Сила характера Пьера Безухова в романе “Война и мир”
Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые (также как и Андрея Болконского) в салоне Анны Павловны Шерер как откровенного нарушителя не только общественного покоя, а и плавного хода вечера вообще.
Среди массы он отличается умным, наблюдательным взглядом. Пьера приветствуют поклоном, что относится к людям наиболее низкой иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позднее его законный наследник.
Он через короткое время становится властителем тысяч душ и миллионов. И теперь он желаемый гость всех салонов и домов обеих столиц. Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова.
Он делает его самым желанным женихом России и выдает за него замуж глупую и распущенную женщину, блестящую петербургскую красавицу Элен Курагину.
И делает это Толстой быстро, словно спешит, словно ему необходимо создать своему любимцу такие условия, в которых жизнь становится невыносимой. Судя по косвенным авторским намекам, Пьеру в момент появления в Петербурге около 21 года. Он невнимательный, толстый и неуклюжий.
В начале романа он еще вдобавок гуляка и озорник. Его жизнь хаотичная и безрассудная. Тем не менее, она имеет главный и важный смысл – напряженную внутреннюю духовную деятельность. Пьер будто символизирует постоянное становление и усовершенствование. Везде и всюду он другой.
Поиски приводят Пьера в масонскую ложу. На некоторое время он находит иллюзию душевного успокоения. Но здесь, как и раньше, как на ниве хозяйственной или другой деятельности, его ожидает разочарование. Пьер Безухов очень добрый человек. Его доброта – этическая константа его души. Он любит Наташу Ростову.
После скандала, связанного с неудачным похищением ее Курагиным, она поссорилась с князем Андреем, а Пьер единственный, кто по-настоящему способен понять ее. Он добрый и уже поэтому заслуживает быть счастливым. Пьер Безухов мечтает о славе. Он молодой, и потому слава ему необходима.
Он стреляется на дуэли и тяжело ранит обидчика.
Склонен к разрушительным и непредсказуемым поступкам, Пьер Безухов хочет убить Наполеона. Но, кажется, среди своих сомнений, неудач и богатства он нашел главное. Душу. Свою бессмертную душу. Ее нельзя запереть или убить. Платон Каратаев – учитель праведной и спокойной жизни.
В его образе Толстой воплощает представителя народа, который поможет Пьеру сблизиться и понять народ. У него Пьер Безухов перенял способность подчиняться естественному ходу событий, способность молиться и быть услышанным. Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и невнимательным человеком. Тем не менее, его внутренняя жизнь стала другой.
Она приобрела какую-то двойственность, вне религиозной значимости.
И это неожиданным образом изменяет его жизнь: в столице неожиданно умирает Элен Безухова. Пьер счастливо вступает в брак с Наташей. Еще через семь лет Пьер – известный общественный деятель, отец семейства. И он, и Наташа искренне и очень сильно любят друг друга. Но о чем они думают, оставшись вдвоем? “Ты знаешь, о чем я думаю? – сказала она.
– О Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?”. И мы понимаем, что период становления и поисков закончился. Наступило время настоящей духовной зрелости. Что станет с Пьером дальше, мы не узнаем никогда. Для этого и был написан в романе такой счастливый эпилог, который может стать прологом к рассказу о дальнейшей судьбе этих людей.
Сказать, что Толстой создал целую галерею женских образов, – означает ничего не сказать. У Толстого мужские образы все-таки омрачают женские, так как его герои, как и герои Достоевского, – это герои-идеологи.
Но среди героинь Толстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеальная. По мнению Толстого, Наташа – это идеал женщины. Это богатая, щедро одаренная натура.
Откуда взялась эта чуткая, трогательная, странная девушка? Семья Ростовых, как и семья Болконских, резко выделяется среди обычных дворянских семей.
Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов и много других передовых людей XIX столетия. Устройство жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии – все это русское, национальное.
Они вобрали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. Мать Наташи – ее наилучший друг. Дочь рассказывает ей о всех своих радостях, печалях, сомнениях и разочарованиях.
В их задушевных вечерних разговорах есть что-то трогательное. Наташа близка и с братом Николаем, и со своей кузиной Соней. Ярчайшая черта Наташи – это поэтическое мироощущение, душевная доброта, откровенность для каждого, кто ее окружает.
Наташа, которая впервые появилась на балу, так мало похожа на светских панночек, ощущается такой выразительный контраст между ней и “светом”.
К Ростовым, и прежде всего к общей любимце Наташи, тянутся лучшие люди – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным, этим никчемным светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа – натура щедро одаренная, поступки ее оригинальные, над ней не тяготеют никакие предрассудки, ею руководит сердце.
Наташа – это привлекательный образ русской женщины. Она ощущает себя одинокой, инородной среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин захватывает ее, и в этом ему помогает его развратная сестра Элен Курагина. После тяжелой болезни, которая стала результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной.
Беда не сломила ее, мир не победил ее. В Наташе есть дар ощущения. Да, “она ощущала, но не понимала”. Эта интуитивность положительного настроения, что является движущей силой к переменам к лучшему, является характерной чертой русского, национального, воплощением которого является Наташа Ростова.
Княжна Марья – представительница плеяды наилучших женщин дворянской России начала XIX ст. Образ этот чрезвычайно сложный.
По художественной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толстого. Этическая высота, сила характера, женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей мировой литературы.
Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и разногласия, чрезвычайно поэтическим, целостным, законченным, привлекательным. Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, подчиняется ему, даже когда тот не прав.
Марья, которая горячо любит своего отца, не может, боясь вызвать вспышку родительского гнева, даже приласкать или поцеловать его. Жизнь ее, еще молодой девушки, очень тяжелая.
Вся ее утеха – это письма Жюли Курагиной, которую Марья и знает больше по письмам. В своем уединении княжна сближается лишь со своей компаньонкой-француженкой. Вынужденное затворничество, трудный характер отца и мечтательная натура самой Марьи делают ее набожной. Бог для княжны Болконской стал всем в жизни: ее помощником, наставником, суровым судьей.
Временами ей становится стыдно от собственных земных поступков и мыслей и она мечтает посвятить себя Богу, пойти куда-то далеко, чтобы освободиться от всего грешного и чужого.
У княжны Марьи нет подобного всепоглощающего ощущения любви к одному человека, которая есть у Наташи Ростовой, поэтому она стремится любить всех, как и раньше, много времени проводит в молитвах и жизненных заботах.
Душа ее, как и Наташина, ждет любви и обычного женского счастья, но княжна не сознается в этом даже самой себе. Ее сдержанность и терпеливость помогают ей во всех жизненных трудностях.
Таким образом, вопреки внешнему отличию, непохожести характеров, данных не только природой, но и сформированных под влиянием тех условий в которых жили Наташа Ростова и княжна Марья, эти две женщины имеют очень много общего.
И Марья Болконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов в своей жене – Марье.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Сила характера Пьера Безухова в романе “Война и мир”
Другие сочинения по теме:
- Княжна Марья Болконская и Наташа Ростова в романе “Война и мир” Княжна Марья Болконская во многом не похожа на Наташу Ростову. В то время как Наташа живет преимущественно сердцем, княжна Марья,…
- Духовные кризисы Пьера Безухова и Николая Ростова в романе Толстого “Война и мир” Толстой назвал “Войну и мир” “книгой о прошедшем”. Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга была начата вскоре Крымской войны,…
- Образ и характеристика Марьи Болконской в романе “Война и мир” Рядом с Наташей выступает другая героиня романа – Марья Болконская, внешне некрасивая девушка, но наделенная подлинной и глубокой духовностью. Несмотря…
- Портретная характеристика героев романа”;Война и мир”;(Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Марьи Болконской, Пьера Безухова, Наполеона, Кутузова) В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” свыше пятисот героев. Среди них императоры и государственные деятели, полководцы и рядовые…
- ПУТЬ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность,…
- Путь Пьера Безухова к счастью Чтобы жить честно, надо Путь Пьера Безухова к счастью Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и…
- Сочинение на тему Образ Наташи Ростовой в романе “Война и мир” Сочинение по русскому языку для 10 класса Толстой в своем романе “Война и мир” представляет нам много разных героев. Он…
- Мир “настоящего” и “мнимого” Пьера Безухова Проблема личной вины и страх “недопонимания” чего-то главного постоянно сопровождают Пьера Безухова. И в ночь после дуэли, и на станции…
- Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Война и мир Толстой Л. Н Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Неправда, что у человека нет души. Она есть, и…
- Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть третья, том первый) Война и мир Толстой Л. Н Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть третья, том…
- Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Сочинения по литературе: Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Повествование о…
- Образы в романе “Война и Мир” Наташа Ростова и Мария Болконская Лев Николаевич Толстой полностью разделял взгляды своего родственника Афанасия Фета о двух видах ума: ум ума и ум сердца. Может,…
- Рассказ о Безуховых в эпилоге романа “Война и мир” Были ли счастливы Безуховы? Наташа, как и Марья, поглощена семьей. Рассказывая о том, насколько “опустилась” Наташа после замужества, Толстой полемизировал…
- “Какая сила управляет всем?” (Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”) Народная стихия как величайшая историческая сила. В результате шестилетнего титанического труда Л. Толстой создал роман-эпопею “Война и мир”. Работая над…
- Нравственная оценка всех персонажей в романе “Война и мир” Эта мысль с замечательной ясностью выражена Пьером в конце романа. Пьер приходит к; осознанию ее в итоге долгих поисков смысла…
- Какая основная морально-философская точка зрения автора в романе “Война и мир”? Победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. Толстой не только не находит…
- Граф и графиня Безуховы в романе Толстого “Война и Мир” Все любимые герои Толстого: Пьер, Наташа, князь Андрей, старик Болконский – все, они совершают жестокие ошибки. Не ошибается Берг, не…
- Роль образа женщины в романе “Война и мир” На первый взгляд тема звучит явным анахронизмом. Действие романа Толстого разворачивается в эпоху наполеоновских войн, а женский вопрос – явление…
- ТРИ ПОКОЛЕНИЯ БОЛКОНСКИХ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Четырехтомный роман-эпопея “Война и мир” был создан Толстым менее чем за шесть лет. Несмотря на то что такой грандиозный материал…
- Связь с народными традициями семьи Ростовых в романе “Война и мир” В дворянско-аристократической среде удается сохранить человеческие свойства только таким людям, которые причастны к интересам народа и заключают в себе хотя…
Источник: https://ege-russian.ru/sila-xaraktera-pera-bezuxova-v-romane-vojna-i-mir/
Образ и характеристика Пьера Безухова в романе «Война и мир»
Пьер Безухов – один из центральных героев романа Льва Толстого «Война и мир». В представленной здесь краткой характеристике Пьера сложно выразить все движения души главного героя, все этапы развития и личностного его формирования.
Чтобы понять, чем жили молодые люди в XIX веке, как повлияла война на некоторых из них, нужно прочитать роман «Война и мир».
Создавая собирательный образ Пьера Безухова, Лев Николаевич ознакомился с несколькими биографиями декабристов, изучал по возможности их дневники, чтобы понять, что привело их на Сенатскую площадь через 12 лет после Отечественной войны.
Внешность и манеры Пьера Безухова
С Пьером Безуховым читатель знакомится на первых страницах романа в салоне известной светской львицы Анны Павловны.
Это «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».
Вначале он производит не очень приятное впечатление своей массивностью и неуклюжей неловкостью. И хотя прибыл из-за границы, он не отличается светскими манерами.
Слабое зрение, вынуждавшее его носить очки, еще более усиливали его неловкость. Так, покидая салон Анны Павловны, он по рассеянности, вместо своей шляпы схватил генеральскую треуголку. И теребил в руках султан шляпы, пока генерал не попросил возвратить ему шляпу.
Образ жизни Пьера Безухова до войны, во время ее и после войны
Десять лет Пьер Безухов провел за границей. И теперь, когда ему исполнилось 20 лет, отец вызвал его и отправил в Петербург, давая время осмотреться и выбрать службу.
В Петербурге Пьер жил у князя Василия Курагина, и вот уже три месяца не мог выбрать, где ему служить. Светскому обществу Пьер Безухов был интересен как единственный наследник богатого графа Безухова и выгодный жених.
После смерти графа Кирилла Владимировича он получит в наследство 40 тыс. душ крепостных и миллионы.
Образ жизни Пьера Безухова в начале его жизненного пути можно назвать беспутным и бесшабашным. Он участвовал в кутежах вместе с сыном князя Василия. Однажды Пьер пообещал князю Андрею не ездить к Курагину и не кутить, но обещания своего не сдержал. И все это закончилось тем, что он был выслан из Петербурга в Москву за буйство.
После смерти отца, Графа Безухова Пьер наследует его состояние и графский титул. Князь Василий не упускает случая подобраться поближе к миллионам Пьера и принимает деятельное участие в его судьбе.
Тут же находятся непонятно откуда взявшиеся долги, которые князь Василий взимает с рязанских имений.
По возвращении Пьера в Петербург князь устраивает Пьера в дипломатический корпус и сводит Пьера со своей дочерью Элен.
Став богачом, Пьер ощутил на себе необычайную любовь и поклонение со стороны всех тех, кто еще недавно пренебрегал им и смеялся над его неловкостью.
Получив наследство, он не умеет удержать его, не отличается практичностью и цепкостью. Сначала его обворовывает управляющий, потом еще и жена, дочь князя Василия Курагина – Элен. Он несчастлив в браке. Элен вела распутный образ жизни, а Пьер, не имея возможности с ней развестись, оставил ее, вызвав сначала на дуэль любовника жены Долохова и ранив его.
Разуверившись в Боге, Безухов стремился найти смысл жизни в масонстве. Война и пребывание в плену мало изменили его внешне, но Пьер изменился духовно.
Только после смерти Элен и плена он женился второй раз на Наташе Ростовой. Герой обрел смысл своего существования в детях, в любви к жене и почувствовал себя счастливым человеком.
Характер Пьера и становление его, как личности
Пьер Безухов был простодушен, как дитя. Будучи искренним сам, он не предполагал в людях коварства и предательства. Князь Андрей Болконский ценил Пьера за его искренность и доброту.
Проведя 10 лет за границей, он получил хорошее образование. Знает французский и немецкий языки, много читает. У него сложилось собственное мнение о внешней и политике. И если он не мог определиться с выбором места службы, то только потому, что с высоты своего образования он видел фальшь и ненужность службы в тех департаментах, которые ему предлагали.
К военной службе Пьер Безухов был непригоден физически из-за плохого зрения и своей неловкости. До случая с Долоховым он не держал в руках пистолета. Тем не менее, он ранил Долохова.
После пребывания в плену Пьер несколько изменился. Он научился ценить и любить жизнь.
После женитьбы на Наташе Ростовой Безухов пересмотрел свое отношение к деньгам, стал их более разумно тратить. Ведь теперь он был не один. Он нес ответственность за жену и детей.
Источник: https://litgeroi.ru/po-avtoram/tolstoj-lev-nikolaevich/obraz-i-harakteristika-pera-bezuhova-v-romane-vojna-i-mir.html
Пьер Безухов
В монументальном романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века.
Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть – вот только наиболее важные из проблем, встающие перед главными героями романа. И каждый решает их по-своему. Мы по-разному относимся к героям романа.
Но в кульминационный момент произведения – войне 1812 года – почти все внушают нам глубокое уважение, так как весь русский народ поднялся в едином патриотическом порыве. Война повлияла на судьбы всех героев книги.
Одним из моих любимых героев является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах “Войны и мира” в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, “толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками”. Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но он же и внушает страх.
Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже – и не умеет вести себя в обществе.
И лишь позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность – сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера – центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки.
Роман “Война и мир” построен в виде семейной хроники. История народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне уникален. За ним единственным нет никого, официально признанный и любимый отцом, он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается с себя.
Это составляет сущность личности этого героя, отражает черты не его рода, а общие черты его характера.
Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь “от Наполеона к Кутузову”. Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея.
Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует о том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного Пьера, как вовремя прибежали с иконой благословлять их.
И описав все это, Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого он обвиняет в своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу – он обвиняет себя.
Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной нравственности: прежде всего суди самого себя.
Вторым серьезным испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль. Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую игру.
Казалось бы, исход дуэли – торжество справедливости: впервые взяв в руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после всего этого, бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис.
Этот кризис – и сильное недовольство собой, и желание изменить свою жизнь.
Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На этой почтовой станции он отрекся от своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь. Этот путь указал ему масон Баздеев, который становится его наставником. Обращение Пьера к масонам понятно. Баздеев предлагает ему начать жизнь с нуля, возродиться в новом, очищенном состоянии.
Но оно оправдано и исторически. Известно, что через масонство прошли почти все декабристы, и искали они в масонстве то же, что и Пьер – нравственные очищения. Судьбу Пьера Лев Толстой выстраивает цепью нелогических закономерностей, закономерностей исторических.
Не будучи военным, он едет на Бородинское поле, ибо исторически для победы необходимо участие всех, кому дорого отечество. И Толстой заставил нас увидеть это сражение глазами Пьера, так как именно ему видится нравственная основа этого события. Пьер останется в Москве, чтобы убить Наполеона и спасет девочку.
И, наконец, в плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем.
Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.
Источник: https://MirZnanii.com/a/354791/per-bezukhov
Сочинение: Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова – Сочинение
Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — величайшее эпическое произведение мировой литературы XIX века. Действие его длится на протяжении пятнадцати лет.
Немногим писателям удавалось соединить описание крупнейших событий истории со сценами повседневной жизни героев произведения, чтобы они не затмевали друг друга, а гармонично сливались в единое целое. Для Толстого жизнь одного человека и есть историческая жизнь всей нации.
Однако в бушующем море лиц, наполняющих роман, выделяется личность, являющаяся центральной в произведении, — это Пьер Безухов.
Читатель знакомится с Пьером в первой же главе романа, в великосветском салоне Анны Павловны Шерер. Именно в этой «прядильной мастерской», наполненной безучастными людьми — «веретенами», выделяются так контрастирующие с этим обществом искренность и естественность Пьера. «Один живой человек среди всего нашего света», — говорит о Пьере князь Андрей Болконский.
Пьер, незаконнорожденный сын графа Безухова, три месяца назад вернулся из-за границы и не определил пока своей будущей карьеры. Характер его еще не сформировался, он молод, плохо знает жизнь и почти не разбирается в людях.
Поскольку Пьер был лишен семьи, то у него постоянно возникает потребность в учителе, наставнике. Но стремление обрести духовную поддержку не мешает Пьеру сохранить свою индивидуальность и идти по жизни своим собственным путем.
Первым серьезным ударом судьбы для Пьера была женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, заманивших его в свои сети. Но нравственно Пьер оказался много выше этих людей: вину за случившееся он взял на себя. В дальнейшем так будет всегда.
Переломным событием в жизни Пьера можно считать дуэль с Долоховым. Приняв чужие правила игры, он серьезно задумался над своей жизнью и пришел к выводу, что он лгал самому себе. Это привело Пьера к стремлению повернуть свою судьбу в иное нравственное русло.
В душе Пьера «свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он перечеркнул прошлое, но не знал, каким будет будущее. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть?
Для чего жить и что такое я…» В этот кризисный момент Пьер встретил масона Осипа Алексеевича Баздеева, и новая, как ему казалось, очищающая звезда засияла над ним.
Не сразу и не вдруг пришло разочарование в масонстве. Пьер столкнулся с лицемерием, карьеризмом, увлечением внешними атрибутами обрядов, а главное, он не чувствовал связи с реальной, повседневной жизнью.
В это же время он потерпел неудачу в своих благих намерениях изменить положение крепостных крестьян — Пьер оказался слишком далек от народных бед и проблем. Вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню.
Таким читатели застают Пьера на пороге Отечественной войны 1812 года, которая стала для многих героев романа судьбоносным переломным этапом.
Не случайно Бородинское сражение мы видим отчасти глазами Пьера, невоенного человека, который не смог не быть там, где решалась судьба его Отечества. Здесь граф Безухов сблизился с простыми солдатами.
Его поразили их бесстрашие, стойкость и доброта. Они были нравственно выше и чище Пьера.
Он начал задумываться над тем, как стать похожим на них, «как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего мира».
Потом была поруганная Москва, и романтическая идея убийства Наполеона, и спасение девочки, и драка с французами, и плен. В плену Пьер стал свидетелем бессмысленной и жестокой казни русских пленных.
Это потрясение словно выдернуло пружину, на которой в его душе держалась вера в жизнь, в Бога, в человека. И Пьер чувствовал, что не сможет сам возродить эту веру. Спасла его встреча с Платоном Каратаевым.
«Прежде разрушенный мир теперь с новою красой на каких-то новых и незыблемых основах двигался в его душе». Изумленный и очарованный, Пьер наблюдал за Платошей и видел его удивительное добросердечие и трудолюбие, он слушал его песни и поговорки, погружаясь в мир народной жизни.
Пьер чувствовал, что нашел успокоение и согласие с самим собой, которое так долго искал. Он увидел, как близко счастье, к которому он стремился. Оно было в удовлетворении самых простых и естественных потребностей человека.
Встреча с Каратаевым помогла Пьеру ощутить себя частицей целого огромного мира: «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Пьер Безухов вернулся домой нравственно обновленным. Он осознал, что цель и смысл жизни это и есть сама жизнь, во всех своих проявлениях. «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог». Пьер научился видеть великое и вечное в мелком и житейском. Он научился любить и понимать людей, и они тянулись к нему.
Все это время в душе Пьера жила нежная и восхищенная любовь к Наташе. Они оба изменились за время войны, но эти духовные перемены только сблизили их. Так родилась новая семья — семья Безуховых.
В эпилоге мы видим Пьера, увлеченного радикальными идеями изменения общественного устройства. По замыслу Толстого герой романа должен был пережить крушение «ложных надежд» и, вернувшись из ссылки в Сибирь, прийти к пониманию подлинных законов жизни.
В образе Пьера Безухова Толстой раскрыл нам, с одной стороны, характерную личность своей эпохи, с другой — показал нравственные искания человека, ищущего свой путь в бурлящем житейском океане. Только стремление к самосовершенствованию могло привести героя, по мнению автора, к таким высоким духовным рубежам.
Здесь искали:
- эволюция личности пьера безухова
- эволюция пьера безухова
- становлкние безухова
Источник: https://Sochineniye.ru/sochinenie-idejno-nravstvennaya-evolyutsiya-lichnosti-pera-bezuhova/
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Пьер Безухов – один из самых любимых героев Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в духовном плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи. Первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны Шерер.
Уже тогда этот “опасный молодой человек” не вписывался в светскую жизнь, где главное – мелкие эгоистические интересы, где вместо людей – маски, а настоящие человеческие чувства подменены их жалкой имитацией. Пьер же с самого начала ищет чего-то более глубокого.
В начале своего жизненного пути он, как и князь Андрей, увлеченный успехами Наполеона, представляет себе свои будущие подвиги и достижения, но все это так и остается мечтаниями.
От природы Пьер чересчур податлив, мягок, склонен к сомнениям, поэтому светская жизнь с ее соблазнами затягивает его, он становится ведом ею, погрязая в пирах и разгулах, но в то же время понимает никчемность такой жизни.
С ужасом Пьер обнаруживает, что из многообещающего молодого человека он превратился в обыкновенного помещика-паразита: “Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным”.
Пьер знает, что светские правила и нормы поведения ничего не стоят по сравнению с “чем-то необъятным и таинственным”, однако он слишком слаб, чтобы владеть собой, и совершает ошибку, чуть не ставшую роковой: вызывает на дуэль Долохова.
К этому времени он не умом, а сильно развитой интуицией понял настоящую сущность Элен: “Пустая, глупая и развратная женщина”, однако ложный страх, что пострадала его честь, приводит его в бешенство. Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. Те вопросы, о которых иные даже не задумывались, ему, напротив, не давали покоя.
Бесконечные духовные искания привели его в масонскую ложу. Все, что говорили ее представители, казалось Пьеру тогда истиной, несмотря на то, что многое из окружавшей их сложной символики было ему непонятно. Позднее он переживает разочарование в масонстве, понимая его фальшь и неискренность. Этому этапу жизни Безухова предшествует его наивная влюбленность в Наполеона.
Он, как и Андрей Болконский, увлекается образом великого императора и полководца, видя в нем центр вселенной. Культ личности Наполеона был типичен для многих молодых представителей светского общества того времени. Пьер очень болезненно переживает разочарование в своем кумире: от восхищения и обожания он приходит к непреодолимому желанию убить его.
Уверенность в правильности такого поступка и твердая решимость осуществить его заставляют Безухова идти по горящей Москве, забыв обо всем. В тот момент он был буквально одержим своей идеей. Война 1812 года, сломавшая все прежние устои, ставшая испытанием для каждой отдельной личности, не минула и Пьера, прервав его бесцельную жизнь.
С радостью бросает он “богатство, удобство, комфорт, составляющий счастье многих людей в мирное время”, и идет на войну. Смысл жизни он начинает видеть лишь после сближения с народом, с его самыми простыми представителями.
Впервые герой соприкасается с ними на Бородинском поле, видит их подлинный, а не показной, как в высшем обществе, патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину, любовь к ней. Он и сам ощутил эту “скрытую теплоту патриотизма”, когда оказался в плену. Выжить ему удалось, лишь выдав себя за простого крестьянина, скрыв свое настоящее социальное положение.
Именно в этот период жизни Пьера и начинается его сближение с народом. Здесь, на войне, видя смерть, кровь и страх, Пьер входит в народную жизнь, здесь начинается его духовное перерождение. Он получает простые и ясные ответы на вопросы “кто прав, кто виноват и какая сила управляет всем”, так долго мучившие его. Пьер начинает жить общей жизнью, не теоретически, а всем сердцем.
В разоренной и сожженной Москве герой получает “то спокойствие и довольство собой, к которым стремился прежде”. Встреча с Платоном Каратаевым пробуждает в его душе гармоничное народное начало, основанное на счастье в этой жизни, на этой земле: “То, что ранее он искал и не нашел в масонстве заново открылось ему здесь, в тесном бараке”.
Испытывая физические лишения, Пьер с каждым днем становился все счастливее и счастливее, потому понял, что жить на свете – огромное счастье. Только сблизившись с ним, Пьер начал понимать истинную логику жизни и ее законы. Через ужас смерти, страдания, лишения, через непосредственное ощущение жизни он пришел к “миру” с самим собой, нашел то, к чему всегда стремился.
В 1820 году, он назовет дни, проведенные в общении с Платоном Каратаевым, одними из самых счастливых дней в своей жизни. Ведь именно тогда он наконец осознал, что “человек создан для счастья”, а “жизнь есть Бог”. Правда, Пьер все же отходит от Каратаева, хотя кое в чем, по его мнению, тот одобрил бы его. Это кое-что – семейная жизнь Наташи и Безухова.
В отличие от мертвой сущности первой жены Безухова, Элен, Наташа Ростова – духовно богатая натура; в ней было сосредоточено главное достоинство женщины – способность любить, понимать, чувствовать. Она “растворилась” в своем муже, искренне жила его интересами. Семья, показанная Толстым, – как маленькая модель мира, без которой невозможно существование общества Пьер показывает желание вступить в тайное общество.. Жизнь меняется, так и Пьер не останавливается на достигнутом, продолжает искать что-то новое. Жизнь героя показана в динамике, в постоянном движении. Главное противоречие вновь звучит в финале романа – противоречие между жизнью сознательной и жизнью непосредственной, жизнью разумом и жизнью сердцем.
Непосредственность Наташи близка с народной чуткостью и отзывчивостью Платона Каратаева, недаром Пьер замечает своей новой жене, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. В образе Пьера Толстой хотел показать, как появляется в человеке высшее понимание земной жизни, как тяжело приходит оно и какое счастье приносят благородные человеческие радости
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/kharakteristiki-geroev-personazhej/tolstoj-l-n/4228-per-bezukhov-kharakteristika-geroya-vojna-i-mir-tolstoj-l-n-variant-2
Готовые школьные сочинения
марта
08 2010
Развитие образа Пьера Безухова в романе «Война и мира»
Толстой думал над написанием произведения о декабристах. Поэтому эта тема находит отражение и в «Войне и мире».
Толстой хотел проследить каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из аристократической среды в эпоху войн 1805-1812 годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые провели его к отрицанию той среды, где он родился, а потом и полному разрыву с ней.
Задачу раскрытия облика такого человека Толстой решает образами Андрея Болконского и Пьера Безухова. Но только Пьеру автор позволяет остаться в живых после войны. Болконский в романе погибает.
Впервые мы встречаемся с Пьером в блистательном салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки высшего общества. Пьер только что вернулся из Парижа, Автор описывает его как толстого, неуклюжего, огромного человека с красными руками, но с умным и наблюдательным взглядом. Почувствовав этот взгляд, Анна Павловна испытывает беспокойство и страх.
Несмотря на то что Пьер приглашен в салон, относятся там к нему свысока. Здороваются с ним только наклоном головы, как бы показывая тем самым, что он среди остальных находится на самой низкой ступени. Это неудивительно, Пьер – незаконнорожденный сын старого графа Безухова.
В обществе, где ценили золото и титул, Пьера не могли поставить вровень с собой. Забегая наперед, скажу, что Пьер в будущим станет законным наследником старого графа и обладателем тысяч душ и миллионов. После этого отношение к нему сразу изменится. Он станет желанным гостем всех салонов и домов. А пока вернемся в салон Анны Шерер.
Пьер здесь отличается не только своим внешним видом. Он нарушает заведенный порядок. В соответствии с правилами гости должны подойти к старой тетушке и поцеловать ее руку, не потому, что ее все уважают, а потому, что так принято. Даже разговоры здесь ведутся только на определенные темы.
Пьер же нарушает слаженный ритм «разговорной машины», разразившись сумбурной речью в ответ на приветственные слова чопорной тетушки. Он пытается отстоять идею Французской революции, восхищается Наполеоном, что свойственно было в ту пору молодым людям. Пьер хорошо знаком с Андреем Болконским.
Они старые приятели, которым нравится общение друг с другом. Но Пьер в этот период еще только начинает искать себя. Пока еще большую часть своего времени он проводит в компании Анатоля Курагина, ведя самую что ни на есть разгульную жизнь в кругу печально прославленной в этом отношении столичной аристократической молодежи.
Борьба духовного с чувственным – одна из составляющих процесса внутреннего развития Пьера. Эту борьбу Толстой показывает как развитие противоречий между порочными нравами, царившими в высшем дворянском обществе, и нравственными силами героя. Но пока у Пьера нет противоречий во взглядах на жизнь с этим обществом.
Кутежи, пьянки и сумасбродные развлечения считались почти нормой жизни. Кроме того Пьер характером пошел в отца, бывшего фаворита Екатерины, «вельможу в случае», который нажил свое богатство и титул, прославившись не столько ратными, сколько амурными подвигами.
Чувственное начало берет верх, и Пьер женится на блистательной петербургской красавице Элен Курагиной. Ее красота – это красота статуи, внутри она холодна и пуста. Пьер понимает это, но теряет голову. Большую роль в заключении брака сыграла сама Элен. Пьеру ничего не оставалось, как играть заранее для него написанную роль.
Сам того не желая, Пьер произносит роковые слова: «Я вас люблю». И дело кончено. Пьер очень скоро осознает, что за внешней красотой в его жене скрывается пустота и пресыщенность. Пьер мечется, дуэль с Долоховым только усиливает его терзания внутренними противоречиями.
Нравственное потрясение, испытанное Пьером при столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести и еще больше обостряет внутреннюю борьбу. Задумавшись над смыслом жизни, Пьер приходит к масонству.
Поначалу его увлекает атмосфера таинственности, окружающая масонов, но прежде всего он ищет ответы на вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…» На какое-то время здесь он обретает иллюзию душевного успокоения и пытается осуществить свою идею помощи ближнему в практической жизни.
Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян, вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но соприкосновение это поверхностное. Все его благие намерения остаются непонятыми крестьянами. Более того, Пьера обманывает его же управляющий, «играя им как игрушкой».
Вот как описывает Толстой то, что получилось из нововведений Пьера: «…он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц – женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине.
Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему и за большие деньги были откупаемы родителями.
Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличивали барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге… И потому Пьер был восхищен своим путешествием по имениям и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга».
Вскоре Пьер разочаровывается в масонстве, обнаружив, что большинство масонов ищет в организации лишь выгодных знакомств, стремясь к личной выгоде. Неудовлетворенность, поиски своего «я» подготовили его духовное возрождение в дни войны 1812 года. Льер не военный, но он не может стоять в стороне, когда родине угрожает опасность. Он продает свое имение и на эти средства формирует полк, который и берет на свое обеспечение. Сам же остается в Москве. Увидев истинное лицо Наполеона, поняв его захватническую цель, он не смотрит уже на него, как на «освободителя народов». Пьер хочет убить Наполеона, видя в нем виновника всех народных бед. Оставшись в Москве, Пьер страдает и бедствует вместе с простыми москвичами. Здесь раскрывается подлинный характер Пьера, его доброта, способность к самопожертвованию, патриотизм. Он защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка.
Пройдя через огонь, кровь, слезы, прикоснувшись к людскому горю, увидев войну такой, какая она есть на самом деле, Пьер начинает осознавать всю ложность своих прежних умозаключений.
Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной жизни: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Богатый граф, который вместе со всеми ел лошадиное мясо, мучился от-вшей, стаптывал в кровь ноги, он научился ценить и понимать жизнь. В плену Пьер знакомится с солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым, который становится для него настоящим учителем. У Каратаева Пьер воспринял способность подчиняться естественному ходу событий и почерпнул те народные истины, которым потом следовал. Толстой описывает, как после возвращения из плена Пьер встречается с солдатами, которые расположились на привал. Он пьет с ними чай, а после думает, что прежде он заплатил бы солдатам за угощение, теперь же этого не сделает. Вот, оказывается, что нужно для того, чтобы быть понятым народом. Для этого необходимо бороться вместе с ним за общие интересы.
Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной. В столице умирает его жена, и он женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер -видный общественный деятель, отец семейства.
Они с Наташей любят друг друга и счастливы вместе. Однажды, когда они остались вдвоем, Наташа сказала: «Ты знаешь, о чем я думаю? – о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?» Период становлений и исканий Пьера закончился.
Наступило время истинной духовной зрелости.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Развитие образа Пьера Безухова в романе «Война и мира» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/razvitie-obraza-pera-bezuxova-v-romane-vojna-i-mira/
Образ Пьер Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»
Коллекция сочинений: Образ Пьер Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого” Война и мир»
Пьер Безухов – один из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого” Война и мир». В этом произведении более пятисот персонажей, но яркий образ Пьера Безухова нельзя не выделить среди остальных героев.
Изначально свой великий труд граф Толстой хотел посвятить судьбе дворян, участвовавших в восстании 1825 года, но впоследствии писатель решил вернуться к более раннему этапу развития России, к войнам начала века, к тому периоду, на который приходилась юность героев, периоду формирования их жизненных взглядов и идеалов.
Пьев Безухов – один из любимых героев Толстого. В течение повествования образ этого героя претерпевает значительные изменения, что является следствием его духовных исканий, поиска смысла жизни, каких-то своих высших, непреходящих идеалов. Встретив Безухова впервые в салоне Анны Павловны Шерер и расставаясь с ним в эпилоге романа, мы видим двух совершенно разных людей.
“Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке» – таким предстает Пьер на вечере в начале романа.
Внешность Безухова вряд ли дает возможность предположить в нем незаурядную личность, скорее, она вызывает усмешку у окружающих. В этом великосветском салоне Пьер чужой.
Его” умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду» не место среди” механических» гостей” мастерской» Анны Павловны.
Не находит себе места Пьер и после получения огромного наследства. Напротив, это событие еще больше связывает его со светским образом жизни, заставляет жениться на блестящей красавице с холодным сердце Элен Курагиной и сказать ей слова, в которых ему придется впоследствии раскаиваться.
Пожалуй, самой яркой чертой характера Пьера является его безграничная доброта. В начале романа он необычайно простодушен и доверчив, как ребенок, он еще не искушен жизнью. Он живет по велению сердца, а не разума, отсюда его импульсивность и горячность, свойственная молодости, огромная щедрость души и пылкая любовь.
Измена Элен и дуэль с Долоховым становятся первыми жизненными испытаниями Пьера. Они ввергают его в духовный кризис, из которого он не видит выхода.
Испытав разочарование в окружающей его реальной жизни, он вступает в масонскую ложу, где его привлекает идея всеобщего братства людей, совершенствования души, внутреннего мира человека.
Масон Баздеев, открывший для него этот путь, представляется ему интереснейшим человеком и наставником.
Посещая собрания масонского братства, жертвуя деньги, ведя дневник, в котором он анализирует происходящее, Пьер постепенно приходит к выводу о бесполезности такого пути. Разочарование в идеалах не останавливает Пьера. Он стремится найти смысл жизни, обрести свой собственный взгляд на мир, стать ему полезным.
Большое значение имела для Пьера встреча с простым солдатом Платоном Каратаевым во французском плену. Он оказал решительное влияние на изменение взглядов героя.
Речь Каратаева наполнена присказками и поговорками, в которых отражается народная мудрость.” Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить», – говорит Платон Безухову.
Эти простые добрые слова, несомненно, значат для Пьера гораздо больше, чем пустые и холодные трактаты масонов.
За время плена Пьер Безухов приобретает новые для него душевные качества. Он становится терпеливым к тяготам и невзгодам жизни, без ненависти относится к французам, переоценивает все происшедшее с ним ранее, по-новому начинает смотреть на жизнь.
Теперь для него глупой и бессмысленной представляется ссора с Элен, теперь он готов простить Долохова, Курагина.
” Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное… и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».
Выйдя из плена, Пьер обретает полную духовную свободу: теперь у него совсем другое восприятие мира. В отношениях с людьми он также полностью изменился.
Теперь он стремится понять их, найти хорошие качества в каждом человеке.
Теперь ему легко отказать, например, французскому полковнику, безосновательно требовавшему от него денег, и вообще, в денежных делах у Безухова, по выражению Толстого, появился центр тяжести.
Возможность полного человеческого счастья Пьер обретает, женившись на Наташе Ростовой. В эпилоге романа он уже опытный семьянин, счастливый отец четверых детей. В прошлом остались разгульные кутежи в обществе Анатоля Курагина, собрания масонов и фантазии насчет своего высокого и таинственного предназначения.
Пьер Безухов нашел свое счастье, обрел радость и покой в душе, но не остановился на этом. Для него теперь существуют гораздо более важные, чем личное счастье и благополучие, вопросы. О них он говорит с братом своей жены Николаем Ростовым.
Но автор не показывает политической деятельности героя, оставляет его в тихом, радостном и спокойном семейном кругу, видя свой Идеал счастья человека именно в этом.
Источник: https://www.slavkrug.org/obraz-per-bezuxova-v-romane-epopee-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/
Нравственная эволюция пьера безухова в романе л. н. толстого «война и мир»
НРАВСТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА. Пьер Безухов — один из самых любимых героев Л.Н. Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизичёс- ком плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи.
Одним из ценных качеств человека JI.H. Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию. Поэтому мы видим, что его любимые герои — Наташа Ростова, князь Андрей Болконский, Пьер Безухов — меняются, эволюционируют, а противопоставленные им образы статичны.
Пьер — натура эмоциональная и мечтательная. Он умный, исключительно добрый, но в то же время рассеянный и слабохарактерный человек. Его главная цель — поиск «согласия с самим собой», спокойной гармоничной жизни, которая приносила бы ему моральное удовлетворение, но сама его жизнь при этом полна взлетов и падений, радостных надежд и горьких разочарований.
От природы Пьер чересчур податлив, мягок, склонен к сомнениям, поэтому светская жизнь с ее соблазнами затягивает его, он становится ведом ею, погрязая в кутежах и разгулах, но в то же время понимает никчемность такой жизни. С ужасом Пьер обнаруживает, что из многообещающего молодого человека превратился в обыкновенного помещика-трутня: «Все в нем самом и вокруг него представилось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным».
Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. Те вопросы, о которых иные даже не задумывались, ему, напротив, не давали покоя. Бесконечные духовные искания привели его в масонскую ложу.
Все, что говорили ее представители, казалось Пьеру тогда истиной в последней инстанции, несмотря на то что многое из окружавшей их сложной символики было ему малопонятно.
Масонство, как и все для Пьера, не маска и не средство для продвиженйя вверх по служебной лестнице, — вся душевная работа предшествующих лет вылилась в искреннее и сильное чувство причастности к «огромному гармоническому целому».
Это была счастливая пора в его жизни, когда он видел смысл существования в религиозной истине. «Надо жить, надо любить, надо верить», — говорит он своему другу Болконскому в Богучарове. Но позднее Пьер переживает разочарование в масонстве, понимая его фальшь и неискренность.
Война 1812 года, сломавшая все прежние устои, ставшая испытанием для каждой отдельной личности, не минула и Пьера, прервав его бесцельную жизнь. С радостью бросает он «богатство, удобство, комфорт, составляющий счастье многих людей в мирное время»^ идет на войну.
Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Пьера Безухова — это тоже решающий момент. Он, не будучи военным, принимает участие в сражении. Его глазами Толстой передает свое понимание исторической жизни России.
Пьер задумал убить Наполеона и с этой целью остается в Москве, но попадает в плен. В плену он встречается с Платоном Каратаевым, и знакомство это ознаменовало сближение любимого героя Толстого с народом. В плену он «…узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей…»
Испытывая физические лишения, Пьер с каждым днем становился все счастливее и счастливее, так как понял, что жить на свете — огромное счастье.
Пьер всегда искал смысл жизни: «Он искал его в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге, самопожертвовании, в романтической любви к Наташе. Он искал это путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его».
И вот, наконец, благодаря Платону этот вопрос разрешен. Пьер обретает «те спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».
В эпилоге лишь подтверждается тот урок, который Пьер усвоил во время Отечественной войны 1812 года. Непосредственность, одухотворенная чувственность Наташи сходны с народной чуткостью и отзывчивостью Платона Каратаева, недаром Пьер замечает своей молодой жене, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.
«Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас», — говорит герой, но на вопрос Наташи: «А одобрил бы он тебя сейчас?» — отвечает отрицательно. Пьер возвращается к своим духовным исканиям «путем мысли». Благообразие, воспринятое от Каратаева, удержалось в семейной жизни Безуховых.
В отличие от мертвой сущности первой жены Пьера, Элен, Наташа — духовно богатая личность, воплощение главного достоинства женщины — способности любить, понимать, чувствовать. Она «растворилась» в своем муже, искренне жила его интересами. Семья, показанная в эпилоге Толстым, — маленькая модель мира, без которой невозможно существование.
Сведя под крышей одного дома Болконских, Ростовых и Пьера Безухова, Толстой подчеркивает свою главную мысль: семья является высшей формой духовного единения людей.
Мы узнаем, что Пьер бесконечно счастлив, но выказывает желание вступить в тайное общество. Таким образом, автор дает нам понять, что ничего еще не решено окончательно, рано подводить итог.
Да и невозможно, ведь жизнь не стоит на месте. Жизнь героя показана в динамике, в беспрестанном движении.
Главное противоречие вновь звучит в финале романа — противоречие между жизнью сознательной и жизнью непосредственной, жизнью разумом и жизнью сердцем.
Пьер не останавливается на достигнутом, он продолжает искать что-то новое. Но теперь идет уже не каратаевским, а своим собственным путем: «Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем… и радостно ощущал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив».
Источник: https://www.prepodka.net/nravstvennaya-e-volyutsiya-p-era-bezuhova-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/