Краткое содержание «Прощание с Матёрой»
Старых женщин принуждали покидать родную деревню, которая подлежала затоплению. Оставляя свои дома, они весьма тяжело расставались с родным краем.
Главы первая — третья
В деревню Матера, которая находилась на острове с одноименным названием, пришла последняя весна. Ниже по реке создавали плотину, поэтому вместо острова образуется большое водохранилище. В этот год хлеб посадили не на каждом поле. Часть жителей деревни жили в другом месте. Они приезжали сюда, чтобы лишь посадить картофель.
Остров имел форму утюга. Он протянулся по Ангаре на пять верст. С нижней окраины к нему примыкал небольшой остров Подмога. Там у жителей Матеры имелись поля и сенокосы. За время собственного существования деревня видела и казаков, и торговцев, и каторжников.
Колчаковцы на верхней окраине острова оставили после себя барак. Имелась и небольшая церковь, которую построили на средства купца, похороненного тут. В ней создали склад во времена колхоза. Также была здесь мельница. На пастбище два раза в неделю приземлялся самолет.
На нем люди ездили в город.
Так и существовала эта деревня больше трех веков, пока не настало время умирать.
Когда наступило лето, в Матере остались лишь старики и дети. Это были три старые женщины – Дарья, Сима и Настасья. Старухи любили чаевничать, наливая чай из медного самовара. Во время чаепития они долго беседовали. Часто в чаепитии принимал участие старик Богодул, который жил в бараке. Он был похож на лешего и говорил чаще всего матом.
Две старухи были из этих мест. А Сима прибыла в деревню в поисках сожителя. Однако единственного деревенского холостяка испугала немая дочь Симы, Валька. Сима стала жить в заброшенной избушке на окраине деревни. Валька повзрослела, произвела на свет сына от неизвестно кого и оставила его. исчезнув. Сима растила внука Кольку пяти лет, дикого и молчаливого.
У Настасьи с Егором, ее мужем, не осталось детей. Два сына погибли на войне. Третий утонул. Дочь скончалась от рака. Разум Настасьи несколько помутился.
Ей виделось разное: то ее супруг угорал до смерти, то кровью истекал, то рыдал всю ночь. Добрые люди старались не замечать ее легкого безумства. Злые насмехались и издевались над ней.
По этой причине муж Настасьи обменял собственный дом на городскую квартиру. Он и Настасья должны были расстаться с деревней.
Старухи спокойно пили чай. Тут в дом вбежал Богодул и прокричал, что чужие люди мародерствуют на кладбище. Бабки прибежали на кладбище, на котором рабочие уже завершали работу. Они стаскивали в одну кучу оградки, тумбочки и кресты. Это оказалась санитарная бригада, которую отправила санэпидстанция для очистки затопляемой территории.
Деревенский народ остановил работы. Председатель пытался доказать необходимость этой работы. Однако жители деревни настояли на своем и в течение всего вечера устанавливали кресты на место.
Главы четвертая — шестая
Богодул был известен тут давно. Он обменивал в соседних деревнях мелкую бакалею на еду. Деревню он избрал для себя в качестве последнего пристанища. Зиму Богодул проводил в домах старух. На лето он отправлялся жить в барак. Несмотря на то, что речь его изобиловала матом. Старухи любили и привечали его. старики недолюбливали Богодула.
Внешность Богодула не менялась на протяжении многих лет. Он походил на лешего. По слухам он был поляком и прежним каторжником, которого сослали за убийство. Но правду о нем никто не знал. О том, чтобы покинуть деревню, Богодул и слышать не желал.
Дарья сильно переживала по поводу разорения кладбища, так как на нем были погребены все ее родные. Она осознавала, что ей предстоит быть похороненной в чужой земле.
Отец и мать Дарьи скончались в один год. Мать умерла внезапно. Отца придавило жерновом на мельнице, после чего он долгое время болел.
Дарья вспоминала о деревне и собственной семье. Мать ее оказалась из других мест. Она на протяжении всей жизни боялась воды. Только сейчас Дарья поняла почему.
У Дарьи родилось шесть детей. Старший сгинул на войне, младшего придавило деревом. Дочь скончалась во время родов. Оставалось три ребенка – двое сыновей и дочь. Павел являлся старшим сыном. Ему было пятьдесят лет. Он приезжал редко. Мать просила его перенести могилки ее родителей ближе к поселку. Сын дал обещание. Но сам не был уверен в этом.
Поселок, в который отправляли людей из деревень, предназначенных для затопления. Был представлен двухэтажными домиками. В каждом таком доме было две квартиры, имеющих два уровня. Которые соединялись крутой лестницей.
Возле каждого дома имелись малюсенький участок, небольшой погреб, загон для скотины. Но для коровы там места не было. Добыть сена и выгулять скот здесь негде было. Вокруг поселка была тайга. На ней сейчас создавали пашни.
Переезжающим в поселок выдавали хорошие средства. Но существовало одно условие: они сами должны были сжечь свой дом. Петруха, сын Катерины, тоже торопился получить эти деньги. Однако их дом был объявлен памятником деревянного зодчества и собирались отправить в музей.
Хозяин острова тоже чувствовал, что жизнь Матеры заканчивается. Ночами он делал обход деревни и находящихся рядом полей. Проходя около барака, он уже знал, что Богодул жил тут последнее лето. У дома Петрухи он почувствовал запах гари. Этот и другие дома должны были погибнуть в огне.
Главы седьмая — девятая
Настало время отъезда Настасьи. С собственным домом она расставалась тяжело. Не могла уснуть ночью. И оставила некоторые вещи. В начале осени она хотела вернуться, чтобы копать картошку. В доме она оставила нажитое дедами добро, которое не пригодится в городе.
Наутро Егор увозил Катерину, которая плакала. Ночью начала гореть изба Петрухи. Днем он приехал на остров и приказал матери уезжать. Катерина проводила ночь у Дарьи, когда загорелся ее дом. Но она была женщиной с характером и авторитетом и собрала вокруг себя оставшихся в деревне стариков.
Жители деревни собрались около горящего дома и в молчании наблюдали за происходящим.
Петруха утверждал, что дом стал гореть внезапно. Он сам едва не сгорел. Жители прекрасно знали его. Поэтому не верили его словам. Лишь Хозяин был свидетелем того, что избу поджег Петруха. После случившегося сын пропал с выданными за дом средствами. А мать стала жить у Дарьи.
Павел стал появляться с еще меньшей периодичностью. Он понимал необходимость постройки плотины. Однако видел нелепость постройки нового поселка. Домики поставили на камни и глину. Огород нуждался в черноземе, а погреба мгновенно затопило. При постройке поселка не думали об удобстве и комфорте жизни в нем.
В настоящий момент Павел являлся бригадиром, готовил пашни и с жалостью вспоминал плодородные земли Матеры. Он думал о том, что это очень большая цена за недорогую электроэнергию. Он понимал, что стал стареть и отставать от очень быстро бегущей вперед жизни.
Супруга Павла пришла в восторг от новой квартиры. Однако Дарье здесь не понравится. Сын понимал это и переживал за тот день, когда он будет вынужден забрать мать с острова.
Главы десятая — пятнадцатая
Петруха, покидая остров, не оставил Катерине денег. Она жила за счет Дарьи, однако надеялась, что сын найдет работу и у нее появится собственный угол.
Катерина ни разу не была замужем. Она родила сына от женатого деревенского мужика, которого звали Алеша Звонников. Он погиб во время войны. Петруха выучился на тракториста. Ему дали новый трактор, на котором он в пьяном угаре ломал заборы. Трактор забрали. С той поры Петруха перебрал множество работ, ни на одной не задерживаясь подолгу.
Семью Петруха так и не завел. Женщины, привозимые им из Ангары, убегали от него через месяц. Имя его было не настоящим. Его звали Никита Зотов. А прозвище Петруха он получил за неорганизованность и никудышности.
Дарья обвиняла Катерину в том, что она совсем распустила Петруху. Та пыталась оправдаться. Она не видела в этом собственной вины. Ведь Дарья тоже мало детьми занималась. Но ведь все хорошими людьми стали.
Лето проходило незаметно. Дни Богодул и старухи проводили вместе подолгу разговаривая. Позднее наступило время сенокоса. В деревне появилось большое количество народа. Последний раз остров ожил. Павел вновь был бригадиром. народ трудился с удовольствием. Домой все шли с песней. Навстречу поющим выходили самые старые люди.
На остров прибыли и свои, и из совхоза. Приезжали из дальних мест все, кто были здесь когда-то местными для прощания с родными местами. Организовывались встречи товарищей, одноклассников и соседей. За Матерой появился городок из палаток. Вечерами, несмотря на усталость, жители деревни собирались на посиделках, понимая, что мало осталось таких вечеров.
В деревню возвратился Петруха, который был одет в нарядный, однако уже очень испачканный костюм. Дав Катерине некоторую часть денег, он ходил то по деревне, то по поселку. Во время этих прогулок он говорил каждому, что он очень нужный человек.
С середины июля наступили долгие дожди. Поэтому жители были вынуждены прервать работу. К Дарье приехал Андрей, ее внук. Который приходился младшим сыном Павлу.
Старший сын Павла создал семью с девушкой нерусского происхождения и жил на Кавказе. Средний сын учился на геолога в Иркутске. Андрей двенадцать месяцев назад вернулся из армии. у него была работа на заводе в городе.
Сейчас он уволился оттуда, намереваясь принять участие в строительстве гидроэлектростанции.
Андрей был уверен. Что в данное время в руках человека большая сила. Он может все. Дарья спорила с внуком. Человеку дана огромная сила, однако люди все же оставались маленькими. Они не являлись хозяевами жизни. Это жизнь руководила ими.
Андрея влекла знаменитая на всю страну стройка. Он полагал, что должен принять участие в великом деле, пока еще молод. Павел не пробовал переубеждать сына. Однако понять его он не мог. Он осознавал, что его сын принадлежал следующему поколению. К Дарье пришло понимание того, что внук будет принимать участие в затоплении острова и деревни. Поэтому она с неодобрением замолчала.
Дождь все шел, и от этой непогоды деревенские жители почувствовали тревогу. Они стали понимать, что их деревни и острова в целом скоро не станет.
Жители собирались в доме Дарьи и беседовали об острове, о затоплении и другой новой жизни. Старым людям было жалко родину. Молодежь с нетерпением ждала будущего. Была тут и Тунгуска. Она имела тунгусскую кровь.
Ее дочь, являющаяся директором здешнего зверосовхоза, на время поселила в заброшенном доме. Тунгуска на встречах молчала, курила и только слушала.
Павел понимал, что правы обе стороны, и нельзя тут определить настоящую правду.
Появившийся на Матере Воронцов сообщил, что ко второй половине сентября картофель необходимо собрать, а на острове убраны все постройки и деревья. Двадцатого сентября остров в качестве будущего водохранилища приедет принимать комиссия.
На следующий день появилось солнце. Размокшая земля подсохла. Жители продолжили сенокос, но без прежнего веселья и запала. Сейчас люди торопились как можно быстрее завершить работу и переехать на новое место.
Дарья еще питала надежду, что сын сможет перенести могилы ее родителей. Однако его в срочном порядке вызвали на работу. Один из работников в бригаде попал рукой в станок.
Спустя день Дарья послала в поселок внука, чтобы тот разузнал об отце. Она вновь осталась в одиночестве и занималась огородом.
После возвращения Андрей сказал, что Павла, как ответственного за технику безопасности, изводили комиссиями и, наверное, дадут выговор.
Андрей отбыл и не попрощался с родной деревней. Дарья осознала, что родные могилы окажутся под водой вместе с островом. Скоро пропал и Петруха. Старые женщины вновь начали жить вместе. В августе появилось огромное количество грибов и ягод. Павел перестал быть бригадиром. Его посадили на трактор, и он вновь стал наведываться за свежими овощами.
Дарья думала о том, что Павел не являлся хозяином своей жизни. Она могла бы отправиться к другому сыну, работавшему в леспромхозе. Но там чужое место. Она считала лучшим проводить деревню и умереть.
Главы шестнадцатая — восемнадцатая
Для сбора хлеба прибыло тридцать мужиков и три женщины. Они начали пьянствовать, драться. Старухи боялись появляться вечером на улице. Не опасался новых работников лишь Богодул. Работники называли его снежным человеком.
Жители деревни стали постепенно увозить с острова мелких животных и сено. Санитарная бригада подожгла Подмогу. После этого неизвестный сжег старую мельницу. Остров покрылся дымом.
В тот день, когда горела мельница, к Дарье переселились Сима и ее внук. Вновь начались продолжительные беседы.
Обсуждали Петруху, нанявшегося сжигать чужие дома, будущее Симы, до сих пор мечтавшей встретить одинокого старичка.
Собрав хлеб, привезенные мужики и женщины уехали. Перед этим они спалили контору. Картофель в колхозе собирали школьники. Санитарная бригада очистила Подмогу и принялась за Матеру. Она поселилась в бараке. Жители деревни собрались на сбор своей картошки. Прибыла и Соня, ставшая совершенно городской. Дарья поняла, что соня станет хозяйкой в поселке.
Настасьи не было. Старые женщины вместе привели в порядок ее огород. Павел забрал корову, а Дарья пошла на кладбище, которое было разорено и выжжено.
Отыскав могилы родных, она продолжительное время жаловалась, что ей приходится переезжать. Вдруг ей послышалась просьба осуществить уборку в избе перед отъездом.
Женщине привиделось, что после своей кончины она окажется на суде собственных родных. Ее встретят суровым молчанием. И лишь умерший маленьким сын заступится за мать.
Главы девятнадцатая – двадцать вторая
Санитарная бригада принялась за вековую лиственницу, которая росла около деревни. Деревенские жители звали ее лиственем. Она считалась основой острова. Не могли уничтожить листвень ни бензопила, ни топор, ни огонь. Рабочие были вынуждены оставить непокорное дерево.
В это время Дарья наводила порядок в своей избе.
Богодул, Сима и Катерина тем временем возили картошку Настасьи в барак. Дарья, закончив работу, провела ночь одна и все время молилась. Утром она собрала вещи и позвала пожогщиков. Потом она ушла, бродила на протяжении всего дня.
вечером приехал Павел и привез с собой Настасью. Она сообщила, что Егор долгое время болел и умер недавно. Не смог он прижиться в чужом краю. Из-за странностей Настасьи женщины долго не верили, что Егор скончался. Настасья по наущению Дарьи позвала Симу жить вместе. Теперь старухи жили в бараке и ждали, когда их заберет Павел.
Павел смотрел на догорающий дом и не ощущал почти ничего. Он чувствовал лишь неловкое удивление: он не мог поверить, что жил тут, а прибыв в поселок понял, что наконец все завершилось. Теперь он может жить на новом месте.
Вечером к нему пришли Воронцов и Петруха. Воронцов отругал Павла за то, что старые женщины все еще не увезены с острова. Утром приедет комиссия, а барак все еще не сожгли. Воронцов принял решение лично поехать на остров и захватил с собой Петруху и Павла.
Во время переправы через Ангару они заплутали в тумане. Они пытались кричать, надеялись, что старые женщины их услышат. Однако туман не пропускал никакие звуки. Павел сожалел о своем согласии на данную поездку. Он осознавал, что старух испугает ночное выселение.
Старые женщины проснулись в бараке, который был окружен туманом. Они словно оказались на том свете. С острова был слышен плач Хозяина. С реки слышался слабый шум мотора.
Источник: https://spadilo.ru/kratkoe-soderzhanie-proshhanie-s-matyoroj/
Краткое содержание повести «Прощание с Матёрой»
Деревушка под названием Матёра находится на берегу Ангары уже более трех столетий, и в этих местах всегда происходило немало событий. Однако теперь власти принимают решение о построении плотины несколько ниже по реке, и уже ни у кого нет сомнений в том, что все окрестные села неминуемо будут затоплены.
Немногие жители, еще остающиеся в Матёре, с отчаянием думают о том, что им придется переехать в город, ведь рядом и кладбище, где похоронены их отцы и деды, и привычные для них вещи, нелегко пожилым людям и резко менять давно устоявшийся образ жизни. Старики понимают, что в городе будет немало удобств, которых нет в их родных краях, но они с болью представляют себе, что в дальнейшем прекратятся чаепития из самовара, прогулки на свежем воздухе, шум реки.
Более всего пугает мысль о том, что придется оставить Матёру, одиноких старух, которые не в силах подумать о жизни без своей избы и соседок.
Именно эти женщины и видят с чувством глубочайшего ужаса, как деревня оказывается с одного конца подожженной.
После пожара они решают между собой, что произошел несчастный случай, никто из них не желает верить в преднамеренный поджог, для их восприятия такое действие кажется слишком чудовищным и немыслимым.
Зная, что расстается со своим домом навсегда, энергичная и решительная, несмотря на солидный возраст, Дарья не только наводит в избе идеальный порядок, но и полностью белит ее, словно готовясь к дальнейшему счастливому существованию в этом строении.
Настасья думает о кошке, успевшей куда-то убежать, она упрашивает Дарью в будущем заботиться о животном, не желая задумываться о том, что и ее подруга совсем скоро отсюда уедет.
Все живые существа и все предметы, находящиеся в деревне, имеют для пожилых людей огромное значение.
Перед расставанием с Матёрой старые женщины стремятся навести полный порядок и оставить все в достойном виде. Для них эти действия являются таким же ритуалом, как и проводы на тот свет умершего человека.
Бабам обидно, страшно и больно и из-за того, что незадолго до затопления должна прибыть специальная санитарная бригада, задачей которой станет целиком сровнять с землей старинное деревенское кладбище.
Дарья, отличающаяся наиболее твердым характером из всех жительниц Матёры, решительно берет односельчанок под защиту и выступает против уничтожения могил их предков. Женщина не только проклинает тех, кто разрушает весь многолетний уклад жизни ее самой и ее соседок, она отважно бросается в бой, хотя из оружия у нее имеется лишь обыкновенная палка.
Дарья не сдается, несмотря на все происходящее вокруг, хотя многие, столь же бесправные и малограмотные люди, смирились бы с ситуацией, однако она не собирается опускать рук.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Дарья жестко осуждает даже родного сына Павла и его жену, настаивающих на ее отъезде с родины.
Женщина не менее сурово держится и с другими представителями молодого поколения, обещая им, что они еще непременно пожалеют о расставании с Матёрой.
Ей кажется, что она прожила свою жизнь неверно, бестолково, как говорит сама Дарья, и она искренне верит в то, что после ее смерти ее станут судить все родственники, старуха даже видит в своем воображении соответствующую картину.
В то же время и Павел не полностью одобряет действия властей. Он признает необходимость перемен, но при этом и у молодого мужчины болит сердце из-за того, что сотворили равнодушные люди с его родным селением, хотя он, в отличие от матери, четко понимает, что не может воспрепятствовать происходящему.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/09/kratkoe-soderzhanie-povesti-proshhanie-s-matyoroj.html
«Прощание с Матёрой»
Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матёра повидала на своём веку всякое.
«Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов». Есть в Матёре своя церквушка на высоком берегу, но её давно приспособили под склад, есть мельница и «аэропорт» на старом пастбище: дважды на неделе народ летает в город.
Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплены. «Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где там селились люди. Придётся переезжать».
Немногочисленное население Матёры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о «конце света». Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь.
Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. «Ухваты, сковородники, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна… А ещё: вилы, лопаты, грабли, пилы, топоры (из четырёх топоров брали только один), точило, железна печка, тележка, санки… А ещё: капканы, петли, плетёные морды, лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент.
Что перебирать все это? Что сердце казнить?» Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле.
Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. «Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались».
В данной ситуации «люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один — легче потом освободиться от стыда.
В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было, спасти избу — не к чему и пытаться. То же самое будет и с другими избами». Когда после пожара бабы судят да рядят, нарочно ли случился такой огонь или невзначай, то мнение складывается: невзначай.
Никому не хочется поверить в такое сумасбродство, что хороший («христовенький») дом сам хозяин и поджёг. Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать.
Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.
Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой.
Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на её месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она. Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку. Строга Дарья и к местной молодёжи, она не просто бранит её за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы ещё пожалеете».
Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя «бестолковой». Она верит, что, когда умрёт, все родственники соберутся, чтоб судить её.
«Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами».
Недовольство происходящим ощущают не только Дарья и другие старухи. «Понимаю, — говорит Павел, — что без техники, без самой большой техники ничего нынче не сделать и никуда не уехать.
Каждый это понимает, но как понять, как признать то, что сотворили с посёлком? Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов? Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живётся, и плыть, как плывётся, да ведь я на том замешен: знать, что почём и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».
На берегу реки Ангары раскинулась деревня Матера, ей уже более 300 лет. Немало повидало это место: и козацкие бои, и колчаковские сражения, а арестантские и рыболовецкие флотилии. В деревне есть своя церковь, мельница, кладбище и своеобразный “аэропорт”, откуда жители раз в неделю летают в город за продуктами.
Однажды деревню всколыхнула страшная новость: ниже по реке строят мощную электростанцию и близлежащие деревни совсем скоро будут затоплены. Для большинства жителей Матеры это конец света, они вынуждены будут покинуть родной дом и переехать в город. Конечно, там комфорт, горячая и холодная вода в доме, магазины под боком. Но большинство, особенно старики, сокрушаются, потому что придется покинуть родные стены. Жители начинают перебирать свои пожитки, большинству из которых в городе просто не найдется применения. Ну зачем в городе вилы или топор, кому там понадобятся кадки, лохани и кринки. Все, что наживалось долгими годами, люди вынуждены будут оставить здесь. Горько и больно им от этого, а сделать ничего не могут – прогресс. Из деревни начали уезжать первые жители, вспыхнули первые дома. Старухи недоумевали: неужели хозяева нарочно поджигали свои дома, то, что наживали десятками лет? Но сошлись во мнении, что скорее всего имела место обычная неосторожность.
Дарья перед отъездом белит свой дом, переживает, что не успела все подмазать. Ее соседка, Наталья, переживает о сбежавшем коте и не знает, кому поручить за ним присмотреть. Никто до конца не осознает, что деревня будет стерта с лица земли, словно и не было ее никогда, как будто не выросли здесь целые поколения людей. Особенно активно сопротивляется переезду старуха Дарья. Она узнала, что перед самым затоплением санитарная бригада сравняет местное кладбище с землей. Она организует всех недовольных, берет в руки лопату и пытается отстоять родные места. Она недовольна поведением своего сына Павла и невестки, которые смирились с переездом и спокойно собирают вещи. Старуха уверяет молодых, что они очень горько пожалеют, что не отстояли родную землю. Очень часто старуха взывает к Богу, просит у него помощи и указания, как ей поступить. Ее страшит разрушение кладбища, Дарья уверена, что в смертный час все родственники соберутся вокруг нее и будут судить за слабость, за то, что не сумела отстоять их покой.
Сам же Павел прекрасно понимает чувства своей матери, но и то, что строительство электростанции – это дело необходимое, ему тоже очевидно. Он терзается этими противоречивыми мыслями и собирается в город.
Источник: https://www.allsoch.ru/rasputin/proshanie_snbspmateroj/
Прощание с Матерой – краткое содержание
Повесть Распутина «Прощание с Матерой» посвящена целому концу старой эпохи и новому времени. Люди, привыкшие к размеренной жизни на небольшом островке, не вписываются в этот новый индустриальный мир.
1
Главы 1-3
В деревне Матеры настал последний год. Дальше по течению построили гидроэлектростанцию с плотиной, и вскоре на месте старых домов и полей разольется вода. Деревня уже умирает – поля засеяны не все, многие дома опустели или вот-вот опустеют, молодое население деревни уже уехало в новое поселение. Некоторые семьи получили квартиры в городе.
Матера, видевшая и казаков, и каторжников, пережившая колчаковцев и простоявшая триста лет словно бы прощалась со своими жителями. К концу весны из них остались только старые да младые.
Три старухи – Сима с Дарьей и Настасьей, – часто собирались, порой к ним присоединялся для бесед старик Богодул. Бывший некогда торговцем, он изъяснялся только матом.
Матеру он выбрал в качестве своего последнего пристанища и жил на отшибе, в бараке, оставшемся от колчаковцев.
У Симы был внук Колька, дикий и молчаливый, весь в мать – немую дочь Симы Вальку. Сима была в Матере приезжей, перебралась в нее чтобы найти бобыля и скоротать с ним свой век, но не сложилось.
У Настасьи был муж, Егор, который перебрался в город и его старуха с тех пор зачудила – стала говорить что он умер. Мирное чаепитие трех старух прервал Богодул, вбежав с вестью о разграблении кладбища.
Выяснилось что «воды» были санитарной бригадой, присланной очистить территорию. Материнцы кладбище отстояли.
2
Главы 4-6
Дарья с трудом перенесла попытку осквернить могилы. Там лежали многие поколения ее предков и она чувствовала себя виноватой в произошедшем. Дарья вспоминала о родителях и шестерых детях, из которых схоронила троих. Старший из выживших, – Павел, – работал в новом колхозе и согласился перевезти могилы на новое место. Только вот все никак не перевозил.
Тем, кто хотел переехать, платили за поджоги домов в Матере. Одним из желавщих легких денег был Петруха, сын Катерины. Его желанию мешало то, что его дом назвали музейным экспонатом и обещали сохранить, перевезя в музей.
3
Главы 7-9
Был в деревне и «хозяин Матеры» – невидимый зверек, ростом немногим выше кошки. Он оббегал деревню, чувствуя ее скорый конец. Уехала Настасья, но обещала вернуться – осенью надо было выкапывать картошку.
Затем Егор увез Катерину и Петруха наконец сжег свой дом. Накануне он выгнал мать и она провела ночь у Дарьи. Впоследствии Петруха исчез с полученными за поджог деньгами, а Катерина осталась у Дарьи. Сын Дарьи, Павел, приезжал все реже – ему досталась должность бригадира вместе со всеми проблемами.
4
Главы 10-15
Петруху все знали как неприкаянного и ленивого, но Катерина надеялась, что он мудро распорядится деньгами и она сможет к нему переехать. Дарья винила ее за Петрухин характер, но Катерина говорила, что не знает как сын мог вырасти таким. Так незаметно подошла пора сенокоса и Матера ожила в последний раз. Приехал Павел, съехались люди из соседнего совхоза и дальних краев.
Приехал и Петруха и даже внук Дарьи, Андрей. В конце лета начались дожди и сбор урожая временно остановился. Дарья с Андреем во взглядах не сошлась: он рвался на постройку ГЭС, а ей не нравилось, что он затопит некогда родную Матеру.
Приехал и Воронцов, чтобы предупредить, что к сентябрю в деревне не должно быть никого. После его приезда распогодилось и вновь начался сенокос. Павла вызвали в поселок – произошло ЧП и он должен был понести ответственность. Могилы родителей Дарьи он перенести не успел. Петруха вновь пропал и Дарья с Катериной зажили вдвоем. Павла понизили в должности и Дарья сочувствовала сыну.
5
Главы 16-18
Для сбора пшеницы из города приехали мужики и бабы, начались пьянки и коренные жители Матерой стали бояться на ночь покидать дома. Постепенно скот и сено стали перевозить в новое село, сожгли мельницу. Приехала Сима с внуком и стало известно, что Петруха зарабатывает, поджигая дома.
Городские уехали. На замену им приехали школьники за картошкой. Настасья так и не появилась и оставшиеся старухи собрали ее урожай. Павел увез корову и Дарья посетила кладбище, которое тоже разорили и выжгли. Она рассказывала о своем горе брошенным могилам и ей почудилось, будто прозвучала просьба убрать избу напоследок.
6
Главы 19-22
Санбригада, спалив большинство строений, стала пытаться повалить вековой листвень, а Дарья выскребла и побелила избу. В сумерках Павел привез Настасью, которая рассказала, что ее старик умер. Старухи с трудом поверили в произошедшее. Всех троих приютил у себя в бараке Богодул, а Павел сжег родную избу, навсегда перечеркнув прошлое.
Воронцов потребовал от него и Петрухи вывезти трех оставшихся старух, но катер заблудился в ночном тумане и старухи провели ночь в бараке, точно в могиле – окруженные туманом и тишиной.
Особое место в повести отведено рассуждениям Дарьи о том, что «маленький», еще неразумный человек замахнулся на роль Бога. Из-за этого все вокруг стало меняться и новое возводится, строится и делается не по уму, а старое гибнет безвозвратно.
Источник: https://sovetclub.ru/proshhanie-s-materoj-kratkoe-soderzhanie
Краткое содержание: Прощание с матерой, Распутин – Сочинение
ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ
Наступила весна, последняя для острова и деревни, носящих одно название — Матера. «Тот первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать».
И вот эта земля должна была погибнуть. Где-то ниже по Ангаре строилась новая ГЭС. В начале осени ее обещали сдать, тогда Ангара разольется вширь и затопит Матеру. Многие уже начинали переезжать на новые места. В деревне остались только старики и старухи.
Они охраняли дома, смотрели за огородом, скотиной.
Обычно собирались у Дарьи, самой пожилой из старух и самой рассудительной. «В том особенном положении, в каком оказалась Матера, Дарья ничем не могла помочь старухам, но они шли к ней, собираясь вместе, чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надежней.
Известно же, что на миру и смерть красна, а предложи им кто смерть всем в одночасье, друг возле друга, едва ли хоть одна отошла бы задуматься — с последней радостью они бы согласились». Сима всегда приходила с Колькой, внучонком на пятом году. Она была пришлая в Матере.
Судьба ей досталась не сладкая, долго мотало ее по миру, родила без мужа единственную девчонку, и ту немую. В силу своего изьяна дочь долго оставалась в девках, а как «попробовала мужика», сорвалась и зачудила. От кого-то родила мальчонку, а потом, не сказав, уехала.
Теперь Сима одна осталась с внуком на руках.
Часто захаживала и Настасья. После того как она и дед Егор остались одни (дети все умерли, кто в войну, кто позже), стала старушка чудить. Начала она придумывать про своего деда, да все жалобное. То он у нее «слезьми умывается», то ночью кричит, будто его кто-то душит… Егор злился на это, но ничего поделать с женой не мог.
В тот день они сидели вчетвером: Дарья, Настасья да Сима с мальчишкой. Пили чай. Вдруг в дом забежал встревоженный Богодул, пришлый в этом селе старик, живущий на окраине села, в заброшенном бараке времен Колчака.
«Был он на ногах, ступал медленно и широко, тяжело, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда. Из дремучих зарослей на лице выглядывала лишь горбушка мясистого кочковатого носа да мерцали красные, налитые кровью глаза».
Он любил вставлять в свою речь нецензурные слова, но не так, как другие мужики, бранно, а вкладывая в них какой-то смак и даже любовь.
— Кур-рва! — выпалил он. — Мертвых грабют!
Богодул принес нехорошее известие: пришлые
мужики на кладбище рубили кресты, спиливали тумбочки. Старухи, не раздумывая, кинулись туда. Богодул последовал за ними, по дороге баламутя деревню.
В деревне нашли председателя сельсовета Воронцова и представителя из отдела по зоне затопления Жука.
— Есть специальное постановление о санитарной очистке всего ложа будущего водохранилища, — объяснил Жук.
Старики и старухи кипятились и так напирали на пришлых, что те не выдержали и второпях уплыли с острова. Матера утихомирилась. И только старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкая обратно кресты, устанавливая тумбочки…
Под вечер следующего дня к Дарье приехал сын Павел. Он уже перебрался в новый совхоз. В свободное от работы время заезжал проведать мать. Побыл немного и уехал. А Дарья осталась одна со своими думами.
Как она сможет ужиться на новом месте? Старое дерево не пересаживают. Это молодым проще оставить свою родину. Вон, Клавка не могла дождаться, когда можно будет с Матеры съехать.
Цивилизации ей захотелось. Она все ждала, когда можно будет подпалить свою избу. Государство возмещало часть стоимости жилья. Та же забота беспокоила и Петруху, непутевого сына старухи Катерины.
Но у того другая беда была. Еще два года назад обещали Петрухину избу увезти в музей.
Ждет теперь Петруха, мучится: то ли подпалить и сейчас за избу деньги получить, но меньшие, то ли потерпеть и дождаться сотрудников из музея с деньгами побольше.
Ему, да Клавке, да кое-кому еще из молодых легко съезжать с насиженного места. То ли дело Дарье, которая корнями приросла к Матере.
Настал день отъезда Настасьи и Егора. Настасья обещала вернуться проститься с Матерой. Пока собиралась — держалась, не плакала, а как села в лодку — плюхнулась на мешки и завыла.
Ночью загорелась изба Петрухи. С вечера еще Петруха сказал матери, что надо перезжать. Будто не сегодня-завтра нагрянут из музея за избой. Наказал Катерине ночевать идти к Дарье. А ночью подпалил дом. Катерина плакала навзрыд, а Петруха ходил среди людей, сбежавшихся на пожар, и оправдывался, будто ненароком окурок уронил. Но никто ему не верил.
Так Катерина и осталась доживать свои дни на Матере с Дарьей. Петруха уехал в совхоз и устроился там работать в бригаду поджигателей, что палили деревни в зоне затопления.
Летом к Дарье нагрянул гость — Андрей, младший сын Павла. Он только что уволился с завода, на котором работал, чтобы отправиться на какую- нибудь большую стройку.
— Пока молодой, — сказал он, — надо идти туда, где ты нужнее. В стране жизнь кипит, грандиозные стройки повсюду. Надо жить так, чтобы интересно было.
А Дарья слушала его и думала, что мал человек и не понимает того, что мал. Суетится, бежит куда-то, думает, что он хозяин жизни, а это жизнь над ним хозяйничает.
Андрей пожил немного в Матере и уехал. Вновь старухи остались одни. На уборку хлеба привезли городских. Однажды, то ли по чьей указке, то ли потому, что все равно гореть деревне, они подожгли мельницу. Она горела, вызывая слезы на глазах старух, а приезжие веселились, прыгая у большого костра.
Наступил сентябрь. Деревня опустела. Остались только Дарья с Катериной, Сима с внуком да старик Богодул. Приехала очистительная бригада и стала поджигать постройки.
Не сожжены были только околоток с Дарьиной избой да колчаковский барак. Перед тем как отдать избу поджигателям, Дарья прибрала ее, побелила. Ведь покойника, перед тем как положить в гроб, одевают в лучшие одежды.
«Устала я, — думала Дарья. — Ох, устала, устала. Щас бы никуда не ходить, тут и припасть.
И укрыться, обрести долгожданный покой. И разом узнать всю правду… И сказать оттуль… Это только вам непонятно, а здесь все-все до капельки понятно… Правда в памяти». Дом сожгли, и пришла пора уезжать. Но тут Павел привез на остров Настасью. Успела она таки вернуться, чтобы проститься с Матерой.
Дед Егор ее не смог прижиться в городе и умер. Хоронила старуха его, потому и припоздала. Упросила Дарья Павла оставить их всех еще на ночь, побыть последний раз всем вместе — старикам и Матере. Павел уехал, уехали и поджигатели, сделав свое дело. Стоять остался только барак, в котором все и заночевали.
Уже ночью, когда Павел добрался до поселка, его встретили Воронцов и Петруха. Воронцов потребовал срочно перевозить старух. Разбудили моториста и поплыли на катере. Над Ангарой поднялся густой туман. Моторист заблудился и долго блуждал по реке. Петруха стал кричать, может, Матера рядом.
Может, услышит его кто там и откликнется. И его услышали…
Здесь искали:
- прощание с матерой краткое содержание
- прощание с матерой краткое содержание по главам
- Распутин Прощание с матёрой краткое содержание
Источник: https://Sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-proshhanie-s-materoj-rasputin/
Прощание с Матерой
Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)
Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, Матёра повидала на своём веку всякое.
«Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов». Есть в Матёре своя церквушка на высоком берегу, но её давно приспособили под склад, есть мельница и «аэропорт» на старом пастбище: дважды на неделе народ летает в город.
Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплены. «Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где там селились люди. Придётся переезжать».
Немногочисленное население Матёры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о «конце света». Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место.
Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь. Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. «Ухваты, сковородники, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна…
А ещё: вилы, лопаты, грабли, пилы, топоры (из четырёх топоров брали только один), точило, железна печка, тележка, санки… А ещё: капканы, петли, плетёные морды, лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент.
Что перебирать все это? Что сердце казнить?» Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет.
А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле. Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. «Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались».
В данной ситуации «люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один — легче потом освободиться от стыда.
В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было, спасти избу — не к чему и пытаться. То же самое будет и с другими избами». Когда после пожара бабы судят да рядят, нарочно ли случился такой огонь или невзначай, то мнение складывается: невзначай.
Никому не хочется поверить в такое сумасбродство, что хороший («христовенький») дом сам хозяин и поджёг. Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать.
Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.
Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против.
Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на её месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она.
Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку. Строга Дарья и к местной молодёжи, она не просто бранит её за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы ещё пожалеете».
Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя «бестолковой».
Она верит, что, когда умрёт, все родственники соберутся, чтоб судить её. «Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами».
Недовольство происходящим ощущают не только Дарья и другие старухи. «Понимаю, — говорит Павел, — что без техники, без самой большой техники ничего нынче не сделать и никуда не уехать.
Каждый это понимает, но как понять, как признать то, что сотворили с посёлком? Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов? Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живётся, и плыть, как плывётся, да ведь я на том замешен: знать, что почём и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».
Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
Источник: https://shkole.net/short/rasputin/proshchanie-s-materoy/
Краткое содержание по главам: Прощание с Матерой В. Г. Распутина
В этой статье мы обратимся к творчеству выдающегося писателя XX века – Валентина Григорьевича Распутина. А точнее, мы разберем программную повесть автора и ее краткое содержание по главам. «Прощание с Матерой», как вы убедитесь, – произведение с глубоким нравственно-философским смыслом.
О книге
Повесть увидела свет в 1976 году. В центре сюжета – деревенская жизнь. Но Распутин описал не просто идиллическую картину и прелести русской природы, он затронул куда более острые темы. Перед читателем предстает картина гибели деревни.
Вместе с исчезновением места, где жило не одно поколение людей, уходит и память о предках, связь с корнями. Распутин изображает постепенную деградацию человека, стремление к новому в ущерб старому.
По мнению автора, разрушение нравственности и природы в угоду индустриализации неминуемо приведет человечество к гибели. Именно эту идею иллюстрирует повесть «Прощание с Матерой».
Краткое содержание по главам: «Прощание с Матерой»
Матера – название деревни и острова, на котором она расположена. Но недолго осталось жить поселению – вскоре его должны затопить. Весна. Многие семьи разъехались, другие не стали сажать огороды и засеивать поля. Да и дома запустили: не белят, не прибираются, увозят из них вещи.
Только старики живут прежней жизнью, как будто никуда и не собираются уезжать. Вечерами они собираются вместе и подолгу беседуют. Деревня многое пережила, были хорошие и плохие времена. Однако неизменно люди рождались и умирали, жизнь не останавливалась ни на минуту. Но теперь осенью достроят плотину для электростанции, вода поднимется и затопит Матеру.
Главы 2–3
Повесть «Прощание с Матерой» (краткое содержание по главам в частности) рассказывает о вечерах за чаем, что проводили деревенские старухи. Собирались у самой старой – Дарьи. Несмотря на возраст, она была высокой и справной, вела хозяйство и справлялась с немалой работой. Ее сын с невесткой успели уехать и теперь изредка навещали Дарью.
Приходила сюда и Сима, поселившаяся в Матере всего лет десять назад. Прозвали ее Московишной за то, что рассказывала про то, как видела Москву. Судьба у нее была тяжелая.
К тому же родилась у нее немая девочка. А к старости остался на ее попечении внук Колька. Из-за того, что у Симы нет своего дома, ее должны отправить в дом престарелых и забрать внука.
Но старушка всячески пытается отсрочить этот момент.
Пожилых Настасью и Егора, подписавших переезд в город, постоянно торопят, просят быстрее съехать.
Начали разбирать кладбище: спиливать тумбочки, убирать памятники. Это вызвало у стариков праведный гнев. Богодул даже обозвал работников «чертями».
Главы 4–5
Большое внимание представителям старшего поколения уделяет Валентин Распутин. «Прощание с Матерой» (краткое содержание по главам позволяет в этом убедиться) изобилует подобным персонажами.
Один из них – Богодул. Никто не помнил, как старик появился в деревне. Одно время он был менялой, периодически привозил в Матеру товары, а потом остался здесь насовсем.
Богодул выглядел глубоким стариком, но с годами не менялся.
Он не собирается покидать деревню – живых топить право не имеют. Однако его беспокоит то, как он будет оправдываться перед предками за разрушение Матеры. Богодул считает, что он назначен присматривать за деревней, и если ее затопят – вина на нем.
Приезжает Павел, сын Дарьи. Он рассказывает о поселке, куда переселяют деревенских. Оказывается, что это место совершенно не приспособлено для крестьянской жизни.
Главы 6–7
Продолжаем описывать краткое содержание по главам («Прощание с Матерой). Распутин вносит в свое произведение и мифологические образы. Так, по ночам появляется Хозяин леса – небольшой зверек, ни на кого не похожий.
Ему ведомо все, что происходит деревне, обо всех известно, но его самого никто никогда не видел. Хозяин предчувствует скорый конец Матеры и своего существования, но покорно принимает это.
А еще он точно знает, что вместе с ним погибнет и Богодул.
Проходит Троица, и уезжают Егор с Настасьей. Им приходится бросить утварь – все, что нажито за долгие годы. Старики, словно потерянные, ходят по избе. На прощанье Настасья просит Дарью приглядеть за пропавшей кошкой и отдает ключи от дома.
Главы 8–9
Петруха сжигает свою избу – та же судьба ждет дома и остальных материнцев.
Визиты Павла становятся редкими. Теперь он назначен бригадиром в совхозе – работы сильно прибавилось. Недоумевал Павел относительно постройки нового поселка – несуразного, странного, не для людской жизни. Не понимал он и то, почему нужно перебираться жить именно в него. И все чаще посещали воспоминания об ухоженной Матере, в которой прожило несколько поколений его предков.
Главы 10–11
Изображается разрушение не только деревни, но и человеческих жизней в повести «Прощание с Матерой». Краткое содержание по главам (анализ произведения может это подтвердить) рисует изломанную жизнь Катерины, оставшейся после сожжения дома с сыном Петрухой на улице. У героини не осталось ничего от прежнего быта. Да и вина за неправильно воспитанного сына оказывается на ее плечах.
Наступление сенокоса словно возродило Матеру. Деревня вновь ожила. Жизнь вернулась в привычное русло, и работалось людям с невероятной радостью.
Главы 12–13
Начинаются дожди. К Дарье приезжает Павел с Андреем, младшим сыном. Представитель молодого поколения не сожалеет о необходимости покидать Матеру. Наоборот, он рад возможности посмотреть мир, попробовать себя в другом деле. Андрей уверен, что человек должен сам распоряжаться своей жизнью. Выясняется, что он собирается участвовать в затоплении деревни.
Приезжает председатель из района Пасенный и требует, чтобы к середине сентября (всего через каких-то полтора месяца) деревня была очищена от всех построек. Поэтому рекомендуется сейчас начинать поджигать пустые дома.
Главы 14–15
Конфликт старшего и младшего поколений – одна из основных тем повести «Прощание с Матерой». Краткое содержание по главам подробно расписывает отношения Дарьи с внуком.
Андрей убежден в том, что человек сам управляет своей судьбой. Он уверен в том, что будущее за техникой и за прогрессом, а о прошлом можно и забыть.
Дарья же жалеет современного человека, который губит себя, обрывая связь со своими корнями, с природой.
Павла вызывают на работу – один из его подчиненных спьяну сунул в станок руку, и отвечать за это бригадиру. Вслед за отцом уезжает и Андрей.
Главы 16–17
Далее рассказывает о прибытии группы городских жителей краткое содержание по главам. «Прощание с Матерой» – произведение, указывающее на бездоходность и безнравственность людей, утративших связь с прошлым. Именно поэтому городские, приехавшие сжигать деревенские постройки, изображаются как разнузданные и бездушные существа. Их поведение до смерти пугает всех жителей Матеры.
Деревенские потихоньку начинают собираться, а по округе вспыхивают пожары. Первой жертвой стала мельница. Из материнских особое старание в разрушениях принимает Петруха. Катерина мучается и не знает, как ей реагировать на действия сына.
Главы 18–19
Заканчиваются уборка хлеба и сбор урожая. Городские уезжают обратно, напоследок устраивая жуткую драку. Деревенские на знали, куда деть собственный урожай – увозили понемногу, но его не убывало. Пришлось продавать. Началась перевозка скотины.
Краткое содержание по главам («Прощание с Матерой») изображает картину постепенно угасающей жизни. Пустеет понемногу деревня. И только старики не желают покидать дома, беспокоятся о могилках, которые придется затопить – а на такое способны только нелюди. Дарья идет на кладбище, думая о том, что теперь ее правнуки, утратив связь с корнями, даже не будут знать, зачем появились на свет.
Главы 20–22
Подходит к концу повесть «Прощание с Матерой» (краткое содержание по главам). Автор рисует картину запустения – не осталось в деревне строений, кроме барака Богодула, где теперь собрались старухи и внучек Симы. Вернулась и Настасья – ее старик не пережил переезда.
Павел решает вернуться за оставшимися через два дня. Но начальник Воронцов отправляет его в ночь на Матеру – завтра комиссия, и на острове не должно быть ни одного человека.
Павел, Петруха и Воронцов садятся в катер и отплывают. Их накрывает облако густого тумана, в котором ничего невозможно разглядеть. Туманом накрывает и Матеру.
Источник: https://autogear.ru/article/222/156/kratkoe-soderjanie-po-glavam-proschanie-s-materoy-v-g-rasputina/