Цитаты из повести “прощание с матерой” распутина

Цитаты из книги “Прощание с Матёрой”

Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете — не вижу я, ли че ли! А на их мно-ого чего надо! Это не конь, что овса кинул да на выпас пустил. Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят, оне на это мастаки. Вон как скоро бегают да много загребают.

Вам и дивля, то и подавай. Вы за имя и тянитесь. Оне от вас — вы за имя вдогоню. Догонили, не догонили те машины, другие сотворили. Эти, новые, ишо похлеще. Вам тошней того припускать надо, чтоб не отстать. Уж не до себя, не до человека… себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге.

Че, чтоб быстро нестись, оставите, остальное не надо.

Господи, как легко расстается человек с близкими своими, как быстро он забывает всех, кто не дети ему: жена забывает мужа, муж жену; сестра забывает брата, брат сестру.

Обратите внимание

Хоронит — волосы рвет на себе от горя, на ногах стоять не может, а проходит полгода, год, и того, с кем жили вместе двадцать, тридцать лет, с кем рожали детей и не чаяли друг без дружки ни единого дня, будто бы никогда и не было.

Что это? Так суждено или совсем закаменел человек? И о детях своих, уложенных раньше себя, он страдает потому лишь, что чувствует свою вину: он обязан был беречь их и не сберег.

А со всеми остальными случайно или не случайно — от одного отца-матери — встретился, побыл, поговорил, поиграл в родство и разошелся — каждому своя дорога. Нет, дик, дик человек, этак и зверь не умеет. Волк, потерявши подругу, отказывается жить…

Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла!

Человек должен жить, покуль польза от его есть. Нету пользы — слезай, приехали. Нашто его самого маять, других маять? Живые… им жить надо, а не смерть в дому держать, горшки с-под ее таскать.

И хоронют оне нас, плачут… оне плачут не об нас, кого в гроб кладут, а кого помнют… какие мы были,- говорила она.- И жалко нас… потому что себя жалко. Оне видят, что состарются, нисколь не лучше нас будут. А без нас оне скорей старются. Про себя оне нас раньше похоронили.

Вот тогда бы и убраться, скараулить тот миг. А мы все за жисть ловимся. Че за ее ловиться — во вред только. Помоложе уберешься, тебя же лутше будут помнить, и память об тебе останется покрасивей. Побольней останется память, позаметней. А ежели в гроб тебя, как кащею, кладут — дак ить глядеть страшно.

Такая страхолюдина всю до-прежнюю память отшибет…

Ты из своей человечьей шкуры хочешь выскочить? Ан нет, Андрюшка, не выскочишь. Не бывало ишо такого. Только обдерешься да надсадишься без пути. И дела не сделаешь. Покуль выскакивать пыжиться будешь, смерть придет, она тебя не пустит.

Важно

Люди про свое место под богом забыли — от че я тебе скажу. Мы не лутчей других, кто до нас жил… Накладывай на воз столь, сколь кобыла увезет, а то не на чем возить будет. Бог, он наше место не забыл, нет. Он видит: загордел человек, ох загордел. Гордей, тебе же хуже.

Тот малахольный, который под собой сук рубил, тоже много чего об себе думал. А шмякнулся, печенки отбил — дак он об землю их отбил, а не об небо. Никуда с земли не деться. Че говорить — сила вам нонче большая дадена. Ох, большая!.. И отсель, с Матеры, видать ее.

Да как бы она вас не поборола, сила-то эта… Она-то большая, а вы-то как были маленькие, так и остались.

…эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал, что ты — не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, — вот это все запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколенья людей.

Про себя Дарья сразу решила, что, если доведется ей жить в таком дому, наверх подыматься, смерть свою искать она не станет.

— Давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить — середь воды… как лягушки.

В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдальные; и обязательно: отживет, отойдет в смерть одна такая старуха, место ее тут же займет другая, подоспевшая к тому времени к старости и утвердившаяся среди других своим строгим и справедливым характером.

Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живется, и плыть, как плывется, да ведь на том замешен: знать, что почем и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек.

«Ой, будет, будет на меня беда, здря никакой страх не живет». Дак нет, никто у нас в дому не утонул, а что гулеванила, берегов не слушалась вода — не нам однем, всем разор. Только щас мамкин страх наверх вышел, что незряшный он был… он когды… щас…

И кажется Дарье: нет ничего несправедливей в свете, когда что-то, будь то дерево или человек, доживает до бесполезности, до того, что становится оно в тягость; что из многих и многих грехов, отпущенных миру для измоленья и искупленья, этот грех неподъемен. Дерево ещё туда-сюда, оно упадет, сгниет и пойдет земле на удобрение. А человек? Годится ли он хоть для этого?

Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не поняла. Пока подвигалась к старости она, устремилась куда-то и человеческая жизнь. Пускай теперь ее догоняют другие. Но и они не догонят. Им только чудится, что они поспеют за ней, — нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, как смотрит сейчас она.

— Доведись до меня, взяла бы и никуды нe тронулась. Пушай топят, ежли так надо.

Источник: https://quoteka.org/source/proshhanie-s-matyoroj/

Валентин Распутин. Прощание с Матёрой — цитаты из книги

«Прощание с Матёрой» (1976) — одно из лучших произведений Валентина Распутина. Это щемящая история о затоплении острова и деревни с тем же названием ради грандиозного строительства Братской ГЭС, когда был покорен «Ангары своенравный поток» и создано искусственное море.

На дно этого моря в числе прочих должна уйти и Матёра. Уйти вместе с березками и соснами, «болотцем с лягушкой», вместе с деревней и кладбищем.

Без обжитого веками острова не мыслят своего существования и старики, которым трудно смириться с уничтожением родных могил, изб, в которых они родились, всего привычного уклада жизни, накрепко связанного с Матёрой. «Вся ткань повести — широкий поток народного поэтического восприятия… — писал А. Солженицын.

— Сколько чувств — о родной земле, ее вечности. Полнота природы — и живейший диалог, звук, речь, точные слова». В настоящее издание вошли и другие повести В. Распутина: «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Пожар» (1985).

Ты говоришь, машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете — не вижу я, ли че ли!

И покулева я тутака, ты надо мной не крыль.

До смертинки три пердинки, — кивнула Дарья.

Совет
Обратите внимание

Год — это нитка с узелками: когда одни узелки распускаются, умирают, но другие, на другом конце, завязывают новые.

[/su_box]

Старухи опять умолкли, припивая вино маленькими глоточками, как чай, морщась и страдая от него, перебивая этим страданием другое.

Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла!

К чему тогда терпеть старость, если ничего, кроме неудобств и мучений, она не даёт? К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом, что всё, для чего ты приходил в свет, ты давно сделал, а вся твоя теперешняя служба — досаждать другим.

Человек не может без того, чтоб над кем-нибудь не командовать, это ему самая сладкая служба, и чем дольше он просидел под началом другого, тем больше старается потом наверстать своё.

— Человек — царь природы. — Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет.

Без дела, без того, чтобы в нём нуждались, человек жить не может.

Всё, что ни происходит, — к лучшему, к тому, чтобы жить было интересней и счастливей. Ну и живи: не оглядывайся, не задумывайся.

Мечтают в девичестве, приготовляясь к жизни, ничего о ней ещё толком не зная, а как почал тебя мужик да обзавелась семьёй — остаётся только надеяться. Но и надежды с каждым годом всё меньше, и она тает, как снег, пока не истает совсем, впитавшись в землю, — и вот уже перед тобой не надежда, а парком дымящиеся из-под земли воспоминания.

А где же тогда характер человека, его собственная, ни на какую другую не похожая натура, если так много зависит от того, повезло тебе или нет? Куда девается человек, если за него говорит место? Как мало, выходит, в человеке своего, данного ему от рождения, и сколько в нём от судьбы, от того, куда он на сегодняшний день приехал и что с собой привёз.

Обратите внимание

Господи, как легко расстаётся человек с близкими своими, как быстро он забывает всех, кто не дети ему: жена забывает мужа, муж жену; сестра забывает брата, брат сестру.

Читайте также:  Сравнительная характеристика саши и мити в романе "дубровский": сравнение в таблице

Хоронит — волосы рвёт на себе от горя, на ногах стоять не может, а проходит полгода, год, и того, с кем жили вместе двадцать, тридцать лет, с кем рожали детей и не чаяли друг без дружки ни единого дня, будто бы никогда и не было.

Что это? Так суждено или совсем закаменел человек? И о детях своих, уложенных раньше себя, он страдает потому лишь, что чувствует свою вину: он обязан был беречь их и не сберёг.

Пуп вы щас не надрываете — че говорить! Его-то вы берегете. А что душу свою потратили — вам и дела нету.

Щас все бегом. И на работу, и за стол — никуды время нету. Это че на белом свете деется! Ребятенка и того бегом рожают. А он, ребятенок, не успел родиться, ишо на ноги не встал, одного слова не сказал, а уж запыхался.

Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не поняла. Пока подвигалась к старости она, устремилась куда-то и человеческая жизнь. Пускай теперь ее догоняют другие. Но и они не догонят. Им только чудится, что они поспеют за ней, — нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, как смотрит сейчас она.

Ты, Дарья, много на себя не бери — замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть.

Оно, может, по нам маленько и видать, какие в ранешнее время были люди, дак ить никто назад себя не смотрит. Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет бегут… Куды там назадь… под ноги себе некогды глянуть… будто кто гонится.

[Тятька] говорит: живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — живи, на то тебе жить выпало. В горе, в зло будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь — нет, живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были.

Всё, что живёт на свете, имеет один смысл — смысл службы.

… То, что они считают мечтами, всего лишь воспоминания, даже в самых дальних и сладких рисованных мыслях — только воспоминания. Мечтать никому не дано.

Источник: https://www.citati.su/kniga/valentin-rasputin-proshchanie-s-matyoroy

Прощание с Матерой

В книгу замечательного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина вошли его лучшие повести разных лет. “Деньги для Марии”. У Марии, неопытного продавца деревенского магазинчика, обнаружена недостача. Тысяча – сумма огромная для ее семьи.

Новость о недостаче быстро разносится по деревне, но никто не торопится предложить помощь. Никто не хотел бы оказаться на месте Марии, но большинству безразлично, как выпутается она из такой ситуации. “Живи и помни”.

В последний год войны в родную деревню возвращается Андрей, который дезертировал по дороге из госпиталя после ранения. О том, что Андрей вернулся, знает только один человек – жена Настя. Она вынуждена скрывать мужа даже от родных. Андрей теперь – вечный беглец, обречённый на одиночество. “Прощание с Матёрой”.

Важно

Действие повести происходит в 1960-х годах в деревне Матёре, расположенной посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. “Дочь Ивана, мать Ивана”.

В основе сюжета лежит история женщины из сибирского города, застрелившей насильника своей несовершеннолетней дочери. Книга В.Г. Распутина “Прощание с Матёрой” символически стала 100-м томом популярной серии “Сибириада”, выпускаемой издательством “Вече” с 2006 года.

  • 2 + «Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла!»
  • 2 + «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.»
  • 1 + «Вы, мертвые, скажите: узнали, нет вы всю правду там, за этой чертой? Для чего вы были? Здесь мы боимся ее знать, да и некогда. Что это было – то, что зовут жизнью, кому это надо? Надо это для чего-то или нет? И наши дети, родившись от нас, устав потом и задумавшись, станут спрашивать, для чего их рожали.»
  • 1 + «Ты говоришь, машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете – не вижу я, ли че ли! А на их мно-ого чего надо! Это не конь, что овса кинул да на выпас пустил. Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят, оне на это мастаки. Вон как скоро бегают да много загребают. Вам и дивля, то и подавай. Вы за имя и тянитесь. Оне от вас – вы за имя вдогоню. Догонили, не догонили те машины, другие сотворили. Эти, новые, ишо похлеще. Вам тошней того припускать надо, чтоб не отстать. Уж не до себя, не до человека… себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге. Че, чтоб быстро нестись, оставите, остальное не надо. И в ранешное время робили, не сидели руки в укладку, дак ить робили в спокое, а не так. Щас все бегом. И на работу, и за стол – никуды время нету. Это че на белом свете деется! Ребятенка и того бегом рожают. А он, ребятенок, не успел родиться, ишо на ноги не встал, одного слова не сказал, а уж запыхался.»
  • 1 + «Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?Андрей улыбнулся:- Есть, говорят, такая.– Не надсмехайся, есть. Это вы приучили себя, что ежли видом не видать, ежли пощупать нельзя, дак и нету. В ком душа, в том и бог, парень. И хошь не верь – изневерься ты, а он в тебе же и есть. Не в небе. А боле того – человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался. Благость в себе имел. А кто душу вытравил, тот не человек, не-е-ет! На че угодно такой пойдет, не оглянется. Ну дак без ее-то легче. Налегке устремились. Че хочу, то и ворочу. Никто в тебе не заноет, не заболит. Не спросит никто.»
  • 1 +

    «Смотрите, думайте! Человек не един, немало в нем разных, в одну шкуру, как в одну лодку собравшихся земляков, перегребающих с берега на берег, и истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните.»

  • 1 +

    «Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания.»

  • 1 +

    «И кажется Дарье: нет ничего несправедливей в свете, когда что-то, будь-то дерево или человек, доживает до бесполезности, до того, что становится оно в тягость; что из многих и многих грехов, отпущенных миру для измоленья и искупленья, этот грех неподъемен. дерево еще туда-сюда, оно упадет, сгниет и пойдет земле на удобрение. А человек? Годится ли он хоть для этого?»

  • 3 +

    «Мечтают в девичестве, приготовляясь к жизни, ничего о ней еще толком не зная, а как почал тебя мужик да обзавелась семьей – остается только надеяться. Но и надежды с каждым годом меньше, и она тает, как снег, пока не истает совсем, впитавшись в землю, – и вот перед тобой не надежда, а парком дымящиеся из-под земли воспоминания»

  • 3 +

    «Как мало, выходит, в человеке своего, данного ему от рождения, и сколько в нем от судьбы, от того, куда он на сегодняшний день приехал и что с собой привез»

  • Добавить цитату из книги «Прощание с Матерой»

    Источник: https://bookmix.ru/bookquotes.phtml?book_id=2375138

    «Прощание с Матерой» Валентин Распутин

    Главная .
    Что почитать? .
    Современная проза .
    Современная русская литература

    mvpphila Янв 16, 2017 Прощание с Матерой Валентин Распутин (Пока оценок нет)
    Загрузка…

    Название: Прощание с Матерой
    Автор: Валентин Распутин
    Год: 2015

    Жанр: Современная русская литература

    Читать онлайн

    Скачать книгу

    Цитаты из книги

    О книге «прощание с матерой» валентин распутин

    О книге «Прощание с Матерой»

    Книга «Прощание с Матерой» написана выдающимся российским общественным деятелем, писателем и публицистом Валентином Распутиным. Впервые книга была издана в 1976 году. По мотивам произведения был снят художественный фильм под названием «Прощание» и поставлены спектакли самыми известными российскими театрами. Сюжет своей повести Валентин Распутин основал на реальных событиях.

    Валентин Распутин известен читателю, как представитель «деревенской прозы» — литературного течения, в котором отражены реалии современной деревенской жизни в России. Наряду с В. Шукшиным, Б. Можаевым, Ф.

    Абрамовым и другими представителями жанра, писатель в своих произведениях знакомит читателей с укладом жизни селян, с их нелегкой судьбой, радостями и невзгодами.

    В большинстве повестей и рассказов автора главными героями выступают простые жители деревушек, затерявшихся на бескрайних сибирских просторах.

    Книга «Прощание с Матерой» полна трагизма, драматическая сюжетная линия поражает своей искренностью, судьбы главных персонажей вызывают у читателя прилив искреннего сочувствия. Валентин Распутин сумел создать социальную драму, читать которую отнюдь нелегко – книга берет за живое, заставляет многое переосмыслить.

    Кратко о сюжете книги

    Главные герои повести «Прощание с Матерой» — жители крохотной деревеньки, расположенной на одном из островов могучей сибирской реки Ангары. В большинстве своем центральными персонажами книги являются старики и старухи – люди, которые привыкли жить простой жизнью, практически не имея понятия о достижениях технического прогресса.

    Однако привычный уклад жизни главных героев меняется в 60-х годах ХХ столетия, когда на всех больших реках Сибири было начато строительство плотин гидроэлектростанций. Жители Матеры теперь должны покинуть свои нажитые места и переселиться в город, поскольку вскоре на месте их деревни образуется огромное водохранилище.

    Совет

    Молодые селяне быстро делают свой выбор, без лишних слов променяв родную Матеру на большой город, однако старшие жители деревни поступают иначе.

    Читайте также:  Образ и характеристика наташи ростовой в романе "война и мир": описание внешности и характера, портрет

    Даже под страхом смерти они принимают решение не покидать обжитые места, ведь городские блага стариков вовсе не прельщают.

    О том, как сложилась дальнейшая судьба старых сибиряков можно читать в повести «Прощание с Матерой» — глубокой социальной драме о влиянии технического прогресса на судьбы простых людей.

    На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Прощание с Матерой» Валентин Распутин в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения.

    Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов.

    Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

    Цитаты из книги «Прощание с Матерой» Валентин Распутин

    Всё, что ни происходит, — к лучшему, к тому, чтобы жить было интересней и счастливей. Ну и живи: не оглядывайся, не задумывайся.

    Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла!

    Пуп вы щас не надрываете — че говорить! Его-то вы берегете. А что душу свою потратили — вам и дела нету.

    Совет
    Обратите внимание

    Год — это нитка с узелками: когда одни узелки распускаются, умирают, но другие, на другом конце, завязывают новые.

    [/su_box]

    Всё, что живёт на свете, имеет один смысл — смысл службы.

    — Человек — царь природы.
    — Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет.

    Без дела, без того, чтобы в нём нуждались, человек жить не может.

    И покулева я тутака, ты надо мной не крыль.

    Старухи опять умолкли, припивая вино маленькими глоточками, как чай, морщась и страдая от него, перебивая этим страданием другое.

    Ты, Дарья, много на себя не бери — замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть.

    Скачать бесплатно книгу «Прощание с Матерой» Валентин Распутин

    (Фрагмент)

    В формате fb2 : Скачать
    В формате rtf : Скачать
    В формате epub : Скачать
    В формате txt: Скачать

    Рекомендуем к прочтению:

    Источник: https://LifeInBooks.net/chto-pochitat/proshhanie-s-materoy-valentin-rasputin/

    Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина

    Повесть «Прощание с Матёрой» входит в группу произведений, относящихся к «деревенской прозе». Такие авторы, как Ф.Абрамов, В.Белов, В. Тендряков, В.Распутин, В.

    Шукшин поднимали проблемы советской деревни. Но в центре их внимания не социальные, а нравственные вопросы. Ведь именно в деревне, по их мнению, ещё сохранились духовные основы.

    Анализ повести “Прощание с Матерой” помогает лучше понять эту мысль.

    Сюжет произведения построен на реальных событиях. В 1960 году во время строительства Братской ГЭС была затоплена родная деревня писателя – Старая Аталанка.

    Жителей многих окрестных сёл переместили на новую территорию из зоны затопления.

    Подобная ситуация описана в повести «Прощание с Матёрой», созданной в 1976 году: деревня Матёра, находящаяся на одноимённом острове, должна уйти под воду, а её жителей отправляют в недавно построенный посёлок.

    Смысл названия повести «Прощание с Матёрой»

    Название повести символично. Слово «Матёра» связано с понятиями «мать» и «матёрый».

    Образ матери сопряжён с центральным персонажем – старухой Дарьей, хранительницей традиций, на которых держится жизнь дома, семьи, деревни, мира.

    Важно

    Кроме того, Матёра связана с фольклорной и мифологической фигурой – Мать-Сыра Земля, которая считалась у славян символом женского начала и плодородия. «Матёрый» значит крепкий, опытный, много повидавший. 

    Слово «прощание» вызывает ассоциации с вечной разлукой, смертью и памятью. А также соотносится со словом «прощение», с последним раскаянием. Продолжим ниже анализ “Прощание с Матерой”.

    Проблематика повести Распутина

    Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.

    С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.

    Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.

    К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе “Прощание с Матерой”. Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным.

    В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи.

    Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился.

    В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.

    Совет

    Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие.

    Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.

    «Распутинские старухи» в  анализе повести «Прощание с Матёрой»

    «Распутинские старухи» – это мудрые хранительницы памяти, традиций, уходящего в прошлое жизненного уклада. Но главное – носительницы духовного начала, которые размышляют о человеке, о правде и совести.

    Главная героиня повести «Прощание с Матёро», старуха Дарья, стоит на последнем рубеже, ей немного осталось жить.

    Старуха многое видела, воспитала шестерых детей, из которых троих уже похоронила, пережила войну и смерть близких.

    Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё.

    Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.

    Символика в повести Распутина «Прощание с Матёрой»

    Немалую роль в произведении играют образы-символы. Если вы делаете анализ “Прощание с Матерой”, не упустите эту мысль. К таким символам можно отнести образ Хозяина острова, царского лиственя, избы, тумана.

    Хозяин в повести «Прощание с Матёрой» – это маленький зверёк, охраняющий и стерегущий остров. Предчувствуя всё, что произойдёт здесь, он обходит свои владения. Образ Хозяина соединяется с представлениями о домовых – добрых духах, берегущих дом.

    Царский листвень – необъятное, могучее дерево. Его не смогли спилить рабочие, приехавшие уничтожить лес перед затоплением. Листвень соотносится с образом мирового древа – первоосновы жизни. Это ещё и символ борьбы человека с природой и невозможности победы над ней.

    Обратите внимание

    Изба – дом, основа жизни, хранительница очага, семьи, памяти поколений. Неслучайно Дарья относится к своей избе, как к живому существу.

    Туман символизирует неясность, размытость будущего. В конце повести люди, поплывшие на остров за старухами, долго блуждают в тумане и не могут найти дороги.

    Надеемся, что приведенный в этой статье анализ повести “Прощание с Матерой” Распутина оказался полезным и интересным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Возможно вас также заинтересуют статьи по теме:

    • Краткое содержание “Прощание с Матерой”

    Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-proshchanie-s-materoy-rasputina

    Русская трагедия. Рецензия на повесть Валентина Распутина “Прощание с Матёрой”

    Если вы устали от литературных экспериментов, от попыток современных мастеров оказаться оригинальными, настойчивыми в придуманных событиях и речах, прочитайте повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».

    Она была опубликована в 1976 году и стала одним из самых заметных явлений в русской культуре периода нашей очередной катастрофы — перехода от Застоя к Перестройке и последовавшей за ней Демократии.

    Будто прощаясь с народной душой, Распутин делает главным героем коллективное крестьянское сознание.

    Это сознание никак не хочет понять, что силы прогресса давно подписали смертный приговор тем, кто хочет всю жизнь прожить на своей земле, обрабатывать ее, питаться полученными плодами, защищать от агрессий и лечь в эту землю, успев передать потомкам память о главных правилах сбережения, не знающего сроков. Распутина и его товарищей — В.

    Белова, Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Шукшина — часто называли «деревенщиками», представителями «деревенской прозы». Более дальновидные специалисты ведут речь о «прозе традиционной», подчеркивая, что здесь мы читаем не сельское, а русское. Не русско-советское, а именно русское, связанное с глубинным оправданием цивилизации, без которой мы — никто.

    Читайте также:  Краткое содержание "повести о настоящем человеке" по частям и главам (часть 4 и послесловие)

    Кто давно подружился с Пелевиным, Акуниным или Улицкой, может сказать: «Прощание с Матёрой» — скучное произведение! Действительно, Распутин не стремится к созданию лихого сюжета, где каждое новое действие будет создавать эффект «американских горок».

    В конце 60-х принято решение о строительстве электростанции на Ангаре, значит, деревня Матёра будет затоплена.

    Дарье и Настасье, Катерине, Егору, другим немногочисленным старикам и старухам следует смириться: деревня навсегда уйдет на дно, а последним в трехсотлетней истории Матёры жителям надо переехать в благоустроенные квартиры — кому в новый совхоз, кому и в город.

    Ничего изменить нельзя.

    Но можно сказать самые важные слова о том, что умение прощаться с родным, недопущение в памяти превращения живого в мертвое отличает хорошего человека от плохого, которому все равно. Не «переехать», а «проститься», не забыть в комфорте Родину, а остаться сердцем в неказистых полях, возле черной земли, там, где бездорожье.

    Значит, изменить можно.

    Факт ужасен — смерть родного пространства. Но отношение, которое в деталях воспроизводит Распутин, напоминает воскрешение. Подчеркну, что никакой специальной религиозности в повести нет. Распутин обращает внимание на другое: живая душа не может не воскрешать умерших отцов и детей, воспоминания о трудных временах, саму землю, наконец.

    Матёра — материнский — матерь — мать. В простом и понятном факте экономически обоснованного затопления сибирской деревни Распутин черпает правду о нарастающем русском сиротстве, о часто повторяющейся русской трагедии.

    «Мы продолжаем убивать наших стариков», — так можно обозначить суть этой трагедии. Опричники Иоанна Грозного со свистом выселяют в смерть защитников боярства. Век спустя туда же отправляют староверов сторонники государственного исправления наших православных обычаев по греческим образцам.

    Люди Петра I рвут бороды, уничтожая весь уклад средневековой Московии. Коммунисты времен Революции и Гражданской войны объявляют лишними, вредными «стариками» Московскую Русь и Петровскую Россию вместе взятые.

    «Наши 90-е» совсем близко, поэтому сами придумайте название для недавно случившегося истребления тех, кого в безумном карнавале лишали денег, работы, жилья, сил для продолжения жизни.

    Распутин не рассуждает о политике, но пишет именно о ней. Страшное начинается, когда появляются люди с мрачным умением равнодушно, с презрением бывалых могильщиков смотреть на мир. Важно, что самое живое Валентин Распутин находит на кладбище.

    Именно здесь эпицентр человечности, тут проходит проверку каждая душа.

    Важно

    Если видит только тление и пустое собрание костей — дрянь-человек! Если замирает от близости никогда полностью не исчезающего сознания, чувствует его — есть знак доброго начала! Страшно, когда чужие (не по паспорту и крови) получают власть.

    Как можно с живых могил сорвать кресты, оголить подземное существование отцов, прадедов, безвременно ушедших детей, залить память о них океанами воды? Старики из «Прощания с Матёрой» этого не могут понять: «Там лежат люди, не звери…». Но другая позиция у «официальных лиц».

    Председатель сельсовета Воронцов и «товарищ Жук» из отдела по зоне затопления ходят по кладбищу как по пустой, никчемной земле. Распутинские старухи разговаривают с могилами, каются за то, что уже не успеют вывести кости. А Жук не хочет разговаривать со старухами.

    И не потому, что он важный начальник, этакий «советский Фауст», героически идущий вперед. Просто в нем пустыня — даже не зла, а пустыня под названием «да какая разница…», «все равно — без смысла…» и «жив лишь я один, да и то умру…».

    «Туристам кресты с ваших могил будут мешать», — находит объяснение Воронцов. «Сам ты турист…», — припечатывают его местные.

    Что такое хорошо и что такое плохо? Эти вопросы волнуют Распутина, он умеет на них ответить. Вот один из самых плохих людей в повести — Петруха, сын одинокой Катерины. Не убийца, не вор. Пьяница, но не так, чтоб с буйством или агрессией.

    В чем же открывается зло этого обыденного Петрухи? Даже не в том, что сам готов поджечь собственный дом, быстренько забыть о матери или «смахивать на урку» в неуместно новом костюме с красной ниткой.

    В чем же? По Распутину, это тяжелый грех — «беспутность»: отсутствие четкого «нельзя», готовность к любому безобразию, лишь бы подвернулась кнопка с подходящей болтовней, с тем или иным дурным оправданием. И, конечно, Петруха смешлив — как клоун-эгоист, устраивающий представление только для самого себя.

    Валентин Распутин не любит тех, кто похож на низкого персонажа из надоевшего анекдота. Петруха — «бессовестный», а по-настоящему живы лишь «совестливые». Ничто не имеет смысла — все имеет смысл: на этих весах у Распутина взвешивается плохое и хорошее.

    Автор, каким он предстает в «Прощании с Матёрой», не любит и город, точнее, цивилизацию городского типа.

    «Тут все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто — как оплачут, куда отнесут, с кем рядом положат, там — полная тьма что на этом, что на том свете», — подчеркивает ценность Матёры одна из героинь. Но дело не только в «своем».

    Город — облегченная жизнь. Город — это праздность квартирантов, а не осмысленный труд хозяев. Думаю, что для автора город — это стиль безответственности, возможность затаиться и спрятаться, не отвечать перед всем миром за свои поступки.

    А так здорово, конечно: вода, плита, печки не надо… Нас это вдохновляет, распутинских старух нет. Квартиру можно продать, поменять, получить. Изба в этом мире таким операциям не доступна. Поэтому перед самым затоплением ее белят, ей кланяются, беседуют с домом в последний раз.

    Горожанин — человек потенциального переезда, смены места ради выгоды. Сколько наших современников колесит по миру! Может, Россия на своей земле никому не проигрывала, потому что просто не допускала никакой возможности переезда? Упрутся русские старики и старухи, откажутся сдвинуться с обжитого места — и тогда уползет враг, а не ты.

    Была ли счастливой жизнь в уходящей Матёре? У Распутина нет никакой идеализации. Вот старуха Настасья: два сына не пришли с войны, третий утонул, провалившись с трактором под лед, дочь умерла в городе от рака. Вот старуха Сима: ни собственности, ни надежных родственников, только томительная ответственность за малолетнего внука Кольку.

    Совет

    Вот Дарья, «самая старая из старух»: один сын погиб на войне, другой — на лесоповале, дочь умерла в родах.

    «Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился…». У Распутина в повести говорят не интеллектуалы, а те, кого высоколобые ребята могут назвать «бессловесными».

    Целостное учение о человеке — в речах совершенно простой Дарьи. Впрочем, не будем умничать, только — цитаты: «Я мало видала, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-о-олго на его смотрела, а не походя, как ты. Покуль Матёра стояла, мне торопиться некуда было. И про людей я разглядела, что маленькие оне.

    Как бы оне не приставлялись, а маленькие. Жалко их… Кто душу вытравил, тот не человек… Щас все бегом… Человек — путаник несусветный…. Дик, дик человек, этак и зверь не умеет. Волк, потерявши подругу, отказывается жить…». И еще вспоминаются ее слова о мечте и надежде: «Мечтать можно только в девичестве.

    А как почал тебя мужик, и обзавелась семьей, остается только надеяться. Да и надежды с каждым годом остается все меньше».

    Так что дело не в формальном счастье. Счастье, когда свои/своё, а не чужие/чужое. Смысл, когда жизнь состоялась во всех ее трудностях, а не в суетливом бегстве от них.

    Правильно, когда по Матёре ходит невидимый Хозяин — маленький зверек, деревенский домовой, знающий, что «все, что живет на свете, имеет один смысл — смысл службы. И всякая служба имеет конец».

    Прощальный вой Хозяина, исчезающего в непроницаемом, предсмертном тумане, завершит повесть.

    Мы привыкли: где трагедия, там всегда незабываемый персонаж. Он возвышается над убивающей его судьбой. Распутин отказывается от ярких супергероев.

    Русская трагедия заключается в ином: снова, в который уже раз народная душа мучается в тяжелых испытаниях, умирает в огне и потопе, приносится в жертву масштабным проектам.

    А усиливается печаль еще и тем, что не внешний враг куражится здесь, а в родных местах выросший человек вдруг отыскал в себе «чужое», сделал из него меч, отправился с ним на бой против своих…

    ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ

    – Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живется, и плыть, как плывется, да ведь на том замешен: знать, что почем и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек.
    – Человек должен жить, покуль польза от его есть. Нету пользы — слезай, приехали.

    Обратите внимание

    Нашто его самого маять, других маять? Живые… им жить надо, а не смерть в дому держать, горшки с-под ее таскать.
    – Ты из своей человечьей шкуры хочешь выскочить? Ан нет, Андрюшка, не выскочишь. Не бывало ишо такого. Только обдерешься да надсадишься без пути. И дела не сделаешь.

    Покуль выскакивать пыжиться будешь, смерть придет, она тебя не пустит.

    – Люди про свое место под богом забыли — от че я тебе скажу. Мы не лутчей других, кто до нас жил… Накладывай на воз столь, сколь кобыла увезет, а то не на чем возить будет. Бог, он наше место не забыл, нет.

    ЭКРАНИЗАЦИИ

    В 1981 году увидела свет экранизация «Прощание с Матерой». Она называется просто «Прощание». Начинала ее снимать режиссер Лариса Шепитько, а после ее трагической гибели закончил съемки ее муж режиссер Элем Климов. В роли главного затопителя Матеры Воронцова — Алексей Петренко.

    В роли Дарьи — Стефания Станюта, известная многочисленными ролями «бабушек». Снимались в картине также Лев Дуров, Юрий Катин-Ярцев и Майя Булгакова. Экранизированы также книги В. Распутина «Живи и помни», «Уроки французского», «Василий и Василиса».

    По многим произведениям (например, повесть «Последний срок») ставились спектакли.

    Алексей ТАТАРИНОВ

    Источник: https://kubnews.ru/obshchestvo/2015/09/09/russkaya-tragediya-retsenziya-na-povest-valentina-rasputina-proshchanie-s-matyeroy/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]