Презентация – В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Слайды и текст этой презентации
Владимир Галактионович Короленко (1853 – 1921)
Владимир Галактионович Короленко родился в Житомире, Украина, в семье уездного судьи. Отец писателя происходил из казацкого рода. Суровый и замкнутый, но вместе с тем и неподкупный и справедливый Галактион Афанасьевич Короленко (1810–1868) оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына.
Впоследствии образ отца был запечатлен писателем в его знаменитой повести «В дурном обществе». Мальчик рос в атмосфере порядочности и доброты и стал отзывчивым к чужому горю.
Учился сначала в Житомирской гимназии, а после смерти отца поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874 году на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве. Так же,как и Некрасов,испытал годы лишения и безденежья.
Стих – это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.Каждый раз, когда видел несправедливость, жестокость, он боролся с ними, что не прощалось, поэтому молодость Короленко прошла в тюрьмах, ссылках в Сибири и Якутии.
С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению.
В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключен из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции.
По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877 поступил в Горный институт. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко.
В начале 1879 в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Из жизни искателя». Но уже весной 1879 по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был исключен из института и выслан в Глазов Вятской губернии.
После отказа подписать покаянную верноподданническую петицию новому царю Александру ІІІ в 1881 году, Короленко перевели в ссылку в Сибирь. Он отбывал последний срок ссылки в Якутии в Амгинской слободе.
Люди не ангелы, сотканные из одного света, но и не скоты, которых следует загонять в стойло.
Повесть «В дурном обществе» много лет печаталась под названием «Дети подземелья». Повесть — один из видов эпического произведения.
Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения. Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем. Рассказ – малая форма:1 сюжетна линия, один главный герой.
Повесть – средняя форма:2-3 сюжетных линии, 2-3 главных героя.
Роман –
— Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко? Линия жизни Васи и линия жизни семьи Тыбурция.
Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.
Композиция повестиI. Развалины. (Экспозиция.)
II. Я и мой отец. (Экспозиция.)
III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)
IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)
V. Среди серых камней.
(Развитие действия.)
VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)
VII. Осенью. (Развитие действия.)
VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка.)
Заключение. (Эпилог.)
Образ серого, сонного города.
-Зачем автор ввел описание Тыбурция? (Прочитайте его описание; …но глаза…)Портрет – от фр. Portrajt – портрет, изображение. В литературе часто встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. Отношения Васи с отцом — Как складывались отношения Васи с отцом?
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. — Почему мальчик начал бродяжить? «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно». Назовите героя.«худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами»ВалекНазовите героя.«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика…» МарусяНазовите героя.«…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика…»«…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Сравните внешний облик героинь и образ их жизни. — Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей? После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
— Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой?
– Как проявилась доброта Васи в истории с куклой? Прочитайте этот отрывок. Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали её смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне. У сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне её на время. Я так убедительно просил её об этом, так живо описал ей бедную, больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала её и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками. Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось ожила…
– Прочитайте разговор отца с Васей о пропаже куклы.– Ты взял у сестры куклу? Эти слова упали вдруг на меня так отчётливо и резко, что я вздрогнул. – Да, – ответил я тихо. – А знаешь ты, что это подарок матери, которым ты должен дорожить, как святыней?.. Кому ты снёс её?.. Говори! – Нет, – сказал я, подымая голову. – Как нет? – вскрикнул отец, отталкивая кресло. – Ты украл её и снёс!.. Кому ты снёс её?.. Говори! Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку. Я с усилием поднял голову и взглянул вверх. Лицо отца было бледно, глаза горели гневом. Я весь съёжился. – Н-не скажу! – ответил я тихо. – Скажешь, скажешь! Я чувствовал, как дрожала его рука, и всё ниже опускал голову; слёзы одна за другой капали из моих глаз на пол, но я всё повторял едва слышно: – Нет, не скажу… никогда, никогда не скажу вам… Ни за что!..
– «Платить добром на добро» – это известная мудрость. С какой целью пан Тыбурцый пришёл в дом судьи? – Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?
«Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку». «— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову». «Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы».
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде.
Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца.
И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».
— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Путь Васи к правде и добру
Идея сочинения: Дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции Список человеческих качеств, которые проявляет Вася:
Любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.План сочинения:Что мы узнаем о Васе в начале повести? Как он выглядит, где живет?
Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
В момент знакомства с Валеком и Марусей;
Во время дружбы с детьми;
Во время критического разговора с отцом.
3. Какую роль в судьбе Васи сыграла дружба с обездоленными детьми?
Источник: https://lusana.ru/presentation/19832
Презентация на тему “Роль портрета в литературном произведении”
- Слайд 1 Роль портрета в литературном произведении Урок- практикум по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе» Учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ № 14 Рыжкова Надежда Михайловна
- Слайд 2 дать начальное представление о портрете как средстве характеристики образа персонажа; закрепить навык анализа портрета литературного персонажа;
учить определять роль портрета в литературном произведении;
развивать навыки анализа литературного произведения. - Слайд 3 В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Презентация
Тетради по литературе - Слайд 4 В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек – это и личность, характер, индивидуальность.
И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё – лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы.
В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. - Слайд 5 Портрет, пейзаж и интерьер – виды художественных описаний, поэтому ведущий тип речи в них – именно описание, то есть опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К таким средствам относятся, в первую очередь, прилагательные, причастия, существительные и наречия. ПОРТРЕТ в литературном произведении – это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.
- Слайд 6 Портрет – изображение в литературном произведении внешности персонажа С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем.
Портрет может включать :
Описание лица
Особенности фигуры
Особенности одежды
Описание лица Манеры поведения
Мимика
Жесты - Слайд 7 с портрета может начаться знакомство читателя с героем , автор также может показать героя уже после совершения им каких-то поступков или даже в самом конце произведения ;
портрет может быть монолитным, когда автор все особенности внешности героя привел сразу, единым “блоком” , и “разорванным”, при котором портретные черты “рассеяны” по тексту ;
портретные черты героя могут быть описаны автором или кем-то из персонажей; портрет может быть “парадным« , ироничным или сатирическим , может быть описано только лицо героя или вся фигура, одежда, жесты, манеры; портрет может быть фрагментарным: изображен не весь облик героя, а только характерная деталь, черта; иногда портрет включает пояснения автора о речи, мыслях, привычках героя и т.д. - Слайд 8 Шаг 1.
Найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя «Наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной
аристократической черты. Роста он был высокого; сильная
сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных
Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо
выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь;
низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и
сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии
что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из под нависших бровей,
смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством,
острая проницательность, энергия и недюжинный ум. В то время,
как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза
Сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда бывало
как-то безотчетно жутко смотреть на гаерство этого странного
человека. Под ним как будто струилась глубокая неустанная
печаль. Руки пана Тыбурция были грубы и покрыты мозолями, большие ноги ступали по-мужичьи. - Слайд 9 «… Мальчик, по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие сердца калачниц.» «…Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.
- Слайд 10 «…Сзади мальчика показалось еще
грязное личико, обрамленное
белокурыми волосами и сверкавшее на
меня детски-любопытными голубыми
глазами.»
« Между тем девочка, упершись
маленькими ручонками в пол часовни,
старалась тоже выкарабкаться из люка.
Она падала, вновь приподымалась и,
наконец, направилась нетвердыми
шагами к мальчишке. Подойдя вплоть,
она крепко ухватилась за него и,
прижавшись к нему, поглядела на меня
Удивленным и отчасти испуганным взглядом.» - Слайд 11 «Маруся всякий раз
всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой
приятельницы отдавался в наших сердцах, вознаграждая за конфеты, которые мы жертвовали в ее пользу…»
«…Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и
прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно…» - Слайд 12 « А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень
редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный
колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье ее было грязно и
старо, в косе не было лент, но волосы у нее были гораздо больше и роскошнее,
чем у Сони..»
«…Движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице…»
«… Струя света падала на ее белокурую головку, заливала ее всю, но, несмотря на это, она как-то слабо выделялась на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет». - Слайд 13 «…Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и
неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое
время. - Слайд 14 «…Мы каждый день выносили Марусю наверх, и здесь она как будто оживала; девочка смотрела вокруг широко раскрытыми глазами, на щеках ее загорался румянец; казалось, что ветер, обдававший ее своими свежими взмахами, возвращал ей частицы жизни, похищенные серыми камнями подземелья. Но это продолжалось так недолго…»
«Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по- прежнему шлепая по полу слабыми ногами.» - Слайд 15 Объясните наличие этих особенностей в описании внешности героя
Начинается ли с портрета знакомство читателя с героем?
Это «монолитный» или «разорванный» портрет?
Кто дает портретную характеристику автор или какой- то персонаж и почему?
Портрет краткий с минимумом деталей или подробный , детализированный?
Портрет краткий с минимумом деталей или подробный , детализированный? - Слайд 16 Как портрет передает внутренний мир героя? Шаг 4
Как сотносится портретная характеристика героя с общим смыслом произведения, авторской идеей. - Слайд 17 Какие портреты представлены в произведении?
Портрет
Портрет – описание
Портрет – сравнение
Портрет – впечатление
Перечень портретных деталей
Сравнение с другими персонажами
Отражает внутренний мир во внешнем облике
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/literatura/rol-portreta-v-literaturnom-proizvedenii-urok-praktikum-po-rasskazu-v-g-korolenko-v-durnom-obschestve
Роль портрета в литературном произведении Урок- практикум по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Cлайд 1
Cлайд 2
дать начальное представление о портрете как средстве характеристики образа персонажа; закрепить навык анализа портрета литературного персонажа; дать начальное представление о портрете как средстве характеристики образа персонажа; закрепить навык анализа портрета литературного персонажа; учить определять роль портрета в литературном произведении; развивать навыки анализа литературного произведения.
Cлайд 3
В.Г. Короленко «Дети подземелья» В.Г. Короленко «Дети подземелья» Презентация Тетради по литературе
Cлайд 4
В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек – это и личность, характер, индивидуальность. В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек – это и личность, характер, индивидуальность. И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё – лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер.
Cлайд 5
Портрет, пейзаж и интерьер – виды художественных описаний, поэтому ведущий тип речи в них – именно описание, то есть опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К таким средствам относятся, в первую очередь, прилагательные, причастия, существительные и наречия. Портрет, пейзаж и интерьер – виды художественных описаний, поэтому ведущий тип речи в них – именно описание, то есть опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К таким средствам относятся, в первую очередь, прилагательные, причастия, существительные и наречия. ПОРТРЕТ в литературном произведении – это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.
Cлайд 6
Портрет – изображение в литературном произведении внешности персонажа Портрет – изображение в литературном произведении внешности персонажа С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем. Портрет может включать : Описание лица Особенности фигуры Особенности одежды Описание лица Манеры поведения Мимика Жесты
Cлайд 7
с портрета может начаться знакомство читателя с героем , автор также может показать героя уже после совершения им каких-то поступков или даже в самом конце произведения ; с портрета может начаться знакомство читателя с героем , автор также может показать героя уже после совершения им каких-то поступков или даже в самом конце произведения ; портрет может быть монолитным, когда автор все особенности внешности героя привел сразу, единым "блоком" , и "разорванным", при котором портретные черты "рассеяны" по тексту ; портретные черты героя могут быть описаны автором или кем-то из персонажей; портрет может быть "парадным« , ироничным или сатирическим , может быть описано только лицо героя или вся фигура, одежда, жесты, манеры; портрет может быть фрагментарным: изображен не весь облик героя, а только характерная деталь, черта; иногда портрет включает пояснения автора о речи, мыслях, привычках героя и т.д.
Cлайд 8
Шаг 1. Шаг 1. Найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя «Наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум. В то время, как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза Сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда бывало как-то безотчетно жутко смотреть на гаерство этого странного человека. Под ним как будто струилась глубокая неустанная печаль. Руки пана Тыбурция были грубы и покрыты мозолями, большие ноги ступали по-мужичьи.
Cлайд 9
«… Мальчик, по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие сердца калачниц.» «… Мальчик, по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие сердца калачниц.» «…Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.
Cлайд 10
«…Сзади мальчика показалось еще «…Сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами.» « Между тем девочка, упершись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Она падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке. Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня Удивленным и отчасти испуганным взглядом.»
Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Объясните наличие этих особенностей в описании внешности героя Объясните наличие этих особенностей в описании внешности героя Начинается ли с портрета знакомство читателя с героем? Это «монолитный» или «разорванный» портрет? Кто дает портретную характеристику автор или какой- то персонаж и почему? Портрет краткий с минимумом деталей или подробный , детализированный? Портрет краткий с минимумом деталей или подробный , детализированный?
Cлайд 16
Как портрет передает внутренний мир героя? Как портрет передает внутренний мир героя? Шаг 4 Как сотносится портретная характеристика героя с общим смыслом произведения, авторской идеей.
Cлайд 17
Какие портреты представлены в произведении? Какие портреты представлены в произведении?
Источник: https://bigslide.ru/literatura/13383-rol-portreta-v-literaturnom-proizvedenii-urok-prak.html
Дружба Васи, Валека и Маруси в произведении В.Г.Короленко «В дурном обществе» Художник В. Н. МинаевХудожник И. Е. Репин. 1912 г. – презентация
1 Дружба Васи, Валека и Маруси в произведении В.Г.Короленко «В дурном обществе» Художник В. Н. Минаев Художник И. Е. Репин г.
2 Цели: Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси; Формирование навыка выразительного чтения и чтения по ролям, аналитической работы с текстом, составление художественного пересказа эпизода, работы с иллюстрациями; Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления нравственных основ дружбы детей
3 Дружба И. «Ассоциация» Обращение к собственному опыту Моделирование понятия дружба Словесное определение – это синквейн
4 – Дружба + Какие положительные характеристики дружбы могут перерасти в отрицательные?
5 Работа с текстом Художественный пересказ эпизода встречи Васи с детьми подземелья; Найдите в тексте и зачитайте описание места событий; Выразительное чтение фрагментов от слов «Солнце начинало склоняться к закату…» до слов «… разноцветные головки лютиков, кашки …» и от слов «Внутренность высокого узкого здания…» до слов «…еле выделявшихся на полу странными очертаниями».
6 Исследовательская работа 1 группа Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу уходящего дня. 2 группа Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу полуразрушенной часовни и кладбища. 3 группа Найдите в тексте глаголы, передающие состояние Васи. Какие качества характера героя проявились в данном эпизоде? (Решительность, мужество, самообладание, твердость, великодушие, чистосердечие, радушие, искренность). Лексическая работа: Радушие – это сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью помочь. Чистосердечие – это откровенность, искренность, прямота характера.
7 Беседа Какое впечатление произвели ребята друг на друга при первой встрече? В какой момент между мальчиками возникла симпатия, положившая начало дружбе? Почему Валек назвал Васю «славным хлопцем»? Чтение по ролям эпизода от слов «Я Влек… Я тебя знаю…» до слов «Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом»
8 Портрет Почему Вася невольно сравнивал Марусю с Соней? Выразительное чтение эпизода «Это было бледное, крошечное создание…» до слов «… иногда делали из кирпичей ловушки для воробьев». Портрет – это изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из худ. средств его хар-ки, описания. Художник И. И. Пчелко
9 Беседа Укажите в описании портрета Маруси слова, передающие отношение Васи в девочке. Каково оно? О чем заставило задуматься героя невольное сравнение Маруси с сестрой Соней? (Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей). Как чувствовал себя Вася в кругу новых друзей? Что давала дружба каждому из детей? (Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными)
10 Итоги урока Как Валек помог Васе узнать лучше собственного отца? Выразительное чтение по ролям эпизода от слов « Иногда же, растянувшись около нее на траве, смотрели в небо…» до слов «…никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей». Что было основой дружбы Васи, Валека и Маруси? Художник И. И. Пчелко «Тыбурций Драб»
11 Домашнее задание Перечитать главы 6-9 и «Заключение» Подготовить художественный пересказ главы 7 Нарисовать иллюстрацию «В подземелье». Сделать подписи к иллюстрации, используя цитаты из текста.
Источник: https://www.myshared.ru/slide/1155503/
Тема: Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Простота и выразительность языка рассказа
Тема: Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Простота и выразительность языка рассказа.
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) урок- откровение
Цели как деятельность учеников.
Метапредметная: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, репродукция), перерабатывать и преобразовывать текст из одного вида в другой (в инсценирование, монолог, диалог), владеть разными видами аудирования (выборочного, детального), уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В.Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.
Деятельностная: вырабатывать умение ориентироваться в тексте художественного произведения, отбирать нужный материал в соответствии с определенной задачей, анализировать отдельные эпизоды художественного произведения, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, креативности; обогащение словарного запаса учащихся, сравнение жизненного уклада жителей города в повести, анализировать язык повести.
Содержательная: продолжить знакомство с повестью В.Г Короленко «В дурном обществе»; учить сравнивать героев художественного произведения, анализировать текст, закрепить понятие портрета в художественном произведении, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии сюжета повести.
Оборудование: 1. Компьютер, мм проектор, презентация к уроку, одежда для инсценирования, видеофильм (слайды на музыку «Генералы песчаных карьеров»), сборник В. Короленко «Дети подземелья», раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент. Учитель: Продолжим работу над повестью В. Г. Короленко «В дурном обществе». Это обобщающий урок по повести. ( 1 слайд. Тема урока: В.Г. Короленко «В дурном обществе». Простота и выразительность языка рассказа.)
– Просмотрите внимательно видеофильм ( 1 мин. ) и ответьте на вопрос: – Какая проблема затронута в этом фильме? (слайды с картин, репродукций). (Проблема бедных детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)
– Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (учащиеся формулируют цели)
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: – Где происходит действие повести? Каким вы представляете себе городок? ). — Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании.
Какой образ создает автор? («Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий).
— Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны? («Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках».
Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции). Стр. 14 (слайд)
– Наши ребята получили индивидуальное домашнее задание. Послушаем, посмотрим, что они приготовили, отгадаем, кто же эти герои.
а) Монолог Васи стр. 17-18 ( от слов – ты помнишь матушку?…. С шести лет я испытал весь ужас одиночества)
Учитель: – Кто же этот герой? Расскажите о нем? (образ Васи) (слайд №3)
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе.
Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
— Почему мальчик начал бродяжить? (Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра.
Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно»).
б) Учитель: Наши ребята приготовили инсценирование по повести. Отгадайте, кто это и в каком эпизоде повести произошла эта встреча? (стр. 22-25) (слайд №4)
-Какие, на ваш взгляд, добрые поступки совершил Вася, познакомившись с детьми Тыбурция?
-Что такое «сопереживание»? Кто из героев повести испытывает это чувство?
-Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
-Как вы думаете, какими качествами обладают бедные люди, и каких – не хватает более -успешным людям? Приведите примеры из повести В.Г. Короленко.
( самопожертвование, любовь к ближнему, забота)
в) Учитель: – Прочитайте описание этого героя ( слайд №5) -Кто это? Кто такой пан Тыбурций? Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? (стр. 37, 38 зачитать)
-В чем проявлялась любовь Тыбурция к своим детям?
3. Сюжет и композиция повести.
— Почему произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в нем главных героев? Назовите их. Прочитаем определение повести в учебнике (с. 295). Повесть — один из видов эпического произведения.
Виды эпических произведений Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой. Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя. Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.
(cлайд)
— Что такое сюжет? Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.
В) — Как вы понимаете, что такое сюжетная линия? Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем. (запись)
— Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко? Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи). (слайд)
— Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение? (Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми.
«Дурным обществом» называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих).
-Что нового узнал о своем отце Вася от своих новых друзей?
– Какова роль Тыбурция в повести? (Помогает отцу и сыну найти взаимопонимание, путь к сердцу друг друга)
-Почему мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе Тырбуция?
– Сформулируйте обеты (обещания), которые давали Вася и Соня на могиле Маруси.
-Каким человеком вы видите взрослого Васю? Чему он посвятит свою жизнь?
5. Практическая работа (анализ языка рассказа)
Работа в группах (по 4 человека). Учащиеся выполняют задания, 2-3 уч.- индивидуальные задания по раздаточному материалу.
— Было ли сложно вам читать эту повесть?
(Ученики говорят, что повесть написана простым языком, в основном так, как будто мальчик действительно сам рассказывает о том, что он видел. Но за этим повествованием от лица Васи мы слышим голос доброго и мудрого взрослого человека. Язык повести простой и в то же время выразительный.
Большое количество диалогов героев, которые раскрывают свойства их личности. Портретные описания немногословные, но яркие.
Имеются образные средства: под около полудня небо насупилось, надвинулась темная туча, и под веселые раскаты грома зашумел ливень- олицетворение; эпитеты: слабые переливы своего жалкого смеха- эпитет.
Автор образно и тонко предает чувства и переживания героев, вызывая у читателей чувство сопереживания.)
6. Обобщающее повторение (викторина по повести) слайд.
7. Рефлексия: – Какие чувства вы испытали, читая эту повесть? – Чему нас учит повесть В. Короленко? Оцените свою работу на уроке.
8. Домашнее задание: Отвечать на вопросы 5-9, индивидуальное домашнее задание: подготовьте рассказ от лица Васи на тему: «Какие вопросы и ощущения появились у меня, когда я подружился с Валеком и Марусей?» (5-6 человек)
2
Источник: https://multiurok.ru/files/tiema-izobrazhieniie-ghoroda-i-iegho-obitatieliei-.html
Портрет. Портрет литературного героя (на материале повести В. Г. Короленко В дурном обществе)
Тип проекта: для школьников
Классы: 5 класс
Разделы: Русский язык, Чтение / Литература
Преподаватель: Липина Галина Васильевна — учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 618 Приморского района города Санкт-Петербурга.
Добавлено: вторник, 13.08.2013
Описание:
Методические рекомендации к мимио-альбому «Портрет литературного героя»
Литература 5 класс
Учитель Г.В. Липина
В начале урока ученики распределяются на 4 команды, и задания по листам 3-6 выполняются как командная игра. Для выполнения следующих заданий ученики возвращаются на свои места.
Лист | Виды работ | Инструменты мимио |
1 | Заголовочный лист. | |
2 | Теоретические сведения о портрете | |
3 | Портрет в живописи. Изображения последовательно удаляются/восстанавливаются, увеличиваются на полный экран | Увеличение |
4 | Музыкальный портрет. Фрагменты из оперы С. Прокофьева «Петя и волк». При прослушивании звукового файла ученики описывают человека, чей портрет они прослушали. Затем при помощи перемещения вытаскиваем ответ — изображение Пети и Дедушки. | Звуковой файл, Перемещение |
5 | Литературный портрет. После прочтения задание удаляется. Ученики по открывающемуся фрагменту должны угадать имя литературного героя, а также название произведения и его автора. Под шариками расположена подсказка. Ученик при желании может «лопнуть» один или несколько шариков. | Шторка, Пузыри, Удаление |
6 | ||
7 | Лист открывает серию заданий по портретам героев в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | |
8 | Задания по повести « В дурном обществе» По иллюстрации ученики должны догадаться, о каком герое идёт речь, найти и прочитать в повести его портрет. Затем при помощи пера или маркера мы подчеркиваем в тексте на доске наиболее важные слова, рассуждаем о том, с помощью каких средств автор создаёт портрет героя. | Перемещение, Перо, Маркер |
9 | ||
10 | ||
11 | Итоговое задание к уроку. |
Источник: https://mimio-edu.ru/projects/portret-portret-literaturnogo-geroya-na-materiale-povesti-v-g-korolenko-v-durnom
Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко “В дурном обществе”
Сценарный
план урока
для
5 класса
на
тему «Изображение
города и его обитателей в повести
В.Г.Короленко
«В дурном обществе»
Тема:
Изображение
города и его обитателей в повести
В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Цель:
развивать анализ художественного
произведения через исследования текста,
картин художников, умение устно и
письменно выражать свои мысли,
совершенствовать коммуникативную
культуру.
Тип
урока:
урок-исследование текста.
Оборудование:
компьютер, проектор, учебник, дидактический
материал.
Ход
урока
-
Проверка домашнего задания. Заполнение словаря произведения.
-
Актуализация опорных знаний.
Задание.
Отметьте правильные предложения плюсом,
а не правильные минусом.
-
Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города. (+)
-
Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид. (-)
-
Васю и его отца разделила смерть Васиной матери (+)
-
Вася и Валек впервые встретились в роще (-)
-
Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью (-)
-
Маруся очень отличалась от Сони (+)
-
Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек (+)
-
Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее (-)
-
Мясо для Валека и Маруси было редкой едой (+)
-
Маруся заболела осенью (+)
-
Вася тайком взял куклу у Сони (-)
-
Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду. (+)
Сегодня на
уроке мы рассмотрим, как Владимир
Галактионович в своей повести передал
изображение города в оттенках и насколько
ярко подобраны слова для описания
персонажей повести.
1) Так давайте
с вами выясним, что мы должны сегодня
на уроке сделать ( исследовать словесное
изображение города и героев повести,
научиться выражать свои мысли)
Давайте
найдем описание города в повести при
первоначальном знакомстве ( стр._____)
-
Как называется город, который описывается в городе ( Княжье-Вено или Княж-городок)
-
Какое настроение передается читателю при описании города? (смурное, тусклое)
-
Какие цвета возникают в вашем представлении при описании города (серые, черные, коричневые)
-
Какие художественные средства использует автор для описания городка? (Эпитеты, сравнения, метафоры)
-
Какими частями речи происходит описание изображения города? (прилагательными, существительными и глаголами).
Давайте с
вами посмотрим изображение города на
картине. Давайте представим себя
писателями и составим словесное
изображение.
2) Не может
быть полной картины описания города
без его обитателей.
Давайте
проверим ваши знания о героях повести.
Проведем небольшую викторину «Угадай
героя»
– «…грязное
личико, обрамленное белокурыми волосами
и голубыми глазами. Бледное крошечное создание, напоминавшее цветок… В четыре
года она ходила плохо, неуверенно ступая
кривыми ножками и шатаясь, как былинка;
руки ее были тонки и прозрачны; головка
покачивалась на тонкой шее, как головка
полевого колокольчика…» (МАРУСЯ);
– «Роста он
был высокого, крупные черты лица были
грубовыразительны. Короткие, слегка
рыжеватые волосы торчали врозь; низкий
лоб, но глаза, сверкавшие из-под нависших
бровей, смотрели упорно и мрачно…»
(ТЫБУРЦИЙ);
– «Высокий,
тонкий, как тростинка, черноволосый,
угрюмо шатался иногда по городу. Одет
был в грязной рубашонке, руки держал в
карманах… Темные курчавые волосы
лохматились над черными задумчивыми
глазами» (ВАЛЕК);
– «…прокрадывался
по саду, как молодой волчок. Звали
бродягой, негодным мальчишкой и так
часто укоряли в разных наклонностях…
С шести лет испытывал ужас одиночества.
… притерпелся к упрекам и выносил их,
хмуро выслушивал замечания и поступал
по-своему. Шатаясь по улицам, всматривался
любопытными глазами в незатейливую
жизнь городка…» (ВАСЯ);
– «… было
четыре года. Была круглая, как пышка, и
упруга, как мячик. Она так резво бегала,
когда бывало разыграется, так звонко
смеялась, на ней всегда были такие
красивые платья, и в темные косы…»
(СОНЯ)
– «При виде
строгого и угрюмого лица, на котором
лежала суровая печать неизлечимого
горя, я робел; задумчивый взгляд, глухо
стонал от нестерпимой душевной муки.»
(ОТЕЦ ВАСИ)
Молодцы,
справились с заданием.
А теперь
давайте поработаем с текстом описания
героев Сони и Маруси
Предлагаю
сравнить героев произведения и заполнить
таблицу.
Маруся | Соня |
Портрет (лицо, фигура, костюм) | |
Характер персонажей | |
Характеристика другими действующими лицами | |
Изображение условий, в которых живет персонаж | |
Отношение к близким людям |
ФИЗМИНУТКА
(музыка)
Закрываем
глаза. Представим, что вышли на свежий
воздух, дышим лесной свежестью, кругом
зеленая трава, поют птицы, светит яркое
солнце. Тянемся к солнышку, набираемся
энергии космоса. Снимаем усталость,
расслабляемся.
Что
я нарисовала словесно? (пейзаж)
Давайте
вернемся к описанию героев повести. Как
автор описывает персонажей «дурного
общества»? (
–
Скажите, а можем ли мы утверждать, что
жизнь Васи изменилась? Докажите текстом
(стр___)
«Только
могила, огороженная частоколом, каждую
весну зеленела
свежим
дёрном, пестрела
цветами.
Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали
могилу; мы любили сидеть на ней в тени
смутно
лепечущей березы,
в виду тихо
сверкавшего в тумане города.
Тут
мы с сестрой вместе читали,
думали, делились своими первыми молодыми
мыслями.
Первыми
планами крылатой
и честнойюности.
Когда
же пришло время и нам оставить тихий
город, здесь же в последней день мы оба,
полные жизни и надежды, произнесли над
могилой свои обеты».
–
Скажите какие слова указывают на
изменение настроения Васи и его жизни?
Вы
видите на доске сердце – с одной стороны
каменное, а с другой – живое. Предлагаю
вам выбрать лепестки ромашки, на которых
есть качества, которые делают сердце
живым или каменным.
Определите и
прикрепите лепестки к той половине, к
которой, вы считаете, стоит отнести
качество, влияющее на жизнь человека.
( страх, нищета, безрадостность, грубость
– каменное; доброта, любовь, дружба,
сострадание – живое).
Мы выяснили
с вами, что жизнь Васи и его друзей
изменилась. Предлагаю вам составить
журнал изменений жизни Васи и других
персонажей в цветовой гамме. Эту работу
мы проведем в парах. У вас есть пустой
журнал с озаглавленными страницами.
Предлагаю заполнить эти таблиц рисунками
и цветовое изображение настроения,
связанного с этим героем.
Выберите
картинку героя, слова, которые описывают
самого героя и его жизнь, а также цвет,
что сопутствует герою.
Дополнительное
задание.
Внесите
в таблицу наблюдения за изменением
мировоззрения Васи.
Мировоззрение и жизнь Васи | До общения с «дурным обществом» | После общения с «дурным обществом» |
Что знал о жизни | Очень мало | Узнал о жизни бедных, испытал «щемящее до боли сожаление», столкнулся с реальной жизнью |
О ком переживает больше всего | О себе и своем несчастье | О ближних – Марусе и Валеке, горько плакал, думая об их судьбе |
Цель жизни | Нет, только бродяжничество | Видит, что он нужен, что может помогать другим |
Вася и окружающие | С 6-ти лет уже испытывал «ужас одиночества» | Чувствует себя обогретым. Его понимают и любят |
Вася и отец | Не понимают друг друга | Взаимопонимание, любовь |
– С какими
героями повести вы хотели бы еще
встретиться?
– Можно ли
отнести В.Г.Короленко к числу любимых
писателей и почему?
А закончить
урок я хочу словами самого писателя:
«Жизнь состоит в постоянном стремлении,
достижении и новом стремлении… Если
при том люди научатся все больше помогать
друг другу, если будет все меньше
остальных, если на пройденных путях
будет оставаться все больше маяков,
святящихся вперед, если впереди будет
все яснее, – то это значит, что счастья
будет все больше. Потому что счастье
только в жизни, а жизнь вся – стремление,
достижение, новое стремление». Так
считал В.Г.Короленко, писатель с чутким
сердцем и чистой душой.
Предлагаю
вам такие творческие задания:
-
Составить синквейн к словам дружба, добро, поддержка(на выбор).
-
Написать письмо любимому герою повести «В дурном обществе»
Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/279519/
Издательство «Планетариум»
Альбом предназначен для использования на уроках литературы и русского языка в 5–6 классах общеобразовательной школы. В слайдовом альбоме собраны иллюстрации художников, посвятивших себя искусству книжной иллюстрации.
Подлинно художественные иллюстрации всегда привлекают тем, что они достоверно и зрительно конкретно представляют читателю героев литературных произведений, со значительной точностью воссоздают обстановку действия и костюмы персонажей, комментируют основные эпизоды рассказа писателя.
Репродукции альбома сопровождаются очерками о художниках, об искусстве книжного рисунка, о литературных произведениях, которые получили непосредственный отклик в иллюстрациях. Существенной частью методических рекомендаций альбома являются вопросы и задания для учащихся.
Выполнение заданий и подготовка ответов на вопросы помогут глубже разобраться в художественных произведениях, заметить то, что при первом чтении оказалось упущенным, и лучше запомнить прочитанное. Иллюстративный ряд пособия размещен, помимо слайдов, на альтернативном носителе — компакт-диске.
Компакт-диск предоставляет возможность мультимедиадемонстрации. Он позволяет распечатать вопросы и задания для учащихся по работе с изображениями.
Изобразительный ряд пособия включает следующие слайды
Нажмите на картинку для увеличения
1. Г.М. Сорокин. Хранители традиций. 1988—19892. И.Я. Билибин. Обложка к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». 18993. И.Я. Билибин. Иван-царевич и лягушка. Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка». 18994. И.Я. Билибин.
Иван-царевич преподносит царю-батюшке хлеб. Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка». 18995. И.Я. Билибин. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и в пляс пошла. Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка». 18996. В.М. Васнецов.
Царевна-лягушка. 1901—1918
6-a. Только на CD. И.Я. Билибин. Заставка и концовка к сказке «Белая уточка». 19026-б. Только на CD. И.Я. Билибин. Княгиня на теремной башне. Иллюстрация к сказке «Белая уточка». 1902
6-в. Только на CD. И.Я. Билибин. Дети на берегу реченьки. Иллюстрация к сказке «Белая уточка». 1902
7. И.Я. Билибин. Жил-был царь… 19008. Б.М. Кустодиев. Сидит ворон на дубу. 1921 9. Г.И. Нарбут. Иллюстрация к басне И.А. Крылова «Лисица и виноград». 191210. Н. Строганова, М. Алексеев. Иллюстрация к басне И.А. Крылова «Свинья под Дубом». 1970 11. Н. Строганова, М. Алексеев. Иллюстрация к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица». 1970
11-a. Только на CD. Б.А. Дехтерев. Заставка и концовка к сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна». 198511-б. Только на CD. Б.А. Дехтерев. Злая колдунья у колыбели царевны. Иллюстрация к сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна». 198511-в. Только на CD. Б.А. Дехтерев. Царевна и старушоночка.
Иллюстрация к сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна». 198511-г. Только на CD. Б.А. Дехтерев. Царский сын и «старинушка честной». Иллюстрация к сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна». 1985
11-д. Только на CD. Б.А. Дехтерев. «Он шагнул через царя». Иллюстрация к сказке В.А.
Жуковского «Спящая царевна». 1985
12. А.А. Кошкин. Юноша в морской глубине. Иллюстрация к балладе В.А. Жуковского «Кубок». 1980
12-а. Только на CD. Б.А. Дехтерев. Иллюстрация к сказочной повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». 1985
13. В.А. Милашевский. «Вся белешенька земля». Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. 1949
13-а. Только на CD. В.М. Конашевич. «Молодица уж и впрямь была царица…». Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. 1962—1963
14. В.М. Конашевич. Царевна и Чернавка в лесу. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. 1962—196315. В.М. Конашевич. Царевна возле терема семи богатырей. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. 1962—196316. В.А. Милашевский. Царевна подходит к терему семи богатырей. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. 194917. В.М. Конашевич. Встреча царевны с богатырями. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. 1962—196318. В.М. Конашевич. Царевна и нищая черница. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». 1962—196319. В.М. Конашевич. Похороны царевны. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. 1962—196320. В.М. Конашевич. Елисей и месяц. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. 1962—196321. В.М. Конашевич. Елисей и царевна. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. 1962—1963 22. П.М. Боклевский. Герасим и Муму. Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму». 1880-е гг.23. И.И. Пчелко. Герасим возле дома барыни. Дворецкий Гаврила. Барыня. Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму». 1974
23-а. Только на CD. И.И. Пчелко. Сцена разговора Гаврилы и Капитона. Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму». 1974
24. И.И. Пчелко. Герасим и Татьяна. Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму». 197425. И.И. Пчелко. Герасим везет воду. Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму». 197426. И.И. Пчелко. Муму в гостиной барыни. Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму». 197427. И.И. Пчелко. Герасим и дворня. Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму». 197428. П.Н. Пинкисевич. Прощание с Муму. Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму». 196829. Ю.Н. Петров. Пленение Жилина. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1934—193530. М.С. Родионов. Пленение Жилина. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1953—1955
30-а. Только на CD. Ю.Н. Петров. Татары везут пленного Жилина. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1935
31. Ю.Н. Петров. Жилин в сарае. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1934—193532. М.С. Родионов. Дина подает Жилину кувшинчик с водой. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1953—195533. А.В. Кокорин. Жилин пьет воду. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1952—195334. А.В. Кокорин. Дина с куклой, сделанной Жилиным. Татары наблюдают за работой Жилина. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1952—195335. М.С. Родионов. Жилин смотрит в русскую сторону. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1953—1955
35-а. Только на CD. Ю.Н. Петров. Жилин и Костылин во время побега. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1934—1935
36. Ю.Н. Петров. Жилин и Дина. Перед побегом. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1934—193537. М.С. Родионов. Жилин и Дина пытаются снять колодку. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1953—195538. В. Костицын. Я и мой отец. Иллюстрация к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». 198439. В. Костицын. Валек и Маруся. В часовне. Иллюстрация к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». 1984
39-а. Только на CD. В. Костицын. Тыбурций и Маруся. Иллюстрация к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». 1984
40. В. Костицын. Тыбурций в доме судьи. Иллюстрация к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». 1984
40-а. Только на CD. Н.М. Кочергин. Медной горы Хозяйка и Степан. Иллюстрация к сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка». 1974
42-а. Только на CD. Л.П. Зусман. Двенадцать месяцев у костра. Иллюстрация к драматической сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 1967
43. Л.П. Зусман. Королевские сани. Иллюстрация к драматической сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 196744. Гранвиль (Жан Иньяс Изидор Жерар). Робинзон в палатке. Иллюстрация к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо». 1830-е гг.45. Н.Е. Попов. Иллюстрация к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо». 197246. Б.А. Диодоров. Тролли с зеркалом на небе. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 199647. Б.А. Диодоров. Кай в санях Снежной королевы. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 199648. Б.А. Диодоров. Герда и старая-престарая старушка. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 199649. Б.А. Диодоров. Герда у куста роз. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 199650. Б.А. Диодоров. Герда и ворон. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 199651. Б.А. Диодоров. Герда в спальне принцессы и принца. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 199652. Б.А. Диодоров. Нападение разбойников на карету. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 199653. Б.А. Диодоров. В разбойничьем замке. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 199654. Б.А. Диодоров. Герда скачет на северном олене. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 1996
54-а. Только на CD. Б.А. Диодоров. Прощание Герды с оленем у куста с красными ягодами. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 1996
55. Б.А. Диодоров. Герда и Кай возле куста с красными ягодами. Иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». 199656. В.Н. Горяев. Том Сойер и тетя Поли. Побелка забора. Иллюстрация к роману Марка Твена «Приключение Тома Сойера». 194857. М.В. Нестеров. Осенний пейзаж. 190658. В.Э. Борисов-Мусатов. Осенняя песнь. 190559. Н.С. Крылов. Зима. 182760. С.В. Герасимов. Ива цветет. 1950
60-а. Только на CD. Виктор Михайлович Васнецов. Книжная лавочка. 1876
61. Воин в головной повязке. Фрагмент древнегреческой скульптуры. V в. до Рождества Христова
61-а. Только на CD. В.А. Дугин. Битва Геракла с немейским львом. Иллюстрация к легендам и мифам Древней Греции
62. Якоб Йорданс. Одиссей в пещере Полифема. 1630-е гг.63. В. Рассохин. На солнышке. 199364. Б.М. Кустодиев. Масленица. 191665. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1562—156766. Эль Греко. Поклонение пастухов. 1609—161467. Джотто ди Бодоне. Поклонение волхвов. Фреска. Около 130568. Питер-Пауль Рубенс. Поклонение волхвов. 1618—162069. Рембрандт. Возвращение блудного сына. Около 166970. Д.А. Шмаринов. Ссора на псарне. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Дубровский». 197371. Д.А. Шмаринов. Смерть отца Дубровского. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Дубровский». 194972. Д.А. Шмаринов. Похороны отца. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Дубровский». 194973. Д.А. Шмаринов. Владимир Дубровский разбирает бумаги в комнате отца. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Дубровский». 197374. Д.А. Шмаринов. Пожар усадьбы Дубровского. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Дубровский». 194975. Б.М. Кустодиев. Пожар усадьбы Дубровского. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Дубровский». 191976. Д.А. Шмаринов. Сцена в медвежьей комнате. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Дубровский». 1949
76-а. Только на CD. Д.А. Шмаринов. Обед в Покровском. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Дубровский». 1973
87-а. Только на CD. С.М. Харламов. Село Диканька в ночь перед Рождеством. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 1990
88. А.М. Каневский. Дьяк вылезает из мешка. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 195289. М.С. Родионов. «А ну-ка, чоловиче… вылезай из мешка!» Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 195290. Бубнов. Возвращение Вакулы с черевиками. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 195491. А.М. Лаптев. Возвращение кузнеца Вакулы. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 195992. И.С. Глазунов. «Вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога». 197093. Н.В. Кузьмин. Суперобложка к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1950-е гг.94. Кукрыниксы. Фронтиспис к сказу Н.С. Лескова «Левша». 197495. Кукрыниксы. «…Англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы…». Заставка к первой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 197496. Кукрыниксы. Государь с Платовым в кунсткамере. Иллюстрация ко второй главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 197497. Кукрыниксы. Государь Александр Павлович рассматривает блоху через «мелкоскоп». Иллюстрация к третьей главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 197498. А.Г. Тюрин. Платов на «досадной укушетке». Рисунок к третьей главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1962—196599. Н.В. Кузьмин. Платов и император Николай Павлович. Иллюстрация к четвертой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1950-е гг.100. Кукрыниксы. Платов и тульские оружейники. 1974. Н.В. Кузьмин. Платов и тульские оружейники. 1950-е гг. Иллюстрации к пятой главе сказа Н.С. Лескова «Левша» 101. Н.В. Кузьмин. Тульские мастера за работой. Иллюстрация к седьмой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1950-е гг. 102. А.Г. Тюрин. «Бегут». Иллюстрация к восьмой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». «Потная спираль». Иллюстрация к девятой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1962—1965103. Н.В. Кузьмин. Мастера несут Платову царскую шкатулку с «аглицкой» стальной блохой. Иллюстрация к девятой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1950-е гг.103-а. Только на CD. А.Г. Тюрин. Платов и тульские оружейники. Иллюстрация к десятой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1962—1965104. Кукрыниксы. Государь Николай Павлович рассматривает стальную блоху через «мелкоскоп». Иллюстрация к тринадцатой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1950-е гг.105. А.Г. Тюрин. Левша и император Николай Павлович возле «мелкоскопа». Иллюстрация к тринадцатой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1962—1965106. А.Г. Тюрин. Левша в государевом дворце. Иллюстрация к четырнадцатой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1962—1965107. А.Г. Тюрин. Левша среди англичан. Иллюстрация к пятнадцатой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1962—1965108. А.Г. Тюрин. Смерть левши. Иллюстрация к девятнадцатой главе сказа Н.С. Лескова «Левша». 1962—1965109. Е.М. Рачев. Обложка к сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 1973110. Е.М. Рачев. Настя и Митраша — «охотники за сладкой клюквой». Иллюстрация к сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 1973111. Е.М. Рачев. Серый Помещик. Иллюстрация к сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 1973112. Е.М. Рачев. Митраша в болоте. Иллюстрация к сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 1973
112-а. Только на CD. Е.М. Рачев. Рогатый великан. Иллюстрация к сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 1973
113. Е.М. Рачев. Настя возле черного пня. Иллюстрация к сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 1973
113-а. Только на CD. Е.М. Рачев. Заяц. Иллюстрация к сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 1973
114. Е.М. Рачев. Митраша и Травка. Иллюстрация к сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 1973115. В.Л. Гальдяев. Перед отъездом в райцентр. Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». 1982116. В.Л. Гальдяев. Игра в «чику». Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». 1982117. В.Л. Гальдяев. «…Сел за свою парту и опустил голову». Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». 1982118. В.Л. Гальдяев. «Это правда, что ты играешь на деньги?» Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». 1982119. В.Л. Гальдяев. Игра в «замеряшки». Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». 1982120. Б.А. Алимов. «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году». Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
120-а. Только на CD. Б.А. Алимов. «Я быстро приловчился к “замеряшкам”…». Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Источник: https://www.cnso.ru/index.php/component/content/article?id=167