Анализ сказки Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина сочинение
Произведение представляет собой сочетание бытового очерка с сатирическим сказанием, состоящих из двух частей, о типичных суровых буднях русского крестьянства.
Сюжетная композиция первой части сказки состоит из описания реалистичной картины произошедшего в деревне пожара, в которой писатель выражает всю глубину трагического несчастья простого люда, не скрывая авторского сочувствия к произошедшему.
Пожар уничтожает все деревенские строения, погибает несколько местных жителей, в том числе и дети, но домашний скот остается нетронутым огнем, поэтому в душах деревенских жителей остается надежда на восстановление в будущем собственных жизней.
Во второй части композиция раскрывает социальный контраст существующего общества в виде сатирического изобличения образов доброй помещицы и сельского батюшки, изображенных писателем как подлинное лицемерие, фальшь и практическая бесплодность, пытающихся при помощи денег успокоить расстроенных, горюющих людей. Однако это сочувствие лишь минутная слабость богачей, которые, несмотря на произошедшее несчастье, продолжают вечеринку по случаю дня рождения барыни.
В финале произведения писатель изображает начавшееся восстановление сгоревшей деревни, появившиеся новые постройки, однако среди ее жителей отсутствует вдова Татьяна, потерявшая при пожаре единственного сына Петьку.
Народ поговаривает, что отчаявшаяся женщина отправилась в странствование по святым местам, несмотря на то, что барыня, генеральская вдова, Анна Андреевна, подав убитой горем Татьяне, целковый, вместе с хитрым священником уговаривала ее не винить в происшедшем бога и продолжать прежнюю жизнь.
Однако Татьяна отказалась от предложенной помощи, а выделенные барыней деньги присвоил жадный церковный служака.
Общий смысл произведения заключается в демонстрации писателем ярких картин, передающих массовое разорение русского народа, изнывающего под гнетом выше поставленного чиновничьего, буржуазного и помещичьего классов.
Писатель акцентирует внимание общества на существующие проблемы посредством использования приемов иносказания, а также лаконичных и правдивых зарисовок, передавая свою страдальческую любовь к изнуренным жизненными трудностями народным массам, выражающиеся в рабской покорности, смирении, невероятном терпении.
Произведение наглядно демонстрирует драматизм существования русского народа, проживающего свою судьбу в беспросветном труде и страданиях.
Идея, тема и смысл
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-skazki-derevenskij-pozhar-saltykova-shchedrina
Краткое содержание Деревенский пожар Салтыков-Щедрин
Летом в одной деревне случился пожар. В это время все взрослые ушли работать на близлежащие поля. Дома оставались только старики и маленькие дети. Все постройки сгорели. Одно хорошо: погибло небольшое количество людей, а скот весь уцелел. У жителей оставалась хоть какая-то надежда устроить жизнь.
У одной деревенской жительницы — вдовы Татьяны – погиб во время пожара сын Петька. Мать очень горевала. Сельский батюшка ходил около погорельцев и уговаривал их не расстраиваться, положиться на божью помощь. Погорельцы решили попросить прибежища в соседней деревне, а материальную поддержку взять в близлежащем городе.
В это время в соседней усадьбе праздновали день рождения барыни Анны Андреевны – генеральской вдовы. Узнав о случившейся беде, женщина велела унести погорельцам хлеб. Потом хозяйка и все гости пошли в деревню. Увидев убитую горем Татьяну, богачи подали ей тридцать рублей.
А именинница Анна Андреевна уговорила бедную женщину не роптать на Бога. Татьяна не обращала внимание на деньги, их забрал священник. В скором времени деревню вновь отстроили. Новые дома были куда лучше прежних. Простые люди продолжали трудиться. Только Татьяна исчезла из деревни, никто не знал куда.
Предполагали, что убитая горем женщина пошла по святым местам.
Произведение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Деревенский пожар» учит читателей быть покорными и принимать все несчастья со смирением: как бы велика не была проблема, её можно решить
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Маскарад Лермонтова
Главный герой пьесы Евгений Александрович Арбенин – профессиональный игрок в карты, заработавший на азартных играх немалое состояние, некоторое время назад женился на одной юной особе. Сам он человек уже не первой молодости, и женился вовсе не по любви - Краткое содержание Шолохов Червоточина
В произведении «Червоточина» рассказывается о том, как рушились семьи во время становления советской власти на Дону. Жила семья: отец Яков Алексеевич, мать и два сына — младший Степка и старший Максим. Степка вступает в ряды комсомольцев. - Краткое содержание Булгаков Морфий
Доктор Бомгард счастлив: спустя полтора года работы его перевели в уездный город, где есть свежие газеты, электричество, а главное – он больше не единственный врач в больнице. Но однажды университетский товарищ Сергей Поляков присылает ему странное письмо - Краткое содержание Бунин Чистый понедельник
В его жизни всё просто и понятно. Каждый вечер в один и тот же час он встречается с возлюбленной, возит её по театрам и ресторанам, дарит ей цветы, конфеты, книги. Он влюблён, но характер его любимой для него остаётся загадкой - Краткое содержание Маяковский Про это
В своеобразном предисловии «Про Что – Про Это» В.Маяковский поясняет предмет раздумий поэмы – любовь. Он признается, что не мог более обходить эту тема, поскольку она «заявилась гневная» и «приказала» писать.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/saltykov-shchedrin/derevenskij-pozhar-kratko
Вечные темы и сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Вечные темы и сюжеты в сказках
М. Е. Салтыкова-Щедрина
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Белкиной Татьяны Алексеевны
Тема Вечные темы и сюжеты в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Цель
Углубление знаний учащихся о сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, о причинах обращения сатирика к этому жанру, открытие в них важного
человеческого смысла.
Оборудование
Портрет писателя, репродукции картин на библейские сюжеты; книги: «Сказки» Салтыкова-Щедрина, Библия, Евангелие. (Презентации, подготовленные учениками по данной теме)
Опережающие задания
- Прочитать сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», «Коняга», «Дурак», «Пропала совесть», «Деревенский пожар», «Гиена», «Христова ночь», «Рождественская сказка».
- Подобрать иллюстративный материал на тему «Библейские сюжеты в живописи», «Библейские сюжеты в музыке», создать презентации
- Перечитать библейские легенды «Эдем», «Каин и Авель», «Исав и Иаков», «Иов».
- Провести литературоведческую работу на тему «Черты народной сказки в «Сказках» М.Е.Салтыкова-Щедрина», «Особенности сказок Салтыкова-Щедрина».
Класс делится на группы: «литературоведы», «историки», «художники», «музыковеды».
Задания для группы «историков»:
-
Подготовить рассказ о политической и социальной обстановке в стране в пореформенный период.
-
Найти иллюстрации, фотографии, отражающие ту эпоху.
Задания для группы «литературоведов»:
-
Подготовить рассказ об истории создания «Сказок» сатириком.
-
Выписать из сказок элементы фольклора.
-
Найти и выписать из сказок библейские имена, заповеди, определить их роль в тексте.
-
Подобрать крылатые выражения, мудрые изречения, которые могли бы быть использованы в качестве эпиграфа к той или иной сказке Салтыкова-Щедрина.
-
Составить свод правил поведения человека в обществе (по Салтыкову-Щедрину).
-
Определить связующую нить между «Сказками» и Библией.
Задания для группы «художников»:
-
Подобрать материал о художниках, которые использовали в своих работах библейские сюжеты
-
Подготовить рассказ о картине Николая Николаевича Ге «Тайная вечеря» и отношении к ней Салтыкова-Щедрина.
-
Подобрать иллюстративный материал на тему «Библейские сюжеты на полотнах мастеров живописи».
-
Подобрать иллюстративный материал на тему «Сказки» Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях». Составить рассказ об иллюстраторах сказок.
Задания для группы «музыковедов».
-
Подготовить сообщение «Библейские мотивы в музыке».
-
Записать отрывки из музыкальных произведений, соответствующих теме занятий.
Старясь о счастье других – мы находим своё собственное.
Платон
Самая трудная профессия – быть человеком.
Хосе Марти
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность
перед обществом и самим собой. А. Сент-Экзюпери
Ход урока
Вступительное слово учителя.
«Самая трудная профессия – быть человеком», «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность перед обществом и самим собой», «Стараясь о счастье других – мы находим своё собственное».
В разное время и разными людьми произнесены эти слова, но как много общего между ними; смысл их очень близок нашему времени, нашей действительности. И это неслучайно.
В нашу эпоху активного отношения к жизни эти мысли кажутся ещё актуальнее.
Сегодня на уроке, тема которого «Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е.
Салтыкова-Щедрина», мы попытаемся с вами найти непрерывающуюся связующую ниточку между Библией, сказками Салтыкова-Щедрина и современностью; попытаемся открыть в сказках известного сатирика XIX века важный человеческий смысл, уловить в сатирических образах Щедрина не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слёзы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина вам знакомы, но сегодня я предлагаю вам рассмотреть их в контексте соотношения социального и общечеловеческого.
Обнаружить и постичь многомерность щедринского творчества позволяют многочисленные библейские образы, мотивы, сюжеты, символы, заимствованные Щедриным как из Ветхого, так и из Нового завета.
Они-то как раз и выявляют потаённое и страстное стремление автора «Сказок» войти в душу каждого человека, разбудить в ней дремлющие нравственные силы.
Для того, чтобы понять, что побудило великого сатирика обратиться к жанру сказки, следует вспомнить, что представляла собой политическая и социальная жизнь в России.
Презентация №1 (выступление группы «историков»)
Итак, после множества реформ, проведённых в стране, положение крестьян практически не улучшилось. Салтыков-Щедрин, как истинный сын своего Отечества, не мог пройти мимо такого факта. Но как же высказать свои мысли в век цензуры и надзора?! Выход был найден – сказки, вот тот жанр литературного произведения, который поможет высказать всё то, о чём хотелось не говорить, а кричать.
Презентация №2 (выступление группы «литературоведов»)
Чтобы выразить вечное в текущем, Салтыков-Щедрин использовал в «Сказках» литературные формы, понятные всем людям, ибо библейские сюжеты и мотивы способны образно, ёмко и лаконично передавать важное общечеловеческое содержание.
Библия – это философские размышления о смысле и оправдании человеческой жизни. Поэтому она стала источником идей и сюжетов для всей мировой культуры, в том числе и для Салтыкова-Щедрина.
Возникает вопрос: только ли писатели обращались к библейским сюжетам.
Презентация №3 (выступление группы «художников»)
Презентация №4
Как мы видим, библейские сюжеты привлекали внимание художников разных стран и разных эпох. Это легко объяснить: Библия всегда была, есть и будет сводом нравственных норм, по которым должно жить здоровое общество.
А как же музыка? Мы с вами знаем, что «музыка литературе – сестра родная».
Презентация №5 (выступление «музыковедов»)
Литература, живопись, музыка – все эти виды искусства тесно переплетаются с Библией, ибо цель у них одна – борьба со злом и воспитание доброты в каждом человеке.
По признанию писателя, чтение Евангелия имело «несомненное влияние на весь позднейший склад его мировоззрения. В чём оно сказалось? Будущий писатель понял, что самая великая ценность – человеческая личность.
Он увидел, как сложились общественные отношения в России: большинство людей подавлено и лишено права заявлять о себе. Отныне он становится защитником униженных и оскорблённых», борцом против духовного рабства. В этой неустанной борьбе верным союзником оказывается Библия.
Поэтому щедринская сатира согрета живым огнём любви к человеку.
Обобщающая беседа по содержанию сказок
- Почему это произошло? Чем заинтересовал «сурового сатирика» «несерьёзный жанр»? (Жанр сказки носит притягательный характер. Сказочные образы дольше живут в памяти народа. Запоминается и передаётся из поколения в поколение то, что дорого человечеству).
- Что послужило прообразом в создании сказок? (Народная сказка. Библейские сюжеты)
- Что общего вы увидели в библейском сюжете «Исав и Иаков» и сказке «Дикий помещик»? (Исав предпочёл кушанье первородству, сиюминутную потребность, променяв непреходящую ценность, данную ему природой. Вечное променял на временное, духовное на материальное. Жизненной позицией помещик напоминает Исава).
- Что общего вы увидели между Исавом и помещиком? Что даёт такое сравнение? (Даёт возможность почувствовать и вину и беду героя, заставляет задуматься о своём первородстве)
- Какая общечеловеческая трагедия прослеживается здесь? (Заставляет задуматься о собственной жизни, о нравственной позиции, о духовном мире).
- Все вы хорошо помните героя сказки «Премудрый пескарь». К чему сведена его жизнь?
- Да. Сказка словно обобщает и формулирует нравственный опыт всей жизни, и что самое главное, перед смертью. Это усиливает трагизм повествования.
В чём вы видите этот трагизм? (Страшный суд над собой)
- Соответствовала ли жизнь пескаря заповедям Библии? Докажите это.
- Какие нравственно-философские проблемы затронуты в сказке? (Ответственность человека за свои поступки, нравственное и духовное совершенствование личности)
- «Люби ближнего своего…, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», читаем мы в главе 5 Евангелия от Матфея. Кто из героев сказки «Дурак» живёт в соответствии с этой заповедью? (Иванушка) Докажите это.
- Почему же общество считает его дураком «блаженным»?
- Какое чувство вызывают эти картины у самого автора? (Трагическое ощущение от нравственно извращённого общества, не изменившегося с того дня, когда Иисус пришёл к людям с проповедью любви и кротости. Человечество не выполняет данного обета).
- Можете ли вы привести примеры из произведений современной литературы, в которых звучит этот же трагический мотив?
- Сказка «Деревенский пожар «сопровождается пояснением «Не то сказка, не то быль». Вы согласны с этим? Почему?
- Сюжет сказки перекликается с библейским сюжетом об Иове. Какой характер носит эта перекличка? (Иронический) Почему? (Трагедия современных Иовов страшнее во сто крат: у них нет надежды на благополучный исход).
- Что же здесь сказочное, а что реальность?
- Можем ли мы сказать, что в щедринских текстах сосуществуют два мира: библейский и современный?
- Вечны ли сюжеты щедринских сказок? (Да. Приобретают современный оттенок).
Слово учителя
Итак, мы с вами убедились, что в «Сказках» Щедрина сосуществуют, проникая друг в друга, два мира: библейский и современный. Они взаимопроникают, прорывая время, опережая историческую эпоху, обнажая основы жизни, от состояния коих зависит будущее России. Вечные темы объединяют литературу с живописью и музыкой в решении общечеловеческих проблем.
Закончить наш урок я хочу словами замечательного русского поэта, к сожалению, рано ушедшего из жизни, Николая Рубцова:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста.
…………………..
Пусть она останется чиста
До конца, до тихого креста.
Домашнее задание (по выбору)
-
Провести сравнительный анализ сказок «Пропала совесть» и «Рождественская сказка»
-
Сравнить сказку «Коняга» и библейскую легенду «Каин и Авель»
Источник: https://globuss24.ru/doc/vechnie-temi-i-syuzheti-v-skazkah-m-e-saltikova-shtedrina
Деревенский пожар Сказка Салтыкова-Щедрина
Деревенский пожар Сказка Салтыкова-Щедрина читать
В деревне Софонихе, около полден, вспыхнул пожар. Это случилось в самый развал июньской пахоты. И мужики, и бабы были в поле. Сказывали: шел мимо деревни солдатик, присел на завалинку, покурил трубочки и ушел. А вслед за ним загорелось.
Деревня сгорела дотла. Только тот порядок, где были житницы, уцелел наполовину. Мужики в одночасье потеряли все и сделались нищими. Сгорела бабушка Прасковья да еще Татьянин мальчик Петька. Мужики и бабы, завидев густой дым, бежали с поля, как угорелые, оставив сохи и лошадей. Но спасать было уже нечего.
Хорошо, что скота не было дома, да навоз был только что вывезен, а то пришлось бы совсем хоть помирай. Малолетки, которые, в минуту пожара, играли на улице, спаслись в речку и отчаянно ревели. Девочки-подростки, с младенцами на руках, испуганно выглядывали на обуглившиеся избы и обнаженные остовы печей.
Тетка Татьяна была бодрая и еще молодая бобылка. Лет шесть тому назад у нее умер муж, но она продолжала держать хозяйство. Платила миру за половину надела, сама пахала, косила и жала. У нее был единственный сын, Петька, лет восьми, в котором она души не чаяла и в котором уже видела будущего мужика. Он и сам видел в себе мужика и говорил: – Я, мама, буду мужик… хресьянин.
Вся деревня его любила. Мальчик был вострый и ласковый, и уже ходил в школу. Бывало, идет по деревне мимо стариков:
– Ну что, мужичок, помогаешь мамке? – спрашивают старики.
– Помогаю.
Между тем улица запружалась всяким мужицким хламом: мужику все дорого, все надобно.
Домохозяева, окруженные домочадцами, бродили каждый по своему пепелищу и тащили все, что попадалось на глаза: старую подошву, заржавленный гвоздь, обрывок шлеи, обломок сошника и проч.
У некоторых уцелели подполицы; но так как время было голодное (Петров пост), то подполицы были пусты. Один заведомый нищий, лет десять ходивший “в кусочки”, метался и кричал:
– Где моя кубышка? где? кто унес? сказывайте: кто?
Бабушка Авдотья ходила взад и вперед по улице и всем показывала два обгоревших выигрышных билета внутреннего займа. Обгорели края; середка с несколькими купонами осталась цела.
— Чай, выдадут! – утешал ее староста Михей, – ишь, и нумера видны (на уцелевших купонах); ужо барыня в Питере похлопочет [Факт. В 1872 году приходила к автору крестьянка села Заозерья (Углицкого уезда) и показывала два или три обгоревших по краям билета, но так, что на уцелевших посередке купонах видны были и N билета и серия.
Я просил некоторых добрых знакомых ходатайствовать в банке. Всем казалось дело несомненным; но г. Ламанский, тогдашний управляющий банком, рассудил иначе. Ни возобновить билеты, ни даже выдать за них нарицательную цену оказалось невозможным. Это, изволите видеть, польза банка. Вот как истинные сановники блюдут интересы казны! (Прим. М. Е.
Салтыкова-Щедрина.)].
Старики собрались в кучу и обсуждали мирскую нужу. На всех лицах была написана душевная мука; у некоторых глаза сочились слезами. Решили идти всем миром, поклониться соседней одновотчинной деревне, чтобы дала приют погорельцам, покуда не будут устроены хотя какие-нибудь временные помещения. Затем снарядили старосту и послали верхом в город, в управу, за пособием и страховыми.
Пришел сельский батюшка и, похаживая между мужиками, утешал их.
– Кто дал? – бог! – говорил он. – Кто взял? – бог! Неужто ж он не знает?
Мужики молча ему поклонились.
– А вы не унывайте! – продолжал батюшка, – с какого права? почему? как? кто дозволил? Скот – при вас, земледельческие орудия целехоньки, навоз вывезен – чего еще земледельцу нужно? А вы ропщете! Вот ужо управа на постройку денег отпустит; помещица – нуждающимся хлебца пришлет; и я тоже… разве я не молюсь за вас? Я не только за вас, но и за всех молюсь. “И всех православных християн” – вот как.
Опять поклонились мужики, а словоохотливый батюшка продолжал:
– Коли страх божий будете в сердцах сохранять да храм божий усердно посещать, так и не увидите, как бог сторицей вознаградит. Хлеб нынче обещает жатву изрядную. Озимые отменные; яровые, бог даст, поправятся. Ужо снимете у барыни полевину – вот вы и с сеном.
Свезете по возку, по другому – ан и денежки в кошеле завелись; а там озимое, ржицы на базар свезете – опять деньги; а наконец и овсецо – тоже деньги.
В будущем же году и не увидите, как на месте истребленных неумолимым пламенем хижин будут красоваться новые дома, удобные и просторные, и все вы поживете в них, кийждо под смоковницею своей, и все-радостно и всецело возблагодарите господа вашего за ниспосланное вам благодеяние. Вот увидите.
А тетка Татьяна беспомощно ходила по своему пепелищу, сгребала тлеющие бревна и выкликала:
– Петь, а Петь! где ты, милый? Откликнись! – И не слыхала, как ветхий старик Калистратыч говорил ей:
– Смотри, не в лес ли он убег? Давеча видел я его. Сидел я у житницы на приступочке, как ваша-то изба занялась. Смотрю, кружится Петька по горнице, рубашонкой раздувает. Я ему кричу: “Толкни, милый, дверь, толкни!” Только кружился он, кружился, а потом и ничего не стало видно. Наверное, убёг в лес с испугу.
Но Татьяна ничего не чувствовала, кроме того, что сердце ее рвется на части.
– Петь, а Петь! где ты, милый? Откликнись! – раздавался ее вопль среди общего говора деревенского люда.
Наконец человека два сжалились над нею и пришли на помощь. Разворочали обрушившийся потолок и под дымящимися обломками его нашли труп мальчика. Вся сторона тела и лица, обращенная кверху, представляла безобразную черную массу; но та, которая прилегала к полу, осталась нетронутою.
Татьяна пошатнулась, в глазах потемнело, и из груди на всю деревню вырвался потрясающий ее вопль:
– Господи! видишь ли?
Этот вопль услыхал и батюшка, и, разумеется, поспешил с утешением:
– Ропщешь? – говорил он с ласковой укоризной, – а Иова помнишь? Нет? Так я тебе напомню! Он был богат и славен, имел детей, стада и сокровища – и вдруг, с дозволения божия, все было у него отнято: и дети, и скот, и друзья, а сам он был поражен проказою, изгнан из города и лежал у городских ворот, на гноище.
Псы лизали его раны… псы! Но и за всем тем, он не токмо не возроптал, но наипаче возлюбил господа, создавшего его. И бог, видя таковую его преданность, воззрел на него. Через короткое время Иов был и здоров, и богат, и славен более прежнего. Стада умножились, детей народилось достаточно, словом сказать, все…
Однако и батюшкины увещания доходили до Татьяны в форме смутного и назойливого шума. Она устремила глаза на ту линию, которая разделяла уцелевшую часть Петькина лица от обуглившейся, и тихо шептала:
– Господи! видишь ли?
В усадьбе в это время добрая барыня, Анна Андреевна Копейщикова, праздновала день своего рождения.
Собрались немногие, но искренние друзья: предводитель Кипящев с женою, исправник Шипящев с племянницею, да еще Иван Иваныч Глаз, партикулярный человек, про которого говорили, что при нем язык за зубами держать надо.
Впрочем, так как тут были все люди, при которых тоже нужно было язык держать на привязи (сама Анна Андреевна говорила, что она где-то “служит”), то Иван Иваныч чувствовал себя в этой компании очень удобно. Присутствовал тут и батюшка с попадьей.
Анна Андреевна была генеральская вдова, лет сорока с небольшим, еще красивая и особенно выдающаяся роскошным бюстом на балах и вечерах, где обязательно декольте и где ее бюст приковывал к себе взоры людей всех возрастов и всех оружий. Но она раз навсегда сказала себе: “Ni-ni – c'est fini” [Ни-ни – это кончено (франц.).
], и всю себя отдала своим детям. За это в свете про нее говорили: “C'est une sainte” [Это – святая (франц.)], а за патриотизм: “C'est une fiere matrone!” [Это твёрдая патрицианка! (франц.)].
Как и все русские дамы, она говорила по-французски, знала un peu d'arithmetique, un peu de geographie et un peu de mythologie (cette pauvre Leda!) [немножко арифметики, немножко географии и немножко мифологии (ах, эта бедная Леда!) (франц.
)], долго жила за границей, а в последнее время сделалась патриоткой и полюбила “добрый русский народ”. Три года тому назад она посетила родное Горбилево и с тех пор ездила туда каждое лето. Поставила в саду мавзолей покойному мужу и каждый день молилась.
Ни с кем не знакомилась, кроме испытанных “друзей порядка”, хозяйства не вела, а отдавала землю мужикам исполу и видимо экономничала. У нее был сын Сережа, правовед лет шестнадцати, и восемнадцатилетняя дочь Верочка, шустрая особа, которая тоже знала un peu d'arithmetique et un peu de mythologie.
Господа уже возвратились из церкви и сидели за завтраком, когда прибежали сказать, что Софониха горит. Батюшка мгновенно скрылся увещевать; прочие побежали к окнам и смотрели.
За громадной тучей дыма не было видно пламени, но дым прямо летел по ветру на усадьбу, и чувствовался в комнатах горький запах его.
Людей тоже не было видно, но по дороге бежали к пожарищу толпы соседних крестьян и дворовых.
– Как вы хотите, господа, – сказала, наконец, Анна Андреевна, – а я не могу оставаться равнодушной зрительницей. Ведь они – мои. Злые люди разлучили нас, – надеюсь, временно, – но я все-таки помню, что они – мои.
Но ей не дали одной совершить подвиг самоотвержения и всей компанией вызвались сопутствовать ей.
– Да и вообще это наш долг, – продолжала Анна Андреевна, – если бы даже это были и не мои крестьяне, все-таки наша священная обязанность – быть там, где страдают. Мы обеднели, мы обижены… но мы все забыли. Мы помним только, что к нам обращает взоры страждущий меньший брат!
Узнавши, что в этот день пекли хлебы для рабочих и дворовых, она велела разрезать несколько на ломти и снести погорельцам.
– А завтра опять испечете хлеба для своих… надо же! Да не забудьте солью посыпать!
Словом сказать, сделала все, что было в ее власти, и, наконец, захватила портмоне, сказав: “Это на всякий случай!” И Верочка, по примеру матери, взяла кошелек с заветными светленькими монетами.
Компания остановилась у входа в деревню, но Верочка и мамзель Шипящева не утерпели и пошли вглубь по улице.
– Скажите мужичкам, что я им две четверти ржи жертвую! – крикнула им вслед Анна Андреевна.
Минут через пять Верочка прибежала назад, вся в слезах.
– Ах, мамочка! – объявила она, – там есть бедная женщина, у которой сгорел мальчик-сын! Ах, как страшно… Что с ней делается! Батюшка увещевает ее, а она не слушается, только повторяет: “Господи! видишь ли?” Мамочка! это ужасно, ужасно, ужасно!
– Жаль бедную; но какая ты, однако ж, нервная, Вера! – упрекнула ее Анна Андреевна. – Это не годится, мой друг! Везде Промысел – это прежде всего нужно помнить! Конечно…
это большая утрата; но бывают и не такие, а мы покоряемся и терпим! Помнишь: крах Баймакова и наш текущий счет… Давал шесть процентов… и что ж! Впрочем, соловья баснями не кормят.
Господа! – обратилась она к окружающим, – сделаемте маленькую коллекту в пользу бедной страдалицы-матери! Кто сколько может!
Она трепетною рукою вынула из портмоне десятирублевую бумажку, положила ее на ладонь и протянула руку. Верочка тотчас же положила туда весь свой кошелек; гости тоже вынули несколько мелких ассигнаций. Только Иван Иваныч Глаз отвернулся в сторону и посвистывал. Собралось около тридцати рублей.
– Ну, вот, снеси ей! – сказала Анна Андреевна дочери, – скажи, что свет не без добрых людей. Да подтверди мужичкам насчет ржи… две четверти! Да хлеба принесли ли? Скажи, чтоб роздали! Это для утоления первого голода!
Верочка быстро побежала. Ей представлялось в эту минуту, что она – ангел-хранитель и помавает серебряными крылами в небесной лазури, с тридцатью рублями в руках. Она застала Татьяну все в том же положении.
Последняя стояла с широко открытыми глазами, машинально шевелила губами, без всякого признака самочувствия. Батюшка по-прежнему стоял подле нее и рассказывал пример из истории первых мучеников времен жестокого царя Нерона.
Татьяне еще не представлялся вопрос: что с ней будет? нужна ли ей изба, поле и вообще все, что до сих пор наполняло ее жизнь? или она должна будет скитаться по белу свету в батрачках?
И вдруг – ангел-хранитель.
– На тебе, милая! мамочка прислала! – говорила Верочка, протягивая деньги.
Татьяна ничего не поняла, даже не взглянула на милостыню.
– Бери, строптивая! – увещевал ее батюшка, – добрые господа жалуют, а ты небрежешь!
Даже мужички заинтересовались и принялись уговаривать:
– Бери, тетка Татьяна, бери, коли дают! на избу пригодится… бери!
Татьяна не шелохнулась.
Верочка постояла, положила деньги на землю и удалилась, огорченная. Батюшка поднял их.
– Ну, ежели ты не хочешь брать, – сказал он, – так я ими на церковное украшение воспользуюсь. Вот у нас паникадило плоховато, так мы старенькое-то в лом отдадим, да вместе с этими деньгами и взбодрим новое! Засвидетельствуйте, православные!
– Мамочка, она не взяла! – говорила Верочка со слезами в голосе.
Изумились.
– Однако душок-то этот в них еще есть! не выбили! – загадочно молвил Глаз.
Но на этот раз Анна Андреевна не согласилась с ним.
– Есть душок – это правда; но не следует терять из вида глубину ее горя! Только сердце матери может понять, каково потерять… сына!
Предсказание батюшкино сбылось. Года через два я проезжал мимо Софонихи и увидел сущую метаморфозу. На месте старого пепелища стоял порядок новых домов, высоких и сравнительно просторных. Крыши, правда, были крыты соломою, но под щетку, так что глаз не огорчался ни махрами, ни висящими клочьями. Новые срубы блестели на солнце, как облупленное яичко.
Только на месте Татьяниной избы валялись неприбранные головешки, а сама она скрылась из деревни неизвестно куда. Должно быть, по святым местам странствует, Христовым именем. Мужики жили дружно и, следовательно, исправно. Усердно работали, платили выкупные и мирские платежи безнедоимочно, отбывали повинности: рекрутскую, подводную и дорожную.
Ежели же требовалось сверх того, то и это исполняли с готовностью.
Исправник Шипящев не нахвалится ими.
– Эта деревня у меня – в первом нумере! – говорит он. – Бог в помощь, робята!
Источник: https://www.miloliza.com/104-skazki-saltykova-shchedrina-chitat/3707-derevenskij-pozhar
Тема народа в сказках салтыкова-щедрина
Сочинения по литературе: Тема народа в сказках салтыкова-щедрина.
«Ничто так естественно не вызывает любви, как бедность, угнетенность, скорбь и злосчастие вообще»
М. Е. С.-Щедрин.
Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства было заветнейшей целью всей деятельности Салтыкова-Щедрина.
В «Сказках» писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои глубокие симпатии к трудовому человечеству и свои светлые надежды на силу народную.
Многочисленные эпизоды и образы сказок, относящиеся к характеристике народных масс, дают многостороннюю, глубокую и полную драматизма картину жизни пореформенной крестьянской России.
Здесь рассказано л беспросветном труде, страданиях, откровенных думах народа («Коняга», «Деревенский пожар», «Соседи»), о его вековой рабской покорности («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), о его тщетных попытках найти правду и защиту в правящих верхах («Ворон-челобитчик»), о стихийных взрывах его классового негодования против угнетателей («Медведь на воеводстве»).
С горькой иронией отмечал сатирик податливость, рабскую покорность крестьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Генералы здесь выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем другие краски. Они «ничего не понимают», они трусливы и беспомощны, жадны и глупы.
А между тем генералы мнят себя людьми благородными, помыкают мужиком: «Слышь, лежебок!… Сейчас марш работать!» Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «…рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Сатирик подчеркивает, что ждать народу от эксплуататоров лучшей жизни бесполезно.
Счастье свое народ может добыть, только сбросив его тунеядцев.
В основу сказки «Коняга» автор положил народную пословицу: «Рабочий конь – на соломе, пустопляс – на овсе». Это мудрое изречение ярко обличает социальное неравенство в помещичье-буржуазной России. Трудно живется рабочей лошади: «День-деньской коняга из хомута не выходит», а корм такой, «что от него только зубы нахлопаешь» – солома. «Он не живет, но и не умирает».
Иное житье у господских любимчиков пустоплясов – резвых скакунов, не способных работать, но умеющих красиво гарцевать: «Пустопляса в теплое стойло поставили, соломки мягонькой постелили, медовой сытой напоили и пшена ему в ясли засыпали…»
Образ коня Пустопляса не только противопоставлен Коняге-труженику, но и обыгран Щедриным с тем, чтобы высмеять фальшивость барского «народолюбия». Бесстыдные эксплуататоры-пустоплясы на разные лады восхваляют народ-Конягу, дивятся его трудолюбию, неиссякаемой силе.
Пустопляс-либерал хвалит «здравый смысл» Коняги, который сказывается в покорности, в сознании того, что «плетью обуха не перешибешь». Другой Пустопляс видит несокрушимость своего «братца» в том, «что он в себе жизнь духа и дух жизни носит». Пустоплясы-народники полагают, что стойкость Коняга-народ черпает в труде.
Труд дает ему «душевное равновесие», «ту духовную ясность, которую мы, пустоплясы, утратили навсегда».
А Пустопляс из конюшни кабатчика (очевидно, сельский буржуа) заявляет, что Коняга к своей участи привычен: «Хоть целое дерево об него обломай, а он все жив… Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делай».
В образе Коняги типически обобщено положение русского крестьянина, обездоленного реформой 1861 г. и закабаленного каторжным трудом. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб».
Писатель верит, что «сказочную силу» народную освободит из плена сам народ: «мужик да Коняга».
В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов.
Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!» Курица за околицу выбредет – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: – Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»
Этот помещик, как и генералы из сказки о двух генералах, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником.
человеческий облик помещик принимает лишь тогда, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужиков все умрут с голоду, да и денег у господ не будет.
Представители народа в сказках Щедрина горько размышляют над самой системой общественных отношений в России. Все они ясно видят, что существующий строй обеспечивает счастье только богатым.
Никакой гармонии, никакого мира не может быть там, где одни класс живет за счет другого, держит народ в кабале. Об этом хорошо говорится в сказке «Соседи», где действуют крестьянин Ива Бедный и либеральный помещик Иван Богатый.
Иван Богатый сам «ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил…»
А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил, но взамен того производил ценности. И вот ведь какое недоразумение: Иван, который трудится, живет бедно, а тот, который рассуждает, – в достатке. И никто, кроме деревенского философа Простофили, этот вопрос решить не мог. По его словам, противоречие заключено в социальном строе – «планте».
Замысел этой сказки состоит в том, чтобы призвать народ к коренному изменению «планта» – несправедливого социального строя.
Итак, в «Сказках» Щедрин, рисуя картину народных бедствий, раскрывал угнетенным массам жестокую правду непримиримой борьбы классов, призывал народ положить конец своему терпению и внушал ему веру в свои силы.
Источник: https://ruslit.biz/tema-naroda-v-skazkax-saltykova-shhedrina/