.
Князь Андрей Болконский
Характер Андрея Болконского претерпевает по мере развития сюжета значительные изменения.
На вечере у Анны Шерер Андрей предстает перед нами как пресытившийся светским обществом аристократ, которому наскучили все, в первую очередь, его жена.
Цитата: «Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…» Он пытается вырваться из опостылевшего ему быта, отправившись на войну, к которой не чувствует душевной склонности. Женитьбу он считает большой ошибкой, и к будущему отцовству относится безрадостно.
Устами Пьера Безухова Толстой дает Андрею самую лестную характеристику:
- умен;
- начитан;
- образован;
- обладает силой воли;
- способен развиваться;
- физически красив.
От начала к концу романа его характер претерпевает поразительные изменения – от аристократа, ничего не представляющего собой, до патриота и защитника русского народа.
Княгиня Лиза Болконская
Княгиня Лиза, вышедшая замуж за год до описываемых в романе событий, ожидает первенца.
Несколько раз автор подчеркивает ее красоту и живость характера, очаровательные манеры и изящество. Она называется Толстым «маленькая княгиня», подчеркивая не только ее рост, но и положение в семье.
Княгиня Лиза – светская женщина, она говорит только по-французски, высоко ценит положение в обществе, привержена светским развлечениям. Она не любит мужа, он является необходимым атрибутом молодой женщины, но как личность Андрей ее не интересует.
Княгиня не хочет уезжать в деревню, она боится родов и предпочитает остаться в городе. Предчувствия ее не обманывают – родив малыша, княгиня умирает.
Княжна Марья Болконская
Княжна Марья некрасива физически (автор описывает большие прекрасные глаза княжны, накладывающие отпечаток на весь ее облик и скрывающие внешнюю непривлекательность), но благородна и добра.
Княжна описывается как глубоко религиозный, склонный к самопожертвованию человек.
Она пытается обеспечить брак мадемуазель Бурьен, заменяет умершую мать племяннику.
Николенька Болконский
Сын Андрея, Николенька — ребенок, не знавший матери. Воспитывался у деда, в честь которого и был назван, затем у тетки, которые привили ему идеи служения народу и чувство патриотизма.
Николенька описан внешне похожим на мать, однако чертами лица напоминает отца, симпатичный и живой подросток. Он начитан, образован, его тяга к знаниям поражает старшее поколение.
Манера его поведения напоминает князя Андрея, однако без замкнутости последнего.
Толстой видит в образе Николеньки будущее России. Прообраз декабристов, младший отпрыск князей Болконских, невзирая на титул, посвятит свою жизнь борьбе за освобождение угнетенного русского народа. Рассказ о сне Николеньки подтверждает данный тезис.
Мадемуазель Бурьен
Компаньонка, живущая в доме Болконских так давно, что ее считают членом семьи, мадемуазель Бурьен хороша собой, обладает веселым живым характером.
Она легкомысленна, любит посмеяться, ее манера держать себя не позволяет заподозрить в ней сироту, девушку без семьи, полностью зависимую от милостей Болконских.
Мадемуазель ищет удобный случай, позволивший ей найти свое место в жизни и не пользоваться больше щедротами Болконских.
Впоследствии она присоединяется к французам, переходит на их сторону в войне 1812 года.
Описание имения Болконских Лысые горы
Лысые горы расположены недалеко от Смоленска. Главная часть имения — дом, описывается как большое мрачное здание, в котором царят строгость, раз и навсегда заведенный порядок.
Немаловажной деталью является описание боя часов в господском доме – все часы, и в гостиной, и в комнатах, работают в унисон, что является характеристикой пунктуальности и скрупулезности, с которыми в доме налажен быт. Обеды в имении торжественные, с обилием перемен блюд, множеством прислуги.
Дом подавляет своих обитателей – несколько раз в романе подчеркиваются его большие размеры, пустые, гулкие анфилады комнат, картинные галереи с портретами знаменитых предков, их именами и перечислением деяний.
Особенности воспитания и отношения между детьми в семье Болконских
Андрей и Марья были друзьями в детстве и сохранили дружеские отношения в старшем возрасте. Их отец, старый князь, был нетерпимым и жестким родителем. Его педантичность, граничащая с грубостью, нередко заставляла дочь плакать.
Однако по-своему старик любил своих детей, и они ощущали эту любовь. Княжна Марья была счастлива и довольна своей жизнью в семье.
На чем основана семейная близость Болконских
Как и во многих дворянских домах России, членов семьи сплачивали общие славные предки, долг перед Отечеством, интересы семьи и рода. Животная, нерассуждающая привязанность друг к другу не для Болконских – они рационалистичны, руководствуются не сердцем, но разумом.
Интересы семьи
Все члены семейства Болконских высоко ставят интересы рода и семьи. Князь Андрей женился в положенное время из-за необходимости произвести на свет наследника, чтобы род не угас.
Княжна Марья не рассматривает мезальянс – брак с человеком, находящимся ниже ее по социальному положению, не может удовлетворить представительницу древнего рода.
Старый князь является патриотом не только Отечества, но и своей семьи, воспитывая детей, а потом и внука в духе верности идеалам дворянства.
Обстановка в доме, семейный уклад и традиции
Благодаря тяжелому характеру старого князя, атмосфера в семейном гнезде была напряженной и невеселой. Чопорность граничила с ханжеством, веселье и пренебрежение традициями отвергались.
Представители молодого поколения большую часть времени предпочитали проводить вне дома.
Старый князь был ревностным приверженцем традиций – все в доме, начиная от утреннего приветствия и заканчивая подачей ужина подчинялось раз и навсегда заведенному порядку, было рассчитано по минутам. Распорядок и традиции объединяют семью.
Отношения к окружающим семьи Болконских
Семья представляет собой замкнутый самодостаточный мир. Естественно, как положено аристократам, Болконские посещают званые ужины, рауты, бывают в салонах.
Однако поведение князей холодное, отстраненное, замкнутое. Единственным исключением является светская княгиня Лиза, ставшая частью семьи в результате замужества.
Все смешалось в доме Болконских
Не верная цитата, настоящая — «Все смешалось в доме Облонских» из «Анны Карениной». Не следует путать эти фамилии, принадлежащие перу великого русского писателя, ведь под каждой из них скрывается своя история.
Источник: https://1001student.ru/literatura/harakteristika-semi-bolkonskih.html
Характеристика семьи Ростовых в романе «Война и мир»
Семья – это своеобразный духовный круг, где каждый член семьи должен чувствовать себя родным, близким, нужным другому. Этот круг часто определяет твою дальнейшую судьбу, твою личность. Так и в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир» читатель может проследить несколько главных семейных линий, сравнение которых приводит к осознанию важности семьи в жизни человека. Одной из показательных семей является семья Ростовых.
Дворяне Ростовы представляют собой идиллическую картину: любящие, заботливые отец и мать, послушные, хорошенькие дети, неугасающие гостеприимство и хлебосольность. «Да, это добрые, славные люди», – думал про них Андрей Болконский. Но ведь, как говорят, и на солнце бывают пятна.
Чтобы понять эту семью лучше, нужно разобраться в характере каждого её члена и начать, конечно, следует с главы семейства – старого графа Ильи Андреевича Ростова.
Граф Ростов был человеком добродушным, весёлым, в нём сквозь столько лет не угасала искренняя любовь к своей жене, так же горячо он любил своих детей, стараясь всегда их понять и поддержать. Но безграничной добротой графа пользовались многие, проживая и кормясь у Ростовых, а поскольку Илья Андреевич был ещё и расточительным, нехозяйственным, это привело к разорению семейства.
Жена графа, Наталья Ростова, была под стать своему мужу — доброй, любящей женой. Она смогла построить удивительно доверительные отношения со своими детьми, так что у них не было от неё секрета. Графиня была такой же неэкономной, как и её муж, но это только помогло Ростовым не впасть в хаос после разорения, жена смогла побороть своё отчаяние и понять любимого мужа.
Старший сын Николай был всеобщим любимцем. Весёлый, красивый, добрый, решительный, он вызывал приятные чувства у всех домочадцев. Поступив на военную службу, он и там прослыл «славным малым» и добился значительных успехов.
Хотя он и испытывал минуты слабости (вспомнить, например, его бегство во время атаки французов), это лишь помогло взрастить настоящую мужественность и стойкость.
Его отношения с Соней, племянницей графа, доказывают порядочность молодого человека: даже разлюбив девушку, он не изменял ей, не бросил её, встретив свою настоящую любовь – Марью Болконскую, он расстался с ней только после её собственного отказа.
Младший брат Николая Петя был также задорным юношей, открытым и добрым, но жизнь не дала ему раскрыться полностью: в 15 лет он ушёл защищать Родину и трагически погиб. Его смерть стала жестоким ударом по домочадцам.
Отдельное слово стоит замолвить о Вере Ростовой, старшей дочери Ростовых. Она была не похожа на представительницу этого дворянского рода. Вера отличалась рассудительностью, холодностью и какой-то неискренностью, она считала (и незаслуженно) себя выше всех братьев и сестёр, что сделало её нелюбимой дочерью родителей.
И, наконец, Наташенька Ростова. Её характер стоило рассматривать именно в заключение предыдущих, нарушая старшинство, потому что эта девочка является сердцем семьи Ростовых. Доброта, прямота, простота, искренность, эмоциональность, задорность, заботливая нежность, подвижность – эти черты характера истинно «ростовские».
Её характер – прославление семейного патриархального уклада. Именно Наташе Ростовой, как средоточию добродетельных качеств, Л.Н.
Толстой дал возможность выразить в себе великую идею романа – идею единения: единство семьи, единство всех людей друг с другом, дворянина с народом, любого человека с природой, – вот то, что должна оберегать каждая семья.
Название произведения:
Источник: https://po-literature.ru/harakteristika-semi-rostovyh-v-romane-voyna-i-mir.html
Роль семьи в жизни героев. Характеристика трёх семей: Ростовых, Болконских, Курагиных в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код | 300564 |
Дата создания | 08 января 2014 |
Страниц | 14 |
Мы сможем обработать ваш заказ 27 марта в 8:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа. |
Реферат по роману “Война и мир” …
Оглавление. 1) Семьи в романе – эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». 2) Основная часть: а) Традиции семьи Ростовых; б) Воспитание в семье Болконских; в) Особенности жизни Курагиных. 3) Заключение. 4) Литература. Семьи в романе – эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Семья для Толстого – это почва для формирования человеческой души, и в то же время в романе «Война и мир» введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда определяет взгляды и даже судьбы героев. Любому человеку даёт начало жизни и склад характера именно семья, воспитание, традиции и родные люди. Поэтому из всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено отношение автора к идеалу домашнего очага, – это Болконские, Ростовы и Курагины. В то же время Болконские и Ростовы – это не просто семьи, это целый жизненный уклад, основанный на русских традициях. Основы семьи по Толстому строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатс я, семья становится несчастливой, распадается. И все же, главное, что хотел сказать Лев Николаевич о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги, и ты дорог всем, где тебя ждут. Чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейные связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения выказывает Толстой на страницах своего романа. Для Л.Н.Толстова большую роль играют эти семьи в этом романе. Он показал читателю, какими разными могут быть дворянские семьи, какой разный у них быт, традиции и воспитание. Семья дает начало каждому, закладывая разные знания, умения и взгляды на всё окружающее. Именно родители в каждой семье воспитали детей, и дети переняли многое от них. Например, благородная и добрая Наташа, похожая этим на своего отца, развязная и хитрая Элен, тоже похожая на своего отца Василия Курагина и князь Андрей Болконский, перенявший у своего отца строгий и отчуждённый характер. Это всё Л.Н.Толстой показал в своём романе «Война и мир». Все три семьи очень различаются, начиная от воспитания до привычек и образа жизни. Доброта и беззаботность семьи Ростовых, прямые, гордые Болконские и совсем не похожая на эти две семьи, “подлая” порода Курагиных, которых с трудом можно назвать семьей – все это можно увидеть на страницах “Войны и мира”. Об этом далее будет описано более подробно.
Она выступает в роли советчицы, а не наставницы. Читатель узнает, что в их семье не кичились графским родом, понимали нужды простого человека, не держали его в черном теле. Показательна в этом смысле сцена, когда доезжачий на охоте обругал графа Илью Андреевича за то, что тот прозевал волка. Барин не обиделся, не наказал своего холопа, находя его горячность естественной в момент азарта.
Вывод: Ростовы – патриархальная семья. Л. Н. Толстой показывает своеобразный вид дворянской семьи, одобряя их традиции, воспитание и внутренний уклад. Писатель показывает читателю, какими добрыми, щедрыми и дружелюбными могут быть богатые люди. Через эту семью читатель может видеть, что можно радоваться жизни и шутить, несмотря ни на что, и что все люди равны, несмотря на социальное положение.
Ростовы- помещичья семья, но со всеми своими крестьянами относится очень ласково и дружелюбно. Писатель донёс до читателя характер добрых и очень хороших людей в лице этой семьи.Воспитание в семье Болконских. Л.Н.Толстой в своём романе «Война и Мир» представляет читателю очень разные дворянские семьи, одной из которых являются Болконские.
Автор показывает пример строгого воспитания и скромности в этой семье. Главой семейства является князь Николай Андреевич Болконский, у которого есть дочь и сын-княжна Марья и князь Андрей. Матери у них рано не стало. Основное воспитание было в руках отца.
Николай Андреевич всегда был идеалом для своих детей, и они выросли в обстановке совсем не такой, как у Ростовых – ни шуток, ни смеха, ни веселья. Отец общался с ними как с взрослыми, не голубил и не лелеял. В первый раз мы видим семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой.
Уже с этого момента становится практически все понятно про эту семью, про всех её членов. Каждый в семье Болконских чем-то по-своему особенный. Князь Николай – строгий отец, княжна Марья – покорная дочь, Лиза – боязливая невестка, и князь Андрей – независимый сын. Воспитываясь в одной семье Николаем Болконским брат и сестра -это совершенно разные люди.
Княжна Марья Болконская – ранимая, послушная, покорная девушка , и князь Андрей Болконский -волевой, смелый и решительный человек. Княжна Марья переняла больше мужских черт характера, ведь Николай Андреевич воспитывал наравне с сыном. Марья Николаевна не похожа на других светских женщин. Она заключает в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от времени, окружения и моды.
Княжна Марья не появлялась на балах и в гостиной А. П. Шерер, потому что отец ее считал все это глупостью, бесполезной потерей времени. Вместо балов и торжеств, княжна Марья занималась математическими науками с отцом: «… чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу…» .Она не красива, но и не дурна. У нее одна-единственная подруга – Жюли, да и та лишь по переписке.
Княжна Марья как бы живет в своем собственном мирке, одинокая и почти никем не понятая. Она живет лишь отцом и братом, воспитывает сына князя Андрея Николушку, личной жизни у неё нет. И только после смерти отца она начинает жить своей жизнью. В конце романа судьба сводит её с Николаем Ростовым и княжна Марья вдыхает новый и свежий глоток жизни и радости.
Не просто так автор показывает сложную жизнь девушки, после которой она получает заслуженное счастье. Андрей Николаевич Болконский – сын старого князя, очень похож с ним по характеру. Тот же набор качеств военного человека: твердость, смелость, решительность; та же холодность и отчужденность в его поступках и мыслях. Он умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд.
Его гордость обусловлена не только воспитанием, социальным происхождением, но является также его отличительной чертой. Из-за этих его черт страдает жена князя Андрея – маленькая княжна Лиза. Но хоть он её и не любит и относится с каким-то безразличием, он не бросает её.
Еще одной чертой, которую Андрей Николаевич унаследовал от отца, является замкнутость, закрытость от людей, отгороженность от происходящего во внешнем мире. У него есть лучший друг-Пьер, с которым он иногда делится своими мыслями, но это происходит не всегда. И в Бородинском сражении князь Андрей ведёт себя очень холодно со своим другом.
С отцом Андрей Николаевич немногословен, впрочем, как и с другими людьми своего круга, но отца своего он уважает и прислушивается к нему. Казалось бы, Наташа-тот ангел, который спасет князя Андрея, одарив любовью, но и тут у князя Андрея не складывается. Андрей Болконский вообще не рассказывает кому-либо о своем прошлом или будущем, он живет настоящим. Живет внутренней жизнью.
Во многом это всё благодаря отцу и его воспитанию. Обратимся к образу князя Николая Андреевича. Он был военным, именно поэтому в его воспитании лежит подчинение, строгость, точность и жесткость.
Он никуда не выезжает и живёт в Лысых Горах, потому что его имение было для него настоящей империей, а он был императором: «С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек».
Но, несмотря на такое отношения князя к остальным, был такой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал, и которого князь уважал, несмотря на простое происхождение. Николай Андреевич держал всегда в строгости всех и всё, но больше всего дочь Марью, а она была покорна и до конца чтила и слушалась его.
Отец учил Марью грамоте и математике, но это было не свойственно девушкам того времени. Старый князь постоянно занимается физическим и умственным трудом: « Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались….
» Князь Николай Болконский – очень стойкий и патриотичный человек. Даже когда французы наступали, он не бросился бежать, а был готов стоять за свою родину, за своё имение, и уже был готов к этому, пока его не сломила смерть «Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их…»; «…и объявил домашним, что он остаётся в Лысых Горах».
Нельзя сказать, что Николай Андреевич Болконский очень холодный и жестокий человек, ведь в конце, перед своей смертью он плачет и просит простить свою дочь за всё плохое:«-Спасибо тебе…дочь, дружок…за всё , за всё…прости…спасибо…прости…спасибо!..- И слёзы текли из его глаз». Старший Болконский не является тираном, просто он требователен не только к себе, но и ко всем окружающим.
Хоть Николай Андреевич очень строгий- это является не только плохой, но и хорошей его стороной. Он дал своим детям своеобразное воспитание, вырастив умную и послушную дочь и волевого добивающегося всего сына. Отец научил своих детей справляться с трудностями и преодолевать всё. Вывод: Семья Болконских отличается от семьи Ростовых. Здесь царит разум, а не эмоции.
Болконские не проявляют открыто своих чувств, но они близкие по духу люди. Они истинные патриоты, любовь к Родине и собственная жизнь для них очень важны. Л.Н.Толстой с симпатией относится к этой семье. Читатель видит три поколения семьи: князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, внук Николинька. Лучшие душевные качества и черты характера передаются в этой семье из поколения в поколение.
Старый князь -человек чести и долга. В детях он воспитал высокие качества хорошего человека. Князь Андрей и княжна Марья не должны обижаться на своего отца, а должны говорить лишь «Спасибо» за такое воспитание. Семья Болконских – наиболее занимательна в романе, поскольку всегда интересно читать про людей столь сильно различающихся, но, тем не менее, живущих в одной семье.
Особенности жизни Курагиных.Курагины – своеобразная и не на кого не похожая семья. Члены этой семьи отличаются своей хитростью и наглостью. Это дворянская семья, которая во всём и во всех ищет собственную выгоду. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни – вот основные отличительные черты этого семейства. Главой семейства является князь Василий Курагин. Этот человек не похож ни на Николая Болконского, ни на графа Ростова.
В глазах светского общества князь Курагин – уважаемый человек, приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся. Вот особенность князя Василия говорить: «говорил всегда лениво, как актёр говорил слова старой пьесы».
На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Князь Василий знал, что влияние в свете – капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние. Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести. Излюбленный прием Толстого – противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление. Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении “пристроить” своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей: « И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы не в чем не могла упрекнуть вас». На что князь отвечает: «Я ваш…и вам одним могу признаться. Мои дети – обуза моего существования». Князь вынудил Пьера жениться на Элен, и это только из корытных целей. Все Курагины скорее являются отрицательными героями в романе «Война и мир».Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.Элен, дочь Василия Курагина – воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости.
Литература. Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983, I том. Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983, II том. Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983,III том. Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983, IV том. Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/300564/referat-rol-semi-zhizni-geroev-harakteristika-tryoh-semey-rostovyh-bolkonskih-kuraginyh-romane-lntolstogo-voyna-mir.html
«Мысль семейная» в романе. Ростовы – Болконские – Курагины. Видеоурок. Литература 10 Класс
Известна фраза Толстого: «Мне теперь так ясна моя мысль, — говорил Толстой Софье Андреевне в 1877 году, заканчивая работу над романом. — …Так в “Анне Карениной” я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны 12-го года…»
Важно, что «Война и мир» не только не исключает мысли семейной, но во многом строится на этой мысли. Мысль народная и мысль семейная связаны с заглавием книги и ее смыслом. Семья – это единица общности, которая, разрастаясь, превращается в народ. Семья для Толстого олицетворяет отдельный мир и интересует его гораздо больше, чем какие угодно политические преобразования.
Вспомним начало третьей части второго тома.
Толстой рассказывает нам о том, как сближаются два повелителя мира – Наполеон и Александр; рассказывает о преобразованиях в Российской империи, а дальше пишет: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований».
Можно сделать вывод, что для Толстого то, что происходит в частной жизни человека, гораздо важнее того, что творится в политической сфере.
В «Войне и мире» три основные семьи: Курагины, Болконские и Ростовы. В каждой семье есть отец, сын или сыновья и есть дочь. Собственно, книгу можно прочесть как роман об отношениях семей. Важным фактом является отсутствие в семье Болконских матери, уже из-за этого семья в какой-то мере ущербна.
В семье Курагиных мать есть, но Толстой особого значения ей не придаёт, важными являются лишь два эпизода, когда он говорит о зависти княгини к дочери Элен. Курагины олицетворяют разлад, эгоизм и войну (рис. 1).
Рис. 1. Дети Курагиных
Неслучайно после происшествия с Наташей и Анатолем Пьер говорит Элен, что там, где она, там разврат и зло. Как и всегда, для Толстого важны семейные черты.
Так, на вечере у Анны Павловны Шерер Толстой описывает старшего сына Курагиных Ипполита: «Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо».
То, что семья Курагиных несет в себе разлад, ясно из эпизодов с Анатолем. Его поведение при сватовстве к княжне Марье Болконской и в случае с Наташей Ростовой говорит о том, он делает все что угодно ради своего удовольствия и выгоды, не считаясь с чужими чувствами.
Званый вечер, на котором решилась судьба Пьера, устроил князь Василий, который был уверен, что Пьер объяснится с Элен.
«Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило все и парило над всем их искусственным лепетом».
В этой фразе нет и намека на духовную близость между Пьером и Элен. «Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением.
“Теперь уж поздно, все кончено; да и я люблю ее”, — подумал Пьер.
— Je vous aime!— сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя».
Пьер с его требовательным нравственным чутьем понимает, что не любит Элен, что брак с ней – это не то, чего он хочет. И после дуэли с Долоховым он будет себя упрекать в том, что солгал, признаваясь ей в любви. Непросто так Пьер признается Элен на французском, так ему легче соврать.
Князь Николай Болконский и княжна Марья
Для Болконских имение в Лысых Горах имеет такое же значение, как Ясная Поляна для Толстого (рис. 2).
Рис. 2. В доме Болконских. Лысые Горы
Лысые Горы для этой семьи – их крепость, в которой Николай Андреевич Болконский является абсолютным владыкой. Он устроил в поместье свой собственный мир, живущие в нем следуют его правилам. Толстой намеренно подчеркивает в князе независимость и аристократизм.
Болконских отличает гипертрофированное ощущение собственного «я», они мнят себя центром вселенной. Например, князь Болконский, отпуская Андрея на войну, больше беспокоится не о том, чтобы сын остался в живых, а о том, чтобы вел себя достойно своей фамилии и не опорочил ее.
Гордость княжны Марьи проявляется, когда в 1812 году Бурьен предлагает ей покровительство французского генерала: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами».
Внешние аристократические черты, присущие всей семьи Болконских, связывают их еще более крепкими узами.
Об отношениях Марьи и ее отца Толстой пишет много и очень настойчиво: «Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его.
Разве мог бы он быть виноват перед нею и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть с ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость.
Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам тем, который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».
Еще одной очень яркой сценой, характеризующей отношения отца и дочери, является сцена перед смертью князя.
«Душенька… или дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил.
– Зачем не пришла?
“А я желала? желала его смерти!” – думала княжна Марья.
Он помолчал.
– Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. И слезы текли из его глаз».
И даже в такие напряженные минуты княжна не может перестать заниматься самоанализом, признаваясь себе вновь, что желала смерти отца.
Книга заканчивается свадьбой княжны Марье и Николая Ростова (рис. 4).
Рис. 4. Николай Ростов и Марья Болконская в Воронеже
Тут не стоит забывать о Соне, эта героиня во многом напоминает нам Мармеладову из «Преступления и наказания». Прежде всего она готова на самопожертвование, что для Достоевского – высшая характеристика личности, а для Толстого – нет.
Непросто так в разговоре Наташа Ростова говорит княжне Марье, что Соня – пустоцвет, вспоминая строки из Евангелия. У Сони слишком мало своего, а тем, что есть, она готова пожертвовать.
И тут Толстой снова напоминает важную для себя истину: кто счастлив, тот и прав.
Когда Толстой пишет об отношениях княжны Марьи и Николая Ростова, он подчеркивает, что Николай во многом не понимает духовной высоты, на которой находится его жена. Он чувствует, что она выше него.
Когда княжна приходит к нему после ссоры, Николай говорит ей:
«– Ах, какая ты смешная! Не по хорошу мил, а по милу хорош. Это только Malvina и других любят за то, что они красивы; а жену разве я люблю? Я не люблю, а так, не знаю, как тебе сказать. Без тебя и когда вот так у нас какая-то кошка пробежит, я как будто пропал и ничего не могу. Ну что, я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его…
– Нет, я не так, но я понимаю. Так ты на меня не сердишься?»
Следует отметить, что книга как начиналась образом сироты Пьера Безухова, так и заканчивается сном сироты Николеньки Болконского, у которого такой же лучистый взгляд, как у княжны Марьи и князя Андрея, и для которого отец – божество\
Пение Наташи
Пение Наташи встречается нам в романе дважды. И пение, и танец в толстовском изображении человека необычайно важны, поскольку в них есть ритм (рис. 5).
Рис. 5. Танец Наташи
Первый раз писатель описывает пение Наташи после эпизода с игрой в карты, когда Николай возвращается домой, проиграв значительную сумму денег.
«“И вот охота заставлять ее петь! Что она может петь? И ничего тут нет веселого”, — думал Николай.
Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь, — подумал он. — Уйти? но куда же? Все равно, пускай поют!
Соня с Наташей почувствовали, что с Николаем что-то происходит, но нарочно обманули себя, чтоб не портить веселье.
“И чему она радуется! — подумал Николай, глядя на сестру. — И как ей не скучно и не совестно!” Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение.
Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
“Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать”, — говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос.
В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
“Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?” — подумал он.
И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: “Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два три… раз.
Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно — настоящее… Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет… Взяла? Слава Богу”.
— И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. “Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!” — подумал он.
О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым…»
В Наташе есть врожденная полнота бытия, которая заставляет ее так трагически переносить разлуку с князем Андреем, говорить толстовскими фразами о земной жизни, верить, что люди не ниже ангелов. Автор подчеркивает, что девушка от природы наделена чувством народного духа.
Как и само пение, так и музыка имеет большое значение в произведениях Толстого. Так, писатель говорит в «Крейцеровой сонате»: «И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю.
Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, — вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом.
Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу»
Наташа в эпилоге
«Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила.
Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности.
В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно.
Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».
В этой фразе Толстой отображает и свое отношение к женщине, к ее месту в жизни семьи. Также он касается современного вопроса эмансипации женщины, против которой был настроен и спорил в романе. «Война и мир» – однозначно произведение полемическое, но полемика в нем не самое главное. Главное – выражение собственного взгляда автора на мир, на человека, на смерть, на Бога, на семью.
Больше чем через двадцать лет после «Войны и мира» Толстой пишет послесловие к чеховской «Душечке» – рассказу о женщине, которая несколько раз вступала в брак и меняла свои воззрения в зависимости от мужа, но счастье обрела, лишь воспитывая чужого ребенка, которой становится смыслом ее жизни.
Начинает Толстой послесловие с библейского сюжета о пророке, которого подкупили и сказали проклясть израильтян. Пророк взошел на гору с этим намерением, но Бог помешал ему проклясть народ и, наоборот, заставил его благословить.
И тоже произошло с Чеховым, который хотел высмеять душечку, но вместо этого показал ее широкую душу и огромное сердце. У Оли есть любовь, и в данном случае совершенно неважно, по отношению к кому она испытывает это чувство, ведь любовь свята сама по себе.
Автор говорит нам о том, что без женщин-телеграфисток и секретарей мы обойдемся, но без женщин-матерей, которые умеют любить, нет. Женщина может делать все, чем занимается мужчина, но он не сможет выполнять ее работу.
Так, уже в эпилоге «Войны и мира» Толстой описывает счастье Наташи, которая нашла себя и обрела семью. Он описывает ее отношения с Пьером: «Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом» (рис. 6).
Рис. 6. Наташа Ростова и Пьер Безухов
Тема семейного счастья всегда интересовала писателя, он написал «Семейное счастье», «Анну Каренину», повесть «Дьявол».
«— Ты знаешь, о чем я думаю? — сказала она, — о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?
Пьер нисколько не удивлялся этому вопросу. Он понял ход мыслей жены.
— Платон Каратаев? — сказал он и задумался, видимо, искренно стараясь представить себе суждение Каратаева об этом предмете. — Он не понял бы, а впрочем, я думаю, что да.
— Нет, не одобрил бы, — сказал Пьер, подумав. — Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас».\
Список рекомендованной литературы
1) Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. Лебедев Ю.В.
2) Маартен М. Проблема семьи в творчестве Л.Н. Толстого, 1850–1870-е гг. М.: МГУ, 2000. – С. 211.
3) Шкловский В.Б. Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир».
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1) Интернет-сайт levtolstoy.ru (Источник)
2) Интернет-сайт LiveJournal.com (Источник)
3) Интернет-сайт school-city.by (Источник)
Домашнее задание
1) Написать развернутый ответ на тему «Семья в творчестве Л. Толстого».
2) Нарисуйте иллюстрацию, изображающую одну из семей (Курагины, Ростовы, Болконские).
3) Подумайте, как отношения в семьях героев повлияли на их браки (например, семья Наташи Ростовой и ее брак с Пьером).
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/l-n-tolstoy-2/mysl-semeynaya-v-romane-rostovy-bolkonskie-kuraginy?konspekt
Семья Ростовых: война и мир. Цитаты и прототипы членов семьи | Женские беседы и новости шоу-бизнеса
О семье Ростовых мы узнаём из эпопеи «Война и мир» величайшего писателя ХIХ столетия Льва Николаевича Толстого. Если вам нужен состав семьи Ростовых — можете сразу пропускать следующие несколько абзацев.
Семья в целом, и взаимоотношения между её членами, являются ключевым акцентом произведений знаменитого автора. Вспомните произведения именитого писателя – его герои не бывают одиноки. А всё потому, что семья в глазах Толстого имела ключевое значение в определении предназначения и сущности человека.
Наиболее ярко эти моменты представлены в той части романа «Война и мир», которая повествует о мире. Именно в этой части произведения и происходит знакомство с семьёй Ростовых. Если вам, для сочинения или других целей, нужна информация о составе этой семьи — эта статья вам поможет.
[ad1]Илья Андреевич Ростов – отец семейства, добрейшей души человек, открытый и искренне любящий детей.
При всех достоинствах, Ростов старший совершенно не умеет вести хозяйство, и его финансовые дела пребывают в плачевном состоянии. Большим ударом оказался проигрыш сына Николая в размере сорока трёх тысяч. Как ни больно было главе семейства расставаться с такой суммой, но судьба сына важней.
Еще одна интересная статья: Фабрика мебели “СМ-мебель”
Семья Ростовых – одна их тех редких семей, которая отличается добротой и способностью прийти на выручку в любой ситуации. У Ростовых много семейных традиций.
Благодаря этому, семейство без труда привлекает внимание людей и располагает. Пётр Ростов – один из сыновей семейства – уходит в действующую российскую армию.
Семье приходиться хлопотать и прикладывать немало усилий, чтобы сын попал в действующий полк, а не в штаб.
Война и мир: семья Ростовых в лицах, с цитатами
- Ростов Илья, граф.
- Ростова Наталья (Шиншина).
- Ростов Андрюша, сын Николая Ростова.
- Ростов Николай Ильич.
- Ростов Петр Ильич.
- Ростова Вера Ильинична.
- Ростова Наташа, дочь Ильи и Натальи Ростовых.
- Ростова Наташа, дочь Николая Ростова и Марьи Болконской.
- Соня, племянница графа Ростова.
Вкратце – информация о фамилии Ростовых, с цитатами
Наташа Ростова
Цитата:
«…черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но жвая…»
Наташа Ростова очень похожа на мать – такая же хозяйственная и заботливая. Однако ей не чужды и черты отца: широта души и доброта. Естественность – вот исключительное достоинство барышни. Наташа не умеет одевать маски и «плясать под чужую дудку». На протяжении всего романа она оставалась собой и не предавала семейных идеалов.
Еще одна интересная статья: Кто должен работать и приносить деньги в семью?
Она запоминается читателям своим чутким нравом и яркостью эмоциональных отношений. Нельзя сказать, что она отличалась особой сообразительностью, но Наташа прекрасно разбиралась в людях! И люди любили ее, особенно – простой народ.
Отличалась способностью к самопожертвованию. Один из показательных моментов – как она просит семью Ростовых спасать раненых людей, забыв о пожитках… Что, в конечном итоге, привело к полному разорению семейства.
Также примечателен вокальный талант Наташи Ростовой. Ее пение мотивирует людей на добрые дела.
Граф Илья Ростов
Отец Наташи, а также Николая, Пети и Веры. Широкой души человек: щедрый и любящий жизнь, но не очень расчетливый. Из-за расточительства графа состояние семейства Ростовых приходит в упадок. Но после смерти о нем вспоминают, как о хорошем человеке. Прототип этого персонажа – дед автора.
Еще одна интересная статья: Две семьи: жизнь меж двух огней
Наталья Ростова (Шиншина)
Цитата:
«…женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение…»
Хозяйственная, чуткая. В свое время, она пристрастилась к богемным развлечениям и исполнению всех ее желаний. Посему, после смерти мужа, ей было достаточно сложно поменять образ жизни. Прототипом выступила бабушка писателя.
Николай Ростов
Цитата:
«Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица.»
Ещё один интересный персонаж произведения, член великодушного семейства – Николай Ростов. Нельзя сказать, чтобы он был склонен к абсолютной доброте, самоотдаче и способности сопереживать. Однако Николай – человек открытый, беспредельно простой и, что называется, берегущий честь смолоду.
Петя
Младший. Изначально читатель воспринимает Петю, как доброго и радостного мальчугана. Стараясь быть похожим на брата, он становится военным – что, в конце концов, приводит его к гибели. Смерть Пети – самая большая личная драма сюжета.
Статья в тему: расстрел семьи Романовых.
В образе семьи Ростовых Толстой олицетворил пример идеальных семейных взаимоотношений, сплочённость и нерушимость домашнего очага.
Источник: https://lovelus.com/news/semya-rostovyx/
Тема семьи в романе Л. Н. Толстого Война и мир 2
Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Автор: Толстой Л.Н.
Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души, и в то же время в “Войне и мире” введение семейной темы является одним из способов организации текста.
Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н.
Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, — это Болконские, Ростовы и Курагины.
В то же время Болконские и Ростовы — это не просто семьи, это целый жизненный уклад, уклад, основанный на русских национальных традициях.
Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых — благородно-наивной семьи, живущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.
Доброта и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов; даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности — суть семьи.
Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе — с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти принципы, вероятно, и не могут принять и понять чувственные Ростовы.
Чувство фамильного превосходства и собственно достоинства ярко выражены в Марье — ведь и она, более, чем все Болконские, склонная скрывать свои чувства, считала брак брата и Наташи Ростовой неподходящим.
Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи — защита интересов государства для них выше даже личного счастья. Андрей Болконский уезжает в то время, когда жена должна родить; старый князь в порыве патриотизма, забыв о своей дочери, рвется на защиту Отчизны.
И в то же время необходимо сказать, что в отношениях Болконских присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь естественная и искренняя, скрытая под маской холодности и высокомерия.
Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского.
Совсем не похожа на эти две семьи низкая, “подлая” порода Курагиных; их даже с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям: “спокойному дураку” Ипполиту и “беспокойному дураку” Анатолю. Их близость — круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в остальных семьях.
Анатоль, символ свободы для Наташи, свободы от ограничений патриархального мира и в то же время от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого…
В этой “породе”, в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.
Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен — запутавшись в них, она умирает.
Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, — гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухов создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.
Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы — ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее; “лед и пламень”, князь Андрей и Наташа, были не способны связать свои жизни — ведь даже любя, они не могли до конца понять друг Друга.
Интересно добавить, что условием для соединения Николая Ростова и намного более глубокой Марьи Болконской стало отсутствие отношений между Андреем Болконским и Наташей Ростовой, поэтому эта любовная линия активизируется лишь в конце эпопеи.
Но, несмотря на всю внешнюю завершенность романа, можно отметить и такую композиционную особенность, как открытость финала — ведь не случайна последняя сцена, сцена с Николенькой, вобравшим в себя все лучшее и самое чистое, что было у Болконских, у Ростовых и Безухова. Он — будущее…
Источник: https://MirZnanii.com/a/356998/tema-semi-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir-2