Характеристика евгения базарова в романе “отцы и дети”: описание личности и характера

Характеристика Евгения Базарова

Вы здесь

Евгений Базаров – это центральный персонаж романа Ивана Тургенева “Отцы и дети”. Произведение и начинается с того, что Базаров вместе со своим приятелем Аркадием прибывают в усадьбу Кирсановых, где живет отец и дядя Аркадия. Кем был Базаров? Давайте рассмотрим характеристику Евгения Базарова.

Прошлое, образование и взгляды Базарова

Отец Евгения Базарова был врачом, и в будущем сын тоже занимался лечением людей. Ему пришлось пройти суровую школу, затем последовал университет, во времена учебы в котором пришлось бедствовать.

Базарову нравилось увлекаться разными предметами, поэтому он неплохо разбирался в геологии, ботанике, агротехнике. Надо отметить, что всегда Евгений Базаров рад помочь с лечением.

Образованный человек, отсюда определенная гордость собой.

А что Базаров представлял из себя внешне? Многих его вид даже несколько отталкивал – высокого роста, в старом плаще и с длинными волосами. Иван Тургенев не зря также подчеркнул остроту его ума, описав череп и выражение лица, которые явно указывали на самоуверенный склад.

Обратите внимание

Характеристика Евгения Базарова состоит в том, что он нигилист, и буквально все отрицает, причем гордится своими взглядами.

О любви Базаров говорит, как о ненужном чувстве, искусство его не интересует, природой он также не восхищается, а называет ее мастерской, где работником является человек.

В общем, если говорить о радикальных дворянах, взгляды Базарова очень даже отличаются и явно не типичны.

Выводы о характеристике Евгения Базарова

На пути Евгения Базарова много трудностей, испытывается он и любовью. Познакомившись с Одинцовой, главный герой убежден, что любовь не существует, поэтому и к женщинам он равнодушен. Однако чувства разгораются очень быстро, особенно это видно после того, как Базаров какое-то время гостит в имении Одинцовой. Она увлекает его и даже толкает на смелые поступки, например, объяснение.

Итак, хотя Базаров убежденный нигилист, первая жизненная ситуация ломает его, и испытав глубокие чувства, он уже в тупике – как быть дальше? Или, например, история с дуэлью – он отрицает понятие чести, но согласен драться на дуэли. Базаров не верит в благородство, но во время поединка ведет себя как благородный человек. Возникает вопрос, а действительно ли Базаров был нигилистом?

Вы ознакомились в этой статье с характеристикой Евгения Базарова, читайте также статью “О чем роман Отцы и дети” и посетите раздел Кратких содержаний.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-evgeniya-bazarova

Характеристика образа Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»

В романе показан только один «отрицатель» — Евгений Базаров. Но его именем можно было бы озаглавить все произведение. Он является именно тем новым героем, русским Инсаровым, изображению которого посвящен весь роман.

Как выразитель интересов народа, разночинец Базаров противопоставлен в романе дворянам Кирсановым. Он с гордостью подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою кровную связь с народом: «Мой дед землю пахал.

Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Аркадия Базаров также, не считает своим действительным союзником.

«Ты славный малый; по ты все-таки мякенький либеральный барич…» — говори!

он на прощанье Аркадию. Работая над образом Базарова, выясняя для себя черты революционера-разночинца, Тургенев почувствовал к нему, как он сам выразился, «влеченье, род недуга».

Он полюбил Базарова как человека, как героя, но он не разделял полностью его взглядов и потому не мог их правильно передать. Базаров для него тот же Дон-Кихот, которому писатель сочувствует, но чью борьбу считает безнадежной.

В то время, когда Тургенев работал над романом «Отцы и дети», скончался Добролюбов, и Тургенев писал о его смерти: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы!» Тургенев не мог понять, что жизнь Добролюбова, как коротка она ни была, не потрачена понапрасну.

Деятельность Добролюбова сыграла огромную роль в историческом развитии России. Именно непониманием подлинной роли людей, подобных Базарову, можно объяснить то, что Тургенев показывает своего героя вне настоящей деятельности оторванным от друзей и единомышленников, одиноким, обреченным на гибель. Смерть Базарова не случайность; писатель с самого начала предрешил его судьбу.

Важно

Недаром он заставляет Базарова произнести такие чуждые ему как революционеру слова: «Я нужен России… Нет, видно, не- нужен». Тургенев назвал Базарова «нигилистом».

Кто такие нигилисты, объясняет Аркадий: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но это объяснение не раскрывает общественно-политического значения людей, подобных Базарову.

Сам Тургенев писал позднее о Базарове: «Если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Итак, Тургенев стремился изобразить в Базарове революционера и сделал это с наибольшей доброжелательностью, на какую был способен.

Он не сумел показать Базарова как революционного деятеля, но в идейной борьбе с Кирсановым Базаров одерживает полную победу. Каковы же идейные позиции Базарова? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Наиболее полно эти взгляды Базарова высказаны в споре с Павлом Петровичем в X главе.

  • «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
  • – Всё?
  • – Всё.
  • – Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
  • — Всё, — с невыразимым спокойствием повторил База-заров». По цензурным условиям писатель не мог раскрыть то, что было «страшно вымолвить» аристократу Кирсанову. Нетрудно догадаться, что здесь подразумевалось самое святое для охранителей существующего строя, т. е. царь и бог.

Отрицание Базарова — не бесцельное; он отрицает потому, что это полезно. Какую же пользу может принести отрицание? На робкое замечание Николая Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Следовательно, базаровское отрицание служит будущему строительству.

Базаров отрицает вместе с существующим строем и искусство. Это единственный вопрос, в котором автор, как он сам заявил, не согласен со своим героем.

Но и тут он не погрешил против жизненной правды: в период острых классовых столкновений (как и позднее, после Октябрьской революции) находились горячие головы, готовые «сжечь Рафаэля», считавшие искусство праздным занятием богатых бездельников.

Но вожди революционных демократов — Чернышевский и Добролюбов — придавали искусству большое значение, и распространять эти взгляды Базарова на всю современную писателю молодежь было бы неверно. Революционные демократы были просветителями. Они считали, что просвещение поможет народу избавиться от темноты и суеверий и подняться на борьбу за свои права.

Читайте также:  Особенности композиции комедии "горе от ума" грибоедова

Большое значение придавали они естественным наукам и материалистической философии. Материалистом и естествоиспытателем представлен в романе и Базаров. Правда, Тургенев заставляет Базарова иногда высказывать и примитивные, вульгарно-материалистические взгляды, но это соответствовало исторической правде.

В то время в России не были известны философские труды Маркса и Энгельса и под материализмом обычно понимались взгляды вульгарных материалистов. Поэтому нас не должны удивлять такие высказывания Базарова, как: «Мы с тобой те же лягушки»; «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой…

Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». Вульгарный материализм Базарова проявился и в отношении к природе. Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с точки зрения полезности: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Совет

В Евгении Базарове отражены типичные черты разночинца-демократа. В его уста вложены многие мысли, высказанные Чернышевским и Добролюбовым. Сам Тургенев в качестве прототипа Базарова называл некоего «доктора Д.». Исследователи считают, что под этим именем скрывается врач В. И. Якушкин, близкий к партии «Земля и воля».

Называть его прямо Тургенев не мог, так как в то время Якушкин был жив. Но от каких бы живых лиц ни отталкивался писатель в своей работе, ясно, что в лице Базарова дан собирательный образ разночинца-демократа, героя своего времени. Тургенев был писателем-реалистом, и потребность «воспроизвести истину» была в нем сильнее политических симпатий и антипатий. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, — говорит Писарев в статье «Базаров», и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение».

Источник: http://historylib.net/xarakteristika-obraza-evgeniya-bazarova-v-romane-otcy-i-deti/

Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» – «Характеристика Евгения Базарова»

После жизни полной труда студент Евгений Базаров стал человеком сильным и излишне суровым. Естественные науки, которые он изучал, развили в нём ум и приучили никогда не принимать что-либо на веру. Базаров стал чистым эмпириком.

То есть опыт для него – единственный источник познания, лишь личное ощущение – единственное убедительное доказательство. Евгений Базаров признаёт лишь то, что можно узнать одним из пяти чувств. Всё остальное для него – деятельность нервной системы.

То, что большинство называет идеалом – поэзия, любовь – не лучше вина, всё это преувеличение – «романтика», «вздор». Критик Антонович отмечал, что герои романа – это олицетворённые идеи. Базаров олицетворяет отрицательное направление, а иными словами нигилизм. М.А.

Антонович считает, что Базаров – лучший представитель поколения «детей», но и его Тургенев изображает подлецом. И вообще автор, по мнению критика, изобразил молодёжь субъективно, обличив не худшую её часть, а всех молодых людей скопом.

В тоже время Евгений не совершает подлостей, но не из-за нравственных убеждений или совести, но из расчёта. Исключительно из расчёта он выполняет вещи порой неприятные.

Базаров чрезвычайно самолюбив, работает он без перспективы, без цели, для добывания хлеба или из-за любви к работе.

Евгений поступает всегда только так, как ему захочется или же как ему выгодно и удобно. Им управляют личная прихоть или личный расчёт. Базаров не признаёт никакого нравственного закона над собой, никакого принципа (хотя отрицание – тоже принцип). Как говорил Достоевский «Если Бога нет, всё дозволено». Базарову всё дозволено, он сам определяет границы своих действий.

Впереди у Евгения никакой высокой цели, при всём этом потенциал его огромен. Базаровщина – неизлечимая болезнь века.

Обратите внимание

Базаров никого не любит, хоть его харизма и привлекает тут же внимание людей, а в особенности женщин. В цинизме Базарова критики отмечают внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона – это цинизм мыслей героя и его чувств. Внешняя же сторона – цинизм манер и выражений, которые он себе позволяет.

Ирония по отношению к различным чувствам, мечтательности, лирическим порывам и, как следствие, несерьёзное восприятие искусства – всё это следствие внутреннего цинизма души.

Здесь повлиял склад ума Евгения, изучавшего естественные науки и ставшего воспринимать весь мир через призму науки.

Выражение ироничного отношения (ухмылки и развязное поведение героя в серьёзных моментах), беспричинная резкость в обращении – это уже цинизм внешний. Этот вид цинизма зависит уже от чисто внешних условий развития, свойств общества.

Пролетарий-труженик, вроде Евгения, независимо от выбранного пути доходит до практического реализма. Мечтательность сама собой отмирает за ненадобностью. Человеку не хочется стремиться к идеальной высокой цели. По сути и конфликт романа – это конфликт между практикой и теорией.

Тургенев специально сделал Базарова грубым, не знающим манер, чтобы бросить тень и на нигилизм. Во всей литературе того времени нигилистов представляли эмансипированными грубыми женщинами, невоспитанными разнузданными мужчинами. Критик М.А.

Антонович отмечает, что Тургенев, обличая нигилизм Базарова, вкладывает в Евгения все современные ему прогрессивные воззрения поколения «детей», не совсем в них разобравшись. Критик считает, что Тургенев отказывает в возможности любоваться природой, изучая её и понимая все закономерности окружающего мира.

Отрицание в романе действительно не представляется достойным принципом жизни. Безусловно у автора есть полное право на такую точку зрения.

Важно

Надо помнить, что рубеж пятидесятых-шестидесятых годов девятнадцатого века – эпоха назревающих социальных кризисов. Именно в эту эпоху создавал роман И.С. Тургенев.

Нужно так же вспомнить, что часто бывая заграницей, писатель стал свидетелем революции 1848 года во Франции.

Да и события на родине Тургенева были не менее показательны – политическая «оттепель» начавшаяся в правление Александра II не могла не вызвать усиления революционно настроенных групп.

Критики в статьях о романе выводят и историческое происхождение образа Базарова. Во все времена было меньшинство умных людей, недовольных жизнью.

Глубокий же анализ всегда вызывает скепсис, это показал ещё Лермонтов в своём творчестве и образе Печорина.

Не имея возможности реализовать свой потенциал, переделать общество, такие люди вымещают своё бессилие в критику. Они начинают анализировать, исследовать, выявлять слабые стороны и критиковать всё.

Отсюда рождается презрение к миру, которое не приносит ничего плодотворного, кроме упражнений героев в остроумии.

В литературе это тип “лишнего человека”: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин (герой одноимённого романа Тургенева) и Бельтов (“Кто виноват?” Герцена), которые, имея горячее желание, не могут подняться даже до начальника отделения.

Совет

Человек из народа, представитель большинства, в противоположность меньшинству “лишних” людей, скован предрассудками и в этом залог его душевного спокойствия, в этом его защита от стрессов жизни и от бесцельных духовно-нравственных исканий. Такие герои как Максим Максимыч и Татьяна Ларина руководствуются предрассудком.

Читайте также:  Анализ рассказа "ионыч" чехова: тема, идея, суть, смысл произведения

Но помимо негативного, это слово понимается и в своём прямом значении – перед рассудком, до рассудка. Такую предрассудочную природу имеет народный, даже наивный фатализм Максима Максимовича, который просто объясняет сложные вещи: “Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано”.

У Татьяны Лариной основой её личности является нравственный долг (именно поэтому она любимый персонаж Пушкина, ценившего долг и честь и ставившего их выше рассудка и чувств).

Татьяна, продолжая любить Онегина, остаётся на нравственной высоте и выражает своё мировоззрение хрестоматийным, но чрезвычайно глубоким “Но я другому отдана; Я буду век ему верна”.

Любовь к отчизне у лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова “Родина” тоже является предрассудком. Ведь это “странная любовь”, которую не победит рассудок, замечающий в России массу отрицательных вещей.

Это стихотворение даёт нам возможность отделить настоящего Лермонтова от в некоторой степени близкого, но не тождественного ему Печорина. При всей аналитичности ума и критичном отношении к проблемам современной ему России, Лермонтов был чужд байроническому презрению мира.

Его отношение ближе к миросозерцанию Гёте и восточному восприятию жизни.

Меньшинство постоянно думающих, ищущих, размышляющих, а потому лишних людей, в противовес народу несчастно. В их душе есть противоречие, побуждающее к духовно-нравственным исканиям, которые никогда не заканчиваются удачей. У Чацких ум без мудрости, Печориных – воля без знаний, у Рудиных – знание без воли.

Но Базаров, хоть и восходит к этой череде героев, от них отличается. Помимо того, что Базаров довольно беден для сына дворянки, мысль у него слилась с делом. Он реально стремится принести практическую пользу, лечит людей, двигает науку.

Обратите внимание

Противоречие казалось бы решено, цельность характера и убеждений Базарова отлична от смятённого духа Печорина, который сам не знал чего хотел и трагично закончил жизни в Персии.

Но, нашедший своё кредо, нашедший последователей, Евгений Васильевич оказывается лишним в обществе традиций, оказывается слабее его.

Простой народ любит и понимает Евгения, но своим он стать до конца не может. Он чудной, ведь «свой» и барин – антитеза для простого народа. У Базарова нет друзей, одиночество его устраивает. Он замкнут. У Евгения в любви нет анализа, он не смог бы найти семейного счастья. У того же Аркадия больше шансов, хотя Базаров и умнее, и замечательнее.

В любви личность раскрывается во всей своей глубине. Ведь по отношению к любви, к возлюбленным мы видим всю подноготную человека, его готовность к жертвам, степень его альтруизма в межличностных отношениях.

Любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой интересна своей динамичностью. Чувство, родившись в глубинах души Евгения, постепенно, «с боем», берёт и сознание нигилиста в плен. Сначала Базаров пытается прикрыть чувства физическим влечением, но неожиданно для себя самого признаётся Анне Сергеевне.

Получив отказ, Евгений не может вернуться к прежней жизни. Любовь оставила на его душе неизгладимый след. Никакие учения, весь его цельный и последовательный нигилизм не смогли бороться с любовью.

Чувства подавили всяческое сопротивление как у поколения «отцов» (Павел Петрович), так и у поколения «детей» (собственно Базаров).

Перед смертью Базаров доказывает стойкость своей системы, своего мировоззрения. Полностью осознавая своё положение он отказывается от исповеди (соглашаясь на неё лишь в бессознательном состоянии).

Важно

Некоторые критики видят в его желании видеть Одинцову наоборот крушение нигилизма, разрушение которому приносит любовь. Всё это есть в сцене смерти – и мужество Базарова-нигилиста, и в тоже время его предсмертное прозрение. Он вдруг понимает, что мир всё же шире нигилистических взглядов.

Как отмечал Писарев, перед смертью Евгений стал человечнее, показал свою поистине богатую, цельную натуру.

Но Евгений умирает, а последователи этого “героя времени” оказываются пустыми подражателями, копирующими лишь внешнюю оболочку нигилизма. На деле Кукшина и Ситников, при всей их эксцентричности и самомнении, остались такими же мещанами как и их окружение,. “Поколение отцов” будет воспроизводить себя ещё долгие годы, укреплённое устойчивыми мифами и предрассудками, в которых живёт большинство. Образы же подобные Базарову до самого конца 1870-х годов окажутся маргинальными, бичуемыми в большой литературе (всё позднее творчество Достоевского будет антинигилистическим). В 1881 нигилизм, на русской почве теснейшим образом связанный с революционными идеями, приведёт к смерти Александра II и окончательно разделит русское общество на два противоборствующих лагеря.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/turgenev/otcy-i-deti/sochinenie-po-romanu-turgeneva-Otcy-i-deti-harakteristika-evgenija-bazarova

Характеристика Базарова в романе “Отцы и дети”

В романе писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян – братьев Кирсановых, с другой стороны, – нигилиста, разночинца Базарова. Базаров 
был чрезвычайно прост: никогда 
не юлил. Говорил, что думал.

Одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с 
большими полями. Но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала. Говорил он простыми всем понятными словами, не употреблял в разговоре иностранных 
слов. Базаров был выходцем из семьи 
штабного лекаря.

Внешность Базарова была непривлекательна. Евгений является очень сдержанным человеком, отношения 
с родителями он называет любовью, хотя сам приезжает в родительский дом спустя три года. А все потому что родители и их забота мешают ему работать.

    Базаров нигилист, отрицал все.

 Отрицал искусство, 
живопись, поэзию. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней 
работник» , считал Евгений. 

    Евгений очень 
трудолюбив. Встает на рассвете 
и идет на прогулку. Даже в 
гостях он не церемонится и 
идет на утреннюю прогулку 
в поисках новых экспонатов 
для опытов. Он всегда находил 
общий язык с деревенскими 
мальчишками, они ему помогали. В своем споре с Павлом Петровичем 
упорно доказывает ему, что 
он близок к народу. Гордился 
тем, что его дед пахал землю. 

    Отрицал так 
же и любовь. К женщинам относился 
своеобразно. Увлекся Одинцовой. 
А позже и влюбился в нее. 
Их отношения были сложными. Евгению 
не нравился жизненный уклад 
Одинцовой, он всегда критиковал 
ее. Несомненно, они могли быть 
вместе.

Но Одинцова понимала, что 
с таким молодым человеком 
как Базаров будет очень трудно 
жить. Одинцова женщина умная 
с довольно таки богатым жизненным 
опытом. Ей нужен был другой 
мужчина. Она была на тот 
момент не готова менять свою 
жизнь и впускать в нее Евгения.

 
Очень сильная по своей натуре 
женщина. 

Совет

    Иван Сергеевич 
Тургенев своего героя провел 
по трем поместьям. Он путешествовал 
по замкнутому кругу. Возможно, Евгений Васильевич и умирает 
потому что автор не знает 
что с ним делать. Такой человек 
как Базаров должен был родиться 
не в это время. И смерть 
Базарова очень странная. Он по 
профессии медик не смог обработать 
рану??? Не поверю.

Возможно, не желание 
сыграло не маловажную роль. Базаров 
умер от одиночества, от любовных 
мук. И перед самой его смертью 
приезжает к нему проститься 
Одинцова. Она раздавила его как 
червяка, поцеловав в лоб. Этот 
поцелуй был на прощание. Она 
знала, что могла заразиться, но 
не побрезгала. После он заснул. «Базарову уже не суждено было 
просыпаться.

 К вечеру он впал 
в совершенное беспамятство, а 
на следующий день умер» .

Источник: http://stud24.ru/literature/harakteristika-bazarova-v-romane-otcy/408252-1396223-page1.html

Готовые школьные сочинения

Янв
27 2011

Личность и описание героя: Базаров в романе «Отцы и дети»

Едва выйдя в свет, роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” вызвал настоящий шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева.

Либеральная критика не могла простить писателю того, что  представители  аристократии,  потомственные  дворяне  изображены иронически, что “плебей” Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы же восприняли главного героя романа как злую пародию.

Критик Антонович, сотрудничавший в журнале “Современник”, даже назвал Базарова “асмодеем нашего времени”. Все эти факты говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену аристократии.   

Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и задал, в частности, вопрос о характере и роли “нового человека”, деятеля в период революционной ситуации в Европе 60-х годов. Героем того времени являлся разночинец- демократ,  убежденный  противник  дворянско-крепостнического  строя, материалист, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый.

Именно таков главный герой романа “Отцы и дети” – Евгений Базаров.   Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл.

Читайте также:  Образ и характеристика степана астахова в романе "тихий дон" шолохова: описание внешности и характера, портрет, судьба

С одной стороны, это проблема поколений – вечная проблема классической литературы, с другой, – конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.

Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести. Но дело в том,  что  Базаров  оказывается  единственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.

Обратите внимание

   Базаров  стал  выразителем  идей  революционной   демократии, противопоставленных в романе либеральному дворянству. Его образ занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных он главное действующее лицо.

Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные  черты  его  личности,  подчеркивают  его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

   Сюжет романа строится на столкновении  Базарова  с  чуждым  ему дворянством.

Тургенев сразу же показывает, что Базаров  –  демократ, разночинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с “барчуками проклятыми” его облик раскрывается полностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого.

Последовательность, убежденность,  воля  и  целеустремленность  Базарова  контрастируют  с двойственностью Аркадия, с его мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.   В Марьине, родовом поместье Кирсановых, Базаров – гость, разительно отличающийся от хозяев-помещиков.

Даже со своим товарищем Аркадием он расходится в главном – в представлениях о жизни,  хотя  Аркадий  – единственный сторонник Базарова в споре с отцами. Но их взаимоотношения все- таки нельзя  назвать  дружбой,  потому  что  дружба  невозможна  без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении  одного другому.

На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия – Базарову. Но  все-таки  Аркадий  постепенно приобретает свое мнение и перестает  повторять  слепо  за  Базаровым нигилистические суждения и мнения.

В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы,  а  Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно даже по его “красной обнаженной руке”.

Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело – естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем.

Аркадий – совершенная противоположность.

Важно

Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по- настоящему не увлекает. Для него главное – уют и покой, а для Базарова – труд и движение.   Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека.

Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты, нежная душа, размазня”, – говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов.

Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий – человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

   Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут ему подойти.

Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

   В столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем – зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием – способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой – умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.   Ключевыми местами в композиции романа являются сцены споров.

Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение  в  прямых  высказываниях,  в столкновениях со  своими  идейными  противниками.  Базаров  –  натура независимая, не склоняющаяся ни перед кем, а подчиняющаяся лишь суду мысли.

Типичен для тогдашней молодежи и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом.   Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (кстати, это типично для романов Тургенева).

Совет

Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях.

Базаров называл любовь “белибердой”, презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам,  признавал любовь только физиологическую: “Нравится тебе женщина, так возьми ее!”. Однако сам, влюбившись, вдруг почувствовал  себя романтиком,  мучимым эмоциями.  

В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается это “грешное, бунтующее сердце” до конца.

   Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до “тишины блаженства”, так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых,  и  потому безграничных стремлений.

Базаров должен был умереть,  чтобы  остаться Базаровым.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Личность и описание героя: Базаров в романе «Отцы и дети» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/lichnost-i-opisanie-geroya-bazarov-v-romane-otcy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector