Иллюстрации к поэме “песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова” лермонтова (картинки, рисунки)

М. Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Работа над содержанием поэмы. – презентация

1 М. Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Работа над содержанием поэмы

2 М. Ю. Лермонтов Портрет работы П. Е. Заболотского 1837 Он поэт русский в душе – В нём прошедшее и настоящее русской жизни. В.Белинский

3 «Песня про купца Калашникова» была написана в 1838 году во время пребывания Лермонтова на Кавказе

4 У литературных героев «Песни про царя Ивана Васильевича…» – Кирибеевича и Калашникова – нет прототипов (реальных лиц, послуживших основой для создания характеров).Но Лермонтов, следуя историческим источникам, правдиво изобразил характеры и конфликты, верно передал дух, колорит эпохи Ивана Грозного. «Песня…» переносит читателей в далёкое прошлое. Она рисует настолько достоверные картины русской жизни XVI столетия, что уподобляется яркой, запоминающейся странице книги по русской истории. Первая обложка книги

Обратите внимание

5 Песня …» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного.

6 Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» «Песня про купца Калашникова», написанная в 1837 году, повествует о событиях ХVI века – эпохе царя Ивана Грозного. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин подчеркивает неоднозначность этой фигуры, противоречия в характере царя: «…имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова…; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты». Карамзин заключает: «…если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново».

7 Москва XVI века А. М. Васнецов 1891

8 Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век В.М. Васнецов. 1903

9 Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века

10 В. М. Васнецов Царь Иван Васильевич Грозный

11 М. М. Антокольский. Фотография скульптуры. Мрамор Царь Иван Васильевич Грозный

12

13 В 1565 году царь оставил свою резиденцию в селе Коломенском и выехал в Александровскую слободу. Оттуда в послании к боярам и духовенству он сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» – кроме). Иван Грозный был уверен, что его позовут вернуться на трон. Это произошло. Иван IV продиктовал свои условия возвращения: разделить страну на две части: опричнину и земщину. В опричнину царь включил наиболее важные в стратегическом и экономическом отношении земли. На этих землях хозяйничало опричное войско. Набирались опричники из молодых дворян и боярских детей, отличавшихся удалью. Они должны были беспрекословно исполнять волю государя, обо всем ему доносить, отрекшись от всего и всех. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя. На все поступки опричников царь глядел сквозь пальцы, при любых разбирательствах с ними опричники почти всегда были правыми. Главой опричного террора стал Малюта Скуратов (таково прозвище Григория Лукьяновича Скуратова) – думный дворянин, приближенный Ивана IV.

14 Опричники – преданные воины, с помощью которых царь боролся с «изменой», уничтожал неугодных ему бояр, проводил массовые казни.

15 XVI век – один из самых ярких и трагических периодов России. За годы царствования Ивана Грозного страна увеличилась почти в полтора раза, но цена за это была слишком велика.

16 Историограф отмечает, что «сказать неучтивое слово кромешнику (опричнику) – значило оскорбить самого царя», что «люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных». Он упоминает о похищении жен многих знатных людей Иваном Грозным и его приближенными. Опричники стали бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их преданность и верность, и они действительно во всем исполняли его волю: все кровавые деяния второй половины царствования Ивана Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников. Правила семейно-бытовой жизни XVI века изложены в «Домострое». «Домострой» – памятник древнерусской литературы. Предполагают, что книга была создана в XV веке на основе «слов» и «поучений», распространенных в древнерусской литературе. В середине XVI века протопоп Сильвестр, приближенный Ивана IV в ранний период его царствования, переработал текст «Домостроя». Повседневная жизнь родовитых бояр и богатых купцов подробно описана в книге. В этом своде житейских правил говорится:

17 «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи пред ним; но с покорением истину отвещай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему… Обидим (обиженный) не мсти; хулим (обвиненный) моли; зла за зло не воздавай; согрешающая (грешащих) не осуждай». «Подобает поучити мужем жен своих с любовию и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, Богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всем ему покорятися; и что муж накажет, то с любовию приимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию».

18

Важно

19 И. Билибин. Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» Пир у Ивана Грозного

20 Боярский пир в ХУІ в.

21 П. Коровин Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» Лавка купца Калашникова

22 И. Билибин Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» 1938 Лавка купца Калашникова

23 Б. Кустодиев Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» Кирибеевич и Алена Дмитриевна

24 Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» 1938 И. Билибин

25 « Песня про купца Калашникова» – романтическая поэма Сильные личности в центре повествования Главные герои – носители романтических страстей: Калашников – чести, Кирибеевич – любви, Иван Грозный – власти. Главные герои – носители романтических страстей: Калашников – чести, Кирибеевич – любви, Иван Грозный – власти. Противостояние приводит к смерти одного из героев Противостояние приводит к смерти одного из героев

26 « Песня про купца Калашникова» написана тоническим стихом, близким к фольклорному сказовому стиху.

27 Стиль поэмы яркий и своеобразный

28 Гей вы, ребята удалые, Гусляры молодые, Голоса заливные! Красно начинали – красно и кончайте, Каждому правдою и честью воздайте. Тароватому боярину слава! И красавице-боярыне слава! И всему народу христианскому слава!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/596045

Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: М.Ю.Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”- поэма об историческом прошлом России

Слайд 1

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма об историческом прошлом России «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно нигде больше не буду искать, как в русских песнях» 1830 г.

Слайд 2

1838 – цензура не позволила поставить имя автора, и «Песня …» вышла с подписью «… въ » 1830 – задумал свою «Песню…» 1840 – вышел первый и единственный прижизненный Сборник произведений М.Ю.Лермонтова , который начинался «Песней…»

Слайд 3

Гусляры

Слайд 4

В.М. Васнецов Царь Иван Васильевич Грозный

Слайд 5

«Степан Парамонович в лавке» И. Билибин П. Коровин

Слайд 6

«Кирибеевич и Алёна Дмитриевна» В. Серов Б. Кустодиев

Слайд 7

Кулачный бой В. Васнецов И. Билибин

Слайд 8

Прощание Калашникова с братьями перед казнью И. Билибин В. Васнецов

Слайд 9

Сравнительная характеристика Степан Парамонович Калашников Кирибеевич «смелый купец» «молодой купец» «статный молодец» «удалой боец» «лихой боец» «удалой боец» «буйный молодец» «молодой боец» «добрый молодец» «верный слуга» «лукавый раб» «злой охульник » «злой опричник»

Слайд 10

Отношение к женщине, к любви Степан Парамонович Калашников Кирибеевич Защищает свою любовь, семью, честь жены Умеет постоять «за правду до последнего» Глава семьи, несет ответственность за жену Для Алены Дмитриевны он «царь», «красно солнышко» Брак – святыня Крадет семейное счастье купца Нарушает христианские заповеди (преследует замужнюю женщину) Эгоист в любви (думает только о себе) «разбойник»

Слайд 11

В чем сила и слабость героев? Степан Парамонович Калашников Кирибеевич Из рода Калашниковых Не одинок, есть братья, готовые защищать, жертвуя жизнью, честь семьи Чувство собственного достоинства «не в силе Бог, но в правде» Воплощение идеала народного добра и правды Одерживает нравственную победу, проявляя Мужество, честность, твердость, Прямоту, решительность, благородство Нет имени Из семьи Малюты Скуратова Одинок Символ беспредельного зла опричников «побледнел в лице, как осенний снег» (смятение, испуг, стыд) «лукавый раб» ( раб обстоятельств) Разрушитель чужого счастья

Слайд 12

Совет

Кулачный бой на Москва-реке Степан Парамонович Калашников Кирибеевич Бой- способ защитить семью Одерживает победу Русский богатырь Отважный, мужественный Сильный духом Разговаривает с царем на равных, проявляет смелость в поведении с царем, признает свою зависимость от власти царя Идет на бой «потешить царя нашего батюшку» высокомерие, бахвальство, пренебрежение к более слабым Привык быть первым Все дается легко Своевольный – поступающий по своей воле, произволу Избалован властью, покровительством царя Возмездие, настигшее его, справедливо; не просит пощады, принимает смерть как должное

Читайте также:  Краткое содержание "путешествия из петербурга в москву" радищева читать (краткий пересказ)

Слайд 13

Домашнее задание на выбор: наизусть отрывок: восход зари Иллюстрация Сочинение-миниатюра на тему: «Кирибеевич и Калашников» «Царь Иван Грозный» «Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?»

Слайд 14

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга Презентация создана учителем русского языка и литературы Харитоновой Н.В. Предназначена для использования на уроках литературы в 7 классе

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/26/myulermontov-pesnya-pro-tsarya-ivana-vasilevicha-molodogo

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в искусстве 20 века»


Михаил Юрьевич Лермонтов в зеркале двух столетий.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

в искусстве 20 века»

Значение творчества М. Ю. Лермонтова в истории русской

литературы

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Так говорил Ираклий Андронников о человеке, имя которого останется в веках, о известном русском писателе, поэте, Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Тема моего реферата как никогда актуальна, так как в этом году исполняется 200 лет со дня рождения Лермонтова. Это важная дата для каждого русского человека, для каждого, кто знает и любит свою Родину, историю, культуру.

Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.

В эпоху мрачной реакции Лермонтов выражал протест против политического и общественного гнёта, звал к действию, к борьбе, раскрывал трагическое положение в крепостническо-самодержавном государстве мыслящих передовых людей, указывал, что «спасение находится только в народе» (Добролюбов).

Своим художественным творчеством Лермонтов продолжал дело декабристов в новых исторических условиях, подготовляя путь, которым в 60-е годы шли революционные демократы, деятели второго этапа освободительного движения в России.

Вожди этого движения Чернышевский и Добролюбов, горячо любившие поэзию Лермонтова, указывали на его большую роль в истории развития русской литературы и общественной мысли. Крупнейшие русские поэты и прозаики той или иной стороной своего творчества обязаны Лермонтову.

Отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — воспринята была Некрасовым.Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов пролагал дорогу романам Тургенева и Л. Толстого. Чехов учился у автора «Тамани» мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.

Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов. Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко прекрасно знал и любил произведения Лермонтова. Иван Франко, Леся Украинка и многие современные поэты Украины называли и называют Лермонтова одним из своих учителей.

В наши дни Лермонтов — один из любимейших поэтов и писателей.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма о чести и бесчестии

Обратите внимание

Поэма — излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828–1841), но опубликовал Лермонтов только три из них: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м).

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — “от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты” (свидетельство А.А.Краевского).

Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи.

Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни…» приближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, “перехваты”, повторы.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, “бездну ужасов тиранства” (Н.М.Карамзин). XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в истории России.

За годы царствования Ивана IV страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи.

В центре «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — вопрос о чести и бесчестии, ключевой вопрос лермонтовских произведений, основная тема — гибель бесстрашного человека за вечные ценности, за неприкосновенность священных понятий: дом, семья, очаг.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — ответ Лермонтова бескровной, ничтожной современности. Белинский справедливо заметил: “Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в историческое прошедшее”.

Но и в современной Лермонтову действительности были те, кто “жадною толпой” стояли у трона, были и “невольники чести”. В достойную великую эпоху, как и в “железный” девятнадцатый век, как и в наше время, конфликт чести и бесчестия, независимой гордой личности и “лукавого рабства” не утрачивает своей остроты.

Поэма М. Ю.

Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в творчестве художников и композиторов 19 века

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» вдохновляла художников и композиторов 19 века на создание картин, иллюстраций, музыкальных произведений.

Поэму иллюстрировали такие художники, как М. А. Врубель, М. Е. Малышев, М. В. Нестеров, Е. И. Плехан, А. А. Радаков, И. Е. Репин, В. Семенов, В. Я. Суреньянц, В. И. Суриков, М. Е. Ушаков-Поскочин, А. И.

Шарлемань, В. Г. Шварц и др.

Важно

Музыкальные воплощения «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» также многообразны: в 1880 году была поставлена опера А. Г.

Рубинштейна «Купец Калашников», отрывки из поэмы положили на музыку А. В. Никольский, Н. А. Сасс-Тисовский («Над Москвой великой», хоровая песня), А. В. Лазарев («Ой, ты гой еси…»), Ю. С.

Бирюков (3 фрагмента для хора á cappella), М. Красев (хор «Заря над Москвой»)..

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в искусстве 20 века

Первая экранизация

В начале 20 века с появлением кинематографа был снят фильм «Песнь про купца Калашникова» (1909) —это  немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, один из первых художественных фильмов в истории кинематографа России.

По сохранившимся описаниям фильма, он был снят как последовательность четырёх эпизодов. Действие открывается картиной пира при дворе Ивана Грозного. Опричник Кирибеевич оскорбляет жену купца Калашникова. Калашников и Кирибеевич спорят друг с другом.

Фильм заканчивается кулачным боем между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. В фильме снимались Пётр Чардынин , Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Потёмкин. Фильм снимался в 1908 году с привлечением актёров труппы Введенского народного дома.

Кинолента вышла на экраны 2 (15) марта 1909 года, повторно была выпущена в прокат в 1913 году.

В настоящее время фильм считается утраченным.

Сценические постановки «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

В 1940 в Москве состоялась премьера оперы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (Ансамбль советской оперы ВТО; режиссёр А. Н. Новиков, директор И. И. Юхов, художник М. М. Липкин). Основная партия была поручена хору гусляров с четырьмя солистами. По жанру — это народно-музыкальная драма.

Совет

В 1997 году в Омске состоялась премьера балета В.И. Казенина по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В 2000 году балет был показан в Москве на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В 2013был поставлен моноспектакль Геннадия Морозова по мотивам поэмы М.Ю.

Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Режиссёр Юрий Филиппов.

Постановки «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» можно увидеть также и в исполнении самодеятельных театральных кружков, причём не только в России, но и в других странах.

Читайте также:  Татьяна ларина в доме евгения онегина: текст эпизода (фрагмент, отрывок)

Примером тому служит постановка Литературного театра Нины Михайловны Натансон при русской воскресной школе в городе Скоки, штат Иллинойс, США, которая состоялась 4 мая 2014 года.

А на безграничных просторах интернета мною была найдена рок-композиция Вячеслава Брюквина по произведению М.Ю.

Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Не утратили своего интереса к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и композиторы 20 века.

Композитор, дирижёр и педагог Василенко Сергей Никифорович создал вокальный цикл на стихи Лермонтова, а также ариозо Алёны из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», дуэт «Земля и небо».

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в творчестве художников и композиторов 20 века

Но самое большое внимание творчеству М. Ю. Лермонтова уделили художники 20 века. Это такие мастера живописи, как Криммер Э. М. Кошелев Н. А., Гурьев А. А., Белкин А. П., Васнецов А. М., Васнецов В. М..

Обратите внимание

Известна книга «Лермонтов. Песня про купца Калашникова». Издательство СПБ. «Острова грамотности», изданная в 1909 году. В это издание вошли шесть рисунков известного русского художника Б.М. Кустодиева.

Мастера живописи иллюстрировали книги Лермонтова, рисовали по его произведениям картины, портреты героев.

Самым известным художником, иллюстрировавшим книгу «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» , является И. Я. Билибин. Эта книга была издана в ГДР в 1983 году. Иллюстрации датированы 1938-39 годами. Рисунки Ивана Яковлевича Билибина удивительно гармонично дополняют поэму Лермонтова.

Художник не просто создал живые и яркие образы героев, его иллюстрации будто переносят читателя в 16 век – время царствования грозного царя Ивана Васильевича. Чёрно-белые изображения и строгость линий, характерная для старинных гравюр, подчёркивают драматизм событий, разворачивающихся на страницах книги, и усиливают ощущение их исторической достоверности.

Иллюстрации к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» создавал известный русский художник Фаворский В. А. Работы были выполнены в 1954 для сборника поэм Лермонтова (Детгиз, 1956).

Центральная сцена — кулачный бой — представлена двустраничной многофигурной иллюстрацией в разворот: Калашников, весь в напряжении боя, смотрит на распростертого перед ним на снегу Кирибеевича; лицо Калашникова сурово и скорбно.

Лермонтовские мотивы в палехском искусстве

Не менее интересны работы палехских мастеров, на которых изображены фрагменты из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Это шкатулки, бисерницы, тарелки, пластины, ларцы.

Николай Дмитриевич Вакуров создал самый совершенный из палехских портретов – изображение Ивана Грозного (1934), а также пластину «Лермонтов».

Важно

Мастер палехской живописи В.Ф. Морокин в своей миниатюре «Купец Калашников» использовал традиционный в палехском искусстве прием организации пространства при помощи объединения в одной композиции нескольких сцен, не связанных одним временем и местом действия.

Художник представляет разные картины древней Москвы: кремлевские стены и башни, узкие улочки с деревянными домами и дощатыми заборами, заснеженные берега Москвы-реки. Наиболее яркой и запоминающейся является сцена кулачного боя, собравшего много зрителей.

Несмотря на динамику, эмоциональность изображенных сцен, композицию отличает монументальность форм.

За что я люблю Лермонтова

  Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу самых дорогих и любимых имен поэтов и писателей. Мятущаяся душа Лермонтова беспрестанно горела, “желанием чудным полна”, томясь безысходной тоской воспоминанья о чем-то, что было, когда его не было.

И если жизнь человеческая, замкнутая в границах общепризнанной повседневности, мыслится нами временною и конечною, то Лермонтов, наоборот, носил в себе сознание чего-то вечного. Вечным стало его творчество. Я хочу, чтобы через много лет такая же девчонка, как я, повторила мои слова: «Лермонтов – мой самый любимый поэт, которого я чувствую и понимаю.

Понимаю его метания, поиски и разочарования, его произведения очень близки моей душе. Именно за это я и люблю все творческое наследие М.Ю. Лермонтова.

МИХАИЛ КИРИЛЛОВ

У памятника Лермонтову

Ты стоишь, не знающий покоя,Молодой, уставший от дорог,Думаешь над новою строкою –Так, как ты лишь думать мог.Ты ещё, наверно, не заметил:Отшумели тысячи дождей,Миновало уже два столетьяБесконечной юности твоей.

Золотятся, как и прежде, нивы,Пахнет воздух хлебом и жнивьём.Голос твой свободно и счастливоВходит гостем в каждое жильё.

Совет

Жить и жить в граните и металлеВечно юной пламенной душе!Слышишь, как деревья зашептали:

«С днём рожденья, дорогой Мишель…».

Список литературы

  1. Андронников Ираклий. А теперь об этом. М.: Сов. писатель, 1981

  2. Коваленская Н. Н. В. М. Васнецов. — В кн.: История русского искусства. Т. 9. Кн. 2. М., «Наука», 1965, с. 93—118. С. 112: иллюстрации к «Песне про купца Калашникова». 

  3. Лермонтов М. Ю. Поэмы. Стихотворения. – М. : Дрофа: Вече, 2002. (Библиотека отечественной классической литературы)

  4. Лермонтов в музыке. Справочник. / Сост. Л. Морозова, Б. Розенфельд. — М.: Советский  композитор, 1983, 176 с.

  5. Музей палехского искусства. Искусство Палеха. Путеводитель по музею. Иваново, 1957. 62 с. С. 32—33, 53: произведения палехских мастеров на сюжеты Лермонтова.

  6. Интернет-ресурсы

5

Источник: https://multiurok.ru/files/poema-m-iu-liermontova-piesnia-pro-tsaria-ivana-2.html

Презентация на тему: Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Презентация на тему: Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Презентацию выполнили ученики 7 класса МОУ «Усть-Щербединская СОШ» Руководитель: учитель русского языка и литературы Кабанова Елена Борисовна.

№ слайда 2

Описание слайда:

О времени Ивана Грозного Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533г. В 1544 г. он принял царский титул, сделавшись первым русским царём.

№ слайда 3

Описание слайда:

О времени Ивана Грозного Вся страна была разделена на 2 части: одна называлась «земщиной»,там оставались старинные государственные учреждения. Другая часть получила название «опричнина». Здесь власть царя была безраздельна.

№ слайда 4

Описание слайда:

О времени Ивана Гроз ного Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. В своих чёрных кафтанах ,с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» ужас.

№ слайда 5

Описание слайда:

О времени Ивана Грозного Со своими опричниками Грозный провёл множество казней своих противников. При нём не только рубили головы, но также варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски.

№ слайда 6

Описание слайда:

О времени Ивана Грозного Умер Иван Грозный в 1584г. , незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.

№ слайда 7

Описание слайда:

Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине? Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. С помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа. В поэме народное мнение выражают гусляры.

№ слайда 8

Описание слайда:

Боярский пир времён Ивана Грозного То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его всё бояре и князья, По бокам его всё опричники.

№ слайда 9

Описание слайда:

Обратите внимание

Алёна Дмитриевна От вечерни домой шла я нонече Вдоль по улице одинёшенька. И послышалось мне, будто снег хрустит; Оглянулася – человек бежит.

№ слайда 10

Описание слайда:

Кирибеевич и Алёна Дмитриевна Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать, Лишь не дай мне умереть смертью грешною: Полюби меня, Обними меня Хоть единый раз на прощание!

№ слайда 11

Описание слайда:

Вышел я на страшный бой , на последний бой. А поведай мне, добрый молодец, Ты какого роду, племени, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться.

№ слайда 12

Описание слайда:

Смерть опричника И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво; Повалился он на холодный снег, На холодный снег, Будто сосенка.

№ слайда 13

Описание слайда:

Прощание с братьями. Уж вы, братцы мои, други кровные, Поцалуемтесь да обнимемтесь На последнее расставание. Поклонитесь от меня Алёне Дмитриевне, Закажите ей меньше печалиться.

№ слайда 14

Описание слайда:

Главная проблема поэмы- проблема долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни не было жизненного материала, раскрывающего эту нравственную проблему. О своём поколении он писал:«Перед опасностью позорно малодушны и перед властию -презренные рабы».

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013). Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/pesnja-pro-carja-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova1.html

Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Какой период русской истории отражен в “Песне…”? Почему поэт обратился к далекому прошлому?

В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с “царским опричником” погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи.

Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы.

Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.

Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)? Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)? Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?

Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.

Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?

Важно

Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее “за железный замок за дубовую дверь окованную”.

Для Алены Дмитриевны муж – “государь”, “красно солнышко”; его немилость для нее – горше людской молвы, страшнее смерти. “Вторым отцом” считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его.

Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.

Почему “Песня про царя Ивана Васильевича…” обычно называют поэмой?

Поэма – один из жанров лиро-эпического рода литературы, стихотворное сюжетное повествование. В основе лирического повествования Лермонтова – сюжет о конфликте купца Степана Парамоновича Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного – Кирибеевича.

Как вы объясните такое длинное и обстоятельное название этого произведения?

В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название показывает влияние этих персонажей на судьбу главного героя – купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жизни, характерные для российского купечества.

В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?

Иван Грозный воплощает идею деспотической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой “просвещенным” государем Николаем I.

Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения частного человека и всей государственной машины, олицетворением которой является Иван Грозный.

Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозволенности приближенных царя.

Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпилог?

Завязка – пир у Ивана Грозного.

Кульминация – бой Калашникова с Кирибеевичем.

Развязка – казнь Калашникова.

Совет

Эпилогом можно считать строфу, в которой говорится о том, какую память оставил Степан Парамонович в народе.

Своеобразной экспозицией можно назвать зачин поэмы.

Как проявилась в поэме связь с фольклором? Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие художественные приемы фольклора.

Произведение написано в особом жанре – песни. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народные.

Художественная структура поэмы приближает ее к произведениям устного народного творчества: традиционные эпитеты (вино сладкое заморское, очи зоркие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы русые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (ходит плавно – будто лебедушка, молвит слово – соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтаксических повторов и прямого и отрицательного параллелизма:

Не сияет на небе солнце красное,Не любуются им тучки синие:То за трапезой сидит во златом венце,Сидит грозный царь Иван Васильевич… Сравните образ Ивана Грозного в исторической песне “Правеж” с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.

В народных песнях образ Ивана Грозного идеализируется, в них воплотилась вера народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предстает перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лермонтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных.

Воля царя считалась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следствия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жалует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну.

Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет “только Богу единому”.

Подготовьте чтение наизусть одного из важнейших эпизодов поэмы.

Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и разговор Калашникова с Иваном Грозным.

Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точно передал атмосферу поэмы?

Обратите внимание

Захватывающий сюжет лермонтовской “Песни…”, ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстрировал В. Г. Шварц.

Его рисунки отличаются выразительностью характеристик персонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань.

Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка художника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллюстрации к “Песне…” нарисовал И. Е. Репин, в 1888 году – М. В. Нестеров.

В начале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Билибин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактовке образов произведения Лермонтова.

На сюжет “Песни…” написана опера А. Г. Рубинштейна “Купец Калашников”. Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: “Над Москвой великой…”, “Заря над Москвой”, “Ох ты гой еси…”?

Тематика отрывков – прославление Москвы – сердца России и близость их по своей структуре народной песне обусловливают такой выбор.

События “Песни про… купца Калашникова” Лермонтова и “Тараса Бульбы” Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте.

Вы знаете, что события этих произведений относятся примерно к одному времени – XVI-XVII векам.

Но это обстоятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур.

В памяти остается общее представление о средневековье с его бытом, нравами, системой отношений. Однако ощущение встречи с героическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героические судьбы и сильные характеры.

В поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… купца Калашникова” и в произведениях А. К. Толстого “Василий Шибанов” и “Князь Серебряный” один из героев – Иван Грозный. Попробуйте создать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.

Важно

В этих трех произведениях Иван IV – грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, который создается у читателя, различен.

В “Песне…” Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к опричнине, в “Василии Шибанове” – жестокость, в “Князе Серебряном” дается более обстоятельная характеристика царя, показано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.

Как начинается третья часть поэмы – картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари? Одинаково ли ведут себя противники? С какой целью каждый из них выходит на кулачный бой? Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича “нехотя” (ведь этим он спас бы свою жизнь)? Можно ли его поведение назвать подвигом? Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии? Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов. Какова главная идея “Песни про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова?

Хотя события “Песни…” исторические, но смысл произведения актуален: в условиях деспотизма человек должен защищать свою честь и достоинство любыми способами.

Источник: http://www.sochuroki.com/voprosy-i-otvety-k-poeme-m-yu-lermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector