Матрена в рассказе “матренин двор” солженицына: образ и характеристика, описание внешности и характера, портрет

Солженицын «Матренин двор» – характеристика и судьба Матрёны-праведницы – Русская историческая библиотека

Немало лишений, трудов и забот легло и на плечи героини рассказа А. И. Солженицына Матрены [см. полный текст, краткое содержание и анализ рассказа «Матрёнин двор»]. Жизнь ее в молодости и в старости была непрерывной маетой.

«Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки.

За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».

Александр Солженицын. Матренин Двор. Читает автор

Но, в отличие от своих односельчан, сохранила Матрена живую душу, осталась навсегда бескорыстной, доброй, деликатной, до старости сберегла былую девичью любовь.

Небогатый словами, ее рассказ о любви к Фаддею полон поэзии, напоминает старинные песни и причитания. Ведь это своего рода плач по прошлому, по несостоявшемуся счастью. «Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки…»; «Ой-ой-ойиньки, головушка бедная!..» – причитает она.

Обратите внимание

Рассказчик словно вторит ей. В его речи начинают звучать интонации народной поэзии: «И шли года, как плыла вода…» В его воображении рождаются фольклорные образы: «Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; ее, румяную, обнявшую сноп. И – песню, песню под небом, какие давно уже отстала деревня петь, да и не споешь при механизмах».

Оплакивая свою героиню, он называет ее «беспритульной», неосознанно повторяя причитание Ирины Федосовой:

Не к кому горюше приютитися,
Не к кому победной пришататися…

Судьба Матрены воистину трагична. Но не только потому, что она потеряла любимого человека, жила с нелюбимым, схоронила в младенчестве шестерых детей; не потому, что терзает ее черный недуг, что бьется она в нищете, что суждено ей погибнуть под поездом. Трагично ее безмерное одиночество. Никто не понимал, не любил, не жалел ее, потому что среди черных ворон она оставалась белой.

Прожила она всю жизнь в родном селе «непонятая и брошенная», «чужая», «смешная». Соседи осуждают ее за то, что автору кажется в ней особенно ценным. О сердечности и простоте Матрены говорят они «с презрительным сожалением». Упрекают ее, что она «не бережная». «Не гналась за обзаводом …

Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни». И автор размышляет: «…добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». А героиня Солженицына берегла не добро, а доброту. И была несметно богата.

Но духовных ценностей, которыми она обладала, никто не замечал, не ценил.

Глубокий смысл в рассказе обретает описание Матрениной избы. Одинокая среди людей, она окружена дома близкими «существами». Они-то и составляют особый, поэтический мир, созвучный ее душе. Она глубоко привязана к этому миру, а он живет своей независимой, простой и таинственной жизнью.

Так, про фикусы сказано: «Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Фикусы сравниваются с лесом и словно составляют некую частицу мира природы.

Даже о насекомых говорится в духе противопоставления их всему, что находится за пределами избы: «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы /…

/ По ночам, когда Матрена уже спала, а я занимался за столом, – редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой. Но я свыкся с ним, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи. Шуршанье их – была их жизнь».

Важно

Фикусы – как лес… Шуршание тараканов – как шум океана (даже не моря – океана!). Сама природа живет в бедном доме Матрены. И таков ее мир. Совсем другая жизнь, другие интересы кипят вне этого мира.

Отрывок из книги М. Шнеерсон «Александр Солженицын. Очерки творчества».

См. также статьи «Матрёнин двор» – анализ, «Матренин двор» – образ главной героини.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5160-solzhenitsyn-matrenin-dvor-kharakteristika-i-sudba-matrjony-pravednitsy

Охарактеризуйте Матрену, Матренин двор – Сочинение

Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие чер­ты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?

В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.

Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, боль­ная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не ут­ратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И.

Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просвет­ленная», «с доброй улыбкой».

Складывается впечатление, что Матрена — святой человек, живущий исключительно по за­конам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»).

В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл.

Совет

Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрена — настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние лич­ности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои пра­ва, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека.

Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достиже­нии своей «праведной» цели.

Особенности речи Матрены так­же передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмо­циональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чис­той крестьянской душой.

Это — честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без кото­рой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село».

Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки уда­ется создать писателю с помощью различных художествен­ных средств.

Здесь искали:

  • характер матрены
  • черты характера матрены
  • черты характера матрены матренин двор

Источник: http://Sochineniye.ru/oharakterizujte-matrenu-matrenin-dvor/

Сочинения на тему Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» по литературе

В центре произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, которая проработала всю жизнь в совхозе и прожила в нищете.

Замуж героиня вышла еще до революции. С первого дня супружеской жизни она принялась за домашние хлопоты. Но на долю женщины выпало много страданий: она потеряла своего мужа на фронте и похоронила шестерых детей.

Матрена была одинокой, жила сама в большом доме: «Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». Несмотря на все тяготы повседневной жизни, Матрена не утратила души и сердца.

Она всегда откликалась на чужую беду и старалась помочь. Женщина является хранительницей очага.

Обратите внимание

Главная героиня пережила в жизни многое и даже не удостоилась заслуженной пенсии: «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому, что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца». В то время во всех уголках России царила несправедливость. Тогда человек, который своими руками делал добро для своей страны, не ценился в государстве, кроме того, его всячески пытались втоптать в грязь. Матрена заслужила пенсию за свой тяжкий труд, но ее ей не дают, так как она в колхозе получала палочки, а не деньги. Чтобы добиться пенсии за своего мужа, героиня потратила много сил и времени. Она очень долго и мучительно собирала все бумаги, но все было напрасно – денег так и не удалось получить.

У главной героини не было большого хозяйства, только коза. Ела женщина в основном одну картошку. Хорошего в ее жизни было мало. Образ Матрены Васильевны – это воплощение лучших качеств русской крестьянки.

У нее трагическая судьба. Ее дети умирали, не доживая и до трех месяцев. Все в деревне тогда решили, что на ней порча. В личной жизни счастья она не знала.

Проработала десять лет бесплатно, всегда помогала всем, думала не о себе, а о людях.

Я считаю, что Матрена является жертвой событий и обстоятельств того времени. Простая русская женщина привлекает своей бескорыстностью, трудолюбием и большой душой. Она жила ради того, чтобы работать, приносить пользу колхозу, но в итоге все начали бессовестно эксплуатировать ее. Главная героиня по задумке автора – это воплощение идеала русской женщины. 

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/464

Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор»

Мало кого из читателей может оставить равнодушным образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор».

К этому персонажу прикипаешь сердцем еще больше, когда узнаешь, что женщина из произведения – не плод фантазии писателя, а реальный человек, проживавший на территории Вологодской области.

Рассказ является автобиографическим. Солженицын взял за основу реальные события при его написании.

Важно

Итак, Матрена, кто же она? Это обычная русская крестьянка с судьбой, которую, к сожалению, разделили миллионы женщин в нашем отечестве. Росла в период послереволюционных лишений.

Молодость Матрены припала на Великую Отечественную войну. На фронт ушел человек, которого любила героиня – Фаддей. И пропал без вести. Матрена долго ждала его, но в итоге вышла замуж за брата своего жениха – Ефима.

Читайте также:  Два периода в творчестве лермонтова

Но и этого мужчину отняла у нее война. Ефим погиб.

Мало счастья досталось Матрене в жизни. Дети ее от Ефима умерли один за другим. Вернувшийся из плена Фаддей, не простил бывшую невесту. И практически всю жизнь женщина провела одна в огромном доме, строившемся когда-то для большой семьи.

На момент знакомства с Матреной автора ей было 60 лет. Желтое лицо, изможденное болезнью тело, натруженные руки… Такой описывает Солженицын эту женщину, приютившую главного героя в своем доме, рассыпающемся от времени и от тоски по крепкой мужской руке.

У Матрены чистая, светлая душа.

Она заботится о своем постояльце, как умеет. Труд – это все, что знает женщина. Свои горести и несчастья она всю жизнь «лечила» тяжелой работой. И даже лицо Матрены светлеет после напряженного трудового дня. Других удовольствий она просто не знает.

Ни радости материнства, ни счастья любви ей было испытать не суждено.

Единственное, что грело крестьянку какое-то время – это дочь Фаддея, которую она взяла к себе на воспитание. Но подросшая девочка покинула Матрену. А отец ее еще при жизни своей бывшей возлюбленной решает забрать причитающееся наследство.

Здесь трагизм судьбы Матрены в рассказе «Матренин двор» прослеживается лучше всего. Помогая Фаддею перевозить ее имущество, женщина погибает. И никто не роняет на ее похоронах ни слезинки.

Совет

Словно коршуны стоят люди вокруг гроба, думая лишь о наживе: об оставшемся после Матрены рассыпающемся доме и жалкой утвари в нем.

Таков печальный конец рассказа. Умерла чистая русская душа. А корысть осталась жить. Наверное, именно это хотел сказать Солженицын своему читателю. «Матренин двор» — произведение, оставляющее неизгладимый след в душе и вдохновляющее на то, чтобы менять мир и самому становиться лучше!

На этой странице искали :

  • Образ Матрёны из Матрёнин двор
  • Сочинение по теме образ проведицы в рассказе матвеный двор

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/obraz-matreny-v-rasskaze-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Изображение русского национального характера в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»

В центре творчества А. И. Солженицына всегда находятся нравственные проблемы. В своих произведениях он рассуждает о том, что такое добро и зло, и может ли человек противостоять злу.

Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году и опубликованный в 1963 году, первоначально назывался «Не стоит село без праведника». Однако по требованию цензуры заголовок был изменен, а время действия было перенесено в 1953 год, то есть в дохрущевские времена. Прежняя дата — 1956 год — была восстановлена уже значительно позже.

Действие рассказа «Матренин двор» происходит на «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы», то есть, с одной стороны, автор подчеркивает, что речь идет о европейской части России (близость Москвы), с другой стороны, мы понимаем, что деревня находится вдали от больших городов. Здесь, в глуши, в «нутряной» России, остался русский народный характер, сумевший сохранить себя в страшных потрясениях и катаклизмах двадцатого века.

Повествование ведется от лица учителя, который, описывая жизнь хозяйки избы, пытается разобраться в том, что происходит. Он сам — человек, прошедший лагеря и теперь тяготеющий к этой российской глубинке с ее тишиной и спокойствием.

В первой главе рассказчик знакомит читателя с главной героиней рассказа Матреной и ее обыденной жизнью. Действия здесь практически нет. Он подробно описывает саму Матрену, ее дом, рассказывает о ее привычках. В характеристике героини важную роль приобретает описание ее избы и различных бытовых мелочей: фикусов, зеркала, плакатов.

Мы видим рядом с героиней колченогую кошку, что говорит о Матрене как об одиноком, но сердобольном человеке. Изображение избы и быта героини становится средством раскрытия ее характера. Солженицын подчеркивает непохожесть Матрены на других людей, ее яркую индивидуальность.

Это сказывается в ее непритязательном отношении к одежде, в пристрастии к тому, что создает впечатление шумной, неодинокой жизни: копошащиеся мыши, тут и там снующие тараканы.

Обратите внимание

Во второй главе автор обращается к истории жизни Матрены. А жизнь она прожила непростую: гибель мужа, смерть шестерых детей, болезни. Она терпела бесконечные обиды, хотя всю жизни работала не покладая рук.

Ее обманывали при расчетах, выгнали из колхоза, лишили пенсии, а она как-то жила. Создавая образ Матрены, автор поднимается на уровень глубоких обобщений.

Беды и страдания героини воспринимаются читателем как выражение трагедии крестьянской жизни вообще.

История жизни Матрены помогла автору расширить рамки повествования. Он говорит не только о послевоенных тяжелых годах, но и о всех тех катаклизмах, в которых оказался русский народ: революции, войны. Таким образом, не только время, но и пространство в рассказе расширяется: от небольшого двора Матрены до масштабов всей страны.

Матрена же становится символом страдающей русской женщины, матери и, быть может, символом самой многострадальной Родины писателя.

Символичность Матрены заключается не только в ее судьбе, но и в русском характере. Мы можем говорить, что героиня Солженицына становится воплощением русского национального характера именно потому, что, несмотря на все беды, она не ожесточилась. Она сохранила в себе доброту и милосердие, бескорыстие, готовность прийти на помощь.

Она трудолюбива, ни на кого не держит зла и бесконечно терпелива. Ее выгнали из колхоза, а она на общие работы выходит, чтобы людям помочь. Она и горницу свою отдала Кире, чтобы та участок земли получила. И даже мужикам, которые часть ее избы увозят, Матрена бросается на помощь.

Она и погибает под поездом, помогая Фаддею перевозить бревна от ее же собственного дома.

Важно

Автор подчеркивает, что одно из основных качеств Матрены — ее доброта. Именно поэтому он показывает, как лучезарная улыбка освещает ее простое, по-крестьянски круглое лицо. Облик героини дополняет и певучая, истинно народная русская речь.

Когда героиня погибает, то ее смерть выявляет подлинную красоту и возвышенность ее души. Символично, что вместе со смертью Матрены рушится и ее дом. Когда избу разделили пополам, то это уже пошатнуло основы того мира, в котором существовала героиня.

Теперь же дом ее и двор пропадают. Так видит автор наступление на глубинную Россию жестокого железного века. Кроме того, гибель Матрены и гибель дома дают возможность выразить писателю одну очень важную мысль: Россия держится на таких русских людях, как Матрена.

Пока они есть, стоит и Россия.

Воплощением агрессивного и алчного мира являются родственники и соседи Матрены. В первую очередь это Фаддей. В его характере Солженицын подчеркивает прежде всего жадность и стяжательство.

Он все время в поисках того, что можно захватить, забрать, унести к себе.

Даже после гибели Матрены и сына, когда дочь сходила с ума, а над зятем нависла угроза суда, он занят только тем, чтобы успеть свести остатки горницы Матрениного дома к себе и не упустить ничего, что еще возможно прибрать к рукам.

Смерть Матрены, похороны, поминки, картина разрушения дома и двора показывают, насколько резок контраст между главной героиней и ее ближайшим окружением. Все искажено в мире стяжательства. Плач здесь переходит в политику, а на поминках начинается неприличное оживление.

Исполнение «вечной памяти» становится насмешкой, потому что никто не вкладывает в нее чувства, никто и не собирается помнить Матрену. Ближайшие родственники (в том числе и сестры) как стервятники налетели на тот жалкий скарб, который успела накопить Матрена. А увидев, что ничего ценного им не найти, они начинают оговаривать покойницу.

Виновата Матрена, что она и небережливая была, не гналась за добром, «помогала чужим людям бесплатно». Но именно теперь из этих осуждающих слов мы начинаем понимать истинный облик Матрены. Ведь осуждают ее люди, безумные от жадности.

Совет

Со смертью Матрены весь мир становится безумным: Фаддей ополоумел от жадности, дочь «трогается разумом», и даже мышами «овладело какое-то безумие». То есть создается парадоксальная ситуация, когда все понятия переворачиваются с ног на голову.

Люди, в глазах которых Матрена выглядит нехорошим человеком, настолько плохи сами и так искаженно трактуют добро, видя в нем лишь то, что накоплено человеком, что читателю становится ясно — Матрена — хороший человек уже потому, что она не такая, как ее родственники и соседи.

В рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын изобразил народный характер, тип русской женщины-праведницы. Праведность Матрены раскрывается не на героическом материале.

Она реализует себя в совершенно обыденной обстановке. Она живет так же, как жили все простые люди в это время.

Солженицын рисует свою героиню на фоне колхозной жизни 1950-х годов с ее бесправием и пренебрежением к обычному человеку.

Праведность Матрены состоит не в героических поступках, а в том, что она живет не во лжи, что она сумела в нечеловеческих условиях сохранить доброе сердце и живую душу. Матрена — это тот тип по-настоящему доброго русского человека, без которого не было бы и России.

Источник: http://5litra.ru/soch/1077-izobrazhenie-russkogo-nacionalnogo-haraktera-v-rasskaze-a-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Образ главной героини в рассказе «Матренин двор»

Образ главной героини в рассказе «Матренин двор».

 Повествование в рассказе «Матренин двор» ведется от первого лица, очень неспешно и несколько напоминает зарисовку с натуры, то есть кар­тину жизни людей в данном населенном пункте.

Но уже в самом начале рассказчик указывает на 40, что какое-то событие, из-за которого, по его словам, замедляют ход проезжающие поезда, имело место. Он буквально интригует читателя, говоря таким образом о важности происшедшего.

Характерно, что указано место и время событий; следовательно, писатель не претендовал на выдумку. Но в общую ткань повествования вклиниваются факты из прошлого — воспоминания рассказчика и Мат­рены Васильевны. Они уносят читателя на несколько десятков лет на­зад.

Обратите внимание

Биографические факты рассказчика малочисленны и нужны авто­ру, по всей видимости, лишь для того, чтобы подчеркнуть уникальность и красоту Матрениного двора, ведь именно о такой жизни мечтал рас­сказчик — бывший лагерник, по всей видимости. О Матрене же узнает­ся многое: о ее юности, замужестве, о ее родных.

Читайте также:  Краткое содержание "черная курица, или подземные жители": пересказ сюжета, повесть в сокращении

Все это нужно для глу­бокой трактовки кульминации рассказа, к чему и стремится автор.

Так как повествование ведется от лица рассказчика, то основная ха­рактеристика всем героям дается через его восприятие. Главных героев всего двое.

Матрену мы видим глазами рассказчика, он описывает не­большое количество деталей ее портрета, из которых, впрочем, можно сделать вывод, что она — типичная деревенская пожилая женщина. Об этом говорит и обстановка ее дома. Вся имеющаяся в ее доме живность — это хромая кошка, коза и тьма тараканов.

Но и это все создает вокруг нее атмосферу тепла, доброты, неспешности. Рассказчика привлекает ее речь — доверчивая, чистосердечная, с обилием устаревших или непра­вильно произносимых слов.

Речь же рассказчика выдает скорее усталость, перенесенные тяготы жизни. О портрете его, конечно, говорить нельзя, но, понятно, что он мужчина немолодой. По тому, что он предпочитает слушать, а не расска­зывать о себе, видна привычка держать язык за зубами. Кстати, и Мат­рена не отличается болтливостью: как бы ни интересовались ее посто­яльцем окружающие, она не разносчица сплетен.

С Солженицына, как считается, началась «деревенская проза» — подробное изображение быта, нравов, обычаев и, главное, представите­лей деревни. Сделав своей героиней «старинную старуху» (по В.

Распу­тину), Солженицын таким образом обратился к идее единства, общно­сти, что так часто в русской литературе показывается именно на примере деревни и ее жителей.

Одна из идей его повести — то, что деревня явля­ется последним источником «живой» души, чистой и бескорыстной, как Матрена, помогающая всем: будь то соседка, которая просит помочь с картошкой, или колхоз, сзывающий всех на уборку безвозмездно.

Важно

Мат­рена является также носителем такой идеи, как чувство родины, родно­го места и любви к нему. Потому-то ей так тяжело отдавать пристрой­ку: пусть даже родным людям, но все же часть своей жизни, как бы часть себя вместе с ней придется оторвать от сердца.

Эта идея переплетается с идеей неуклонной деградации, происходя­щей в деревне, ее жители становятся все более жестокими, жадными, теряют элементарные представления о нравственности: нанятый для перевозки тракторист поленился съездить дважды и решил увезти все за один присест.

Из-за этой лености и происходит трагедия.

Но и тут, ког­да, в принципе, стоило остановиться и хорошенько задуматься о произо­шедшем и его причинах, волна жадности захлестывает родных сестер Матрены: они начинают делить ее имущество, еще не успев ее похоро­нить, даже над гробом делая искусственно-скорбные лица.

Читая рассказ, читатель окунается в мир истинно русского, добро­го, теплого, и создается ощущение, что изображенное Солженицыным бесконечно ему дорого, он скорбит о том, что это все уходит. Это свет­лое чувство сродни тому, какое навевают «Записки охотника» И.С.

Тур­генева, и это сравнение, несомненно, добавляет колорита главной геро­ине, обогащает ее образ. У Солженицына присутствует и персонаж, яв­ляющийся носителем идеи народного духа — идеи, сходной с той, которую пропагандировал Л.Н. Толстой в «Войне и мире».

По мнению обоих авторов, народ является единственным островком патриотизма и своеобразной самобытной культуры.

Солженицын показывает в своем произведении, что несмотря на все увеличивающийся хаос, но неуклонное отмирание старого, все же суще­ствуют на свете «праведники» вроде Матрены, а значит не все потеря­но.

Произведение мрачное и в какой-то степени даже трагичное, «пра­ведница» Матрена погибает и остается только жадность, ни капли не раскаивающаяся в том, что не считает нужным хотя бы почтить память покойницы. Однако, как ни странно, по прочтении мы чувствуем пе­чаль, но скорее светлую, чем тяжелую.

Совет

Мы радуемся тому, что еще встре­чаются такие искренне добрые люди, с которыми можно, подобно рас­сказчику, отдохнуть, залечить свои застаревшие душевные раны, ни о чем не беспокоясь, не боясь, что покой будет нарушен.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-glavnoj-geroini-v-rasskaze-matrenin-dvor/

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

Презентацию на тему Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 24 слайда.

Слайд 1

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №883 Алиевой Светланой Викторовной

Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» Трагедия судьбы Матрёны Нравственный смысл рассказа-притчи

Слайд 2

Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008)

Слайд 3

…Если без трех праведных по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, – без которых нет граду строения. Н.С.Лесков.

Предисловие к циклу «праведники»

Слайд 4

«Матренин двор» (1963 г.)

Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Слайд 5

Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново? («Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию»)

Слайд 6

Обратите внимание

В рассказе «Матренин двор» показана жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века. Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные, с неустроенным бытом. Таким в рассказе показан поселок Торфопродукт.

Высокое Поле Торфопродукт Тальново «Сельмаш» Шестимирово «Химпром» Часлицы облпотребсоюз Овинцы облоно Спудни сельмаг Автор текста считает, что сложносокращенные слова делают наш язык бездушным, грубым.

Слайд 8

Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему? Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

Матрёнин двор

Слайд 9

5. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри? 6. Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?

Слайд 10

Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Портрет

Слайд 11

Один день из жизни Матрёны Васильевны

Когда и как начинался Матренин день? Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему? Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому? В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

Слайд 12

Смысл повседневного существования

Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому

Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу)

Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход

Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд

Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой

Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра)

http://festival.1september.ru/articles/585612/

Слайд 13

Важно

Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка? Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога? Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом? С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было – просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

Слайд 14

Прошлое Матрёны

Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?

Слайд 15

Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое. «Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Слайд 16

Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?

Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Слайд 17

Матрёна и Фаддей Миронович

(Работа с ресурсами сети Интернет) Выйти на сайт www. gramota.ru, работая с толковым словарём, ответить на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные?

Слайд 18

Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу? Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это? Что необычного происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны?

История с горницей

Слайд 19

Совет

Что стало причиной смерти Матрены? Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания? Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?

Прощание с Матрёной

Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью? Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?

Читайте также:  Стародум в комедии "недоросль": образ, характеристика, описание, биография

Слайд 20

Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия.

Слайд 21

История жизни Матрёны Васильевны

http://festival.1september.ru/articles/585612

Душа Чистая, любит, живёт Муча- ется, довер- чивая Это спасение? Жить в гармо- нии с самим собой

Слайд 22

Нравственный смысл рассказа-притчи

Дорога Железная дорога

Символ народной судьбы

неумолимая, разрушающая

Слайд 23

Матрена Васильевна – человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том слиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей

Слайд 24

Дом -http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2006/10/11/714143.jpg http://tphv.ru/surikov/izaba.jpg Портрет Солженицына -http://gdb.rferl.org/BB46CE46-FA50-49F2-86D6-7195881EBFB7_mw1024_s.jpg Деревня -http://www.proza.ru/pics/2008/08/10/369.jpg Дом зимой – http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/110/57110738_1269875350_village_0001.jpg http://img-fotki.

yandex.ru/get/5822/122571611.6/0_68b8e_bf0f0d00_XL Развалившийся дом- http://verni.ru/img/onega_2006_14.jpg Портрет -http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/442/70442221_1297266145_549304.jpg http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2009/06/10/1361321.jpg http://gigamir.net/upload/img/content/originnal_e16733affae184c09242202ae46e6a4a.jpg http://cs5994.

vkontakte.ru/u1474699/-14/x_6ae45b29.jpg Старик и старуха – http://www.festival-cannes.ru/i/custom/Image/starik%20so%20staruhoi.jpg Самовар – http://sueverija.narod.ru/Programs/Darija/01.JPG Печка- http://gorod.tomsk.ru/uploads/28460/1253326130/5.jpg Церковь – http://img12.nnm.ru/f/b/f/4/9/23b1f779f52cff7817d269103f5.jpg Дорога – http://5tak.

Обратите внимание

net/uploads/posts/2011-12/13235925031zhd.jpeg Душа- http://img-fotki.yandex.ru/get/4410/129834760.7/0_63e05_517998a7_XL Сруб -http://www.dombaza.com/upload/iblock/95f/d609cfaa-717c-11e0-aefd-bcaec5d96886.resize1.jpeg Солженицын А. «Матренин двор». СПб.: Азбука-классика, 2004. Агеносов В. и др. «Русская литература XX века. 11 кл.

: Методические рекомендации для учителя. М.: Дрофа, 2000. Княжицкий А. Материалы к изучению рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» на уроках литературы. Журнал «Русская словесность», №5, 2008. История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И.

Солженицына “Матренин двор”) Гладышева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы http://festival.1september.ru/articles/585612/

Использованные ресурсы и источники

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/6846-obraz-pravednicy-v-rasskaze-matrenin-dvor.html

Трагическая судьба Матрёны в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали “новым Толстым” и по сей день приноравливают его к “новому Толстому” — или пеняют на “нового Толстого”, кем он будто бы так и не стал.

Но те, что ждали этого второго пришествия, да так и не дождались, усматривая эгоизм самоназначенного мессии уже только в затворничестве Солженицына, и тогда видимое выдавали за невидимое.

В основе своей Толстой и Солженицын как личности не имеют ничего общего, кроме заурядного совпадения человеческих черт.

Будь то самоограничение или волевое осознание свои* целей, у Толстого и у Солженицына это не натруженные мессианским призванием мускулы, а черты характера, человеческие черты, врожденные или воспитанные, то есть явившиеся еще, быть может, и до того момента, как стали они собственно писателями.

Но соизмерять личности Толстого и Солженицына — это как землю мерить с воздухом или воду с огнем. Это не просто иные — это взаимоотталкивающиеся творческие стихии. Солженицын — борец. Толстой — созерцатель. Один взывал жить не по лжи, что подразумевало борьбу, возмущение. Другой исповедовал под конец жизни непротивление злу, смирение.

Сердцевина личности Толстого — в мучительном отношении ко всем институтам современного ему русского общества, будь то собственность или брак, в котором он мечтал отыскать прежде всего нравственную гармонию, тогда как сердцевина личности Солженицына — изгойство.

Толстой верил в мировую волю и воплотил эту веру в “Войну и мир”; Солженицын — волю мировую в “Красном колесе” разъял на осколки и судьбы, растворил в почти почасовой хронике исторических событий. Толстой полагал, что приносит своему народу какое-то страдание. Солженицын — что избавляет от страданий свой народ.

Важно

Иначе сказать, один ощущал се§я чужим и одиноким в своих убеждениях, тогда как другой писал от имени миллионов.

В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики девятнадцатого века, трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала.

В феврале 1956 года Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа “Матрёнин двор”. С 1957-го Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом “В круге первом”, созревает замысел “Архипелага ГУЛАГ'.

Как и у любого автора, женские образы у Солженицына имеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому и женщина в его произведениях — отдельная судьба.

Произведение “Матрёнин двор” написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа.

И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из романа “В круге первом”. В ее внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир. Осуждаемая, непонятная в том, что не такая, как все.

“В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!..”

У Матрёны непростая, трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость.

И в то же время в ней нет сеерхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским рассуждениям, как у Клары и Агнии из “В круге первом”.

Совет

Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Такого рода женские образы проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высокодуховных героинь или внутреннюю непривлекательность некоторых других.

Их порой больше, как, например, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых.

Но количеством не подчеркнута их правота, а скорее наоборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа, которая забывается за более нравственным и глубоким.

Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение автора, его личное отношение к каждому из героев.

Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подногот-ный, ничем не прикрытый, истинный смысл “Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла

— не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим')”. Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что и сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которых можно было ожидать.

Сам автор, пройдя сложный и разнообразный жизненный путь, повидав много разных людей, обосновал в своем сердце образ женщины — прежде всего человека: той, что поддержит и поймет; той, что, имея свою внутреннюю глубину, поймет и твой внутренний мир, воспримет тебя таким, каков ты есть.

Солженицын упоминает “праведника” в рассказе “Матрёнин двор” не случайно. Это может с какой-то стороны относиться ко всем положительным героям.

Обратите внимание

Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было и в то же время оставаться борцами — борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.

В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу.

В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за «палочки». Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты.

Рассказ «Матренин двор» начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены.

Его рассказ — спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями — придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию».

Матрена Васильевна — одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. «Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.

Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.

Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. «Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа.

Важно

Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

Источник: https://www.school-essays.info/tragicheskaya-sudba-matryony-v-rasskaze-solzhenicyna-matryonin-dvor/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector