Иллюстрации к “повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” салтыкова-щедрина (картинки, рисунки)

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Видеоурок. Литература 7 Класс

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел. Посмотрим, как это делает автор, и попытаемся понять, что хотел сказать Салтыков-Щедрин своей сказкой.

Начинается сказка переосмыслением сказочной формулы: «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали.

Даже слов никаких не знали, кроме: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”». С таким канцеляризмом сталкивает сказочное фольклорное начало Салтыков-Щедрин в своей сказке.

Обратите внимание

Итак, очутились они на необитаемом острове, в одних ночных сорочках, по ордену на шее и одно одеяло на двоих (рис. 1).

Рис. 1. Генералы на острове, сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Источник)

«Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру». «Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: “Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое”». Так как генералы всю жизнь служили в регистратуре (рис.

2), в очередной раз подчёркивает Салтыков-Щедрин, то ничего не нашли, просто потому что ничего не умели. Один из них служил ранее учителем каллиграфии, следовательно, отмечает автор, был умнее. А каллиграфия – это всего лишь искусство красиво и чётко писать.

Насколько был умнее один из генералов, судите сами.

Рис. 2. Генералы на службе, сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Источник)

И вновь сказочный элемент: «Сказано – сделано». Острое чувство голода заставило генералов отправиться на поиски еды. «Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды.

Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит».

Обратите внимание на иллюстрацию, созданную художниками Кукрыниксами (рис. 3).

Рис. 3. Кукрыниксы. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Источник)

«Зашел генерал в лес – а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.

– Господи! Еды-то! Еды-то! – сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить». Генералы словно оказываются в утраченном земном раю. Но этот рай никак не может им помочь, несмотря на окружающее их изобилие: живность и плоды.

Завязывается между генералами разговор: «– Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.

– Да, – отвечал другой генерал, – признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

– Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как все это сделать?» (рис. 4).

Рис. 4. Генералы пытаются добыть еду. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Источник)

Предметы из мира цивилизации, детали одежды, которые отличают человека от животного, превращаются в вожделенные блюда в сознании генералов. Например, один из них говорит: «Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!». А второй всерьёз начинает рассуждать о том, какие замечательные питательные свойства имеют перчатки: «Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены!»

Наконец, голод доводит генералов до озверения. «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились.

Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их».

Важно

Удивительно то нарушение смысловой сочетаемости, которое предлагает нам писатель: ассоциация между наградой и частью тела – орден стал как бы принадлежностью, частью генерала, можно понять так, что кровь потекла из раны, оставшейся на месте откушенного ордена.

Но в естественном мире на необитаемом острове знаки отличия и указания на иерархию не имеют никакого смысла, и откушенным орденом сыт не будешь.

О чём бы ни начинали генералы говорить, каждый раз разговор сводился к тому, что они возвращались к еде. И вот тут герои вспомнили о найденном номере «Московских ведомостей». Интересные факты излагает Салтыков-Щедрин в газете. Факт первый: ««Вчера … у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною.

Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и … фазан, и … земляника…» Факт второй: «Из Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Упе осетра, был в здешнем клубе фестиваль. Виновника торжества внесли на громадном деревянном блюде, обложенного огурчиками и держащего в пасти кусок зелени. Доктор П.

, бывший в тот же день дежурным старшиною, заботливо наблюдал, дабы все гости получили по куску. Подливка была самая разнообразная и даже почти прихотливая…» Факт третий: «Из Вятки пишут: один из здешних старожилов изобрел следующий оригинальный способ приготовления ухи: взяв живого налима, предварительно его высечь; когда же, от огорчения, печень его увеличится…

» Генералы поникли головами».

Очень важен факт обращения Салтыкова-Щедрина к газете «Московские ведомости». Автор говорит о реакционной газете, которая была известна своей бессодержательностью, казённой восторженностью, поэтому, кроме фактов о еде, генералы ничего не находят. Да им, собственно, больше ничего и не нужно.

«И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение…» Спасает положение, на первый взгляд, глупая мысль генерала найти на необитаемом острове мужика, чтобы он их накормил. Удивительно, но мужик на острове действительно отыскивается. Комизм и пародийность мужика очевидны.

Салтыков-Щедрин как будто переиначивает образ чудесного помощника, характерный для народных сказок. Мужик, обнаруженный на острове, наделён сверхъестественными способностями. «Генералы вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.

Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.

– Спишь, лежебок! – накинулись они на него, – небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» (рис. 5).

Рис. 5. Генералы и мужик. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Источник)

Интересно, что мужик и не пытается противоречить генералам, а тут же отзывчиво выполняет их требования.

«…нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: “Не дать ли и тунеядцу частичку?” (рис. 6).

Рис. 6. Мужик готовит обед генералам. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Источник)

Совет

Мужик только появился в сказке, а генералы уже назвали его и тунеядцем, и лежебокой. Тунеядец – это человек, живущий за чужой счёт, бездельник. Можно ли считать мужика тунеядцем? Генералы считают, что мужик, здоровый детина, отлынивает от работы, так и норовит удрать, ругают за лень. Но он, несмотря на это, доволен своей жизнью.

Сами смотрите: генералам нарвал по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое, питается мякинным хлебом. В то время как генералы ищут мужика, их наводит на след острый запах мякинного хлеба и кислой овчины. Мякинный хлеб готовили из остатков колосьев, отрубей и других отходов.

И это на острове, где царит изобилие! Салтыков-Щедрин всячески изобличает и глупость генералов, с одной стороны, и рабскую подчинённость крестьянина – с другой.

«Отдохни, дружок…» – разрешают генералы мужику, – «только свей прежде веревочку. Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова.

Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать. Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

Зажилось неплохо генералам на острове, только заскучали они (рис. 7).

Рис. 7. Генералы на острове. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Источник)

Каждый день «Московские ведомости» перечитывают. «…усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит!»

Захотелось им в Петербург.

«И начали они нудить мужика: представь да представь их в Подьяческую!» И снова Салтыков-Щедрин использует характерный для народной сказки оборот «И начал мужик на бобах разводить», то есть гадать, «как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль – не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой».

Мужик с трепетом ухаживает за генералами. «Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать» (рис. 8).

Рис. 8. Генералы плывут в лодке. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Источник)

И снова автор использует характерный сказочный оборот «ни пером описать, ни в сказке сказать».

«Вот, наконец, и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая! Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да веселые! Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры.

Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!» Ведь та пенсия, которая генералам начислялась, собиралась, пока генералы были на острове.

Обратите внимание

Заканчивает свою сказку Салтыков-Щедрин так: «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

В самом деле автор возмущается не только поведением генералов, их жизнью за счёт других, но и рабской покорностью мужика. Смех вызывает пассивность, безропотность мужика, но смех этот горький, смешанный с жалостью.

Генералы физически слабее мужика, но он подчиняется безропотно: сам себе вьёт верёвку, сам себя привязывает, мог бы убежать, но никогда этого не сделает. Генералы всецело зависят от мужика, он от них не зависит, но всецело подчиняется, а господа господствуют – даже на необитаемом острове генералы остаются для мужика генералами.

Автор смеётся над долготерпением мужика, а в образе мужика, конечно, – над долготерпением русского народа, раболепно служащего господам.

Сатирическое звучание сказки подчёркивают такие средства художественного выражения, как ирония, гипербола, гротеск, антитеза. Познакомимся с этими терминами и найдём их в тексте.

Важной для понимания смысла сказки является авторская ирония. Ирония – это речевой оборот, притворно утверждающий противоположное тому, что мыслится о предмете. О генералах Щедрин пишет с едкой иронией: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали…»

Активно использует Салтыков-Щедрин гиперболу. Гипербола – это чрезмерное преувеличение свойств предмета или явления. Например, и ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Вряд ли генералы не знали, откуда берутся булки, и думали, что они растут на деревьях, а умелый мужик варил суп в пригоршне.

Генерал проглатывает орден своего приятеля, не понимая, что ордена не едят. Орден, который один генерал откусил у другого, – деталь гротескная. Откусить можно часть тела, но вот орден… Гротеск – сочетание реального и фантастического с целью изображения предмета или явления в уродливо-комическом виде.

Важно

И конечно, многие сказки Салтыкова-Щедрина, в том числе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», построены на антитезе, то есть на противопоставлении. Особенно характерен конец: генералы «сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!», а мужик получил «рюмку водки да пятак серебра».

Читайте также:  Образ и характеристика вани в рассказе "бежин луг" тургенева: описание характера и внешности, портрет

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. – 9-е изд. – М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. – 2-е изд., испр. – М.: 2014.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет портал «Moitvoru.ru» (Источник)
  2. Интернет портал «Ilibrary.ru» (Источник)
  3. Интернет портал «Reshebnik5-11.ru» (Источник)

Домашнее задание

  1. Назовите характерные для жанра сказки особенности и приёмы, которые были использованы автором в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  2. Раскройте образ мужика из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Ирония Салтыкова-Щедрина».

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/m-e-saltykov-schedrin-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil

Герои “Повести о том,как один мужик двух генералов прокормил”

Тема урока:Герои «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил»

Цельурока: помочь ученикам понять иносказательный смысл произведения, его идею;совершенствовать навыки характеристики героев, показать значение и роль художественных приёмов, развивать творческие способности учеников.

Методические приёмы: работа с планом, беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа с иллюстрациями, тестирование, просмотр видеофрагмента.

Оборудование урока: иллюстрации к «Повести…», проектор, рисунки учащихся, учебник.

Ход урока

(На проекторе портрет М.Е.Салтыкова- Щедрина(слайд№1)эпиграф к уроку: «У вас есть всё…то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа» Л.Н.Толстой (слайд№2);на доске записаны слова:оказия,регистратура, каллиграфия и помещены рисунки учащихся к сказке)

1.Просмотр видеофрагмента из мультипликационного фильма «Повесть о том,как мужик двух генералов прокормил»

2.Проверка домашнего задания

1.Работа с цитатным планом «Повести…»

Примерный план:

  1. «Жили да были два генерала, и так как были легкомысленны, то в скором времени…очутились на необитаемом острове…».

  2. «Пришлось убедиться в печальной действительности».

  3. «Подите вы…на восток, а я пойду на запад…может быть, что-нибудь и найдём».

  4. «Легли…спать генералы, да не спится им натощак».

  5. «Они…в одно мгновение ока остервенились».

  6. «О чём бы ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминание об еде…».

  7. «Вспомнив о…нумере «Московских ведомостей», жадно принялись читать его».

  8. «А что…если бы нам найти мужика?».

  9. «…спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

  10. «Смотрели генералы на мужицкие старания, и сердца у них весело играли».

  11. «…верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг».

  12. «…однако генералы соскучились».

  13. «И выстроил он корабль…»

  14. «…вот и Большая Подьяческая!».

  15. «Веселись, мужичина!».

3.Беседа-опрос

На прошлом уроке мы выяснили роль сказочных формул в «Повести..» Подумаем, какие ещё сказочные элементы встречаются в произведении, какова их роль и в чём особенность щедринской сказки.

– Найдите элементы русской сказки в тексте.

(Синтаксический облик заглавия произведения напоминает названия многих русских сказок. В «Повести…»встречается типичная для сказки ситуация выбора: «вы пойдите направо, а я пойду налево».

Напоминает о русской сказке эпизод, когда генерал безуспешно пытается достать яблоко с дерева. Юмористически выглядит сказочное невежество генералов, которые думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

Действия «мужичины» по немедленному добыванию провизии, по изготовлению верёвки из дикой конопли, по постройке ладьи тоже напоминают сказку.

Характерны для сказки повторы: «а мужик всё гребёт да гребёт», анафорические предложения: «Вот, наконец, и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая»; сказочная лексика и выражения с постоянными эпитетами: «набрал мужик пуху лебяжьего мягкого», «Нева-матушка», «океан-море»: пословицы и поговорки: «неловко барашку без ярочки»; ряды однородных членов: «сытые, белые да весёлые»; народная лексика: союз «да», «особливо», «жаловать», «ихний», «убёг» и др.)

-Что в «Повести…» не вписывается в сказочный сюжет?

(Не вписывается в сказочный сюжет описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Не сказочна причина, по которой произошло перемещение генералов на остров: «оба были легкомысленны».)

-Какие аналогии вызывает у вас упоминание о необитаемом острове?

(Вспомним роман Даниеля Дефо о Робинзоне Крузо.Герой, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет освоил остров, сделал своё жилище уютным и безопасным.)

Комментарий учителя:

«Повесть…»Салтыкова-Щедрина написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочито шаржированной форме.

-В чё м отличия ситуации романа и «Повести…»?

(В обоих произведениях ситуация- борьба за выживание- одинакова, но поведение действующих лиц диаметрально противоположно. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает.

Генералы с первых шагов обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают.

Генералы не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать плодов, наловить рыбы и дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.)

-В чём особенность текстов в найденной генералами газете?

Комментарий учителя:

Это не просто газета, а консервативная газета- «Московские ведомости» М.Н.Каткова. Салтыков-Щедрин пародирует газетные штампы, выспренние выражения, необоснованную восторженность.

Совет

Попытка отвлечься чтением от чувств голода приводит к обратным результатам: оказалось, что весь номер состоял из описания еды. Газетные статьи бессодержательны: ни о чём другом не сообщают, как о роскошных пиршествах. Характерная деталь: заботливый «распорядитель» празднества следит, чтобы «все гости получили по куску». Это не просто пир, это праздник жизни для избранных.

Генералы- часть государственной системы, узаконившей существование одних сословий за счёт других. Для щедринских генералов, оказавшихся на необитаемом острове, беспечальное житьё неожиданно оборвалось. Им пришлось задуматься о том, кто этот «злодей», по вине которого им приходится испытывать такие лишения.

-Кто же виноват в лишениях генералов?

Комментарий учителя:

Социальные реформы 1860-х годов, в первую очередь- отмена крепостного права, были восприняты подавляющим числом дворян-помещиков как катастрофа.

-Какой выход видят генералы из создавшегося положения?

(Генералы не могут смириться со своим положением.Когда им уже не на что было надеяться, когда их ждала голодная смерть, одного из них «озарило вдохновение»: он вспомнил о вечном кормильце, о вечном мужике.)

-Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?

(«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен- он отдыхает от трудов.

Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Для усиления эффекта Салтыков-Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями.

Мужик- редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой.

Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и что он должен на них работать. Мужик делает попытку «дать стречка», но тут же подчиняется.)

-Почему мужик, при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

-Почему он сам не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли тунеядцу частичку?»?

(Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но всё же права.)

-Вспомните, как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». В чём смысл этого эпизода?

Комментарий учителя:

Крестьянин формально стал свободен.

Но он не только не победил рабскую психологию, а даже гордится тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства.

Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда.

-Прокомментируйте концовку сказки.

Комментарий учителя:

Обратите внимание

Возвращение генералов в Петербург- триумф лихоимцев и тунеядцев: «Напились генералы кофею. Наелись сдобных булочек и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли- того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Развязка сказки, как и её начало, выдержаны в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально, однако сколько в эту концовку внесено щедринского сарказма! Генералы вспомнили о своём спасителе: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

«Награда» явно неадекватна затраченным усилиям мужика, но ему и того довольно, по мнению генералов и его самого.

-Какую проблему вы считаете главной?

4.Работа над литературными терминами. Художественные особенности «Повести…»

Задания:

1.Произведение Салтыкова-Щедрина называется «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Найдите жанровые признаки повести.

2.Вспомните определения литературных приёмов: аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска. Найдите в тексте эти приёмы.

Примеры:(слайд №3)

Аллегория: отношения сказочных генералов и мужика- аллегория отношений власти и народа в России.

Гипербола: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились…»

Фантастика: генералы чудесным образом попадают на необитаемый остров; «мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

Гротеск: генералы были уверены, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»; сцена «остервенения» генералов.

3.Разместите виды смеха по степени усиления отрицания: гротеск, юмор, сатира, ирония.

4.Работа с иллюстрациями(Слайд № 4)

Рассмотрим иллюстрации к «Повести…»: М.Черемных и Н.Муратова и сопоставим их.

-Какие эпизоды они иллюстрируют?

-Как изображены герои «Повести…»?

-Какое значение для раскрытия образов героев имеют детали(фуражки генералов, заплата на рубахе мужика и т.п.)?

-Какой рисунок вам понравился больше и почему?

5.Тестирование.(взаимопроверка)

(Вопросы подобраны в шуточных вариантах для лучшего запоминания (слайд №5))

1- Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) В результате кораблекрушения

2) По щучьему велению, по моему хотению

3) С помощью волшебника

4) Прилетели на ковре-самолёте.

2- В чём мужик варил суп?

1) В котелке

2) В пригоршне

3) В кокосовой скорлупке

3) В чане.

3- Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

  1. «Московскую правду»

  2. «Московские ведомости»

  3. «Московское обозрение»

  4. Вестник Москвы»

4- Как генералы отыскали на острове мужика?

  1. По следам, оставленным на песке

  2. По звукам балалайки

  3. По запаху мякинного хлеба

  4. По его крикам.

5- Кем этот мужик работал в Петербурге?

  1. Поваром

  2. Кузнецом

  3. Маляром

  4. Извозчиком

6- В каком виде генералы прибыли на остров?

  1. В мундирах

  2. В ночных рубашках

  3. В шубах и валенках

  4. Раздетые

7- Какой предмет проглотил один генерал за неимением ужина?

  1. Пуговицу

  2. Орден

  3. Тапочки

  4. Платок

8- Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

  1. Всё время не спать

  2. Научиться работать

  3. Найти мужика

  4. Поймать зверя

9- Из чего мужик сделал силки для птиц?

  1. Из собственных волос

  2. Из собственной рубахи

  3. Из собственных лаптей

  4. Из лески

10- Как генералы вернулись домой?

  1. Заснули и проснулись дома

  2. Так же как и попали на остров

  3. Их спасли случайно

  4. Мужик построил корабль

11- На какой улице в Петербурге жили два генерала?

  1. На Подьяческой

  2. На Фонтанке

  3. На Литейной

  4. На Невском

12- Какой из двух генералов был поумнее?

  1. Тот, кто был учителем каллиграфии

  2. Тот, кто был учителем географии

  3. Тот, кто был учителем логики

  4. Тот, кто вообще не был учителем

13- Как генералы мужика при себе удерживали?

  1. Цепью приковали

  2. Верёвочкой привязали

  3. Смирительную рубашку надели

  4. Он остался сам

14- Чем генералы наградили мужика?

  1. Бутылкой пива

  2. Медалью

  3. Плетьми

  4. Рюмкой водки и пятаком

(Учащиеся меняются листочками, где отмечали номера ответов, учитель показывает на проекторе слайд № 6 с правильными ответами)

6.Обобщение.

– Какие выводы вы сделали из прочитанного?

(Для М.Е Салтыкова-Щедрина характерна чуткая восприимчивость к современности. В сказочной форме сатирик обличал не только устои общества, но и свойственные человечеству пороки.Писателя возмущало,что человек глупый и невежественный благодаря богатству и чинам становится полновластным хозяином, презирает тех, кто на него трудится и кто его кормит).

7.Домашнее задание

1.Прочитать сказку «Дикий помещик».

2.Ответить на вопросы и выполнить задания учебника (№№6-8 стр.271).

3.Составить словарик терминов, позволяющий лучше усвоить понятие «сатира», гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм.

4.Прочитать материалы о Салтыкове-Щедрине в пособии «Читаем, думаем, спорим,,,»(стр.126-128), подготовить устные ответы на вопросы пособия.

Читайте также:  Краткое содержание повести "ася" тургенева по главам

5.Сделать иллюстрации к сказке «Дикий помещик» (по желанию).

Источник: https://multiurok.ru/files/geroi-povesti-o-tom-kak-odin-muzhik-dvukh-generalo.html

Сатирическое изображение героев сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Сказки» — одно из самых ярких творений вели­кого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр сказки помогал писателю в обстановке свире­пой правительственной реакции говорить о наиболее острых проблемах эпохи, показывать те стороны дей­ствительности, к которым сатирик был непримирим.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – одна из самых ярких и запоминаю­щихся сказок Щедрина. В ее центре – два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове. Живя в Петер­бурге, генералы не знали никаких трудностей.

Они ходили на службу в регистратуру, и служба эта сфор­мировала у них только одно умение – поизносить-«Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Тем не менее генералы заслужили и пенсию, и личную кухарку, и все то, что позволило их старости быть сытой и безмятежной.

Очнувшись од­нажды утром посреди острова, они испытали настоя­щий шок, потому что оказалось, что без посторонней помощи эти взрослые мужчины не могут ни добыть себе пищу, ни приготовить ее.

Создавая образы генералов, Салтыков-Щедрин ак­тивно использует гротеск. Огромным открытием для героев становится то, что «человеческая пища в пер­воначальном виде летает, плавает и на деревьях рас­тет». По их представлению, «булки в том самом виде родятся, как их по утром к кофею подают».

Важно

Неумение обслужить самих себя в генералах пробуждает живот­ные инстинкты: один откусывает у другого орден и не­медленно проглатывает его. Генералы умеют только доклады писать да почитывать «Московские ведомо­сти ». Другой пользы обществу они принести не могут.

Фантастический сюжет помогает сатирику пока­зать героев сказки в самом неприглядном виде. Герои предстают перед читателем глупыми, беспомощны­ми, жалкими существами. Единственным спасением для них становится простой мужик. Перепуганные до смерти своим положением, генералы обрушиваются на него с гневом: «Спишь, лежебок!».

По их мнению, мужик для того только и существует, чтобы обслужи­вать их генеральскую надобность.

Однако автор сатирически изображает не только генералов, но и самого мужика. Он осуждает его за по­корность, за способность забыть самого себя ради удовлетворения прихотей господских. Нарвав генера­лам яблок, мужик и себе берет одно, но кислое.

Он большой умелец: «Может и огонь добыть, и пригото­вить пищу, умеет выжить на необитаемом острове». Это, безусловно, автор ценит в своем герое. Подчерки­вая его таланты, Щедрин использует гиперболу: сва­рить в пригоршне суп для мужика не проблема. Ему все нипочем, и недаром писатель называет его «мужи­чиной» .

Однако все старания мужика направлены на благо генералов. Он даже дно лодки устилает для них лебяжьим пухом, и с таким его поведением Салты­ков — Щедрин не может согласиться. Мужик демон­стрирует невежество, привычку к рабскому положе­нию, отсутствие самоуважения, холопскую предан­ность.

«И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, ту­неядца, жаловали и мужицким его трудом не гнуша-лися», — пишет автор.

Генералы неблагодарны: их спаситель за все полу­чает рюмку водки и пятак серебра. Но самое печаль­ное, что большего он и не требует. С сарказмом гово­рит автор о генеральском вознаграждении: «Однако и об мужике не забыли…»

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показал не просто от­ношения отдельно взятых генералов и мужика — он в аллегоричной форме обрисовал отношения власти и народа в России. Сатирик противопоставил господ­ствующую верхушку общества бесправным народным массам.

Совет

Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречия­ми. Восхищает мастерство сатирика, с которым он су­мел подойти к самым сложным, острым проблемам своего времени и которые показал в миниатюрных картинах.

Источник: https://5litra.ru/soch/153-satiricheskoe-izobrazhenie-geroev-skazki-m-e-saltykova-schedrina-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil.html

Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 1

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 2

Тема урока: «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 3

Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди А.П.Чехов

Слайд 4

Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя М.Е.Салтыков-Щедрин Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России М.Е.Салтыков-Щедрин

Слайд 5

Изображая жизнь, угнетенную «игом безумия», его сатира переходила в трагедию, и в глубине его мрачных картин светился вынесенный из юности и бережно сохраненный идеал добра, справедливости и просвещения Академик Пынин

Слайд 6

Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения.

(Словарь Ожегова) Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства Комментарий – рассуждение, пояснение и критическое замечание по поводу чего-либо.

Родина – 1) отечество, родная страна; 2) место рождения Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой, наделенное правами и обязанностями

Слайд 7

1869 год «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Тема Художественные приемы Идея Значение Господа Народ

Слайд 8

Беседа по комментированию эпизодов Что нового вы узнали о генералах из прочитанных эпизодов? Как в этих эпизодах характеризуется мужик? Кто из героев и почему любит и ценит себя? Кто из героев и почему заслуживает уважения?

Слайд 9

Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие? Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика? Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

Слайд 10

Обратите внимание

Заключение В 2006 году исполнилось 180 лет со дня рождения Салтыкова-Щедрина.Его деятельность- это беззаветное служение родине, о которой он говорил : «Я люблю Россию до боли сердечной…» Чему научил нас сегодня М.Е.Салтыков-Щедрин ?

Слайд 11

Мировоззрение (миросозерцание) — система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности Выделяют три основных типа мировоззрения: – житейское (обыденное) мировоззрение, под которым подразумевают представления здравого смысла, традиционные взгляды на мир и человека; – религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; -философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира

Слайд 12

Пользуясь статьей учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин», расскажите об убеждениях писателя.

Слайд 13

Мировоззрение М.Е.Салтыкова-Щедрина Жизнь- служение идеалам Творчество – средство борьбы с пороками честь совесть ЛЮБОВЬ ИСТИНА Христианские ценности и вера

Слайд 14

Заполните таблицу и изложите взгляды генералов, доказывая свои суждения цитатами из текста Взгляды генералов Цитаты из сказки 1. 2. 3. 4.

Слайд 15

Взгляды генералов Цитаты Нет необходимости в каких либо знаниях. Главное — это за- работать пенсию.

Служба состо- ит в том, чтобы повторять одни и те же слова «Даже слов никаких не знали кроме: «Примите уверение в со- вершенном моем почтении и Преданности» «стали искать, где восток и где запад» Пища появится на столе сразу надо только отдать приказ ку- харке «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что чело веческая пища, в первоначаль ном виде, летает, плавает и на деревьях растет «…признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают

Слайд 16

Взгляды генералов Цитаты Не нужно ничего делать, за тебя все сделают другие Работать за них должен мужик «а что если бы нам найти мужика? Он бы нам сейчас и булок бы подал, и ряб- чиков бы наловил, и рыбы» «сейчас марш работать» «вот как оно хорошо быть ге- нералами — нигде не пропа- дешь Не знают, что такое сострада ние, благодарность «Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас!», «столько денег загребли», «…и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: весе- лись, мужичина»

Слайд 17

Важно

Нарисуйте систему персонажей сказки, включив в нее слова из текста, характеризующие героев Генерал, ночная рубашка, орден, учитель каллиграфии Генерал, ночная рубашка, орден, глухое рычание Мужчина-лежебок, запах мякинного хлеба, стал перед ними действовать, взял себе кислое, сплел веревку, в пригоршне суп сварил

Слайд 18

Домашнее задание 1. Прочитать в учебнике статью «Сатира» (с. 346 — 347), выучить термины, подготовить ответы на вопросы 3 — 5 к этой статье 2. Составить кластер «Средства сатиры» 3. Прочитать сказки «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» 4. Сравнить литературную и фольклорную сказки на примере сказки «Премудрый пискарь»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/09/10/m-e-saltykov-shchedrin-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh

Элементы сказки в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Элементы сказки

в «Повести о том, как один мужик двух

генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Надырова Лидия Иннокентьевна, Осинская СОШ-1

Цели урока:

  • Повторить жанровые особенности сказок
  • Определить особенности сказки Щедрина
  • Дать целостное, комплексное представление о сатире

Тип урока: комбинированный с элементами исследования

Оборудование урока:

  1. Портрет сатирика

  2. Доска

  3. Таблица «Признаки сказки»

  4. Тетради учеников

  5. Иллюстрации по повести

Ход урока:

  1. Краткое сообщение о жизни и творчестве писателя (учитель и ученики)

Сказки Салтыкова-Щедрина предназначены думающему, интеллектуальному читателю. Щедринский юмор, щедринская ирония может не только расширить лексический багаж подростка, но и обогатить восприятие окружающего мира.

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир писателя, формируя в нем будущий сатирический талант. Родился Салтыков-Щедрин 15 января 1826 года г. В селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

  1. Словарная работа: регистратура, школа военных кантонистов, учитель каллиграфии.

  2. Беседа с учащимися:

Обратите внимание на жанр произведения: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была включена в сборник «Сказки». Почему? И что же это: повесть или сказка? Вот такую проблемную задачу должны разрешить на нашем уроке.

Работа с текстом:

  • Начинается с зачина, характерного для сказки (жили да были)
  • Используются словесные формулы, характерные для сказок (долго ли коротко ли, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало)
  • Два плана: реальный и фантастический
  • Как и для сказки, характерна разговорная речь
  • Краткость, ограниченное число действующих лиц
  • Происходят чудеса (мужик в пригоршне суп варит, на острове они оказались по волшебству, «по щучьему велению»
  • Близка к социально- бытовой сказке, так как служит раскрытию жизненной правды, высмеивает людские пороки; герои-люди, которые противопоставлены по социальным критериям
  • Используются художественные приемы, характерны для социально-бытовой сказки: эзопов язык, иносказания, сатира, юмор.

Исходная ситуация (пребывание генералов на необитаемом острове) сама по себе реальна. Вспомните «Робинзона Крузо», который основан на действительных событиях. Несмотря на использование словесных формул, характерных для сказки, нельзя утверждать, что по форме эта сказка, т.к.

эти словесные формулы употребляются в несвойственной для ни функции (например, «мед-пиво пил» – в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» это фраза является смыслообразующей, т.к. указывает на то, что мужику на «Подьячей «ничего не перепало»).

Кроме того, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть слова, которые в сказке использоваться не могут: «примите уверение», «упразднили», «школа военных кантонистов».

В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья), в нашей повести, хотя события происходят на острове, мы знаем, что родом генералы из Петербурга, живут там в «Подьяческой улице». О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире «четвертого класса» (табель о рангах введен Петром 1).

Вывод о проделанной работе:

Итак, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть элементы сказки.

Вспомним различия между литературной и народной сказкой. Чем эта сказка похожа на знакомые литературные сказки, а чем на народные?

Какие эпизоды показались особенно смешными, а какие грустными?

В каких произведениях встречались с эзоповым языком? В чем смысл этого приема?

Излюбленные приемы Щедрина – гротеск и гипербола. Дадим их определение.

Гротеск (пишем в тетради) – художественный прием, который рождается из смешения смыслового ряда, сочетания живого и не живого, человеческого и звериного, реального и фантастического (сварить суп в пригоршне; сверх сила мужика и то, что он позволяет связать себя; генералы спят в ночных рубашках и ордене, на необитаемом острове читают «Московские ведомости».

Крайняя форма гротеска – абсурд.

Для чего автор использует гротеск и гиперболу

Давайте, сравним генералов и мужика и сделаем соответствующие выводы.

Читайте также:  Цитаты из романа "история одного города" салтыкова-щедрина (афоризмы, интересные высказывания)

Генералы ничего не умеют и не хотят делать, глупые (ничего не понимали), беспомощные, бюрократы (попав на остров, размышляют: «Ежели теперичка доклад написать, какая польза из этого выйдет?», по сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня), но в общем они люди невежественные. («Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»), не способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели друг друга).

Совет

Мужик все время занят работой, глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали), мастер на все руки, в отличие от генералов обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь,, как сделать силок и т.д.), генералов кормит самым лучшим, а себе ничего не берет. (Нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое»), выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен.

  1. Мужик – обладатель сверхчеловеческой силы. Но этой силой он обладает только на острове (громаднейший мужчина). В городе он становится обычным рабочим («Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стеной краской мажет») (с.346)

  2. Как генерал нуждается в мужике, чтобы есть, так мужик, чтобы действовать, нуждается в руководстве генералов (пока генералов не было, он спал под деревом, потому что давать распоряжения было некому), они зависят друг от друга. Как у генерала на первом месте социальная характеристика зависимости.

  3. Посмотрите на характеристику мужика и генералов. Сходство в одном параметре – глупость. Глупость делает закон подчинения железным, действующим в любых

условиях.

Давайте обратимся к художественному приему, о котором мы еще не говорили: сатира. Основное условие для появления сатиры – наличие идеала. Сатира возникает из несоответствия действительности и нормы, действительности и идеала. Идеал Щедрина – утопическое представление о справедливом и свободном обществе.

А какова же действительность в его произведениях?

  1. Действительность – это мир, в котором ничего не умеющие говорить генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете. Такой мир абсурден. Он самоуничтожается. Создается ситуация конца света. И именно сказка является той Формой, которая может отразить реальное и фантастическое.

  2. Скажем несколько слов о пороках, которые обнажаются в произведении с помощью художественных приемов, перечисленных выше.

    Вообще Салтыков-Щедрин считал, что человеческие пороки вечны, а человеческая природа изначально несовершенна (ложь, жадность), но они принимают разные формы по мере изменения социальной действительности.

    Задача сатирика, по мнению Щедрина, – увидеть, под какой личинкой скрываются в современности вечные пороки и разоблачить их.

Какие же пороки (самые главные) скрываются под личиной генералов и мужика? (лень, излишняя покорность).

Идеал сатирика (свободы) трагичен, т.к. он недостижим. Несовершенство мира лишь обнажается, но изменить ничего невозможно. Это мир без надежды. Отсюда безысходный конец сказки: «Выслали ему рюмки водки да пятак серебра: веселись, мужчина!»

  1. Чтение по ролям (два генерала) или инсценирование.

  2. Творческая работа учащихся (рассказ по нарисованным иллюстрациям).

  3. Обобщение по уроку (ученики)

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – это сказка или повесть? Докажите.

Назовите элементы сказки в «Повести»

  1. Домашнее задание: Прочитать сказки Салтыкова-Щедрина.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=77146

Презентация к конкурсу. Едкая сатира “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”

Презентация к конкурсу. Едкая сатира “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”

УШАКОВА С.М.

учитель русского языка и литературы

Цели:

  • кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;
  • показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;
  • подвести к пониманию авторского замысла и отношения к героям;
  • совершенствовать навыки анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.

Оборудование: выставка разных изданий произведений Салтыкова-Щедрина; иллюстрации к его произведениям Кукрыниксов, Н. Муратова, М. Черемных; Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. Сост. Н.И. Якушин. М., 1983, 1989. Компьютер и проектор.

Литература к уроку: Николаев Д. Смех Щедрина; Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., 1993; Прозоров В.B. Салтыков-Щедрин. М., 1988; М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. В 2-х томах. М., 1975., Ж.Н.Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2003.

Словарная работа: оказия, регистратура, каллиграфия.

У вас есть всё… то, что производит весёлый смех,и по содержанию любовь и потому знаниеистинных интересов жизни народа.

Л.Н.Толстой

ХОД УРОКА

1. Сообщение учащегося о писателе по статье учебника и дополнительному материалу. (Приложение 1. Слайд 1.)

2. Слово учителя

Сказка – самый занимательный и самый любимый читателями вид народного творчества; дети и взрослые с увлечением следят за удивительными вымыслами народной фантазии, за чудесными событиями из жизни сказочных героев, за похождениями зверей, наделённых человеческой речью.

Поэты и прозаики разных народов вдохновлялись народной сказкой и писали в её духе. (Приложение 1. Слайд 2)

К сказкам обращался и М.Е.Салтыков-Щедрин. Его сказки – это в большей степени произведение, которое в форме сказки используется для сатирического иносказания. Сатирик берёт наиболее яркие черты действительности, сгущает их, показывает как бы под увеличительным стеклом. (Приложение 1. Слайд 3)

Обратите внимание

Приступая к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, мы должны быть вооружены некоторыми теоретическими знаниями. Повторим по словарю литературоведческих терминов в учебнике определения таких слов, как аллегория, гипербола, сатира, фантастика.

Первыми сказками Щедрина были напечатанные в 1869 г. в журнале «Отечественные записки»: «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть».Книга Щедрина «Сказки» включает 32 произведения, первые из которых были написаны в 1869 году, а последние – в 1886 .

«То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, – с возмущением писал цензор, – его сказки – та же сатира и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического устройства». (Приложение 1.

Слайд 4)

В одном из писем М.Е.Салтыкова-Щедрина читаем: «Тяжело жить современному русскому человеку…» Непросто было писать о такой жизни, но сатирик посвятил этому всё своё творчество.

Щедрин был истинным российским литератором, сердце которого болело «болями общества», в котором он жил и творил. Одна из таких болей нашла своё отражение в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

(Приложение 1. Слайд 5)

3. Беседа

Учитель. Что мы узнаём из петербургской жизни генералов? («Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре. Оставшись за штатом, поселились в Подьяческой улице; имели каждый свою кухарку и получали пенсию».)

Учитель. Что можно сказать об умственных способностях генералов? (Они «ничего не понимали»; не знали, как определить стороны света; не имели представления об элементарных вещах.)

Учитель. Каков круг интересов генералов? (Их интересовала только еда во всех её видах, их мышление было на уровне «Московских ведомостей», напоминающих им тоже о пище.)

Учитель. Что показалось вам преувеличенным, неправдоподобным в изображении генералов? (Очутились на необитаемом острове странным образом, «по щучьему велению, по моему хотению»; чуть было не съели друг друга, один из них даже «откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».) (Приложение 1. Слайды 6-10)

Учитель. С какой целью писатель обратился к преувеличениям?(Гипербола помогает понять отношение самого автора к генералам.)

Учитель. Каково отношение автора к персонажам? В чём оно выражается?(Писатель смеётся и даже издевается над глупыми и жадными генералами. Он заставляет читателей задуматься: как столь глупые и легкомысленные люди могли получить достаточно высокий чин.

Отношение Щедрина к генералам выражается в прямой авторской оценке героев: «Оба были легкомысленны», «ничего не понимали», «даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности»; ирония и насмешка в описании внешности генералов, их речей, поступков: «Увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них по ордену» и т.д.)

Учитель. Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»? (Генералы увидели мужика лежащим «брюхом кверху», накинулись на него: «лежебок», «тунеядец»; сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.) (Приложение 1. Слайд 11)

Учитель. Каким изображает автор мужика? (Приложение 1. Слайды 12-14)(Мужик – это труженик, мастер на все руки: «мужичина до того изловчился, что стал в пригоршне суп варить».)

Учитель. Какие чувства вызывает мужик у автора? (В изображении мужика чувствуется горькая насмешка: умный, сообразительный и ловкий, мужик покорно сносит капризы генералов и унижения от них.)

Учитель. Какие чувства вызывает мужик у вас?

Учитель. Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать? (Рабство уже вошло в привычку: «видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него». Мужику даже в голову не приходит возмутиться.)

Учитель. В чем особенность употребления сказочных формул в произведении Салтыкова-Щедрина? (Приложение 1. Слайд 15)

  • Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
  • Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…
  • Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.
  • Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!
  • Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.
  • Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!

(В народных сказках эти выражения (сказочные формулы) служат своеобразными поговорками, часто сопровождают волшебство, имеют определенное место: в зачине, в концовке, при соединении эпизодов. Некоторые формулы отсылают читателя к конкретной сказке. Например, «по щучьему велению…» – из известной сказки о Емеле и волшебной щуке. У Салтыкова-Щедрина эти формулы несут иронический смысл.
Сказочные зачин и концовка условны, писатель использует их для того, чтобы поместить героев в условное сказочное пространство «по щучьему велению…». Выражение «Сказано – сделано» несет иронический смысл. На самом деле генералы могут только говорить, а делать ничего не способны. Традиционная сказочная концовка «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» находится у Щедрина не в конце сказки и имеет почти прямой смысл: мужику действительно ничего не досталось. Дважды Щедрин применяет одну сказочную формулу, лишь немного видоизменяя ее: «этого ни пером описать, ни в сказке сказать», «того ни в сказке сказать, ни пером описать». Причем эти выражения стоят в тексте совсем рядом, в конце «Повести…» Формулы – гиперболы употреблены для выделения двух действий генералов: «сколько они ругали мужичину за его тунеядство» и «сколько…денег загребли». Поставленные рядом и гиперболизированные, эти действия особенно противоречат здравому смыслу).

Учитель. Щедрин хорошо знал уничтожающую силу смеха. «Смешное – это всего страшнее», – говорил сатирик. Что вызывает смех в «Повести…»? (Дикое устройство жизни, когда глупый и невежественный человек, достигнув богатства и чинов, распоряжается судьбой других людей.)

Учитель. Смех писателя может быть разным: от лёгкой иронии до злой сатиры. Как смеётся Щедрин над своими героями? (Сатирик смеётся по-разному. Генералы изображены автором со злой, откровенной иронией; порой он издевается над ними. К мужику отношение иное: он нарисован с симпатией, но вызывает горечь и недоумение.)

Учитель. Действительно, герои «Повести…» смешны. Да и вся сказка пронизана смехом автора. Уже в самом названии сказки уловима авторская ирония, так как слово «повесть» настраивает на спокойно-эпический, ровный и чуть торжественный лад. Конец сказки звучит уже подчёркнуто пародийно и горько: «…веселись, мужичина!»

Выводы. Для М.Е.Салтыкова-Щедрина характерна чуткая восприимчивость к современности. В сказочной форме сатирик обличал не только устои общества, но и свойственные человечеству пороки.

Писателя возмущало, что человек глупый и невежественный благодаря богатству и чинам становится полновластным хозяином, презирает тех, кто на него трудится и кто его кормит. (Приложение 1.

Слайд 17)

Сатирик был убеждён, что задача литератора – будить дремлющее сознание и чувства человека; изображать жизнь во всех её проявлениях.

«Литература … есть воплощение человеческой мысли, воплощение вечное и непреходящее! Литература есть нечто такое, что, проходя через века и тысячелетия, заносит на скрижали свои и великие деяния, и безобразия, и подвиги самоотверженности, и гнусные подстрекательства трусости и легкомыслия».

Домашнее задание

1) Прочитать сказку «Дикий помещик». Подумать над проблемами, поставленными М.Е.Салтыковым-Щедриным в этом произведении.

2) Индивидуальное задание (по желанию): сделать иллюстрацию к одному из эпизодов сказки «Дикий помещик».

Источник: https://l.120-bal.ru/kultura/54131/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]