Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение
В «Песне про царя, молодого опричника и купца» М.Ю. Лермонтову удалось с исторической точностью воссоздать быт и традиции русского народа времён правления Ивана Грозного. При этом не приукрашивает прошлое, что характерно для романтического художественного метода. Лермонтов использует приём стилизации под устное народное творчество, что видно уже из названия поэмы.
Центральными персонажами произведения являются царь Иван IV (Грозный), опричник Кирибеевич и представитель купечества Степан Калашников. Каждый образ раскрыт поэтом максимально полно. Царь представлен не как обезличенный правитель, а как человек, со своими страстями, заботами, размышлениями, сомнениями. При этом поэт не умаляет достоинств Ивана Грозного.
В системе персонажей поэмы он находится как бы над остальными. Однако образ царя далеко не идеален: он эгоистичен, алчен и властолюбив. Заметив равнодушие опричника Кирибеевича к собственной персоне, Иван Грозный подозревает его в предательстве. Молодой опричник же испытывает мучительные любовные чувства к прекрасной Алёне Дмитриевне, жене Калашникова.
Придворному миру противостоит купеческий быт, где жизнь выстроена в соответствии с правилами Домостроя.
Алёна Дмитриевна, с одной стороны, любит и уважает своего мужа, но с другой стороны, она боится его, поскольку Домострой лишает замужнюю женщину практически всех прав.
Степан Калашников привык жить по строгим правилам, передающимся из поколения в поколение. Однако его сердце очень доброе. Заступившись за честь своей жены, он стремится отстоять чистоту своей фамилии.
Третья часть поэмы посвящена поединку опричника и купца на берегу Москвы-реки. Степану Парамоновичу отведена роль народного судьи над царским произволом. В этом смысле символично и то, что Кирибеевич одаривает своим поклоном лишь царя, а Калашников ещё и простой люд.
Даже угроза смертью не заставляет купца признаться в том, что случилось на самом деле. Наблюдающий за поединком Иван Грозный придаёт происходящим событиям иной смысл. Это уже не поединок между обидчиком и защитником своей чести, это выступление простого человека против царского произвола и беззакония.
Однако власть самодержца ещё крепка, поэтому Степан Калашников, борец за правду и справедливость, безвинно пал жертвой этого режима.
Анализ 2
Часто Лермонтов любил писать именно о прошлом, а не о настоящем. Вот к таким произведениям и относится «Песня про Ивана Васильевича».
Именно ему предстояло перенестись в прошлое и увидеть все своими глазами. Если быть точным, то это пятнадцатый век. В это время страной начал править Иван Васильевич. Он был всегда злым и гордым.
И многие люди его очень сильно боялись и поэтому прозвали его Грозным.
Кроме этого сразу же читатели встречаются с гуслярами, которые не только сочиняют песни, но еще и поют их разными голосами. В большинстве случаев они воспевают Калашникова, а также царя и опричников. А вот сам автор больше всего данное произведение относит к песне. Ведь именно им пришлось жить не только при царствовании Ивана Грозного, но и терпеть от него оскорбления и унижения.
Немного дальше мы встречаемся с царем, которого недавно пригласили на большой и великий пир. Кроме этого здесь присутствуют и все остальные люди, а те люди, которые сидят рядом с царем наливают ему вина и смотрят, чтобы у царя не был стакан пустым. Опричники постепенно начинают разговаривать и выдавать все свои тайны.
И от одного из них мы узнаем о том, что он влюблен уже давно в девушку. Многие опричники уверены, что эта любовь неразделенная, ведь девушка за всю свою жизнь еще никого не полюбила. А вот царь уверен в обратном, он говорит, что может дать специальное кольцо.
Вот только этот опричник влюблен в девушку, которая уже скреплена узами брака.
У Калашникова есть любимая девушка, в которую он уже давно влюблен. А поскольку она является очень красивой девушкой, то помимо него ее любят еще и другие мужчины и оказывают знаки внимания. И это очень сильно раздражает Калашникова.
Но девушка сама оказывается оскорбленной и он встает на ее защиту, а также и на защиту ее семьи и уверяет всех, что все слухи про нее являются неправдой. И ради этого даже вызывает на кулачный бой виновника.
В этот поединок вступили сразу правда и несправедливость. Калашников находится на стороне правды и свое готов доказывать до последней капли крови.
Он уверен, что его поддержит не только церковь, но и царь. И они также встанут на его защиту. И ему удалось доказать свое и своего врага он победил. Вот только теперь его ждет наказание, которого ему не избежать, ведь враг Калашникова был любимцем царя. Но перед тем как начать разбираться царь решил выяснить истинную причину их драки.
Только Калашников ничего не стал объяснять и сказал только, что боролся за справедливость и он восторжествовала. При этом он ничего не стал говорить про свою жену и про то, что она изменила ему.
Песня про царя Ивана Васильевича – Анализ 3
Читая само название поэмы великого автора М.Ю.Лермонтова, сразу понимаешь, что речь идёт о времени правления Ивана Васильевича, который в народе был прозван Грозным и не зря.
Во время своего правления, он создал печально известную опричнину. Она была движущей силой, которой были даны неограниченные полномочия, но в свою очередь опричники должны были беспрекословно выполнять любые приказы царя и быть преданными ему. Так вот, одним из любимых опричников Ивана IV Грозного был молодой человек по фамилии Кирибеевич.
Кирибеевич, был влюблён в одну женщину, которую звали Алёна Дмитриевна, но она была замужем за купца Калашникова, который имел хороший доход, к тому же славился в народе как примерный семьянин.
Эта любовь не могла принести ничего хорошего, но чувствуя безнаказанность, Кирибеевич начинает оказывать знаки внимания к девушке, каким-либо образом заставить её стать возлюбленной.
