Анализ романа “герой нашего времени” лермонтова: суть, смысл, идея

Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов

Великий литературный гений М. Ю. Лермонтов известен не только как выдающийся поэт, но и гениальный писатель, создавший множество прозаических произведений.

Одним из величайших произведений автора является его роман, в котором отображены исторические события того времени, психологизм героя, ставшего поистине ярким представителем той эпохи.

Предлагаем краткий анализ произведения по плану, материал которого может пригодиться для работы на уроках литературы в 9 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.

Год написания – 1838 – 1840 гг.

История создания – Интересна сама история создания этого произведения. Когда автор, прочитав «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, вдохновившись его идеями, решил написать что-либо подобное, поражающее умы своих современников, Лермонтов создал «Героя нашего времени».

Тема – Темой своего романа автор решил взять противоречия души отдельного героя, ищущего смысл жизни.

Композиция – Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности.

Жанр – Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологически – социальному роману, в котором соединены несколько жанров – это и очерк, повесть, рассказ, новелла, объединенные в одно целое.

Направление – Романтизм.

Обратите внимание

Сама история создания «Героя нашего времени» не хранит точной документальной даты, когда этот роман был начат.

Автор долго думал над созданием романа, и работал над ним продолжительное время. Ему хотелось утвердиться на литературном поприще, создав произведение, которое смогло бы удивить его современников. Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад.

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.

Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги! Каждый его современник может быть Печориным!

Основная тема «Героя нашего времени» – лишний человек. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так умны и дальновидны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, сочувствуют. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подвластный эмоциям.

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально – политическая подоплека этого романа ясно дает понять, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.

На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.

Смысл «Героя нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.

Проводя в «Герое нашего времени» анализ произведения, необходимо разобрать композицию романа. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов.

Части романа следуют не по порядку, действия, которые в них происходят, совершенно непоследовательны. Таким выразительным способом автор выражает основную мысль романа.

Важно

Такая неординарная идея автора приводит читателя к выводу, что судьба человека не зависит от окружающих событий и их последовательности, а находится в зависимости лишь от его разума.

Непоследовательное расположение каждой главы приводит к тому, что читатель раскрывает потаенные уголки души Печорина, проникается его сознанием, и глубиной его проблем.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живет собственной жизнью, имея свое строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть, смерть главного героя.

Композиция романа очень сложная по своему построению, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стали новым шагом в литературном творчестве. Именно такое построение романа, глубокое и постепенное вникание в сущность Печорина, вызвало неподдельный восторг читающей публики.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни и целеустремленно следовать к цели.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Героя нашего времени».

Романтическое направление присутствует во всех повестях, его жанровое своеобразие, включающее в себя несоответствие хронологии, характеристика героя, данная с разных позиций – все это определяет произведение писателя как социально-психологический роман.

В состав романа вошли повести разных жанров литературы, такие как: путевой очерк, где присутствуют элементы новеллы, и повести в виде дневника, и светская повесть.

Совет

Ранее в русской литературе использовался такой метод – создание нескольких повестей, входящих в сборник под авторством одного рассказчика, Лермонтов преобразил и дополнил этот способ, преобразив цикл нескольких повестей в одно общее произведение. Так возник психологический роман.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/analiz-proizvedeniya-lermontova.html

Идея, суть и смысл романа “Герой нашего времени” Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль)

Григорий Печорин.
Художник П. Боклевский

Роман “Герой нашего времени” является одним из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова.
В этой статье представлен анализ идеи, сути и смысла романа “Герой нашего времени” (темы, проблемы и главная мысль произведения).

Смотрите: Все материалы по “Герою нашего времени”

“…в «Герое нашего времени» писатель ставит перед собой задачу дать портрет типического представителя эпохи, обнаружить общественную болезнь, отражающую исторические особенности времени («была бы болезнь указана», — пишет он в “Предисловии”). Этим прежде всего и определяется содержание наиболее замечательного прозаического произведения Лермонтова.

В романе, состоящем из пяти повестей, связанных между собой одним героем, всё — идейный замысел, и композиция, и сюжет — подчинено единой художественной задаче: глубокого и многостороннего изображения судьбы и характера «героя времени», его конфликта с окружающей средой.

Лермонтовым создан обобщенный образ «младшего брата Онегина», представителя того поколения, которое формировалось в эпоху реакции, когда, по слову Белинского, все старое разрушено, а нового еще нет, — реакции, наступившей после 1825 года.

В судьбе «героя нашего времени» отразилась духовная драма людей, обреченных на общественное бездействие при «жажде действия и избытке чувств». Сложность эпохи нашла свое выражение в сложности и противоречивости духовного облика Печорина.

Все, с кем судьба сталкивает Печорина, страдают, находятся на краю гибели или гибнут, но гибнет и сам Печорин, не найдя счастья и гармонии в жизни и никому не дав счастья.

Обличая эгоистический индивидуализм своего героя, сформировавшегося в условиях русской крепостнической действительности, писатель вместе с тем утверждал его превосходство над окружающей средой. «История души человеческой», представленная в романе Лермонтова, звучит как приговор всему общественному строю николаевской России.

«Герой нашего времени» — первое произведение русской прозы, в котором получила конкретно-историческое воплощение центральная тема реалистического романа XIX века, проблема взаимоотношения личности и современного общества, сложность ее формирования и интеллектуального развития. В этом романе Лермонтов выступает как продолжатель пушкинской традиции и как великолепный мастер психологического анализа.”


(В. А. Мануйлов, примечания к роману “Герой нашего времени”, “Собрание сочинений Лермонтова в 4 томах”, том 4, 1958 г.)

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/10/ideja-sut-smysl-geroj-nashego-vremeni-temy-problemy-glavnaja-mysl.html

Сочинение Идея, суть и смысл романа Лермонтова Герой нашего времени

Главной задачей автора в произведении является создание типичного портрета представителя того времени, обозначить общественную болезнь личности, которая точно отображает юношей и девушек эпохи, в которой он жил.

Роман состоит из пяти повестей, который связаны единой нитью, один герой, который становится фундаментом для развития событий. Он попадает в различные трудности и ситуации, которые показывают его характер под разными углами.

Он попадает в конфликтные с окружающей средой ситуации. Лермонтов создал фактически младшего брата Евгения Онегина, который тоже является одним из типичных представителей того времени.

Обратите внимание

Белинский характеризует то время, как когда старое было разрушено, а новое еще не успели построить.

Автор получил возможность отобразить происходящую в то время настоящую духовную драму. Им пришлось терпеть общественное бездействие, при этом проявлять жажду действий и избыток чувств, которые некуда излить.

Эпоха являлась достаточно сложной и противоречивой, и из этого складывается образ Печорина, живущего в то время.

Его духовный облик весьма противоречив и обманчив, личность его сложна, но автор с точностью описывает его внутренние противоречия.

Из-за этого люди, которые сталкиваются с молодым человеком по жизни начинают страдать, они не могут выбраться из его противоречивой натуры. Они начинают страдать и в конце концов приходят к настоящей гибели.

Да и в конце смерть постигает и самого Печорина, он не способен разобраться с собственные мысли. Он не может найти гармонии и благополучия, он не может подарить подобного спокойствия окружающим людям, поэтому не находит ничего стоящего и решает закончить свой земной путь.

Его ничтожность не позволяет радоваться жизни и дать его окружающим.

Несмотря на то, что автор описывает его эгоистичность и любовь к себе, в том же подчеркивает его ничтожность. Он был вынужден расти в условиях крепостнической действительности, которая очень сильно влияет на развитие его личности. Но в тоже время, он привык возвышать себя над окружающими людьми.

Таким образом, возникает внутреннее противоречие, которое может появиться только из-за разницы окружающей среды и воспитания. Герой не может справиться с происходящим вокруг, у него возникают резонансы с окружающей средой, которая не готова воспринимать его эгоизм, его любовь к самому себе.

Важно

Роман описывает трудности восприятия себя и своих противоречий, который частично связаны и с внешними обстоятельствами. Он старается бороться с собой, но его действительность и то, что окружающие люди постоянно страдают от нахождения рядом с ним, доводит его до смерти.

← Анализ боя Мцыри с барсом
← Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича↑ ЛермонтовИстория создания произведения Герой нашего времени →
Печорин и Ундина →

  • Сочинение на тему Письмо маме
    Здравствуй, моя любимая мамочка! В этом письме я хочу рассказать о своих теплых и искренних чувствах к тебе. У меня не всегда получается передать это на словах, но ты и без слов всегда меня понимаешь
  • Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице
    Понятно, что тут имеется ввиду то, что у настоящего мастера его дело быстро делается. Там, где новичок бы по неопытности потратил много часов, мастер, благодаря опыту, справится за несколько минут!
  • Сочинение-рассуждение на тему Книга
    Книга – это лучший подарок на все времена. В нынешнее время, к сожалению об этой традиции стали забывать. Это печально! Ведь каких-то 10-15 лет назад получить книгу в подарок было престижно
  • Сочинение Любовь к животным
    За свою жизнь я не раз задумывалась, что для меня значит «любовь к братьям нашим меньшим». И расставив все свои мысли по полочкам, пришла к одному правильному выводу.
  • Сочинение на тему Влияние природы на человека 11 класс ЕГЭ
    Человек есть частью природы, но очень часто он взаимодействует с ней по минимуму, теряет свои корни и тем самым вредит, в первую очередь, себе.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/ideya-sut-i-smysl-geroj-nashego-vremeni

Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов

«Герой нашего времени» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Тема романа «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века.

Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока ещё не сформировало новых общественных целей.

Таким образом, молодые люди (в том числе и Лермонтов), живущие в 30 — 40-е годы, могут быть отнесены к «потерянному поколению»: они находятся как бы на распутье. Старые идеалы уже отвергнуты, а новые ещё не найдены. Лермонтов так писал о своём поколении в стихотворении «Дума» (1838): И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях.

Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой».

Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги. “Да это злая ирония!” — скажут они. — “Не знаю”».

Читайте также:  Сочинение по картине "золотая осень" левитана: описание картины

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман: Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.

Сюжет романа необычен. В нём отсутствует экспозиция: читатель ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ, кто его родители, как он воспитывался, какое у него образование, почему он оказался на Кавказе. В сюжете нет и завязки — например приезда Печорина на Кавказ.

В романе само действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Поэтому в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. В романе есть развязка: это сообщение, что «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (предисловие к «Журналу Печорина»).

Таким образом, общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой.

Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Завязкой повести является ночная сцена, когда Печорин случайно подглядел встречу контрабандистов. Описание же городка Тамани, дома, где Печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. Кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул. Развязка наступает сразу же после неудачного свидания: Печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым Янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у Печорина. Повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя.

Композиция романа также, как и сюжет, необычна. Как уже было отмечено, общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста.

Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и кончается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, вначале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимович и Печорин.

Совет

Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. По намёкам, разбросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «Княжна Мери», «Бэла», одновременно с ней «Фаталист», потом «Максим Максимович».

Литературоведы спорят о месте в этом ряду повести «Тамань». По одной версии «Тамань» открывает приключения Печорина на Кавказе, по другой — эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «Тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. Из приведённых точек зрения более убедительной кажется вторая.

Повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя.

Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче.

Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимович, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина.

В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера.

Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д.

Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.

Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимович. Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимович упомянул о Бэле. Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя. Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей. Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает – таки скинуть девушку в воду). Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям. В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью. Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни. Он спрашивает себя, для чего жил, ради какой цели родился, и не находит ответов. Перед читателем предстаёт страдающий от собственной бесполезности, одиночества человек, о котором никто не пожалеет, никто не заплачет в случае его смерти. В последней повести «Фаталист» автор отодвигает на второй план эпизоды, в которых проявляется уже известный читателю эгоизм Печорина (бессердечное пари с Вуличем), а подробно описывает успешный захват пьяного казака, который произошёл бескровно, благодаря решимости и смелости Печорина. Автор доказывает, что главный герой способен не только на эгоистические поступки, но и на деятельное добро. Таким образом, характер Печорина поворачивается к читателю совершенно неожиданной стороной.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина.

Общий сюжет произведения имеет практически только два обязательных элемента — пять кульминаций и развязку. Композиция кольцевая и, кроме этого, необычная потому, что нарушены, во-первых, логическая последовательность элементов общего сюжета (развязка находится в середине романа), во-вторых, временная последовательность событий.

Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя — от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце.

Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимович, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.

Источник: https://libaid.ru/katalog/l/lermontov-mikhail/3625-analiz-geroj-nashego-vremeni-lermontov

Какова основная мысль романа “герой нашего времени”

Знание об историческом своеобразии времени, когда задумывалось и создавалось художественное произведение, позволяет нам, читателям, понять его глубже увидеть аналогии с современностью. Так, знакомство с последекабристским периодом истории России дает возможность осознать суть романа «Герой нашего времени» Лермонтова.

Миропонимание поэта формировалось в «эпоху безвременья», когда не осталось и следа от идеалов, целей, смысла жизни прогрессивных идей пушкинского времени.

Действие стало невозможным – идею любой революции Николай І отвергал безоговорочно, – ведь благородные порывы несли за собой не только желание справедливого устройства мира, но и путь насильственного изменения государственной власти, сопровождаемый кровопролитием, в условиях наступившей реакции любое инакомыслие подлежало уничтожению.

Обратите внимание

Невозможность деятельности имело и субъективный характер: идейный кризис, отсутствие ответа на вопрос о новых идеалах и способах действия на благо людей, и это рождало скепсис и сеяло сомнения в умах мыслящих людей. Старые идеи ушли, новые еще не родились, ясности целей не было. Именно в это время и появился роман, проблема личности в котором была главенствующей.

Какова же основная мысль романа «Герой нашего времени»? Если тему автор обозначил уже в названии и более полно описал ее в предисловии как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», то идею постичь удается не сразу. Прочтя первые главы, мы, читатели, не проникаемся симпатией к главному герою, более того, склонны, как и многие современники поэта, осудить и отвернуться от Печорина.

Однако, двигаясь дальше, понимаем, что все в романе – и композиция, и несколько рассказчиков, знакомящих нас с главным героем, и отношения его с разными действующими лицами – часть замысла автора. Он стремится подвести нас к собственным выводам, где мы сможем глубже и вернее постичь суть произведения «Герой нашего времени».

Читая роман, уже во второй главе замечаем необычность композиции, где хронология событий нарушена. Да и сам Лермонтов не называет свое произведение романам – а говорит о нем так: то «длинная цепь повестей», то «записки», или просто «сочинения».

Зачем это автору, почему он ведет рассказ о Печорине, забегая вперед или возвращаясь в прошлое героя, или вообще сказав нам о его гибели уже во второй главе? Как у всех великих мастеров, у Лермонтова нет ничего случайного. И это сразу после выхода романа отметил Белинский: «Роман г.

Лермонтова проникнут единством мысли, и потому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать.

Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается».

Чтобы мы, читатели, могли глубже понять суть «Героя нашего времени», и меняет поэт хронологию, давая понять, что дело вовсе не в событиях, а во внутреннем мире человека, в многогранности его характера, который нельзя определить штампом «плохой-хороший», «добрый-злой», «жестокий-мягкосердечный».

Важно

Благодаря событиям жизни Печорина, расположенным не в хронологическом порядке, мы сначала слышим рассказ о нем («Бэла»), потом видим («Максим Максимыч»), и, наконец, знакомимся с ним самим, читая дневник. И так, идя вслед за замыслом автора, шаг за шагом двигаемся к познанию «истории души человеческой».

Мы узнаем о Печорине из уст бесхитростного Максим Максимыча, нам рассказывает о встрече с ним повествователь-офицер, по отдельным фразам Веры, Вернера, понимаем, как относятся к герою разные люди, встречающиеся на жизненном пути.

Но главное – мы видим Печорина глазами самого пристрастного повествователя – самого героя. Благодаря тому, что рассказчики сменяют друг друга, внутренний мир главного героя разворачивается перед нами разными гранями.

Становится яснее суть и смысл произведения «Герой нашего времени».

История Печорина – судьба целого поколения, в котором поиски каждым смысла жизни и ее цели были порой так мучительны и неопределенны. «… Спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?..

А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни…» Эти слова произносит Печорин, исканиями, страданиями , сомнениями абсолютно принадлежащий своему времени. Эти слова мог бы произнести и сам Лермонтов, и его современники.

«В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все», – так считал В.Белинский, и вопрос это остается актуальным вот уже полтора столетия.

Будь в числе первых на доске почета

Источник:

Герой нашего времени основная мысль

«Герой нашего времени» — знаменитый роман Михаила Юрьевича Лермонтова, классика русской литературы. Впервые роман был издан в 1840 г. Какова основная мысль романа Герой нашего времени?

Основная мысль Герой нашего времени связана с центральным его образом — Печориным; все подчинено задаче всестороннего и глубокого раскрытия характера этого героя.

Основная тема Герой нашего времени — показать пороки человеческого общества.

Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях.

Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой».

Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги.

Читайте также:  Описание гранатового браслета в повести "гранатовый браслет" куприна

«Да это злая ирония!» — скажут они. — «Не знаю»».

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман: Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.

Главная проблема Герой нашего времени — судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, умных, образованных молодых дворян.

Теперь вы знаете какова основная мысль романа Герой нашего времени, какие проблемы хотел раскрыть автор написав этот роман.

Источник:

Идея, суть и смысл романа «Герой нашего времени» Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль)

Григорий Печорин.Художник П. Боклевский

Роман «Герой нашего времени» является одним из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова.В этой статье представлен анализ идеи, сути и смысла романа «Герой нашего времени» (темы, проблемы и главная мысль произведения).

Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»

«…в «Герое нашего времени» писатель ставит перед собой задачу дать портрет типического представителя эпохи, обнаружить общественную болезнь, отражающую исторические особенности времени («была бы болезнь указана», — пишет он в «Предисловии»). Этим прежде всего и определяется содержание наиболее замечательного прозаического произведения Лермонтова.

В романе, состоящем из пяти повестей, связанных между собой одним героем, всё — идейный замысел, и композиция, и сюжет — подчинено единой художественной задаче: глубокого и многостороннего изображения судьбы и характера «героя времени», его конфликта с окружающей средой. Лермонтовым создан обобщенный образ «младшего брата Онегина», представителя того поколения, которое формировалось в эпоху реакции, когда, по слову Белинского, все старое разрушено, а нового еще нет, — реакции, наступившей после 1825 года.

В судьбе «героя нашего времени» отразилась духовная драма людей, обреченных на общественное бездействие при «жажде действия и избытке чувств».

Совет

Сложность эпохи нашла свое выражение в сложности и противоречивости духовного облика Печорина.

Все, с кем судьба сталкивает Печорина, страдают, находятся на краю гибели или гибнут, но гибнет и сам Печорин, не найдя счастья и гармонии в жизни и никому не дав счастья.

Обличая эгоистический индивидуализм своего героя, сформировавшегося в условиях русской крепостнической действительности, писатель вместе с тем утверждал его превосходство над окружающей средой. «История души человеческой», представленная в романе Лермонтова, звучит как приговор всему общественному строю николаевской России.

«Герой нашего времени» — первое произведение русской прозы, в котором получила конкретно-историческое воплощение центральная тема реалистического романа XIX века, проблема взаимоотношения личности и современного общества, сложность ее формирования и интеллектуального развития.

В этом романе Лермонтов выступает как продолжатель пушкинской традиции и как великолепный мастер психологического анализа.»

(В. А. Мануйлов, примечания к роману «Герой нашего времени», «Собрание сочинений Лермонтова в 4 томах», том 4, 1958 г.)

Источник: https://novpedkolledg2.ru/sovety/kakova-osnovnaya-mysl-romana-geroj-nashego-vremeni.html

Анализ романа «Герой нашего времени» Лермонтова

Согласно изначальному замыслу Лермонтова, Герой нашего времени должен был выйти в свет не как цельный роман, а как сборник отдельных повестей о Печорине.

В 1839-40 годах они публиковались в журнале Отечественные записки, однако в конце 1840 года вышла целая книга, и тогда все поняли, что получилось единое связное произведение.

Оценка романа «Герой нашего времени» критиками была глубоко положительная, даже Белинский восхищался художественным талантом Лермонтова.

В образе главного героя Лермонтов очень ярко показывает, каков он – герой их времени, и чем отличается он от героев предыдущих эпох, Чацкого и Онегина.

Это талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может в полной мере реализовать свои способности. У нет выбора, он вынужден подчиняться приказам.

Таким образом, Лермонтов делает вывод: герой нашего времени – это представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться нужным в этом мире.

Черты романтизма в романе

Публике сразу стало понятно, что это произедение принадлежит к течению романтизма. Герой нашего времени содержит множество типично романтических черт:

1) Например, автобиографизм Печорина; многие его мысли – это мысли Лермонтова, многие описанные в романе события происходили на самом деле. Только внешность у героя другая – ее Лермонтов списывал со Столыпина, поскольку сам был некрасив, а Столыпину очень завидовал. 

2) Большое внимание уделяется внутреннему миру героя: Печорин ведет дневник, где отображаются все его чувства.

Обратите внимание

3) Сама личность Печорина содержит множество загадок. Непонятно, откуда Печорин с самого начала взялся и из-за чего потом умер.

4) Герой очень яркий, он находится в постоянном конфликте с окружающими и стремится к свободе. Лермонтов раскрывает образ Печорина через второстепенных героев романа.

Путем романтического осмысления своего героя Лермонтова старается описать свою эпоху и свое поколение. Именно об этом и говорит само название романа.

Показано, что изначально Печорин – это очень яркая и богатая натура, в нем заложено много хорошего.

Но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в лишнего человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в трудной ситуации.

Образы романа «Герой нашего времени»

Образ Печорина является спором с образом Онегина: это два разных героя разных эпох.

В пушкинскую эпоху, когда жил Онегин, у героя было гораздо больше возможностей для самосовершенствования и реализации, и в том, что Онегин чувствует себя лишним и скучающим, виноват лишь он сам.

С Печорина же автор снимает вину за его неудачную жизнь, в ней виновато общество, поколение и весь свет: у Печорина выбор невелик – либо служба, либо отставка.

Важно

Хотя в случае Печорина и отставка невозможна – он штрафной, разжалованный из-за дуэли прапорщик 28 лет. Именно этот факт и усугубляет юнкер Грушницкий.

В разговорах с девушками он не хочет признаваться, что еще слишком молод, что он юнкер, поэтому говорит всем, что он разжалован.

Таким образом, получается, что Грушницкий хвастается тем фактом, который для Печорина является стыдным и оскорбительным. 

Грушницкий – это пародийный двойник Печорина, следовательно, его необходимо уничтожить. Это и происходит на их с Печориным дуэли.

Здесь Лермонтов опять позволяет себе отсылку к Евгению Онегину Пушина, однако параллель неточная: Грушницкий никогда не был другом Печорина, а смерть его – вовсе не случайность, как это было с Ленским, а закономерность. Таким образом Печорин сам творит свою судьбу, уничтожая помехи.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Размышления Лермонтова о жизни, любви, творчестве в поэзии
Следующая тема:   Роль композиции в раскрытии характера Печорина и главной идеи романа

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/geroi-nashego-vremeni-smysl-nazvaniya-romana

Суть романа “Герой нашего времени”

“Герой нашего времени” – один из самых знаменитых романов. По сей день он пользуется популярностью среди любителей русской классики. Если вы хотите узнать больше об этом произведении, прочитайте статью.

Михаил Юрьевич Лермонтов – известный писатель. Прожил он с 1814 по 1841 год. Его нельзя было назвать необычайно красивым, каким он казался на фотографиях. Современники писателя и поэта утверждали, что он был отнюдь не хорош собой.

Причиной его смерти стала дуэль с Николаем Мартыновым. Михаил воспитывался бабушкой, которая, в отличие от отца, могла его обеспечить и дать должное воспитание. Она всегда была против свиданий Михаила с отцом.

Несмотря на строгое воспитание, бабушка сильно любила своего маленького Мишу и старалась дать ему все лучшее.

Совет

Лермонтов учился на дому, а после два года провел в Московском училище. Затем по неизвестным причинам решил бросить учебу в университете. Будучи писателем, Михаил обожал творчество Шекспира, Байрона и Шиллера. Михаил Юрьевич Лермонтов не только хороший поэт, драматург, прозаик, но и замечательный художник. Кроме этого он прекрасно разбирался в математике.

Известнейший писатель обладал несколько грубоватым и дерзким характером. У Михаила было достаточно специфическое чувство юмора. Он любил колко шутить над другими людьми. Из-за своего пылкого характера и острого языка он и погиб в дуэли с Мартыновым, ибо тот не потерпел неуважительного поведения по отношению к себе.

Из истории создания романа “Герой нашего времени”

Михаил Лермонтов начал писать роман, когда его впервые отправили в ссылку на Кавказ. Именно тогда он вдохновился на написание отрывков, которые впоследствии стали глаавами литературного шедевра. Автор изначально даже не думал о том, что из этого получится что-то столь содержательное. Весь роман писался отрывками и публиковался в местной печати.

Краткое содержание романа

Роман “Герой нашего времени” состоит из пяти частей. В каждой из них описываются события, происходящие в определенное время и в определенном месте.

Первая часть – “Бэла”. В этой части рассказывается о похищении и убийстве дочери горского князя. Во второй части – “Максим Максимыч” – рассказывается о задержании автора во Владикавказе и находке дневника Печорина.

Третья часть, под названием “Тамань”, повествует о трех контрабандистах и покушении на Печорина. Четвертая рассказывает о том, как Печорин, чтобы утешить свое самолюбие, влюбил в себя княжну Мэки. Это стало причиной ссоры с другом.

Из пятой части (“Фаталист”) читатель узнает о том, что судьбу невозможно перехитрить, и все то, что должно случиться, обязательно произойдет.

Что есть время?

Роль времени в романе “Герой нашего времени” имеет огромное значение. Прочитав данный роман, можно понять, что в жизни человека иногда очень важны те несколько минут, которые могли бы полностью исправить ситуацию. Или же, например, что никогда не стоит торопиться и делать поспешных выводов. Это можно понять, проанализировав отношенияя Печорина и Бэлы.

Печорин думал, что с Бэлой ему не будет скучно, ведь он был так сильно в нее влюблен. Но девушка была к нему исключительно холодна. Печорин решил, во что бы то ни стало растопить лед в сердце девушки и добиться взаимной любви, но все попытки Печорина влюбить в себя Бэлу оказались напрасными. Он понял, что она ему наскучила и он испытывает к ней тяготение.

Мимолетное влечение Печорина к Бэле стоило жизни несчастной девушке. Какова роль времени в романе “Герой нашего времени”? В пороках главного героя виновен не только он сам, но и общество, в котором он вращался. Во времена, в которые жил Печорин, да и сам автор книги, царили законы, в условиях которых одаренные люди не находили выхода своей энергии.

А это способствовало развитию дурных задатков.

Какой смысл несет в себе роман?

У каждого человека своя точка зрения, а значит и смысл романа для всех разный. Для кого-то смысл в том, что не следует торопиться с выводами, для других смысл в том, что судьбу нельзя перехитрить. Смысл названия “Герой нашего времени” не может быть единым для всех. Кто-то не проникнется симпатией к главному герою романа. А кому-то этот персонаж будет близок.

Каков смысл названия “Герой нашего времени”? В романе рассказывается о сложной личности, о человеке, в руках которого судьба целой эпохи. В произведении изображена непростая судьба героя, которому пришлось пережить многое.

Но даже после всего того, что он смог пройти, он остается сильным и несломленным. Размышляя о том, в чем смысл названия “Герой нашего времени” несложно понять, что значение названия романа полностью совпадает со смыслом.

Данный роман сможет понять не каждый, ведь в нем очень много тем для размышлений.

Проблема романа

В романе автор поднимает актуальную проблему среди всего человечества – поспешность действий. Проблема романа “Герой нашего времени” и его персонажей в том, что они поддавались своим первичным инстинктам и не всегда обдумывали то, что планировали совершить. Вследствие этого происходили ужасные вещи, например, смерть Бэлы.

Печорин должен был подумать, прежде чем похищать девушку, о том, взаимна ли любовь. Таким образом, из-за халатности Печорина погибла невинная девушка. Но вот со смертью Вулича все иначе. Здесь главной причиной смерти стала судьба, и это никто не мог предугадать и предотвратить.

Мы не всегда можем предотвратить что-то ужасное, что-то, что предначертано судьбой, но мы можем предотвратить то, что в наших руках, то, что зависит только от нас самих.

Что послужило темой для романа?

Тема романа также несколько связана с проблемой, как и смысл названия “Герой нашего времени”. Темой романа служило раскрытие всех прекрасных сторон героя.

Задача автора была представлена в том, чтобы в течении всех происходящих действий раскрыть всю сущность главного персонажа, представить с совершенно другой стороны. Именно в этом заключалась тема романа “Герой нашего времени”.

Читатель в процессе чтения должен был постепенно знакомиться с героем, узнавать его с совершенно новых сторон и знакомиться с его лучшими качествами.

В чем же суть?

Суть романа “Герой нашего времени” была несколько иной. Читатель смог понять, что главный герой романа не такой уж и “неправильный”, а вполне разумный и положительный персонаж.

Михаил Юрьевич Лермонтов не написал ни единой записки или заметки о том, что именно подтолкнуло мысль написать роман, который и по сей день популярен не только среди старших, но и среди молодежи и даже за рубежом.

Читайте также:  Иллюстрации к повести "детство" горького (картинки, рисунки, кадры из фильма)

Конечно же, данный роман может показаться сложным и запутанным, но этот шедевр стоит того, чтобы уделить ему свое драгоценное время. Стоит помнить, что значение названия романа “Герой нашего времени” созвучно с главной идеей.

Обратите внимание

Прочитав этот роман, вы многое осознаете и, возможно, измените свое мировоззрение. Этот роман будет полезен представителям как старшего поколения, так и младшего.

Источник: https://schoolessay.ru/sut-romana-geroj-nashego-vremeni/

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Анализ произведения

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Время и история создания

Роман появлялся в печати по частям с 1838 года. Первое полное издание вы­шло в 1840 году.

В начале 1841 года роман был напечатан с предисловием, которое было напи­сано в ответ на упреки в надуманности характера Печорина и оценку этого ге­роя как клеветы «на целое поколение». Автор пишет: «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Сюжет

Роман состоит из пяти новелл.

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведет штабс-капитан Максим Максимыч, который рассказывает свою историю автору, встретившись с ним на Кавказе. Молодой офицер по фамилии Печорин, скучающий в горной крепости, удивляет Максима Максимыча своими странным характером и по­ступками. Он похищает любимую дочь местного князя и добивается ее любви, затем охладевает к этой «забаве», разбивая сердце девушки и становясь причи­ной гибели ее брата, отца, а затем и ее самой. Максим Максимыч не осуждает за это Печорина, но не может понять и объяснить для себя мотивов его поступков.

«Максим Максимыч»

Эта новелла имеет другого рассказчика — автора. В ней повествуется о со­бытиях, произошедших некоторое время спустя после событий первой новел­лы. Описывается встреча Максима Максимыча с Печориным. Автор наблюдает взаимоотношения двух «друзей», в которых нет равенства: Максим Максимыч с трепетом ждет этой встречи, волнуется, рад случаю увидеть своего товарища. Печорин равнодушен, сух и скуп на проявление чувств. Его поведение кажет­ся жестоким и несправедливым по отношению к старому штабс-капитану. Но скрытая в нем глубокая печаль и безразличие ко всему, в том числе и к судьбе своих записок, которые он оставляет Максиму Максимычу, заставляет автора не торопиться с выводами об этом человеке. Большую часть новеллы занимает описание Печорина, его портрет, увиденный автором.

«Тамань»

Эта повесть рассказывается уже самим Печориным, так как является частью его записок, доставшихся автору от Максима Максимыча. Время этих собы­тий — самое начало службы Печорина на Кавказе, предыдущие новеллы явля­ются продолжением и хронологически происходили позже событий, описанных в этой части.

Печорин случайно (остановившись на постой в доме) становится свидетелем и в некоторой степени участником деятельности контрабандистов в глухом горо­дишке. Он активно вторгается в жизнь этих людей, имея целью одно: удовлетво­рить свое любопытство. Он активен и деятелен. Но деятельность его разрушает жизнь этих людей и едва не приводит к гибели самого героя. Для него самого оказывается вопросом смысл его поступков: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

«Княжна Мери»

Эта повесть написана в форме дневника. Повествование начинается с при­бытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Мери. Также он встречает свою бывшую возлюбленную Веру. Стремление видеться с ней приводит Печорина к необходимости скрыть эти отношения за ухаживаниями за Мери. Жалкую роль в этой истории играет приятель Печорина Грушницкий. Они соперничают за внимание Мери. Печо­рин, безусловно, побеждает в этой игре, но Грушницкий, ограниченный и тще­славный, использует против Печорина нечестные приемы борьбы. Грушницкий раздражает Печорина, а тот унижает Грушницкого своим превосходством.

Печорин влюбляет в себя княжну Мери. Его успех приводит к ссоре с Грушниц- ким. Происходит дуэль, на которой Печорин убивает Грушницкого. Вера уезжает, их встречи невозможны. Печорин объясняется с княжной Мери, отвергая ее лю­бовь, после чего девушка чувствует себя униженной. За участие в дуэли его ссыла­ют в дальнюю крепость. Там и происходят события, описанные в новелле «Бэла».

«Фаталист»

Важно

События этой повести происходят в казачьей станице. Печорин рассказыва­ет о событиях, участником которых он стал невольно. На квартире одного из офицеров играют в карты сослуживцы. Неожиданно завязывается беседа о том, есть ли предопределение, стоит ли верить в судьбу. Между офицером Вуличем и Печориным возникает спор, который отчаянный Вулич предлагает разрешить с помощью выстрела, тем самым доказав, что час его смерти еще не пришел. Он стреляет в себя, выходит осечка. Все офицеры неприятно поражены происходя­щим. Печорин говорит, что видел явную смерть на лице у Вулича. Все расходят­ся по домам. Вскоре Печорин узнает о смерти Вулича, которая приключилась этой ночью: его зарубил шашкой пьяный казак. Печорин решается испытать судьбу и вызывается обезвредить казака, который, опомнившись, заперся в са­рае с оружием и никого к себе не подпускает. Печорин, рискуя жизнью, про­рывается к нему, казак стреляет, но промахивается. Печорин рассказывает эту историю, приехав в крепость, Максиму Максимычу — то есть события этой повести как бы находятся внутри повести «Бэла».

Герои

Предметом исследования в этом романе является личность главного героя, названного к тому же «героем своего времени». Сведений о фактах биографии Печорина немного: он петербуржец, состоит в чине прапорщика. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». Ему около 25 лет. Вероятно, он богат — ни разу не упоминается о том, чтобы он был стеснен в средствах. Между событиями повести «Бэла» и «Максим Максимыч» проходит пять лет. В по­следней новелле упоминается, что Печорин умер по пути в Персию. О причине смерти не говорится.

Автора интересует не это — ему важен тип этой личности. Печорин разоча­рован в жизни, он холоден, циничен, расчетлив и эгоистичен. Все его поступки, вся лихорадочная деятельность — это попытка заполнить душевную пустоту. Вместе с тем он умен, наблюдателен и честен перед собой, он не стремится ка­заться лучше, чем он есть. И самое главное — он пытается понять сам себя: что ведет его по жизни? Что им движет? Свои поступки он совершает по своей воле или им руководит некая высшая сила, и он орудие в «руках судьбы»?

Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. В нем получили выражение черты поколения последекабристской эпохи. На поверхно­сти «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная…» Печо­рин — личность неординарная и сложная.

В центре романа «Герой нашего времени» — проблема личности, «героя вре­мени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми.

Главная мысль (идея)

Лермонтов изобразил «внутреннею человека», использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. В то же время глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальных проблем, поставленных в романе.

Поэтика, композиция

«Герой нашего времени» — первый в русской прозе реалистический социаль­но-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века.

Черты романтизма в романе «Герой нашего времени» видны прежде всего в близости автора и героя, пристальном внимании к «внутреннему человеку», исключительности его натуры. Ситуация, описанная в повести «Бэла», напо­минает сюжеты романтических произведений (любовь «природной» женщины к разочарованному европейцу). Повышенная экспрессивность стиля в «Тамани» также является чертой романтизма. Образ Печорина окутан ореолом загадочно­сти. Он одинок, находится в конфликте с обществом, ищет приложения своим силам, стремится к свободе — это также соответствует романтической тради­ции. О прошлом героя почти ничего не говорится. Мы не знаем обстоятельств, сформировавших такой характер героя. Он представлен в данный момент жизни уже состоявшейся личностью, мы не видим его развития. Это все можно отнести к романтическим чертам романа.

И все же «Герой нашего времени» — реалистическое произведение. При­сутствует объективность авторской позиции по отношению к герою. В этом роман имеет сходство с пушкинским «Евгением Онегиным». Несмотря на то что многие черты героя романа «списаны» автором с себя самого, Печорин и Лермонтов не одно и то же лицо, так же как, например, Онегин и Пушкин. Лермонтов в предисловии к роману подчеркивает эту мысль: «…Другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка!»

Совет

Реализм романа заключается в создании образа «героя времени», типичного представителя эпохи — «лишнего человека», по характеристике В. Г. Белинско­го. Автор стремится психологически достоверно объяснить особенности харак­тера героя, связав их с условиями его жизни, общественного слоя, поколения. Типичностью обладают и другие персонажи романа. Они изображены во всей их сложности и противоречивости. Характеры объемны, правдоподобны.

Также с большим мастерством изображены взаимоотношения героев, их поступ­ки имеют объективные мотивы, что является, безусловно, реалистической чертой.

Мы не видим развития характера героя во времени. Но зато автор так строит повествование, что с каждой новеллой происходит наше углубление в душевный мир героя, он «раскрывается» перед читателем, становясь все более сложной и интересной личностью. Главная интрига романа не в событиях, а в том, кто такой Печорин и что заставляет его поступать таким образом, что мир вокруг него неизменно разрушается: гибнут или становятся несчастными все, с кем он сталкивается на своем пути.

Хронологический порядок в построении романа нарушен. Такое расположе­ние новелл служит важной художественной задаче: с каждой новеллой меняет­ся ракурс, с которого мы смотрим на героя, меняются рассказчики.

Сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, человека дру­гого социального слоя, другого поколения, других ценностей. Он пытается по­нять Печорина, но не может, его объяснения всегда конкретны и «снижены» и, скорее, похожи на оправдания нелогичности героя.

В следующей новелле на героя смотрит человек одного с ним круга, одного поколения — автор. Это другой взгляд, пристальный и больше замечающий, по­нимающий, чем взгляд штабс-капитана. Автор дает портрет Печорина, который является не просто зарисовкой и «протоколом»: как одет, какого цвета глаза, волосы; это портрет характера героя, в котором видны все его противоречия (ослепительно чистое белье — пыльный сюртук и запачканные перчатки, строй­ный сильный стан — изломанная поза «бальзаковой» кокетки в кресле, светлые волосы — темные брови и усы, никогда не смеющиеся глаза, взгляд, подобный клинку стали — и равнодушный).

Три последующие повести — речь самого Печорина о себе. Мы слышим, как и о чем он думает, как планирует свои поступки, как анализирует свои дей­ствия. В «Тамани» он вспоминает случай, произошедший с ним и едва не закон­чившийся его гибелью. Это прошлое, уже осознанное и пережитое.

«Княжна Мери» — дневник. Рассказчик, описывая события, и сам не знает, как они будут развиваться дальше. Он «живет» на наших глазах, раскрывает свои замыслы, делится сомнениями и размышлениями, «исповедуется». Важно то, что он стремится все же планировать свою жизнь, подчинять события и лю­дей своей воле.

В последней новелле «Фаталист» Печорин пытается посмотреть на себя гла­зами «судьбы»: его поступки в этом произведении как бы неподвластны и непо­нятны ему самому. Он взаимодействует с какой-то высшей силой и пытается ей сопротивляться.

Соотношение фабулы и сюжета в романе:

Часть первая «Бэла»

«Максим Максимыч» «Журнал Печорина»

Предисловие «Тамань»

Часть вторая (Окончание журнала Печорина) «Княжна Мери» «Фаталист»

Хронологический порядок частей:

«Тамань»

«Княжна Мери»

«Бэла»

«Фаталист»

«Максим Максимыч»

Предисловие к журналу

Тема соотношения провидения и воли человека — одна из важных тем произведения. Печорин постоянно размышляет о том, чем он является, каково его предназначение. «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие», — говорит он о своей разрушительной роли в жизни контра­бандистов. В другой ситуации он сравнивает себя с топором в руках судьбы. В этих словах слышатся боль и печаль от сознания того, что действия не под­властны его воле и непонятны для него самого.

Обратите внимание

Печорин чувствует и понимает несоответствие своих поступков благородным стремлениям. Он хочет понять свои поступки и переживания. Ему интересен собственный внутренний мир. Попытки разобраться в мотивах своих поступков, беспощадный самоанализ, постоянные сомнения приводят к тому, что он теряет способность просто жить, ощущать радость, полноту и силу чувства. Из самого себя он сделал объект для наблюдений.

Можно назвать личность этого героя трагической: разлад в душе героя вызван тем, что силы его души не нашли применения, жизнь этого неординарного человека растрачена и опустошена.

И это, с точки зрения автора, и есть черты поколения. Роман имеет перекличку со стихотворением «Дума», которое также посвящено размышлению о горь­кой участи поколения, растратившего идеалы и не видящего в жизни смысла. В стихотворении Лермонтов называет черты «героев времени», в романе он анализирует и раскрывает суть происходящего с людьми его поколения.

  ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3943-m-yu-lermontov-roman-geroj-nashego-vremeni-analiz-proizvedeniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector