Смысл названия романа Пушкина “Капитанская дочка”
Роман «Капитанская дочка» Пушкина можно без преувеличения назвать историческим, поскольку в нем отражен фрагмент исторических событий, связанных с народной войной под предводительством Емельяна Пугачева.
Так почему же это произведение получило название «Капитанская дочка»? Какое место в нем отводится Маше Мироновой?
Это произведение написано от имени молодого человека, оказавшегося по долгу службы в одной из оренбургских крепостей, где он познакомился с семьей начальника крепости — капитана Миронова и его дочерью. И так случилось, что, не имея вокруг иных объектов для обожания (откуда же взяться девушкам в военной крепости), Петр Андреевич Гринев подружился с Машей, дочерью капитана Миронова.
Влюбился в нее он не сразу. И этому способствовали наговоры Швабрина, офицера, сосланного сюда за неблаговидные поступки. Постепенно Петр Андреевич обратил внимание на то, что девушка отличается умом, и скромностью, что она никакая не «дурочка» а вполне «благоразумная и чувствительная девушка». Петр Андреевич стал общаться с нею, и постепенно почувствовал влечение к ней.
С момента появления Гринева в крепости и до последней страницы практически все события в той или иной мере связаны с Машей, вращаются вокруг нее.
Сначала к Гриневу приходит Швабрин, и как бы между делом говорит о капитанской дочке всякие гадости. Далее следует увлечение Гринева литературой, его стихотворение, в котором он упоминает Машу. Дуэль, состоявшаяся между Гриневым и Швабриным из-за этого стихотворения, и из-за того что Гринев вступился за честь любимой девушки.
Затем Маша ухаживает за раненным Петром Андреевичем. Письма, отправленные отцу Гринева, и ответ от него, тоже в той или иной степени касаются этой девушки.
Разозленный безумным поведением сына, отец отказал ему в разрешении на брак. А Маша категорически отказалась выходить замуж без родительского благословения Гриневых.
Этот факт свидетельствует в пользу Маши, говорит о нравственной чистоте нашей героини.
Затем происходит захват крепости. Все события в крепости, смерть родителей настолько расстроили Марию Ивановну, что она слегла с горячкой. Добрая жена священника, рискуя жизнью, взяла на себя заботу о ней. Да шустрая крепостная девка Палашка не покидала свою хозяйку, была с ней рядом.
Больная Маша оставалась в крепости, в которой начальником был назначен Швабрин. Когда Маша стала немного поправляться, Швабрин пытался угрозами, запугиванием склонить Марью Ивановну на брак. Но скромная и робкая девушка тут проявила удивительное мужество и стойкость.
Она была готова умереть, но лишь бы не выходить за Швабрина замуж. Палашка нашла человека, чтобы передать Петру Андреевичу письмо от Маши. Гринев обратился за помощью к Пугачеву.
Таким образом, эпизод встречи Гринева с предводителем разбойников тоже состоялся ради капитанской дочки.
Гринев отправил Машу вместе с Савельичем к своим родителям. А когда его арестовали по навету Швабрина, Маша не побоялась отправиться в Петербург, чтобы встретиться с императрицей.
Эта встреча оказалась спасительной для молодого Гринева. Он был освобожден из заточения, вышел в отставку, вернулся в имение отца и женился на Марии Ивановне.
Таким образом, все события, описанные в этом произведении, в той или иной степени связаны с Марией Ивановной. Наряду с главным героем и рассказчиком этого произведения, Маша Миронова является героиней первого плана. Поэтому Пушкин и дал этому произведению такое название.
Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/smysl-nazvaniya.html
Раскрытия смысла названия повести «Капитанская дочка»
Сочинения › Пушкин А.С. › Капитанская дочка
Готовые Домашние Задания
Повесть «Капитанская дочка» положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности.
В своих повестях, рассказах и романах он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года.
Повесть «Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 1770 годов, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Но повесть не ограничивается только этой темой.
Тема крестьянского бунта – одна из многих, поднятых в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в повести Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Так почему же повесть называется «Капитанская дочка»?
Пушкин не ставил перед собой цели показать историческую действительность такой, какая она есть. Александр Сергеевич переосмысливает события пугачевской эпохи и представляет нам ее в другом ракурсе. Автор стремиться показать личность Пугачева, сыгравшего огромную роль в судьбе России.
Перед нами предстает выходец из народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению к Гриневу, Маше, Швабрину.
Расправа же над непокорными офицерами – вынужденная мера военного времени.
Назови Пушкин свое произведение иначе, обозначив, например, личность Пугачева в названии, цензура незамедлительно отреагировала бы на повесть, как на бунтарское, революционно настроенное, и вряд ли допустила бы книгу к печати, кроме того Пушкину и без того пришлось «выкинуть» из текста некоторые главы.
Для автора была важна не только линия, связанная с Пугачевым, но и сила любви, благодаря которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Маша Миронова идет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное – утвердить справедливость. Постепенно Маша становится центральным персонажем повествования.
Сама поездка девушки в Петербург к императрице говорит о многом.
В беде открылись ее душевные глубины, которые читатель в начале повести и предположить не мог в молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени.
В разговоре с «неизвестной дамой» она признается, что Гринев для нее одной «подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» ее.
Оказавшись во дворце, «Марья Ивановна предчувствовала решение судьбы; сердце ее сильно билось и замирало.
Через несколько минут карета остановилась у дворца… Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашало ее, что она с трудом могла держаться на ногах.
Через минуту двери отворились с она вошла в уборную государыни…» Марья Ивановна взяла письмо «дрожащей рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала».
Таким образом, читатель видит уже не робкую девушку, а сильного человека, который будет до конца отстаивать свою любовь.
Поступок Маши Пушкин оценивает очень высоко, ее действия сравнимы с событиями той эпохи, и, возможно, поступок девушки более значим, чем поступки других героев повести. Она смогла доказать невиновность Гринева, его верность и честность.
Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню. И именно поэтому повесть названа ее именем.
Сочинения по теме:
- Письмо Емельяну Ивановичу (повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка») сочинение
- Историчность произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сочинение
- Почему Пушкин выбрал для своего произведения именно это название – Капитанская дочка? сочинение
- Роль и значимость образа главной героини произведения Капитанская дочка сочинение
Источник: https://1soch.ru/pushkin-as/kapitanskaya-dochka/raskrytiya-smysla-nazvaniya-povesti-kapitanskaya-dochka
Сочинение на тему: «Смысл названия повести «Капитанская дочка»
Сочинение на тему: «Смысл названия повести «Капитанская дочка» 4.44/5 (88.78%) 41 votes
Произведение Александра Пушкина под названием «Капитанская дочка» занимает важное место во всей русской литературе.
Многие люди прочитывают данное произведение на одном дыхании, сильно им восхищаются, однако не замечают одного интересного момента. Мало кто задумывается над тем, а почему данное поэтическое произведение называется именно так, а не иначе. На протяжении всей повести складывается впечатление, что главный героем произведения является Петр Гринев.
По идее, именно ему и должно быть посвящено название. Однако Пушкин решил иначе. Случайно ли так произошло?
Я думаю, что вовсе не случайно, а смысл названия просто неочевиден, но, тем не менее, достаточно глубок. Известно, что в эпиграфе произведения содержится призыв отца Гринева к сыну о том, что честь нужно беречь смолоду.
Данные слова адресованы Гриневу-сыну, но они могут быть применены и к любому другому человеку. Как мне кажется, лучше всего честь удалось беречь героине данного произведения, молодой девушке по имени Маша Миронова, которая как раз и являлась капитанской дочкой.
Если задуматься, проанализировать данное произведение тщательно и внимательно, вполне можно прийти к закономерному выводу о том, что именно Маша Гринева обладала высокой честью, достоинством.
Более того, она смогла их сберечь, пусть и пребывала в, наверное, самых сложных обстоятельствах среди всех героев повести.
Во-первых, родителей Маши Мироновой убили буквально на ее глаза. Конечно, это произвело на нее страшное, ужасное впечатление. Тем не менее, она оказалась достаточно сильным человеком, чтобы не сломаться, не предать своих принципов и не пойти на поводу у недоброжелателей.
Она отказалась становиться супругой того, кого не любила. Набравшись терпения, Маша ждала, пока ее вызволят из плена. Но, когда это все-таки случилось, ее ждали и некоторые другие проблемы, не менее серьезные.
В частности, Гринев оказался в заточении, но Маша смогла произвести на императрицу должное впечатление, чтобы Гринева миловали.
Однако можно найти и несколько другое объяснение, почему капитанская дочь, Маша, фигурировала в названии повести.
Быть может это также и потому, что все события, все действия, которые совершал Гринев, были вдохновлены именно ней, желание быть с ней мотивировало Гринева совершать все его поступки и двигало им все время на протяжении повести.
В общем, как бы там ни было, можно сказать, что Маша Миронова занимала ключевое место во всем произведении, а потому неудивительно, что Пушкин назвал повесть именно так – «Капитанская дочка».
Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-smyisl-nazvaniya-povesti-kapitanskaya-dochka/
Почему исторический роман А. С. Пушкина называется «Капитанская дочка»?
Роман «Капитанская дочка» рассказывает о драматических событиях, которые действительно происходили в 70-е годы XVIII века. В это время по всей России шли крестьянские бунты, которые вылились в войну под предводительством Емельяна Пугачева.
Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой фигурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный опасным государственным преступником, с другой — справедливый человек, помнящий добро. Он помогает Гриневу выбраться из крепости, занятой мятежниками, а потом спасает Машу Миронову от Швабрина.
Пугачев — историческая личность, которая сыграла огромную роль в судьбе России. И Пушкин стремится показать его объективно. Перед нами человек — вышедший из гущи народа и хорошо знающий его горести и самые сокровенные желания. Пугачев старается помочь, кому только можно.
По природе он не жестокий человек — об этом говорит его отношение к Гриневу, который прямо заявляет Пугачеву, что не будет служить ему. Но в то же время он жестоко расправляется с офицерами крепости. Я думаю, что Пугачев вынужден был это делать — «на войне как на войне».
Но роман Пушкина — не только о крестьянской войне под предводительством Пугачева. Это всего лишь одна из тем. Среди других — тема патриотического воспитания, любви и верности, чести и достоинства. Материал с сайта //iEssay.ru
Так почему все-таки свой исторический роман Пушкин назвал «Капитанская дочка»? Мне кажется, что это название очень точно отражает его суть. В центре произведения Пушкина — рассказ о преданной и искренней любви.
Ради нее Гринев отправляется в захваченную мятежниками крепость, а Маша Миронова отважно едет во дворец императрицы, чтобы просить за своего любимого. Она смогла отстоять свое право на счастье, спасти Гринева и добиться справедливости.
И хотя в романе много героев, истинной героиней становится Мария Ивановна Миронова — робкая и несмелая девушка, которая в решительные моменты жизни смогла стать смелой и мужественной.
Из застенчивой «трусихи», которая боится звука выстрелов, она вырастает в решительного человека, сумевшего доказать невиновность Гринева и отстоять свое право на счастье. Она истинная героиня романа. Поэтому, мне кажется, название произведения Пушкина отражает его суть — оно о капитанской дочке Маше Мироновой.
На этой странице материал по темам:
- почему повесть названа капитанская дочка
- почему капитанская дочка так называется
- почему роман называется “капитанская дочка
- почему роман “капитанская дочка” так назван?
- почему капитанская дочка исторический роман
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/p/pushkin/sochineniya/kapitanskaya-dochka/pochemu-istoricheskij-roman-a.-s.-pushkina-nazyvaetsya-kapitanskaya-dochka
Сочинение на тему смысл названия романа капитанская дочка
«Капитанская дочка» – одна из самых известных исторических повестей А.С. Пушкина. Она рассказывает о сложном периоде в жизни России, связанном с крестьянским бунтом под предводительством Е. Пугачева.
Основные события в произведении связаны с Петром Гриневым – молодым дворянином. Он попал на службу в Белогорскую крепость, которую впоследствии захватили бунтовщики.
«Капитанской дочке» предшествует эпиграф, взятый из русского фольклора: «Береги честь смолоду». Эти слова Гриневу говорит отец, благословляя его на службу. Герой в самых трудных жизненных ситуациях, на грани жизни и смерти, следует этим истинам. В итоге он остается победителем.
Но, если повесть о Петре Гриневе, почему она называется «Капитанская дочка»? Может, главной героиней произведения является именно «капитанская дочка» – Маша Миронова, на долю которой тоже выпали суровые испытания?
Думаю, что именно Маша полностью выполняет завет «Береги честь смолоду». Возможно, ей никто не говорил этих слов, но девушка просто не может жить по-другому – такова ее натура и воспитание. Пережив смерть родителей, которых убили на ее глазах, постоянно находясь под страхом гибели, Маша до конца сохраняет собственную честь и достоинство.
Миронова отказывается стать женой предателя Гринева, хотя тот угрожает ей голодной смертью. Героиня говорит: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
Маша остается верна своему возлюбленному, верит ему и в него. Эта кроткая и тихая девушка обладает огромной внутренней силой, чистотой, умением любить. Думаю, она гораздо смелее и сильнее своего Петруши, за которым водились «грешки». Но Маша в повести практически безупречна.
Именно она решает судьбу Гринева, когда осмеливается пойти на прием к самой императрице. Чувство достоинства, внутренняя чистота, преданная любовь девушки покоряют саму Екатерину. Она, проникнувшись симпатией к Маше, милует Петра.
Таким образом, Маша Миронова является для самого Пушкина идеалом, к которому следует стремиться. Именно она полностью соответствует завету «Береги честь смолоду». Поэтому, я думаю, писатель назвал свою повесть «Капитанская дочка».
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Смотрите также по произведению “Капитанская дочка”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы – проблемы долга и чести, смысла человеческой жизни, любви.
Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, подлинной героиней произведения является Маша Миронова. На это, по моему мнению, указывает и название повести. Именно дочь капитана Миронова воплощает идеал автора – человека, полного чувства собственного достоинства, с врожденным чувством чести, способного на подвиги ради любви.
Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Поначалу скромная и тихая девушка не произвела на героя большого впечатления: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».
Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин. Да и мать Маши «подлила масла в огонь» – она сказала Петру, что ее дочь «трусиха»: «…Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась».
Однако скоро герой понимает, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка». Как-то незаметно между героями зарождается настоящая любовь, которая выдержала все испытания, встретившееся на ее пути.
Наверное, первый раз Маша проявила свой характер, когда отказалась идти замуж за Гринева без благословения его родителей. По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия».
Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Она даже допускает мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители.
Во время захвата Белогорской крепости пугачевцами Маша также ведет себя очень достойно. Несмотря на ужас, который она испытывает, девушка не показывает своего состояния, готова быть с защитниками крепости до конца.
В этом вихре кровавых событий Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой. Однако и это испытание она выдерживает с честью, остается верна себе. Ведь, оправившись после болезни, она оказывается в крепости одна, в окружении врагов, и за нее некому заступиться. Больше того, подлый Швабрин, воспользовавшись беззащитностью девушки, держит ее в плену, принуждая выйти за него замуж.
Но и это не может заставить девушку предать свою любовь, стать женой человека, которого она презирает: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
Маша находит случай передать Гриневу письмо, в котором рассказывает про свою беду. И Петр спасает Машу. Теперь всем становится ясно, что эти герои будут вместе, что они – судьба друг для друга.
Поэтому Гринев отправляет Машу к своим родителям, которые принимают ее как дочь.
А вскоре начинают любить за ее человеческие достоинства, ведь именно эта девушка спасает своего возлюбленного от клеветы и суда.
После ареста Петра, когда не осталось надежды на его освобождение, Маша решается на неслыханный поступок. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости. И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».
Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту.
Мы видим, что именно Маша Миронова, несмотря на все испытания, выпавшие на ее долю, ни разу не изменила долгу и чести, ни разу не осквернила память родителей, ничем не запятнала свою девичью и человеческую честь. Именно поэтому повесть названа «Капитанская дочка» – образ Маши отражает идеал самого Пушкина, верившего, что только честь может помочь человеку быть и оставаться Человеком.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Смотрите также по произведению “Капитанская дочка”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: https://miyakirb.ru/3797/
Сочинение на тему Смысл названия повести Пушкина Капитанская дочка читать бесплатно
Смысл названия повести
«Капитанская дочка» – одно из самых известных произведений А. С. Пушкина, повествующее о сложном для России периоде и любви двух молодых людей.
Всем известно, что в конце 18 – начале 19 века в стране происходил настоящий бунт. Под предводительством Емельяна Пугачева, крестьяне восстали против правительства, не желающего внять их нуждам.
На фоне этих событий развивалась любовная история главных героев повести – Петра Гринева и Марии Мироновой.
С самого начала мы узнаем, что рассказ ведется от Петра Гринева в форме мемуаров. Герой вспоминает, как прошло его детство, как он юношей оказался на службе в Белогорской крепости, как познакомился с Пугачевым.
Тогда возникает вопрос, почему же Пушкин назвал свое произведение «Капитанская дочка», если он о жизни Петра Гринева? Ответ прост: Мария Миронова и была для него целью всей жизни.
Он полюбил эту бедную девушку, как только оказался в Белогорской крепости.
Сначала кажется, что семья капитана Миронова должна жить по-барски и отличаться от других семей гарнизона. Но это совершенно не так. Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили по чести и не позволяли себе иметь больше, чем другие.
У них в услужении была одна только девка Палашка, а у Марии и вовсе не было приданого. Несмотря на это, Петр Гринев пошел в своем намерении строить жизнь с этой девушкой до конца.
Нужно отметить, что Мария заслуживает отдельной похвалы.
Это простонародная девушка смогла пройти через тяжелые испытания и остаться верной своему любимому и своему Отечеству. Вероятно, не зря ее отец был капитаном, раз смог воспитать такую смелую дочь.
Она не побоялась дать отпор поручику-предателю Швабрину, а когда узнала о намечающейся казни Гринева, то пошла к самой императрице. По натуре Мария была скромна, проста, но честна и прямолинейна. Именно эти качества помогли ей добиться своей цели.
По ее просьбе Екатерина II помиловала Гринева.
При этом нужно отметить, что молодые люди оставались верны своей присяге, хоть им и чудом удалось выжить.
Многие люди были казнены сначала по причине того, что отказались присягнуть новому «государю» Пугачеву, а другие – за то, что присягнули, таким образом, став предателями.
В случае с Пугачевым, Гринева с Машей спасло то, что Петр Андреевич когда-то проявил добро по отношению к этому грозному казаку. К тому же самозванец поощрял смелость и честность.
В случае с императрицей помогла искренность Маши. Она поведала свою историю в простой, привычной для нее манере, признавшись, что ни она, ни Гринев Пугачеву не присягали. Внутренняя чистота, чувство достоинства и преданная любовь девушки покорили императрицу. Можно сказать, что Екатерина прониклась симпатией к этой простой девушке из народа. Благодаря Маше, Гринев был помилован.
см. также:
Другие сочинения по произведению Капитанская дочка, Пушкин
Характеристики главных героев произведения Капитанская дочка, Пушкин
Краткое содержание Капитанская дочка, Пушкин
Краткая биография Александра Пушкина
Источник: https://www.sdamna5.ru/smysl_nazvaniya_kapitanskaya
Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Капитанская дочка» – одна из самых известных исторических повестей А. С. Пушкина. Она рассказывает о сложном периоде в жизни России, связанном с крестьянским бунтом под предводительством Е. Пугачева. Основные события в произведении связаны с Петром Гриневым – молодым дворянином. Он попал на службу в Белогорскую крепость, которую впоследствии захватили бунтовщики. «Капитанской дочке» предшествует эпиграф, взятый из русского фольклора: «Береги честь смолоду» . Эти слова Гриневу говорит отец, благословляя его на службу. Герой в самых трудных жизненных ситуациях, на грани жизни и смерти, следует этим истинам. В итоге он остается победителем. Но, если повесть о Петре Гриневе, почему она называется «Капитанская дочка» ? Может, главной героиней произведения является именно «капитанская дочка» – Маша Миронова, на долю которой тоже выпали суровые испытания? Думаю, что именно Маша полностью выполняет завет «Береги честь смолоду» . Возможно, ей никто не говорил этих слов, но девушка просто не может жить по-другому – такова ее натура и воспитание. Пережив смерть родителей, которых убили на ее глазах, постоянно находясь под страхом гибели, Маша до конца сохраняет собственную честь и достоинство. Миронова отказывается стать женой предателя Гринева, хотя тот угрожает ей голодной смертью. Героиня говорит: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят» . Маша остается верна своему возлюбленному, верит ему и в него. Эта кроткая и тихая девушка обладает огромной внутренней силой, чистотой, умением любить. Думаю, она гораздо смелее и сильнее своего Петруши, за которым водились «грешки» . Но Маша в повести практически безупречна. Именно она решает судьбу Гринева, когда осмеливается пойти на прием к самой императрице. Чувство достоинства, внутренняя чистота, преданная любовь девушки покоряют саму Екатерину. Она, проникнувшись симпатией к Маше, милует Петра. Таким образом, Маша Миронова является для самого Пушкина идеалом, к которому следует стремиться. Именно она полностью соответствует завету «Береги честь смолоду» . Поэтому, я думаю, писатель назвал свою повесть «Капитанская дочка».
Actionteaser.ru – тизерная реклама
-
- На картине Юрия Ракшина «Проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на «Куликовскую битву» . Воины изображены на заднем плане картины. Они как будто покрыты туманом. А центральное место на полотне занимают именно провожающие. Это женщины, дети и старики. Общая беда объединила и простых крестьян, и знать. Нам предоставлен только фрагмент картины, но…
- Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – это поэма не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы.Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души.Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы,…
- Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор» , где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.В произведении показывается жизнь в уездном городе после получения известия о прибытии ревизора. Эта весть напугала…
- В произведении Гоголя “Ревизор” показывается жизнь в уездном городке после получения известия о прибытии ревизора. Эта новость нарушала чиновников так как дела у них в городе шли не очень то благоприятно. Город не ухожен, на улицах творится беспорядок, а сами чиновники нарушают множество законов.Почтмейстер не выполняет своих обязанностей, из-за чего все посылки задерживаются, а он сам больше…
- В комедии Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он сумел в своей пьесе «собрать в одну кучу все дурное в России», какое он тогда знал, все несправедливости. Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер. Но самое главное, что хотел показать Гоголь, – не пороки отдельных людей, а ложные понятия об обязанностях, присущие большинству…
- Читая повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь. Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован дочерью коменданта Машей Мироновой. Несмотря на отзывы Швабрина, пытавшегося очернить ее в глазах приезжего, он быстро понял, что Маша-…
- Ее герои – жители уездного города, городничий, его жена, два квартальных Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин – Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и почтмейстер, и главный герой – Хлестаков. Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова – молодого человека без царя в…
- Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич- верный слуга. Позже для него специально был нанят француз. Но вместо получения знаний Петр гонял голубей. По заведенной…
- Комедия ,Ревизор” была очень современна и своевременна для того времени. Автор высмеивает пороки чиновников.Завязка всей истории начинается с известия о приезде важного чиновника – ревизора. В маленьком городке имели место быть большие нарушения. Они были в различных сферах деятельности. городничий и его помощники спешно начинают придумывать план действий. Надо как то отвлечь ревизора от…
- Конечно, «Мцыри» является романтической поэмой не только из-за места действия, но и благодаря главному герою. Что же необычного в образе Мцыри? Его сосредоточенность на колоссальной, огромной страсти, его мужество и его воля. Тоска Мцыри по родине становится какой-то необъятной, выходящей за привычные по человеческим меркам масштабы. Мцыри обладает гордой и неизмеримо-глубокой натурой. Именно…
Источник: https://www.shollklass.ru/sochineniya-8-klass/5670-smysl-nazvaniya-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka
Урок литературы Смысл названия романа А.С.Пушкина Капитанская дочка. 8-й класс
27.04.2017
- Митин Евгений Владимирович, учитель русского языка и литературы
Цель урока: Систематизировать изученный материал по образу М.И. Мироновой, раскрыть смысл
названия романа “Капитанская дочка”.
Задачи:
сформировать представление об особенностях художественного метода А.С. Пушкина и системе его духовных ценностей, развивать умение осмыслять нравственно-этический выбор
героев романа
Оборудование урока:мультимедиа аппаратура
(компьютер/ноутбук, проектор, экран, динамики), лучше
– интерактивная доска, презентация PowerPoint + отрывок из х/ф “Капитанская дочка” (1959) и “Русский бунт” (1999), портрет А.С. Пушкина, текст
романа, план романа (раздаточный материал).
Ход урока
I. Организационный этап.Проверка готовности
учащихся к уроку. Целеполагание.
– Вступительное слово: “Сегодня мы начнем наш урок с просмотра отрывка художественного фильма, снятого режиссером Владимиром Каплуновским в 1959 году, и вы определите, по мотивам какого произведения снят данный фильм и какие события
легли в основу этого произведения”.
– Просмотр отрывка х/ф “Капитанская дочка” (1959 г.) режиссера Владимира Каплуновского, снятого к 160-летию А.С. Пушкина: сцена, где Маша едет в Петербург и встречает каторжников и Пугачева в
клетке.
– На фоне фильма учитель читает отрывок из Пропущенной главы романа “Капитанская дочка”: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, кто замышляют у нас возможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка
копейка”.
Рис. 1. Отрывок х/ф “Капитанская
дочка” (слайд презентации)
– Слово учителя: “Вы, безусловно, узнали эпизод из романа великого русского писателя А.С.
Пушкина.
В этом учебном году вы изучали роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, который был завершен 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.
И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении “Капитанская дочка” – удивительное произведение. Кому-то книга показалась простой, кому-то сложной.
И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые тайны “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин и
разобраться в смысле названия романа”.
Рис. 2. Портрет А.С. Пушкина. Тема урока
(слайд презентации)
II. Актуализация знаний.
– В какую историческую эпоху разворачивается
действие романа?
Учащиеся: Период правления Екатерины II, народное восстание под предводительством
Емельяна Пугачева.
– Этот роман является историческим. Дайте
определение историческому роману.
Учащиеся: Исторический роман – условное обозначение для романов, в которых повествуется
об исторических событиях, а действующими
лицами (главными или второстепенными) могут
выступать исторические личности.
Рис. 3. Определение исторического
романа (слайд презентации)
– Назовите главных героев романа.
Учащиеся: Главнее герои романа – Емельян Пугачев, Петр Гринев, Марья Миронова, Алексей
Швабрин.
Рис. 4. Главные герои романа (слайд
презентации)
– Дайте характеристику главным героям романа.
Работа учащихся в группах:
Гринев
Петр Андреевич – главный герой романа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его
раскаянием (случай с Савельичем).
Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается
за отставшим Савельичем.
Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не
желая “торжествовать над униженным врагом”.
Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп,
благодарит за спасение Маши.
Пугачев Емельян Иванович
– вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и
всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым
выражением лица.
Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки,
“казнит так казнит, милует так милует”.
И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца.
Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются.
Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная,
показана была народу”.
Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в
финале романа.
Швабрин Алексей Иванович
– дворянин, антипод Гринева в романе. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева,
был даже связан с В. К. Тредиаковским.
Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: “знаю по опыту ее нрав и обычай”, отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.). Все это говорит о духовном бесчестии героя.
Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене.
Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Швабрина, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором.
В конце романа, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Таким образом, в своей подлости
этот герой доходит до конца.
Мария Ивановна Миронова
– молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее
имел в виду автор, давая название своего романа.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны.
Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева.
И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам.
Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского
национального характера.
III. Идеализация знаний.
Совместная работа над сюжетом романа (работа со схемой-презентацией),
составление сюжетной схемы.
Рис. 5. Сюжет романа (слайд
презентации)
(Прим. В ходе работы над сюжетом романа
необходимо вспомнить историю его создания).
Из истории создания романа
С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций.
В его “Архивных тетрадях” сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых
действиях с отрядами Пугачева.
В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. “Я в Казани с пятого.
Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону”, – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября.
Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с
современниками событий.
Из материалов о бунте сложилась “История Пугачева”, написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием “История Пугачевского бунта”, которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов.
План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть.
Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с
большой осторожностью.
По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который “предпочел гнусную жизнь – честной смерти”. Имя его упоминалось в документе “О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников”.
Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв.
В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались “в сообщении с злодеями”, но “по следствию оказались невинными” и были освобождены из-под ареста.
В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, “гнусный злодей” Швабрин, что могло облегчить проведение романа через
цензурные преграды.
Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над “Капитанской дочкой”. “Капитанская дочка” была напечатана в четвертом номере пушкинского “Современника” в конце декабря 1836 года, за месяц
с небольшим до гибели поэта.
IV. Основная часть.
Работа над образом Маши
Мироновой.
1. Фронтальная работа.
– Вам представлен план романа (см. Приложение): даны названия глав и эпиграфы к ним. Скажите, в каких главах романа появляется Маша Миронова? Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных
песен, пословиц?
Учащиеся: А.С. Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее близость к народу. Она сильный волевой человек. Именно эти качества
раскрывают эпиграфы.
– Вспомните эпизод из 5 главы, где Маша отказывается выйти замуж без благословения родителей Гринева. Какие качества характера
героини раскрываются в этом эпизоде?
Учащиеся: Сила ее любви. Глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: “Без их благословения не будет тебе счастья”. Маша решила, что ей не судьба быть замужем за Гриневым, что следует покориться “воле божьей”. В тяжелых испытаниях и в превратностях судьбы крепнет ее бескорыстная любовь. Пережитое
закаляет ее стойкость, мужество.
– Судьба приготовила Маше новый удар, и она решает начать борьбу за спасение своего жениха. Права ли Маша, считая себя виновницей ареста
героя?
Учащиеся: Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства Гринев на суде не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург и самостоятельно обдумывает план действий, требующий энергии смелости. В Маше есть способность располагать к себе самых различных
людей и по характеру и по положению.
Слово учителя: “Сейчас мы посмотрим два фрагмента художественного фильма “Русский бунт” режиссера Александра Прошкина, снятого к 200-летию А.С. Пушкина: сцены встречи Марши Мироновой и императрицы и ответим на вопросы: Какие черты характера героини показаны в этих эпизодах? Почему Екатерина II прислушалась к
просьбе Марьи Ивановны?”
2. Просмотр отрывков художественного фильма
“Русский бунт”.
Рис. 6, 7. Фрагменты х/ф “Русский бунт”
(слайд презентации)
– Итак, ответьте на поставленные перед
просмотром отрывков фильма вопросы.
– Почему же А.С. Пушкин назвал свой роман “Капитанская дочка”, а не предположим “Пугачев”, “Гринев”, “Швабрин” или “Маша
Миронова”?”
Учащиеся: Маша – дочь капитана Миронова, русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную. Неспроста роман начинается эпиграфом,
русской пословицей: “Береги честь смолоду”.
V. Домашнее задание: Сегодня мы посмотрели отрывки из двух замечательных художественных фильмов по мотивам романа А.С. Пушкина – “Капитанская дочка” 1959 г. и “Русский бунт” 1999 г.
Мы вам дарим диски с этими фильмами, посмотрите их и сравните, как изображена Маша Миронова в разных фильмах, и сопоставьте с образом в романе.
Напишите небольшое сочинение-рассуждение и пришлите учителю на
электронную почту.
Рис. 8. Домашнее задание (слайд
презентации)
V.Заключительное слово учителя: “… В Симбирской губернии… В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десяти помещикам. – В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова… Издатель. 19
октября 1836 год”.
“Капитанская дочка” (приложение)
Видеоприложения находятся у автора (большой
объем приложений).
Урок литературы Смысл названия романа А.С.Пушкина Капитанская дочка. 8-й класс Ссылка на основную публикацию
Источник: https://8.orange3.ru/4246/