Критика о поэме “демон” лермонтова: отзывы современников и критиков

Критика «Демон» Лермонтов

     Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.

Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как это ни парадоксально, становился сам Бог. Ведь именно он требовал от человека страданий, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» не стала исключением. За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. Образ Демона, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь.

Над поэмой Михаил Юрьевич работал 12 лет.

Обратите внимание

В начале работы поэт сочувствовал своему герою. Стремление Демона быть безграничным в чувствах и действиях, вызов обыденности существования, дерзость бунта против божественных установок были притягательны для юного Лермонтова.

Демон — необычный герой: он презирает ограниченность людского существования и во времени, и в пространстве. Когда-то он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья», но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта».

Пролетая над долинами роскошной Грузии, он видит, как танцует молодая княжна Тамара.

В этот миг Демон испытывает неизъяснимое волненье, потому что «немой души его пустыню наполнил благодатный звук» и «вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты». Но его любовь не нужна Тамаре, ведь она ждет своего жениха — отважного князя Синодала.

Все герои поэмы, кроме Демона, замкнуты в пространстве своей судьбы.

Трагические обстоятельства управляют ими, и сопротивление им бесполезно. Отважный князь спешит на брачный пир и минует часовню, где всегда приносил «усердную молитву». Как только «презрел удалой жених обычай предков своих», как только он перешел границу предписанного, смерть от «злой пули осетина» настигла его.

Может быть, это месть Демона?

Создавая свою поэму, Лермонтов вспомнил услышанную им на Кавказе старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем прекрасную грузинку. Когда дух Гуда узнал, что Нино любит земного юношу, не в силах терпеть муки ревности, накануне свадьбы он засыпает саклю влюбленных огромной снежной лавиной.

Но Лермонтова не устраивает принцип: «Так не доставайся же ты никому!» Его Демон действительно ради любви готов преобразиться: он лишен энергии зла и жажды мести, и в нем нет ревности.

Любовь к Тамаре для Демона — попытка освобождения от холодного презренья к миру, на которое обрек его бунт против Бога.

 «Зло наскучило ему» оттого, что он не встречает ему сопротивленья в людях, которые охотно используют подсказки Дьявола. Демон «сеял зло без наслажденья», он лишен тщеславного удовлетворения от своей власти над ничтожными людьми.

Когда Тамара горюет о погибшем женихе, Демон

… К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью …

на нее смотрел.

Важно

В этот момент он не был ни ангелом-хранителем, ни «ада духом ужасным». Когда Тамара решает сузить свою жизнь до мрачной кельи монастыря, Демон хочет вернуть ей всю широту свободы и подарить пространство вечности. Он обещает Тамаре рай всезнанья, рай свободы:

Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе все, все земное –

Люби меня!…

Но цена такой свободы слишком высока — отказ от всего ничтожного земного, то есть смерть. Поэтому Тамара и хочет спастись от «неотразимой мечты» лукавого духа. На помощь ей приходит Ангел, не верящий в преображение Демона, поэтому он возвращает его к прежней роли злодея. Таким образом, у Неба не хватило веры в добро, сознания его силы в душе Тамары и возможности его в Демоне. Тамара же оказалась способна не только полюбить Демона, но и позаботиться о спасении своей души. После ее смерти «грешная душа» Тамары омыта слезами Ангела, ведь она «ценой жестокой искупила» возможность того, чтобы рай ей все-таки открылся.

Смерть Тамары — победа любви к Демону, но сам он не спасен этой победой, ведь она отнята смертью, а душа взята Небом. Увидев, как душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения на груди Ангела, Демон окончательно побежден:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои…

Причину поражения Демона Лермонтов увидел в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта.

Критика по-разному оценила образ Демона. Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, — вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения».

Сакля – хижина, жилище кавказских горцев.

Источник: https://libaid.ru/katalog/l/lermontov-mikhail/3627-kritika-demon-lermontov

Книга «Демон»

«Демон» – это одна из наиболее прекрасных и чувственных поэм, что мне доводилось читать. Вот уже несколько раз я пролистывала страницу за страницей, ставила на повтор аудиокнигу, но каждый раз словно новый.

Это произведение о красивой любви, о прекрасной стране, а также её традициях, о ревности, о зависти, о благородстве, об искренности. На самом деле, в одном предложении совершенно нельзя передать всю чувственную глубину этой поэмы и уж тем более нельзя передать всю её поэтическую мощь.

Задумка «Демона» проходит с Лермонтовым почти через всю его жизнь. Это произведение писатель начал ещё в четырнадцать лет, а закончил лишь через одно десятилетие. За такой период концепция поэмы и ее образы постоянно менялись, поэтому существует восемь редакций «Демона».

Но более всего рассказать мне хотелось бы о самом Демоне, вернее, его образе. На самом деле, этот персонаж далеко не нов, в таком же контексте его использовали: Дж. Мильтон («Потерянный рай», образ Сатаны), И. В. Гёте («Фауст», образ Мефистофеля), Дж. Г. Байрон («Каин», образ Люцифера).

Разные авторы, разные эпохи, разные литературные течения – один образ.

Демона из одноименной поэмы М. Лермонтова можно рассматривать, как личность маргинальную, – и в этом его интересная особенность, а так же привлекательность для читателей.

Совет

Вкратце, маргинальная личность – это личность раздвоенная, личность «без определенного места жительства», выражаясь грубо, личность, которая находится за несколькими социальными кругами (в один из них пытается войти, а из другого – выйти). Так вот как раз в «Демоне» эта особенность различается буквально с первых же строк:

«Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей…
…Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта…»

То есть, герой уже и не ангел, но и не совсем собственно демон. К слову, под его образом подразумевается образ Люцифера, который, как мы помним, был прежде ангелом Господним, но за неповиновение был изгнан из Рая. Косвенно, эта легенда, которая является как бы предысторией поэмы, присутствует в ней:

«Помчался – но куда? Зачем?
Не знаю, – прежними друзьями
Я был отвергнут, как Эдем,

Мир для меня стал глух и нем…»

Итак, образ Демона в поэме предстает перед нами не как абсолютное воплощение зла, а как мятежный дух, что был изгнан из Эдема. Символичным является то, что Лермонтов не изображает Демона в его вроде бы привычном окружении – Аду. Он бродит по свету и наблюдает за людьми. Опять же, отлично прослеживается потерянность, неопределенность и раздвоенность.

Демон находится меж двух миров (в буквальном смысле), будучи неспособным принадлежать ни к одному из них.
Герои, которые находятся в поисках себя сейчас очень в моде. А особенно излюблены мистические и мифические сущности, которые ищут свое место в мире.

Только почему-то толпы бросаются на современное непонятно что, без доли чувств и поэтики, а про вот такие вот прекрасные и бессмертные произведения забывают.

Еще один аспект, который привлек меня, как девушку – это романтические чувства Демона. Ах, как красив он в этом своем амплуа, как самоотвержен, властен и всемогущ.

Перенести это в киноформат с каким-то крайне привлекательным актером в главной роли, и дамы совсем потеряют голову. Ну а пока: читайте и воображайте, это, пожалуй, даже интереснее.

«Лишь только я тебя увидел –
И тайно вдруг возненавидел
Бессмертие и власть мою.
Я позавидовал невольно

Неполной радости земной»

Демон, который влюбился. С первого взгляда. С литературной точки зрения, это один из аспектов, в котором выражается его раздвоенность, и в самой поэме это звучит наиболее ярко.

Он не библейский змей-искуситель, наоборот, эта любовь – спасение для него и его души (да-да, души). Люцифер – это гордыня, это непокорство, это сущность зла.

Обратите внимание

Но именно контраст с этим устаревшим образом (который, как было приведено выше, вовсе не всегда изображался так стереотипно) играет со зрителем и отображает Демона в новом свете.

Читайте также:  Образ и характеристика пантелея прокофьевича мелехова в романе "тихий дон": описание внешности и характера (отец григория мелехова)

«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой

Пришла желанная пора»

Прекрасная фраза, открывающая новый аспект характера героя и заставляющая трепетать сердце читателей (особенно читательниц).
Интересным является так же то, что растерянность, а даже, скорее, потерянность Демона проявляется физически – он бесплотный дух. Определенных черт он приобретает, только лишь представ перед Тамарой.

«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой

Пришла желанная пора»

Чувство любви на определенное время разрушает его бунтарское начало и даже очеловечивает героя в глазах читателя. Демон начинает познавать и любить мир через душу одной девушки.

И эта любовь фактически открывает герою путь на землю, однако на очень короткий отрезок времени, поскольку, желая совершенно завладеть Тамарой, Демон лишает ее жизни.

Что касается самой Тамары, то она воплощает в себе образ идеальной любви, идеальной девушки (праведна, чиста, добра, уважает родителей и прочие присущие ей положительные черты), а идеал не может существовать в жизни, по крайней мере, на протяжении долгого времени.

Данный мотив очень часто, на самом деле, встречается в литературе, вот и в этой поэме тоже. Так что судьба Тамары была предрешена её сущностью буквально с первых страниц. В целом, поэма захватывает, увлекает и даёт пищу для ума. «Демон» – одно из любимейших мною произведений, его можно цитировать даже целиком.

Кроме того, существует отличная аудиокнига, скорее даже, аудиоспектакль. Великолепнейший. Восхищает меня, наверное, столько же, сколько и сама поэма. Очень рекомендую.

Я прекрасно понимаю, что я тут так долго и так много говорила, но… что я могу сделать? Впечатления и любовь к «Демону» переполняют меня каждый раз, как я сажусь в очередной раз перечитывать эту бессмертную поэму.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1002837758-demon-m-lermontov

Михаил Лермонтов “Демон” (1839)

Мы любим прозаиков, но обходим стороной поэтов. Уж слишком неуловима грань восприятия, отданной в угоду красивым словам.

Можно бесконечно поражаться мастерству поэта придерживаться заданных рамок, соблюдению стихотворных размеров и грамотно подбирать нужное количество слогов, даже не стоит упоминать о поиске нужной рифмы.

Прозаику проще – его задача не перестараться с оборотами и в нужных местах расставить знаки препинания. Читатель обязательно поймёт и найдёт слова для выражения собственного мнения о прочитанном.

Важно

Поэтам в этом плане не так просто – либо твой труд окажется мимолётным, либо жизненно-важным. Никогда не знаешь, задел ли ты те струны души читателя, что он будет трепетно хранить их в душе, что запомнит хотя бы что-нибудь, что придаст хоть толику смысла прочитанному. Чаще всего нет…

Лермонтов – поэт. Знаем мы со школьной скамьи. Он поэт печальной судьбы. Жил ярко – умер молодым.

Талант сгубила горячая молодость, не дав толком раскрыться цветку, осмысленно жить под гнётом увядания и полностью пересмотреть всю свою жизнь.

Умер молодым – и это стало спасительной строчкой в одном из неоконченных произведений. Жизнь оборвалась, что ещё об этом скажут славные потомки: респект, уважуха? как Маяковский в две-три колонки.

Над “Демоном” Лермонтов работал десять лет. Поэма тяжёлая морально, она трудно воспринимается и давит горой депрессии, заставляя голову поникнуть и впасть в хандру. Беспросветное чувство от начала и до конца.

Будет ли кто способен принять жизнь взбунтовавшегося Демона, не прибегая к сравнениям с другими произведениями, не отталкиваясь от демонизма, да не трогая аллегоричность Эзопа. Иначе не на что опереться.

Где-то надо искать зацепки.

Лермонтов называет “Демона” восточной повестью. На Востоке всё не так как на Западе. Белое – это чёрное. Дракон и змея – положительные. Жёлтый – цвет власти. Даже любовь на Востоке выражается по другому. Неудивительны метания Демона, сошедшего с небес и влюбившегося в пылкую грузинку. Он был готов перевернуть основы бытия, пойти против небес.

Выразить свой конфликт в полной мере. Молодой то был Демон. Нет значения прожитым годам, он наполнен горячностью подобно жгучему темпераменту самого Лермонтова. Не смог бы Лермонтов создать наделённого тысячелетней мудростью сверхъестественного существа, взирающего на мир без любви, пресыщенного долгим существованием, чья душа давно стала чернее смолы.

Лермонтов даёт читателю почувствовать жар бездны.

Совет

Очень тяжёлая поэма. Эмоции уходят в негатив. Пытаешься поднять себе настроение, но оно до конца дня на самом низком уровне. Вырваться из оков быстро не получится.

Дополнительные метки: лермонтов демон критика, лермонтов демон анализ, лермонтов демон отзывы, лермонтов демон рецензия, лермонтов демон книга, Mikhail Lermontov, Demon

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | Ozon | My-shop

Источник: https://trounin.ru/lermontov39/

Поэма «Демон»

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Поэма «Демон»

  Скачать сочинение

    В поэме “Демон” Лермонтов воплотил свой тираноборческий пафос. Бог в его поэме — это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон — враг этого тирана. В понятия добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где “добро” означает покорность “доброму” Богу, а “зло” — неповиновение ему.

    Но если Бог недобр, то понятия добра и зла меняют свой смысл, приобретают смысл противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где “добро” означает покорность “доброму” Богу, а “зло” — неповиновение ему. Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них иное.

По христианской морали подвиг добродетели в смирении, для Лермонтова — в борьбе, а покорность и смирение — зло. Лермонтов показывает, что не Демон, а Бог — виновник зла. И самым жестоким обвинением против творца является земля:
    Где преступленья лишь да казни.
     Где страсти мелкой только жить.
     Где не умеют без боязни     Ни ненавидеть, ни любить.

    Бог незримо присутствует в поэме, он действующее лицо, хотя и эфемерное. О нем постоянно говорят, вспоминают, обвиняют в преступлениях, совершаемых на земле, так как он сотворил преступников:
    …всесильный Бог,
    Ты знать про будущее мог,
    Зачем же сотворил меня?
    Азраил, как и Демон,— изгнанник, “существо сильное, но побежденное”.

Он наказан не за бунт, а только за “мгновенный ропот”. Ему было скучно одному (так как был создан раньше людей). Он упрекнул Бога в этом и был наказан. Так повествует Азраил о себе:
    Я пережил звезду свою;
     Как дым рассыпалась она.     Рукой творца раздроблена;
     Но смерти верной на краю.
     Взирая на погибший мир,     Я жил один, забыт и сир.

    Демон же наказан не только за ропот: тут посерьезнее — за бунт. И его наказание страшнее, изощреннее, чем наказание Азраила. Бог испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира.

По воле Бога Демон “жжет печатью роковой” все, к чему ни прикасается, он орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова.
    Помчался — но куда?
     Зачем? Не знаю,— прежними друзьями     Я был отвергнут, как Эдем,     Мир для меня стал глух и нем…
    Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара оживила “немой души его пустыню”.

Обратите внимание

    И вновь постигнул он святыню:     Любви, добра и красоты.
    В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывать большие человеческие чувства.

Жить! Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его “злой” Бог.
    Он любовался — и мечты
     О прежнем счастье цепью длинной,
     Как будто за звездой звезда,
     Пред ним катилися тогда.
    Почувствовав впервые “тоску любви”, Демон плачет.

    Поныне возле кельи той     Насквозь прожженный виден камень
     Слезою жаркою, как пламень,     Нечеловеческой слезой.
    Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица, этого было бы мало для любви. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о “судьбе рабыни” была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон.

Именно на такую душу, “полную гордыни”, и мог наложить свою печать Демон. Только к девушке, в характере которой были заложены черты мятежности, мог обратиться он со словами:     Оставь же прежние желанья
     И жалкий свет его судьбе;     Пучину гордого познанья     Взамен открою я тебе.
    Между героями существует некоторая родственность характеров.

    Философская поэма “Демон” в то же время и психологическая. В ней заложен и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта. Передовые люди 30-х годов XIX века страстно искали истину, резко критиковали самодержавно-крепостническую действительность с ее рабством, жестокостью, деспотизмом. Но они не знали, где найти правду.

Выросшие и воспитанные в крепостнической стране, они были и сами во многом отравлены ее пороками.
    Черты одиноких страдальцев-бунтарей Лермонтов и отразил в образе Демона. Это бунтовщик без положительной программы, гордый и отважный мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить. Демон рвется к людям и презирает их.

Читайте также:  Образ софьи фамусовой в комедии "горе от ума": описание в цитатах

Одну минуту своих “непризнанных мучений” он ставит выше “тягостных лишений, трудов и бед толпы людской”. Демон не может освободиться от отравившего его зла, и не виновен в нем.
    Но Демон так же образ символический. Он — образ ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт отразил в нем дух критики и революционного отрицания.

“Дух критики,— писал Герцен, анализируя образ Демона,— вызван не из ада, не с планет, а из собственной груди, и ему некуда исчезнуть”.

    Символический образ Демона раскрыл Белинский. “Демон,— писал он,— отрицает для утверждения, разрушает для созидания…” Свой труд Лермонтов не закончил. На рубеже 40-х годов для поэта наступил новый творческий этап. Из мира тоски и безнадежных блужданий он вышел к поискам положительного героя, от отрицания — к утверждению, от Демона — к Мцыри. Белинский назвал Мцыри любимым идеалом Лермонтова.

13445 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Поэма «Демон»

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00010301184864034831

Поэма Лермонтова «Демон» и другие книги, которые запрещали в России

Какой русский проживет без запретов? С кем же тогда бороться, против чего бунтовать? Так и всяческий смысл жизни потерять можно. Власть во все времена подвергала опале отдельные жанры, авторов, книги. Встречались и откровенно курьезные запреты и особенно экстравагантные цензоры. Что же тайком почитывали наши предки?

Предка современного комикса – лубок – запрещали, кажется, во все времена.

На то были свои причины: церковники усматривали в нем слишком фамильярное толкование библейских сюжетов, критики презирали за чрезмерную народную любовь, правителей не радовали сатирические сценки и пародии на власть. Например, царь Петр не смог по достоинству оценить лубок, на котором был изображен «кот с красными вытаращенными глазами».

Недостойные изображения было велено запретить. А вот еще случай: увидел как-то один министерский чиновник на базаре лубочную картинку с изображением двух дерущихся мужиков и надписью: «Два дурака дерутся, а третий – смотрит и смеется».

Важно

Оглядевшись вокруг, спросил «А кто же третий?» На свой риторический вопрос получил краткий ответ.

Из-за отсутствия юмора у отдельно взятого гражданина в итоге пострадали все имеющиеся у коробейника картинки, сам продавец, а заодно и вся лубочная литература, начиная с 1812 года.

Полная рукопись «Записок Екатерины II» на французском языке была завещана императрицей сыну Павлу, который, впрочем, не захотел обнародовать тайную жизнь государства в первую очередь из-за возможности возникновения толков о его принадлежности к царской династии Романовых.

Правда, он дал почитать рукопись своему другу князю Александру Куракину, после чего записками зачитывался весь двор. Позже Николай I попытается конфисковать эти списки и запретит для прочтения «позорный документ» членам своей семьи. Николай вообще не любил Екатерину, считая, что она «опозорила род».

Современному читателю записки царицы известны по роману Пикуля «Фаворит».

Когда речь заходила об обращении с Русской Музой, Набоков отзывался о Николае I как о «убийце» или «шуте». Император жестоко пресекал малейшие проявления вольнодумства. Так, Тургенев был арестован и выслан в деревню только за написание некролога в память о Гоголе.

Цензура распространялась не только на отечественных авторов, но и на иноземных. В 1850 году император запретил «Красное и черное» Стендаля.

По логике царя главный герой романа Жюльен Сорель, во-первых, страстный поклонник Наполеона, а во-вторых, он одновременно стремится в высшее общество и презирает его, пылая «революционным огнем». Император не был либералом, да и в других либерализм не поощрял.

В итоге был вынесен приговор – роман способен оказать «исключительно вредное влияние на неокрепшие умы, впрочем, как и на окрепшие».

Совет

Поэма, над которой Лермонтов работал всю жизнь, «Демон» так и не была напечатана при жизни поэта. Впервые «Демон» на русском языке был опубликован в 1856 году тиражом 28 экземпляров. Издание получили члены царской семьи и люди, занимавшие высокие посты.

В 1960 году поэма печатается, но с существенными цензурными коррективами. Бедолаги-цензоры места себе не находили: за границей поэма издается, автор классиком признан, а на родине «Демона» публиковать как-то духу не хватает.

И вообще, вопрошали они, «на что это деревенскому мальчику, школяру или простолюдину знать «Демона»?

Сказки всегда привлекали особенное внимание властей. Не избежал участи досконального разбора и выискивания «зловредностей» и «Конек-Горбунок» Ершова.

В начале прошлого века историю оскорбительно именовали «лубочной карикатурой» на пушкинские сказки, а автора обвиняли в том, что он слишком «глубоко верует в звезду Ивана-дурака».

Чему может научить сказка, в которой все «по царю мерится и по боярам»? Последней каплей, видимо, стал эпизод, в котором народ встречает царя восторженным «ура!». Парадоксально, но в царские времена сказка также подвергалась жесткой цензуре, в первую очередь из-за «неосторожного прикосновения к православной церкви».

В 1855 году «Конек-Горбунок» был запрещен к печати из-за того, что во многих шуточных сценах упоминается «имя Божие и употребляется крестное знамение». К слову, в 1832 году был запрещен сборник сказок Даля, а сам автор арестован. Нешуточный скандал разгорелся в советское время и вокруг «Курочки-Рябы».

Идею написания «Крокодила» Чуковскому подсказал Горький, рекомендуя создать что-то подобное «Коньку-Горбунку» Ершова на современный лад. Так родилась сказочная поэма в трех частях, которая была опубликована в Петрограде в 1917 году.

Восторженные критические оценки стремительно сменились потоками гнева.

Обратите внимание

Позже Крупская поставит вопрос ребром: «Что вся эта чепуха означает?» В душе вдовы вождя таились неоформленные подозрения, что вся эта история с Крокодилом и мальчиком Ваней имеет какой-то подтекст, но он «так заботливо замаскирован, что угадать его довольно трудно».

Вердикт – «Крокодила» советским детям читать не следует, «не потому, что это сказка, а потому что это буржуазная муть». Не радовало цензоров, что поэма «пленяла» детей, вызывала «взрывы смеха и восторженные восклицания». В начале же 20-х годов «Крокодил» был назван одним «из самых сильных орудий социального восстания».

Именно так окрестили Зощенко после повести «Перед восходом солнца», посвященной самоанализу. Сам автор сомневался: стоит ли вообще печатать книгу, слишком она получилась интимной и откровенной.

Прогнозы оправдались – в журнале «Октябрь» появилась только первая часть книги, издание последующих было запрещено.

Повесть наградили титулами «пошлой», «антихудожественной» и «вредной» книги, которая «чужда чувствам и мыслям нашего народа».

Сам Зощенко пытался отстоять произведение, возмущаясь, что большинство едких замечаний отпускали те критики, которые вообще не читали повесть. Впрочем, поток грязи легко можно объяснить.

Линию определил Сталин, который обвинил писателя в том, что для него «вся война прошла боком» (повесть дописывалась Зощенко в эвакуации в Алма-Ате в 1942 году). В вину ставилось, что во время разгара войны, Зощенко «не дал ни одной дельной строки».

«Ни одного слова ни за, ни против», «пишет всякие небылицы и чепуху» – такие определения последовали в его адрес. Писателя окрестили «мещанским хлюпиком», «проповедником безыдейности» и распространителем «злопыхательских штук».

Источник: https://russian7.ru/post/poyema-lermontova-demon-i-drugie-kni/

Сочинение на тему Анализ произведения (по поэме Демон : Лермонтов М. Ю.)

Поэма «Демон» (1829 – 1839) относится к числу самых противоречивых и загадочных произведений Лермонтова.

Сложность анализа данного произведения состоит в том, что поэма имеет несколько планов истолкования и восприятия текста: философский, психологический и космический, включающий в себя взаимоотношения Демона и Бога.

Легенда о падшем ангеле, который воевал с самим Богом, нашла отклик в произведениях многих европейских поэтов: Сатана в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифер в «Каине» Байрона, Мефистофель в «Фаусте» Гете и другие.

Важно

Разумеется, Лермонтов не мог не принимать в расчет уже существующую традицию, но, создавая сюжет своей поэмы и образ главного героя, поэт был вполне оригинален.

Лермонтовский Демон сочетает в себе огромные внутренние силы и какое-то трагическое бессилие, стремление избавиться от одиночества, стать добрее и недостижимость этих желаний.

Образ Демона в поэме – это образ мятежного протестанта, который противопоставил себя Богу, людям и всему миру.

Бунтарские идеи протеста самого Лермонтова четко проявляются в его творении. Демон – это гордый и своенравный враг небес, царь свободы и познанья. Этот образ воплощает в себе мятежное восстание против всего, что сковывает волю и разум.

Читайте также:  Анализ романа "история одного города": суть, смысл, идея, главная мысль произведения

Однако именно это всеобщее отрицание говорит не только о силе Демона, но и об его слабости. С высоты космических просторов Демону не дано увидеть, понять и оценить всю прелесть земной красоты.

Он страдает в своем угрюмом одиночестве и тоскует о связях с людьми и со всем миром. Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ему надоело жить только для себя. Любовь к Тамаре, простой земной девушке, должна была стать для Демона настоящим спасением от злого мира надменного уединения. Но мечты о гармонии, любви и красоте фатально недостижимы для злого духа.

Разоблачение индивидуалистического сознания, намеченное в предыдущих поэмах, имеет свое место и в «Демоне». Разрушительное, «демоническое» начало воспринимается поэтом как антигуманистическое.

Эта проблема волновала Лермонтова очень глубоко и разрабатывалась им в прозе («Герой нашего времени») и в драматургии («Маскарад»). Анализ поэмы усложняется тем, что в ней трудно выделить прямой авторский «голос», авторскую позицию, именно поэтому произведение является многозначным.

Ряд вопросов поставленных Лермонтовым в «Демоне» так и остается неразрешенным.

Совет

Видит ли поэт в своем Демоне однозначного (пускай и страдающего) носителя зла или только бунтующую жертву «несправедливого приговора»? Душа Тамары была спасена по требованию цензуры, или для Лермонтова этот мотив являлся идейно-художественной неизбежностью? Финал поэмы и поражение злого духа имеет примирительный смысл, или наоборот? Все эти нерешенные вопросы говорят о сложной философской и психологической проблематике поэмы. В главном герое удивительным образом сочетаются понятия «добра» и «зла», жажда идеала и его утрата, вражда к миру и попытка с ним примириться. В конечном счете, образ Демона отражает в себе трагическое мироощущение всех передовых людей той эпохи.

Исключительно положительно о поэме отзывался известный критик Белинский. Он восхищался богатством философско-этического содержания «Демона» и его художественным своеобразием. Белинский считал эту поэму ярчайшим образцом романтического направления в литературе.

Именно мощная романтическая фантазия, глубокая нравственная проблематика, пафос сомнения и отрицания, высокая лиричность, пластичность, простота эпических описаний и немного загадочный образ главного героя – все это позволило лермонтовскому «Демону» стать одним из самых значимых произведений в истории мировой романтической поэмы. Его значение велико не только в истории литературы, но также и в истории живописи (картины М. А. Врубеля), и в истории музыки (опера А. Г. Рубинштейна).

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку

Опубликовал(а): nadezhda84

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=3530

Художественный анализ поэмы М. Ю. Лермонтова “Демон”

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ «ДЕМОН»

Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Овчинниковой О. В.

(для 10 класса)

КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПОЭМЕ:

«…роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов»..

Основная тема всего творчества Лермонтова –

тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой — гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе.

Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество.

История создания поэмы

Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты.

После первой ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов создал новую редакцию. Поэма обогатилась яркими, живыми картинами природы.

Лермонтов описал то, что сам видел. Его Демон пролетает теперь над вершинами Кавказа.

Начало поэмы создает ощущение плавного полёта:

Летал над грешною землёю…

КАКОВ ГЕРОЙ ПОЭМЫ?

В «Демоне» Лермонтов дал своё понимание и свою оценку героя-индивидуалиста .

СЮЖЕТ ПОЭМЫ

Лермонтов использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла , свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и фольклор кавказских народов , среди которых были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку.

Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.

ПУТЬ АБСОЛЮТНОГО ОТРИЦАНИЯ

Что привело Демона к мучительному состоянию внутренней опустошённости, к одиночеству, в котором мы видим его в начале поэмы?

«Святыня любви, добра и красоты»

Кто для Демона является Идеалом достойной человека прекрасной свободной жизни?

Какова завязка сюжета?

Демон остро ощутил пленительность Идеала (Тамары) и всем своим существом устремился к нему.

В этом смысл попытки «возрождения» Демона, о которой рассказывается в условных библейско-фольклорных образах.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СТРОКИ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ЭТУ ПОПЫТКУ «ВОЗРОЖДЕНИЯ»

ЧТО стало причиной гибели Тамары и поражения Демона?

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!

Внутренний смысл поэмы М. Ю. Лермонтова

« Демон отрицает для утверждения, разрушает для созидания … Он не говорит, что истина, красота, благо – признаки, порождённые больным воображением человека; но говорит, что иногда не всё то истина, красота и благо, что считают за истину, красоту и благо »

В. Г. Белинский

НЕОБХОДИМЫ ИНЫЕ ПУТИ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДУ,,,

Путём глубокого идейно-психологического анализа настроений тех представителей поколения 30-х годов, которые не шли дальше индивидуалистического протеста, Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений и выдвинул перед прогрессивными силами необходимость иных путей борьбы за свободу.

ОБРАЗ БОГА В ПОЭМЕ

В поэме Лермонтова Бог изображен сильнейшим тираном мира . А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОМУ ОБВИНЕНИЮ

КАК БЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ПОЭМЫ

Этот злой, несправедливый Бог где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ РАССКАЗ ДЕМОНА.

Язык поэмы

эмоциональный, богатый эпитетами, метафорами, сравнениями, противопоставлениями и преувеличениями.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕРЫ ТРОПОВ. ЗАПИШИТЕ ИХ.

менЯЕТСЯ ритм, и Демон приближается:

С тех пор отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта…

Тень превращается в фигуру летящего живого существа. Демон всё ближе.

Уже можно различить какой-то несколько жужжащий звук крыльев : «отвер ж енный» – «блу ж дал».

КАКОЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЕРМОНТОВ?

ПРИРОДА В ПОЭМЕ

Первая часть пути Демона – Военно-Грузинская дорога до Крестового перевала, самая величественная и дикая её часть. Вот и суровая скалистая вершина Казбека, покрытая снегом и льдом. Появляется ощущение холода, бесприютности, одиночества, подобное тому, с которым не расставался Демон.

ПРИРОДА В ПОЭМЕ

Но вот Демон за Крестовым перевалом:

И перед ним иной картины

Красы живые расцвели…

Полная жизни роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому…

На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы.

Молодая груЗИНКА Тамара

Что привлекло в ней Демона?

Философская И психологическая поэма

Демон – бунтовщик без положительной программы , гордый мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить.

Это эгоист. Он страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость.

ПЕЧОРИН И ДЕМОН

Как Печорин, Демон не может освободиться от отравившего его зла, и, как Печорин, он не виновен в этом . Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла.

Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.

«ДИКИЙ БРЕД»

Свой труд над поэмой он не закончил и печатать не собирался.

В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демона отошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839-1840) назвал его «диким бредом»:

и этот дикий бред

Преследовал мой разум много лет.

Но я, расставшись с прочими мечтами,

И от него отделался – стихами.

«Демон» (1838 года сентября 8 дня)

Сохранилась авторизованная копия этой редакции поэмы, подаренная Лермонтовым В.А. Лопухиной ( по мужу Бахметьевой) и находившаяся у её брата, друга Лермонтова.

Драгоценная рукопись дошла до нас . Большая тетрадь из прекрасной плотной бумаги сшита белыми толстыми нитками, как обычно сшивал Лермонтов свои творческие тетради.

Она хранится в Ленинграде, в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина .

Хотя рукопись переписана чужим ровным почерком, но обложка сделана самим поэтом. Сверху – крупно – подпись: «Демон». Внизу слева мелко: «1838 года сентября 8 дня». Заглавие старательно выведено и заключено в овальную виньетку.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/khudozhiestviennyi-analiz-poemy-m-iu-liermontova-diemon

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]