Капитан копейкин в поэме “мертвые души”: образ, характеристика, описание

Капитан Копейкин в поэме “Мертвые души”: образ, характеристика, описание

Капитан Копейкин.
Художник П. Боклевский

Капитан Копейкин – один из ярких второстепенных персонажей поэмы “Мертвые души” Николая Гоголя. Текст “Повести о капитане Копейкине” читайте здесь.

В этой статье представлен образ и характеристика капитана Копейкина в поэме “Мертвые души”: описание в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы
Все материалы по “Мертвым душам”

Капитан Копейкин – бедный русский офицер.

Он участвует в войне 1812 года против Наполеона, где рискует жизнью:

“…в некотором роде, так сказать, жизнию жертвовал, проливал кровь…”

На войне капитан Копейкин теряет правую руку и ногу и становится инвалидом:

“…после кампании двенадцатого года вместе с ранеными прислан был и капитан Копейкин. Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу.”

“…нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая.”
Став инвалидом, Копейкин не получает никакой помощи от государства:

“Ну, тогда еще не сделано было насчет раненых никаких, знаете, эдаких распоряжений; этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведен, можете представить себе, в некотором роде, гораздо после.” 
Чтобы добиться помощи от царя, Копейкин отправляется в Петербург:

“Вот мой капитан Копейкин решился отправиться, судырь мой, в Петербург, чтобы просить государя, не будет ли какой монаршей милости…”

В Петербурге Копейкин приходит на прием к важному чиновнику, генералу-аншефу. Тот просит Копейкина прийти через несколько дней. Копейкин очень рад этому ответу: ему кажется, что дело уже решено и вскоре ему выдадут деньги на жизнь:

“Он-то уже думал, что вот ему завтра так и выдадут деньги: «На тебе, голубчик, пей да веселись»…”

Чтобы отпраздновать свой мнимый успех, глупый Копейкин отправляется в ресторан и театр. Судя по всему, в этот день он тратит большую долю своих сбережений:

“…пообедал, судырь мой, в “Лондоне”, приказал подать себе котлетку с каперсами, пулярку спросил с разными финтерлеями; спросил бутылку вина, ввечеру отправился в театр, одним словом, понимаете, кутнул.” 

Вскоре Копейкин является к чиновнику в надежде наконец получить пенсию. Но вельможа отказывается ему помочь и сообщает, что нужно ждать, пока царь не вернется из-за границы. Копейкин решает ждать, но у него заканчиваются деньги на жизнь и он начинает голодать:

“…теперь в лавочке возьмет какую-нибудь селедку или огурец соленый да хлеба на два гроша, – словом, голодает бедняга, а между тем аппетит, просто, волчий.”

Обратите внимание

В конце концов Копейкин устает ждать и снова приходит к вельможе. Копейкин требует от генерала немедленного решения по своему делу. Пораженный дерзостью и настойчивостью Копейкина, генерал решает избавиться от него. Он предлагает Копейкину уехать из Петербурга домой, чтобы не тратиться на жизнь в столице:

“…если вам здесь дорого жить и вы не можете в столице покойно ожидать решенья вашей участи, так я вас вышлю на казенный счет. Позвать фельдъегеря! препроводить его на место жительства!” 

Наивный Копейкин соглашается уехать, тем более что поездку ему оплачивает государство. Копейкина хватают и увозят из Петербурга. Куда он девается потом – никому не известно:

“Вот его, раба божия, схватили, судырь мой, да в тележку, с фельдъегерем. “Ну”, Копейкин думает, “по крайней мере не нужно платить прогонов, спасибо и за то”.”

Спустя почти 2 месяца в рязанских лесах появляется банда разбойников. По слухам, атаманом банды оказывается сам капитан Копейкин:

“…куда делся Копейкин, неизвестно; но не прошло, можете представить себе, двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, судырь мой, не кто другой…”

Это был цитатный образ и характеристика капитана Копейкина в поэме “Мертвые души” Гоголя: описание истории героя в цитатах. 

Смотрите: Все материалы по “Мертвым душам”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/11/kapitan-kopejkin-mertvye-dushi-obraz-harakteristika.html

Характеристика капитана Копейкина | Инфошкола

Всегда было жаль, когда становился свидетелем, как на уроках литературы, во время анализа «Мертвых душ», забывалась совершенно вторая часть поэмы, а похождения Копейкина никак не увязывались с ее продолжением. И вот, пользуясь случаем, хочу поделиться с вами, друзья, некоторыми своими вовсе не обязательными, впрочем, размышлениями о месте этой за сердце берущей вставной новеллы в гоголевском шедевре.

Лучше Короленко не скажешь. Во втором томе поэмы «Мертвые души» видны «сложенные крылья гоголевского смеха».

Но, вчитываясь внимательно, вглядываясь в сохранившиеся страницы, точно бы из пламени являющиеся, напряженно задумываешься о слове великого писателя, теперь уже и вправду совсем другом, непривычном, местами до боли смиренном, местами до слез (не до слез ли сквозь смех?) грустном, местами до нестерпимости с точки зрения сегодняшней литературы пафосном, а местами откровенно, до безумия почти, дерзком. А не дерзко ли разве, не с обличением ли неслыханным звучит, например, трагически обрывающая второй том речь князя: «Знаю, что никакими средствами… нельзя искоренить неправды: она слишком уже глубоко вкоренилась. Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью… Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже мимо законного управленья образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного…».

«Повесть о капитане Копейкине», во всех ее редакциях, как раз и является открытым протестом против того, «другого правленья». Это очевидно. Однако же прочную внутреннюю связь вставной новеллы со вторым томом поэмы еще только, возможно, предстоит осмыслить.

Рассказ об «эдаком каком-нибудь, то есть, капитане Копейкине» был чрезвычайно важен для Гоголя не просто как отдельный эпизод, перебивающий фабулу основного действия, но прежде всего как часть масштабного замысла.

«Кто в душе художник, – писал Гоголь Никитенко, делясь с ним своими раздумьями о капитане Копейкине, – тот поймет, что без него остается сильная прореха».

Образ инвалида войны двенадцатого года, осмелившегося искать справедливости, а нашедшего «горькое блюдо под названием завтра», да еще в придачу препровожденного на место жительства трехаршинным фельдъегерем, дает, конечно, всей поэме глубину исторической перспективы. Гоголь создает нового для себя героя. «Капитан Копейкин не робкий и униженный Акакий Акакиевич», – авторитетно заключает глубокий ценитель творчества Гоголя Н.Л. Степанов.

Интересно, а пришелся бы впору Копейкину, о котором читатель узнает со слов запинающегося и все же весьма острого на язык почтмейстера, отчаянно просторный пугачевский тулупчик? Трудно сказать.

Однако же русской литературе той поры уж точно было не тесновато пока серое сукно гоголевской «Шинели», а бричка Чичикова, «шулера» Чичикова (помните искреннее недоумение шукшинского героя?), еще запросто покрывала русские дороги и бездорожья. И вот на что хотелось бы тут обратить внимание.

Важно

Многие «проклятые вопросы», незримо таящиеся для всех лишь малым пока зернышком в почве великих сомнений, виделись Гоголю уже могучим, с разросшейся кроной деревом.

Под ним идут неслышною
стопой
Полки веков – и падают
державы,
И племена сменяются чредой
В тени его благословенной
славы.
И трупы царств под ним
лежат без сил,
И новые растут для новых
целей,
И миллион оплаканных
могил,
И миллион веселых

колыбелей

.

Гениальные стихи Степана Шевырева точно бы иллюстрируют провидческую силу гоголевского взгляда. Гоголь всегда видел, а лучше сказать, предчувствовал итог любых начинаний, конечную их черту.

Однако и то, что находится за чертой, приоткрывалось Гоголю, единственному, возможно, среди русских писателей.

Как знать, не потому ли и возникло продолжение поэмы, не потому ли и суждено было оказаться ему в огне? «Самая жизнь Гоголя, – проницательно писал умнейший критик Иван Аксаков, – сгорела… от тщетных усилий – отыскать обещанную им светлую сторону».

Так кто же такой капитан Копейкин? Герой той самой «светлой стороны» или очередная тень гоголевского чистилища, великий бунтарь, осмелившийся на протест «в самом сердце российской империи», или еще один побратим низкорослого рода? Сравнить хотя бы иллюстрации: какие разные Копейкины получались у художников – вплоть до как бы слившейся с серым петербургским фоном фигурки в исполнении С. Бродского!

«Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути…». Трудно поспорить с классической оценкой Белинского. Гоголь и правда всегда опережал своих последователей.

Взять хотя бы проблему преступления, которой суждено будет занять одно из центральных мест в реестре самых главных проблем отечественной романистики, но которая еще только начинает осваиваться в сороковые годы XIX века.

Вопрос Раскольникова о праве даже не витал еще в воздухе, а газета «Голос», с разворота которой в середине шестидесятых годов сверкнет пред глазами Достоевского «чрезвычайно острый, насаженный на короткую ручку» топор Герасима Чистова, еще даже не начала издаваться.

Совет

И тем не менее именно Гоголь одним из первых в отечественной словесности поднимает вопрос преступления – со всей остротой и трагичностью.

И как интересно было бы со старшеклассниками провести сопоставление именно феном преступления у двух великих писателей! Само собой разумеется, что ноздревское бузотерство или чичиковское ловкачество тут ни при чем, хотя, к слову, во втором томе поэмы Павел Иванович и воскликнет отчаянно: «Спасите! ведут в острог, на смерть!..

» Нет, конечно, призраком казенного дома, так вкупе с муразовскими проповедями потрясшим главного героя, что тот едва не встал уже на путь истинного исправления, не исчерпывается обозначенная автором проблема.

Посмотрим (в который уж раз!) на Коробочку. И в который уж раз отметим: хорошая хозяйка, заботливая, сердобольная.

Дома крестьян ее «поддерживаемы как следует», никакой задней мысли в разговоре с Чичиковым она не имеет, впечатление в читательской памяти оставляет самое благоприятное, если не веселое.

Но «веселое, – как пишет Гоголь, – мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним…». Вот и чуть более внимательный взгляд на Коробочку приводит к тому, что волосы начинают шевелиться от ужаса.

«Да как же? – не может понять коллежская секретарша намерений Чичикова относительно мертвых крестьян. – Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» Но это еще не самые страшные слова Настасьи Петровны.

Когда Чичиков обещает ей пятнадцать рублей сверху в случае согласия, Коробочка с некоторым даже кокетством замечает: «Право, не знаю… Ведь я мертвых никогда еще не продавала».

Потрясающая самохарактеристика, просто убийственная! В это мгновение из-за сутулой спины безобидной Коробочки выглядывает настоящее чудище.

И все же Коробочка никакой не монстр. Она не бессердечный, не жестокий человек и уж тем более не похожа на нарушителя какого бы то ни было закона – человеческого или вышнего. Она, что называется, в своем праве.

Обратите внимание

Она в высшей степени законопослушна, но весь ужас заключается в том, что закон, которого слушается она и по которому живет, в корне своем беззаконен. Иными словами, Гоголь находит преступление там, где никто и не собирался преступать границы закона, взламывать законные рамки.

Само сочетание «крепостное право» являет в данном контексте свое оксюморонное звучание.

Привычка торговать людьми, до поры, правда, только живыми, ну да лиха беда начало («А как вы покупаете, на чистые?» – с неестественной для себя живостью поинтересовался Плюшкин), оказывается для помещиков столь же естественной и законной, как желание умываться утром или рассуждать о благоустройстве какой-нибудь очередной Маниловки.

И вот против таких-то устоев, против таких-то привычек, против таких-то законов, определяющих жизнь общества на протяжении веков, осмеливается выступить «эдакий какой-нибудь… капитан Копейкин».

Именно этим обстоятельством, вполне возможно, объясняется широта социального и исторического контекста, неизбежно возникающего при хоть сколько-нибудь подробном рассмотрении одного из самых загадочных гоголевских образов.

Но центробежная направленность образа рождает его центростремительное тяготение. Интересна формула, через которую Ю.М. Лотман определил сущность Чичикова: «герой копейки». («Герой копейки» – оригинальная тема для сочинения вырисовывается!) То есть очевидна связь, причем связь взаимообратная, между Павлом Ивановичем Чичиковым и взбунтовавшимся капитаном.

А что если нравственное перерождение Чичикова, фрагментарно отразившееся в уцелевших главах второго тома поэмы, усложнение его психологического портрета, известная противоречивость его мыслей и поведения подспудно связаны с отчаянным шагом капитана Копейкина, с его маленьким и все же великим бунтом? Чичиков, в конце концов, тоже решается на бунт – против себя прежнего, против себя самого, против своего чичиковского естества!

«Казалось, природа его темным чутьем стала слышать, что есть какой-то долг, который нужно исполнять человеку на земле… несмотря на всякие обстоятельства, смятенья и движенья…». И еще.

Читайте также:  История создания поэмы "василий теркин" твардовского: прототипы и история написания

«Начинаю чувствовать, слышу, что не так, не так иду и что далеко отступился от прямого пути… Отец мне твердил нравоученья… а сам крал передо мною у соседей лес и меня еще заставлял помогать ему. Завязал при мне неправую тяжбу…».

А не о законе ли снова говорит Гоголь, не о праве ли, только о другом – законном законе, и другом – правом праве, по которому всякому человеку жить должно?

Важно

Во втором томе поэмы «Мертвые души» Гоголь почти открыто ставит кафедру проповеди. Речь его персонажей порой просто переполняется авторской интенцией.

Ну разве не Гоголь говорит, например, устами Костанжогло: «Да для меня, просто, если плотник хорошо владеет топором, я два часа готов перед ним простоять: так веселит меня работа.

А если видишь еще, что все это с какой целью творится… да я рассказать не могу, что тогда в тебе делается… а как взломает лед, да пройдут реки, да просохнет все и пойдет взрываться земля – по огородам и садам работает заступ, по полям соха и бороны… Понимаете ли?»

Интонация, с которой обращается к читателю Гоголь, почти прямо противоречит голосу запинающегося почтмейстера, рассказывающего о капитане Копейкине. И все же перед нами единая художественная тональность.

Зерно уже брошено в почву. Вопрос поставлен. Гоголь предвидел ответ на него, он слышал шум леса там, где была равнина. Но и почерневшие пни различал он в будущем на месте шумящего леса.

И учителю в школьном классе вместе с ребятами предстоит не только, возможно, догадываться о том, что ожидает нас завтра, но и изменять это самое завтра к лучшему. Образ капитана Копейкина взывает к совести, к справедливости.

Он особенно актуален в наше время, когда между тем, что законно, и тем, что справедливо, необходимо раз и навсегда поставить знак равенства.

Источник: https://info-shkola.ru/xarakteristika-kapitana-kopejkina/

Характеристика образа Капитан Копейкин

Категория: Мертвые души Actionteaser.ru – тизерная реклама

Капитан Копейкин — герой вставной новеллы об офицере, герое Отечественной войны 1812 г., потерявшем на ней ногу и руку и подавшемся от безденежья в разбойники. В вариантах «Повести» предполагалось бегство К. К.

в Америку, откуда он ч направлял Александру I письмо о судьбе раненых и получал милостивый рескрипт государя. Новеллу (в своем «сказовом», ко-I мически многословном стиле) рассказывает в 10-й главе поэмы почтмейстер Иван Андреич. Повод для рассказа прост. Чиновники города, озадаченные слухами о Чичикове — покупателе мертвых душ, обсуждают, кем же он может быть.

Внезапно, после всеобщих долгих препирательств, Почтмейстер вдохновенно восклицает: «Это, господа, судырь ты мой, не кто иной, как капитан Копейкин!» — и предлагает выслушать историю о нем, которая, «в некотором роде, целая поэма». Поэмой назван и гоголевский роман; так что Почтмейстер невольно пародирует самого автора «Мертвых душ», а его «Повесть о капитане Копейкине» — роман в целом.

Совет

Но это особая пародия, смешная и серьезная одновременно; она связывает в единый литературный узел все обсуждавшиеся чиновниками темы — об убийстве, о' фальшивомонетчике, о беглом разбойнике — и во многом служит ключом ко всему тексту «Мертвых душ». Оказывается, что К. К. был ранен под Красным или под Лейпцигом (т. е.

в одном из ключевых сражений великой войны) и стал инвалидом до послевоенных распоряжений Александра I о судьбе раненых. Отец не может кормить К. К.; тот отправляется искать царской милости в Петербурге, который, в описании Почтмейстера, приобретает полусказочные черты — «сказочная Шахерезада», «Семирамида».

В описании царственной роскоши Петербурга, показанной глазами впервые увидевшего ее героя («проносится заметная суета, как эфир какой-нибудь тонкий»), и особенно в описании правительственного здания на Дворцовой набережной пародийно повторен образ Петербурга и Дворца, какими их видит Вакула-кузнец в повести «Ночь перед Рождеством».

Но если там герою сопутствовала поистине сказочная удача, то здесь визит к «министру или вельможе», в котором легко угадываются черты графа Аракчеева, дает К. К. лишь ложную надежду. На радостях отобедав в трактире, как «в Лондоне» (водка, котлеты с каперсами, пулярка) и потратив почти все деньги, К. К.

вновь является во Дворец за обещанной помощью — чтобы услышать то, что отныне он будет слышать каждодневно: ждите. С одной «синюхой» в кармане, отчаявшийся, униженный, как может быть унижен только нищий посреди всеобщей роскоши, К. К. «неотвязным чертом» прорывается к Вельможе-Министру и дерзко требует оказать-таки помощь.

В ответ на это «его, раба Божия, схватили, судырь ты мой, да в тележку» — и с фельдъегерем отправили вон из столицы. Доставленный в свою далекую губернию, К. К., по словам Почтмейстера, воскликнул: «Я найду средства!» — и канул в «эдакую Лету». А через два месяца в рязанских лесах объявилась шайка разбойников, атаманом которых был не кто иной…

— и тут рассказчику напоминают, что у Чичикова и руки и ноги на месте. Почтмейстер хлопает рукой по лбу, обзывает себя телятиной, безуспешно пытается вывернуться (в Англии столь совершенная механика, что могут сделать деревянные ноги) — все напрасно. История о К. К. как бы уходит в песок, ничего не проясняя в вопросе о том, кто же такой Чичиков. Но образ К. К.

лишь кажется случайным, «беззаконным», вставным, а легенда о нем — никак сюжетно не мотивированной. Тема нищего дворянина, безденежного капитана, «черт знает откуда» взявшегося, возникает уже в 6-й главе, где жадный Плюшкин жалуется Чичикову на соседа-капитана, который любит наезжать в гости. «Говорит, родственник: «У себя дома есть, верно, нечего, так вот он и шатается».

Но еще раньше сам Чичиков, уезжая от Ноздрева, мысленно «отделывает» его, как плут-ямщик бывает отделан «каким-нибудь езжалым, опытным капитаном». Позже, в главе 10-й, во время болезни, Чичиков обрастет бородой, подобно К. К., в главе 11 имя К. К. словно нечаянно «аукнется» в жизненном наказе чичиковского отца: «копи Копейку».

Обратите внимание

Что же до образа «разбойника», то еще в 9-й главе «просто приятная дама» и «дама, приятная во всех отношениях» предполагают в Чичикове кого-то «вроде Ринальда Ри-нальдина», знаменитого героя романа X. Вульпиуса о разбойнике. Военное звание капитана по табели о рангах соответствовало штатскому чину титулярного советника, а это одновременно и объединяет несчастного К. К.

с другими «униженными и оскорбленными » персонажами социально-фантастических повестей Гоголя, титулярными советниками Поприщиным («Записки сумасшедшего») и Акакием Акакиевичем Башмачкиным («Шинель»), и противопоставляет его им. По крайней мере —' Баш-мачкину. Ибо в статской службе этот чин не давал дворянства, а в военной дворянство обеспечивалось уже первым обер-офицер-ским званием.

В том-то и дело, что в отличие и от своего фольклорного прототипа, героя песен о «воре Копейкине», и от многочисленных персонажей-инвалидов русской послевоенной прозы и поэзии, и от их общего литературного предшественника — Солдата из идиллии С. Геснера «Деревянная нога» — К. К. дворянин, офицер. Если он и разбойник, то благородный.

Эта деталь резко усиливает трагизм его истории; она связывает образ К. К. с пушкинскими замыслами романа о «Русском Пеламе», о джентльмене-разбойнике («Дубровский»). И она же — на пародийном, сниженном уровне — сводит к общему знаменателю все множество литературных ассоциаций, которые окружают романный образ Чичикова. В повести о К. К.

, как в фокусе, сходятся чересчур разнообразные слухи о Чичикове; но из нее же лучами расходятся новые, еще более невероятные версии произошедшего. Чиновники задумываются: а не есть ли Чичиков Наполеон, нарочно отпущенный англичанами с острова Св. Елены, чтобы возмутить Россию. (Опять же Почтмейстер, который служил в кампанию 1812 г.

и «видел» французского императора, уверяет собеседников, что ростом Наполеон «никак не выше Чичикова» и складом своей фигуры ничем от него не отличается.) От Чичикова-Наполеона следует естественный смысловой проброс к теме Чичикова-Антихриста; на этом чиновники останавливаются и, поняв, что заврались, посылают за Ноздревым.

И чем нелепее становятся их сравнения, чем немыслимее их предположения и «исторические параллели», тем яснее обнажается ключевая авторская идея 1-го тома «Мертвых душ».

Наполеоновская эпоха была временем последнего торжества романтического, могущественного, впечатляющего зла; новое, «денежное», «копеечное» зло неправедного приобретательства, олицетворением которого стал подчеркнуто-средний, «никакой» человек Чичиков, может в конечном счете обернуться незаметным для измельчавшего мира, а потому особенно опасным явлением Антихриста буржуазной эпохи.

И это произойдет непременно, если не свершится нравственное возрождение каждого человека в отдельности и человечества в целом. 

Под небом в круге измученный человек одичал и вымер. В. Маяковский Е. Замятин всегда принадлежал к той категории людей искусства, которые стремились к максимальной честности и открытости — и перед собой, и перед читателями.

Важно

Именно поэтому мы познакомились с его литературным наследи­ем только в середине 80-х годов, хотя еще в начале века он был признан талантливым и самобытным писателем. Своей литературной изоляцией Замятин был обязан тому, что никогда не скрывал своего истинного отношения к

Любовь в творчестве А.С. Пушкина – великое чувство, которое облагораживает человека, делает его чище, раскрывает лучшие душевные качества. Поэт боготворит женщин, которыми увлечен, которых любит, относится к ним по-рыцарски. В стихотворении «Я Вас любил» любовь предстает как самоотверженное чувство: лирический герой искренне желает счастья любимой женщине, пусть даже не с ним, а с другим человеком:     Я Вас любил, так искренно, так нежно,     Как дай Вам Бог любимой быть другим.     Не секрет,

Стефан ЦвейгПисьмо незнакомкиИзвестный беллетрист Р. после трехдневной поездки в горы возвращается в Вену и, взглянув на число в газете, вспоминает, что в этот день ему исполняется сорок один год. Просмотрев накопившуюся почту, он откладывает в сторону толстое письмо, написанное незнакомым почерком. Немного погодя, уютно устроившись в кресле и закурив сигару, он распечатывает письмо. Ни на нем, ни на конверте нет имени и адреса отправителя. Письмо начинается словами «Тебе, никогда не знавшему ме

С раннего детства мы познаем окружающий мир из книг, прочитанных взрослыми. Прочитав книги, мы начинаем узнавать все больше нового и интересного. Но некоторые случаи в произведениях, которые описаны в книгах, случаются в жизни. В этих историях всегда побеждает не богатый, а мудрый.


Анна Ахматова в своей поэме «Реквием» поставила перед собой задачу создать памятник великому народному горю — и тем, кто стоял вместе с нею в тюремных очередях, и всей стране — обездоленной и замученной сталинскими репрессиями: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанн ых слов…

Цель этого сочинения — проследить, каким образом автор развивает трагическую тему в поэме. И уже короткое четверостишие, предваряющее поэму, говорит о том, что поэтесса свое личное материнское горе

С утра у дома Меропии Давыдовны Мурзавецкой, «девицы лет шестидесяти,  имеющей большую силу в губернии», собрались мастеровые — она им задолжала. Подходит Чугунов, бывший член уездного суда.

Мурзавецкая ханжа и кляузница, Чугунов ведет ее дела и управляет имением богатой вдовы Купавиной, бессовестно наживаясь. Приезжает хозяйка и идет в дом с приживалками и бедной родственницей Глафирой.

Совет

Дворецкий Павлин рассказывает Чугунову, что племянник Мурзавецкой Аполлон, которого она хочет женить на Купав

Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества.

В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным.

Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая

Тема творчества – одна из центральных в лирике М.Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии.

Идеалом для него стал Байрон, английский поэт-романтик. Лермонтова увлекала бунтарская поэзия Байрона, его протест против деспотизма власти, тирании.

Мотивы безверия, разочарования, одиночества, вызванные конфликтом с несовершенным миром, сближали лирику Лермонтова и Байрона. В 1830 году молодой поэт

 Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова.     А. – воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась нелегкая судьба. В 16 лет ее изнасиловал отец. Нелюбимый Степан Астахов взял А.

Обратите внимание

в жены и постоянно попрекал жену в ее «грехе». Степан очень любил А., яростно ревновал ее. В порыве бешенства он избивал жену до полусмерти.     Уже будучи женой Степана, А. встретила свою любовь – молодого Григория Мелехова.

Читайте также:  История создания повести "хаджи-мурат" льва толстого

В отношениях с ним героиня хочет «за всю жизнь горьк

Осень      Осень – одно из самых красивейших времен года. Когда еще увидишь такое разнообразие красок в природе! Осень восхваляли поэты и посвящали ей стихи, о ней слагались песни и лирические мелодии, ее изображали художники.

Так чем же привлекательна осень? А.С.

Пушкин когда-то написал замечательные строки:                         Унылая пора! Очей очарованье!                        Приятна мне твоя прощальная краса —                        Люблю я пышное природы увяданье,                     

Сейчас смотрят:{module Гоголь:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/gogol-n-v/mertvye-dushi/2097-kharakteristika-obraza-kapitan-kopejkin.html

Повесть о капитане Копейкине (анализ эпизода поэмы Н. Гоголя «Мертвые души»)

«Повесть о капитане Копейкине» — вставной эпи­зод в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя, посредст­вом которого автор вводит в произведение тему взаи­моотношений «маленького человека» и верховной власти. Капитан Копейкин «после кампании двена­дцатого года… вместе с ранеными прислан был…».

Ос­тавшись инвалидом после войны («ему оторвало руку и ногу»), капитан остался без средств к существова­нию. Отдавший много лет своей жизни служению Ро­дине, Копейкин стал не нужен даже собственной се­мье: «Наведался было домой к отцу, отец говорит: «Мне нечем тебя кормить, я… сам едва достаю хлеб» ».

Солдат готов работать, но не может: «только рука-то у него… левая». Остается у него последняя надежда на государя, на его «монаршую милость». Приехав в Пе­тербург, он идет на прием к вельможе, который обна­деживает Копейкина и просит прийти на днях. Этот вельможа — само олицетворение власти, достатка. С неприкрытой иронией Н. В.

Гоголь описывает дом, в котором проживает генерал: «Избенка… мужичья: стеклушки в окнах… полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть в комнатах, кажутся как бы внаруже… драгоценные мраморы на стенах, металлические галантереи, какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно…

забежать наперед в мелочную лавочку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решишься ухватиться за нее,— словом: лаки на всем такие — в некотором роде умапомрачение».

А уж как «уважают» вельможного чиновника! «Все, что ни было в передней, разумеется, в ту же ми­нуту в струнку, ожидает, дрожит, ждет решенья, в не­котором роде, судьбы». Но все дело в том, что генера­лу безразличны судьбы людей, обращающихся к нему за помощью. Ему не понять Копейкина, который уже голодает и перебивается селедкой или огурцом соле­ным да хлебом.

Оголодавший, Копейкин решается «во что бы то ни стало пролезть штурмом» и, дождав­шись вельможу, осмеливается на «грубость»: «Но, ваше высокопревосходительство, я не могу ждать…. Как хотите, ваше высокопревосходительство, …не сойду с места до тех пор, пока не дадите резолюцию», вследствие чего рассерженный генерал отправляет его домой «на казенный счет».

Почтмейстер говорит о том, что, куда делся Копейкин, неизвестно, но с некоторых пор «появилась в ря­занских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был… не кто другой…»…. Рассказ ему не удает­ся закончить, но читатель догадывается, что предво­дителем этой шайки стал капитан Копейкин. Навер­няка она состоит из бедных крестьян, которые грабят богатых на дорогах.

Важно

Можно ли осуждать Копейкина за это? Я думаю, нет. Ведь он просил помощи у государственных чи­новников, но они ему отказали, заботясь лишь о своих собственных интересах, с удовольствием, а иногда и обходя закон, помогая только себе подобным (Чичи­кову, например).

Русский народ терпелив и может вынести самые тя­желые испытания, но если довести его до крайности — он способен на многое! Доказательством тому может служить случай, описанный автором в девятой главе поэмы, когда мужики убили заседателя Дробяжкина.

Н. В. Гоголь задумал показать все темные стороны российской жизни в первом томе «Мертвых душ». Од­ной из таких «темных сторон» является произвол и бездушие государственных чиновников. Самое страшное, что с подобным мы встречаемся и по сей день, а бюрократизм современных российских чинов­ников стал притчей во языцех.

Источник: http://5litra.ru/soch/127-povest-o-kapitane-kopeykine-analiz-epizoda-poemy-n-gogolya-mertvye-dushi.html

Гоголь «Мертвые души. Повесть о капитане Копейкине» – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Гоголевская «Повесть о капитане Копейкине» является вставкой в главу 10 «Мертвых душ». На совещании, где городские чиновники пытаются угадать, кто такой на самом деле Чичиков, почтмейстер выдвигает гипотезу, что он – капитан Копейкин, и рассказывает историю этого последнего.

Капитан Копейкин участвовал в кампании 1812 года и в одном из боёв с французами лишился руки и ноги. Не в силах с таким тяжким увечьем найти пропитание он отправился в Петербург просить милости государя. В столице Копейкину подсказали, что в великолепном доме на Дворцовой набережной заседает высшая комиссия по подобным делам во главе с неким генерал-аншефом.

Копейкин явился туда на своей деревянной ноге и, прижавшись в уголку, ждал выхода вельможи посреди других просителей, которых было много, как «бобов на тарелке».

Генерал вскоре вышел и стал, подходя ко всем, спрашивать, зачем кто пришёл. Копейкин рассказал, что, проливая кровь за отечество, был изувечен и теперь не может обеспечить сам себя.

Вельможа на первый раз отнёсся к нему благосклонно и велел «понаведаться на днях».

Иллюстрации к «Повести о капитане Копейкине»

Дня через три-четыре капитан вновь явился к вельможе, полагая, что получит документы на пенсию. Однако министр сказал, что вопрос нельзя решить так скоро, ибо государь с войсками ещё за границей, и распоряжения о раненых последуют лишь после его возвращения в Россию. Копейкин вышел в страшной горести: у него уже совсем кончались деньги.

Не зная, как быть дальше, капитан решил идти к вельможе в третий раз. Генерал, увидев его, вновь посоветовал «вооружиться терпением» и ожидать приезда государя. Копейкин стал говорить, что по крайней нужде у него нет возможности ждать.

Совет

Вельможа в досаде отошёл от него, а капитан крикнул: не уйду с этого места, пока мне не дадут резолюцию. Генерал заявил тогда, что если Копейкину дорого жить в столице, то он вышлет его за казённый счёт. Капитана посадили в тележку с фельдъегерем и повезли, неизвестно куда.

Слухи о нём на время прекратились, однако не прошло и двух месяцев, как в рязанских делах появилась шайка разбойников, и её атаманом был не кто другой…

На этом рассказ почтмейстера в «Мертвых душах» обрывается: полицмейстер поставил ему на вид, что Чичиков, у которого целы обе руки и обе ноги, никак не может быть Копейкиным. Почтмейстер хлопнул рукой по лбу, публично назвал себя телятиной и признал свою ошибку.

Короткая «Повесть о капитане Копейкине» почти не связана с основным сюжетом «Мертвых душ» и производит даже впечатление маловажного инородного вкрапления.

Однако известно, что Гоголь придавал ей весьма большое значение.

Он сильно переживал, когда первый вариант «Капитана Копейкина» не был пропущен цензурой, и говорил: «Повесть» – «одно из лучших мест в поэме, и без неё – прореха, которой я ничем не в силах залатать».

Первоначально «Повесть о Копейкине» была длиннее.

В продолжении её Гоголь описывал, как капитан со своей шайкой грабил в рязанских лесах только казённые экипажи, не трогая частных лиц, и как после многих разбойничьих подвигов уехал в Париж, послав оттуда письмо царю с просьбой не преследовать сотоварищей.

Литературоведы до сих спорят, почему Гоголь считал «Повесть о капитане Копейкине» весьма весомой для «Мертвых душ» в целом. Возможно, она имела непосредственное отношение ко второй и третьей частям поэмы, которые писатель не успел завершить.

Прообразом прогнавшего Копейкина министра, скорее всего, послужил известный временщик Аракчеев.

Автор краткого содержания

Обратите внимание

На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Мертвых душ» целиком, полный текст «Повести о капитане Копейкине», а также статьи Гоголь Николай Васильевич – биография, Гоголь – биография и творчество

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3188-gogol-mertvye-dushi-povest-o-kapitane-kopejkine-kratkoe-soderzhanie

«Повесть о капитане Копейкине» Мертвые души

Мертвые души, чей сюжет был подарен Гоголю Пушкиным, стало знаменитым произведением. По своей масштабности оно занимает место рядом с Евгением Онегиным. Знакомясь с поэмой, где автор использует меткий образный язык, зачитываешься похождениями Чичикова.

И вот, дойдя до 10 главы, мы сталкиваемся с таким приемом, как вставная конструкция. Автор, вставляет в свою работу повесть о капитане Копейкине, тем самым отрывая внимание читателя от главного сюжета.

Для чего в Мертвых душах писатель вводит повесть о капитане Копейкине, какая роль данной повести и какой сюжет описывается в Капитане Копейкине, который может вполне быть отдельной повестью? Об этом мы и поговорим в сочинении, раскрывая смысл повести, а также отвечая на вопросы, кто рассказал о капитане и как включается в сюжет поэмы небольшая повесть о Копейкине.

Повесть о капитане Копейкине краткое содержание

Повесть о капитане вводится автором неожиданно для читателя. Она сродни анекдоту, который один из героев захотел рассказать.

Появляется она, когда чиновники пытаются разгадать тайну нахождения Чичикова в их городе. И именно почтмейстер, вдохновившись происходящим, выкрикнул, что Чичиков и есть капитан Копейкин.

Дальше автор рассказывает историю, которая и знакомит нас с жизнью Копейкина.

Ели остановиться на повести о капитане Копейкине в вкратце, то суть сюжета будет в следующем.

Копейкин был солдатом, который воевал за Родину в войне против французов. Там он теряет ногу и руку, став инвалидом. И вот по завершении войны, возвращается солдат домой, туда, где стал не нужен. Даже родители не могут его принять, так как и самим нечего есть. Солдат же и рад бы заработать, да нет возможности.

Вот и отправляется он к государю, чтобы тот выделил средства на его содержание. Дальше автор описывает, как солдат маялся в приемной генерала, ожидая милости царя. Сначала Копейкину показалось, что будто принято решение в его пользу, но посещая приемную на следующий день, он понимает, никакой помощи не будет.

Генерал лишь советует отправляться в деревню и ждать решения там. Вот так солдат и был доставлен в деревню за государственный счет. Дальше мы узнаем, что в лесах стала орудовать шайка разбойников, атаманом же был ни кто иной, как… Дальше мы можем лишь догадываться, что именно Копейкин возглавил разбойников.

Продолжая читать, мы не увидели сочувствия чиновников, не было у них и возмущения по поводу бюрократии. Они лишь усомнились в том, что Чичиков и есть тот самый Копейкин.

Роль Повести о капитане Копейкине

Теперь бы хотелось остановиться на роли повести в поэме Мертвые души. Как видим, автор почти в самом конце делает вставку о капитане, когда мы уже познакомились с их героями, их гнилыми душами, рабским положением крестьян, вредной сущности чиновников, познакомились и с приобретателем Чичиковым.

Гоголь знакомит нас с Копейкиным, который не стал терпеть к себе равнодушия со стороны государства и взбунтовался. Он стал в борьбу против устоявшегося строя. Как мне кажется, автор этим хотел сказать, что народ долго терпеть не будет, что и маленькие люди могут бунтовать.

Повесть как предупреждение, как обращение к тем, у кого еще есть совесть, надеясь быть ими услышанными. Именно так я понимаю вводную повесть и именно в этом вижу ее роль.

Источник: http://sochinyshka.ru/povest-o-kapitane-kopejkine-mertvye-dushi.html

«Повесть о капитане Копейкине» (анализ фрагмента поэмы Гоголя «Мертвые души»)

В поэме Гоголя «Мертвые души» повествуется об афере Чичикова, о мелких интригах и сладкой лжи этого низкого человека. И вдруг читатель доходит до «Повести о капитане Копейкине».

Казалось бы, эта история не имеет никакого отношения к действию поэмы. Да и действие поэмы происходит в губернском городе NN и в близлежащих помещичьих имениях, а действие «Повести о капитане Копейкине» – в Петербурге.

Но связь, несомненно, имеется.

Эту повесть рассказывает чиновникам почтмейстер в тот момент, когда они решают кто же такой Чичиков. Рассказывает с явным желанием внушить им, что Чичиков и есть Копейкин. Это и есть самая видимая нить, соединяющая «Повесть о капитане Копейкине» с действием поэмы. Если убрать эту повесть из произведения, то, казалось бы, ничего не изменится. Но Гоголь не зря ввел эту повесть в свою поэму.

Важно

Читатель на миг отвлекается от повествования, и одно впечатление сменяется другим. Гоголь нарушает связь событий, история о купле – продаже «мертвых душ» нарушается, но в конце повести понимаешь, что писатель продолжил основную тему поэмы о застывшей, омертвевшей человеческой душе. В этом месте тема стала более четкой и яркой.

Читайте также:  Характеристика семей в романе "война и мир": краткое описание в таблице (образы дворянских семей)

Капитан Копейкин был участником войны тысяча восемьсот двенадцатого года, потерял в той войне руку и ногу, прибыл в Петербург, чтобы выпросить для себя пенсию.

Вот каков Петербург Гоголя: «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада… мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть прикосновения, – словом, Семирамида…».

Он устроился в недорогой трактир, так как денег на житье у него было очень мало и решил, что пойдет к знатному вельможе на прием.

Здесь Гоголь с присущим ему блеском рассказывает и в гротесковой манере высмеивает роскошь и богатство высших чинов: «… какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно, знаете, забежать наперед в мелочную лавку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решился ухватится за нее…» или еще : «избенка, понимаете, мужичья: стеклышки в окнах, полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть комнатах кажутся как бы внаруже, драгоценные мраморы на стен! ах, металлические галантереи…».

Вот туда-то и попал Копейкин на прием и даже получил надежду на решение своего дела: «… без сомнения, вы будете вознаграждены как следует; ибо не было еще примера, чтобы у нас в России человек, приносивший, относительно так сказать, услуги отечеству, был оставлен без призрения!» Но с каждым приходом надежда его таяла, пока его самого не выслали из города. Копейкин-инвалид войны обивает пороги высокой комиссии, прося пенсию, и так и не получает ее. Капитан столкнулся с тупым равнодушием чиновников, с безразличием к своей судьбе. Эти «мертвые души» не хотят видеть в нем человека, пострадавшего на войне, терпеливого, непритязательного и честного: «Нельзя, не принимает, приходите завтра!». Доведенный до отчаяния, Копейкин решает: «Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств помочь себе… хорошо, найду средства!» Не прошло и двух месяцев, как в рязанских лесах объявилась шайка разбойников «и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой» – нетрудно догадаться, что этокапитан Копейкин. С помощью этой повести Гоголь, как через увеличительное стекло, показал нам жестокость и черствость власть имущих, нежелание последних увидеть боль и горести простого народа, раскрыл нам гнилую сущность чиновничьего аппарата.

Источник: http://MirZnanii.com/a/354040/povest-o-kapitane-kopeykine-analiz-fragmenta-poemy-gogolya-mertvye-dushi

Мертвые души характеристика образа Капитан Копейкин

Капитан Копейкин – герой вставной новеллы об офицере, герое Отечественной войны 1812 г., что потерял на ней ногу и руку и что подался от безденежья в разбойники. В вариантах “Повести” предполагалось бегство К. К.

в Америку, откуда он ч присылал Александру I письмо о судьбе раненых и получал милостивый рескрипт государя.

Новеллу(в своему “повествовательному”, к-I мически многословном стиле) рассказывает в 10-ий главе поэмы почтмейстер Иван Андреич.

Совет

Повод для рассказа простой. Чиновники города, сбитые с толку слухами о Чичикове, – покупателю мертвых душ, обсуждают, кем же он может быть.

Неожиданно, после общих длинных препирательств, Почтмейстер вдохновенно выкрикивает: “Это, господа, судырь ты мой, не кто другой, как капитан Копейкин”! – и предлагает выслушать историю о нем, которая, ” в некотором роде, целая поэма”.

Поэмой названный и гоголевский роман; так что Почтмейстер невольно пародирует самого автора ” Мертвых душ”, а его “Повесть о капитане Копейкине” – роман В целому

Но это особая пародия, смешная и серьезная одновременно; она связывает в единый литературный узел все темы, которые обсуждались чиновниками, – об убийстве, объ фальшивомонетчика, о беглого разбойника – и во многом служит ключом ко всему текста ” Мертвых душ”.

Оказывается, что К. К. был ранен под Красным или под Лейпцигом(т.е. в одной из ключевых битв большой войны) и стал инвалидом к послевоенным распоряжениям Александра I о судьбе раненых. Отец не может кормить К. К.; тот отправляется искать царской милости в Петербурге, какой, в описании Почтмейстера, приобретает полусказочные черты, – “сказочная Шахерезада”, “Семирамида”.

В описании царственной роскоши Петербургу, показанной глазами героя(“проносится заметная суета, как эфир какой-нибудь тонкий”), что впервые увидел ее, и особенно в описании правительственного здания на Дворцовой набережной пародийно повторенный образ Петербургу и Дворцу, которыми их видит Вукол-Кузнец в повести “Ночь перед Рождеством”. Но если там героя сопроводила воистину сказочная удача, то здесь визит в “министра или вельможу”, в которой легко угадываются черты графа Аракчеева, дает К. К. лишь неправдивую надежду

На радости пообедавши в корчме, как ” в Лондоне”(водка, котлеты с каперсами, пулярка) и израсходовав почти все деньги, К. К.

снова является в Дворец по обещанную помощь – чтобы услышать то, что отныне он будет слышать ежедневно : ждите.

Обратите внимание

С одной “синюхой” в кармане, который утратил веру, приниженный, как может быть приниженный только убогий посреди общей роскоши, К. К. “неотступным бесом” прорывается к Вельможе-Министра и дерзко требует таки помощь

В ответ на это ” его, раба Божа, схватили, судырь ты мой, и в тележку” – и с фельдъегерем отправили прочь из столицы. Доставленный в свою далекую губернию, К. К.

, по словам Почтмейстера, воскликнул: “Я найду средства”! – и канул в “такую Литу”. А через два месяца в рязанских лесах появилась стая разбойников, атаманом которых был не кто другой…

– и здесь рассказчику напоминают, что в Чичикова и руки и ноги на месте

Почтмейстер хлопает рукой по лбу, обзывает себя телятиной, безуспешно старается вывернуться(в Англии такая совершенная механика, которые могут сделать деревянные ноги) – все напрасно. История о К. К. как бы идет в песок, ничего не проясняя в вопросе в поэтому, кто же такой Чичиков.

Но образ К. К. лишь кажется случайным, “беззаконным”, вставным, а легенда о нем – никак сюжетно не мотивированной

Тема убогого дворянина, безденежного капитана, который “черт зна откуда” взялся, возникает уже в 6-ий главе, где жадный Плюшкин жалуется Чичикову на соседа-капитана, который любит наезжать в гостей.

“Говорит, родственник: ” У себя дома есть, верно, ничего, так вот он и качается”. Но еще раньше сам Чичиков, отъезжая от Ноздрева, мысленно “обрабатывает” его, как мошенник-ямщик бывает обработан ” каким-нибудь езжалым, опытным капитаном”.

Позднее, в главе 10-ой, во время болезни, Чичиков обрастет бородой, подобно к К. К., в главе 11 имя К. К.

Словно непреднамеренно “агукатиметься” в жизненном приказе чичиковского отца : ” копны Копейку”. Что же к образу “разбойника”, то еще в 9-ий главе “просто приятная госпожа” и “госпожа, приятная во всех отношениях” предполагают в Чичикове кого-то “будто Ринальда Ри-Нальдина”, знаменитого героя романа X. Вульпиуса о разбойнике

Военное звание капитана по табелю о рангах отвечало штатскому чина титульного советника, а это одновременно и объединяет несчастного К. К.

Важно

с другими “приниженными и оскорбленными ” персонажами социально-фантастических повестей Гоголя, титульными советниками Поприщиным(” Записки божевильного”) и Акакием Акакиевичем Башмачкиным(“Шинель”), и противопоставляет его им. По крайней мере -ъ Баш-Мачкину.

Потому что в статской службе этот чин не давал дворянства, а в военной дворянство обеспечивалось уже первым обер-офицер-скимзванням.

В том и вещь, которая в отличие и от своего фольклорного прототипа, героя песен об “воре Копейкине”, и от многочисленных персонажей-инвалидов российской послевоенной прозы и поэзии, и от них общего литературного предшественника – Солдата из идиллии С.

Геснера “Деревянная нога” – К. К. дворянин, офицер. Если он и разбойник, то благородный. Эта деталь резко усиливает трагизм его истории; она связывает образ К. К. с пушкинскими замыслами романа об “Россиянине Пеламе”, о джентльмене-разбойника(“Дубровский”).

и она же – на пародийном, сниженном уровне – сводит к общему знаменателю все множество литературных ассоциаций, которые окружают романный Образчичикова.

В повести о К. К., как в фокусе, сходятся слишком разные слухи о Чичикове; но из нее же лучами расходятся новые, еще неймовирниши версии события. Чиновники задумываются: а не или есть Чичиков Наполеон, нарочно отпущенный англичанами из острова Сбытчик.

Елены, чтобы привести в негодование Россию. (Снова же таки Почтмейстер, который служил в кампанию 1812 г.

и “видел” французского императора, уверяет собеседников, которые ростом Наполеон “никак не выше Чичикова” и слогом своей фигуры ничем от него не отличается

) От Чичикова-Наполеона следует естественный смысловой бросок к теме Чичикова-Антихриста; на этом чиновники останавливаются и, понявши, что забрехались, посылают за Ноздревым

Совет

и чем нелепее становятся их сравнение, чем немыслимее их предположение и “исторические параллели”, тем яснее оголяется ключевая авторская идея 1-го поэтому ” Мертвых душ”.

Наполеоновская эпоха была временами последней торжественности романтического, могущественного, впечатляющего зла; новое, “денежное”, “копеечное” зло неправедного корыстолюбия, олицетворением которого стал подчеркнуто-средний,, “никакая” человек Чичиков может конец концом обернуться незаметным для измельчавшего мира, а потому особо опасным явлением Антихриста буржуазной эпохи. И это произойдет непременно, если не состоится моральное возрождение каждого человека отдельно и человечества В целому

Прочитал статью?Голосуй!!!

Источник: http://yug-front.info/mertvye-dushi-xarakteristika-obraza-kapitan-kopejkin/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

«Повесть о капитане Копейкине» появляется в 10 главе поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Этот рассказ ведётся от лица почтмейстера.

Он рассказывает про Копейкина другим чиновникам в тот момент, когда они пытаются понять, кто же такой Чичиков.

    Кажется, что эта история не имеет никакой связи с общим повествованием «Мёртвых душ», но это не так.

Повесть имеет важную идейно-художественную роль в произведении.      Итак, Копейкин – инвалид, пострадавший в кампании двенадцатого года. Он понимает, что из-за увечий работы ему не найти, поэтому капитан решается ехать в Петербург, чтобы просить помощи в виде пенсии в высших инстанциях.

Инвалид не находит поддержки у властей и «сам ищет средства помочь себе»: он становится разбойником.      Почтмейстер рассказывает про Копейкина не просто так. Он думает, что Чичиков и есть тот самый капитан. Естественно, предположение чиновника неверно, однако я считаю, что некоторые сходства у Копейкина и Чичикова всё же есть.

Ведь последний, проводя свои аферы с мёртвыми душами, является таким же разбойником, как и капитан. Он- обобщение всех тех хитрых и умных мошенников, которые представляют страшную угрозу для будущего России.

     Другую важную роль играет описание Петербурга. Автор презирает и высмеивает богатство города.

Петербург Гоголя- далёкий от простого народа город, холодный и равнодушный: «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада… мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть прикосновения, – словом, Семирамида…». Гоголь высмеивает также роскошь, присущую высшим чинам: «… какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно, знаете, забежать наперед в мелочную лавку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решился ухватится за нее…»
     Как и на протяжении всей поэмы, в портрете человека Гоголь подчёркивает одну какую-нибудь особенность, характеризующую человека, например: «Один швейцар уже смотрит генералиссимусом: вызолоченная булава, графская физиогномия, как откормленный жирный мопс какой-нибудь; батистовые воротнички, канальство!» Швейцар, как и его хозяин, – человек с «мёртвой душой». Этот «мопсоподобный» слуга не просто является отражением своего хозяина, он – представитель всей власти того времени.      Гоголь старается обобщить этот случай с капитаном, показать, что такова Россия в целом. Об этом говорит пейзаж, а также безымянные чиновники. Даже имя и отчество главного героя, Копейкина, из повести узнать нельзя.

     Автор вложил в эту историю огромный смысл, но больше всего, я считаю, его заботит проблема будущего России. Эта проблема заключается в том, что история, произошедшая с капитаном Копейкиным,- не частный случай. Этот инвалид является олицетворением всего народа страны. Гоголь хочет передать, что народное терпение не беспредельно, и тысячи таких же Копейкиных перестанут верить власти и пойдут против неё. Автор предупреждает о страшном бунте, который постигнет Россию, если ничего не изменится.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/gogol-n-v/mertvye-dushi/3116-idejno-khudozhestvennoe-znachenie-povesti-o-kapitane-kopejkine-v-poeme-mjortvye-dushi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector