Воспитание и образование Татьяны Лариной в романе Пушкина “Евгений Онегин”
Татьяна Ларина росла в провинции, в российской глубинке. О ее образовании Пушкин не говорит ничего, но учитывая, что она все-таки умеет читать и писать по-французски, можно предположить, что ее образованием занималась какая-нибудь мадмуазель, которая и пристрастила юную барышню к французским романам.
Отец не очень интересовался тем, что читает его дочь, считая чтение баловством. А мать сама когда-то была увлечена подобной литературой. Татьяну не особо напрягали воспитательно-образовательным процессом. В таких условиях она росла сама по себе, на лоне природы, как дикий цветок, изредка поливаемый дождем и согреваемый солнечными лучами.
Татьяна была нелюдимой. Она не играла в куклы, не интересовалась рукоделием. Наряду с чтением романов, она любила слушать сказки няни, страшные рассказы о потусторонней силе, в существование которой она верила.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Таким образом, ее воспитание носило романтический характер, далекий от реальной действительности. После отъезда Евгения Онегина, когда Татьяна в первый раз побывала в его доме, она стала приходить сюда читать. Перед юной барышней открылся иной мир.
Это не только был мир человека, которого она любила. Пред ней, предстало иное мировоззрение, иной взгляд на жизнь, более реальный, чем тот, который был представлен в ее романах.
Чтенью предалася Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
В тот вечер, когда она пришла в имение Онегина второй раз, мать собрала семейный совет, чтобы решить вопрос о замужестве Татьяны. Вот и Ольга уже вышла замуж за улана, а Татьяна продолжает отказывать потенциальным женихам.
Решение отправиться в Москву, не мешало продолжить посещение имения. И это чтение тоже внесло свою лепту в образование Татьяны.
Преображение Татьяны, произошедшее с ней в течение двух лет после замужества, остаются для читателя за кадром. На это упущение обращает внимание П.А.
Катенин: «Сие исключение [главы], может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным».
Справедливость этого замечания Пушкин и сам осознавал, но, тем не менее, он ничем не дополнил эту главу, не написал новой, которая объяснила бы столь неожиданное превращение дикого (не будем говорить – гадкого), утенка в царевну-лебедя.
Можно предположить, что начав читать иные книги в доме Онегина, Татьяна продолжила свое самообразование и самосовершенствование, выйдя замуж. Глядя на кузин, она и сама осознавала, что немного не такая. В чем-то Татьяна стремилась подражать им, что-то и они подсказывали ей: прически, фасоны нарядов.
Выйдя замуж, многое она узнала из бесед с собственным мужем, который был человеком образованным и начитанным. Не все получали образование «чему-нибудь и как-нибудь», подобно Онегину. Генерал не мог быть человеком полуобразованным. Он наверняка подсказывал жене, какие книги ей следует читать.
Чувство такта, умение держаться, она приобрела, общаясь с близкими родственниками и знакомыми генерала, бывая в свете. Манеру одеваться сдержанно и со вкусом, ей подсказывали собственная интуиция и собственный вкус.
Появляясь с женой в свете, князь гордился ею. И он имел на то право, потому что в той Татьяне, которую люди видели перед собой, была и доля его труда.
Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/vospitanie-i-obrazovanie-tatyany-larinoj.html
Образы матери и дочерей Лариных в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Одним из самых крупных и интересных произведений А. С. Пушкина является роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Г. Белинский по праву назвал «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман настолько многосторонен, что дает широкое и правдивое представление о жизни России первой четверти XIX века.
Многое из жизни провинциальных дворян мы узнаем из описания семьи Лариных, из рассказа об их жизни. Во время повествования автора мы улавливаем в его голосе когда добрую грусть, когда иронию, а когда и сожаление.
«Мирная» жизнь семейства Лариных «покойно катилась», в ней не было ничего неожиданного или беспокойного. Мало чем отличаясь от соседей, в быту они хранили «привычки милой старины», но не потому, что сознательно выбрали такой образ жизни, а по незнанию альтернатив. Поэтому-то многие поступки они совершали, не задумываясь, по привычке, и эта механичность вызывает у нас улыбку:
В день Троицы, когда народ,Зевая, слушает молебен,Умильно на пучок зариОни роняли слезки три…
Дмитрий Ларин, сердечно любивший жену, «во всем ей веровал беспечно», он доверил ей ведение хозяйства и расходов. Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», но, когда дочери подросли, «умер в час перед обедом».
Ларина-мать, в отличие от мужа, любила читать. Она предпочитала романы Ричардсона, но не потому, что они ей действительно нравились, а потому что «ее московская кузина твердила часто ей об них». Мы видим, что общественное мнение здесь ценится гораздо выше собственных суждений, пристрастий.
В молодости Лариной-старшей не удалось выйти замуж по любви, супруга ей нашли родители, хотя «она вздыхала о другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо боле». Разумный муж увез ее в деревню, где она сперва «рвалась и плакала», но после привыкла «и довольна стала».
Занимаясь хозяйством, самодержавно управляя мужем, Ларина вскоре позабыла о своей прошлой жизни, герои французских романов выветрились из ее головы. Она
…стала зватьАкулькой прежнюю СелинуИ обновила наконецНа вате шлафор и чепец.
С годами Ларина превратилась в «милую старушку», типичную представительницу своего круга, и то, что раньше для нее было ново и свежо, теперь превратилось в быт и рутину.
Дочери Лариных, Татьяна и Ольга, совсем непохожи друг на друга. Мы их видим с точки зрения разных людей. Ольга была всегда резва и весела, простодушна, она не любит задумываться ни о чем.
Глаза, как небо, голубые,Улыбка, локоны льняные,Движенья, голос, легкий стан.Все в Ольге…
Такой ее видит влюбленный Ленский, родители, соседи. Однако автор и Онегин сразу же отметили обычность, заурядность девушки, бедность ее внутреннего мира, рассеянность, то, что «в чертах у Ольги жизни нет». Даже внешность ее внимательный Онегин воспринял довольно своеобразно:
Совсем другой была Татьяна. Она не блистала «ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной», но глубокий, богатый, самобытный внутренний мир превращал всю жизнь ее в поэзию. Бесконечно любящая природу, воспитанная на «преданьях простонародной старины», зачитывающаяся сентиментальными романами, Татьяна была
…от небес одаренаВоображением мятежным,Умом и волею живой,И своенравной головой,И сердцем пламенным и нежным…
Застенчивая, простая, искренняя, молчаливая, любящая уединение, она так сильно отличалась от окружающих, что даже в своей родной семье казалась «девочкой чужой». Однако для автора, а в конце романа — и для Онегина в Татьяне воплотился идеал русской женщины — умной и чувствующей, но простой, естественной.
Особенно ярко различие сестер проявляется в любви. Любящий человек не может лгать, он открыт и доверчив и потому зачастую беззащитен перед окружающим миром. Создается впечатление, что ветреная и недалекая Ольга не способна на глубокие всепоглощающие чувства.
В любви ее привлекает внешняя сторона: ухаживания, комплименты, заигрывания. Она невнимательна к тем, кто ее любит, поэтому и не замечает обиды Ленского во время бала, его изменившегося поведения и настроения перед дуэлью.
Смерть Ленского она переживает настолько легко, что вскоре выходит замуж за улана, возможно, прельстившись красивым мундиром.
А что же Татьяна? Кажется, ее впечатлительная натура была подготовлена к большой любви с самого детства, но неизменно узнавала и отталкивала все неискреннее, фальшивое, «кажущееся». Материал с сайта //iEssay.ru
Татьяна ждала человека умного, умеющего чувствовать и переживать, способного понять и принять ее богатую и щедрую душу. Такого человека она узнала в Онегине и навсегда отдала ему свое сердце.
Даже поняв свою ошибку, пережив отказ, она остается верной своему чувству, которое не только принесло ей много страданий, но и очистило, обогатило ее, проверило на прочность ее принципы, идеалы, ценности.
И в горе, и в радости Татьяна предстает перед нами цельной и самодостаточной, поэтому трагедии и страдания лишь укрепляют ее, помогают научиться новым способам поведения.
Даже став княгиней, светской дамой, Татьяна остается простой и искренней, хоть и научается не доверять всем людям без разбора. Ей чужды кокетство и жеманство, свойственные иным представительницам «высшего света», потому что она никогда не изменяла своим идеалам и ценностям, продолжала любить как свой народ с его богатой историей, так и свой внутренний мир.
По мнению Пушкина, в Татьяне Лариной гармонически сочетаются лучшие качества русского характера, поэтому-то она и остается для автора «милым идеалом» русской женщины.
На этой странице материал по темам:
- пушкин рассказ евгений онегин описание семьи лариной
- евгений онегин образ мать лариных
- сочинение о семье лариных в романе евгений онегин
- краткое описание семьи лариных
- образ дмитрия ларина в романе евгений онегин
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/p/pushkin/sochineniya/evgenij-onegin/obrazy-materi-i-docherej-larinyh-v-romane-a.-s.-pushkina-evgenij-onegin
Ларины – семья: мать и ее дочери, – Сочинения по литературе
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная поэту действительность. Действие романа развивается в семье Лариных.
Семейство Лариных — это провинциальное поместное дворянство. Они живут так же, как и их соседи. С иронией рассказывает Пушкин о «жизни мирной» Лариных, верной «привычкам милой старины».
Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг, хозяйство доверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».
Пушкин рассказывает нам о становлении характеров трех представительниц семьи Лариных: матери и дочерей — Ольги и Татьяны. Ларина в молодости увлекалась, как и ее дочь Татьяна, романами Ричардсона, Руссо.
Перед Татьяной эти романы открывали удивительный мир с необыкновенными героями, совершающими решительные поступки. По примеру Юлии, героини романа Руссо «Новая Элоиза», Татьяна, нарушая все запреты, первая признается Онегину в любви. Романы развили в ней независимый характер, воображение.
Они помогли ей осознать пошленький дворянский мирок Пустяковых, Скотининых, Буяновых.
Ее мать, читая эти же романы в молодости, отдала дань моде, как это показано на рис. Определить магнитную индукцию B в точке О. Радиус дуги R=10 см.”>так как московская кузина «твердила часто ей о них». Они не оставили в ее сердце и следа. Отсюда и разное поведение в одинаковых жизненных ситуациях.
Старшая Ларина в молодости «вздыхала о другом», но вышла замуж по настоянию родителей, немножко попереживала, а потом, подчиняясь воле мужа, уехала в деревню, где хозяйством занялась, «привыкла и довольна стала». Татьяна же хочет любить, но любить человека, который близок ей по духу, который поймет ее.
Она мечтает о человеке, который бы внес В ее жизнь высокое содержание, который был бы похож на героев любимых романов. И такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине.
Она пережила трагедию отказа от нее, «исповеди Онегина», но она пережила и настоящую любовь, настоящие чувства, которые обогатили ее.
Пушкин, рассказывая о своей «милой» Татьяне, постоянно подчеркивает ее близость к народу. Она росла и воспитывалась в деревне.
Помещики Ларины хранили в жизни мирной Привычки милой старины… …Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.
Окружающая Татьяну атмосфера русских обычаев и народных традиций была благоприятной почвой, на которой выросла и окрепла любовь дворянской девушки к народу. Между Татьяной и народом нет пропасти.
Она резко отличается своим нравственным обликом, духовными интересами от девушек дворянской среды, вроде ее сестры Ольги. Татьяна полна искренности и чистоты в своих чувствах. Манерная жеманность, кокетство чужды Татьяне. Но это было в характере барышень. Ведь мать Татьяны в прежнее время полностью отвечала поведению своих сверстниц. Так же, как и они, она писывала кровью
…В альбомы нежных дев, Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев.
Но прошло время, все наносное слетело, осталась помещица, которая
…стала звать Акулькой прежнюю Селину, И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.
С годами она превратилась в типичную представительницу своего круга. Она все забыла, в ее памяти царят крепостнические нравы. Одинаково привычно то, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», так и то, что она «брила лбы» и «служанок била, осердясь».
Не то Татьяна. Ее отношение к жизни, к ее ценностям не изменяется, а развивается. Став светской дамой, княгиней, живя в роскоши, она по-прежнему любит свой мир:
Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.
Полной противоположностью Татьяны является ее младшая сестра. В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизнь так и бьет ключом. Она всегда «с улыбкой легкой на устах», всюду слышен ее «звонкий голос». Но в ней нет той самобытности и глубины, что есть в Татьяне. Душевный мир ее беден.
«Всегда скромна, всегда послушна», она не задумывается над жизнью глубоко, следует принятым в обществе правилам. Она не может понять Татьяны, ее не настораживает поведение и настроение Ленского перед дуэлью. Мимо Ольги проходит все, что оставляет глубокий след в характере Татьяны.
Татьяна любит «не шутя», «серьезно», на всю жизнь.
Нигде, ни в чем ей нет отрад, И облегченья не находит Она подавленным слезам.
И сердце рвется пополам.
Как непохожа страдающая Татьяна на ветреную Ольгу, которая, поплакав над Ленским, вскоре увлеклась уланом. Скоро она вышла замуж, «повторив маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (В. Г. Белинский).
Татьяна, любимая героиня Пушкина, до конца несет в себе печать народности. Ее ответ Онегину в конце романа тоже в понимании Пушкина, черта народной нравственности: нельзя строить свое счастье на горе и страдании другого. Роман «Евгений Онегин» явился для Пушкина плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». И если он с насмешкой рассказывает нам о судьбе Ольги, повторившей судьбу матери, то Татьяна, эта «русская душою» девушка, нравственные правила которой тверды и постоянны, является его «милым идеалом».
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/lariny-semya-mat-i-ee-docheri/
Образы сестер Лариных в романе «Евгений Онегин»
Лишь начав читать роман, еще не разобравшись до конца с его героями, невольно воспринимаешь Татьяну Ларину как героиню, которую поэт не очень-то жалует. И лишь дойдя до последних строк, начинает ощущаться вся нежность чувств, восхищение и уважение, которые Пушкин проявляет к ней.
В противовес Татьяне, которая даже в детстве была молчаливой и замкнутой, описана ее младшая сестра Ольга. Она с младых лет показала себя ветреницей, шутницей и легкомысленной барышней. Различие в характерах сестер подчеркивает и их внешность. У Татьяны, брюнетки с тяжелой косой, серьезный взгляд, она описана высокой и статной девушкой.
Даже само имя подчеркивает ее принадлежность к русскому характеру, ведь так называли в 19 веке в основном крестьянок, а не девушек дворянских сословий. Противовесом внешнему облику Татьяны поставлен воздушно-кокетливый образ Ольги. Он весь скроен из золотистых кудряшек, ямочек на щеках, заразительно-заливистого смеха. Ольга описана как эфемерная девушка, умеющая нравиться.
У нее в отличие от старшей сестры нет недостатка в поклонниках.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Но самым показательным моментом является отношение сестер к мужчинам. Татьяна влюблена в Онегина, она глубоко переживает свое чувство, мучаясь, что не может открыться, и затем изливает душу в письме к столичному денди. Ленский для Ольги — очередной объект, который она ловко заманила в ловушку своей тактикой обольщения.
Ей не составляет труда кокетничать одновременно с несколькими ухажерами. Ольга наслаждается терзаниями Ленского, ей льстит его влюбленность. Сцена, последовавшая за именинами Татьяны, ставит жирную точку в мировоззрении сестер. Пушкин мастерски описал ссору и дуэль бывших друзей. Ленский погибает от руки Онегина.
Ольга безутешно рыдает на плече матери, Татьяна запирается в своей комнате и остается наедине со своим горем. Но буквально через несколько строк поэт описывает метаморфозу, произошедшую с Ольгой.
«Улан любим ее душою» — в этих строчках видна неприкрытая ирония о недалекой жеманнице, и больше о ней поэт не говорит ни слова.
Зато насколько раскрывается образ Татьяны, замужней женщины, царицы столичного салона, в которой с удивлением узнает Евгений Онегин прежнюю знакомую провинциалку.
«Ужель та самая Татьяна?…» Евгений не узнает ее и теперь сам влюбляется в нее — именно в такую, не робкую, тихую и застенчивую соседку, а уверенную в себе блестящую светскую даму. Он настойчиво преследует ее до тех пор, даже пишет ей письмо.
И Татьяна раскрывает ему свою душу — в ней все по-прежнему, она его также любит, но связана семейными узами, которые свято блюдет. Пушкин подчеркивает чистоту, и порядочность русской души, ее верность, терпение и трепет именно через образ этой девушки, Татьяны Лариной.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/09/obrazy-sester-larinyh-v-romane-evgenij-onegin.html
Сочинение на 5.Ру
Сочинение на тему: Семейство Лариных в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
В романе «Евгений Онегин» Пушкин описывает два разных мира: мир высшего городского общества и патриархальный мир деревни. Главная героиня романа — Татьяна Ларина — родилась и выросла в деревне.
Как же вышло, что в глуши, вдали от образованных людей и общепризнанных культурных ценностей сформировалась столь незаурядная натура?
«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».
«Деревня» — с этим словом ассоциируются бескрайние поля, деревянный дом, покой, уют и простота:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Такое описание вполне соответствует и быту семьи Лариных.
Глава семьи Дмитрий Ларин был «добрый малый», хороший сосед, добрый муж и отец, его жизнь медленно и спокойно текла в деревне, где он сложил все хозяйственные заботы на жену и ушел на покой.
В его жизни не было никаких потрясений, суеты и беспокойства. Тихое, спокойное бытие провинциала, в котором все благоразумно, такое же существование характерно для всех его соседей. Ларин был заурядным представителем деревенского общества:
Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством;
Но разговор их милых жен Гораздо меньше был умен.
Судьба его жены также типична для того времени.
Живя в столице, она была модницей, любила романы и под влиянием этих романтических произведений влюбилась в военного, но родители, не считаясь с чувствами дочери, выдали ее замуж.
Она довольно легко перенесла это горе, привыкла к деревенской жизни, взяла управление домом и мужем в свои руки и вскоре забыла и бывшего возлюбленного, и моду, и светскую суету:
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.
Привычка усладила горе,
Не отразимое ничем;
Открытие большое вскоре Ее утешило совсем:
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.
Да, первое время она страдала, но время прошло, и она все забыла. От былого горя не осталось и следа. А ведь она, казалось, любила, но любовь покинула ее довольно быстро. Это характеризует мелкость натуры и души. Теперь для нее важнейшим открытием стала возможность управлять хозяйством и мужем, который был совсем не против того, чтобы им управляли.
Ольга, младшая дочь Лариных, первой появляется на страницах романа. Ольга кажется мне копией своей матери. И, хотя мать воспитывалась в столице, а Ольга в деревне, различий в их характерах практически нет. Ольга влюблена в Ленского, но, когда он умирает, страдает недолго:
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить.
Знавший много красавиц Онегин говорит, что в чертах у Ольги нет жизни. Она так же типична и безлика, как многие прелестные девушки того времени. Она мила, добра, скромна, послушна, но слишком уж заурядна. И в будущем станет точной копией своей матушки, у которой в романе даже нет имени.
Вот такие люди окружали Татьяну. Она жила среди них, не находя понимания даже у самых близких ей людей. С детства она была непохожа на всех остальных — ни на ровесников, ни на людей, старших ее по возрасту.
Она была задумчива, а ведь никто из ее семьи ни разу не представлен нам думающим. Любовь к Онегину она пронесет в своей душе даже через брак с нелюбимым человеком. Любовь к природе, умение понимать красоту восхода и лунной ночи также выделяет ее среди домочадцев.
Татьяна не только видит красивое, но и умеет наслаждаться им.
Итак, среди пустых разговоров о покосе и соленых грибах, среди пустых людей вдруг появляется самобытный, с глубокой душой человек. Человек, которого никто не понимает. Да эти люди и не могут ее понять.
Они пытаются загнать девушку в привычные для них рамки, но у них это не получается и не получится, поскольку никогда личность, наделенная воображением, не сможет жить так, как живут приземленные люди с их узким кругом интересов и обывательскими рассуждениями.
Источник: https://sochinenie-na5.ru/semejstvo-larinyx-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/
Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Татьяна Ларина – главный женский образ романа «Евгений Онегин». Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Образ Татьяны, как и образы других героев, был типичным для России 20-30 гг.
19 в. Но Татьяна – живая женщина, обладающая уникальным сильным характером. Её поступки, продиктованные внутренней логикой и обстоятельствами, оказываются неожиданными даже для автора: «Моя Татьяна учудила».
Татьяна не похожа на младшую сестру Ольгу, весёлую красавицу. Старшая сестра не привлекает очей ни красотой, ни свежестью. К тому же она необщительна, неласкова: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива».
Татьяна не напоминает традиционную фольклорную трудолюбивую девушку: она не занимается вышивкой, не играет в куклы, не интересуется модами и нарядами. Девочкой не любит «в толпе детей играть и прыгать», бегать в горелки (подвижную игру), не шалит и не проказничает.
Татьяна любит страшные рассказы, задумчива, встречает на балконе рассвет. Она с детства склонна уходить от реальности в мир грёз, воображая себя героиней романов Ричардсона и Руссо: «Она влюблялася в обманы».
Характер и его истоки, развитие характера
Татьяна выросла в деревне, была соседкой по имению Евгения Онегина. Её родители хранили старинный патриархальный уклад. Об отце сказано, что он запоздал в прошедшем веке.
Вероятно, потому Татьяна и получила столь экзотическое имя, с которым неразлучно «воспоминанье старины иль девичьей». Мать Татьяны в молодости увлекалась теми же романами, которые потом читала старшая дочь.
В деревне мужа, за которого мать Татьяны была отдана не по любви она, в конце концов, «привыкла и довольна стала», позабыв романные увлечения. Супруги жили, храня «привычки милой старины».
Татьяна оторвана от своей среды. С одной стороны, она – «русская душою, сама не зная почему». Пушкин по законам реализма открывает, почему Татьяна такова. Она жила в «глуши забытого селенья», воспитанная няней, «сердечным другом», в атмосфере «преданий простонародной старины». Но и няня, прототипом которой стала няня Пушкина, не понимает чувств Татьяны.
С другой стороны, Татьяна воспитана на иностранных романах, «по-русски плохо знала». Она пишет письмо Онегину по-французски, потому что «изъяснялася с трудом на языке своём родном».
В романе прослеживается изменение жизни Тани, привезённой матерью в столицу и понравившейся «важному генералу». Ей чуждо всё, что происходит в Петербурге: «Волненье света ненавидит; ей душно здесь… она мечтой стремится к жизни полевой».
Онегин полюбил совершенно другую Татьяну, не несмелую девочку, влюблённую, бедную и простую, а равнодушную княгиню, неприступную богиню роскошной, царственной Невы, «законодательницу зал».
Но внутренне Татьяна остаётся всё той же: «Всё тихо, просто было в ней». К простоте добавилось достоинство и благородство. Меняется и внешность героини.
Её никто не назвал бы прекрасной, но её изысканности не могла затмить первая красавица Петербурга.
Онегин не узнаёт прежней Татьяны. Она равнодушна, смела, покойна, вольна, сурова. В Татьяне нет кокетства, которого «не терпит высший свет», смятения и сострадания. Она непохожа на девушку, написавшую «письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле».
Отношения между Татьяной и Онегиным – основная сюжетная линия романа
После того как Онегин, приехавший в свою деревню, побывал у Лариных, его стали прочить Татьяне в женихи. Она влюбилась в Онегина просто потому, что «пора пришла». Но, воспитанная в здоровой народной атмосфере, Татьяна ждёт большой любви, единственного суженого.
Онегин преподал Татьяне самый важный в жизни урок, который она усвоила хорошо: «Учитесь властвовать собою». Он поступил благородно, но Пушкин сочувствует Татьяне: «С тобой теперь я слёзы лью», – и предвидит её гибель от рук «модного тирана» (Онегина).
Урок, который Татьяна даёт Онегину, став светской дамой, в свою очередь, состоит в той же премудрости: нельзя быть «чувства мелкого рабом». Этому надо предпочесть «холодный, строгий разговор». Но мотивы у Онегина и у Татьяны разные. Он так и не смог стать «естественным человеком», какой всегда была Татьяна.
Для неё жизнь в свете постылая, это «ветошь маскарада». Татьяна сознательно обрекла себя на такую жизнь, потому что, когда она выходила замуж, для неё «все были жребии равны». И хотя в героине ещё живёт первая любовь, она искренне и убеждённо хранит верность своему мужу.
Онегин же не осознаёт до конца, что его любовь возбуждена желанием быть замеченным в обществе, иметь «соблазнительную честь».
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина
-
Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина
-
Образ Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
По произведению: «Евгений Онегин»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/905-obraz-tatiany
Типичность образов Ольги и матери Татьяны Лариной
Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее.
Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все.
В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.
Татьяна близка к русской природе:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.
Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание.
Будучи «законодательницей зал» в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность.
Так, она заявляет Онегину:
Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.
Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой – мать-Ларина – крепостница, «открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять», а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана.
Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, «не спросясь ее совета».
Она «рвалась, и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»:
Привычка усладила горе.
Она вела жизнь типичной русской барыни:
…
брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь –
Все это мужа не спросясь.
Но вместе с тем она – хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели.
Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге…
Но одновременно с этим автор подчеркивает типичность ее образа и так выражает к нему отношение:
…но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил;
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
«Не долго плакала» Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:
Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье…
Улан умел ее пленить.
В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярманка невест». Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.
Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение.
Они дополняют «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».
Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов.
В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня». Для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи.
Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ – сестры Татьяны Ольги.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила… –
таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить
Улан любил ее душою…
И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» – вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.
Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще.
Как показал исследователь Ю.М. Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки – грешная любовь к мужчине.
Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей. Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная.
Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, се традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе.
Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених – оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом». Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.
Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней. Судить об авторской позиции а вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, – можно по оценке поэтом отдельных персонажей.
Татьяна – его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».
Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня».
В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а ее московская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.
Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что
поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев,
Чужие и свои победы,
Надежды, шалости, мечты.
Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов – лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» – произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами.
Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего XIX века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей.
И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».
Источник: https://uznaem-kak.ru/tipichnost-obrazov-olgi-i-materi-tatyany-larinoj/
Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» (с цитатами)
Татьяна в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — это поистине идеал женщины в глазах самого автора. Она честна и мудра, способна на горячее чувство и на благородство и преданность. Это один из самых высоких и поэтичных женских образов в русской литературе.
В начале романа Татьяна Ларина — романтичная и искренняя девушка, которая любит уединение и кажется чужой в своей семье:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Конечно, в семье Лариных, где серьезные и глубокие переживания не в чести, Таню никто не понимал. Ее отец не в силах понять ее увлечения чтением, а мать сама ничего не читала, но слыхала о книгах от своей кузины и любила их заочно, на расстоянии.
Татьяна выросла и в самом деле как чужая Лариным. Не зря она пишет Онегину: «Никто меня не понимает». Она задумчива, много читает, отчасти любовные романы и сформировали ее представление о любви.
Но реальная любовь далеко не всегда похожа на любовные истории из книг, и мужчины из романов крайне редко встречаются в жизни.
Татьяна как будто бы живет в своем собственном воображаемом мире, ей чужды разговоры о моде, игры с сестрой и с подругами совершенно неинтересны ей:
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех …
У Татьяны имеется собственное представление об идеальном мире, о любимом мужчине, который, безусловно, должен быть похож на героя из ее любимых романов. Поэтому и себя она воображает ему под стать героиней Руссо или Ричардсона:
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!
Встретив Онегина, наивная девушка увидела в нем своего героя, которого так долго ждала:
И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!
Татьяна влюбляется в Онегина с первых минут и не может думать ни о чём, кроме него:
Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем.
Онегин в мыслях Татьяны имеет немного общего с реальным мужчиной: он представляется влюбленной девушке то ангелом, то демоном, то Грандисоном. Татьяна очарована Евгением, но она сама «нарисовала» себе его образ, во многом предвосхищая события и идеализируя своего возлюбленного:
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Татьяна — романтичная и наивная девушка, не имеющая опыта в любовных делах. Она не из тех женщин, которые умеют флиртовать и кокетничать с мужчинами и к предмету своей любви она относится со всей серьезностью.
В своем письме к Онегину она честно признается в своих чувствах к нему, что говорит не только об ее искренности, но и о неопытности.
Она не умела лицемерить и скрывать свои чувства, не желала интриговать и обманывать, в строчках этого письма она обнажила свою душу, признаваясь Онегину в своей глубокой и верной любви:
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Татьяна «вверяет» свою судьбу в руки Онегина, не представляя, что он за человек. Она слишком многого ждет от него, ее любовь слишком романтична, слишком возвышенна, образ Онегина, который она создала в своем воображении, мало соответствует реальности.
Тем не менее Татьяна достойно принимает отказ Онегина, она молча и внимательно выслушивает его, не взывая к его жалости и не умоляя об ответных чувствах.
Татьяна говорит о своей любви только няне, никто из её семьи больше не знает о ее чувствах к Онегину.
Своим поведением Татьяна вызывает уважение у читателей, она ведет себя сдержанно и порядочно, не держит зла на Онегина, не обвиняет его в безответных чувствах.
Убийство Ленского и отъезд Онегина глубоко ранят сердце девушки, но она не теряет себя. Во время долгих прогулок она доходит до поместья Онегина, посещает библиотеку опустевшего дома и наконец читает те книги, которые читал Евгений – конечно, не любовные романы. Татьяна начинает понимать того, кто навеки поселился в ее сердце: «Уж не пародия ли он?»
По требованию семьи Татьяна выходит замуж за «важного генерала», ведь без Онегина ей «все были жребии равны».
Но совесть не позволяет ей стать плохой женой, и она старается соответствовать статусу мужа, тем более что еще любимый мужчина дал ей справедливый совет: «Учитесь властвовать собою».
Именно такой, знаменитой светской львицей, неприступной княгиней, и видит ее по возвращении из своей добровольной ссылки Онегин.
Однако и теперь её образ в произведении остается образом прекрасной и достойной девушки, которая умеет хранить верность своему мужчине.
В финале романа Татьяна открывается перед Онегиным с другой стороны: как сильная и величественная женщина, умеющая «властвовать собою», чему он сам учил ее в своё время.
Теперь Татьяна не идет на поводу у своих чувств, она сдерживает свой пыл, оставаясь верной своему мужу.
Источник: https://po-literature.ru/obraz-tatyany-v-romane-evgeniy-onegin-s-citatami.html
Когда родилась Татьяна Ларина?
Правда, пушкинскому герою было всего-то 25 лет, но ученику 9-го класса он кажется довольно взрослым парнем. В любом случае, жизнь и проблемы этого обитателя 19-го столетия представляют мало интереса для пятнадцатилетнего девятиклассника, проживающего свою жизнь в веке 21-м. Двести лет спустя!
Конечно, могут очаровать прекрасные, звучные стихи.
Написанные так свободно, что даже не чувствуется, что это — стихи. Написанные в основном про женщин. Про груди, про ножки, про ланиты. Некоторых пылких ребятишек эти ланиты могут до того возбудить, что они не поленятся зайти в Интернет и спросить у всеведущего Гугла, что это такое. Гугл ответит: ничего особенного, всего-навсего щёки.
И да, неприлично звучащее слово «цевница» — это тоже только многотрубочная флейта (называемая ещё «флейтой Пана»).
Впрочем, если молодой человек нашего столетия умеет пользоваться Интернетом, он отыщет в «Евгении Онегине» немало загадок, которые наверняка поставят в тупик учителя.
Что уже по кайфу! И, кстати, если этот девятиклассник малость поднаторел в логических рассуждениях, он может без труда отыскать ответы на свои вопросы.
А если при этом он не будет слишком наслаждаться своим превосходством над преподавателем (заметим, мнимым, потому что и преподаватель может задавать вопросы великому Гуглу, а знает он всё-таки больше), то пятёрка за проникновение в материал пушкинского романа в стихах будет пареньку или девушке обеспечена.
Заметим, что для ответа на подобные вопросы необходимо хорошо знать текст «Евгения Онегина». Поэтому всего четверть века назад дать правильный ответ на них мог только опытный пушкинист. Теперь же это под силу даже школьнику, вооружённому таким могучим оружием, как поисковый сайт. При этом школьник даже не предполагает всю мощь используемого им оружия.
Так что ответить на нижеприведенные вопросы даже девятикласснику будет полезно.
Ну что, двинемся по вопросам?
1. Каково отчество Татьяны Лариной?
Этот вопрос из тех, для ответа на которые следует внимательно прочесть текст пушкинского романа. Ответ находится в главе второй, в стихе XXXVI, где Пушкин описывает могилу отца Татьяны.
Он был простой и добрый барин, И там, где прах его лежит, Надгробный памятник гласит: Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.
Итак главная героиня романа — Татьяна Дмитриевна Ларина. Кстати, её отец ушел из армии не в малых чинах. Бригадиры были в армии Российской империи во времена Екатерины II. Этот чин располагался между майором и полковником. То есть, говоря по-нашему, отец Татьяны был подполковником.
Желающие могут обратиться к любой статье, посвящённой «Табели о рангах», чтобы узнать в каком возрасте обычно офицер мог получить такой чин и тем самым определить возраст, в котором Дмитрий Ларин вышел в отставку и женился на матушке Татьяны. Он, конечно, был старше девушки, влюблённой в своего ровесника.
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.
Почему в ровесника? Можно считать это дополнительным вопросом для сообразительных и любопытных. Небольшая подсказка: следует выяснить, в каком возрасте молодой человек мог быть гвардии сержантом.
Дополнительный бонус получают те, кто ещё помнит, что первая глава «Капитанской дочки» называется «Сержант гвардии», а её герой, юный Петруша Гринёв, был как раз в этом чине.
2. А как звали матушку Татьяны Лариной?
Ответ также содержится только в одном месте романа, в главе седьмой, в стихе XLI.
Мать привезла Татьяну в Москву, «на ярманку невест» (обратите внимание, не «на ярмарку»), и решила остановиться у своей кузины. И вот встреча, восклицания, восторги и сплетни:
— Княжна, mon ange! — «Pachette!» — Алина!
Алина — так зовут двоюродную сестрицу матушки, Татьянину тетку. «Pachette!» можно перевести с французского как «Пашенька».
А «Паша» — это ласкательное производное от трёх русских женских имён, Полина, Прасковья или Пелагея. Одно из этих имён — имя матери Татьяны.
3. Когда родилась Татьяна Дмитриевна Ларина?
Один из важных эпизодов романа — именины Татьяны. День святой Татьяны («Татьянин день») — это 12 января по старому стилю или 24 января по новому.
Действие романа происходит в 1820-х годах. А можно ли выяснить, в каком году точно? Да, можно с помощью небольшого литературно-календарного исследования. Здесь вполне можно полагаться на текст романа, ибо Пушкин утверждал, что его действие расчислено по календарю.
В четвёртой главе в стихе XLIX Ленский говорит Онегину:
— Да, Татьяны именины
В субботу.
В 1820-х годах день святой Татьяны приходился на субботу только в 1824 году.
Сколько лет в этом году исполнилось Татьяне? Пушкин пишет Вяземскому 29 ноября 1824 года о ключевом эпизоде своего романа: «…письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюблённой!» Татьяна написала письмо летом предыдущего 1823 года. При объяснении с Онегиным по поводу этого письма фоном проходит песня девушек, собирающих ягоды.
В опере этот эпизод тоже озвучен.
Итак, в 1823 году Татьяне Лариной уже исполнилось 17 лет. Следовательно, 12 января 1824 года праздновали её 18-летие. Несложная арифметика приводит к точному выводу: Татьяна Ларина родилась 12(24) января 1806 года. 24 января этого года ей исполнилось 260 лет!
4. Когда родился Евгений Онегин?
Ну, здесь всё уже проще. Евгений Онегин убил Владимира Ленского зимой 1824 года в возрасте 26 лет.
Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов,
(Глава 8, стих XIII)
Итак, Онегин родился в 1798 году. То есть он старше Пушкина на год. Они вполне могли бы приятельствовать, о чём и написано в первой главе. Собственно же действие романа, вступление Онегина в свет, начинается, когда ему было 17 лет, то есть в 1815 году.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/75610/
Образ Татьяны Лариной
«Евгений Онегин» задуман Пушкиным как объемный роман нравов и характеров, поэтому женские образы в нем — важнейшая составляющая. А образ Татьяны – относится не просто к сюжетообразующим, но и является «любимым» для самого автора.
В начале своего появления в романе Татьяна получает от Пушкина достаточно краткое, но меткое портретное описание. Поэт выводит её как бледную, задумчивую, мечтательную,
«боязливую как лесную лань».
В конце романа образ героини получает также краткую портретную характеристику, где она – предстает неторопливой, неговорливой, но и не холодной женщиной.
Образ Татьяны – характер, становление героини в романе
По словам самого Пушкина – это его эстетический и этический женский идеал, прекраснейший тип современницы автора. Критик Белинский, в свою очередь, в статье об этой героине Онегина подчеркивает цельность и «беспримесность» ее характера.
Жизнь Лариной в деревне, воспитание Татьяны
Сестры Ларины – провинциальные девушки, живущие в помещичьей усадьбе родителей вдали от столичной суеты. Размеренный традиционный быт, близость к природе, к народной среде внесли свои «коррективы» в становление и формирование характеров Татьяны и Ольги. По описаниям Пушкина жизнь в такой провинции сохранила и черты прошлого века, и «преданий старины глубокой».
Занятием для молодых сестер, впрочем, как и для их матери, было чтение. Сентиментальные романы «заменяли им все». Через них и наша героиня постигала жизнь, чувства и мир.
Уделом всех таких барышень было романтическое девичество и замужество. Ничего более не было для них ни реальным, ни более желанным. Русская женщина так и жила, сменив тетрадь «чувствительных стишков» на хозяйский «чепец», выходила замуж, обзаводясь детьми.
Это ожидало и Татьяну, и Ольгу.
Однако Пушкин в противовес простодушной и легкомысленной младшей сестре подчеркивает скромность, моральность, чистоту, сердечность и искания тревожной мысли — у старшей.
Воспитание девушки «седой Филиппьевной», к тому же, привило ей глубокую душевную и эмоциональную связь со всем народным, самобытно русским, воспитав в девушке внутреннюю поэтичность, отзывчивость к природным, народным проявлениям.
Пушкин отмечает, что его Татьяна не блистала внешней красотой, как Ольга, не участвовала в детских играх, не увлекалась светскими сплетнями. Она, как будто была «чужой» в своей родной семье.
Меж тем, все это как бы «несоответствие» тогдашним «стандартам» не помешало героине выделиться в глазах Онегина.
«Столичный гость» при знакомстве тотчас отметил именно старшую Ларину, а не зарядную, но красивую Ольгу.
Любовь героини к Онегину
Когда Онегин «потревожил» этот провинциальный покой своим появлением в доме Лариных, пришла пора Татьяне влюбиться. И здесь девушка совершает то, что по тем временам было вовсе немыслимым для светского общества. Она объясняется молодому незнакомцу в любви.
Это поступок внутренне свободной личности, неординарной девушки, которая искренне и чисто доверилась Онегину, избежав пошлости и надменного кокетства.
Возникшее в её душе чувство она определила как главное, как смысл, ради которого можно принести в жертву жеманное «общественное мнение» и даже свою репутацию.
Её дар Онегину был преисполнен такой чистоты, открытости и силы, что действительно не мог не вызвать в адресате благородного, хотя и холодного, убийственного для ее любви ответа.
Но и отказ Онегина, и высокомерного отповедь героя, как дальше станет ясно, не выкорчевали из её души любовь. Она полюбила навсегда.
Долг и честь как качества Татьяны
Героиня выходит впоследствии замуж, беря на себя исполнение супружеского долга, и всецело посвящает себя мужу – как и было в русских традициях издавна.
Повторное появление Онегина, конечно, сильно встревожит героиню, оно обнаружит её страстную и прямую натуру. Татьяна признается, что любит.
Но! Ни моральное предательство мужниной чести, ни осквернение своей чистой любви, ни принятие лживости общественных нравов – это невозможно для Лариной. Интрижка в данном случае убила бы и любовь, и саму душу героини.
Став для Пушкина «милым идеалом», явив читателю уровень душевной отзывчивости, нравственной безупречности, внутренней цельности и красоту образ Татьяна стал и нашим верным другом и ориентиром для девушек и открыла большую галерею женских образов в отечественной литературе.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь
Источник: https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/obraz-tatyanyi-larinoy