Сочинения на Getsoch.ru
Образ Василисы Егоровны в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Последним творением А.С. Пушкина является повесть «Капитанская дочка». В произведении отражены самые важные темы, касающиеся исторической темы пугачевского восстания и, конечно же, темы любви, семейных отношений.
Автор изображает перед нами абсолютно разные, ничем не похожие образы. Будь то Петр Гринев, Швабрин, Иван Кузьмич, Маша Миронова и так далее. Но мое внимание привлекла совсем иная героиня, Василиса Егоровна Миронова. Именно её образ я постараюсь раскрыть в своём сочинении.
Начнём, пожалуй, с социального положения героини. Она является женой коменданта Белгородской крепости Ивана Кузьмича Миронова. Услышав это, вы, наверное, сразу представляете помпезную, напыщенную даму.
Но на самом деле всё далеко не так. Будучи выходцем из простого русского народа, внешний вид Василисы Егоровны не соответствовал её положению. Вот какое описание даёт нам А.С. Пушкин: «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове.
Она разматывала нитки…».
Не только внешний облик, но и речевые особенности указывают на этот факт. Речь насыщена всевозможными пословицами и поговорками, присказками (например, «Прошу любить и жаловать» и так далее).
Нельзя не упомянуть о том, что героиня очень сильно любила и почитала своего мужа, относилась к нему с глубоким уважением. Обращалась к нему по имени отчеству. Василиса Егоровна, безусловно, управляла Иваном Кузьмичом.
Дела службы ничем не отличались для этой женщины от домашних, хозяйственных дел. Судя из всего этого, складывается образ сильной, волевой, мудрой женщины. Проворная, словоохотливая старушка вызывает у меня глубочайший интерес.
О многом говорит приход Пугачёва в крепость. Такие качества характера, как самоотверженность, благородство, смелость, отчаянность, преданность и верность открываются перед читателем в образе комендантши, после того как арестовали её мужа. Василиса Егоровна готова разделить с супругом последнюю минуту жизни.
Она упорно отказывается уехать из крепости, не желает так просто сдаваться. Это доказывает цитата из произведения: «…меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать».
Эти слова оказались пророческими в судьбе семьи Мироновых. Повесив Ивана Кузьмича, казаки насильно вытащили из дома Василису Егоровну, которая была «растрепанной и раздетой донага». Героиня не посчитала достойным для себя просить пощады, а лишь громко закричала: «Отпустите душу на покаяние.
Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». И под ударом сабли падает мертвой комендантша.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что образ Василисы Егоровны Мироновой – это образ настоящей русской женщины, которая способна совершить поистине героический поступок.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/204-obraz-vasilisy-egorovny-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka.html
Как выразились принципы Пушкина-историка в романе «Капитанская дочка»
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Роман «Капитанская дочка» построен на двух разных сюжетах — историческом и бытовом, реальном и выдуманном. В исторических сценах выразилась пушкинская философия истории, в бытовых сценах — его нравственная философия. Однако подобное философское «разделение» весьма условно.
Переплетая сложным образом сюжетные линии, Пушкин объединил исторические и общечеловеческие аспекты философии: он «приблизил» общенациональное историческое событие (Пугачёвское восстание) к обыкновенному человеку, то есть оценил историческое событие не с точки зрения абстрактной мировой истории, а с точки зрения конкретной личности.
Следовательно, первый принцип Пушкина-историка в «Капитанской дочке» — гуманизм.
Гуманизм — это признание человека высшей ценностью в мире, признание права человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Кроме отъявленных злодеев Швабрина и Белобородова, все персонажи у Пушкина являются положительными, так как обладают добротой и великодушием: капитан и капитанша Мироновы, кривой поручик Иван Игнатьевич, поп и попадья в Белогорской крепости, слуги Савельич и Палашка, гусарский ротмистр Зурин и т.д. Да и главный герой романа — Гринёв — понимает, что его история любви закончилась счастливо именно благодаря добрым людям.
Пушкин показывает, что стремление делать добро для героев романа оказывается сильнее сословных перегородок. Даже разделённые классовыми интересами, они по-человечески помогают друг другу.
Например, казацкий урядник Максимыч в сцене казни указывает на капитана Миронова, а на следующий день передаёт офицеру-дворянину Гринёву подарок от Пугачёва — коня да тулуп.
При этом казак неловко утаивает полтину денег, и Гринёв, добродушно прощая этот обман, слышит в ответ: «Очень благодарен, ваше благородие, вечно за вас буду бога молить» (IX). Тот же Максимыч под стенами Оренбурга передаст Гринёву письмо от Маши и таким образом поможет обоим главным героям.
Палашка — крепостная девка Мироновых — не бросает свою барышню-сироту, пока Маша находится под арестому Швабрина, хотя Пугачёв всем крепостным даровал свободу. После освобождения капитанской дочки Палашка уезжает с барышней в деревню Гринёвых.
Гуманизм связан с общей исторической концепцией романа — с мыслью о том, что беспощадный крестьянский бунт несёт зло всем без разбору — и правым, и виноватым.
Погибают капитан Миронов и его жена; остаётся сиротой их восемнадцатилетняя дочь; жители Оренбурга страдают и умирают от голода, осаждённые пугачёвцами; и мужики, и господа одинаково бедствуют на территории, охваченной восстанием.
Гринёв вспоминает в своих «семейственных записках»: «Мы проходили через селения, разорённые бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было повсюду прекращено: помещики укрывались по лесам» (XIII).
Как же добиться, чтобы отношения между людьми, сословиями (классами), государствами строились на принципах гуманизма? Ответ Пушкина — надо распространять в народах просвещение. Поэтому просветительство — второй принцип Пушкина-историка.
Просветительство как идейное течение выражало прогрессивное для XVIII — начала XIX века стремление общества осмыслить свою духовную жизнь с точки зрения её разумности (разума) и тем способствовать общественному прогрессу.
В истории Франции, которая всегда была образцом для подражания в России, просветители сыграли выдающуюся роль. В своих книгах Д.Дидро, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ж.
Д'Аламбер и другие доказали, что, подвергнутые критике разума, государственные институты феодальной Франции оказываются несправедливыми и обнаруживают полную несостоятельность. Так идейно была подготовлена Великая французская революция.
Согласно взглядам просветителей, человек изначально добр, негодяем его делают плохое воспитание и несправедливые условия жизни.
Пугачёвцев Гринёв называет злодеями, но, когда они тащат молодого офицера к виселице, они не испытывают ненависти к нему и ведут себя по отношению к Гринёву странно: «”Не бось, не бось”, — повторяли (…) губители, может быть и вправду желая (…) ободрить» (VII) героя.
Караульные мужики в Бердской слободе без побоев и унижения препроводили пленного Гринёва во «дворец» к Пугачёву (XI). Даже главный злодей — Пугачёв — способен на великодушные поступки, что доказывает история его отношений с Гринёвым.
По мнению просветителей, задача общества — просвещать людей, и если просвещённых граждан будет много, то само общество изменится к лучшему.
При этом просвещение понималось широко: не только обучение грамоте, но и воспитание в гражданах благородных чувств и правильных нравов. В России просвещение, по мнению Пушкина, необходимо не только простому народу, но и дворянству.
Отец и сын Гринёвы — положительные герои романа, но в их поведении писатель отмечает черты помещиков-крепостников (1,V) в отношении их крепостного раба Савельича, преданного господам душой и телом.
Если лучшие дворяне обращаются с крепостными столь несправедливо, то что ожидать от остальных? Отсюда понятны и причины крестьянской войны, и жестокость восставших мужиков: они протестуют против бесчеловечного отношения к ним.
Просветители верили в просвещённого монарха, который проводит в своей стране прогрессивные реформы, не доводя народ до бунта.
Вромане Екатерина II представлена (правда, с большой долей иронии) просвещённой государыней: она доступна для подданных (капитанская дочка без церемоний говорит с императрицей в саду), разбирается в людях (верит Маше, но потом проверяет факты), награждает по заслугам (освобождает Гринёва из-под следствия).
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Третий принцип Пушкина-историка — исторический детерминизм: каждое событие рассматривается не как случайное, а как закономерное, имеющее свои причины в прошлом и последствия в будущем. Оценка, которая даётся событию или деятелю, учитывает историческую эпоху, или то, что сам Пушкин называл «дух времени» («Роман в письмах»).
В небольшом романе писатель изобразил большую историю. Пугачёв назвался императором Петром III, незаконно свергнутым Екатериной. Так исторические события «Капитанской дочки» связались с предшествующей эпохой — дворцовым переворотом 1762 года.
Кроме того, писатель дважды упоминает, что незадолго до народной войны (1773-1775), а именно в 1771-1772 годах, в Оренбургском крае уже были волнения яицких казаков.
В умёте, куда случайный прохожий вывел кибитку Гринёва, молодой дворянин услышал разговор вожатого и хозяина, из которого не понял ничего, «но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмирённого после бунта 1772 года» (II).
Во второй раз Гринёв коротко упоминает о тех же событиях, указывая причины волнения казаков: «Причиной (…) были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению.
Следствием было варварское убиение Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирение бунта картечью и жестокими наказаниями» (VI). Ещё раньше, в 1740 году, в Оренбургском крае были самым жестоким образом подавлены генералом Урусовым волнения башкир.
Косвенное напоминание об этом находим в VI главе романа, когда к капитану Миронову приводят пугачёвского лазутчика — башкира с вырезанным языком. Вид его потряс молодого Гринёва: «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей.
Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. “Эхе! — сказал комендант, узнав, по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. — Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах. Ты знать не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка”». И башкирский, и казацкий бунты правительство подавило силой, вместо того чтобы выяснить и устранить причины народного недовольства. Результатом этой легкомысленной политики стала крестьянская война под предводительством Пугачёва.
Известно, что, нарисовав в «Капитанской дочке» образ великодушного Пугачёва, Пушкин нарушил литературную и историческую традицию. Прежде, например в книге П.Сумарокова «Обозрение царствования и свойств Екатерины Великия» (1832), Пугачёв изображался беспощадным злодеем, кровавым убийцей.
Пушкин, соблюдая принцип исторического детерминизма, показал Пугачёва героем своего времени, когда расправы, насилие над женщинами, казни через повешение, пытки были обычным делом. Замечательно пространное рассуждение Гринёва о пытках, которое должно было оправдать доброго капитана Миронова, решившего применить плети (!) к пленному башкиру (VI).
Гринёв, человек своего времени, не описывает другие дворянские «подвиги», вероятно, потому, что не видит в них ничего возмутительного. Зато их описывает А.Н.
Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790), а Пушкин в исторической монографии «История Пугачёва» (1833), опираясь только на документы, покажет, что во время Пугачёвского восстания бунтовщики и царские офицеры поочерёдно вешали своих противников, и трудно сказать, кто проявлял при этом большую жестокость.
Четвёртый принцип Пушкина-историка —добросовестность, то есть точное изложение исторических фактов, исключающее всякую фантазию автора. Как уже было сказано, в романе «Капитанская дочка» переплетаются исторические эпизоды и семейная хроника.
По убеждению Пушкина, в исторической части романа писатель должен строго следовать фактам, не позволяя никаких домыслов от себя. Если сравнить исторические события в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва», то легко заметить, что Пушкин в романе действительно ни на шаг не отступает от исторического документа.
Из «Истории Пугачёва» (II) словесный портрет Пугачёва в точности перенесён в роман (II). В «Истории …» сообщается, что Пугачёв был неграмотным (IV), в романе это выясняется в сцене, где он не может прочитать «реестр барского добра» (IX), составленный Савельичем. Глава «Приступ» в деталях повторяет свидетельство очевидца из «Истории…
» о пребывании Пугачёва в Сакмарском городке (II). Храбрый капитан Миронов и поручик Иван Игнатьевич перед казнью ведут себя так же мужественно, как реальные офицеры Ильинской крепости — капитан Камешков и прапорщик Воронов. То, что Пугачёв в романе пощадил молодого Гринёва после взятия Белогорской крепости, не авторская выдумка: в «Истории …
» Пушкин приводит несколько случаев, когда самозванец по просьбе солдат щадил офицеров (II, IV, V).
«Царские привычки» литературного Пугачёва: красный кафтан; полтина денег в награду; казаки, которые помогают самозванцу сесть и слезть с белой киргизской лошади; «царские» знаки на груди; кресло-трон, на котором Пугачёв сидит, верша суд и расправу; разбрасывание медных денег в толпе и т.д. — всё это взято из «Истории …». Эти примеры, которые при необходимости можно продолжить, доказывают, что сюжет и описания в «Капитанской дочке» отличаются исключительной исторической точностью.
Рассмотрев четыре принципа пушкинского историзма на примере «Капитанской дочки», нельзя не сказать о пушкинской философии истории. В романе выразился исторический оптимизм автора, который считал, что человеческое общество развивается прогрессивно, от несвободного состояния (рабства) к свободе, просвещению, гуманизму.
Главную роль в этом историческом развитии писатель отводит политическим идеям, правильному законодательству, воспитанию народа — одним словом, просвещению, которое «смягчит» общественные противоречия. Именно в таком духе рассуждает Пётр Андреевич Гринёв на склоне лет, сочиняя свои «семейственные записки»: «…
ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра и не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» (VI).
Но если просвещённое человечество мирным путём может создать справедливое государство, зачем тогда происходят кровопролитные революции (в Нидерландах, Англии, Франции) и народные войны (в Чехии, Германии. России)?
Объяснение исторических событий классовыми противоречиями появится позже, поэтому Пушкин в оценке Пугачёвского восстания использовал главный принцип просветительства — принцип разумности. С точки зрения разумности, стихийное крестьянское восстание с самого начала было обречено на поражение и, значит, бессмысленно.
Восставший народ не добился бунтом ничего, кроме новых страданий (жестокого подавления и наказания участников). Однако тот же принцип разумности требовал изменить условия, породившие беспощадный бунт, чтобы он больше не повторился. Иначе говоря, России нужны экономические и политические реформы, которые может осуществить только царь.
Надежда на просвещённого монарха была в духе пушкинского времени, ведь другой реальной политической силы в феодально-крепостнической России не существовало.
Последнее убедительно, с точки зрения Пушкина, доказали новейшие события — неудачное восстание декабристов (1825), стихийные холерные бунты крестьян (1830-1831) — и русская история — смутное время, эпоха Петра I, Пугачёвское восстание.
В заключение следует сказать, что интерес Пушкина к истории был серьёзным и постоянным. Писатель внимательно читал книги не только выдающихся русских (М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина) и французских (Вольтера, Ф.Гизо, О.Тьрри, Ф.Минье, А.Тьера) историков, но и множество исторических исследований малоизвестных авторов.
Начиная с лицейских лет («Воспоминания в Царском селе» 1814, «Лицинию» 1815) он создавал художественные произведения («Борис Годунов» 1825, «Полтава» 1829, «Арап Петра Великого» 1830, «Маленькие трагедии» 1830, «Медный всадник» 1833) и писал публицистические заметки («Заметки о русской истории XVIII века» 1822, Заметки о Великой французской революции 1830 и т.д.) на исторические темы.
В русской истории Пушкина интересовали главным образом переломные эпохи, когда все общественные проблемы резко обостряются и человек — обыкновенный, как Пётр Гринёв, или великий, как Борис Годунов, — должен определить своё отношение к событиям.
В историческом прошлом, по мнению Пушкина, можно найти объяснение современного и будущего состояния народа: «Одна только история народа может объяснить истинные требования оного» (А.С.Пушкин «Примечание к повести “Нос”»)
Взгляды Пушкина-историка были дворянско-просветительскими, что неудивительно: ведь писатель был одним из выдающихся представителей дворянской интеллигенции своего времени и справедливо считал, что пока именно передовое дворянство является главным выразителем прогрессивных устремлений народа.
Взгляды Пушкина-историка были передовыми для своего времени, потому что идеи гуманизма и просвещения писатель диалектически связал с идеями политической свободы.
В «Заметках по русской истории XVIII века» (1822) писатель сформулировал мысль, которая стала основой его исторического мировоззрения: со времён Петра I Россия вступила на общеевропейский путь развития и успехи просвещения неминуемо приведут к изменению крепостного строя и ограничению абсолютной монархии, то есть к свободе народа.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://sochineniya-na5.ru/kak-vyrazilis-principy-pushkina-istorika-v-romane-kapitanskaya-dochka/
Образ и характер Мироновых в повести Капитанская дочка – художественный анализ. Пушкин Александр Сергеевич
Образ и характер Мироновых в повести Капитанская дочка
«Старинные люди, мой батюшка». В этих словах, приведенных Пушкиным в качестве эпиграфа к третьей главе, в которой мы знакомимся с семьёй Мироновых, дана краткая, но выразительная характеристика стариков Мироновых.
(Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Мироновых в повести Капитанская дочка.
Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) «Старинные люди», Мироновы вышли из народа и остались близки ему.
Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». Василиса Егоровна изумляется богатству Гринёва, не такому уж большому (300 душ), и говорит о своей дочери как о бесприданнице. «Девка Палашка» — вот всё их состояние.
Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в отношении к дуэли как «смертоубийству», в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Она проявляется и в особенностях их речи.
Правда, Иван Кузьмич не речист, зато словоохотливая Василиса Егоровна говорит сочным языком народа, вставляя в свою речь народные пословицы и поговорки: «Стерпится – слюбится», «Не ты первый, не ты последний», «На грех мастера нет» и т. п. А её последние слова звучат, как народное причитание.
«Свет ты мой Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие…»
В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству, которое представлено в повести Швабриным. Чувство долга, офицерской чести живёт в душе коменданта.
Иван Кузьмич первым выходит против Пугачёва и, «изнемогая от раны, собрав последние силы, твёрдым голосом» отказывается признать в Пугачёве государя, обрекая тем самым себя на виселицу.
Василиса Егоровна наотрез отказалась выехать в Оренбург, категорически заявив мужу: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою, искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать».
Но крепостническая действительность с её нравами, указывает Пушкин, калечит и таких честных и добрых людей, какими являются старики Мироновы.
Капитан Миронов, вышедший из народа, гибнет за чуждый народу строй; он, добрый, беззлобный человек, фактически становится противником народа. Об этом говорит допрос комендантом башкирца.
Спокойно и твёрдо Миронов даёт приказание приготовить орудие пытки и встречает пленного словами: «Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах».
Так изображается Пушкиным трагедия жизни капитана Миронова, вышедшего из народа офицера царской армии.
Вредное влияние крепостнической действительности в известной степени сказывается и на Василисе Егоровне. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком».
Отводя квартиру Гринёву, она и здесь творит «суд и расправу» над жителями. «Отведи Петра Андреича,— приказывает она уряднику,— к Семёну Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород».
А Ивану Игнатьичу приказывает разобрать ссору Прохорова с Устиньей и «обоих наказать».
Очень полно раскрывается в повести образ «капитанской дочки» — Маши Мироновой. Это простая русская девушка, «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной наружностью: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши».
В той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. Её речь — показатель невысокой культуры: «Я так и обмерла», «Да так… он такой насмешник…
он очень мне противен», «Это меня беспокоило бы страх».
Она скромна, у неё твёрдые нравственные устои: несмотря на любовь к Гринёву, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «Без их благословения не будет тебе счастия»,— говорит она Гринёву. В её отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчёта. Любит она Гринёва глубоко и бескорыстно.
Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринёва.
К главам, в которых наиболее полно раскрывается образ Маши Мироновой (V, XII), Пушкин берёт в качестве эпиграфов цитаты из народных песен, подчёркивая этим высокие душевные качества Маши и её близость к народу.
Источник: https://www.testsoch.info/obraz-i-xarakter-mironovyx-v-povesti-kapitanskaya-dochka-analiz-pushkin-aleksandr-sergeevich/
Образ капитана Миронова в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина
Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» был опубликован 22 декабря 1836 года в журнале «Современник». Это было последнее произведение, напечатанное при жизни Пушкина. Роман является художественной иллюстрацией пугачевского бунта.
В небольшом по объему, но емком по содержанию произведении Пушкин дал запоминающееся описание людей и событий в 1772-1774 годах в Оренбургской губернии. Роман содержит пятнадцать глав (вместе с «Пропущенной главой»). В пяти главах действие разворачивается в линейной Белгородской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, на берегу Яика, при жизни коменданта крепости Ивана Кузьмича Миронова.
Крепостью именовалась деревушка с тесными и кривыми улицами, с покрытыми соломой избами, со старой чугунной пушкой у ворот. Вокруг деревни был вал, укрепленный частоколом.
Первую характеристику Миронова в тексте романа дал генерал Андрей Карлович Р., объяснив Петруше Гриневу: «Ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине». В команде Миронова было сто тридцать человек, не считая казаков.
Приехавший в крепость Гринев увидел на площадке перед комендантским домом человек двадцать стареньких инвалидов. «Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате».
Он проводил учение. Немного позже Василиса Егоровна дала такой комментарий о своем муже: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь.
Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше».
Миронова перевели в Белгородскую крепость «лет двадцать».
К 1772 году Оренбургская губерния «обитаема была множеством полудиких народов, признавших еще недавно владычество российских государей». Среди этих народов часто происходили возмущения. Капитан Миронов храбрился, что если башкирцы или киргизцы «насунутся», то он их угомонит лет на десять.
Из последующих событий читатель понимает, что капитан не угадал реального масштаба назревавшей гражданской войны. Но в этот период времени многие не понимали ситуацию в области.
Иван Кузьмич вышел в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но честный и добрый. Жена им управляла и смотрела на дела службы, как на свои хозяйские. После сорока лет службы Мироновы так и не стали состоятельными. Их дочь была без приданого.
При первом вмешательстве в дуэль между Гриневым и Швабриным Василиса Егоровна действовала напористо и четко, а Иван Кузьмич не знал, на что решиться. После повторной дуэли «добрый комендант, с согласия своей супруги, решился… освободить» Швабрина. А мог дать делу и официальный ход, так как поединки были формально запрещены в «воинском артикуле».
В октябре 1773 года коменданту доставили письмо от генерала с предупреждением о бунте, разорении нескольких крепостей и с приказом «принять надлежащие меры». Ничего особенного для защиты крепости комендант не придумал.
Выставил караулы, ночные дозоры, приказал вычистить пушку, засоренную тряпками и камнями. О необходимости эвакуации женщин сам даже не подумал: Гринев подсказал. Комендант не принял мер к наведению дисциплины в крепости, к заблаговременному выявлению сочувствующих бунту.
Накануне приступа казаки покинули крепость и присоединились к пугачевцам.
Оборона крепости не удалась. В контратаке участвовали только трое: комендант, Иван Игнатьич и Гринев. Комендант был ранен в голову и схвачен. Но личную верность присяге комендант проявил.
Он заявил Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Увидев его на виселице, Василиса Егоровна закричала: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!»
У читателя складывается сочувственное отношение к коменданту, к его трудной судьбе, к материальной неустроенности. Он служил и воевал там, где приказывали, старался сделать это лучше. Многое у него не получалось, но и обстоятельства, в которых он оказался, были очень сложны.
Рецензия
Вступление слишком велико, нет связи с темой. Нет перехода от вступления к основной части. Работа написана казенным сухим языком с использованием слов официально-делового стиля, что непозволительно в сочинении на литературную тему. Постоянны отступления от темы. Вместо характеристики героя пересказ. Нет оценки поступков героя. Нет вывода по теме.
Источник: https://velib.com/sochinenie/obraz_kapitana_mironova_v_kapitanskojj_dochke_a_s_pushkina/
Основные образы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – историческое произведение, в котором мы видим важные события того времени глазами их современника, Петра Гринева. Судя по названию и форме повести (дневниковые записи), можно предположить, что основная сюжетная линия – события, происходящие с автором «записок», его переживания и любовные отношения. На самом деле, это не так.
Пушкин сумел с помощью такой формы рассказать о восстании Пугачева, о народных волнениях того времени, об императрице. Также на страницах повести он раскрыл много ярких образов: Маша Миронова, Савельич, Швабрин и многие другие.
Главный герой повести, от чьего лица ведется повествование, – молодой барин-недоросль, в котором с первого взгляда трудно заметить какие-нибудь особенные человеческие достоинства. По служебным делам он оказывается в Белогорской крепости, где Гринев впервые принимает самостоятельные решения.
Однако его первые шаги в жизни в некоторой степени комичны, в особенности, дуэль со Швабриным, которую очень сложно назвать серьёзной. Но восстание крестьян выявляет в Гриневе его лучшие качества: ответственность, великодушие, доброту, сострадание, смелость.
Швабрин – противоположность Гринева. Он сразу привлекает внимание читателей. Алексей молод, дерзок, умён, горяч. Однако ему присущи и такие качества, как язвительность и насмешливость. Он цинично высмеивает все, что происходит вокруг него.
Гринёву становится всё труднее и труднее общаться со Швабриным: «С А.И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день, но час от часу беседа его становилась менее приятною».
Но в полной мере характер этого человека раскрылся во время восстания, когда Швабрин, запятнав честь офицера, изменил присяге и стал прислужником бунтовщиков.
Особую симпатию среди всех персонажей вызывает Маша Миронова. Это «девушка лет осимнадцати, круглощёкая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».
Да, конечно, Маша не обладает светскими манерами и изяществом, однако впоследствии окажется, что она наделена лучшими душевными качествами. Она смелая, благородная, открытая и удивительно искренняя. Как ни старались родители уберечь Машу от тревог, но судьба распорядилась иначе.
Ей пришлось столкнуться с людской подлостью и жестокостью, но испытания только закалили её и сделали сильнее.
Образ Пугачёва в «Капитанской дочке», на мой взгляд, очень противоречив, потому что перед нами человек, с одной стороны, смелый и добрый, справедливый и мудрый. С другой стороны, он мятежник, бунтарь, жестоко расправляющийся с теми, кто десятки лет, по его мнению, угнетал крестьян.
Для него не существует хороших помещиков и представителей власти. Пугачев, в отличие от Гринева с Машей, не находит счастья и спокойной жизни. В конце повести мы видим его на виселице. Но это не значит, что его борьба была лишена смысла, а все крестьяне, которые пошли за ним, заблуждались. Пугачев решительно заявил о правах простого народа, открыл власти глаза на царящую в стране несправедливость.
А.С.Пушкин рисует своих героев в таких жизненных условиях, которые помогают читателю понять и почувствовать многогранность их натуры. Я думаю, что именно в чрезвычайных моментах человек раскрывается наиболее полно.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/kapitanskaya-dochka/6237-osnovnye-obrazy-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka
Образ капитана Миронова в романе «Капитанская дочка» – Сборник сочинений
При рассмотрении образа капитана Миронова исследователи, стремясь подчеркнуть художественную удачу Пушкина, обычно ссылаются па мнение Гоголя. Высоко ценя «Капитанскую дочку», он утверждал, что пушкинский роман «решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде».
При этом, по мнению Гоголя, главная заслуга Пушкина состоит в создании русских характеров.
Что имел в виду Гоголь? «В первый раз выступили истинно русские характеры-простои комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, всё — не только самая правда, но еще как бы лучше ее» .
В самом деле, «честный и добрый», скромный, лишенный амбиции и честолюбия, «беспечный», готовый подчиняться жене («Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домком»), капитан Миронов был мужественным солдатом, получившим офицерское звание за храбрость, проявленную в прусском походе и в сражениях с турками.
Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Оп не способен па измену и предательство — примет смерть, по не изменит, но отступится от исполнения службы, В этом и проявляется его русская натура, истинно русский характер.
Таков Миронов, ценимый Гоголем. Многое в его оценке справедливо, верно угадано.
И все же нельзя смотреть на Миронова глазами Гоголя, да еще Гоголя 1846 года, когда было высказано приведенное суждение (из статьи «В нем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность»).
Именно в это время Гоголь считал нужным распространять и утверждать миф о примирении Пушкина с Николаем, о благоговейном отношении поэта к самодержавию.
В рамках этих убеждений Гоголя и следует воспринимать восхищение Мироновым, образцовым исполнителем своего долга перед государыней императрицей. Характерно, что в 1833 году Гоголь, прочтя «Историю Пугачева», пришел в восторг от образа Пугачева. В 1846 году он Пугачева не вспомнил, а на первое место в романе выдвинул Миронова.
На капитана Миронова мы обязаны смотреть глазами Пушкина. Созданный им образ и богаче, и сложнее, и, главное, драматичнее, чем его понимал и толковал Гоголь.
Изучение жизни русского парода помогло Пушкину понять сложность и динамичность такой категории, как национальный характер, волновавший и русских писателей XVIII века, и декабристов.
Национальный характер каждого народа самобытен и неповторим, как самобытны и неповторимы историческая судьба каждой нации и пути ее развития.
Он изменчив, никогда не окостеневает, не превращается в некую метафизическую п устойчивую совокупность заданных «по природе» качеств и психологических свойств, он постоянно развивается, в зависимости от меняющихся общественных, социальных и исторических обстоятельств жизни папин.
Условия жизни и поднимают к высоким нравственным нормам, и они же, в других обстоятельствах, оказываются силой, искажающей человеческую натуру вообще и «русскую душу» в частности. Церковь с ее проповедью смирения, политическое бесправие и деспотизм власти навязывали личности чувство униженности, холопства и страха.
Уже во время восстания Пугачева обострился интерес литературы к жизни парода, его судьбе и его истории. Вопрос о национальном характере приобретал политическое значение. Понимание его сложности и многогранности приводило к желанию выявить и обозначить главное в этом характере.
При этом понимание «главного» — «хорошего» и «плохого» — в национальном характере подсказывалось и классовыми интересами, и потребностями цолитического момента. Так появилось представление о двух доминантах как двух полюсах национального характера — мятежности и смирения, послушания.
Естественно, при таком подходе в многогранном содержании национального характера акцентировалось внимание лишь па некоторых, правда, ведущих его свойствах.
Общественному обнаружению этого всеобщего интереса к русскому национальному характеру и определению его доминант способствовало выступление Фонвизина.
В 1783 году писатель послал в правительственный журнал «Собеседник любителей российского слова» «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание».
Среди «вопросов» был и такой: «В чем состоит наш национальный характер?» На пего ответила сама императрица Екатерина II: «В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании…»
Писатели, и в первую очередь Радищев, давали противоположный ответ: в мятежности, в вольнолюбии. Пушкин отлично знал мысли и Фонвизина, и Радищева, а «Несколько вопросов…» он даже перепечатал в «Современнике» (во втором номере за 1836 год). Образцовое послушание составляет существо русского характера Ивана Кузмича Миронова.
Комендант Белогорской крепости лишь по службе принадлежит к правительственному лагерю — он выходец из народа и связан с ним и воззрениями, и традициями, и образом мышления. «Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый».
Образцовое послушание Миронова для Пушкина по добродетель, но тот психологический склад, который ему навязывается. В послушании фокусировались предрассудки исторически складывающегося национального характера. Добрый по природе он буднично прост в своей жестокости, когда отдает приказ пытать башкирца.
Он храбр, деятелен, но все его действия не освещены сознанием. Восстание Пугачева сделало его участником исторических событий — он ни разу не задумался о том, что происходит; им движет образцовое послушание своему начальству, своей государыне. Послушание открывает нам плененную мысль.
Отражая приступ мятежников, Миронов проявляет героизм, но защита крепости не воодушевляет его, по поднимает к новой жизни.
- Всмотримся в эту сцену. Миронов готовит гарнизон к вылазке против отрядов Пугачева. «Ну, ребята,— сказал комендант; — теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!
Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. «Что ж вы, детушки, стоите? — закричал Иван Кузмич. — Умирать, так умирать: дело служивое!» Призыв Миронова не выражает его убеждений. Это увещевание исполнить службу.
Оттого ни героическая вылазка лишь трех офицеров, пи приказ коменданта не находят отклика у солдат гарнизона.
Нет ни в этом призыве, ни в личном примере Ивана Кузмича той увлекающей и возбуждающей силы, которая преображает человека, открывая в нем скрытые нравственные резервы богатой личности.
Иначе изобразил Пушкин последние минуты жизни коменданта. Поведение Миронова под виселицей не может не вызвать восхищения — он тверд в своих ответах и решении принять смерть, по не изменить присяге и долгу. Верность и спокойное мужество перед лицом смерти совершенно с новой стороны раскрывают нам характер старого солдата Миронова.
После смерти в первый и последний раз русский человек, капитан Миронов, предстал перед читателем, овеянный поэзией прощания народа со своим сыном, И в этом прощании отдавалась дань всему лучшему в погибшем — о плохом не вспоминалось, народ отпускал грехи усопшему. Ему, народу, самому предстояло решать свое будущее, преодолевать драму своей исторической судьбы.
Источник: https://schooltask.ru/obraz-kapitana-mironova-v-romane-kapitanskaya-dochka/
Образ Савельича в повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкина :
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» один из основных. Эта историческая повесть А. С. Пушкина давно вошла в круг детского чтения и школьные программы. Она изучается и анализируется, в частности, подробно рассматриваются главные и второстепенные персонажи. В этой статье мы поговорим об одном из ключевых героев произведения.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»
Савельич – второстепенный персонаж повести. Несмотря на то, что он не является главным действующим лицом, его образ очень важен для понимания произведения.
Наш герой – дворовый человек, крепостной. У дворян была традиция приставлять к своим детям слугу. И когда Петрушка Гринев достиг пятилетнего возраста, к нему приставили Савельича, который до этого служил стремянным. Слуга очень привязался к маленькому баричу, который буквально вырос на его глазах.
Савельич понимает, что на нем лежит ответственность за судьбу молодого человека. Но не только долг перед родителями Гринева являются тому причиной. Слуга искренне любит Петрушку, по-отечески заботится о нем и беспокоится о его будущем. Жизнь Савельича посвящена служению барину, другого пути он не знает.
Описание внешности
Начнем с характеристики внешности разбирать образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Вот как говорит о нем Петрушка: «стремянному… за трезвое поведение пожалованному в дядьки мне». О внешности Савельича известно немного, он уже немолодой мужчина – «старик» с «седой головой». Одет он, как и все крепостные, одежда его простая и поношенная.
Речевая характеристика
Речь Савельича в повести «Капитанская дочка» позволяет отчасти понять характер этого героя. Вот как он говорит о своем господине: «дитя причесан, умыт, накормлен». То есть он воспринимает Петрушку как ребенка и относится к нему соответственно. Вот как он к нему обращается: «свет ты мой», «бежал заслонить тебя грудью от шпаги».
С другой стороны, Савельич считает себя рабом, верным слугой: «я раб ваш», «я верный слуга, а не старый пес», «всегда усердно вам служил», «кланяюсь рабски», «верный холоп ваш».
Речь героя изобилует просторечиями и не всегда правильна с точки зрения законов русского языка. Это и неудивительно, так как он из крепостных, поэтому Пушкин приближает его как можно ближе к народу. В конце концов, Савельич является как раз собирательным образом русского человека.
Характер Савельича
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» очень многогранен. Это не шаблонный персонаж, а полнокровная личность со своими представлениями о чести, порядке и законе.
Перечислим основные черты, которые характеризуют этого персонажа:
- Преданный, верный, ответственный и заботливый слуга.
- Добрый – эту характеристику дает ему сам автор: «добрый дядька».
- Он не пьет, что для крестьян было большой редкостью.
- Хозяйственный – он закупает все необходимое для своего барина, следит за его одеждой и содержит комнату в чистоте.
- Любит поучать молодого хозяина – его нельзя было унять, если он «примется за проповедь».
- Очень упрям – «не переспорить упрямого старика», «зная упрямство дядьки…».
- Ворчлив – «опять заворчал».
- Недоверчив – «посматривал подозрительно».
- Большой любитель поспорить и поторговаться.
У Савельича собственные представления о долге и чести. Когда его молодой барин напивается и сильно проигрывается, он говорит, что Петрушка не должен платить денег. С одной стороны, это нарушение дворянской чести, а с другой – справедливость. Ведь те, с кем Гринев играл, воспользовались его молодостью и опьянением. Поэтому Савельич хочет поступить так, как велит ему житейская мудрость.
Несмотря на всю свою заботу, слуга не слышит от своего молодого господина даже слова благодарности. И что самое удивительное, не ждет этого. Савельич даже не считает, что нуждается в каком-то поощрении. Так полагают и все остальные крепостные люди.
Спасение жизни
Полная характеристика Савельича в повести «Капитанская дочка» невозможна без анализа эпизода сражения Гринева со Швабриным. Слуга готов заслонить своего хозяина и сам погибнуть от рук негодяя. Он вмешивается в дуэль молодых господ, а потом рассказывает обо всем родителям Гринева. Делает он это не со зла, а потому что считает, что так правильно.
И какое же вознаграждение он получает за это? Петрушка выговаривает Савельичу за то, что он рассказал все родителям. А затем уже старший Гринев обвиняет слугу в том, что он не донес раньше, до того, как дуэль состоялась. При этом присутствовал и сам молодой барин, но даже не подумал о том, чтобы вступиться за преданного старика.
Другой яркий момент – приказ Пугачева повесить Гринева. Услышав об этом решении, Савельич падает к ногам тирана, умоляя пощадить «дитя». Взамен он готов отдать свою жизнь. При этом он взывает к логике, говоря, что не будет Пугачеву толку в смерти Гринева, а за живого можно попросить выкуп. Это свидетельствует о том, что слуга совсем неглуп.
Благодаря этому заступничеству Гринев остается жив. Но даже слова благодарности не слышит от него Савельич.
Значение образа Савельича в повести «Капитанская дочка»
Савельич в первую очередь является отражением положительных народных качеств. В этом отношении значение персонажа для повести совершенно определено. Через него Пушкин характеризует всех крепостных. Кроме того, через этот образ писатель пытается раскрыть несправедливое отношение к этим подневольным людям и их рабскую покорность подобной несправедливости.
Савельич противопоставляется совсем другой части народа – тем, кто присоединился к Пугачеву. Эти люди способны только на грабеж и жестокость, они предают своего предводителя в случае первой же опасности. Они противопоставлены Савельичу во всем.
Герой воплощает в себе все положительные качества, которыми наделен русский народ. Он верен, готов пожертвовать собой, бескорыстен, честен. С другой стороны, образ Савельича очень трагичен. Драма персонажа заключается в том, что все его старания и хорошие поступки остаются незамеченными и неоцененными.
Описание Савельича в повести «Капитанская дочка» – своеобразное воззвание к дворянам, которые привыкли к рабской покорности своих слуг и стали воспринимать ее как должное. Пушкин призывает их вспомнить о том, что крепостные тоже люди и заслуживают хоть немного уважения.
Источник: https://www.syl.ru/article/310747/obraz-savelicha-v-povesti-kapitanskaya-dochka-a-s-pushkina
Черты главного героя в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сочинения › Пушкин А.С. › Капитанская дочка
Готовые Домашние Задания
В основу повести «Капитанская дочка» легли реальные события: крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Но это произведение нельзя в полном смысле назвать историческим. Факты здесь художественно переработаны автором.
Несмотря на это, Пушкин объективно описывает причины и размах пугачёвского восстания. Он видит сопутствующий ему взрыв жестокости как со стороны восставших (казнь офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск (пытка башкирца, виселицы на плотах).
Самое же ценное в повести – нравственные проблемы. Герои попадают в сложные ситуации, где необходимо сделать выбор в свою пользу или ради блага других людей, проявить жестокость или милосердие.
Главный герой повести – Пётр Гринёв – дворянин, офицер. От его лица ведётся повествование. В начале произведения Пётр Гринев кратко рассказывает о своём происхождении и воспитании.
Образ жизни Петруши мало чем отличался от жизни других детей дворянского происхождения в 18 веке. В те времена традиционным было определять мальчика на военную службу ещё до рождения.
Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом.
Сначала он воспитывался стремянным Савельичем. Затем к мальчику был приставлен француз месье Бопре, который должен был обучать Петрушу языкам и разным наукам. Сам Гринёв с иронией отзывается о своём отрочестве: «Жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
На семнадцатом году Пётр должен был отправиться на военную службу: «Мысль о службе сливалась с мыслью о свободе, об удовольствиях петербургской жизни».
Возможно, юноша и познал бы всю прелесть столичной жизни, стал балагуром, кутилой и дамским угодником, как офицер Зурин.
Но служба в Белогорской крепости свела Гринёва с разными людьми: честными и подлыми, сильными духом и трусливыми, открытыми и малодушными. Здесь он возмужал, нашёл истинную любовь, друзей, но и врагов.
В разных ситуациях Пётр поступает с неизменным достоинством, всегда защищает свою честь. Он добр, великодушен, несколько вспыльчив, горяч, так как ещё очень молод. Например, по дороге в крепость кибитка Гринёва попала в буран. Ямщик потерял дорогу.
К счастью, случайно встреченный мужичок согласился проводить заблудившихся путников на постоялый двор. Пётр из благодарности к проводнику подарил ему со своего плеча заячий тулуп и полтину на водку. Гринёву совсем неважно, какого звания перед ним человек.
За добро нужно платить добром.
В Белогорской крепости Гринёва, казалось бы, ждала скучная, тихая служба: голая степь вокруг, совсем нет молодых офицеров, кроме Швабрина, одни старики и инвалиды.
Но первое впечатление оказалось обманчивым. Пётр сразу был радушно принят в семье коменданта Миронова.
Здесь он встретил Марью Ивановну, дочь Ивана Игнатьича и Василисы Егоровны, к которой с первого взгляда стал питать тёплые чувства.
Некоторое время Гринёв был в приятельских отношениях со Швабриным. Но тот оказался завистливым, самолюбивым, подлым и хитрым. Гринёв сразу разгадал его низменную натуру.
Зато Пётр сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой. С Машей Гринёв повёл себя благородно. Он искренне полюбил девушку, тут же предложил ей руку и сердце, несмотря на то, что она была бесприданницей.
По ходу романа Гринёв и Пугачёв оказываются во враждебных лагерях, но доброта Гринёва, подарившего своему вожатому заячий тулупчик, не проходит бесследно, вызывая ответное чувство у Пугачёва.
Мы видим не двух врагов, а двух людей, искренне желающих помочь друг другу.
Неслучайно за мгновение до казни Пугачёв видит во враждебной толпе вокруг эшафота Гринёва, взгляд которого по-человечески согревает последние минуты жизни вождя крестьянской войны.
Добро и милосердие оказываются выше ненависти, и для Пушкина это единственный путь решения возникших в обществе проблем. Гринёву удалось сохранить человечность, честь и верность себе в условиях бунта. Герой одинаково не принимает стихию «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и голый формализм казённо-демократического мира, особенно отчётливо проявившегося в сцене военного суда.
Оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от принесения присяги Пугачёву. С другой стороны, во время суда, рискуя жизнью, он не называет имя Маши, чтобы та не была подвергнута унизительному допросу.
Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядный, смелый, отчаянный поступок. Поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но и ставил на карту свою карьеру, благополучие, честь.
В «Капитанской дочке» великолепно изображены различные стороны жизни 18 века (помещичий быт, жизнь далёкой крепости, образы старика Гринёва, Савельича, капитана Миронова, Пугачёва и его «енералов»), воссоздан и исторический колорит эпохи.
Многопланово изображены характеры героев, особенно Петра Гринёва.
На дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит ещё неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство.
Сочинения по теме:
- Петр Гринев как положительный персонаж в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” сочинение
- Многоплановое изображение Петра Гринева сочинение
- Письмо Емельяну Ивановичу (повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка») сочинение
- Историчность произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сочинение
Источник: https://1soch.ru/pushkin-as/kapitanskaya-dochka/cherty-glavnogo-geroya-v-povesti