Лука в пьесе “на дне” горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни

Характеристика Луки (На дне)

Лука – персонаж литературы, о котором спорят не только герои произведения, но и зрители, читатели нескольких эпох. Образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» настолько многогранны, что нельзя точно сказать – это положительный (или отрицательный) центральный персонаж. Все зависит от мнения, жизненного опыта, позиции того, кто анализирует героя пьесы великого классика.

Описание внешности

Странник Лука – это старик 60 лет. Он появляется в образе, привычном для людей, кочующих по стране:

  • Палка в руке (вместо посоха);
  • Котомка за плечами;
  • Котелок и чайник прицеплены к поясу.

Есть немного деталей, которые характеризуют внешность:Облысел старик из-за женщин. У него их было больше, чем волос на голове. Значит, в молодости мужчина был привлекательным. Постояльцы сразу воспринимают странника по-разному.

Для одних он очередной проходимец, для других – прохожий, проходящий, странствующий, занятный старикашка, любопытный старикан.

Характер странника

Персонаж интересен всем постояльцам. Большая часть называют положительные черты характера:

Человечность: Лука уделил внимание всем. Он считает, что каждый стоит своей цены, нельзя бросать людей.

Ум. Странник много знает, помнит судьбы тех, с кем довелось встречаться. Он не просто рассказывает, а заставляет задумываться.

Проницательность. Лука замечает то, что не видят другие. Он просматривает ситуацию вперед и помогает некоторым персонажам. Сцена ссоры Пепла и Костылева – вовремя зашевелился на печи, драка не перешла в убийство.

Доброта. Лука поддерживает постояльцев добрым отношением и словом.

Религиозность. Старец, как Христос, жалеет всех. Он выполняет завет Бога – всем помогать. Человека следует жалеть вовремя.

Жалость к людям или обман

Лука умеет запутать своими историями. Он рассказывает, будто намекает на что-то, но не договаривает. Постояльцы (Клещ, Сатин) решают, что старик не любит правды. Горькая истина ведет к восстаниям в душе, требует действий, а они не всегда завершаются хорошо. Ложь из жалости – правда Луки.

Красивые сказки утешают, отвлекают от страшной действительности. Без правды тяжело дышать в ночлежке, а с ней и вообще жизни не будет. Лучше закрывать глаза на множество проблем и продолжать свое нищенское существование.

Из жалости Лука поведал истории, кажущиеся правдивыми, но завершившиеся гибелью людей: о лечебнице для пьяниц, о праведной земле. Биография персонажаАвтор помогает представить жизнь героя по его рассказам и отдельным словам. Много указывает на Сибирь. У Луки к Сибири какое-то свое трепетное отношение.

Обратите внимание

Он не боится ссыльного района, он посылает туда хороших людей. Можно предположить, что сам Лука оказался в Сибири давно. Туда ссылали только за преступления. Вероятно, странствовать стал после побега с каторги. В разговоре с Костылевым он четко проговаривает: «Беглого изловил». Жизнь у старика сложная: его много мяли.

Но старец не озлобился, а стал мягче, добрее к людям. Причем Лука одинаков ко всем персонажам пьесы. Над кем-то подшучивает, с кем-то ласков, никому не грубит, ни с кем не вступает в драку. Из другого рассказа читатель узнает, что Лука был сторожем на даче инженера где-то под Томском.

В каких еще землях бывал Лука, неизвестно. Старик намекнул, что двигается на Украину, но нельзя точно утверждать, что он пошел именно туда. Лука идет «куда глаза поведут (глядят)».

Смысл образа Луки

Классик был недоволен получившимся изображением старца. Он вышел из-под пера очень мягким, добрым и располагающим к беседам. М.Горький боялся, что читатель не увидит настоящего смысла созданного им персонажа. Лука бескорыстно помогает людям, пытается их примирить с действительностью. Он останавливает естественное желание человека бороться за свое место под солнцем.

Доброта не убивает зло и жестокость. Судьба мягкого человека – это жизнь в вечном рабстве, подчинении сильным. Классик специально дал старику имя с двойным смыслом: лукавый и чистый. Первое – это значение имени, второе – это апостол Христа. Странник идет по России и передает свои мысли встречным. Он как просветитель, носитель идей особого слоя людей.

У них нет дома, семьи, работы. Странствуя по земле, они где-то задерживаются, что-то проходят мимо. Лука не настолько стар, чтобы стать мудрецом, но он много видел и может поделиться своими наблюдениями. Лука – отличный собеседник. Он понимает с кем и о чем следует говорить.

Что это? Врожденная культура или какой-то уровень образованности? Классик признается, что сам не до конца понял созданный образ. Он получился шире, многограннее, чем планировался. Но в этом, наверное, и смысл персонажа – дать возможность читателю попробовать самостоятельно разобраться в проблемах, которые окружают человека.

Что лучше мечтать или действовать? Чего в жизни должно быть больше: надежд или действий по их реализации? Эпохи меняются, ночлежки исчезают, но проблемы, поднятые автором, остаются.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2070-luka.html

Образ Луки в пьесе «На дне» М. Горького

Все писатели проявляют интерес к философским темам и проблемам, поэтому так часть размышления о смысле жизни становятся основными во многих литературных произведениях. Одним их таких произведений стала пьеса М. Горького. «На дне» считается первой драмой в русской литературе, где затрагивается социально-философские проблемы и вопросы.

В горьковской пьесе много героев, которые различны по характеру. Но все-таки споров больше всего возникает из-за образа Луки и его восприятия мира.

Именно с его появлением в пьесе постоянно начинает звучать разногласия о том, что же все-таки лучшим будет для человека: правда, даже она будет самой тяжелой, но зато она истинная и настоящая, или все же сострадание, которое может служить утешением.

Так кто же такой Лука? Из сюжета произведения читатель узнает, что Лука проповедник, но вот только у него нет определенного места жительства и служения Бога. Он странствует по земле и проповедует те истины, в которые сам верит.

Однажды он появляется в ночлежке, где люди опустошены и выброшены из обыденной жизни. Они радуются каждому дню, которому могли прожить.

А некоторые ждут своей смерти, чтобы хоть как-то уйти от этой жизни, которая уже давно перестала приносить им радость.

Лука вдруг останавливается в ночлежке, когда бедная Анна умирает, а между остальными жителями этого подвала возникает спор о совести и чести. Ведь, находясь в таком месте, многие просто забыли о них. Лука становится для них утешителем. Так, прежде всего, он старается всех успокоить и примирить.

Важно

Лука каждому обещает избавление от тех страданий, которые есть у них сейчас в жизни и обещает, что исполняться желания. Он тонко чувствует людей, предугадывает их желания, поэтому он легко их убеждает в том, о чем они не говорят вслух, но где-то в глубине своей души все-таки на это надеются.

У Луки есть своя позиция, с которой он живет и проповедует среди людей. Он считает, что все фантазии и мечтания — это и есть жизнь. В ночлежке он долго беседует с Анной, которая умирает, но очень боится смерти.

Лука утешает ее, говоря, что умирать не больно и не страшно, ведь это поможет ей стать свободной, больше не чувствовать боли, и она даже больше не будет никогда страдать.

Находит он утешительные слова и для Актера, но, только поверив Луке, Актер скоро поймет, что невозможно найти лечебницу, чтобы вылечить алкоголизм. Ведь у него на это совсем нет денег.

Отношение всех обитателей подвала к этому странному проповеднику у всех разное. Кто-то, например Настя, считают его хорошим, что он несете в себе жалость и сострадание. Но есть и другие мнения к ночлежке: кто-то называет его обманщиком, а кто-то утверждает, что он просто правды не любит.

Может быть, они и правы, ведь автор не зря дает такое имя своему герою: Лука — это лукавый, то есть хитрый. И по его возрасту легко можно определить, что опыт у него большой, ведь большую часть своей жизни он уже прожил.

А если он странствует, то вероятно, в его жизни было много разных ситуаций, поэтому он умеет и быстро найти выход из любой ситуации и так хорошо видит психологию каждого обитателя этой ночлежки.

Но если рассматривать этот образ через религию, но в Евангелии был такой апостол. Этот евангельский Лука является образом, в котором заключена мудрость и правда. И вспоминается рассказ горьковского Луки, как он случайно встретил грабителей, которые хотели его убить, но он смог уговорить их покушать. Словно в Библии, когда сказано, что на любое зло нужно ответить добром.

Совет

Образ Луки в пьесе Максима Горького — это сложный герой, к которому невозможно относиться как-то однозначно, да, наверное, и не надо.

Главные качества его характера — это доброта, отзывчивость, умение слушать и сочувствовать другому человеку, а не думать только о себе.

Еще одним достоинством этого героя является его искренность, он умеет общаться с людьми, не навязывая им своего мнения и своих взглядов.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

И если Лука говорит ложь, то у него она утешительная, от которой он сам не имеет никакой выгоды. Он просто пытается в человеке поднять настроение, укрепить его дух, вселить надежду. Но все-таки невозможно как-то однозначно ответить о том, как же относиться к этому персонажу.

На этот вопрос не мог ответить даже сам автор, который вдруг оказывается на его стороне, оправдывая сострадание, то вдруг сам Максим Горький называет его жуликом и даже пройдохой. Не дает автор остальным обитателям ночлежки в финале пьесы судить своего странного героя.

Писатель предоставляет это сделать читателю, чтобы тот смог задуматься над противоречивым горьковским персонажем, который вызывает споры уже много лет.

Человечность, которую несете Лука, нужна людям, но из-за того, что мечты не смогут осуществиться, а надежды оказываются пустыми, люди страдают еще больше и тогда не каждый человек может это выдержать.

Обратите внимание

Например, Актер, который в финале пьесе просто повесился. Лука пытается лечить истерзанные человеческие души, а результат из-за той действительности, в которой эти люди находятся, может быть самым разным.

Поэтому ни судить, ни хвалить Луку не стоит.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/obraz-luki-v-pese-na-dne-gorkij.html

Образ Луки в пьесе Горького «На дне»

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» по праву считается одним из наиболее интересных и противоречивых.

Это произведение изучают в школе, но оно интересно для изучения и анализа в любом возрасте.

Оглавление:

  • Характеристика Луки в пьесе «На дне»
  • Роль Луки в драме Максима Горького
  • Отношение Горького к Луке
  • Положительный или отрицательный герой Лука
  • Наука от Горького Лука

Характеристика Луки в пьесе «На дне»

Странник Лука впервые появляется на страницах произведения, когда читатель уже немного познакомился с основными героями, оказавшимися на «дне жизни», и сюжетом.

Драматург даёт очень скромное описание героя, не акцентируя внимания на его биографии.

Это довольно пожилой человек с палкой в руке, за плечами у него была котомка, на поясе чайник и котелок.

Ночлежники довольно равнодушно отнеслись к страннику, не подозревая, какую роль он сыграет в их трудной жизни.

Роль Луки в драме Максима Горького

М. Горький заставил людей задуматься о жизни, о том, во что превращаются люди под давлением жизненных обстоятельств, и как страшно оказаться на «дне жизни», с которого уже не выбраться.

Философия и правда Луки

Каким бы не считали читатели образ Луки, положительным или отрицательным, ясно одно: этот добрый человек пришёл в жизнь маленьких людей, оказавшихся на «дне жизни» неспроста, у него была своя позиция – некая миссия.

Врал ли он? Говорил ли правду? На эти риторические вопросы каждый ответит по-своему.

Лука кардинально изменил атмосферу, которая была в ночлежке. Герои задумались, начали снова о чём-то мечтать. Старец был одновременно настолько и мягок, и убедителен в своих речах, что даже самые большие скептики изменили своё отношение к правде, к человеку.

Цитаты и афоризмы Луки

Слова Луки – это искромётные фразы с глубоким философским подтекстом. Их тематика очень разнообразна:

  • ценность человеческой жизни:
  • морально-этические нормы поведения:
  • сила слова:
  • сила веры:
  • воспитание детей:

Значение имени Лука в пьесе «На дне»

Следует отметить, вышеупомянутое имя довольно интересное, имеющее скрытый смысл. Оно древнегреческого происхождения, буквально означает «земледелец».

Но подсознательно воображение читателя ассоциирует его с библейскими образами Святого мученика Луки. Таким образом, по мнению многих критиков, со страниц пьесы на нас смотрит и даёт свои мудрые советы сам Иисус Христос.

Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки

Все высказывания Луки имели глубокий смысл. Он говорил кратко, но всегда по существу. Каждое его слово было продумано, отточено жизнью и поэтому попадало в цель.

Каким образом Лука действует на ночлежников

Со временем герои осознают, что Лука в большинстве случаев их обманывал, но это уже становится неважным.

Герои просто прекрасно понимали, что старец говорил то, что поддерживало их, помогало существовать в этой грязной ночлежке.

Его притча о «праведной земле», так взволновавшая их сознание, всего лишь слова утешения, которые подарили им надежду. Но ведь именно этого, по правде говоря, им и не хватало.

Они были одиноки и никому не нужны, в них просто никто не верил. А Лука подобрал ключики к их таким опустошённым сердцам, дал те советы, в которых они нуждались.

Высказывания Луки о людях — что он говорит каждому из обитателей ночлежки

Героя не просто слушали, ночлежники его слышали:

  • он сумел подобрать слова утешения для Анны перед её смертью;
  • смог убедить Артиста начать бороться с алкоголизмом, несмотря на неудачи и провалы;
  • поддержал девицу лёгкого поведения Настю, которая свято верила в любовь;
  • даже пытался достучаться до столь сложного Василия Пепла и предостеречь его от роковой ошибки – убийства мужа своей любовницы.

Не все герои пьесы нуждались в советах Луки, были и те, которым Лука ничего не советовал.

Отношение Горького к Луке

Довольно интригующим был момент исчезновения Луки.

Он ушёл так же тихо и незаметно, как и появился в ночлежке.

Позиция автора ясна, он симпатизирует своему герою, убеждая читателя в том, что все действия странника были из добрых побуждений – помочь несчастным, опустившимся людям, дать им надежду, вселить веру в себя и свои силы, обозначить цель в жизни.

Положительный или отрицательный герой Лука

На протяжении многих лет критики и литературоведы довольно неоднозначно характеризовали этого персонажа, относя его то к героям, то к антигероям.

Такая полярность во взглядах была обусловлена в первую очередь историческими реалиями. В начале ХХ века Лука рассматривался как отрицательный герой, который занимался пустой болтовнёй и будоражил умы людей, которые ничего не могли изменить в своей жизни.

Позже критики сошлись на том, что Лука давал людям надежду и веру, а они уже сами выбирали свой жизненный путь.

Наука от Горького Лука

Советские постулаты в образовании приучили читателей к тому, что каждое произведение обязательно имеет поучительный подтекст. Говоря о драме М. Горького «На дне», с этим тяжело поспорить.

Образ странника Луки даёт читателям возможность задуматься, нужны ли обществу такие люди, какую роль играют они в нашей жизни, как часто приходят и учат нас добру, вере в свои силы.

Источник: https://1001student.ru/literatura/luka-pesa-na-dne.html

Образ Луки и его роль в пьесе М. Горького «На дне»

Лука

Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.

Читайте также:  История создания сказок салтыкова-щедрина

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости.  С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека.

Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.

Сочинения по пьесе Горького «На дне»

Источник: http://spadilo.ru/obraz-luki-i-ego-rol-v-pese-m-gorkogo-na-dne/

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Лука – пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Это человек с богатым жизненным опытом, о чем говориться в словах: «Мяли много, вот и мягок».

Лука считает всех людей жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися лишь в соболезновании и утешении. Лука- сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватились отчаявшиеся люди. Поэтому он и вселяет во всех надежду о светлом будущем.

И ему верят. Умирающей Анне говорит, что на том свете, в раю, не будет мучений, что после смерти она обретет покой и вечное блаженство на небе. Ваське Пеплу внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь. Актеру обещает назвать город, где бесплатно лечат от алкоголизма в роскошной лечебнице.

Важно

Подкрепляя своего слова примером о пользе жалости, Лука рассказывает, как некогда сам пожалел грабителей, чем спас их, ибо в противном случае они убили бы его и сами бы погибли на каторге. Он также рассказывает притчу о «праведной земле»- о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но разочарованный тем, что на карте у ученого таковой не оказалось, повесился

Связь этой притчи с жизнью в ночлежке очевидна. Обитающие испытывают такое же чувство. Они хотят видеть свет в конце туннеля и интуитивно видят его, но все надежды резко рушатся. Возможно, все было бы иначе, если бы Лука указал им на верный путь. Но он этого не сделал.

Люди тянутся к Луке, потому что его бредни временно скрашивают тяжесть действительности. Принцип Луки – «ложь во спасение».

Он не верит в возможность изменения жизни и лживыми обещаниями хочет сгладить все противоречия, примерить с рабской приниженностью, скрыть действительные причины тяжелого положения трудящегося народа, внушая мысль о том, что общественное устройство установлено раз и навсегда.

Пагубное влияние Луки испытали почти все обитатели ночлежки, и надежды их оборвались трагически: повесился Актер, в тюрьму попал Пепел, тяжело умирает Анна, захотевшая после слов Луки еще немного пожить на этом свете.

Лука верит в силу мечты: «Человек-все может… Лишь бы захотел…», хотя сам знает, что все его утешения ложны. Н а вопрос Пепла: «Зачем ты все врешь?»- Лука отвечает: «И …чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»

Нельзя не отметить, что имя героя очень примечательно. С одной стороны, оно явно происходит от слова «лукавый», которое имеет двоякий смысл.

Это, во-первых, хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий человек, а, во-вторых, добродушный, игривый, шутливый человек. Оба эти полюса заключены в слове «лукавый» и в характере самого персонажа.

Совет

И, конечно же, это имя принадлежит одному из евангелистов. Получается, перед нами некий носитель мудрости, дающий людям какое-то свое Евангелие – определенную правду.

Неожиданное исчезновение Луки свидетельствует о его поражении. Его обман не возвысил людей, а только унизил их. Они перестали верить в силы человека, воспринимая только то, что человека можно жалеть и утешать иллюзиями.

Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Конкретно на вопрос положительный или отрицательный это герой, мы ответить не можем. Даже автор дает нам представление двуличного человека.

Образ Луки является самым главным в пьесе «На дне». Он заставляет задуматься     об истинном и ложном представлении, о гуманизме. А еще наводит на размышления о возможности человеческого счастья: не может быть человек счастлив, пока человек не свободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Но человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек.

План

  1. Время написания пьесы – смысл названия.
  2. Герои пьесы до появления Луки.
  3. Лука – его роль и место в пьесе.
  4. Отношение к Луке других персонажей пьесы и автора.

Пьеса «На дне» написана A.M. Горьким в 1902 году.

Первоначально автор хотел назвать свою пьесу «Без солнца», «На дне жизни», но в итоге остановился на названии «На дне», которое, по-видимому, несет большую смысловую нагрузку и позволяет раскрывать не только социальные проблемы, но и затрагивает целый ряд нравственных проблем.

В самом деле, автор, показывая жизнь обитателей ночлежки, останавливает внимание зрителе не только на внешних действиях и событиях, его внимание привлекают скорее переживания и мысли героев, он пытается заглянуть на «дно» человеческой души, то есть добраться до самых истоков и причин положения «опустившихся», потерявших себя и смысл жизни людей. Именно поэтому на сцене воспроизводится обыденная жизнь (вспомните, как начинается пьеса – реплика, звучащая первой после открытия занавеса, «дальше», как бы подчеркивает текучесть, повседневность всего происходящего).

Пьеса открывается развернутой ремаркой, воспроизводящей подвал, похожий на пещеру. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной, доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Жизнь обездолила этих людей. Она лишила их всех основных человеческих прав:

–   на работу – Клеща;

–   на семью – Настю;

–   на благополучие – Барона;

–   на профессию – Актера.

Обратите внимание

Этих людей, которые так любят свободы, жизнь по существу лишила и этого блага. И не случайно свою они воспринимают как тюрьму, а под сводами их обители звучат слова песни: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», «Днем и ночью часовые стерегут мое окно».

И вот в ночлежку приходит удивительный человек – Лука. Примечательно имя этого героя. С одной стороны, оно явно происходит от слова «лукавый», которое имеет двоякий смысл. Это, с одной стороны, хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий человек, а с другой стороны, добродушный, игривый, шутливый человек.

Оба эти полюса заключены в слове «лукавый» и в характере самого персонажа. И нельзя не отметить, что это имя принадлежит одному из евангелистов. Значит перед нами нений носитель мудрости, дающий людям какое-то свое Евангелие – определенную правду. Не зря ведь он странник. Понятие это часто соприкасалось с понятием «правдоискателя».

Лука много ходил по земле, много видел. Он искренне любит людей, желает им добра, для него важнее каждый человек. До появления Луки в ночлежке никому не приходило в голову задумываться над смыслом своего существования: жили люди, словно «озябшие», а появился Лука и немножко отогрел их. Ко всем он старается подойти со словами утешения.

Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине, которая ожидает ее после смерти. Пепла соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Актеру он сообщает о бесплатных, прекрасных лечебницах, где излечивают от алкоголизма. Повсюду Лука сеет слова утешения и надежды.

Этот герой убежден, что человека надо уметь пожалеть, особенно, когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова, «обух для людей».

Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить их жизнь, привнести в нее сказку, красивый обман, розовую мечту, «золотой сон». После первого разговора со стариком Актер чувствует, что в его душе пробуждается что-то давно забытое. Горький показывает эти изменения скупыми ремарками: «задумавшись», «улыбается», «смеется», говорит как бы «проснувшись».

Актер вспоминает свое имя, свое любимое стихотворение, а ведь «в любимом – вся душа». И, может быть, то, что он добровольно уходит из жизни, означает, что проснувшийся в нем Человек ужаснулся тому, как живет Актер, и не захотел больше жить так.

Важно

Сатин, в уста которого Горький вкладывает знаменитые слова о Человеке, говорит о том, что Лука «проквасил сожителей», то есть заставил их задуматься, разбудил в душах этих людей давно забытое, открыл для них какой-то выход. «Старик прав, – говорит Сатин. – Он для вас же все делал, он подействовал на меня, как кислота на ржавую монету». В уста Луки Горький вложил такие слова: «Человек добру может научить очень просто».

Помогла ли на самом деле кому-нибудь из обитателей ночлежки утешительная философия Луки? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. После исчезновения Луки (а он исчезает также неожиданно, как и появился) сладостные сны рассеялись, и наступает горькое разочарование.

Появление Луки с его проповедью утешения и рассказами от Праведной земле укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных дум и мечтаний. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают кульминации в сцене убийства хозяина ночлежки Костылева.

Суровая правда жизни опровергает философию утешения Луки. Странник, появившийся в ночлежке, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды, мечты. Но после его ухода еще тяжелее становится жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что уже не могут ничего изменить в своей судьбе. Им, в общем-то, нечего ждать.

И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил старик, а дороги не показал.

Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате он понимает, что «никогда уже не выберется отсюда».

Образ Луки, созданный М. Горьким на страницах пьесы «На дне», заставляет задуматься об истинном и ложном представлении, о гуманизме. А еще наводит на размышления о возможности человеческого счастья: не может быть человек счастлив, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует не каждом шагу. Но человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек.

Источник: http://iumka.ru/literatura/referaty-sochineniya/item/18550

Герои пьесы “На дне” Горького: характеристика, образы и судьбы

Всем доброго времени суток! Пьеса на дне изучается в одиннадцатом классе школьного курса. Максим Горький показывает во всех красках жизнь бедных и отвергнутых обществом людей. Я приведу характеристику каждого действующего персонажа, расскажу про их поступки и взаимоотношения с другими жителями ночлежки. Итак, начнём с небольшого описания сюжета.

Действие разворачивается в доме Костылевых, именно они содержат приют для нищих, естественно за плату. Автор сразу же знакомит читателей с его обитателями, мы узнаем судьбу каждого героя, понимаем причины их присутствия в этом убогом месте. В произведении поднимается множество проблем :милосердия, взаимоотношения личности и общества, черствости и жестокости и другие.

Один из героев, который привлекает наше внимание это Василий Пепел. Это ещё молодой мужчина в возрасте двадцати восьми лет. К сожалению, судьба к нему повернулась тёмной стороной. Его отец зарабатывал на жизнь тем, что воровал, он не раз сидел в тюрьмах. Поэтому в детстве Ваську прозвали вором, уже с самого начала ему дали клеймо, которое преследует его всю жизнь.

Совет

Он так и говорит ночлежникам, что все решилось за него, если бы не это прозвище, возможно все пошло бы иначе. Пепел живёт в отдельной комнате, это привилегия у него появилась после того, как он начал вступать в связь с хозяйкой, Василисой Костылевой. На самом деле такие женщины как она вызывает в нем чувство отвращения, он их презирает.

Поэтому он привязался к её сестре Наташе, она добрая и находится в полной зависимости от своей сестры. Пепел предлагает её выйти за него замуж, он обещает ей начать новую жизнь и перестать воровать. Однако его планы закончились неудачей, после того как владельцы облили Наташу кипятком, Васька рассердился и ударил хозяина, тот упал и насмерть. Его посадили в тюрьму.

Что касается характера персонажа, то он умный парень, умеет читать и писать, у него сильный характер и воля.

Настя – молодая девушка двадцати четырёх лет. Зарабатывает на жизнь непристойной работой. По натуре своей она мечтательна и чрезмерно увлекается романами. Она искренне верит в любовь и хочет, чтобы что-то подобное произошло в её жизни. Поэтому она придумывает истории отношений которые якобы произошли с ней.

Все это она рассказывает обитателям приюта, они не верят ей и надсмехаются над ней. Но ей все равно их мнение, всей душой она желает вырваться из этого дома и найти другое место, где она сможет начать другую жизнь. Её характер не слабый, если нужно дать отпор она сделает это. В пьесе Настя имеет отношения с Бароном, который не испытывает к ней чувств и смеётся над её выдумками.

Она же не обращает на это внимание и даже даёт ему деньги на выпивку.

Лука – странник и путешественник, который появляется неведомо откуда в их края. Он носит идею добра и сглаживает мотив пьесы. Он общается с каждым ночлежником, выслушивает их и старается посочувствовать их беде. Однако не все его поддерживают. Сатин резко о нем выговаривается, но все же большинство любят этого старика.

Всем он пытается веселить надежду на лучшее будущее. Актеру, который пьёт, он говорит, что можно излечиться от этой болезни, но не называет лечебницу. Анне, которая находится при смерти, он все время был с ней и говорил о том, что жизнь после смерти есть и там ей будет очень хорошо.

Читайте также:  Краткое содержание комедии "ревизор" по действиям (краткий пересказ по главам)

Лука это настоящий пример проявления милосердия и доброты. Но горький показывает, что нужно говорить правду. Только слабым нужна ложная надежда. После того как путешественник отправился дальше в свой путь, актёр совершил самоубийство.

Обратите внимание

Он был так воодушевлен верой в излечение от болезни, что уход единственного кто знал место лечения, окончательно привёл его в депрессию.

Анна – замужняя женщина в возрасте тридцати лет. Она является женой клещя. Это терпеливая и добрая жена, которая стерпит все, даже постоянные побои и издевательства. Именно от гнева мужа Анна заболела чахоткой.

Все время она лежит и не ест, у неё совершенно нет сил. Но при этом она успевает заботиться о муже, отдаёт ему свою пищу. В пьесе она умирает, а её супруга при этом не было. Всю поддержку оказывал старик.

У него даже не было денег, чтобы её похоронить потому ему пришлось продать все свои инструменты.

Клещ – сорокалетний мужчины, муж Анны. Андрей работает слесарем, он рад, что зарабатывает на жизнь честным путем, поэтому презирает воров, таких как пепел. Все обитатели считают его грубым и злым.

Читатель понимает, что этот трудолюбивый человек стал таким, потому что поселился здесь. Он также хочет лучшей жизни и думает, что если будет работать больше у него это получится.

Однако после смерти Анны он продают все инструменты и теперь не может заниматься прежним делом, от этого он злится и теряет силы бороться дальше.

Бубнов тоже живёт в доме Костылевых. Он беден и проживает здесь из милости, герой и сам не знает сколько должен хозяйке. Раньше у него была хорошая жизнь. Он владел мастерской изготовлял изделия из кожи и меха. Но после того как узнал об измене жены с одним из его работников, все изменилось.

Важно

Он начал её бить, хотел даже убить её. Но вовремя остановился и ушёл от неё. Все дело было записано на имя жены, поэтому Бубнов остался ни с чем. Сейчас он делает разные вещи, но они не приносят дохода. Он пьёт и считает себя пьяницей.

Зато персонаж имеет принципы, по его мнению всегда нужно говорить правду, ложь ни чем не поможет.

Актёр – мужчина, сорок лет. По его кличке можно сразу понять о его бывшей профессии. Раньше он работал, занимался актерским мастерством и играл во многих спектаклях. Потом запил, алкоголь повлиял на его память и потому он не смог больше играть на сцене. Сейчас бедный и живёт в долг.

Герой пытается вспомнить хоть какую-то реплику или стихотворение но не может. После появления луки, который даёт ему надежду на новую жизнь, он бросает пить и начинает копить денег. Он уверен в правдивости слов старика, поэтому в скором времени собирается отправиться в город, где есть бесплатная лечебница.

Но странник ушёл не сказав ему место, поэтому актёр снова запил, а потом повесился.

Сатин Константин – приятель актёра. Он вместе с ним пьёт, алкоголь покупает на деньги пепла. Он не хочет работать честно, поэтому часто играет в карты, Константин – шулер. Он очень образованный человек, в свое время много читал, хорошо танцевал.

Раньше работал телеграфистом. После того как он защитил свою сестру и убил человека, сел в тюрьму на пять лет. Он запил и уверен в том, что жизнь его кончена. В общении он приятный, любит разные научные термины.

Все ночлежники считают его добрым человеком.

Василиса Костылева и её муж – владельцы этого дома. Они грубые и бессердечные люди. Относятся к своим обиталям как к низшим представитлям жизни. Жена изменяет мужу и даже предлагает сделку любовнику, чтобы они вместе избавились от него. Муж знает об измене, но боится пепла поэтому делает вид что ничего не понимает. Хозяйка когда узнает, что Вася решил жениться на Наташе, облила её кипятком, хотела навсегда погубить её жизнь. В конце пьесы она оказывается за решёткой, хозяин умирает.

Совет

Писатель хотел показать, что нужно проявлять частицу доброты, что злые люди всегда будут отвержены обществом.

На этом все, надеюсь мой отзыв был полезен и оставил хорошие впечатления.

Источник: https://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-geroi-pesy-na-dne-gorkogo-harakteristika-obrazy-i-sudby-260822.html

Характеристика Луки из пьесы “На дне” М. Горького | Українська та світова література

Лука – странник, житель ночлежки. Один из самых ярких персонажей пьесы. Через него автор ставит один из главных вопросов произведения: что лучше, истина или сострадание, сладкая ложь или горькая правда? Лука неожиданно появляется среди жителей ночлежки.

Он ко всем добр, ласков и милосерден. Про себя он почти ничего не рассказывает, говорит лишь: «Мяли много, оттого и мягок…». Он не делит людей на «хороших» и «плохих», для него все равны.

Свои взгляды на жизнь он выражает так: «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают».

Лука находит что-то хорошее и светлое в каждом из жителей ночлежки, каждого по-своему утешает и наставляет.  Он верит в настоящую любовь для проститутки Насти: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она». Больной Анне обещает вечный покой на небесах.

Для пьяницы –актера предлагает бесплатную лечебницу для алкоголиков: «Ты…  лечись!  От  пьянства  нынче  лечат,   слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй!».

Лука вселяет надежду  на новую вольную жизнь в Сибири в вора Ваську Пепла.  Не смотря на неправдоподобность слов Луки, жители ночлежки верят ему, для них его речи как лучик солнца во тьме.

Лука активно участвует  в спорах ночлежников о природе человека, его праве на мечту и счастье.

Его слова делят жителей ночлежки на два лагеря, одни из которых, предпочитают слепо верить ему, другие же относятся скептически. Для Луки же главным было вселить в человека веру, независимо от реальных обстоятельств.

Обратите внимание

Главное, чтобы она принесла ему покой и радость. Странник убежден, что вера помогает человеку жить, его не интересует истина.

Сладкие слова и увещевания Луки мало кому принесли счастье. Актер, после ухода старика, потерял надежду и повесился, Пепел попал на каторгу за убийство, Анна умерла.  Утешения Луки никому не помогли, потому что он не укрепил веры человека в свои силы, не подготовил к жизненной борьбе.

Автор показывает читателям, что именно ложная надежда может сломать человека. Но Лука и не обещал ночлежникам исполнение их желаний. Он только указывал путь, которому нужно следовать, открывал для них новые возможности. После ухода странника герои снова разочаровались в своём будущем. Они не смогли осуществить свои мечты без посторонней помощи.

Источник: http://litera.net.ua/?p=949

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: Образ Луки в пьесе М.Горького «На Дне»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Пьеса Максима Горького, одного из величайших русских писателей первой половины XX века, «На дне» – это глубокое социально-философское произведение.

 Оно затрагивает множество проблем современного Горькому русского общества. Но в центре пьесы – проблема истины.

Что лучше: жестокая правда или сладкая ложь? Именно вокруг этого вопроса и развернут весь сюжет произведение.

      Действие, конфликт в пьесе «На дне» развязывается с появлением на страницах странника Луки. Лука – это наиболее противоречивый, сложный образ произведения.

Он неожиданно врывается в «спокойную», размеренную жизнь обитателей ночлежки, в жизни людей со дна.

Кто же эти обитатели? Слесарь Клещ, жена его Анна, всю жизнь терпевшая побои, воришка Пепел, девушка легкого поведения Настя, алкоголик Актер, картузник, бывший барин и др.  Все они – отчаявшиеся,  бросившие надежду на светлое будущее люди.

      Но для Луки – каждый человек представляет ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха» – объявляет он сразу по своем появлении. Для Луки не важно, каково было прошлое человека, каково его настоящее, для него главное – это вера в будущее. 

Важно

      Лука сразу вносит разлад в размеренную жизнь обитателей ночлежки. Он верит Насте, утверждающей, что в ее жизни была чистая, светлая любовь. Актеру Лука сообщает, что есть бесплатная лечебница, где могут вылечить алкоголизм.

Лука помогает обрести веру Ваське Пеплу и его возлюбленной Наташе, говоря, что они смогут обрести свое счастье, смогут избавиться от мучительного прошлого, сбежав вдвоем в Сибирь.

А умирающей Анне он обещает светлую загробную жизнь, помогая ей обрести спокойствие.

      Но некоторые герои противостоят Луке, называя его «шарлатаном» (Бубнов), утверждают, что «правды он не любил» (Клещ), изумляются, « и чего это человек врать так любит?» (Бубнов).

Позицию этого лагеря ярко отображают слова, сказанные Сатином: «Ложь – религия рабов и хозяев.

Правда – бог свободного человека!»  Однако, на мой взгляд, они не понимают простой истины, что в жизни человеку, особенно человеку «на дне», не правда нужна, а сострадание, утешение, надежда.

      Но, к сожалению, после ухода Луки мы понимаем, что единственный луч света покинул темноту «дна». Впавший в отчаяние Актер кончает жизнь самоубийством. Васька Пепел убивает в драке Костылева и попадает в тюрьму. Наташа, его возлюбленная, вдруг исчезает. Все вновь возвращается на круги своя.

И те, кто на протяжении всей пьесы боролись за правду, одерживают победу, с неодобрением вспоминая об исчезнувшем страннике, о Луке.

Совет

И только здесь Сатин внезапно восклицает: «Он (Лука) врал – из жалости к вам!» и «ложе оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… кто слаб душой – тем ложь нужна».

      Таким образом, на мой взгляд, образ Луки – это олицетворение собой принципа «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Я искренне считаю, что несмотря на всю хитрость и лицемерие Луки, он является, безусловно,  положительным персонажем, действия которого, не согласовываясь с народными заповедями, все же отвечают принципам сострадания, уважения, гуманизма.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/110-sochinenie-na-temu-obraz-luki-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М.

Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки.

Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются.

В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице.

Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обратите внимание

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый.

И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил.

И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать!.. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом.

Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями.

Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов.

И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего».

Важно

Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме — в форме лжи, красивой сказки.

Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников.

Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности.

Совет

Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель.

Читайте также:  Повесть о капитане копейкине в поэме "мертвые души": текст, отрывок, фрагмент, эпизод

Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

Источник: http://5litra.ru/soch/1052-obraz-luki-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Сочинения на тему Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» по литературе

Пьеса «На дне» величайшего писателя Максима Горького – это произведение, имеющее глубокий философский смысл.

В нем рассматриваются множество проблем, которые свойственны современному русскому обществу. Главной проблемой в пьесе является истина.

Сразу возникает вопрос, что лучше: «жестокая правда или сладкая ложь?». Именно этот вопрос находится в центре сюжета произведения.

С первых страниц в пьесе «На дне» назревает конфликт, когда появляется Лука. Этот образ наиболее сложный и противоречивый. Его появление в «спокойной» жизни обитателей ночлежки, так называемых людей со дна, довольно неожиданное.

Кто является этими обитателями? Здесь и слесарь Клещ, его жена Анна, которая всю жизнь терпела побои, ворюга Пепел, Настя – девушка легкого поведения, картузник, бывший барин, алкоголик Актер и многие другие.

Все они уже давно оставили свои надежды на светлое будущее и являются отчаявшимися в жизни людьми.

Но Лука в каждом из этих людей видит необыкновенную ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха» – он сразу заявил, когда появился. Для Луки не имеет значение прошлое человека и то, что с ним происходит сейчас. Самое важное для него заключается в вере в будущее.

С приходом Луки в жизни обитателей ночлежки происходит разлад. Он уверяет Настю, что в ее жизни все будет прекрасно, и она встретит настоящую любовь. Для Актера также есть прекрасная новость.

Обратите внимание

Ему сообщают, что есть лечебница, которая поможет вылечить его проблему с алкоголем, при этом она бесплатная. Анне, которая уже была на последних вздохах жизни, он обещает, что ее загробная жизнь будет светлой и спокойной.

Но несмотря на это, многие герои пытаются противостоять Луке. Они не верят ему, уверяют, что он шарлатан и врун.

Я считаю, что многие герои просто не понимали, в чем заключается простая истина. Им было тяжело понять, что для человека, а особенно обитателя «дна», не нужна правда, а он по-настоящему нуждается в утешении, надежде и сострадании.

После ухода Луки становится ясно, что именно он был единственным лучом света в темноте «дна». У всех жизнь заканчивается не лучшим образом. Актер укоротил себе жизнь самоубийством.

В драке Пепел убивает Костылева и   попадает в тюрьму. Все вновь возвращается на свои места. Все вокруг печально, тоскливо и преобладает чувство непонимания того, что можно все изменить.

Лишь те, которые боролись за правду и доверяли Луке, одержали победу.

Я считаю, что образ Луки – это воплощение особой истины «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Несмотря на всю хитрость и лицемерие, Лука все-таки для меня положительный персонаж.

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/262

Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне». Реферат по литературе

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году и тогда же поставленная на сцене Московского художественного театра, имела феноменальный успех.

Впервые на сцене появились реальные босяки (одним из них был в недавнем прошлом и прославленный автор пьесы), в отличие от романтизированных босяков ранних романтических рассказов Горького о «бывших людях».

Однако острый интерес к пьесе был вызван не только злободневностью проблем об ответственности общества за жизнь обездоленных, но и актуальностью философских вопросов, поставленных Горьким, главный из которых — что есть правда, нужна ли она человеку, что такое человек и во имя чего он живет.

Важно

На споре о правде, а не на традиционной любовной интриге держится драматургический сюжет пьесы.

Все элементы сквозного действия пьесы связаны с образом Луки, с его философией и жизненным поведением, отражающим его взгляды: завязкой действия оказывается появление в ночлежке Луки, который сразу оказывается в центре внимания ночлежников; развитие действия определяется тем влиянием, которое оказывает личность, поведение и высказывания Луки на жизнь обитателей ночлежки. Лука пробуждает чувства и сознание босяков, обнаруживая их истинную суть. Кульминация — попытка героев пьесы изменить свою жизнь, осуществить мечту, пробужденную Лукой, заставившим поверить в возможность её осуществления («Ты верь», — внушает он). Развязка — крушение всех иллюзий — связана с исчезновением Луки и продолжающимся спором об его личности и о той роли, которую он сыграл в жизни обитателей ночлежки и, шире, о той правде, которая нужна людям.

Лука — старик-странник, единственный из обитателей ночлежки, о прошлом которого мы не знаем почти ничего. Куда он уходит из ночлежки в четвертом действии — тоже неизвестно. Зато его пребывание в ночлежке оставило глубокий след в душах босяков.

Вместе с Лукой входит в ночлежку доброта и ласка.

Он напоминает толстовского Платона Каратаева, как «что-то доброе, русское, круглое»: такая же певучая речь, ласковые слова привета («Доброго здоровья, народ честной»), от которых уже давно отвыкли обитатели «подвала, похожего на пещеру», где с утра до ночи слышны крики, брань, происходят драки и даже убийства («Однажды тебя убьют», — говорит Актер Сатину. — «Дурак, дважды убить нельзя», — восклицает Сатин спокойно, то есть привычно); пословицы и поговорки, которыми изобилует речь Луки, органически вплетаются в речь мудрого старика и отражают народный взгляд на жизнь («Старику — где тепло, там и родина», «ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают»). От него веет уютом, домашностью, от чего давно отвыкли бездомные люди. Недаром Наташа сразу откликается на его ласку и любовно называет его дедушкой («Туда иди, дедушка.») Лука сразу располагает к себе людей тем, что его слова мудры, а сочувствие не обидно: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,— житье ваше — о-ой!»

Сострадая другим, он никогда не стремится вызвать сочувствие к себе; много переживший в своей многострадальной жизни («Мяли много, оттого и мягок», — скажет он лишь однажды), он не очерствел, не обозлился, а стал мягче, добрее, человечнее, а это признак большой души и благородства.

Лука умеет сохранить достоинство и постоять за себя (что очень ценится униженными жизнью людьми) не криком и бранью, а спокойной мудростью много пожившего и испытавшего человека. Когда Барон по сохранившейся барской привычке начинает его допрашивать («паспорт имеешь!»), Лука сразу же ставит его на место:

А ты кто — сыщик!

Сконфуженный Барон отвечает:

Ну, чего там? Я ведь.. шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нету… То есть, я имею бумаги… но — они никуда не годятся.

И Лука тактично помогает ему выйти из неловкого положения:

Они, бумажки-то, все такие… все никуда не годятся.

Лука умеет понять каждого человека с первого взгляда, по-доброму отреагировать на конфликтную ситуацию, погасить ссору, предотвратить драку.

Так, все утро ночлежники ссорились из-за того, что никто не хотел мести пол: Барон заставляет Актера, Актер — Настю, Квашня опять Актера, а у Актера «организм отравлен алкоголем», ему вредно «дышать пылью»; в результате хозяйка Василиса грозит «выгнать всех «вон» из ночлежки».

Совет

Лука («Ну-ка, хоть я помету здесь. Где у вас метла?») подмел пол, привел в помещение больную Анну, помог ей дойти до кровати («… а разве можно человека эдак бросать? Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит»).

Приласкал Лука смертельно больную Анну — и легче стало у нее на душе: «Гляжу я на тебя …на отца ты похож моего …на батюшку … такой же ласковый … мягкий.

» Лишенные любви и сострадания, и Анна, и Наташа признали в Луке родного человека — «дедушку», «отца».

Лука обладает талантом с сочувствием и пониманием выслушать каждого человека, пожалеть и утешить: «Эх ты, девонька! Устала? Ничего! Потерпи еще», — обращается он к смертельно больной Анне.

Его доброта активна, деятельна: он предотвращает драку хозяина ночлежки Костылева с Пеплом, хотя делает это не без лукавства (Лука — лукавство): потихоньку залезает на печку и в нужный момент обнаруживает себя.

Обитатели ночлежки раскрывают доброму старику свои души: Сатин, Барон, Настя — все исповедуются ему — так велика их потребность в сочувствии и сострадании, потому что они утратили веру в себя, в возможность изменить жизнь к лучшему. («Актер: таланта нет,… нет веры в себя …).

На протяжении всей пьесы Лука повторяет, что спасти людей может только любовь или жалость, (в народном понимании «любить» и «жалеть» — синонимы): «Любить — живых надо … живых»; «живых не жалеем … сами себя пожалеть-то не можем… где тут» «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть … жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел». Только любовь и доброта могут спасти людей от злобы и насилия. В доказательство своей правоты Лука приводит случай из жизни.

Ночью на дачу, которую он сторожил, залезли воры. Вместо драки и смертоубийства (воры с топором, сторож с ружьем) Лука по-отечески наказал их, заставив друг друга выпороть, а потом накормил беглых каторжников и оставил до весны.