Скажу так, Алёна Дмитриевна была верной и любящей женой, а также заботливой матерью, поэтому у Кирибеевича не было никаких шансов.
Надо сказать сразу, что Кирибеевич любил кулачные бои, что в те времена было излюбленной забавой народа и считался грозой среди калачников.
Однажды сидя за обеденным столом с другими опричниками и царём во главе, Кирибеевич нахмурился, начал думать о чужой жене, Иван Васильевич начал расспрашивать о наболевшем в душе.
Кирибеевич начал рассказывать о том, что влюбился в одну девушку, но при всём при этом она даже не смотрит в его сторону. Иван Васильевич сказал, что поможет в его ситуации.
Он даже не подозревал, что эта девушка была замужем, при таких обстоятельствах, царь был бы категорически против, ведь положить глаз на девушку при муже считалось грехом и преступлением. Наверняка, что Кирибеевич сделал это намеренно.
Теперь имея все права и согласие царя, Кирибеевич подстерегает ночью Алёну Дмитриевну, которая задержалась в церкви и уже спешила идти домой, начинает уже в открытую проявлять свою любовь, обещая девушке всё на свете, начинает целовать и обнимать. На такое бездумное и эгоистическое поведение Алёна Дмитриевна пытается вырваться из рук и это у неё получается, но к сожалению после такого события, она и её семья является обесчестенной. Всё это происходило на глазах у любопытных соседей.
В это же время взволнованный муж ждёт свою жену дома, которая буквально вламывается в дверь. Алёна Дмитриевна пришла домой с открытой косой, что считалось недопустимым для девушки замужем.
Узнав всю правду от своей жены, Калашников зовёт своих братьев и приходит к выводу, что он обязан восстановить честь своей семьи и решает выйти на следующий день против молодого опричника Кирибеевича в кулачном бою. Больше других выходов не было и скорей всего после этого боя Калашников умрёт, но он умрёт за правду и справедливость.
День расплаты пришёл. Он решит судьбу двух людей. Выйдя как всегда на публику, Кирибеевич вызывает к себе смельчака, с которым он будет биться на кулаках. Вышел купец Калашников. Весь этот бой был закончен победой Калашникова и смертью молодого опричника.
Несмотря на то, что победа была безоговорочной, Иван IV Грозный потребовал объяснений, если их нет, Калашникову придётся погибнуть бесчестной и низкой смертью через отсечение головы.
Несмотря на то, что провинность опричника была велика, для спасения своей жизни Калашников мог бы рассказать всю правду и остаться живым, но он выбрал другой путь.
Я думаю, что этот бой был личной расплатой перед обидчиком и знать подробности его поступка не зачем никому.
Калашникова похоронили между трёх дорог, как хоронили каких-то преступников, воров и прочих людей, которые провинились в тяжёлых и опасных для народа проступках. Так был похоронен купец Калашников, просто и без каких-либо почестей.
Несмотря на низкую кончину своей жизни, Калашников бился за волю и интересы народа, против жестоких и безнаказанных опричников.
- Анализ повести Пиковая дама Пушкина 8 класс (суть, смысл и идея произведения)
Произведение относится к литературному направлению повести, однако по мнению некоторых исследователей в связи с компактностью сюжетной линии и малочисленностью персонажей его можно определить, как рассказ. - Сочинение на тему Осень в парке 3 класс
В парке растёт много разных деревьев. Осенью все листья становятся красными, жёлтыми и коричневыми. Некоторые ещё остаются зелеными. Все деревья яркие, разноцветные. Это так красиво! Часть листьев падает на землю. - Сочинение Лес весной
Весна! С приходом весны зарождается новая жизнь, ведь в это время просыпается вся живая природа. И лес пробуждается от зимней спячки весной, оживает. Смотришь и диву даешься, как он черпает силы, чтобы преобразиться, переодеться. - Характеристика и образ Яши в пьесе Чехова Вишнёвый сад
В каждом народе каждого времени есть такой тип людей, которые всегда жалуются на то, какая их страна угрюмая, необразованная и не имеющая будущего, при этом ничего не делая для улучшения ситуации. - Сочинение по картине Вести с фронта Ватолиной 8 класс
Нина Николаевна Ватолина стала очень известной благодаря своему труду, терпению в 1943 году.Именно в этом году была написана картина Вести с фронта. В своей картине она передавала шквал эмоций
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/analiz-poehmy-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova
Анализ «Песня про царя Ивана Васильевича»
«Песня…» была написан М. Ю. Лермонтовым в 1837 г. во время отбывания кавказской ссылки за стихотворение на смерть Пушкина. Явная связь произведения с историческими песнями и былинами позволяет предположить, что поэт в работе обращался к помощи своего близкого друга С. А. Раевского — знатока и собирателя русского фольклора.
Поначалу цензура не хотела пропускать в печать поэму человека, осужденного за либеральные убеждения. «Песня…» была опубликована (без указания авторства) только после личного обращения Жуковского к министру народного просвещения графу Уварову.
Смысл названия
Полное название поэмы — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В названии не только перечислены главные герои, но им дана определенная характеристика.
На первом месте стоит царь, уважительно называемый по имени-отчеству. Опричник остается безымянным, его главное отличительное качество — молодость. Положительный герой назван последним только по фамилии.
Несмотря на удальство купец практически бесправен.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — величие исторического прошлого.
Большая часть творчества Лермонтова была связана с неудовлетворенностью современной действительностью. Ранние юношеские сюжеты постепенно сменяются конкретно-историческими народными темами. В «Песне» поэт переносится в далекую героическую эпоху, полную славы и великих дел.
Период Опричнины оставил глубокий след в русской истории. Иван Грозный, провозгласив себя первым русским царем, добился ничем не ограниченной власти. Любой неугодный ему человек мог быть схвачен опричниками и немедленно казнен.
Роскошный пир государя подчеркивает его могущество. Ивана не случайно прозвали Грозным. Его приводит в гнев невнимание молодого опричника. Родственник Малюты Скуратова Кирибеевич жалуется господину, что полюбил жену купца.
Опасаясь цензурных нападок, Лермонтов не приводит ответ могущественного монарха. Логично предположить, что именно государь посоветовал своему любимцу Кирибеевичу завладеть женщиной хитростью или силой.
Алене Дмитриевне с трудом удается вырваться из объятий Кирибеевича, который уверен, что останется безнаказанным.
Однако купец Калашников не намерен терпеть бесчестье даже от царских приближенных («А такой обиды не стерпеть душе да не вынести сердцу молодецкому»).
Чтобы решиться на месть Кирибеевичу, нужно было обладать огромным мужеством. Степан Парамонович становится символом сопротивления деспотизму и произволу.
Калашников не намерен действовать исподтишка. Он выбирает самый прямой путь — честный кулачный поединок. Кулачные бои в то время являлись одним из главных развлечений. Они нередко заканчивались смертью одного из противников.
Молодой Кирибеевич еще не знал поражений. Многий бойцов он уже отправил на тот свет. Степан Парамоныч смело выходит на смертельный поединок с непобедимым опричником. На стороне Кирибеевича сила и опыт, купца Калашникова поддерживает правда («И жил я по закону Господнему: не позорил я чужой жены»).
Недолгая битва заканчивается смертью Кирибеевича. От ответа Калашникова царю зависит многое. Грозный мог бы простить неумышленное убийство и поставить купца на место любимого опричника.
Однако Степан Парамоныч честно отвечает, что хотел убить противника, «а за что про что… скажу только Богу единому». Царю нравится смелость купца.
Он в любом случае приговаривается к казни, но царских милостей удостоятся жена, дети и братья Калашникова.
Поведение Степана Пармоныча вызывает неподдельное уважение. Его «лютая» и «позорная» казнь служит укором деспотичному царю, при котором расцветает произвол знати над честными людьми.
Проблематика
В «Песне» Лермонтов ставит проблему, ярко выраженную впоследствии в стихотворении «Дума». Современное поэту поколение не идет ни в какое сравнение со своими великими предками.
В прошлом наравне с могущественными тиранами стояли мужественные простые люди, отважно бросавшие вызов деспотизму. Поступок Степана Парамоныча заслуживает славы и будет увековечен в народной памяти.
В эпоху николаевской реакции таких людей уже нет.
Композиция
По структуре поэма также максимально приближена к исторической песне. Она состоит из трех основных частей (пир Ивана Грозного, нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну, кулачный бой и казнь Калашникова), разделенных традиционными «присказками» гусляров.
Чему учит автор
Лермонтов иносказательно дает пример поведения своим современникам. Поэта поразила реакция (вернее, ее отсутствие) общества на смерть Пушкина. Полностью покорное и равнодушное поколение не может рассчитывать на благодарность потомков, которым придется искать идеалы в очень далеком прошлом.
Источник: https://spadilo.ru/analiz-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha/
«Песня про купца Калашникова» – анализ
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – анализ который мы сейчас проведем, написана в жанре исторической поэмы великим русским писателем Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году. Этим произведением открывается первый сборник, который издали в годы жизни поэта.
Время, в которое разворачивались основные события, было непростым. Это эпоха Ивана Грозного. Народный стиль поэмы прослеживается еще со вступления, когда гусляры демонстрируют царю свое искусство.
Эта поэма поистине уникальна, ведь ее художественное своеобразие было новинкой для того времени, а Лермонтов был новатором в жанре русского эпоса.
Итак, читайте ниже анализ поэмы «Песня про купца Калашникова».
Герои поэмы
Каждый герой поэмы имеет свой характер, Лермонтов замечательно это задумал.. Основные герои поэмы «Песня про купца Калашникова»: Иван Грозный, опричник Кирибеевич, купец Степан Калашников. Их настроение меняется с каждой новой ситуацией – то они полны радости, то, наоборот, отчаяния.
Величество Ивана Грозного ярко выражено в характерной манере для данного стиля литературы. Но, несмотря на свой статус, царь приказывает преподнести ковш с вином своим воинам, а не достопочтеннейшим гостям. Это показало его со стороны хорошего военачальника, который дорожит своей боевой силой.
Грозный гневается от того, что Кирибеевич не проявил благодарности к благосклонности царя. Грозному кажется, что опричник ему не верен, завистлив. Он даже не может предположить, что Кирибеевича волнуют любовные терзания.
Кирибеевич же кажется нам противоречивым своим словам и действиям. В первой сцене Лермонтов называет его «лукавый раб», потому что он искренне испытывает чувства симпатии и уважения к Алене Дмитриевне, но знает, что она замужем.
Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» знакомит читателя с укладом семьи купца, которые построены на основах Домостроя. Калашников подозревает жену в измене, хочет спрятать ее от глаз людских.
Но несмотря на суровый характер, Степан Парамонович проявляет и доброту в некоторых ситуациях. Например, когда он узнает, что его жена была оскорблена, он защищает не свою жену, а честь своего рода и собственного имени.
Он просит своих братьев выйти на поединок, если купец погибнет.
Алена Дмитриевна любит своего мужа, порой боится его. Такое отношение сложилось благодаря нраву того века. В один вечер она пришла домой без фаты, с непокрытыми волосами, чем разгневала купца. Но, если бы вина ее была доказана, то наказания было бы не избежать.
Третья часть поэмы переносит читателя в Москву. Это место и становится локацией поединка купца и опричника.
Это не просто сражение двух людей, но и разных явлений: честь и бесчестие, достоинство и произвол, ложь и правда. На поединке Калашников представляет собой собирательный образ – образ народной правды.
В отличие от Кирибеевича он кланяется всем присутствующим без исключения, а опричник проявил свое уважение только царю.
Калашников победил соперника ещё до боя, в моральном противостоянии. Смерть Кирибеевича расстроила только гусляров, да и то на короткий промежуток времени. Калашников не поддался на угрозы казнью и до конца был верен своим словам. Он так и не назвал истинной причины поединка.
Анализ проблематики поэмы «Песня про купца Калашникова»
Многих читателей беспокоил вопрос: «Почему же Калашников промолчал? Не сказал, что защищал честь своего рода». Ответ прост. Он не хотел называть имя своей жены, дабы та не осталась жить в позоре и страхе до конца своих дней.
Почему же в конце поэмы появляется царь Иван Грозный? Лермонтов вводит такой образ, чтобы показать, что купец сражается не только с врагом и обидчиком, но и выступает против общей несправедливости. Заканчивается поэма гибелью Калашникова. Несмотря на то, что местоположение его могилы затерялось, его история навсегда осталась в сердцах народа.
Таким образом, Калашников – народный образ, выйдя на поединок, он отстаивал не только свои интересы, но и взгляды всего народа.
Вы прочитали краткий анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» Лермонтова, надеемся, он вам понравился и помог лучше понять задумку автора. Посещайте регулярно наш блог – там сотни статей на подобную тематику.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/pesnya-pro-kupca-kalashnikova-analiz
Лермонтов, анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, План
Сегодня появилась запись в моем читательском дневнике о песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, где я кратко изложила свои мысли об этом произведении.
Кто написал Песню про царя Ивана Васильевича? Конечно же, замечательный писатель Лермонтов, который часто отдавал предпочтение в своем творчестве прошлому, а не настоящему.
Так и в случае с поэмой Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, автор переносится в давние времена и становится свидетелем событий, что уже минули.
М.Ю Лермонтов песня про царя Ивана Васильевича
Лермонтов своей Песней про царя Ивана Васильевича переносит нас в далекое прошлое в пятнадцатый век. Именно в это время страной правит Царь Иван Васильевич, которого прозвали за жестокость и суровость, Грозным.
Сразу мы встречаемся с гуслярами, которые сложили песню на свой лад и воспевают подвиги Калашникова, поют о царе и его опричнике.
Саму поэму автор произведения называет песней, так как воспевает в ней людей, что жили во времена правления царя, к тому же он связывает произведение свое с фольклором.
Мы знакомимся с царем на пиру, и автор изображает его в ореоле своего величия.
Они пируют и царь приказывает налить вина своим опричникам, вот только его любимец Кирибеевич что-то не пьет, и позже признается царю, что влюблен в девушку Алену Дмитриевну. И здесь вроде бы даже появляется у нас сочувствие, ведь кажется, что Кирибеевич столкнулся с неразделенной любовью. Царь же говорит, что даст кольцо и пусть сватается его опричник.
Но есть одно но, Кирибеевич влюблен в замужнюю женщину, которой он и делает недостойное предложение.
Далее мы знакомимся с Калашниковым, который придерживается домостроя, ревнует свою жену и подозревает ее в измене, но, узнав об оскорблении, он тут же становится на защиту ее чести, чести семьи, вызвав на кулачный бой самого любимца царя Кирибеевича, того самого виновника, который и нанес оскорбление.
Во время поединка, когда столкнулся в бою Кирибеевич и Калашников, мы увидели столкновение несправедливости с правдой, произвола с достоинством человека, бесчестья с честью.
Выйдя на бой, Кирибеев лишь царю кланяется, показывая тем, что вышел он повеселить царя, сам же Калашников поклонился не только царю, но и церквям, народу, тем самым показав, что пришел бороться за справедливость, за честь и будет стоять до последнего. До последнего он и стоял, выйдя победителем.
Он не просто поверг опричника, но и убил его, несмотря на то, что это был любимец царя и зная, что наказание сразу же последует. При этом, когда царь спросил, почему он убил Кирибеевича, не признался Калашников, не назвал истинную причину, сказав лишь то, что боролся он вольной волею. Не признался, чтобы не порочить свою жену, чтобы защитить ее от позора.
Кстати, в конце поэмы царь появляется неспроста. Этим эпизодом Лермонтов бой показал не на бытовом уровне, а на уровне государственном, где Калашников борется не только со своим обидчиком, но и с произволом во всей стране.
Казнили Калашникова и похоронили у трех дорог. Каждый теперь проходит мимо могилы и всегда чтит память борца за справедливость.
Песня про царя Ивана Васильевича аудиокнига
План
1. Гусляры и их песнь
2. Пир царя.
3. Неразделенная любовь опричника Кирибеевича
4. Оскорбление жены Калашникова
5. Кулачный бой
6. Казнь Калашникова
7. Память о купце Калашникове.
- Песнь про купца Калашникова
- попробуйте сравнить поэму м ю лермонтова песнь про купца калашникова и роман а к толстого князь серебряный
Источник: https://sochinyshka.ru/lermontov-analiz-proizvedeniya-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova-plan.html
Лиризация поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, написанпая Лермонтовым в 1837 году (эта дата проставлена в “Стихотворениях М. Лермонтова”, 1840) и опубликованная 30 апреля 1838 года в “Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду”, имеет уже большую и сложную историю изучения.
Исследователи касались главным образом фольклорной основы “Песни…”, ее сюжета и художественных особенностей. Было выяснено, что сюжет “Песни…” не восходит к какому-либо определенному фольклорному источнику, что Лермонтов воспользовался общим богатством народной поэзии. Много внимания уделяли исследователи, в особенности М.
Штокман в итоговой статье “Народно-поэтические традиции в творчестве Лермонтова”, стиху “Песни…”.
Меньше повезло изучению художественного смысла этого уникального произведения, хотя в нашем распоряжении есть ценнейшие замечания В. Г. Белинского и А. В. Луначарского. Между тем до конца не ясно, что представляет собой “Песня…” является ли она произведением реалистическим или романтическим. На этот счет существуют разнообразные и противоречивые толкования.
“Песня про купца Калашникова” не имеет соответствий в лермонтовском поэмном творчестве. Самая уникальность “Песни…”, однозначность избранной поэтом формы, ее единственность не освобождают от необходимости искать связи художественного мира “Песни…” с лермонтовским творчеством и с традициями русской поэмы.
Первое, с чем прежде всего сталкивается исследователь,- историческая основа “Песни…”. Однако история в “Песне…” художественно вымышленная. В самих этих поисках они приходят к разным выводам. Однако и здесь нечто общее: историческая действительность воспроизводится в ее вымышленной реальности, достоверности, точности.
Она не “улучшается” поэтами. Характер выступает как порождение данной исторической действительности; психология героя исторически детерминирована, т. е. он поступает так, как это диктуется исторической реальностью. Мироощущение героя не противоречит исторически сложившемуся укладу жизни.
Здесь совершенно четкая и осознанная ориентация на реализм.
Второе, с чем должен считаться изучающий “Песню…”,- ее адрес. По глубокому замечанию В. Г.
Белинского, смысл поэмы “свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем” .
Почти в тех же словах сказано и о стихотворении “Бородино”. Это позволяет опять-таки думать, что адрес лермонтовской поэмы – “нынешнее племя”, хотя в тексте “Песни…”, в отличие от “Бородина”, нет прямых указаний.
Поведение Калашникова определяется условиями жизни, принимаемыми им, но нарушение этих условий, привычных норм воспринимается как трагедия.
Герой защищает нормы, освященные традицией и законом, установленные веками народной жизни, и в этом смысле его протест обнаруживает не независимость от исторической действительности и полную свободу оп нее, а, напротив, подчиненность сложившемуся укладу.
Степан Калашников выступает от имени народа и от себя лично, но его личные интересы проникнуты общенародными. Личная судьба Степана Калашникова пересеклась с народной судьбой, с защитой интересов и устоев всего народа.
Отсюда, с одной стороны, происходит известная идеализация русского средневековья, исторических форм русской жизни, характерная для романтизма, а с другой – ясно, что протест героя вызревает изнутри этой народной жизни как ее закономерное порождение и внутренне присущее ей начало.
Так традиционная для декабристской поэмы проблематика – история есть вечная борьба тирана и тираноборца – получает новое, оригинальное освещение, в котором романтический протест исторически, объективно обусловлен. Как тонко заметили Л. С. Мелихова и В. Н. Турбин, Лермонтов предоставляет своему герою – Степану Калашникову – один путь поведения – протест, и в этом, безусловно, сказался романтизм поэмы, но один, путь поведения оправдан не субъективными только причинами, но и бытом, психологией, коренящимися в самом: устройстве жизни.
Для понимания идейно-художественного смысла “Песни…” чрезвычайно существенно и другое наблюдение Л. С. Мелиховой и В. Д. Турбину, По их мнению, и а ним нужно согласиться “Песня…” по своему внутреннему пафосу – антитеза к “Медному всаднику” Пушкина.
И там и тут простой человек, поставленный лицом к лицу с самодержцем, тираном, гибнет в столкновении с ним. И Лермонтов и Пушкин описывают похороны, но Степана Калашникова помнят, а бедного Евгения забывают. Бунт Евгения беспомощен, в бунте Калашникова заключено нравственное могущество.
Противопоставлены тема Петербурга и тема Москвы: поэтическая реабилитация Москвы дана как антитеза к поэтизации Петербурга у Пушкина.
Точно так же Иван Грозный противостоит Петру Великому: Петр I у Пушкина превосходит Евгения, Степан Калашников равновелик Ивану IV. Наконец, фольклор в “Песне…” – антитеза оде у Пушкина. Подобные сопоставления имеют глубокий смысл.
Можно указать также на то, что у Пушкина ведущей силой истории выступает парод, а личность, в том числе и Петр I, постольку значительна, поскольку она улавливает народные интересы, которые Пушкин видел в европеизации России.
У Лермонтова ведущей фигурой оказывается личность простого человека, представителя, по словам А. В. Луначарского, “третьего сословия”, стоящего за традиционные формы жизни.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Лиризация поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
Другие сочинения по теме:
- Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Поэма (1838), в сокращении Список произведений в сокращении этого автора Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Поэма (1838) Тамбовская…
- Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…” Мятеж Калашникова неотделим от родовых интересов народа, но именно личность осознает эти интересы и выступает в качестве их защитника. В…
- Уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича…” “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в…
- Анализ поэмы Лермонтова “Песня про купца Калашникова” “Песня про купца Калашникова” (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны “Бородино”…
- Зміст вірша “Пісня про царя Івана Васильовича, і молодого опричника й відважного купця Калашникова” Поема М. Ю. Лермонтова “Пісня про царя Івана Васильовича, молодого опричника й відважного купця Калашникова” (1837) у контексті всього творчості…
- Фольклорні традиції в “Пісні про царя Івана Васильовича, молодого опричника й відважного купця Калашникова” “Ой ти гой еси, цар Іван Васильович!” – звучить під зводами боярського будинку побажання благополуччя. Голос гусляра звучить дивно голосно….
- Сравнительный анализ поэм “Мцыри” и “Песня про купца Калашникова” “Мцыри” и “Песня про купца Калашникова” с точки зрения жанра сходны – это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму,…
- Истинные русские характеры в “Песне про царя Ивана Васильевича” Поэма 1837 года “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается…
- “Песня… про купца Калашникова” – важный этап эволюции М. Ю. Лермонтова За свою короткую жизнь Лермонтов создал около 30 поэм – законченных и незавершенных; 6 относятся к позднему периоду, из них…
- Философский смысл “Песни про царя Ивана Васильевича…” Философский смысл истории русского средневековья заключается прежде всего в том, что истоки русской национальности, мятежного начала и личного достоинства отнесены…
- Идейно-художественного смысл “Песни про царя Ивана Васильевича…” Личность у Лермонтова черпает силы в народе, но сами-то народные интересы оказываются противоположными. Не приходится говорить, что сама по себе…
- Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа “Песня про купца Калашникова” написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания “Бородино”. Она является результатом большой…
- Портретная характеристика образа купца Калашникова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) – важный этап в эволюции Лермонтова на пути…
- Краткое содержание “Песни про купца Калашникова” Лермонтова Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив – князья да…
- Народная песня в драме Ивана Котляревского “Наталка Полтавка” Главная героиня пьесы Наталья не только словами, но и песнями, раскрывает свой нрав, красоту, судьбу. Песня “Ой я девушка Полтавка”…
- Песня как основная форма рассказа поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов, как бы освобождаясь, ломает весь свой “былинный” стих, которым многие годы писалась поэма “Кому на Руси жить хорошо”, и…
- Трагедия Степана Калашникова в поэме Лермонтова В “Песне…” Лермонтов не избежал и некоторой идеализации старины. Совершенно ясно, что перед нами не реальная Россия XVI века и…
- Образ Ивана Васильевича – героя рассказа “После бала” В образе Ивана Васильевича – героя рассказа “После бала” – Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента,…
- Роль Ивана Васильевича Грозного в русской истории и литературе Первый царь всея Руси, Иван ІV, был одной из наиболее страшных фигур в истории страны. Тиранские черты Грозного сказались и…
- “Лесная песня” Леси Украинки – прекрасная песня о любви и измене К написанию “Лесной песни” Леся Украинка, можно сказать, готовилась всю жизнь. В нее она вложила “цвет души” и вылила из…
Источник: https://ege-russian.ru/lirizaciya-poemy-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/
Сочинение на тему Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю
1) История создания поэмы. В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Именно тогда формируются взгляды поэта на историческую судьбу России. М.Ю. Лермонтова интересует прошлое России как этап в развитии жизни страны. Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м). По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его.
Из грубой действительности прошедшего, согласно Белинскому, Лермонтов вынес «вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории». «Песня…» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А. Краевского).
Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи. В «Песне…» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности о судьбе и трагической дуэли Пушкина.
Современники высоко оценили поэму. Декабрист Н.А. Бестужев писал, брату П.А. Бестужеву 4 июля 1838 г. из Петровского завода: «Недавно прочли мы в приложении к «Инвалиду» «Сказку о купеческом сыне Калашникове». Это превосходная маленькая поэма… вот так должно передавать народность и её историю! Если тебе знаком и этот … въ (подпись ¦— анаграмма под «Песней…
» в журнальной публикации) — объяви нам эту литературную тайну. Ещё просим сказать: кто и какой Лермонтов написал «Бородинский бой»?» Белинский справедливо отмечал, что «поэт вошёл в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею…» 2) Особенности жанра произведения.
Поэма — большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя.
Поэт называет свою поэму песней, гак как он воспевает людей времен Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь своего произведения с фольклором, — с другой. Уже во вступлении проявляется связь «Песни…» с фольклором; есть характерные выражения для песни — «Ох ты гой еси…» 3) Историческая основа поэмы.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова имеет историческую основу. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Г розного. Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный.
Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу. Исторические условия не дали ему возможности это выполнить. Иван Грозный — лицо историческое.
От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории — время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей. Три различных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой. Этим столкновением определяется действие поэмы.
Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем. Действие происходит в древней русской столице — Москве. Реалистический историзм «Песни…
» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал характеры в их социальной обусловленности. «Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин). XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в истории России.
За годы царствования Ивана IV страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Г розный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи.
Мрачным было правление Ивана Грозного, мрачной была и его жизнь: Иван IV утопал в разврате, беспрерывно менял жён, в приступе ярости убил старшего сына, постоянно подозревал измену. В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный.
Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне…». XVI век в изображении Лермонтова — высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются «за кадром».
Вместе с тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из «славной семьи из Малютиной», нарушение царём своей клятвы помиловать победителя.
– Как пирует царь Иван Грозный? («во славу Божию, в удовольствие своё и веселие») – Как расположены гости за царским столом? (То за трапезой сидит во златом венце, / Сидит грозный Царь Иван Васильевич. / Позади его стоят стольники, / Супротив его все бояре да князья, / По бокам его все опричники…
) Что свидетельствует о том, что такое расположение гостей за столом у царя — давно заведенный порядок? 4) Основной конфликт поэмы. Конфликт — столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения.
Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. В поэме конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кро-мешником, «лукавым рабом» царя Кирибеевичем, — безусловно, прочитывается в контексте «лютого времени».
5) Характеристика героев поэмы. Образ Ивана Грозного. Обобщенный образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции — исторических песен об Иване Грозном — и отчасти «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В поэме личность Ивана Грозного изображена неоднозначно: показано его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и великодушие. Это человек сильных страстей.
Образ Кирибеевича. Кирибеевич — опричник, который ставит собственные желания и интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства. – Как ведет себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Почему? (Кирибеевич не веселится вместе со всеми, так как «в груди его была дума крепкая».
) – Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? (Иван Грозный хочет лично сосватать полюбившуюся Кирибеевичу девушку.) – О чём умалчивает Кирибеевич за столом у царя? Какой нравственный закон он преступает? (Кирибеевич умалчивает царю о том, что Алёна Дмитриевна замужем.
) – Как ведет себя Кирибеевич на кулачном бою? Как данное поведение характеризует опричника? (Кирибеевич выходит на кулачный бой ради забавы, потешить царя, излишне самоуверен в своих силах.) Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса.
Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести.
Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключающая «Песню…
» картина «безымянной могилки», вызывающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего «за святую правду-матушку», народное значение. Носитель чести в «Песне…» — московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем.
Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает: А зовут меня Степан Калашников, А я родился от честного отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, ' Не таился от свету небесного. Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников.
Он готов «стоять за правду до последнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.
Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя.
Это не просто месть, наказание «бусурманскому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог.
Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую .память: Пройдёт стар человек — перекрестится, Пройдёт девица — пригорюнится/ А пройдут гусляры — споют песенку. Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем. – Дайте характеристику купцу Калашникову.
Какой он? (Купец Калашников весь день на работе, в его семье царят домостроевские порядки: жена ждет мужа с работы, дети находятся под её присмотром. Калашников — верующий человек, живущий по общепринятым законам.) – Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? (Жена, не придя вовремя домой, нарушила раз и навсегда заведённый порядок.) – Как отреагировал Капашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? (Калашников возмущён поступком Кирибеевича и вступается за честь своей жены я всей семьи, так как семья очень важна для купца.) – Где «удалой купец» ищет помощи и поддержки в трудную минуту? Как этот факт его характеризует? (Купец Калашников ищет помощи в своей семье и обращается к братьям.) – Как ведет себя Калашников во время кулачного боя? Как такое поведение характеризует героя? (Калашников выходит на кулачный бой, чтобы отстоять честь своей семьи, он кланяется сначала царю, потом «святым церквам», «а потом всему народу русскому».) 6) Художественные особенности поэмы. Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни…» приближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы. Это была героическая, гуслярная, застольная песня, которая соседствовала в творчестве Лермонтова с ангельскими «тихими песнями», юношескими «романсами» и стилизациями («Колокол стонет», «Не знаю, обманут ли был я», «Светлый призрак дней минувших»). Известный критик начала XIX века В.Г. Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства…»
Сочинение на тему Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
Лермонтов М.Ю.
Стр. 1
Сочинение на тему Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
Лермонтов М.Ю.
Стр. 2
Сочинение на тему Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
Лермонтов М.Ю.
Стр. 3
Сочинение на тему Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
Лермонтов М.Ю.
Стр. 4
Сочинение на тему Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
Лермонтов М.Ю.
Стр. 5
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171analiz-poemy-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha–molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova-lermontova-myu187
Сочинение по произведению Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Мы живем в столетии, где царствие заменилось на относительно миролюбивое федеративное государство, и кажутся дикими массовые смертельные казни и сожжения при дворе.
Век опричнины, где царила атмосфера страха и угроз под властью величественного и могущественного монарха Ивана Васильевича Грозного, давно миновал вместе со своими нравами. Однако, любовь, преданность и честь – качества, присущие только поистине справедливым и уважающим себя людям, живут и поныне.
Верные солдаты своему царю – опричники, имеющие по тем временам огромные привилегии, не отличались излишком ума и качествами, данными людям только с высокими моральными устоями. Для них ничего не стоило оскорбить и унизить, кого вздумается, а понятие чести – это лишь непоколебимая вера и служба государю.
Если они видели что-то желанное, то заполучали это любой ценой, невзирая на чувства других людей. Одним из таких себялюбивых личностей был опричник Кирибеевич.
Увидев привлекательную особу на улице и не подумав о том, что она может быть чьей-то женой или невестой, он просто стал неуместно не только по тому столетию, но и по нашему времени, приставать, обнимать и жадно целовать ее при всем ошеломленном народе.
Невинной голубкой в объятиях жадного ворона оказалась Алена Дмитриевна, молодая жена местного купца Калашникова Степана Парамоновича. Еле-еле смогла отбиться она от ненавистных и неуместных приставаний столь грубого и дерзкого опричника.
В смятении девушка, не помня дорогу, возвращается домой, с болью в душе и сердце, что честь ее семьи запятнана. Не имея сил держать в себе всю боль и обиду за тот позор, который испытала на улице, она доводит до своего любимого мужа все обстоятельства, произошедшие с ней прилюдно.
Не отличающийся особой физической силой, но обладающий высокими нравственными принципами, взбешенный купец Калашников вызывает на честный поединок Кирибеевича.
«На страшный бой, на последний бой» приехал посмотреть даже сам царь. И пришло время битвы, исходом которой стала победа за честь любящей и любимой красавицы-жены.
Да только смерть безнравственного опричника не преподнесла дальнейшего совместного счастья супругам Калашниковым.
За убийство Кирибеевича Степана Парамоновича приговаривают к казни.
Калашников абсолютно понимал, что за плечами битвы роковой его поджидает смерть, либо от руки опричника, либо за посягательство на государева стража.
Но, не испугавшись за жизнь собственную, Степан поборолся за честь и судьбу жены своей, Алены Дмитриевны. Не многие могут и поныне сделать то, на что был способен молодой купец.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-lermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova.html
Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
1) История создания поэмы. В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под ПетербургохМ в Царском Селе. В этот период и написана поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно тогда формируются взгляды поэта на историческую судьбу России. М.Ю. Лермонтова интересует прошлое России как этап в развитии жизни страны.
Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м). По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его. Из грубой действительности прошедшего, согласно Белинскому, Лермонтов вынес «вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории». «Песня…» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А. Краевского). Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи. В «Песне…» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности о судьбе и трагической дуэли Пушкина. Современники высоко оценили поэму. Декабрист Н.А Бестужев писал брату П.А. Бестужеву 4 июля 1838 года из Петровского завода: «Недавно прочли мы в приложении к «Инвалиду» «Сказку о купеческом сыне Калашникове». Это превосходная маленькая поэма… вот так должно передавать народность и её историю! Если тебе знаком и этот… въ (подпись — анаграмма под «Песней…» в журнальной публикации) — объяви нам эту литературную тайну. Ещё просим сказать: кто и какой Лермонтов написал «Бородинский бой»?» Белинский справедливо отмечал, что «поэт вошёл в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею…»
2) Особенности жанра произведения. Поэма — большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя. Поэт называет свою поэму песней, так какой воспевает людей времён Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь своего произведения с фольклором, — с другой. Уже во вступлении проявляется связь «Песни…» с фольклором; есть характерные выражения ддя песни — «Ох ты гой еси…» Actionteaser.ru – тизерная реклама
3) Историческая основа поты. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова имеет историческую основу. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Грозного. Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу. Исторические условия не дали ему возможности это выполнить. Иван Грозный — лицо историческое.
От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории — время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей. Три различных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой. Этим столкновением определяется действие поэмы. Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем. Действие происходит в древней русской столице — Москве.
Реалистический историзм «Песни…» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал характеры в их социальной обусловленности. «Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин). XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана IV страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. Мрачным было правление Ивана Грозного, мрачной была и его жизнь: Иван IV утопал в разврате, беспрерывно менял жён, в приступе ярости убил старшего сына, постоянно подозревал измену. В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне…».
XVI век в изображении Лермонтова — высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются «за кадром». Вместе с тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из «славной семьи из Малютиной», нарушение царём своей клятвы помиловать победителя.
– Как пирует царь Иван Грозный? («во славу Божию, в удовольствие своё и веселие»)
– Как расположены гости за царским столом? (То за трапезой сидит во златом венце, / Сидит грозный Царь Иван Васильевич. / Позади его стоят стольники, / Супротив его все бояре да князья, / По бокам его все опричники…) Что свидетельствует о том, что такое расположение гостей за столом у царя — давно заведённый порядок?
4) Основной конфликт поэмы. Конфликт — столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определённость в противопоставлении другим образам. В поэме конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кромешником, «лукавым рабом» царя Кирибеевичем, — безусловно, прочитывается в контексте «лютого времени».
5) Характеристика героев поты.
Образ Ивана Грозного. Обобщённый образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции — исторических песен об Иване Грозном — и отчасти «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В поэме личность Ивана Грозного изображена неоднозначно: показано его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и великодушие. Это человек сильных страстей.
Образ Кирибеевича. Кирибеевич — опричник, который ставит собственные желания и интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства.
– Как ведёт себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Почему? (Кирибеевич не веселится вместе со всеми, так как «в груди его была дума крепкая».)
– Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? (Иван Грозный хочет лично сосватать полюбившуюся Кирибеевичу девушку.)
– О чём умалчивает Кирибеевич за столом у царя? Какой нравственный закон он преступает? (Кирибеевич умалчивает царю о том, что Алёна Дмитриевна замужем.)
– Как ведёт себя Кирибеевич на кулачном бою? Как данное поведение характеризует опричника? (Кирибеевич выходит на кулачный бой ради забавы, потешить царя, излишне самоуверен в своих силах.)
Образ куща Калашникова. Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключающая «Песню…» картина «безымянной могилки», вызывающей сочувственный отклик народных масс, гусляров, вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего «за святую правду-матушку», народное значение. Носитель чести в «Песне…»— московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до по- следнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание «бусурман- скому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую память:
Пройдёт стар человек — перекрестится,
Пройдёт девица — пригорюнится.
А пройдут гусляры — споют песенку.
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.
– Дайте характеристику купцу Калашникову. Какой он? (Купец Калашников весь день на работе, в его семье царят домостроевские порядки: жена ждёт мужа с работы, дети находятся под её присмотром. Калашников — верующий человек, живущий по общепринятым законам.)
– Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? (Жена, не придя вовремя домой, нарушила раз и навсегда заведённый порядок)
– Как отреагировал Калашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? (Калашников возмущён поступком Кирибеевича и вступается за честь своей жены и всей семьи, так как семья очень важна для купца.)
– Где «удалой купец» ищет помощи и поддержки в трудную ми- нугу? Как этот факт его характеризует? (Купец Калашников ищет помощи в своей семье и обращается к братьям.)
– Как ведёт себя Калашников во время кулачного боя? Как такое поведение характеризует героя? (Калашников выходит на кулачный бой, чтобы отстоять честь своей семьи, он кланяется сначала царю, потом «святым церквам», «а потом всему народу русскому».)
6) Художественные особенности поэмы. Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни…» приближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы. Это была героическая, гуслярная, застольная песня, которая соседствовала в творчестве Лермонтова с ангельскими «тихими песнями», юношескими «романсами» и стилизациями («Колокол стонет», «Не знаю, обманут ли был я», «Светлый призрак дней минувших»).
Известный критик начала XIX века В.Г. Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, об- веялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размёт его чувства…»
-
-
26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, которым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к обширной библиотеке отца, где он проводил большую часть своего времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом развитии. И из-за этого часто дрался с товарищами,…
-
1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В летописи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Особенность «Повести временных лет» – поэтичность, автор…
-
1) История создания «Повести о Петре и Февронии Муромских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми поступками праведных людях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февронии….
-
1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на русские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за…
-
1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». – Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) – В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст,…
-
1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII — начале XIX века, в период развития романтизма….
-
1) Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2) Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится к зачину, (вся вводная часть) 3) Как…
-
1) Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2) Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа русского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Реального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан…
-
1) Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2) К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгородскому, так как сам Садко из города Новгорода) 3) Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко поторговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц — и в палатах месяц, На небе звёзды — и в…
-
М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства: Где в…
-
Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/analiz-proizvedenij-7-klass/541-analiz-poemy-pesnya-pro-tsarya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kuptsa-kalashnikova