Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина: сходство и различия, сравнение, сопоставление
Евгений Онегин и Григорий Печорин имеют много общего. Главное их сходство и самое выделяющееся – это тип “лишнего человека”. Лишний человек – это литературный герой, который не может найти применение своим талантам и способностям. Это как нельзя лучше описывает этих двух героев. Однако сначала следует рассказать и о том, и о другом отдельно.
Евгений Онегин – богатый дворянин, принадлежит высшему сословию. В молодости был увлечен светской жизнью, хорошо владел правилами поведения, ухаживал за девушками. Но ему быстро это надоело: образ жизни, одни и те же вещи, повторяющиеся изо дня в день, балы и пустые разговоры. Герой устает и разочаровывается, теряет интерес к жизни, становится скучающим и апатичным:
“Короче: русская хандра им овладела понемногу…”
Григорий Печорин – молодой офицер, не так богат, как Онегин, но и не беден. Светская жизнь его избаловала. Его характер очень противоречив. Он полон чувств, но он не может их реализовать.
Эгоист, у которого нет цели в жизни. Однако он активно ее ищет, доказательство тому – вечные эксцентричные выходки и поступки, которые втягивают окружающих его людей в неприятности.
Чтобы развеять скуку, готов разрушить жизнь другого.
Что общего у этих героев романов Пушкина и Лермонтова? Онегин и Печорин одиноки и несчастны, оба никому не нужны, их характер делает их лишними везде. Они оба умны и талантливы, но не применяют на деле своих способностей или применяют неудачно.
Герои не в состоянии принести пользу или какое-то благо окружающим. Персонажи не могут найти ничего, что бы могло дать им стимул в жизни, смысл. У них нет места в этом мире, они лишние, общество отвергает их. Окружающие считают их странными.
Им обоим также не везет в любви. Хотя дело не в везении, а в их характерах. Онегин полюбил Татьяну, когда было уже поздно, заставив девушку сильно страдать; Печорин использовал множество девушек, но как только они ему становились неинтересны, он от них отворачивался. Лишь Веру Печорин по-настоящему любил, но их любовь тоже оказалась несчастной.
Схожи их отношения и с друзьями. Как Онегин ради развлечения посмеялся над любовью своего друга Ленского, так и Печорин играет на чувствах Грушницкого к Мери. И у того, и у другого “дружба” заканчивается дуэлью и смертью приятеля.
Чем же герои отличаются друг от друга? Насчет различий персонажей Белинский писал следующее:
“Онегин – эгоист скучающий, Печорин – страдающий”.
Если Онегин не обращал внимания на свою скуку, воспринимая ее как нечто неизбежное, то Печорин влезал в разные ситуации, творил разные безрассудности и создавал неприятности, надеясь таким образом найти какой-то интерес, обрести надежду.
Таким образом, у героев “Евгения Онегина” и “Героя нашего времени” много общего, в том числе отношение их к окружающему миру, отношение общества к ним, некоторые черты характера и особенности, однако они, все-таки, разные люди.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/1352
Каких героев русской литературы мы можем сравнить с Печориным и почему? – Сочинение
Каких героев русской литературы мы можем сравнить с Печориным и почему?
Печорина мы можем сопоставить с Евгением Онегиным из одноименного романа А.С. Пушкина, с Базаровым из романа И .С. Тургенева «Отцы и дети».
Каждый из них является центральной фигурой в системе персонажей произведения. Это единый литературный тип — тип «лишнего человека», расходящегося с современным ему обществом. Герои сходны своими личностными качествами — внутренней противоречивостью, глубиной натуры, склонностью к рефлексии. Все эти персонажи мучительно ищут смысл собственной жизни.
В сюжетах всех трех произведений звучит мотив дуэли, в которой участвует главный герой (дуэль Печорина и Грушницкого, Онегина и Ленского, Базарова и Павла Петровича). Однако в романе Тургенева мы видим некоторое комическое снижение этого мотива: оба дуэлянта остаются живы, сам Базаров относится к этому происшествию с определенным сарказмом, назвав его «рыцарским турниром».
Также во всех трех произведениях звучит мотив дружбы- вражды, связанный с центральным персонажем (Онегин- Ленский, Печорин-Грушницкий, Базаров-Аркадий Кирсанов). У Лермонтова и Тургенева мы видим определенное сходство в развитии сюжетной линии: Печорин умирает по дороге из Персии, Базаров умирает, заразившись тифом во время операции. Оба эти образа в известной степени трагедийны.
Одновременно мы можем говорить о сходной авторской позиции: каждый из героев интересен своему автору и в чем- то близок ему.
«Я подружился с ним в то время, Мне нравились его черты», — пишет Пушкин об Онегине. Печорин как романтический персонаж во многом воплощает внутренний мир самого Лермонтова.
И наконец, Тургенев вел дневник от лица Базарова, а когда писал в романе сцену смерти героя, то рыдал навзрыд.
При создании этих образов писатели используют определенные художественные средства: портреты, диалоги, пейзажи. Мы помним портрет-очерк Онегина, включающий описание его костюма, привычек, манер. Характерен портрет Печорина, данный читателю сначала через восприятие Максима Максимовича, затем через восприятие рассказчика.
Наконец, портрет Базарова, в котором автор подчеркивает характерные детали — «широкий лоб», «зеленоватые глаза», выражающие «самоуверенность и ум», «обнаженную красную руку». Кроме того, стоит отметить, что М.Ю.
Лермонтов, раскрывая внутренний мир своего героя, включает в повествование дневник Печорина, применяет прием «рассказ в рассказе».
Здесь искали:
- базаров и печорин сравнение
- базаров и печорин сходства
- в каких произведениях русских писателей героя проходит испытание любовью и в чем этих героев можно сопоставить с лермонтовским печориным
Источник: https://Sochineniye.ru/kakih-geroev-russkoj-literatury-my-mozhem-sravnit-s-pechorinym-i-pochemu/
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
(1 вариант)
“Евгений Онегин” и “Герой нашего времени” являются основными вехами развития русской литературы XIX в. Это лучшие произведения двух истинных гениев России: А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Романы потрясают читателей и литературоведов не только грандиозностью замысла, но и своим новаторством.
Оно проявляется прежде всего раскрытии образов двух главных героев. Впервые Пушкин написал реалистический роман в стихах. Это было сродни революции. Поэт переживал за свое творение, понимая, что не все люди смогут оценить произведение, опередившее свое время. Эти переживания не были необоснованными.
Даже многие друзья Пушкина не смогли понять гениальности концепции произведения.
М.Ю. Лермонтов пошел в свои творческих исканиях еще дальше. Созданный им роман был не реалистическим, как у Пушкина, а совмещал в себе черты двух течений. И это гениальное произведение не было по достоинству оценено критиками и современниками.
Прежде всего новаторство двух романов заключается в новых для литературы того времени героях. Впоследствии этот тип был назван “лишним человеком”.
Данное понятие подразумевает под собой романтический, потом реалистический образ молодого человека, дворянина, умного, образованного и интересного, но далекого от реальной жизни, разочарованного, бездеятельного, чуждого своим современникам. Галерея этих персонажей открывается Онегиным, за ним следует Печорин.
Время появления подобных персонажей – 1830е гг., период спада. После восстания декабристов и воцарения Николая I, жестокого, реакционного политика, общественная жизнь России надолго затихла.
Появилось новое социальное явление – молодые люди, у которых было все, кроме счастья и ощущения значимости своей личности.
Их страдания и искания были воплощены в романах об Онегине и Печорине – героях своего времени.
Несмотря на кажущуюся непохожесть двух произведений, их сюжет построен одинаково: герой проходит через какое-то испытание, его характер раскрывается в зависимости от ситуации.
Несомненно, основным испытанием и для Онегина, и для Печорина является испытание любовью.
Онегин, как и Печорин, в начале романа предстает как покоритель чужих сердец, “непостоянный обожатель очаровательных актрис”. Его не интересовали глубокие чувства, он не искал любви на всю жизнь, до гробовой доски, а лишь цинично добивался обожания хорошеньких девушек, а, добившись, быстро бросал их, не думая о причиненных страданиях. Это было его лекарство от скуки.
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
В “науке страсти нежной” Онегин явно преуспел.
Итак, Онегин – прожигатель жизни. Но вот он знакомится с Татьяной. Ему удается без труда завоевать эту провинциальную барышню. Она не блещет красотой, а ее душа – потемки для ветрогона. И Евгений здесь просто играет роль наставника, поучает девушку, как надо жить.
Но, вернувшись из путешествия, пережив нравственный переворот и очищение, он смотрит на Татьяну другими глазами. Онегин влюбляется в нее, полностью теряет голову, и не потому, что изменилась Татьяна (в душе она осталась прежней), а потому, что глубокие изменения коснулись самого Евгения, он духовно вырос, стал достоин Татьяны.
Но Онегин опоздал, она замужем и будет “век ему верна”. И это – наглядная иллюстрация трагедии “лишнего человека”, его “жалкий жребий”.
Печорин повторяет судьбу Онегина. Он также бесцельно бредет по жизни, пытаясь найти себя, также зачем-то добивается любви женщин, а потом оставляет их.
Онегин видит, что Татьяна стала его жертвой, но уже поздно. Печорин тоже мог предотвратить трагедии Бэлы и Мери, но не захотел.
Играл он и судьбой Веры, но она оказалась сильнее него – и вот он, раздавленный и униженный, плачет о потерянном счастье.
В романтическом “Герое нашего времени” нет единого женского образа. Мы узнаем черты Татьяны и в Бэле, и в Мери, и в Вере. И, таким образом, любовь героя более многогранна и выразительна.
Не менее выразительно описывается и отношение героев к дружбе. У Лермонтова снова нет однозначности, Ленский воплощен и в Грушницком, и в Вернере, и даже в Максиме Максимыче. Однако напрашивается сравнение Ленского и Грушницкого. Печорин и Грушницкий тоже “от делать нечего друзья”. Сюжетная линия дуэли из-за пустяка, увлечения одним любимой другого тоже прослеживается в обоих произведениях.
Нельзя не упомянуть про нравственные искания Онегина и Печорина, ведь они оба невольно чужды высшему свету, обществу, которому должны принадлежать.
Онегин путешествует по России, Печорин – по Кавказу, оба пытаются в этих путешествиях найти смысл и цель своего существования.
Они волочатся за женщинами, заставляют их страдать, стреляются на дуэли, ломают судьбы людей, сами не зная ради чего. В итоге участь их незавидна.
И Онегин, и Печорин – настоящие “герои времени”. Они очень похожи друг на друга, похожи и их трагедии. В целом мире для них нет убежища, им суждено всю жизнь страдать и искать покоя. Такова участь лишних людей.
(2 вариант)
Вероятно, приступая к своему роману, Лермонтов думал о том, что его главный герой станет напоминать читателям о существовании пушкинского Онегина. Несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина отметил одним из первых В. Г. Белинский. “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин — это Онегин нашего времени”, — писал критик.
Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, мятежей. Печорин — герой эпохи безвременья.
Общим для великих произведений Пушкина и Лермонтова является изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции.
Лучшие представители этого класса оказались не удовлетворены жизнью, отстранены от общественной деятельности. Им ничего не оставалось, как бесцельно растрачивать свои силы, превращаясь в “лишних людей”.
Формирование характеров, условия воспитания Онегина и Печорина, без сомнения, схожи. Это люди одного круга. Сходство героев и в том, что оба они прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности жизнью.
“Но рано чувства в нем остыли”, — пишет Пушкин об Онегине, который “заболел” “русской хандрой. У Печорина тоже очень рано “… родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой”.
Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Образованность и природная любознательность Онегина обнаруживается в его спорах с Ленским. Один перечень тем чего стоит:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь…
Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека. Печорин же так говорил о себе: “Я стал читать, учиться — науки тоже надоели”. Обладая недюжинными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни и растратили ее по пустякам.
В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в “науке страсти нежной”, в знании “русских барышень”.
Печорин говорит о себе: “… знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… Оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…” Ни любовь прекрасной Бэлы, ни серьезная увлеченность юной княжны Мери не смогли растопить холодности и рассудочности Печорина. Женщинам он приносит только несчастье.
Любовь неискушенной, наивной Татьяны Лариной также сначала оставляет равнодушным Онегина. Но впоследствии наш герой при новой встрече с Татьяной, теперь уже светской дамой и генеральшей, осознает, что он потерял в лице этой необыкновенной женщины. Печорин, оказывается, вовсе не способен к большому чувству. По его мнению, “любовь — это пресыщенная гордыня”.
И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Евгений в своем письме к Татьяне пишет:
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Печорин же прямо заявляет: “… двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам”.
Присущее обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским “от делать нечего”.
А Печорин говорит: “… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…” И он демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу. Беспомощно звучат слова старого штабс-капитана: “Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..”
И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, критически относятся к пустой и праздной “светской черни”. Но Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.
По существу, к дуэли привела героев одна и та же злая выходка. Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить” за скучный вечер у Лариных. Печорин говорит следующее: “Я лгал, но мне хотелось его победить.
У меня врожденная страсть противоречить, целая моя жизнь была только дань грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку…”
Трагизм ощущения собственной ненужности углубляется у обоих пониманием бесполезности своей жизни. Об этом с горечью восклицает Пушкин:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она,
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Ему как бы вторит герой Лермонтова: “Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Узнав хорошо свет и пружины жизни, я сделался нравственным калекой”.
Слова Пушкина об Онегине, когда
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
он “начал странствия без цели”, можно отнести и к Печорину, который тоже убил бывшего “друга”, и жизнь его продолжилась “без цели, без трудов”. Печорин во время путешествия размышляет: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?”
Ощущая “в душе силы необъятные”, но совершенно попусту растрачивая их, Печорин ищет смерть и находит ее “от случайной пули на дорогах Персии”. Онегин же в двадцать шесть лет также “безнадежно устал от жизни”. Он восклицает:
Зачем не пулей я пронзенный,
Зачем не хилый я старик?..
Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорина — это более активная личность с чертами демонизма. “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости?” — говорит герой Лермонтова. Как личность, Онегин остается для нас загадкой. Недаром Пушкин так характеризует его:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак?..
И Онегин, и Печорин — эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Презирая праздное светское существование, они не находят путей и возможностей свободно, творчески противостоять ему.
В трагических исходах индивидуальных судеб Онегина и Печорина сквозит трагедия “лишних людей”.
Трагедия же “лишнего человека”, в какую бы эпоху он ни появлялся, это одновременно трагедия общества, породившего его.
Источник: https://school-essay.ru/onegin-i-pechorin-2.html
Сравнение Печорина и Онегина
В русской литературе XIX века образы Евгения Онегина и Печорина стали символами эпохи. В них соединились типические черты представителей дворянского сословия с выдающимися личными качествами, глубоким интеллектом и силой характера, которым, увы, не нашлось применения в условиях глубокого нравственного кризиса, ставшего главной приметой времени в 30-е – 40-е годы.
Непонятые в своем кругу, лишние, они понапрасну растратили свои силы, так и не сумев преодолеть нравственную глухоту современников и мелочность общественного мнения, считавшегося главным мерилом человеческих ценностей в высшем свете.
При всей похожести, Онегин и Печорин наделены яркими индивидуальными чертами, благодаря которым интерес к этим литературным героям проявляют и современные читатели.
Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», русский дворянин, офицер, по долгу службы оказавшийся в зоне военных действий на Кавказе. Незаурядность личности этого литературного героя вызвала острую полемику в кругу критиков и горячий интерес читателей-современников.
Онегин – главное действующее лицо романа в стихах «Евгений Онегин», написанного А. С. Пушкиным. Онегин принадлежит к дворянской аристократии. Его жизнеописание, по мнению В. Г. Белинского, стало энциклопедией русской жизни первой половины XIX века.
В чем же разница между Печориным и Онегиным?
Сравнение Печорина и Онегина
Первые главы «Евгения Онегина» были опубликованы А. С. Пушкиным в 1825 году. С Печориным читатели познакомились в 1840-ом. Незначительная разница во времени создания этих литературных образов все-таки имела принципиальное значение для раскрытия их личных качеств, которые современники восприняли как отражение глубинных общественных процессов.
В начале романа Онегин – светский щеголь. Он богат, образован и постоянно находится под пристальным вниманием высшего общества.
Утомленный праздностью, Евгений предпринимает попытку заняться серьезным делом: реформой хозяйства, доставшегося ему по наследству.
Новизна деревенской жизни обернулась для него скукой: отсутствие привычки трудиться породило хандру, и все начинания ученого эконома сошли на нет.
Оба персонажа являются представителями столичной аристократии. Герои получили прекрасное образование и воспитание. Уровень их интеллекта выше, чем средний уровень окружающих их людей.
Персонажей разделяет десять лет, однако каждый из них – представитель своей эпохи. Жизнь Онегина протекает в двадцатые годы, действие романа Лермонтова разворачивается в 30-е годы 19-го столетия.
Первый находится под влиянием свободолюбивых идей в условиях расцвета передового общественного движения. Печорин живет в период жестоких политических реакций на деятельность декабристов.
И если первый еще мог примкнуть к восставшим и обрести цель, придав таким образом смысл собственному существованию, то у второго героя такой возможности уже не было. Уже это говорит о большей трагичности лермонтовского персонажа.
Драма Онегина – в бесполезности собственных сил и бессодержательности образа жизни, который был навязан общественным мнением и принят героем как эталон, за рамки которого он так и не решился шагнуть. Дуэль с Ленским, сложные отношения с Татьяной Лариной – следствие глубокой нравственной зависимости от мнений света, игравшего в судьбе Онегина первостепенную роль.
Печорин, в отличие от Онегина, не так богат и знатен. Он служит на Кавказе, в месте опасных военных действий, проявляя чудеса храбрости, демонстрируя выносливость и силу характера. Но главной его чертой, многократно подчеркнутой в романе, является двойственная противоречивость душевного благородства и эгоизма, граничащего с жестокостью.
О личности Онегина читатель узнает из реплик рассказчика и наблюдений Татьяны Лариной. О Печорине высказывают суждения рассказчик и Максим Максимыч. Но полностью его внутренний мир раскрывается в дневнике – горькой исповеди человека, не сумевшего найти свое место в жизни.
Дневниковые записи Печорина – это философия байронического героя. Его дуэль с Грушницким – своеобразная месть светскому обществу за бессердечие и страсть к интригам.
В противостоянии со светом Печорин, как и Онегин, терпит поражение. Силы без применения, жизнь без цели, неспособность к любви и дружбе, светская мишура вместо служения высокой цели – эти мотивы в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» имеют общее звучание.
Печорин стал героем своего времени: второй половины 30-х годов XIX века, отмеченных глубоким общественным кризисом после событий, связанных с декабристским движением в России
Оба персонажа весьма критичны по отношению к людям и жизни. Понимая пустоту и однообразие своего существования, они проявляют недовольство собой. Их угнетает окружающее положение и люди, погрязшие в клевете и злобе, зависти.
Разочаровавшись в обществе, герои впадают в меланхолию, начинают скучать. Онегин для удовлетворения своих духовных запросов пытается начать писать. Но его быстро утомляет “упорный труд”. Чтение также ненадолго увлекает его.
Печорин тоже достаточно быстро утомляется от любого начатого им дела. Однако, попав на Кавказ, Григорий все же надеется, что под пулями скуке места не будет. Но и к военным действиям он привыкает очень быстро. Наскучили лермонтовскому персонажу и любовные приключения.
Это можно увидеть в отношении Печорина к Мери и Бэле. Добившись любви, Григорий быстро теряет к дамам интерес.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина была бы незавершенной без упоминания о самокритичности героев. Первого терзают угрызения совести после дуэли с Ленским. Онегин не в силах оставаться в местах, где случилась трагедия, бросает все и начинает скитаться по свету. Герой романа Лермонтова признает, что причинил за всю свою жизнь достаточно много горя людям. Но, несмотря на это понимание, Печорин не собирается изменять себя и свое поведение. И самокритичность Григория не приносит никому облегчения – ни ему самому, ни окружающим. Такое отношение к жизни, себе, людям изображает его как “нравственного калеку”. Несмотря на различия Печорина и Онегина, оба они имеют много общих черт. Особо выражена у каждого из них способность прекрасно разбираться в людях. Оба героя являются хорошими психологами. Так, Онегин выделил Татьяну сразу же, при первой встрече. Из всех представителей поместного дворянства Евгений сошелся только с Ленским. Герой Лермонтова также правильно судит о людях, которые встречаются ему на пути. Печорин дает достаточно меткие и точные характеристики окружающим. Кроме того, Григорий превосходно знает женскую психологию, может с легкостью предсказать поступки дам и, пользуясь этим, завоевывает их любовь. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина позволяет увидеть истинное состояние внутренних миров персонажей. В частности, несмотря на все несчастья, которые каждый из них причинил людям, оба они способны на светлые чувства.
Любовь в жизни героев
Осознав свою любовь к Татьяне, Онегин готов на все ради того, чтобы только увидеть ее. Лермонтовский герой незамедлительно бросается вслед уехавшей Вере. Печорин, не догнав возлюбленную, падает в середине пути и плачет, будто ребенок.
Пушкинский герой благороден. Онегин честен с Татьяной и не думает пользоваться ее неопытностью. В этом лермонтовский герой является прямой противоположностью.
Печорин предстает личностью безнравственной, человеком, для которого окружающие его люди – лишь игрушки.
Печорин и Онегин принадлежат к тому общественному типу двадцатых годов девятнадцатого века, которых называли «лишними» людьми. «Страдающие эгоисты», «умные ненужности» – так образно и точно определил сущность этого типа Белинский.
Итак, чем похожи и в чем различны персонажи пушкинского и лермонтовского произведений?
Прежде всего, герои обоих романов предстают перед нами как исторически и социально обусловленные человеческие характеры.
Общественно – политическая жизнь России двадцатых годов девятнадцатого века – усиление политической реакции, упадок духовных сил юного поколения – породила особый тип непонятного молодого человека того времени.
Онегин и Печорин объединяют их происхождение, воспитание и образование: оба они – выходцы из богатых дворянских семей.
При этом оба героя не принимают многое из светских условностей, отрицательно относятся ко внешнему светскому блеску, лжи, лицемерию. Об этом свидетельствует, например, развернутый монолог Печорина о своей «бесцветной» молодости, которая «протекла в борьбе с собой и светом».
В результате этой борьбы он «сделался нравственным калекой», быстро пресытившись «всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги». То же определение вполне применимо и к пушкинскому герою: «забав и роскоши дитя», он быстро устал от светской суеты, и «русская хандра им овладела понемногу».
Объединяет героев и духовное одиночество среди светской «пестрой толпы». «… Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное»,- горько замечает Печорин в разговоре с Максимом Максимычем. То же самое говорится и об Онегине: «… рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум».
Отсюда в обоих произведениях возникает идея эскапизма- стремление обоих героев к уединению, их попытка отстранения от общества, мирской суеты. Это выражается как в буквальном уходе от цивилизации, так и в бегстве от общества в мир внутренних переживаний, «условий света свергнув бремя».
Объединяет Онегина и Печорина и общий мотив «странствия без цели», «охота к перемене мест»(скитания Печорина на Кавказе, бесплодные путешествия Онегина после дуэли с Ленским).
Духовная свобода, которая понимается героями как независимость от людей и обстоятельств, является главной ценностью в системе мировоззрения обоих персонажей.
Так, например, Печорин объясняет отсутствие у него друзей тем, что дружба всегда ведет к потере личной свободы: «Из двух друзей один всегда раб другого». Сходство Онегина и Печорина проявляется и в их одинаковом отношении к любви, неспособности к глубокой привязанности:
«Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели».
Подобное мировосприятие определяет особое значение поступков героев в жизни других людей: оба они, по разному выражению Печорина, играют роль «топоров в руках судьбы», причиняют страдания людям, с которыми сталкивает их судьба.
Гибнет на дуэли Ленский, страдает Татьяна; аналогично погибает Грушницкий, умирает Бэла, обижается добрый Максим Максимыч, разрушается уклад контрабандистов, несчастливы Мери и Вера.
Героям Пушкина и Лермонтова почти в равной степени свойственно «принимать вид», «надевать маску».
Еще одно сходство этих героев заключается в том, что они воплощают тип интеллектуального персонажа, которому свойственны неординарность суждений, неудовлетворенность собой, склонность к иронии – все то, что блестяще определяется Пушкиным как «резкий, охлажденный ум». В этом отношении существует прямая перекличка пушкинского и лермонтовского романов.
Однако есть и явные отличия между характерами этих персонажей и средствами их художественного изображения в обоих романах.
Так в чем же разница? Если Печорину свойственны безграничная потребность в свободе и постоянном стремлении «подчинять своей воле, что его окружает», «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха», то Онегин не стремится к постоянному самоутверждению за счет других людей, занимает более пассивную позицию.
Мировосприятие Печорина отличается так же большим цинизмом, некоторым пренебрежением к людям
Отличие между Печориным и Онегиным
- Онегин – литературный герой, который мог посвятить жизнь демократическим преобразованиям в обществе, но в силу своих личных качеств стал заложником высшего света.
- Печорин понимает никчемность собственного существования и пытается изменить его: в конце романа он уезжает из России.
- Онегин не стремится что-либо изменить в своей судьбе: все его действия – следствие сложившихся обстоятельств.
- Печорин способен объективно оценить себя и честно признается в своих страстях и пороках.
- Онегин понимает собственное несовершенство, но анализировать собственные поступки и их последствия не в состоянии.Подробнее: https://thedifference.ru/chem-pechorin-otlichaetsya-ot-onegina/
Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/razrabotki_urokov/sravnenie_pechorina_i_onegina/83-1-0-808
Печорин и Онегин сочинение кратко | Литерагуру
(387 слов, таблица в конце статьи) Тип «лишнего человека» довольно популярен в русской литературе. Наши писатели в изобилии представляют нам героев, разочарованных в жизни и не нашедших своего предназначения.
Эти люди могут быть совершенно различны: пылкими интеллектуалами, как Чацкий, или скучающими и уставшими от жизни сластолюбцами, как Онегин и Печорин. Последние двое образуют один тип человека, ведь различий между ними немного.
Если составить сравнительную характеристику, то можно заметить, что один из героев является новой версией другого, ведь не зря Белинский называет Печорина «Онегиным нашего времени».
Сходство можно проследить уже на уровне имен. Лермонтов называет Печорина по тому же принципу, что и Пушкин: опираясь на название реки. Печора — бурная, шумная горная река, Онега же — спокойная и ровная, что в какой-то мере отражает характеры героев.
Обучение наукам «быстро наскучило» Печорину, как и Онегину, который «рыться не имел охоты / в хронологической пыли», и оба пустились наслаждаться светской жизнью, чтобы развеять скуку, но так же быстро разочаровались в этих радостях.
Одному «наскучил света шум», и он «к жизни вовсе охладел», другой же «дичится» общества и считает себя «небольшой потерей для мира».
Печорин переживает это намного трагичней, чем Онегин, в связи с тем, что герои живут в разных эпохах, но общее разочарование в себе и окружающем мире присуще обоим героям, поэтому они быстро становятся циничными эгоистами.
Окружающие относятся к ним с интересом, потому что видят в них загадку, женщины любят их, так как оба искусно овладели «наукой страсти нежной». Но, несмотря на их цинизм, у обоих есть единственно любимая, с которой им не суждено быть вместе. Так, Онегин теряет Татьяну, а Печорин — Веру. Друзья страдают рядом с ними: по схожим причинам умирают от их рук Ленский и Грушницкий.
Это «байронические герои», утратившие флер романтизма, который их идеализировал. Онегин из тех молодых людей, которые верили в идеалы революции, Печорин же — человек другого времени, когда эти идеалы не просто пошатнулись, а разрушились в связи с крахом декабризма.
Герои во многом похожи, но результат их сходства различен. Онегин — праздный повеса, резко пресытившийся жизнью из-за лени. Совсем не таков Печорин, который ищет себя, «бешено гоняется за жизнью», не веря в бессмысленное предназначение.
Можно сказать, что Онегин остался в «водяном обществе», из которого Печорин поспешил сбежать.
Пушкин и Лермонтов показали двух типичных представителей следующих друг за другом десятилетий, поэтому образы героев не могли кардинально различаться. Они дополнили друг друга, а авторы создали настоящую картину действительности того времени, которая менялась под воздействием кризисных обстоятельств.
Скачать таблицу «Сравнение Онегина и Печорина»
Источник: https://LiteraGuru.ru/sravnitelnaya-harakteristika-onegina-i-pechorina-sochinenie/
Сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина»
В литературе каждого народа есть произведения, героев которых, положительных или отрицательных, человек помнит всю жизнь, а есть персонажи, которые со временем стираются из человеческой памяти. Если говорить о русской литературе, то произведения М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это выдающиеся романы, главные герои который Григорий Печорин и Евгений Онегин остаются в нашей памяти до конца жизни.
Это довольно противоречивые персонажи с яркими характерами, которых знает каждый, кто хоть немного знаком с русской литературой.
Героев романов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет меньше десяти лет.
Будь они реальными людьми, они бы легко могли встретиться на приеме в одной из гостиных, на одном из балов или в ложе одной из красавиц на премьере какого-нибудь спектакля.
Однако, попробуем разобраться, чего больше в Онегине и Печорине – различий или сходства. Ведь различия в характерах, образе жизни и поведении порой разделяет людей сильнее, чем целое столетие.
Евгений Онегин уже с первой главы романа предстает перед нами в образе сложившегося светского молодого человека, не хуже и не лучше других своих современников. Хорошее домашнее образование, солидное наследство, легкий и приятный ум, светский лоск, умение изящно изъяснятся и находить с кем угодно общий язык.
В дополнение к этому основательные знания вопросов моды и умение организовывать холостяцкие обеды – вот и все, чем живет Евгений Онегин. А. С. Пушкин подробно описывает один день из жизни Онегина – подъем, завтрак, туалет, обед, театр и сон.
И этого описания вполне достаточно, потому что жизнь Онегина проходила спокойно и равномерно, а каждый новый день был похож на предыдущий.
«До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера…»
Такая размеренность его жизни, повторение одного и того же, скрытого за внешним разнообразием и яркостью – это бессмысленная трата времени, пустота, в которой герой романа не отдает себе отчет. Он пытается всю жизненную силу отдать женщинам, но там, где нет любви, страсть очень быстро превращается в привычку.
Лишь немного оживляет переезд Онегина в деревню, он пытается там что-то изменить, применить на практике прогрессивные знания, однако у него ничего не выходит и скоро он приходит в уныние. Однако Пушкинский персонаж все же отличается от своих сверстников, от типичных прожигателей жизни, которыми тогда было заполнено светское общество. У него есть
«Мечтам невольная преданность,
неподражательная странность
и резкий, охлажденный ум».
Внимательно присмотревшись к Онегину, можно увидеть, что это незаурядная личность с задатками сильного человека с ярким характером, который заключен в границах данностей того времени и у которого не хватает сил, а скорее недостает желания оттуда вырваться.
Все его устремления порывисты, он не понимает, что лишь «труд упорный» позволит построить настоящую жизнь. Идя на поводу у легких решений, он поневоле становится соблазнителем и убийцей.
Но в то же время, порядочность и благородство, которое он проявляет к Татьяне, несколько обнадеживают и заставляют верить, что Онегин хоть и ведет пустую жизнь, в душе он не пустой. И поэт дает ему шанс на воскрешение. У Онегина просыпается все человеческое благодаря настоящей любви, показавшей ему, что на земле есть истина, а что остается ложью.
Мы расстаемся с Онегиным, видя его еще не ожившим, но все же не падшим и не пропащим. Пушкин предоставляет нам возможность самим додумать, станет ли Онегин духовно богатым человеком и будет ли по-настоящему жить, или так и останется до конца своих дней бездушным прожигателем жизни.
Что касается Григория Печорина, то он несколько моложе Онегина. Он моложав и очень свеж – именно таким представляет нам его Лермонтов. Он весьма хорош и выделяется в окружающем его обществе.
Но уже с первых минут знакомства с этим персонажем мы видим его бесконечную усталость и вялость, присущую лишь старикам, прожившим долгую и трудную жизнь. И если об Онегине рассказывает автор романа, то о Печорине мы больше узнаем из его дневника. Мы ничего не знаем о его детстве и юношеских годах.
Но повзрослев, он стал человеком, трезво оценивающим свои силы и слабости, свои достоинства и недостатки. Печорин знает, а скорее чувствует, что «ведь, верно, было у меня назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».
Однако он растратил свои силы, свою жизненную энергию впустую, «увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных». И если Онегин ищет смысл жизни, то Печорин уверен, что его не существует.
Сила его личности, его влияние на других настолько велико, что он запросто может управлять ситуациями и людьми, запросто может получать все, что пожелает. Но получив желаемое, он мгновенно охладевает, понимая, что нужно ему совсем другое. Такая порывистость Печорина весьма похожа на поведение и поступки Онегина.
Печорин не боится гибели, он равнодушен к жизни. И если Онегин, став невольным убийцей, был удручен и потрясен, то Печорин – удивительно хладнокровный убийца, для которого люди не более, чем тени.
Можно очень легко задеть его самолюбие, но не душу и сердце, потому что Печорин считает, что душа его мертва. Два времени, два героя, которые очень похожи друг на друга. Но если бы им довелось встретиться, то, несмотря на свою схожесть, они скорее могли бы стать врагами, чем превратиться в друзей.
Каждый из них ищет смысл жизни, но ищет в одиночку, пренебрегая другими людьми и не видя окружающий их мир.
Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-sravnitelnaya-harakteristika-onegina-i-pecherina/
Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого (ПО РОМАНУ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»)
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является объектом многочисленных споров и исследований у современных литераторов. В произведении автор противопоставил главному герою другой образ. Этот литературный прием позволяет конкретно раскрыть характеры персонажей.
Главный герой – Печорин. Это яркая личность, но появление Грушницкого помогло раскрыть другие черты характера Печорина. Это очень интересные персонажи. Кажется, что они похожи друг на друга.
Но сравнительная характеристика поможет понять, было ли у них что-то общее или это совершенно разные личности.
1
Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого
Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно.
Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце.
Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.
Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди.
Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно. В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно.
Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.
2
Характер Печорина и Грушницкого
Основные черты характера Печорина:
- уверенность в себе и рассудительность;
- хорошо разбирается в людях и отношениях;
- аналитический склад ума;
- циничность, язвительность и желание манипулировать другими людьми ради развлечения.
Основные черты характера Грушницкого:
- умен, но не видит манипуляций других людей;
- стремление к показательной деятельности и подражание другим людям;
- романтичность и восторженность;
- склонен драматизировать и преувеличивать чувства;
- пародийная разочарованность в людях. Грушницкому нравится чувствовать себя человеком, который много страдает, и изображать одинокого, разочарованного романтичного героя.
У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.
3
Роль Печорина и Грушницкого в обществе
Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.
Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.
Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина.
Он выглядит рядом с главным героем смешным и жалким. Характер Грушницкого помог раскрыть в Печорине основные качества его натуры и глубину его души. В своем романе Лермонтов не собирался выносить нравственный приговор.
Автор просто показал все бездны человеческой натуры.
Источник: https://sovetclub.ru/sravnitelnaya-harakteristika-pechorina-i-grushnickogo-po-romanu-geroj-nashego-vremeni
Сравнительная характеристика. Рекомендации
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса – ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Самостоятельная работа № 3.
Раздел II.Русская литература II половины XIX века.
Тема: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
Цель: провести сравнительный анализ образов Обломова и Штольца. Показать отличительные национальные черты в образах героев.
Срок выполнения:в СПО – 3 академических часа, в НПО – 6 часов.
Рекомендации по выполнению задания:
- Ознакомьтесь со списком литературы.
- Прочитайте роман.
- Выберите необходимый материал для раскрытия образов героев по предложенной примерной схеме: образ жизни, отношение к семье и родителям, отношение к образованию, поведение в обществе и на службе, восприятие любви.
- Напишите сочинение-рассуждение.
Сравнительная характеристика. Рекомендации.
Сравнительная характеристика – это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.
Многие герои в русской литературе даны “парами”: Онегин – Ленский, Онегин – Татьяна, Онегин – автор, Печорин – Грушницкий, Базаров – Аркадий Кирсанов, Базаров – Павел Петрович Кирсанов, Пьер – Андрей, Кутузов – Наполеон и т. д.
Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.
Во вступлении к такому сочинению важно определить проблему, над которой вы будете работать, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей – только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. “Беспроблемным” такое сочинение быть не может.
Помните: сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ – рассказывать сначала об одном, потом о другом герое.
Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях.
Поэтому хорошо продумайте план-схему вашего сочинения (первое появление героя, портрет, окружающая жизненная обстановка, отношение с близкими ему людьми, с социумом, поведение в сходных ситуациях, авторское отношение к герою и т. д.)
Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, двигайтесь вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!).
Анализ текста, штрихов к портрету, “говорящих” деталей, речи – это и будут ваши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение.
Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, попытайтесь обнаружить их сходство и, наоборот, во внешне сходных героях – глубокое различие.
Так, размышляя над образом энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке – в доме на берегу моря, “увитом виноградом”, можно увидеть сходство окружающей его обстановки с Обломовкой, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира.
Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и “обратная” композиция: от внешних различий – к глубинному внутреннему сходству.
Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.
Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого, и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?).
Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.
Рекомендуемая литература:
- Гончаров И.А.Обломов: роман в четырёх частях (любое издание).
- Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А.Гончарова /А.В.Дружинин //Литературная критика. – М.: Сов. Россия, 1983. – С. 290-313.
- Лощиц Ю. Гончаров / Ю. Лощиц. – М., 1977.
- Недзвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова: в помощь преподавателям и абитуриентам / В.А. Недзвецкий. – М.: МГУ, Просвещение, 1996.
- Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста / Н.И. Пруцков. – М.; Л., 1962.
Критерии оценивания:
«5» – подробный анализ образов героев с применением цитат;
«4» – анализ образов без применения авторского текста;
«3» – анализ образов с нарушением последовательности;
«2» – задание не выполнено.
Источник: https://megapredmet.ru/2-13497.html
Cходство и различие образов Онегина и Печорина
Коллекция сочинений: Cходство и различие образов Онегина и Печорина
Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. Белинский отмечал духовное родство Онегина и Печорина: “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин — это Онегин нашего времени».
Романы “Евгений Онегин» и “Герой нашего времени» написаны в разное время, и время действия этих произведений разное. Евгений жил в эпоху подъема национального и социального самосознания, вольнолюбивых настроений, тайных обществ, надежд на революционные преобразования.
Григорий Печорин — герой эпохи безвременья, периода реакции, упадка общественной активности. Но проблематика обоих произведений одна — духовный кризис дворянской интеллигенции, критически воспринимающей действительность, однако не пытающейся изменить, усовершенствовать устройство общества.
Интеллигенции, которая ограничивается пассивным протестом против бездуховности окружающего мира.
Герои уходили в себя, бесцельно растрачивали свои силы, сознавали бессмысленность своего существования, но не обладали ни общественным темпераментом, ни социальными идеалами, ни способностью к самопожертвованию.
Онегин и Печорин воспитывались в одних условиях, с помощью модных французских гувернеров. Оба получили достаточно хорошее по тем временам образование, Онегин общается с Ленским, беседует на самые разнообразные темы, что говорит о его высокой образованности:
…Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь…
Печорин свободно обсуждает с доктором Вернером самые сложные проблемы современной науки, что свидетельствует о глубине его представлений о мире|и широте интересов.
Однако оба они не имели привычки к самостоятельному систематическому труду — привычка праздности [развратила их души. Онегин, “преданный безделью, (томясь душевной пустотой… отрядом книг уставил полку, читал, читал, а все без толку: там скука, там обман и бред; в том совести, в том смысла нет».
Печорин столь же рьяно взялся за книги и столь же легко оставил их: “Я стал читать, учиться — науки тоже надоели».
Неспособность к целеустремленной, сосредоточенной работе над собой, вызванной доступностью, легкостью всего получаемого от жизни, отсутствие ясных представлений об общественных идеалах — все это привело их к отрицанию “света пустого» и глубокой неудовлетворенности своей жизнью.
Но до отрицания светских удовольствий оба героя охотно предавались им, нисколько не смущаясь праздному времяпрепровождению. Оба весьма преуспели в “науке страсти нежной, которую воспел Назон». Онегин был холодно расчетлив в любовной игре:
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым
Приятной лестью забавлять…
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья…
Также предусмотрительно, в полном соответствии со светскими правилами обольщения, обходился с женщинами и Печорин: “…знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…»
Однако, на мой взгляд, Онегин гораздо мягче, человечнее Печорина. Осознав суетность светской жизни, он, встретив прекрасную девушку, благородно не воспользовался неопытностью, искренностью неискушенной души.
Хоть “язык девических мечтаний в нем думы роем возмутил», Онегин, душевно опустошенный светской жизнью, осознающий, что “мечтам и годам нет возврата» деликатно отвергает любовь Татьяны: “Я вас люблю любовью брата и, может быть, еще нежней».
Печорин же беззастенчиво пользуется любовью милой, бесконечно преданной ему Бэлы, провоцирует любовь безразличной ему княжны Мери, чтобы только досадить пустому и самонадеянному Грушницкому и лишний раз убедиться в своей власти над женщинами. Безжалостно растаптывая чужое чувство, Печорин вызывает уже не сострадание, а неприязнь.
Оба героя эгоистичны и неспособны к подлинной дружбе.
Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить», поддавшись порыву минутной душевной слабости. Он сожалеет о дуэли, сознает ее бессмысленность, но не может преодолеть ложного представления о дворянской чести. “Убив на поединке друга», Онегин мучительно страдает и, неприкаянный, пытается бежать от самого себя.
Печорин же сознательно провоцирует Грушницкого на вызов, и почти не сожалеет о загубленной жизни пустого, суетного, не очень порядочного, но все же достаточно безвредного человека. Он признается: “Я лгал, но мне хотелось его победить. У меня врожденная страсть противоречить…»
Впоследствии Онегин оказывается способным на настоящее чувство. Он казнит себя за то, что боялся потерять свою “постылую свободу» и отказался от большой любви:
Я думал: вольность и покой Замена счастью.
Боже мой! Как я ошибся, как наказан…
Евгений страстно и самоотверженно влюблен, и отказ Татьяны воспринимает как жизненную трагедию, крах своих надежд на обыкновенное человеческое счастье.
Печорин же непреклонен, заявляя: “…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».
И Онегин ‘и Печорин, растрачивая себя впустую, терпят жизненную неудачу. Не видя перед собой общественных целей, они так и не находят смысла в жизни. Оба сожалеют о загубленной молодости. Это мыслящие, страдающие, хоть и эгоистичные герои.
Онегин безнадежно устал от жизни и восклицает:
Зачем не пулей я пронзенный,
Зачем не хилый я старик?..
Печорин называет себя “нравственным калекой», осознав, что “лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца». Оба героя, повторим, терпят жизненную неудачу и оба осознают это.
И все же Печорин более активный, деятельный, а Онегин более человечный, отзывчивый. Печорин ищет смерти и погибает; Онегин с мятущейся душой безрадостно смотрит в будущее.
Недюжинные силы этих героев не находят себе применения, их страдающий, эгоизм не позволяет им открыться другим, посвятить свою жизнь обществу.
Источник: https://www.slavkrug.org/cxodstvo-i-razlichie-obrazov-onegina-i-pechorina/