«Хорошие мужики! Не пожалей я их — они бы, может, убили меня … али еще что…» «А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь … что толку? Тюрьма — добру не научит, а человек — научит … да Человек может добру научить … очень просто!» Лука убеждает нас, что человек по своей природе добр (исключение — люди типа Костылевых, которых Лука сравнивает с «неугодьем», то есть с почвой, на которой ничего не родится), но обстоятельства жизни делают людей злыми. Правота Луки подтверждается еще и тем, что, докопавшись до самой сути, он раскрыл светлую сердцевину каждого человека. Оказывается, Настя мечтает о чистой, самоотверженной любви, а жизнь заставляет её торговать своим телом; Пепел хотел бы честно трудиться, а у него на роду написано быть вором («Васька — вор, воров сын»), Актер хотел бы вернуться на сцену — но нет лечебниц для алкоголиков.Однако жизнь, к сожалению, заставляет сомневаться в безусловной правоте Луки, утверждающего, что любовь и милосердие искоренят зло.

Узнав сокровенные желания каждого, Лука старается убедить своих собеседников в возможности осуществления их мечтаний.

Обратите внимание

Он внушил Пеплу и Наташе мысль о возможности начать новую, трудовую, честную жизнь в Сибири; поддержал веру Насти в её «роковую любовь»; утешая Актёра, он заставляет его поверить в существование лечебницы для алкоголиков.

Лука прибегает к обману, чтобы вселить в людей надежду на изменение жизни к лучшему, предлагая каждому возможный для него вариант. И даже умирающей Анне он обещает райскую жизнь в загробном мире: «Ты с радостью помирай, без тревоги…»

Люди поверили Луке, поверили в себя, воспрянули духом — и у них появились вера и надежда. Актер перестал пить, начал работать и собирать деньги на дорогу в лечебницу с «мраморными лестницами»; мечтает снова стать актером, вспоминает свою звучную фамилию — Сверчков-Заволжский, в памяти всплывают давно забытые реплики из пьес, стихи.

Пепел начинает собираться в Сибирь, настойчиво уговаривает Наташу бежать с ним, убеждая её в своей любви. Настя живет с радостной верой, что хоть и в прошлом, но была у неё любовь. Однако судьба людей, поверивших Луке, оказалась трагичной: Настя собралась уйти из ночлежки («Эх, опротивело мне все…»); Пепел угодил в тюрьму, Наташу искалечила Василиса.

И последнюю точку в драме разуверившихся людей ставит Актер: «На пустыре… там… Актер… удавился!»

Все герои сходятся на том, что в гибели Актера виноват Лука, вселивший людям ложную надежду.

Лука же считает свою позицию единственно правильной, и в подтверждение рассказывает притчу о праведной земле, которой он старается убедить ночлежников в необходимости «лжи во спасение», противопоставляя свою точку зрения бескрылой правде Бубнова и Барона, «которая камнем ложится на крылья». Лука рассказывает о старичке, который жил с верой в существование «праведной земли»— и был счастлив. Когда же ученый доказал ему, что «праведной земли» не существует — удавился. По мнению Луки, виноват ученый, разрушивший веру старичка. Но ведь возможно и иное толкование этой притчи. Ведь, живя в мире иллюзий, человек рано или поздно обнаруживает самообман, что нередко и приводит к трагическим последствиям.

На такие же размышления наводит и последняя реплика Сатина в пьесе в адрес Актера, покончившего жизнь самоубийством:

Эх …испортил песню… дур-рак

«Дурак» потому ли, что поверил Луке, или потому, что оказался слаб, узнав правду? А может быть, виноват и Сатин, убеждая, что Лука его обманывает, соблазняя его на выпивку, подрывая его слабые силы?

Важно

Можно ли лгать из любви к людям, почему люди так легко поддаются самообману, и к каким трагическим последствиям ведет эта вера в несуществующее, — вопрос, который человечество пытается разрешить на протяжении тысячелетий. Актер декламирует стихи Беранже о «безумцах», вооружившие человечество лучезарной мечтой о социализме, который был назван утопическим, т.е. несбыточным:

Господа, если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой.

Четвертое действие пьесы — это продолжающийся спор о правде после исчезновения беспаспортного бродяги Луки из ночлежки. («Исчез от полиции»). Позиция Луки одними оправдывается, другими осуждается. Клещ говорит: «Правды он не любил, старик-то… так и надо! И без неё дышать нечем».

Сатин же, защищая старика («он врал,… но это из жалости к вам»), в то же время осуждает ложь из сострадания, из жалости к людям: «Жалость унижает человека».

Что же все-таки хотел сказать Сатин? Что же унижает человека — жалость или ложь? Может быть, все-таки ложь? Ложь нужна безнадежно больным, а значит, и очень слабым людям, которые не находят в себе силы преодолеть жизненные обстоятельства.

А о том, нужно ли человека жалеть, любить, быть к нему милосердным, лучше всего сказали сами ночлежники, вспоминая Луку добрым словом:

«Хороший был старичок!» (Настя); «Он жалостливый был…» (Клещ); «Старик хорош был… закон душе имел!..»;

«Не обижай человека — вот закон» (Татарин).

Сатин же подметил созвучные своим мыслям о гордом человеке слова Луки о необходимости самоуважения и уважения к людям: «Старик живет из себя… Он на всё смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед, зачем живут люди!» — А — для лучшего люди-то живут, милачок! Потому что всякого человека и уважать надо … Особливо же деток надо уважать… ребятишек!»

Сам Горький относился к созданному им образу Луки неоднозначно, поскольку наделил его и собственными чертами, свойственными ему и как человеку, и как писателю.

Свои размышления над проблемой, что лучше — безжалостная правда факта или «ложь во спасение», он вложил в сказку-притчу «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины».

Совет

Его мучил вопрос, не является ли обманом его призыв в романтических произведениях к подвигу во имя свободы и счастья.

Артисты, воплощавшие образ Луки на сцене, чаще всего подчеркивали лучшие человеческие черты Луки, его доброту, милосердие, стремление активно помочь людям поверить в себя.

И если доброта и милосердие не торжествуют в жизни, то не виноваты ли в этом и сами люди, не нашедшие в себе силы сопротивления жизненным обстоятельствам.

Но если даже такой сильный человек, как Сатин, потерял надежду выбраться со «дна», то, очевидно, главным виновником остается государство, бесчеловечный общественный строй.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/gorky-m/image-of-luka-in-gorkys-play-the-lower-depths

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector